Календарно-тематическое планирование по развитию мелкой моторики пальцев рук

Рабочая программа дополнительного образования по развитию мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста посредством кружковой деятельности «Волшебные пальчики»

дополнительного образования

по развитию мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста посредством кружковой деятельности

Составитель: Грищук Анна Александровна

воспитатель высшей квалификационной категории.

Обоснованность программы; программа, с учётом которой осуществляется реализация и обновление содержания

Цели, задачи программы

Условия реализации программы

Срок реализации программы

Основные направления работы для развития мелкой моторики рук и координации движений

Планируемые результаты освоения программы

Конкретизация требований к планируемым результатам с учетом возрастных возможностей детей

Пояснительная записка

Теоретические обоснования, актуальность программы

Мелкая моторика – это точные и тонкие движения пальцев рук. От развития мелкой моторики напрямую зависит подготовленность руки к письму, работа речевых и мыслительных центров головного мозга. Навыки моторики помогают ребенку исследовать, сравнивать, классифицировать и тем самым позволяют ему лучше понять мир, в котором он живет. Очень важно в дошкольном возрасте как можно раньше создать условия для накопления ребенком двигательного и практического опыта, развивать навыки ручной умелости, формировать механизмы, для будущего овладения письмом.

Систематические занятия, требующие тонких движений пальцев, повышают работоспособность головного мозга, давая мощный толчок ребенку к познавательной и творческой активности. Высокое развитие познавательных процессов является актуальным и значимым в современном обществе.

Данная программа позволяет не только развивать познавательные процессы, но и реализовывать индивидуальный творческий потенциал личности, наладить коммуникации с взрослым и со сверстниками на основе совместной деятельности. Развитие мелкой моторики, воображения, познавательных процессов – служит одним из важнейших источников при подготовке детей к начальному школьному обучению. Практические навыки, полученные в ходе выполнения заданий по развитию мелкой моторики пальцев рук, проводимые во всех видах деятельности, и технические навыки, приобретенные на занятиях по ручной умелости, позволяет детям почувствовать свою успешность. Поэтому работа по развитию мелкой моторики должна начинаться задолго до поступления в школу.

Данная программа направлена на всестороннее развитие ребенка, на развитие осязания и мелкой моторики, необходимых для выполнения предметно-практических действий. Методика программы позволяет детям интенсивно заниматься, не утомляясь за счет постоянной смены видов деятельности и переключения внимания. Занятия направлены на развитие познавательных процессов, коммуникативных навыков, эмоционально-волевой сферы и мелкой моторики.

Занятия по данной программе проводятся в игровой форме. Во время игры, максимально реализуется ситуация успеха, следовательно, работа происходит естественно, не возникает психического напряжения. Все игры и задания безопасны для жизни и здоровья детей.

Педагогическая целесообразность заключается в том, что дети работают с пластилином, бумагой, шаблонами, трафаретами, развивают графические навыки: обводка, штриховка, рисование по точкам.

Программа описывает курс по развитию мелкой моторики для детей младшего возраста 3-4 лет. Кружковая работа по данной теме проводится 1 раз в неделю по 15 минут. Всего 32 занятия. Диагностика проводиться 2 раза в год (в сентябре и мае).

Содержание данной рабочей программы развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста построено в соответствии с требованиями ФГОС и отражает основные направления всестороннего развития ребенка.

Данная рабочая программа составлена в соответствии с примерной общеобразовательной программой дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой.

В основу программы положены принципы:

научной обоснованности и практической применимости;

развивающий характер обучения, основанный на детской активности;

интеграция образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников;

комплексно – тематическое построение образовательного процесса;

единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста, в ходе реализации, которых формируются такие знания, умения и навыки, которые имеют непосредственное отношение к развитию дошкольника;

Цель: Создание условий для развития речи и формирования графических навыков у детей дошкольного возраста через укрепление мелкой моторики и развитие координации движений пальцев рук.

Формировать произвольные координированные движения пальцев рук, глаза, гибкости рук, ритмичности развития осязательного восприятия (тактильной, кожной чувствительности пальцев рук.

Формировать практические умения и навыки.

Обучать различным навыкам работы с бумагой, пластилином.

1. Развивать умения производить точные движения кистью и пальцами рук;

2. Развивать способности координированной работы рук со зрительным восприятием;

3. Развивать произвольное внимание, пространственное мышление, зрительное и слуховое восприятие, творческую активность, фантазию.

4. Развивать речь детей.

Воспитывать нравственные качества по отношению к окружающим (доброжелательность, уважение к чужому труду, чувство товарищества)

воспитывать внимательность к выполнению заданий, усидчивость, целенаправленность;

воспитывать и развивать художественный вкус.

При решении поставленных задач учтены основные принципы дидактики: возрастные особенности, физические возможности и индивидуально-психологические особенности ребенка 3-4 лет

Организационно-методическая деятельность по реализации программы

Систематический анализ развития мелкой моторики детей с целью последующей психолого-педагогической коррекции.

Создание программно-методического обеспечения педагогического процесса по данной программе, соответствующее современным требованиям дидактики и возрастной психофизической специфике данного контингента детей.

Создание условий для кружковой деятельности.

Объекты программы

Игровой метод (дидактические игры).

Наглядный метод (рассматривание дидактических пособий, предметов).

Практический – показ способов действий с предметами, эксперимент.

Формы организации деятельности

Принципы комплектования кружка и организации работы

Учет интересов и способностей детей.

Учет психофизических особенностей детей.

Отличительные особенности работы данного кружка:

Работа в кружке «Волшебные пальчики» направлена на всестороннее развитие ребёнка. Методика позволяет детям интенсивно заниматься и не утомляться за счет постоянной смены видов деятельности и переключения внимания. Занятия в кружке отличаются комплексным подходом и направлены на развитие всех необходимых познавательных процессов, коммуникативных навыков, эмоционально-волевой сферы и мелкой моторики. Подобран и систематизирован материал дидактических игр и упражнений по развитию мелкой моторики, в соответствии с лексической темой; занятия по данной программе проводятся в игровой форме. Во время игры максимально реализуется ситуация успеха, следовательно, работа происходит естественно, не возникает психического напряжения

Читайте также:
Развитие диалогической речи у дошкольников 2 – 7 лет в процессе общения со взрослыми

Формы и режим занятий:

Кружковая работа рассчитана на 1 занятие в неделю. Занятия проводятся в группах (2-4 человека), индивидуально по 15 минут и предполагают использование следующих форм: беседа, дидактическая игра, ролевые, коммуникативные игры, физические упражнения, коллективное творчество, индивидуальная корректировка действий.

2. Основные направления работы для развития мелкой моторики рук и координации движений

Работа кружка включает в себя следующие разделы:

Массаж кистей рук

Пальчиковая гимнастика, физкультминутки.

Развитие графических навыков

Рисование по трафаретам

Игры и действия с мелкими предметами

Работа с сыпучими материалами (рисование на подносах, выкладывание мозаики).

Работа со шнурками.

Моделирование (счетные палочки, трубочки).

Лепка, изготовление поделок из различных материалов.

В разделе «Пальчиковый игротренинг» дети знакомятся с различными пальчиковыми играми, которые сочетают в себе музыкальное сопровождение, сопровождение художественным словом, гимнастику с учебными предметами. Также проводятся комплексы пальчиковой гимнастики с учебными предметами, направленные на закрепление умения правильно держать карандаш, кисточку, задания на удержание позы кистей рук. Упражнение по удержанию позы могут проводиться на разных уровнях сложности: по подражанию, по речевой инструкции. В ходе пальчиковых игр дети, повторяя движения взрослых, активизируют моторику рук. Тем самым вырабатывается ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности.

В разделе «Ручная умелость» задания помогут улучшить координацию движения пальцев и кистей рук, знакомятся с техникой рисования пластилином, со свойствами бумаги, постигают начало плоскостной геометрии, с различными видами аппликации. Выполнение детьми заданий тренирует произвольное внимание, развивает память, логическое мышление, воображение.

В разделе «Графические навыки» дети улучшают координацию движений пальцев и кистей рук, кроме этого ребенок учиться правильно держать карандаш

В разделе «Игры и действия с мелкими предметами» у детей совершенствуются двигательные навыки, развивается моторная координация и оптико-пространственные представления, используются предметы различные по размеру, материалу, фактуре, структуре

В подразделе «Работа с сыпучими материалами» дети знакомятся с комплексами упражнений, которые дают пальцам полноценный отдых, развивают их ловкость, подвижность, а веселые стишки помогают детям снять напряжение. Повторение этих упражнений способствует развитию внимания, мышления, тактильной памяти, оказывает благоприятное влияние на речь ребенка. Кисти рук становятся более подвижными и гибкими, что помогает будущим школьникам успешно овладеть навыками письма.

Подраздел «Работа со шнурками» направлен на развитие мелкой моторики рук, совершенствование знаний, умений, навыков детей, развитие психических познавательных процессов, таких как воображение, восприятие, память, внимание, развитие цветовых ощущений, развитие личностных качеств – усидчивости, терпения, умения доводить начатое дело до конца.

В подразделе «Моделирование» подобраны задания для формирования тонких движений рук, развития мускульной и тактильной памяти, совершенствования двигательных навыков, развития моторных координаций и оптико-пространственных представлений. Занятие моделированием развивает внимание, память, пространственное мышление.

В подразделе «Лепка, изготовление поделок из различных материалов» используются предметы различные по размеру, материалу, фактуре, структуре. Раздел включает в себя разные виды лепки (пластилин, соленое тесто, налеп), а также изготовление поделок из пластилина, природного и бросового материала.

3. Результатом работы по данной программе должно стать:

Развитие мелкой моторики и координации пальцев рук детей до уровня, соответствующего данному возрасту.

Овладение разными видами ручной умелости.

Овладение приемами работы с разными инструментами.

Овладение нормами этики поведения.

Ожидаемые результаты

К концу занятий в кружке дети должны знать:

некоторые виды бумаги (цветная, картон, гофрированная, салфетка, газета и др.);

свойства бумаги (тонкая, толстая, мягкая, жесткая);

несколько разных способов нанесения краски (кистью, ватной палочкой, губкой и др.);

основные формы штриховки (вертикальная, горизонтальная);

основные правила склеивания;

понятие «конструктор», «мозаика»;

некоторые приемы лепки (шарик, колбаска и др.);

несколько пальчиковых игр в комплексе со стишками.

Должны уметь:

правильно держать кисть, карандаш;

пользоваться клеем, клеенкой и салфеткой;

работать с трафаретами;

заштриховывать предметы двумя способами;

застегивать, расстегивать пуговицы, кнопки, крючки.

4. Календарно-тематическое планирование

В календарно-тематическом планировании по теме «Развитие мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста посредством кружковой деятельности» использованы следующие формы работы:

массаж пальцев кистей рук;

игры с предметами;

упражнения для развития тактильной чувствительности пальцев и кистей рук;

лепка из пластилина;

нетрадиционные способы рисования;

развивающие игры: мозаика, пазлы, игры с прищепками, пуговицами, вкладышами, пальчиковые бассейны с различными наполнителями.

Перспективный план на тему: «Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста посредством пальчиковых игр»

перспективный план по теме развитие мелкой моторики рук посредством пальчиковых игр, для воспитателей

Просмотр содержимого документа
«Перспективный план на тему: «Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста посредством пальчиковых игр»»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №33»

«Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста посредством пальчиковых игр»

Читайте также:
Домашние животные - конспект занятия

Автор: Бадртдинова С.С.

1.1 Цель, задачи, ожидаемые результаты………………………………………..4

1.2 Актуальность выбранной

Важным фактором в развитии ребенка является мелкая моторика. Мелкая моторика – это гибкость, ловкость рук и точность движения пальцев руки. Истоки способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев. Разнообразие действия руками, пальчиковые игры стимулируют процесс речевого и умственного развития ребенка.

Мелкая моторика взаимодействует с такими свойствами сознания, как внимание, мышление, воображение, наблюдательность, зрительная и двигательная память, речь. Отсюда следует, что уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности ребенка. Развитие навыков мелкой моторики важно еще и потому, что вся дальнейшая жизнь ребенка потребует использования точных, координированных движений кистей и пальцев, которые необходимы, чтобы одеваться, рисовать, писать, а также выполнять множество разнообразных бытовых и учебных действий.

Вопрос развития мелкой моторики детей дошкольного возраста довольно актуален. Это неоднократно подчеркивается педагогами, психологами и другими специалистами в области дошкольного образования. Известный педагог В.А. Сухомлинский писал: «Истоки способностей и дарований детей – на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли». Это значит, чем больше ребенок умеет, хочет и стремится делать своими руками, тем он умнее и изобретательнее. Поэтому уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению.

«Рука – это инструмент всех инструментов», сказал ещё Аристотель. «Рука – это своего рода внешний мозг», писал Кант. Жан-Жак Руссо в своём романе о воспитании «Эмиль» так написал о потребностях маленького ребёнка: «… он хочет всё потрогать, всё взять в руки. Не мешайте ему, это для него совершенно необходимое дело. Так он учится различать тепло и холод, твёрдость и мягкость, тяжесть, размер и форму предметов. О свойствах окружающих его вещей ребёнок узнаёт, сравнивая то, что видит, с ощущениями, которые получает от своих рук…».

Как приятно родителю, когда у его ребёнка умелые пальчики: ловко держат карандаш. Аккуратно рисуют, строят из конструктора.

Данная методическая разработка привлекает внимание к давно известной проблеме развития тонких движений пальцев у детей, которая признана педагогами. Основное внимание уделено обучению детей пальчиковым играм. Такие игры очень эмоциональны и увлекательны для детей. В процессе реализации работы планируется привлечь родителей к процессу развития мелкой моторики кистей рук малышей, предоставить им возможность обучиться пальчиковым играм, как средству развития мелкой моторики.

Цель: развитие мелкой моторики кистей рук у детей дошкольного возраста посредством пальчиковых игр.

развивать мелкую моторику пальцев рук детей посредствам пальчиковых игр, речевые способности, учитывая возрастные и индивидуальные особенности;

создать картотеку пальчиковых игр;

привлечение родителей к активному участию в образовательном процессе и внедрение деятельности дома.

В результате предложенных упражнений разовьется мелкая моторика, кисти рук приобретают подвижность гибкость, исчезает скованность движений и как следствие развивается речь детей.

Дети проявляют интерес к пальчиковым играм, используют пальчиковую гимнастику в повседневной жизни.

Родители становятся единомышленниками с педагогами ДОУ по развитию мелкой моторики детей и использованию речевых пальчиковых игр.

Перечень основных мероприятий:

-Выбор комплексов пальчиковой гимнастики и внедрение данных комплексов.

-Изучение литературы передового опыта по проблеме развития мелкой моторики.

Исполнители мероприятий: воспитатели, дети и родители.

Актуальность развития мелкой моторики детей состоит в том, что у детей младшего дошкольного возраста низкий уровень развития мелкой моторики. Следствие слабого развития общей моторики и руки, общая неготовность большинства современных детей к письму или проблем с речевым развитием.

Проблема развития мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста отражена в «Федеральном государственном стандарте дошкольного образования», представлена в целевых ориентирах на этапе завершения дошкольного образования – «У ребенка развита мелкая моторика».

Проблема развития ручной умелости и мелкой моторики рук важна и для личностного развития самого ребенка. Владея рукой, ребенок в процессе своего развития становится более самостоятельным, автономным и независимым от взрослого, что способствует становлению его инициативы в разных видах детской деятельности.

Современная концепция начального воспитания и образования, изменение требований к содержанию и характеру начального образования определяют необходимость совершенствования развития ребенка дошкольного возраста, как многоаспектного целостного процесса, важным направлением которого является целостное развитие.

Наукой доказано, что одним из показателей нормального физического и нервно – психического развития ребенка является развитие руки, ручных умений, или, как принято говорить, мелкой моторики. По умелости детских рук специалисты на основе современных исследований делают вывод об особенностях развития центральной нервной системы и головного мозга.

Наверное, мало кто из родителей, а тем более из педагогов, работающих с дошкольниками, не слышал о необходимости развития у детей мелкой моторики рук, о взаимосвязи ее с речью детей. Что же такое мелкая моторика? Физиологи под этим выражением подразумевают движение мелких мышц кистей рук. Почему же так важно развивать мелкую моторику рук ребенка? Моторные центры речи в коре головного мозга человека находятся рядом с моторными центрами пальцев, поэтому, развивая речь и стимулируя моторику пальцев, мы передаем импульсы в речевые центры, что и активизирует речь. Но на самом деле в достаточной степени развитые навыки мелкой моторики рук ребенка влияют не только на его речь, но и на его общее развитие, на интеллектуальные способности.

Читайте также:
Планирование работы учителя-логопеда в общеобразовательной школе

В дошкольном возрасте основной вид деятельности – это игра. Значительный опыт накапливается ребенком в игре. Из своего игрового опыта ребенок черпает представления, которые он связывает со словом. Как говорил В.А. Сухомлинский: «Без игры нет, и не может быть полноценного умственного развития… Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности». Исходя из этого, хорошим средством для развития мелкой моторики являются пальчиковые игры. Игры эти очень эмоциональны, увлекательны, захватывают детей своей импровизацией, непосредственностью, театрализацией, элементами сюрпризности и предполагают наличие ситуации успеха. Пальчиковые игры отображают реальность окружающего мира – предметы, животных, людей, их деятельность, явления природы. В ходе пальчиковых игр дети повторяют движения взрослых, активизируют моторику рук, тем самым вырабатывая ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности. Современные концепции дошкольного образования признают незаменимое влияние пальчиковых игр на развитие мелкой моторики ребёнка, а также проблема вызвана недостаточным просвещением родителей в данном вопросе.

Актуальность данной проблемы очевидна на сегодняшний день.

Гипотеза: можно предположить, что в результате освоения всех упражнений кисти рук и пальцы приобретут силу, хорошую подвижность и гибкость, а это в дальнейшем облегчит овладение навыком письма, улучшит речевые способности ребенка.

Объект: развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста.

Предмет: акцентировать внимание родителей на развитие мелкой моторики

Федеральный государственный образовательный стандарт переносит акцент с формирования знаний, умений и навыков на воспитание общей культуры, развитие (качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, обеспечивающих социальную успешность) ребенка не через систему знаний, а через эффективные формы организации воспитательно-образовательной работы с детьми дошкольного возраста. Игре, как форме организации детской деятельности, отводится важная роль, эта особая деятельность ребенка, посредством которой он органично развивается, познает огромный пласт человеческой культуры взаимоотношений, помогает решать образовательные задачи. Поэтому все «уроки» воспитания для дошкольников должны проходить в форме игры. Одним из вариантов развивающих игр являются пальчиковые игры. Это замечательный способ формирования устной речи ребенка и мелкой моторики рук, прекрасная возможность в интересной игровой форме прививать культурно-гигиенические навыки, корректировать эмоциональное состояние, а также увлекательный способ провести время с пользой. Благодаря таким играм вырабатываются навыки общения с другими детьми и взрослыми. Формируется понятие гендерной принадлежности, происходит приобщение к истокам народной культуры. В ходе игры расширяется кругозор; дети получают элементарные представления о труде взрослых, окружающем мире. Пальчиковые игры помогут детям освоить счет, пространственные понятия. Многие игры основаны на сказочных сюжетах, что помогает формировать интерес и потребность к восприятию художественного слова, развивать память, воображение и речь. С помощью игр можно в интересной форме организовать любой режимный момент, совместную и самостоятельную деятельность детей, построить увлекательное занятие в детском саду. Также пальчиковые игры дают возможность родителям играть с детьми, радовать их, вместе с тем развивать и мелкую моторику. Такие игры формируют добрые взаимоотношения между детьми, а также между взрослым и ребёнком. Наилучшего результата в развитии мелкой моторики ребенка позволяет добиться специальный принцип подбора игр, который представлен ниже.

приложение к календарно – тематическому планированию по развитию мелкой моторики для детей 5 – 6 лет
календарно-тематическое планирование по логопедии (старшая группа) на тему

Приложение к календарно – тематическому планированию по развитию мелкой моторики для детей 5 – 6 лет: подборка комплексов пальчиковой гимнастики и заданий для совместной деятельности воспитателя с детьми

Скачать:

Вложение Размер
5_-_6_let.doc 301.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

детский сад «Планета детства»

РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ РУКИ

приложение к календарно – тематическому планированию

для детей 5 – 6 лет

  1. Составитель:
  2. учитель – логопед Ж.Н. Садчикова

Тамбовский р-он, р.п. Новая Ляда

В настоящее время проблема здоровьесбережения в условиях ДОО особенно актуальна для детей с ОВЗ. Нарушение речевого и двигательного развития – наиболее распространенные отклонения в формировании у ребенка высшей психической деятельности. В течение дошкольного детства ребенок практически овладевает речью. Но, к сожалению, существует много причин, когда его речь не сформирована должным образом, и одна из них: плохо развитая мелкая моторика рук. Специалистами доказано, что если развитие движения пальцев соответствует возрасту, то и речевое развитие в пределах нормы, если развитие движений пальцев отстает – задерживается и развитие речи. Дело в том что, рука имеет самое большое «представительство» в коре головного мозга, поэтому развитию кисти принадлежит важная роль формирования головного мозга и становления речи. Руки ребенка как бы подготавливают почву последующего развития речи. Практика показывает: чем раньше начинается работа по развитию мелкой моторики, тем больший положительный эффект оказывает она на формирование детской речи, профилактику и коррекцию речевых нарушений.

Даже если речь ребенка развивается нормально, все равно необходимо заботиться о развитии у него тонких движений пальцев рук, создать условия для развития речи дошкольников через пальчиковые игры.

Пальчиковая гимнастика, как один из видов здоровьесберегающих технологий, является наиболее доступной и часто применяемой на практике. Игры с пальчиками – уникальное средство для развития речи, не требующее специальной подготовки и больших затрат времени, поэтому такие игры можно организовывать несколько раз в течение дня и использовать как в организованной образовательной деятельности, так и в свободной деятельности с детьми. Комплексы пальчиковой гимнастики обычно проходят в форме игры, сопровождаются короткими, простыми и понятными детям стихами, которые легко запоминаются. Такие игры очень увлекательны и способствуют взаимопониманию между детьми и взрослыми.

Работа по развитию мелкой моторики должна проводиться регулярно, так как только тогда может быть достигнут наибольший эффект. Для этого необходимо создавать в группах адекватную возрастным особенностям предметно – развивающую среду, используя разнообразный материал:

– мозаика (мелкая и крупная);

– бусы и пуговицы разной величины;

– свободные катушки для наматывания на них ниток и веревок;

– дощечки с множеством отверстий или от мозаики для «вышивания» шнуром или мягкой проволокой;

– различные виды застежек: молнии, пуговицы, кнопки, крючки, шнуровка;

– пособия для шнуровки;

– наборы веревочек разной длины и ширины для завязывания и развязывания узлов, плетения косичек;

– наборы пластмассовых и деревянных палочек;

– разнообразные мелкие игрушки;

– резиновые игрушки разной плотности;

– бумажные и вязаные колпачки для пальцев (герои разнообразных сказок) и т. п.

Данное приложение составлено с учетом календарно – тематического планирования по примерной основной общеобразовательной программе дошкольного образования под ред. Н.Е. Вераксы «От рождения до школы», и адаптированной программы МАДОУ дс «Планета детства» для детей с ограниченными возможностями здоровья.

Приложение может быть использовано учителем – логопедом и воспитателем ДОУ и помогает решению следующих задач:

  • развитие мелкой моторики руки и скоординированных движений пальцев рук;
  • стимулирование речевых зон коры головного мозга;
  • профилактика речевых нарушений;
  • нормализация мышечного тонуса, снижение двигательной и эмоциональной расторможенности;
  • обогащение словарного запаса, развитие связной речи;
  • улучшение психических процессов (внимания, мышления, памяти);
  • развитие внимания, терпения;
  • обеспечение преемственности в работе с детьми, имеющими нарушения речи учителя – логопеда и воспитателя.

Таким образом, пальчиковые игры, театрализованные игры, игры со шнуровками, мозаиками, самомассаж – все это способствует развитию мелкой моторики рук и повышению умственной деятельности ребенка, психических процессов (внимание, память), развивает речевые способности детей, коммуникабельность.

Тематическое планирование занятий по развитию мелкой моторики рук на учебный год

Елена Вернер
Тематическое планирование занятий по развитию мелкой моторики рук на учебный год

Тематическое планирование занятий по развитию мелкой моторики рук на учебный год

Тема занятия Цель

1 «Собираем ягоды» Развитие мелкой моторики трех основных пальцев

(большого, указательного и среднего)

2 Посыпаем дорожку Развитие мелкой моторики трех основных пальцев

3 «Найди пару» Развитие мелкой моторики, закрепление знания

4 «Выловим из воды» Закрепление навыков практической жизни

(убери за собой)

5 «Крышечки»

(открой – закрой) Развитие мелкой моторики и мускулатуры рук,

закрепление навыков практической жизни.

6 Что это? Кто это? Расширение словарного запаса, классификация

предметов и слов по обобщающим категориям.

7 Винтик, еще винтик. Развитие мелкой моторики, подготовка руки к

8 Собери пирамидку Формирование понятий «большой – маленький»

9 «Найди пару» Развитие тактильных ощущений.

10 Чудесный мешочек Развитие тактильных ощущений и чувства объема,

11 Кто где живет? Знакомство с жилищем различных птиц, людей.

12 Игра «Шнуровка» Умение шнуровать и завязывать.

13 Собери человека Знакомство с частями тела человека

14 «Пальчики» Вкладывание пальчиков и ладошек в соответственном порядке.

15 «Розовая башня» Формирование понятий «большой -маленький»

16 Перелей в кувшин Развитие координации движений, глазомера. Закрепление

навыков практической жизни.

17 «Разложи по порядку» Развитие мелкой моторики.

18 «Была,лужа и нет» Подготовка к практической жизни (умение собирать воду губкой)

19 Пересыпаем ложкой Развитие координации движений, аккуратности,

подготовка к практической жизни.

20 Развивающий коврик «Колобок» Развитие мелкой моторики рук, обогащение

21 Игра «Занимательные замочки» Развитие мускулатуры рук, закрепление

навыков практической жизни.

22 Лепим колобка Развитие мелкой моторики, фантазии.

23 Разложи цветные крышечки по своим местам Развитие мелкой моторики,

способности концентрировать внимания.

Закреплять знания цветов.

24 Коврик по сенсорному развитию

«Путешествие красной машины» Развитие мелкой моторики, фантазии, обогащение

25 «Солнышко светит» Развитие трех основных пальцев.

26 «Знакомство с цветом» Визуальное знакомство с основными цветами.

27 Развивающий кубик «Изучаем счет» от 1 до 3 Развитие тактильных ощущений,

изучение счета, обогащение словарного

28 Развивающий коврик

«изучение форм (круг, квадрат, треугольник)»

Развитие мелкой

моторики, закрепление навыков застегивания пуговиц.

29 Семья Классификация домашних животных

30 Развивающий коврик «Времена года» Продолжать знакомить детей с временами

года, развитие мелкой моторики.

Повторение и закрепление названий цветов

(красный, желтый, зеленый, белый)

Календарно-тематическое планирование на 2018–2019 учебный год Календарно-тематическое планирование на 20182019 учебный год. № п/п Тема недели Итоговое мероприятие Дата проведения 1 «Хорошо у нас в саду».

Календарно-тематическое планирование по физическому воспитанию для средней группы на 2018–2019 учебный год Образовательная область: «Здоровье» Раздел:«Физическая культура» № Тема Цель Кол-во часов Дата проведения 1 «Наш спортивный зал» Учить.

Комплексно-тематическое планирование занятий по ФЭМП (сентябрь-ноябрь) Образовательная область: познавательное развитие НОД: Формирование элементарных математических представлений Подготовительная к школе группа.

Комплексно — тематическое планирование на 2018–2019 учебный год для средней группы Тематическое планирование в средней группе Месяц/ дата Тема Программное содержание Сентябрь 03.09.18 -07.09.18 Здравствуй, детский сад.

Комплексно-тематическое планирование в подготовительной группе на учебный год Комплексно-тематическое планирование в подготовительной группе на учебный год. Сентябрь 1 неделя: тема «Впечатления от лета» Программное.

Квиллинг как средство развития мелкой моторики детей и обогащения занятий по художественно-эстетическому развитию Квиллинг (или бумагокручение) – это техника создания плоских или объёмных композиций (изображений) из длинных и узких полосок бумаги, скрученных.

Отчёт по самообразованию «Развивающее влияние мелкой моторики на речь детей с ОНР» за 2017–2018 учебный год МАДОУ г. Хабаровска «Детский сад комбинированного вида № 192» Отчёт по самообразованию Тема: «Развивающее влияние мелкой моторики.

Перспективный план по ФЦКМ в средней группе. Комплексно-тематическое планирование на 2018–2019 учебный год Комплексно-тематическое планирование 2018-2019 учебный год ООД (вид деятельности) ФЦКМ Возрастная группа Средняя группа №1 Часть программы:.

План по самообразованию на 2018–2019 учебный год «Развитие мелкой моторики у дошкольников через дидактические игры» План по самообразованию на 2018-2019 уч. год (Ф. И. О. воспитателя Цыбиногина Н. Н. Тема: «Развитие мелкой моторики у дошкольников через дидактические.

Семинар-практикум для воспитателей «Развитие мелкой моторики. Игры и упражнения для развития мелкой моторики» Пояснительная записка Цель: совершенствование профессиональной компетентности педагогов в области развития мелкой моторики руки детей дошкольного.

Календарно-тематическое планирование по развитию мелкой моторики пальцев рук.

    Игорь Гулевич 5 лет назад Просмотров:

1 Календарно-тематическое планирование по развитию мелкой моторики пальцев рук. СЕНТЯБРЬ 1-2 недели ЗНАКОМСТВО С ПАЛЬЧИКАМИ 1,2,3,4,5 Пять да пять – родные братцы, Все вместе и родятся. Если вскапываешь грядку, Держат все одну лопатку. Не скучают, а играют Вместе все в одни игрушки. А зимою всей гурьбою Дружно прячутся в теплушки. Вот такие “пять да пять”, Угадайте, как их звать? ПЯТЬ ПАЛЬЧИКОВ У детишек-шалунишек, Девочек и мальчиков, Знаем мы на каждой ручке Пять веселых пальчиков. Взгляни на ручку поскорей, Сколько пальчиков на ней? Раз – это пальчик большой, Толстенький, важный такой! Два – указательный пальчик, Он непоседливый мальчик Три – средний пальчик на ладошке Он остальных длинней немножко! Четыре – безымянный, он с мизинцем бьет поклон! Пять – самый маленький братишка – Мизинчик, озорник, плутишка! Возьмемся братцев посчитать, их на руке, конечно, пять! 3 неделя КАПУСТКА Мы капустку рубим, мы морковку трем. Мы капустку солим, мы капустку жмем. Тема “Овощи” /Движения вертикально расположенными ладонями вверх-вниз, поглаживание подушечек пальцев поочередно, сжимать и разжимать кулачки/

2 ФОНАРЬ я – тыква. Большущая тыква и круглая. Росла я на грядке – а нынче я пугало. Вот рот мой, три зуба, два глаза и нос, а вот для чего мне всѐ это-вопрос. Сама на него я ответить хочу: поставьте в меня и зажгите свечу, и в праздничный вечер осеннего дня я буду светить вам. Не бойтесь меня! 4 неделя АПЕЛЬСИН Тема “ФРУКТЫ” Мы делили апельсин, много нас, а он, один Это долька для ежа, эта долька для стрижа; Эта долька для утят, эта долька для котят, Эта долька для бобра, А для волка. кожура. Он сердит на нас, беда! Разбегайтесь кто куда! Развести руки в стороны. Погрозить пальцем, бег пальцами по столу/. ОКТЯБРЬ 1 НЕДЕЛЯ Тема: «Грибы»

3 КОРЗИНКА В лес корзинку я беру, И грибы в неѐ кладу. 2 неделя ЕЛКА Тема “ДЕРЕВЬЯ” Елка быстро получается, Если пальчики сцепляются. Локотки ты подними, Пальчики ты разведи. ДЕРЕВО У дерева ствол, на стволе много веток, А листья на ветках зеленого цвета. 3 неделя Тема “ПЕРЕЛЕТНЫЕ ПТИЦЫ” СКВОРЕЧНИК Скворец в скворечнике живет, И песню звонкую поет. /Сжимать и разжимать пальцы обеих рук. Поочередно загибать пальцы. ПТИЦА Пальчики – головка, Крылышки – ладошки.

4 4 неделя Тема “ОСЕНЬ” МЕЖ ЕЛОВЫХ МЯГКИХ ЛАП. Меж еловых мягких лап, Дождик кап, кап, кап, Где сучок давно засох, Вырос мох, мох, мох,. Где листок к листку прилип, Вырос гриб, гриб, гриб, Кто нашел его, друзья? Я, я, я, я, я! /Кисти рук соединены в замок, сгибать разгибать пальцы. Соединить вместе горизонтально ладони. Сложить ладони вместе, наклонять поочередно вправо, влево. Одна рука: ножку, вторая – шляпку. Из кулачка разгибать пальчики! / ГРАБЛИ Листья падают в саду, Я их граблями смету! НОЯБРЬ 1 неделя Тема “ИГРУШКИ” НЕ ПЛАЧЬ, КУКОЛКА МОЯ Не плачь, куколка моя, остаешься ты одна, Не могу с тобой играть. Нужно мне перестирать: Твои платья и носки, твои юбки и чулки, Свитер, варежки, берет, шапочку, цветной жакет. Налью воды чуток, в таз насыплю порошок. Пену снежную взобью, постираю и пойду. Пока светит солнышко, натяну веревочку. К ней одежду прикреплю, ветерком все просушу. Утюгом туда-сюда бельѐ быстро глажу я. Поработали вдвоем, а теперь и отдохнем. На первые две строки имитировать укачивание куклы. поочередно выполнять движения пальцами. Затем

5 РЫБКА Рыбки весело резвятся В чистой тепленькой воде. /Имитировать движение в соответствии с текстом / То сожмутся, разожмутся, То зароются в песке. ПРЯТКИ в прятки пальчики играли, И головки убирали. Вот так, вот так, и головки убирали. / Поочередно сгибать и сжимать пальцы в кулачок/ ШАРИК Надуваем быстро шарик, Он становится большой. Вдруг шар лопнул, воздух вышел. Стал он тонкий и худой. ПЯТЬ МАЛЫШЕЙ Один малыш качается в саду, два малыша купаются в пруду, три малыша ползут к дверям в квартире, а в эту дверь стучат еще четыре. С пятью другими тоже все в порядке; им весело, они играют в прятки. Где притаились – ясно и ежу, но я глаза зажмурил и вожу; «Один, два, три,четыре, пять. Ну, берегитесь, – я иду искать!

6 2 неделя ДОМ На поляне дом стоит, Ну а путь к нему закрыт. Мы ворота открываем, В этот домик приглашаем. ЗАМОК На двери весит замок Кто его открыть не смог? Мы замочком постучали, Мы замочек покрутили, Мы замочек повертели И открыли! Тема “ДОМ. МЕБЕЛЬ” /Соединить ладони под углом избой. Большие пальцы поднять вверх, лад себе, кончики пальцев соприкасаются. ладони параллельно, затем снова домик./ /Соединить пальцы в замок, Стучать по столу. Круговые движения замочком разные стороны и показать ладони/. ДОМИК Дом стоит с трубой и крышей, На балкон гулять я вышел. СТОЛ у стола четыре ножки, Сверху крышка как ладошка. / Левая рука в кулачок, опускается ладошка пр, СТУЛ Ножки, спинка и сиденье – Вот вам стул на удивленье.

7 3 неделя Тема “ОДЕЖДА. ОБУВЬ.” ПЕРЧАТКИ Разошлись мальчики В темные чуланчики: Каждый мальчик в свой чуланчик. Вот так, вот так, вот так! Сжимать и разжимать пальцы в кулаке. Поочередное выпрямление каждого пальца. 4 неделя Тема “ТРАНСПОРТ” ЛОДОЧКА Две ладошки прижму. И по морю поплыву. Две ладошки, друзья, Соединить ладони в форме лодочки, выполнять волнообразные движения. Это лодочка моя. ПАРОХОД Пароход плывет по речке, И пыхтит он словно печка. ЛОДКА Лодочка плывет по речке, Оставляя на воде колечки.

8 ДЕКАБРЬ 1 неделя Тема “ЗИМУЮШИЕ ПТИЦЫ” ПТИЧКИ Птички полетели, Крыльями махали. На деревья сели, Вместе отдыхали. Большой палец отогнуть в горизонтальное положение, сверху присоединить сомкнутые остальные пальцы. Взмахи ладонями, руки вверх, все пальцы широко расставить. ПТЕНЧИКИ В ГНЕЗДЕ Птичка крылышками машет и летит к себе в гнездо. Птенчикам своим расскажет, где она взяла зерно. 2 неделя ГУСЬ Тема “ДОМАШНИЕ ПТИIIЫ” Гусь стоит, и все гогочет, Ущипнуть тебя он хочет. ПЕТУШОК Петушок стоит весь яркий, Гребешок он чистит лапкой. КУРОЧКА Курочка прыг на крыльцо: Я снесла тебе яйцо.

9 1. КРЯ! КРЯ! КРЯ! Пять маленьких, худеньких, глупых утят за мамою-уткой угнаться хотят. Угнаться за мамою-уткой? Серьезное дело! Не шутка! Но кратка прогулка. Близки берега. Четыре утѐнка кричат: «Га, га, га!» Они ведь не куры – утята. Они из воды не хотят ведь. Качает утят на прибрежной волне, а маленький самый, с пятном на спине, плывет, говоря; «Кря! Кря! Кря!», плывет, говоря; «Кря! Кря! Кря!» 3 неделя Тема : ЗИМА СНЕГОПАД Белых хлопьев белый пух плавно и спокойно над деревьями кружит и над колокольней. Каждый дом и каждый куст греет, одевает снеговая шубка и шапка снеговая. Белых хлопьев белый пух с неба валит валом, укрывая белый свет белым одеялом, чтобы слева, впереди, позади и справа сладко спали до весны дерева и травы. Это сколько ж наметѐт снега за ночь-то! Это как же полетят с горки саночки!

11 ПРОГУЛКА Пошли пальчики гулять, а вторые догонять. Третьи пальчики бегом, а четвертые пешком. Пятый пальчик поскакал, а в конце пути упал! Большие пальцы прыгают по столу, указательные средние, безымянные, мизинцы. Хлопок. 4 неделя Тема “НОВЫЙ ГОД” ПЯТЬ ДОМОВЫХ Пять весѐлых домовых праздничною ночью разгулялись чересчур, расшалились очень. Встав на цыпочки, один закружился в вальсе, а второй споткнулся и – нос себе расквасил. Третий прыгал до небес, с неба звѐзды цапал, а четвѐртый топал как мишка косолапый. Пятый пел до хрипоты песенку за песенкой Этой ночью домовым очень было весело! ЯНВАРЬ 1 неделя Тема “ЗИМНИЕ ЗАБАВЫ” СНЕГОВИК Давай, дружок, смелей, дружок кати по снегу свой снежок – увы! – и нет снеговика. он превратится в толстый ком и станет ком снеговиком. Его улыбка так светла! Два глаза. шляпа. нос. метла. Но солнце припечѐт слегка –

13 2 неделя Тема : ДОМАШНИЕ ЖИВОТНЫЕ ПОВСТРЕЧАЛИСЬ Повстречались два котенка: “мяу, мяу!” Два щенка: “ав, ав!” Два жеребенка: “иго-го! Два тигренка: “р-р-р-р!” Два быка: “му-у-у” Смотри, какие рога! На каждую строчку поочередно соединять пальцы правой и левой рук, начиная с мизинца. На последнюю строчку показать рога, вытянув указательные пальцы и мизинцы. КОШЕЧКА А у кошки ушки на макушке, Чтобы лучше слушать мышь В еѐ норушке, СОБАКА у собаки острый носик, Есть и шейка, есть и хвостик КОЗА у козы торчат рога, может забодать она,

14 КТО КАК Кошка – коль придѐтся – по земле крадѐтся. Может это слухи – но кролик длинноухий, (если делать нечего) прыгает кузнечиком. КОТЯТА Вот пятеро котят. Один ушѐл – и нет его. Ну нет его – и нет. Котят осталось четверо. Вот четверо котят. Один ночной порою на дерево залез – котят осталось трое. Но где-то запищал мышонок тонко-тонко. Котѐнок услыхал – осталось два котѐнка. Один из них с мячом исчез в дверях бесследно, а самый умный – тот, оставшийся, последний – он к миске подошѐл и, как и должно киске, лакать за пятерых стал молоко из миски. скачет, Веселит своих зайчат. 3 неделя ЗАЙКА И УШКИ Ушки длинные у зайки, Из кустов они торчат. Он и прыгает и

15 Тема “ДИКИЕ ЖИВОТНЫЕ” Сгибание и разгибание пальцев Поочередное сгибание пальцев, начиная с большого. СИДИТ БЕЛКА НА ТЕЛЕЖКЕ. Сидит белка на тележке, Продает она орешки: Лисичке-сестричке, Воробью, синичке, Мише косолапому, Заиньке усатому. ЗАЙКА И БАРАБАН Зайка взял свой барабан, И ударил – трам, трам, трам. Пальчики в кулачок Указательный и средний пальцы вверх, безымянный и мизинец стучат по большому пальцу. Волк: большие пальцы развести сторону, сделать “пароходик”. Указательные – согнуть внутрь. Лиса: то же, но внутрь согнуть мизинцы. ВОЛК И ЛИСА Серый волк бежит по лесу, А за ним бежит лиса, Поднялись у них трубою Два пушистеньких хвоста. 4 неделя Тема” ЖИВОТНЫЕ ХОЛОДНЫХ СТРАН” ПИНГВИН

16 На льдине жил один пингвин, Гулял по льдине он один. Скучал пингвин, грустил пингвин. Среди снегов и белых льдин. А был бы у него дружок, – Не так бы был он одинок /Левая рука ладонью вверх, указ палец правой руки на ладони. Наклонить голову к правому, затем к левому плечу. Поставить на ладонь второй палец (средний). 1 неделя ФЕВРАЛЬ Тема” ЖИВОТНЫЕ ЖАРКИХ СТРАН”

17 СЛОН в зоопарке стоит слон. Уши, хобот, серый он. Головой своей кивает, будто в гости приглашает. КРОКОДИЛ Крокодил плывет по речке, Выпучив свои глаза. Он зеленый весь, как тина, От макушки до хвоста. ДВЕ МАРТЫШКИ Две мартышки, слов не тратя, раз подрались на кровати. Друг из друга в этой схватке вышибли ума остатки. Врач пришѐл, уселся в кресле и сказал мартышкам: «Если драться будете, мартышки – выгоню из этой книжки?» 2 неделя Тема “ПРОФЕССИИ” ПОИГРАЕМ В ПАЛЬЧИКИ Большаку дрова рубить, А тебе воды носить, А тебе печь топить, А тебе тесто месить, А малышке песни петь. Загибать по очереди все пальцы на руках. На последние строчки – пальцы обеих рук.

18 СТРОИТЕЛИ Новый ДОМ, кирпичный, Теплый дом, отличный! Дом с балконом и подвалом, Места много в нем не мало. Специалистом стать хотите? Учиться нужно на строителя. 3неделя РУКИ В СТОРОНЫ Руки в стороны, в кулачок, Разожми и на бочок Руки вверх, в кулачок, Разожми и на бочок Руки вниз, в кулачок, Разожми и на бочок ФЛАЖОК Я в руке флажок держу, И ребятам им машу. СОЛДАТЫ Солдат шагает четко в ряд, Учиться ставить шаг он рад. Та-та-та, та-та-та. 4 неделя СЕМЬЯ Этот пальчик – дедушка, Этот пальчик – бабушка, Этот пальчик – папочка, Этот пальчик – мамочка, Этот пальчик – я, вот и вся моя семья.

19 Руками перед собой нарисовать. Показать большой палец правой руки. Вытянуть вперед руки, соединить, показывая балкон, наклониться, опустив сомкнутые руки. Развести в стороны. Имитировать в руках инструмент. Все пальцы вместе, большой опустить вниз. Указательным и средним пальцами шагать по столу. Тема “СЕМЬЯ” Поочередно разгибание пальцев из кулачка, начиная с большого. Тема “АРМИЯ” Выполнять движения по тексту. ПЯТЬ ПАЛЬЦЕВ На моей руке пять пальцев, Пять хвательцев, пять держальцев. Чтоб строгать и чтоб пилить, Чтобы брать и чтоб дарить. Их нетрудно сосчитать: Раз, два, три, четыре, пять. бросают, Белье стирают, пол подметают, Они считают, щиплют, ласкают, Мои пальцы на руке. 1,2,3,4,5 МОИ ВЕСЕЛЫЕ ПАЛЬЧИКИ Мои пальчики расскажут, Все умеют, все покажут. Пять их на моей руке. Все делать могут, всегда помогут. Они на дудочке играют, Мячик 1,2,3,4,5 Будем пальчики считать! Крепкие, дружные, все такие нужные. На другой руке опять: 1,2,3,4,5! Пальчики быстрые, Хотя не очень. чистые!

20 /Ритмично сжимать и разжимать кулачки. На счет загибать пальцы! / Поднять руки вверх и поворачивать ладони внутрь и наружу. В ГОСТИ К ПАЛЬЧИКУ БОЛЬШОМУ. В гости к пальчику большому Приходили прямо к дому Указательный и средний, Безымянный и последний Сам мизинец-малышок Постучался о порог. Вместе пальчики-друзья, Друг без друга им нельзя. Хлопки. Выполнять движения по тексту. ОЧКИ Бабушка очки надела. И внучонка разглядела. МА РТ Поочередное загибание пальцев, ритмичное сжатие кулачков. То же на другой руке.

21 Ритмичное сжатие пальцев в кулачок/ /Сгибание больших пальцев. Изобразить крышу дома ладонями. Далее по тексту: поочерѐдно пальцами касаться большого пальца. 1 неделя ОЛАДУШКИ Бабушка, бабушка Испекла оладушки. Один Машеньке, один Коленьке. /перечислять имена детей/ Тема “8 МАРТА” Загибать поочередно пальчики на обеих руках. 2 неделя ВЫШЛИ ПАЛЬЧИКИ ГУЛЯТЬ 1,2,3,4,5 – Вышли пальчики гулять, 1,2,3,4,5 – В домик спрятались опять. Тема “ЧЕЛОВЕК” Разгибание пальчиков из кулачков. Сгибание пальчиков в кулачки.

22 неделя ГУСЕНИЦА Тема “ВЕСНА” Этот странный дом без окон У людей зовѐтся «кокон». Свив на ветке этот дом, дремлет гусеница в нѐм. Спит без просыпа всю зиму. Но зима промчалась мимо – Март, апрель, капель, весна. Просыпайся, соня-сонюшка! Под весенним, ярким солнышком гусенице не до сна- Стала бабочкой она! 4 неделя ТВОЯ КНИГА Тема “КНИГИ” Открывай скорее книжку! в книжке мошка, мышка, мишка, в книжке мячик – круглый бок: верх – вниз, прыг-скок. в книжке зонт. Открой – и пой: Вот дождь – а ты сухой! Киска в книжке близко-близко. На цветной картинке киску Долго глажу я рукой – Ведь у киски мех такой тѐплый!

23 АПРЕЛЬ 1 неделя Тема “СКАЗКИ” ЧЕТЫРЕ БРАТЦА Идут четыре братца навстречу старшему: Здравствуй, большак! Здравствуй, Васька – указка! Мишка – середка, Гришка – сиротка, И крошка-тимошка! Соединить все пальцы в щепотку, затем соединять поочередно пальцы с большим пальцем. МАЛАНЬЯ У Маланьи у старушки Жили в маленькой избушке: Семь сыновей, все без бровей, Вот с такими ушами, вот с такими носами, Вот с такими усами, вот с такой головой, Вот с такой бородой! Хлопки В ладоши. Изобразить крышу, сложив под углом ладони. Выполнять движения по тексту. 2 неделя Тема “ПОСУДА” ЧАЙНИК Из горячего колодца Через нос водица льется Кисти рук поставить на ребро, при этом одна ладонь обхватывает другую, образуя крышку. Оба указательные пальца вытягиваются вперед, образуя носик. 3 неделя ПАЛЬЧИК-МАЛЬЧИК Пальчик-мальчик, где ты был? с этим братцем в лес ходил. с этим братцем щи варил, Тема “ПРОДУКТЫ” Указать большие пальцы, затем поочередно соединять их с остальными пальцами!

24 НА БЛИНЫ Стала Маша гостей собирать: Иван, приди, и Степан, приди, Да и Андрей приди, да и Матвей, приди, Хлопки В ладоши. Поочередно, начиная с большого пальца разгибать их из кулачка. И Митрошечка, ну, пожалуйста! Стала Маша гостей угощать: Хлопки в ладоши. И Ивану блин, и Степану блин, Да и Андрею блин, да и Матвею блин, А Митрошечке – мятный пряничек! тала Маша гостей провожать: Прощевай, Иван, прощевай, Степан! Прощевай Андрей! Прощевай, Матвей! А ты, Митрошечка, моя крошечка, Ну побудь со мной еще немножечко! Нажать на мизинец. Хлопки. Загибать пальцы поочередно. Ласково поглаживать мизинец. 4 неделя Тема “МОЯ РОДНАЯ ПЛАНЕТА” УТРЕЧКО Утро настало, солнышко встало. Мой братец Федя, разбуди соседей! Вставай, Большак! Вставай, указка! Вставай, середка! Вставай, сиротка! И ты, крошка – Митрошка! Привет, ладошка! Все потянулись и проснулись! ЭТОТ ПАЛЬЧИК Этот пальчик хочет спать, Этот пальчик прыг в кровать, Этот пальчик прикорнул, Этот пальчик уж уснул Ладони скрещены, пальцы Пальцы растопырены -“солнышко”. Кулак правой руки сжат, большой палец совершает круговые движения. Большой и указательный палец правой руки щелкает по большому пальцу левой руки. По указательному пальцу, среднему, безымянному, мизинцу. Хлопок по ладони. Загибать пальчики по очереди в кулачок.

25 /Говорить шепотом/ Утро ясное придет, Солнце красное взойдет! /Говорить громко/ Станут пальчики вставать, Станут птички распевать. Просыпайся, детвора, В школу пальчикам пора. ЦВЕТОК 1 неделя /Движения в соответствии с текстом/ МАЙ Тема “ЦВЕТЫ. КУСТЫ. ДЕРЕВЬЯ” Вырос высокий цветок на поляне, Утром весенним раскрыл лепестки. Всем лепесткам красоту и питанье Дружно дают под землей корешки. Ладонями изобразить цветок Пальцы развести в стороны. Движения пальчиками, Опустить ладони вниз, развести в стороны, изобразив корешки. ЦВЕТКИ Наши алые цветки распускают лепестки. Ветерок чуть дышит, лепестки колышет. Наши алые цветки закрывают лепестки, Головой качают, тихо засыпают. /Медленно разгибать пальцы из кулачка. Медленное сжимание пальцев в кулачки, покачивание кулачков/ 2 неделя Один, два, три, четыре, пять. ДРУЖБА Дружат в нашем классе девочки и мальчики. Мы с тобой подружим маленькие пальчики. Один, два, три, четыре, пять. Пять, четыре, три, два, один. Тема “ШКОЛА” Обхватить одной ладонью другую, покачивать. То же с другой ладонью. Соединять поочередно пальчики. СЧИТАЕМ ПАЛЬЧИКИ Можешь пальцы сосчитать:

26 Дети считают каждый пальчик отдельно, загибая его. Литература: 1. Кольцова М.М. Роль двигательного анализатора в развитии ребѐнка.- Москва, 1996г. 2. Расскажи стихи руками.- Москва, 1992г.,АО «СОВЕР» 3. Ткаченко Т.А. Если дошкольник плохо говорит.- СПб: «Акцидент»1997г. 4.Рузина И.С., Афонькин С.Ю. Страна пальчиковых игр.- СПб: Кристалл, 1998г. 5.Цвынтарный В.В. Играем пальчиками и развиваем речь.- СПб. «Лань»,1997г.

Календарно-тематическое планирование по нетрадиционному развитию мелкой моторики пальцев рук у детей с ОНР

Календарно-тематическое планирование по нетрадиционному развитию мелкой моторики пальцев рук у детей с ОНР с помощью ниткографии.

Месяц. Лексическая тема

Во саду ли, в огороде

Учить детей подбирать цвет нитей в соответствии с цветом выбранного овоща и фрукта; развивать мелкую моторику рук, внимание, усидчивость.

Совершенствовать умения детей создавать коллективную композицию на основе полученных умений и навыков. Формировать чувство вкуса

Развивать умение отгадывать загадки, повторить название ягод. Повторить по картинкам какого цвета они бывают. Учить правилам аккуратного наклеивания и подбора нитей

Совершенствовать умения детей создавать коллективную композицию на основе полученных умений и навыков. Воспитывать дружеские взаимоотношения.

Колоски, хлебобулочные изделия

Продолжать учить детей наносить клей по всей поверхности для того чтобы детали хорошо приклеивались. Воспитывать аккуратность, уверенность, самостоятельность.

Развивать умение подбирать соответствующие цвета нитей; уметь использовать в работе цвет как средство выражения содержания.

Дикие животные нашей тайги

Уточнить знания о строении тела животных. Продолжать учить детей наносить клей по всей поверхности для того чтобы детали хорошо приклеивались. Воспитывать аккуратность, уверенность, самостоятельность.

Домашние животные и птицы

Продолжать учить детей наносить клей по всей поверхности для того чтобы детали хорошо приклеивались. Воспитывать аккуратность, уверенность, самостоятельность.

Уточнить знания детей о строении тела человека. Продолжать учить детей создавать изображение, не выходя за контур, использовать в работе разнообразную цветовую гамму

Зима. Зимние забавы, развлечения

Снеговик (или выбор ребенка)

Расширить знания детей о зимних забавах, умение создавать снеговика из ниток. Воплощать в работе индивидуальность.

Совершенствовать умение изображать любимые игрушки с помощью ниток. Уметь использовать в рисунке цвет как средство выражения содержания.

Уточнить знания детей о частях, деталях одежды. Учить детей использовать в работе творческую фантазию.

Уточнить знания детей о деревьях. Рисовать ёлку способом ниткографии. Использовать свою фантазию для оформления своей работы

Дикие птицы и животные юга и севера

Уточнить знания о строении тела птиц и животных. Продолжать учить детей наносить клей по всей поверхности для того чтобы детали хорошо приклеивались. Воспитывать аккуратность, уверенность, самостоятельность.

Уточнить знания о строении тела птиц. Продолжать учить детей наносить клей по всей поверхности для того чтобы детали хорошо приклеивались. Воспитывать аккуратность, уверенность, самостоятельность.

Кружечка, тарелка (или выбор ребенка)

Учить детей использовать в работе задуманное на основе полученных ранее умений и навыков. При завершении работы убирать своё рабочее место

Здоровье. Человек. Строение тела.

Средства гигиены : мыло, расческа, полотенце и др.

Уточнить знания о строении тела людей. Продолжать учить детей наносить клей по всей поверхности для того чтобы детали хорошо приклеивались. Воспитывать аккуратность, уверенность, самостоятельность.

Праздник Российской Армии

Танк, самолет, корабль

Учить детей использовать в работе задуманное на основе полученных ранее умений и навыков. При завершении работы убирать своё рабочее место

Закрепить знания о цветах российского флага. Продолжать учить детей наносить клей по всей поверхности для того чтобы детали хорошо приклеивались. Воспитывать аккуратность, уверенность, самостоятельность

Ранняя весна. Праздник 8 Марта

В процессе беседы выяснить, что скоро мамин праздник и необходимо изготовить подарки. Подарком будут цветы. Продолжать учить детей технике выполнения способом ниткографии. Развивать у детей эстетические чувства цвета и композиции.

Совершенствовать умение изображать рабочие инструменты с помощью ниток. Уметь использовать в рисунке цвет как средство выражения содержания.

Шкаф с полками (или выбор ребенка)

Совершенствовать умение изображать мебель с помощью ниток. Уметь использовать в рисунке цвет как средство выражения содержания.

Лыжи, клюшка (или выбор ребенка)

Совершенствовать умение изображать спортивный инвентарь с помощью ниток. Уметь использовать в рисунке цвет как средство выражения содержания

Дом. Улица. Город. Село

Уточнить знания детей о частях, деталях дома. Учить детей использовать в работе творческую фантазию

Машина (или выбор ребенка)

Уточнить знания детей о частях, деталях машины. Учить детей использовать в работе творческую фантазию

Уточнить знания детей о частях, деталях ракеты. Учить детей использовать в работе творческую фантазию

Уточнить знания детей о частях, деталях скворечника. Учить детей использовать в работе творческую фантазию

Совершенствовать умение изображать салют с помощью ниток. Уметь использовать в рисунке цвет как средство выражения содержания

Карась (или выбор ребенка)

Уточнить знания детей о строении рыб. Учить детей использовать в работе творческую фантазию

Пожарная безопасность в лесу.

Деревья. Цветы. (выбор ребенка)

Уточнить знания детей о деревьях, цветах. Рисовать деревья и цветы способом ниткографии. Использовать свою фантазию для оформления своей работы

Уточнить знания детей о строении насекомых. Учить детей использовать в работе творческую фантазию

Для скачивания материалов с сайта необходимо авторизоваться на сайте (войти под своим логином и паролем)

Если Вы не регистрировались ранее, Вы можете зарегистрироваться.
После авторизации/регистрации на сайте Вы сможете скачивать необходимый в работе материал.

Заказать рецензию на методическую разработку
можно здесь

Оказание первой помощи в образовательных учреждениях Пройти обучение

Перспективно-тематическое планирование пальчиковых игр и упражнений на развитие мелкой моторики у детей раннего возраста.

Тема игр и упражнений

Задачи

Литература

Сентябрь

1. Пальчиковая гимнастика «Моя семья»

2. Упражнение на нанизывание «Капелька к капельке – струйка дождя»

3. Игра с бумагой «Кому листик?»

4. Пальчиковая гимнастика «По грибы»

Разучивание потешки с помощью поочередного разгибания пальцев, сжатых в кулак

Развитие мелкой моторики, координации движений

Развитие мелкой моторики, стимуляция работы больших и указательных пальцев рук

Учить детей движениям пальцев в соответствии словам

Аверина И.Е. Физкультурные минутки

Борисенко М.Г., Лукина Н.А. Наши пальчики играют

Борисенко М.Г., Лукина Н.А Наши пальчики играют

Пименова Е.П. Пальчиковые игры

Октябрь

1. Упражнение на пристегивание и плетение «Косички»

2. Пальчиковая игра «Дружба»

3. Упражнение с прищепками «Корзинка с прищепками»

4. Пальчиковая игра «Капуста»

Обучать ребенка навыкам самообслуживания: плетению, застегиванию и расстегиванию пуговиц, развитие мелкой моторики рук

Учить детей одновременному и поочередному касанию пальцев обеих рук

Развитие мелкой моторики трех основных пальцев руки (большого, указательного и среднего)

Учить детей движениям пальцев в соответствии словам

Пименова Е.П. Пальчиковые игры

Пименова Е.П. Пальчиковые игры

Галанов А.С. Развитие ребенка от 2 до 3 лет

Аверина И.Е. Физкультурные минутки

Ноябрь

1. Игры с крупами «Помогаем маме»

2. Самомассаж прищепками «Уточки и гуси»

3. Бусы из пуговиц

4. Самомассаж «Шел медведь к себе домой»

Научить ребенка одной ручкой выбирать один вид крупы, а другой второй вид крупы, проговаривая соответственные слова

Повторение звукоподражательной потешки. При помощи нетугой прищепки прищемляем ногтевые фланги пальцев

Развитие мелкой моторики , координации; координация внимания

При чтении стихотворения прижимать указательным пальцем по очереди каждый ноготь к столу, учить детей самостоятельно делать массаж пальчиков

Пименова Е.П. Пальчиковые игры

Пименова Е.П. Пальчиковые игры

Галанов А.С. Развитие ребенка от 2 до 3 лет

Пименова Е.П. Пальчиковые игры

Декабрь

1. Игры с бумагой «Спрячем мишку в сугроб»

2. Упражнения на нанизывание «Хоровод зверей в лесу»

3. Пальчиковая игра «Холодно»

4. Упражнение на нанизывание «Праздник елки»

Развитие мелкой моторики, координации движений; стимуляция работы больших и указательных пальцев обеих рук

Развитие мелкой моторики, координации движений

Выполнять движения в соответствии слова, продолжать учить выполнять самомассаж рук

Развитие мелкой моторики, координации движений

Борисенко М.Г., Лукина Н.А Наши пальчики

Борисенко М.Г., Лукина Н.А Наши пальчики

Аверина И.Е. Физкультурные минутки

Борисенко М.Г., Лукина Н.А Наши пальчики

Январь

1. Игры с мозаикой «Подари котику нос, рот…»

2. Игры на нанизывание «Сушим рукавички»

3. Игра на выкладывание «Веревочка для санок»

4. Пальчиковая игра «Тили – бом»

Развитие координации движений пальцев ведущей руки; развитие способности запоминать расположение объектов на образце и располагать их на наборном полотне

Развитие мелкой моторики, сенсорных представлений, тактильного восприятия

Дальнейшее развитие мелкой моторики пальцев рук; выработка умения ориентироваться на листе бумаги

Продолжать учить детей выполнять действия рук в соответствии словам

Февраль

Борисенко М.Г., Лукина Н.А Наши пальчики

1. «Сухой пальчиковый бассейн» игра на тактильное восприятие

2. «Мешочек с сюрпризами»

3. «Разноцветные прищепки»

4. Пальчиковая игра «Зимняя прогулка»

Активизация тактильного восприятия и различение предметов; развитие мелкой моторики пальцев рук

Учить детей узнавать на ощупь знакомые по форме и фактуре предметы и называть их

Развитие мелкой моторики рук; обучение различению цветов; развитие внимания

Продолжать развивать умения выполнять действия пальчиками в соответствии с текстом; активизировать словарь

Галанов А.С. Развитие ребенка от 2 до 3 лет

Пименова Е.П. Пальчиковые игры

Галанов А.С. Развитие ребенка от 2 до 3 лет

Борисенко М.Г., Лукина Н.А Наши пальчики

1. «Сухой бассейн» из гороха; чтение потешки «Переполох»

2. «Смешные кубики»

3. Пальчиковая игра «Этот пальчик хочет спать…»

4. Игры на пристегивание «Наша мама»

1. Игры на нанизывание «Первые листочки»

2. Пальчиковая игра «Пришла весна»

3. Игры на пристегивание «Помоги петушку»

1. Игры на нанизывание «Чудо – дерево»

2. «Сортируем макароны»

3. Игры на пристегивание «Солнышко – ведрышко», пальчиковая игра при помощи потешки «Солнышко – ведрышко»

4. Игры на нанизывания «Пирамидка из пуговиц»

Перебирать горох руками с рассказыванием потешки, развитие тактильных ощущений

Продолжаем развивать тактильное восприятие, научить детей распознавать ткань по составу и фактуре; активизировать словарь ребенка

Продолжать развивать у детей умение загибать пальчики в порядке очередности, выполнять действия в соответствии с текстом потешки

Продолжать развивать мелкую моторику, координацию движений, зрительное внимание; развитие понимания эмоциональных состояний

Апрель

Продолжаем развивать мелкую моторику рук и координацию движений

Развитие моторной ловкости пальцев рук; расширение словарного запаса детей; развитие воображения

Развитие мелкой моторики рук; воспитывать желание помочь ближнему

Продолжать учить детей навыкам самообслуживания при помощи пристегивания на пуговицы (полянка для цветов), продолжать развивать мелкую моторику рук, воспитывать чувство прекрасного

Развитие словарного запаса детей (повторение обуви), мелкой моторики рук, координации движений

Это упражнение способствует, также как и предыдущие, развитию мелкой моторики, развивает навыки классифицирования

Продолжать учить детей пристегивать на клепки предметы (лучики), совершенствование движений пальцев рук; расширение словарного запаса

Способствует развитию мелкой моторики, навыков классифицирования

Пименова Е.П. Пальчиковые игры

Борисенко М.Г., Лукина Н.А Наши пальчики

Борисенко М.Г., Лукина Н.А Наши пальчики

Борисенко М.Г., Лукина Н.А Наши пальчики

Борисенко М.Г., Лукина Н.А Наши пальчики

Аверина И.Е. Физкультурные минутки

Борисенко М.Г., Лукина Н.А Наши пальчики играют

Юрченко Е.М. Я иду играть… Развивающие игры и упражнения для детей 2 лет

Борисенко М.Г., Лукина Н.А Наши пальчики играют

Юрченко Е.М. Я иду играть… Развивающие игры и упражнения для детей 2 лет

К концу года дети должны уметь:

  1. Нанизывать бусы и другие различные предметы без помощи воспитателя;
  2. Перелистывать страницы по одной;
  3. Держать карандаш пальцами, а не в кулаке;
  4. Устойчиво пользоваться одной рукой в большинстве случаев;
  5. Контролировать хватание и отпускание (устанавливает предметы один на другой, засовывает маленькие предметы в отверстия;
  6. Пристегивать и отстегивать пуговицы, клепки.
Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: