Как развить выразительность речи ребенка

Как развить выразительную и эмоциональную речь ребенка

Анастасия
Как развить выразительную и эмоциональную речь ребенка

Процесс развития речи предполагает освоение не только содержательной, но и образной, эмоциональной стороны языка, которая рассматривается как качественная характеристика речи, тесно связанная с проявлением индивидуальности человека. Использование детьми разнообразных средств выразительности речи – важнейшее условие своевременного интеллектуального, речевого, литературного и художественного развития.

Выразительности речи развиваетсяв течение всего дошкольного возраста: от непроизвольной эмоциональной – у малышей, к интонационной речевой – у детей 4-5 лет и языковой – у детей старшего дошкольного возраста.

Для развития выразительной стороны речи необходимо создание таких условий, в которых ребенок мог бы передать свои эмоции, чувства, желания и взгляды, причем не только в обычном разговоре, но и публично, не стесняясь присутствия посторонних слушателей. Это важно потому, что есть люди с богатым духовным содержание, прекрасно владеющие выразительной речью, но настолько застенчивые, неуверенные в себе, непривычные к публичным выступлениям, что достаточно присутствия двух – трех посторонних лиц, чтобы они не могли произнести ни слова.

Привычку к выразительной публичной речи можно воспитать в человеке только путем привлечения его с малолетства к выступлениям перед аудиторией (другими детьми, взрослыми).

Воспитатель может рекомендовать родителям играть с детьми «в театре», где родители и дети являются артистами. Воспитательные возможности театрализованной деятельности усиливаются тем, что ее тематика практически неограниченна и может удовлетворять любые интересы и желания ребенка. Участвуя в театрализованной деятельности, ребенок знакомится с окружающим миром во всем его многообразии через образы, краски, звуки, а умело поставленные вопросы побуждают его думать, анализировать, делать выводы и обобщения. С умственным развитием тесно связано и совершенствование речи. В процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний незаметно активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура речи. Исполняемая роль, особенно диалог персонажей, ставит перед необходимостью ясно, четко, понятно изъясняться. У него улучшаются диалогическая речь, ее грамматический строй.

Все это позволяет решать многие задачи т по подготовке ребенка к школе, касающиеся вопросов формирования выразительности речи интеллектуального, художественно – эстетического воспитания. Театрализованная деятельность – неисчерпаемый источник развития чувств, глубоких переживаний и эмоциональных открытий ребенка приобщает его к духовному богатству, накопленному человечеством. Произведения искусства заставляют волноваться, сопереживать персонажам и событиям, и «в процессе этого сопереживания создаются определенные отношения и моральные оценки, имеющие несравненно большую принудительную силу, чем оценки, просто сообщаемые и усваиваемые. Театрализованная деятельность – важнейшее средство развития у ребенка эмпатии, являющейся необходимым условием взаимодействия с людьми.

Одни из главных условий развития эмоциональной речи ребенка – эмоциональное отношение взрослого к прочитанному. При чтении книг детям необходимы не столько артистичность, сколько искренность и неподдельность чувств взрослых. Для малышей это является как бы образцом эмоционального отношения к тем или иным ситуациям.

Чем меньше ребенок, тем определеннее, акцентированнее должно быть чтение. Однако переигрывать для создания звукоподражательных эффектов также не рекомендуется – дети очень тонко чувствуют преувеличение и фальшь.

Старшим дошкольникам можно читать более сдержано, менее эмоционально выражено, чтобы не помешать самостоятельному усвоению ребенком нового содержания. Ни в кое случае нельзя применять никакого давления, сравнения, оценки, осуждения. Наоборот, необходимо предоставить ребенку возможность высказаться, проявить внутреннюю активность. Необходимо следить, чтобы своей активностью не подавить робкого ребенка, превратив его только в слушателя. Нельзя допускать страха перед ошибкой, чтобы ребенок боялся выйти на сцену.

Подготовка к театрализованной деятельности должна проходить в несколько этапов.

Вначале необходимо выразительно прочитать произведение, а затем провести по нему беседу с ребенком, поясняющую и выясняющую понимание не только содержания, но и отдельных средств выразительности. Например, после чтения стихотворения С. Маршака «Котята»можно спросить: «Какое настроение было у хозяйки в начале стихотворения? Как ты догадался об этом?» Или после чтения произведения А. Толстого «Золотой ключик, или Приключения Буратино»предложить следующий вопрос: «Какие героев этого произведения можно назвать злыми?»

Следует подчеркнуть, что чем полнее и эмоциональнее восприятие произведений, тем выше будет уровень театрализованной деятельности. Поэтому при чтении какого – либо текста необходимо широкое использование комплекса средств интонационной, лексической и синтаксической выразительности.

В соответствии с этим перед воспитателем встают две основные задачи: во-первых, разобраться в том, что чувствует малыш, на что направлены его переживания, насколько они глубоки и серьезны; во-вторых, помочь ребенку полнее высказаться, проявить свои чувства создать для него особые условия, в которых могли бы развернуться его активность, его содействие персонажам произведения.

Как же следует реагировать на эмоциональную активность ребенка во время чтения произведения или просмотра видеофильма? Разумеется, не следует делать замечаний, призывать сидеть тихо. Это может помешать полноценно переживать события сказки, замаскирует многие эмоциональные оценки.

Для развития у ребенка умения внимательно слушать произведение, запоминать последовательность событий, свободно ориентироваться в тексте, представлять образы героев можно использовать упражнения –проблемные ситуации типа: «Ты с этим согласен?» Например, прочитать отрывок из сказки «Волк и семеро козлят»и спросить: «Ты согласен, что эта песня принадлежит волку, а не козе из сказки? (Козлятушки – ребятушки, отворитеся, отопритеся) Почему ты так думаешь?» Или, показывая детям иллюстрацию с лисой,спросить: «Ты согласен, что эта лиса из сказки «Лиса, заяц и петух»? Почему ты так решил?» Отвечая на данные вопросы и объясняя, почему именно так он думает, ребенок вынужден вспоминать текст и представлять определенный образ.

Огромную роль в осмыслении материала, как познавательного, так и эмоционального, играют иллюстрации в детских книгах, а также видеофильмы по различным произведениям. При рассматривании с детьми иллюстраций особое внимание необходимо уделять анализу эмоциональных состояний персонажей, изображенных на картинках («Что с ним? Почему он плачет?» и т. д.).

Передать характер персонажей в движении помогает музыка. Например, после прослушивания в записи русской народной мелодии «Курочка и Петушок» можно спросить ребенка, подходит ли эта музыка образу смелого Петуха из сказки «Лиса, заяц и петух», и попросить показать данный образ в движении. После этого можно предложить ребенку загадать взрослому загадки путем имитации движений различных животных.

Читайте также:
Индивидуальное занятие по автоматизации звука (Ш) в словах и предложениях

При обучении ребенка средствам речевой выразительности необходимо использовать знакомые и любимые сказки, которые сконцентрировали в себе всю совокупность выразительных средств русского языка и предоставляют ему возможность естественного ознакомления с богатой языковой культурой русского народа. Кроме того, именно разыгрывание сказок позволяет научить детей пользоваться разнообразными выразительными средствами в их сочетаний (речь, напев, мимика, пантомима, движения).

Для обучения старших детей средствам речевой выразительности можно использовать более сложные упражнения. Например, предложить ребенкупроизнести с разной интонацией самые привычные слова: «возьми», «принеси», «помоги», «здравствуй» и др. (приветливо, небрежно, просящее, требовательно и т. д.). Или привлечь внимание к тому, как можно изменить смысл фразы путем перестановки логического ударения (каждый раз на другом слове): «Дай мне куклу», «Мама пришла за мной» и т. д. Причем нельзя забывать, что интонация голоса взрослого – образец для подражания. Поэтому, прежде чем предложить какие – либо задания ребенку, следует неоднократно попробовать выполнить его самому.

Такие упражнения закономерно приводят к необходимости ознакомления ребенка с основными эмоциональными состояниями (радости, печаль, страх, удивление, злость и др.) и способами их невербального и вербального выражения, так как без глубокого понимания эмоционального состояния и способов его внешнего проявления невозможна выразительность речи.

Можно предложить ребенку разыграть отдельные маленькие сценки, где необходимо подчеркнуть особенности ситуации мимикой. Например, изобразить, как девочке подарили новую куклу, или как ребенок испугался медведя.

Серьезная проблема – исполнение ролей отрицательных персонажей требует глубокого вдумчивого наблюдения за ребенком. Поскольку положительные качества поощряются, а отрицательные осуждаются, дети в большинстве случаев хотят исполнять роли добрых, сильных и находчивых персонажей и не хотят играть злых, жестоких, бесчестных. В таких случаях нужно подчеркнуть, что в театрализованной деятельности все – и дети и взрослые – артисты, которые должны уметь играть и положительные и отрицательные роли. Поэтому зачастую сыграть роль отрицательного героя намного сложнее.

Накопление ребенком эмоционально – чувственного опыта – длительный процесс, однако он приносит неоценимые результаты в плане развития личности.

Консультация «Как развить память ребенка» Как улучшить память? Существует три «закона» памяти. Первый «закон» памяти – получить глубокое яркое впечатление о том, что хотите запомнить,.

Консультация для родителей «Как развить воображение у ребенка?» В наш век высоких технологий современные дети,к сожалению, очень мало фантазируют. За них все делают телевизоры, компьютеры,планшеты. А.

Консультация для педагогов «Как развить голос, дикцию и речь» Постижение ораторского искусства – трудный и кропотливый процесс. С древних времен люди стремились познать искусство выступления перед толпой.

Консультация для родителей «Как развить интерес к лепке у детей раннего возраста» Лепка с детьми раннего и младшего дошкольного возраста – отличный способ для развития мелкой моторики рук и стимулирования речи. Для лепки.

Консультация для родителей «Как развить у ребенка память» Память у ребенка надо развивать постепенно,так как для каждого возраста имеют место различные игры и упражнения. С детьми от 1 года до.

Консультация для родителей «Как развить у ребенка способность запоминать» В сентябре за парты сядут первоклассники,учеба это первое испытание для дошкольников,а чтобы учеба не была для них в тягость,родителям.

Консультация для родителей «Как сформировать правильную речь у ребенка?» В последнее время все чаще сталкиваешься с проблемой, что дети плохо разговаривают, имеют нарушения речи, неправильно произносят звуки,.

Консультация для родителей «Развиваем речь ребенка» В последнее время в практике логопедов встречается все большее число детей с речевыми проблемами. Зачастую родители считают: «Вот одам ребенка.

Советы родителям «Как развивать речь ребенка» У детей довольно часто наблюдается задержка в развитии речи, хотя они здоровы, у них нет нарушений слуха или поражения центральной нервной.

Эссе «Речь воспитателя-образец в становлении в речи ребенка» “Речь – это удивительное сильное средство, но нужно иметь много ума, чтобы пользоваться им”. Г. Гегель. Когда наступает пора определения.

Консультация для педагогов ” Формирование выразительной речи у детей дошкольников”

Консультация для воспитателей

Формирование выразительной речи у детей дошкольников

Театрализованная деятельность в детском саду может быть организована в утренние и вечерние часы в нерегламентированное время; Причём тут театрализованная деятельность? Спросите вы. Организация театрализованной деятельности дошкольников не только создает условия для формирования выразительности речи, но и для приобретения новых знаний, умений и навыков, развития способностей и детского творчества, но и позволяет ребенку вступать в контакты с детьми из других групп, с разными взрослыми.
Желательно, чтобы все организованные формы театрализованной деятельности проводились небольшими подгруппами, что обеспечит индивидуальный подход к каждому ребенку. Причем каждый раз подгруппы должны формироваться по-разному, в зависимости от содержания занятий. Содержание театрализованных занятий включает:
– просмотр кукольных спектаклей и беседы по ним;
– игры-драматизации;
– разыгрывание разнообразных сказок и инсценировок;
– упражнения по формированию выразительности исполнения (вербальной и невербальной);
– упражнения по социально-эмоциональному развитию детей (9).
Безусловно, что в театрализованной деятельности огромную роль играет воспитатель. Следует подчеркнуть, что театрализованные занятия должны выполнять одновременно познавательную, воспитательную и развивающую функции и ни в коей мере не сводиться только к подготовке выступлений. Их содержание, формы и методы проведения должны способствовать одновременно достижению трех основных целей:
– формированию выразительности речи
– созданию атмосферы творчества;
– социально-эмоциональному развитию детей.
Содержанием таких занятий является не только знакомство с текстом какого-либо литературного произведения или сказки, но и с жестами, мимикой, движением, костюмами, мизансценой, т.е. со «знаками» визуального языка. В соответствии с этим практическое действие каждого ребенка является важнейшим методическим принципом проведения данных занятий. Поэтому, необходимо, чтобы воспитатель не только выразительно читал или рассказывал что-либо, умел смотреть и видеть, слушать и слышать, но и был готовым к любому «превращению», т.е. владел основами актерского мастерства и навыками режиссуры (6)
Таким образом, театрализованная деятельность – важнейшее средство формирования выразительной речи, а так же развития эмпатии, т.е. способности распознавать эмоциональное состояние человека по мимике, жестам, интонации, умения ставить себя на его место в различных ситуациях, находить адекватные способы содействия. В соответствии со склонностями и интересами детей в вечернее время может быть организована работа разнообразных студий «Кукольный театр», «Театральный салон», «В гостях у сказки» и др. Полезно, когда результаты работы студий (ручного труда, изобразительной, музыкальной, театрализованной деятельности), в конечном итоге, объединяются в единый целостный продукт. Это может быть концерт, спектакль или какой-либо праздник, к которым готовятся участники всех студий дошкольного образовательного учреждения. В таких общих мероприятиях каждый ребенок становится членом коллектива, объединенного единой целью (2).
Именно в общем спектакле или концерте ребенок естественно и непринужденно усваивает богатейший опыт взрослых, перенимая образцы поведения и выразительной речи. Кроме того, в такой совместной деятельности воспитатели лучше узнают детей, особенности их характера, темперамента, мечты их желания. Создается микроклимат, в основе которого лежит уважение к личности маленького человека, забота о нем, доверительные отношения между взрослыми и детьми (2).
Предметно-пространственная среда является не только одним из основных средств развития личности ребенка, но и средством выразительной речи.

Читайте также:
Технологическая карта ОУД по лексической теме 'Транспорт'

Скачать:

Вложение Размер
konsultaciya_dlya_pedagogov.docx 23.75 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация «Воспитание основ толерантности у дошкольников»

Современный культурный человек – это не только человек образованный, но и обладающий чувством самоуважения и уважаемый окружающими. Важно формировать у подрастающего поколения умения строить взаимоотношения в процессе взаимодействия с окружающими на основе сотрудничества и взаимопонимания, готовности принять других людей, их взгляды, обычаи и привычки такими, какие они есть.

Сегодня мы с вами поговорим о толерантности. 16 ноября жители многих стран мира отмечают Международный день толерантности или День терпимости. Этот праздник был учрежден в 1996 году по решению Генеральной Ассамблеи ООН

“ Толерантность – означает уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, наших форм самовыражения и способов проявлений человеческой индивидуальности”. В документах конференций ЮНЕСКО 1997 года толерантность трактуется уже как терпимость к чужим мнениям, верованиям, расовым различиям, поведению, образу жизни и национальности.

Проблема воспитания толерантной культуры на сегодняшний день является одной из самых актуальных в России, стране многонациональной, с множеством разнообразных и непохожих друг на друга культур. В современном обществе толерантная культура имеет особое значение: она выступает и как общечеловеческая ценность, и как норма социального действия.

Объективным выражением именно такового подхода к воспитанию у детей толерантности в современном обществе стали следующие стратегические документы :

Декларация прав ребенка (1959).

Конвенция ООН о правах ребенка (1989).

Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развитии детей (1990).

Семейный кодекс РФ (1995).

Федеральный закон “ Об основных гарантиях прав ребенка в РФ” (1995).

Закон “ Об образовании” (1992).

Конституция Российской Федерации.

Конституция Республики Татарстан.

“Национальная доктрина образования Российской Федерации”.

“Федеральная программа развития образования”.

Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года.

Программа по воспитанию детей и молодежи на 2002 и 2004 годы Министерства образования РФ.

Главная задача государства и общества по отношению к детям – обеспечение оптимальных условий для развития их индивидуальных способностей, возможности саморегуляции вне зависимости от психифизических особенностей, т.е. защита права каждого ребенка на любом этапе его развития и формирования у него основы уважительного отношения к правам окружающих, приобщение к общечеловеческим ценностям.

Задача современного образовательного учреждения состоит в том, чтобы из его стен вышли воспитанники не только с багажом знаний, умений, навыков, но люди самостоятельные, обладающие толерантностью в качестве основы своей жизненной позиции.

В решении задач формирования толерантности особая роль должна быть отведена дошкольному образованию и воспитанию как начальному этапу в нравственном развитии ребенка. Терпимость, уважение, принятие и правильное понимание культур мира должно прививаться уже в раннем возрасте, в детском саду. Относиться с уважением и почтением к представителям различных национальностей является неотъемлемым условием толерантного воспитания, и мы воспитатели должны довести до сознания детей то, что Ведь люди равны в своих достоинствах и правах, хотя и различны по своей природе. Период дошкольного детства очень важен для развития личности ребенка: на протяжении всего дошкольного периода интенсивно развиваются психические функции, формируются сложные виды деятельности, закладываются основы познавательных способностей. Дошкольное детство — это время достижений и проблем не только одного маленького человечка, но и всего общества в целом. Последние годы растет число детей разных национальностей , посещающих дошкольные учреждения. Нельзя не согласиться с высказыванием Г.Фуллера : «Только то в человеке прочно и надежно, что всосалось в природу его в его первую пору жизни». Как правило, эти дети общаются с трудом на русском языке, поскольку в кругу семьи они изъясняются на своем родном. И детский сад обязан способствовать воспитанию детей в духе толерантности. Каждый ребенок не взирая на национальность, должен чувствовать себя личностью. Необходимо, чтобы дети уже в дошкольном возрасте поняли, как важно жить в мире и согласии между различными народами, знать культуру других народов, уважать ее, стараться понять и принять. Ребенок понимает, что принятие его другими зависит от того, как он воспринимает других. Надо стараться сделать наш дом действительно добрым, теплым, светлым для всех, кто по тем или иным причинам приехал в него и живет вместе с нами.

Формирование толерантности целесообразно начинать со старшего дошкольного возраста, так как, именно этот возраст является сенситивным для воспитания нравственности и толерантности, именно в этом возрасте закладывается фундамент для дальнейшего развития личности ребенка. В этом возрасте происходит формирование у детей навыков уважительного и доброжелательного поведения во время взаимоотношений с представителями разных культур, умение воспринимать окружающее как результат сотрудничества людей разных национальностей, разного этнического происхождения. Они положительно влияют на человека, преображают его, возвышают, возвращают в более гармоничное состояние. В формировании толерантности у дошкольников необходимо опираться на игровые методы воспитания, так как игра является основным видом деятельности детей дошкольного возраста.

Основы толерантности закладываются у дошкольников в процессе работы на занятиях, во время досугов, в самостоятельной игровой деятельности, всевозможных экскурсий, в частности посещение библиотек города, музея экологии и краеведения. А также – это огромная каждодневная работа педагогов.

Работа с педагогическим коллективом предполагает следующие формы работы :

– повышение профессиональной компетентности каждого педагога через систему семинарских занятий-практикумов под научным руководством преподавателя

– выявление, обобщение и распространение передового опыта среди педагогов ДОУ

– проведение мастер – класса,

– системное самообразование педагогов,

– творческие мастерские, конкурсы,

– выход в СМИ (представление опыта работы в педагогических журналах РТ и РФ).

Работа с воспитанниками ДОУ:

Важным условием для успешности реализации проекта -программы является исходные функции показателей толерантного развития у детей. Полученные первичные результаты являются отчетом для прогнозирования развития особенностей личности ребенка, подбора оптимального содержания обучения и воспитания, средств и приемов психолого-педагогического воздействия, использования инновационных технологий и национального регионального компонента. В связи этим особую важность приобретает формирование навыков успешного социального развития через следующие основные виды активной деятельности ребенка:

1. Игровая деятельность – система применение игр и упражнений на развитие социальных эмоций, а так же освоение и закрепление социальных норм поведения в социуме через сюжетно– ролевые игры, театральную деятельность, дидактические игры, подвижные игры

Подвижные игры – наиболее доступный и эффективный метод развития личности ребёнка при его активной помощи. Игра – естественный спутник жизни и поэтому отвечает законам, заложенной самой природой в развивающемся организме ребёнка – неуёмной потребности его в жизнерадостных движениях. Используя подвижные игры народов мира, на физкультурных занятиях, мы можем решать развивающие, оздоровительные задачи, а также воспитательные, направленные на формирование толерантных отношений в детском коллективе. Провести несколько игр

2. Чтение художественной литературы из серии “Развитие безусловного принятия себя и другого человек”, устный народный фольклор народов РФ.

  1. 3. Система блочных занятий.

3.Занятия строятся на гуманистической позиции, субъект-субъектном подходе во взаимодействии с детьми, что предполагает:

– свободу высказываний и поведение ребенка в разных формах педагогического процесса,

– проявление взаимных оценок и суждений взрослого и ребенка по разным поводам, воспроизведение по ходу такого взаимодействия индивидуального опыта,

– недопущение насильных, жестоких мер, ограничивающих порывы и желания детей.

  1. Содержание занятий ориентировано на развитие интереса к человеку, обществу, учет личных качеств и формирование навыков и норм поведения с другими людьми, что приводит к осознанию и накоплению своего жизненного опыта. Это позволяет активизировать интерес дошкольника вначале к самому себе, потом к своему окружению, семье, обществу.

Данные занятия позволят реализовать стратегию обществоведческого образования и позволят сконструировать педагогический процесс с учетом минимальной нагрузки на детей, предусматривает баланс между специальными организованными видами деятельности и двигательной и интеллектуальной активностью дошкольника.

Распределение изучаемого материала по неделям предполагает одно специально организованного занятия, как занятие познавательного цикла, а также и двух-трех игр или упражнений для закрепления изучаемого материала. (См. приложение перспективного планирования занятий)

  1. Проектная и исследовательская деятельность:

Цель: формировать у детей активную познавательно– исследовательскую деятельность в освоении окружающего мира и норм социальной культуры.

В ДОУ начата работа по разработке проектов “Мой город”, “Герб нашего детского сада”.

В группе № 2 оформлена “летопись семьи в годы Великой Отечественной войны”, “Генеалогическое древо моей семьи”.

  1. . Проведение тематических праздников, дней и недель:

– День прав ребенка,

– День добрых дел,

– Мы помощники и т.д.

  1. Издание групповых тематических газет и плакатов .

Цель: дать возможность каждому ребенку высказаться по волнующейся его проблеме, проявить свое творчество и фантазию, свои мысли и чувства.

  1. Тренинги со старшими дошкольниками по освоению социальных норм.

– разрешение проявления агрессивности у детей по принципу “ Здесь и

– коррекционно-развивающая работа с детьми по поведению и

взаимодействию друг с другом и т.д.

  1. 8. Целевые экскурсии по городу , посещение музеев, встреча с ветеранами Великой Отечественной войны, почетными людьми города.
  2. Основные формы работы с родителями воспитанников ДОУ.
  3. Сотрудничество ДОУ с семьей является приоритетным в формировании толерантного поведения у дошкольников, обеспечивая воспитательный процесс и реальное взаимодействия ребенка родителей и социума.
  4. 1. Проведение круглого стола с приглашением специалистов психологического центра “Диалог”.
  5. 2. Проведение тренингов, семейных игротек.
  6. 3.Тематические дни в ДОУ совместно с Центром Дружбы народов “Родник”.
  7. 4. Консультативный пункт.
  8. 5. “Родничок” – (школа молодых родителей).
  9. 6. “ Почемучка” – (школа родителей будущих превоклассников).
  10. 7. Клуб “ Все обо всем” совместно с психологическим центром “ Диалог”.
  11. 8. Выпуск тематических групповых газет.
  12. 9. Целевые экскурсии совместно с детьми по городу. Встреча с интересными людьми.

Конечно, формирование толерантности происходило постепенно, потому что все дети разные: одни доброжелательные, активные, другие застенчивые, третьи замкнутые, у каждого свои индивидуальные способности и особенности

В то же время проблему толерантности нельзя считать исчерпанной. Она Проблема для формирования толерантности у дошкольников требует постоянного исследования многих её сторон: а именно:

  1. Изучить пути взаимодействия детского сада со школой;
  2. Изучить условия формирования толерантности на разных ступенях дошкольного воспитания. Это могло бы послужить основой для создания единой образовательной системы формирование толерантности обучающихся детей как дошкольного, так и школьного возраста.

Формирование выразительности речи у дошкольников

Мало кто из дошкольников способен выразительно рассказать стихотворение или пересказать отрывок услышанного произведения, если этому его не обучили. В то же время, интонационная и эмоциональная окрашенность крайне важна для передачи смысла высказываний, как в общении, так и в области познаний. Поэтому развитие выразительности речи детей нужно начинать с дошкольного детства, когда речевые навыки находятся в стадии активного формирования.

Как проявляется выразительность речи в дошкольном возрасте

Выразительность речи зависит от возраста дошкольников и проявляется в звучании, в эмоциях, жестах, интонации, словах.

Она появляется, когда ребенок пытается передать не только информацию, но и эмоциональное отношение к ней.

Выразительность его повседневной речи зависит от многих факторов, в том числе, от темперамента. Пересказывать и декламировать с выражением и смысловыми акцентами ребенок дошкольного возраста начинает только с подачи взрослого – когда его целенаправленно обучают выделять самое важное в высказываниях.

Что включает интонационная выразительность речи

Интонационная выразительность речи дошкольников формируется в процессе общения и по подражанию. Она представляет собой совокупность следующих компонентов:

  • мелодики (повышения и понижения голоса);
  • тембра (окраски голоса);
  • темпа (ускорения и замедления речи);
  • логического ударения (выделения главного по смыслу слова или группы слов);
  • ритма (равномерного чередования ударных и безударных элементов речи);
  • паузы (небольшого перерыва в речи).

Речь обогащается определенными интонациями и выразительностью примерно к 5 годам, когда развитие речи детей дошкольного возраста поднимается на более высокую ступень.

Естественная эмоциональность в детской речи

Формирование выразительности и тональности речи ребенка начинается с раннего детства. Сначала малыш эмоционально что-то рассказывает, делясь впечатлениями об увиденном или услышанном: погладил кошку – восторженно сообщает об этом, как умеет; не желает есть кашу – что-то бубнит, отказываясь.

При этом дошколенок не задумывается над произносимыми словами и зачастую произносит не все звуки. Но главное – это эмоции. Все происходит естественно и порой вызывает улыбку у взрослых.

Взаимодействуя со сверстниками или взрослыми, ребенок может быть достаточно эмоциональным. У малышей яркость речи является спонтанной и зависит от переживаемых чувств и эмоций. У детей 5-6 лет появляется желание использовать слова, которые они слышат от взрослых, в мультфильмах, сказках.

Обращаясь к другим, дети пытаются копировать тот эмоциональный окрас, который им запомнился в речи взрослых или героев любимых произведений.

Ранее услышанную речь взрослого ребенок использует как образец. Родителям следует помнить: чем богаче их словарный запас и ярче выразительность их речи, тем больше возможностей у малыша овладеть искусством говорения.

Осознанная выразительность при пересказе и декламации

По мере взросления и приобретения опыта ребенок переходит к произвольной осознанной выразительности сообщений.

Одним из методов развития выразительности речи являются пересказ текста и декламация стихотворений. При этом ребенок опирается на готовый речевой образец. Взрослые могут последовательно и регулярно тренировать речь детей.

Для этого удобно использовать следующий алгоритм:

  1. Выразительно прочитать небольшой текст или стихотворение.
  2. Побеседовать, о чем рассказывается в прочитанном.
  3. Уточнить значение сложных слов и выражений, встречающихся в тексте или стихотворении.
  4. Повторно прочитать текст. Если же это стихотворение, то вместе заучить несколько строк.
  5. Предложить дошкольнику пересказать его самостоятельно. Можно ввести игровую мотивацию: «Расскажи рассказ (стихотворение) мишке (папе, братишке…)»
  6. Похвалить за точный и эмоциональный пересказ (рассказ).

Очень важно в процессе задавать вопросы, нацеливающие на выразительность передачи образов. При этом эмоциональный окрас переплетается со значением слов.

Например, сказка: «Красная Шапочка». Как разговаривает Красная Шапочка? А бабушка? Как говорит волк с Красной Шапочкой (громко, тихо, ласково, зло)? Почему? Как его речь звучит сначала? А в конце сказки? Что стало причиной изменений? Если дети затрудняются ответить, то взрослый должен им помочь, объяснить, показать.

Средства развития интонационной выразительности речи детей

Средства развития интонационной выразительности у детей направлены на становление важнейших речевых навыков:

  • правильной интонации текста;
  • точного произношения звуков;
  • на устранение ошибок при постановке ударения в словах;
  • на формирование умения делать паузы при необходимости акцентирования внимания на слове или группе слов.

Особое внимание занимают мимика, жесты и пластика. Они помогают детям почувствовать соответствующие состояния, прикоснуться к тем переживаниям, которые нужно выразить в высказывании.

Все перечисленные характеристики необходимо развивать в играх, упражнениях, театрализации.

Упражнения на тренировку интонации

Упражнения на тренировку интонации должны проводиться в форме заданий-игр, чтобы у ребенка возникло желание его выполнить.

Например, «Поздоровайся в соответствии с эмоцией пиктограммы» (используются картинки смайлики с разными эмоциями), «Произнеси предложение с заданной интонацией (весело, грустно, испуганно, зло, удивленно, печально»)», «Скажи «солнышко» (зайчонок, машина и т.д) сначала громко, а потом тихо», «Промяукай как мама кошка, а потом как маленький котенок», «Крикни «Ау-у» близко (громко) и далеко (тихо)».

Для упражнений можно использовать цветные картинки, карточки, игрушки. Старшим дошкольникам карточки со словами, где обозначено ударение, помогают научиться спокойно, нараспев произносить стихотворные строчки. (Потренируйтесь: «У ЛукомОрья дУб зелЁный».)

Игры на развитие выразительности речи

Мимика, жест, выразительные движения дают дополнительную возможность усилить воздействие речи на собеседника, ярче и образнее донести мысли и чувства. Поэтому так необходимо развитие невербальных средств выразительности у дошкольника.

С этой целью для детей старше 5 лет можно проводить специальные игры:

  1. На развитие умения передавать эмоции и чувства: «Вкусные конфеты», «Горькое лекарство», «Долгожданный подарок» и другие.
  2. На развитие пластики: «Изобрази пантомимой пословицу».
  3. На развитие мимики: «Мальчик разозлился», «Фокус», «Страшная сказка» и другие.
  4. На развитие жестов: «Не покажу», «Я не знаю» и пр.
  5. Объединяющие полученные знания и навыки. Ребенку предлагается объединить текст, мимику, жесты в сюжете. Например, «Облако»: «Вдруг по небу грозное страшилище летит и кулаком громадным сердито мне грозит».

Загадки и скороговорки

Развитию выразительности речи способствуют загадки и скороговорки для детей. Многие загадки и придуманы так, что их отгадыванию способствует выразительное произношение, дополненное соответствующей мимикой.

Задача взрослого так произнести загадку, чтобы дети могли догадаться о ком или, о чем идет речь. Важно все, и четкость произнесения текста, и ударение, и тембр, и мимика, и жесты.

Я румяную Матрешку от подруг не оторву,

Подожду, когда Матрешка упадет сама в траву. (Яблоко)

Подобрать несколько загадок, и затем предложить ребенку, сопровождая мимикой и жестами, проговорить загадку так, чтобы другие дети смогли ее разгадать.

Скороговорки способствуют развитию четкости и мелодики речи. Они могут быть на определенный звук, тему, смешные, классические и т.д. Например, скороговорка на тренировку звука «ч»: У четырех черепашек четыре черепашонка. Или современная: Кокосовары варят в скорококосоварках кокосовый сок.

Используя технику повторения, с детьми учат скороговорки наизусть и объясняют, что произносить их надо быстро, при этом тщательно проговаривая слова.

И загадки, и скороговорки воспринимаются детьми, как мини-игра, вызывают положительные эмоции и поэтому очень продуктивны при использовании в работе с детьми.

Приемы театрализованной деятельности

Театрализованная деятельность помогает ребенку усваивать богатство родного языка, его выразительные средства, использовать различные интонации, соответствующие характеру героев и их поступкам. Какие приемы можно использовать с дошколятами?

  • Игры-драматизации. Проигрывание небольших сказок, авторских текстов.
  • Показ эмоциональных состояний или характеров известных героев (Мальвина, Карлсон, Снежная Королева, Кикимора и другие).
  • Моделирование ситуаций из жизни.
  • Диалоги с использованием игрушек, марионеток, пальчиковых кукол и других видов театров.

Значение выразительности речи для общего развития ребенка

Работа над формированием интонационной выразительности речи ребенка не растает бесследно. Скоро дошкольник переступит порог школы и окажется в новой среде. Ни для кого не секрет, что эмоционально окрашенное слово является привлекательным инструментом при ведении диалога. Человека, умеющего выразительно рассказывать, с интересом слушают.

Ребенку с яркой эмоциональной речью легче наладить контакты, выразить свою мысль, написать сочинение, преподнести заданный материал в классе. Ребенок взрослеет. Умелое использование языковых средств в различных ситуациях общения определяет уровень его речевой компетентности, является показателем общей культуры, влияет на восприятие окружающим социумом.

Как развить выразительность речи ребенка

Ещё в глубокой древности, до появления речи как средства общения, люди пытались передавать информацию с помощью криков, звуков различной высоты и силы, жестов и мимики. Даже ребёнок, который едва стоит на ногах, может о многом «рассказать»: хорошо ли выспался? рад чему – либо? расстроен чем – то? А замечательная способность младенца угадывать голос матери среди других голосов, понимать, сердится она или довольна им!

Природа наградила нас прекрасной возможностью передавать свои чувства и настроение с помощью интонации. «Хотя письменное искусство и очень разнообразно грамматически, оно совершенно беспомощно, когда речь идёт об интонации. Так, например, есть пятьдесят способов сказать «да» и пятьсот способов сказать «нет», в то время как написать это слово можно только один раз (Б.Шоу).

Из практики мы знаем, что многие дошкольники неплохо подражают взрослым, точно передают их интонацию, улавливают на слух различные оттенки речи. Хорошо развитый речевой слух, дает возможность детям различать в речи взрослых повышение и понижение громкости голоса, замечать ускорение и замедление темпа речи, улавливать различные оттенки речи. Дает возможность и самим детям шире использовать разные средства выразительности: повышать и понижать тон голоса, выделять во фразах отдельные слова или группу слов, правильно выдерживать паузы, выражать эмоционально – волевое отношение к сказанному. Все это помогает дошкольникам более точно передавать свои мысли, читать стихотворения, потешки, считалочки.

Интонация это сложный комплекс фонетических средств, выражающих смысловое отношение к высказываемому и эмоциональные оттенки речи. Интонация является средством эмоционально-волевого отношения говорящего к содержанию речи, обращенной к слушателям. Интонационная выразительность речи включает следующие компоненты:

  • мелодика — движение голоса по высоте, то есть скольжение его от основного тона вверх и вниз; благодаря наличию в речи гласных звуков придает ей певучесть, нежность, гибкость;
  • темп — скорость речевого высказывания: ускорение или замедление речи в зависимости от содержания высказывания (является одним из компонентов речевой интонации в отличие от общего темпа речи);
  • пауза — временная остановка в речи. Логические паузы придают законченность отдельным мыслям; психологические — используются в качестве средства эмоционального воздействия на слушателей;
  • сила голоса — смена громкости звучания речи в зависимости от содержания высказывания;
  • логическое ударение — выделение голосом отдельных слов;
  • фразовое ударение — выделение голосом группы слов;
  • ритм — равномерное чередование ударных и безударных слогов, различных по длительности и силе произношения;
  • тембр — эмоционально-экспрессивная окраска речи; с его помощью можно выражать радость, досаду, печаль и т. д.

Таким образом, интонационная выразительность речи обеспечивается умением изменять голос (повышать и понижать его тон, усиливать и понижать громкость), ускорять и замедлять темп речи, использовать паузы, выделять голосом отдельное слово или группу слов, придавать голосу эмоционально-экспрессивную окраску. С помощью интонации говорящий выражает свое отношение к высказываемой мысли, передает свои чувства, переживания, доводит свое высказывание до полной завершенности.

Правильное использование интонационных средств выразительности зависит от сформированности речевого слуха, развития слухового внимания, речевого дыхания, от умения правильно пользоваться голосовым и артикуляционным аппаратом.

Ребенок должен уметь правильно использовать интонационные средства выразительности, чтобы передать в собственной речи различные чувства и переживания.

Интонационной выразительностью речи дети овладевают преимущественно к пятилетнему возрасту. Как правило, это происходит в процессе общения с взрослыми. Работу по развитию выразительности речи целесообразно проводить последовательно в два этапа:

  • сначала формировать навыки восприятия интонации,
  • затем – навыки её использования в собственной речи.

Попробуйте прочитать детям один и тот же текст, но по–разному: первый раз — монотонно, невыразительно, а второй раз – с интонационной выразительностью. Как вы думаете, отметят дети разницу? Да, безусловно, и их будет легко подвести к выводу, что она заключается в выразительности речи.

Поэтому, организуя специальную речевую среду, мы должны создавать для каждого ребенка все возможности слышать и усваивать интонационно правильную речь и всегда помнить, что при слушании дети воспроизводят в речи не только слова, фразы и предложения, но и интонацию во всех её компонентах, в том числе и мелодику.

По направлению движения голоса различают следующие мелодические формы:

Монотонная — с незначительным повышением и понижением голоса;

Восходящая форма — с повышением голоса к концу предложения;

Нисходящая форма — с понижением голоса к концу предложения;

Полная форма, включающая повышение и понижение.

Пример:
— Вчера я ходила на рынок и купила там яблоки и груши. Это фрукты. Почему вы мне ничего не ответили? Ну, хорошо, слушайте дальше. А еще я купила огурцы и помидоры. Это овощи? Да, конечно! Как вы узнали, что в первый раз я вас не спрашивала, а во второй раз спросила?

Если этот прием использовать в работе с младшими детьми, то можно объяснить им, что наш голос может изменяться – “ подниматься и спускаться с горки”, а при работе с детьми старшего возраста можно ввести термины “голос повышается”, “голос понижается”.

Для развития восприятия мелодики эффективным является прием дирижирования, при котором повышение и понижение голоса сопровождается плавными движениями руки вверх или вниз. Этот прием лучше использовать при повторении дважды сказанной фразы, скороговорки, или стихотворения. Сначала “ нарисуйте” в воздухе мелодику вместе с детьми, а затем ребенок продирижирует её самостоятельно.
Полезно использовать упражнения, направленные на развитие смены голоса: например, повторить звукоподражание взрослого животного и его детеныша, игры типа “Вопрос – ответ”, где сопоставляется анализ двух образцов высказываний с различной мелодикой.

Послушайте четверостишие:
“Есть иголки у ежа, клюв и крылья у чижа, молока дадим ежу, крошки вкусные – чижу”. Сейчас я ещё раз прочитаю, вы договаривайте слова. Хорошо.
— У кого есть иголки? – У ежа. – У кого есть клюв и крылья? – У чижа. – Кому дадим молока? – Ежу. – Кому дадим вкусных крошек? – Чижу.

Можно разделиться на две команды, одна команда задает вопросы, а другая отвечает.

Этой же цели могут служить и стихотворения, содержащие вопросительные и повествовательные предложения такие как “Курочка – рябушечка”, “Кисонька – мурысонька”, “Кулики”.
— Кто там бродит у реки? – Это наши кулики. – А чего они хотят? – Накормить своих ребят. – Где ребята? – На песочке. – Сколько их? – Сынок и дочка. У сынка на горлышке все промокли перышки, от того, что, не спросясь, сунул клювик прямо в грязь.

Каждая часть стихотворения, рассказа или сказки отличается своей темой, содержанием, настроением, соответственно этому мы выбираем средства выразительности. Так, грустное, подавленное настроение обычно проявляется в приглушенных низких тонах и произносится пониженным голосом; наоборот, бодрое, жизнерадостное душевное состояние произносится более высоким тоном, т. е. повышенным голосом. Волнение, грусть, радость – все это отражается в голосе.

В состоянии возбуждения и подавленности голос меняется, отклоняясь от обычного звучания. Это отклонение называют эмоциональной окраской – тембром. Чем сильнее волнение, тем сильнее отклонение голоса от обычного звучания. Как же определить нужную окраску при передаче незнакомого текста?
Необходимо внимательно прочитать содержание произведение, понять замысел автора, идею произведения. От того, как понято содержание произведения, зависит интонационная выразительность исполнения, эмоциональное воздействие на детей.

Формирование навыков восприятия тембра у детей следует начинать со знакомства с двумя контрастными окрасками голоса — радостной и грустной. Это впоследствии станет основой для введения менее контрастных по тембру эмоциональных проявлений: гнева, удивления, испуга и т. д.

При этом, в качестве наглядного материала можно использовать пиктограммы, фотографии с изображением эмоционально выраженных лиц; в качестве речевого материала — тексты и фразы. Хорошо использовать «проблемные речевые истории», связанные с сюжетами литературных произведений. Такие «истории» должны иметь доступный пониманию дошкольников сюжет, но не содержать эмоциональной лексики, которая могла служить бы подсказкой. При знакомстве детей с ситуацией можно дать следующую инструкцию: «Сейчас я расскажу вам одну историю. А вы выберите карточку (пиктограмму), которая больше всего подходит к рассказу». Приведем примеры «проблемных речевых историй».
«Слава очень любит животных. Он давно хотел побывать в зоопарке. Но мама и папа много работают, им некогда. Вот к Славе приехала бабушка. Слава и бабушка пошли в зоопарк». (Радость).

«Винни-Пух сидел дома и ел свой любимый мед. Но откуда не возьмись, появилась пчела и стала громко жужжать. Пчела садилась Винни – Пуху на голову, на нос, на горшочек с медом. Теперь он не мог спокойно есть. Винни – Пух бросился за ней с газетой. Ударил с размаху, горшочек смедом покачнулся, упал на пол и разбился. А пчела улетела…..». (Раздражение, гнев).

После того как ребенок с помощью карточек определит эмоциональную окраску рассказа, задание можно усложнить: попросить словами охарактеризовать эмоциональное состояние главных героев.

Темп – это ускорение или замедление скорости произносимых предложений. Для этого необходимо познакомить детей с понятиями «быстро», «медленно», «умеренно». Сначала детей знакомим с контрастными видами темпа: «медленно» и «быстро», а потом предлагается образец умеренного темпа. В качестве речевого материала могут служить потешки, поговорки, скороговорки, которые мы часто используем в своей практике. Можно, например, предложить ребенку выполнить серию прыжков, хлопков, взмахов рук в том темпе, с которым воспитатель проговаривает текст. Если взрослый ускоряет речь, то и дети тоже ускоряют движения. Например, всем нам хорошо известная игра «Карусели», песенка «Барабанщик».

Логическое ударение – это выделение наиболее важных по смыслу слов, поэтому нужно привлечь внимание детей к смыслу каждой фразы и организовать анализ и оценку текста. Например, я произнесу фразу и организую её анализ: «Снегири клюют рябину».
— Какое слово я выделила как самое важное? Да, я сообщила вам, что именно снегири, а не другие птицы клюют рябину.
— Послушайте, как я скажу теперь: «Снегири клюют рябину». Что я уточнила о снегирях? Как я произнесла важное по смыслу слово? Да, а ещё можно сказать, тихо и растянуто, вот так: «Снегири клюют рябину».
— Послушайте ещё раз: «Снегири клюют р я б и н у«. Что теперь я уточнила о снегирях? Как я выделила важное слово? Вы правы, но я специально важное слово произнесла тихо и растянуто, чтобы не испугать снегирей.

Как видно из примера, при затруднении детям можно оказывать помощь в виде наводящих вопросов, напомнить о средствах выражения логического ударения в устной речи.

Ритм это чередование ударных слогов, которые можно задавать в виде хлопков, ударов в барабан, бубен, серии слогов, коротких стихотворений. Детям сначала нужно предложить отхлопывать ритм слоговых серий.
Та-та-Та-та; та-Та-та-Та; Та-та-та-Та-та-та.

Хотите проверить, насколько вы выразительны?

  • Тогда садитесь перед зеркалом и попробуйте изменить смысл фразы несколько раз «Дай мне мяч», «Вот моя кукла».
  • C каким количеством интонаций вы можете сказать столь привычные всем слова «здравствуйте», «возьмите», «послушайте»?
  • Ну, а читать сказку, изменяя голос в зависимости от персонажа, скажем, говоря, то за Красную шапочку, то за волка. Сможете?
  • Сможете убедительно выразить испуг, сострадание, жалобу, просьбу во время чтения стихотворения К. И. Чуковского «Доктор Айболит».

Испытайте себя, прежде чем рассказывать детям.

Игры и упражнения на развитие выразительности речи.

  1. Цель: учить детей передавать интонацией различные чувства (радость, безразличие, огорчение).
    Логопед называет предложение: «Дождь идет». Дети должны повторить его с разной интонацией — так, чтобы было понятно, что они довольны, рады; что они недовольны, их это огорчает и т.п.

То же задание выполняется с другими предложениями (Солнце светит. Снег идет. Грибной дождь. Подснежник расцвел. Змея ползает).

  1. Цель: учить детей придумывать предложения и произносить их с различной эмоциональной окраской, передавая голосом радость, огорчение и другое.

Логопед предлагает детям сказать что-то о весне или зиме, чтобы было понятно, что это радует, что увидено что-то красивое, интересное. (Весна пришла! Трава зеленеет!). Но весной что-то может и огорчить. Надо придумать предложение и сказать его так, чтобы было ясно, что ты огорчен, недоволен (Дождь некстати. Дует холодный ветер.)

  1. Контрольным может быть упражнение на использование и различение интонаций.Сначала дети должны произнести предложение так, чтобы было понятно, что они удивлены (3-4 высказывания); ответы оцениваются.

Далее предлагается сказать какое-нибудь предложение или радостно или вопросительно, или выразить сочувствие, или просто о чем-то сообщить. «Все внимательно слушайте интонацию. Будете узнавать, что выражено в предложении», — говорит педагог.

Дети определяют характер интонации, если нужно, логопед помогает.

Одним из эффективных приемов является чтение детьми в лицах стихов, потешек, считалок:

— Заяц белый,
— Куда бегал?
— В лес зеленый!
— Что там делал?
— Лыко драл!
— Кисонька — мурысонька,
— Где была?
— На мельнице.
— Кисонька — мурысонька,
— Что там делала?
— Муку молола.

  1. «Животные и их детеныши» — выработка и дифференциация громкого и тихого голоса. Примером может служить игра «Корова и теленок».
  2. «Ворона и сороки» — тренировка высокого и низкого голоса, замедленного и более быстрого темпа речи (карр — карр, тр-тр).
  3. «Эхо» — выработка силы голоса, темпа, речевого дыхания. Одни дети громко и длительно произносят звуки: ууу — гудок паровоза, ааа — крик ребенка; слоги га-га — га, ко — ко — ко; слова ауу, имена людей, клички животных. Другие дети повторяют то же затихающим голосом, в том же темпе, но менее длительно.
  4. «Чей домик?» — отработка вопросительной интонации, дикции, голоса. Один ребенок стучит (тук — тук) и спрашивает: «Кто в домике живет? » Ему отвечают голосами лисы, медведя, а он должен узнать, чей это домик. В свою очередь и его спрашивают: «А ты кто?»
  5. «Поезд» — отработка ритма в речи и в движениях: тук — тук — тук, ту — ту- ту, у-у-у. Вагончики зеленые бегут, бегут, бегут, А круглые колесики все тук, да тук, да тук.
  6. «Угадай, кто пришел» — выработка умения владеть голосом, интонацией, соблюдать темп и ритм речи. Ребенок входит, имитируя движения одного из животных, птиц, сопровождая это соответственно речью, звукоподражаниями, например: «Долго шел я, устал, хочу меду» (медведь — «толстым» голосом).
  7. «Оркестр» — отработка голоса и ритма. Трубачи: ру — ру — ру — грубый голос, скрипачи: ри — ри — ри — более тонкий голос, ударники: ра — ра — ра — отрывистый ритм.
  8. «Котенок» (и другие детеныши). Котенок ищет свою маму, но не знает, как позвать ее: щенок советует полаять, теленок — помычать, но котенок так не имеет. Наконец он находит свою маму.

Подобные игры хорошо совмещаются с закреплением поставленных звуков в речи. Так, отрабатывая звук [г,] можно предложить игру «Жеребенок», который все время поизносит и-го-го!, пока ищет свою маму. Количество действующих лиц в подобных играх не ограничено.

Для более эффективного формирования у детей фонетической стороны речи необходима тесная взаимосвязь обучения на занятиях и восприятия звукопроизношения в повседневной жизни. Подобная взаимосвязь (в содержании и методах работы) состоит в том, что на всех этапах обучения, на занятиях и в упражнениях, в повседневной жизни решаются одни и те же программные задачи. Во всех видах деятельности по обучению звукопроизношению внимания детей постоянно фиксируют на звуковой стороне речи.

Хочется еще раз отметить, что роль выразительности речи чрезвычайно важна. Прежде всего, она обеспечивает оформление фраз как целостных смысловых единиц, и вместе с тем, обеспечивает передачу информации о коммуникативном типе высказывания, об эмоциональном состоянии говорящего.

Воспитание ритма и интонации является не только проблемой улучшения выразительности самой речи, но, как неоднократно отмечали классики педагогики и психологии, богатая ритмическая речь способствует общему психическому развитию ребенка и облегчает обучение. К.Д.Ушинский отмечал важность ритма для обучения письменной речи.

Таким образом, вопрос о воспитании выразительной речи связан с общим процессом обучения. Чем богаче и выразительнее речь ребенка, тем глубже, шире и разнообразнее его отношение к содержанию речи: выразительная речь дополняет и обогащает содержание речи дошкольника.

РАЗВИТИЕ ВЫРАЗИТЕЛЬНОЙ РЕЧИ

Выразительность является важным качеством речи. Развитие ее проходит длин­ный и своеобразный путь. Речь маленького ребенка часто обладает яркой выра­зительностью. Она нередко изобилует итерациями (усиливающимися повторе­ниями), инверсиями — нарушением обычного порядка слов, восклицательными оборотами, прерывистыми конструкциями, гиперболами и т. д., — словом, всеми стилистическими формами, которые выражают эмоциональность.

У маленького ребенка выразительные моменты, конечно, являются не стили­стическими средствами или приемами, которые сознательно избираются и ис­пользуются для того, чтобы произвести определенное эмоциональное впечатле­ние; в них совершенно непроизвольно прорывается импульсивная эмоциональ­ность ребенка; она беспрепятственно выражается в его речи, поскольку у него нет еще твердо установившихся правил связного построения, которые ограни­чивали бы ее выражение. Так, инверсия в речи ребенка собственно вовсе не является инверсией в том смысле, в каком она является таковой в речи взросло­го. У взрослого выработался уже определенный порядок слов, принятый нор­мами грамматики, и инверсия означает изменение этого уже установившегося порядка для того, чтобы выделить, подчеркнуть определенное слово: это стили­стический прием, основанный на знании или хотя бы чувстве того эффекта, который получается в результате такой инверсии, такого изменения установ­ленного порядка. У дошкольника, собственно, еще нет твердо установленного, нормализированного порядка слов, который он сколько-нибудь сознательно изменил бы. Но простая эмоциональная значимость слов выдвигает одно сло­во, отодвигает другое, расставляет их по своему произволу, не ведая никаких канонов и потому, естественно, не считаясь с ними. Когда мы говорим об инвер­сии в речи ребенка, мы имеем, строго говоря, в виду то, что по сравнению с установившейся в языке обычной конструкцией нам представляется инверсией, не будучи собственно таковой для ребенка. То же в большей или меньшей мере применимо и ко всем другим выразительным моментам ранней детской речи, хотя, по-видимому, у некоторых детей чувствительность к эмоциональной выра­зительности речи начинает проявляться очень рано.

В дальнейшем, по мере того как импульсивность детской эмоциональности уменьшается, а речь детей, подчиняясь обычному, принятому в данном языке нормальному построению, становится более регламентированной, непроизволь­ная выразительность ее, естественно, снижается. Основанное же на знании вы­разительного эффекта той или иной конструкции умение сознательно придать своей речи выразительность является уже искусством, обычно еще не развитым у детей. В результате, когда первоначальная непроизвольная выразительность, часто встречающаяся в речи маленьких дошкольников, особенно младших, спа­дает, речь детей может стать — если над развитием ее выразительности специ­ально не работать — крайне маловыразительной. Выразительная речь стано­вится сугубо индивидуальной особенностью эмоциональных натур, особо чув­ствительных к выразительности слова.

Яркостью непроизвольной выразительности речи, встречающейся у совсем маленьких детей, с одной стороны, и беспомощностью детей сделать свою речь выразительной при помощи сознательно избранных речевых средств, с другой, объясняются расхождения по вопросу о выразительности детской речи — указания на ее выразительность у одних и утверждения других (начиная с Ж.-Ж. Руссо), что речь детей сугубо невыразительна.

Развитие речи, способной выразить эмоциональное отношение к тому, о чем идет речь, и оказать на другого эмоциональное воздействие, сознательно поль­зуясь выразительными средствами, требует большой культуры. Над развитием такой выразительной речи, в которой эмоциональность не прорывается, а выра­жается в соответствии с сознательными намерениями говорящего или пишущего, нужна тщательная работа.

В наиболее обобщенной форме такая сознательная выразительность присуща художественной речи. Выразительные средства художественной речи складыва­ются из различных элементов, среди которых особо важными являются: 1) вы­бор слов (лексика); 2) сочетаемость слов и предложений (фразеология и кон­текст); 3) структура речи, и в первую очередь порядок слов. Придавая слову эмоциональную окраску, эти элементы — в их совокупности — позволяют речи не только передать предметное содержание мысли, но выразить также отноше­ние говорящего к предмету мысли и к собеседнику. В художественной речи особое значение приобретает, таким образом, не только открытый текст, но и гораздо более сложный и тонкий эмоциональный подтекст.

Не только самостоятельное сознательное использование выразительных средств речи, но и понимание их своеобразной и насыщенной семантики, опре­деляющей эмоциональный подтекст речи (иногда не менее существенный, чемее текст, выраженный логическим построением слов), является продуктом усвоения культуры.

Понимание и переживание эмоционального подтекста требует вдумчивого воспитания. Наибольшие трудности для понимания эмоциональный подтекст представляет в тех случаях, когда он отклоняется от открытого текста или даже противоречит ему. Именно так зачастую обстоит дело, например, с иронически­ми оборотами речи. Тонкая ирония Н. В. Гоголя, А. П. Чехова, языковое мастер­ство М. Е. Салтыкова нередко недостаточно понимаются школьниками. Экспе­риментальная работа, выполненная В. Е. Сыркиной[152], использовавшей в целях исследования метод «режиссерских ремарок» и ряд других видов работы над текстом художественных произведений, показали наличие различных ступеней в развитии этого понимания. На первой ступени эмоциональный подтекст ус­кользает от школьника, слово берется исключительно в его непосредственном прямом значении. На более высокой ступени ученик уже чувствует расхожде­ние между открытым текстом и эмоциональным подтекстом, но еще не умеет их согласовать, не улавливает правильного соотношения между ними. Наконец, при дальнейшем продвижении школьник постепенно начинает улавливать сущность эмоционального подтекста и благодаря этому приходит к более углубленному проникновению в основную мысль художественного произведения.

Весь ход развития понимания эмоционального подтекста — как он рас­крылся в процессе работы с учащимися — с большой яркостью показал диа­лектическое единство между моментами переживания и понимания. Для того чтобы по-настоящему понять подтекст речи, надо его почувствовать, «сопережить». И вместе с тем, для того чтобы по-настоящему сопережить текст, надо его глубоко осмыслить. Так в плане конкретного экспериментального исследо­вания вновь подтвердилось и по-новому раскрылось одно из основных наших положений о единстве переживания и сознания.

В речи человека обычно выявляется весь психологический облик личности. Такая существенная сторона, как степень и особенность общительности, кото­рая лежит в основе многих классификаций характеров, непосредственно прояв­ляется в речи. Показательно обычно бывает уже то, как человек завязывает разговор и как он его заканчивает; в темпах речи более или менее отчетливо выступает его темперамент, в ее интонационном, ритмическом, вообще экспрес­сивном рисунке — его эмоциональность, а в ее содержании просвечивают его духовный мир, его интересы, их направленность.

Развитие связной речи [консультация]

Значение связной речи в жизни дошкольника очень велико.

Во-вторых, от уровня развития связной речи зависит успеваемость будущего ученика: его ответы у доски, написание изложений, сочинений и т.д.

И наконец-то, без умения четко формулировать свои мысли, образно и логично рассуждать невозможно полноценное общение, саморазвитие личности.

Под связной речью понимается развернутое изложение определенного содержания, которое осуществляется логично, последовательно и точно, грамматически правильно и образно.

Развитие связной речи детей осуществляется прежде всего при обучении рассказыванию, которое начинается с простого пересказа коротких литературных произведений с несложным содержанием и доводится до высших форм самостоятельного творческого высказывания.

Напомню, что существуют:

  • Рассказывание по картине;
  • Рассказывание по игрушке;
  • Рассказывание из опыта;
  • Творческие рассказы (придумывание продолжения, завершения рассказа, а далее придумывание рассказа или сказки по плану.)

Многолетние исследования показали, дети с нарушением речи (но и нередко и с нормой) при формировании связной речи нуждаются во вспомогательных средствах, которые облегчают и направляют процесс становления связной речи.

Одним из таких факторов является наглядность, по поводу которой происходит речевой акт.

В качестве второго вспомогательного средства выделяют моделирование плана высказывания. (На значимость которого указывал известный психолог Л. С. Выгодский)

Виды рассказывания (с учетом этих двух факторов) можно расположить в порядке постепенного убывания наглядности, и «свертыванию» смоделированного плана.

– пересказ рассказа, составленного по демонстрируемому действию;
– пересказ рассказа с использованием фланелеграфа;
– пересказ рассказа с использованием сюжетных картинок;
– составление рассказа по серии сюжетных картинок;
– пересказ рассказа с использованием одной сюжетной картинки;
– составление рассказа по одной сюжетной картинке;

Представленная система создавалась, апробировалась и уточнялась автором этой методики — заслуженным логопедом России в течение 30 лет. Особенности её в том, что, последовательно применяя перечисленные этапы обучения, можно сформировать связную речь даже у тех детей , которые изначально не владеют развернутыми смысловыми высказываниями, подменяя их перечислением предметов, действий либо набором непоследовательных фраз. Пособие Т. А. Ткаченко «Формирование связной речи у дошкольника 4-6 лет» рекомендовано Министерством образования Р.Ф.

Этими видами рассказывания предлагают ограничить работу над связной речью на 1-ом этапе. В дальнейшем используем описание предметов, рассказывание детей из опыта, творческие рассказы (придумывание продолжения, завершения рассказа; придумывание рассказа или сказки по плану).

Пересказ — является сравнительно простым видом речевой деятельности и представляет собой связное воспроизведение прослушанного текста. Следует напомнить , что пересказ — это не механическое воспроизведение текста. Он обязательно включает в себя некий творческий элемент. Пересказывая, ребенок может пользоваться готовой формой и излагать готовое содержание но, осмысливая текст , он передает его свободно. Важно правильно подобрать тексты для пересказа — можно использовать рассказы Ушинского, Толстого, отрывки Бианки, адаптированные сказки.

Педагоги должны хорошо знать какую структуру имеет занятие по пересказу:

– первичное чтение без предупреждения о последующем пересказе;

– беседа с целью уточнения содержания, привлечения внимания детей к языку произведения.(беседа должна проходить живо, чтобы не ослабить эмоционального впечатления от прослушанного текста. Главным методическим приемом в беседе выступают вопросы педагога;

– вторичное чтение с установкой на запоминание и последующий пересказ (в этом случае произведение воспринимается детьми уже с учетом предстоящей речевой деятельности);

-пересказ несколькими детьми (можно перед заслушиванием очередного пересказа дать установку – быть готовым помочь товарищу в случае затруднения, суметь дополнить пересказ и т.д.);

– оценка работы детей (педагог должен отметить положительные моменты и недостатки, но необходимо поощрять старания ребенка. Отмечаем также, с каким вниманием дети слушали пересказ своего товарища);

На занятиях рекомендуется использовать различные способы пересказа. Например, короткий текст ребенок может изложить от начало до конца. Более длинное произведение можно пересказывать коллективно, по частям: один начинает, другие продолжают и заканчивают. Здесь дети могут получить первоначальный опыт пересказа в лицах- от первого лица- от лица героя.

Таким образом, пересказ литературных произведений оказывает заметное влияние на речевую деятельность дошкольников. Дети приобщаются к подлинно художественной речи, запоминают образные слова, учатся владеть родным языком. Они более творчески начинают строить свои собственные рассказы — на темы из личного опыта, на предложенный сюжет.

Поэтому следует чаще использовать влияние пересказа на формирование связной речи детей.

Дети с ОНР испытывают большие затруднения при описании предметов. Но и дети с нормой в речевом развитии испытывают трудности связанные с самостоятельным определением при рассмотрении предмета его главных признаков и свойств; установление последовательности в изложении выявленных признаков; удержанием в памяти этой последовательности.

Учитывая это, логопедом – практиком заслуженным учителем Российской Федерации были разработаны схемы для составления описательных и сравнительных рассказов в рамках наиболее типичных групп предметов. Таких как игрушки, одежда, животные, посуда и др.

Семёнова Ольга Юрьевна,
учитель-логопед

Литература:
1. Гербова Г.Г. Занятия по развитию речи с детьми 4-6 лет. – М.,1987.
2. Ткаченко Т.А. Формирование и развитие связной речи у дошкольника 4-6 лет. – М.,2007.
3. Сохина Ф.А. Развитие речи детей дошкольного возраста. – М.,1979.

Консультация для родителей “Обучаем детей связной речи”

Содержимое публикации

Консультация для родителей

«Обучаем детей связной речи»

Современная школа предъявляет высокие требования к будущим ученикам. Замечено, что часто наши дети испытывают затруднения у доски, понимая материал, не могут пересказать его, не могут подобрать подходящее слово, не правильно строят предложения, стесняются своей речи, говорят тихо, невнятно, поспешно. Нам очень важно научить будущего школьника самостоятельно высказываться на различные темы.

Связная речь является главным основным показателем умственного развития и общего кругозора дошкольников, средством общения со сверстниками, а также необходимым условием успешного обучения в дальнейшем. Нам очень важно научить ребенка выражать свои мысли точно, грамотно и последовательно, выделять главное в своем высказывании.
Связная речь – это развернутое, связное, самостоятельное высказывание ребенка на определенную тему. Этому необходимо учить дома, на занятиях в детском саду, в свободное время. Чтобы дошкольник имел широкий кругозор, полезно много рассказывать ему, читать познавательные книги, энциклопедии.
Богатый словарный запас является основной базой для формирования связной речи у наших детей. Обогащайте словарь ребенка новой лексикой, объясняем каждое новое слово и вводим в активный словарь. Упражняйте его в правильном проговаривании слов, словосочетаний и предложений:

Учим детей четко, правильно называть предметы, предметные картинки “что это?”, при правильном ответе ребенок забирает картинку себе.

“Объяснялки” – объясни, что это такое? (Водопад – вода падает с горы).

“Скажи наоборот” (вверху – внизу, мягкий – твердый).

“Подберемкрасивыеслова о нашей кошечке: какая она?” (пушистая, веселая, быстрая, умная)

“Что летает, ползает, идет, едет?” Обращаем внимание на разнообразие слов, подбираем синонимы: бежать – мчаться, пахучая – ароматная.

Игра – соревнование: “Кто больше запомнит и придумает родственных слов?” (хлеб – хлебушек – хлебный – хлебопек).

“Кто где живет?”, “Чьи детки?”

“Узнай предмет по описанию” (рыжая, быстрая, маленькая, ловкая).

9. “Назови 4-5 картинок на определенную тему” (мебель, посуда).
Обязательно надо упражнять детей в словоизменении и словообразовании:
как называется суп из фасоли? (фасолевый). “Чья голова, чей хвост?” (коровья, коровий).

Словесные игры развивают, формируют мышление и речь детей в доступной, занимательной форме. Они проводятся в кругу семьи, в детском саду, в свободное время как отдых, как развлечение.
В лексических играх учите детей классифицировать предметы, выделять существенные признаки (цвет, форму, величину, качество), группировать предметы по материалу и назначению, учим устанавливать простые связи, сравнивать предметы, явления природы, действия. В словесных играх ребенок учится быть внимательным, активным, развивает любознательность, слуховое внимание, сообразительность.
Следующим этапом работы над связной речью является формирование у ребенка навыков правильного построения предложений. Грамматический строй речи является показателем умственного развития ребенка и средством формирования связной речи. Дети, у которых не сформирован грамматический строй речи, затрудняются в выражении своих мыслей, хуже овладевают навыками чтения, с трудом решают задачи, пассивны на уроках, испытывают затруднения в общении со сверстниками. Чтобы дети хорошо учились и могли самостоятельно высказывать свои мысли, необходимо учить их пользоваться простыми и распространенными предложениями в учебной деятельности и в свободной речи. Учите детей отвечать на наши вопросы полными предложениями с 3-х 4-х лет.

“Скажи правильно”, “Повтори за мной” (Автобус едет по дороге).

“Какое слово убежало?” (Алеша ел. ).

“Закончи мое предложение” (Сейчас мы с тобой пойдем . )

“Исправь Незнайку” (Машина едет по реке).

“Из чего сделаны предметы?” (расскажи о деревянных).

“Почемучка” (Почему нужно чистить зубы каждый день? Почему самосвал назвали самосвалом? Потому что сам сваливает грузы).

7. Игра “Один – много” (дерево – деревья; стол – столы).

Дошкольники должны отвечать на разные вопросы: куда? зачем? когда? с
кем? какой? почему? и сами упражняться в постановке вопросов по картинкам и в жизненных ситуациях: “Спроси меня” (про погоду, спроси меня про папу).

Необходимо обращать внимание на использование детьми предлогов в речи (в, на, под, возле, около, из-за). Дети любят играть в игру “Где спрятался предмет?”.
Для того чтобы ребенок пользовался предложениями в повседневной жизни, надо специально обучать его много говорить, рассказывать, высказывать свое мнение, заучивать стихи, загадки, пословицы. Надо научить пользоваться простыми и распространенными предложениями.
Для того чтобы ребенок научился последовательно высказываться, надо упражнять его в составлении разнообразных рассказов. Ребенку предлагаются полезные и интересные виды работ:

“Сравним два предмета”, чем похожи, чем отличаются? (огурец – помидор; самолет – ласточка).

“Давай опишем игрушку, предмет” (Какая машина? Из каких частей она состоит?).

“Что ты увидел за три секунды?”, ребенок должен запомнить и рассказать об увиденном.

Разложи сюжетные картинки по порядку, придумай рассказ.

Убери лишнюю картинку, назови рассказ.

Составление рассказа по сюжетной картине, или серии картин по данному плану.

Придумывание рассказа по схеме.

“Смешинки” (придумаем смешное предложение или рассказ о звездочке, о листочке).

Взрослый начинает рассказ, а ребенок заканчивает.

Игра “Исправь меня”, взрослый неправильно рассказывает, ребенок
исправляет.

Взрослый и ребенок составляют диалоги на определенную тему.

Придумывание совместных рассказов на фантазийные темы (“Если
бы ты был цветком, самолетом?”, “Что было бы, если бы все время
шел дождь?”).

Придумывание своей сказки на заданную тему, или свободную по
желанию ребенка.

Полезны игры, развивающие описательную речь:

“Что может рассказать о себе малина, книга, автобус” (я – малина вкусная ягода, я расту на кустах, я сочная, сладкая, из меня делают сок и варят варенье).

“Угадай-ка” узнай предмет по описанию.

“Мое любимое животное”.

“Наши хорошие и плохие дела”.

“Как передвигаются животные?”.

При систематическом использовании различных лексических игр дети учатся самостоятельно думать, четко говорить, принимать решения, быстро и правильно подбирать нужные слова, наблюдать за словом, наблюдать за речью и действиями своих друзей, активно использовать полученные знания в жизни, что поможет им успешно учиться в школе, устанавливать хорошие взаимоотношения со сверстниками.

Полезны пересказы интересных эпизодов, рассказов, всей сказки, мультфильмов. Необходимо включать материалы на этические темы с оценкой событий, поведения детей. Необходимо наблюдать за изменениями в природе, находить хорошее и плохое в окружающем мире.

Полезно помнить, что для формирования связной речи надо много беседовать с детьми, разнообразить их жизнь, насыщать новыми впечатлениями, сведениями о разных сторонах окружающей действительности и уделять время для специальных занятий.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: