Карта экспресс-обследования речевой деятельности детей логопедической группы 5-6 летнего возраста

Речевая карта для логопедического обследования детей 4–7 лет

Корякова Анастасия
Речевая карта для логопедического обследования детей 4–7 лет

Речевая карта

Ф. И ребёнка ___

Дата рождения, возраст ___

Домашний адрес, № телефона ___

Откуда поступил ребенок ___

Сведения о семье (Ф. И. О, место работы)

Решением ПМПК от ___ протокол № ___

Принят (а) в логопедическую группу на срок ___

К занятиям с логопедом приступил (а) ___

От беременности___ роды ___

Как протекала беременность (инфекции, простудные заболевания, болезни почек, угрозы, токсикозы, кровотечения) ___

Роды в ___ недель (стремительные, затяжные, обезвоженные) ___

Стимуляция (химическая, механическая, электрическая) ___

Крик (сразу, реанимир.) ___ асфиксия (синяя, белая) ___

Rh (конфликт) ___ вес ___ рост ___

Родовые травмы (переломы, вывихи, гематомы) ___

Грудное вскармливание с ___ до ___

Голову держит (до 3) ___ ползает(6) ___ сидит сам (7) ___

Пошёл сам (12) ___ появился 1-й зуб ___

Инфекционные (ветр. оспа, корь, коклюш, скарлатина, гепатит, краснуха и т. д) ___

Травмы головы (ушибы, сотрясения) ___ судороги на t ___

Состоит на диспансерном учёте (специалист, по поводу) ___

РЕЧЕВОЙ АНАМНЕЗ

Первые слова к (1) ___ фразы к (2) ___

Прерывалось ли речевое развитие ___

Занимались с логопедом (когда, где) ___

Педагогическое обследование

Первичное обследование (4-5 лет) Динамика

Сколько тебе лет?

Как зовут твою маму?

Как зовут твоего папу?

Где они работают?

Как называется твоя любимая игрушка?

Общее развитие ребенка

Исследование сенсорного развития

4 года: красный, желтый, зеленый, синий, белый, черный

5 лет: + оранжевый, голубой

6 лет: + фиолетовый, розовый, коричневый, серый

4 года: круг, квадрат, треугольник

5 лет: + овал, прямоугольник

6 лет: + многоугольник

Исследование зрительно-пространственного гнозиса

Ориентировка во времени:

4 года: времена года

5 лет: + дни недели, их последовательность

6 лет: + части суток

Ориентировка в пространстве

4 года: вверху, внизу, впереди, сзади

5 лет: + слева, справа

6 лет: + слева вверху, справа вверху и т. д

Анализ.Ребенок справился с заданиями:

Вывод.Запас общих представлений: Самостоятельно

С помощью педагога

Соответствует возрасту Самостоятельно

С помощью педагога

Логопедическое обследование

СОСТОЯНИЕ РЕЧЕВОГО АППАРАТА, ГОЛОСОВОЙ ФУНКЦИИ, ПРОСОДИКИ

Первичное обследование (4-5 лет) Динамика

Степень разборчивости речи:

Речь невнятная, смазанная, малопонятная для окружающих

Разборчивость речи несколько снижена, речь нечёткая

Разборчивость речи не нарушена

Темп речи: Норм., тахилалия, брадилалия, запинки, заикание

Ритм речи: Норм., дисритмия, растянутый, скандированный, зависит от проявления гиперкинезов)

Дыхание: А) свободное.

Б) затрудненное. В) поверхностное.

Г) неровное. Д) вдох неглубокий, выдох укорочен

Голос: А) сильный, звонкий (N). Б)недостающая сила голоса: тихий, слабый, истощающий). В) назальный оттенок, гнусавый)

Вывод: просодическая сторона речи Нарушена, сформирована с отклонениями, отклонений не имеет) Нарушена, сформирована с отклонениями, отклонений не имеет)

Губы: Норма, толстые, тонкие

Зубы: Норма, крупные, мелкие, редкие, нарушение зубного ряда, вне челюстной дуги

Прикус: Правильный, прямой, прогнатия, прогения, передний открытый, боковой открытый, перекрёстный

Твердое небо: N, высокое (готическое, куполообразное, глубокое, узкое, плоское, низкое, наличие расщелины.

Мягкое небо: N, длинное, короткое, наличие расщелины, отклонение

Язык: В пределах нормы, широкий, массивный, толстый, маленький, узкий, раздвоенный, короткий, гипертрофия корня языка

Подъязычная связка: N, укороченная, короткая, наличие спаек N, укороченная, короткая, наличие спаек

Вывод: строение артикуляционного аппарата Нормальное, с отклонениями Нормальное, с отклонениями

Артикуляционные движения языка:

Объем движений: Строго ограничен, полный, неполный Строго ограничен, полный, неполный

Умение держать артикуляционную позу:

Упражнения: А) верхний подъем

Б) боковые отведения влево-вправо

Г) «трубочка», «чашечка»

Д) круговые движения языка

Вывод: А) артикуляционная моторика в пределах нормы

Б) отмечаются нарушения органического характера

(отмечаются только те звуки, при произношении которых есть нарушения,

другие звуки не отмечаются)

Начало года 5 лет

Конец года 6 лет

Начало года 6 лет

СЛОГОВАЯ СТРУКТУРА

5-6 лет лестница

6-7 лет троллейбус

6-7 лет парикмахер

4 года Ребята слепили снеговика.

На плите кастрюля и сковорода.

5-6 лет Водопроводчик чинит водопровод.

Волосы подстригают в парикмахерской.

6-7 лет Регулировщик стоит на перекрестке.

Мотоциклист ездит на мотоцикле.

Читайте также:
Конспект урока по теме 'Приставки в семантическом поле слова 'Грел'

Вывод: Слоговая структура слова

негрубые дефекты слоговой структуры,нарушена Нарушена: перестановки звуков, парафазии (замены звуков, сокращение слогов, элизии (пропуски звуков, итерации (повторение звуков, кантамитации (часть одного слова соединяется с частью другого, персеверации (отсроченное повторение)

Повторение слогов с оппозиционными звуками

4 года 5-6 лет 6-7 лет

ба-па ба-па-ба са-ша-са

га-ка да-та-да жа-ша-жа

да-та га-ка-га са-ца-са

ма-ба за-са-за ча-тя ча

ва-ка та-тя-та ла-ля-ла

Дифференциация оппозиционных звуков, смешиваемых в произношении

(показать по картинкам)

4 года 5-6 лет 6-7 лет

Зуб-суп Речка-редька Розы-рожи

Мишка-миска Цвет-свет Марка-майка

Кочка-кошка Крыса-крыша Ель-гель

Танки-санки Рожки-ложки Плач-плащ

Анализ и синтез звукового анализа слова

Выделение начального ударного из слов Астра

Выделение конечного согласного из слов Кот

Выделение начального согласного из слов Мост

Определение последовательности звуков в слове Кот

Определение количества звуков в слове Бык

Вывод: Навыки звукового анализа Соответствуют возрасту

Не сформированы Соответствуют возрасту

Преобразование единственного числа во множественное

4 года 5-6 лет 6-7 лет

стол-столы дом-дома лампа

шапка крот олень

кольцо окно пень

жук лист колесо

Согласование с числительными

4 года 5-6 лет 6-7 лет

5 коз 1 муравей

Согласование падежных окончаний

4 года 5-6 лет 6-7 лет

лиса лиса ежик лиса ежик рысь

И. У тебя есть кто?

Р. У них нет кого?

Д. Корм даю кому?

П. Рассказ о ком?

Образование уменьшительно-ласкательных форм

4 года 5-6 лет 6-7 лет

дом ведро кружка

книга одеяло гнездо

кукла машина платье

мяч бант дерево

Образование существительных единственного и множественного числа в родительном падеже

У кого котенок? (у кошки)

Кого много? (кур)

У кого нет мяча? (у мальчика)

Чего много на столе? (ножей)

Чего много в корзине? (капусты)

Чего в доме много? (окон)

Кого много на дереве? (ворон)

Кого много? (утят)

Чего много в лесу? (деревьев)

Чего много? (стульев)

Согласование с предлогами

4 года 5 лет 6 лет

Где сидит попугай? Что делает попугай?

Что делает попугай?

Ходит по клетке Сидит под клеткой

Входит в клетку Сидит над клеткой

Выходит из клетки

Выглядывает из-за клетки

Относительные прилагательные Притяжательные прилагательные

Бочка из дерева (какой)

Чьи кроссовки? (папины)

Банка из стекла (какая)

Чья это шляпа? (мамина)

Конверт из бумаги (какая)

Чьи это очки? (бабушкины)

Сапоги из резины (какие)

Чей это хвост? (лисий)

Варенье из яблок (какое)

Чьи лапы роют нору? (лисьи)

Конфета из шоколада? (шоколадная)

Чья это будет нора? (лисья)

Образование новых глаголов с помощью приставок

Девочка что делает? (прыгает)

Папа что сделал? (пришел)

Кошка что сделала? (подпрыгнула)

Папа сделал? (ушел)

Кошка что сделала? (спрыгнула)

Мальчик что сделал? (обошел)

Мальчик что сделал? (перепрыгнул)

Мальчик что сделал? (вошел)

Назови одним словом

4 года 5-6 лет 6-7 лет

птицы одежда обувь

игрушки фрукты посуда

4 года Назови животных: ___

Назови игрушки: ___

5 лет Назови птиц: ___

Назови посуду: ___

6 лет:Назови овощи: ___

Назови мебель : ___

Номинативный словарь (назови детенышей)

4 года 5-6 лет 6-7 лет

У кошки У козы У лошади

У утки У волка У коровы

У лисы У собаки У свиньи

Антонимы (скажи наоборот)

4 года 5-6 лет 6-7 лет

Хороший Широкий Веселый

Большой Светлый Чистый

Худой Высоко Добро

Глагольный словарь (кто что делает)

4 года 5-6 лет 6-7 лет

Птица Змея Врач

Рыба Заяц Учитель

Составление рассказа по картинке.

Расскажи, что делает …. (девочка?

Составление рассказа по картинке.

Расскажи, что делает …. (мама?

У Кати был котенок. Катя любила котенка. Она поила котенка молоком. Котенок любил играть с Катей.

Илюша собрался на рыбалку. Он накопал червей, взял удочку и пошел к реке. Сел на берегу и закинул удочку. Скоро попался лещ, а потом окунь. Мама сварила Илюше вкусную уху.

Полный, связный, последовательный, краткий, при помощи наводящих вопросов, не смог пересказать.

Сюжетная линия сохранена. Непоследовательное изложение рассказа. Пересказ отдельных фрагментов не связанных между собой.Вывод:Пересказ рассказа:

Полный, связный, последовательный, краткий, при помощи наводящих вопросов, не смог пересказать.

Читайте также:
Правильная артикуляция звука (Р)

Сюжетная линия сохранена. Непоследовательное изложение рассказа. Пересказ отдельных фрагментов не связанных между собой.

Составление рассказа по серии сюжетных картин.

Составление рассказа по сюжетной картине.

В стадии формирования,

Требует дальнейшего развития

Не сформирована. Вывод.Связная речь:

В стадии формирования,

Требует дальнейшего развития

ЛОГОПЕДИЧЕСКОЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Карта-схема экологической тропы для детей и родителей МДОУ Воспитатель первой квалификационный категории Ковтун Е. И. Карта схема для детей. Карта схема для родителей. Наш детский сад работает.

Коммуникативно-речевая НОД «Котик Тимошка в гостях у детей» в первой младшей группе Коммуникативно – речевая НОД. Тема : «Котик Тимошка в гостях у детей» Задачи: дать детям представления о домашних животных (котик, строении,.

Конспект логопедического занятия для детей с ОВЗ «Зимушка-зима» Цели: развитие связной речи, слухового внимания и восприятия, навыков словообразования, мелкой моторики, творческого воображения, умения.

Протокол обследования обучающихся 9-х классов «Профессиональные склонности» [b]Протокол обследования [/b]Опросник профессиональных склонностей обучающихся 9-х классов. Автор данного опросника – Л. Йовайши (автор.

Развернутый план диагностического обследования ребенка ПЕРВИЧНАЯ ДИАГНОСТИКА Ф. И. ребенка___ Возраст___ Область диагностики Виды психических процессов; особенности.

Сообщение из опыта работы на тему «Творческая речевая деятельность детей в старшей группе дошкольного возраста» Работу по формированию творческой художественно – речевой деятельности начали проводить в старшей группе. Цель этого задания –подвести детей.

Советы и рекомендации для родителей «Речевая готовность детей к школе» Говоря о готовности дошкольника к школьному обучению,необходимо заметить важность уровня речевого развития ребёнка,поскольку именно при.

Технологическая карта НОД по познавательному развитию для детей 6–7 лет на тему «Первоцветы Томской области» Образовательная область: «Познавательное развитие». Направление: ознакомление с миром природы. Тема: Первоцветы Томской области. Педагогическая.

Технологическая карта прогулки «Наблюдение за одуванчиками» для воспитанников 4 группы детей с ОВЗ Тема: «Наблюдение за одуванчиками» Цели: формирование знаний о растениях посредством развития познавательной активности во время прогулки;.

В помощь социальному педагогу. Акт обследования условий жизни несовершеннолетнего (памятка по заполнению) УТВЕРЖДАЮ: Заведующий ГДОУ ТО «Узловский детский сад»: Т. В. Миронова__ Акт обследования условий жизни и воспитания несовершеннолетних.

Логопедическое обследование устной речи дошкольника

Представленные ниже материалы (для обследования ребенка 4-5 лет) не обязательно использовать в полном объеме. Обследование каждого ребенка индивидуально. Специалист в ходе ознакомительной беседы выявляет уровень речевого и общего развития ребенка, и в зависимости от этого выбирает материал необходимый для конкретного ребенка. Логопед следит за тем, чтобы ребенок не переутомился, чередует виды деятельности.

В ходе диагностики определяется уровень сформированности у ребенка фонетической системы (звукопроизношение, звукослоговая структура, динамическая организация речи), фонематических функций, лексико-грамматического строя речи, речевой моторики, связной речи. Полученные данные помогают понять причину нарушения и спланировать коррекционную работу так, чтобы максимально помочь ребенку.

Логопедическое обследование детей 4-5 лет (пояснительная записка).

1. Обследование звукопроизношения (С 2-14).

Ребенок называет предметы, изображенные на картинках.

2. Обследование звуко-слоговой структуры слова (С 15).

Ребенок называет предметы, изображенные на картинках.

3. Обследование состояния фонематического восприятия (С 16-19).

Предложите ребенку поиграть в «попугая». Вы говорите, а попугай повторяет.

Повторение слогов с оппозиционными звуками:

па – ба, на – га, ба – на, га – да, та – да, ка – га, та – на, ва – та, мя – ма, ба – ма.

Дифференциация оппозиционных звуков, не смешиваемых в произношении (по картинкам). Покажи, где миска? Где мишка?

Картинки: мишка – мышка, уточка – удочка, корка – горка, бочка – почка, трава – дрова.

Дифференциация оппозиционных звуков, смешиваемых в произношении (по картинкам). Покажи, где рак? Где лак?

Картинки: рак – лак, суп – зуб, чашки – шашки, вечер – ветер, глаза – гроза, коза – коса, чеснок – щенок, миска – мишка, малина – Марина, цветик – Светик.

4. Обследование состояния фонематического анализа синтеза (С 20).

Выделение заданного звука из слов.
Выделение [м] («мычание телёнка») или [р] («моторчик») из слов: мышь, комар, доска, окно, рама, дом, рыба, дрова, стол, шар.

Читайте также:
Логопедическая помощь ребенку-аутисту

5. Исследование лексики и грамматического строя импрессивной речи (С 21 – 22).

Проверяем объем и точность понимания значения слов.

Понимание различных грамматических форм (по картинкам):

  • дифференциация единственного и множественного числа существительных
    Картинки: чашка – чашки, гриб – грибы, мяч – мячи.
  • дифференциация предложно – падежных конструкций с предлогами (на, в, под, за, над, перед, около, по) Где гусеница?

Понимание словосочетаний и простых предложений.

Покажи – палочкой карандаш, карандашом палочку.

Понимание простых распространённых предложений, вопросительных предложений.

6. Исследование лексики и грамматического строя экспрессивной речи (С 23-37).

Существительные. Назвать предметные картинки по лексическим темам и обобщающие понятия. С 4 лет – игрушки, посуда, животные; с 5 лет – те же и обувь, овощи, фрукты, семья.
Назвать геометрические фигуры.

Глаголы. Что делает? (по картинкам)

(Птица – летает, рыба – плавает, змея – ползает, лягушка – прыгает, самолет – летает, лодка – плывет, машина – едет, собака – лает, кусает, ест, играет…)

Прилагательные.
«Назови цвета».
Подбор определений к слову: еж – какой?, солнце – какое?, конфета – какая? носки – какие? и т.д.

  • Состояние словоизменения.

Употребление имён существительных в именительном падеже единственного и множественного числа. Игра «Один – много» (по картинкам).

Картинки: стол – столы, шар – шары, мяч – мячи, рука – руки, кукла – куклы, дерево – деревья, лев – львы, стул – стулья.

Употребление имён существительных в косвенных падежах без предлога.
У меня есть карандаш. У меня нет карандаша. Я рисую карандашом.

  • Состояние словообразования

Образование названий детёнышей животных: у утки, у гуся, у лисы, у кошки.

7. Обследование связной речи (С 38-40).

Предложите ребенку рассмотреть сюжетную картинку (серию сюжетных картинок) и рассказать, что на ней (них) нарисовано.

Речевая карта дошкольника (5 лет)

Речевая карта (5 лет)

Анкетные данные

Фамилия, имя ребенка____________________________________________________________

Сведения о родителях

Мать (Ф.И.О., возраст, номер телефона)________________________________

Отец (Ф.И.О., возраст, номер телефона)________________________________

Дата зачисления на логопункт__________________________________________________________

Заключение ТОПМПК__________________________________________________

Рекомендации специалистов:

Состояние артикуляционного аппарата:

Губы(норма, толстые, тонкие, вывернутые)___________________________________

Язык(норма, толстый, тонкий, маленький, массивный, географический, раздвоенный)

Прикус(норма, прогения, прогнатия, открытый)____________________________________

Подъязычная связка(норма, укороченная, короткая)_________________________________

Движения органов артик.аппарата: подвижность языка, точность, темп, объём и переключаемость позы_________________________________________________________

Общее звучание речи:

Разборчивость (норма, произн.смазанное)__________________________________________

Голос(норма, хриплый, назализованный)_________________________________________

Темп (норма, брадилалия, тахилалия)_____________________________________________

Сила голоса(норма, сильный, слабый, затухающий)_________________________________

Общее развитие ребёнка: геометрич.формы:

ориентация во времени и пространстве(части суток___ вр.года___дни недели___месяцы__

вправо-влево___ вверх-вниз___ впереди-сзади___),«4 лишний»____________________

Фонематический слух:

– Послушай слова, скажи, в каких из них есть звук [Ш] (шапка, светофор, кошка, роза, чашка, жук, шило, шорты)__________________________________________

– Какие слова начинаются со звука [с]________________________________________

Вывод: Фонематический слух в норме, незначительно нарушен, грубо нарушен

Анализ звукового состава слова:

выделение первого звука в слове: Аня ____утка______ осень _____Ира _____банка _____ танк____

Выделение последнего звука: пух _____мак ____луна _____шары _____молоко_____

Вывод: Фонематическое восприятие в норме, незначительно нарушено, грубо нарушено

Звукопроизношение:

1-изолир., 2-в словах, 3-в спонтан. речи.

Слоговая структура

Повтори слова и словосочетания:

Ребята слепили снеговика_________________________________________

Вероника ест помидоры_______________________________________

Вова едет на велосипеде___________________________________

Мотоциклист едет на мотоцикле._____________________________________________

Вывод: слоговая структура не нарушена, нарушена незначительно, грубо нарушена

Лук, репа, морковь, капуста __________назвать посуду__________________________

Шкаф, стол, диван, стул ________________назвать одежду_______________________

Груша, яблоко, лимон -_________________назови животных_________________________

Слова-антонимы: горячий___________ широкий __________________высоко_________

умный ______________________ день______________ худой______________

Названия детёнышей животных: кошки __________собаки __________утки__________

Подбор прилагательных к существительным:

лимон какой?____________________________ платье какое?__________________________

Глагольный словарь: Кто что делает? (Как передвигается?)

Кто как голос подает?

Вывод: словарь соответствует возрасту, ограничен, резко ограничен

Грамматический строй речи

Сущ.ед.ч сущ.мн.ч ОНИ р.п ед.ч НЕТ р.п мн.ч МНОГО

Стол ____________ _____________ ________________

Окно ____________ ____________ _______________

Дом ____________ ____________ ________________

Лист ____________ _____________ _______________

Кольцо ____________ _____________ _______________

– Скажи что нарисовано и сколько? 2 5

Конь ______________ ________________

Коза ______________ ________________

Читайте также:
Совершенствование связной речи старших дошкольников с ОНР средствами сюжетной видеозаписи

Утка ______________ ________________

– Изменение существительных по падежам:

У тебя есть (кто?) __________________ Любишь (кого?)__________________________

У них нет (кого?)____________________Доволен (кем?)___________________________

Корм даю (кому?)___________________Рассказ (о ком?)___________________________

– сущ-е с уменьш.-ласкательным значением: книга _____________ кукла_______________

– префиксальное словообразование слова ШЁЛ:

– понимание предлогов: К____ В____ НА___ ПЕРЕД___ ИЗ-ЗА____ ЗА_____ИЗ-ПОД__

Вывод: соответствует возрасту, редкие аграмматизмы, ошибки многочисленные, но типичные, ошибки многочисленные, стойкие, специфические аграмматизмы, невозможность образовывать формы слов.

Понимание речи

Где заяц идет за кошкой, а где кошка за зайцем?______________________________

Покажи мамину дочку, дочкину маму?_______________________________________

Женя потеряла мишку, которого взяла у Вали. Чей был мишка?_________________

Лошадь обогнала осла. Кто впереди, кто отстал?______________________________

Вывод: на уровне целостного текста, рассказа, для ответов на вопросы по смыслу требуется помощь взрослого, понимание грамматических форм на уровне фразы, ситуативное, на уровне знакомых слов, обращенная речь малопонятна для ребенка, не может выполнить и половины заданий.

Связная речь

Составление предложений по сюжетной картине (предметное перечисление, простое предложение, распростр.)_______________________________________________

Составление рассказа по серии сюжетных картинок (самостоятельно, по вопросам, не справился)_________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Вывод: без затруднений, рассказ бедный, требуется помощь взрослого, наводящие вопросы, нарушена последовательность в передаче сюжета, простая аграмматическая фраза, связной речи нет

Результаты логопедического обследования

Карта экспресс-обследования речевой деятельности детей логопедической группы 5-6 летнего возраста

Авторы: Баева А. И.

Изучение состояния речевых процессов у 5—6-летних детей с общим недоразвитием речи

Баева А. И., учитель-логопед МДОУ № 76, г. Йошкар-Ола

Проблема своевременной и объективной диагностики речевых нарушений имеет большое теоретическое и практическое значение. С точки зрения теории она связана с установлением вида, этиологии и механизмов формирования того или иного нарушения, а с позиций практики ее решение способствует более точному, целенаправленному и дифференцированному логопедическому воздействию.

Для изучения динамики формирования речевых процессов в условиях коррекционно-образовательного процесса ДОУ мы разработали комплект таблиц «Состояние речевых процессов детей дошкольного возраста», с помощью которой проводятся стартовая и итоговая диагностика (соответственно – сентябрь и май), а также динамическое наблюдение детей в течение учебного года. Особо важны, на наш взгляд, результаты промежуточного изучения состояния речевых процессов (январь) в подготовительных группах, поскольку они позволяют внести необходимые коррективы в индивидуальные коррекционные программы.
Обследование речи детей проводится по четырем параметрам (звукопроизношение, фонематическое восприятие, лексико-грамматические средства речи, связная речь) с использованием трехбалльной системы оценивания.

Звукопроизношение

Диагностика звукопроизношения (табл. 1) выявляет умения ребенка произносить тот или иной звук изолированно и использовать его в самостоятельной речи. (Филичева Т.Б., Каше Г.А. Диагностический материал по использованию недостатков речи у детей дошкольного возраста). Ребенку предлагается произнести звук:
– изолированно;
– в составе слогов;
– в составе слов;
– в предложениях.
Слова, взятые из картинок, должны иметь различный звуковой и слоговой состав, а также стечение согласных. Исследуемый звук должен занимать разные позиции (начало, середина, конец) в слове. Звукопроизношение оценивается в баллах:
3 – все звуки есть;
2 – нарушены один-два звука, звуки в стадии автоматизации;
1 – нарушена одна группа звуков;
0 – нарушены две и более групп звуков.

Проверка производится по следующим критериям:
– нет звука;
– звук искажен;
– звук автоматизируется;
– звук есть.

Фонематическое восприятие

Диагностика фонематического восприятия (табл. 2) нацелена на выявление уровня сформированности фонематического слуха, навыков звукового анализа и синтеза.
Оценка производится в баллах:
3 – нет ошибок;
2 – одна-две ошибки;
1 – три ошибки;
0 – более трех ошибок.
Ребенку предлагают выполнить четыре вида заданий на доступном и соответствующем периоду обучения речевом материале.

I. Повторение слоговых рядов с оппозиционными звуками
  • 5 лет: «па – ба», «да – та», «та – да – та», «ка – га – ка».
  • 6 лет: «па – пя – па», «са – са – за», «ши – жи – ши».
II. Выделение заданного звука
  • 5 лет – выделить звуки из ряда слов.

1 и 2 обследования:
«ш» – «стена», «шум», «дом», «наш», «нос», «кошка»;
«у» – «нос», «ухо», «кот», «иду», «лак», «суп»;
«к» – «сом», «кот», «лоб», «мак», «дом», «окно».
3 обследование:
«ш» – «листок», «малыш», «стена», «шапка», «дыня», «Ма-ша»;
«у» – «улитка», «солнце», «кукла», «мячик», «кенгуру»;
«к» – «тетрадь», «карман», «палец», «песок», «лампа», «буква».

  • 6 лет – выделить звуки из ряда слов.
Читайте также:
Использование нейрогимнастики на логопедических занятиях

1 обследование:
«р» – «шуба», «рыба», «замок», «топор», «слон», «кран»;
«л» – «каска», «лодка», «дверь», «стол», «домик», «кресло»;
«о» – «рука», «окно», «стул», «ведро», «кукла», «стол».
2 обследование:
«р» – «телефон», «забор», «капуста», «Родина», «лесовик», «муравей»; «л» – «небо», «лампа», «фуражка», «полоса», «тетрадь», «футбол»;
«о» – «рыба», «окунь», «лиса», «поле», «мячик», «пальто».
3 обследование:
«р» – «дневник», «квадрат», «аптека», «растение», «апельсин», «помидор»;
«л» – «труба», «лопата», «самокат», «велосипед», «дерево», «крокодил»;
«о» – «шкаф», «одежда», «машина», «ухо», «заяц», «колобок».

III. Придумать слово с заданным звуком
  • 5 лет – придумать по два слова со звуками «к», «а», «м» (звуки в любой позиции).
  • 6 лет – придумать слова со звуками «с», «ч», «и» (звук в начале, в середине и в конце слова).
IV. Звуковой анализ слова (заполняется специальная карточка)

Определить место звука в словах (три позиции). Четвертое слово любое.

«а» – «аист», «рука», «мак»;
«к» – «кот», «рак», «окно»;
«м» – «мак», «дом», «лампа».

«ш» – «шуба», «малыш», «кошка»;
«с» – «сом», «коса», «нос»;
«у» – «утка», «бегу», «лук».

Лексико-грамматические средства речи

Задания раздела направлены на изучение объема словаря, навыков словоизменения и словообразования и употребления грамматических категорий. При оценке лексики используются баллы:
3 – называние семи и более слов;
2 – называние пяти-шести слов;
1 – называние трех-четырех слов;
0 – называние одного-двух слов.
Словоизменение и словообразование оценивается:
3 – ни одной ошибки;
2 – не более двух ошибок;
1 – три ошибки;
0 – более трех ошибок.

I. Предметный словарь:

назвать предметы
1 обследование:

  • 5 лет – фрукты;
  • 6 лет – профессии.
  • 5 лет – дикие животные;
  • 6 лет – птицы.
  • 5 лет – деревья;
  • 6 лет – транспорт.
II. Словарь признаков:

подобрать слова-признаки к предметам
1 обследование:

  • 5 лет – кукла;
  • 6 лет – яблоко.
  • 5 лет – собака;
  • 6 лет – человек.
  • 5 лет – мяч;
  • 6 лет – машина.
III. Словарь действий:

назвать, что делает
1 обследование:

  • 5 лет – кошка;
  • 6 лет – повар.
  • 5 лет – птица;
  • 6 лет – заяц.
  • 5 лет – повар;
  • 6 лет – бабочка.
IV. Cловоизменение и словообразование
  • 5 лет:

назвать предметы во множественном числе;
сказать ласково: «стул», «кукла», «ведро»;
образование относительных прилагательных («сумка из кожи» – …; «мяч из резины» – …; «стол из дерева» – …; «кофта из шерсти» – …).

согласование числительных с существительным (сосчитать карандаши);
образование притяжательных от разных слов: («заяц» – …; «лиса» – …; «медведь» – …; «белка» – …);
про что можно сказать «мой», «моя», «мое» (логопед называет слова).

Диагностика связной речи

Цель этапа – изучение уровня владения навыками последовательного, логичного и связного повествования. Используется «Примерная схема оценки уровней развития связной речи» (В.П. Глухов, 1996).

I. Пересказ
  • 5 лет.

Кот
В бутылке было молоко. Кот толкнул бутылку. Бутылка упала, молоко потекло. Кот лакал молоко.
Ёжик
Живет в лесу ёжик. Летом ежик сыт. Он ест мышей, лягушек, жуков. Зимой нет еды для ёжика. Ёжик всю зиму спит.
Умная галка
Хотела галка пить. В саду на столе стоял кувшин с водой. В кувшине воды было мало, и галка не могла достать воду. Она стала кидать в кувшин камушки. Много накидала. Вода в кувшине поднялась, и галка стала пить.

Творческий рассказ (вместо пересказа). Придумать конец истории.
Весна. Солнце сверкает на небе. Марина спешит во двор. Там ее ждут подруги. Она бежит по лестнице. Вдруг Марина услышала жалобное мяуканье…

II. Рассказ по серии сюжетных картинок (по пособию Г. Каше)
  • 5 лет: «Кошка и мышка» (три картинки).
  • 6 лет: «Заяц и морковка» (четыре картинки).
III. Рассказ по сюжетной картинке (по пособию Г. Каше)
  • 5 лет: «Испугались» (III – 29).
  • 6 лет: «Соня и собака» (III – 31).
Читайте также:
Развитие лексико-грамматического строя речи у детей ОВЗ
IV. Описательный рассказ
  • 5 лет: яблоко.
  • 6 лет: мягкая игрушка.

Связность речи оценивается в баллах в соответствии с табл. 5.

После обследования речи ребенка внутри каждого из разделов заполняется соответствующая форма, где в конце стоит дата обследования и фамилия логопеда. Потом заполняется сводный «Речевой профиль группы» (табл. 6), который позволяет выделить детей с низким, средним и относительно высоким уровнем речевого развития. Они также оцениваются в баллах.
I: низкий – от 0 до 9;
II: средне-низкий – от 10 до 19;
III: средний – от 20 до 28;
IV: средне-высокий – от 29 до 34;
V: высокий – от 35 до 39.
По результатам промежуточной диагностики состав подгрупп может изменяться.

Вопросы диагностики и коррекции речи детей были и остаются одной из самых деликатных тем общения с родителями. Правильное заключение – необходимое, но не главное условие успешного обучения ребенка с нарушениями речи. При организации работы с родителями следует соблюдать два принципа: сообщать им о результатах обследования в тактичной форме и проводить необходимую разъяснительную работу. Это определяет дальнейшую эффективность и устойчивость результатов коррекционно-речевых мероприятий.
Как довести до сознания родителей важность коррекционной работы? В чем ребенку нужно помочь? Как сообщить им результаты диагностики? Размышление над этими вопросами привело к созданию «Индивидуальной диагностической карточки» (табл. 7). Она рассчитана на два года, и в нее заносится оценка выполнения ребенком речевых заданий в процессе стартовой, промежуточной и итоговой диагностики. Карточка удобна для родительских собраний, мини-педсоветов, при переходе ребенка в другую группу.
Для усиления восприятия можно результаты каждого обследования обозначать условными знаками другого цвета. В разделе «Звукопроизношение» можно написать все звуки, которые ребенок не произносил вначале, а над ними – символы-кружки, которые по мере постановки и автоматизации звука будут заштриховываться:
– нет звука;
– звук автоматизируется;
– звук введен в речь.
Все эти формы учета данных психолого-педагогического и логопедического обследования детей, хода и результатов коррекционно-речевой работы с ними прошли успешную апробацию и взяты на вооружение многими логопедами.

Методика логопедического обследования методом экспресс-диагностики

Логопедическое обследование — это комплексная диагностика состояния речевой деятельности. Включает сбор и анализ анамнеза, осмотр анатомического строения артикуляционного аппарата, оценку фонетическо-фонематической и лексико-грамматической сторон речи.

Цель настоящего мероприятия — выявление имеющихся недостатков в речевой системе, определение их причин, характера, глубины и степени, а также установление компенсаторных механизмов организма и построение маршрута индивидуальной коррекционной помощи.

Задачи логопедического обследования

Диагностика проводится логопедом и носит комплексный характер. При этом принимаются во внимание возрастные, психологические и интеллектуальные особенности ребенка-логопата. Основными задачами данной процедуры являются:

  • диагностика степени сформированности различных сторон речи;
  • пристальное изучение недостатков конкретных компонентов речевой системы, анализ особенностей недоразвития;
  • развитие потенциальных компенсаторных возможностей и прогнозирование динамики логопедической работы;
  • констатация общего уровня речевого развития, логопедического заключения для определения адаптивной программы и форм обучающего процесса.

В процессе обследования выявляются и невербальные характеристики, показатели сенсорного развития. Определяется умение ребенка различать цвета, форму предметов, способность к анализу, синтезу и классификации, состояние ориентировки в пространстве.

Технология логопедического обследования

В технологическую последовательность входит 6 этапов (Грибова О. Е., Филичева Т. Б., Чиркина Г. В.):

  • ориентировочный,
  • деференцировочный,
  • диагностический,
  • аналитический,
  • прогностический,
  • информирование родителей.

Принципы логопедического обследования

В основе любой деятельности исследовательского характера лежат общие принципы и методы. Принципы — это исходные теоретические положения, которыми исследователь руководствуется в ходе деятельности. Принципы логопедического обследования учитывают тот факт, что первичная несформированность одного из речевых компонентов влечет за собой вторичные негативные изменения речевой системы в целом. Поэтому обследование должно быть комплексным, целостным и динамическим, но одновременно должно иметь собственное специфическое содержание, направленное на аналитику речевого дефекта.

Логопедическое обследование начинается с анализа медицинской и психолого-педагогической документации, имеющейся на диагностируемого ребенка, со сбора анамнестических сведений от педагогов и родителей, а затем проводится исследование состояния общей и ручной моторики, речевого аппарата , фонетической стороны речи (звукопроизношения и просодики), фонематических процессов, лексики, грамматического строя речи, связной речи, чтения и письма. Результаты диагностики заносятся в речевую карту — карта обследования речи.

Читайте также:
Развитие мелкой моторики рук как один из видов деятельности на логопедических занятиях

Этапы логопедического обследования

  1. Ориентировочный (сбор анамнестических сведений; уточнение запроса родителей; выявление предварительных индивидуально-типологических особенностей ребенка.
  2. Диагностический (изучение имеющихся у ребенка речевых и неречевых средств коммуникации; характер нарушений языковых средств).
  3. Аналитический (интерпретация полученных в ходе диагностики данных; оформление документации).
  4. Прогностический (прогнозирование потенциала ребенка; выяснение направлений логопедической работы; разработка индивидуального маршрута).

Экспресс-диагностика в работе логопеда

Экспресс-диагностика осуществляется при первичном осмотре ребенка логопедом детской поликлиники или специализированного детского цента. Данная методика не предполагает длительного наблюдения за ребенком и углубленного анализа анамнестических сведений. В результате такой диагностики выявляются речевые недостатки и определяется предварительное заключение, которое впоследствии подтверждается и уточняется при оформлении ребенка с нарушением речи на логопункт или в компенсирующее детской учреждение.

Применение иллюстративных дидактических материалов предоставляет широкие возможности применения различных анализаторных систем в ходе выполнения и контроля над деятельностью. В частности визуализация основных компонентов устной речи.

Предлагаемое пособие для экпресс-диагностики поможет провести диагностику с дошкольниками и за короткий временной промежуток определить имеет ли ребенок дефект речи.

Для выяснения способности ребенка к самостоятельным развернутым высказываниям предлагается составить рассказ по серии сюжетных картинок.

По завершении обследования родитель также получает рекомендации специалиста. При необходимости выписывает справку логопеда — такой документ часто нужен для поступления в школу или для комиссии по комплектованию в логопедические детские сады.

Для более полного логопедического обследования предлагается иллюстрированный альбом Волковской Т.Н. В данном альбоме даны подробные методические рекомендации по обследованию импрессивной (понимание речи) и экспрессивной (самостоятельной) речи детей с речевыми аномалиями. Пособие способствует эффективному логопедическому обследованию фонематической, лексической и грамматической стороны речи, связной речи. Предложены варианты речевых карт и формулировки логопедических заключений. Название: Иллюстративная методика логопедического обследования.

Важно: инструкции по выполнению заданий логопед проговаривает доброжелательно, в умеренном темпе, задавая интонационную тональность в ходе диагностической процедуры.

Скрининговая диагностика логопеда также широко применяется для изучения речевой функции детей дошкольного возраста.

Логопедическое обследование дошкольника

Разделы: Логопедия

Логопедическое обследование ребенка крайне необходимо для определения уровня его речевого развития.

В последнее время отмечается рост числа детей с минимальными мозговыми дисфункциями, которые приводят к нарушению развития высших психических функций, в том числе и речи. Диагностическое исследование таких детей представляет определённые трудности, т.к. у данного контингента детей имеются не только речевые, но коммуникативные и эмоционально-волевые расстройства различной степени выраженности.

Таким образом, диагностическое исследование, с одной стороны, позволяет определить нарушение или несформированность функциональных систем, в том числе и речи, и тем самым подойти к причине трудностей, испытываемых ребёнком, а с другой стороны – комплексная диагностика способствует определению специальных коррекционных методов обучения, которые могут оказать помощь в преодолении этих трудностей.
Особое значение приобретают комплексные методы диагностики в исследовании нарушений и отклонений в развитии высших психических функций у детей:

  • Устной и письменной речи
  • Особенностей процессов восприятия
  • Внимания
  • Памяти
  • Мышления
  • Пространственного воображения.

Логопедическое обследование включает 2 самостоятельных раздела:

  • “Общая диагностика” (память, внимание, счёт, мышление, эмоции).
  • “Речевая диагностика” (устная речь, чтение, письмо, слухоречевая память).

Комплексное обследование, охватывающее как речевые, так и неречевые возможности ребёнка, позволяет провести качественную функциональную диагностику и разработать стратегию эффективной направленности коррекции.

ЧТО ВХОДИТ В ЛОГОПЕДИЧЕСКОЕ ОБСЛЕДОВАНИЕ?

  • Диагностика (около 1 часа)
  • Консультация родителей
  • Оформление логопедического заключения
  • Обсуждение с родителями индивидуальной программы сопровождения ребенка
  • Проводится обследование состояния речи ребенка по следующим направлениям:

    • произносительная сторона
    • фонематические процессы (слух и восприятие, звуковой анализ и синтез)
    • словарь
    • грамматический строй речи
    • связная речь
    • артикуляционная моторика (подвижность органов речи)
    • мелкая моторика рук

    Перед проведением диагностики предлагается заполнить анамнез – анкету, в которой родители описывают основные моменты развития ребенка, начиная от рождения, условия его жизни. Все полученные данные помогают понять причину нарушения и спланировать свою работу так, чтобы максимально помочь ребенку.
    После проведения диагностики, ребёнку рекомендуется необходимая программа развития. Которая учитывает его речевые, возрастные и индивидуальные психофизиологические особенности.

    Читайте также:
    Некоторые приемы реализации ФГОС для повышения эффективности работы воспитателей над звуковой культурой речи детей, занимающихся с учителем-логопедом

    Составляется ПРОТОКОЛ ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ОБСЛЕДОВАНИЯ, который ВКЛЮЧАЕТ СЛЕДУЮЩИЕ ПУНКТЫ:

  • Имя, фамилия, возраст, дата рождения, домашний адрес.
  • Имена отчества родителей, кем работают, как зовут других членов семьи, проживающих совместно с ребёнком.
  • Жалобы родителей, характеристика воспитателей.
  • Данные раннего развития: а) общего (кратко); б) речевого (подробно, по периодам).
  • Строение органов артикуляции, подвижность их.
  • Речь: а) импрессивная (понимание речи); б) экспрессивная (владение собственной речью) — с точки зрения фонетики, словаря, грамматического строя; рассказ, пересказ.
  • Состояние вербального интеллекта.
  • ПРИМЕРНЫЕ ВИДЫ ЗАДАНИЙ ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ОБСЛЕДОВАНИЯ

    При обследовании общего развития ребенка необходимо выяснить:

    • на каком уровне находятся знания основных цветов, геометрических форм, величины предметов (Например, показать от самого высокого до самого низкого и т.п.)
    • умение ориентироваться в пространстве (спереди, сзади, вверху, внизу, сбоку); во времени (времена года, части суток)
    • состояние конструктивной деятельности (сложить разрезную картинку из двух-четырех частей);
    • знание элементарных математических понятий (один, много, ни одного);
    • умение классифицировать предметы (обобщающие понятия, выделение четвертого лишнего)

    При обследовании речевого развития ребенка проверяется активная и пассивная речь. Здесь необходимо выяснить:

    • понимает ли ребёнок обращённую к нему речь;
    • какими речевыми средствами пользуется он в общении;
    • подражает ли речи взрослого;
    • как отвечает на вопросы (односложно или развёрнутыми фразами);
    • использует ли мимику, жесты.

    ОБСЛЕДОВАНИЕ НОМИНАТИВНОГО СЛОВАРЯ

  • Предметный словарь:
    • покажи и назови предметы (куклу, машину, часы, книгу, зеркало);
    • покажи и назови части тела (руку, нос, колено, локоть, лоб, пальцы, шею);
    • покажи и назови части предметов (дома, машины, самолета, куклы, часов);
    • покажи и назови животных (кошку, собаку, зайца, волка, лису, лошадь, козу).
  • Предикативный словарь:
    • покажи и назови, что делает конкретный человек (едет, идет, ест, сидит, плывет);
    • покажи и назови, что делает человек на картинке (шьет, вяжет, гладит, готовит)
  • Классификация предметов:
    • назови предметы одним словом (овощи, фрукты, игрушки, животные, птицы, посуда, мебель, транспорт, инструменты);
    • узнай предметы по характерным признакам (что состоит из кабины, кузова, колес, фар, руля, сиденья – машина).
  • ОБСЛЕДОВАНИЕ ГРАММАТИЧЕСКИХ КАТЕГОРИЙ

  • Единственное и множественное число существительных (покажи карандаш/карандаши; возьми себе шары, а мне дай шар);
  • единственное и множественное число глаголов (покажи, где плывет, а где плывут);
  • настоящее и прошедшее время глаголов (покажи, где мальчик складывает кубики, а где сложил; где ловит рыбу, а где поймал);
  • формы мужского и женского рода глагола (угадай, про какую картинку я сказал – нарисовал/нарисовала дом, читал/читала книгу);
  • нахождение предмета по названному признаку (мужскому, женскому, среднему роду прилагательного): дай мне картинку, на которой синий (шар), синее (море), синяя (шапка);
  • предлоги и предложно-падежные конструкции (где находится предмет?)
  • ОБСЛЕДОВАНИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ

  • Как тебя зовут?
  • Сколько тебе лет?
  • Как зовут твою маму?
  • Как зовут твоего папу?
  • Есть ли у тебя брат, сестра?
  • Кто старше (младше)?
  • Кто еще с тобой живет?
  • Какая твоя любимая игрушка?
  • С кем ты подружился в детском саду?
  • Составление предложений по картинкам.

    Составление предложений по опорным словам.

    СОСТАВЛЕНИЕ РАССКАЗА ПО СЮЖЕТНОЙ КАРТИНКЕ, ИЛИ СЕРИИ КАРТИНОК.

    СОСТАВЛЕНИЕ рассказа по описанию игрушки.

    По результатам диагностики делается заключение о состоянии речи ребёнка. В ходе консультации знакомлю родителей с результатами обследования, отвечаю на вопросы и информирую о необходимости логопедической помощи. По показаниям предлагаю сопровождение ребёнка по индивидуальной программе, учитывающей его речевые, возрастные и индивидуальные психофизиологические особенности и составленной на основе разработанных логопедических программ.

    Литература:

    • Т.П. Бессонова, О.Е. Грибова “Дидактический материал по обследованию речи детей ” изд-во “АРКТИ” 2009 г.

    Речевые карты для дошкольников с ОНР и школьного логопункта

    Речевая карта является документом и представляет собой бланки диагностических заданий, которые заполняет учитель-логопед на каждого ребенка при поступлении в логопедический детский сад или речевую группу массового детского сада). Речевая карта ведется логопедом в течение всего срока пребывания ребенка в компенсирующем саду. В неё вносятся анамнестические данные о ребенке, результаты тестирования логопедом до начала коррекции, промежуточные результаты и после коррекции. Заносятся заключение логопедической комиссии, рекомендации логопеда.

    Читайте также:
    Дифференциация звуков Щ — Ш

    Речевые карты ведутся и хранятся в кабинете логопеда до решения ПМПК о выпуске ребенка из логопедической группы. Срок хранения 10 лет имеют протоколы заседаний ПМПК по набору и выпуску детей, 5 лет — справки о результатах проверок логопедической работы и отчеты логопеда, 3 года хранятся годовые планы работы.

    Структура речевой карты

    Речевая карта — это структурированный внутренний документ, включающий следующие разделы:

    • логопедическое обследование;
    • логопедическое заключение;
    • перспективный план коррекционной работы;
    • наличие динамики логопедической коррекции и ее особенности;
    • анализ результатов коррекционного воздействия.

    В первые две недели учебного года логопедом проводится комплексная диагностика речи детей. В этот период вносятся все имеющиеся сведения о речевом развитии ребенка и состояние речевой функции на данный момент времени.

    Речевые карты скачать бесплатно

    Карты составлены разными авторами с учетом разделов программы Т. Б.Филичевой, Г. В.Чиркиной «Коррекционное обучение и воспитание детей с ОНР»: лексика, грамматика, связная речь. Специалисты постоянно совершенствуют процесс диагностики и бланки обследования. Поэтому на выбор предлагается несколько вариантов речевых карт для дошкольного ОУ и для школьного логопункта.

    Образец речевой карты (облегченный вариант)

    Речевая карта для дошкольника с ОНР

    Речевая карта для дошкольников с ОНР (комплексное обследование)

    Школьная речевая карта

    Инструкция: скачать электронную форму документа. Последовательного задать вопросы ребенку, результаты занести в карту. После заполнения всех пунктов карта выводится в печать и подписывается учителем-логопедом.

    Речевая карта для обследования речи ребенка дошкольного возраста

    Фамилия, имя, отчество ребенка ___________________________________________________________

    Дата рождения ________________________________________________

    Домашний адрес ____________________________________________________________

    Дата поступления в логопедическую группу ____________________________________________________________

    Заключение медико-педагогической комиссии __________________________________________________________

    Сведения о родителях

    Мать(Ф.И,О. возраст, образование) _______________________________________________________

    Жалобы родителей _________________________________________________________

    Речь родителей и других членов семьи _____________________________________________________________

    Наличие других членов семьи _____________________________________________________________

    Анамнез

    Наследственные и хронические заболевания родителей _____________________________________________________

    От какой беременности и родов ребенок ___________________________________________________________

    Протекание беременности ______________________________________________________

    Крик ____________________________ Наличие асфиксии _________________ Вес и рост ребенка при рождении __________________________________________________________

    Как взял грудь __________________________ Вскармливание до ___________

    Отклонения в поведении и заболевания до года ______________________________________________________________

    Удержание головы _________________ Ползание _______________________ Сидит ______________ Ходит _____________________

    Характер моторики раннего возраста ___________________________________________________________

    Гуление ___________ Лепет ______________Первые слова __________ Первые фразы ____________________________

    Использование жестов _________________ Двуязычие _________________________________

    Речевая среда _____________________________

    Адаптация в детском саду

    Аппетит ____________________________________ Сон ___________________

    Взаимоотношения со взрослыми _________________________________________________________

    Взаимоотношения с детьми ____________________________________________________________

    Игровая активность _________________________________________________________

    Преобладающее настроение ________________________________________________________

    Первичная беседа

    Как тебя зовут? ________________ Сколько тебе лет? ____________________

    С кем ты пришел в д/с? ______________________________________________

    Где ты живешь? ____________________________________________________

    С кем ты живешь? __________________________________________________________

    Как зовут твоих родителей? ________________________________________________________

    Сколько пальцев у тебя на руке? _________ Покажи один _______ Покажи много __________________________________________________________

    Общая характеристика речи (отсутствует, звукоподражания, лепетная речь, отдельные слова, фразовая речь) ______________________________________________________________

    Рисунок ребенка

    Умение держать карандаш ________________ Уровень развитие предметного рисунка: чирканье, каракули, предметное изображение ___________________

    Нарисуй дом, дерево, человека.

    Исследование неречевых психических функций

    Узнавание и соотнесение цвета _______________________________________

    Различение и соотнесение плоскостных фигур ___________________________

    Оптико-пространственный гнозис и праксис

    Складывание картинки из частей ______________________________________

    Выкладывание фигур из палочек по образцу ____________________________

    Ориентировка в пространстве _________________________________________

    Слуховое внимание

    Дифференциация неречевых звуков ___________________________________

    Определение направления звука ______________________________________

    Динамический праксис

    ! !_______ ! !!_______! ! !!_________ !! !_________!! !!________ ! . ________

    . ! __________ ! !! !! ____________ . !! ________ ! ! !! ___________!! . ___

    Исследование моторики

    Общая моторика

    Обёъм ___________________ Переключаемость _________________________

    Темп ______________________ Координация ____________________________

    Ручная моторика

    Объем движений _______________ Переключаемость _____________________

    Ведущая рука ______________________________________________________

    Навык работы с карандашом _________________________________________

    Способность к манипуляции с предметами _____________________________

    Мимическая мускулатура

    Закрыть, правый, левый глаз _________________________________________

    Поднять, нахмурить брови ___________________________________________

    Наморщить нос ____________________________________________________

    Надуть щеки _______________________________________________________

    Втянуть щеки _______________________________________________________

    Артикуляционная моторика

    Открыть, закрыть рот ________________________________________________

    Подвигать нижней челюстью вправо-влево _____________________________

    Подвигать языком влево-вправо(«Маятник»)____________________________

    «Качели» (Язык на верхнюю –нижнюю губу)____________________________

    Читайте также:
    Развитие мелкой моторики рук как один из видов деятельности на логопедических занятиях

    «Качели» (Язык вверх и низ за зубы)___________________________________

    Особенности анатомического строения артикуляционного аппарата _______

    Дыхательная и голосовая функция

    Тип дыхания___________________Объем дыхания_______________________

    Продолжительность речевого выдоха__________________________________

    Сила голоса___________________ Модуляция голоса_____________________

    Просодические компоненты речи

    Темп _______________ Ритм_______________ Паузация__________________

    Употребление основных видов интонации______________________________

    Состояние звукопроизношения

    звук изолированно В словах Во фразах В предложениях
    А
    О
    У
    Ы
    И
    Э
    Б
    БЬ
    П
    ПЬ
    В
    ВЬ
    Ф
    ФЬ
    Т
    ТЬ
    Д
    ДЬ
    К
    КЬ
    Г
    ГЬ
    Х
    ХЬ
    М
    МЬ
    Н
    НЬ
    Й
    Л
    ЛЬ
    Р
    РЬ
    С
    СЬ
    З
    ЗЬ
    Ш
    Щ
    Ж
    Ч
    Ц

    Фонематические процессы

    Фонематическое восприятие

    Различение оппозиционных звуков

    Повтори АИ_____ ОА_______ЫИ__________ УО_________ АОИ____________

    ПА-БА_________ ДА-ТА ___________ КА-ГА _________ ВА-ФА-ВА___________

    КА-ТА____________ АК-АТ____________АТ-АК______ ТУ-КУ-ТУ_____________

    ТА-ТЯ__________ НЯ-НА________МЫ-МИ-МЫ___________ БУ-БЮ-БУ_______

    Покажи на картинках

    СУП-ЗУБ__________ БОЧКА-ПОЧКА____________ БАК-МАК________________

    Фонематический анализ

    Выделение заданного звука на фоне слова_____________________________

    Выделение первого гласного в слове (в 5 лет) __________________________

    Выделение последнего согласного в слове (в 6 лет)______________________

    Определение первого согласного в слове(6 лет)_________________________

    Определение количества звуков АУ____ АМ____ МУ____ДОМ____ ВАТА____

    Звуковая структура слова
    Слоговая структура слова

    4 года: кот____ вода______мост_____ банка____фантик_______окно______

    5лет: самолет____________ микстура________ помидоры_______________

    ИМПРЕССИВНАЯ РЕЧЬ

    Словарь имён существительных

    дверь______ цветок______ книга_______ самолет_______________________

    Играет______ прыгает______ поёт______ поливает_______ едет___________

    смотрит_______ продает______ готовит________ катит______ тянет________

    Словарь имён прилагательных

    Короткий – длинный _______________________________________________

    Апельсиновый сок из чего? __________________________________________

    Волчья лапа у кого? _________________________________________________

    Понимание сложных грамматических конструкций

    Собака бежит за мальчиком. Кто бежит первый?________________________

    Положи карандаш между книгами.____________________________________

    Положи тетрадь под книгу.___________________________________________

    Положи мячик перед коробкой._______________________________________

    Положи мячик в коробку.____________________________________________

    Послушай и покажи соответствующую картинку.

    Три грибочка на иголках тянут ёжики под ёлку.__________________________

    Лист и груши на иголках тянут ёжики под ёлку.__________________________

    Послушай и ответь на вопросы.

    Мая и Тая моют окна.

    Про кого здесь говорится — про девочек или мальчиков?__________________

    Как зовут первую девочку?_________________ вторую?___________________

    Девочки моют одно окно или несколько?_______________________________

    Вика и Ваня пошли в лес собирать грибы и ягоды. Вика грибы не собирала.

    Что собирал Ваня?________________________________________________

    ЭКСПРЕССИВНАЯ РЕЧЬ

    Словообразование

    У кошки котята. У козы______________ У утки__________ У лисы_________

    У льва___________ У медведя____________ У кролика__________________

    Варенье из яблок________________ компот из вишни___________________

    Кисель из клюквы_________________ Суп из гороха______________________

    Пюре из картофеля____________________ Суп из фасоли_________________

    Горка изо льда_____________________ Стул из дерева___________________

    Лист дуба______________________ Лист березы_________________________

    У собаки лапа – собачья. У медведя лапа _______________________________

    У льва хвост ______________ У зайца уши ______________________________

    Словоизменение

    Преобразование единственного числа во множественное

    Стол — _________. Шапка ____________ Жук ____________Дом ____________

    Окно ____________ Полотенце __________________

    Согласование с числительными

    Один дом. Две _________________ Пять_____________________________

    Одна утка. Две ___________ Пять __________________________________

    Один конь. Два __________________ Пять коней________________________

    Одна коза. Две _________________ Пять _____________________________

    Одна змея. Две змея ________________ Пять змей______________________

    Один воробей. Два ________________________ Пять_____________________

    Составление предложений по картинкам
    Повторение предложений

    Попугай пьет воду.__________________________________________________

    Таня причесывает куклу Барби.________________________________________

    Ване купили новые ботинки.__________________________________________

    В саду было много красных яблок._____________________________________

    Бабушка связала внучке теплые рукавицы.______________________________

    Лена сказала, что не пойдет сегодня гулять, потому что холодно.___________________________________________________________

    Повторение рифмовок

    Би-би-би- гудит машина: Жук и Мишуткою играют

    Не поеду без бензина. Мячик по полу катают.

    Перессказ

    Петушок поет. Курицу с цыплятами зовет. Петушок зернышки нашел, сам не съел – цыплятам отдал.

    Коля и Петя купались в реке. Петя заплыл далеко от берега. Он устал и стал тонуть. Коля не умел плавать. Он кричал и звал на помощь. Мимо шел Ваня. Он бросился в воду. Ваня быстро вытащил Петю на берег.

    Составление рассказа по серии сюжетных картинок «Нашли ежа»

    Вывод

    Заключение

    Никандрова Елена Георгиевна учитель-логопед д/с №28 г. Волосово, Ленинградская обл.

    Рейтинг
    ( Пока оценок нет )
    Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
    Добавить комментарий

    ;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: