Как развивать речь с рождения

Как развивать речь малыша с рождения до года: рекомендации логопедов

По мнению логопедов формирование речи особенно стремительно происходит в первый год жизни ребенка. Насколько будет развита речь у человека не передается генетическим путем, не является врожденной особенностью. Это зависит только от развития функции. Наиболее благоприятное время – от рождения до 3 лет. В нашей статье мы дадим молодым родителям информацию, как развивать речь младенца от рождения и до года.

Стадии развития речи ребенка

Развитие речи у детей происходит поэтапно. Оно делится на 4 стадии. Переход из одного этапа в другой происходит не плавно, а рывком. Границы стадий смыты между собой в связи с индивидуальностью. Если ребенок отстает на несколько недель, это норма, которая не должна вызывать беспокойства у родителей. Но, уже отставание от какого-то периода на несколько месяцев вполне может свидетельствовать о патологии.

От рождения и до 2 месяцев – стадия крика. Реакция новорожденного выглядит в виде крика, который носит носовой оттенок.

От 2 до 5 месяцев – стадия гуления. Голос ребенка приобретает интонацию, меняется в зависимости от его настроения. Он способен непроизвольно выкрикивать звуки «п», «к», «г», «б», «м», «н». Появляются первые слоги, «ля», «на», «па», «ба», «ня».

В 3 месяца – стадия первого смеха.

От 6 до 7 месяцев – стадия лепета. Малыш способен произносить отдельные звуки, формировать их в отдельные слова, которые пока только понятны его близким, «дай», «пи», «тата», «баба», «мама», «папа». Ребенок произносит слоги по несколько раз подряд, как будто что-то рассказывает.

От 8 месяцев до года – стадия первых слов. К концу первого года жизни ребенок говорит около 25 слов. Конечно, пока они не отличаются сложностью, состоят из одинаковых слогов. Дети в годовалом возрасте обычно выражаются на «своих» словах, которые доступны для понятия только родным.

«Говоруны» и «молчуны»

У каждого ребенка индивидуальный темп развития речи, влияние на который могут оказать заболевания, стрессы, дефицит общения, многолингвистическая среда. Психологи делят детей на два типа:

«Говоруны» проявляют повышенный интерес к окружающему миру. Они начинают говорить раньше своих сверстников. В последствии любят что-то рассказывать, задавать вопросы.

«Молчуны» склонны к созерцательности. Им нужно время для адаптации к обстановке. Начинают говорить позже сверстников, но без речевых дефектов, обычно сразу предложениями.

Согласно статистике, девочки начинают говорить раньше, чем мальчики. Они более эмоциональны по своей природе, что уже видно в младенческом возрасте.

Развитие по месяцам

Если в течение первого года жизни не развить речь ребенка, она будет не сформирована, потом наверстать упущенное, даже при активных занятиях, не получится. Поэтому с самого рождения младенец должен быть погружен в среду активного речевого общения. Основоположник советской логопедии Михаил Хватцев составил подсказки молодым родителям для развития речи детей первого года жизни.

С рождения до 3 месяцев

С самого рождения нужно уделять внимание развитию ребенка.

Пропевайте гласные звуки «о», «и», «а», «у».

Разговаривая с ребенком, показывайте движения губ, языка. Дети всегда внимательно следят за взрослыми. Они будут вглядываться в лицо, копируя движения, необходимые при произношении звуков.

Пойте колыбельные песни.

Разговаривайте с младенцем, но не красноречием, а простыми словами, короткими предложениями.

После обращения к малышу делайте паузы. Он впоследствии будет «отвечать» на своем языке.

Делайте массаж ручек, ладошек. У малышей еще пальчики сжаты в кулачок. Лучше расслабляющий массаж делать во время сна младенца. Массаж пальчиков делается от ноготков к основанию.

Играйте с ручками в «сороку-ворону», считайте пальчики.

Используйте потешки, пестушки.

С 3 до 5 месяцев

Рекомендации для родителей:

Как только малыш начал гулить, повторяйте за ним те звуки, которые услышали от него, «агу», «ау», «гу». Таким образом вы вступаете с ним в диалог.

Читайте короткие стишки.

Разговаривайте с малышом простыми словами, но различной интонацией, ритмикой, артикуляций.

Продолжайте заниматься упражнениями из первого этапа.

С 5 до 9 месяцев

Это время перехода на новый уровень развития речи ребенка. Соответственно, и для родителей появились новые рекомендации:

Продолжаем играть в пальчиковые игры с одновременным включением прибауток и коротких стишков.

Активно занимаемся стишками, потешками.

Играем в прятки, «ку-ку», прячем свое лицо, игрушку.

Подключаем чтение книг с тактильными вставками, звуковыми эффектами.

Работаем с картинками, на которых изображены крупным планом отдельные предметы, животные. Мелких деталей на картинках не должно быть.

Осваиваем жестовые игры, «пока», «привет», «ладушки».

Знакомимся со звуками животных, собака – гав, кошка – мяу, мышка – пи-пи.

С 9 до 12 месяцев

В этом возрасте ребенок активно подражает речи взрослых. Логопеды советуют общаться с ним простыми, четкими, ясными словами, без «сюсюканий». Речь взрослых должна быть неторопливой. Рекомендации родителям:

Обращайте внимание детей на звуки телефона, шаги, дождик, шум воды.

Включайте музыку, детские песенки, спокойную мелодию, звуки природы.

Называйте правильно названия предметов без уменьшительно-ласкательных обращений, «сюсюканий».

Работайте с предметными картинками.

Подключите картинки с людьми, показывайте части тела на них, называйте их.

Начинайте делать зарядку с песенками.

Показывайте на предмет в действии. Называйте действие, кукла сидит, мячик катится, собака бежит.

Задавайте вопросы «кто это?», «что это?», «где?», «где зайка, кошка?».

Мотивируйте действия в речи.

Всегда разговаривайте с ребенком, не молчите, комментируйте все, что видите кругом, во время прогулки.

Что делать родителям

Чтобы ребенок заговорил естественным для него образом, родителям нужно давать как можно больше информации об окружающем мире, сенсорные ощущения, стимулы. Логопеды советуют взрослым обратить внимание на следующие моменты при развитии детей от рождения до года.

Самое первое чувство для младенца – осязание. Чем больше малыш с рождения будет получать теплых маминых рук, массажа, гимнастики, игр разных фактур, тем лучше. Он узнает о себе и мире благодаря тактильным ощущениям. Для детей будут полезны тканевые, резиновые, деревянные, пластмассовые игрушки, пальчиковые краски, песок, крупы в банке.

Читайте также:
Конспект индивидуальной непосредственно образовательной деятельности по теме Игрушки

Ребенок уже рождается с хорошо развитым слухом. Развивайте малыша через это чувство, давайте ему как можно больше звуковой информации, сопровождайте любое движение речью.

Заинтересовывайте ребенка посредством зрения, учите его фокусировать взгляд на предметах. Подвешайте на расстоянии 30 см от лица игрушки, мобили. Пополняйте арсенал игрушек в соответствии с возрастом ребенка, обращайте его внимание на визуальные впечатления, озвучивайте их.

Знакомьте ребенка с разнообразием вкусов, постепенно, в соответствии с возрастными нормами, вводите ассортимент продуктов. Знакомьте малыша с названием продуктов.

Знакомьте ребенка с различными запахами, запахом пирогов, осенней листвы, цветов. Учите его различать запахи.

Развивайте крупную моторику. Приучайте младенца с первых недель жизни к активным действиям, позволяйте ему свободно махать ногами-руками. По мере взросления крохи обеспечьте безопасное пространство для свободного передвижения.

Развивайте мелкую моторику. Сейчас много говорится о связи пальчиков и речи, которая обусловлена близким расположением центров двигательных и речевых центров головного мозга.

Занятия по развитию речи должны быть систематическими и последовательными. Занимайтесь всегда и везде, рассказывайте об окружающих предметах, незнакомых звуках.

Общие советы

Логопеды дают молодым родителям следующие общие рекомендации, с помощью которых можно ускорить речевое развитие малыша:

Постоянно разговаривайте. Ребенок сразу после рождения готов впитывать информацию, наподобие губки, о том, что видит, чувствует, слышит. Слух новорожденного уже полностью сформирован. Говорите о чем угодно, куда пошли, кто пришел, давайте комментарий любой мелочи. Действия, которые сопровождаются словами, приводят к быстрому пониманию речи, слов. Спустя непродолжительное время малыш сможет понять, что от него хотят уже при помощи слов, незакрепленных действиями.

Повторяйте за малышом. Дети в младенческом возрасте пытаются что-то сказать. Обычно это выглядит в виде бесконечного повторения какого-то звука. Таким образом происходит тренировка дикции ребенка. В этом возрасте родителям лучше повторять за ним. Можно постепенно усложнять задачу, напевая привычные звуки для малыша, «дя-дя-дя». Таким образом он научится держать темп. Это также будет важно для дальнейшего формирования речи.

Показывайте, какие звуки издают животные. Если дома есть кошка говорим, «мяу», собака – «гав». Таким образом ребенок быстро освоит звуки, произносимые животными. После того, как речевой аппарат сформируется, он справится с тем, чтобы позвать кота привычным образом «кис-кис». Если в доме нет животных, то подкрепляйте звуки картинками.

Развивайте мелкую моторику. Если обратить внимание, то можно заметить, что маленькие дети все хотят потрогать своими руками. Таким образом у них развивается мозг. Если развивать мелкую моторику еще до года, то произойдет более скорое развитие речи. Но, все занятия с мелкими предметами должны однозначно проводиться под неусыпным присмотром взрослых.

Организуйте общение со сверстниками. Между собой дети общаются более активно, чем со взрослыми, хотя это выглядит, словно лепет. Неплохой было бы, если в детской компании был ребенок, который уже умеет говорить. Таким образом малыш будет ему стараться подражать.

Дозируйте язык жестов. Младенцу проще показать жестом, чем сказать словами. Поэтому сразу, как только ребенок начал жестом показывать на предметы, мама должна это комментировать словами, а не молча давать необходимый предмет ребенку. Малыш показывает на сок, говорим, что это сок, на кота, говорим, что это кот.

Наиболее распространенные ошибки взрослых

При развитии ребенка наиболее часто встречаются следующие ошибки взрослых:

Чрез чур активная опека. Родители стремятся предугадать желания ребенка. У него не формируется необходимость к разговору. Он не учится выражать свои мысли, что приводит к торможению речевых процессов.

Не включают в круг общения ребенка новых людей, что в последствии приведет к затруднению общения в непривычных условиях.

Завышение или занижение речевых требований. В некоторых семьях у ребенка не возникает потребность разговора на фоне абсолютного предугадания всех его желаний. Иногда же с малыша постоянно требуют «повтори», «скажи». Бывает, что в одной и той же семье встречаются сразу два подхода, бабушка чрезмерно опекает, а папа требует. Это неблагоприятно сказывается как на речевом, так и целом развитии малыша.

Через чур быстрая или медленная, монотонная речь родителей. Эмоционально неокрашенная речь взрослых, без пауз сказывается плохо на развитии речи детей.

Не нужно стремиться ускорять естественный ход речевого развития ребенка. Он не должен уставать от занятий.

Когда обратиться к специалисту

Все дети развиваются по-разному, кто-то начинает говорить раньше своих сверстников, кто-то позже. Нормы не всегда служат ориентиром того, что ребенок развивается неправильно. Но, мы советуем обратиться к врачу в следующих случаях:

В 2 месяца ребенок не кричит перед кормлением.

В 5 месяцев малыш не улыбается, не гулит.

В 6 месяцев кроха не прислушивается к речи, музыке.

В 7 месяцев не узнает голос родных, не проявляет реакции на интонацию.

В 9 месяцев не лепечет, не повторяет за взрослыми слоги, сочетания звуков, не подражает интонации родителей.

В 11 месяцев не машет при отрицании, не прощается жестом.

В год не может произнести простых слов, не выполняет элементарные просьбы, «принеси», «дай», «покажи».

С самого рождения ребенка нужно заниматься его развитием. Чем чаще говорить с ребенком, тем быстрей он заговорит. Если мама относится к молчунам, вместо активного времяпровождения с ребенком сидит в телефоне, то не удивительно, что тот заговорит позже своих сверстников.

Логопед рассказал, как развивать речь ребенка с рождения и до года

Как родители развивали или не развивали речь малыша в нежном возрасте, становится заметно по мере взросления ребенка. Дальше – больше. Результат внимания взрослых к детской речи проявляется в детском саду, а затем в школе. Логично, что дети, родители которых формировали и обогащали их словарный запас, чувствуют себя более уверенно.

Читайте также:
Конспект НОД учителя-логопеда совместно с воспитателем

Логопед Дарья Мартьянова поясняет, что «речь стремительно формируется в первые годы жизни человека, не является врожденной способностью, не передается по наследству». По мнению специалиста, самый благоприятный период для развития речи – от 0–3 лет.

Если в период раннего возраста у ребёнка в силу каких-либо причин речь не сформируется, то в дальнейшем уже будет невозможно наверстать упущенное. Поэтому, просто необходимо с самого рождения погрузить ребёнка в среду активного речевого общения.

По мнению специалиста, в возрасте с рождения и до трехмесячного возраста«младенец учится не только привлекать к себе внимание, но и общаться. Появляются звуки, не свойственные нашему языку».

© Depositphotos

3 месяца

Как развивать ребенка в этом возрасте. Логопед составила подсказки для родителей:

Пение гласных звуков (о, а, у, и).

  • Показывание при произношении звуков движений губ и языка. Ребёнок внимательно будет вглядываться в ваше лицо.
  • Пение колыбельных песен.
  • Разговаривайте с малышом, использую простые слова и предложения.
  • Делайте паузы, чтобы малыш смог вам “ответить” на своём языке.
  • Игры с пальчиками и ручками (сорока-сорока, посчитали пальчики и т.д.).
  • Использование в режимных моментах потешек, пестушек.
© Instagram @sweet_businca

35 месяцев

  • Гуление. Эта стадия началась, если вы услышали, что ваш малыш произносит слоги – гу, угу, ага, агу или другие – ги, кхи, ма, га.
  • Важно начать повторять за малышом те звуки, которые он произносит, вступать с ним в диалог.
  • Начните читать коротенькие стишки, знакомые вам с детства (например, Агнии Барто).
  • Для малыша важен не столько смысл слов, сколько различные интонации, ритмика речи, артикуляция различных звуков.
  • Продолжаем выполнять приемы из первого периода.
© Instagram @little_card_for_baby

59 месяцев

Пора переходить на новый уровень речевого развития малыша. Логопед Дарья Мартьянова составила перечень полезных советов для заботливых мам.

  • Появляются сочетания согласных и гласных звуков: ба, па, ма, дя, тя.
  • Продолжаем играть в игры с ручками и ножками (сорока-сорока, кую-кую-ножку и др.)
  • Потешки, прибаутки
  • Игра в “Ку-ку” (спрятать лицо, игрушку)
  • Читаем книги, желательно с различными тактильными вставками, звуковыми эффектами.
  • Работаем с карточками, с иллюстрациями из книг: показываем, называем предметы (иллюстрации отдельных предметов, крупные, без мелких деталей).
  • Жестовые игры (ладушки, пока-привет)
  • Изучаем самые примитивные звуки окружающего мира: мяу, пи-пи, гав.
© Depositphotos

912 месяцев

Малышу скоро исполнится год. В этом возрасте лепет крохи совершенствуется, слоги, которые он начинает повторяться, образуют простые слова: ма-ма, ба-ба, ля-ля. Появляются первые слова, которыми малыш пытается обозначить определённый предмет.

Речь формируется по подражанию, поэтому большую роль играет четкая, правильная, неторопливая речь взрослых, – пояснила логопед.

  • Разговариваем с ребёнком всегда (режимные моменты, игры)!
  • Обращайте внимание ребёнка на разные звуки (звук телефона, папины шаги, дождик, шум воды).
  • Называем предметы правильно, не имитируя речь детей (без сюсюканий)
  • Развиваем моторику
  • Продолжаем чтение, работу с предметными картинкам
  • Используем методику Железновых (зарядка, развивающие песенки, пальчиковые и жестовые игры под музыкальное сопровождение)
  • Ближе к 12 месяцам показывайте предмет в действии (мячик катится, кукла упала)
  • Задавайте вопросы ребёнку: “где?”, “что это?”, “кто это?”, “где зайка, а где киска”?
  • Старайтесь мотивировать свои действия в речи: что нужно сделать? И для чего нужно?

Всегда разговаривайте с вашим малышом! Не будьте мамочкой-молчуньей! Комментируйте, что вы делаете дома, что видите во время прогулки, из окна комнаты. Поверьте, это очень важно для речевого развития вашего малыша.

А как вы развиваете речь ребенка?

Как развивать речь с рождения

Речь – высшая психическая функция. Она всецело зависит от уровня развития центральной нервной системы человека. Это не только средство общения, но и основа мышления. Ребёнок с неразвитой речью не может полноценно анализировать и классифицировать свои впечатления, делать обобщения и выводы об окружающем мире. Недаром развитию речи детей дошкольного возраста придают такое значение большинство родителей и специалистов: медиков, дефектологов, логопедов, педагогов, психологов.

От умения понятно выразить свои мысли зависит, сможет ли ребёнок свободно и непринуждённо общаться с окружающими. Дети с развитой речью активно играют и общаются со сверстниками, контактируют со взрослыми, делятся своими впечатлениями. Ребёнок, осознающий, что его речь непохожа на речь сверстников, может начать стесняться общения с детьми и взрослыми, избегать совместных игр, бояться, что над ним будут смеяться.

Чтобы узнать, правильно ли развивается годовалый малыш, нужно знать, что в возрасте с рождения до года является нормой, а что патологией, как можно стимулировать его речевое развитие самостоятельно.

Стадии речевого развития

Развитие речи ребёнка от рождения до года условно делится на четыре неравных по срокам стадии. Темпы развития детей могут не совпадать по времени, но эта примерная периодизация позволяет отделить норму от патологии:

  1. Стадия крика. Длится от рождения до 6–8 недель. И крик, и звуки, издаваемые малышом, относятся к рефлекторным звукам. Чаще всего это гласные звуки с носовым оттенком. Короткий вдох и удлинённый выдох сопровождают громкий крик.
  2. Стадия гуления. Длится от двух до пяти месяцев. Крик ребёнка приобретает интонационную окраску, он меняется в зависимости от состояния малыша. Гукающие звуки и их сочетания с гласными могут возникать как спонтанно, так и при общении со взрослым (агу, гы, кхы, ага, га, эгэ, аа). И это уже становится началом важнейшего периода — коммуникации, общения с окружающими. Оно сопровождается появлением «социальной» улыбки для всех, кто общается с ребёнком, чуть позже – первого смеха, похожего на повизгивание. Гуление происходит на выдохе, так тренируется речевое дыхание.
  3. Стадия лепета. Самая большая по продолжительности стадия занимает около 6–7 месяцев и длится практически до конца первого года жизни, а точнее, до возраста 11 месяцев. Для неё характерен лепет, состоящий вначале из отдельных слогов (па, ба, ля), переходящих позднее в слоговые цепочки (па-па-па, ба-ба-ба, ля-ля-ля), а затем в следующую стадию — первые слова, которые чаще состоят из двух одинаковых слогов (па-па — папа, ба-ба — бабушка, ля-ля — кукла). Ротовая полость становится совершеннее, язык имеет возможность для выполнения разнообразных движений. Это делает доступным для ребёнка произнесение различных звуковых комплексов, похожих по звучанию на слоги с гласной на конце: ма-ма-ма, па-па-па, да-да-да, ня-ня-ня.
  4. Стадия первых слов. Длится до конца первого года жизни. Эти слова (около 20–25) чаще состоят из двух одинаковых слогов. Это стадия, когда ребёнок начинает соотносить лепетные комплексы с конкретными словами. Он не просто произносит цепочку слогов ма-ма-ма, а соотносит слово ма-ма с реальным предметом, реагирует на появление папы словом — па-па. Ребёнок на этой стадии активно поддерживает контакт со взрослым предметно-действенными средствами, манипуляцией с игрушками и предметами. На этой же стадии интенсивно развивается понимание обращённой речи, малыш активно начинает накапливать пассивный словарь. Он ещё не может сказать ослик, но если вы попросите дам игрушку, изображающую ослика, он даст.
Читайте также:
Особенности сопровождения ребёнка с ОВЗ в условиях реализации ФГОС

Возрастные нормы по месяцам

Средние показатели речевого развития имеют значение для определения нормы или патологии. Они могут сдвигаться в зависимости от индивидуальных особенностей малыша и условий его роста. Известно, например, что каждое перенесённое ребёнком раннего возраста серьёзное заболевание «отбрасывает» его немного назад в плане развития умений и навыков.

  1. Первые полтора месяца жизни. Появляются звуки, которыми ребёнок реагирует на обращённую к нему речь матери и других близких людей. Это преимущественно гласные звуки и их сочетания (о, а, у, я, ау, уа). Ребёнок в состоянии сосредоточить взгляд на лицах родных, на показываемых ему игрушках, прислушаться к звукам человеческой речи. В этот период дети с предпосылками будущего расстройства речи могут быть выявлены по оценке характера их крика – пронзительного или очень тихого, возможны всхлипывания или вскрикивания на вдохе, а не на выдохе, как полагается при нормальном развитии.
  2. На 2–3 месяце «комплекс оживления», состоящий из характерных движений ручек и ножек при виде матери, сопровождается гортанными звуками и их комбинациями с гласными (а-а-а, а-а-ги, а-а-гу, а-га). Такое гуканье возникает не только при контакте со знакомыми близкими людьми. Оно может возникнуть спонтанно, когда малыш сыт и доволен, или при рассматривании игрушки. Ещё одно достижение этого этапа – слуховое и зрительное сосредоточение на источнике звука или движения.
  3. На 3–5 месяце ребёнок ищет контакта со взрослыми своим взглядом, улыбкой, произносит протяжные звуки — гулит. Они чаще всего состоят из таких звукосочетаний, как гы, кхы, агу, ага, га, эгэ, аа. Иногда эти сочетания настолько причудливы, что их сложно воспроизвести. Патологией на этом этапе считаются однообразные звуки гуления в сопровождении хаотических движений рук и ног, отсутствие интонационной выразительности.
  4. На 6 месяце жизни в речи ребёнка появляются лепет, состоящий из таких сочетаний звуков, как «га, ка, па, ма». Постоянно повторяясь, они уже достаточно сильно становятся похожи на модели слов, как бы произнесённых по слогам: «ма-ма-ма-ма, ба-ба-ба». Появляются такие импровизации только в хорошем настроении, и пока ещё они не могут быть средством общения. В этот период можно диагностировать врождённую глухоту, потому что у глухого ребёнка лепет отсутствует, постепенно угасают звуки гуления.
  5. На 7 месяце жизни появляется связь между предметом и обозначающим его словом. Если родители специально уделяют внимание этому умению, показывают предметы и игрушки, называя их по нескольку раз, то ребёнок быстро научится отыскивать их взглядом по просьбе взрослого. Слова должны быть чётко различимы по звучанию. У ребёнка с задержкой развития речи лепет отсутствует или проявляется отдельными элементами, малыш не подражает движениям взрослого, не выполняет простейшие словесные команды.
  6. К окончанию первого года жизни в активном словаре ребёнка в среднем имеется от 10 до 25 слов. Наряду с правильно произносимыми словами (папа, баба, дядя, ляля), это могут быть и лепетные слова (ам, бобо, бах), и частично произносимые формы слов («кач» – качаться, «зя» – нельзя), а также звукоподражания голосам животных и окружающим звукам (мяу, га-га, би-би). К этому времени связь между словом и предметом, который оно обозначает, должна быть установлена. Речь к концу первого года жизни в идеале является средством общения ребёнка со взрослыми.

Стоит насторожиться, если малыш предпочитает вместо слов выражать свои желания жестами, мимикой и мычанием. К концу первого года жизни такие проявления не считаются отклонением от нормы, если кроме них при общении используются ещё и слова.

Как способствовать речевому развитию ребёнка

Поскольку развитие речи детей первого года жизни напрямую связано с развитием головного мозга во внутриутробном периоде, от нормального течения беременности и родов зависит очень многое. На развитие мозговых структур может повлиять большое количество факторов:

  • генетическая предрасположенность к наследственным патологиям развития плода;
  • стрессовые перегрузки во время беременности;
  • воздействие никотина и алкоголя на организм матери;
  • недостаточное питание мамы;
  • нехватка кислорода (гипоксия) у ребёнка во время беременности и родов;
  • отрицательный резус-фактор;
  • негативное действие инфекций и хронических патологий.
Читайте также:
Формирование лексико-грамматических категорий с использованием темы Грибы, ягоды

У процесса внутриутробного развития мозга есть очень важная особенность – его нервные связи и структуры развиваются не только под влиянием генов наследственности, но и под влиянием потоков информации, поступающих по ещё пока незрелым, но всё-таки действующим органам чувств.

Ещё не родившийся малыш способен слышать звуки окружающего мира и биение сердца матери, чувствовать её движения. Именно поэтому очень правильно поступают женщины, которые ещё до рождения ребёнка читают ему сказки, разговаривают с ним, вместе слушают хорошую музыку. Это поможет ему получить через несколько лет отличную речь.

Речь годовалого ребёнка включает в себя:

  • активный словарь – от 8 до 12 слов, которые он может произнести;
  • пассивный словарь — слова, значение которых малыш понимает.

Сильный скачок в развитии пассивного словаря происходит после первых шести месяцев жизни малыша при условии, что родители активно знакомят его со значениями слов. Родители могут передавать ему информацию жестами, интонацией голоса, мимикой, но ведущая роль здесь принадлежит слову.

Разговаривая с малышом при кормлении, одевании, гигиенических процедурах взрослые передают ему смысл слов, обозначающих предметы и действия. Даже не понимая вначале значения слов родителей, ребёнок улавливает эмоциональную окраску речи, он осознаёт, что обращаются к нему, у него возникает желание ответить. Поэтому правы те мамы и папы, которые разговаривают с малышом с первых месяцев его жизни.

Ещё на первом году жизни нормально развивающемуся ребёнку доступна особенность речи – понимать, что одним словом называют разные предметы. «Киса» – это и живая кошка, и мягкая игрушка, и фарфоровая фигурка за стеклом шкафа. «Би-би» — это и настоящий автомобиль, и пластмассовая машинка на верёвочке, и картинка в детской книжке. Способность понимать обобщающие слова может быть развита к концу первого года внимательными родителями, неустанно знакомящими малыша с различными предметами и явлениями его окружения.

Очень важное умение первого года жизни – понимание значений большого количества слов, обозначающих действие. Ребёнок понимает не только обозначения крупных движений (стоять, бежать, есть), но и слова, означающие мелкие действия, выполняемые рукой (разожми кулачок, дай руку, покажи, что у тебя в руке, отпусти).

Речевое развитие – процесс, тесно связанный с развитием сенсорных способностей малыша. Сенсорное воспитание – это развитие восприятия ребёнка, различение формы и цвета окружающих предметов. Сенсорные способности можно развивать с первых дней жизни малыша, окружая его выразительными по цвету предметами интерьера и игрушками. Для развития слуха можно чаще предлагать ему гармонично звучащие игрушки, музыкальные инструменты, эмоционально общаться с ребёнком.

Произносимые им звуки следует дублировать, повторяя неоднократно. Все манипуляции, связанные с едой, умыванием и прочими процедурами, нужно проговаривать, и чаще общаться с ребёнком не по необходимости, а для установления контакта. Повторяя за малышом произносимые им сочетания звуков, взрослые как бы стимулируют его к новому подражанию. Важно помнить, что такие занятия не принесут результата, если ребёнок голоден, ему холодно, он устал и т.п.

Во втором полугодии нужно чаще рассматривать предметы и игрушки, называя их, сопровождать словами движения ребёнка. Для стимуляции детской речи очень важно вызвать у малыша потребность говорить. Для этих целей можно не давать сразу игрушку, которую он просит, а подождать речевой реакции («ляля, би-би»).

Можно задавать ребёнку вопросы, ответом на которые служат слова «да», или «нет», предлагать звукоподражания, если малыш затрудняется в назывании предмета: «Что тебе дать? Собачку? Ав-ав?», «Где машина? Где би-би?» Такая стратегия родительского поведения принесёт весомые плоды в виде активной речевой деятельности.

Моторика малыша первого года жизни делится на два вида:

  1. крупная или общая моторика – умение сесть, наклониться, подойти, встать;
  2. мелкая моторика – ощупывание предметов, пинцетный захват (двумя пальчиками) мелких игрушек, катание машинки, рисование «каракулей».

Развитие мелкой моторики ведёт за собой скачок в развитии речи. Если родители учили ребёнка махать ручкой при прощании, протягивать её, здороваясь, то годовалый ребёнок выполнит эти движения, стоит только взрослому попросить его об этом.

Внимательные мама и папа стимулируют движения малыша словами: «Встань, ложись, садись, возьми, положи, подними». Чуть позже, как только ребёнок пойдёт, к ним прибавляются: «Иди, подойди, стой». Можно приучить малыша воздержаться от неправильного действия или побуждения словом «нельзя», произнесённым со строгой интонацией. Важно помнить, что этим словом не нужно злоупотреблять, иначе запрет просто не будет действовать. Бесконечные «нельзя» станут просто шумовым фоном и будут «пролетать мимо ушей».

При неправильном поступке ребёнка нужно предложить замену его неправильным действиям, например: «Кису нельзя бить по спинке, можно гладить». И затем показать, как «гладить». С первого раза возможно и не получится, но при регулярном повторении всё усвоится очень прочно. При активном обследовании окружающего мира слово-запрет станет своеобразной границей личного пространства. Большой мир страшит малыша, и такие границы ему жизненно необходимы, чтобы чувствовать себя увереннее.

Отклонения от нормы

В группе риска, в плане нарушения развития речи, находятся недоношенные дети с очень низкой массой тела при рождении, дети с нарушениями слуха и зрения, с гипертонусом мышц, с недостаточным функционированием черепных нервов, наличием структурных изменений головного мозга.

Распространённой причиной задержки речевого развития являются недостатки в воспитании, когда ребёнком не занимаются, ему не хватает внимания. При педагогической запущенности родители должны немедленно браться за устранение ошибок воспитания.

Тревожными симптомами станут такие отклонения от нормы:

  • у ребёнка нет гуканья и гуления в первый год жизни, он не фиксирует взгляд на движущемся объекте;
  • нет «комплекса оживления», реакции на эмоциональную речь;
  • запаздывание периода лепета к 6 месяцам, нет интереса к окружающему миру;
  • «гуление» и лепет монотонные, очень тихие, неэмоциональные, без интонации;
  • язык неправильно расположен в полости рта, заметны спазмы мышц рта, языка;
  • к 9–12 месяцам сохраняется примитивный, однообразный лепет;
  • ребёнок теряется, отыскивая глазами источник звука;
  • у детей с проблемами речевого развития, связанными с поражением центральной нервной системы, появляются трудности с жеванием, глотанием, они не могут пить из чашки, часто поперхиваются едой;
  • ребёнку безразлично то, что его не понимают, он говорит на языке, понятном только ему одному;
  • к 12 месяцам у детей с патологией речевого развития не появляются не только обычные, но и лепетные слова, предпочитает вместо них выражать свои желания жестами, мимикой и мычанием.
Читайте также:
Приёмы, ускоряющие автоматизацию звука

При несоответствии возрастной норме речевых проявлений годовалого ребёнка нужно обратиться к специалистам: детскому неврологу, отоларингологу, дефектологу, логопеду. Организм малыша пластичен, при раннем начале коррекции проще преодолеть нарушения развития речи. Несвоевременно исправленная задержка речи, обнаруженная в раннем возрасте, может привести к интеллектуальному отставанию таких детей от сверстников.

Задержка развития речи делает ребёнка замкнутым, раздражительным, временами агрессивным. Его умственное развитие замедляется, впоследствии затрудняется процесс овладения чтением и письмом. Начинать контроль овладения элементами родного языка нужно ещё в раннем возрасте. Именно в этот период при помощи игры со звуками активно упражняется артикуляционный аппарат и слух ребёнка, готовится почва для правильного усвоения родного языка.

Основные задачи, стоящие перед родителями детей с речевыми патологиями, можно сформулировать так:

  • расширение словарного запаса;
  • исправление неточностей в произнесённых словах и фразах;
  • обучение умению правильного построения высказываний;
  • внимательное отношение к детским вопросам.

В этой статье мы рассмотрели развитие речи до года, определили помесячные нормы речевого развития и возможные патологии, характерные для этого периода. Приведённые примеры отклонений дают родителям возможность понять насколько хорошо идёт речевое развитие их малыша, и нет ли проблем, требующих срочного вмешательства специалистов.

Как научить ребенка говорить? Развиваем речь уже до года

В сегодняшней статье я хочу поговорить о развитии речи малыша. Думаю, эта тема волнует многих мам. Ведь окружающие довольно часто задают нам вопросы типа «А ваш что-нибудь уже говорит?», «Ну «мама» то уже сказал?». Степень развития речи является своеобразным мерилом общего уровня развития ребенка.

Как правило, ребенок начинает говорить первые слова примерно в возрасте 1 года. Поэтому, на первый взгляд может показаться, что до этого времени, задумываться о том, как научить ребенка говорить, слишком рано. Однако формирование речи начинается задолго до появления первых слов. И лепет, и агуканье, и даже плач малыша – это уже первые этапы формирования речи. Поэтому очень важно не упустить драгоценного времени и заниматься развитием речи малыша уже с самого рождения. Как же это делать?

Речь – это результат согласованной деятельности многих областей головного мозга, а потому на развитие речи оказывают влияние практически все стороны развития ребенка. Широко известно, что наибольшее влияние на развитие речи оказывает мелкая моторика рук . Но также важна и общая двигательная активность малыша, и объем информации, которую получает кроха через различные органы чувств (через уши, глаза, кожу).

Поэтому если вы постоянно общаетесь с ребенком, читаете ему книги, показываете картинки, занимаетесь упражнениями на развитие мелкой моторики, вы уже способствуете формированию речи малыша. В этой статье я расскажу о том, как еще можно стимулировать развитие речи ребенка, и какие правила при общении с малышом нужно знать.

1. Постоянно разговаривайте с ребенком

Любое взаимодействие с малышом должно сопровождаться обсуждением происходящего – собираетесь ли вы на прогулку, приступаете к трапезе, переодеваете штанишки. Рассказывайте крохе обо всем, что вы делаете, называйте предметы, которые используете. «А сейчас мы будем переодеваться! Мы наденем зеленые штанишки!» После неоднократного упоминания и демонстрации действий и предметов ребенок начинает понимать, что обозначают отдельные слова, а затем и короткие фразы.

Вот что нужно помнить во время общения с вашим чадом:

  • Избегайте двух крайностей: скупости на слова и многословия. Если вы будете без умолку говорить малышу все подряд, то за потоком слов потеряется то слово, которое ребенок должен запомнить, и вся ваша речь сольется для малыша в одно непонятное целое.
  • В разговоре необходимо выделять названия предметов и действий. Очень полезно разговаривать короткими предложениями (из двух слов) или просто односложно называть предметы и действия. «Это ложка» «Мишка кушает». Прежде чем вдаваться в более подробные описания, дайте ребенку время, чтобы он смог осмыслить ваши слова, познакомиться с новыми предметами, подержать их в руках.
  • Ваша речь должна совпадать с моментом показа предмета и действия.
  • Почаще рассказывайте малышу стишки и потешки, они эмоциональны и ритмичны, поэтому сразу привлекают внимание ребенка и усваиваются легче, чем обычная речь. После 6 месяцев очень полезно играть в самые простые жестовые игры.
  • Желательно, чтобы во время разговора кроха видел ваше лицо, ведь он не только слушает, но и внимательно следит за движением ваших губ. Разговаривайте выразительно, т.к. ребенок в первую очередь улавливает интонацию
  • В разговоре с ребенком постоянно задавайте ему вопросы и старайтесь дожидаться его реакции. «Какая красивая кукла, тебе нравится?» Ответ может быть в любой форме – смех, гуление, ворчание. К каждому ответу вы должны проявить интерес: «Правда?», «Вот как интересно!» Действуя таким образом, вы как бы приглашаете малыша вступить с вами в диалог, мотивируете его произнести свою реплику.
  • Жестикулируйте, это поможет крохе понять смысл ваших слов. Но не переусердствуйте! Не используйте надуманную жестикуляцию, а только те жесты, которыми вы бы сами естественным образом дополнили бы свое высказывание. Например, можно поднять высоко руки, чтобы показать, какая ваша дочка выросла большая, или зазывно помахать рукой, говоря «Ползи сюда!»
Читайте также:
Конспект индивидуального открытого занятия в 1 классе по теме: Автоматизация звука (Р)

2. Расширяйте пассивный запас слов малыша

Вот несколько полезных занятий для расширения пассивного словаря ребенка:

  • Время от времени проводите небольшую «экскурсию» по дому . Показывайте и называйте ребенку окружающие его предметы быта, можно кратко объяснить, зачем они нужны. Кроватка, шторы, люстра, микроволновая печь, чайник – малышу все интересно. Четко и понятно произносите ребенку новые слова. При последующих «экскурсиях» просите малыша показать то, что изучили ранее.
  • На прогулке обращайте внимание ребенка на различные объекты, попадающиеся вам по пути . Малышу интересно буквально все: дерево, куст, пенек, трава, цветочек, шишка, собачка, кошка, снег, сосулька, скамейка, люк, светофор, карусель, урна, дом, фонтан и т.д. Кратко комментируйте все, что происходит перед малышом: «Смотри, собачка бежит», «Мальчик катается на качелях»

  • Изучайте с ребенком части лица и тела . В разговоре время от времени показывайте малышу, где ручки у него и у мамы, где глазки, носик, ножки и т.д. Когда самые простые элементы лица и тела будут освоены, можно переходить к тем, что посложнее – брови, щеки, подбородок.
  • Рассматривайте вместе с малышом картинки вкнижках. Замечательным подспорьем в расширении словарного запаса ребенка послужат карточки Домана. Детки с удовольствием рассматривают их и быстро запоминают все, что на них изображено. Очень полезно после изучения предметов на картинках, демонстрировать их «вживую». Так у малыша будут формироваться ассоциативные связи.

3. Не бойтесь употреблять упрощенные звукоподражательные слова

Чаще используйте, такие слова как гав-гав, би-би, бух, кап-кап и т.д. Рассматривая книги, рассказывайте, какое животное как говорит (мяу, беее, мууу), а также как звучат некоторые предметы (молоток – тук-тук, колокольчик – динь-динь, паровоз – чух-чух). Употребление таких слов способствует развитию активной речи малыша, т.к. ребенку гораздо проще их произносить и легче понять. Не бойтесь того, что вы слишком упрощаете речь для ребенка. Введение облегченных слов до полутора лет является нормой.

Однако очень важно наряду с облегченной версией слова употреблять и полную («посмотри, это собачка, она говорит «гав-гав»», «ой, кукла упала – бух»), ни в коем случае нельзя общаться с малышом только посредством упрощенных слов! Иначе потом будет очень тяжело переучивать ребенка на взрослую речь. Как объяснить ему, что гав-гав внезапно стало собакой? Малыш будет продолжать говорить «би-би» и «ням-ням», даже тогда, когда будет способен произнести полноценные слова.

Очень хорошие книжки, которые помогут малышу запомнить простые звукоподражательные слова — ” Что как звучит? “ ( Ozon , My-shop , KoroBoom ) и ” Кто что делает? “ ( Ozon , My-shop , KoroBoom ). Лично мне они очень нравятся тем, что в них нет ничего лишнего, картинки крупные, понятные маленькому ребенку. Дочка эти книжки просто обожала.

4. Устраивайте с ребенком «переклички».

Для этого взрослому нужно знать, какие звуки и слоги малыш уже умеет и любит произносить. Начинайте «перекличку» именно с этих слогов, произносите их, побуждая кроху повторять за вами. Если ребенок начинает лепетать что-то сам, повторяйте за ним, тем самым показывая, что вы реагируете на его «слова». Затем постепенно подключайте новые звуки и слоги. За одно занятие лучше не вводить более одного нового слога.

Для поддержания интереса малыша полезно использовать стихотворные строки. Не забывайте делать паузу после тех звуков и слогов, повторения которых вы ждете от ребенка! Приведу несколько самых простых стишков, которые помогали нам с дочкой поддерживать беседу.

Правильная речь – с рождения: развитие речи у детей до года

Коррекция нарушений речи – в год. Логопедические занятия для самых маленьких

  • С рождения до 6 месяцев: разнообразные звуки
  • Развитие речи ребенка в 6-10 месяцев
  • За месяц до первого дня рождения
  • Нарушения речи: к кому обращаться за помощью?
  • Как выбрать логопеда

Можно ли заранее определить, правильно ли будет говорить малыш, когда подрастет, не будет ли у него нарушений речи? К счастью, да! Есть набор показателей, по которым можно выявить, нормально ли развивается «программа» речи в мозге, насколько эффективно маленький человек учится общаться и хорошо ли у него это получается. Рассказывает Виктория Краснова, врач-невролог, остеопат, логопед (нейродефектолог, нейропсихолог), врач лечебной физкультуры и спортивной медицины.

С рождения до 6 месяцев: разнообразные звуки

Интонации в младенческой «речи» появляются в первый месяц жизни. Говорят, только мама может понять, когда ребенок плачет от голода, а когда от усталости. На самом деле в этих разных типах выражения эмоций уже есть интонация — «голодный» плач объективно отличается от плача типа «у меня болит живот».

Второй месяц — время, когда подключаются мимические составляющие общения: ребенок начинает улыбаться от радости, поднимать брови от удивления. В выражении эмоций принимает участие все тело: руки и ноги также активно сигнализируют о переживаниях!

Третий-четвертый месяцы: появляется гуление. Это фантастический набор инопланетных звуков, которые ни с чем не перепутаешь: он содержит звуки всех языков мира. В прямом смысле слова: во всем мире дети гулят одинаково.

Вместе с гулением происходит мощный всплеск эмоционального общения: прорывается неукротимый интерес к окружающему миру, взаимодействию. И в этот момент важно предоставить ребенку ответную реакцию: взаимный интерес. Если этого не происходит, способность самовыражения и продуктивного общения постепенно затухает (то, что не востребовано, не развивается). Именно поэтому ребенок, который в силу заболевания или неблагоприятной ситуации в семье был изолирован от родителей на 3-4-м месяце жизни, впоследствии сталкивается с задержкой эмоционально-личностного развития и нарушениями речи.

Читайте также:
Электронный сборник в работе логопеда

Что-то не так? Вот список тревожных «звоночков», заметив которые, есть повод обратиться к специалисту:

  • ребенок не интонирует: плач имеет однообразный характер, и даже чуткая мама не в силах понять, что он «хочет сказать»;
  • перед тем, как заплакать, ребенок не кряхтит: в норме он должен «разогнаться», настроиться на плач — и только потом закричать;
  • однообразное гуление — повторение одних и тех же звуковых паттернов;
  • ребенок не улыбается и не смеется, не реагирует на эмоционально окрашенную речь окружающих.

Обратите внимание, любые описанные нарушения — это не повод для постановки того или иного диагноза. Возможно, это временное явление. Очень даже возможно, что вам просто показалось: мама устала, и не в силах понять, о чем малыш кричит и сокрушается в данный момент. Однако равновероятно, что это сигнал о возможной патологии. Поэтому если подозрение нарастает, есть повод обратиться к специалисту (к кому именно, расскажем ниже).

Развитие речи ребенка в 6-10 месяцев

В это время здоровый малыш начинает ползать, а развитие речи знаменуется так называемой лепетной речью — первыми слогами: «Ба-ба», «тя-тя» и т.д. Лепетная речь бывает отраженной — то есть ребенок повторяет услышанное за окружающими — и самостоятельной: ребенок изобретает звуки и приходит в восторг от собственных возможностей.

Что-то не так? Следует принимать какие-то лечебные меры в случаях:

  • если после полугода не появляется лепетная речь или она ограничена парой слогов;
  • если ребенок не повторяет слоги за взрослыми, не пытается повторить действия родителей (например, так же потрясти погремушкой);
  • не реагирует на простые команды: «Посмотри, где собачка?».

За месяц до первого дня рождения

Вот она, взрослая жизнь: в конце первого года наконец-то появляется возможность выражать свои мысли словами. Первыми прорываются самые важные слова: «мама» (привлечение внимания родителя), «дай» и т.д. Словарный запас пока минимален, поэтому одно слово выражает десятки понятий: крик «мама» может выражать и радость встречи, и печаль расставания, и обиду, и призыв поиграть. Пока это отличный результат: не требуйте от малыша большего, пусть научится хорошо владеть освоенными словами и постепенно наращивает словарный запас.

Что-то не так? Стоит задуматься о какой-то коррекции, если первые лепетные слоги отказываются срастаться в слова типа «мама», «папа» и т.д.

Нарушения речи: к кому обращаться за помощью?

Итак, к какому специалисту обратиться в первую очередь? Чтобы понять, где кроется нарушение, надо обратиться в первую очередь к неврологу, а потом — к логопеду. Если провести аналогию с компьютером, невролог работает с «хардом» — физиологическими функциями организма, а логопед — с «софтом», функцией программирования речи. Кроме того, большим подспорьем в работе над здоровьем ребенка будет помощь остеопата. Этот доктор с помощью мягких мануальных техник помогает усилить кровоснабжение мозга, ускорить обменные процессы и опосредованно воздействовать на качество нейронных связей, улучшая работу коры головного мозга.

Как выбрать логопеда

Логопеду необходимо установить доверительные отношения с ребенком. Только установив хороший контакт с малышом, логопед получит возможность корректировать отклонение в развитии речи.

Если ребенок в течение длительного времени не раскрывается навстречу специалисту, приходится признать, что этот специалист вам не подходит. Причем винить в такой ситуации чаще всего некого: это не ребенок «бука» и не специалист неграмотный — просто по какой-то причине ребенок и взрослый не совпали. Такое бывает, и в данном случае придется искать другого логопеда.

Чего ожидать от логопедических занятий? Грамотного и доброжелательного подхода к вашему ребенку, получения ответов на все ваши вопросы, подбора индивидуальной программы развития, коррекции и восстановления речевых функций.

Статья предоставлена клиникой OsteoPolyClinic

Викторина “Умники и умницы” по русскому языку с презентацией для 5-6 класса

1. Организационный момент.
Ведущий: Ребята, сегодня мы проведём викторину «Умники и умницы» по русскому языку. Вам нужно раздели¬ться на две команды и вступить в борьбу за звание победителя. Деление на команды проведём способом жеребьёвки: вы должны вытянуть у меня из руки по одному элементу букв, соединить их в целые буквы и сложить два слова из букв одинакового цвета. Эти слова определят, к какой команде вы принадлежите.

(Дети составляют слова: «буква» и «слово». Элементы предлагаемых букв с одной стороны белого цвета и при выборе повёрнуты ею к детям, а с другой стороны окрашены в два разных цвета. Составляя слова, буквы нужно поворачивать цветной стороной к зрителям.)

Ведущий: Ваши команды называются «Дети деда Буквоеда» и «Грамотейки». Прочтите девизы ваших команд. Команда «Дети деда Буквоеда», ваш девиз.
Дети: «Пусть острей кипит борьба, начнём соревнование.
Успех решает не судьба, а только наши знания!»

Ведущий: Команда «Грамотейки», ваш девиз.
Дети: «Соревнуясь вместе с вами, мы останемся друзьям.
Свой язык усердно учим, и победу мы получим!»

2. Вступительная беседа.
Ведущий: А начнём мы нашу викторину с небольшой экскурсии в историю развития языков. Как вы думаете, люди всегда умели писать? Что вы об этом знаете?
(Ответы детей.)
Конечно, прошло не одно столетие, пока человек изобрёл буквы и научился записывать ими слышимые звуки и слова своей речи. Дорога к письменности была длинной и трудной. Сначала люди пользовались разными сигналами для передачи сообщений. Это мог быть дым костра, звук барабана, свист. (Слайд 1.)

Читайте также:
Нарушение предикативного словаря у детей с ОНР и с ЗПР

Сам же русский язык возник из древнеславянского языка (наряду с украинским и белорусским). В резуль¬тате трудов монахов, потом учёных, писателей и поэтов русский язык стал одним из развитых, гармоничных языков мира. Вот что о нём говорят великие писатели.
«В русском языке, – говорил Николай Васильевич Гоголь, – все тоны и оттенки, все переходы звуков от самых твёрдых до самых нежных и мягких; он беспределен и может, живой как жизнь, обогащаться ежеминутно».
Сравните слова «гром», «рог», «ракета» и «лисичка», «миленький», «песня». Слышите, как наш язык звучен и мелодичен. В нём много способов образования новых слов, такой богатый их запас, что легко можно выразить все наши мысли и чувства. Просто нужно овладеть этим богатством. А добьётесь вы этого только через чтение разных книг.
«Для всего в русском языке есть великое множество хороших слов», – говорил Константин Георгиевич Паустовский.

К глубокому сожалению множество людей, как взрослых, так и молодых, загрязняют свою речь вульгарными выражениями, нецензурными, даже матерными словами. Настолько они бедны в речи, не развиты, что не могут подобрать подходящих приличных слов и, поэтому, заслуживают только жалости. Задумайтесь над этим.

«Язык – это история народа. Язык – это путь цивилизации и культуры. Поэтому-то изучение и сбережение русского языка является не праздным занятием от нечего делать, но насущной необходимостью». (Александр Иванович Куприн)
Вот сейчас-то мы и будем проверять ваши знания в языке па прочность с помощью интересных заданий. Для достижения успеха вы должны думать сообща, уметь выслушать версию товарища и вести себя сдержанно, а в случае неудачи не сдаваться, не останавливаться на полпути.

Ведущий: Русский язык наш богат не только многообразием слов, но и множеством метких и ёмких выражений, отточенных веками, содержащих народную мудрость. Как называем мы такие выражения?
Дети: Пословицы и поговорки.

КОНКУРС 1. Разминка «Угадай поговорку».
Ведущий: Верно. Проведём перекрёстный бой-разминку «Угадай поговорку». Я задаю вопрос, вы отвечаете известной поговоркой. В случае ошибки право отвечать переходит к другой команде. Получаете по баллу за каждую поговорку.
1. Какому животному гусь – не товарищ? ( Гусь свинье не товарищ.)
2. Чего не выкинешь из песни? ( Слова из песни не выкинешь.)
3. Какому подарку в зубы не смотрят? (Дареному коню в зубы не смотрят.)
4. Если собрать со всего мира по нитке, что можно сделать голому? (С миру по нитке – голому рубаха.)
5. С чего должна слезть баба, чтобы кобыле стало легче? ( Баба с воза – кобыле легче.)
6. Чего может лишиться дитя у семи нянек? ( У семи нянек дитя без глаза.)
7. Без чего не бывает дыма? (Дыма без огня не бывает.)
8. Чего лишилась Варвара, придя на базар? (Любопытной Варваре на базаре нос оторвали.
КОНКУРС 2. «Вышибалы».
В словах «краска», «склон», «горсть», «полк», «всласть», «тепло», «беда», «экран», «крот» за 1 минуту зачеркни 1 букву и получи новые слова. Команда, справившаяся быстрее, зарабатывает два очка.
КОНКУРС 3. «Собери шары».
Вы знаете, что в некоторых словах безударные гласные проверить нельзя ударением, их надо запомнить. Выбегая к доске, вы должны в слово поставить на пустое место нужный шар с пропущенной буквой. Какая команда быстрей и правильно выполнит задание, та получит два балла.
Слова для первой команды: верстак, матрос, болото, верблюд, физкультура, природа.
Слова для второй команды: защита, беседа, ботинки, ракета, охрана, до свидания.
Физкультминутка. Мы походим на носках, а потом на пятках.
Повращаем головой и сведём лопатки.
Носом вдох и выдох ртом, дышим глубже, а потом –
Марш на месте не спеша. Как разминка хороша!

КОНКУРС 4. «Куда причалят лодки?»
Ведущий: Продолжим состязание. Отгадайте загадку.

Воздух рвёт преграды, шум получается. Голоса нет совсем, но звук прорывается. Как называется звук такой? Этот согласный звук. глухой.

А другая группа звуков как называется? . (Звонкие.)
Вы уже знаете, что есть согласные звуки двойняшки, которые отличаются лишь присутствием голоса, а по работе органов речи они совершенно одинаковы. Давайте назовём их: Б-П, В-Ф, Г- К, Д-Т, 3-С, Ж-Ш.
А теперь заселите на этаж звонких согласных и глухих согласных недостающих жильцов. (Дети доставляют буквы Л, М, Н, Р и Ц, Ч, Щ.)
Вот эти двойняшки очень неуверенные в себе звуки и вечно поддаются влиянию тех согласных звуков, которые идут за ними. И в словах возникают ошибка-опасные места. И лишь перед волшебниками «Л», «М», «Н», «Р» да ещё «В» и перед гласными звуками наши двойняшки чувствуют себя уверенно и пишутся так, как произносятся. Поиграем с двойняшками «Ж» и «Ш». Куда должен причалить кораблик с «Ш», а куда с «Ж», чтобы получились правильные слова. Впишите нужную букву в слова с пропусками: лягу-ка, кру-ка, стару-ка, подру-ка, ло-ка, но-ка, сторо-ка, моро-ка. Команда, справившаяся быстрее и правильно, получает два балла.
КОНКУРС 5. «Построй словечко».
Ведущий: Всё на свете состоит из чего-то: лес из деревьев, облака из капелек воды, стены из кирпичиков. А из чего состоят слова? (Ответы детей.) Из четырёх строительных блоков – морфем: приставки, корня, суффикса и окончания. Сейчас вы будете строить слова. Команда, выполнившая задание первой, получает балл. За правильно составленное слово, команды получают тоже по баллу.
Загадка первой команде. Его корень находится в слове ВЯЗАТЬ, приставка – в слове ЗАМОЛЧАТЬ, суффикс – в слове СКАЗКА, окончание – в слове РЫБКА. (ЗАВЯЗКА)
Загадка второй команде. Его корень находится в слове СНЕЖИНКА, приставка – в слове ПОДЪЕХАЛ, суффикс – в слове ЛЕСНИК, окончание – в слове УЧЕНИКИ. (ПОДСНЕЖНИКИ)
Ведущий: А сейчас давайте сочиним маленький рассказ о двух Пушистиках с данной картинки. (Слайд 5.)

Читайте также:
Конспект занятия Дифференциация звуков К – Г на материале слов и предложений

Вам нужно будет использовать самые различные приставки, указывающие на направление движения, но они не должны повторяться.
КОНКУРС 6. «Восстанови текст».
Ведущий. Как люди на земле живут в разных государствах, так все слова в русском языке по своему значению, по признакам делятся на большие группы – части речи. Какие части речи вы уже знаете? (СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ, ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ, ГЛАГОЛ и ПРЕДЛОГИ.)
Чем отличается приставка от предлога? (Приставка – часть слова, а предлог – часть речи, отдельное слово. Приставка пишется слитно, а предлог – отдельно. Между предлогом и словом можно поставить другое слово или задать вопрос.)
Поиграем. Вы должны в предложенном тексте в выделенных словах правильно найти, где приставка, а где предлог. Справившаяся команда получает очко и очко за скорость.

Текст первой команде: Солнце прячется (за) бор. Котофей Иваныч залезает на (за) бор прогуляться на ночь. Я (про) лил молоко, а Вася сочинил (про) это стихи.
Текст второй команде: «Лентяй». Сидел он на (о) кошке и размышлял (о) кошке. Вдруг подумал: « А (у) сов есть усы, иль нет (у) сов?»

Ведущий: Что за часть речи ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ? (Слова, которые обозначают предметы, отвечают на вопросы КТО? ЧТО?) А что обозначают глаголы, прилагательные? На какие вопросы они отвечают?
Проведём игру. Я говорю слово, если оно существительное – вы поднимаете руку, если глагол – топаете ногами, если прилагательное – покачиваетесь, если предлог – соединяете ладонь с ладонью.
• Посадила мама в печь пироги с капустой печь.
• Снежное покрывало покрывало вспаханное поле.
• Ведро дало течь – вода стала течь.
Ведущий: Грамотно писать, различать части речи, знать правила правописания – это лишь полдела для грамотного и вежливого человека. Нужно ещё уметь красиво и правильно выражаться в общении с людьми. Поэтому последним заданием для команд будет придумать вежливые ответы в следующих ситуациях и разыграть их.
• У вас попросила одноклассница дать ей ручку, а ручка нужна вам самим. Придумайте свою версию отказа.
• Вы опаздываете на репетицию, просите кого-то из ребят подежурить за вас. Этот человек не хочет, так как у него свои дела.
5. Подведение итогов.

6. Заключительная часть.
Ведущий. Хочу вам пожелать успехов в изучении русского языка. Чтобы ваша речь была чистой, умной и красивой. А закончу я наше занятие словами пожелания от лица И. Тургенева:
«Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, этот клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками».

Речевая викторина «Умники и Умницы»

Викторина — прекрасный способ весело провести время с детьми и блеснуть эрудицией. Данная речевая викторина «Умники и Умницы» позволит весело, в форме соревнования проверить знания детей в разных образовательных областях.

Речевая викторина «Умники и Умницы» (подготовительная группа компенсирующей направленности)

  • закреплять знания детей об окружающем.
  • способствовать закреплению у детей знаний о сказках, растениях и животных.
  • создать условия для развития наглядно-образного и логического мышления, памяти.
  • способствовать развитию связной речи, умению отвечать на вопросы быстро, полным и чётким ответом.
  • воспитывать чувство коллективизма, взаимовыручки и сопереживания.

Ход викторины

Логопед. Добрый день, уважаемые гости! Мы Вас приветствуем в нашем уютном и красивом зале. Сегодня у нас необычное соревнование. Надеюсь, что скучать вам не придется.

Приглашаем вас на викторину «Умники и Умницы», и посмотрим, кому же сегодня повезёт в этой игре. Я думаю, что повезёт добрым и умным. Вы со мной согласны? Тогда начинаем.

У нас соревнуются две команды: «Непоседы» и «Смешарики».

А сейчас я Вам расскажу правила нашей викторины. Перед каждой командой расположена ваза. За каждый правильный ответ команда будет получать цветок. Та команда, которая по итогам всех заданий соберет самый пышный букет — объявляется победителем. Когда отвечает одна команда — вторая не подсказывает, иначе цветок поставим в вазу соперников. Команды должны отвечать дружно, не ругаться и не ссориться.

Вы готовы? Тогда мы начинаем!

Логопед. А сейчас капитаны представят свои команды:

Девиз команды «Непоседы»: «Мы ребята знайки, знайки – не зазнайки!

Девиз команды: «Смешарики»: «Мы ребята Умники, умники — заумники».

Логопед. Для того, чтобы лучше вас узнать проведем небольшое интервью.

Вопросы к детям:

  • Представь, что ты — президент России. Что бы ты изменил (а?).
  • Если бы ты был (а) заведующей детского сада, что бы ты сделала для детей?
  • Кем ты мечтаешь стать, когда вырастешь? Почему?
  • Если бы у тебя была волшебная палочка, какое бы желание ты бы хотела осуществить?
  • Считаешь ли ты себя счастливым ребенком? Почему?
  • Что бы ты хотел (ла) получить в подарок на день рождения?
  • Что ты любишь больше всего на свете?
  • Ты пришла в детский сад, а там все рыжие.

Логопед. А теперь игра начинается, но к нам кто-то спешит.

Под музыку заходит Сова.

Сова. Здравствуйте, ребята!

Я, Совушка, Совушка –
Лохматая головушка,
Я ведь мудрая сова,
Знаю умные слова.

Я летаю высоко,
Вижу очень далеко,
Расскажу я, Совушка,
Вам про луну и солнышко.

Сова. Моя подруга Сорока – белобока, принесла новость, что у вас сегодня Викторина «Умников и Умниц», поэтому я решила в ней принять участие.

Логопед. Оставайся, Совушка, будешь на конкурсе, почетным членом жури.

Читайте также:
Конспект индивидуальной непосредственно образовательной деятельности по теме Игрушки

1. Разминка «Вопрос – ответ!»

Сова. Но какой конкурс без разминки, буду задавать вопросы, на которые дети должны быстро и правильно ответить. (Сова по очереди задает вопросы командам).

1. Кто является диким травоядным животным — заяц, волк или медведь?
2. Кто из животных спит зимой?
3. Назовите любое насекомое.
4. Самое теплое время года. (Лето).
5. Сколько углов у круга?
6. Сколько звезд на небе днем?
7. Сколько огней у светофора?
8.Назовите дерево — символ России. (Берёза).
9. Назовите любого героя сказки «Бременские музыканты».
10. Самое холодное время года. (Зима).
Сова. Молодцы, ребята, быстро и правильно отвечали на вопросы, поэтому за разминку вы получаете по одной розе. Дети, но я не вижу радости на ваших лицах.

Мимическая игра «Покажи настроение».

Логопед. Что, ты Совушка, наши ребята умеют и радоваться и грустить. Ты присядь на почетное место жюри и посмотри, как они это делают.
Взрослый читает стихотворение, а дети показывают настроение
(радость, грусть, спокойствие, удивление).

С каким настроением вы:…

Встречаете маму,
Идете по парку,
Гладите кошку,
Упали в лужу,
Рисуете в альбоме,
Идете к зубному врачу,
Разговариваете с другом,
Смотрите на испачканную одежду,
Читаете книгу,
Танцуете на празднике,
Любуетесь природой,
Мажете зеленкой разбитую коленку,
Покупаете мороженое?

Что мы видели, не скажем,
А что слышали, расскажем!

2. Игра на слуховое внимание «Назови, что слышали?»

Дети каждой команды отгадывают разные действия по звуку.

3.Игра – описание «Что здесь произошло?»

Дети рассматривают сюжетные картинки и рассказывают, что на ней произошло.

4.Словесная игра «Назови лишнее слово».

  • Аист, ласточка, оса, сова.
  • Собака, свинья, страус, лиса.
  • Сарафан, свитер, сапоги, носки.
  • Поднос, миска, колбаса, стакан.
  • Автобус, стул, стол, скамейка.
  • Скат, такса, сом, судак.

Очень весело живем,
Песни звонкие поем!

«Хор собачек и мышей»

Дети поют под музыку «В лесу родилась елочка»:

«Смешарики» — гав, гав, «Непоседы» — пи, пи.

5.«Графический диктант по словесному указанию»

Соревнование капитанов команд.

Расположи на листе: в центре листа – круг, в левом верхнем углу – треугольник, в правом нижнем углу – квадрат, в левом нижнем углу – прямоугольник, в правом верхнем углу – овал.

Специально я ошибку в предложении скажу,
Вы поправьте без улыбки,
Узнать, как правильно хочу!

6. Игра «Исправьте ошибку»

  • Высокий сосна.
  • Громкая свисток.
  • Красный пустышка.
  • Холодный сосулька.
  • Сильная слон.
  • Кислая сливы.

А математику мы любим,
А считать мы быстро будем!

7. «Веселые задачки»

1. Шесть ребят в футбол играли,
Одного домой позвали.
Он глядит в окно — считает
Сколько их теперь играет?(5)

2. На поляне у реки
Жили майские жуки.
Дочка, сын, отец и мать,
Кто успел их сосчитать?(4)

3.Четыре спелых груши
На веточке качалось.
Две груши снял Павлуша,
А сколько груш осталось?(2)

4. Сестры-белочки сидели
Вшестером в дупле на ели.
К ним еще одна примчалась –
От дождя она спасалась.
Все теперь сидят в тепле.
Сколько белочек в дупле?(7)

Музыкальная разминка «Головой мы покиваем…..»

Звучит песня «В гостях у сказки»

8.«Отгадай героев из сказок»

Мы из сказки – ты нас знаешь.
Если вспомнишь – отгадаешь!
А не вспомнишь – ну так что ж …
Сказку заново прочтёшь!

Работать умела красиво и ловко,
В деле любом проявляла сноровку.
Хлебы пекла и скатерти ткала.
Шила рубашки, узор вышивала
Лебедью белой в танце плыла
Кто мастерица эта была?
(Василиса Прекрасная)

С Пятачком он ходит в гости,
Любит мёд, варенье просит…
Это кто, скажите вслух!
Медвежонок…
(Вини-Пух)

Эта скатерть знаменита
Тем, что кормит всех досыта,
Что сама собой она
Вкусных кушаний полна.
(Скатерть Самобранка)

Лечит маленьких детей,
Лечит птичек и зверей,
Сквозь очки свои глядит
Добрый доктор…
(Айболит)

Родилась у мамы дочка
Из прекрасного цветочка.
Хороша, малютка просто!
С дюйм была малышка ростом.
Если сказку вы читали,
Знаете, как дочку звали.
(Дюймовочка)

Дед и баба вместе жили,
Дочку из снежка слепили,
Но костра горячий жар
Превратил девчушку в пар.
Дед и бабушка в печали.
Как же девочку ту звали?
(Снегурочка)

На ступе волшебной старуха летит,
Так быстро, что ветер за нею свистит.
Живет она в сказочной, земной глуши –
Ты имя старухи назвать поспеши!
(Баба Яга)

Это знают даже первоклашки,
Что есть друг большой у Чебурашки,
Под гармошку песни он поёт.
Имя друга каждый назовёт.
(Крокодил Гена)

Мы пословицу прочтем,
Ее значение назовем!

9.«Пословицы, поговорки».

Ведущий произносит поговорки, а команды по очереди объясняют ее значение.

  1. «Каждый кулик своё болото хвалит».
  2. «По одёжке встречают, по уму провожают».
  3. «За двумя зайцами погонишься – ни одного не поймаешь».
  4. «Один за всех, и все за одного». «Непоседы»
  5. «Под лежачий камень вода не течёт».
  6. «Без труда не вытянешь и рыбку из пруда».
  7. «Не имей сто рублей, а имей сто друзей». «Смешарики»

Логопед. Пришла пора посчитать цветы в вазах. Мы просим уважаемую Сову подвести итоги и объявить победителей. (Сова объявляет победителей и награждает медалями).

Сова. Молодцы, ребята! Спасибо за веселую и честную игру! Я вижу, что вы очень умные и добрые дети. А мне пора в лес, до свиданья, друзья, до встречи!

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: