Как знания по возрастной анатомии и физиологии влияют на профессию логопеда

Как знания по возрастной анатомии и физиологии влияют на профессию логопеда?

Как знания по возрастной анатомии и физиологии влияют на профессию логопеда?

Анатомия является одной из древнейших наук. Она изучает внешнее и внутреннее строение человеческого тела. Эта наука возникла в период, когда только рассечение тела помогало узнать, что не так с человеком. Но с тех пор антомия прошла долгий путь развития.

На сегодняшний день логопедия является педагогической наукой, но она очень тесно связана с медициной, так как анатомия изучает морфологию человеческого организма, его систем и органов, а также структуры и взаимное расположение.

Перед логопедом стоит задача формирования у человека мышления, сознания и членораздельной речи.

Логопед работает на стыке медицины и педагогики. Если углубляться в структурные вопросы, то логопедия — это часть специальной педагогики, т.е. дефектологии. Хотя до 60-х годов прошлого века она была частью медицины. В некоторых странах и сейчас логопедом может быть только человек с медицинским образованием.

Логопед — это специалист по исправлению речевых нарушений, а они бывают и у детей, и у взрослых, могут затрагивать и устную речь, и письменную, произносительную сторону и глубинные речевые процессы.

По существу, логопед — это тренер, но не спортивный, а речевой.

Если проблема только в произношении, логопед проводит артикуляционную гимнастику, учит правильно дышать, делает массаж. Помогает извлечь правильные звуки и тренирует их произношение — сначала по отдельности, потом в слогах, в словах и т.д., пока эти звуки не войдут в речь.

Но дикция — это только косметическая сторона вопроса. Речь служит нам для передачи информации, выражения мыслей и эмоций. Часто родители не догадываются, что если в три года ребёнок почти не говорит, вместо фраз использует обрывки слов или жесты, надо даже не идти, а бежать к логопеду. Такая задержка речевого развития, если её не скорректировать, испортит ребёнку жизнь. В этом случае логопед работает над пополнением словаря, грамматикой, связной речью.

Логопедическая помощь нужна также при заикании, при анатомических нарушениях речевого аппарата и т.д.

Большинство речевых проблем видны ещё в детстве. Но речь может пострадать в любом возрасте — после травмы или инсульта, например. Если речь у человека уже была, логопед помогает её растормозить, а если возможно, вернуть ей былую живость и богатство.

Так как же знания по возрастной анатомии и физиологии могут повлиять на деятельность логопеда?

Во-первых, логопед обязан четко знать строение того или иного органа, чтобы точно устранять те или иные неточности.

Во-вторых, чтобы заметить отклонения в работе какого-либо органа и возвратить ему прежнюю функцию, логопеду нужно знать, какой она должна быть на данном возрастном этапе.

В-третьих, логопед должен иметь четкие представления о структурных и функциональных нарушениях, приводящих к дефектам речи, слуха, зрения, интеллекта.

И, в-четвертых, для логопеда знание морфофункциональных особенностей организма особенно важно, так как именно в период его становления, при неправильной организации условий жизни, особенно легко возникают различные патологические нарушения.

Речь начинает развиваться практически с первых дней жизни и проходит несколько этапов развития.

Самым первым речевым проявлением является крик. Крик носит рефлекторный характер и является реакцией на различные дискомфортные состояния. У здорового новорожденного крик громкий, чистый, с коротким вдохом и удлиненным выдохом. А у детей с органическим поражением ЦНС крик или пронзительный, или очень тихий, или может отсутствовать вообще.

На 2-3 месяце крик начинает качественно меняться и у ребенка появляется гуление и смех. Крик меняется в зависимости от состояния ребенка. Малыш по-разному сообщает маме о своих потребностях (чувстве голода, дискомфорте, болевых ощущениях и т.д.) и мама по интонации крика легко узнает, что нужно ее ребенку. Именно в этот период начинает формироваться интонационный язык, которым ребенок будет пользоваться всю свою жизнь.

У большинства здоровых детей в это время появляется начальное гуление — «гуканье». Звуки возникают в ответ на улыбку и разговор взрослого с ребенком, происходит переход от рефлекторных звуков к звукам общения. Ребенок активнее гулит в присутствии взрослых, у него появляется улыбка и первый смех.

Гуление — представляет собой певучее произнесение цепочек гласных звуков, близких к [а, у, ы], часто в сочетании с согласными [г, м].

Насторожить родителей в этот период должно отсутствие или недостаточность интонационной выразительности крика и гуления, однообразное тихое гуление; отсутствие смеха.

Гуление важный этап довербального (дословесного) развития речи. В это время наряду с подготовкой речевого аппарата к произношению звуков, осуществляется процесс развития понимания речи, когда малыш учится управлять интонацией. Здоровый ребенок рано начинает улавливать интонацию взрослого и реагировать именно на нее. Малыш улыбается, произносит удовлетворенно звуки, если взрослый говорит доброжелательным, ласковым тоном, и наоборот кричит, если взрослый сердится и в его голосе сердитая, раздраженная, недовольная интонация. Ребенок еще не понимает смысла обращенной к нему речи, но чутко реагирует на интонацию. Общение между ребенком и взрослым строится на эмоциональной основе. Это и есть первые уроки родного языка.

Расцвет гуления приходится на 4-6 месяцы жизни. К этому времени малыш осваивает уже национальную специфику эмоционально-выразительного звучания родной речи. Об этом говорит такой интересный факт: взрослые китайцы, датчане и американцы легко узнавали своих соотечественников среди полугодовалых малышей лишь по издаваемым ими звукам гуления.

Крайне негативно влияет на развитие ребенка недостаточность именно эмоционально-положительного контакта со взрослым, особенно нарушение взаимосвязи матери с ребенком. Молчащие взрослые или взрослые, речь которых бедна в эмоционально-выразительном плане не вызывают у ребенка периода гуления необходимого для нормального речевого развития познавательного интереса к внешнему миру. С такими взрослыми у ребенка не возникает потребности общения.

Читайте также:
Конспект логопедического занятия: Составление рассказа по серии сюжетных картин

Вообще, возраст от 2 до 6-7 месяцев относят к числу критических. Поэтому положительные материнские эмоции в этот период нужны ребенку для его полноценного развития, как пища и воздух.

Разлука с матерью в возрасте с 6-7 мес. и до 3 лет может привести к тяжелейшим расстройствам развития, которые выражаются в виде психической и физической отсталости.

Наиболее тяжелые и стойкие нарушения психики развиваются у детей, лишенных матерей во второй половине первого года жизни.

Следующая стадия лепет, и длится примерно от 5 до 9 месяцев, который представляет собой многократное повторение слогов (ма, ба, па, да, на) под контролем слуха.

Ребенок прислушивается к своему лепету и стремится повторить сочетания звуков, произносимых им самим (ма-ма-ма, ба-ба-ба и т.д.), роль слуха при этом весьма велика. Об этом говорит тот факт, что при врожденной глухоте у ребенка имеет место стадия гуления, но характерным является постепенное угасание звуков и полное отсутствие лепета.

При лепете развивается длительность выдоха, активизируется слуховое внимание. Часто в лепете можно услышать звуки, которых нет в родном языке, а часть звуков вообще невозможно воспроизвести.

Интересный факт, но все дети, независимо от национальности, лепечут одинаково, и только позднее они начинают говорить на том языке, на котором говорят окружающие ребенка люди.

К 9-10 месяцам, кроме отдельных звуков и звукосочетаний, у ребенка появляются первые лепетные слова. Обычно они состоят из двух одинаковых слогов: мама, папа, баба, дядя.

Считается, что на этой стадии ребенок наиболее чувствителен к интуитивному усвоению родного языка. Данный этап рассматривается как сензитивный (наиболее благоприятный) период для развития речи.

К концу второго полугодия появляется так называемая предметно-отнесенная речь – умение узнавать в словах людей и предметы. Услышав название любимой игрушки, ребенок поворачивает к ней голову, а иногда и указывает на нее рукой. Чуть позже ребенок начинает уже сам требовать от родителей называть все, на чем останавливается его взгляд.

Многие мамы помнят бесконечные хождения по дому с малышом и указательный жест, заменяющий вопрос: «Что это? А как это называется?». Этому занятию стоит уделить столько времени, сколько хочет ребенок. Это тоже уроки языка.

К концу первого года или в начале второго ребенок обычно произносит свое первое настоящее слово, осознанно начиная пользоваться речью.

К году словарь состоит из 9-12, а иногда и большего количества слов (кис, му, ав, ам и др.).

В большинстве случаев девочки начинают произносить слова раньше мальчиков. То же можно сказать и о появлении фразовой речи.

Около 1,5-2 лет дети начинает говорить отдельными короткими фразами.

Речь продолжает развиваться по подражанию, поэтому очень важно, чтобы речь окружающих ребенка взрослых была четкой и правильной.

К 2 годам активный словарь, т.е. те слова, которые ребенок активно использует в своей речи, уже насчитывает примерно 250-300 слов, а к 3 годам он быстро увеличивается и достигает 800-1000 слов. Речь становится уже полноценным средством общения.

К концу 3 года жизни ребенок может правильно произносить большинство звуков родного языка, но в его речи еще нет шипящих [ш, ж, ч, щ] звуков и звуков [р, рь] и [л]. Это является допустимой физиологической нормой для этого возраста и не расценивается как нарушение речи.

Наряду с этим, в данном возрасте уже можно заметить неправильное формирование отдельных звуков, например, межзубное произношение свистящих согласных звуков [с, сь, з, зь, ц], заднеязычное произношение звука [р].

Многим родителям почему-то очень хочется, чтобы их малыш как можно быстрее начал произносить именно звук [р], при этом они не учитывают особенности артикуляционного аппарата ребенка. Часто в этом возрасте у ребенка еще недостаточно натренированы мышцы кончика язычка и звук [р] получается при смыкании задней части языка и мягкого неба. Звук при этом получается горловой. Этот звук — неправильный и достаточно трудно поддается исправлению.

Для правильного произношения звука [р] необходим хорошо натренированный кончик языка, который может легко вибрировать за верхними зубами и достаточной длинная подъязычная связка, которая дает возможность язычку легко подниматься к небу.

К 5 годам активный словарь увеличивается до 2500-3000 слов, фраза удлиняется и усложняется, и у большинства детей заканчивается процесс формирования звукопроизношения.

К 7 годам ребенок правильно произносит все звуки родного языка, имеет достаточно богатый словарный запас и практически овладевает грамматически правильной речью.

Многие люди считают, что логопед, будь то врач или педагог, работает только с детьми, и взрослому человеку с дефектами речи нет смысла его посещать. Эта точка зрения не соответствует действительности. Безусловно, взрослый возраст – фактор, который усложняет работу с проблемами речевой деятельности. Многие дефекты уже невозможно будет устранить полностью, однако добиться определённого улучшения вполне реально.

Обратиться к логопеду необходимо в таких случаях:

– после перенесённых операций по удалению гортани или голосовых связок: в таких случаях доктор помогает пациенту научиться использовать голосовую щель для извлечения определённых звуков;

– в порядке реабилитации после инсульта: в случае, если поражение мозга затрагивает центры, отвечающие за речь, может наступить парез или паралич мышц гортани и мимических мышц. В этом случае доктор предлагает специальный комплекс упражнений, которые помогают добиться улучшения;

Читайте также:
Сказка про язычок

– если нарушения речи появились после перенесённых психических расстройств: работа может проводиться совместно с психиатром или психотерапевтом.

Кроме того, к логопеду приходят и люди, желающие улучшить свои ораторские навыки, совершенствовать свою дикцию. С ними работает педагог-логопед.

Именно поэтому логопеду необходимы знания по возрастной анатомии и физиологии.

Таким образом, анатомия играет особую роль в профессии дефектолога. Без этой науки нет ни олигофренопедагогов, ни логопедов, ни сурдопедагогов, ни тифлопедагогов.

Изучение анатомии помогает логопедам становится хорошими специалистами.

Логопед:
Хайретдинова Гюзель Мексутовна

План: Предмет и задачи возрастной анатомии, физиологии и гигиены. Значение возрастной анатомии и физиологии для логопедов. История развития

(по возрастной анатомии, физиологии и гигиене для студентов 1 курса ФП отд. педагогика и психология, логопедия, начальные классы)

Тема: ВВЕДЕНИЕ. Предмет и задачи возрастной анатомии и физиологии.

Предмет и задачи возрастной анатомии, физиологии и гигиены.

Значение возрастной анатомии и физиологии для логопедов.

Методы исследования в возрастной физиологии.

Сапин М.Р., Брыксина З.Г. Анатомия и физиология детей и подростков. – М.: Издательский центр «Академия», 2000. – 456 с.

Хрипкова А.Г., Антропова М.В., Фарбер Д.А. Возрастная физиология и школьная гигиена. М.: Просвещение, 1990.

Леонтьева Н.Н., Маринова К.В. Анатомия и физиология детского организма. – М.: Просвещение, 1986.

Чабовская А.П., Голубев В.В. Егорова Т.И. Основы педиатрии и гигиены детей дошкольного возраста. М.: Просвещение, 1987. С. 52-57.

Гигиена детей и подростков / Под ред. В.Н.Кардашенко. М., 1980. С. 167-207.

Белецкая В.И., Громова З.П., Егорова Т.И. Школьная гигиена. М.:Просвещение, 1983.

1. Анатомия – это наука о форме и строении живых организмов, в частности строение человеческого тела, его органов. Название «анатомия» происходит от греческого слова anatome – рассечение, расчленение, что указывает на один из основных методов анатомии – рассечение (препаровка). Физиология – наука о процессах, протекающих в живых организмах, она изучает функции организма, деятельность различных органов. Термин «физиология» образован от двух греческих слов physis – природа, logos – учение. Анатомия и физиология тесно связаны между собой, так как форма и функции взаимно обусловлены.

Изменения строения и функций организма, возникающие в процессе его развития, изучают возрастная анатомия и физиология, являющиеся самостоятельной ветвью биологической науки.

Школьная гигиена (гигиена детей и подростков) – это медицинская наука. Она изучает взаимодействие организма ребенка с внешней средой с целью разработки на этой основе гигиенических нормативов и требований, направленных на охрану и укрепление здоровья, гармоническое развитие и совершенствование функциональных возможностей организма детей и подростков.

Школьная гигиена и возрастная физиология тесно взаимосвязаны, поскольку разработка гигиенических норм режимов для детей разного возраста, организация их труда и отдыха, питания и одежды основаны на знании функциональных особенностей организма школьника в различные возрастные периоды. Обе эти дисциплины имеют особую практическую значимость для логопедов, так как чтобы заметить отклонение в работе того или иного органа и возвратить ему прежнюю функцию, надо знать, какой она должна быть на данном возрастном этапе, обязан точно знать строение того или иного органа, чтобы точно устранять те или иные неполадки. Иметь четкие представления о структурных и функциональных нарушениях, приводящих к дефектам речи, слуха, зрения, интеллекта.

Задачи курса возрастной анатомии, физиологии и гигиены:

изучить анатомо-физиологические особенности организма детей и подростков;

ознакомить студентов с физиологическими основами процессов обучение и воспитания;

научить использовать знания о морфо-функциональных особенностях организма детей и подростков для правильной организации учебно-воспитательного процесса в школе и дошкольных учреждениях.

2. Для логопедов, работающих с детьми дошкольного и младшего школьного возраста знание морфофункциональных особенностей организма ребенка особенно важно, т.к. именно в период его становления, при неправильной организации условий жизни, особенно легко возникают различные патологические нарушения функции нервной системы, опорно-двигательного аппарата, сердечно-сосудистой системы и др.

Гигиена детей и подростков как наука развивается на основе возрастной физиологии и морфологии. В ней широко используются общебиологические законы развития. Она тесно связана со всеми медицинскими дисциплинами, а также с техническими и педагогическими науками.

3. Вопросы возрастной физиологии ставились еще в трудах Гиппократа, Аристотеля, в сочинениях древних индусов, где встречались попытки обоснования специфического подхода к вопросам гигиены, диететики и патологии детского возраста. В течение многих веков, однако, все изменения, которые возникают в организме с возрастом, сводились лишь к количественным; считали, что детский организм – это взрослый в миниатюре. Научное изучение вопросов возрастной анатомии и физиологии человека начато у нас в стране профессором Петербургской военно-медицинской академии Н.П. Гундобиным (1860-1908). Он и его ученики изучали анатомо-физиологические особенности всех органов и систем детского организма. Данные исследований были обобщены им в монографии «Особенности детского возраста» (1906).

В бывшем СССР насчитывалось около 150 научных учреждений, изучающих вопросы возрастной анатомии и физиологии. Особенно большое значение традиционно уделялось изучению механизмов высшей нервной деятельности детей, так как это необходимо для повышения эффективности различных учебно-воспитательных мероприятий. В данном направлении много сделано В.М.Бехтеревым, А.Г. Ивановым-Смоленским, Н.И.Красногорским, Л.А. Орбели, П.К. Анохиным, М.М.Кольцовой, И.А. Аршавским и др. В настоящее время вопросы возрастной анатомии и физиологии изучаются на молекулярном уровне. Ведущим центром является НИИ физиологии детей и подростков АПН в Москве, а также Институт возрастной физиологии РАО в Москве, директором которого является академик Безруких М.М. Она руководит коллективом известных физиологов, таких как Фарбер Д.А., Сонькин В.Д. и др.

Читайте также:
Коррекционно-развивающее занятие для детей с НЧП, обусловленное НВОНР, ФФН, скачать презентацию на тему Весна

Школьная гигиена как наука возникла в 19 веке и занималась изучением вопросов охраны здоровья школьников. Основоположниками школьной гигиены были русские ученые Ф.Ф.Эрисман (1842-1915) и А.П. Доброславин (1842-1889). Ф.Ф. Эрисман создал кафедру гигиены в МГУ. Он разработал гигиенические требования к выбору участка под строительство школы и проект школьного здания.

В дальнейшем задачи данной отрасли медицинской науки расширились – она стала изучать вопросы охраны, укрепления здоровья и улучшения физического развития детей и подростков всех возрастных групп.

В создании и развитии гигиены детей и подростков значительную роль сыграли многие отечественные ученые: Н.А.Семашко разработал основные теоретические положения школьной гигиены и физической культуры, В.В.Гориневский создал капитальные труды по закаливанию детского организма и физическому воспитанию, Л.А.Сыркин продолжил труды Ф.Ф.Эрисмана по состоянию здоровья и физическому развитию детей и подростков Глуховской мануфактуры, П.М.Ивановский занимался вопросами физического воспитания, гигиенического обоснования режима дня школьников, планировки и благоустройства детских учреждений, С.Е.Советов организовал первую кафедру школьной гигиены в МГПИ им В.И.Ленина и является автором первых учебников по гигиене для студентов педагогических институтов, Г.П.Сальникова проводила систематическое изучение динамики физического развития школьников. Подобные исследования среди детей и подростков нашего края традиционно проводят и сотрудники нашей кафедры (Л.И.Губарева, Л.В.Лысенко). Губарева Л.И. в течение нескольких лет изучала физическое развитие детей и подростков в школах края по заказу Министерства образования. Результаты этих исследований необходимы для обновления возрастных стандартов по краю.

Развитие возрастной физиологии и гигиены дало существенные практические результаты. Большие успехи достигнуты в области предупреждения различных детских заболеваний, значительно снизилась детская смертность, учебно-воспитательные мероприятия в настоящее время разрабатываются на научной основе, что позволяет сохранять и укреплять здоровье детей.

4. Физиология имеет свои специфические методы исследования. Главным является эксперимент . Смысл научного эксперимента заключается в том, что изучение физиологических функций проводится на экспериментальных животных, которым моделируются интересующие ученого условия. Различают естественный и искусственный ( лабораторный ) эксперимент. Естественный эксперимент является промежуточной формой между наблюдением и лабораторным экспериментом.

Второй метод – метод наблюдения , которым обязательно хорошо должен владеть и логопед. Однако взятый изолированно от методов лабораторного и естественного эксперимента, он не позволяет вскрывать сущность физиологических явлений и процессов в развивающемся организме ребенка. Величайший физиолог и экспериментатор И.П.Павлов писал: «Наблюдение собирает то, что ему предлагает природа, опыт же берет у природы то, что он хочет».

Метод функциональных нагрузок , активно применяемый в возрастной физиологии, является разновидностью лабораторного эксперимента. Изучение функций в этом случае осуществляют с применением дозированных функциональных нагрузок путем изменения интенсивности или продолжительности того или иного воздействия (ортостатическая проба, физические и умственные нагрузки).

Для задач возрастной анатомии и физиологии большое значение имеет оценка физического развития детей и подростков, которая проводится с помощью следующих методов:

индивидуальный метод (метод продольных срезов) – применяется при систематическом наблюдении за физическим развитием одного и того же ребенка в течение длительного времени, необходимого для индивидуальной оценки его развития. Оценка физического развития в данном случае осуществляется путем сопоставления найденных измерений с показателями стандартных (средних) величин;

генерализирующий (массовый) метод (метод поперечных срезов) – используется при массовом обследовании физического развития детей и подростков в относительно короткие сроки с целью получения средних показателей физического развития в каждой возрастно-половой группе. Достигается это с помощью статистической обработки полученных результатов. Они являются возрастными стандартами и отражают уровень физического развития определенных контингентов детей и подростков. В этом случае обследуется не менее 100 человек с учетом возраста. пола, национальности и региона проживания. Стандартные таблицы рекомендуется создавать не реже чем через 10-15 лет.

Основными показателями физического развития являются соматометрические (масса тела, рост, окружность грудной клетки), соматоскопические (степень жироотложения, состояние костно-мышечной системы, степень полового созревания), физиометрические (жизненная емкость легких, сила кисти – данные обследования проводят у детей с шестилетнего возраста). Со всеми этими методами мы с вами подробно познакомимся на практических и лабораторных занятиях.

Таким образом, все вышесказанное показывает большое значение возрастной анатомии, физиологии и гигиены для практической медицины и деятельности логопедов, так как ее знание обеспечивает научное обоснование учебно-воспитательного процесса, что является необходимым условием для сохранения и укрепления здоровья детей дошкольного и школьного возраста, обеспечения их гармоничного развития и реализации их функциональных возможностей.

Значение возрастной анатомии, физиологии и гигиены в работе воспитателя

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2013 в 00:15, сочинение

Описание работы

Воспитатель дошкольного учреждения не только воспитывает детей, но и охраняет их здоровье. Он принимает активное участие во всех мероприятиях, которые направлены на оздоровление детских коллективов и создание нормальных условий как окружающей среды, так и всего учебно-воспитательного процесса. Он должен прививать детям гигиенические навыки и повышать санитарную культуру в их домашнем быту.

Содержание работы

Введение
Анатомия, возрастная физиология гигиена детей и их значение для понимания процессов роста, развития, формирования здоровья.
Вывод.

Файлы: 1 файл

эссэ2.docx

На тему: «Значение возрастной анатомии, физиологии и гигиены

в работе воспитателя».

    1. Введение
    2. Анатомия, возрастная физиология гигиена детей и их значение для понимания процессов роста, развития, формирования здоровья.
    3. Вывод.

Воспитатель дошкольного учреждения не только воспитывает детей, но и охраняет их здоровье. Он принимает активное участие во всех мероприятиях, которые направлены на оздоровление детских коллективов и создание нормальных условий как окружающей среды, так и всего учебно- воспитательного процесса. Он должен прививать детям гигиенические навыки и повышать санитарную культуру в их домашнем быту.

Читайте также:
Звук (3), буква З - конспект НОД

Анатомия, возрастная физиология гигиена детей и их значение для понимания процессов роста, развития, формирования здоровья.

Анатомия – это наука изучающая строение отдельных органов, систем органов и организма в целом. Возрастная анатомия рассматривает процесс развития индивида-онтогенез – в течение всей его жизни: эмбриональной (утробный период) и постэмбриональный (внеутробный период) от рождения до момента смерти. С этой целью используется данные эмбриологии и геронтологии.

Физиология – наука о процессах жизнедеятельности (функциях) и механизмах их регулирования в клетках, тканях, системах органов и целостном организме человека (организм, клетка, ткань).

Возрастная физиология – раздел физиологии, изучающий:

– возрастные особенности жизнедеятельности;

– закономерности формирования и угасания функций организма.

Возрастная физиология изучает особенности жизнедеятельности организма в различные периоды онтогенеза; рассматривает функции органов и систем, а также организма в целом по мере его роста и развития и особенности этих функций на каждом возрастном этапе. Предметом возрастной физиологии являются особенности развития физиологических функций, их формирования и регуляции, жизнедеятельности организма и механизмов его приспособления к внешней среде на разных этапах онтогенеза. Данные возрастной физиологии чрезвычайно важны для гигиены с целью разработки санитарно-гигиенических требований.

Основные задачи возрастной анатомии и физиологии:

1. Выяснение основных закономерностей развития человека;

2. Установление параметров возрастной нормы;

3. Выявление сенситивных и критических периодов развития;

4. Изучение индивидуально- типологических особенностей роста и развития;

5. Выявление основных факторов, определяющих развитие организма в различные возрастные периоды.

Гигиена – наука о здоровье , изучает условия наиболее благоприятные для труда и отдыха, режима.

Необходимость для педагогов знания возрастных особенностей функционирования организма ребенка, неоднократно подчеркивалась учеными.

«Первое, что должен знать педагог – это строение и жизнь человеческого тела – анатомию и физиологию человеческого тела и его развитие»- писала Н.К.Крупская. «Без этого нельзя быть хорошим педагогом, правильно растить ребенка».

Педагогическая эффективность воспитания и обучения находится в тесной зависимости от того, в какой мере учитывается анатомо- физиологические особенности детей, периоды развития, для которых характерна восприимчивость к воздействию тех или иных факторов, а также периоды повышенной чувствительности и пониженной сопротивляемости организма.

Основателем возрастной анатомии и физиологии можно считать И.И.Мечникова, создавшего теорию старения и смерти.

Зная физиологические и анатомические особенности организма дошкольника, воспитатель сможет правильно организовать учебный процесс, а изучение гигиенической роли факторов внешней среды поможет воспитателю укрепить здоровье детей.

Изучение анатомо- физиологических особенностей организма дошкольника позволяет познать исторический процесс становления и преобразования форм и функций развивающегося организма.

Педагогическая эффективность воспитания и обучения находится в тесной зависимости от того, в какой мере учитывается анатомо-физиологические особенности детей, периоды развития, для которых характерна восприимчивость к воздействию тех или иных факторов, а также периоды повышенной чувствительности и пониженной сопротивляемости организма. Важное значение возрастная физиология имеет для понимания возрастных особенностей психологии ребенка. Объективное изучение функций мозга детей раннего возраста позволяет выявить механизмы, определяющие специфику осуществления психических и психофизиологических функций на ранних этапах развития детского организма, установить этапы, наиболее чувствительные к корригирующим педагогическим воздействиям, направленным на развитие таких важных для педагогического процесса функций, как восприятие информации, внимание, познавательные потребности. Дошкольная гигиена – наука изучающая взаимодействие организма ребенка с внешней средой с целью разработки на этой основе гигиенических нормативов и требований, направленных на охрану и укрепление здоровья, гармоничное развитие и совершенствование функциональных возможностей организма детей. Гигиена детей и подростков вооружает педагогику научно обоснованными гигиеническими рекомендациями по организации учебно-воспитательного процесса, режиму дня и отдыха учащихся, питанию детей, оборудованию, планировке и благоустройству детских учреждений. Зная физиологические и анатомические особенности организма школьника, воспитатель сможет правильно организовать учебный процесс, а изучение гигиенической роли факторов внешней среды поможет учителю укрепить здоровье детей.

Изучение анатомо- физиологических особенностей организма младшего школьника позволяет познать исторический процесс становления и преобразования форм и функций развивающегося организма.

  1. Сапин М.Р., Брыксина З.Г. Анатомия и физиология детей и подростков: Учеб. Пособие для вузов. М.: Академия, 2000. – 453 с.
  2. Сапин М.Р., Сивоглазов В.И. Анатомия и физиология человека: (с возрастными особенностями детского организма): Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. – М.: Академия, 1999. – 438 с.
  3. Безруких М.М., Сонькин М.М., Фарбер В.Д. и др. Возрастная физиология: (Физиология развития ребенка): Учеб. пособие для вузов. М.: Академия, 2002. – 413 с.

Как знания по возрастной анатомии и физиологии влияют на профессию логопеда

В России за последние годы проведены различные социально-экономические преобразования, направленные на улучшение состояния здоровья подрастающего поколения, а также на социализацию детей-инвалидов. В последнее время отмечаются тенденции ухудшения психического и физического развития детей и подростков, учащихся не только в средних общеобразовательных школах, но и в специальных (коррекционных) школах-интернатах [1]. В связи с этим требуется большее количество высококвалифицированных педагогов-дефектологов, которым необходимо владение высоким уровнем знаний по профессии, в том числе и блоком медико-биологических дисциплин. К ним относятся: возрастная анатомия и физиология, основы нейрофизиологии, высшей нервной деятельности и высших психических функций, анатомия, физиология и патология органов слуха, речи, зрения и других сенсорных систем, невропатология. Проблема повышения здоровья учащихся, особенно школьников специализированных учебных заведений, имеет приоритетное значение, что подтверждается публикацией документов российского правительства и министерства образования и науки Российской Федерации.

Актуальность настоящего исследования обусловлена необходимостью разработки новых технологий, направленных на улучшение формирования уровня развития профессиональной готовности будущего учителя-дефектолога для работы с детским контингентом, имеющим определенные отклонения в здоровье, в частности школьников с депривацией слуха [2]. Процесс развития и становления личности будущего специалиста связан с развитием определенных знаний, умений и навыков. Современная система высшего профессионального образования значительно повышает требования к развитию уровня данных качеств в области медико-биологических и психолого-педагогических дисциплин к подготовке специалистов в области дефектологии в рамках общекультурных и профессиональных компетенций. Формирование личности и социализация будущих специалистов являются неотъемлемой частью становления профессионалов, компетентных в сфере своей деятельности. Грамотная подготовка кадров невозможна без построения процесса развития будущего специалиста, конечным результатом которого должно стать его самосовершенствование. На наш взгляд, особенно важным является процесс формирования личности в системе современного непрерывного образования [3].

Читайте также:
Обследование мышц языка

К профессионально-педагогическим задачам при подготовке педагогов-дефектологов относятся: развитие у студента рефлексивных способностей, интереса к своему внутреннему миру, умение сопереживать, понимать больного ребёнка, стремление оказать посильную помощь (например, многие студенты с первого курса являются волонтёрами). Для всего этого нужно развивать познавательные и творческие способности, овладевать новыми и традиционными формами в работе со школьниками. Соответственно, каждый преподаватель должен формировать у будущего педагога-дефектолога целенаправленные личностные и профессиональные установки, с применением принципа саморазвития, обращать внимание на развитие личностно-профессиональных ресурсов с первого курса.

Будущий дефектолог должен уметь общаться с учащимися, имеющими отклонения в состоянии здоровья, а именно нарушения речи, определённую степень глухоты и тугоухости. Это требует развития таких качеств, как умение быстро принимать решения, общительность, жизнестойкость, наличие определенного уровня ценностных ориентаций. К сожалению, далеко не все студенты первого курса, повзрослев, в достаточной мере умеют общаться. Профессия педагога-дефектолога относится к типу «человек – человек», и поэтому взаимодействие с детьми и подростками, имеющими отклонения в развитии, является для педагога ведущим, профессионально значимым качеством [4].

Одним из перспективных и необходимых направлений совершенствования и оптимизации подготовки студентов данного направления является продуманная профилизация преподавания соответствующих дисциплин. Основными задачами подготовки педагога-дефектолога являются:

– дать будущим педагогам-дефектологам основной минимум знаний, умений и навыков по дисциплинам медико-биологического блока: понятие нормы, патологии, причины и биологические механизмы отклонений психофизиологического развития детей; понятия здоровья – нездоровья – болезни, пограничных состояний;

– научить будущих педагогов-дефектологов в своей дифференциально-диагностической работе использовать понятие «нормы» для определенных групп здоровья учащихся;

– научить педагога-дефектолога умениям и навыкам для грамотно-ответственного участия в консультативно-диагностической, методической и профилактической работе с детьми с отклонениями со стороны слуха и речи.

Принцип взаимосвязи теории с практикой требует, чтобы учебный процесс в данном направлении сочетал в себе оба элемента (теорию и практику), именно на этой основе ведётся подготовка будущих педагогов-дефектологов. В связи с этим занятия медико-биологического блока распределяются: на лекции, практические занятия и семинары. Все эти виды учебной деятельности проводятся с целью повышения эффективности преподавания. Проведение теоретических занятий не означает того, что в них не затрагиваются вопросы практического характера, подтверждающие законы и развитие теорий и объяснение их практического значения и применения. Соответственно, в результате этого формируется инновационный потенциал личности студента-дефектолога, а совокупность его личностных качеств составляет уровень его креативности.

Профилизация преподавания предметов не означает в данном случае уменьшениефундаментальных знаний студентов. Цели и задачи преподавания медико-биологических дисциплин остаются прежними: формирование физиологического мышления, овладение знаниями основных физиологических функций целостного организма в возрастном аспекте; формирование на базе теоретических знаний диалектико-материалистического подхода понимания жизненных процессов, овладение основами физиологического исследования, взаимосвязь физиологических и психических процессов памяти, внимания, мотиваций, эмоций, поведения. Профильная направленность преподавания в основном не касается раздела общей физиологии, в котором излагаются основы физиологии возбудимых тканей, но имеют место в частной физиологии, особенно в заключительной части, посвященной изучению целостной деятельности организма при разных формах его взаимодействия с внешней средой – разделе «интегративная деятельность организма». Изучение функций детского организма невозможно без знаний функций взрослого организма. Поэтому преподавание особенностей функций на разных возрастных этапах развития ведется на основе сравнения их с функциями взрослого человека. Изучение функций плода и детей – это подготовка к дальнейшей деятельности студента данного профиля, так как будущие дефектологи получают более подробные сведения о развитии функций организма во внутриутробном периоде, о закономерностях его развития на различных возрастных этапах. Нужно знать и понимать такие термины как «тревожность», «тревога», «ригидность». После глубокого анализа психофизиологического здоровья необходимо разработать корректирующие здоровьесберегающие мероприятия по укреплению нервного статуса учащегося. Профилактика и устранение школьной дезадаптации, создание оптимальных условий для всех составляющих образовательного пространства, формирование личности и индивидуальности каждого учащегося, адаптация учащегося в микросоциуме школы-интерната и общества, комплексная оценка психофизиологического, психического и социального состояния учеников. Отсюда вытекает, что процесс включения в преподавание новых знаний заставляет считать его перманентным.

При этом стоит обращать внимание студента на вопрос о дефиниции «состояние здоровья», процессах его формирования, разбирать такие состояния, как болезнь, предболезнь, патологический процесс, механизм их возникновения. Это невозможно без знания хотя бы основных понятий о микро- и макроструктурах органов и тканей, их функций, значение гуморальной, нейрогуморальной, нервной регуляций, особенностей высшей нервной деятельности, психической и социальной деятельностей. Особое значение приобретает знание эмоциональной регуляции, эмоционального стресса, защитных средств организма в условиях стресса. Психическая деятельность и поведение человека связаны с закономерным развитием нейрофизиологических процессов, в связи с этим возникает необходимость изучения биологических проявлений стадий эмоционального стресса, который может приводить к состоянию агрессии, особенно в подростковом возрасте. Стимулирование развития критических оценок личности, особенно в молодом возрасте, ведет к активной работе над саморазвитием и самосовершенствованием – это важнейшая задача воспитания, что является необходимым для будущего учителя и бакалавра на современном этапе [5].

Читайте также:
Опыт применения сенсорного оборудования SNOEZELEN

Физиологически рациональная организация учебного процесса, соответствие трудности уроков, учет работоспособности в зависимости от возраста и состояния здоровья позволяют значительно снять эмоциональное напряжение, создать условия для повышения эффективности обучения детей и подростков. Напряжение всех функциональных систем, связанное с непривычным образом жизни, обычно проявляется в течение двух первых месяцев обучения.

Ведущим показателем успешной и благотворной работы на благо России является сформированность определенного уровня профессиональной готовности в процессе обучения в вузе, которая значительно влияет на дальнейшее профессиональное самоопределение. Формирование готовности студентов вузов является многокомпонентным и комплексным процессом, направленным на сотрудничество и взаимодействие преподавателей и студентов в процессе обучения, педагогических практик, внеучебной деятельности. При изучении источников литературы по феномену «готовность» отмечено, что данный термин имеет как широкое, так и узкое значение. В узком смысле «готовность» определяется как формирование, а затем мобилизация всех физиологических, психофизиологических, личностных систем индивидуума, обеспечивающих выполнение на соответствующем уровне определенных действий. В широком смысле – это требования к человеку для выполнения определенных действий [1, 6]. Несомненно, феномен формирования готовности связан с уровнем и развитием способностей, одаренностью [6]. Н.Г. Платонов в концепции личности, кроме психологической, выделяет моральную и профессиональную готовность. Авторы, с нашей точки зрения, рассматривают феномен «готовности» как результат деятельности индивидуума, в результате которого происходит формирование необходимых знаний, умений, навыков. По нашему мнению, это понятие рассматривается в очень узком смысле, особенно если его применять к деятельности будущего учителя-дефектолога в работе с учащимися с нарушением функции речи.

Многолетний анализ медико-биологической, психолого-педагогической, педагогической, дефектологической литературы, а также личный опыт общения и работы с учащимися с нарушением функции речи, постоянное выделение и систематизация условий для работы с ними, позволили выявить те качества, которые необходимы будущему педагогу-дефектологу для его дальнейшей успешной профессиональной деятельности. Они очень многосторонние: творческий (эвристический) подход к профессиональной деятельности; постоянный анализ, планирование, организация и управление, конструирование, принятие нестандартных решений требует независимого оригинального мышления, наличие психических и психофизиологических свойств личности, определяющих приспособленность к деятельности; активность всех психофизиологических систем организма, которые необходимы для эффективного выполнения деятельности сложных предметных компетенций. Готовность к эффективному общению, сформированность коммуникативных умений и личностных качеств, способствующих творческому решению дефектологических задач (предметно-познавательных, практико-ориентированных, личностно-ориентированных), возникающих в процессе общения, владение определенными здоровьеориентированными технологиями [7].

Для того чтобы принимать эффективные решения, педагог-дефектолог должен обладать определенными качествами, способностями, знаниями и навыками. Основными среди них являются:

– любознательность, умение собирать и накапливать информацию;

– ответственность за риск;

– контроль – способность получить в процессе решения проблемы именно тот результат, который планировался.

Эмоциональное отношение студентов влияет на принятие решения. Данное состояние включает в себя как отношение к определенным вариантам выбора, так и отношение к планированию процесса, конструктивному принятию решения к ответственности за решение и активность, способности идти на компромисс. Негативное отношение к принятию решений, касающееся будущего, может удлинить этот процесс. В связи с этим эмоциональный компонент профессиональной зрелости проявляется в общем состоянии, настрое человека, зависит от зрелости личности в целом.

Для педагога-дефектолога важным качеством является жизнестойкость – это система убеждений о себе, мире, отношениях с ним, которые позволяют человеку выдерживать сложности в общении. По результатам сравнительного анализа данных по тесту «жизнестойкости» нами выявлены значимые различия по шкалам «общая жизнестойкость» и «вовлеченность» (r = 0,9). Более высокий уровень жизнестойкости характеризует студентов, умеющих лучше выдерживать экзистенциальную тревогу. Данное качество способствует не только тому, что человек способен выдерживать неопределенность, но и решать проблемы творчески, по-новому, выбирая определенный риск, выдерживать и эффективно преодолевать стрессовые ситуации.

В заключение необходимо отметить, для того, чтобы включиться в новую социальную ситуацию и легче адаптироваться при переходе из микросоциума вуза в основную деятельность, выпускник должен обладать определенными психологическими качествами, свидетельствующими не только об успешном завершении высшего профессионального учебного заведения, но и предыдущего возрастного этапа в его жизни.

На сегодняшний день нельзя указать прямую причину ухудшения здоровья школьников различных возрастных групп. Однако никто не посмеет опровергать тот факт, что виной этому несчастью (в глобальном смысле) являются не школьные условия, не окружающая среда, не отношения в семье, не поведение самих детей, ведущее к нарушению своего же здоровья – в отдельности, а совокупность этих факторов вместе взятых. Самое печальное состоит в том, что вина полностью ложится на всю эту совокупность. Если каждый из нас позволит себе вдуматься в глубину проблемы и отдельно постараться рассмотреть действие каждого фактора, то рано или поздно придёт к одному и тому же выводу: наличие вредных факторов – есть ни что иное, как результат (продукт) деятельности человека. Человек бессилен справиться с природой, он ничего не может изменить при наличии учащихся с заболеваниями, несущими наследственный фактор, но если речь идет о поддержании и сохранении своего здоровья других людей, о предохранении и подкреплении его от воздействия всех вредных факторов, то в этом случае человеку предоставлены все возможности. В процессе развития все органы и системы созревают гетерохронно и завершают своё развитие в различные возрастные периоды. Поэтому проблема начала обучения в школе накладывает свой отпечаток на каждого ребёнка. Утрата нормального функционирования анализаторной системы на ранних этапах изменяет процессы физиологического, психофизиологического психологического и социального развития, часто приводит к возникновению определенных трудностей. Однако выпадение слухового анализатора приводит к тому, что количество падающих на головной мозг раздражителей меньше, чем у слышащих, что не может не снижать тонус коры, а также подкорки и не сказаться на образовании новых и оживлении уже имеющихся связей.

Читайте также:
Обследование мышц артикуляционного аппарата

В связи с тем, что одной из тенденций текущего столетия является неуклонный рост частоты нервно-психических заболеваний, отклоняющихся к пограничным состояниям, вплоть до психогенных расстройств, основной причиной которых являются частые «психические переживания» среди детского населения России, частые «моральные потрясения», эмоциональное перенапряжение, приводящее к эмоциональному стрессу, состояниям пониженной и повышенной тревожности, агрессии. В высших учебных заведениях следует уделять значительное внимание изучению здоровьеориентированных технологий, особенно среди бакалавров-дефектологов, использованию новых направлений в медико-биологической науке – кинезиологии, нейрокинезиологии, различным видам снятия стрессов. Эти направления уже оправдали себя, занимают одно из ведущих мест в современных коррекционно-развивающих методиках.

Таким образом, вопрос о профессиональной готовности бакалавров-дефектологов является актуальным, в связи с тем, что специалисту приходится обращать внимание в своей профессиональной деятельности на «особых» детей и контактировать с ними. В связи с этим следует развивать межпредметные связи, способствующие многостороннему развитию личности педагога-дефектолога с первых дней обучения в вузе.

Взаимосвязь возрастной физиологии с другими науками.

Основы нейрофизиологии и ВНД

Выяснение закономерностей развития ребенка, специфики функционирования физиологических систем на разных этапах онтогенеза и механизмов, эту специфику определяющих, является необходимым условием обеспечения нормального физического и психического развития подрастающего поколения.

Изучение неврологических основ дефектологии, логопедии имеет большое образовательное значение в деле подготовки дефектологов. Им необходимо обладать знаниями о ребенке, закономерностях его развития, возрастных и индивидуальных особенностях. Эти знания чрезвычайно важны для разработки психофизиологических основ организации коррекционно-развивающей работы, выработки у ребенка механизмов адаптации, коррекции, компенсации, реабилитации, определения влияния на него инновационных технологий и т.п.

Впервые значимость комплексного знания физиологии, педагогики, психологии для педагога и воспитателя выделил известный русский педагог К.Д. Ушинский в своем труде «Человек как предмет воспитания» (1876 г.). Именно К.Д. Ушинский показал, что физиология относится к числу тех наук, в которых излагаются, сличаются и группируются факты и те соотношения фактов, в которых обнаруживаются свойства предмета воспитания, т.е. человека.

Основы физиологии.

Итак, наша тема: Основы нейрофизиологии и ВНД.

Прежде чем говорить об основах нейрофизиологии, необходимо иметь понятие о термине «физиология», который является составной частью «нейрофизиологии». Физиология (от греч. fysis – природа, logos – знание) – это наука о процессах, протекающих в живом организме, о функциях организма, наука о жизнедеятельности целостного организма и его отдельных частей (клеток, органов, функциональных систем).

Предметом физиологии является изучение жизнедеятельности целостного организма во взаимодействии с окружающей средой, в различных условиях существования. Физиология стремится вскрыть механизмы осуществления функций живого организма (рост, размножение, дыхание и т.д.) и их связь между собой, регуляцию и приспособление к внешней среде, происхождение и становление в процессе эволюции и индивидуального развития особи.

Физиология подразделяется на общую, изучающую основные физиологические закономерности, общие для самых различных видов животных организмов; частичную, в задачу которой входит изучение жизненных явлений у отдельных групп или видов животных организмов (напр. у беспозвоночных, у животных, у человека).

Изучение функций в историческом и индивидуальном развитии составляет предмет сравнительнойивозрастнойфизиологии.

Физиология тесно связана с анатомией, цитологией (наука о клетке), эмбриологией, биохимией и др. биологическими науками.

В физиологии широко применяется эксперимент. Путем воздействий на организм определенными способами исследуются функции организма не только естественных, но и в специально созданных (искусственных) состояниях и тем самым глубже познается жизнедеятельность организма.

В физиологии широко применяются опыты с изолированными(т.е. выделенными из организма) органами и тканями, помещенными в искусственные условия, либо в иной степени обособленными от организма.

Специальный раздел физиологии изучает процессы в живой клетке или в отдельных ее частях – микрофизиология.

Для познания всей совокупности жизненных явлений в их единстве и взаимодействии с окружающей средой в экспериментальной физиологии широко используется метод, введенный И.П. Павловым, известный под названием «Хронического опыта»: заранее оперированное и подготовленное животное позволяет изучать организм в условиях, близких к нормальным. При изучении организма человека с физиологической стороны эти данные широко используются. Однако при этом следует всегда иметь в виду особое значение, которое имеет для человека социальные условия, его общественно-трудовая деятельность.

Как научная дисциплина, физиология возникла из потребностей практики, в первую очередь медицинской,отсюда тесная связь физиологии с клиникой. Понимание болезненного процесса, его развития, течения и прекращения, также как профилактика и целенаправленное лечение, возможны только при всестороннем изучении физиологических процессов, протекающих в нормальном организме. Среди разделов частной физиологииимеет особенно большое значение физиология человека и тесно связанная с ней клиническая физиология. Отраслями физиологии человека являются: физиология труда, физиология питания, физиология спорта. К физиологии здорового организма тесно примыкают патологическая физиология, изучающая закономерности развития болезненного процесса и фармакология наука о действии лекарственных веществ на организм.

Из перечисленных наук, изучающих физиологию, остановимся на возрастной физиологии, которую мы – дефектологи и логопеды – должны знать.

Возрастная физиология – наука об особенностях жизнедеятельности организма, о функциях его отдельных систем, процессах, в них протекающих и механизмах их регуляции на разных этапах индивидуального развития.

Читайте также:
Я и моя семья - конспект интегрированного открытого занятия

Ее частью является изучение физиологии ребенка в разные возрастные периоды. Предметом возрастной физиологии являются особенности развития физиологических функций, их формирование и регуляция, жизнедеятельности организма и механизмов его приспособления к внешней среде на разных этапах онтогенеза.

Основные понятия возрастной физиологии:

– организм – сложнейшаяиерархически (соподчинено) организованная система органов и структур, обеспечивающих жизнедеятельность и взаимодействие с окружающей средой. Элементарной единицей организма является клетка. Совокупность клеток, сходных по происхождению, строению и функции, образует ткань. Ткани образуют органы, выполняющие определенные функции. Функция – специфическая деятельность органа или системы.

– физиологическая система –совокупность органов и тканей, связанных общей функцией.

– функциональная система –динамическое объединение различных органов или их элементов, деятельность которых направлена на достижение определенной цели (полезного результата).

Взаимосвязь возрастной физиологии с другими науками.

К моменту рождения организм ребенка еще очень далек от зрелого состояния. Человеческий детеныш рождается маленьким, беспомощным, он не может выжить без ухода и заботы взрослых. Необходимо много времени, чтобы он вырос и стал полноценным зрелым организмом. Возрастная физиология – это раздел физиологической науки, изучающий биологические закономерности и механизмы роста и развития. Развитие многоклеточного организма (а организм человека состоит из нескольких миллиардов клеток) начинается в момент оплодотворения. Весь жизненный цикл организма от зачатия до смерти называется «индивидуальное развитие», или «онтогенез».

Предмет исследования физиологии развития ребенка – это закономерности и особенности жизнедеятельности организма на ранних этапах онтогенеза.

Наибольший интерес для нас, дефектологов, логопедов, в физиологии развития ребенка представляют этапы от рождения до морфофункционального и психосоциального созревания. Более ранние этапы, относящиеся к внутриутробному развитию, исследует наука эмбриология. Более поздние этапы, от достижения зрелости до старости, изучают нормальная физиология и геронтология.

Человек в своем развитии подчиняется всем основным законам, установленным Природой для любого развивающегося многоклеточного организма. Этот раздел физиологии называется «биология развития». В то же время в динамике роста, развития и созревания человека имеется немало специфических, особенных черт, присущих только виду Homo sapiens (человек разумный). В этой плоскости физиология развития теснейшим образом переплетается с наукой антропологией, в задачи которой входит всестороннее изучение человека.

Человек всегда живет в конкретных условиях окружающей среды. На него воздействуют ее факторы, сила действия и результат воздействия их могут быть различны. Это определяет связь физиологии с экологической физиологией, которая изучает воздействие на живой организм разнообразных факторов внешней среды и способы приспособления организма к действию этих факторов.

В периоды интенсивного развития особенно важно знать, как действуют на человека факторы среды, как влияют различные факторы риска. Этому традиционно уделяется повышенное внимание. И тут физиология развития тесно взаимодействует с гигиеной, поскольку именно физиологические закономерности чаще всего выступают в качестве теоретических основ гигиенических требований и рекомендаций.

Роль условий жизни, причем не только «физических», но и социальных, психологических в формировании здорового и приспособленного к жизни человека очень велика. Формирование ценности здоровья и здорового образа жизни – задачи педагогической валеологии, которая черпает фактический материал и основные теоретические положения из физиологии развития.

И, наконец, физиология развития представляет собой естественнонаучную основу педагогики. При этом физиология развития неразрывно связана с психологией развития, поскольку для каждого человека его биологическое и личностное составляет единое целое. Недаром, любое биологическое повреждение (травма, болезнь, генетическое нарушение и т.п.) неминуемо сказывается на развитии личности. Дефектологам (логопедам) одинаково необходимо хорошо ориентироваться в проблемах возрастной психологии и физиологии развития, только в этом случае наша деятельность принесет реальные результаты коррекции и компенсации.

Немного истории: возникновение первых представлений о физиологических функциях относится к глубокой древности. Но, основы физиологии как науки, были заложены трудами исследователей 16-18 веков (анатомические исследования А.Везалия, М.Сервета, открытие кровообращения У. Гарвеем, рефлексовР. Декартом, биоэлектрических явлений – Л. Гальвани). Первые работы по физиологии в России относятся к началу 18 века. М.В. Ломоносов обосновал трехкомпонентную теорию цветного зрения и дал классификацию вкусовых ощущений, сохранившую свое значение и поныне. Подлинного расцвета физиология достигла во второй половине 19 века на основе трех великих достижений естествознания:

1) открытие закона сохранения энергии

2) клеточной теории

3) эволюционного учения (дарвинизм)

К этому времени были накоплены многочисленныеэкспериментальные факты, но отсутствовали сколь-нибудь значительные теоретические представления о связи различных функций организма между собой. Во второй половине 19 века наибольшие достижения имели место в изучении функций отдельных органов и физиологическихсистем организма, а также регуляции и координацииих деятельности. Была выявлена тесная связь между строением органов и их функциями. Тонкие наблюдения и блестящие эксперименты выдающихся французских исследователей Ф. Мажанди, Клода Бернара, Э. Маре, немецких – Гельмгольца, Э. Пфлюгера, Э. Дюбуа-Реюмона, итальянского ученого Моссо, русских – И.М. Сеченого, И.П. Павлова, Б.Ф. Вериго, И.Е.Введенского и др. дали возможность более детально изучать деятельность сердечно-сосудистой системы, органов чувств, дыхательного аппарата, желудочно-кишечного тракта, органов выделения, мышц, обмена веществ и др.

Во второй половине 19 века и первой половине 20 века широко развернулось и далось изучение функций нервной системы. Была выдвинута рефлекторная теория нервной деятельности и на ее основе дана общая характеристика физиологии ЦНС. Важнейшее значение имели работы И.М. Сеченова, которыми были заложены основы изучения функций общего отдела нервной системы – головного мозга – как материального субстрата психических явлений. И.П. Павлов и его ученики создали новый раздел физиологии, имеющий первостепенное значение для материалистического естествознания – учение о ВНД человека и животных. Труды Павлова определили качественно новый этап в развитии физиологии и медицины. Характерной особенностью развития физиологии в России явилось широкое применение идей нервизма, то есть идеи целостности организма и взаимосвязи его с внешней средой на основе деятельности нервной системы при ведущем значении ее высших отделов, в первую очередь коры головного мозга.

Читайте также:
Конспект фронтального логопедического занятия: Знакомство с буквой С

Успехам физиологии способствовало развитие физики, химии, техники (особенно радиотехники, электроники, кибернетики). Совершеннейшие физические и химические методы исследования (осциллография – (лат. oscillo – качаюсь + греч. γραφω – пишу) для наблюдения зависимости между двумя или несколькими быстроменяющимися во времени величинами (электрическими или преобразованными в электрические); электроэнцефалография (греч. головной мозг) – это графическая регистрация биоэлектрической активности головного мозга электроэнцефалографом – для диагностических целей; энцефалоскопия (греч. skopeo – смотрю) – прибор или приспособление для наблюдений; применение высокочувствительных электронных измерительных приборов, электронной микроскопии (микроскоп), рентгеновских лучей, радиоактивных изотопов и т.д. позволили:

1) проникнутьв интимную сущность процессов, совершающихся не только в различных органах и физиологических системах, но и в клетках и частях клетки,

2) расширитьпредставления о сущности жизненных процессов, а так же

3) получитьновые факты и

4) выявитьнеизвестные до сих пор закономерности(значение для организма так называемых микроэлементовсеребра, меди, золотаи др., содержащихся в организме в ничтожных количествах),

5) участие коры надпочечников приспособительных реакциях организма.

Одной из важнейших задач современной физиологии является изучение эволюции функций и построение общей теории эволюции животногомира, объединяющей в единую систему как материалы эволюционной физиологии, так и материалы эволюционной биохимиии эволюционнойморфологии(от др. – греч. μορφή – форма) (наука о форме и строении организмов). Выделяют морфологию животных и человека, к которой относят анатомию, эмбриологию, гистологию и цитологию.

Морфология человека раздел антропологии, изучающий закономерности изменчивости организма человека (возрастные, половые, территориальные, профессиональные), а также вариации отдельных его частей.

Морфология в языкознании– это:

1) часть языковой системы, объединяющая слова как носители грамматических значений, их грамматические классы, законы как существования, так и формообразования,

2) раздел грамматики, изучающий эту часть языковой системы.

Труды выдающихся советских ученых (Павлова, Введенского, Бехтерева, Самойлова, Ухтомского; Орбели, Быкова, Штерн, Палладинаи др.), их учеников и последователей, а также крупнейших представителей зарубежной физиологической науки (Кеннона, Нахманзона— в США, Бакка — в Бельгии, Дейла, Шеррингтона, Фельдберга — в Англии, Лапика— во Франции) обогатили физиологию ценнейшими фактическими и теоретическими данными.

Дата добавления: 2016-02-09 ; просмотров: 2411 ; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ

Как знания по возрастной анатомии и физиологии влияют на профессию логопеда

Любая случайность не случайна.

Сюжет первый: директор одной из гимназий – в сердцах и с раздражением: «Ну сколько можно про режим, нагрузки, стрессы и здоровье детей… Мы отчитываемся другими показателями – олимпиады, ГЭ, ЕГЭ… а про здоровье пусть думают родители».

В последние годы сталкиваюсь с подобными «откровениями» все чаще. Говорят об этом без стеснения и неловкости. Впрочем, незнание всегда агрессивно.

Сюжет второй: звонок от заведующего кафедрой Педагогического университета: «Санкт-Петербургский университет разработал примерную базовую модель основной образовательной программы подготовки педагогов, в которой нет “Возрастной физиологии и гигиены”, и в нашем университете решили взять за основу именно эту модель». Причем это университет с хорошей, известной школой и традициями, со специалистами, которые много лет не только преподают, но и ведут очень серьезные исследования.

Справедливости ради стоит отметить, что во многих педагогических вузах исчез не только этот учебный курс, но также кафедры и специалисты.

В последние годы цикл дисциплин, дающих педагогу знания о закономерностях возрастного развития, о возрастных особенностях, о физиологических и психофизиологических основах учебного процесса и других важных вопросах, которые не может не знать педагог, сокращался, а теперь и совсем исчез. Круг замкнулся…

Стоит ли удивляться нежеланию педагогов «заморачиваться» вопросами режима, нагрузки, здоровья, индивидуальных возможностей…

Почему это происходит?

Я думаю, что это результат многолетней дискуссии о возможности любого специалиста (от физика до спортивного тренера) преподавать в школе, не получив дополнительной педагогической подготовки.

Представление о том, что главное – знание предмета и мифическая «любовь к детям», которые все решают, не случайно: его определяет установка, главный ориентир – предметные результаты, а не то, какой ценой ребенок приходит к нужным как воздух баллам, достижениям. Действительно, школе сегодня не интересно все, что может осложнить борьбу за рейтинги. Ни для кого это не секрет (но родители молчат), а школа делает вид, что не ее забота 12–16-часовой «рабочий день» школьников, недосып и цейтнот, бесконечные стрессы и перегрузки. Но если педагог даже не слышал о том, что 7-е и 8-е уроки физики могут быть неэффективными не потому, что дети «не хотят», а потому что «не могут», то вопрос не столько к педагогу, сколько к его профессиональной подготовке.

Дискуссия продолжается, но «активные новаторы» внедряют в систему образования то одно, то другое, не думая о рисках.

Должен ли педагог знать, как растет ребенок, как меняется его организм, каковы возможности его мозга, в каком возрасте и в какие периоды учебного года учить легче, а в какие сложнее, как эффективно выстроить процесс обучения, учитывая возрастные и индивидуальные когнитивные особенности детей? Список этих вопросов можно продолжить, и они совсем не риторические. Любой педагог, который думает о ребенке, а не об отчетных показателях (но это, увы, не каждый педагог), ответит на эти вопросы «да», не задумываясь и не сомневаясь.

Профессиональный стандарт педагога на это рассчитан.

В соответствии с профессиональным стандартом педагог должен «учитывать особенности психофизического развития обучающихся и состояние их здоровья». Кроме того, он должен знать закономерности возрастного развития, стадии и кризисы развития, владеть технологиями учета возрастных особенностей и опираться в этой работе на «достижения в области возрастной физиологии и школьной гигиены».

Читайте также:
Я и моя семья - конспект интегрированного открытого занятия

В программе подготовки будущих педагогов только один курс дает эти знания – «Возрастная физиология и школьная гигиена». Интересно, а разработчики «базовой» модели читали профессиональный стандарт?

Для того чтобы педагог действительно знал, как растет ребенок, как формируются его познавательные возможности, как развивается мозг, предметы этого цикла необходимо не исключать, а расширять, дополняя «Возрастной психофизиологией» и «Педагогической физиологией». Эти программы и учебники есть, и несколько лет назад такие элективные курсы стали включаться в подготовку педагогов, но, боюсь, исключение основного курса вызовет цепную реакцию.

Что будет дальше, предсказать несложно: вопиющая и воинствующая неграмотность педагогов в тех вопросах, знание которых помогает рационально и эффективно организовать учебный процесс, дает возможность учесть возрастные и индивидуальные особенности детей и получить результат не ценой здоровья. Здоровья, которого, честно говоря, у наших детей нет.

Важные качества логопеда

Работа логопеда интересна, перспективна, приносит пользу и моральное удовлетворение. Но в то же время она связана с постоянными психоэмоциональными нагрузками, необходимостью находить подход к сложным ученикам, тесно взаимодействовать с коллегами и пр. Для успешной карьеры в этой сфере нужно обладать рядом личных и профессиональных качеств. Поговорим о том, кто может стать хорошим логопедом и как это сделать.

Личные качества логопеда

  • Мотивация и психологическая готовность работать с детьми, у которых отмечаются проблемы в развитии. Важно, чтобы педагогика и логопедия входили в сферу ваших интересов, формировали ваше профессиональное самосознание.
  • Эмпатия – способность сопереживать другому человеку в процессе общения и взаимодействия, эмоционально отзываться на его чувства.
  • Педагогический такт – чувство меры, умение в любой рабочей ситуации держаться достойно.
  • Педагогическая зоркость – способность фиксировать существенные моменты в развитии ребенка, предвидеть перспективы, отслеживать динамику.
  • Педагогический оптимизм – способность акцентировать внимание на возможностях и сильных сторонах ребенка, верить в результативность специального образовательного процесса, в способности каждого ученика.

Также обязательными для логопеда качествами являются стрессоустойчивость, эмоциональная стабильность, умение отключаться от рабочих задач, чтобы избежать профессионального выгорания. Важно быть аккуратным, ответственным, усидчивым, ведь на любом месте работы придется работать с большим объемом документов (включая планы, речевые карты, журналы, диагностические таблицы и т. д.).

Профессиональные качества логопеда

Профессионализм формируется в процессе обучения и развивается в ходе работы и систематического повышения квалификации. Он включает:

  • Знание программ, школьных учебников, пособий по логопедии, достижений отечественной и зарубежной логопедии, смежных с ней наук.
  • Знания о типологии и структуре аномального развития речи, о способах профилактики и преодоления речевой недостаточности, о методах психолого-педагогического воздействия, о психологических особенностях детей с речевыми патологиями.
  • Умение распознавать речевые нарушения, использовать приемы и методы их устранения и коррекции, применять специальные методы обучения детей с речевыми расстройствами родному языку, проводить профилактическую работу по предупреждению неуспеваемости.
  • Умение использовать приемы и методы воспитания детей, развития и коррекции высших корковых функций.
  • Образцовую речь. Логопед должен быть речевым эталоном не только для детей, но и для взрослых. Именно он обеспечивает единый речевой режим в образовательной или медицинской организации, консультирует младший и средний персонал специальных детских учреждений, а в отдельных случаях и возглавляет весь учебно-воспитательный процесс, например, в специальных Домах ребенка.

Принцип этичности как важное профессиональное качество логопеда

Работа логопеда строится в тесном взаимодействии с коллегами, с самим ребенком или взрослым, имеющим речевое расстройство, и с его родственниками. Поэтому специалисту важно знать и соблюдать нормы педагогической этики и нравственности, понимать психологию родителей ребенка с речевыми расстройствами, уметь сопереживать им. Логопед должен быть терпелив, доброжелателен и тактичен. Отношение к ребенку с патологией речи и его родителями должно выстраиваться по тому же принципу, что и отношения между врачом и пациентом, его родственниками. Логопеду важно быть осторожным в оценке тяжести, механизмов возникновения, прогнозов в исправлении нарушений речи.

Для успешной работы логопеду нужно установить и поддерживать профессиональные отношения с коллегами: врачами детского медицинского учреждения, воспитателями, педагогами. Деятельность по коррекции речи строится с учетом заключения врача — невропатолога или психоневролога. Для успешного исправления речевых патологий, особенно сложных, важно совместно обсуждать их с коллегами в атмосфере взаимопонимания и взаимоуважения.

Где получить и развить нужные логопеду умения, знания и навыки?

Качества, которые нужны для работы логопеда, можно сформировать на курсах профессиональной переподготовки. Они будут полезны и тем, кто только планирует начать карьеру в сфере логопедии, и тем, кто уже работает с речевыми патологиями и хочет повысить свой профессиональный уровень.

Программа

Объем

Что вы узнаете – основные дисциплины

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: