Календарные планы работы логопеда в группе для детей с ЗПР

Календарные планы работы учителя-логопеда в группе для детей с ЗПР

В коррекционной группе для детей с ЗПР логопед планирует не только индивидуальную работу по нормализации произносительной стороны речи, но и подгрупповые занятия по развитию фонематического восприятия в средней группе и подгрупповые занятия по подготовке к обучению грамоте в старшей и подготовительной группах. В данной работе представлен апробированный календарный план, составленный с учетом программных требований и рассчитанный на три года обучения.

Календарный план работы
по развитию фонематического восприятия
в средней группе для детей с ЗПР
(34 занятия 1 раз в неделю)

Адаптационный период. Логопедическое обследование.

Пробные занятия 1.09.14 – 26.09.14

Дифференциация звуков на слух

Навыки звуко-слогового анализа и синтеза

Примерная дата/дата проведения

Развитие слуховоговосприятия Различение неречевых звуков «А» от всех других гласных Знакомство с понятиями «слово», «звуки речи», «гласный звук». Выделение заданного гласного звука из потока звуков, выделение и определение в слове начального звука. «У» от всех других звуков Выделение заданного гласного звука из потока звуков, выделение и определение в слове начального звука. «А-У» Определение наличия/отсутствия гласного звука в словах, подбор слов с заданным гласным звуком. Анализ и синтез сочетаний из двух гласных звуков «АУ,УА» «И» от всех других гласных Анализ и синтез сочетаний из двух гласных звуков «АИ», «ИА, «УИ», «ИУ» «А-У-И» Определение начального и конечного гласных звуков в словеАнализ и синтез сочетаний из трех гласных звуков «АУИ», «УИА» «О-А-У-И» Анализ и синтез сочетаний из трех гласных звуков «АОИ», «ОУА» «У-О» Анализ и синтез сочетаний из трех-четырех гласных звуков «АОИ», «ОУА», «У,О,И,А» «Ы» от всех других гласных Определение гласного звука в конце и середине слова «И-Ы» Определение конечного гласного звука в словоформах (конфеты-конфетки, банты-бантики…) «Э» от всех других гласных Анализ и синтез сочетаний из -четырех гласных звуков «АОЫЭ», «ОЭУА», «УОИЭ» «А-О-И-У-Ы-Э» Закрепление полученных навыков

Январь. Логопедическое обследование. 5.01-16.01

«М-Н-П»» Выделение согласного звука в потоке и сочетании звуков, в начале слова. Анализ и синтез обратных слогов АМ, УМ, ИМ «П-Т-К» Определение наличия/отсутствия гласного звука в словах, подбор слов с заданным гласным звуком.Анализ и синтез обратных слогов АП, УП,ИП. «Б-П» Определение наличия/отсутствия гласного звука в словах, подбор слов с заданным гласным звуком. Понятие «звонкий звук» «Т-Д-К» Определение конечного согласного звука в слове. Звуковой анализ и синтез слогов ИТ,ОТ,УТ… «Д-Т-Г» Закрепление понятия «звонкий звук». Определение первого звука в слове

«М-Н-П» Закрепление полученных навыков 1.04

«П-Т-К» Закрепление полученных навыков 15.04

Май. Логопедическое обследование.

Календарный план работы
по подготовке к обучению грамоте в старшей группе
2-ой год обучения.

(1 занятие в неделю, 31 занятие)

Логопедическое обследование 3.09 – 7.09

Логопедическое обследование 10.09 – 14.09

Логопедическое обследование 17.09 – 21.09

Навыки звукового анализа и синтеза

Развитие слухового внимания и фонематического восприятия.

Знакомство с понятием «слово», «звук», выделение заданного звука из потока звуков, определение в словах первого гласного звука.

Анализ и синтез сочетаний из двух гласных звуков (АУ, УА)

Звуки «а,у». буквы А-У

Определение наличия – отсутствия гласного звука в словах, подбор слов с заданным звуком.

Анализ и синтез сочетаний из двух гласных звуков(ИА,АИ, ИУ,УИ)

Определение в словах последнего гласного звука

Звуки «и-ы» Буквы И-ы

Закрепление полученных навыков

Обределение в словах первого послднего гласных звуков, анализ и синтез сочетаний из 3-х гласных звуков (АУО, ИАУ, УОЫ и т д)

Звуки «о-э». Буквы О-Э

Деление слов на слоги

Определение в словах первого согласного звука, анализ и синтез слогов (АП, ОП, ПУ, ПЫ и т д)

Звук «пь» Буква П

Определение наличия –отсутствия согласного звука в словах, подбор слов с заданным звуком. Анализ и синтез слов УМ,АМ, МЫ, МУ

Индивидуальный план логопедической работы для детей с ЗПР

В индивидуальном плане даны цели и задачи.

1.Развитие общей моторики.

Читайте также:
Конспект занятия про чай

2.Рахзвитие слух внимания и восприятия.

3.Развитие памяти и мышления.

4 Коррекция звукопроизношения.

5. Развитие фонематических процессов.

7..Развитие связной речи.

Просмотр содержимого документа
«Индивидуальный план логопедической работы для детей с ЗПР»

Индивидуальный план логопедической работы на I полугодие

Фамилия, имя ребенка_____________________________________________________________________

1.Развитие общей и мелкой моторики.

1.1.Совершенствование статистической и динамической организации двигательных навыков средствами использования специально подобранных физических упражнений на развитие мышечной активности общей моторной сферы.

1.2. Совершенствование статистической и динамической организации двигательных навыков средствами использования специально подобранных упражнений на развитие мышечной активности мелкой сферы (работа с шаблонами, шнуровка, нанизывание бусинок разной величины, самомассаж пальцев рук и внутренней стороны ладони).

1.3. Совершенствование статистической организации двигательных навыков органов артикуляционного аппарата средствами использования специально подобранных упражнений, направленных на развитие подвижности, объема, силы, точности движений:

– упражнения для губ

– упражнения для нижней челюсти: открывание рта вниз при сомкнутых и разомкнутых губах; движение нижней челюстью вверх при закрытом рте; движения челюстью вправо-влево при открытом и закрытом рте;

-упражнения для языка: удерживать высунутый язык 6-7 сек; поднимать кончик языка вверх; опускать кончик языка вниз; удержание языка в положение «лопата» в течение 5-7 сек;

1.4. Совершенствование динамической организации двигательных навыков органов артикуляционного аппарата средствами использования специально подобранных упражнений, направленных на развитие плавности, переключаемости движений, темпа и точности выполнения, правильной последовательности и организованности:

-угадывание по беззвучной артикуляции звуков: а, о, у, и, ы;

-чёткое произнесение сочетаний типа АУ, АУО (тихо – громко, шёпотом);

2. Развитие слухового восприятия и внимания:

2.1.Удержание 3 элементов (слогов, слов, конструкций);

2.2.Различение звуков: а, и, о,у,ы;

2.3.Обучению удерживать в памяти задания из 2-3 инструкций;.

3. Развитие памяти и мышления.

4.1.Постановка и автоматизация звуков:

5. Коррекция нарушений звуко-слоговой структуры слов: одно-, двух-, трёхсложные слова разного слогового состава с простым наполнением.

6.Развитие фонематических процессов.

6.1.Обучение узнаванию, различению речевых звуков;

6.2.Обучение определению места, количества и последовательности звуков в словах;

6.3.Обучение умению различать фонемы родного языка, дифференцировать гласные и согласные звуки

(по твердости – мягкости, глухости-звонкости) на слух, удержание 3 элементов (слогов, слов, конструкций);

6.4.Подборы слов заданным звуком;

6.5.Учить буквы: Аа, Ии, Оо, ы, Уу, Мм, Нн, Вв.

7.1.Систематизация словаря по темам: осень, деревья, грибы, ягоды, овощи, фрукты, наш детский сад и игрушки, столовая и кухонная посуда, чайная посуда, поздняя осень, мебель, домашние птицы, домашние животные, дикие животные, дикие и домашние животные, новый год и зимние забавы.

7.2..Практическое употребление предлогов НА, ПОД, В, ИЗ, ПЕРЕД, ЗА обозначающих пространственное расположение предметов в сочетании с соответствующими падежными формами.

7.3..Практическое употребление слов с ласкательными и увеличительными оттенками; глаголов с оттенками значений; прилагательными со значениями соотнесенности; сложных слов, употребление слов с эмоционально-оттеночным значением, объяснение переносного значения слов и словосочетаний.

7.4.Закрепление правильного употребления грамматических категорий: употребления в речи глаголов в разных временных формах; практическое использование в речи существительных и глаголов в единственном и множественном числе; согласование в речи прилагательных, обозначающих цвет, форму, размер, вкус; подбор однородных прилагательных к существительному; практическое употребление притяжательных прилагательных.

8. Развитие связной речи.

8.1.Развития самостоятельной связной речи при составлении предложений по вопросам, демонстрации действий, картине; распространение предложения однородными членами; составление рассказов по картине ( в объеме 4-6 предложений), по серии сюжетных картин, в пересказе коротких рассказов, составление рассказов-описаний по заданному плану; рассказывании сказов-драматизаций; заучивание коротких стихотворных текстов.

Рабочая программа учителя-логопеда по развитию речи детей с ОВЗ (ЗПР)

Директор ГБОУ Школа № ______

от «___» _____________20__г.

Департамент образования города Москвы

_______________окружное управление образования

ГБОУ Школа №______

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА

по развитию речи детей с ОВЗ (ЗПР)

Средняя возрастная группа детского сада

для детей с ОВЗ (VII вид) (4-5 лет).

Разработала: Реутова Екатерина Витальевна

Москва. 20__ год

Пояснительная записка.

Концептуальное обоснование:

Данная рабочая программа предназначена для работы с детьми среднего дошкольного возраста группы с задержкой психического развития. Программа составлена в соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании», соответствующими направлениями «Концепции дошкольного воспитания», «Типовым положением о дошкольном образовательном учреждении», «Конвенцией о правах ребенка» и разработками отечественных ученых в области общей и специальной педагогики и психологии.

Читайте также:
Перспективный тематический план фронтально-подгрупповых логопедических занятий по формированию лексико-грамматических категорий и развитию связной речи

Задержка психического развития представляет собой общую психическую незрелость, низкую познавательную активность, которая проявляется, хотя и не равномерно, но во всех видах психической деятельности. Этим обусловлены особенности восприятия, памяти, внимания, мышления и эмоционально-волевой сферы детей ЗПР. Отмечается недостаточность процесса переработки сенсорной информации. Зачастую дети не могут целостно воспринимать наблюдаемые объекты, они воспринимают их фрагментарно, выделяя лишь отдельные признаки. У них беден и узок круг представлений об окружающих предметах и явлениях. Представления нередко не только схематичны, не расчленены, но даже и ошибочны, что самым отрицательным образом сказывается на содержании и результативной стороне всех видов их деятельности.

Своеобразна речь детей. Недоразвитие речи может проявляться в нарушениях звукопроизношения, бедности и недостаточной дифференцированности словаря, трудностях усвоения логико-грамматических конструкций. У значительной части детей наблюдается недостаточность фонетико-фонематического восприятия, снижения слухоречевой памяти. Значительно отстают в развитии лексическая, семантическая, фонетическая стороны речи.

Дети с ЗПР испытывают трудности ориентирования во времени и пространстве. Отмечается недостаточная координация пальцев, кисти руки, недоразвитие мелкой моторики.

Основой для разработки данной учебной программы устранения задержки психического развития у детей дошкольного возраста явились: «Программа обучения и воспитания в детском саду» под редакцией Васильевой М.А. (М., 1985), «Подготовка к школе детей с задержкой психического развития» Шевченко С.Г. (М., 2004), «Программа развития речи детей дошкольного возраста в детском саду» Ушаковой О.С., «Программа коррекционно-развивающей работы в логопедической группе детского сада для детей с общим недоразвитием речи (с 4 до 7 лет)» Нищевой Н.В. и другие.

Учитель-логопед на научной основе с помощью специфических логопедических средств способствует формированию необходимых условий для успешной адаптации детей с речевыми нарушениями к учебно-воспитательному процессу и реализации их личностных возможностей:

– коррекция, развитие и усовершенствование устной речи учащихся путем фонетических (фонематических), морфологических и синтаксических обобщений;

– помощь естественному стремлению ребенка преодолеть возрастные и патологические недостатки речи;

– развитие основных психических процессов (памяти, внимания, мышления).

Организация коррекционно-развивающей работы в логопедических группах для детей дошкольного возраста с ОВЗ на основе системно-деятельностного подхода для совершенствования у детей основных видов речевой деятельности: формирования умений правильно, содержательно и убедительно высказывать собственные мысли, развития устной речи как средства отражения действительности и выражения отношения к ней.

• раннее выявление и своевременное предупреждение речевых нарушений;

• воспитание артикуляционных навыков звукопроизношения,

• развитие фонематического восприятия и слуха;

• подготовка к обучению грамоте,

• уточнение, расширение и обогащение лексикона,

• формирование и коррекция грамматического строя речи,

• формирование синтаксических навыков,

• развитие связной речи и речевого общения,

• формирование навыков учебной деятельности;

• осуществление преемственности в работе с родителями воспитанников, сотрудниками ДОУ.

Принципы работы:

• связь теории с практикой;

• индивидуальный подход к учащимся

Успешность развития речи дошкольников зависит от комплексного использования разнообразных методов и приемов обучения. Все педагоги группы следят за речью детей и закрепляют речевые навыки, сформированные логопедом. Кроме того, все специалисты под руководством логопеда занимаются коррекционной работой, участвуют в исправлении речевого нарушения и связанных с ним процессов.

Порядок изучения звуков, последовательность лексических тем, количество занятий может меняться по усмотрению логопеда.

Формы организации образовательного процесса:

График организации образовательного процесса .

Диагностика речевого развития детей. Заполнение речевых карт, документации логопедического кабинета

15 сентября – 15 мая

Подгрупповые, индивидуальные занятия с детьми, промежуточная мониторинговая диагностика речевого развития детей (январь).

Итоговая мониторинговая диагностика речевого развития детей, заполнение документации.

1 июня – 30 июня

Повторение изученных тем, закрепление приобретённых навыков, заполнение документации.

Учителем логопедом проводятся индивидуальные и подгрупповые занятия.

Примерное расписание работы логопеда

Читайте также:
Упражнения для речевого дыхания

1-е подгрупповое занятие 9.00—9.15

2-е подгрупповое занятие 9.20—9.35

3-е подгрупповое занятие 9.40—9.55

4-ое подгрупповое занятие 10.00—10.15

Индивидуальная работа с детьми 10.20—12.30

Участие логопеда в режимных моментах 12.30—13.00

При отборе программного материала учитывается структура дефекта детей с нарушениями речи.

На подгрупповых занятиях изучаются те звуки, которые правильно произносятся всеми детьми или уже вызванные и автоматизированные на индивидуальных занятиях звуки. После уточнения, расширения и обогащения словарного запаса и отработки грамматических категорий проводится работа по развитию связной речи – на базе пройденного речевого материала.

Индивидуальные занятия направлены на формирование артикуляционных укладов нарушенных звуков, их постановку, автоматизацию и развитие фонематического слуха и восприятия, уточнение и расширение словарного запаса, отработку лексико-грамматических категорий. Последовательность устранения выявленных дефектов звукопроизношения определяется индивидуально, в соответствии с речевыми особенностями каждого ребенка и индивидуальным перспективным планом. Вызывание звуков осуществляется при максимальном использовании всех анализаторов.

Формы текущего контроля знаний и умений:

– диагностика на конец года

Ожидаемый результат.

Развитие и обогащение словаря :

В конце года дети должны называть предметы, их части и детали, а также материалы, из которых они изготовлены, видимые и некоторые скрытые свойства материалов (мнется, бьется, ломается, крошится), употреблять наиболее часто встречающиеся в речи прилагательные, глаголы, наречия, предлоги,

употреблять существительные с обобщающими значениями (мебель, овощи, животные и др.)

Совершенствование лексико-грамматических категорий:

Дети должны уметь согласовывать слова в предложении, правильно использовать некоторые предлоги в речи; образовывать форму множественного числа родительного падежа существительных (вилок, яблок, туфель),

употреблять формы повелительного наклонения некоторых глаголов (Ляг! Лежи! Поезжай! и т. п.).

Фонетико-фонематическая система языка и навыки языкового анализа и синтеза:

Развитие просодической стороны речи:

Дети должны следить за речевым дыханием, темпом речи, мягко произносить гласные и их слияние.

Коррекция произносительной стороны речи:

Дети должны правильно произносить гласные звуки и согласные раннего онтогенеза в словах и предложениях с ними, в звукоподражаниях, в небольших потешках и игре, при контроле со стороны взрослого произносить вызванные звуки в отдельных словах или словосочетаниях.

Работа над слоговой структурой слова:

Дети должны употреблять в речи слова разной слоговой структуры.

Совершенствование фонематических представлений, развития навыков звукового анализа и синтеза:

Дети должны различать на слух и называть слова, начинающиеся на определенный звук.

Развитие связной речи и речевого общения:

Дети должны участвовать в беседе, понятно для слушателей отвечать на вопросы и задавать их. Составлять предложение по образцу. Повторять образец рассказа педагога по описанию картины, предмета. Драматизировать небольшие сказки или наиболее выразительные и динамичные отрывки из сказок.

Календарно-тематическое планирование и содержание работы.

Запуск речи у неговорящих детей. Программа коррекции задержки речевого развития детей 2-3х лет.

Программа коррекции задержки речевого развития детей 2-3 лет.

Подготовили:

учитель- логопед Кочка Н.В.,

педагог- психолог Пронина С.А.,

воспитатель Щеренкова О.А.

муз. руководитель Шемчук Л.В.

старший воспитатель Чуприна А.В.

2019г.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Развитие речевых навыков – основная задача развития ребенка и одна из самых трудных. В настоящее время количество детей с задержкой речевого развития растет. Очень важно своевременно их выявлять и как можно раньше начинать оказывать коррекционную помощь.

Речь — тонкий психологический процесс, который формируется в первые годы жизни. Процесс становления речи очень индивидуален и зависит от многих факторов: социальная среда, пол ребенка (принято считать, что мальчики начинают говорить гораздо позже девочек), психологический контакт с матерью, физиологическое развитие, функционирование головного мозга и т.д. Необходимо следить за формированием речи, провоцировать ребенка на произношение звуков и слогов, именно в процессе общения с взрослыми формируется потребность в речевом развитии.

Проблема развития речи дошкольника является основополагающей в свете оценки развития детей дошкольников, особенно детей младшего дошкольного возраста.

Особенностям развития детей с нарушениями речи посвящены работы С.Д. Забрамной, И.Ю. Левченко, В.И. Лубовского, Е.М. Мастюковой, В.Г. Петровой, Е.А. Стребелевой, У.В. Ульенковой, О.Н. Усановой, Т.Б. Филичевой и др.

Читайте также:
Развитие связной речи (консультация логопеда)

Развитие речи детей осуществляется на основе и в процессе ознакомления с окружающим. Освоение речи позволяет ему активно осваивать окружающий мир, знакомясь с новыми вещами, ребенок учится обобщать, анализировать. При разработке занятий предпочтение отдается интегрированным занятиям, включающим речь, музыку, движение.

У.В. Ульенков отмечает, что развитие речи ребенка связанно с постепенным овладением языком:

  • развитие фонематического слуха и формирование навыков произнесения фонем родного языка
  • овладение словарным запасом и правилами синтаксиса
  • активное овладение лексическими и грамматическими закономерностями начинается у ребенка в 2-3 года и к 7 годам заканчивается
  • овладение смысловой стороной речи.

В своих занятиях для развития речи детей младшего дошкольного возраста мы используем игровую форму занятий, ввели музыкальные игры, слушанье музыкальных произведений, музыка сопровождает все действия и речь взрослого и детей.

Внимание к развитию речи ребенка на первых возрастных ступенях особенно важно потому, что в это время интенсивно растет мозг ребенка и формируются его функции. «Для речи, — пишет проф. М. М. Кольцова, — таким «критическим» периодом развития являются первые три года жизни ребенка: к этому сроку в основном заканчивается анатомическое созревание речевых областей мозга, ребенок овладевает главными грамматическими формами родного языка, накапливает большой запас слов. Если же в первые три года речи малыша не было уделено должного внимания, то в дальнейшем потребуется масса усилий, чтобы наверстать упущенное».

Самым тяжелым последствием задержки развития речи является постепенное замедление темпа интеллектуального развития ребенка. Все психические процессы у ребенка – память, внимание, воображение, мышление, целенаправленное поведение – развиваются с прямым участием речи. Задержка речевого развития при отсутствии своевременно начатых коррекционных занятий будет тормозить и искажать весь дальнейший ход психического развития ребенка.

Таким образом, речь является одним из важнейших средств развития личности ребенка в целом. Понимание речи окружающих и собственная активная речь сопровождают всю деятельность ребенка. Речевое развитие ребенка в первые годы жизни оказывает значение на всю его последующую жизнь, поэтому речевое развитие необходимо начинать с первых дней жизни ребенка. Своевременное и полноценное овладение речью является первым важнейшим условием становления (появления) у ребенка полноценной психики и дальнейшего правильного развития ее. Своевременное — значит начатое с первых же дней после рождения ребенка; полноценное — значит достаточное по объему языкового материала и побуждающее ребенка к овладению речью в полную меру его возможностей на каждой возрастной ступени.

ОСОБЕННОСТИ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ С ЗРР

Термин задержка речевого развития (ЗРР) широко применяется в логопедической практике. Этот диагноз уместен по отношению к детям раннего возраста. Примерно до пяти лет остается надежда на доразвитие нервных структур, ответственных за речь.

Задержка речевого развития у ребенка – это отставание от возрастной нормы речевого развития в возрасте до 4 лет. Дети с задержкой речевого развития овладевают навыками речи также как и другие дети, однако возрастные рамки значительно сдвинуты. Задержка в развитии речи отражается на формировании всей психики ребенка. Она затрудняет общение ребенка с окружающими, препятствует правильному формированию познавательных процессов, влияет на эмоционально-волевую сферу.

Т.Б. Епифанцева выделяет причины возникновения задержки речевого развития:

  • невостребованность речи. Если с ребенком никто не разговаривает или наоборот, угадывает все его желание, и говорит с ним, не формируя потребность ребенка выражать свои требования и эмоции словами.
  • замедленный темп созревания нервных клеток, отвечающих за речь (чаще обусловлено генетически).
  • заболевания и поражения головного мозга (гипоксия, травмы и инфекционные заболевания, перенесенные внутриутробно, в период родов и в первый год жизни).
  • нарушения слуха. Речь формируется на основе услышанного, если у ребенка есть проблемы со слухом, то возникают проблемы с воспроизведением слов, то есть с речью.
  • различные заболевания впервые годы жизни.
  • наследственные факторы. В этих случаях нарушения речи могут составлять лишь часть общего нарушения нервной системы и сочетаться с интеллектуальной и двигательной недостаточностью.
  • неблагоприятные социально-бытовые условия, приводящие к педагогической запущенности, нарушения эмоционально — волевой сферы и дефициту в развитии речи.
Читайте также:
Использование игровых технологий в коррекционной работе логопеда с детьми с ОВЗ

О.Е. Грибова перечисляет следующие признаки значительной задержки речевого развития:

  • Если ребенок в 4 месяца эмоционально не реагирует на жесты взрослых и не улыбается, не оживляется, когда к нему обращается мамочка.
  • Если ребёнку уже 8-9 месяцев, а так и нет лепета (повторяющихся ба-ба-ба, па-па-та и т.п. сочетаний), а в год это на редкость тихий ребёнок, мало издающий звуки.
  • Если ребёнку уже полтора, а простых слов, например «мама» или «дай» он не говорит и не понимает простых слов — своего имени или названий окружающих предметов: не способен выполнить простейшие просьбы типа «иди сюда», «сядь».
  • Если у ребёнка есть трудности с сосанием или жеванием. Например, если полуторагодовалый ребёнок не умеет жевать и давится даже кусочком яблока.
  • Если в два года ребёнок использует только несколько отдельных слов и не пытается повторять новые слова.
  • Если в 2,5 года активный словарный запас менее 20 слов и словоподражаний. Не знает названий окружающих предметов и частей тела: не может по просьбе показать на знакомый предмет или принести что-либо, находящееся вне поля зрения. Если в этом возрасте не умеет составлять фразы из двух слов (например, «дай воды»)
  • Если трёхлетний малыш говорит настолько непонятно, что его с трудом понимают даже родные. Он не говорит простых предложений (подлежащее, сказуемое, дополнение), не понимает простых объяснений или рассказов о событиях в прошлом или будущем.
  • Если трёхлетний ребёнок «тарахтит», то есть говорит слишком быстро, глотая окончания слов или, наоборот, крайне медленно, растягивая их, хотя дома примера такой речи нет.
  • Если в три года ребёнок говорит в основном фразами из мультиков и книжек, но не строит собственные предложения – это признак серьёзного отклонения в развитии.. Если в три года малыш зеркально повторяет то, что говорят при нём взрослые, пусть даже и к месту – это причина срочного обращения к специалисту, причём психиатру!
  • Если у малыша любого возраста постоянно приоткрыт рот или наблюдается повышенное слюноотделение без явных причин (не связанное с ростом зубов)

Общая характеристика детей с первым уровнем речевого развития

(по Р. Е. Левиной)

Активный словарь детей с тяжелыми нарушениями речи находится в зачаточном состоянии. Он включает звукоподражания, лепетные слова и небольшое количество общеупотребительных слов. Значения слов неустойчивы и недифференцированы.

Звуковые комплексы непонятны окружающим (пол — ли, дедушка — де), часто сопровождаются жестами. Лепетная речь представляет собой набор речевых элементов, сходных со словами (петух —уту, киска — тита), а также совершенно непохожих на произносимое слово (воробей — ки).

В речи детей могут встречаться отдельные общеупотребительные слова, но они недостаточно сформированы по структуре и звуковому составу, употребляются в неточных значениях. Дифференцированное обозначение предметов и действий почти отсутствует.

Дети с тяжелыми нарушениями речи объединяют предметы под одним названием, ориентируясь на сходство отдельных частных признаков. Например, слово лапа обозначает лапы животных, ноги человека, колеса машины, то есть все, с помощью чего живые и неживые предметы могут передвигаться; слово лед обозначает зеркало, оконное стекло, полированную крышку стола, то есть все, что имеет гладкую блестящую поверхность.

Исходя из внешнего сходства, дети с ТНР один и тот же объект в разных ситуациях называют разными словами, например, паук — жук, таракан, пчела, оса и т. п.

Названия действий дети часто заменяют названиями предметов (открывать — дверь) или наоборот (кровать — спать).

Небольшой словарный запас отражает непосредственно воспринимаемые детьми предметы и явления. Слова, обозначающие отвлеченные понятия, дети с ТНР не используют. Они также не используют морфологические элементы для выражения грамматических значений. У детей отмечается преобладание корневых слов, лишенных флексий, или неизменяемых звуковых комплексов. Лишь у некоторых детей можно обнаружить попытки грамматического оформления с помощью флексий (акой — открой).

Пассивный словарь детей с первым уровнем речевого развития шире активного, однако понимание речи вне ситуации ограничено.

Читайте также:
Методическая разработка: Звуковой анализ слова – важная часть подготовки детей к обучению грамоте

На первый план выступает лексическое значение слов, в то время как грамматические формы детьми не учитываются. Для них характерно непонимание значений грамматических изменений слова: единственное и множественное число существительных, прошедшее время глагола, мужской и женский род прилагательного и т д., например, дети одинаково реагируют на просьбу «Дай карандаш» и «Дай карандаши». У них отмечается смешение значений слов, имеющих сходное звучание (например, рамка — марка, деревья — деревня).

Фразовая речь у детей первого уровня речевого развития почти полностью отсутствует. Лишь иногда наблюдаются попытки оформления мысли в лепетное предложение: Папа туту — папа уехал

ЦЕЛЕВАЯ АУДИТОРИЯ ПРОГРАММЫ: дети 2-3 лет, родители.

В группу принимаются дети с ЗРР, ЗПР.

Противопоказания: дети с аутистическим спектром.

ЦЕЛЬ ПРОГРАММЫ:
создать условия для запуска спонтанного речевого развития у неговорящих детей 2-3х лет.

ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ:

– развить общие речевые умения;
– расширить пассивный и активный словарный запас ребенка;
– способствовать повышению мотивации к общению;

– улучшить коммуникативные навыки.
Организация занятий: совместные детско- родительские групповые занятия 2 раза в неделю. Каждое занятие состоит из двух частей: 1 часть занятие логопеда, 2 часть – занятие психолога или логоритмиста.

Сроки реализации: 8 месяцев

Календарные планы работы логопеда в группе для детей с ЗПР

Войти через uID

Войти через uID

  • Главная
  • Файлы
  • ФГОС
  • Методика
  • Приёмы
  • ИКТ
  • Вебинары
  • Анализаторы
  • Объявления
  • Все статьи
  • Мероприятия
  • Конкурсы
  • Шаблоны презентаций
  • Классруку
  • Организация труда
  • Оборудование
  • Интервью
  • Кейсы

Данная программа предназначена для дошкольных учреждений. Цель: выработка у детей умения ориентироваться в звуко-буквенной системе родного языка и на этой основе – развитие интереса и способности к чтению.

  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5

Данная программа предназначена для логопедов ДОУ. Цель данной программы является профилактика и коррекция нарушений речи у дошкольников 3-5 лет, по средствам НОД по логопедии.

  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5

Предлагаемая программа по логопедической коррекции будет полезна школьному учителю-логопеду.

  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5

Цель: диагностика и реализация АОП дошкольникам с ТНР в группах компенсирующей направленности краткосрочного пребывания.

  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5

В данном материале разработано календарно-тематическое планирование для детей среднего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. Данный материал будет полезен учителям-логопедам, педагогам-дефектологам, воспитателям и родителям.

  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5

Материал предназначен для учителей-логопедов. План работы учителя-логопеда на предстоящий учебный год составляется до 1 сентября того учебного года, на который он составлен. Данный документ является обязательным видом документации для фиксирования коррекционного процесса, который учитель-логопед организует и проводит на логопедическом пункте.

  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5

Данное планирование является разделом программы учителя-логопеда, и адаптированной программы учреждения. Рекомендован учителям-логопедам ДОУ, зам.заведующих, воспитателям групп комбинированной направленности.

  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5

Программа логопедической коррекции речи рассчитана на учебный план, в котором для логопедических занятий в 1-3 классах отводится 4 часа в неделю, в 4-5 классах – 3 часа в неделю, в 6-7 классах – 2 часа в неделю. Поскольку при умственной отсталости нарушаются все компоненты речи: её фонетико-фонематическая сторона, лексика, грамматический строй, связная речь. Целью данной программы является разработка последовательной поэтапной коррекции всех компонентов речевой деятельности.

  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5

Календарно-тематическое планирование по логопедии учителя Копысовой Я.В. на 2014/2015 учебный год. План составлен на основании Программа специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VΙΙΙ вида под редакцией В.В.Воронковой год издания 2007, программы под редакцией Л. Н. Ефименковой, Р. И. Лалаевой

  • «Система работы по предупреждению и исправлению нарушений устной и письменной речи учащихся»
  • «Система коррекционной работы с детьми, имеющими речевые нарушения»
  • «Система по коррекции у детей произношения и их дифференциации, практические упражнения на развитие логического мышления, внимания, памяти в целях формирования правильной речи»
  • «Логопедическая работа в коррекционных классах»
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5

  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5

В рабочей программе определены коррекционные задачи, основные направления работы, условия и средства формирования фонетико-фонематической, лексико-грамматической сторон и связной речи детей старшего дошкольного возраста с ОНР.

Рабочая программа разработана с учетом целей и задач основной образовательной программы дошкольного образования, потребностей и возможностей воспитанников ДОУ.

Читайте также:
Автоматизация звука (Л) в слогах, словах, предложениях - конспект занятия

В приложении представлены перспективные и календарные планы.

  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5

Стойкие специфические ошибки при письме называются дисграфиями. Учитель – логопед, работая в детском саду, должен особое внимание уделяет пропедевтике дисграфий. Чем раньше начать работу, тем лучше будет результат.

  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5

2007-2022 “Педагогическое сообщество Екатерины Пашковой — PEDSOVET.SU”.
12+ Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-41726 от 20.08.2010 г. Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.
Адрес редакции: 603111, г. Нижний Новгород, ул. Раевского 15-45
Адрес учредителя: 603111, г. Нижний Новгород, ул. Раевского 15-45
Учредитель, главный редактор: Пашкова Екатерина Ивановна
Контакты: +7-920-0-777-397, info@pedsovet.su
Домен: https://pedsovet.su/
Копирование материалов сайта строго запрещено, регулярно отслеживается и преследуется по закону.

Отправляя материал на сайт, автор безвозмездно, без требования авторского вознаграждения, передает редакции права на использование материалов в коммерческих или некоммерческих целях, в частности, право на воспроизведение, публичный показ, перевод и переработку произведения, доведение до всеобщего сведения — в соотв. с ГК РФ. (ст. 1270 и др.). См. также Правила публикации конкретного типа материала. Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения авторов.

Для подтверждения подлинности выданных сайтом документов сделайте запрос в редакцию.

  • Опубликовать урок
  • Опубликовать статью
  • Дать объявление
  • Подписаться на новости
  • Частые вопросы
    сервис вебинаров –>

О работе с сайтом

Мы используем cookie.

Публикуя материалы на сайте (комментарии, статьи, разработки и др.), пользователи берут на себя всю ответственность за содержание материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьми лицами.

При этом редакция сайта готова оказывать всяческую поддержку как в публикации, так и других вопросах.

Если вы обнаружили, что на нашем сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору — материалы будут удалены.

Планирование образовательной деятельности в разновозрастной группе для детей с задержкой психического развития в соответствии с ФГОС

«Что интересного заметили по дороге в ДОУ», « Погода на улице»

ность в режимных моментах

Практическое упражнение «Самые аккуратные». Формировать у детей культурно — гигиентические навыки, напомнить основные правила личной гигиены. Учить правильно умываться, мыть руки, пользоваться индивидуальным полотенцем. Трудовые поручения: помогаем сервировать стол. Формировать у детей трудовые умения, необходимые для сервировки стола. Воспитывать трудолюбие, ответственное отношение к порученному делу, аккуратность

Практическое упражнение «Самый аккуратный». Формировать у детей навыки самообслу-

живания, осознанное отношение к порядку в одежде. Учить контролировать свой внешний вид.

Трудовые поручения: раскладываем хлеб. Формировать у детей трудовые умения, необходимые при дежурстве по столовой, учить раскладывать хлеб на блюдца. Воспитывать аккуратность, ответствен-

ющей среды для самостоя-

Сюжетно — ролевая игра «Семья»: сюжет «Готовим обед». На правах участника игры знакомить детей с новыми игровыми действиями, способствовать их освоению. Учить подбирать атрибуты, обустраивать место для игры, брать на себя роль, поддерживать диалог. Дидактическая игра «Какого цвета?» Учить детей применять знание основных цветов спектра, различать цвета и оттенки, правильно называть их. Формировать умение сравнивать и сопоставлять.. развивать зрительное восприятие.

Сюжетно – ролевая игра «Магазин»: сюжет «Покупаем платье для дочки». Учить детей брать на себя определенную роль, побуждать использовать в играх предметы — заместители. Стимулиро-

вание применение в игре личного опыта, развивать диалогическую форму речи.

Сюжетно — ролевая игра «Шоферы». Учить детей объединяться в игре, обустраивать место, подбирать необходимые атрибуты. Способство-

вать расширению круга ролевых действий, развитию социальных отношений играющих детей.

«В детский сад пришли мы снова»: беседа «Летний отдых», чтение стихотворения О. Высоцкой «Детский сад». Предлложить детям рассказать о летнем отдыхе, показат фотографи. Помочь детям адаптироваться к условиям пребывания в ДОО. Формировать интерес к жизни сверстников, развивать связную речь, обогащать словарный запас.

2. Сенсомоторное развитие

1. Познавательно — исследова-

2. Рисование «Солнечная поляна, (см. стр. 90 Г.И. Винникова). П/c: учить детей рисовать солнце, учить изображать округлые формы, замечать цвет и форму.

Читайте также:
Особенности сопровождения ребёнка с ОВЗ в условиях реализации ФГОС

Подвижная игра «У медведя во бору». Учить детей выполнять игровые действия в соответствии с приговором игры. Упражнять в беге с ускорением, развивать ловкость, координацию движений.

Самостоятельная двигательная деятельность. Учить детей при помощи педагога организовывать знакомые игры, поощрять интерес к двигательной активности. Способствовать профилактике нервного напряжения в период реадаптации.

Игры с песком и водой: постройка домика из песка. Учить детей применять знания о свойствах сухого и мокрого песка, выполнять посройки по замыслу. Демонстрировать способы обыгрывания построек, их достраивания в соответствии с сюжетом игры. Способствовать стабилизации эмоционального состояния.

Трудовые поручения: уборка на участке. Приучать детей видеть беспорядок и устранять его, формировать умение подбирать и правильно использовать необходимый инвентарь. Воспитывать трудолюбие, ответственность.

Распознаю-

щее наблюдение «Осенние цветы». Познакомить детей с названиями цветущих растений, учить различать их, составлять описание, отвечая на вопросы педагога.

Подвижная игра «Найди и промолчи». Формировать умение ориентироваться в пространстве, действовать по инструкции, при помощи педагога выступать в качестве водящего. Развивать способность концентрировать внимание.

Игры с песком «Строители». Учить детей выполнять постройки из песка, напомнить правила безопасности. Развивать мелкую моторику, тактильную чувствительность. Способствовать стабилизации эмоционального состояния, профилактике нервного напряжения.

Трудовые поручения: сбор шишек для изготовления поделок. Учить детей самостоятельно заготавливать природный материал для изготовления различных поделок. Развивать воображение, уточнить названия природных объектов.

Спортивные упражнения: катание на самокате. Учить детей кататьс я по прямой, выполнять движение п кругу, соблюдать элементарные правила безопасности. Способствовать повышению функциональных возможностей детского организма, развивать интерес к спортивным упражнениям.

Подвижная игра «Кролики» Напомнить детям правила игры, учить выполнять игровые действия в разных игровых ситуациях. Развивать гибкость, ловкость.

Подвижная игра «Птички и кошка». Учить детей действовать в соответствии с текстом игры, сигналами, подаваемыми ведущим. Обогащать двигательный опыт, развивать способность концентрировать внимание.

Трудовые поручения: сбор семян растений на клумбах. Расширять представления детей о трудовых операциях, формировать соответствующие умения. Учить соблюдать правила личной гигиены.

Распознаю-

щее наблюдение «Птицы осенью». Уточнить представления детей о строении птиц, рассказать об изменениях в их жизни с наступлением осени. Обогащать словарный запас, активизировать речь.

Игровое упражнение «Веселый мяч». Учить детей выполнять бросок мяча, ловить мяч, брошенный взрослым. Развивать крупную моторику рук, мышцы спины и рук, повышать подвижность суставов.

Практическое упражнение «Моя обувь». Формировать у детей навыки самообслу-

живания, осознанное отношение к порядку. Учить самостоятельно снимать обувь, развязывать шнурки, расстегивать липучки и застежки на обуви, аккуратно ставить обувь на полку.

Имитационное упражнение «Через ручеек». Учить детей перепрыгивать через горизонтальное препятствие на двух ногах, мягко приземляться. Развивать координацию движений, повыщать гибкость суставов, стимулировать творчество в двигательной деятельности.

Сюжетно — ролевая игра «Салон красоты». Способствовать совершенствованию умения детей объединяться в игре, распределять роли, выполнять игровый действия, поступать в соответствии с правилами.

Музыкально — дидактическая игра «Громая и тихая музыка». Развивать у детей тембровый и динамический слух, слуховое восприятие, способнсть концентрировать внимание.

Театрализованное упражнение «Коза». Учить детей передавать особенности движения животного, выполнять характерные для него действия, подражать голосу. Развивать воображение, артистические способности.

Дидактическая игра « Что делает?» Учить детей подбирать глаголы, характеризующие трудовые действия, отвечать на вопросы воспитателя о работе дворника. Обогащать словарный запас.

Трудовые поручения: уборка на участке. Приучать детей видеть беспорядок и устранять его, формировать умение подбирать и правильно использовать необходимый инвентарь. Воспитывать труолюбие, ответственность.

Игры с песком «Печем куличи» Учить детей применять знания о свойствах песка, отвечать на вопросы о свойствах сухого и мокрого песка. Учить выполнять и украшать поделки, используя различные природные материалы.

Игры с песком «Печем куличи» Учить детей применять знания о свойствах песка, отвечать на вопросы о свойствах сухого и мокрого песка. Учить выполнять и украшать поделки, используя различные природные материалы.

Читайте также:
Конспект логопедического урока (Звук и буква И)

Игры с песком «Готовим угощение для игрушек». Учить детей изготавливать из песка различные поделки, украшать их, ориентируясь на форму, игровое назначение. Учить использовать поделки в игре, придумывать простейшие сюжеты.

ствие с семьями воспитан-

Полную версию работы можно скачать здесь .

Рабочая программа учителя-логопеда Пивень Анастасии Владимировны Группа компенсирующей направленности для детей с задержкой психического развития №4 (подготовительная) (стр. 1 )

Из за большого объема этот материал размещен на нескольких страницах:
1 2 3 4 5 6

I. Целевой раздел 2

1.1. Пояснительная записка 2

1.2.Цель и задачи программы 2

1.3.Целевые ориентиры освоения образовательной программы 2

1.4.Принципы и подходы к формированию программы 3

1.5.Краткая характеристика развития речи детей группы 4

II. Содержательный раздел 6

2.1.Содержание рабочей программы учителя-логопеда 6

2.2.Тематическое планирование логопедической работы в подготовительной группе 6

2.3.Перспективное комплексно – тематическое планирование логопедической работы 7

2.4.Календарно-тематический план работы по подготовке к обучению грамоте в подготовительной группе компенсирующей направленности для детей с ЗПР 13

2.5.Календарно-тематический план работы по развитию в подготовительной группе компенсирующей направленности для детей с ЗПР 24

2.6.Формы взаимодействия с родителями (законными представителями) воспитанников 33

III. Организационный раздел 35

3.1.Структура реализации образовательной деятельности 35

3.1.1. Непрерывная образовательная деятельность 35

3.1.2.Образовательная деятельность, осуществляемая в режимных моментах 35

3.1.3.Самостоятельная деятельность детей 35

3.1.4.Формы образовательной деятельности 36

3.1.5.Реализуемые образовательные технологии 36

3.1.6.Режим пребывания воспитанников в группе 36

3.1.7.Образовательная нагрузка детей группы 37

3.1.8.Организация непрерывной образовательной деятельности на 2017-2018 уч. год 38

3.1.9.Режим ежедневной двигательной активности 39

3.1.10.Культурно-досуговая деятельность 39

3.2.Условия реализации рабочей программы 39

3.2.1.Методическое обеспечение образовательного процесса 40

3.2.2.Создание развивающей предметно-пространственной среды 41

3.2.3.Индивидуальный образовательный маршрут 43

I. Целевой раздел

1.1. Пояснительная записка

Рабочая программа учителя-логопеда для подготовительной группы разработана на основе адаптированной образовательной Программы Государственного бюджетного дошкольного образовательного учреждения детский сад № 000 комбинированного вида Выборгского района Санкт-Петербурга (далее – Рабочая программа), утверждена Педагогическим Советом Государственного бюджетного дошкольного образовательного учреждения детский сад № 000 комбинированного вида Выборгского района Санкт-Петербурга.

Рабочая программа разработана и утверждена на период 2017-2018 учебного года (с 01.09.2017 по 31.05.2018 года).

1.2.Цель и задачи программы

Цель реализации рабочей программы учителя-логопеда по преодолению речевых нарушений в подготовительной группе компенсирующей направленности для детей с задержкой психического развития: способствовать социальной адаптации и интеграции детей с ЗПР в среду нормально развивающихся сверстников благодаря максимальному улучшению качества их речи.

Для достижения цели решаются следующие задачи:

    Формирование правильного звукопроизношения; Формирование и совершенствование слоговой структуры слова; Развитие речевого слуха и фонематических процессов; Практическое усвоение лексических и грамматических средств языка; Подготовка к овладению грамотой (обучение элементам грамоты); Развитие навыков связной речи; Развитие общей и мелкой моторики.

1.3.Целевые ориентиры освоения образовательной программы

    Наблюдает и осмысливает предметы и явления окружающей действительности; Владеет обобщающими понятиями, сформированы навыки словоизменения и словообразования; Строит и употребляет в речи простые и распространенные предложения, а также некоторые типы сложных синтаксических структур; Сформирована нормальная артикуляция звуков русского языка; Развит фонематический слух и фонематические процессы; Закреплены навыки произнесения слов различной звукослоговой структуры; Осуществляет контроль над внятностью и выразительностью речи; Усвоены элементарные навыки звукового анализа и синтеза; Владеет элементарными навыками слогового деления; Складывает слова из букв разрезной азбуки; Владеет навыками диалогической и монологической речи, грамматически правильно строит связное высказывание.

1.4.Принципы и подходы к формированию программы

В разработке содержательной части программы мы руководствовались следующими принципами дошкольной коррекционной педагогики:

    принцип развивающего обучения (формирование «зоны ближайшего развития»); принцип единства диагностики и коррекции отклонений в развитии; принцип генетический, раскрывающий общие закономерности развития детской речи применительно к разным вариантам речевого дизонтогенеза; принцип коррекции и компенсации, позволяющий определить адресные логопедические технологии в зависимости от структуры и выраженности речевого нарушения; деятельностный принцип, определяющий ведущую деятельность, стимулирующую психическое и личностное развитие ребенка с отклонением в речи.

Содержание программы соответствует требованиям федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования и учитывает:

    индивидуальные потребности ребенка с задержкой психического развития, связанные с его жизненной ситуацией и состоянием здоровья, определяющие особые условия получения им образования (далее — особые образовательные потребности), индивидуальные потребности детей с ЗПР; возможности освоения ребенком с задержкой психического развития “Образовательной программы дошкольного образования (адаптированной образовательной программы)” на разных этапах ее реализации; построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, когда сам ребенок становится субъектом образования; возрастную адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития); специальные условия для получения образования детьми с ЗПР, в том числе использование специальных методов, методических пособий и дидактических материалов, проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий, и осуществления квалифицированной коррекции нарушений их развития.
Читайте также:
Сценарий итогового мероприятия в ДОУ по теме недели 'Семья'

Различные речевые нарушения являются значимой особенностью детей с задержкой психического развития (ЗПР). В раннем возрасте данные нарушения проявляются в позднем начале речи, темповой задержке речевого развития, моторной и сенсомоторной алалии, дизартрии, которые в последствии переходят в общее недоразвитие речи (ОНР). В группы компенсирующей направленности для детей с ЗПР поступают обучающиеся с первым, вторым и третьим уровнем развития речи. Причем по возрастным группам они распределены неравномерно: в каждой группе могут находиться как дети с первым уровнем речевого развития, так и с третьим. К подготовительной группе происходит частичная коррекция нарушения и у большинства детей выявляется ОНР III уровня речевого развития.

Особенностью работы в ГБДОУ детский сад № 000 комбинированного вида Выборгского района Санкт-Петербурга является то, что на занятия с логопедом попадают дети 6-7 лет на один год, что не позволяет осуществить коррекционно-логопедическую работу в полном объеме.

При разработке программы учитывался контингент детей подготовительной группы 6-7 лет с логопедическим заключением тяжелое нарушение речи, общее недоразвитие речи II и III уровня речевого развития.

1.5.Краткая характеристика развития речи детей группы

В 2017-2018 учебном году на логопедические занятия зачислено 15 человек. Среди них 14 мальчиков и 1 девочка. Обследование выявило ОНР III уровня речевого развития у 9 человек, ОНР II уровня – у 4 человек, 1 ребенок с системным недоразвитием речи.

Характеристика II и III уровня речевого развития детей

У детей с ОНР II и III уровнем речевого развития отмечается недостаточная устойчивость внимания, ограниченные возможности его распределения, снижены вербальная память и продуктивность запоминания, отмечается низкая активность припоминания. Дети забывают сложные инструкции, опускают их элементы, меняют последовательность, отстают в развитии наглядно-образной сферы мышления.

Дети малоактивны, не проявляют инициативы со сверстниками, редко обращаются с вопросами ко взрослым, не сопровождают рассказом игровые ситуации. Испытывают затруднения в употреблении слов, характеризующих качество, признаки, состояния конструктивных материалов, действий с элементами конструкторов.

Процессы рисования, лепки, аппликации затрудняют нарушения мелкой моторики, недостаточная координация движений пальцев рук, несформированность пространственных представлений, неумение детей самостоятельно планировать и «оречевлять» этапы и последовательность выполнения работы.

Характерна общая соматическая ослабленность, замедленное развитие локомоторных функций, отставание в развитии двигательной сферы. Это выражается в виде плохой координации сложных движений, неуверенности в воспроизведении точно дозированных движений, снижение скорости и ловкости их выполнения. Наибольшие трудности представляет выполнение движений по словесной инструкции, особенно многоступенчатой. недостаточный самоконтроль при выполнении движений (Филичева, Чиркина 2004).

II уровень речевого развития детей характеризуется начатками общеупотребительной речи. Дети используют в общении простые по конструкции или искаженные фразы, владеют обиходным – словарным запасом (преимущественно пассивным). В их речи дифференцированно обозначаются названия предметов, действий, отдельных признаков. На этом уровне возможно употребление местоимений, союзов, некоторых предлогов в их элементарных значениях. Дети могут отвечать на вопросы, беседовать по картинке, рассказывать о семье, о событиях окружающей жизни [26]/

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: