Как помочь ребенку стать читателем

Как помочь ребенку стать читателем

Что делать, если ребенок не читает? Этот вопрос занимает многих родителей. В наши дни детей отвлекает слишком многое: смартфоны, компьютеры, мультики, которые бесконечно идут по телевизору, — ребенка на улицу поиграть с друзьями не вытащишь, не то что книгой заинтересуешь. Но сдаваться не стоит. Выбрали 10 способов приучить ребенка к чтению. Пробуйте их один за другим или несколько сразу — какой-то непременно подействует.

1. Внесите элемент игры

Превратите чтение в игру и вам не придется ни секунды тратить на то, чтобы уговорить ребенка взяться за книгу. Сделайте постановку — домашний театр, — и пусть бабушки и дедушки станут благодарными зрителями, позовите в гости друзей вашего ребенка и устройте соревнование, обязательно с призами, — кто больше прочитает или найдет предметов на картинке (для этого хороши виммельбухи), покажите ребенку книги-лабиринты, сочиняйте истории, делайте поделки, рисуйте персонажей, вырезайте, раскрашивайте, проводите эксперименты, показывайте театр теней и делайте объемные фигуры из бумаги. Идей море. Только успевай воплощать.


Автор фото: Кристина Ковтун, — источник

2. Пусть ребенок читает то, что нравится

Если ребенок отказывается читать книги из школьного списка литературы, не «наседайте». Показывайте другие книги, чтобы он понял: есть не только скучные рассказы про осенний лес или былины о русских богатырях (тут уж кому что не нравится), а еще и фантастика, пьесы и, допустим, сатира. Да хоть мифы Южной Африки и предания Вьетнама — лишь бы чтение увлекало. Не надо в ребенка «запихивать» знания и уж тем более навязывать свои предпочтения.


Автор фото: Алия Гимранова, — источник

Попробуйте отыскать жанр, который придется ребенку по душе. А если уж дело совсем не идет, попробуйте «подсунуть» комиксы, пусть это и для многих как ножом по сердцу. Когда ребенок найдет что-то свое, он войдет во вкус и, вполне вероятно, со временем начнет читать все, что под руку попадется: будет глотать книги, а не булочки 🙂

3. Заведите дома большую библиотеку

Невозможно приучить ребенка к чтению, если дома элементарно нет книг или их очень мало. Всегда должна быть возможность подойти к книжному шкафу и взять что-нибудь.


Автор фото: Полина Мяличкина,— источник.

Помню, как сама в детстве выбирала книги по принципу «потому что гладиолус» — читала все, что попадалось на глаза: большая советская энциклопедия, Булгаков, По, сказки народов мира, Горький, Беляев, энциклопедии «Я познаю мир» — история, физика, космос, растения, искусство, медицина и еще штук двадцать на разные темы, — Хмелевская, Даррелл, Стругацкие, книги про динозавров, взросление детей, психологию и даже крылатые выражения на латыни (их я заучивала — даже не могу сказать, для какой цели). В ход шло все. И я искренне уверена, что это серьезно повлияло на мою любовь к чтению.

4. Не заставляйте дочитывать до конца

Если вы видите, что книга «не идет», ребенок то и дело вздыхает, отвлекается, вертится, как уж на сковородке, да и вообще делает все что угодно, лишь бы не переворачивать следующую страницу — пусть закрывает эту книгу. Чтение из-под палки к хорошему не приведет. Никогда не принуждайте ребенка сидеть за неинтересной ему книгой, иначе вы добьетесь ровно противоположного эффекта. Даже взрослым советуют это делать: Игорь Манн использует «тест 50 страниц» — если за 50 прочитанных страниц книга «не цепляет», ее просто надо отложить в сторону. Не говоря уже о детях.


От интересной книги не оторваться! Автор фото: Мария Еремина, — источник.

5. Покажите, что удивительного в книгах

Еще в школе нас учили разбирать произведения, видеть глубинный смысл, догадываться, о чем думал автор и что хотел сказать. Попробуйте провернуть этот трюк с ребенком, только не ударяясь в пространные размышления, а показывая прочитанное с неожиданной стороны. Найдите в книге необычное и покажите ребенку. Когда объясняете ему что-то, проводите неочевидные параллели — так, чтобы юный нехочуха действительно заинтересовался.


Автор фото: Ирина @kmigirazuma, — источник

6. Ориентируйтесь на ведущую деятельность

Отечественный психолог Леонтьев, а затем Эльконин и Давыдов развивали идею ведущей деятельности — это «основное занятие» ребенка, внутри которого развивается личность. В каждом возрасте ведущая деятельность своя: с 3 до 7 лет — сюжетно-ролевая игра, до 11 лет — учеба, позже — интимно-личностное общение (вот почему для подростков сверстники становятся значимее, чем семья). Любовь к чтению можно прививать через ведущую деятельность: для малышей придумывайте игры с книгами, детям постарше давайте энциклопедии по интересующим их темам, подростку можно «подсунуть» книгу об отношениях.

7. Не ставьте условий

Частенько от родителей можно услышать: «Пока не прочитаешь десять страниц, на улицу не пойдешь». Наверное, это самое худшее, что можно придумать. Никогда не ставьте условия и не лишайте ребенка удовольствий, будь то сладкое, прогулка с друзьями или поездка с классом на экскурсию. Иначе книга для него станет врагом. Но никак не другом.


А лучше давайте книжки с самого нежного возраста. Ребенок их полюбит. Автор фото: Irin Knuremko, — источник.

8. Выбирайте красивые книги

Психологи отмечают, что примерно до 12 лет у ребенка превалирует наглядно-действенное и наглядно-образное мышление. Вот почему важно обращать внимание на визуальную составляющую детских книг: яркую обложку, красивые иллюстрации, качественную бумагу. Книга должна притягивать, словно магнит. Восхищать. Вызывать восторг. Тогда ребенку не придется напоминать о чтении.


Добрая жизнеутверждающая книга с волшебными иллюстрациями. От нее в восторге даже взрослые. Мы в МИФе обожаем Мамазавра! — Источник.

9. Оставляйте книги на видном месте

Это уже трюк восьмидесятого уровня, но почему бы не попробовать. Пусть книги в доме лежат везде: прибейте полочку на кухне, оставляйте книги на обеденном столе, если у вас есть гостиная или большой коридор — «поселите» их и там, положите на тумбочку возле кровати ребенка. И не забудьте про ванную комнату и уборную 😉 Серьезно! Там как в самолете: внимание не распыляется, отвлекающих факторов минимум, так что рука сама потянется к книге.

Читайте также:
Для чего нужны занятия с логопедом?

10. Читайте вместе с ребенком

Этот способ сработает на маленьких детях: они нежно привязаны к родителям и хотят проводить вместе все время, поэтому стоит подумать о том, чтобы разнообразить свой досуг чтением. Читайте по ролям, просто по очереди — по страничке, предложите ребенку озвучивать героев разными голосами: лисичка говорит высоким тоненьким голоском, волк басит, а колобок смешно поет.


И обязательно читайте деткам перед сном, — источник

И, наконец, последнее. Будьте для своего ребенка самым лучшим примером. Героем. Вдохновляйте. Показывайте, что сами неравнодушны к книгам. Увлекайте в волшебный мир книг. Если вы всем сердцем любите читать, если в семье предпочитают телевизору книги, а «залипанию» в гаджетах — совместный досуг, слова «Мой ребенок не читает», скорее всего, никогда и не прозвучат. А если проблема все же есть, то в ваших силах ее решить.

Как помочь ребенку стать заядлым читателем

Простые советы родителям, которые помогут им пробудить в ребенке острое желание читать

Многим детям чтение дается нелегко. Некоторые из них испытывают трудности при соединении букв и запоминании соответствующих им звуков. А кому-то еще только предстоит открыть для себя особенный рассказ, который пробудит воображение и удивит, насколько занимательным и интересным может быть чтение.

Как бы там ни было, знание букв, соответствующих им звуков и слов является важной основой обучения на протяжении всей жизни. Читайте детям, читайте вместе с детьми, причем как можно чаще. Возьмите на вооружение простые способы помочь им стать жаждущими читателями, представленные в данной статье.

Начните чтение с того, на что укажет ваш ребенок. Для повышения уровня грамотности вашего ребенка вы вряд ли выберете комиксы или шуточные книги, но в действительности такая литература может отлично мотивировать малыша. Дети часто поражают своей способностью читать, когда читают то, что хотят.

Не волнуйтесь, что эти тексты могут быть недостаточно содержательными. Зато они могут помочь детям понять некоторые фундаментальные правила, например, то, в какой последовательности развиваются события, а также логику повествования. Они также помогают увеличить словарный запас и демонстрируют визуальную привлекательность книг. После того как ваш ребенок освоит навыки чтения, вы можете предложить ему выбрать другую литературу, более сложного содержания.

Иногда привить охоту к чтению могут электронные книги. Когда ваш сын или дочь интересуются книгой, какого бы формата она ни была, помогите наладить взаимосвязь между рассказом и собственной жизнью вашего ребенка. Проводите беседы, которые помогут лучше понимать прикладное значение литературы и воспитать любовь ребенка к чтению и обучению.

Пусть дети читают и перечитывают книги. Многие дети тянутся к одним и тем же книгам снова и снова. Это не просто нормально, это замечательно! Посредством повторения дети запоминают текст и в конечном итоге начинают читать легко и уверенно. Каждое новое прочтение помогает им обратить внимание на какую-либо новую деталь и понять изложенную историю немного лучше. Этот положительный опыт может вдохновить детей читать новые книги.

Читайте вслух. Чтение детям вслух помогает им увеличивать словарный запас и знакомит с новыми понятиями, фактами и идеями. Читая вслух, вы демонстрируете детям свою любовь к чтению и то удовольствие, которые от него получаете, а также учите их соединять звуки с буквами. Чтение вслух – это не только ваше, но и совместное удовольствие. Чтение вслух не должно заканчиваться, когда дети становятся старше: ощущение покоя, возникающее от звучания родительского голоса, и пристальное внимание к ребенку – это те потребности, которые дети никогда не перерастают.

Создавайте детям возможности для чтения и пишите им. Ежедневно предоставляйте детям множество возможностей для чтения. Пишите записки и оставляйте их на подушке ребенка, в коробке для завтрака или в кармане. Попросите друзей и родственников отправлять вашему ребенку открытки, письма, электронные письма или текстовые сообщения. Оставляйте на холодильнике магнитные буквы и слова. Вероятно, вскоре вы обнаружите, что ваш ребенок сам составляет из них слова, предложения и маленькие рассказы.

Во время совместных поездок и путешествий играйте в словесные игры, которые укрепляют языковые навыки. Попробуйте игру «Я заметил» (увидев что-то, название чего начинается на определенную букву, заданную вами, ребенок должен сказать, к примеру: «Я заметил автобус/автомобиль/арку»), или игру, где вы выбираете категорию, например, «пища», и каждый должен назвать продукты, название которые начинается на определенную букву. Детям часто нравится читать знаки на дороге (например, вывески ресторанов и магазинов, а также дорожные знаки и рекламные щиты). Поощряйте их любознательность.

Обращайтесь за помощью, если есть поводы для беспокойства. Если вы обеспокоены недостаточной способностью или готовностью своего ребенка читать, не стоит пренебрегать помощью со стороны. Проконсультируйтесь с врачом или воспитателем вашего ребенка (или же учителем). Они могут посоветовать вам те средства и способы, которые обязательно помогут ребенку стать заядлым читателем.

Как помочь ребенку стать читателем

Дети осваивают навыки чтения задолго до того, как пойдут в школу. Обычно это начинается тогда, когда у них появляется способность воспринимать шрифт. Тем не менее, в современном мире все большую значимость приобретает проблема овладения детьми навыком чтения. Развитие средств информации снижает у детей потребность в чтении, т.к. в данном случае ребенок выступает как пассивный субъект и у него не возникает необходимости и внутренней потребности в приобретении этого навыка. Так что же надо сделать, чтобы ребенок полюбил читать книги? Конечно же, роль семьи в формировании отношения к книге, чтению чрезвычайно велика. Если чтение входит в образ жизни взрослых членов семьи, ребёнок это улавливает и впитывает. Впечатления, полученные в собственной семье, остаются неким масштабом для сравнения, для оценки на всю жизнь и реализуются уже в собственной семье. Состав домашней библиотеки, отражающей вкус, род профессиональных занятий и любительских интересов иногда нескольких поколений, во многом определяет не только отношение к книге, но и круг чтения ребёнка. Но, помимо этого очень важна техника чтения ребенка. Ведь мы прекрасно понимаем, что при низкой технике чтения ребенок будет испытывать большие затруднения при выполнении домашних заданий. Ему будет не интересно на уроках, он будет неусидчив. Иногда ребёнок затрудняется решить задачу, потому что не умеет её правильно прочесть. Кстати, грамотное письмо также связано с навыком чтения. Одним словом, именно навык чтения является фундаментом всего последующего образования. Для учащихся 1 классов допускается читать по слогам в течение первого года обучения, но к концу учебного года они должны читать слитно, целыми словами. Сформированный навык чтения характеризуется единством четырех компонентов: сознательность, правильность, беглость выразительность. Правильное чтение – это чтение без ошибок. Сознательность чтения заключается в осмыслении прочитанного. О том, что чтение является осознанным, свидетельствует тот факт, что школьник достаточно хорошо ориентируется в тексте, самостоятельно, развернуто отвечает на вопросы, может сам пересказать текст или воспроизвести его детали, существенные для понимания смысла. А чтобы осмысление прочитанного происходило быстрее, у ребенка должен быть хорошо развит словарь, он должен понимать значение слов, которые читает. Важно обратить внимание на темп или, по-другому сказать, на скорость чтения. Нормальным считается темп чтения, приближающийся к разговорной речи. И четвертым компонентом является выразительность чтения. Данный показатель напрямую связан с качеством техники чтения: чем лучше техника чтения, тем выразительнее и эмоциональнее читают дети. Невозможно и нецелесообразно требовать выразительного чтения на этапе послогового чтения, когда основное внимание учащихся привлекает техническая и смысловая сторона процесса чтения. Требование к выразительности можно предъявлять лишь в тех случаях, когда учащиеся бегло читают целыми словами. Основными показателями недостаточной выразительности чтения в этот период выступают: монотонность, эмоциональная невыразительность либо скандированный характер чтения; неправильная постановка логических ударений; игнорирование знаков препинания в конце предложения (особенно вопросительного и восклицательного знаков). Как Вы думаете, когда ребенок начинает учиться читать, какое физическое действие он делает одним из первых? Он ставит на печатную страницу палец. Многие люди считают, что палец замедляет чтение. Давайте проведем эксперимент. Сначала вы усаживаетесь лицом друг к другу на расстоянии 60 см, причем руки у вас скрещены на груди, а головы неподвижны. Пусть теперь один из вас вообразит идеальную окружность диаметром около 45 см. Она должна находиться на расстоянии 30 см перед глазами. Человек, представивший этот круг, медленно обводит его контур глазами, а второй партнер очень внимательно всматривается в первого, чтобы точно проследить, как действуют его глаза. У того участника эксперимента, который вообразил окружность, должно быть ощущение, что он двигает глазами точно по периметру окружности На этой стадии не следует обмениваться информацией о том, что конкретно каждый из вас видит или испытывает. Затем нужно поменяться ролями, чтобы теперь уже второй участник представил себе окружность и обвел ее взглядом, в то время как первый следил бы за движениями его глаз. По окончании эксперимента обменяйтесь сведениями о том, что каждый из вас обоих видел по движению глаз партнера и что вы чувствовали сами, когда отслеживали воображаемую окружность. Почти всегда в первой части эксперимента получится фигура, форма которой весьма далека от окружности! Она будет похожа на изломанный многоугольник, показанный на рис. Большинство людей сочтут данное упражнение трудным. Рис. 1. Фигура, обозначающая движение глаза, который перемещается вдоль контура окружности без посторонней помощи. Во второй части этого эксперимента вы с партнером усаживаетесь точно так же. На сей раз один из участников помогает другому, очерчивая указательным пальцем правильный круг. Тот, кому ранее не удавалось отследить воображаемую окружность, теперь прекрасно следует за пальцем своего партнера вдоль всего контура, фиксируя про себя, что испытывают его глаза, когда движутся вслед за пальцем. Тот участник, который служит «указкой», как и прежде, внимательно наблюдает за движением глаз партнера. Затем роли участников снова меняются, а по окончании эксперимента они обсуждают собственные ощущения и рассказывают о своих наблюдениях за глазами партнера. При проведении эксперимента не водите пальцем слишком быстро, не делайте несколько кругов и не пытайтесь загипнотизировать своего партнера! Во второй части этого несложного опыта большинство участников придут к выводу, что глаза плавно следуют за «указкой» и делать это гораздо удобнее, нежели в первом случае. Рис. 2. Фигура, показывающая движение глаза, который обходит контур окружности с помощью «указки». Это происходит потому, что человеческий глаз запрограммирован так, чтобы следовать за движущимся объектом, поскольку именно движение, происходящее в окружающей среде, содержит основную информацию. Таким образом, указка минимизирует объем работы, которую должны проделывать глаза, поддерживает сфокусированность мозга и обеспечивает постоянный рост скорости чтения, сохраняя в то же время высокую степень понимания. Глаза при следовании за указателем гораздо меньше устают и действуют более эффективно.

Читайте также:
Здоровое питание и развитие речи

КАК ЛУЧШЕ ВСЕГО ПОЛЬЗОВАТЬСЯ УКАЗАТЕЛЕМ? Лучше всего пользоваться чем-то длинным и тонким, например, шариковой ручкой, карандашом, восточно-азиатской палочкой для еды или вязальной спицей. Такая указка не будет заслонять текст. По этой причине не следует пользоваться для данной цели ладонью или пальцем (разве что ничего другого под рукой нет), поскольку и палец, и особенно ладонь слишком толсты и будут мешать вам видеть. Для достижения наилучшего эффекта вдоль строки, мозг при чтении сам даст глазам указание, где они должны приостанавливаться. Рис. 3. Иллюстрация, показывающая правильное расположение указки при ее использовании для чтения. К тому же указка позволяет значительно снизить напряжение, которое испытывает ребенок при чтении незнакомого текста. Как вы считаете, можно ли читать лежа?

1. При чтении лежа очень трудно сохранить постоянное расстояние от текста до глаз, которое должно составлять 33 см. Длительная работа в таких условиях сильно снижает остроту зрения.

2. При чтении лежа грудная клетка постоянно сдавлена, вследствие чего нарушается ритм дыхания. Как известно, ин¬теллектуальная деятельность в значительной степени зависит от правильного ритмического дыхания.

3. При чтении лежа затрудняется циркуляция крови, вследствие чего возникают застойные явления в коре головного мозга. Очень часто от школьников долго читающих лежа, приходится слышать жалобы на боли в затылочной части мозга. Специалисты считают оптимальным для чтения положение стоя. Вспомните изображение ученых на старинных гравюрах и фотографиях. Как правило, они работают стоя за специальной наклонной конторкой. Конечно, не следует забывать о гигиене зрения. В памятке приведены упражнений, которые помогут укрепить глазодвигательные мышцы, сохранить упругость кожи век.

И в заключение, 6 простых способов для улучшения навыков чтения у детей.

1. Читайте вслух своему ребенку. Дети вслушиваются в то, как вы читаете, и затем сами учатся читать. Ваш пример показывает им, как должен звучать прочитанный текст, как быстро следует читать и как не нарушать порядок предложений. Не страшно, если вы читаете ребенку книгу, которая чуть выше его уровня. Большинство детей понимают, о чем идет речь, даже если история выше уровнем, чем та, которую они могут читать сами. Читая вашему ребенку, вы прививаете ему любовь к книгам. В идеале, чтение должно стать для него приятным времяпрепровождением. Зачастую маленькие читатели не любят читать из-за того, что восприятие смысла приходит немного позже прочитанного — им приходится сначала складывать буквы в слова и при этом еще понимать, о чем они читают. Прочтите своему ребенку вслух то, что ему предстоит прочесть самому! Это облегчит восприятие смысла, так как в данном случае ребенок просто вникает в суть услышанного.

Читайте также:
Логопедические игры для малышей

2. Пусть ребенок читает вам вслух. Пусть ребенок читает вам книгу или отдельную историю, которая соответствует его уровню чтения (можно брать книжки немного выше его уровня). Это могут быть даже книжки, принадлежащие младшим братьям и сестрам. Не волнуйтесь, если ребенок старается выбрать для чтения «легкую» книгу. В конечном счете, ребенку надоест читать легкие книги, и он захочет прочесть что-нибудь посложнее и интереснее. Помните: заданные на дом книги обязательны для чтения, к тому же они соответствуют уровню чтения ребенка, так как были утверждены образовательным стандартом.

3. Читайте со своим ребенком. Совместное чтение с ребенком может быть двух видов: чтение одного и того же абзаца (читаете вы, потом тот же самый абзац ваш ребенок) и попеременное чтение (каждый по одному новому абзацу). При совместном чтении вслух ребенок узнает, как нужно читать. Читайте на средней скорости: не слишком медленно (так теряется смысл), но и не слишком быстро (ребенок не сможет уловить слова). Можно использовать метод жужжащего чтения. При жужжащем чтении вы читаете вместе с ребенком одновременно вслух, вполголоса, каждый со своей скоростью, в течение 5 минут.

4. Представляйте себе историю. Некоторые книги не иллюстрируются, поэтому ребенок не имеет четкой идеи относительно того, что происходит и как все выглядит. Взрослые видят картинки у себя в голове, а детей нужно этому просто научить. Представление действия улучшает его понимание и восприятие мозгом ребенка. Задавайте ребенку вопросы о главных героях, развитии действия и др. Попросите, чтобы ребенок описал все, что он себе представляет. Вы будете удивлены, насколько ярко и интересно ребенок представляет себе тот или иной сюжет. Если издание проиллюстрированное, то, закрыв книгу, попросите, чтобы ребенок описал, что он увидел на картинках и что они могли значить.

5. Попробуйте предугадать, как будут развиваться события книги. Прежде, чем начать чтение книги, посмотрите на ее обложку и спросите у ребенка, о чем может быть эта история. После того, как вы закончите историю или главу, обсудите, насколько вы оба оказались правы/неправы относительно будущих событий. Если ваши «предсказания» оказались неправдивыми, то спросите ребенка, что же в действительности случилось. Подобные упражнения помогают развить абстрактное мышление и воображение.

6. Хорошие результаты даёт чтение перед сном. Дело в том, что последние события дня фиксируются эмоциональной памятью, и во время сна человек находится под их впечатлением. Организм привыкает к этому состоянию. Недаром ещё 200 лет назад говорилось: «Студент, науками живущий, учи псалтырь на сон грядущий». Если ребёнок не любит читать, то необходим режим щадящего чтения: прочитывается одна-две строчки, затем устраивается кратковременный отдых. Уважаемые родители, помните о том, что человек запоминает не то, что постоянно перед глазами, а то, что мелькает. Поэтому для освоения каких-то умений, доведения их до автоматизма необходимо проводить не длительные по времени упражнения, а короткие, но с большой частотой. Полуторачасовые тренировки не дадут никакой пользы и даже подавят у ребёнка всякое желание читать. Гораздо лучше проводить эти тренировки по 5 минут несколько раз в день и ещё перед сном.

Пять золотых правил гигиены зрения

. Правило 1. Как можно меньше смотреть телевизор.

Правило 2. Никогда не читать непрерывно более 30 мин. Обязательно встать, размяться и только потом продолжать читать.

Правило 3. Никогда не читать лежа и в других условиях отсутствия комфорта: слабое освещение, во время поездки в транспорте и т.п. Помните: всегда расстояние от текста до глаз — 33 см.

Правило 4. Как можно больше динамических физических нагрузок для общего укрепления организма и активизации его функций. Для зрения предпочтительны игровые виды спорта, развивающие периферическое зрение: футбол, хоккей, баскетбол, волейбол, теннис и т. д.

Правило 5. Постоянно следить и укреплять свое зрение с помощью упражнений. Один раз в год посещать врача, проверять зрение.

Как «приучить» ребенка к книге: из опыта одной многодетной семьи

Приблизительное время чтения: 8 мин.

О том, как выстроить отношения ребенка с книгой, написано немало. Но почему-то снова и снова звучит в педагогическом и родительском сообществе этот вопрос: «Как приучить ребенка к чтению?»
Своим опытом делится Евдокия Варакина, филолог, педагог, мама пяти детей.

Приучить — то ли это слово?

«Приучают» к чему-то, без чего человек сначала легко обходится. К горшку, например. При этом большинство младенцев к моменту «приучения» еще вполне устраивают памперсы. То есть «приучение» — это сознательные, целенаправленные усилия родителей, которые посчитали, что время перемен пришло. Даже если сам ребенок так пока не считает.

В идеале с чтением так быть не должно.

Не должно быть у ребенка периода в жизни, когда его не окружали бы книжки.

Читайте также:
Презентация: Артикуляционная гимнастика в картинках

И я не только о специальных малышовых резиновых и картонных книгах (хотя очень важно, чтобы они тоже были среди прочих ранних игрушек). Я о том, что маленький ребенок (проверено!) больше всех своих игрушек ценит взрослые вещи, те, которыми пользуются окружающие его Большие. И если в число этих Взрослых Вещей входят книги, то очевидно, что, как только малыш будет иметь возможность их брать, он будет стараться это делать.

Конечно, он будет пытаться на них рисовать. И рвать их (особенно если это модные книжки с «клапанами» — ух как эти клапаны и окошечки здорово отрываются!). И нельзя ему этого позволять. Но при этом можно садиться с ним рядом и показывать: «Ой, смотри, домик! А вот тетя пошла — топ-топ-топ».

Мы так «читаем» сейчас с двухлеткой все книжки, которые подворачиваются нам под руку — и детские, и взрослые (даже в папиных учебниках по истории можно найти «дядю, который стоит» и «лошадку, которая говорит “иго-го”»). А порой уже сам мой двухлетний Спиридон берет с полки какую-нибудь книгу, листает ее в поисках картинок и сидит над ней, что-то тихо приговаривая.

Чтение вслух

Кажется, уже аксиома — мысль, что ребенку надо читать вслух. И не только совсем маленькому.

Чтение вслух — это удивительный момент совместного проживания книги.

И отказываться от этого единения в чтении не хочется, даже когда ребенок уже совсем не малыш. Честно говоря, мы с моим старшим, тринадцатилетним сыном иногда выкраиваем время и потихоньку читаем вслух какую-нибудь художественную книгу.

Ну а когда ребенку от трех и до десяти лет — это просто обязательное для мамы/папы занятие. Которое, на самом деле, становится огромным удовольствием.

Я знаю, что многие семьи читают по очереди: страницу взрослый, страницу ребенок. У нас это не принято. Если ребенок хочет, он может почитать мне и другим детям другую книгу в другое время (и периодически один из братьев, например, по собственному желанию читает на ночь пятилетней Лизе). Но наше вечернее чтение вслух — это именно мое чтение. Дети в этот момент полностью «ныряют» в книжку в качестве слушателей.

Как именно мы читаем, зависит от книги. Если текст непростой для восприятия, я останавливаюсь, спрашиваю, знают ли они какое-то сложное слово. Если текст психологически или сюжетно «закрученный», могу прерваться и спросить: «Как ты думаешь, почему он не стал отвечать?» или «Давай попробуем угадать, как она сейчас поступит?». Иногда я стремлюсь к тому, чтобы детям была важна причинно-следственная связь. Если они ее не увидели, мы можем вернуться к предыдущим страницам, еще раз перечитать то место, которое является «ключом» к поступку или словам персонажа.

Но при этом книга, которую мы читаем вслух, должна быть динамичной и интересной. Такой, чтобы после обязательной одной главы кто-нибудь из детей жалобно воскликнул: «Ну можно еще одну?!»

…Для меня, как для филолога и педагога, очень важно ненавязчиво и с самого раннего возраста приучать детей внимательно вчитываться в книгу. Потому что я с грустью вижу, как многие одиннадцатиклассники не справляются с простейшим, на самом деле, сочинением по ЕГЭ: они просто не умеют анализировать тексты. Вычитывают в них совершенно не то, что «закладывал» автор. Иногда выпускники даже не могут правильно представить фактическую сторону описываемых событий: неверно определяют направление движения героя, не понимают, кто кого вызвал на дуэль, и тому подобное. Внимание к деталям, чуткость к авторской оценке — все то, на что пытаются «натаскать» репетиторы по ЕГЭ, на самом деле с детства органически усваивается читающим ребенком.

У каждого есть «своя» книга

И снова мы возвращаемся к исходной точке — так как сделать, чтобы ребенок вырос «читающим»?

Да, читать самому (то есть научиться самому родителю находить удовольствие и отраду в чтении).

Да, читать ребенку вслух.

А еще тратить время, силы и деньги, чтобы ребенок рос в «мире книг».

Что я имею в виду?

Ребенок должен быть окружен книгами на его возраст. Разными, хорошими, интересными. Для этого кто-то (в идеале — родитель) должен помнить о «классике» и следить за новинками, отбирать из них то, что может понравиться именно этому ребенку, доставать это (покупать, брать в библиотеке, одалживать у знакомых) — и предлагать ребенку почитать.

Не настаивать. Не навязывать. А просто показывать книгу, может быть, говорить о ней пару слов и класть на видное место.

Дальше — выбор самого ребенка. Но пусть у него будет возможность этого выбора.

…Мой старший сын читал всегда. Постоянно. А вот мой второй, ныне одиннадцатилетний, долгое время был «нечитающим» ребенком. С удовольствием слушал мое чтение вслух — и на этом все заканчивалось.

И тогда я начала особенно усердно искать ему «цепляющие» книги. Пыталась по нашему совместному чтению определить, какие сюжеты ему особенно нравятся. (Вывод — фантастика, сказочные повести с приключениями.) Ну а дальше рядом с Алешей постоянно появлялись интересные книги: «Дикий робот» Питера Брауна и «Снегозавр» Тома Флетчера, «Господин Розочка» Зильке Ламбек и приключения Джорджа (цикл романов Стивена Хокинга), Кир Булычёв и «Хоббит»…

Тянулись месяцы. Книги лежали нетронутыми. Мой метод явно не работал.

И вдруг однажды Алеша открыл одну из купленных мною книг (это была книга Норы Майорош «Охотники за планетами») — и читал не отрываясь несколько вечеров подряд.

Я наконец попала в «его» книгу!

С тех пор он стал «читающим» мальчиком, но по-прежнему, в отличие от старшего брата, читает не все, что попадает в его руки, а только то, что «зацепит».

«Книжная культура» сегодня

Вначале я говорила о том, что «приучать» к книгам не надо — надо сделать так, чтобы книги были для ребенка естественной средой обитания.

И все же, все же… Родительских усилий на самом деле требуется много. Как я уже отмечала, пока ребенок еще не совсем самостоятельный, нужно «снабжать» его книгами. Причем самыми лучшими! А для этого нужно читать их самим, следить за новинками, не лениться сверять свои «топ-листы» со списками других родителей и педагогов.

Читайте также:
Трудности в обучении, дисграфия, дислексия - результаты нарушенного досуга

Но, кроме самих книг, здорово еще создать ребенку «читательскую среду».

Когда ребенок маленький (лет до девяти, пожалуй), ему очень хочется еще как-то «проживать» прочитанное. В игре, например. Или в каких-то активностях.

Можно организовать это дома. Поиграв в сюжетную игру по мотивам прочитанного. Или сочинив для него квест по книге (это совсем не сложно на самом деле). Недавно моему третьему сыну исполнилось девять лет, и не я, а одиннадцатилетний Алеша устроил ему на день рождения квест по трем книгам Пауля Маара о Субастике, которые именинник недавно прочитал).

Если вам трудно придумать что-то самим, можно поискать наработки других людей. Например, у чудесной современной писательницы Валентины Дёгтевой есть несколько литературных сюжетных игр (в частности, по «Муми-троллям» и по «Маугли»).

Ну и, наконец, сейчас просто огромное количество «вокругкнижных» мероприятий. Конечно, за анонсами надо следить — но это правда того стоит. К примеру, сразу после выхода книги Руне Белсвика «Простодурсен» издательство «Самокат» проводило целую серию книжных посиделок с героями этого произведения — был здесь и марципановый пир, и поделки, и много чего еще…

В книжном магазинчике при издательстве «Настя и Никита» (Москва) регулярно проводятся мастер-классы, игры и прочие активности «вокруг книг». Учитель и многодетная мама Елена Литвяк устраивала там книжное чаепитие с Мэри Поппинс и учила детей делать настольную игру по книге Сельмы Лагерлёф «Путешествие Нильса с дикими гусями».

Это только несколько примеров того, как можно продлить переживание ребенком конкретной книги.

А есть ведь еще театральные постановки и экранизации. Можно прочитать книгу, а потом посмотреть, как прочитал ее режиссер, — и сравнить, что он изменил, и поразмышлять, почему он так сделал.

Чтение с подростком: поиск единомышленников

И напоследок еще одна банальность:

подростку для самореализации нужна «референтная группа» — те, чье мнение он уважает.

Поэтому, если вы хотите иметь читающего подростка, вам стоит потрудиться над незаметным и ненавязчивым формированием для него читающего окружения.

Мне повезло. Мой старший еще в предподростковом возрасте участвовал в конкурсе книжных рецензий на сайте «Папмамбук» и в результате стал членом подростковой редакции этого же сайта.

От этих ребят ждут рецензий на современные подростковые книги. Время от времени проводят с ними виртуальные дискуссии на какие-то важные для читающих подростков темы. Они в качестве подросткового жюри уже сами оценивают работы новых конкурсантов. Иногда они даже берут интервью у писателей.

Это уже собственный «читательский» круг моего сына, который стимулирует его погружение в книжные миры.

Ну а со средними сыновьями я поступила немного по-другому — нашла им книжный клуб (онлайн), где раз в неделю они с другими ребятами обсуждают прочитанную к занятию книгу.

Таких клубов сейчас очень много. Некоторые включают в себя элементы литературного мастерства, другие представляют собой просто читательские дискуссии с ровесниками при модерации или более активном участии педагога.

Нужно просто потратить немного сил и времени, чтобы подобрать книжный клуб, подходящий вашему конкретному ребенку. Я и сама веду такие онлайн-занятия, но мне важно, чтобы сыновья, подрастая, формировали свой читательский круг, не связанный со мной как с мамой, поэтому они ходят к другому педагогу, которому я доверяю.

О том, как прививать детям любовь к чтению, советуем прочитать:

1. Даниэль Пеннак. «Как роман»

2. Эйдан Чамберс. «Расскажи: Читаем, думаем, обсуждаем»

3. Елена Литвяк. «Кубики Гутенберга. Невероятные приключения детей и книг».

4. Юлия Кузнецова. «Расчитайка. Как помочь ребенку полюбить чтение»

5. Марина Аромштам. «Читать!»

Дмитрий Чернышев: как помочь ребенку полюбить книги

Люди, которые читают книги,
всегда будут управлять теми,
кто смотрит телевизор.

Автор неизвестен

Ребенок не любит читать. Можно ли это исправить и как это сделать? Писатель, блогер (mi3ch), автор книг «Вертикальный прогресс», «Как люди думают», «Чем заняться вечером с семьей на даче без интернета» Дмитрий Чернышев рассказывает, как появляется любовь к чтению и как помочь ребенку стать читателем. Эта статья — продолжение предыдущей статьи Дмитрия в блоге Smart Reading «Почему ребенок не хочет читать».

В жалобах родителей на то, что их дети совсем не читают книг, часто проскальзывают повелительные наклонения — от заставить (читай, надо, давай, тебе задали в школе) до запретить (гаджеты, компьютер, социальные сети). Это не совсем правильная интонация. Точнее будет — как помочь ребенку полюбить книги. Любовь не выносит нажима. Он ей противопоказан.

Французский писатель Даниэль Пеннак говорил: «Глагол „читать“ не терпит повелительного наклонения, как и некоторые другие глаголы: „любить“, „мечтать“. Конечно, всегда можно попытаться. Попробуем? „Люби меня!“ „Мечтай!“ „Читай!“ „Да читай же, черт возьми, кому сказано — читай!“ И что в результате? Ничего. По указке, по приказу удовольствия не получается. Получается совсем наоборот».

Добавлю также, что родители часто сами подсаживают ребенка на наркотик легких развлечений, которые не требуют усилий: не мешай маме, вот тебе мультфильмы, вот тебе айпад. Там все яркое, позитивное и интересное. А книга требует усилий и сосредоточенности.

Но у родителей есть множество возможностей помочь ребенку полюбить книги.

Особая среда

Прежде всего необходимо создать среду, в которой для книги всегда будет место. Создавайте книжную среду вокруг ребенка без нажима. Незаметно.

Есть старая притча про выросшего ребенка, который однажды спросил своего отца:
— А ты ведь, наверное, и не знал, что я каждую ночь читал книги под одеялом с фонариком?
— Да? А кто тебе менял батарейки в фонарике?

У родителей есть огромное количество возможностей погружения ребенка в книжную среду. От выбора школы до помощи с выбором друзей, читающих книги. Их авторитет и их советы часто важнее для ребенка, чем советы родителей. Отправляйте детей в летние лагеря, в которых читают книги. Не бойтесь организовать скуку — уезжая с детьми в путешествия без гаджетов, но с книгами. Устраивайте «дни без электричества».

Читайте также:
Логопедические игры, словесные игры

Чтение вслух

Начинать надо с чтения вслух. Сделайте это обязательным ритуалом. Не только читать ребенку новые книги, но и обязательно перечитывать старые — это прекрасно развивает память. Нужно обсуждать книги со своим ребенком и интриговать его: «А вот есть такая потрясающая книга. », после чего рассказать завязку и оборвать рассказ на самом интересном месте.

Чтение сказок

Не пренебрегайте сказками. Сказки учат детей доброте и справедливости. Сказки делают ребенка человеком. А от сказок очень легко перейти к детской литературе, приключениям и фантастике.

Как говорил Эйнштейн: «Если вы хотите, чтобы ваши дети были умными, — читайте им сказки. Если вы хотите, чтобы они были еще умнее, — читайте им больше сказок».

Развитие фантазии

Придумывайте вместе с ребенком продолжения книг. Например, Стивен Кинг вместо того, чтобы читать детям книги на ночь, просил их рассказывать ему собственные истории. И двое его детей стали писателями.

Самостоятельный выбор книг

Ходите с ребенком в книжные магазины, и пусть он сам выбирает себе любые книги. Никогда не критикуйте выбор детей. Тот же Даниэль Пеннак придумал Декларацию прав читателя:

1. Право не читать.

2. Право перескакивать.

3. Право не дочитывать.

4. Право перечитывать.

5. Право читать как попало.

6. Право на любые фантазии или боваризм ( боваризм — потеря способности проводить четкую грань между действительностью и фантазией). «„Боваризм“ в этом и состоит — в исключительном и безотлагательном удовлетворении жажды острых ощущений: воображение кипит, нервы трепещут, сердце колотится, адреналин бьет ключом, вживание в образ не знает удержу, и мозг принимает (ненадолго) гусей повседневности за лебедей романтики)».

7. Право читать где попало.

8. Право втыкаться (это значит, что мы позволяем себе выудить с полки первую попавшуюся книгу, открыть ее на любой странице и воткнуться на минутку, потому что у нас в распоряжении только эта минутка и есть).

9. Право читать вслух.

10. Право молчать о прочитанном.

Проявление уважения к вкусам ребенка

Не стоит навязывать ребенку собственные вкусы. Из того, что вам в детстве нравился, например, Майн Рид, вовсе не следует, что он должен понравиться и вашему ребенку. Пусть читает то, что ему нравится. Да хоть бы и комиксы. Это тоже чтение. Если вы чувствуете, что какая-то книга «не идет», — отложите ее. Главный критерий — горящие глаза ребенка и просьба «еще».

Разговоры о книгах

Повышайте статус книги. Расскажите историю о книгах, которые раньше были запрещены. О книгах, за чтение которых сажали в тюрьму. Расскажите ребенку, что в XVIII веке в Южной Каролине был принят закон, строго запрещающий всем темнокожим, все равно, рабам или свободным, учиться читать. Его никто не отменял до середины XIX века. «В первый раз, когда вас ловили за чтением и письмом, вас секли плетью из воловьей шкуры, за второй раз полагалась плетка-девятихвостка, а на третий раз вам отрубали фалангу указательного пальца», — пишет Альберто Мангель в книге «История чтения». По всему Югу обычным делом было повесить раба, который учил читать своих товарищей.

Рассказывайте детям о потрясающих идеях, которые вы вычитали из книг. Объясняйте, что прочитанные ребенком книги могут поднять его авторитет в глазах сверстников.

Даже кинематограф может быть не противником, а союзником в чтении книг. Например, мы с детьми обязательно читали или перечитывали «Гарри Поттера» прежде, чем идти на новую серию. А потом спорили, что лучше получилось в книге, а что — в фильме. Искали ляпы и ошибки в сюжете. Превращали это в игру.

Есть старый прекрасный совет: «Бесполезно воспитывать детей, все равно они станут почти такими же, как и вы. Воспитывайте лучше себя».

Автор: Дмитрий Чернышев
Фото из архива автора, unsplash.com

По коду mi3ch вы можете получить скидку 3000 рублей при оформлении подписки на бессрочный тариф до 15.07.2021. Кроме того, 1000 рублей с каждой подписки мы отправим на благотворительность — в фонд, который выберет Дмитрий Чернышев. Подпишитесь по специальной цене сегодня!

Дисграфия – симптомы и лечение

Что такое дисграфия? Причины возникновения, диагностику и методы лечения разберем в статье доктора Панкратова И. В., невролога со стажем в 26 лет.

Определение болезни. Причины заболевания

Дисграфия — расстройство навыков письма, которое проявляется невозможностью или трудностью в соотнесении звуков устной речи и букв, их звучания и начертания. Например, ребёнок заменяет графически сходные буквы при написании (ш-щ, т-ш, в-д, м-л), пропускает и переставляет буквы и слога в словах.

Основным симптомом дисграфии является наличие стойких специфических ошибок, не связанных с применением орфографических правил.

Выделяется три группы специфических ошибок:

  • ошибки на уровне буквы и слога;
  • ошибки на уровне слова;
  • ошибки на уровне предложения.

Возникновение таких ошибок у школьников не связано со снижением интеллектуального развития, выраженными нарушениями слуха и зрения или нерегулярностью школьного обучения.

Нарушение письма может быть обусловлено задержкой в формировании определённых функциональных систем, важных для освоения письменной речи. Такая задержка возникает в результате воздействия неблагоприятных факторов в разные периоды развития ребёнка [7] .

К неблагоприятным факторам раннего периода можно отнести:

  • отягощённая беременность — хронические заболевания матери, гестоз, анемия, многоплодная беременность;
  • рождение ребёнка на сроке беременности до 35 недель;
  • перинатальная патология центральной нервной системы (ЦНС);
  • церебральная гипоксия (ишемия) — острое повреждение головного мозга в результате его недостаточного кровоснабжения во время беременности, родов или в течение первого месяца жизни;
  • родовая травма ЦНС;
  • инфекции ЦНС (токсоплазмоз, герпес, цитомегаловирус, краснуха);
  • системные метаболические нарушения (билирубиновая энцефалопатия, гипогликемия, гипокальциемия, гипо- и гипермагниемия, гипо- и гипернатриемия).

Причины, которые могут привести к дисграфии в более старшем возрасте (после 2 лет):

  • черепно-мозговые травмы;
  • нейроинфекции;
  • патологии внутренних органов (пиелонефрит, гастрит, пневмония, ревматизм);
  • нарушения сердечно-сосудистой системы;
  • онкология;
  • выраженная психологическая травма, обусловленная сложной семейной обстановкой, низким социальным статусом, конфликтами со сверстниками, одиночеством.

Эти патологические состояния приводят к астении нервной системы и могут осложнять освоение письменной речи.

Часто встречается наследственная предрасположенность к дисграфии. Кроме того сложности с письмом могут возникнуть у ребёнка, пишущего левой рукой или переученного с левой руки на правую. Нередко дисграфией страдают дети, для которых язык, на котором они учатся писать, не является родным.

Читайте также:
Как воспитать у детей интерес к чтению

Вероятность дисграфии велика при общем недоразвитии речи. Расстройство может провоцировать логоневроз (заикание и запинания в речи) и сниженный темп созревания психических функций (например, на фоне хронических болезней или социальной дезадаптации).

При обследовании письма и чтения у 186 учащихся первых классов дисграфия была обнаружена у 21 % детей [3] .

Симптомы дисграфии

Дисграфия проявляется ошибками в письме, которые регулярно повторяются у детей без сопутствующих патологий (умственной отсталости или снижения слуха).

Ошибки на уровне букв и слогов обусловлены несформированностью звукового анализа слова (пропуски, перестановки, вставки, повторы как букв, так и слогов). Например: “снки-санки” или “кичат-кричат”.

Ошибки на уровне слова связаны с затруднением вычленения из речевого потока речевых единиц и их элементов (слитное написание слов, предлогов со словами, либо раздельное написание приставки со словом). Например: “и дут”, “по дкроватью”, “светилалуна”.

Ошибки на уровне предложений связаны с недостаточностью языкового обобщения, это не позволяет школьникам уловить различия частей речи. Это приводит к нарушению структуры предложения. Например: “гуси вышли изадвора пощли на прут” [7] .

У школьников с дисграфией часто формируется неразборчивый почерк, написание букв неаккуратное — так проявляется неуверенность ребёнка и боязнь ошибки. Буквы разной высоты и наклонены в разные стороны, выходят за строчку. При письме ребёнок напрягается, сильно надавливает на ручку и от этого быстро устаёт и не может ускорить темп письма. При написании диктантов школьник старается писать неразборчиво, чтобы учитель не заметил ошибки, при этом регулярно получает неудовлетворительные оценки. Это приводит невротизации ребёнка и ещё больше усугубляет его проблемы. Возникает внутренний страх ошибки, формируется неуверенность в себе, появляется замкнутость, пропадает мотивация к учёбе.

Проявления дисграфии также может сочетаться с неврологическими нарушениями — снижением памяти и внимания, гиперактивностью, нарушением поведения.

Важно помнить, что в первом классе многие дети с трудом осваивают письмо, делая большое количество ошибок, но это нормальный путь становления письменной речи.

Патогенез дисграфии

Для правильной работы сложной системы, отвечающей за речевое развитие ребёнка, необходим неповреждённый мозг и равномерное созревание речевых центров и анализаторов.

При воздействии неблагоприятных факторов могут возникать отклонения в созревании и работе отделов мозга, отвечающих за речевое развитие и за письменную речь в частности. Патологическое влияние на развивающийся мозг может быть оказано в разные временные периоды: от внутриутробного развития до школьного возраста. К таким факторам относятся внутриутробные инфекции, родовая травма, порок сердца, хирургические вмешательства, соматические заболевания, черепно-мозговая травма. Негативный фактор может повлиять не только на отдельные центры, входящие в речевые зоны, но и на весь речевой комплекс, что приведёт к общему недоразвитию речи (ОНР).

От степени, силы и длительности патологического воздействия на речевые зоны зависят клинические проявления дисграфии у детей — от лёгких форм, корректирующихся занятиями с логопедом, до тяжёлых нарушений, требующих комплексного подхода к терапии.

В настоящее время существует несколько основных подходов к патогенезу дисграфии. Корнев А. Н. выделяет в патогенезе нарушений письменной речи три аспекта [3] :

  • нарушение в развитии психических функций;
  • неоднородность развития индивидуальных сенсомоторных и интеллектуальных функций;
  • частное недоразвитие ряда умственных функций.

Лалаева Р. И. считает, что у детей с дисграфией не сформированы отдельные психические функции [4] :

  • зрительный анализ и синтез;
  • пространственные представления;
  • слухопроизносительная дифференциация звуков;
  • фонематический, слоговый анализ и синтез;
  • деление предложений на слова;
  • лексико-грамматический строй речи;
  • расстройства памяти, внимания, эмоционально-волевой сферы.

Классификация и стадии развития дисграфии

Учитывая сложность патогенеза дисграфии и разные подходы к его пониманию, вопрос с классификацией также неоднозначный.

Токарева О. А. разработала классификацию, которая учитывает степень вовлечения анализаторов [8] :

  • оптическая дисграфия — обусловлена недоразвитием у детей зрительных систем коры головного мозга, что приводит к неустойчивости зрительных впечатлений и представлений, некоторые буквы не узнаются и не соотносятся со звуками;
  • акустическая дисграфия — вызвана недостаточностью фонематического слуха, при которой страдает дифференциация звуков и нарушаются звукобуквенные соотношения;
  • моторная дисграфия — возникает при задержке в созревании мелкой моторики рук, происходит нарушение в соотношении моторных образов слов с их звуковыми и зрительными образами.

Сотрудники кафедры логопедии РГПУ им. Герцена под руководством Лалаевой Р. И. разработали классификацию, основанную на степени несформированности языковых операций [4] :

  1. Артикуляторно-акустическая дисграфия. Ведущий симптом — дефектное произношение звуков (замены, смешения, пропуски).
  2. Дисграфия на основе нарушения фонемного распознавания.
  3. Дисграфия на почве нарушения языкового анализа и синтеза:
  4. нарушение звукобуквенного анализа и синтеза;
  5. нарушение слогового анализа и синтеза;
  6. нарушение слогового анализа и синтеза на уровне предложений.
  7. Аграмматическая дисграфия. Обусловлена недоразвитием лексико-грамматического строя речи, несформированностью морфологических и синтаксических обобщений.
  8. Оптическая дисграфия. Связана с недоразвитием зрительного анализа и синтеза пространственных представлений

Классификация Ахутиной Т. В. составлена на основании учения Лурия А. Р. о трёх функциональных блоках мозга:

  • I блок — регуляция тонуса и бодрствования (уровень непроизвольной саморегуляции и самоорганизации);
  • II блок — приём, переработка и хранение информации (операциональный уровень);
  • III блок — программирование, регуляция и контроль сложных форм деятельности (уровень произвольной саморегуляции и самоорганизации) [5] .

Ахутина Т. В. выделяет три вида дисграфии:

  • Регуляторная — дисфункция III блока, связанная со слабостью функций программирования и контроля.
  • Акустико-кинестетическая — дисфункция II блока мозга, слабость переработки слуховой и кинестетической (двигательной) информации. Поражение кинестетического анализатора приводит к нарушению точных артикуляционных и глазодвигательных движений и движений мышц кисти.
  • Зрительно-пространственная — связана с несформированностью зрительно-пространственных функций и дефицитом речевого слуха.

У детей с патологией речевого слуха нет раздельного восприятия элементов ряда (звуков, интонаций, темпа и т. д.)

Отдельные логопеды выделяют степени выраженности дисграфии по количеству и характеру ошибок:

  1. Лёгкая степень. Виды дисграфических ошибок:
  2. замены букв (ч-щ, б-п);
  3. нарушения в обозначении мягкости согласных (“маленкие”);
  4. искажения звукобуквенной структуры слова (“поплькли — поблёкли”).
  5. Средняя степень. Виды дисграфических ошибок:
  6. замены букв (о-а, ю-у);
  7. искажения звукобуквенной структуры слова (“птичк, помогайт, пичкам”);
  8. нарушение структуры предложения, слитное написание слов, аграмматизмы (“в оконнов стекла”).
  9. Тяжёлая степень. Виды дисграфических ошибок:
  10. замены букв (н-т);
  11. искажения звукобуквенной структуры слова (“подут-пойдут, оненповесяет – они повесят, даптиц – для птиц”);
  12. нарушения структуры предложения — слитное написание слов (сюга – с юга, даптиц – для птиц), перестановки слов (деревях на – на деревьях);
  13. аграмматизмы (моного доменько – много домиков, оненповесяет – они повесят).
Читайте также:
Как попасть в логопедический детский сад

Осложнения дисграфии

Дисграфия, не выявленная в младшем школьном возрасте, может отразиться на дальнейшем развитии личности ребёнка. При лёгкой форме расстройства, не осложнённой другими неврологическими патологиями, проблема может быть решена с помощью занятий с логопедом и психологом.

Если же у ребёнка выявлены сопутствующие неврологические отклонения, такие как синдром дефицита внимания, снижение памяти, выраженная гиперактивность, нарушение поведения в виде выраженной расторможённости и агрессивности, низкий уровень усвоения школьного материала, то победить нарушение письменной речи будет сложнее. Целенаправленные коррекционно-логопедические занятия и медикаментозное лечение помогут уменьшить проявление дисграфии, но у части детей проблемы с письменной речью могут остаться на всю жизнь. В таком случае дисграфия значительно повлияет на становление личности ребёнка. Такие дети могут иметь психологические проблемы:

  • неуверенность в себе;
  • низкую самооценку;
  • сниженную социализацию и попытки скрыть свою проблему от окружающих.

Также возникает ограничение при выборе будущей профессии. Однако важно помнить, что и во взрослом возрасте человек может бороться с дисграфией и достигнуть положительных результатов.

Ряд детей младшего школьного возраста с дисграфией имеют пограничное состояние по умственному развитию. Такие дети плохо усваивают школьную программу, отстают от сверстников, часто нуждаются в дополнительных занятиях. Если ребёнок после второго класса школы не освоил письмо и не научился читать, необходима консультация психиатра [4] .

Диагностика дисграфии

Первичная диагностика дисграфии проводится школьным логопедом в конце первого класса или в начале учебного года во втором классе. Для этого логопед использует речевые карты — стандартизированный опросник, выявляющий уровень физического, познавательного, нервно-психического, речевого и психомоторного развития. На основании анализа результатов тестирования делается вывод о наличии или отсутствии дисграфии. При выявлении дисграфии логопед определяет её вид.

Для уточнения общего уровня развития ребёнка необходима консультация клинического психолога. Психологическое тестирование поможет выявить конкретные проблемы ученика:

  • снижение памяти и внимания;
  • нарушение мышления, снижение уровня интеллектуального развития.

Ребёнок с дисграфией должен быть осмотрен неврологом. При осмотре детский невролог оценит общий неврологический статус и выявит сопутствующие неврологические патологии. Основываясь на результатах осмотра и данных, полученных от логопеда и клинического психолога, врач-невролог выработает тактику обследования и при необходимости план лечения пациента.

Для комплексного обследования ребёнка с дисграфией необходима консультация педиатра для исключения хронических соматических заболеваний, офтальмолога и сурдолога для выявления снижения слуха и психиатра [2] [9] .

Обязательным инструментальным методом исследования является электроэнцефалография (ЭЭГ) — исследование электрической активности головного мозга. ЭЭГ проводится для исключения скрытой судорожной активности головного мозга.

К другим инструментальным методам относятся дуплексное исследование сосудов головного мозга и шейного отдела позвоночника ( неинвазивное исследование сосудов, отражающее функциональные показатели кровотока) и магнитно-резонансная томография (МРТ). МРТ головного мозга показана детям с выраженными сопутствующими неврологическими нарушениями для выявления возможных органических поражений головного мозга [2] .

Лечение дисграфии

При выявлении у ребёнка дисграфии логопеду нужно уточнить её форму, это необходимо для составления методического плана реабилитации и организации коррекционных занятий. К работе логопеда для нормализации психологического состояния ребёнка целесообразно подключить занятия с психологом.

Детям с дисграфией рекомендованы регулярные осмотры невролога. Врач на основании клинического осмотра и данных инструментальных исследований составляет план лечения пациента. Подход к терапии детей с дисграфией должен основываться на рекомендациях федерального руководства по детской неврологии.

Из медикаментозной терапии показаны препараты:

Также в лечении используются малоинвазивные инструментальные методы. Для коррекции речевых нарушений у детей применяют транскраниальную микрополяризацию [10] . Метод основан на лечебном воздействии на головной мозг постоянного (гальванического) электрического тока небольшой силы. Во время процедуры происходит направленное воздействие на системы головного мозга. Это активирует неэффективно функционирующий синаптический аппарат нейронов и стимулирует развитие незрелых элементов коры головного мозга [6] .

Также для лечения детей с дисграфией применяют метод биоакустической коррекции [11] . Основой терапии является компьютерное преобразование электроэнцефалограммы больного в акустический сигнал и предъявление этого сигнала пациенту в реальном времени. Тем самым осуществляется сенсорная ЭЭГ-зависимая стимуляция. ЭЭГ-зависимая физиотерапия на основе метода биоакустической коррекции способствует улучшению показателей состояния центральной нервной системы.

Прогноз. Профилактика

В большинстве случаев дисграфия у детей младшего школьного возраста поддаётся логопедической коррекции. Тяжёлые случаи нарушения письменной речи встречаются нечасто. Таких детей отправляют в центры психолого-медико-социального сопровождения для решения вопроса о дальнейшем обучении ребёнка. Обычно пациентам с тяжёлой формой дисграфии рекомендуют продложить обучение в школе для детей с патологией речи. В дальнейшем при устранении проблем с письменной речью ребёнка переводят в общеобразовательную школу.

Профилактика дисграфии основывается в раннем выявлении логопедом (на уровне детского сада) детей с нарушением речевого развития. Если к 4-5 годам у ребёнка остаются речевые проблемы, его необходимо перевести в логопедический детский сад иди логопедическую группу для проведения коррекционных занятий.

В комплекс логопедических занятий, помимо работы по постановке и автоматизации звуков, обязательно должны входить задания по развитию внимания, памяти, узнавания зрительных образов, мелкой моторики, слухового сосредоточения [4] .

В настоящее время многие родители настроены на раннее развитие своего ребёнка, но этот подход часто себя не оправдывает и может спровоцировать проблему. Так, обучение ребёнка чтению и письму должно коррелировать со степенью созревания его сознания и готовности к обучению.

Нарушение письма – что это?

Нарушение письма – что это?

НЕМНОГО ТЕОРИИ

Ваш ребенок учится в начальной школе и уже не первый год пытается справиться с непонятными ошибками в тетрадях и при чтении.

Итак, представим — середина первого класса. Все дети уже более-менее читают, пишут. Конечно, еще с ошибками, но все не так страшно и объяснимо. А в тетради у вашего ребенка творится что-то невообразимое. Куда-то пропадают или меняются местами буквы, а иногда и целые слоги; вместо одних букв внезапно появляются другие, абсолютно искажающие смысл слова. Масса, на ваш взгляд, глупых ошибок из-за элементарной, как вам кажется, невнимательности. Вы ругаете ребенка, сидите с ним рядом за уроками, заставляете переписывать домашние задания по нескольку раз, но толку никакого.

Читайте также:
Причины нарушений речи у детей

Об этих проблемах, о том, что случилось с ребенком, как с этим справиться, и пойдет речь.

Есть много академических учебников, где подробно изложена история вопроса таких нарушений, их этиология и патогенез.

КАК ПОЛУЧАЕТСЯ «ПИСЬМО»

Когда мы говорим о письменной речи, противопоставляя ее устной, то имеем в виду не только письмо, но и чтение. О различии этих двух форм речи написаны целые научные трактаты. Нам достаточно знать, что письменная речь в отличие от устной формируется только в условиях обучения.

Чтобы понять механизмы возникновения нарушений письменной речи, необходимо разобраться, что управляет процессами чтения и письма, куда собираются все ниточки, по которым идет команда делать то или другое.

Все эти сложные перешифровки происходят в теменно-затылочно-височной области головного мозга и окончательно формируются на 10—11-м году жизни.

Процесс становления чтения и письма сложен. В нем участвуют четыре анализатора:

• речедвигательный, который помогает осуществлять артикулирование, то есть наше произношение;

• речеслуховой, который помогает произвести отбор нужной фонемы (звука);

• зрительный, который подбирает соответствующую графему (букву);

• двигательный, с помощью которого осуществляется перевод графемы в кинему (совокупность определенных движений, необходимых для записи)

Письмо начинается с мотива, побуждения, программирования — этот уровень, как и контроль, обеспечивается лобными долями коры головного мозга.

Вся информация удерживается в памяти с помощью деятельности целостной системы головного мозга.

Исходя из вышесказанного, мы видим, что процесс письма и чтения является многоуровневым и только при согласованной работе всех анализаторов, при сохранности определенных структур головного мозга будет обеспечено успешное овладение письменной речью (письмом и чтением).

Но так как мы с вами хотим помочь ребенку, у которого имеются нарушения письменной речи, то сразу делаем вывод: в этой системе слаженной работы анализаторов и деятельности головного мозга произошел сбой.

Что мы должны сделать?

Найти слабое звено в цепи, выяснить причину и, определив круг проблем, составить индивидуальный план коррекционной работы с ребенком.

В ЧЕМ ПРИЧИНЫ НАРУШЕНИЙ ПИСЬМА?

«Все дети приходят в первый класс, начинают учиться читать, писать — и у большинства особых проблем нет. Почему же у вашего ребенка такие трудности? Откуда появились эти нарушения с пугающими названиями — дисграфия, дислексия?

Такой вопрос задают себе многие родители, столкнувшись с подобной проблемой.

Итак, какие причины могли вызвать эти нарушения?

Не будем рассматривать те случаи, когда специфические ошибки возникают в результате снижения интеллектуального развития, различных органических поражений головного мозга. Возьмем обычного школьника без видимых патологий. Как раз тот случай, когда ни родители, ни учителя не могут разобраться, почему у ребенка ничего не получается, несмотря на старания.

В первую очередь надо понять, что важнейшее значение для овладения процессами чтения и письма имеет степень сформированности всех сторон речи. Поэтому нарушения или задержка в развитии фонематического восприятия (умение различать на слух звуки речи), лексико-грамматических сторон (наличие словаря, соответствующего возрасту, и умение правильно пользоваться грамматическими категориями речи), звукопроизношения на разных этапах развития являются основными причинами дисграфии и дислексии.

Рассмотрим подробнее эти слабые звенья в развитии речи.

1. Неправильное звукопроизношение (фонетические нарушения) может вызвать проблемы в письме, но не всегда, а при недостаточности фонематического восприятия. В этом случае к моменту поступления в школу в произношении ребенка отсутствуют или искажаются какие-то звуки, а возможно, он только-только их исправил, и автоматизация этих звуков еще не закончилась. Что в таком случае происходит?

При данных нарушениях очень часто ребенок пишет так, как говорит. Например, если он не произносит звук Р, то вместо слова «КОРОВА», возможно, напишет «КОЙОВА», потому что именно так он произносит это слово, когда диктует себе при письме, и так его слышит. Если в речи он меняет звук Ш на С, то может написать «СУБА» вместо «ШУБА».

2. Фонематические нарушения, сложности звуко-буквенного анализа.

Физический слух у ребенка прекрасный, и звукопроизношение в норме, но вот звуки речи он слышит по-своему. Возможно, он будет путать звуки, близкие по звучанию: глухие — звонкие. Тогда вместо «ДУПЛО» он напишет «ТУПЛО». При плохом различении твердых и мягких звуков у него могут встретиться такие примеры в тетради, как «МАЧ» (мяч), «КОНКИ» (коньки). При исправленном звукопроизношении он также может написать «СУБА» вместо «ШУБА».

Кроме этого, ребенок не может выделить заданный звук в слове, из определенных звуков сложить слово, то есть не владеет процессом звуко-буквенного анализа и синтеза.

3. Лексико-грамматические нарушения.

Это в первую очередь нарушения слоговой структуры.

Мы, взрослые, часто умиляемся тому, как смешно говорят наши малыши, и не исправляем их, «КУБОВИЦА», «КАПЕТИК», «СКОРОДА» в устах трехлетнего карапуза это действительно звучит очень мило. Но когда так говорит ребенок шести-семи лет, здесь уже плакать надо. Потому что именно так он потом и напишет.

Кроме того, к этой же категории относятся ошибки, которые мы называем аграмматизмами. Это неправильное использование грамматических категорий: числа, рода, падежа и в речи, и на письме. «ДОМ СТОЯЛА ЗА РЕКОЙ», «ЛИСА И ЛИСЯТА ГУЛЯЛА В ЛЕСЕ». Таких примеров можно привести очень много, и вы их наверняка найдете в детских тетрадях.

Имеет значение и наследственный фактор, когда ребенку передается недосформированность определенных мозговых структур, их качественная незрелость. Папа или мама (а известны случаи и бабушка или дедушка) делали много «глупых» ошибок, когда учились в начальной школе. Но на это особого внимания никто не обратил, помощь не была вовремя оказана, и, перебиваясь с 3 на 4, а иногда получая и 2, они переходили из класса в класс, закончили школу и создали семью. Своим детям они передали не само нарушение письма, а недостаточность сформированности отдельных мозговых структур. В совокупности с другими «благоприятными» факторами: слабо развитой произвольностью; низким уровнем развития речи, памяти, внимания; психологическими проблемами и т. д. — и получилось в результате то нарушение письменной речи, которое диагностировали у ребенка.

Читайте также:
Пальцы учат говорить (пальчиковые игры, пальчиковая гимнастика)

Если вовремя обратить на это внимание, проблему можно предотвратить или, коль она уже возникла, справиться с ней.

Бывает, что нарушения чтения и письма могут быть вызваны двуязычием в семье. В последние 10 лет в силу больших изменений в географии общества, когда многие вынуждены покидать свой дом, учить второй язык, эта причина становится все более актуальной. К детям из двуязычных семей нельзя подходить однозначно и ограничиться обучением русскому языку как иностранному, Среди них также можно выделить детей с нарушениями общего речевого развития, педагогической запущенностью, психологическими проблемами. В соответствии с этим и строится работа. Также источником неудач в становлении письменной речи может служить несвоевременное формирование процесса латерализации (установление доминантной роли одного из больших полушарий головного мозга). То есть к моменту обучения грамоте у ребенка должна уже сложиться четкая латеральная ориентация, определенна ведущая рука. При задержке этого процесса, при скрытых формах левшества затрудняется корковый контроль над многими видами деятельности.

Причиной дислексии и дисграфии может явиться и расстройство в системах, обеспечивающих пространственные и временные представления.

В группу риска входят дети, не страдающие речевыми нарушениями, но имеющие недостаточно четкую артикуляцию. Таких детей часто называют «мямлями». Нечеткая команда от нечеткого артикулирования, да еще при недосформированности фонематических процессов может вызвать и нечеткие ответные реакции, что влечет за собой ошибки в чтении и письме.

К нарушениям письменной речи может привести низкий уровень психологической готовности к школьному обучению. Даже если ваш ребенок умеет читать, писать и считать, это не значит, что он готов сесть за парту. Природа не изменила законы, по которым развивается человек, но общество пытается вмешаться в эти процессы. Сейчас не редкость, когда «умные» мамы обучают ребенка грамоте с 2—3 лет и пытаются записать в школу своих чад, не достигших даже 6 лет. И иногда им это удается. Ничего хорошего из этого не получается. У ребенка неизбежно появляются какие-то проблемы.

Первичными причинами, вызывающими недостатки, которые, в свою очередь, приводят к нарушениям письменной речи, могут быть осложненные беременности, родовые травмы, различные заболевания первого года жизни. Если у вашего ребенка были какие-то сложности с появлением на свет, будьте внимательны ко всем проявлениям неблагополучия в его развитии. Но бывает и так, что все было нормально, но, когда ребенок пошел в школу, начались проблемы, Поэтому любые проявления трудностей в обучении в начальной школе нельзя оставлять без внимания и надеяться, что со временем все само собой пройдет.

Необходимо иметь в виду следующее: все ошибки, которые можно отнести к дисграфии и дислексии, специфичны, типичны и носят стойкий характер. Если у ребенка при чтении и письме встречаются ошибки, которые, как вам кажется, похожи на специфические, но они редки, от случая к случаю, или вообще единичны, то это, скорее всего, результат переутомления, невнимательности. Здесь необходимо дальнейшее наблюдение для того, чтобы выбрать вид помощи ребенку.

Давайте подведем итоги – что же вас должно насторожить?

· если у вашего ребенка были сложности при рождении и в первый год жизни;

· если ребенок левша;

· если он – переученный правша;

· если ребенку ставили общее недоразвитие речи, по речевым показаниям он посещал логопедическую группу;

· если имеется соматическая ослабленность (часто болеет);

· если он слишком рано пошел в школу;

· если выявлена недостаточная сформированность звуко-буквенного анализа;

· если вы заметили проблемы с мелкой моторикой ребенка (неловкие пальчики);

· если в семье говорят на двух и более языках;

· если ребенок имеет вялую артикуляцию, то есть нечеткое произношение;

· если он заторможен или у него, наоборот, повышенная активность;

· если у него проблемы с вниманием, памятью.

ОШИБКИ, НА КОТОРЫЕ СЛЕДУЕТ ОБРАТИТЬ ВНИМАНИЕ

Существует несколько видов нарушений письма и чтения, каждому виду соответствуют и свои ошибки.

1. Смешение букв при чтении и письме по оптическому сходству: б-д, п-т, а-о, д-у, Е-З, л-м, и-у, т-ш, ш-щ, х-ж, в-д, и-ш, и-п.

2. Ошибки, связанные с нарушением произношения. Отсутствие каких-то звуков или замена одних звуков на другие в устной речи часто отражаются и на письме. Ребенок пишет то же, что и говорит; сапка (шапка).

3. Смешение фонем по акустико-артикуляционному сходству, что происходит при нарушении фонематического восприятия. При этой форме дисграфии особенно тяжело детям дается письмо под диктовку. Смешиваются гласные о-у, е-ю; согласные р-л, й-ль; парные звонкие и глухие согласные, свистящие и шипящие, звуки ц, ч, щ смешиваются как между собой, так и с другими фонемами.

Например: тубло (дупло), шуски (сушки), сыплята (цыплята).

4. Родители часто радуются, когда ребенок бегло читает в дошкольном возрасте, а это при недостаточной сформированности фонетической стороны речи и фонематического восприятия может привести к ошибкам на письме: пропуск букв и слогов, недописанные слова.

5. Часты при дисграфии ошибки застревания (персеверации): За зомом росла мамина. (3а домом росла малина.) предвосхищения, упреждения (антиципации): Дод небом лолубым. (Под небом голубым.)

6. Большой процент ошибок из-за неумения ребенка передавать на письме мягкость согласных: сольить (солить), въезет (везет), Луба (Люба).

7. Слитное написание предлогов, раздельное — приставок также является одним из проявлений дисграфии.

8. Кроме этого, дети, страдающие нарушениями письма, могут не держать строчку, игнорировать точку в конце предложения, заглавную букву.

Еще раз следует напомнить, что если эти ошибки единичны, то причины надо искать в другом.

Теперь вы знаете, какие причины вызывают нарушения письма и чтения, как это может проявиться.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: