Как сделать интересной автоматизацию звуков

Современные способы автоматизации звуков

Процесс автоматизации звуков в речи является самым длительным среди этапов постановки правильного звукопроизношения. Сложность заключается в том, что ребенку необходимо отвыкнуть от закрепленного уже в памяти неправильного произнесения звуков и выработать привычное автоматическое использование чистой фонемы.

Работа по закреплению произношения ведется постепенно в определенной последовательности. Принцип от простого к сложному ведет через употребление звука:

  • в слоге;
  • в отдельных словах:
  • в предложениях:
  • в связной речи.

Цель работы логопеда — добиться самостоятельного свободного и чистого произнесения фонемы в спонтанной бытовой речи.
Очень важно определить нужное время для перехода к процессу автоматизации. Звук должен быть четко «поставлен» и хорошо звучать в изолированном виде. Задерживаться на этой стадии не стоит, так как это тормозит весь процесс. Но и торопиться, переходить к использованию трудной для ребенка фонемы в словах и фразах раньше времени, тоже не нужно. В этом случае неизбежны ошибки и закрепление неправильного произношения.

Виды подходов к автоматизации звуков

Специалисты отмечают, что важным положительным фактором в логопедической работе является мотивация и заинтересованность ребенка. Классические занятия в виде урочной системы приводят к быстрой утомляемости и потере интереса к занятиям. Лучшим вариантом является построение сеанса в игровой форме с чередованием различных видов деятельности.

Игровые методы

Использование специальных пособий и дидактических игр наиболее эффективно при посещении сеансов логопеда. В домашних же условиях проще и удобнее использовать то, что в прямом смысле находится «под рукой».

  • «Выбери игрушку». Из ряда игрушек ребенок должен выбрать тех, название которых начинается на нужный звук.
  • «Кто выше». Для игры подойдут обычные кубики. Ставим один на другой, каждый раз называя слово на отрабатываемую букву.
  • «Выбор наоборот». А теперь нужно выбрать предметы или игрушки, которые содержат нужный звук или слог в середине (конце) слова.

Упражнения на развитие моторики

Установленным фактом является прямая связь между развитием мелкой моторики и речевыми функциями. Поэтому игры и упражнения, связанные со стимулированием мускулатуры кисти, очень полезно использовать в рамках работы по автоматизации звуков.

Классические игры со шнуровкой, нанизывание бусин можно совместить с произнесением нужной фонемы:

  • Надеть на нитку столько бусин, сколько раз изучаемый звук будет произнесен педагогом в различных словах.
  • Продевать шнурок в отверстие одновременно в повторением нужного слога или буквы. Хорошо выполнять в команде — тот, кто ошибется, не делает «хода», а значит игра приобретает характер соревнования. Кто первый закончит шнуровку?
  • Эффективное и наглядное упражнение для автоматизации звука в слогах — «Здравствуй, пальчик!». На пальцы ребенку надо надеть бумажные колпачки с написанными звуками — главными и согласными. По заданию педагога нужные пальчики должны встретиться, чтобы ребенок мог озвучить получившийся слог.

Автоматизация звуков при помощи скороговорок

Переходить к этому этапу следует в том случае, когда звук уже четко и уверенно произносится в отдельных слогах и словах. В рамках введения нового звука в фразовую речь используются не столько сами скороговорки, сколько их упрощенный вариант — чистоговорки.

На этой стадии ребенку не следует стараться повторить фразу как можно быстрее. В логопедии работа строится по другому принципу. Сначала ребенок заучивает нужную фразу, а затем старается повторить ее правильно в медленном темпе. Наращивать скорость не рекомендуется во избежание возникновения стойких ошибок.
Обязательно вначале четкое проговаривание чистоговорки педагогом или родителями, чтобы ребенок мог слышать правильное звучание и видеть артикуляцию.

Логоритмика для автоматизации звуков

О пользе занятий логоритмикой известно достаточно давно. Объединение определенных движений с речевым материалом не только стимулирует развитие речи, но и делает уроки живыми, интересными для учащихся. Кроме того, современные дети крайне нуждаются во включении здоровьесбергающих элементов во все виды занятий.

Речевые игры с мячом, ритмичные движения под музыку с заучиванием нужного лексического материала позволяют детям незаметно для себя формировать правильное произношение звука. Помимо этого, в процессе игры развиваются столь нужные качества как чувство ритма, правильное речевое дыхание и координация.

Занятия на персональном компьютере в рамках автоматизации звуков

Возможности, предоставляемые компьютерными технологиями, позволяют увеличить эффективность занятий. Заинтересованность ребенка, индивидуальный подход к каждому, наглядность заданий и активная работа детей в упражнениях дают хороший результат в работе над закреплением в речи поставленного звука.

Используются различные виды игр:

  • «Разложи слова по схемам». Ребенку требуется определить, в каком месте слова находится изучаемый звук или слог, и разместить его в нужном столбце.
  • Составление предложений с использованием нужных слов по предметным картинкам
  • Специальные программы для работы логопедов с детьми, имеющими различные нарушения речи.
  • Компьютерные игры для домашнего использования (будет лучше, если их порекомендует ваш логопед).

Для того, чтобы повысить эффективность занятий, улучшить мотивацию детей и стимулировать их речевую деятельность, специалистами используются как традиционные, так и инновационные способы работы. Широко применяются такие методы как:

  • сказкотерапия;
  • мнемотехники;
  • биоэнергопластика;
  • песочная терапия и др.

Однако при выборе методики на первом месте всегда находится ребенок. Индивидуальный подход, учет личных особенностей — главный залог успеха.

Дата публикации: 14.10.2017. Последнее изменение: 09.05.2018.

Семинар «Как сделать скучное интересным?» (игровые приемы в автоматизации звуков в слогах, словах, предложениях)

Ирина Беляева
Семинар «Как сделать скучное интересным?» (игровые приемы в автоматизации звуков в слогах, словах, предложениях)

Семинар «КАК СДЕЛАТЬ СКУЧНОЕ ИНТЕРЕСНЫМ?»

(игровые приемы в автоматизации звуков в слогах, словах, предложениях)

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования определяет целевые ориентиры, т. е. социальные и психологические характеристики личности ребёнка на этапе завершения дошкольного образования, среди которых речь занимает одно из центральных мест, как самостоятельно формируемая функция, а именно: к завершению дошкольного образования ребёнок хорошо понимает устную речь и может выражать свои мысли и желания.

Для достижения целевых ориентиров необходима систематическая профилактика и коррекция речевых нарушений у детей. Но информационная плотность дошкольной ступени обучения детей и подготовка их к школе столь велика, что накладывает на учителя-логопеда комплекс сложных задач, поиска форм и методов работы по исправлению речевых нарушений.

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования к основным видам деятельности детей относит игру и общение, следовательно, игровое общение есть тот необходимый базис, в рамках которого происходит формирование и совершенствование речевой активности ребёнка.

Читайте также:
Структура повседневного логопедического занятия

Игровой метод — это основной метод работы с детьми. Во время игр дети овладевают навыками и умениями правильной речи, а также другими видами деятельности. Игра делает сам процесс обучения эмоциональным, действенным, позволяя ребёнку получить собственный опыт.

Особое значение имеет игра для детей с тяжёлыми нарушениями речи. Эти дети часто бывают, раздражительны, упрямы, плохо вступают в контакт. Они много плачут и очень быстро утомляются. Работа с такими детьми должна быть организована на более высоком методическом уровне, с учётом психологических особенностей этих детей.

Игровые формы обучения с детьми, имеющими речевые нарушения, приобретают первостепенное значение, так как в игре возникают положительные эмоции у детей, возрастает познавательная активность и интерес, активизируются процессы восприятия, внимания, памяти, возможность плавно регулировать поведенческие трудности детей, постепенно приучая их подчиняться правилам игры;

Что же поможет нам разнообразить скучные занятия и сделать эту работу более увлекательной?

Сегодня мы познакомимся с некоторыми приёмами автоматизации поставленных звуков в речь. Все предложенные приёмы можно использовать на разных этапах автоматизации звука, меняя речевой материал.

Автоматизация любого звука включает в себя:

автоматизацию изолированного звука

автоматизацию звука в слогах

автоматизацию звука в словах

автоматизацию звука в словосочетаниях

автоматизацию звука в предложениях

автоматизацию звука в связной речи

Условно можно разделить эти приёмы на четыре группы:

• Проговаривание с элементами пальчиковой гимнастики;

• Приёмы на основе продуктивной деятельности детей;

• Приёмы с использованием информационно-компьютерных технологий;

• Приёмы, предусматривающие использование различных предметов;

Наиболее сложной по разнообразию упражнений является работа над слогами. Дело в том, что отдельный слог, как и звук, не вызывает у ребенка конкретного образа, не осознается им как структурный компонент речевого высказывания. И если звук порой может вызвать слуховую ассоциацию (з-з-з – комарик звенит, р-р-р – собака рычит, ш-ш-ш- змея шипит, то слог для дошкольника – весьма абстрактное понятие. (показ карточек)

Проговаривание с элементами пальчиковой гимнастики.

Во-первых, нам могут помочь наши пальцы и пальцы ребёнка.

Я предлагаю следующие упражнения, не требующие специальной подготовки, что немаловажно в нашей работе.

Произнесение слоговых сочетаний с одновременным движением пальцев рук способствует развитию мелкой моторики.

«Колечки» («Пальчики здороваются»). Соединяем кончики большого и указательного пальца так, чтобы получилось колечко, называем заданный слог (слово). Теперь так же по очереди со всеми пальцами: на каждое колечко произносим необходимый слог. Упражнение можно выполнять сначала с большого пальца, затем с мизинца.

«Цветок». Заданный слог (слово) проговаривается с постепенным разгибанием и загибанием пальчиков (лепестки открываются и закрываются).

«Пирожки». Лепим воображаемые пирожки с «волшебной» начинкой и проговариваем речевой материал. Это также может быть и изолированный звук, и слог, и слово.

«Крыша». Соединяем по очереди подушечки пальцев правой и левой рук: большие, указательные, средние, безымянные, мизинцы. На каждое соединение произносим заданный слог (звук, слово).

«Пианино». Стучим по столу пальцами, имитируя игру на фортепиано. На каждое прикосновение называем слог или слово.

Для упражнений «Колечки», «Крыша», «Пианино» можно предложить и следующее задание: ребёнку предлагается слово с заданным звуком, например, со звуком [л] – «ласковый», и на каждое соединение пальцев ребёнок придумывает словосочетание с этим словом. Ласковый голос, ласковая мама, ласковый котёнок и т. д.

«Скажи столько же». Взрослый хлопает в ладоши (1-4) раза, ребёнок повторяет заданный звук (слог, слово) столько раз, сколько хлопков выполнил взрослый.

Если ребёнок любит рисовать или лепить, то ему отлично подойдут упражнения из второй группы приёмов. Это самая творческая группа. Автоматизация звука происходит в процессе продуктивной деятельности (когда результат деятельности какой-нибудь продукт – рисунок, аппликация и т. д.). Можно назвать следующие приёмы – рисование палочек, клеточек, кружочков, камешков, цветочков при одновременном произнесении материала. Интереснее будет, если это рисование будет по заданию. Например, нарисуем забор, чтобы коза не зашла в огород. Ребёнок проговаривает слово и рисует палочку – дощечку забора. Рисовать можно чем угодно: мелом, карандашами, красками. Можно рисовать на песке, манке. Лепка шариков из пластилина.

Можно раскрашивать трафареты на заданный звук, оречевляя свои действия (дальнейший этап автоматизации) Например: я раскрашиваю красным карандашом красивый паровоз…

Самая большая группа приёмов – упражнения с различными предметами.

Песочные часы – проговариваем речевой материал до тех пор, пока в часах не закончится песок.

Юла (маленький волчок) – проговариваем речевой материал, пока крутится волчок или юла. Можно использовать маленький волчок, который раскручивается пальцами. В этом случае упражнение будет развивать и мелкую моторику пальцев рук ребёнка.

«Ступеньки» Нужно прошагать пальчиками по нарисованным ступенькам

вверх и вниз, правильно повторяя звук. Ступеньки выкладываются самим ребенком на столе из счетных палочек.

«Пианино» – клавиши могут представлять собой кружки из наждачной бумаги, пуговицы (положительное влияние заключается в том, что при произнесении слогов, слов, движения пальцев по «клавишам» способствуют развитию концентрации зрительного внимания в ходе слежения глазами за пальцами и синхронизации движения пальцев руки и речи, такие упражнения очень важны в практике предупреждения темпо – ритмических нарушений речи.

«Скажи столько же раз». Бросить кубик, посчитать точки сказать заданный звук столько же раз (опора на зрительный анализатор); выбрать одну из перевернутых карточек, посчитать сколько нарисовано кружков (квадратиков, цветочков т. п.) проговорить звук столько же раз; ребенок закрывает глаза, логопед ударяет несколько раз пальцем по ладошке ребенка –ребенок считает и проговаривает звук нужное количество раз (опора на кожно-кинестетический анализатор).

Массажный мяч – проговаривание речевого материала сопровождается действиями с массажным мячом – поглаживанием, катанием, сжиманием.

Скрепки скрепляем друг с другом и получаем цепочку. Интереснее ребёнку будет если скрепки разноцветные. На каждую скрепку называем звук (слог, слово, предложение).

Бусинки – собираем бусы. Задание аналогично заданию со скрепками. Можно учитывать и цвет бусин и скрепок, например брать только те цвета, в названии которых слышится звук [р].

Читайте также:
Игровые упражнения в коррекционно-логопедической работе по развитию связной речи

Прищепки – цепляем прищепки на какую–нибудь фигуру, например, если возьмём жёлтый круг и жёлтые прищепки, то получится солнышко и лучики. Присоединение каждого лучика сопровождается произнесением речевого материала.

Мозаика – собираем несложные узоры. Ребёнок должен правильно сказать звук (слог, слово, словосочетание, предложение, чтобы заработать деталь.

Мыльные пузыри – вдуваем слово в волшебный пузырь. Ребёнок называет правильно слово и выдувает мыльный пузырь.

Мяч (лови – бросай) Взрослый называет звук (слог, слово) и бросает ребёнку мяч. Ребёнок ловит мяч, повторяет речевую единицу и бросает мяч взрослому.

Песенка ребёнок поёт знакомую песенку, используя вместо слов звуки с отрабатываемым звуком (можно использовать в режимных моментах, например при одевании на прогулку)

Су-джок. Ребенок прокатывает ребристое колечко по пальчику, отрабатывая речевой материал.

Пирамидка. Ребенок нанизывает колечки на стержень пирамидки, проговаривая слоговые ряды, слова.

Тихо-громко. Ребенок «проходит» дорожку из больших и маленьких геометрических фигур, проговаривая заданные слоги, слова. На большой фигуре говорит громко, а на маленькой – тихо. (можно построить из строителя)

«Прошагай по дорожке».

Прошагать по дорожке нужно двумя пальцами: сначала большим и указательным, затем указательным и средним, средним и безымянным, безымянным и мизинцем. Шагать по дорожке можно и нужно и левой, и правой рукой, снизу вверх и сверху вниз.

«Проведи слог по звуковой дорожке»

Одна «дорожка» – ровная: идя по ней, слоги нужно произносить спокойным, негромким голосом. Другая «дорожка» ведёт «по кочкам»: слоги произносятся то громко, то тихо. А вот третья «дорожка» ведёт «в гору»: в начале пути слог произносится очень тихо, затем всё громче, а «на вершине горы» – очень громко.

Скакалка – на каждый прыжок называем слог.

Сортировка мелких предметов. В большой ёмкости перемешаны различные мелкие предметы. Это могут быть макароны разных сортов, фасоль, разноцветные пуговицы или бусины. Понадобятся и более мелкие ёмкости по количеству сортов предметов. Взрослый даёт задание, например, разложить пуговицы по размеру. Если ребёнок берёт крупную пуговицу, то он проговаривает слог «ра», если мелкую – то «ру», пуговицу среднего размера – «ро». Можно предложить припоминать слова с заданным звуком в начале, середине, конце. Данное упражнение позволяет не только автоматизировать звук в речь, но и прекрасно тренирует мелкую моторику и психические процессы: мышление, внимание, восприятие.

«Альпинист». На верёвке или шнурке (4-6 мм) завязываем 4-8 узелков. Верёвку подвешиваем вертикально. Ребёнок пальцами подтягивает узел, а ладонью сжимает его (как при лазании по канату) и так двигается дальше. На каждый узелок ребёнок называет заданный звука (слог, слово).

«Завяжи столько узелков, сколько слов я скажу со звуком «Р».

Цель игры: автоматизация звука «Р» в словах.

Для данной игры вам понадобиться шнурок или бельевая веревка. Вы называете ребенку слова со звуком «Р». Ребенок повторяет предложенные слова и на каждое слово завязывает узел.

Данную игру можно усложнить таким образом:

называете не только слова со звуком «Р», но и без него, ребенок на слух должен выделить только слова с заданным звуком

«Развяжи узелки» На верёвке или шнурке (4-6 мм) завязываем 4-8 узелков. Развязывает проговаривая слова.

Для автоматизации звуков отлично подойдёт приём с использованием игрушек. Некоторые из них можно использовать для автоматизации изолированных звуков. Например, как рычит тигр – [р-р-р], как гудит самолёт – [л-л-л]. Можно учить игрушку говорить. В этом случае взрослый и ребёнок проговаривают речевой материал для игрушки.

Для автоматизации звуков (особенно в изолированной позиции) можно использовать различные дорожки и лабиринты. Их можно встретить в детских журналах, в интернете или нарисовать самим. Ребёнку предлагается произносить заданный звук до тех пор, пока он «бежит» по дорожке.

Можно выложить дорожку цветными камешками или ракушками для какого-нибудь героя.

«Волшебные очки» Представь, что у нас есть волшебные очки, когда их надеваешь, то всё становится красным (зелёным, синим, розовым, голубым, жёлтым, в зависимости от автоматизируемого звука). Посмотри вокруг в волшебные очки, какого цвета всё стало, скажи: красные сапоги, красный забор и др.

«Ромашка». Собрать цветок с картинками на лепестках на заданный звук (серединка)

«Украсим Ёлочку»

«Логопедические улитки» (показ картинок)

Автоматизация с пиктограммами (отрабатывается грамматика и падежные окончания)

«Загадочные картинки» (кто здесь нарисован на заданный звук)

Для развития фонематического слуха полезна игра со «Звукоедом», который похищает звук из слова, а дети должны спасти звук – вернуть его в слово и сказать это слово правильно: гла…а – глаза; к…от – крот….Это трудно но доставляет детям удовольствие побыть в роли спасателей и справиться со злодеем.

Пройди на лыжах». Ребенок ставит ноги в коробки из под обуви, шагает как на лыжах от одного конца комнаты до другого, проговаривая предложение или чистоговорку.

«Настольно – печатные игры»

Автоматизация звуков с помощью мнемокарт и мнемотаблиц

Комарова Альбомы для автоматизации звуков

На этапе автоматизации в связной и самостоятельной речи большое внимание уделяется составлению рассказов по картине и по серии картин, пересказы и рассказы, пересказы-драматизации, стихи-драматизации (т. е. по ролям, диалоги с пальчиковыми куклами.

Самая современная группа приёмов – это конечно специальные компьютерные игры. Они несомненно заинтересуют ребёнка. (Логопед с помощью экрана и ноутбука демонстрирует игры для автоматизации звуков).

Фантазируйте, придумывайте жесты и движения вместе с детьми, превратите этот процесс в увлекательную игру. Важно не забывать про основную цель занятий – правильное произношение звука, постоянный контроль и исправление. Забавные стихи с движениями – это и речевая зарядка, и физкультминутка во время занятий, и веселая утренняя гимнастика, и просто забавная игра.

В литературе можно найти много скороговорок, потешек, дразнилок, небольших стихов и диалогов, которые можно с успехом использовать. Но не стоит заучивать все подряд, лучше выбрать те, которые понравились ребенку.

Очень важно не переиграть, вовремя остановить игру. Это как прием вкусной пищи – «Лучше НЕДО, чем ПЕРЕ!» – золотое правило игры. Пусть ребенок сохранит живой интерес к игре и острое желание продолжить ее снова.

Читайте также:
Занятие по развитию речи у детей подготовительной группы: Гость из космоса

Многие выше перечисленные приёмы способствуют не только повышению интереса ребёнка к занятиям, но и развивают дополнительные процессы: мелкую моторику, внимание, мышление, ловкость.

Необходимо помнить, что самое главное при выполнении всех этих упражнений – следить за правильным произнесением автоматизируемого звука и соблюдать рекомендации учителя – логопеда!

Список литературы:

1. В. В. Коноваленко, С. В. Коноваленко Автоматизация звуков у детей. Комплект из четырех альбомов /-М. : Издательство ГНОМ и Д, 2007

2. Е. А. Пожиленко Волшебный мир звуков и слов. Пособие для логопедов / -М. : Владос, 2001

3. В. А. Якунина Трудные звуки и буквы Ж и Ш. Библиотека логопеда/-М. ,Издательство «ТЦ СфЕРА», 2014

4. Н. Ю. Костылева Покажи и расскажи. Игровые упражнения на основе фонетической ритмики/-М., Издательство «ТЦ СфЕРА», 2014

5. Ю. А. Фадеева, Г. А. Пичугина. И. И. Жилина Игры с прищепками: творим и говорим/-М., Издательство «ТЦ СфЕРА», 2014

Автоматизация звука [Л] в слогах, словах и предложениях «Путешествие на чудный остров» Конспект индивидуальной непосредственно образовательной деятельности: Автоматизация звука Л в слогах, словах и предложениях «Путешествие.

Игровые упражнения для автоматизации звуков в словах Игровые упражнения для автоматизации звука в словах. Автоматизация звука – это закрепление правильного произношения звука в речи. После постановки.

Конспект индивидуального логопедического занятия по автоматизации звука [Л’] в словах и предложениях Занятие проводится на материале лексической темы «Лето. Лес». Задачи: Коррекционно-образовательные: – Закреплять произношение звука [л’].

Конспект индивидуального логопедического занятия по автоматизации звука [Р] в словах и предложениях Цель: автоматизировать звук [р] в словах и предложениях. Задачи: Коррекционно-образовательные: – закреплять правильное произношение звука.

Конспект индивидуального логопедического занятия по автоматизации звука [Л] в слогах, словах, предложениях Цель: автоматизировать звук [л] в слогах, словах, предложениях. Задачи: Образовательные: – закреплять правильное произношение звука [л].

Конспект индивидуального логопедического занятия «Автоматизация звука [С] в слогах, словах, предложениях» Цель: правильно и четко произносить звук [С] в слогах, словах, предложениях. Задачи: Коррекционно-образовательные: -автоматизировать звук.

Конспект логопедического занятия Тема: «Автоматизация звука [Ч] в слогах, словах, предложениях» Цель: – закрепить правильную артикуляцию при произнесении звука [Ч ]; – автоматизация этого звука в слогах, словах, предложениях; – учить.

Конспект подгруппового логопедического занятия по автоматизации звука [Ш] в словах и простых предложениях «В гости к Мишке.» Конспект подгруппового логопедического занятия с применением ИКТ и логопедических игровых здоровьесберегающих технологий по автоматизации.

Конспект занятия по автоматизации звука Л в слогах и словах «Поможем дедке вытащить репку» Задачи: 1. Автоматизировать звук Л в слогах и словах. 2. Развивать фонематический слух. 3. Развивать навык звукового анализа слова. 4.

Семинар для воспитателей «Игровые приемы в обучении изобразительной деятельности дошкольников» Цель: применение игровых приемов в образовательном процессе. Задачи: 1. Показать воспитателям значимость использования игровых приемов в.

Консультация для педагогов: “Как сделать скучное интересным? Игровые методы автоматизации звуков”
статья по логопедии по теме

Игровые формы обучения с детьми, имеющими речевые нарушения, приобретают первостепенное значение, так как в игре возникают положительные эмоции у детей, возрастает познавательная активность и интерес.

В логопедической работе есть моменты, требующие кропотливой и, зачастую монотонной, длительной тренировки ребёнка – этапы закрепления приобретённых произносительных умений (автоматизация звуков).

Игровой метод даёт наибольший эффект при умелом сочетании игры и учения.

В данном материале представлены игровые методы и приёмы автоматизауции звуков поэтапно:

1. На этапе закрепления изолированного звука.

4. В предложениях.

5. В связной и самостоятельной речи.

Скачать:

Вложение Размер
vystuplenie_na_mo_dlya_ineta.docx 28.44 КБ

Предварительный просмотр:

Как сделать скучное интересным?

Невозможно переоценить то значение, которое в дошкольном детстве имеет игра для всестороннего развития ребёнка. Она составляет основное содержание жизни малыша. В игре он активно знакомится с окружающим, познаёт как мир вещей, так и мир человеческих отношений. В ходе игры он не только отражает свои представления и знания об окружающем, проявляет имеющиеся у него умения и навыки, но и приобретает новые. Происходит развитие всех сторон психики ребёнка – дошкольника. Причём в игре это происходит значительно легче и быстрее.

Особое значение имеет игра для детей с тяжёлыми нарушениями речи. Эти дети часто бывают, раздражительны, упрямы, плохо вступают в контакт. Они много плачут и очень быстро утомляются. Работа с такими детьми должна быть организована на более высоком методическом уровне, с учётом психологических особенностей этих детей.

Игровые формы обучения с детьми, имеющими речевые нарушения, приобретают первостепенное значение, так как в игре возникают положительные эмоции у детей, возрастает познавательная активность и интерес.

В логопедической работе есть моменты, требующие кропотливой и, зачастую монотонной, длительной тренировки ребёнка – этапы закрепления приобретённых произносительных умений (автоматизация звуков).

В методике логопедического воздействия по исправлению звукопроизношения этап автоматизации звуков обозначен как этап формирования первичных произносительных умений и навыков (по Л.С.Волковой).

Его цель заключается в том, чтобы научить ребёнка правильно произносить уже поставленный звук. Как известно, сначала произношение закрепляется изолированно, затем в слогах, словах, фразах. Для автоматизации звука используются приёмы отражённого повторения и самостоятельного называния языковых единиц по картинкам, схемам, символам. Работа идёт последовательно и постепенно, от простого к сложному.

При тяжёлых речевых нарушениях этап автоматизации затягивается, ребёнку долго не удаётся правильно произносить поставленный звук в слогах словах, не говоря уже о фразах. Многократное повторение одного и того же речевого материала утомляет ребёнка. Дело осложняется ещё и тем, что для некоторых звуков речевой материал довольно ограничен (г, д, й, щ и др. звуки). Если же ребёнок «застрял» на автоматизации изолированного звука, то о разнообразии приёмов и говорить не приходится. У дошкольника теряется интерес к занятиям и пропадает интерес к логопедическим занятиям.

В этот период работы в арсенале логопедов должно быть достаточно большое количество наглядно-игровых дидактических приёмов для того, чтобы занятие по автоматизации звуков превратилось для ребёнка в увлекательную игру. Результативность этой работы можно достичь лишь в том случае, если она будет эмоционально приятной для ребёнка. Если он не просто шаблонно будет рассматривать и называть картинки, а будет играть.

Чтобы повысить интерес детей к логопедическим занятиям, были подобраны и модифицированы игровые методы и приёмы.

Это позволило решить сразу несколько задач:

  • Пробудить в ребёнке желание самому активно участвовать в процессе исправления звукопроизношения
  • Расширить и обогатить диапазон игровых умений и навыков
  • Повысить познавательную активность и работоспособность детей
  • Активизировать процессы восприятия, внимания, памяти
  • Плавно регулировать поведенческие трудности детей, постепенно приучая их подчиняться правилам игры

Игровой метод даёт наибольший эффект при умелом сочетании игры и учения. Игра – один из видов детской деятельности, который используется взрослыми в целях воспитания дошкольников, обучения их различным действиям с предметами, способами и средствами общения, её считают ведущей деятельностью дошкольника. В игре ребёнок развивается как личность, у него формируются те стороны психики, от которых впоследствии будет зависеть успешность его учебной и трудовой деятельности, его отношение к людям. Большое влияние на развитие речи детей оказывают игры, содержанием которых является инсценирование какого-либо сюжета: они способствуют развитию выразительности речи, формируют произвольное запоминание текстов и движений.

На этапе закрепления изолированного звука можно использовать такие пособия, как:

  • «Дорожки» Всевозможные рисунки – посади бабочку на цветок, произнося ж-ж-ж-ж-ж; дай косточку щенку – р-р-р-р-р; дай белочке орешки; мышке – сыр и т.д.
  • Су-Джок, Чудо-валик тоже могут быть использованы в автоматизации звуков – нанизывая кольцо – повторять звуки, слоги, слова, катая шарик или валик – произносить предложения или стихотворения.

Наиболее сложной по разнообразию упражнений является работа над слогами. Дело в том, что отдельный слог, как и звук, не вызывает у ребёнка конкретного образа, не осознаётся им как структурный компонент речевого высказывания. И если звук порой может вызывать слуховую ассоциацию –( «з-з-з» – комарик звенит, «р-р-р» – собака рычит), то слог для дошкольников – весьма абстрактное понятие.

Автоматизация звуков в слогах

При автоматизации звука в слогах, когда ещё нет возможности применять предметные и сюжетные картинки с заданным звуком, для привлечения интереса детей можно использовать следующие приёмы и упражнения:

  • «Проведи слог по звуковой дорожке»

Одна «дорожка» – ровная: идя по ней, слоги нужно произносить спокойным, негромким голосом. Другая «дорожка» ведёт «по кочкам»: слоги произносятся то громко, то тихо. А вот третья «дорожка» ведёт «в гору»: в начале пути слог произносится очень тихо, затем всё громче, а «на вершине горы» – очень громко.

  • «Волшебная палочка»

Логопед ударяет «палочкой» по слогу нужное количество раз и произносит слоги. Затем передаёт ребёнку палочку – ребенок, дотрагиваясь «волшебной палочкой» повторяет слоги.

Слоги и слова проговариваются с разгибанием и сгибанием пальчиков – «лепестки раскрываются и закрываются».

  • «Музыкант» или «Программист»

Ребёнок имитирует игру на пианино или работу за клавиатурой, ударяет по очереди каждым пальчиком и проговаривает заданный слог нужное количество раз. Можно отсчитывать бусины на счётах, перебирать бусины, выкладывать узор и т.д.)

Автоматизация звука в словах

Когда работа по автоматизации достигает этапа закрепления правильного произношения звуков в словах и фразах, можно значительно разнообразить занятия, используя наглядный материал. Использование же игровых приёмов поможет эффективно провести этапы автоматизации изолированного звука и закрепления правильного произношения этого звука в слогах. А логопедические игры помогают сделать задания для детей интересными, эмоционально окрашенными, развивающими и познавательными.

  • Картинки, в названии которых есть закрепляемый звук, раскладываются на столе. «Фотиком» ребёнок фотографирует (запоминает) картинки и по памяти воспроизводит. «Фотик» – это одна из плоских игрушек для проведения игр из книги Комаровой Л.А. «Автоматизация звуков в игровых упражнениях».
  • На столе картинки с искомым звуком и другими звуками. «Волшебным экраном» закрыть ту, в которой нет искомого звука.
  • Детям предлагается в грузовик поместить только тех животных, в названии которых есть звук С , а в автобус тех животных, в названии которых есть звук Ш.
  • Буратино и Мальвина собираются в школу. Нужно дать Буратино школьные принадлежности, в названии которых есть звук Л, а Мальвине – в названиях которых есть звук Р. Или Мальвине дать картинки с мягким звуком ЛЬ, а Буратино – с твёрдым Л.
  • По такому принципу, как предыдущие игры можно придумать много других игр. Основа – сюжетная картинка и к ней подбираются предметные. Например: на сюжетной коза пасётся на лугу и отдельно качанчики капусты (на обратной стороне которых картинки) – накорми козу капустой; накорми зайца морковкой; подари Кате игрушки; собери урожай в корзину и т.д.
  • Самолёт или космический корабль. Ребёнок называет пассажира и отправляет его в полёт.
  • «Собери бусы». Нанижи только те картинки, в которых есть заданный звук. Или продолжи – последняя буква первого слова – это первая следующего и т.д.
  • На столе или на листе картинки. «Волшебной палочкой» касаясь картинки изменить слово по образцу. Например: стул-стулья, дерево-деревья, карандаш-карандаши, утёнок-утята, огурец-огурцы и т.д. «Волшебная палочка» – плоскостной атрибут.
  • «Игры в файлах»:
  • «Гром и молнии» На листе изображены тучи, после произнесения слова ребёнок рисует под каждой тучей молнию. При появлении на поле солнышка он в том же порядке стирает молнии. Инструкции: В жаркой стране Африке долго не было дождей. Без них совсем трудно: и растениям и животным. Когда на небе появятся молнии, пойдёт дождь. Произнеси слова правильно, и мы сможем нарисовать молнии.
  • «Щенок Рим» На листе изображения собаки и щенка и косточка на нитке. При отработке произношения ребёнок передвигает косточку, «угощая» собаку (при произношении твёрдого звука р) или щенка (при произнесении мягкого звука рь). При отработке других групп звуков поменять клички щенку и собаке. Инструкции: щенок Рим проголодался. Угости его косточкой. Рим так аппетитно хрустел косточкой, что это услышал пёс Ром. Он тоже хочет полакомиться. Услышишь в слове звук Р – угощаешь Рома, звук РЬ – Рима.
  • «Жук» На листе изображение жука. Во время произношения ребёнок рисует круги на крыльях жука, «украшая» его. Инструкции: жил-был жук, летал с травки на травку и жужжал свои песенки. Но пошёл сильный дождь и смыл у жука «нарядный костюм». Загрустил жук. Давай ему поможем. Говори правильно слова и рисуй жуку на спинке кружочки.
  • «Бабочка» Игра может использоваться в процессе работы над любой группой звуков. Принцип то же, что и в игре «Жук».
  • «Ёжик» На листе изображение ёжика без иголок. После произношения слога, слова ребёнок подрисовывает ёжику иголки. Инструкции: Однажды ёжик заболел: у него осыпались все иголки. Сидит ёжик под кустом и вздыхает (ш-ш-ш). Нужно вылечить ёжика и вернуть его иголки. Вспомни и произнеси слова со звуком (ш), тогда у ёжика вырастут новые иголочки. При дифференциации логопед произносит слова со смешиваемыми звуками, ребёнок повторяет слово только со звуком (ш), подрисовывая после этого ёжику иголки.
  • «Шарики» На листе вразброс изображены воздушные шары синего и зелёного цвета без ниточек. Произнося слова, слоги с отрабатываемым звуком, ребёнок подрисовывает к шарикам ниточки. Инструкции: Детям на праздник подарили воздушные шарики, но у них оборвались ниточки. «Привяжи» ниточки к шарикам, чтобы они не улетели. Ниточки на шариках будут держаться крепко, если ты правильно произнесёшь звук. При дифференциации Ш-Щ ниточки «привязывают» к синим или зелёным шарам.
  • «Починим кран» На листе изображён кран. По файлу нарисованы капли воды, «вытекающие» из крана. После правильно произносимых слов капли, нарисованные на файле, стираются. Инструкции: Дома поломался кран. Из крана бежит вода: с-а, с-ы, с-о, с-у и мешает маме спать. Почини кран, чтобы вода не капала, и мама могла отдохнуть.
  • «Цыплёнок» На листе изображён цыплёнок. Во время произношения слов или слогов ребёнок «кормит» цыплёнка, рисуя на листе «зёрнышки». Обратный ход игры: ребёнок стирает «зёрнышки», показывая, сколько склевал цыплёнок. Инструкции: Первый вариант : Цыплёнка Цыпу пора кормить, позови его: цып-цып-цып. Насыпь ему зёрнышек со словами, в которых есть звук Ц. Второй вариант: Цыпа быстро склюёт зёрнышки, если услышит в словах звук Ц.

В «аквариуме» «плавают» рыбки, к которым прикреплены буквы. С помощью удочки с магнитиком ребёнок вытаскивает «рыбку» и на данный звук подбирает слова. Поймав «рыбок» – слова (рыбку с картинкой), дети учатся не только правильно произносить слово с автоматизируемым звуком, но и делить его на слоги, определять позицию этого звука в слове, учатся задавать вопросы: «Кто это? Что это?», образовывать множественное число и т.п.

  • «Веер», на каждом пёрышке которого наклеены картинки с заданным звуком. Эта игра позволяет не только добиваться правильного произношения слов, но и развивает память – нужно запомнить и повторить слова в их разных сочетаниях.
  • «Построй домик» из кирпичиков, на которых предметные картинки с заданным звуком и со звуками близкими ему по артикуляции, позволяет проводить одновременно с автоматизацией заданного звука его дифференциацию с другими звуками. Ведь нужно выбирать только кирпичики с нужным звуком и объяснить, почему другие кирпичики не пригодились.

Через несколько занятий детям уже легче сказать звук правильно, если он первый в слове или последний, а вот если он в середине слова – это трудно, так как дети с нарушенным фонематическим восприятием не всегда точно представляют, где находится нужный слог.

Для развития фонематического восприятия звуков полезна игра со Звукоедом. Это герой (нарисованный персонаж или игрушка), который «похищает» звук из слова, а дети должны «спасти» звук – вернуть его в слово и сказать это слово правильно: Д….М (ДОМ), МА…..ИНА, (МАШИНА), К…Т (КОТ) и т.д.

Это довольно трудно, но тем интересней для детей помочь справиться со Звукоедом.

Автоматизация звука в предложениях

  • «Живые предложения»

Дети становятся «словами» и, взявшись за руки, образуют «предложение». Эта игра позволяет детям усвоить, что предложения состоят из слов, слова в предложении должны стоять по порядку, раздельно, но быть «дружными» (согласованными), в конце предложения нужно ставить знак – точку, восклицательный или вопросительный знаки. Дети запоминают жестовый показ знаков: сжатый кулачок – точка, на кулачок ставится прямая рука – восклицательный знак, на кулачок ставится рука, изогнутая в форме вопроса – вопросительный знак.

Вследствие чего закрепляется не только правильное произношение звуков, но и проводится работа по профилактике дисграфии.

Такие пособия, как: «кукла Маша» (заплетаем, одеваем и др.), «Каркуша-Говоруша» (с «гнёздышком» в которое можно положить картинки, задания), «Мишка-Тишка» (отстёгиваются детали) и другие помогут не только закреплять звуки, но и развивать мелкую моторику рук, закреплять знания цветов, изучать части и целое и т.д. Все они могут быть героями путешествий, игр в которых будут помогать детям справляться с трудными заданиями.

Автоматизация звука в связной и самостоятельной речи

На последнем этапе автоматизации звука используются различные пересказы, составлении рассказов по картине или по серии картин. Эти задания довольно утомительны для ребёнка, поэтому, чтобы вызвать интерес, можно использовать пересказы и рассказы с фигурками на магнитной доске, придумывание сказок и их разыгрывание и др.

Все игры нацелены на то, чтобы поддерживать у детей интерес к занятиям, сконцентрировать их неустойчивое внимание, вызвать положительные эмоции, стать основой для установления контакта с трудными детьми, а значит, будут способствовать достижению наибольшего эффекта в коррекции произношения звуков.

Для успешного результата конечно важным является взаимодействие с воспитателями и родителями. Одним из условий развития правильной речи детей выступает правильная, образная речь родителей, которая должна быть образцом для ребёнка. Каждое слово родителей должно быть значимым, помогать ребёнку познавать окружающий мир и осваивать язык. Активное участие самих детей в коррекционном процессе и всесторонняя поддержка и помощь родителей – залог успеха в этой работе.

Начиная работу с родителями необходимо объяснить им, что их участие в речевом развитии ребёнка должно быть не разовым, а систематизированным. Если родители не будут выполнять данных и рекомендаций, то нарушится целостность педагогического процесса, вследствие чего страдает ребёнок.

Взаимодействие всех взрослых необходимо для успешного речевого развития ребёнка.

Углубленная работа по автоматизации звуков с использованием игровых методов и приёмов при содействии с родителей и воспитателей позволяет ускорить процесс автоматизации звуков, вызывает интерес детей к логопедическим занятиям, повышает уровень речевого развития старших дошкольников и качество их подготовки к школе.

Использование игровых методов при автоматизации поставленных звуков у детей с проблемами в развитии

Разделы: Логопедия

Преодоление нарушений звукопроизношения у дошкольников имеет огромное значение в овладении навыками чтения и письма. Важно помнить, что нарушения звукопроизношения могут способствовать формированию комплекса неполноценности, возникновению трудностей в общении.

Работая на протяжении ряда лет с детьми, страдающими общим недоразвитием речи (ОНР), я сталкивалась с тем, что стандартные методы в работе по автоматизации звуков не приносят желаемых результатов.

Коррекционная работа над звукопроизношением делится на три этапа:

  • Развитие моторики речевого аппарата;
  • Отработка правильного произношения звуков;
  • Автоматизация и дифференциация звуков речи до степени автоматизма в спонтанном речевом потоке.

Цель автоматизации – достижение правильного произношения поставленных звуков во фразовой речи.

К автоматизации поставленного звука можно переходить лишь тогда, когда ребенок произносит его изолированно совершенно правильно и четко при продолжительном или многократном повторении. Ни в коем случае не следует вводить в слоги и слова звук, который произносится еще недостаточно отчетливо, так как это приведет лишь к закреплению неправильных навыков и не даст улучшения в произношении.
Автоматизация поставленного звука должна проводиться в строгой последовательности:

  • автоматизация звука в слогах (прямых, обратных, со стечением согласных);
  • автоматизация звука в словах (в начале слова, середине, конце);
  • автоматизация звука в предложениях;
  • автоматизация звука в чистоговорках, скороговорках и стихах;
  • автоматизация звука в коротких, а затем длинных рассказах;
  • автоматизация звука в разговорной речи.

Автоматизация звуков – самый трудный и длительный этап.

Нередко дефекты звукопроизношения у детей по тем или иным имеют весьма стойкий характер. Порой проходят месяцы упорных кропотливых занятий, прежде чем ребенок привыкает к новым звукам с правильной артикуляцией. Поэтому необходим квалифицированный и творческий подход в процессе коррекционной работы.

Поскольку процесс автоматизации звуков речи у детей протекает достаточно сложно, необходимо всеми возможными способами облегчить детям работу по введению нового звука в речь. Как сделать занятия по автоматизации звуков интересными, разнообразными и в то же время продуктивными для ребенка? Мы часто задаем себе вопрос. Ведь хочется увлечь своего воспитанника, удивить его, вызвать положительные эмоции, а не просто сухо проговаривать материал.

С этим в дошкольном возрасте прекрасно справится игра, поскольку в ней дети охотно, легко и быстро, часто незаметно для себя, усваивают правильное произношение звуков, на что вне игры потребовалось бы намного больше времени и сил. Игра – одна из форм практического мышления, деятельность, носящая познавательный характер. Такая лёгкость образования речевых рефлексов в игре обуславливается эмоциональностью ребёнка. Поэтому игры должны занимать большое место при автоматизации звуков, которая требует множество повторений, что утомляет детей и надоедает им. Во избежание этого игры должны быть разнообразными. В одни из них играет с ребёнком логопед, в другие – воспитатель, в третьи – родители.

При проведении дидактических игр необходимо учитывать индивидуальные особенности детей, элементы занимательности, интерес к ее содержанию и ясность цели.

Работая с детьми, имеющими общее недоразвитие речи, основными звуками, которые чаще других нарушаются у детей, являются свистящие, шипящие, соноры и аффрикаты, я расписала игровой комплекс по автоматизации звуков именно для них.

Каждого из родителей необходимо нацелить на систематическую, длительную работу с ребенком. Напомнить, что четкая и правильная речь нужна ребенку на протяжении всей его жизни, а скорректировать недостатки предпочтительнее в детском возрасте – всему свое время.
На консультациях и совместных занятиях родителям показываются логопедические приемы (артикуляционная, дыхательная гимнастика и др.) максимально понятные для последующего домашнего воспроизведения. На этапе автоматизации звуков особое внимание родителей следует обращать на необходимость постоянного контроля над поставленными звуками, так как тонус артикуляционной мускулатуры все еще ослаблен, и “сломать” старый речевой стереотип бывает очень трудно. Довольно часто встречается ситуация, когда родители жалуются: “Не хочет заниматься дома!”.

Для автоматизации произношения звуков в свободной речи я рекомендую родителям использовать данный игровой комплекс (Приложение №1).

Лото-бродилка”

Цель игрового комплекса: с помощью игровой мотивации облегчить и простимулировать процесс автоматизации звуков в речи детей.

Задачи, решаемые данным комплексом:

  • повысить эффективность работы по автоматизации звуков за счёт повышения занимательности индивидуальных и подгрупповых занятий;
  • расширение ориентирования в окружающем и формирование словаря;
  • формирование правильного произнесения звука в слове и в предложении;
  • формирование грамматического строя речи.
  • развитие фонематического слуха;
  • развитие произвольного внимания, памяти;
  • активизация всех компонентов речевой деятельности;
  • развитие навыка фонематического анализа и синтеза.

3) Воспитательные:

  • воспитание целеустремлённости;
  • воспитание доброжелательности, взаимовыручки;
  • воспитание интереса, уважения и любви к русскому слову.
  • 21 игровая карта.
  • Фишки.
  • Инструкция.
  • Ход игры

    Вариант №1: “Бродилка”

    В игре участвуют 1-2 игрока. Устанавливают порядок хода, между участниками Ведущий зачитывает детям задания, расположенное в верхней части карточки. “Где живет сова?” “Помоги сове добраться до дупла. Передвигайся по картинкам, на которых изображены предметы со звуком [С], в начале слова, (сапоги, собака, сумка, сом, совок, сундук)”. Игроки передвигаются по очереди проговаривая изображение на картинке, если изображение названо неправильно, ход переходит к другому участнику.

    Выигрывает тот, кто первым дойдет до цели (до дупла).

    В игре участвуют 1-2 игрока. Ведущий зачитывает детям задания, расположенное в верхней части карточки. “Помоги катеру добраться до причала”. Устанавливают порядок хода между участниками. Игроки по очереди передвигаются по картинкам, на которых изображены предметы со звуком [Р], в конце слова (сыр, шар, топор, помидор, мухомор, забор) проговаривая изображение на картинке и закрывая его фишкой. Таким образом, получается дорожка и ребенок наглядно видит достижение цели. Если изображение названо неправильно, ход переходит к другому участнику.

    Выигрывает тот, кто первым дойдет до цели (до причала).

    Желаем Вам приятного обучения в компании наших игр!

    www.Logopedy.ru

    Присоединяйтесь к нам:

    • Разместить материалы на сайте
    • Литература
      • Газетные публикации
      • Статьи по логопедии
      • Журналы
      • Нормативные документы
    • Наглядные материалы
      • Серии картинок
      • Видео
      • Презентации
      • Схемы / таблицы
      • Артикуляционная гимнастика
    • Студентам
      • Дипломы / курсовые / рефераты
      • Лекции
      • Разное
    • Рабочие материалы
      • Программы / планирования
      • Конспекты / игры / сценарии
      • Речевые карты
      • Штриховки
      • Методики диагностики и коррекции
      • Из опыта работы
    • Формирование воздушной струи как один из основных этапов при постановке звуков
    • Разместить материал у нас
    • Видеозапись семинара «Запуск речи у неговорящих детей»
    • ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ РАБОТА С ДЕТЬМИ 4-5 ЛЕТ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
    • Рекомендации для педагогов ДОУ “Блиц-игра “Речь педагога особенна”
    • Упражнения, способствующие формированию навыков чтения

    Зонды постановочные

    Современные способы автоматизации звуков

    Маргарита Вартапетова и Екатерина Старикова,
    практикующие логопеды и авторы логопедических видеопособий,
    г. Москва

    Все практикующие логопеды знают, как тяжело удержать внимание современных детей. Мир быстро меняется, и сейчас дети привыкли к новым формам подачи и восприятия информации. Поэтому просто необходимо использовать в своей работе компьютерные технологии. Компьютерные технологии позволяют представить обучающий и развивающий материал как систему ярких опорных образов. В этом случае задействуются различные каналы восприятия, и работает целая группа анализаторов, что позволяет быстро заложить информацию в память детей. Поэтому подача материала в виде мультимедийного контента сокращает время обучения и повышает эффективность коррекционной работы, особенно на этапе автоматизации звуков. Читать далее .

    Вы же не будете отрицать, что процесс автоматизации звуков, как правило, скучный и монотонный. Редко дети с удовольствием занимаются такой работой.

    К сожалению, у детей в дошкольном возрасте недостаточно мотивации для осознанного исправления речи. К тому же логопедические занятия объективно сложны и утомительны для детей.

    Поэтому наша задача, как специалистов, сделать уроки максимально интересными и увлекательными. Но эта задача не из легких.

    Попробуйте новую технологию ведения занятия взамен традиционных способов!

    Учитывая великую тягу детей к компьютерам, предлагаем максимально использовать их в своей работе.

    Использование в своей работе мультимедийных технологий позволяет сделать занятие эмоционально окрашенными, интересными, являются прекрасным наглядным пособием и демонстрационным материалом, что способствует лучшей результативности занятия.

    Оптимизируйте свою работу с помощью логопедических видеоуроков по автоматизации звуков!

    Видеоуроки позволяют комплексно подходить к решению речевых проблем.

    Работа по автоматизации звуков проводится в классической последовательности. Ребёнок в увлекательной игровой форме закрепляет изолированное произношение звука, тренируется произносить его в слогах, словах, словосочетаниях, чистоговорках, предложениях и стихотворениях.

    С помощью видеоуроков по автоматизации звуков гармонично развиваются и другие стороны речи: расширяется словарный запас, формируется умение изменять слова и правильно употреблять их в речи, закрепляются различные лексические темы.

    Помимо речевого материала по автоматизации звуков, во все уроки входит артикуляционная разминка, задания на развитие фонематического восприятия и формирование лексико-грамматического строя речи. В конце каждого урока ребёнок закрепляет произношения звука, разучивая логопедические песенки.

    Посмотрите пример видеоурока по автоматизации звука Л
    ( youtu.be/08MWFnhoPQg )

    Подробнее о комплектах видеоуроков по автоматизации звуков, формированию лексико-грамматического строя речи и фонематического восприятия узнайте на сайте: logos.speechteach.ru

    Используйте в своей работе видеоуроки по автоматизации звуков и Вы почувствуете, что в конце рабочего дня у Вас остаётся много сил и энергии для других важных дел! Позвольте компьютеру работать на Вас!

    Развиваем пальчики – стимулируем речевое развитие

    Развиваем пальчики — стимулируем речевое развитие

    Уже не для кого не секрет, что развитие руки ребенка находится в тесной связи с развитием его речи и мышления.

    Мелкая моторика – это утонченные движения руки. У взрослых она достигает разной степени развития: в зависимости от профессии, натренированности и т.п. Для ребенка это очень важно, поскольку влияет на темпы его психического развития и даже – формирование речи.

    Чем выше двигательная активность ребенка, тем лучше развивается его речь. Когда ребенок овладевает двигательными умениями и навыками, развивается координация движений. Формирование движений происходит при участии речи. Точное, динамичное выполнение упражнений для ног, туловища, рук, головы подготавливает совершенствование движений артикуляционных органов: губ, языка, нижней челюсти и т.д.

    Особенно тесно связано со становлением речи развитие тонких движений пальцев рук. Почему человек, не находящий нужного слова для объяснения, часто помогает себе жестами?

    Развивать общую и тонкую моторику следует параллельно. На примере простых упражнений на развитие общей моторики— движений рук, ног, туловища— можно научить его выслушивать и запоминать задания, а потом выполнять их.

    Наряду с развитием моторики будут развиваться внимание и память, речь.

    Не уставайте изо дня в день повторять названия действий, направлений, движений, предметов, окружающих ребенка. Наступит день, когда он сам назовет вслед за вами много раз повторенное слово.

    Как вы помните, у новорожденного кисти всегда сжаты в кулачки, и если взрослый вкладывает свои указательные пальцы в ладони ребенка, тот их плотно сжимает. Малыша можно даже немного приподнять. Однако эти манипуляции ребенок совершает на рефлекторном уровне, его действия еще не достигли высокого мозгового контроля, который позволяет впоследствии сознательно выполнять движения.

    Значение хватательного рефлекса состоит в способности ребенка не выпускать из рук предмет. По мере созревания мозга этот рефлекс переходит в умение хватать и отпускать. Чем чаще у ребенка действует хватательный рефлекс, тем эффективнее происходит эмоциональное и интеллектуальное развитие малыша.

    Влияние мануальных (ручных) действий на развитие мозга человека было известно еще во II веке до нашей эры в Китае. Специалисты утверждали, что игры с участием рук и пальцев (типа нашей «Сороки-белобоки» и других) приводят в гармоничные отношения тело и разум, поддерживают мозговые системы в превосходном состоянии.

    Японский врач Намикоси Токудзиро создал оздоравливающую методику воздействия на руки. Он утверждал, что пальцы наделены большим количеством рецепторов, посылающих импульсы в центральную нервную систему человека. На кистях рук расположено множество акупунктурных точек, массируя которые можно воздействовать на внутренние органы, рефлекторно с ними связанные.

    В Китае распространены упражнения ладоней с каменными и металлическими шарами. Популярность занятий объясняется их оздоравливающим и тонизирующим организм эффектом. Регулярные упражнения с шарами улучшают память, умственные способности ребенка, устраняют его эмоциональное напряжение, улучшают деятельность сердечнососудистой и пищеварительной систем, развивают координацию движений, силу и ловкость рук, поддерживают жизненный тонус и положительно сказываются на развитие речи ребенка.

    В Японии широко используются упражнения для ладоней и пальцев с грецкими орехами. Прекрасное оздоравливающее и тонизирующее воздействие оказывает перекатывание между ладонями шестигранного карандаша.

    Талантом нашей народной педагогики созданы игры «Ладушки», «Сорока-белобока», «Коза рогатая» и другие. Их значение до сих пор недостаточно осмыслено взрослыми. Многие родители видят в них развлекательное, а не развивающее, оздоравливающее воздействия. Работы В.М. Бехтерева доказали влияние манипуляции рук на функции высшей нервной деятельности, развитие речи. Простые движения рук помогают убрать напряжение не только с самих рук, но и с губ, снимают умственную усталость. Развитие тонких движений пальцев рук предшествует появлению артикуляции слогов. Благодаря развитию пальцев в мозгу формируется проекция «схемы человеческого тела», а речевые реакции находятся в прямой зависимости от тренированности пальцев. Такую тренировку следует начинать с самого раннего детства.

    Исходя из оздоровительного воздействия на организм ребенка каждого из пальцев, помогайте ребенку координированно и ловко ими манипулировать. Обращайте внимание на овладение ребенком простыми, но в то же время жизненно важными умениями – держать чашку, ложку, карандаши, умываться. Например, если в четыре года он не умеет доносить в пригоршне воду до лица – значит, у него отстает в развитии мелкая мускулатура.

    Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память и внимание, связная речь. Учителя отмечают, что первоклассники часто испытывают серьезные трудности с овладением навыков письма. Письмо – это сложный навык, включающий выполнение тонких координированных движений руки. Техника письма требует слаженной работы мелких мышц кисти и всей руки, а также хорошо развитого зрительного восприятия и произвольного внимания.

    Для овладения навыком письма необходима определенная функциональная зрелость коры головного мозга. Неподготовленность к письму, недостаточное развитие мелкой моторики, зрительного восприятия, внимания может привести к возникновению негативного отношения к учебе, тревожного состояния ребенка в школе. Поэтому в дошкольном возрасте важно развить механизмы, необходимые для овладения письмом, создать условия для накопления ребенком двигательного и практического опыта, развития навыков ручной умелости.

    Но в дошкольном возрасте важна именно подготовка в письму, а не обучение ему, что часто приводит к формированию неправильной техники письма. Умение выполнять мелкие движения с предметами развивается в старшем дошкольном возрасте, именно к 6-7 годам в основном заканчивается созревание соответствующих зон головного мозга развитие мелких мышц кисти.

    Поэтому работа по развитию мелкой моторики должна начаться задолго до поступления в школу. Родители и педагоги, которые уделяют должное внимание упражнениям, играм, различным заданиям на развитие мелкой моторики и координации движении руки, решают сразу две задачи: во-первых, косвенным образом влияют на общее интеллектуальное развитие ребенка, во-вторых, готовят к овладению навыком письма, что будущем поможет избежать многих проблем школьного обучения.

    Родителей должно насторожить, если ребенок активно поворачивает лист при рисовании или закрашивании. В этом случае ребенок заменяет умение менять направление линии при помощи тонких движений пальцев поворачиванием листа, лишая себя этим тренировки пальцев и руки. Если ребенок рисует слишком маленькие предметы, как правило, это свидетельствует о жесткой фиксации кисти при рисовании. Этот недостаток можно выявить, предложив малышу нарисовать одним движением окружность, диаметром примерно 3-4 см (по образцу). Если ребенок имеет склонность фиксировать кисть на плоскости, он не справится с этой задачей: нарисует вам вместо окружности овал, окружность значительно меньшего диаметра или будет рисовать ее в несколько приемов, передвигая руку.

    Игры и упражнения на развитие мелкой моторики рук

    · Лепка из глины и пластилина. Это очень полезно и отлично влияет на развитие мелкой моторики рук, причём лепить можно не только из пластилина и глины. Если во дворе зима – что может быть лучше снежной бабы или игр в снежки. А летом можно соорудить сказочный замок из песка или мелких камешков. Используйте любую возможность, чтобы улучшать мелкую моторику рук вашего ребенка.

    · Рисование или раскрашивание картинок – любимое занятие дошкольников и хорошее упражнение на развитие мелкой моторики рук. Обратить внимание надо на рисунки детей. Разнообразны ли они? Если мальчик рисует только машины и самолёты, а девочка похожих друг на друга кукол, то это вряд ли положительно повлияет на развитие образного мышления ребёнка.

    · Изготовление поделок из бумаги. Например, вырезание самостоятельно ножницами геометрических фигур, составление узоров, выполнение аппликаций. Ребёнку нужно уметь пользоваться ножницами и клеем. По результатам таких работ вы сможете оценить насколько развита мелкая моторика рук и движения пальчиков малыша.

    · Изготовление поделок из природного материала: шишек, желудей, соломы и других доступных материалов. Кроме развития мелкой моторики рук эти занятия развивают также и воображение, фантазию ребенка.

    · Конструирование. Развивается образное мышление, фантазия, мелкая моторика рук.

    · Застёгивание и расстёгивание пуговиц, кнопок, крючков. Хорошая тренировка для пальчиков, совершенствуется ловкость и развивается мелкая моторика рук.

    · Завязывание и развязывание лент, шнурков, узелков на верёвке. Каждое такое движение оказывает огромное влияние на развитие мелкой моторики рук малыша.

    · Закручивание и раскручивание крышек банок, пузырьков и т. д. также улучшает развитие мелкой моторики и ловкость пальчиков ребенка.

    · Всасывание пипеткой воды. Развивает мелкие движения пальчиков и улучшает общую моторику рук.

    · Нанизывание бус и пуговиц. Летом можно сделать бусы из рябины, орешков, семян тыквы и огурцов, мелких плодов и т. д. Интересное занятие для развития воображения, фантазии и мелкой моторики рук.

    · Плетение косичек из ниток, венков из цветов.

    · Все виды ручного творчества: для девочек – вязание, вышивание и т. д., для мальчиков – чеканка, выжигание, художественное выпиливание и т. д. Научите своих детей всему, что умеете сами!

    · Переборка круп, насыпать в небольшое блюдце, например, гороха, гречки и риса и попросить ребёнка перебрать. Развитие осязания, мелких движений пальчиков рук.

    · Игры в мяч, с кубиками, мозаикой.

    Как можно раньше купите малышу краски для рисования пальчиками. Сколько восторга и пользы от такого рисования! Двухлетний малыш справится с рисованием мягкой кисточкой. А трехлетнего нужно научить правильно держать карандаш, и тогда вскоре Вы получите первые шедевры маленького художника. В деле обучения ребенка рисованию Вам помогут книжки-раскраски.

    И наконец, игры с пальчиками или пальчиковая гимнастика. Проводите подобные упражнения регулярно и Вы увидите, что ребенок стал быстрее запоминать рифмованные тексты, а его речь стала более четкой и выразительной. Выразительно произносите текст и показывайте ребенку сопровождающие его движения. Пусть попробует делать гимнастику вместе с Вами, сначала хотя бы договаривая текст.

    Вышел дождик на прогулку. Шагаем пальчиками обеих рук по столу.

    Он бежит по переулку, На каждую строку загибаем на обеих

    Барабанит по окошку, руках пальцы, начиная с больших.

    Напугал большую кошку,

    Вымыл зонтики прохожих,

    Крыши дождик вымыл тоже.

    Сразу город мокрым стал. Встряхиваем ладонями, как будто отряхиваем их от воды.

    Дождик кончился. Устал. Кладем ладони на стол

    Все права защищены. При использовании материалов ссылка на сайт обязательна

    © МКДОУ д/с № 164 “Золотой петушок”, 2008 – 2021

    Мастер класс «Развиваем пальчики – улучшаем речь»
    консультация по логопедии на тему

    Мастер класс

    «Развиваем пальчики – улучшаем речь»

    Цель. Повышение компетентности родителей по использованию разных приемов и способов развития мелкой моторики руки у детей дошкольного возраста.

    Задачи. Показать вариативность методов развития мелкой моторики рук у детей. Прививать навыки игрового взаимодействия родителей с детьми.

    Ожидаемые результаты. Родители понимают важность развития мелкой моторики рук и ее непосредственного влияния на речь детей, применяют методы совместной деятельности по развитию мелкой моторики в домашних условиях.

    Скачать:

    Вложение Размер
    ermoshina_master-klass.docx 144.07 КБ

    Предварительный просмотр:

    Муниципальное бюджетное дошкольного образовательного учреждения «Лямбирский детский сад № 3 комбинированного вида» Лямбирского муниципального района Республики Мордовия

    «Развиваем пальчики – улучшаем речь»

    Учитель-логопед Ермошина Галина Николаевна

    “Чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок”.
    В.А.Сухомлинский

    “Рука-это вышедший наружу мозг человека” (И.Кант). Движение пальцев и кистей рук имеют особое развивающее воздействие. Доказано, что одним из показателей нормального физического и нервно-психического развития ребенка является развитие его руки, ручных умений или, как принято говорить, мелкой моторики.

    Известно: мелкая моторика рук связана с развитием левой височной и левой лобной областей головного мозга, которые отвечают за формирование функций. В.А. Сухомлинский справедливо утверждал: “Ум ребенка находится на кончиках его пальцев”.

    По умелости детской руки специалисты на основе современных исследований делают вывод об особенностях развития центральной нервной системы и ее святая святых – мозга. Сенсомоторное развитие в дошкольном возрасте составляет фундамент умственного развития, а умственные способности начинают формироваться рано и не сами собой, а в тесной связи с расширением деятельности, в том числе и в общей двигательной, и ручной.

    В связи с этим в системе воспитания и обучения детей предусмотрены специальные воспитательно-коррекционные мероприятия в данном направлении: физическое укрепление мышц кистей рук и развитие мелкой моторики. Этому способствуют такие виды методик, как пальчиковая и кистевая гимнастика с использованием стихов, песенок, попевок и народных сказок, массажи с растиранием пальчиков и массажёрами для рук, игры с орехами, каштанами, шишками, мелкими игрушками, катание шестигранных карандашей между ладонями, народные игры с ладошками, театр теней рук, движения-подражания кистями и пальцами рук, складывание рисунков из палочек, рисование букв и геометрических рисунков на столе или в воздухе, можно на спине пальчиком.

    Очень хорошо данные методики вводить в минутки здоровья на занятиях или между ними, так как простые движения рук помогают убрать напряжение не только с самих рук, но и с губ, всего речевого аппарата, снимают умственную усталость и заторможенность после активной умственной работы. Они способны улучшить произнесение многих звуков, а значит – развивать речь ребёнка.

    Если ребенок трогает какой-либо предмет, то мышцы и кожа рук в это время “учат” глаза и мозг видеть, осязать, различать, запоминать. Как же рука изучает, обследует предметы?

    1. Прикосновение позволяет убедиться в наличии предмета, его температуре, влажности и т.д.

    2. Постукивание дает возможность получить информацию о свойствах материалов.

    3. Взятие в руки помогает обнаружить многие интересные свойства предметов: вес, особенности поверхности, формы и т.д.

    4. Надавливание дает возможность определить, мягкий предмет или твердый, из какого материала сделан.

    5. Ощупывание (обхват, потирание, поглаживание, круговые и мнущие движения) мелких и сыпучих предметов учит ребенка ощущать прикосновение ладони или пальцев.

    Большим, указательным, средним пальцами дети ощупывают детали мозаики, пуговицы, гайки, монетки; крупные предметы захватывают всеми пятью пальцами. Если предмет не умещается в руке, переходят к двуручному ощупыванию – осязанию: одной рукой его держат, фиксируют, а другой (ведущей) – исследуют.

    Ощупывание поглаживанием дает возможность определить свойства поверхности.

    В старшем дошкольном возрасте работа по развитию мелкой моторики и координации движений руки должна стать важной частью подготовки к школе, в частности, к письму.

    Хорошую тренировку движений пальцев обеспечивают пальчиковые игры, в них вырабатывается ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности. При помощи пальцев можно инсценировать рифмованные истории.

    Еще одним занятием для развития мелкой моторики рук является теневая игра, которая сопровождается короткими диалогами, сценками.

    Полезны занятия с пластилином, глиной. Изготовление поделок с использованием пуговиц, разных видов круп, семян (панно).

    Так же эффективны занятия с бумагой. Дошкольники овладевают навыками моделирования, знакомятся с пространственными отношениями, учатся преобразовывать объекты.

    Используя в работе технику оригами, искусство складывания бумаги, позволяет развивать мелкую моторику, синхронность движений обеих рук, зрительно-двигательную координацию, что особенно важно для детей с проблемами развития речи.

    А сейчас я вам покажу некоторые приёмы и способы развития мелкой моторики рук.

    Мастер-класс «Гостинцы для лесного жителя»

    Цель. Повышение компетентности родителей по использованию разных приемов и способов развития мелкой моторики руки у детей дошкольного возраста.

    Задачи. Показать вариативность методов развития мелкой моторики рук у детей. Прививать навыки игрового взаимодействия родителей с детьми.

    Ожидаемые результаты. Родители понимают важность развития мелкой моторики рук и ее непосредственного влияния на речь детей, применяют методы совместной деятельности по развитию мелкой моторики в домашних условиях.

    Оборудование и раздаточный материал: Ёлка, ёжик, грибок на палочке. Материалы для изготовления аппликации из крупы (белый картон с рисунком ёжика, клей, гречневая крупа, рис, осенние листья). Для рисования пальчиками нам потребуется : желтая и голубая гуашь, пластиковые тарелочки для гуаши, салфетки. «Сказочный грибок» ( из пластилина) : доска для работы, пластилин (коричневый, белый), корзинка, салфетки. «Яблочко» в технике «рванная аппликация»: заготовка яблока из картона, цветная бумага или салфетки (красного, желтого, зелёного цветов), клей.

    1. Организационный момент.

    Вместо шубки лишь иголки.

    Не страшны ему и волки.

    Колкий шар, не видно ножек,

    Звать его конечно …(Ёжик)

    – Правильно, ёжик. ( Логопед демонстрирует на слайде ежа)

    Ежи – это забавные существа с колючками, который нужны чтобы защититься от врагов. Ежи едят мясо, а также различные растения и фрукты. Они ведут ночной образ жизни, а зимой находятся в спячке.

    – Посмотрите, что я сегодня приготовила для вас. Что у меня и у вас на столе? (ответы детей) Как вы думаете, что можно из всего этого сделать? (ответы детей) А кто из вас хотел бы вместе со мной изготовить ежа?

    1. Изготовление аппликации из крупы «Ёжик».

    – Наш ежик будет добрый, мягкий и не будет колоться, потому что вместо иголок мы используем гречку.

    Приступайте к работе, следуя моей инструкции.

    – Возьмите картон, с нарисованным на нем ёжиком. Возьмите клей и смажьте туловище, где у ежа должны быть иголки, посыпьте это место гречкой. Теперь смажьте клеем мордочку и посыпьте рисом.

    (дети выполняют задание согласно инструкции)

    1. Произнесение чистоговорок.

    – Вот и готовы ваши ежи. Какие они замечательные. Послушайте, что я скажу о ежах.

    Жа-жа-жа-жа,
    Есть иголки у ежа.
    Жи-жи-жи-жи,
    Но не шьют, увы, ежи.

    – Кто сможет повторить? (дети повторяют чистоговорки)

    1. Пальчиковая гимнастика.(малая драматизация содержания пальчиковой гимнастики «Ежик» в сольном исполнении логопеда)

    – А теперь давайте покажем эту миниатюру с помощью рук.

    1. Короткая беседа.

    – Скажите, пожалуйста, какое сейчас время года? ( ответы детей ) – Осенью лесные животные готовятся к зиме. Давайте поможем ёжику приготовить на зиму запасы – грибы.

    – Для этого возьмём пластилин коричневого цвета, ладонями раскатываем его. Это будет ножка гриба. Из белого куска пластилина, скатываем шарик. Шарику придаем форму шляпки гриба. Теперь крепко соединяем ножку и шляпку, чтобы она ни слетела, когда ёжик возьмет его с собой.

    – Давайте соберем грибочки в корзинку.

    1. Динамическая пауза с элементами зрительной гимнастики «Ёжик».

    – А теперь мы с вами отдохнём:

    Ходит ёжик по полянке, ищёт он грибы – опятки.
    (водят глазки вправо и влево)
    Глазки щурил, открывал, но грибов не увидал.
    (прищуриться и открыть глаза,)
    Вверх смотрел он, вниз глядел,
    (посмотреть вверх- вниз)
    Вдруг увидел гриб на славу!
    (закрыть и широко открыть глаза)
    Ёж затопал по тропинке и грибок унёс на спинке.

    1. – Ребята, наших грибочков на всю зиму не хватит. Давайте приготовим ежику еще и яблок. Ведь вы знаете, что ежи любят не только грибы, но и фрукты. Для этого нам понадобится бумага, которую мы будем рвать на мелкие кусочки и заготовка, на которую эти кусочки будем наклеивать. Смотрите внимательно и выполняйте за мной. (Бумагу красного, желтого и зеленого цвета рвем на мелкие кусочки. Берем заготовку в виде яблока, наносим на нее клей, клеим кусочки бумаги на заготовку)

    – Вот и готовы яблоки для нашего ежа! Теперь точно, голодать он не будет.

    Восприятие будет более полным, если в нём участвуют одновременно несколько анализаторов, т.е. ребёнок не только видит и слышит, но ощущает и действует этими предметами.

    Необходимо приобретать ребенку пособия, игрушки, действуя которыми, он будет знакомиться со свойствами предметов – величиной, формой, цветом и т.д. Однако как бы разнообразны ни были пособия, представленные ребёнку, сами по себе они не обеспечивают его развитие, а являются лишь необходимым условием, способствующим развитию. Продуктивность занятия возрастет, если вы – родители вместе с ребенком возьметесь за решение совместной задачи. Стоит помнить, когда работа совершается вместе и в игровой форме, то любые вершины даются быстрее и проще. Так же не лишним будет напомнить: чем раньше будет начата работа по развитию мелкой моторики, тем раньше она начнет приносить свои плоды, тем проще ребенку будет расти, развиваться и овладевать новыми умениями.
    Умелыми пальцы становятся не сразу. Даже у взрослого человека не всегда получается верно выполнить задание. Не верите? Давайте проверим! Делайте вместе со мной упражнения («Жонглеры») :

    1. Подбросьте грецкие орехи в одной руке;
    2. Теперь из одной руки в другую руку,
    3. Перебросьте орешки друг другу,
    4. Переложите по верху с перекладыванием ловящей рукой в подкидывающую 2-х, 3-х предметов (как в цирке).

    А теперь попробуем выполнить упражнение со спичками ( удерживать спички подушечками большого, среднего и мизинца, так, чтобы получился треугольник; “квадрат” – удерживать спички большим, указательным, безымянным и мизинцем; “крестик” – одну спичку держат большой и безымянный пальцы, другую – указательный и мизинец ).

    Вы убедились, что не всегда все получается быстро и легко. Главное помнить золотое правило: игры и упражнения, пальчиковые разминки должны проводиться систематически.

    Систематически выполняя пальчиками различные упражнения, дети достигают хорошего развития мелкой моторики рук, которая оказывает благоприятное влияние на развитие речи. Поэтому я рекомендую шире использовать разнообразные игры и упражнения, направленные на формирование тонких движений пальцев рук.

    Я хочу поблагодарить, участников мастер – класса, надеюсь, что вы узнали для себя что-то новое и интересное.

    Рейтинг
    ( Пока оценок нет )
    Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
    Добавить комментарий

    ;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: