Как помочь ребенку в развитии речи

57 упражнений для запуска речи у малышей

15.05.2019 | Анна Новик 17 комментариев В прошлой статье о задержке речевого развития у детей 1-3 лет мы говорили о причинах этого явления, возрастных нормах, методах работы педагогов и рекомендациях для родителей. Сегодня остановлюсь на конкретных упражнениях, которые помогают запустить речь и улучшить звукопроизношение без участия специалистов. В раннем возрасте речь характеризуется достаточно бедным словарным запасом, употреблением облегченных слов, отсутствием или. Читать далее


В прошлой статье о задержке речевого развития у детей 1-3 лет мы говорили о причинах этого явления, возрастных нормах, методах работы педагогов и рекомендациях для родителей.

Сегодня остановлюсь на конкретных упражнениях, которые помогают запустить речь и улучшить звукопроизношение без участия специалистов.

В раннем возрасте речь характеризуется достаточно бедным словарным запасом, употреблением облегченных слов, отсутствием или искажением отдельных звуков.

Причиной является недостаточно развитый в силу возраста речевой аппарат и слабый речевой выдох.

Для решения большинства этих проблем существует большой арсенал развивающих упражнений, игр и методик.

Дыхательные игровые упражнения, направленные на тренировку речевого выдоха

  • Дуем на кусочки бумажной салфетки, ваты, через трубочку в воду — пускаем пузыри
  • Задуваем свечки — конечно, под строгим контролем взрослых
  • Делаем пособия на ниточках – бумажные бабочки, тучки, снежинки, и дуем на них
  • Пускаем кораблики с бумажными парусами из пластиковых стаканчиков в миску с водой и дуем в паруса
  • Показываем «ветерок» — дуем друг на друга
  • Сдуваем с поверхности пёрышки, шарики для пинг-понга
  • Дуем через трубочку в бутылку, накрытую крышкой с шариками пенопласта.

Артикуляционные упражнения для развития и укрепления речевого аппарата

  1. Игры с различными звуками: цокаем как лошадка, сопим как ёжик, чмокаем – целуемся
  2. Развиваем артикуляционные мышцы:
    • Надуваем пузырь щечками, лопаем ладошками
    • Показываем язычок – дразнимся/ язычок выглянул из ротика и спрятался обратно
    • Показываем зубы – «У кого есть зубки?!»
    • «Лакаем молоко» как кошка.
  1. Звукоподражание с повторами — полезно делать в разных темпах:

Как машина гудит? Би-би-би!
Как коровка мычит? Му-му-му!
Как барабанчик стучит? Та-та-та!
Как мама песенку поет? Ля-ля-ля!
Как курочка зерно клюет? Клю-клю-клю!
Как дудочка дудит? Ду-ду-ду!

Музыкальные игры, стимулирующие запуск речи

Когда дети пропевают звуки, слоги и слова, им легче заговорить.

  1. Игры с использованием детских музыкальных инструментов, где звуки дублируются словом:

Тук-тук-тук! (Клавесы, ложки, барабан)
Ля-ля-ля! (Металлофон)
Динь-динь! (Колокольчик)
Как-кап-кап ! (Треугольник)
Бум-бум-бум! (Бубен)

2. Песенки- звукоподражания «У бабушки Натальи было 7 утят», «Гуси-гуси», «Есть у нас лошадка Игогошка», «Ква-ква, так говорит лягушка».

3. Песенные артикуляционные разминки Е.Железновой «А мы скажем вместе с мамой», «Ну-ка повторяйте».

4. Простукивание на бубне простых слов и имен.

5. Игры с последовательной передачей по кругу музыкальных инструментов «НА!» «ДАЙ!».

6. Танцы с простейшими словами, дублирующими движения:

  • Топ-топ;
  • Хлоп-хлоп;
  • Прыг-прыг;
  • Бип-бип (Нажимаем на носик)
  • Туда-сюда (Повороты корпуса)
  • Вверх-вниз (Ручки с бубенцами или султанчиками)

Эффективные игры с дидактическим материалом увеличивающие пассивный словарь

  1. Прятки игрушек под платочком
  2. ДАЙ! (По инструкции педагога ребенок дает игрушку заданного цвета, формы или размера)
  3. ПОКАЖИ! (Педагог знакомит с новым понятием, показав его на картинке, затем дети по инструкции педагога ищут продемонстрированный предмет у себя на раздаточных листах и показывают пальчиком или накрывают ладошкой)
  4. Сортировка по цвету, форме или размеру (Например, Мишке собираем красные шарики, а Зайчику желтые).
  5. Ищем в сенсорном тазике спрятанные фигурки (животных, игрушки, посуду, кумушки разных цветов) — ребенок находит, взрослый называет.

Пальчиковый массаж и пальчиковые игры

Многие педагоги любят говорить: «Речь находится на кончиках пальцев!»

В семидесятых годах XX века физиолог Марионелла Максимовна Кольцова проводила исследование в детском доме. Она доказала, что в экспериментальной группе детей, с которыми проводились упражнения на развитие мелкой моторики, речевое развитие было значительно выше, чем у детей, с которыми не проводились такие занятия.

Это так, но лишь отчасти. Большинство современных неврологов и логопедов склоняются к мысли, что не сами упражнения явились определяющим фактором развития речи, а непосредственное общение педагога с детьми способствовало развитию речи у исследуемых детей.

К тому же речевые центры, которые находятся в непосредственной близи к моторным центрам в головном мозге, созревают к 3-4 годам. Поэтому стимулировать их, надеясь лишь на развитие мелкой моторики в раннем возрасте не стоит.

Однако развивать мышцы пальчиков с помощью мягкого массажа («Ладушки, «Сорока-ворона»), а также тренировать ловкость посредством простейших движений полезно и нужно.

Как я рассказывала в предыдущей статье, у детей с речевыми нарушениями очень часто наблюдаются нарушения координации движений, мышечные зажимы, моторная неловкость. Упражнения под ритмичные стихи или пение, расслабление и наоборот движения с пальчиками, помогают подготовить ребенка к моторному планированию, тренируют мышечный тонус, помогают ребенку испытывать эмоциональный отклик в упражнениях.

Игры на развитие слухового восприятия

Неразвитое слуховое восприятие влияет на развитие речи. Ребенок не способен внимательно и сосредоточенно слушать и слышать и, соответственно, плохо воспроизводит звуки. Если ребенок хорошо различает неречевые звуки – фонематический слух (способность различать звуки речи) будет развиваться автоматически.

Игры на развитие слухового восприятия:

  • Угадай, что звучит.
  • Жмурки
  • В какой руке звучало
  • Быстро-медленно
  • Громко-тихо
  • Справа-слева (после 2 лет)
  • Если звучит бубен прыгаем, если треугольник, хлопаем в ладоши (как пример)
Читайте также:
Адреса окружных ПМПК в Москве

Вкусные игры

  • Облизываем губки – варенье, мед
  • Высовываем язычок – возьми ягодку, конфетку, и убираем в рот на язычке ягодку/конфетку
  • Облизываем чупа-чупс или петушок на палочке – тянемся к нему язычком вверх, вниз, вправо, влево
  • Макаем кончик язычка в сахар или декоративную сладкую обсыпку и пробуем по заданию донести на язычке до рта, внутренней стороны щечек, нёба
  • Катаем внутри рта вишенку или круглое драже
  • Тянем зубками мармеладных червячков, губками собираем червячка в ротик
  • Проводим язычком различные дорожки на подносе с сахарной пудрой
  • Вытаскиваем заранее воткнутые кусочки сладких палочек из яблока или апельсина.

Тренировка «осознанного моторного планирования»

Моторное планирование — это способность представлять, организовывать и проводить последовательность непривычных действий.

У большинства детей с речевыми нарушениями есть дефицит моторного планирования.

Процесс звукоопроизношения требует от ребёнка сложного моторного планирования. Ребенок должен осознанно контролировать движения артикуляционного аппарата до тех пор, пока произнесение тех или иных звуков не станет навыком.

Что необходимо для развития навыка моторного планирования?

  • Регулярность занятий
  • Новизна и проработка тех движений, которые еще не автоматизированы
  • Выполнение по инструкции заданий.

Для эффективной тренировки моторного планирования необходимо в каждое развивающее занятие включать упражнения с непривычными моторными действиями, которые не автоматизированы у детей и выполняются по инструкции педагога.

  • Сортировка, но не пальчиками, как привычно, а пинцетами, или ложками или другими предметами, помогающими осуществить захват
  • Использование двух рук сразу.
  • Использование НЕ ВЕДУЩЕЙ РУКИ для выполнения задания.
  • Работа по инструкции педагога или взрослого (сначала красная бусина потом желтая бусина ит.д.).
  • Двигательные упражнения по показу, а не заученные и выполненные много раз.
  • Замена привычных движений на новые и изменение темпа и ритма.
  • Любые задания с использованием новых инструментов, материалов, задач.

Итак, моторное планирование связывает идею и ее моторное исполнение. Для осуществления моторного планирования требуется произвольное внимание и моторная ловкость.

А какие упражнения для развития речи у малышей используете вы? Поделитесь опытом в комментариях!

Об авторе: Анна Новик

Педагог с 25-летним опытом. Три профильных образования. По первому образованию Анна — учитель музыки, музыкальный руководитель в дошкольных заведениях. По второму — возрастной психолог, преподаватель психологии. По третьему — логопед.

В последние годы Анна ведёт занятия по раннему комплексному развитию в своём детском центре, и в её группах нет свободных мест.

Reader Interactions

Обсуждение

Отличная статья.Спасибо Анне.

Спасибо большое. Как родитель мне стало понятно, как нужно заниматься со своими детьми.

Очень актуальная тема ,все так хорошо подготовленно бери и используй,большое спасибо,желаю творческих успехов и здоровья

Спасибо !! Статья очень полезная!

Понятно.Чётко. Кратко. Спасибо

Спасибо, Анна! Вы большая УМНИЧКА!

Очень полезная статья! Прекрасное изложение материала!

Интересная статья. Я уверена, она сможет помочь родителям.
РАЗВИТИЕ МОТОРИКИ
ДЛЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА.

За все движения,совершаемые человеком,отвечает двигательная зона.Но движения рук человека, в отличие от всех остальных движений,настолько сложны и многообразны,что что нуждаются в особенной «опеке» нашего мыслительного центра. Именно поэтому около трети всей двигательной зоны занимает именно проэкция кисти руки. А чем тоньше и сложнее будут наши движения, тем больше многообразных и сложных связей устанавливается в мозге, тем более развитой будет эта двигательная зона в целом.Двигательная зона расположена очень близко от речевой.Поэтому учеными было выдвинуто предположение о влиянии тонких движений пальцев на развитие речи, а затем и мышления,внимания,памяти,то есть интеллекта.

РАЗВИВАЯ ТОНКУЮ МОТОРИКУ,ПРЕДОСТАВЛЯЯ МАЛЫШУ СВОБОДУ,НУЖНО ИГРАТЬ С НИМ ОБЪЯСНЯЯ, ПОКАЗЫВАЯ,УВЛЕКАЯ. НО РОДИТЕЛЯМ НУЖНО БЫТЬ ТЕРПЕЛИВЫМИ.
Итак.чем же нужно заниматься?
*Работа с шариками.Ставится коробочка на некотором расстоянии от ребенка.Катить шарик,чтобы он ударился о коробочку.
*Работа с кольцами.На деревянный стержень надевать кольца(желательно одинаковых по размеру).
*Работа с кубиками.Из кубиков строить башенку,поезд,стульчик,домик.
*Работа с о складными деревянными матрешками,пирамидками,коробками.
*Поставить емкость и бросать в нее шарики(левой и правой рукой).
*Берется картонка, в которой в определенной последовательности сделаны отверстия. Задания;
-протянуть шерстяную нитку через все отверстия:
-протянуть нитку,пропуская одну дырочку;
-выполнять обычную шнуровку, как в обуви.
*Легко нажимать на грушу пульверизатора(или на обычную спринцовку),направлять при этом получаемую струю на ватку,чтобы она двигалась по столу.
*Плавно вращать карандаш указательным и большим пальцами.
*Работа с мозаикой,с пазлами.
*Нанизывать на леску бусинки,пуговицы.Чередовать большие и маленькие.
*Играть на воображаемом пианино.
*Поиграть в «Золушку».Разобрать смешанные фасоль и горох,чечевицу и горох,рис и гречку.
*Играть с мягкой проволочкой,из нее можно сделать интересные игрушки.
*Застегивать пуговички,крючки,замочки.
*Различные пальчиковые игры.
*Переливание воды из стакана в стакан,из заварного чайника в чашку.
*Воду из одной емкости можно переносить при помощи одноразового шприца.
*Чистка зеркал металла,обуви.
*Подметание пола.Нарисовать на полу квадрат.Возле него рассыпать «мусор»,например,косточки,семечки,сметать мусор в центр квадрата.
*Складывание салфеток.
*Используя безопасную овощечистку,учить чистить овощи и фрукты.
*Мытье посуды щеткой,не важно настоящей или игрушечной.
*Подвесить где-нибудь нитки,Заплетать косички.
*Налить в неглубокую миску воды и бросить в нее теннисные шарики или «скорлупки» от киндер-сюрприза. Вылавливать их при помощи ложки с прорезями и складывать их в другую миску.
*Нарезать кусочки поролона и наломать пробки(чтобы были неровные края).Сложить все в тарелочку, рядом поставить
другую.Перекладывать с помощью пинцета из одной тарелочки в другую.
*На край плотного картона нацепить прищепки(можно сделать «солнышко с лучиками» или «ежика с иголками»).Прищепки снять и опять одеть на край.
*Взять кусок плотного пенопласта и с помощью маленького молотка разрешить забивать гвоздики с широкими шляпками.
*Чистить стеклянные бутылки при помощи «ершика».
*Нарвать вместе с ребенком в коробку бумагу и спрятать игрушку.Найти на ощупь.
*Запускать пальцами мелкие волчки.
*Разминать пальцами пластилин ,глину.
* Рисование в воздухе.
* мять руками поролоновые шарики, губку.
*»Волшебный мешочек».Сложить в «мешочек» 2-3 знакомые мелкие игрушки.Находить на ощупь заданную игрушку.
*В коробку сложить мелкие орешки,спрятать в них игру игрушку,найти на ощупь.
*Работа с бумагой.Складывать ее,разворачивать,скатывать,скручивать,перелистывать.
*Рисовать красками.Можно сделать густые краски.
Рецепт краски:крахмал+ пищевой краситель+вода +мыльная стружка.
*Работа с пластилином.Лепить колбаску,колобка бублик и т,д.Можно сделать тесто
.Рецепт; смешать 1стакан соли+2 стакана муки+1 стакан подкрашенной воды.Чтобы тесто не засыхало добавить 2 столовые ложки подсолнечного масла.Перед работой его лучше подогреть.
*Приготовить разные по размеру бутылки из-под воды шампуня,пузырьки от духов и т. д.Отвинчивать и навинчивать пробки,подбирая по диаметру.
*Рисовать пальчиками по стеклу красками.Рисовать по зеркалу,предварительно наносить пудру на него.
*Ловить мяч двумя руками,одной рукой.
*Ловить мяч после удара по полу.
*Катать мяч по полу с попаданием в заданную цель.
*Перекатывать мяч из одной руки в другую.
*Ходить в определенном направлении(по пряиой, по кругу) под заданный темп.
*Стоять попеременно на правой и ли на левой ноге.
*Подпрыгивать на двух ногах,затем на правой(левой) ноге.
*Вставать,приседать под счет.
Все вышеизложенные задания необходимо выполнять постепенно, усложняя их повторяя их ,заинтересовывая ребенка. Эти упражнения можно использовать в различных игровых ситуациях в зависимости от возраста ребенка.

Читайте также:
Рекомендации по коррекция речи для детей 3-х лет с задержкой речевого развития

Огромное спасибо, очень полезная информация.

Консультация «Как родители могут помочь детям в формировании правильного произношения и развитии речи»

Галина Тимкова
Консультация «Как родители могут помочь детям в формировании правильного произношения и развитии речи»

С появлением речи тесно связано формирование восприятия, памяти, мышления, воображения, чувств. Поэтому задержка речи влечет за собой и отставание в развитии психики и интеллекта ребенка. Без сомнения, все родители хотят, чтобы их дети, став взрослыми, говорили чисто и правильно, владели богатством речи своего родного языка, достигли в жизни определенных высот, исходя из тех способностей и талантов, которые даровала им судьба, успешно учились и состоялись в жизни как личность, чувствовали себя свободно и уверенно в обществе. Неправильная речь может стать препятствием на пути выполнения этих надежд и планов.

Самым первым и, главным, условием, влияющим на правильное формирование детской речи, является создание правильной речевой среды в семье, а самое важное здесь – благоприятная эмоциональная обстановка.

Речь малыша берет свое развитие до его рождения на свет, и что крайне важно уже в этот прекрасный период вынашивания, начните общаться с ним, что-то ему рассказывать, делиться положительными впечатлениями и создавать уже тогда тёплую эмоциональную атмосферу.

Общайтесь с ребенком

Гуление и агуканье крохи – это ранние признаки формирования у него речевых навыков. Скорей всего, Вы много раз замечали, что в Ваше отсутствие малыш не столь активен, а когда Вы рядом активно издает звуки и старается привлечь Ваше внимание. Кроме того, присмотревшись, Вы поймете, что ребенок пытается Вам что-то сказать и надеется на Ваш ответ. Необходимо поддерживать диалог, ведь таким образом малыш учится координировать одновременно голос и взгляд. Поэтому реагируйте на инициативу крохи, разговаривайте с ним, но произносите слова четко и понятно, давая ребенку возможность уловить звуки, тон говорящего, и, возможно, настроение.

К годику малыш начинает пользоваться указательным жестом – показывая на предметы вокруг,он пытается обратить на себя внимание родителей.Тогда маме и папе необходимо называть вещи или действия: «это стул», «кошка прыгнула» и т. д. Первые слова ребенка будут состоять из ударных слогов («ама»«мама») или из начальных букв («па»«папа») – таким образом, начнет формироваться словарный

Рекомендуем родителям формировать:

сначала пассивный, а затем активный словарь, для чего использовать как окружающую обстановку, так и специальные игры. Нужно отдавать преимущество настольным играм (таким как парные картинки, лото, детское домино и т. д., а не компьютерным играм. Родители в процессе игры могут давать знания об обобщающих понятиях (цвет, игрушки, части тела, транспорт, продукты и т. д.). Очень важно, чтобы родители выделяли хотя бы 10-15 минут в день для игровых занятий, а также использовали для развития словаря прогулку, поездку и совместный любой труд (на кухне, в огороде, в квартире).

В два годика речь малыша пополняется простыми словосочетаниями, и тогда немаловажную роль играют книги. Читая своему чаду, интересные рассказы или сказки с яркими иллюстрациями к ним, вы увеличиваете словарный запас ребенка и помогаете запомнить предложения полностью. Если малышу понравилась книга, и он просит прочитать ее снова, не отказывайте ему. Возможно, ребенок не до конца разобрался в содержании и ему требуется больше времени, чтобы понять диалоги персонажей или усвоить сюжет. Вы также можете спеть песенку или прочитать потешку, предлагая малышу закончить знакомую фразу. Например,Вы начинаете: «Ладушки, ладушки! – Где были?», а ребенок продолжает – «У бабушки!»

Читайте также:
Развитие мелкой моторики у детей с нарушением речи

Чтобы родители смогли помочь формированию грамматического строя речи ребёнка, нужно выполнять определенные правила.

• Важно четко проговаривать окончания слов, чтобы ребенок с раннего детства слышал,как изменяются слова: в падеже («иди к маме, возьми куклу», роде («собачка белая, мишка коричневый», числе («бабочка – бабочки»).

• Не менее важно четко проговаривать предлоги,выделять их интонациями голоса: «положи В корзинку, достань ИЗ коробки».

• Несложно учить ребенка словообразованию,начиная с уменьшительно-ласкательных слов: «дом-домик, шар-шарик, кот-котенок и т. д.».

• Конечно, нельзя произносить бранные, оскорбительные, грубые выражения,непонятные для ребенка слова, так как дети очень быстро начинают копировать взрослых. Речь родителей должна быть очень грамотной!

Следующая задача родителей – помочь своему ребёнку в формировании произносительной стороны речи:

Развивайте артикуляцию!

Попробуйте нехитрые упражнения, например, поиграйте с ребенком в «Голодных котят», замарав блюдце сметаной или детским пюре, предложите облизать его. Играйте в «Паровозиков»громко озвучивая их сигналы: ту-ту-ту, чух-чух-чух.Или просто покорчите перед зеркалом рожицы: хмурьтесь, поднимайте брови, выпучивайте глаза, высовывайте язык, тяните губы в разные стороны. Пощелкайте язычком как» лошадка «и остановите «лошадку» ,подув на губки и т. д. Ребенок в игре быстрее «запомнит необходимые действия, и, к тому же, процесс станет увлекательней, ведь так радостно и забавно играть вместе с мамой и папой! Кроме этого,можно обратиться за рекомендациями к логопеду!

Развивайте воздушную струю!

Уже с года учите малыша дуть на мыльные пузыри, хорошо высмаркиваться носом (без лишней утечки воздуха через рот). Покатайте бревнышки (карандаши) по ровной поверхности. Играйте в «Воздушный футбол», закатывая ватный шарик-мяч в

,сделанные вместе с малышом, ворота. А также дуйте на разные предметы,на воду, создайте «бурю» в стакане,подув в трубочку для сока и т. д. Включите воображение и превратите эти упражнения в забавные игры-минутки!

Развивайте общую моторику!

Это способствует формированию и развитию речи у детей. Занимайтесь лечебной физкультурой, катайтесь на велосипеде,самокате,роликах,коньках, плавайте в бассейне, ходите пешком,играйте в подвижные игры,вспомнив свое детство!

Развивайте мелкую моторику.

На начальном этапе играйте с пальчиками, используя не хитрые игры типа «Коза рогатая», «Киснька-мурыснька»,»Сороко-белобока»,»Ладушки» и т. д. Давайте поплавать детским ручкам в сухих бассейнах из круп, макарон. Позднее используйте пальчиковые тренинги. Занимайтесь различными видами конструирования, собирайте пазлы, бусы, пополните детский уголок шнуровками, мозаикой,приучайте ребенка к различным видам ручного творчества:лепка,аппликация,коструирование из бумаги,конструктора и других материалов.

Очень важно подходить творчески как к воспитанию, так и развитию речи у детей.

Вот общие подходы к занятиям с детьми в семье!

• Учитывайте возрастные особенности, (не спешите, но и не отставайте);

• Индивидуально подходите к ребенку, понимая, что он развивается со своей скоростью;

• Немного «забегайте вперед», ведите ребенка за собой (принцип опережающего развития);

• Двигайтесь от простого к сложному;

• Создавайте благоприятный психологический фон, поощряйте ребенка;

• Играйте с ребенком, так, чтобы он не чувствовал, что вы его учите, пусть ему будет интересно, а не скучно;

• Выделяйте время и играйте вместе с ребенком; это очень важно!

• При совершении покупок, выбирайте добрые и созидающие игрушки и игры, отказывайтесь от злых и разрушающих;

• Придерживайтесь традиционной российской культуры;

Развивайте умение ребенка общаться (коммуникативные качества);

• Выбирайте многофункциональные игры;

• Максимально используйте возможности каждой игры.

Чистое произношение, лексическое богатство, грамматически правильная и логически связанная речь – заслуги, прежде всего, семейного воспитания.

Любите родной язык, изучайте и совершенствуйте его

вместе с ВАШИМ ребенком!

Составила учитель-логопед : Тимкова Г. В.

Консультация «Что могут родители» 1. Способствовать активному использованию математических понятий в познавательной и игровой деятельности, в повседневной жизни. Например,.

Использование чисто-и скороговорок в формировании правильного звукопроизношения у детей с нарушениями речи Использование чисто – и скороговорок в формировании правильного звукопроизношения у детей с нарушениями речи В коррекционно-логопедической.

Занятие по формированию представления детей о нитратах «Когда овощи могут помочь, а когда могут навредить нашему здоровью?» Цель: 1. Формировать представление детей о нитратах. 2. Рассказать о том, в каких растениях они находятся, какой вред наносят здоровью.

Консультация для родителей «Как неравнодушные родители могут участвовать в жизни детского сада» Консультация для родителей на тему: “Как неравнодушные родители могут участвовать в жизни детского сада”. «Сдали ребенка и забыли о нём.

Консультация для родителей «Артикуляционная гимнастика — основа правильного произношения» Правильное звукопроизношение является одним из основных показателей готовности ребёнка к школьному обучению, так как чёткое произношение.

Консультация для родителей «Как помочь эмоциональным детям» Эмоциональное развитие ребёнка начинается с первых мгновений беременности матери, и даже ещё раньше. Ведь хроническая усталость, семейные.

Консультация «Важные вещи, которым родители могут научить детей» Многие родители думают, что подготовка к школе заключается в заучивании букв или умении считать. Это совсем не так. Лучше всего и проще.

Артикуляционная гимнастика как основной метод воспитания правильного произношения Для успешной реализации проекта мной проводились различные мероприятия со всеми участниками образовательных отношений. Первым этапом реализации.

Родительское собрание «Как родители могут помочь своим детям подготовиться к школе» Задачи: Ознакомление родителей с критериями готовности ребёнка к школе. Оценка родителями степени готовности своего ребёнка к школе. Анализ.

Читайте также:
Психомоторное развитие ребёнка в раннем детстве

Занятие по звуковой культуре речи в средней группе «Формирование правильного произношения звука Ч» Занятие по звуковой культуре речи в средней группе «Формирование правильного произношения звука Ч» Тема: «Формирование правильного произношения.

Маленький оратор. Как развивать речь ребенка?

Простые и интересные упражнения от логопеда.

Марина Киселева учитель-логопед

  • С чего начать занятия
  • Как продолжить обучение ребенка
  • И напоследок – общение с ребенком

В современном мире красивая и грамотная речь является залогом успеха. Правильная речь помогает ребенку свободно общаться с окружающими, успешно учиться и быть уверенным в себе. Как научить ребенка выражать свои мысли?

С чего начать занятия

Механизм формирования речи у ребенка запускается с самого первого дня жизни. Чтобы этот процесс протекал быстро и гладко, нам, взрослым, необходимо стать самыми активными его участниками. Это долгосрочное вложение наших сил и эмоций окупится с лихвой уже через три-четыре года, когда мы получим интересного собеседника со своим нестандартным мышлением и суждениями. Развитие речи у детей — это ежедневная работа малыша и родителей. Давайте рассмотрим этапы развития речи у ребенка.

Речь — это сама жизнь, поэтому не замыкайте обучение в рамках печатной продукции и интерактивных игрушек. Окружающий мир, природа вдохновят вашего малыша на новые словесные открытия, разовьют фантазию и пробудят воображение. На прогулках старайтесь обращать внимание на такие детали, как свернувшийся сухой лист, похожий на трубочку, который может стать подзорной трубой или капельку росы, которая вполне может стать самым настоящим морем для муравьев. Летом стройте замки из песка с извилистыми ходами, запускайте совместно бумажные самолеты, выкладывайте на песке рисунки из природного материала. Осенью собирайте букеты листьев (заодно выучите названия деревьев, оттенки цветов), желуди, семена клена, которые потом пойдут на поделки. Зимой лепите снеговиков и раскрашивайте их красками, принесите домой сосульку — пусть она растает в тазике. Весной пускайте кораблики в ручьях, покажите малышу капель, прислушайтесь к чириканью воробьев. Все эти действия укладываются в режимные моменты ребенка и не требуют специальных затрат. Но вот если упустить время, предоставить малыша самому себе, то ближе к школе придется наверстывать упущенное семимильными шагами и то, что так естественно закладывалось в детстве, придется впихивать большими порциями. А от такого информационного переедания, сами знаете, что бывает: усталость, нервозность, нежелание учиться.

К сожалению, далеко не у каждого родителя есть время и возможность заниматься со своим ребенком системно. На помощь могут придти специалисты-педагоги, — в том числе детские логопеды в детских развивающих центрах. Чаще всего программы в них направлены на то, чтобы ребенок развивался гармонично, получая и усваивая информацию в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями.

Как продолжить обучение ребенка

Что же происходит дальше? А дальше мы учим ребенка пользоваться тем, что он накопил, то есть правильно и складно выражать свои мысли — объяснять, доказывать, выстраивать логику повествования и сочинять. Это уже более сложный процесс, выходящий за рамки бытовой речи и имеющий отношение к словесному творчеству. Здесь берут свои истоки будущие сочинения.

Начнем данный этап с азов — умения составить небольшой рассказ о любом живом и неживом объекте или предмете. В будущем подобного рода информация пригодится вашему первокласснику для подготовки докладов: ведь очень часто именно неумение правильно распорядиться большим объемом информации приводит к тому, что ребенок затрудняется начать повествование, составить рассказ по картинке. Этот процесс сравним с вопросом из взрослой жизни: “Как дела?”, когда можно долго и разнообразно говорить на предложенную тему, но большинство ограничивается ответом: “Нормально”. Воспользуемся схемами — этими универсальными картами, которые являются четкими пошаговыми инструкциями и не дают сбиться с верного пути словотворчества, в тоже время, избавляя от повторов и запинок в речи.

“Собака — это домашнее животное. Внешний облик собаки зависит от породы. Таксы — маленькие, с длинным телом, вытянутой мордой и длинным хвостом. Лапы у них короткие. Эти собаки предназначены для охоты на лис в узких норах. Боксеры имеют приплюснутую морду, широкую грудь, крепкие лапы — это бойцовская порода. В деревнях собаки живут на улице в конуре. В городах собак держат в квартирах. Они питаются мясом, специальным кормом. Издавна собака была другом и незаменимым помощником человека. Она помогала ему сторожить дом, пасти овец, охотиться на волков, лис, птиц, спасала человека и на воде, и в горах. Есть специальные собаки-поводыри для слепых”.

После того, как ребенок научился составлять рассказы-описания, можно переходить к следующему этапу — обучению составления рассказов по серии картинок. Здесь важно умение выстроить логическую цепочку: разложить картинки в правильном порядке, ведь все наши действия в обычной жизни совершаются по неким схемам.

Важно донести до ребенка, что картинки и происходящие на них события — это не абстрактные истории, а то, что окружает малыша в повседневной жизни. Пусть ребенок отождествит себя с главным героем. Расскажет, что бы он почувствовал, сказал и сделал на месте персонажа. Пусть даст свое имя и имена своих друзей нарисованным детям.

Читайте также:
Как помочь ребенку учиться?

Пусть малыш расскажет правила игры в прятки, салочки, что нужно сделать, чтобы почистить зубы, вскипятить воду в чайнике или спуститься на первый этаж.

Очень важно расширять кругозор ребенка, рассказывать обо всем, что его окружает — это в значительной степени поможет обогатить словарный запас вашего малыша и быстрее развить полноценную грамотную речь. Старайтесь бывать с вашим ребенком в разных местах, перепробовать как можно больше разных дел, поиграть в самые разные игры. Например, если малыш ни разу не был на рыбалке, он не сможет сочинить рассказ о веселых приключениях мальчишек-рыболовов на речке, так как здесь действуют свои законы, своя терминология.

Затем мы учим ребенка составлять рассказы по картинке. Подключим воображение и превратим одну картинку в серию из трех, мысленно представив начало, а потом и концовку нашего рассказа.

И последний этап — наиболее сложный — это умение составить рассказ-описание природы по картинке. На первый взгляд, здесь нет ни действия, ни героев, только один лес. Но, закрыв глаза и шагнув из реальности в самую чащу воображаемого леса, обнаруживаешь, что жизнь здесь бьет ключом. Чтобы не заблудиться в этой чаще, на помощь нам придет, опять же, схема-описание примет времен года.

Вот пример рассказа об осени, составленного по данной схеме:

“Осенью дни становятся короче, а ночи длиннее. В начале осени стоят погожие дни. Это время называют „бабье лето“. Но потом небо хмурится, затягивается тучами и целыми днями моросит нудный дождик. Дует пронзительный холодный ветер. Деревья наряжаются в расписные одежки — желтые, красные, оранжевые, пурпурные. Дунет ветер — и посыплется с деревьев разноцветный дождь из листьев. Осень — пора листопада. Птицы собираются в стаи и улетают в теплые края. Животные готовятся впасть в спячку, нагуливают жирок, делают запасы еды на зиму. Белки, зайцы меняют свои летние шубки на зимние”.

И напоследок – общение с ребенком

В дошкольном возрасте естественная среда обитания ребенка — это игра, поэтому превратите учебу в игру. Занимайтесь, то есть общайтесь на прогулке, по дороге в сад, магазин. Не сидите дома за столом, как в школе: просто дайте ребенку полистать книгу, и то задание, которое его заинтересует, выполните вместе. Если ваш ребенок мотивирован на учебу, то, наоборот, можно поиграть с ним в школу. В любом случае, руководствуйтесь индивидуальными особенностями вашего ребенка, найдите к нему подход, и он ответит вам заинтересованностью, восприимчивостью и понятливостью.

Внимательно выслушивайте ребенка, не перебивайте и не торопите его, не ругайте и не сравнивайте с другими. Занимайтесь в то время, когда у ребенка хорошее настроение, когда он выспался и не голоден.

Русский язык, как и любой другой, требует регулярности, поэтому лучше заниматься каждый день по чем один раз в неделю по часу. Когда наши дети, начинают изучать иностранный язык — мы понимаем, что только регулярные занятия могу гарантировать результат и эффективность, изучение русского языка и развитие речи также не является исключением и требует системного подхода.

Уже с малых лет необходимо приучать ребенка говорить не только на языке быта, но использовать в своей речи все богатство русского языка. Общение — одна из основных потребностей человека, и ваш малыш нуждается в нем как никто другой. У каждого есть возможность творить, и мы можем это делать ежеминутно, создавая маленькие словесные шедевры. Язык не только одно из важнейших средств коммуникации, но и живой материал, имеющий свой цвет, форму и вкус. Нам предстоит открыть это детям, научив их творить в рамках определенных законов. Это долгий путь, и от нас, взрослых, зависит, будет ли им узкая блуждающая тропинка или широкая дорога на пути к новым знаниям, открытиям и свободному общению.

Как научить говорить ребенка в 2 года?

Родительское отношение к «молчанию» своего двухлетнего чада делится на две категории:

  • Чрезмерная обеспокоенность. Когда ребенок в 18 месяцев не знает алфавит и не общается развернутыми предложениями, в отличие от соседского мальчика Саши, который в 2 года говорил сложными предложениями.
  • Игнорирование проблемы. Когда врачи сошлись на едином мнении, и ставят диагноз «задержка в развитии», а родители настойчиво игнорируют этот факт. Им кажется, что малыш абсолютно здоров и никакой проблемы не существует.

Под термином «задержка речевого развития» (ЗРР) подразумевают замедленные темпы овладения устной речью детьми младше трех лет.

Норма или патология?

Развитие каждого ребенка происходит согласно индивидуальному расписанию, как и становление речи. Навык речевого общения у детей в 2 года настолько индивидуален, что может существенно различаться у сверстников, рожденных с разницей в пару месяцев. Но все детки без исключения переживают основные периоды развития речи.

Этапы и условные нормы развития речи:

  • 2-3 месяца – гуление. У малыша наблюдается реакция на голоса мамы и папы. Он начинает издавать первые звуки, отвечая по-своему на обращение родителей. На этом этапе формируется диалогическая речь.
  • 4-8 месяцев – лепет. Ребенок повторяет простейшие слоги из гласных и согласных звуков (тя-тя, ня-ня-ня, бу-бу). Некоторые мамы радуются, когда слышат от своего чада первое слово «ма-ма». На самом деле, это случайный повторяющийся слог, значение которого малыш еще не осознает.
  • 9-12 месяцев – малыш подражает звукам речи взрослых. В этот период активно пополняется пассивный словарь (слова, которые он слышит и понимает, но не произносит).
  • В 12-18 месяцев ребенок произносит свои первые осознанные слова, знает и произносит звуки некоторых животных, понимает и реагирует на просьбы взрослых («положи», «сядь», «принеси», «кушай»). При произношении слов, ребенок может «терять» или «заменять» звуки и слоги (кошечка­ – «котька»).
  • 2 года – формирование активного словаря. Малыш учится складывать слова в предложения, выражать свои мысли.
  • 3 года – речь ребенка становится понятна окружающим. Он без труда формулирует свои требования, задает вопросы, активно употребляет в речи глаголы, союзы, предлоги, знаком с количественными понятиями («много», «один»).
Читайте также:
Как определить готовность ребенка к школе? ТЕСТ логопеда для родителей - Готов ли ваш ребёнок к школе?

Единой возрастной нормы, по которой ребенок должен заговорить, не существует.

У большинства детей это происходит с 14-18 месяцев от момента их появления на свет.

Какие признаки свидетельствуют о задержке речевого развития?

Не стоит волноваться, если малыш контактен, сообразителен, общается с членами семьи и окружающими при помощи жестов и звуков, реагирует на ваши просьбы, понимает слова, которые вы ему говорите, способен к звукоподражанию. Такие детки могут упорно молчать до трех лет, но потом активно начинают разговаривать, даже перегоняя своих сверстников. Речь идет о темповой задержке речи, когда малыш заговорил самостоятельно, без каких-либо принятых мер. Это нормальное явление, которое может встречаться у абсолютно здорового ребенка. Но существует и другая проблема, когда задержка развития речи – это тревожный «звоночек», сигнализирующий о серьезных нарушениях.

Что должно насторожить родителей:

  • Спустя 3-4 недели с момента рождения у малыша отсутствует реакция на голоса взрослых.
  • Отсутствие гуления в 2-4 месяца.
  • В 8-9 месяцев от ребенка не слышно никаких звуков, лепета.
  • В 1-1,5 года не произносит простых слогов (ма-ма, бу-бу), не откликается на свое имя.
  • С полуторагодовалого возраста не воспринимает на слух слова, просьбы. Есть проблемы с жеванием пищи.
  • Не использует жесты, добивается всего только плачем.
  • В 2 года не может говорить фразами, не стремится узнать новые слова, путает части тела, не знает названий элементарных предметов, не может указать на них. Словарный запас скудный, насчитывает не более 20 слов.

Окончательный диагноз ЗРР могут поставить только врачи после проведенного комплексного обследования.

Что спровоцировало задержку речевого развития?

Причины развития речи разделяют на физиологические и социальные.

  • Перинатальные патологии (угроза выкидыша в период вынашивания, недоношенность, асфиксия в родах).
  • Наследственность.
  • Поражения ЦНС вследствие внутриутробных и родовых травм, перенесенных инфекционных и вирусных заболеваний в раннем возрасте.
  • Нарушение слуха.
  • Травмы черепа.
  • Слабое развитие речевого аппарата, нарушение артикуляции – губ, языка, лицевых мышц, мягкого неба.
  • Заболевания неврологического характера.

Когда развитый и абсолютно здоровый малыш в 2 года не говорит или делает это совсем плохо, причины могут носить социальный характер:

  • Ребенок обделен родительским вниманием.
  • Малыш, наоборот, чересчур окружен заботой родных и не испытывает потребности в речевом общении. Все его требования тут же исполняются, достаточно только показать жестом, что ему нужно. Мамы, услышав невнятное слово, сразу понимают, о чем речь. Кроха привыкает к такому отношению и ленится разговаривать.
  • Неблагоприятная обстановка в семье, постоянные стрессы.
  • Пребывание вдали от матери.
  • В семье общаются на двух или более языках.
  • Принципиальность и упрямство. Ребенок всячески противится попыткам взрослых научить его говорить, проявляя свой характер.
  • До периода 2-3 лет дети накапливают словарный запас, а после – начинают применять фразы и развернутые предложения.

Какие меры предпринять при ЗРР?

Заподозрив у своего малыша задержку речевого развития, не откладывайте визит к специалистам.

Важно своевременно принять меры, так как данная проблема имеет стойкую динамику к увеличению, что впоследствии приведет к формированию у ребенка задержки психо-речевого развития (ЗПРР).

Некоторые родители ошибочно полагают, что лечением ЗРР занимаются логопеды. Но они только научат ребенка говорить различные звуки, составлять устно предложения, проведут логопедический массаж речевого аппарата для улучшения дикции.

При ЗРР, кроме логопеда, вам понадобится консультация следующих специалистов:

  • невропатолога;
  • дефектолога;
  • детского психолога.

Только специалист сможет выявить проблему, если она есть, и назначить корректное лечение.

Темповая задержка развития речи

Вывести ребенка из состояния темповой задержки речи поможет коммуникативный «толчок». Им служит общение с говорящими сверстниками, речевые игры и упражнения, занятия с логопедом, которые помогают детям развивать речь.

Львиная доля работы по развитию речи малыша ляжет на самих родители. Именно они являются лучшими учителями для своего чада.

Темповая задержка поддается коррекции родителями самостоятельно. Достаточно подойти к работе ответственно и уделить занятиям с детьми несколько часов в день.

Приемы и упражнения:

  • Не используйте телевизор в качестве шумового фона, так как это негативно влияет на речевое развитие крохи.
  • Играйте в дидактические игры. Сюда относятся сортеры, кубики, разрезные карточки, вкладыши.
  • Читайте ребенку книги, стихи, потешки, сказки перед сном.
  • Пойте детские веселые песенки, колыбельные на ночь.
  • Рассматривайте с малышом изображения животных, рассказывайте о них.
  • Просматривайте вместе мультипликационные фильмы, проговаривая имена персонажей, действия героев.
  • Давайте пить жидкость (компоты, соки, молочные коктейли) из трубочки. Это укрепит мышцы рта и облегчит процесс воспроизведения слов.
Читайте также:
Логопедические игры, словесные игры

Чего категорически не стоит делать по отношению к малышу:

  • Сравнивать своего ребенка с чужими говорящими детьми друзей, родственников, соседей. Помните, что ваш малыш уникален и развивается по своему индивидуальному графику.
  • Закрывать глаза на существующую проблему. Если у малыша все-таки присутствуют признаки задержки речевого развития, не стоит пускать ситуацию на самотек, нужно немедленно посетить специалиста.
  • Зацикливаться. Когда дети в 2 года еще не начали говорить, мамы впадают в отчаяние. Все их мысли заняты одним: как заставить ребенка говорить?

О пользе артикуляционной гимнастики и дыхательных упражнений

Чтобы научить ребенка говорить и четко произносить звуки, одних только разговоров и общения с ним будет недостаточно. Важно параллельно заниматься артикуляционной гимнастикой. Тренировка артикуляционного аппарата способствует правильному произношению слов в будущем.

Ниже приведено несколько упражнений артикуляционной гимнастики. Продемонстрируйте и объясните малышу, как их выполнять. Ему понравится эта веселая затея.

«Маятник». Откройте рот и двигайте языком подобно маятнику со стороны в сторону, касаясь уголков рта.

Языком попытайтесь дотянуться до кончика носа, подбородка, щек.

«Забор». Нужно сомкнуть прочно зубки, чтобы язычок остался за забором, и широко улыбнуться.

«Открыть-закрыть ротик». Открыв рот, нужно на несколько секунд задержаться в таком положении и затем закрыть.

«Хобот слоненка». Вытяните губки вперед трубочкой и дышите.

«Пятачок». Вытянутые губы трубочкой подвигайте по кругу, влево-вправо, вверх-вниз.

«Хомяк». Набрать в рот воздух, изображая хомячка. Поочередно сдувать левую и правую щеку. После, наоборот, втянуть сильно щеки. Надуть и ладошками сдуть их.

Связь между развитием мелкой моторики и развитием речи

Развитие мелкой моторики пальцев рук просто необходимо для развития речи, памяти, мышления. Дело в том, что зоны в коре головного мозга, отвечающие за речевую функцию и движение пальцев рук, находятся совсем рядом. В процессе стимуляции зоны мелкой моторики, передаются импульсы в речевые центры, отвечающие за развитие речи.

Тренировать пальцы рук желательно начинать как можно раньше, особенно детям с задержкой речевого развития.

Полезные упражнения на развитие мелкой моторики пальцев рук:

  • Найти предметы. В глубокую емкость поместите мелкие предметы и игрушки. Насыпьте сверху фасоль, рис или любую крупу. Пусть малыш, погрузив свои ручки в посуду, отыщет все предметы.
  • Игры с крупами. Все ту же фасоль и горох ребенку будет интересно перемешать в одной посуде, растереть ладошками.
  • Лепка. Пластилин или тесто отлично разрабатывают гибкость и подвижность пальчиков.
  • Рисование и аппликация благоприятно воздействуют на развитие движений кисти и пальцев рук.
  • Мозаика – кроме мелкой моторики, развивает усидчивость, концентрацию внимания, сообразительность и творчество.
  • Зарядка для пальчиков. Веселые занятия про козу рогатую, Сороку-Ворону, ладушки, которые помнят родители еще со своего детства, положительно влияют на речевое и всестороннее развитие.
  • Игры со шнурками – формируют навыки шнурования, которые пригодятся малышу в будущем, развивают внимание, укрепляют мышцы пальцев рук.
  • Перебирание бус, нанизывание пуговиц, застегивание на петли.
  • Дайте крохе покатать ладонями по столу карандаши. Эти действия дополнительно стимулируют и массажируют внутреннюю часть рук.

Игры на развитие мелкой моторики должны быть незнакомы крохе. Выполняя ежедневно одни и те же приемы, малыш приобретает навык. А это уже никак не способствует развитию речи.

Слова, которые малыш понимает, но не произносит, накапливаются в пассивном словаре до определенного возраста. Задача родителей – помочь пассивную речь сделать «активной». При общении с ребенком, следите за четким и внятным произношением своих же слов, рассказывайте и описывайте буквально все, происходящее вокруг, показывайте картинки и предметы, читайте книги малышу. Задавайте вопросы крохе, вовлекайте его в диалог. Избегайте употребления «детских словечек» и коверканных слов. Говоря на машинку «бибика», мамы изначально навязывают детям неправильное произношение.

Научить ребенка говорить – кропотливый труд. Родителям стоит запастись терпением и уверенностью, что все получится. Старания всегда вознаграждаются.

Развитие речи у ребёнка

30 сентября 2021 г.

Время на прочтение: 15 мин.

Развитие речи у ребенка — процесс длительный, но очень интересный. Уже с рождения малыш начинает формировать словарный запас. Как развивается речь ребенка и как помочь в этом нелёгком деле, расскажем в этой статье.

Как развивается речь ребенка по месяцам:

1. Крик (плач) . 0-3 месяцев

Как только малыш родился на свет, он громко заявляет об этом — кричит. По интенсивности крика (и не только) врач определяет состояние малыша. На протяжении нескольких месяцев крик будет единственным способом оповещения родителей о «проблемах»: хочет есть — крик, полный подгузник — крик, холодно, жарко, неудобно, скучно — на любое возражение малыш будет кричать. И это нормально! Ведь, как еще рассказать маме о том, что беспокоит?

Особенности: в этом возрасте крик нужен малышу не только для оповещения о дискомфорте. Таким образом он тренирует легкие, голос, учится управлять губами — учится артикулировать. Но не нужно давать ребенку долго кричать. Найдите причину беспокойства, и малыш снова успокоится.

Как помочь? Уже с рождения у ребенка формируются речевые навыки. Разговаривайте с ним, пойте песенки, рассказывайте стихи. Специалисты успокаивают: если петь и декламировать стихи вы еще не готовы, можно просто проговаривать при малыше то, что делаете: «сейчас я покормлю тебя», «давай поменяем подгузник». Улыбайтесь, жестикулируйте, меняйте тон голоса — все это поможет запустить формирование речи у вашего малыша.

Читайте также:
Речевое развитие ребёнка - сензитивные периоды

2. Гуление . 3-9 месяцев

Примерно в возрасте 3 месяцев вы заметите, что ребенок стал более контактным. Он успокаивается, когда слышит мамин голос, улыбается, видя хорошо знакомые лица. В этом возрасте вы услышите первые звуки. Они будут разной тональности: от баса до писка может пройти буквально несколько секунд.

Особенности: в этом возрасте можно вести с малышом настоящие диалоги. И пусть вас не смущает комичность происходящего, психологи настоятельно рекомендуют отвечать на каждое «агу».

Как помочь? Выучите несколько потешек, стихов и рассказывайте их крохе. Специалисты рекомендуют активное говорение при ребенке. Гораздо продуктивнее рассказать ребенку одно стихотворение, чем оставить его на большее время без внимания.

3. Лепет . 9-12 месяцев

Долгожданные «ма», «па», «ба», «дай» вы услышите именно в этом возрасте. Малыш начинает осваивать слоговую структуру слова. Чуть позже, когда он заговорит, вы не раз заметите, иногда ребенок говорит не все слово, а один слог: собака — ака, мороз — мо.

Особенности: В этом возрасте не нужно сюсюкаться с ребенком. Как бы не хотелось выразить свою любовь и умиление именно таким способом — лучший вклад в будущую речь ребенка — правильное, четкое говорение, без коверканий.

Как помочь? Около 9 месяцев можно задавать ребенку вопросы: где мама, где собака. Он ответит взглядом и будет очень рад, что его поняли!

4. Речь . 1+ год

После года у многих детей появляются первые слова. Поскольку начало этого периода у всех происходит по-разному, стоит обратить внимание на общее развитие, понимание речи взрослого, подражание (речи и движений), жестикуляцию. Все это база для появления речи.

После 1,5 лет ребенок начинает произносить предложения из 2-3 слов, стремительно увеличивает количество слов. Сейчас важно дать ребенку достаточный объем речи для подражания. Мозг находится в той стадии развития, когда максимально быстро усваивает слова и правила их сложения во фразы. К 1,5 годам активный словарный запас ребенка насчитывает около 50 слов. За полгода он достигает 200-300 слов. В речи может быть много ошибок — это нормально для начального этапа говорения. Помимо этого, ребенок сокращает длинные слова — произносит первый и последний слоги.

В 3 года ребенок уже говорит грамотно, использует предлоги и союзы. В этом возрасте хорошо учить стихи: малыш с легкостью дословно перескажет любой текст, но не сможет объяснить услышанное своими словами.

К 4 годам словарный запас ребенка достигает 1500-2000 слов. Не страшно, если сейчас в его речи нет шипящих звуков (например, «коска» вместо «кошка»).

В 5 лет ребенок активно использует до 3000 слов. У детей такого возраста можно услышать монологи, свои высказывания он строит из 3-4 простых предложений.

В этом возрасте улучшается звукопроизношение, ребенок реже пропускает звуки и слоги.

К 6 годам ребенок не только использует в разговоре все части речи, но и может определить причинно-следственные связи. Сейчас не должно быть пробелов в звукопроизношении. Если есть проблемы — пора обратиться к логопеду. А перед школой важно не только научиться говорить правильно, но и связано передавать увиденное.

Не всегда развитие речи идет так, как написано выше. Незначительные отклонения от норм не должны вас пугать. Если вы заметите серьезное отставание — отнеситесь к нему внимательно и обратитесь к логопеду.

Как помочь ребенку заговорить?

1. Поддерживайте гуление и лепет ребенка. Как бы сложно не было вести диалог с неговорящим ребенком, реагируйте на звуки и действия. Слова, которые слышит ребенок, будут определять объем словарного запаса, что положительно скажется на навыках чтения.

2. Читайте ребенку. Можно читать книги, а можно наизусть рассказывать стихи и сказки. Уже в три месяца ребенок различает все звуки, используемые в языках мира. Отнеситесь серьезно к развитию речи и языковых навыков своего ребенка. Во время чтения показывайте картинки и комментируйте рисунки.

3. Активно включайте ребенка в свой быт. Развешивая белье считайте его количество, проговаривайте цвета. Комментируйте все свои действия, покажите свою наблюдательность — сейчас ребенок пародирует вас во всем. Он не захочет отставать от интересной, умной, веселой мамы.

4. Играйте в ролевые игры. Придумывайте диалоги между игрушками. Путешествуйте с ними в неизведанные миры. Отправьте плюшевого мишку в космос, а игрушечный грузовик пусть несётся по песчаным дюнам. Всего одна игра, а в это время ребенок учится решать проблемы и находить новые возможности. Здесь даже самый молчаливый захочет говорить!

Все вышеперечисленное имеет рекомендательный характер. Если вам кажется, что ребенок сильно отстает от сверстников, советуем обратиться к специалистам. Возможно, спустя несколько месяцев, вы будете смеяться над своими тревогами. Но лучше услышать от специалиста, что с ребенком все хорошо, чем винить себя за упущенное время.

Отзыв: Центральная психолого-медико-педагогическая комиссия (Россия, Москва) – Как попасть в логопедический детский сад

С Психолого-медико-педагогической комиссией (ПМПК) я сталкивалась уже дважды. За последнее время многое в системе приема детей в спецсады изменилось к лучшему. Система стала проще, прозрачнее и честнее.

Для того, чтобы попасть в логопедический сад, нужно получить одобрение специальной комиссии, которая решит, действительно ли ваш ребенок нуждается в помощи логопеда, невролога и психолога. На эту комиссию вас должны направить два врача — логопед и невролог. Во время оформления медицинской карты для детского сада вы приходите к ним и рассказываете о своих проблемах и сложностях. Как правило, они никому не отказывают. Если первому моему ребенку, действительно, была необходима помощь логопеда, то второй проходил с большим натягом. Но вредничать никто не стал. И логопед, и невролог поставили какой-то несерьезный диагноз от балды, чтобы просто попасть на ПМПК. Направления от этих специалистов должны выглядеть вот так.

Читайте также:
Артикуляционная гимнастика - Памятка для родителей

Так же понадобится выписка из истории болезни, которую выдает участковый педиатр.

В этими тремя справками далее отправляетесь к заведующей. Она на их основании выдает самый главный документ — непосредственно направление на ПМПК.

Далее вы заходите на сайт Государственного бюджетного образовательного учреждения города Москвы, окружного центра психолого–медико–социального сопровождения (ocpsmds.mskob). И в разделе «Электронная запись на ЦПМПК» встаете в очередь на ближайшую возможную дату.

Очередь на ПМПК составляет в среднем 1-2 месяца. Поэтому записаться на нее можно заранее, еще до того, как вы соберете все необходимые для нее документы. Так же надо иметь в виду, что комплектование детских садов начинается уже после 15 февраля. Поэтому, если вы хотите попасть в садик получше, надо уже к этому моменту иметь заключение ПМПК о зачислении вас именно в логопедический сад. А поэтому проходить предсадиковскую диспансеризацию лучше заранее и не ждать весны.

Логопедические сады есть двух видов. В одни принимают только детей, нуждающихся в логопедической помощи. Другие же практикуют смешанные группы. Т. е. там есть и здоровые, и больные дети. В первые сады вас запишут только есть у вас уже есть на руках одобрение ПМПК. Поэтому, если сад, в который вы хотите попасть именно такой, то к 15 февраля у вас все уже должно быть на руках, иначе мест потом может уже не остаться.

Исключение составляют только семьи, в которых в подобный сад уже ходит первый ребенок. В таком случае вашего второго ребенка обязаны туда взять в любом случае. Его так же отправят на ПМПК. Но даже если его признают полностью здоровым и не нуждающимся в помощи, он все равно будет посещать логопедический сад. Просто индивидуальных занятий с логопедом у него не будет.

С 2014 года ежегодная ПМПК обязательна для всех посещающих логопедические сады. Даже для тех, кому раньше не надо было этого делать. Каждый год весной во все подобные детские сады выезжает комиссия, которая проверяет, необходимость продолжения логопедической и психологической помощи для каждого ребенка на будущий год. Все стало гораздо строже, чем было раньше. Многих детей отсеивают в обычные сады. Поэтому всегда лучше выбирать именно сады со смешанными группами. Чтобы, если вашему ребенку отменять логопеда, он все равно остался в том же садике, и чтобы его не переводили в другое дошкольное учебное заведение.

А теперь непосредственно о психолого–медико–социальной комиссии. Проводится она в специальных центрах помощи и развития, где проходят занятия с детьми с различными умственными, генетическими и психологическими отклонениями. Раньше они располагались только на ул. Фадеева. Теперь же после оптимизации появилось несколько филиалов по Москве.

Мы были в первый раз на Фадеева, а потом в филиале на Фрунзенской.

На ул. Фадеева все гораздо серьезнее. Тестировали ребенка сразу 4 человека. Видимо, и психолог, и логопед, и педагог, и кто-то еще. Ребенка отводят от родителей на другой конец комнаты, сажают его спиной к ним и беседуют наедине. Там мне ничего не объясняли. Просто после собеседования сказали, что ребенку дадут направление в профильный сад. Мол, езжайте домой и ждите распределения. В направлении было просто написало, что у нас общее недоразвитие речи. Ни точного диагноза, ни причин, ни точных рекомендаций дано не было. Наверное, предполагалось, что мне обо всем должны рассказать в саду при поступлении. Но и там никто ничего не сказал. Я долгое время думала, что ребенку просто необходим логопед для постановки звуков. А оказалось, что у нас, оказывается, довольно тяжелая неврологическая патология и ею нужно было заниматься параллельно с посещением сада. Поэтому старайтесь сразу после собеседования как можно больше узнать о вашем диагнозе и необходимых методах лечения.

Филиал на Фрунзенской набережной сравнительно очень небольшой.

Комиссию проводят только два человека. Один беседует с мамой. Другой в это же время с ребенком.

Туда мы ходили с моим вторым ребенком, у которого, как мне казалось, никаких проблем с развитием вообще не было. Я, если честно, думала, что комиссию мы не пойдем. Однако же меня эти две женщины проконсультировали так грамотно и подробно, что я им до сих пор очень благодарна. Они единственные из всех врачей, которых мы посещали за три года, почти с первого взгляда определили у нас генетическую патологию, о которой я даже и не догадывалась. И на которую не указал и не обратил наше внимание ни один хренов специалист до этого. Нам срочно посоветовали обследоваться у генетика. И их предположения полностью подтвердились. Оказалось, что нам спецсад показан гораздо больше, чем многим другим.

Читайте также:
Причины нарушений речи у детей

Поэтому, прежде чем окончательно выбрать детский садик, я всем советую серьезно рассмотреть вариант с логопедическим ДУ. Во-первых, группы в таких садах не больше 15 человек, из которых по-факту треть обычно отсутствует. Это благоприятно сказывается и на качестве обучения, и на частоте болезней, и на безопасности. Во-вторых, бесплатный логопед никогда не помешает. А в-третьих, что самое главное, я всем советую пройти ПМПК. Просто так, на всякий случай. Потому что, даже если вы считаете, что с вами все в порядке, и все невропатологи это подтверждают, как показала практика, это может быть совершенно не так. Здесь очень грамотные люди совершенно бесплатно лишний раз проверят вашего ребенка. Даже если вы никуда не пройдете, то просто будете спокойны.

Если же вас направляют в садик компенсирующего вида, то за всеми документами придется поехать в главный офис компании – на Орликов переулок д. 8.

Там вас выдадут самый главный документ со всеми рекомендациями и предписаниями именно для вашего ребенка, с которым вы уже идете непосредственно в садик, в который хотите попасть.

Как попасть в логопедический сад? Пошаговая инструкция

Необходимость водить ребенка в специализированный логопедический сад устанавливается психолого-медико-педагогической комиссией (ПМПК). Раньше направление на прохождение комиссии выдавал логопед при осмотре ребенка в детском саду или врачи районной поликлиники, прежде всего, невролог. Теперь, если родители видят необходимость в специализированном обучении, они могут самостоятельно подать заявление в ПМПК.

Оформление в логопедический детский сад – процесс небыстрый и требует подготовки определенных документов. Мы предлагаем вам оптимальную, на наш взгляд, пошаговую тактику подготовки к ПМПК и дальнейшей постановки в очередь в логосад.

Шаг 1. Запись на прием в ТПМПК. Необходимо узнать адрес комиссии, где проходит обследование. Такие комиссии есть в каждом районе города. Записаться на прием можно очно, приехав в рабочие часы, или через сайт. Поскольку желающих пройти комиссию много, дату вам назначат спустя месяц или полтора, за это время вы успеете подготовить все документы. Также рекомендуем вам обращаться в самом начале учебного года, так как с 1 февраля уже начинают формироваться списки детей в группы на следующий учебный год. Обращаем ваше внимание на то, что в летние месяцы ПМПК не работает, поэтому самое благоприятное время для обращения – с сентября по февраль.

Шаг 2. Посетить невролога районной поликлиники. Невролог должен выдать медицинское заключение о наличии и характере нарушений, требующих пребывания ребенка на специализированном обучении. Важное условие – врач должен поставить четкий диагноз, который есть в перечне МКБ. Это может быть алалия, дизартрия, логоневроз и другие заболевания, требующие коррекции.

Шаг 3. Посетить педиатра и попросить подготовить подробную выписку из истории развития ребенка. В некоторых ТПМПК для этого есть специальные бланки, которые можно скачать на сайте комиссии или взять при очном посещении, в других случаях выписка подготавливается на листе формата А4. Важно не забыть поставить потом на ней печать учреждения, выдавшего выписку. Ее, как правило, родители сами проставляют в страховом столе поликлиники, но лучше уточнить это у педиатра.

Шаг 4. Взять документы из детского сада. От воспитателей необходимо получить справку о том, что ребенок действительно посещает сад, а также характеристику на ребенка. На документах должна быть подпись заведующей и печать учреждения.

Шаг 5. Подготовка остальных документов.

От родителей также понадобятся:

  • Заявление о проведении обследования в ТПМПК
  • Заявление на прохождение ПМПК
  • Согласие на обработку персональных данных и осмотр ребенка специалистами (невролог, психиатр, ортопед, педиатр). Данные бланки являются стандартизированными, выдаются в ТПМПК. Также их можно скачать на сайте комиссии. Во всех заявлениях необходимо указывать дату непосредственной подачи документов.
  • Документы, удостоверяющие личность (для ребенка – свидетельство о рождении и его копия, для родителя – паспорт или документ, заменяющий его).

Шаг 6. Пройти ПМПК. Со всеми документами необходимо приехать на комиссию к назначенному времени. Вся процедура займет не больше 15 минут. По итогам комиссия должна выдать заключение о необходимости логопедического сада или дать рекомендацию посетить комиссию через год.

Шаг 7. Выбрать логопедический сад и встать в очередь будущих воспитанников. Не во всех районах имеются специализированные учреждения, в некоторых государственных детских садах есть логопедические группы. После того, как родители определились с желаемыми садами, необходимо подать заявление о зачислении или переводе ребенка в логопедический детский сад. В лучшем случае ребенок начнет посещать логопедический сад с нового учебного года. Когда мест недостаточно, можно ждать и год, и два (при не очень сложных диагнозах дети посещают логосад только год или два – перед школой).

О плюсах и минусах логопедических садов можно прочесть в другой статье на нашем сайте.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: