Как закрепить правильное произношение в домашних условиях

Консультация-практикум для родителей по теме «Как закрепить правильное произношение поставленных звуков в домашних условиях».

автор: Сафронова Наталья Викторовна

учитель-логопед МКОУ СОШ с УИОП №7 г.Кирово-Чепецка Кировской области

Консультация-практикум для родителей по теме «Как закрепить правильное произношение поставленных звуков в домашних условиях».

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение средняя

общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов №7

г. Кирово-Чепецка Кировской области

Тема консультации-практикума:

Как закрепить правильное произношение поставленных звуков в домашних условиях.

Подготовила

Сафронова Н.В.,

учитель-логопед

г.Кирово-Чепецк

2014 год

Модель консультации-практикума

Руководитель консультации-практикума:

Сафронова Наталья Викторовна, учитель-логопед.

Категория участников консультации-практикума:

родители учащихся первых классов, чьи дети посещают школьный логопункт.

Тема консультации-практикума: «Как закрепить правильное произношение поставленных звуков в домашних условиях»

Оказание помощи родителям в овладении основными приёмами автоматизации поставленных звуков.

  • Активизировать знания родителей о необходимости автоматизировать поставленные звуки;
  • Обучить игровым приёмам автоматизации поставленных звуков изолированно, в слогах, словах, предложениях и в речи;
  • Расширить степень включённости родителей в реализацию коррекционной программы;
  • Формировать умения осознанной, адекватной и результативной помощи детям.
  • Содействовать активному взаимодействию участников консультации практикума.

Формы проведения: групповая, индивидуальная.

Методы работы с аудиторией: беседа, практические задания.

Оборудование:

Раздаточный материал для творческой деятельности: карточки с играми и упражнениями, карточки со скороговорками, прищепки, клубки ниток, памятки, бумажные ранцы для рефлексии.

Технологическая карта семинара-практикума

Тема консультации-практикума:

Как закрепить правильное произношение поставленных звуков в домашних условиях.

Цель: Оказание помощи родителям в овладении основными приёмами автоматизации поставленных звуков.

  1. Активизация знаний родителей о необходимости автоматизировать поставленные звуки;
  2. Обучить игровым приёмам автоматизации поставленных звуков изолированно, в слогах, словах, предложениях и в речи;
  3. Расширить степень включённости родителей в реализацию коррекционной программы;
  4. Продолжать формировать умения осознанной, адекватной и результативной помощи детям.

Теоретическая часть

Добрый день, уважаемые родители!

Сегодня я пригласила вас для того, чтобы помочь вам организовать дома занятия с ребенком по закреплению произношения поставленных звуков в речи легко и интересно.

Итак, ваш ребенок научился произносить трудный для него звук.

Но родители часто бывают разочарованы тем, что, повторяя звук изолированно по просьбе взрослых или по собственной инициативе, ребенок не произносит его в речи, которая остается практически без изменений.

Это вполне закономерное явление, говорящее о том, что пришло время для важного и сложного этапа логопедической работы – автоматизации правильного произношения.

— Знаете ли вы, что такое автоматизация звука?

— Это поэтапное введение (закрепление) поставленного звука в речи ребенка: в слогах, в словах, в предложениях, во фразовой речи.

Насколько постановка звука кропотливый труд логопеда, требующий специальных знаний и навыков, настолько автоматизация звуков – сотрудничество логопеда, ребенка и его родителей.

И от того, насколько тесным будет сотрудничество, насколько ответственно вы подойдете к этому, зависит продолжительность этапа автоматизации.

Часто родители ссылаются на занятость, говорят, что не хватает времени. Я сегодня постараюсь вас убедить в обратном.

На самом деле, для занятий с ребенком не обязательно специально выделять время. Это можно делать на кухне во время приготовления ужина , по пути в школу , в магазине

Предлагаемые вам игровые задания и упражнения не требуют подготовки дидактического материала (хотя использование наглядности желательно), направлены на развитие у ребёнка навыка контроля за своей речью и могут выполняться не только в домашних условиях, но и на прогулке.

Но вначале давайте познакомимся с правилами, которые необходимо соблюдать при занятиях с ребенком.

(Родители по очереди зачитывают пункты памятки)

Введение поставленных звуков в самостоятельную речь ребёнка происходит по нарастающей сложности: от проговаривания звука в слогах, затем в словах, в предложениях и так до произнесения звука в самостоятельной речи. В процессе данной работы главное – это формирование речевого самоконтроля ребёнка за своей речью!

Но сразу хочу отметить, что сначала придется вам научиться контролировать себя, т.е. научиться слышать, как говорит ребенок и постоянно его поправлять.

А сейчас я предлагаю немного поиграть.

Для отработки изолированного звука: «Намотаем нитку на клубок»

В домашних условиях автоматизировать звук в слогах и словах можно в таких играх:

«Пальчики шагают», «Собери пирамидку», «Нанизываем бусы», «Развяжи узелки», «Прицепи прищепку» , «Запомни и повтори», «Назови ступеньку», «Подскажи последний слог».

Развивают переключаемость артикуляционного аппарата, мелкую моторику

Автоматизация звука в словах.

На этом этапе все игры направлены на развитие умения различать звуки, анализировать и выделять их из состава слова, то есть определять место звука в слове (начало, середина, конец) (фонематический слух)

Ребёнок и взрослый может называть увиденные предметы по очереди.

  • «Волшебные очки» «Представь, что у нас есть волшебные очки, когда их надеваешь, то всё становится красным (зелёным, синим, розовым, голубым, жёлтым, в зависимости от автоматизируемого звука). Посмотри вокруг в волшебные очки, какого цвета всё стало, скажи: красные сапоги, красный забор и др.
  • Можно поиграть в игру «Слово – шаг», когда разрешается делать шаг, называя любое слово с нужным звуком. При этом ставится задача: дойти до конца ковра, до противоположной стены. В случае повторения одного и того же слова (нет звука или неправильное произношение) придётся вернуться на шаг назад.
  • Полезна игра-соревнование «Что вокруг» , в которой вы с ребёнком по очереди называете предметы с закрепляемым звуком, которые есть вокруг.
  • Другие варианты игры: назвать как можно больше (или не меньше 5) слов со звуком «Р» («Л», «С», «Ж» и др.), относящихся к обобщающим понятиям: овощи, фрукты, цветы, деревья, животные, птицы, насекомые, одежда, инструменты, обувь, мебель, геометрические фигуры, цвета.

При закреплении звука важно, чтобы ребёнок не столько повторял за вами слова (хотя это тоже нужно на начальном этапе), сколько чтобы он самостоятельно употреблял то или иное слово.

Автоматизация звука в СТИХАХ И СКОРОГОВОРКАХ.

Прочитать скороговорку (стих) по-разному:

— шепотом, весело, грустно, сердито

— как школьник, не выучивший урок

Вот так, весело и интересно можно организовать занятия с ребенком дома.

Читайте также:
Речевая готовность ребёнка к школе

Желаю вам успехов в занятиях и радости в общении с детьми!

Как закрепить правильное произношение в домашних условиях

Наконец, наступил долгожданный момент: ваш ребенок научился произносить трудный для него звук. Но родители часто бывают разочарованы тем, что, повторяя звук изолированно, по просьбе взрослых или по собственной инициативе, ребенок не произносит его в речи. Это вполне закономерное явление, говорящее о том, что пришло время для важного этапа логопедической работы – автоматизации (закрепления) правильного произношения. И если постановка звука – это задача логопеда, обладающего специальными знаниями и навыками, то автоматизация звуков – это прежде всего сотрудничество ребенка и его родителей. Это сотрудничество может решать не только задачу формирования правильной речи, но так же способствовать установлению доверительных отношений в семье; параллельно вы сможете развить внимание, память, мышление, воображение – психические процессы, тесно связанные с речью, достаточный уровень сформированности которых необходим для успешного обучения. Предлагаемые вам игровые задания и упражнения не требуют подготовки дидактического материала (хотя использование наглядности желательно), направлены на развитие у ребенка навыка контроля за своей речью и могут выполняться не только в домашних условиях, но и на прогулке.

Во время игровых занятий с ребенком, важно соблюдать некоторые условия:

  • Занятия должны быть систематическими, так как у ребенка 5-7 лет навык формируется в результате постоянного повторения, закрепления желаемого действия; в противном случае автоматизация звука может затянуться на длительное время.
  • Необходимо правильно выбирать время для занятий – шумные, эмоциональные игры нежелательны перед сном, ребенок не должен быть уставшим, недопустимо отрывать его от любимого вида деятельности (игры, просмотра передачи), иначе у него, еще до начала занятия с вами, сложится негативное отношение к нему.
  • Старайтесь закончить игру до того, как ребенок сам об этом попросит, это поможет поддержать его интерес; продолжительность занятия может составлять от 10 до 20-25 минут.
  • Ваш ребенок нуждается в похвале и поддержке, особенно если испытывает какие-то трудности; избегайте слов «Ты сказал неправильно», «Это неверный ответ», «Ты слушаешь невнимательно». Лучше использовать такие варианты: «Давай подумаем вместе», «Я назову два (три) слова, а ты выбери подходящее», «Послушай еще раз». Главные помощники в общении с ребенком – терпение, выдержка, доброжелательность.
  • Инструкция должна быть простой, четкой, короткой, содержать понятные ребенку слова; желательно показать, как это делаете вы, прежде чем малыш вступит в игру сам.
  • Обязательно начинайте с простых, посильных для ребенка заданий, усложняйте их постепенно. Не торопите его, дайте время подумать. Важно, чтобы ребенок поверил в свои силы: «Сегодня ты говорил лучше, чем вчера», «Молодец, ты очень старался!».

Предлагаемые игры и игровые упражнения помогут автоматизировать (закрепить) звук, который ваш ребенок научился правильно произносить, а также будут способствовать расширению его словарного запаса, подготовят к усвоению грамоты, предупредят ошибки чтения и письма, научат правильно строить предложения, разовьют связную речь.

«Назови ласково предмет».

Предлагая ребенку слова, где есть нужный звук, попросите изменить их, «назвать ласково»: лодка – лодочка, кошка — кошечка, рука – рученька, щенок — щеночек.

Аналогично предыдущему проводятся игровые упражнения «Один – много» и «Скажи, чего много». В первом случае ребенок учится изменять слова по числам одновременно с закреплением звука: роза – розы, платье – платья, машина – машины. Обратите внимание на слова, которые не изменяются. Во втором случае предложите назвать предмет, употребляя слово «много»: друг – много друзей, игрушка – много игрушек. В этих играх детям необходим образец. Не забывайте поощрять правильное произношение. В случае ошибки, ребенка необходимо исправить. Можно обыграть ситуацию: «Представь, что у тебя есть волшебная палочка. Она может превратить один предмет в несколько. Я назову один предмет, а ты преврати их во множество. Не забудь красиво говорить звук …»

«Доскажи словечко».

«Угадай, какое слово я задумал: ра… (кета, дио, кушка, стение и т.д.), чу… (до, жой, кча, лан). Если ребенок умеет читать, можно написать слово и закрыть его, пока оно не будет угадано, а затем предложить прочитать. В начале загадывайте хорошо знакомые ребенку слова, после чего подумайте вместе, какие еще слова начинаются с данного слога, объясните значение незнакомых, например: ру… (рубанок, рукав, русый, руно, рудник и др.). Можно за правильно угаданное слово засчитывать 1 очко, меняясь с ребенком ролями.

«Подбери нужное слово».

Варианты игры:

  • Предложите ребенку назвать, как можно больше предметов со звуком, который он научился правильно произносить.
    Это может быть игра «Магазин»: «Представь, что ты пришел в волшебный магазин. Там можно купить только предметы, у которых в названиях есть звук «Р» (или другой). Зайди в разные отделы («продуктовый», «игрушки», «одежда», «мебель» и др.) и купи как можно больше.
  • Можно поиграть в игру «Слово – шаг», когда разрешается делать шаг, называя любое слово с нужным звуком. При этом ставится задача: дойти до конца ковра, до противоположной стены. В случае повторения одного и того же слова (нет звука или неправильное произношение) придется вернуться на шаг назад.
  • Полезна игра-соревнование «Что вокруг», в которой вы с ребенком по очереди называете предметы с закрепляемым звуком, которые есть вокруг. Это могут быть и части предметов (крышка, карман, рама, ручка), а так же признаки предметов: деревянный, шершавый, красивое, полированный или действия, которые можно совершать с предметами или с их помощью: резать, рисовать, и др. Выигрывает назвавший слово последним.
  • Другие варианты игры: назвать как можно больше (или не меньше 5) слов со звуком «Р» («Л», «С», «Ж» и др.), относящихся к заданному обобщающему понятию: овощи, фрукты, животные, птицы, насекомые, одежда, инструменты, обувь, геометрические фигуры.
  • Рассматривая иллюстрации в детских книгах или журналах, предложите ребенку назвать предметы, героев и т.д. с нужным звуком. Предложите ему подумать, есть ли этот звук в именах, фамилиях, отчествах родственников или знакомых, придумать клички животным, имена куклам.
Читайте также:
Рекомендации для родителей будущих первоклассников

«Отгадай загадку»

При закреплении звука в речи важно, чтобы ребенок не столько повторял за вами слова и предложения (хотя это тоже нужно на начальном этапе), сколько чтобы он самостоятельно употреблял то или иное слово. Для этой цели хорошо подходят загадки, которые позволяют развить мыслительные процессы. Как вы уже догадались, отгадка должна содержать закрепляемый звук. Желательно, чтобы и сам текст загадки был насыщен нужным звуком. Например: Я землю копала, ничуть не устала, А кто мной копал, тот и устал. (Лопата) Тогда ребенок, выучив загадку, сам сможет загадать ее кому-то, правильно проговаривая звук.

«Звук потерялся».

Называя слова без последнего (или первого – более сложный вариант) звука, попросите ребенка вернуть его на место, чтобы слово стало понятным. Например, для звука «Р»: _ак, _оза, _учка, _ыба; кома_. Для звука «Ж»: _ук, _ара, _асмин, _ареный. Для звука «Ч»: _ай, _ашка, _улан, _инить, _айка; клю_, и др.

Для облегчения выполнения этого задания можно использовать предметные картинки.

Когда ребенок уже не будет ошибаться в произнесении отрабатываемого звука в отдельных словах, можно переходить к закреплению его произношения в предложениях и связной речи. Но делать это конечно но же интереснее в виде игры.

«Фанты».

Правила просты: договорившись, что сейчас вы будете беседовать с ребенком, задайте ему вопросы или попросите пересказать сказку, мультфильм (помогайте наводящими вопросами), но при этом вы будете внимательно следить за речью малыша. Как только он ошибется (неправильно произнесет звук), он должен отдать вам фант (фишку, игрушку и т.п.). Сосчитав фанты вместе, вы узнаете, сколько ошибок сделал ребенок. Дальше предложите ему «отработать» фанты. Чтобы получить их назад, надо выполнить задание: назвать слова со звуком (например, по 3 за каждый фант). Придумать предложение из 2-3 слов, чтобы в каждом был закрепляемый звук (Вера рисует. Рекс рычит). Последнее задание сложное, предлагать его можно, если ребенок знаком с понятием «предложение».

Заучивание стихотворений, чистоговорок.

Обратите внимание: на этапе автоматизации звуков отрабатывать надо именно стихи, потешки или чистоговорки, а не скороговорки. Разница между ними только в темпе произнесения. Главное – не быстрота, а правильность. Чистоговорки помогут закрепить звук, развить слуховую память, повысить интерес ребенка к речевым упражнениям. Если произношение отдельных слов вызовет затруднение, проговорите их несколько раз медленно по слогам и не забудьте выяснить, правильно ли понял их значение малыш. Проговаривание должно быть осознанным. После тренировок вы можете устроить соревнование, кто больше вспомнит чистоговорок. Не требуйте произнесения в быстром темпе. Можно попросить ребенка сосчитать, сколько всего слов в чистоговорке, сколько слов с определенным звуком, какая чистоговорка самая длинная.

Чтобы спустя какое–то время ребенок не потерял интерес к уже выученной чистоговорке, нарисуйте схематически ее главных героев и попросите малыша вспомнить, из какой они чистоговорки.

В литературе вы найдете множество потешек, считалок, дразнилок, небольших стихов и диалогов, используйте их в ваших занятиях. Но не стоит заучивать все подряд, выберите те, которые понравились ребенку. Дети любят выбирать. Пусть занятие принесет ребенку радость – от этого во многом зависит результат.

Творческие задания.

Варианты игр:

  • Речевые игры на развитие творческих способностей очень интересны и полезны для вашего ребенка. Например, назвав два слова с заданным звуком, предложите объяснить, как они связаны между собой: лопата и молоток, река и рак, весна и солнце и т.д. Для этого нужно составить предложение, причем варианты могут быть самые разные. Труднее предложенных пар будет связать по смыслу слова часы и речка, щука и щегол, слива и автобус. Можно сравнить предметы, выясняя их сходства и различия. Ход рассуждения может быть таким: «Ручка и карандаш нужны для письма. Это – письменные принадлежности (сходство). Ручка может быть железной или пластмассовой, а карандаш – деревянный. У ручки можно заменить стержень, а у карандаша – нет. Карандаш можно заточить, а ручку – нет (различия)».
    Производя мыслительные операции, ребенок совершенствует свою речь и закрепляет правильное произношение.
  • Игра «Закончи предложение». Предложите закончить ваше высказывание, добавив слово (или несколько) с закрепляемым звуком: На ветку села … . Рома рисует … . В зоопарке мы видели… . Утром я … (что делал?).
  • Игра «Узнай по описанию» активизирует словарный запас ребенка, учит его употреблять новые слова. Скажите, что вы, задумали предмет, но не назовете его, а расскажите о нем. В загаданном слове должен быть закрепляемый звук: Она маленькая, рыжая, пушистая, шустрая. Живет в лесу, умеет прыгать по деревьям. Или: Он зеленый, длинный, растет на грядке. Его солят в банках и едят свежим. Когда ребенок отгадает, о чем или о ком идет речь, попросите его повторить вашу загадку. Затем он может попробовать с вашей помощью выступать в роли ведущего.

Таким образом, производя мыслительные операции, ребенок совершенствует свою речь и закрепляет правильное произношение.

Конечно же родители бывают очень огорчены тем, что их сын или дочь, научившись правильно произносить звук, пропускают или искажают его даже после продолжительных занятий. Чисто проговорив загадку, стихотворение, скороговорку, ребенок возвращается к неправильному произношению. Объяснение просто: звук автоматизирован тогда, когда мы произносим его, не задумываясь. Ребенку же достаточно длительное время приходится постоянно контролировать свою речь: за доли секунды определить наличие звука в слове или фразе, которую нужно произнести, определить его место в слове (начало, середина, конец). Надо не забывать и как произносить звук (положение языка, губ, правильный выдох). Добавьте к этому и то, что ребенку необходимо успеть оформить свою мысль, обдумать содержание высказывания, и вы поймете, какая трудная задача перед ним стоит.

Читайте также:
Развитие речи младших дошкольников

Поэтому, уважаемые родители, запаситесь терпением, выдержкой, никогда не торопите ребенка, старайтесь внимательно его выслушать. Если, отвечая на вопрос, он забыл правильно произнести звук, обязательно поправьте его, но не упрекая и не отвлекая от мысли. Делайте это доброжелательно, не повышая голоса, с любовью и терпением!

Как поставить звук «С»: упражнения для правильной артикуляции

Постановка звука “С” требует достаточно кропотливых действий и, конечно же, терпения. При соблюдении этих условий проблемный звук исправляется и уже не приносит хлопот ни маме, ни малышу.

В статье мы разбираемся, насколько это сложно: поставить звук “С” и научить ребенка говорить эту букву.

Правильная артикуляция звука “С”

Чтобы непослушный “С” зазвучал правильно, давайте выстроим такую конструкцию:

  1. Губы слегка улыбаются.
  2. Зубы сжаты либо отстоят друг от друга на 1-2 миллиметра.
  3. Язык упирается в нижние резцы. Его боковые части соприкасаются вверху с коренными зубами, а спинка выгнута.
  4. Вдоль языка образуется желобок, по нему с сильным напором течет воздух.
  5. Верхнее мягкое небо не дает ему попасть в полость носа.
  6. Голосовые связки расслаблены.

Артикуляционный профиль звука “С” выглядит так:

Артикуляционный уклад мягкого “Сь” отличается от “С” тем, что средняя часть языка приподнимается вверх, а передняя становится более плоской, желобок при этом сглаживается.

Дефекты произношения звуков “С” и “Сь”

Если “С” и “Сь” выговариваются с нарушением, то этот дефект называется сигматизмом (искажение произношения) или парасигматизмом (замена другими звуками).

  • губно-зубной, когда нижняя губа перекрывает поток воздуха, создавая смешанное звучание “С” и “Ф” (слон — флон, стол — фтол);
  • межзубный, при котором язычок лежит на зубах, и четкость произносимого звука искажается шепелявостью;
  • боковой, когда язык поворачивается набок либо не касается коренных зубов, а воздух движется в неправильном направлении, образуя хлюпающий звук (санки — хлянки, сам — хлям);
  • носовой, при котором воздух попадает в носовую полость и создает гнусавое произношение.

Парасигматизм тоже бывает нескольких видов:

  • призубный, с заменой “С” на “Т” (собака — табака, сок — ток);
  • шипящий, когда вместо “С” звучит “Ш” (Саша — Шаша, сушки — шушки);
  • с заменой по мягкости, при котором твердые звуки произносятся, как мягкие (сумка — сюмка, свой — сьвой);
  • с заменой по звонкости, это “С” звучит, как “З” (совок — зовок, самосвал — замозвал).

Причинами таких дефектов могут быть патологии речевого аппарата, аденоиды, слабость мышц языка, а также его нарушенная иннервация.

Неправильное произношение свистящих, к которым относятся “С” и “Сь”, если их не корректировать своевременно, влекут за собой нарушения чтения (дислексию) и письма (дисграфию).

Последовательность постановки звуков в логопедии

Алгоритм коррекционной работы по формированию правильного звукопроизношения в логопедии включает в себя несколько этапов в следующем порядке:

Будут ли это индивидуальные логопедические занятия для дошкольников со специалистом или постановка звука в домашних условиях, последовательное прохождение всех этапов обязательно.

Чтобы поставленный звук радовал своей чистотой и стабильностью, нужно основательно работать и решать задачи на каждой стадии.

Подготовительный этап

В самом начале работы над коррекцией звукопроизношения познакомьте малыша с проблемным звуком: как он звучит сам по себе и в разных словах, как изображается в виде буквы, как его правильно выговаривать.

Выполните дыхательную гимнастику. Ведь правильное дыхание является основой звучащей речи и непосредственно влияет на силу воздушной струи, которая, в свою очередь, определяет четкость звучания при правильном артикуляционном укладе.

Вот несколько упражнений на дыхание:

Далее перейдите к артикуляционной разминке. Пусть все мышцы речевого аппарата подготовятся к продуктивной работе над постановкой звука.

Этап постановки звука

Как ставить звук “С”? Есть несколько способов постановки “С”:

Рассмотрим все эти варианты подробнее.

Постановка по подражанию

Возьмите зеркало и покажите ребенку, в каком положении должны находиться язык и губы для получения нужного звука.

Чтобы это не было похоже на скучный школьный урок, пусть язычок будет кораблем, которому ветер-воздушная струя надувает паруса для дальнего плавания:)

Игровая форма организации логопедических занятий — самая продуктивная. Образное восприятие значительно ускоряет коррекционный процесс и приближает к заветной цели.

Приложите ладошку малыша ко рту, чтобы он почувствовал прохладу выдыхаемого воздуха при произнесении “С”.

Иллюстрации, карточки, макеты и прочий наглядный материал помогут ребенку усвоить суть и не дадут заскучать.

Постановка механическим способом

Этот метод предполагает применение вспомогательных средств, например, зондов, шпателей.

Если вы решили поставить звуки ребенку в домашних условиях, используйте предметы домашнего обихода, предварительно позаботившись об их безопасности, например неострую зубочистку или палочку от мороженого.

Эти предметы, располагаясь вдоль языка, фиксируют правильное его положение для прохождения воздушной струи, способствуя получению нужного звукопроизношения. Чтобы губки слегка улыбались, придержите их пальцами.

Для постановки звука “С”, попробуйте следующее:

  • пусть ребенок улыбнется, положит широко краешек язычка на нижние передние зубы и подует на него;
  • теперь деревянной палочкой, надавливая вдоль язычка, сделайте желобок, по нему потечет воздушная струя;
  • при нажатии послышится шепелявый свист;
  • далее пусть малыш сблизит зубки, а язык уберет внутрь и продолжит свистеть;
  • тем временем вы, регулируя силу нажатия, добейтесь наиболее четкого звучания “С”;
  • после этого можно убрать палочку.

Через некоторое время ребенок сам научится правильно класть язык и свистеть “С”.

Постановка “С” от других звуков

Твердый “С” можно поставить от мягкого “Сь”.

При произнесении “Сь” палочкой надавите на переднюю часть языка, чтобы образовался желобок. Полученный таким образом твердый звук “С” отрабатывайте многократно, пока язычок сам не будет ложиться правильно.

Звук “С” также можно поставить от “Т”.

Если непрерывно тянуть “Т” и, улыбаясь, растягивать губы, то послышится “С”. Если он будет неясным, нужно сильнее улыбнуться, чтобы звук стал ярче.

Если ребенок правильно произносит звук “Ш”, попробуйте оттолкнуться от этого. Попросите малыша пошипеть и объясните, что язычок нужно передвинуть вперед, ближе к верхним зубкам. Послышится “С”. Получается?

Читайте также:
Список книг для дошкольников по лексическим темам

Еще один способ постановки “С” — это от “И”.

Артикуляционный уклад у этих звуков схож. Поэтому, если произнести “И” и, не меняя положения, пустить струю воздуха вдоль язычка, то получится нужный звук “С”.

Постановка мягкого “Сь” хорошо изложена в видеоуроке:

Артикуляционная гимнастика для звука “С”

Предлагаем вам комплекс артикуляционной гимнастики в игровой форме. С помощью логопедических упражнений органы речевого аппарата научатся занимать нужное положение, станут подвижными, их тонус придет в норму.

Исходное положение — улыбка

Автоматизация “С”

Следующий после постановки — этап автоматизации звука. Что это значит? Закрепление произношения и введение в повседневную речь.

На этом этапе тоже есть свой алгоритм. Поставленный звук отрабатывается в изолированном звучании, затем в слогах, словах, словосочетаниях и предложениях.

Картотека заданий для детей по автоматизации “С”

Выполни задание на картинке:

Назови каждое слово. Обрати внимание на то, что звук “С” может находиться в начале, середине и конце слова:

А теперь — звук “С” в словосочетаниях и предложениях:

Поиграем? Улитка приглашает в свой домик. Только для этого надо назвать все предметы на букву “С”:

Помоги Бабушке Яге добраться до своей избушки. Она заблудилась:)

Повтори чистоговорки со звуком “С”. Знаешь для чего нужны чистоговорки? Чтобы научиться четко произносить звуки.

Хорошо подумай и отгадай загадки на букву “С”:

А теперь посложнее: скороговорки на “С”:

Повтори фразеологизм. Знаешь, что он означает? Пообещать и не сдержать своего обещания! Найди в словах “С”:

Этап дифференциации “С”

На этом этапе мы будем учиться отличать звук “С” от близких по звучанию “Ш”, “З”, “Ц” и мягкого “Сь”.

Для этого послушаем эти звуки по парам, определим разницу в артикуляции, потренируемся в произношении слогов, слов и предложений с ними.

Речевой материал по дифференциации “С” и “Ш”

Приложи ладошку ко рту: у “С” струя выдыхаемого воздуха холодная, у “Ш” — теплая. “С” свистит, как ветер, а “Ш” шипит, как змея. Интересно?

Повтори слоги и слова с этими звуками, старайся их четко выговаривать:

Стишок про медведя тебе понравился?

Выполни задание на картинке:

Над чистоговорками надо немного потрудиться, но у тебя получится.

Речевой материал по дифференциации “С” и “З”

У звуков “С” и “З” артикуляция отличается только голосом. “С” — глухой, “З” — звонкий. Повтори их и убедись в этом сам.

А теперь проговори слоги и слова:

Замени одну букву на другую и посмотри, что получится:

Повтори чистоговорки без запинок.

Речевой материал по дифференциации “С” и “Ц”

Звуки “С” и “Ц” очень похожи и отличаются лишь тем, что “С” — долгий, а “Ц” — краткий:

Повтори слоги и слова:

В этих словосочетаниях есть и “С”, и “Ц”:

Если поменять первую букву в слове, оно тоже изменится:

Деду Морозу без твоей помощи не обойтись:

Попробуй справиться с этим заданием:

Речевой материал по дифференциации “С” и “Сь”

Произнеси твердый “С” и мягкий “Сь” по отдельности, затем повтори слоги и слова с ними:

В этих слогах есть мягкий “Сь” и твердый “С”. Постарайся это определить:

Назови слова на двух картинках и запомни, как звучит твердый “С”

А это стишки, их можно заучить:

Важный штрих в работе над звуком

Чтобы окончательно поставить точку в работе над звуком, нужен еще очень важный штрих — способность контролировать свое умение правильно его произносить в спонтанной речи.

Когда нет рядом родителей, педагогов, которые подскажут и поправят. Когда хочется расслабиться и не думать о том, как надо. Когда находишься среди сверстников и за игрой обо всем забываешь.

Нужна мотивация! Поддержите вашего сына или дочь в стремлении научиться говорить красиво. Не пожалейте для этого ни времени, ни сил.

Сегодня ваш малыш работает над произношением и учится свистеть, как комарик. А завтра он будет совершать открытия и покорять новые вершины. У него это обязательно получится, потому что он будет верить в себя и чувствовать вашу поддержку.

Учим ребенка произносить звук В: постановка правильного произношения

Неправильное произношение пары звуков [в] и [ф] встречается редко, поскольку они считаются довольно простыми для артикуляции. Причинами такого нарушения могут стать, например, дефект верхней губы, сильный тонус губ, сильный испуг, либо нарушение фонематического слуха, при котором ребенок не различает на слух разницы между глухими и звонкими звуками. В любом случае при наличии такой проблемы ее необходимо исправлять. Поставить правильное произношение звука [в] можно даже в домашних условиях, без участия логопеда.

Как мы это произносим?

Особой подвижности губ или языка для извлечения звуков [в] или [ф] человеку не требуется. Правильная артикуляция при их произношении заключается в следующем.

  • Нижняя губа слегка втягивается и выворачивается наружу (не прикусывается), прижимаясь к верхним зубам.
  • Верхняя губа немного приподнимается.
  • Губы не напряжены.
  • Видны верхние зубы.
  • Воздух выдыхается между нижней губой и верхними зубами.
  • При произношении звука [ф] голос отсутствует, голосовые связки в покое.
  • Для звука [в] нужно добавить голос.

Различие только в наличии и отсутствии звука. Поэтому поставить звук [в] можно через его глухую пару.

Во время обучения и закрепления произношения не заостряйте внимание малыша на том, что он не умеет говорить какую-то букву, не ругайте за это и не одергивайте. Наоборот, играя с ним, ненавязчиво помогайте освоить сложную фонему. Излишнее внимание к проблеме вызовет и излишнее напряжение, что никак не способствует речевому прогрессу.

Гимнастика для губ и языка

Для того чтобы ребенок без проблем освоил нужное положение губ и языка, можно проделывать с ним веселую артикуляционную гимнастику для звуков [в] и [ф].

  • «Фыркающий ежик». Малыш подражает фырканью ежа. Ему придется сблизить нижнюю губу с верхними зубами и сделать долгий выдох. Получится звук [ф] – возможно, не совсем четкий, но это можно исправить дальнейшими упражнениями.
  • «Ветерок». Просим кроху показать, как воет ветерок. Сначала показываем ему сами. Ветерок должен быть вначале тихим, а затем становиться все громче, «злее». Зачастую дети не могут целенаправленно «выдать» какой-то звук, а при подражании кому-то или чему-то это выходит у них само собой.
  • «Долгий ветерок». Можно посоревноваться с малышом, чей ветерок будет самым долгим. При этом тренируется и длительность речевого выдоха, что важно для дальнейшего развития речевых навыков, в частности построения длинных предложений.
Читайте также:
Развитие речи у детей

Во время упражнений показывайте ребенку картинки, так ему легче будет настроиться на правильное и эффективное выполнение задания.



Проделывать такие упражнения можно на прогулке, подражая ветерку, представляя, что по тропинке рядом идет ежик, или дома, слушая ветер за окном или на аудиозаписи, сочиняя сказку о храбром ежике. Возможно, во время таких игр звукоизвлечение не будет идеальным, но это – начальный этап. Далее его нужно будет отшлифовать и закрепить.

Чище, точнее, свободнее

Теперь настало время избавить получающиеся звуки от лишних «призвуков» — зудящих, шипящих. То есть уточнить артикуляцию. Артикуляционные упражнения при этом будут построены на подражании взрослому, постановке произношения через другие звуки, механическом воздействии на губы.

Итак, чтобы наглядно объяснить дошкольнику, как получается «вой» или «фырк», можно использовать следующие приемы.

  • Произносить поочередно [ф] и [в], при этом малыш должен потрогать горло взрослого, чтобы ощутить наличие вибрации при воспроизведении [в] и ее отсутствие для [ф]. Также нужно обратить его внимание на то, какое положение занимают верхняя и нижняя губа.
  • Если у ребенка получается произносить [ф], то звонкий парный можно поставить от него, просто объяснив ребенку, что при выдохе добавляется голос: [ф] – голосок спит, горлышко не вибрирует, [в] – голосок просыпается, у горлышка можно ощутить, как он с силой выходит, создавая звонкий [в]. Для наглядности сначала взрослый произносит звук сам, давая малышу ручкой ощутить вибрацию горла.
  • Если с [ф] тоже пока проблема, его можно поставить следующим образом. Пусть малыш слегка прикусит верхними зубками свою нижнюю губу и начинает выдох, поднеся ладошку ко рту снизу. Он должен почувствовать, как воздух выходит на ладонь, а также «обдувает» верхние зубы и нижнюю губу. Когда ребенок услышит свой [ф], важно объяснить ему, что теперь губку закусывать не нужно: достаточно просто прикасаться к ней зубками посередине. А при произношении губки сильно не напрягать: на этих звуках они «отдыхают».
  • Согласный [в] можно поставить от гласного [у]. Как ни парадоксально это звучит, но их артикуляция максимально приближена. Поэтому когда малыш произносит «у-у-у», достаточно лишь немного приподнять пальцем его нижнюю губу, приближая ее к верхним резцам: [в] получится сам собой.

Для того чтобы ваше чадо могло наглядно увидеть, насколько похожи его действия на ваши, проводите такие игры перед зеркалом. Даже в самом раннем возрасте (7-10 месяцев) кроха в состоянии повторить артикуляцию взрослого, если видит его и себя в зеркале. Поэтому зеркало – неотъемлемый атрибут и занятий с профессиональными логопедами.

До автоматизма

Чтобы закрепить результат после постановки звука, нужно постоянно, ежедневно выполнять с ребенком упражнения на отработку произношения.

  • Повторение цепочки слогов, где после [в] стоят гласные. Сначала это будут цепочки одинаковых слогов («ва-ва-ва», «во-во-во» – и так со всеми гласными), затем можно строить цепочки из разных слогов («вы-ва-ву», «ве-ва-во»).
  • Проговаривание слов, содержащих [в] в начале слова (Ваня, вы, вода, воз, вата, вожак, ванна, высота, вахта, вагон, волк, вуаль).
  • То же самое, только фонема должна находиться внутри слова (Иван, корова, сова, диван, халва, кровать, забава, вывозить, сорвать, выводок).
  • Слоги со стечением других согласных рядом с [в] (вку, впа, тва, зву, вкла, вра, вклю).
  • Слова с такими слогами (впадать, листва, включение, вкусно, внучка, вложение, звуковой, вкладыш, звучание, вклад, звание, власть, вкус, влага, звать, звук).
  • Пословицы, поговорки, скороговорки, чистоговорки, загадки на отработку фонемы [в].

Чтобы такие упражнения не были слишком скучными и «учебными», превратите их в игру: добавьте к занятиям музыку, сопровождайте занятия веселыми пояснениями, особенно к скороговоркам. Можно добавить движения и проигрывать их (так вы поможете ребенку развивать и логоритмику). Можно устроить «экзамен» для родителей: малыш называет сложный слог (тва), а мама называет слово, в котором он присутствует (отвар, отваливать). Слова, значение которых ребенку неизвестно, тут же объясняем. А если еще и рассказать ему интересные истории о происхождении и значении поговорок или пословиц, получатся познавательные игровые занятия по развитию речи, которые ребенку наверняка придутся по душе.

Можно использовать картинки и карточки, которые помогут и маме и ребенку.

Очень упрощает упражнение с произнесением разных слогов со звуком В манипулирование бусинками или пуговками. Их можно нанизывать на шнурок: одна бусинка – один слог, или выкладывать на трафарет (как на картинке), или просто «прыгать» пальчикам по кочкам и произносить слоги. При этом мама произносит слог, ребенок – повторяет.

Важно играть с ребенком в логопедические игры, когда он к этому готов, и столько, сколько он может играть, не уставая и не отвлекаясь. Против его воли получить результат будет невозможно. Это может вызвать только ответный протест, малыш замкнется в себе. Поэтому «дозировать» занятия нужно в соответствии с возрастом: до 4 лет достаточно 2 раз в день по 5-7 минут, после 4 лет – 2 раз по 10-12 минут. Но если ребенок – непоседа, такое расписание придется корректировать, разбивая на большее число «подходов», дробя время занятий.

Произношение и проблемы со здоровьем

Случается, что ребенок не может говорить какие-то определенные буквы (порой очень много) при таких отклонениях, как, например, фонетико-фонематическое недоразвитие, когда кроха не различает при произношении другими людьми каких-то звуков и, соответственно, не может сам их правильно произносить.

Читайте также:
Чем занять ребенка дома - Игры на кухне

Здесь поможет специальный комплекс упражнений, подробно изложенный в этой статье.

Если у ребенка диагностирована задержка психоречевого развития, проблемы с произношением у него будут непременно. Поэтому когда самостоятельно не удается поставить какие-то звуки, важно вовремя обратиться за помощью к логопеду. Ведь при ЗПРР страдают отделы мозга, отвечающие за психоэмоциональное и речевое развитие. Корректировать их чаще всего приходится комплексно, с использованием медикаментозных средств, оказанием психологической, психиатрической и логопедической помощи. Главное не упустить момент, когда на развитие речи можно влиять.

Правильное, красивое произношение не всегда результат того, что малыш родился здоровым во всех отношениях. К современным деткам это понятие, к сожалению, относится все реже и реже. Поэтому заниматься исправлением неправильного произношения нужно обязательно. И чем раньше вы начнете, тем лучше будет результат.

Wellness Blog

Своевременное и полноценное формирование речи в дошкольном детстве — одно из основных условий нормального развития ребёнка и в дальнейшем его успешного обучения в школе. Поэтому так важно взаимодействие логопеда и семьи, ведь наилучшие результаты отмечаются там, где они действуют согласованно.

Участие родителей в речевом развитии ребёнка не должно быть разовым. Каждая речевая игра или упражнение, каждая беседа с ребёнком – неотъемлемая часть сложного процесса формирования речи. Если родители устраняются от этой работы, то нарушается целостность педагогического процесса. В результате пострадает ребёнок.

Наконец, наступил долгожданный момент: ваш ребенок научился произносить трудный для него звук. Но родители часто бывают разочарованы тем, что, повторяя звук изолированно по просьбе взрослых или по собственной инициативе, малыш не произносит его в речи, которая остается практически без изменений. Это вполне закономерное явление, говорящее о том, что пришло время для важного этапа логопедической работы – автоматизации (закрепления) правильного произношения.

Насколько постановка звука кропотливый труд логопеда, требующий специальных знаний и навыков, настолько автоматизация звуков – сотрудничество логопеда, ребенка и его родителей. Это сотрудничество может решать не только задачу формирования правильной речи, но и способствовать установлению доверительных отношений в семье, когда ребёнок стремится к общению со своими близкими.

Планируя занятия дома, помните, что:

  • Занятия должны быть систематическими, так как у ребёнка 5-7 лет навык формируется в результате постоянного повторения, закрепления желаемого действия; в противном случае автоматизация звука может затянуться на длительное время;
  • Правильно выбирайте время для занятий — ребёнок не должен быть уставшим, недопустимо отрывать его от любимого занятия (игры, просмотра передачи), иначе у него ещё до начала занятия с вами сложится негативное отношение к нему;
  • Старайтесь закончить игру до того, как ребёнок сам об этом попросит, это поможет поддержать его интерес; продолжительность занятия может составлять от 10 до 20-25 минут;
  • Ваш ребёнок нуждается в похвале и поддержке, особенно если испытывает какие-то трудности; избегайте слов «Ты сказал неправильно», «Это неверный ответ», «Ты слушаешь невнимательно», лучшие варианты — «Давай подумаем вместе», «Я назову два (три) слова, а ты выбери подходящее», «Послушай ещё раз»;
  • Главные помощники в общении с ребёнком – терпение, выдержка, доброжелательность; если вы никак не можете добиться от малыша желаемого ответа или действия, значит вы не сумели объяснить, чего вы хотите; инструкция должна быть простой, чёткой, короткой, содержать понятные ребёнку слова; желательно показать, как это делаете вы, прежде чем малыш вступит в игру сам; резкий тон, раздражение недопустимы, ребёнок должен чувствовать себя комфортно; не жалейте похвал, даже если успехи незначительны. Главное – поверить в свои силы: «Сегодня ты говорил лучше, чем вчера», «Молодец, ты очень старался!».
  • Обязательно начинайте с простых, посильных для ребёнка заданий, а усложняйте постепенно. Не торопите его, дайте время подумать. Если ребёнок чего-то не знает, можно дать правильный ответ, но лучше, если вы ему предоставите выбор, например: «яблоко- это фрукт или овощ?»
  • Введение поставленных звуков в самостоятельную речь ребёнка происходит по нарастающей сложности: от проговаривания звука в слогах, затем в словах, в предложениях и так до произнесения звука в самостоятельной речи. В процессе данной работы главное – это формирование речевого самоконтроля ребёнка за своей речью!

Автоматизация звука в слогах

Произнесение ребенком слогов и слоговых сочетаний — очень важный момент в автоматизации звука. Последовательная смена серий слогов развивает переключаемость артикуляционного аппарата и способствует выработке правильных артикуляционных укладов. Произнесение слоговых сочетаний с одновременным движением пальцев рук способствует развитию мелкой моторики.

Например, «Открытые» слоги. Открытыми называются слоги типа «согласный+гласный».

«Закрытые» слоги. Закрытыми называются слоги типа «гласный+согласный».

Автоматизация звука в словах

На этом этапе все игры направлены на развитие умения различать звуки, анализировать и выделять их из состава слова, то есть определять место звука в слове (начало, середина, конец) (фонематический слух)

Игра «Волшебная палочка»

В неё можно играть с мячом. Взрослый задаёт слово, ребёнок заменяет первый звук в этих словах на автоматизируемый.

Например на звук Ш:

«Назови ласково»

Для звука «Р»: рука — … , сестра — … , брат — … , игрушка — … , курица — … , рябина — … . берёза — … ;

для звука «Щ» — щенок — … , щётка — … , вещь — … , плащ — … , угощенье — … и др.

Можно поиграть в игру «Слово – шаг», когда разрешается делать шаг, называя любое слово с нужным звуком. При этом ставится задача: дойти до конца ковра, до противоположной стены. В случае повторения одного и того же слова (нет звука или неправильное произношение) придётся вернуться на шаг назад.

Автоматизация звука в предложениях

Речевые игры на развитие творческих способностей могут быть для вас не менее интересны, чем для вашего ребенка. Например, назвав два слова с заданным звуком, предложите объяснить, как они связаны между собой, например: ручка и карандаш, река и рак, весна и солнце и т.д. Для этого нужно составить предложение, причем варианты могут быть самые разные.

Читайте также:
Нарушение письма – что это?

«Ручка и карандаш нужны для письма. Это – письменные принадлежности (сходство).

Предложите ребёнку выучить небольшое стихотворение, чистоговорку. Это поможет закрепить звук, развить слуховую память, повысить интерес ребёнка к речевым упражнениям. Если произношение отдельных слов вызовет затруднение, проговорите их несколько раз медленно по слогам и не забудьте выяснить, правильно ли понял их значение малыш. Проговаривание должно быть осознанным.

Обратите внимание: на этапе автоматизации звуков главное – не быстрота, а правильность проговаривания звуков.

Помните! Звук автоматизирован тогда, когда мы произносим его, не задумываясь.

Особенности развития речи детей дошкольного возраста
статья по развитию речи (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа) на тему

Обзор исследований, отражжающих процесс становления детской речи

Скачать:

Вложение Размер
statya_3.doc 48 КБ

Предварительный просмотр:

Особенности развития речи детей дошкольного возраста

Речь ребенка формируется под влиянием речи взрослых и в огромной степени зависит от достаточной речевой практики, нормального речевого окружения и от воспитания и обучения, которые начинаются с первых дней его жизни.

Речь не является врожденной способностью, а развивается в процессе онтогенеза (от греч. ontos — сущее, genesis — происхождение, развитие) – индивидуальное развитие организма от момента его зарождения до конца жизни.) параллельно с физическим и умственным развитием ребенка и служит показателем его общего развития. Усвоение ребенком родного языка проходит со строгой закономерностью и характеризуется рядом черт, общих для всех детей.

Кроме того, нужно четко представлять каждый этап речевого развития ребенка, каждый «качественный скачок», чтобы вовремя заметить те или иные отклонения в этом процессе.

Знание закономерностей речевого развития детей необходимо также и для правильной диагностики нарушений речи.

Исследователи выделяют разное количество этапов в становлении речи детей, по-разному их называют, указывают различные возрастные границы каждого. Например, А.Н. Гвоздев прослеживает последовательность появления в речи ребенка различных частей речи, словосочетаний, разных видов предложений и на этой основе выделяет ряд периодов.

Г.Л. Розенгард-Пупко выделяет в речевом развитии ребенка всего два этапа: подготовительный (до 2 лет) и этап самостоятельного оформления речи.

А.Н. Леонтьев устанавливает четыре этапа в становлении речи детей:

1-й – подготовительный – до одного года;

2-й – преддошкольный этап первоначального овладения языком — до 3 лет;

3-й – дошкольный – до 7 лет;

Итак, первый этап – подготовительный (с момента рождения ребенка до одного года).

С момента рождения у ребенка появляются голосовые реакции: крик и плач. Правда, они еще очень далеки от звуков человеческой речи. Однако и крик, и плач способствуют развитию тонких и разнообразных движений трех отделов речевого аппарата: дыхательного, голосового, артикуляционного.

Через две недели можно уже заметить, что ребенок начинает реагировать на голос говорящего: перестает плакать, прислушивается, когда к нему обращаются. К концу первого месяца его уже можно успокоить мелодичной песней (колыбельной). Далее он начинает поворачивать голову в сторону говорящего или следить за ним глазами. Вскоре малыш уже реагирует на интонацию: на ласковую – оживляется, на резкую – плачет.

Около 2 мес. появляется гуление и к началу 3-го мес. – лепет (агу-угу, тя-тя, ба-ба и т. п.). Лепет – это сочетание звуков, неопределенно артикулируемых.

С 5 мес. ребенок слышит звуки, видит у окружающих артикуляционные движения губ и пытается подражать. Многократное повторение какого-то определенного движения ведет к закреплению двигательного навыка.

С 6 мес. ребенок путем подражания произносит отдельные слоги (ма-ма-ма, ба-ба-ба, тя-тя-тя, па-па-па и др.).

В дальнейшем путем подражания ребенок перенимает постепенно все элементы звучащей речи: не только фонемы, но и тон, темп, ритм, мелодику, интонацию.

Во втором полугодии малыш воспринимает определенные звукосочетания и связывает их с предметами или действиями (тик-так, дай-дай, бух). Но в это время он еще реагирует на весь комплекс воздействия: ситуацию, интонацию и слова. Все это помогает образованию временных связей (запоминание слов и реакция на них).

В возрасте 7 – 9 мес. ребенок начинает повторять за взрослым все более и более разнообразные сочетания звуков.

С 10 – 11 мес. появляются реакции на самые слова (уже независимо от ситуации и интонации говорящего).

В это время особо важное значение приобретают условия, в которых формируется речь ребенка (правильная речь окружающих, подражание взрослым и др.).

К концу первого года жизни появляются первые слова.

Второй этап – преддошкольный (от одного года до 3 лет).

С появлением у ребенка первых слов заканчивается подготовительный этап и начинается этап становления активной речи. В это время у ребенка появляется особое внимание к артикуляции окружающих. Он очень много и охотно повторяет за говорящим и сам произносит слова. При этом малыш путает звуки, переставляет их местами, искажает, опускает.

Первые слова ребенка носят обобщенно – смысловой характер. Одним и тем же словом или звукосочетанием он может обозначать и предмет, и просьбу, и чувства. Например, слово каша может означать в разные моменты вот каша; дай кашу; горячая каша. Или слово папа может означать пришел папа; нет папы; папа, подойди и т. п. Понять малыша можно только в ситуации, в которой или по поводу которой и происходит его общение со взрослым. Поэтому такая речь называется ситуационной. Ситуационную речь ребенок сопровождает жестами, мимикой.

С полутора лет слово приобретает обобщенный характер. Появляется возможность понимания словесного объяснения взрослого, усвоения знаний, накопления новых слов.

На протяжении 2-го и 3-го г. жизни у ребенка происходит значительное накопление словаря.

Следует отметить, что различные исследователи (как наши, отечественные, так и зарубежные) приводят разные количественные данные о росте словаря детей.

Значения слов становятся все более определенными.

К началу 3-го г. жизни у ребенка начинает формироваться грамматический строй речи.

Сначала ребенок выражает свои желания, просьбы одним словом. Потом – примитивными фразами без согласования («Мама, пить мамуле Тата» — Мама, дай Тате попить молока). Далее постепенно появляются элементы согласования и соподчинения слов в предложении.

К 2 г. дети практически овладевают навыками употребления форм единственного и множественного числа имен существительных, времени и лица глаголов, используют некоторые падежные окончания.

В это время понимание речи взрослого значительно превосходит произносительные возможности.

Третий этап – дошкольный (от 3 до 7 лет).

На дошкольном этапе у большинства детей еще отмечается неправильное звукопроизношение. Можно обнаружить дефекты произношения свистящих, шипящих, сонорных звуков , реже – дефекты смягчения, озвончения.

На протяжении периода от 3 до 7 лет у ребенка все более развивается навык слухового контроля за собственным произношением, умение исправлять его в некоторых возможных случаях. Иными словами, формируется фонематическое восприятие.

В этот период продолжается быстрое увеличение словарного запаса. Активный словарь ребенка к 4 – 6 г. достигает 3000 – 4000 слов. Значения слов еще больше уточняются и во многом обогащаются. Но часто дети еще неверно понимают или используют слова, например, по аналогии с назначением предметов говорят вместо поливать из лейки «леять», вместо лопатка «копатка» и т. п. Вместе с тем такое явление свидетельствует о «чувстве языка». Это значит, что у ребенка растет опыт речевого общения и на его основе формируется чувство языка, способность к словотворчеству.

К.Д. Ушинский придавал особое значение чувству языка, которое, по его словам, подсказывает ребенку место ударения в слове, грамматический оборот, способ сочетания слов в предложении.

Параллельно с развитием словаря идет и развитие грамматического строя речи. В дошкольный период дети овладевают связной речью. После трех лет происходит значительное усложнение содержания речи ребенка, увеличивается ее объем. Это ведет к усложнению структуры предложений. По определению А.Н. Гвоздева, к 3 г. у детей оказываются сформированными все основные грамматические категории.

Дети 4-го г. жизни пользуются в речи простыми и сложными предложениями. Наиболее распространенная форма высказываний в этом возрасте – простое распространенное предложение («Я куклу в такое красивое платье одела»; «Я стану большим сильным дядей»).

На 5 г. жизни дети относительно свободно пользуются структурой сложносочиненных и сложноподчиненных предложений («Потом, когда мы пошли домой, нам подарки дали: разные конфеты, яблоки, апельсины»; «Какой – нибудь умный и хитрый дяденька купил шарики, сделал свечки, подбросил на небо, и получился салют»).

Начиная с этого возраста высказывания детей напоминают короткий рассказ. Во время бесед их ответы на вопросы включают в себя все большее и большее количество предложений.

В пятилетнем возрасте дети без дополнительных вопросов составляют пересказ сказки (рассказа) из 40 – 50 предложений, что свидетельствует об успехах в овладении одним из трудных видов речи – монологической речью.

В этот период значительно улучшается фонематическое восприятие: сначала ребенок начинает дифференцировать гласные и согласные звуки, далее – мягкие и твердые согласные и, наконец, – сонорные, шипящие и свистящие звуки.

К 4 г. в норме ребенок должен дифференцировать все звуки, т. е. у него должно быть сформировано фонематическое восприятие.

К этому же времени заканчивается формирование правильного звукопроизношения и ребенок говорит совсем чисто.

На протяжении дошкольного периода постепенно формируется контекстная (отвлеченная, обобщенная, лишенная наглядной опоры) речь. Контекстная речь появляется сначала при пересказе ребенком сказок, рассказов, затем при описании каких-нибудь событий из его личного опыта, его собственных переживаний, впечатлений.

Четвертый этап – школьный (от 7 до 17 лет).

Главная особенность развития речи у детей на данном этапе по сравнению с предыдущим – это ее сознательное усвоение. Дети овладевают звуковым анализом, усваивают грамматические правила построения высказываний.

Ведущая роль при этом принадлежит новому виду речи – письменной речи.

Итак, в школьном возрасте происходит целенаправленная перестройка речи ребенка – от восприятия и различения звуков до осознанного использования всех языковых средств.

Разумеется, указанные этапы не могут иметь строгих, четких границ. Каждый из них плавно переходит в последующий.

Для того чтобы процесс речевого развития детей протекал своевременно и правильно, необходимы определенные условия. Так, ребенок должен:

– быть психически и соматически здоровым;

– иметь нормальные умственные способности;

– иметь нормальный слух и зрение;

– обладать достаточной психической активностью;

– обладать потребностью в речевом общении;

– иметь полноценное речевое окружение.

Нормальное (своевременное и правильное) речевое развитие ребенка позволяет ему постоянно усваивать новые понятия, расширять запас знаний и представлений об окружающем. Таким образом, речь, ее развитие самым тесным образом связаны с развитием мышления. [Филичева 1989: 22-26]

В психической жизни человека речь выполняет ряд функций: а)функцию обозначения окружающих человека предметов и явлений, б) функцию обобщения (обозначая воспринимаемое явление в слове, человек абстрагируется от ряда конкретных его признаков и закрепляет в слове общее, характерное для них, например, в слове дерево включено то общее, что характерно для березы, ели, липы и др.); в) функцию общения (коммуникативную); при помощи речи человек передает другим свои знания, мысли и одновременно выражает свое отношение к сообщаемому, свои эмоции, этим передающий может воздействовать на слушателей, побуждая их к тому или иному действию. [Правдина 1973: 272]

Особенности речевого развития в дошкольном возрасте

Дошкольный возраст — это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи — фонетической, лексической, грамматической. Полноценное владение родным языком в дошкольном детстве является необходимым условием решения задач умственного, эстетического и нравственного воспитания детей в максимально сенситивный период развития. Чем раньше будет начато обучение родному языку, тем свободнее ребенок будет им пользоваться в дальнейшем.

В дошкольном возрасте расширяется круг общения детей. Становясь более самостоятельными, дети выходят за рамки узкосемейных связей и начинают общаться с более широким кругом людей, особенно со сверстниками. Расширение круга общения требует от ребенка полноценного овладения средствами общения, основным из которых является речь. Высокие требования к развитию речи предъявляет и усложняющаяся деятельность ребенка.

Развитие речи идет в нескольких направлениях: совершенствуется ее практическое употребление в общении с другими людьми, вместе с тем речь становится основой перестройки психических процессов, орудием мышления. Это и обуславливает актуальность данной темы.

Речевое развитие детей является одним из главных компонентов их готовности к школьному обучению. Изучение уровня овладения языком позволяет получить данные не только о речевых способностях детей, но и об их целостном психическом развитии. Для того, чтобы понять сущность речевой готовности к школьному обучению, мы должны четко представлять, что же входит в содержание способностей устной речи и какие компоненты самые важные для изучения речи.

Речевое развитие рассматривается, как развитие умений понимать и пользоваться языком: развитие фонематического слуха и звукового анализа, словаря, осознание состава слов, формирование грамматических категорий, развитие коммуникативных умений, умений и навыков связной речи. Овладение языком является важным условием умственного развития, поскольку содержание исторического опыта, присваиваемого ребенком в онтогенезе, обобщено и отражено в речевой форме и прежде всего в значениях слов [4].

Своевременное развитие словаря – один из важных факторов подготовки к школьному обучению. Дети, не владеющие достаточным лексическим запасом, испытывают большие трудности в обучении, не находя подходящих слов для выражения своих мыслей. Учителя отмечают, что ученики с богатым словарем лучше решают арифметические задачи, легче овладевают навыком чтения, грамматикой, активнее в умственной работе на уроках.

Особенности развития детского словаря достаточно полно изучены в физиологии, психологии, психолингвистике.

В развитии словаря детей дошкольного возраста выделяют две стороны: количественный рост словарного запаса и его качественное развитие, т. е. овладение значениями слов. Дошкольный возраст – период быстрого обогащения словаря. Его рост находится в зависимости от условий жизни и воспитания, поэтому в литературе данные о количестве слов дошкольников одного и того же возраста очень разнятся между собой. Первые осмысленные слова появляются у детей к концу первого года жизни. В современной отечественной методике нормой считается 10-12 слов к году. Развитие понимания речи в значительной мере опережает активный словарь. После полутора лет обогащение активного словаря происходит быстрыми темпами, и к концу второго года жизни он составляет 300-400 слов, а к трём годам может достигнуть 1500 слов. Огромный скачок в развитии словаря происходит не только и не столько за счёт овладения способами образования слов из речи взрослых, сколько за счёт овладения способами образования слов. Развитие словаря осуществляется за счёт слов, обозначающих предметы ближайшего окружения, действия с ними, а также отдельные их признаки. В последующие годы количество употребляемых слов также быстро возрастает, однако темпы этого прироста несколько замедляются. Третий год жизни – период наибольшего увеличения активного словарного запаса. К 4 годам количество слов доходит до 1900, в 5 лет – до 2000-2500, а в 6-7 лет – до 3500-4000 слов.

Индивидуальные различия в словаре наблюдаются и в эти возрастные периоды. По словам Д.Б. Эльконина, различия в словаре «более велики, чем в какой-либо другой сфере психического развития» [7].

Особенно быстро увеличивается число существительных и глаголов, медленнее растёт число используемых прилагательных. Это объясняется, во-первых, условиями воспитания (взрослые мало внимания обращают на знакомство детей с признаками и качествами предметов), во-вторых, характером имени прилагательного как наиболее абстрактной части речи.

Первые слова очень своеобразны, для них характерен полисемантизм. Эти первые слова, в сущности, ещё не являются словами. Настоящее слово рождается, как обозначение предмета и связано непосредственно с жестом, который указывает на предмет.

После 4-5 лет дети, владеющие речью, относят новое слово уже не к одному, а ко многим предметам. Усваивая от взрослых готовые слова и оперируя ими, ребёнок ещё не осознаёт всего того смыслового содержания, которое они выражают. Детьми может быть усвоена предметная отнесённость слова, а система абстракций и обобщений, стоящая за ним, нет.

Переносные значения слов усваиваются детьми не сразу. Сначала происходит усвоение основного значения. Значения детских слов динамичны. Л.С. Выготский обращал внимание на то, что одно и то же слово при тождестве отнесённости к предметам и явлениям окружающего мира «значит» для ребёнка разного возраста и разного уровня развития разное. У ребёнка в 3 – 5 лет центральное место занимает процесс овладения чёткой предметной отнесённостью слов и их конкретными значениями, а в 5 – 6 лет -системой так называемых житейских понятий, но в которых по-прежнему доминируют эмоционально-образные, наглядные связи.

Таким образом, в своей конкретно-отнесённой форме значение слова возникает раньше понятия и является предпосылкой его становления. Понятие, обозначенное словом, будучи обобщённым образом действительности, растёт, расширяется, углубляется по мере развития ребёнка, по мере того как расширяется и становится разнообразнее сфера его деятельности, увеличивается круг людей и предметов, с которыми он вступает в общение. В ходе своего развития речь ребёнка перестаёт быть зависимой от чувственной ситуации [2].

Овладение грамматическим строем речи оказывает огромное влияние на общее развитие ребенка, обеспечивая ему переход к изучению языка в школе. Формирование грамматического строя речи предполагает формирование морфологической стороны речи (изменение слов по родам, числам, падежам), способов словообразования и синтаксиса (освоение разных типов словосочетаний и предложении). Без овладения грамматикой невозможно речевое общение.

Освоение грамматического строя представляет большую сложность для детей, поскольку грамматические категории характеризуются абстрактностью и отвлеченностью. К тому же грамматический строй русского языка отличается наличием большого числа непродуктивных форм и исключений из грамматических норм и правил.

Процесс усвоения ребенком грамматического строя сложен, он связан с аналитика – синтетической деятельностью коры головного мозга. Закономерности усвоения грамматической стороны речи раскрыты известным лингвистом А.Н. Гвоздевым. По данным исследования ребенок усваивает грамматическую систему родного языка уже к трем годам во всех ее наиболее типичных проявлениях. Усвоение ребенком грамматического строя речи происходит в виде усвоения грамматических категорий, которые характеризуются наличием знания. Время и последовательность усвоения отдельных категорий зависят от характера их назначений. У детей вызывает затруднение усвоение тех форм, конкретное значение которых не связано логикой детской мысли, т. е. то, что не ясно по значению [5].

Овладение способами словообразования – одна из сторон речевого развития детей. Дошкольники пользуются в основном морфологическим способом словообразования, в основе которого лежит сочетание различных по значению морфем. Для образования слов ребенок должен освоить словообразовательные модели, лексические значения основ слов, и смысл значимых частей слова. В психологической и психолингвистической литературе словообразование сравнивается с детским словотворчеством, которое свидетельствует об активном усвоении детьми грамматического строя. К концу дошкольного возраста детское словообразование сближается с нормативным, в связи с чем снижается интенсивность словотворчества.

В дошкольном возрасте имеются все предпосылки для успешного овладения звуковой стороной русского языка. К ним можно отнести соответствующее развитие коры головного мозга в целом, фонематического восприятия речи и речедвигательного аппарата. Способствуют овладению звуковым составом речи и такие особенности ребенка – дошкольника, как высокая пластичность нервной системы, повышенная подражательность, особая восприимчивость к звуковой стороне языка, любовь детей к звукам речи.

По мнению большинства ученых, дошкольный возраст является наиболее благоприятным для окончательного становления всех звуков родного языка. Несовершенства произношения в старшем дошкольном возрасте нетипичны: при правильной постановки работы дети к этому времени могут овладеть произношением всех звуков. Звукопроизношение совершенствуется, но у части детей еще окончательно не сформированы трудные в артикуляционном отношении звуки (шипящие и р). Процесс становления этих звуков даже при условии целенаправленного систематического обучения идет медленнее, так как навык неправильного произношения становится более прочным. Однако, к старшему дошкольному возрасту у детей развивается способность к самоконтролю, осознание несовершенства своей речи и соответственно необходимости приобретения знаний и потребность в обучении. Поэтому учебная деятельность приобретает более серьезный характер.

Психологи подчеркивают, что в связной речи отчетливо выступает тесная связь речевого и умственного воспитания детей. Ребенок учится мыслить, учась говорить, но он также и совершенствует речь, учась мыслить [6].

Развитие связной речи происходит постепенно вместе с развитием мышления и связано с усложнением детской деятельности и формами общения с окружающими людьми.

В дошкольном возрасте происходит отделение речи от непосредственного практического опыта. Главной особенностью этого возраста является возникновение планирующей функции речи. В ролевой игре, ведущей деятельности дошкольников, возникают и новые виды речи: речь, инструктирующая участников игры, речь-сообщение, повествующая взрослому о впечатлениях, полученных вне контакта с ним. Речь обоих видов приобретает форму монологической, контекстной.

Переход от ситуативной речи к контекстной, по мнению Д.Б. Эльконина, происходит к 4-5 годам. Вместе с тем элементы связной монологической речи появляются уже в 2-3 года. Переход к контекстной речи тесно связан с освоением словарного состава и грамматического строя родного языка, с развитием умения произвольно использовать средства родного языка. С усложнением грамматической структуры речи высказывания становятся все более развернутыми и связными.

В младшем дошкольном возрасте речь связана с непосредственным опытом детей, что отражается на формах речи. Для неё характерны неполные, неопределённо-личные предложения, состоящие часто из одного сказуемого; названия предметов заменяются местоимениями. Наряду с монологической речью продолжает развиваться и диалогическая речь. В дальнейшем обе эти формы сосуществуют и используются в зависимости от условий общения.

Дети 4-5 лет активно вступают в разговор, могут участвовать в коллективной беседе, пересказывают сказки и короткие рассказы, самостоятельно рассказывают по игрушкам и картинкам. Вместе с тем их связная речь ещё несовершенна. Они не умеют правильно формулировать вопросы, дополнять и поправлять ответу товарищей. Их рассказы в большинстве случаев копируют образец взрослого, содержат нарушение логики; предложения внутри рассказа часто связаны лишь формально (ещё, потом).

В среднем дошкольном возрасте происходит некоторые изменения в понимании и осмыслении текста, что связано с расширением жизненного и литературного опыта ребёнка. Дети правильно оценивают поступки персонажей. На пятом году появляется реакция на слово, интерес к нему, стремление неоднократно воспроизводить его, обыгрывать, осмысливать [1].

У ребёнка 4-5 лет начинает в полной мере функционировать механизм формирования целостного образа смыслового содержания воспринятого текста.

Умение воспринимать литературное произведение, осознавать наряду с содержанием и особенности художественной выразительности не возникает спонтанно, оно формируется постепенно на протяжении всего дошкольного возраста.

Осознание дошкольниками речи, формирование представлений о слове, усвоение его семантики, вычленение языковых средств выразительности и образности речи способствуют усвоению родного языка в детском саду и тем самым решают проблему подготовки ребенка к школе в плане его речевого развития.

К моменту поступления в школу у детей должно быть сформировано отношение к речи как языковой действительности, элементарное осознание строения речи, частности осознания ее словесного состава, первоначальное представление о слове как языковой единице. Это имеет важное значение и для подготовки обучению грамоте, и для изучения родного языка в начальной школе [3].

Список литературы

  1. Володина, В. О согласовании существительного с числительным в речи детей 5-6 лет [Текст] /В.Володина // Дошкольное воспитание.- 2002 .- № 8.- С. 52.
  2. Выготский, Л.С. Педагогическая психология [Текст] /Л.С.Выготский – М.: Педагогика, 1991.- 311 с.
  3. Жинкин, Н.И. Речь как проводник информации [Текст] /Н.И.Жинкин – М.: Просвещение, 1982. -198с.
  4. Леонтьев, А.Н.. Речевая деятельность [Текст] /А.Н.Леонтьев // Хрестоматия по психологии: Учебное пособие .- М.: Просвещение.- 1997.-405 с.
  5. Новотворцева, Н.В. Развитие речи детей [Текст] /Н.В.Новотворцева – Ярославль: Академия развития, 1996. –240 с.
  6. Ушакова, Т.Н. Детская речь – ее истоки и первые шаги в развитии [Текст] / Т.Н.Ушакова // Психологический журнал. – 1999. – N3.- С.59-69.
  7. Чуковский, К.И. От двух до пяти [Текст]/К.И.Чуковский . – М., 1966. – 245 с.
Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: