Календарный план проведения фронтальных занятий в старшей группе с ОНР

Календарный план проведения фронтальных логопедических занятий в старшей группе для детей с ОНР
календарно-тематическое планирование по логопедии (старшая группа) по теме

Календарный план соответствует рекомендациям авторов книги «Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. Программно-методические рекомендации» (Т.Б.Филичева, Г.В.Чиркина, Т.В.Туманова) о распределении логопедических занятий по периодам (сентябрь-ноябрь, декабрь-март, апрель-июнь) в старшей группе для детей с ОНР. Календарный план представлен в виде таблицы, где указан период, месяц, неделя и даже день проведения занятия, а также его тема и цель. Всего: более 130-ти логопедических занятий.

Скачать:

Вложение Размер
kalendarnyy_2.doc 152.5 КБ

Предварительный просмотр:

КАЛЕНДАРНЫЙ ПЛАН ПРОВЕДЕНИЯ ФРОНТАЛЬНЫХ ЛОГОПЕДИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ

ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКИХ КАТЕГОРИЙ, ФОНЕТИЧЕСКОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ И РАЗВИТИЮ СВЯЗНОЙ РЕЧИ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОНР на 2013 – 2014 УЧЕБНЫЙ ГОД

Фронтальные логопедические занятия *

Количество занятий в неделю по периодам обучения

Формирование лексико-грамматических средств языка и развитие связной речи

Формирование правильного звукопроизношения (закрепление поставленных звуков, овладение звуковым анализом и синтезом)

*«Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. Программно-методические рекомендации»/ Т.Б.Филичева, Т.В. Туманова, Г.В. Чиркина.- М.: Дрофа, 2009.- 189, [3] с.

I ПЕРИОД. СЕНТЯБРЬ

ПЕРВИЧНОЕ ОБСЛЕДОВАНИЕ, ЗАПОЛНЕНИЕ РЕЧЕВЫХ КАРТ

Тема : Детский сад.

Цель : закреплять, активизировать и расширять знания детей по теме.

Тема : Развитие общего внимания и понимания речи.

Цель : развивать у детей внимание, понимание речи и словесно – логическое мышление.

Цель : углублять знания детей по теме, воспитывать бережное отношение к игрушкам.

Тема : Формирование понятия о действии и предмете.

Цель : учить детей подбирать к действию объекты и к объекту действия.

Количество занятий: 4.

I ПЕРИОД. ОКТЯБРЬ

Цель : уточнять, активизировать и развивать словарный запас детей по теме, воспитывать интерес к изменениям в природе.

Тема : Имена собственные и их уменьшительные формы.

Цель : учить детей самостоятельно образовывать уменьшительно-ласкательные формы от предложенных имен и названий предметов.

Цель : развивать и активизировать словарный запас детей по теме «Овощи».

Тема : Падежные конструкции. Винительный падеж существительных в единственном числе.

Цель : учить изменять начальную форму существительного, ставя его в винительном падеже единственного числа.

Цель : закреплять, активизировать и расширять знания детей по теме.

Тема : Глаголы мужского и женского рода в прошедшем времени.

Цель : учить согласовывать глаголы и существительные в числе.

Тема : Сад – огород.

Цель : углублять знания детей по теме, учить различать фрукты и овощи.

Тема : Составление трехсловных предложений.

Цель: познакомить детей с понятием «предложение», обучить составлению фразы с опорой на схему.

Тема: Лес. Грибы, ягоды, деревья.

Цель : развивать и активизировать словарный запас по теме.

Тема: Согласование числительных «один», «одна» с существительными.

Цель : учить детей соотносить на слух и правильно согласовывать в речи существительные мужского и женского рода с числительными один , одна .

Количество занятий: 10.

I ПЕРИОД. НОЯБРЬ

Тема : Перелетные птицы.

Цель : уточнять, активизировать и развивать словарный запас детей по теме, воспитывать интерес к изменениям в природе.

Тема : Падежные конструкции. Родительный падеж существительных в единственном числе с предлогом У и без него.

Цель : учить детей образовывать существительное в родительном падеже единственного числа от существительного в именительном падеже, согласовывая существительное с соседними словами. Уточнить значение предлога У.

Цель : развивать и активизировать словарный запас детей по теме «Одежда».

Тема : Падежные конструкции. Родительный падеж существительных в единственном числе.

Цель : Учить детей образовывать существительное в родительном падеже единственного числа от существительного в именительном падеже, правильно согласовывая слова в словосочетаниях и фразах. Учить понимать и дифференцировать вопросы: кого? чего?

Тема : Обувь, одежда, головные уборы.

Цель : учить детей различать обобщающие слова по теме, подбирать к ним соответствующие группы предметов.

Тема : Приставочные глаголы.

Цель : Учить детей дифференцировать по смыслу глаголы, имеющие разные приставки и общую основу ехать , учить самостоятельно подбирать по смыслу нужный приставочный глагол

Цель : углублять знания детей по теме, познакомить с различными материалами и инструментами, а также профессиями людей, связанными с одеждой.

Тема : Согласование существительных «два», «две» с существительными.

Цель: Учить детей соотносить на слух и правильно согласовывать в речи существительные мужского и женского рода с числительными два, две и подбирать существительные к этим числительным

Количество занятий: 8.

II ПЕРИОД. ДЕКАБРЬ

Тема : Зима. Зимние забавы.

Цель : уточнять, активизировать и развивать словарный запас детей по теме, воспитывать интерес к изменениям в природе.

Тема: Предлог НА.

Цель: Учить детей выделять предлог НА в предложениях и сочетаниях слов, составлять предложения с предлогом НА по двум опорным словам.

Тема : Воспроизведение рассказа, составленного по демонстрируемому действию.

Цель : Учить детей отвечать на вопрос развернутой фразой из 3-4 слов; пересказывать текст, составленный из 3-4 простых предложений с наглядной опорой в виде наблюдаемых объектов и действий с ними.

Тема : Развитие слухового внимания и фонематического восприятия.

Цель : развивать слуховое внимание и фонематическое восприятие детей на материале внеречевых звуков и слов, близких по звуковому составу.

Цель : познакомить детей с понятиями «слово» и «звук».

Тема : Мебель. Части мебели.

Цель : развивать и активизировать словарный запас детей по теме.

Тема : Падежные конструкции. Дательный падеж существительных в единственном числе.

Цель : Учить детей правильно употреблять форму дательного падежа существительных в единственном числе без предлога, образовывать существительное в дательном падеже от существительного в именительном падеже

Тема : Воспроизведение рассказа, составленного по демонстрируемому действию.

Цель : Учить детей отвечать на вопрос развернутой фразой из 3-4 слов; пересказывать текст, составленный из 4 простых предложений.

Цель : обучить детей навыкам анализа и синтеза сочетаний из двух гласных звуков (АУ, УА).

Цель : учить дифференцировать звуки А-У, определять наличие или отсутствие их в словах.

Цель : обогащать словарный запас детей по теме.

Тема : Падежные конструкции. Творительный падеж существительных в единственном числе.

Цель : Учить детей правильно употреблять форму творительного падежа существительных в единственном числе.

Тема : Составление рассказа по следам продемонстрированного действия.

Цель : Учить детей отвечать на вопрос фразой из 3-5 слов, строя ее в полном соответствии с порядком слов в вопросе. Учить объединять фразы в рассказ из 4-5 предложений с наглядной опорой.

Цель : продолжать обучение детей анализу и синтезу сочетаний из двух звуков.

Тема : Звуки А-У-И.

Цель : учить определять в словах последний гласный звук.

Тема : Новогодний праздник.

Цель : создать праздничное настроение в группе, уточнить словарный запас.

Тема : Согласование местоимений «мой», «моя» с существительными.

Цель : учить детей согласовывать местоимения «мой», «моя» с существительными в роде.

Тема : Составление рассказа по следам продемонстрированного действия.

Цель: Учить детей объединять фразы из 3-5 слов в рассказ из 4-5 предложений.

Цель : закрепить полученные навыки анализа и синтеза звукосочетаний.

Цель : учить дифференцировать звуки О-У, определять наличие или отсутствие их в заданных словах.

Журнал Педагог

Автор: Мурадымова Татьяна Анатольевна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МАДОУ “Детский сад №356 комбинированного вида”
Населённый пункт: Республика Татарстан
Наименование материала: Коррекционно-развивающая работа с дошкольниками, имеющими речевые нарушения
Тема: “Календарно-тематическое планирование фронтальных занятий в старшей группе для детей с ОНР”
Раздел: дошкольное образование

Календарно-тематическое планирование фронтальных занятий в старшей группе для детей с ОНР

Тема занятия по формированию фонетической

стороны речи и элементам обучения грамоты.

Основное содержание. Количество занятий.

Лексическая тема

формированию

грамматических категорий и развитию связной

речи. Основное содержание. Кол-во занятий.

Первый период обучения (сентябрь, октябрь, ноябрь)

Обследование. Заполнение речевых карт.

Составление индивидуальных планов работы.

Развитие понимания устной речи, умения вслушиваться в

Неречевые звуки». (1 занятие)

неречевых звуков по высоте, силе, тембру.

Золотая осень.

Деревья, кустарники.

Падежные окончания. (2 занятия)

падеже единственного числа во множественное число.

роде, числе, падеже.

Развитие слухового внимания и восприятия на

речевых звуках.(1 занятие)

процессе произношения слогов, слов и коротких

Познакомить с понятиями «слово» и «звук»

выделением каждого звука. Подбор слов, похожих

Дары осени. Овощи.

Существительные с уменьшительно-ласкательными

суффиксами. (1 занятие)

Закрепление употребления предлогов «на», «в».

Составление рассказа описания по схеме.

Составление рассказов описаний об овощах по схеме:

Название овоща. Где растет? Какой по форме, по цвету,

на вкус? Что можно приготовить?

Звук У. (1 занятие)

Знакомство со звуком «У» и его характеристикой.

Закрепление понятия «гласный звук».

Определение по немой артикуляции.

Выделение начального ударного звука «У» среди

других гласных звуков, слогах, словах.

Домашние заготовки.

Согласование существительных с притяжательными

местоимениями мой, моя, моё, мои. (1 занятие)

существительных и согласование с ними в роде, числе,

Составление загадок – описаний по образцу.

Загадывание загадок детьми: цвет фрукта, форма фрукта,

Звук А. (1 занятие)

Знакомство со звуком «А» и его характеристикой.

Закрепление понятия «гласный звук».

Закрепление понятия о месте нахождения звука в

слове (начало слова).

Активизация

Рассматривание

картины «Семья». (2 занятия)

Уп от р е бл е н и е

р од и т е л ь н о го

С о г л а с о в а н и е

с у щ е с т в и т е л ь н о г о

прилагательных. Дид упражнение «Чей, чья, чье, чьи?»

Понимание логико-грамматических конструкций

Звуки А – У. (1 занятие)

Сравнительная характеристика звуков.

Закрепление понятий «гласный звук», «слово».

Закрепление понятия о месте нахождения звука в

слове (начало слова).

Мой дом. Квартира.

Предлог в. (1 занятие)

Образование и употребление приставочных глаголов.

Закрепление в речи предлогов «в».

согласование их с существительными в роде, числе.

предложений с помощью предметных

Пересказ рассказа «Как дом родился?» (1 занятие)

словами потому что.

Образование относительных прилагательных.

Подбор однородных сказуемых.

Усвоение категории творительного падежа с

предлогами с и со.

Ноябрь Октябрь

Звук И. (1 занятие).

Знакомство со звуком «И».

опорой на артикуляционные

З а к р е п л е н и е

Выделение гласного звука в

Человек.Части тела.

Здоровье. Гигиена.

совершенного

несовершенного

Возвратные глаголы.

п р о ш е д ш е г о

с у щ е с т в и т е л ь н ы х

е д и н с т в е н н о г о

Сказка «Великан и

Гномик». Образование слов

с увеличительными и

С о с т а в л е н и е

рассказа о своем лучшем

Звук П . (1 занятие)

Четкое произнесение и характеристика звука «П»

с опорой на артикуляционные признаки.

Закрепление понятий «согласный твердый, глухой

Выделение звука в словах в конце слова

Звуковой анализ слогов АП, ИП, УП, составление

схем обратных слогов.

Простое распространенное предложение. (1 занятие)

Распро ст ранение

о п р е д е л е н и я м и .

Составление предложений по опорным словам, с опорой

на предметные картинки.

Согласование числительных с существительными.

Составление детьми рассказа по картине «Казань – мой

любимый город» по частям. (1 занятие)

Звук О. (1 занятие).

Знакомство со звуком «О».

Характеристика звука с опорой на артикуляцию.

Закрепление понятий «звук»,

Выделение гласного звука в начале слова.

Ты, я, он, она –

вместе дружная семья.

День народного

Согласование существительных с предлогами на, в.

Различение предлогов в – на правильное употребление их с

существительными в предложном падеже.

2. Упражнять детей в составлении предложений с

числительных два,

Составление предложений по двум опорным предметным

Перспективное планирование фронтальных занятий в старшей группе с общим недоразвитием речи

Перспективное планирование фронтальных занятий в старшей группе с общим недоразвитием речи

О.С. Гомзяк с. 73-77 (1)

1Развитие слухового вни

мания и восприятия на речевых звуках

Е.Ю.Бухтеярова с. 61 – 62

1 Составление рассказа по картине «Играем в Айболита»

Н.В. Нищева « Наш Детский сад» с. 9-12

О.С.гомзяк с. 83 – 87 (1)

2 Звук и буква У

О.С.Гомзяк с. 20 – 26

2 Пересказ рассказа Н. Сла дкова «Осень на пороге» О.С. Гомзяк с. 16 – 19

О.С.Гомзяк с. 88 – 92 (1)

3 Звук и буква А

О.С.Гомзяк с. 27 – 32

6 Слова – предметы»

Е.Ю. Бухтеярова с. 63 – 64

Сказка о братьях слово.

3 Пересказ описательного рассказа об овощах с опорой на схему

О.С. Гомзяк с. 20 – 24

О.С. Гомзяк с.93 – 97 (1)

О.С. Гомзяк с.33 – 38

4 Составление описательного рассказа о фруктах с опорой на схему

О.С. Гомзяк с. 25 – 28

О.С. Гомзяк с. 98 – 101(1)

5 Звук и буква П

О.С. Гомзяк с. 39 – 44

10 «Слова – предметы»

Е.Ю. Бухтеярова с. 64-66

Сказка о братьях слово.

5 Пересказ рассказа

«Богатый урожай» с использованием сюжетных картин

О.С. Гомзяк С.р. с.29 – 32

11 «Лес. Грибы. Ягоды»

О.С. Гомзяк с. 102-107 (1)

6 Звук и буква О

О.С. Гомзяк с. 45 – 50

6 Пересказ рассказа Я. Тай

ца «По ягоды» с использованием предметных карти

О.С. Гомзяк с.33 – 35

12 «Перелётные птицы»

О.С. Гомзяк с. 108 – 111(1)

7 Звук и буква И

О.С. Гомзяк с. 51 – 56

13 »Слова – действия»

Е.Ю. Бухтеярова с. 66-67

Сказка о братце – действии

7 Пересказ адаптированного рассказа Л. Воронковой «Лебеди» с использованием сюжетных картин О. С. Гомзяк С.р. с. 36 – 38

О.С. Гомзяк с. 112 – 118 (1)

8 Звук и буква М

О.С. Гомзяк с. 57 – 61

8. Составление описательного рассказа об одежде с опорой на схему

О.С. Гомзяк с.39 – 42

О.С.Гомзяк с. 119 – 123 (1)

9 Звук и буква Н

О.С. Гомзяк с. 62 – 68

17 «Слова – действия»

Е.Ю. Бухтеярова с. 68-69

Сказка о братце действии.

9. Составление рассказа «Как солнышко ботинок нашло» по серии сюжетных картинок

О.С. Гомзяк с. 43 – 46

10 Звук и буква Т

О.С. Гомзяк с. 7 – 12

19 Дифференциация предлогов «НА и ПОД»

О.С. Яцель с. 7 – 9

10. Составление рассказа «Как мы играли» по демонстрируемым действям

О.С. Гомзяк с. 13 – 15

20 «Зима. Зимние забавы»

О.С. Гомзяк с. 72-77 (2)

11 Звук Ть. Буква Т

О.С. Гомзяк с. 13 – 17

Е.Ю. Бухтеярова с.70-72

Сказка о бабушке предложении

11Пересказ рассказа «Общая горка», составленная по картине с проблемным сюжетом.

О.С. Гомзяк С.р. с. 51-54

О.С.Гомзяк с. 78 – 82(2)

12 Звук и буква К

О.С. Гомзяк с. 18 – 22

О.С. Яцель с. 9 – 11

12 . Пересказ русской народной сказки «Три медведя» с элементами драматизации

О.С. Гомзяк . 55 – 58

О.С. Гомзяк с. 89-87 (2)

13 Звук Кь Буква К

О.С. Гомзяк с. 23 – 27

25 Дифференциация понятий «Слово»-«предложе

Е.Ю. Бухтеярова с.72-76

Сказка о бабушке предло

13. Составление рассказа «Семейный ужин» по серии сюжетных картинок

О.С. Гомзяк с. 59 – 63

О.С. Гомзяк с. 88-92(2)

14 Звуки К – Кь Буква К

О.С. Гомзяк с. 28 – 32

27 Дифференциация пред

О.С. Яцель с. 11 – 13

14 Составление рассказа «Новый год на пороге» по серии сюжетных картин с продолжением сюжета.

О.С. Гомзяк с. 64 – 67.

28. «Зимующие птицы»

О.С. Гомзяк с. 72 – 77 (2)

15. Звук и буква Б

О.С. Гомзяк с.33 – 37

29 «Слова – признаки»

Е.Ю. Бухтеярова с.82-83

Сказка о братце признаке

15. Составление описательного рассказа о зимующих птицах с использованием схемы.

О.С. Гомзяк С. р. с. 68 – 71

30. . «Дикие животные зимой»

О.С. Гомзяк с. 99 – 103(2)

16 Звук Бь Буква Б

О.С. Гомзяк с. 38 – 42

О.С. яцель с. 13-15

16 Составление близких к тексту пересказов (по рассказам Е. Чарушина «Кто как живёт. Заяц. Белка. Волк»)

О.С. Гомзяк С.р. с. 72 – 74

32 «Аквариумные и пресноводные рыбки»

Н.В. Нищева с. 519 – 527

17 Звук и буква Э

О.С. Гомзяк с. 43 – 47

33 «Слова – признаки. Составление распространённых предложений»

Е.Ю. Бухтеярова с. 83-86

Сказка о братце признаке

17Составление рассказов о пресноводных рыбках по заранее составленному плану.

Н.В.Нищева С.р.с. 534 –537

О.С.Гомзяк с. 104 – 109 (2)

18 Звуки Г – Гь. Буква Г

О.С. Гомзяк с. 48 – 52

О.С.Яцель с. 15 – 17

18. Пересказ рассказа «Как мы общаемся», составленного по отдельным сюжетным картинкам

О.С. Гомзяк С. р. с.75 – 79

О.С.Гомзяк с. 110 – 115 (2)

19 Звук Ль. Буква Л

О.С. Гомзяк с. 53 – 57

37 Знакомство с видами рассказов

Е.Ю. Бухтеярова с.86-88

19. Пересказ рассказа . Цыферова «Паровозик» с использованием опорных картинок

О. С. гомзяк с. 80 – 83

38. «Комнатные растения»

О.С. Гомзяк с. 116 – 120

20 Звук и буква Ы.

О.С. Гомзяк с. 58 – 62

О.С. Яцель с. 17 – 18

20. Составление рассказа по сюжетной картине

О.С. Гомзяк С. р. с. 84 – 87

О.С.Гомзяк с. 121 – 124 (2)

21 Пересказ рассказа Л. Кассиля «Сестра»

О.С.Гомзяк С.р. с. 88-90

41 «Весна. Приметы весны»

О.С.Гомзяк с. 81 – 85 (3))

21 Звук и буква С.

О.С. Гомзяк с. 7 – 12

42 Пересказ с использованием картинного плана

«Даша кормит птиц»

Е.Ю. Бухтеярова с. 88-90

21 Составление рассказа

«Заяц и морковка» по серии сюжетных картин

О.С. Гомзяк с.91 – 94

43 «Праздник 8 Марта»

О.С.Гомзяк с. 86–91 (3)

22 Звук Сь. Буква С

О.С. Гомзяк с. 13 – 18

О.С. Гомзяк с. 92 – 97 (3)

23 Звук и буква Ш.

О.С. Гомзяк с.19 – 24

45 Дифференциация предлогов «ОТ и К»

О.С. Яцель с. 18 – 19

22. Составление описательных рассказов о профессиях с использованием схемы.

О.С. Гомзяк С. р. с. 99 – 103

О.С.Гомзяк с. 98 – 104(3)

О.С. Гомзяк с. 25 – 30

О.С. Яцель с. 20 – 22

23. Пересказ сказки

«Колосок» с использованием серии сюжетных картин

О.С. Гомзяк С.р. с. 104-107

О.С. Гомзяк с. 105 – 111 (3)

25 Звуки Х – Хь. Буква Х

О.С. Гомзяк с. 31 – 35

49 Составление рассказа по сюжетным картинам с использованием картинного плана

Е.Ю.Бухтеярова с. 92-93

24. Пересказ рассказа «Откуда пришёл хлеб» составленного по серии сюжетных картин

О.С. Гомзяк С.р. с.108 – 111

О.С. Гомзяк с. 112 – 118(3)

26 Звуки В – Вь . Буква В

О.С. Гомзяк с. 36 – 40

О.С. Яцель с. 24 – 26

25. Пересказ рассказа

Е. Пермяка «Как Маша стала большой»

О.С. Гомзяк С.р. с. 112 – 114

52. «Мой дом. Разновидности домов»

О.С. Гомзяк с. 119 – 125(3)

27 Звук З. Буква З

О.С. Гомзяк С. 41 – 46

53 Пересказ с использованием фланелеграфа «Заячья шубка»

Е.Ю. Бухтеярова с.102-104

26. Составление рассказа по сюжетной картине «Один дома», с придумыванием начала рассказа.

О.С. Гомзяк С. р. с. 115-118

54. «Домашние животные и их детёныши»

О.С. Гомзяк с. 126 – 131(3)

28 Звук Зь . Буква З

О.С. Гомзяк с. 47 – 52

55 Предлоги «НАД»

О.С. Яцель стр. 30-32

27. Пересказ рассказа

Л. Толстого «Котёнок»

О.С. Гомзяк С.р. с. 119 – 122

56 . «Наша страна…»

О.С. Гомзяк С.132 – 136(3)

29. «Гласные и согласные звуки»

57 Инсценировка русской народной сказки «Репка»

А.А. Гуськова с.10-14

28. Составление рассказа

«Граница Родины – на замке» по серии сюжетных картин

О.С. Гомзяк с. 123 – 127

58 «День победы»

30 Звук и буква Ж

О.С. Гомзяк с. 53 – 58

О.С.Гомзяк с. 137 – 142 (3)

О.С. Гомзяк с. 59 – 64

60 Предлог «ИЗ – ПОД»

О.С. Яцель с. 34-36

61. «Насекомые и пауки»

О.С.Гомзяк с. 143 – 147 (3)

32 Звуки Д – Дь. Буква Д

О.С. Гомзяк с. 65 – 70

62 Дифференциация предлогов «НАД и ПОД»

О.С. Яцель стр. 33-34

29. Составление описательного рассказа о насекомых с использованием схемы

О.С.Гомзяк С. р. с. 133 – 135

63. «Время года .Лето»

О.С.Гомзяк с.148 – 153 (3)

33 Звуки Ф – Фь. Буква Ф

О.С.Гомзяк с. 71 – 76

64 .Дифференциация пред логов

О.С. Яцель стр. 22-23

30. Составление рассказа «Лето красное пришло…» по сюжетной картине

О..С. Гомзяк с.136 – 140

Об авторе

Боженова Инна Викторовна

Новые записи автора
Комментарии

Новое в блогах

Конспект ООД по нетрадиционному рисованию
Рабочая программа по дополнительному образованию с детьми младш…
ООД Конспект занятия по нетрадиционному рисованию.
ООД Конспект занятия по речевому развитию ” Оденем куклу Инну…

В блогах

Сценарий мюзикла “Чиполлино и его друзья”

ОВОЩИ Чиполлино – Чиполлоне – вз Чеснок – Синьор Горох – вз Свеколка – Помидоры – 1,2 Огурцы – 1,2 Морковки –1,2Капуста – Женя Голик Картофель – Баклажан – Синьор Помидор.

«Формирование основ здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста в процессе взаимодействия ДОУ…

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Чусовитинский детский сад №23 «Колокольчик» «Формирование основ здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста.

Развлечение “Семья”

БДОУ г.Омска «Детский сад № 204 комбинированного вида» Развлечение «Семья» (вторая младшая группа) Провела воспитатель 1 кв. категории: Возьная Надежда Петровна Цель: укрепление взаимодействия семьи и ДОУ Задачи: Сплотить детей.

Новое на сайте

Конспект организованной образовательной деятельности по познавательному развитию с детьми раннего возраста «Прогулка в лес»

Конспект организованной образовательной деятельности по познавательному развитию с детьми раннего возраста «Прогулка в лес» Образовательные задачи: Продолжать формировать понятия «один», «много». Учить детей различать и называть цвет. Развивающие задачи: Развивать мелкую моторику рук. Создать атмосферу эмоционального подъёма, заинтересованности, инициативности на занятии; Продолжать.

Проектная деятельность «Петушок и его семья» для детей с (ЗПР) старшей группы

Проектная деятельность «Петушок и его семья» для детей с (ЗПР) старшей группы Тип проекта: познавательный, творческий. Продолжительность: краткосрочный. Реализация проекта «Петушок и его семья» в рамках тематической недели “Домашние птицы”. Образовательная область «Художественно – эстетическое развитие». Тип проекта: познавательно –.

«Большие и маленькие морковки». Образовательная деятельность по художественно – эстетическому развитию в средней группе

«Большие и маленькие морковки». Образовательная деятельность по художественно–эстетическому развитию в средней группе Цель. Упражнять в умении лепить большие и маленькие предметы удлиненной формы, слегка оттягивая конец пальцами, аккуратно обращаться с материалом. Расширять представление об овощах. Продолжать.

Новогоднее оформление группы по мотивам русско-народной сказки «Морозко»

Новогоднее оформление группы по мотивам русско-народной сказки «Морозко» Самый долгожданный праздник для детей – это Новый год. И взрослые, и дети верят в чудеса. Поэтому атмосферу сказки и волшебства мы решили подарить через новогоднее оформление группового.

В старшей логопедической группе для детей с ОНР

Коноваленко В. В., Коноваленко СВ.

ФРОНТАЛЬНЫЕ

ЛОГОПЕДИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ в старшей группе для детей с общим недоразвитием речи

(3-й уровень)

I период (сентябрь, октябрь, ноябрь)

Москва Издательство ГНОМ и Д 2002

ББК 74.3 К 64

Коноваленко В. В., Коноваленко С. В.

Фронтальные логопедические занятия в старшей группе для детей с об­щим недоразвитием речи.3-й уровень. I период. Методическое пособие для логопедов. — М.: «Издательство ГНОМ и Д», 2002. — 40 с. (Практическая логопедия)

ISBN 5-296-00097-8 ISBN 5-296-00096-х

В пособии представлены календарные планы фронтальных логопедических заня­тий по развитию понимания речи, формированию лексико-грамматических категорий и связной речи, а также по формированию фонетической стороны речи на I период (сентябрь, октябрь, ноябрь), сетка занятий и режим дня в старшей логопедической группе для детей с ОНР.

В пособие вошли 20 фронтальных занятий, а также иллюстративный материал к занятиям по развитию речи.

Борякова Н. Ю. кандидат психологических наук, доцент кафедры олигофренопедаго­гики и логопедии МГОПУ.

Чебуркова Н. К. логопед ДОУ № 1622, логопед высшей категории, старший логопед

муниципального района Перово г. Москва.

ISBN 5-296-00097-8 © Коноваленко В. В., Коноваленко С. В., 2000

ISBN 5-296-00096-х © Оформление. ООО «Издательство ГНОМ и Д», 2002

Издатель — А. Казаков Ответственный за выпуск — М. Вишневская

Редактор — Е. Алифанова

Оригинал-макет — Н. Панина

Обложка — 6. Воскресенский

ООО «Издательство ГНОМ и Д»

103045, г. Москва, ул. Садовая-Спасская, д. 4, стр. 1. Тел./факс (095) 207-13-96, 207-27-37, 282-71-30

Лицензия ИД №00619 от 22.12.1999 г. Сдано в набор 10.01.99.

Подписано в печать 30.01.2002. Печать офсетная. Объем 5 п.л.

Формат 60×90/8. Тираж 20000 экз.(1-ый завод 7000) Заказ № 4409

Отпечатано в ДПК, г. Домодедово, Каширское ш., д. 4, корп. 1

Введение

Данное пособие адресовано начинающим логопедам, работающим в старших группах для детей с общим недоразвитием речи.

Значительная часть детей, особенно с общим недоразвитием речи I и II уровня, поступающих в логопедические группы, кроме логопедического дефекта, имеют сопутствующие нарушения:

снижение познавательной активности, отклонения в эмоционально-волевой сфере и общей моторике, часто страдают различными соматическими заболеваниями, что, как правило, находит отражение в медицинских заключениях (ЗПР, нарушение осанки, плоскостопие, невротические реакции, сердечно-сосудистые и желудочно-кишечные заболевания и т.д.).

Поэтому особое значение приобретает физическое развитие, укрепление здоровья детей, профилактика нарушений осанки, зрения и т.д., что нашло отражение в режиме дня, сетке занятий.

Общее количество фронтальных занятий значительно сокращено. Одновременно увеличен удельный вес индивидуальной работы с детьми как во время индивидуальных занятий, так и в процессе общения с ними в бытовой, игровой и трудовой деятельности.

За счет сокращения «сидячих» фронтальных занятий увеличено время для занятий физкультурой, ритмикой, корригирующей, артикуляционной и пальчиковой гимнастикой.

В пособии предложен минимум фронтальных логопедических занятий, достаточный для усвоения детьми программного материала I периода (сентябрь, октябрь, ноябрь).

Сетка занятий в старшей логопедической группе для детей с ОНР

2-ой год обучения

Режим дня

в старшей логопедической группе для детей с ОНР

1. Прием детей 7.00-8.00
2. Утренняя гигиеническая, артикуляционная,
пальчиковая гимнастика 8.15-8.30
3. Завтрак 8.30-8.55
4. Фронтальные занятия логопедические
и воспитательские
I 9.00-9.25
II 9.40-10.05
5. Артикуляционная, пальчиковая гимнастика 10.10-10.20
б. Прогулка 10.30-12.15
7. Артикуляционная, пальчиковая гимнастика 12.15-12.25
8. Обед 12.30-13.00
9. Чтение художественной литературы, слушание
спокойной музыки, голосов природы, записанных
на пленку (в начале дневного отдыха) 13.00-13.15
10. Сон 13.15-15.00
11. Корригирующая минигимнастика – профилактика
нарушений осанки и плоскостопия 15.00-15.10
12. Ритмика 15.30-16.00
13. Полдник 16.00-16.10
14. Индивидуально-подгрупповая работа воспитателя
по программе ДОУ 16.10-16.40
15. Коррекционная работа воспитателя по заданию
логопеда 16.40-17.10
16. Прогулка 17.10-19.00
17. Индивидуально-подгрупповые логопедические
занятия 9.00-12.30

Календарный план проведения фронтальных занятий по формированию лексико-грамматических категорий и развитию связной речи (/ период)

В старшей логопедической группе для детей с ОНР

Серия «Практическая логопедия»

Коноваленко В. В., Коноваленко СВ.

ФРОНТАЛЬНЫЕ

ЛОГОПЕДИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ в старшей группе для детей с общим недоразвитием речи

(3-й уровень)

I период (сентябрь, октябрь, ноябрь)

Издательство ГНОМ и Д 2002

ББК 74.3 К 64

Коноваленко В. В., Коноваленко С. В.

Фронтальные логопедические занятия в старшей группе для детей с об­щим недоразвитием речи.3-й уровень. I период. Методическое пособие для логопедов. — М.: «Издательство ГНОМ и Д», 2002. — 40 с. (Практическая логопедия)

ISBN 5-296-00097-8 ISBN 5-296-00096-х

В пособии представлены календарные планы фронтальных логопедических заня­тий по развитию понимания речи, формированию лексико-грамматических категорий и связной речи, а также по формированию фонетической стороны речи на I период (сентябрь, октябрь, ноябрь), сетка занятий и режим дня в старшей логопедической группе для детей с ОНР.

В пособие вошли 20 фронтальных занятий, а также иллюстративный материал к занятиям по развитию речи.

Борякова Н. Ю. кандидат психологических наук, доцент кафедры олигофренопедаго­гики и логопедии МГОПУ.

Чебуркова Н. К. логопед ДОУ № 1622, логопед высшей категории, старший логопед

муниципального района Перово г. Москва.

ISBN 5-296-00097-8 © Коноваленко В. В., Коноваленко С. В., 2000

ISBN 5-296-00096-х © Оформление. ООО «Издательство ГНОМ и Д», 2002

Издатель — А. Казаков Ответственный за выпуск — М. Вишневская

Редактор — Е. Алифанова

Оригинал-макет — Н. Панина

Обложка — 6. Воскресенский

ООО «Издательство ГНОМ и Д»

103045, г. Москва, ул. Садовая-Спасская, д. 4, стр. 1. Тел./факс (095) 207-13-96, 207-27-37, 282-71-30

Лицензия ИД №00619 от 22.12.1999 г. Сдано в набор 10.01.99.

Подписано в печать 30.01.2002. Печать офсетная. Объем 5 п.л.

Формат 60×90/8. Тираж 20000 экз.(1-ый завод 7000) Заказ № 4409

Отпечатано в ДПК, г. Домодедово, Каширское ш., д. 4, корп. 1

Введение

Данное пособие адресовано начинающим логопедам, работающим в старших группах для детей с общим недоразвитием речи.

Значительная часть детей, особенно с общим недоразвитием речи I и II уровня, поступающих в логопедические группы, кроме логопедического дефекта, имеют сопутствующие нарушения:

снижение познавательной активности, отклонения в эмоционально-волевой сфере и общей моторике, часто страдают различными соматическими заболеваниями, что, как правило, находит отражение в медицинских заключениях (ЗПР, нарушение осанки, плоскостопие, невротические реакции, сердечно-сосудистые и желудочно-кишечные заболевания и т.д.).

Поэтому особое значение приобретает физическое развитие, укрепление здоровья детей, профилактика нарушений осанки, зрения и т.д., что нашло отражение в режиме дня, сетке занятий.

Общее количество фронтальных занятий значительно сокращено. Одновременно увеличен удельный вес индивидуальной работы с детьми как во время индивидуальных занятий, так и в процессе общения с ними в бытовой, игровой и трудовой деятельности.

За счет сокращения «сидячих» фронтальных занятий увеличено время для занятий физкультурой, ритмикой, корригирующей, артикуляционной и пальчиковой гимнастикой.

В пособии предложен минимум фронтальных логопедических занятий, достаточный для усвоения детьми программного материала I периода (сентябрь, октябрь, ноябрь).

Сетка занятий в старшей логопедической группе для детей с ОНР

2-ой год обучения

Дни недели

1-я половина Дня

П-я половина дня

Режим дня

в старшей логопедической группе для детей с ОНР

1. Прием детей 7.00-8.00
2. Утренняя гигиеническая, артикуляционная,
пальчиковая гимнастика 8.15-8.30
3. Завтрак 8.30-8.55
4. Фронтальные занятия логопедические
и воспитательские
I 9.00-9.25
II 9.40-10.05
5. Артикуляционная, пальчиковая гимнастика 10.10-10.20
б. Прогулка 10.30-12.15
7. Артикуляционная, пальчиковая гимнастика 12.15-12.25
8. Обед 12.30-13.00
9. Чтение художественной литературы, слушание
спокойной музыки, голосов природы, записанных
на пленку (в начале дневного отдыха) 13.00-13.15
10. Сон 13.15-15.00
11. Корригирующая минигимнастика – профилактика
нарушений осанки и плоскостопия 15.00-15.10
12. Ритмика 15.30-16.00
13. Полдник 16.00-16.10
14. Индивидуально-подгрупповая работа воспитателя
по программе ДОУ 16.10-16.40
15. Коррекционная работа воспитателя по заданию
логопеда 16.40-17.10
16. Прогулка 17.10-19.00
17. Индивидуально-подгрупповые логопедические
занятия 9.00-12.30

Календарный план проведения фронтальных занятий по формированию лексико-грамматических категорий и развитию связной речи (/ период)

Нищева планирование в старшей группе. Календарно-тематическое планирование по логопедии на тему: Перспективный план работы в старшей группе (По «Программе коррекционно-развивающей работы в логопедической группе детского сада для детей с ОНР», Н.В

коррекционно-развивающей работы

для детей с общим недоразвитием речи

Региональным экспертным советом Комитета по образованию

Правительства Санкт – Петербурга

Г. А. Волкова – канд. пед. наук, профессор ИСПиП Международного университета им. Р. Валленберга;

Т. А. Овечкина – канд. пед. наук, ведущий специалист отдела образовательных учреждений Комитета по образованию Правительства Санкт- Петербурга;

Н. Н. Яковлева – канд. пед. наук, зав. кабинетом коррекции развития ребенка СПб АППО;

И. А. Смирнова – канд. пед. наук, зав. кафедрой коррекционной педагогики и специальной психологии ЛГУ им. А. С. Пущкина; Е. В. Дащковская – зав. ГДОУ «Детский сад №26 компенсирующего вида» Московского р-на Санкт-Петербурга.

Н71 Программа коррекционно-развивающей работы в логопедической группе детского сада для детей с общим недоразви­тием речи (с 4 до 7 лет). – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2007.­352 с.

Данная программа позволяет построить систему коррекционно-развивающей работы в средней, старшей и подготовительной к школе логопедических группах на основе полного взаимодействия и преем­ственности всех специалистов детского учреждения и родителей до­школьников. Помимо задач развивающего обучения, всестороннего развития интеллектуально-волевых качеств и формирования базовых психических процессов, основной задачей программы является овла­дение детьми самостоятельной, связной, грамматически правильной речью и навыками речевого общения.

Предложенная комплексность педагогического воздействия на­правлена на выравнивание речевого и психического развития детей с диагнозом ОНР.

Для логопедов и специалистов ДОУ.

© Нищева Н. В., 2006

ISBN 978-5-89814-356-4 © Издательство «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2006

Структура программы и основные направления

коррекционно-развивающей работы …………………………………………………………9

Система коррекционно-развивающей работы

в логопедической группе для детей с ОНР …………………………………………………11

Предметно- пространственная развивающая

Совместная деятельность логопеда

Работа логопеда с родителями: . . 14

Средняя логопедическая группа

Организация коррекционно-развивающей работы.;………………………………………..17

Предметно-пространственная развивающая среда:………………………………………. 20

Первый период (сентябрь, октябрь, ноябрь)………………………………………………….44

Второй период (декабрь, январь, февраль) …………………………………………………..51

Третий период (март, апрель, май, июнь) ……………………………………………………60

Еженедельные задания логопеда воспитателю: …………………………………………….66

Старшая логопедическая группа

Предметно-пространственная развивающая среда. 74

работы, учебно-дидактический материал …………………………………. ………………76

Первый период (сентябрь, октябрь, ноябрь) ………………………………………………..98

Второй период (декабрь, январь, февраль) ………………………………………………….108

Третий период (март, апрель, май, июнь) ………………………………………………. …117

Еженедельные задания логопеда воспитателю. 127

Подготовительная к школе логопедическая группа

Организация коррекционно-развивающей работы. 132.

работы, учебно-дидактический материал ………………………………………………. …136

План – программа коррекционно-развивающей

Первый период (сентябрь, октябрь, ноябрь) ………………………………………………. 159

Второй период (декабрь, январь, февраль) …………………………………………………..168

Третий период (март, апрель, май, июнь) ……………………………………………………176

Еженедельные задания логопеда воспитателю. 184

Приложение 1. Методика про ведения обследования ребенка с общим недоразвитием речи

Приложение 2. Схема обследования ребенка ………………………………………………..198

Приложение 3. Методические пособия

и дидактические материалы к программе. 252

Детская художественная литература …………………………………………………………256

Пояснительная записка

Про грамма коррекционно-развивающей работы для детей дошкольного возраста (с 4 до 7 лет) с общим недоразвитием речи составлена в соответствии с Законом РФ «Об образо­вании», соответствующими направлениями Концепции до­школьного воспитания, Концепцией модернизации российско­го образования на период до 2010 года, Типовым положением о дошкольном образовательном учреждения, Конвенцией о правах ребенка, методическими рекомендациями Министер­ства образования РФ «Ориентиры и требования к обновлению содержания дошкольного образования» и разработками оте­чественных ученых в области общей и специальной педагоги­ки и психологии.

Целью данной Программы является построение системы коррекционно-развивающей работы в логопедических груп­пах для детей с общим недоразвитием речи в возрасте с 4 до 7 лет, предусматривающей полное взаимодействие и преемственность действий всех специалистов дошкольного образовательного учреждения и родителей дошкольников. Ком­плексность педагогического воздействия направлена на вы­равнивание речевого и психофизического развития детей и обеспечивает их всестороннее гармоничное развитие.

Общее недоразвитие речи рассматривается как системное нарушение речевой деятельности, сложные речевые рас­стройства, при которых у детей нарушено формирование всех компонентов речевой системы, касающихся и звуковой , и смысловой сторон, при нормальном слухе и сохранном ин­теллекте (Левина Р. Е., Филичева Т. Б., Чиркина Г. В.). Речевая недостаточность при общем недоразвитии речи у дошколь­ников может варьироваться от полного отсутствия речи до развернутой речи с выраженными проявлениями лексико-грамматического и фонетико-фонематического недоразвития (Левина Р. Е.).

В настоящее время выделяют четыре уровня речевого раз­вития, отражающие состояние всех компонентов языковой сис­темы у детей с общим недоразвитием речи (Филичева Т. Б.).

При первом уровне речевого развития речевые средства ре­бенка ограничены, активный словарь практически не сформи­рован и состоит из звукоподражаний, звукокомплексов, лепет­ных слов. Высказывания сопровождаются жестами и мими­кой. Характерна многозначность употребляемых слов, когда одни и те же лепетные слова используются для обозначения разных предметов и явлений. Возможна замена названий предметов названиями действий и наоборот. В активной речи преобладают корневые слова, лишенные флексий. Пассивный словарь шире активного, но тоже крайне ограничен. Практи­чески отсутствует понимание категории числа существитель­ных и глаголов, времени, рода, падежа. Произношение звуков носит диффузный характер. Фонематическое развитие нахо­дится в зачаточном состоянии. Ограничена способность вос­приятия и воспроизведения слоговой структуры слова.

При переходе ко второму уровню речевого развития рече­вая активность ребенка возрастает. Активный словарный запас расширяется за счет обиходной предметной и глагольной лек­сики. Возможно использование местоимений, союзов и иног­да простых предлогов. В самостоятельных высказываниях ре­бенка уже есть простые нераспространенные предложения. При этом отмечаются грубые ошибки в употреблении грам­матических конструкций, отсутствует согласование прилагательных с существительными, отмечается смешение падежных форм. Понимание обращенной речи значительно развивается, хотя пассивный словарный запас ограничен, не сформирован предметный и глагольный словарь, связанный с трудовыми действиями взрослых, растительным и животным миром. От­мечается незнание не только оттенков цветов, но и основных цветов.

Типичны грубые нарушения слоговой структуры и звуко­наполняемости слов. У детей выявляется недостаточность фо­нетической стороны речи (большое количество несформиро­ванных звуков).

Третий уровень речевого развития характеризуется наличи­ем развернутой фразовой речи с элементами лексико-грамма­тического и фонетико-фонематического недоразвития. Отме­чаются попытки употребления даже предложений сложных конструкций. Лексика ребенка включает все части речи. При этом может наблюдаться неточное употребление лексических значений слов. Появляются первые навыки словообразования. Ребенок образует существительные и прилагательные с умень­шительными суффиксами, глаголы движения с приставками. Отмечаются трудности при образовании прилагательных от существительных. По-прежнему отмечаются множественные аграмматизмы. Ребенок может неправильно употреблять пред­логи, допускает ошибки в согласовании прилагательных и числительных с существительными. Характерно недифферен­цированное произношение звуков, причем замены могут быть нестойкими. Недостатки произношения могут выражаться в искажении , замене или смешении звуков. Более устойчивым становится произношение слов сложной слоговой структуры. Ребенок может повторять трех- и четырехсложные слова вслед за взрослым, но искажает их в речевом потоке. Понимание речи приближается к норме, хотя отмечается недостаточное понимание значений слов, выраженных приставками и суф­фиксами.

Четвертый уровень речевого развития (Филичева Т. Б.) ха­рактеризуется незначительными нарушениями компонентов языковой системы ребенка. Отмечается недостаточная диффе­ренциация звуков [т-т”-с-с”-ц], [р-р”-л-л”-j] И т.д. Ха­рактерны своеобразные нарушения слоговой структуры слов, проявляющиеся в неспособности ребенка удерживать в памяти фонематический образ слова при понимании его значения. Следствием этого является искажение звуконаполняемости слов в различных вариантах. Недостаточная внятность речи и нечеткая дикция оставляют впечатление «смазанности». Остают­ся стойкими ошибки при употреблении суффиксов (единично­сти, эмоционально-оттеночных, уменьшительно-ласкательных). Отмечаются трудности в образовании сложных слов. Кроме того, ребенок испытывает затруднения при планировании высказывания и отборе соответствующих языковых средств, что обусловливает своеобразие его связной речи. Особую труд­ность для этой категории детей представляют сложные пред­ложения с разными придаточными.

Дети с общим недоразвитием речи имеют по сравнению с возрастной нормой особенности развития сенсомоторных, высших психических функций, психической активности.

Про грамма рассчитана на пребывание ребенка в логопеди­ческой группе с четырехлетнего возраста. Она создавалась для детей со вторым, третьим, четвертым уровнями речевого развития . Для детей с первым уровнем речевого развития, кото­рые составляют не более 10% направляемых в логопедические группы, на основе данной Программы и Программы коррекционно-развивающей работы в младшей логопедической груп­пе специалистами могут быть составлены индивидуальные планы развития.

Про грамма позволяет обеспечить развивающее обучение дошкольников , всестороннее развитие их интеллектуально- во­левых качеств, дает возможность сформировать у детей все психические процессы и такие личностные качества, как креа­тивность, любознательность, инициативность, ответственность, самостоятельность. Одной из основных задач Програм­мы является овладение детьми самостоятельной, связной, грамматически правильной речью и навыками речевого обще­ния, фонетической системой русского языка, элементами гра­моты, что формирует готовность к обучению в школе. Про­граммой предусмотрена необходимость охраны и укрепления физического и психического здоровья детей, обеспечения эмоционального благополучия каждого ребенка. Так, она по­зволяет формировать оптимистическое отношение детей к ок­ружающему, что дает возможность ребенку жить и развивать­ся, обеспечивает позитивное эмоционально-личностное и со­циальное развитие. Объем учебного материала рассчитан в соответствии с возрастными физиологическими нормативами, что позволяет избежать переутомления и дезадаптации дошкольников. Для каждой возрастной группы предложено оптимальное сочетание индивидуальной и совместной дея­тельности детей, сбалансированное чередование специально организованных занятий и нерегламентированной деятельно­сти; свободное время для игр и отдыха детей выделено и в первой, и во второй половинах дня.

Основой Программы является создание оптимальных ус­ловий для коррекционно-развивающей работы и всесторон­него гармоничного развития детей с общим недоразвитием речи. Это достигается за счет модификации обще развивающих программ и всего комплекса коррекционно-развивающей работы в логопедической группе с учетом особенностей психофизического развития детей данного контингента. Главная идея заключается в реализации общеобразователь­ных задач дошкольного образования с привлечением син­хронного выравнивания речевого и психического развития детей, то есть одним из основных принципов Программы является принцип природосообразности. Программа учиты­вает общность развития нормально развивающихся детей и детей с общим недоразвитием речи и основывается на он­тогенетическом принципе, учитывая закономерности разви­тия детской речи в норме.

Кроме того, Программа имеет в своей основе также прин­ципы систематичности и взаимосвязи учебного материала, его конкретности и доступности, постепенности, концентриче­ского наращивания информации в каждой из последующих возрастных групп по всем направлениям работы, что позволя­ет ребенку опираться на уже имеющиеся у него знания и умения, и в конечном итоге обеспечивает поступательное раз­витие.

Таким образом, выполнение коррекционных , развивающих и воспитательных задач обеспечивается благодаря комплексному подходу и тесной взаимосвязи работы специалистов педагогического и медицинского профилей. Так, взаимосвязь в работе невролога и учителя-логопеда обеспечивают выбор адекватной коррекционной методики.

Реализация принципа комплексности способствует более высоким темпам общего и речевого развития детей и преду­сматривает совместную работу логопеда, психолога, музыкаль­ного руководителя, руководителя физического воспитания, инструктора ЛФК, воспитателей. Например, работой по раз­делу «Речевое развитие» руководит учитель-логопед, а другие специалисты планируют свои занятия в соответствии с его рекомендациями.

В работе по разделу «Познавательное развитие» участвуют воспитатели, педагог-психолог, учитель-логопед. При этом пе­дагог-психолог руководит работой по сенсорному развитию и развитию высших психических функций; воспитатели органи­зуют работу по ознакомлению дошкольников с окружающим, художественной литературой, по развитию временных, пространственных и элементарных математических представле­ний, осуществляют руководство работой по разделу «Креатив­ное развитие». В этой работе участвует также музыкальный руководитель , осуществляющий музыкальное воспитание де­тей и вместе с учителем-логопедом проводящий занятия ло­горитмикой.

Воспитатели руководят работой по нравственному и тру­довому воспитанию, а все остальные специалисты содейству­ют им. Работу по разделу «Физическое здоровье и развитие» осуществляет руководитель физического воспитания в зависи­мости от состояния здоровья и уровня физического развития детей. Таким образом, целостность Программы обеспечивается установлением связей между разными сферами деятельности ре­бенка, взаимосвязью между специалистами, участвующими в пе­дагогическом процессе, и родителями дошкольников.

В логопедической группе коррекционное направление рабо­ты является ведущим, а общеобразовательное – подчиненным. Все педагоги следят за речью детей и закрепляют речевые навы­ки, сформированные логопедом. Кроме того, все специалисты под руководством логопеда занимаются коррекционной рабо­той, участвуют в исправлении речевого нарушения и связанных с ним процессов. Воспитатель, музыкальный руководитель, ру­ководитель физического воспитания осуществляют общеобразо­вательные мероприятия, предусмотренные программой массо­вого детского сада, занимаются умственным, нравственным, эстетическим, физическим, патриотическим воспитанием, обес­печивая тем самым гармоничное всестороннее развитие детей.

Комплексные интегрированные коррекционные занятия рекомендуется про водить с привлечением различных специа­листов, так как взаимное «пронизывание» различных видов предметности оказывается крайне эффективным. Рекоменду­ется проводить такие занятия, как обобщающие, итоговые, один раз в месяц. В них могут участвовать логопед и музы­кальный руководитель или логопед и преподаватель физкуль­туры, или логопед и массажист и т. д. Такие комплексные занятия должны носить коррекционно-развивающий харак­тер, оказывать специфическое воздействие на становление ре­чи. На таких занятиях дети учатся общаться друг с другом, что способствует закреплению навыков инициативной речи, со­вершенствованию разговорной речи, обогащению словарного запаса. Для устранения речевых нарушений на этих занятиях используются различные виды доступной дошкольникам дея­тельности: изобразительная и конструктивная деятельность, хороводные игры с пением и подвижные игры. Конспекты комплексных коррекционных занятий приведены в мето­дических пособиях «Разноцветные сказки» и «Развивающие сказки».

Программа содержит подробное описание организации и содержания коррекционно-развивающей работы в средней, старшей и подготовительной к школе группах для детей с общим недоразвитием речи, даны рекомендации по созданию и осна­щению предметно-пространственной развивающей среды в ло­гопедическом кабинете и групповом помещении, приведены методические рекомендации по осуществлению работы с роди­телями.

В приложении представлены рекомендации по про веде­нию обследования и схема обследования ребенка с общим недоразвитием речи, перечень пособий методического комп­лекта, списки специальной, методической и детской художе­ственной литературы.

В методический комплект входят: пособие «Система кор­рекционной работы в логопедической группе для детей с об­щим недоразвитием речи» (перспективное и календарное пла­нирование работы, еженедельные задания логопеда воспита­телям, дидактический материал к логопедическим занятиям), «Конспекты подгрупповых логопедических занятий в средней группе для детей с ОНР», «Речевая карта ребенка с ОНР (с 4 до 7 лет)», комплекты рабочих тетрадей для средней , старшей и подготовительной к школе логопедических групп, конспек­ты комплексных занятий «Разноцветные сказки» и «Развиваю­щие сказки», «Мой букварь», комплекты настольно-печатных дидактических игр «Играйка 1», «Играйка 2», «Играйка 3», «Играйка 5», «Играйка-грамотейка», пособия «Будем говорить правильно», «Занимаемся вместе. Средняя группа. Домашняя тетрадь, «3анимаемся вместе. Старшая группа. Домашняя тетрадь».

Основой перспективного и календарного планирования коррекционной работы в соответствии с требованиями Про­граммы является

По Дата/тема

Лексический материал

Лексико – грамматические средства языка

KalendarnyiPlan.ru

Календарно-тематическое планирование в ДОУ

Тех. поддержка: 8 (800) 201 24 83

Приём звонков: c 08:00 до 18:00 по МСК

Рубрика: Логопедическая группа

Календарно-тематическое планирование воспитательно-образовательного процесса в ДОУ в соответствии с ФГОС по программе Н.В. Нищевой на каждый день в логопедической группе.

Календарный план на декабрь, логогруппа, 1 неделя

Тематическая неделя «Зима. Зимующие птицы». Лексическая тема: старшая группа — «Зима, зимующие птицы», подготовительная группа — «Зима. Зимние месяцы. Зимующие птицы. Дикие животные зимой». В начале декабря, согласно программе коррекционной […]

Календарный план на декабрь, логогруппа, 2 неделя

Тематическая неделя «Домашние животные. Мебель». Лексическая тема: старшая группа — «Домашние животные», подготовительная группа — «Мебель. Назначение мебели. Части мебели. Материалы, из которых сделана мебель». Согласно программе коррекционно-развивающей работы в […]

Календарный план на декабрь, логогруппа, 3 неделя

Тематическая неделя «Дикие животные зимой. Посуда». Лексическая тема: старшая группа — «Дикие животные зимой», подготовительная группа — «Посуда, виды посуды. Материалы, из которых сделана посуда». На 3 неделе декабря педагог […]

Календарный план на декабрь, логогруппа, 4 неделя

Тематическая неделя «Новый год!». Лексическая тема: старшая группа — «Новый год!», подготовительная группа — «Новый год!». С наступлением последней недели декабря приходит праздничное настроение и ожидание Нового года. В логопедической […]

Календарный план на январь, логогруппа, 2 неделя

Тематическая неделя «Мебель. Транспорт». Лексическая тема: старшая группа — «Мебель», подготовительная группа — «Транспорт. Виды транспорта. Профессии на транспорте. Трудовые действия». На 2-ой неделе января, согласно программе коррекционной работы в […]

Календарный план на январь, логогруппа, 3 неделя

Тематическая неделя «Транспорт. Профессии». Лексическая тема: старшая группа — «Грузовой и пассажирский транспорт», подготовительная группа — «Профессии взрослых. Трудовые действия». В январе продолжается работа по обогащению словаря и формированию грамматического […]

Календарный план на январь, логогруппа, 4 неделя

Тематическая неделя «Профессии на транспорте. Труд на селе зимой». Лексическая тема: старшая группа — «Профессии на транспорте», подготовительная группа — «Труд на селе зимой». В конце января в логопедической группе […]

Календарный план на февраль, логогруппа, 1 неделя

Тематическая неделя «Детский сад. Профессии. Инструменты». Лексическая тема: старшая группа — «Детский сад. Профессии», подготовительная группа — «Орудия труда. Инструменты». Согласно программе коррекционной работы на первой неделе февраля педагог подбирает […]

Календарный план на февраль, логогруппа, 2 неделя

Тематическая неделя «Ателье. Животные жарких стран». Лексическая тема: старшая группа — «Ателье, закройщица», подготовительная группа — «Животные жарких стран, повадки, детёныши». Работа в разновозрастной логопедической группе строиться на основе лексических […]

Календарный план на февраль, логогруппа, 3 неделя

Тематическая неделя «Наша армия. Комнатные растения». Лексическая тема: старшая группа — «Наша армия», подготовительная группа — «Комнатные растения, размножение, уход». Приближается День защитника отечества, и в старшей логопедической группе педагог […]

Календарный план на февраль, логогруппа, 4 неделя

Тематическая неделя «Стройка, профессии строителей. Мир морей и океанов». Лексическая тема: старшая группа — «Стройка, профессии строителей», подготовительная группа — «Животный мир морей и океанов. Пресноводные и аквариумные рыбы». В […]

Календарный план на март, логогруппа, 1 неделя

Тематическая неделя «Весна, мамин праздник». Лексическая тема: старшая группа — «Весна, приметы весны. Мамин праздник», подготовительная группа — «Ранняя весна, весенние месяцы. Первые весенние цветы. Мамин праздник». В начале марта […]

Читайте также:
Формирование слуховой и зрительной памяти у детей с ЗПР
Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: