Как помочь ребенку с нарушенным слухом

Дети с нарушением слуха – причины и особенности развития

Полезные статьи и актуальная информация от специалистов по слуху «Аудионика»

Причины нарушения слуха у детей

Причины нарушения слуха у ребенка могут быть врожденными или приобретенными, возможны и сочетания различных факторов. Рассмотрим основные причины снижения слуха у детей.

Генетика

40% случаев снижения слуха в детстве происходит из-за генетической предрасположенности. Также потерю слуха может спровоцировать врожденный порок развития уха или слухового нерва. Обратите особое внимание на слух малыша, если он был рожден с недостатком веса, испытывал кислородное голодание, родился недоношенным или перенес желтуху в первые дни после рождения.

Инфекции

Если мать, будучи беременной, переболеет цитомегаловирусом или краснухой, то это может повлечь за собой нарушение развития органа слуха у плода. Если ребенок заболеет свинкой или корью, то слух также может пострадать. Отиты – особенно опасное заболевание в детстве. Если вы не долечили, например, насморк у ребенка, болезнь может добраться до ушей и привести к образованию нагноения и снижению слуха. Кроме того отит является опасным для жизни.

Неправильная гигиена

Специалисты по слуху призывают всех отказаться от использования ватных палочек в качестве инструмента для чистки ушей. Палочкой очень легко протолкнуть серу только глубже в ухо и даже повредить барабанную перепонку. Из-за скопления большого количества ушной серы образуются серные пробки, которые блокируют поступление звукового сигнала в среднее ухо. Для правильной гигиены уши достаточно регулярно мыть теплой водой.

Шумная обстановка

Берегите детей от шумных мест – и без того хрупкая система слуха может не выдержать постоянного шума и пострадать. Если ребенок использует наушники, научите его важным правилам обращения с ними: звук не должен быть громче 50%, а использование наушников должно быть ограничено одним часом в день.

Ототоксичные препараты

Некоторые сильнодействующие лекарства могут нарушить работу сенсорных клеток в среднем ухе. Такие препараты используются при лечении сложных заболеваний, например, малярии, туберкулеза и рака.

Признаки снижения слуха у детей

Проблема сниженного слуха чаще всего заметна не самому слабослышащему, а тем, кто с ним общается. В случае снижения слуха у ребенка это будет заметно в первую очередь его родителям.

Главный признак снижения слуха у ребенка до года – отсутствие реакции на громкие звуки. В норме ребенок должен реагировать (вздрагивать, плакать) после двух недель жизни, если этого не происходит, немедленно обратитесь к специалисту. Подробнее о проверке слуха у новорождённых

Если нарушение слуха произошло у ребенка старше года, то определить это уже проще. Ребенок не отзывается на свое имя, плохо ориентируется в пространстве по звукам, не слышит происходящего в соседней комнате и т.п.

Более старшие дети выпадают из разговора, отвечают невпопад, также не реагируют на свое имя и на зов издалека. Подробнее о проверке слуха у детей и подростков

Классификация снижения слуха

  • I степень: обычно ребенок слышит хорошо, но начинаются проблемы при попадании в шумную акустическую ситуацию.
  • II степень: возникают проблемы с шепотной речью, даже если она звучит в тихой обстановке.
  • III степень: у ребенка серьезные проблемы с разборчивостью речи, даже если она звучит довольно громко.
  • IV степень: малыш слышит только то, что звучит совсем рядом с его ухом.

Страшнее четвертой степени тугоухости может быть только полная глухота.

Обратите внимание: тугоухость – это не временное количественное снижение возможности воспринимать звуки, а качественные необратимые изменения всей слуховой системы, которые неизбежно окажут свое влияние на развитие детской психики. Роль слуха в развитии человека очень велика.

Характеристика детей с нарушением слуха

Слабослышащие дети испытывают трудности не только с восприятием звуков, но и с процессом познания и с социальной адаптацией. Задача взрослых в этом случае – правильно расставить приоритеты и сделать все возможное, чтобы развитие ребенка проходило в нормальном ритме. Также взрослому необходимо знать об особенностях развития слабослышащих детей. Особенностями детей с нарушениями слуха являются особенности психического и умственного развития.

Особенности психического развития детей с нарушениями слуха

Если оставить без внимания нарушения слуха у детей в раннем возрасте, то можно столкнуться с вытекающей проблемой – недоразвитием речи и других функций: мышление, память, внимание. Этот тип развития называется дефицитарным.

В целом, психическое развитие детей с нарушениями слуха происходит по тем же законам, что и здоровых малышей, но происходит это значительно медленнее из-за ограниченности контактов с миром вокруг. Также психическая деятельность слабослышащего ребенка, как бы упрощается – теряются полутона, полумеры. Ребенку тяжелее связывать между собой различные явления, распознавать эмоции. Также отличительной чертой является нарушение речи у детей с нарушением слуха.

Особенности умственного развития детей с нарушениями слуха

Умственное развитие ребенка характеризуется развитием его внимания, памяти и мышления. Слабослышащие дети по результатам многочисленных исследований испытывают трудности при развитии всех этих показателей.

Особенности внимания

Дети с нарушением слуха одновременно воспринимают гораздо меньшее количество элементов, чем дети с нормой слуха. Особенно ярко это проявляется на уроках, когда необходимо, например, одновременно слушать учителя и писать в тетради. Также слабослышащему ребенку требуется значительно больше времени, чтобы переключиться с одного типа восприятия на другой, например, с чтения на слушание.

Читайте также:
Для чего нужны занятия с логопедом?

Особенности памяти

Дети с нормой слуха непроизвольно запоминают огромнейшее количество вещей при простом контакте с окружающим миром. У слабослышащего ребенка, как мы помним, такие контакты довольно сильно ограничены, поэтому запоминает он значительно меньше, хотя и способен на те же самые объемы, что и здоровый ребенок. У слабослышащих детей хорошо получается запоминать слова, тесно связанные со зрительными образами, и значительно хуже обстоят дела со словами, обозначающими звуковые или абстрактные явления.

Особенности мышления

Из-за ограниченности контактов с миром и социумом набор мыслительных инструментов ребенка с нарушением слуха не так широк. Он часто пытается, как бы открывать разные двери одним ключом. Ребенок может иметь сложности с вычленением главных и второстепенных деталей в рассказах или рисунках, выявлением неочевидных причинно-следственных связей. В целом, развитие мыслительных процессов будет в значительной мере замедленно.

Обучение детей с нарушением слуха – сложная задача. Ее решением должны заниматься и родители, и специалисты параллельно.

Диагностика нарушения слуха у детей

Своевременная диагностика – это важнейший этап в помощи слабослышащему ребенку. Чем раньше вы обнаружите проблему и начнете решать ее, тем быстрее и проще пройдет адаптация ребенка к жизни в социуме. Не ждите, пока ребенок замкнется в своем тихом одиноком мире.

Для определения состояния слуха у детей существует несколько методов.

В России самую первую проверку слуха должны провести в роддоме. Называется она «аудиоскриннинг» – это объективный метод исследования, который показывает наличие нарушений. Этот тип диагностики может проводиться, даже если ребенок спит. Для детей постарше диагностику должен проводить специалист сурдоакустик, лор, аудиолог или сурдолог. Это может быть игровая или речевая аудиометрия. Для детей с 12 лет допустимо проводить тональную пороговую аудиометрию.

Лечение нарушений слуха у детей

Как и у взрослых, лечение тугоухости будет зависеть от ее вида. Тугоухость бывает нейросенсорной и кондуктивной. И, если кондуктивная тугоухость по большей части успешно поддается медикаментозному или хирургическому лечению, то с нейросенсорной тугоухостью все не так просто. Шанс на восстановление слуха может быть только у тех, кто незамедлительно обратился за помощью к специалистам. Однако большая часть случаев тугоухости может быть скорректирована при помощи слухопротезирования.

Исправникова Олеся Владимировна

Обладатель диплома МГПУ по специальности «Сурдоакустик». Специалист по слуху «Аудионика» с 2016 года

Помощь детям с нарушением слуха: Руководство для родителей и специалистов

Королева, Инна Васильевна. Помощь детям с нарушением слуха : Руководство для родителей и специалистов / И. В. Королева. — Санкт-Петербург : КАРО, 2016. — 304 с. : ил. — (Специальная педагогика). ISBN 978-5-9925-1130-7.

Эта книга должна стать настольной для всех специалистов, которые имеют дело с детьми с нарушением слуха — врачей разного профиля (оториноларингологов, сурдологов, педиатров, неврологов), сурдопедагогов, логопедов, психологов, и конечно, для родителей таких детей. От этих людей зависит будущее ребенка с нарушенным слухом, поэтому они должны знать, какие огромные возможности сегодня есть, чтобы ему помочь, знать, что и как делать. И крайне важно понимать, что своевременность этой помощи является ключевым фактором эффективной реабилитации плохослышащего ребенка. Раньше врачи часто определяли, что ребенок плохо слышит, когда ему было уже 2–3 года. Сейчас эту патологию можно выявить уже в роддоме, а значит, очень рано помочь малышу! Как и при любом заболевании, чем раньше оказывается помощь, тем выше ее эффективность. Теперь мы знаем: страшно не то, что ребенок не слышит, страшно то, что в его мозг не поступают звуки и речь. Слышать речь необходимо, чтобы воспринимать информацию, говорить, общаться с окружающими людьми, учиться, чтобы развивалось мышление. Речь важна и для воспитания ребенка: она помогает ему научиться понимать, что хорошо, а что плохо, что можно, а что нельзя. Поэтому даже небольшое снижение слуха у малыша приводит к задержке и нарушению его речевого и интеллектуального развития. Но сегодня благодаря слуховым аппаратам, кохлеарным и стволомозговым имплантам даже глухие дети могут слышать звуки и речь, а, значит, у них появляется возможность нормально развиваться.

Очень ранний возраст выявления нарушения слуха и то, что до трех лет малыш проводит основную часть времени в семье, общаясь с близкими, определяет изменение методов помощи детям с нарушенным слухом. Если при традиционных подходах сурдопедагог занимался только с ребенком, то современный подход является семейно-центрированным, при котором сурдопедагог оказывает поддержку семье и ребенку как члену семьи.

Раннее выявление нарушения слуха у ребенка требует от сурдопедагогов владения навыками коррекционно-развивающей работы с очень маленькими детьми. Родители, узнав, что их ребенок плохо слышит, испытывают состояние шока и хотят получить ответы на множество вопросов: «Почему ребенок плохо слышит? Можно ли его вылечить? Как помочь ребенку? Как с ним общаться? Можно ли научить его говорить? Где он будет учиться?». Поэтому психологическая поддержка родителей является важнейшей составляющей современного подхода к реабилитации. Она включает формирование у родителей уверенности в общении со своим ребенком, способности самостоятельно принимать информированные решения, связанные с их ребенком, а также навыков развития у ребенка умения слушать, понимать речь и говорить с помощью слуховых аппаратов и кохлеарных имплантов, прежде всего, в повседневных ситуациях и во время совместных игр.

Читайте также:
Особенности трудных звуков - Материалы логопеда для родительского стенда

Книга написана на основании многолетнего опыта работы с родителями и специалистами в одном из ведущих европейских центров кохлеарной имплантации – Санкт-Петербургском НИИ уха, горла, носа и речи. Этот опыт показывает, что родители нуждаются в ответах на самые разные вопросы: о методах диагностики, реабилитации, слухопротезирования, специальном и инклюзивном обучении детей с нарушенным слухом, психологических и социальных проблемах, с которыми сталкиваются родители детей. В книге приведены и важные практические советы: как научить ребенка слышать в слуховых аппаратах, говорить, общаться с окружающими, как его правильно воспитывать и многое другое.

Книга также полезна для подготовки будущих сурдопедагогов, логопедов, коррекционных психологов, так как позволяет сформировать у студентов целостное представление о системе помощи детям с нарушением слуха.

В книге рассказывается о современных возможностях помощи детям с нарушением слуха. Описываются медицинские, технические, психоло го-педагогические методы реа- билитации детей с нарушением слуха. Рассматриваются причины и методы диагностики нарушений слуха у детей. Представлена информация о слуховых аппаратах, кохлеарных и стволомозговых имплан- тах, особенностях слухопротезирования детей, методах обучения слабослышащих и глухих детей, социальных и психологических вопросах их реабилитации. Описывается слуховой метод развития речи у детей с нарушением слуха. Он предполагает раннюю диагностику и слухопротезирование, ранние коррекционно-разви ваю щие занятия, психологическую под- держку родителей и вовлечение их в процесс развития ребенка с нарушением слуха. Особое внимание уделяется обучению родителей умению развивать у ребенка разные навыки во время ежедневных дел и игр, создавать условия для спонтанного развития речи. В книге представлено много практических рекомендаций по развитию слуха, речи, языка, мышления, умения общаться у ребенка с нарушенным слухом, а также советы по их воспитанию. Книга предназначена для родителей детей с нарушением слуха и специалистов, уча- ствующих в реабилитации детей с нарушениями слуха, — сурдопедагогов, логопедов, де- фектологов, психологов, врачей-сурдологов, оториноларингологов, педиатров, неврологов.

Оглавление

Предисловие
Рекомендации для родителей и специалистов
Рекомендации для родителей
Рекомендации для сурдопедагогов, логопедов, психологов
Рекомендации для врачей
Глава 1. Почему ребенок плохо слышит

  • Как устроено ухо, и что такое слуховая система
  • Как человек слышит
  • Типы нарушений слуха
  • Причины нарушений слуха у детей
  • Лечение детей с нарушением слуха
  • Помощь детям с нарушением слуха

Глава 2. Диагностика нарушений слуха у детей

  • Что важно знать о звуках
  • Как ребенок воспринимает звуки в разных условиях
  • Аудиограмма, или «слуховой паспорт» ребенка
  • Степени снижения слуха
  • Что такое диагностика нарушения слуха у ребенка
  • Объективные методы оценки слуха
  • Аудиометрия по слуховым вызванным потенциалам мозга
  • Импедансометрия
  • Отоакустическая эмиссия
  • Компьютерная и магнитно-резонансная томография
  • Субъективные методы оценки слуха
  • Игровая тональная аудиометрия
  • Как подготовить ребенка к проверке слуха
  • Обследование слуха с помощью звучащих игрушек и речи
  • Анкетирование родителей
  • Скрининговые обследования слуха у детей
  • Особенности поведения и развития речи детей с небольшим снижением слуха

Глава 3. Про слуховые аппараты и FM-системы

  • Как слышат звуки и речь дети с нарушениями слуха
  • Что такое слуховой аппарат — самое главное о нем
  • Что такое ушной вкладыш
  • Когда ребенку нужен слуховой аппарат
  • Что такое слухопротезирование, и как настраивают слуховые аппараты детям
  • Как ребенок слышит в слуховых аппаратах
  • Как правильно надеть и снять слуховой аппарат
  • Как приучить ребенка носить слуховые аппараты
  • Если ребенок снимает слуховой аппарат
  • Как проверяют правильность подбора и настройки слухового аппарата
  • Как ухаживать за слуховым аппаратом
  • Питание слуховых аппаратов
  • Уход за слуховым аппаратом
  • Чистка ушного вкладыша и трубки
  • Бинауральное и монауральное слухопротезирование
  • Что такое FM-системы

Глава 4. Кохлеарная и стволомозговая имплантация

  • Что такое кохлеарный имплант, и чем он отличается от слухового аппарата
  • Нужна ли ребенку кохлеарная имплантация
  • На каком ухе у ребенка лучше проводить операцию
  • Как проводится операция кохлеарной имплантации
  • Как ребенок восстанавливается после операции
  • Когда ребенок начинает слышать, понимать речь и говорить после кохлеарной имплантации
  • Что такое слухоречевая реабилитация детей с кохлеарными имплантами
  • Какие меры предосторожности надо соблюдать детям с кохлеарными имплантами
  • Что такое стволомозговая слуховая имплантация

Глава 5. Обучение детей с нарушенным слухом

  • Как общаются люди с нарушенным слухом
  • Методы обучения детей с нарушенным слухом
  • Устные методы
  • Жестовые методы
  • Слуховые методы
  • Семейно-центрированный подход
  • Где обучаются дети с нарушенным слухом

Глава 6. Как помочь глухому ребенку научиться слушать и говорить, или Главные правила обучения ребенка с нарушенным слухом

  • Что нужно, чтобы ребенок научился понимать речь и говорить
  • Главные правила обучения и развития ребенка с нарушенным слухом

Глава 7. Развиваем умение общаться

  • Предречевые средства общения ребенка, или как общаются дети с нормальным слухом, пока не научатся говорить
  • Что чувствует ребенок, которого не понимают
  • Учимся общаться с помощью глаз и не только…
  • Как использовать жесты при общении с ребенком
  • Использование рисунков при общении с ребенком. Рисуем распорядок дня

Глава 8. Учимся слушать и понимать речь

  • Почему важно, чтобы ребенок научился хорошо слышать
  • До слухопротезирования
  • После слухопротезирования
  • Как помочь ребенку быстрее научиться слышать со слуховым аппаратом
  • Почему так важно научить ребенка слышать окружающие звуки
  • Как ребенок учится понимать речь
  • Что такое фонематический слух, и как его развивать у ребенка с нарушенным слухом
  • Занятие или игра?
  • Слушаем музыку — развиваем слух и многое другое
  • Ключевые этапы развития слуха и речи у ребенка со слуховым аппаратом или кохлеарным имплантом
Читайте также:
Как помочь ребенку в развитии речи

Глава 9. Учимся говорить

  • Что должен уметь ребенок, чтобы говорить
  • Как развиваются произносительные навыки у детей с нормальным и нарушенным слухом
  • Развиваем голос и звукопроизношение
  • Как вызвать голос и звуки речи у малыша
  • Подражание видимой артикуляции и слухозрительное восприятие речи
  • Опора на осязательные ощущения
  • Подражание голосам животных, звукам окружающей среды и… междометиям
  • Речевые ритуалы
  • Пение
  • Пальчиковые игры и не только
  • Двигаемся и произносим звуки
  • Артикуляционная гимнастика и массаж
  • Использование чтения
  • Дактилирование
  • Сопряженная речь
  • Помогаем ребенку правильно произносить слова
  • Опять языковая система…
  • Первые слова и фразы
  • Развитие грамматически правильной речи
  • Темпы развития устной речи у ребенка с нарушенным слухом

Глава 10. Развиваем моторику, внимание, мышление, память

  • Почему у ребенка надо развивать моторику, внимание, мышление и…
  • Помоги мне это сделать самому!
  • Как развивать у ребенка моторику, зрительное восприятие, обоняние, осязание в домашних условиях
  • Как развивать у ребенка мышление в домашних условиях
  • Учим ребенка сравнивать и сортировать предметы по размеру, цвету и форме
  • Учим ребенка различать и группировать предметы и картинки по назначению или принадлежности
  • Обычные предметы, которые можно использовать для обучения ребенка младшего возраста

Глава 11. Психологические и социальные проблемы

  • Психологическая помощь родителям и семье
  • Трудный ребенок: советы родителям

Совет 1. Справляемся со сверхактивностью
Совет 2. Приучаем к порядку и дисциплине
Совет 3. Справляемся с плохим поведением (агрессивность, упрямство, истерики)
Совет 4. Избегайте наказывать малыша
О вашем отношении к ребенку
Качества матери (родителей), положительно влияющие на развитие ребенка
Социальные вопросы
Инвалидность
Родители всех стран, объединяйтесь, или Ассоциации родителей детей с нарушенным слухом
Приложение 1. Словарь основных терминов и понятий
Приложение 2. Жесты глухих, которые помогут общаться с глухим малышом
Приложение 3. План коррекционной работы по развитию общих представлений и речи по теме «Лето, цветы» у детей с нарушением слуха в детском саду
Приложение 4. План занятий с детьми с нарушением слуха от рождения до 5 лет
Занятия с детьми первого года жизни.
Занятия с детьми второго года жизни.
Занятия с детьми 2–5 лет
Приложение 5. Что должен делать ребенок в разном возрасте
Двигательные, слуховые, коммуникативные, языковые и речевые навыки ребенка в возрасте от 1 года до 5 лет
Полезные книги
Contents
Сокращения, используемые в книге:
КИ — кохлеарный имплант
СА — слуховой аппарат
СМСИ — стволомозговой слуховой имплант

10 советов о том, как помочь слабослышащим детям

Д-р Джейн Мейделл, доктор философии, имеет консультационную практику в детской аудиологии. Она аудиолог, логопед и аудиовербальный терапевт с более чем 40-летним опытом работы в слуховой отрасли, в том числе на руководящих должностях. Д-р Мейделл также автор многочисленных книг, журнальных статей и известный международный лектор.

В 2008 году я выступила с докладом в детском госпитале Кука в Форт-Уэрте, Техас. Тогда директор отделения слуха и речи Бекки Клем попросила меня сформулировать и записать «10 советов для специалистов».
Сегодня я решила, что пришло время обновить их. Вот они:

1. Ежедневно проверяйте технику

Дети не умеют сообщать о проблемах, поэтому родители должны проверять технику каждое утро, и кто-то в школе должен проверить ее еще раз в течение учебного дня.

2. Убедитесь, что FM-система включена и работает

Учителя в классе ежедневно должны проверять, работает ли FM-система. Дети не любят привлекать к себе внимание, открыто обращаясь к учителю, поэтому между ними должна существовать незаметная система оповещения. Например, учитель может спокойно говорить в микрофон и между делом спросить: «Какого цвета моя рубашка?». Если ребенок ответит – FM-система работает.

3. Ребенок должен постоянно проходить тесты на восприятие речи

Мы можем соответствующим образом настроить слуховые аппараты и даже знать, что звук достигает барабанной перепонки ребенка, но мы не знаем, является ли речь четкой и понятной для него. Каждый слабослышащий ребенок должен проходить тесты на восприятие речи. При этом мы не просто хотим узнать результат; мы должны знать, какие конкретные ошибки восприятия у него существуют. Зная эти ошибки, мы можем изменить настройку слуховых аппаратов.

Например, если ребенок неправильно воспринимает фонему /s/, это значит, что он не слышит на частоте 5000-6000 Гц. Аудиолог должен использовать эту информацию для того, чтобы изменить настройку, а затем проверить, улучшилось ли восприятие.

4. Необходимо отслеживать результаты

Если вы их не отслеживаете, вы не знаете, что именно слышит ребенок, а также, что еще более важно, чего ребенок не слышит. Каждый взрослый должен контролировать восприятие речи ребенком. Родители, логопеды, коррекционные педагоги, аудиовербальные терапевты и учителя должны превратиться в «слуховую полицию».

  • В каких ситуациях ребенок слышит хорошо?
  • В каких ситуациях ребенок испытывает трудности?
  • Какие конкретные фонемы он не слышит?
  • Он не слышит их во всех ситуациях или только на большом расстоянии?

Всю эту информацию нужно записывать и посылать аудиологу, который изменит параметры настройки, чтобы улучшить результат.

Читайте также:
Пальчиковая гимнастика по теме Овощи

5. С взрослением детей просвещайте их в области потери слуха

Обнаружив у ребенка потерю слуха, мы в первую очередь просвещаем родителей. Мы обсуждаем с ними причины потери слуха, помогаем им освоить разные модели слуховой техники и понять влияние потери слуха на развитие языка и мозга. Когда дети взрослеют, они должны получить ту же самую информацию. Это их потеря слуха, и они должны знать все о ней. В возрасте примерно 7-8 лет я начинаю объяснять детям результаты аудиограммы. Такой способ консультации также дает маленьким пациентам возможность задавать нужные вопросы.

6. Любой человек может недопонимать

Ребенку важно знать, что любой человек время от времени может что-то не понять или не расслышать, а не только слабослышащие люди. Поэтому нет ничего дурного в том, чтобы попросить собеседника повторить или уточнить сказанное. Это вопрос просвещения, и каждый, кто имеет дело с ребенком, должен работать над этим.

7. Встречайтесь с другими слабослышащими детьми

Общеобразовательное обучение – грандиозная вещь. В идеале ребенок уже посещает школу, в которой учатся и другие слабослышащие дети. В противном случае как семьи, так и школы могут организовывать встречи своих слабослышащих учеников с другими слабослышащими детьми. Школьные округа могут устраивать коллективный обед раз в месяц, где будут встречаться дети из разных школ. Семьи могут брать с собой детей на местные или национальные конференции Ассоциации имени Белла. Дети и подростки могут присоединиться к программе LOFT Ассоциации имени Белла, где слабослышащие дети постарше возьмут над ними шефство.

8. Следите за новой техникой

Техника продолжает совершенствоваться. Даже если ребенок довольно хорошо справляется с помощью существующего оборудования, не сможет ли он добиться большего результата с улучшенной техникой?

  • Предлагают ли новые слуховые аппараты нечто такое, чего не предлагали старые?
  • Не пора ли использовать новый кохлеарный имплант или процессор?
  • Является ли «достаточно хорошая» техника действительно достаточно хорошей для детей, способность к обучению которых всецело зависит от слуха? Для детей, будущее которых зависит от этого обучения.

Я считаю, что нет.

«Достаточно хорошо» обычно означает «недостаточно хорошо» для слабослышащих детей. Только «превосходно» будет достаточно хорошим для них.

9. Привлекайте родителей и воспитателей

Дети не должны в одиночку справляться с аудиологическими обследованиями, с обучением в школе, с терапией. Родители должны в этом участвовать. Родители должны точно знать, что слышит их ребенок, что он пропускает и что нужно с этим сделать.

  • Слышит ли он звуки внутри «речевого банана»?
  • Если нет, то что предпринять, чтобы он их слышал?
  • Если он слышит эти звуки, но не понимает их, какая терапия ему требуется?
  • Что происходит с ним в процессе терапии и в школе?
  • Что должны сделать родители, чтобы способности ребенка непрерывно улучшались?
  • Что родители должны рассказать учителям, чтобы помочь им понять последствия потери слуха?

Родители играют очень важную роль. Чем больше они знают и чем активнее участвуют в жизни ребенка, тем лучше он будет справляться с потерей слуха.

10. Мы одна команда

Каждый, кто работает со слабослышащим ребенком, является членом одной команды.

Аудиовербальный терапевт и логопед должны перед каждым обследованием говорить аудиологу, как обстоят дела у ребенка. Просто замечательно, если они смогут рассказать аудиологу, что слышит и не слышит ребенок, и чем подробнее – тем лучше. Каков языковой уровень ребенка? Получив эту информацию, аудиолог будет знать, какой тест речевого восприятия нужно применить.

Аналогичным образом аудиолог должен сообщить аудиовербальному терапевту и логопеду, если восприятие речи у ребенка недостаточно хорошее. Если пороги слышимости при ношении слуховых аппаратов достаточно хороши (но только в том случае, когда они находятся внутри «речевого банана»), то плохое восприятие речи означает, что ребенку нужна терапия для улучшения слуховых навыков. Аудиолог должен также проинформировать, если восприятие речи в одном ухе хуже, чем в другом. Это говорит о том, что ребенку требуется усиленный слуховой тренинг для хуже слышащего уха. Общаясь, слушая и уважая друг друга мы можем улучшить результаты у ребенка.

Заинтересуюсь – услышу, пойму и скажу

В статье выявляются основные проблемы психологического и эмоционального характера, с которыми сталкиваются родители детей с нарушенным слухом.

Автор дает ряд советов специалистам как помочь родителям справиться с ситуацией и преодолеть все трудности, чтобы ребенок услышал и заговорил.

Актуальность

Когда у родителей появляется много прав, у них появляется столько же и обязанностей. Чем меньше у них прав (выбора: быть или не быть), тем меньше они вкладывают сил в выполнение своих материнских обязанностей.

Так давайте поможем родителям полностью овладеть не только своими правами, но и обязанностями.

Часть 1.

Родился ребенок в группе риска по сниженному слуху. Кроме того, что отсутствует неонатальный скрининг (т.е. практически невозможно с рождения выявить детей с нарушенным слухом), многие родители не знают, что после приема антибиотиков определенной группы (…) у ребенка может упасть слух. А специалисты не предупредят родителей о возможных осложнениях.

Рано или поздно (хотя чаще поздно, чем рано) родителям кто-то из специалистов оглашает страшный приговор, что их самый лучший, самый красивый будущий дипломат (или музыкант, или космонавт) никогда не станет тем, кем вы его видите. Потому что он не слышит.

Читайте также:
Как определить левшу - Тесты логопеда

Дальше, как правило, родители остаются наедине с подобного рода информацией и результатом ее переработки – своим горем и отчаянием. Затем проходит время, и случается многое, в основном все события носят пассивный и депрессивный характер. Но, пока родитель не дошел сам (или с помощью специалистов) до периода активных и конструктивных действий, что-либо предпринимать и делать в отношении слуха и речи ребенка не имеет особого смысла. Т.к. родители не готовы к целенаправленной и длительной абилитационной работе.

Вывод:
Оказание ранней и своевременной психологической поддержки семье ребенка с нарушенным слухом на этапе его выявления.

Часть 2.

Чем раньше выявили снижение слуха, тем больше шансов, что ребенок получит раннее слухопротезирование.

Чем раньше и эффективнее оказать родителям психологическую поддержку, тем быстрее они начнут проводить с ребенком коррекционно-педагогическую помощь, направленную на развитие его слуха и речи.

Обратите внимание, что заслуга проведения ранней и эффективной коррекционно-педагогической помощи не у специалиста, а у родителя. Т.к. только родителю решать:

  • ходить ли к педагогу;
  • ходить ли у сурдопедагогу, логопеду, олигофренопедагогу или др. специалисту на занятия;
  • как часто посещать занятия;
  • долго ли ходить на занятия;
  • выполнять ли рекомендации педагога;
  • делать ли домашние задания;
  • носить или не носить ребенку СА, и какой СА носить.

Вывод:
Родитель первый и единственно главный педагог, врач или др. специалист своего ребенка.

Часть 3.

Зачастую даже самые современные СА не дают ребенку качественных слуховых ощущений, на базе которых возможно развитие речи. Тогда родителям специалисты советуют сделать КИ.

Начинается новый виток трудностей. В голове родителя:

  • все, что мы предпринимали до этого, не помогло;
  • а почему это поможет?
  • не верю, не хочу, не надо!
  • устал от постоянных бессмысленных поисков вариантов.

Но…
Специалисты – люди-энтузиасты. Им удается убедить родителей пройти обследование на КИ, чтобы оценить перспективность проведения данных мероприятий.

На обследование еще можно согласиться – пусть оценят. Хуже все равно уже не будет.

А Вы думаете, что какой-либо родитель готов услышать: «ВАШ РЕБЕНОК НЕПЕРСПЕКТИВНЫЙ». Конечно, произнося это, специалист имеет в виду, что не перспективен, как кандидат на КИ. Но для родителя его ребенок самый красивый, умный, перспективный, хоть и глухой.

При этом часто бывает, что специалисты в один голос: «Неперспективный», а родитель свое: «Хочу, чтоб мой сын раз в жизни услышал скрип снега под ногами». Разве это недостойная фраза. И результат этого желания – достаточно свободное общение и по телефону тоже.

Или специалисты говорят: «Вам уже поздно делать КИ». И звучит приговор: «Не перспективен!». А в результате, добившись своего, практически полное восприятие речи на слух.

В результате естественный вопрос родителей: «Кто и как оценивает перспективность? Утверждены ли государством эти критерии? Кто решает, делать КИ или нет?».

В итоге – негативное отношение к специалистам и организации в целом.

Вывод:
Прозрачность информации для родителей.

Часть 4.

«Ура! Мой ребенок перспективный… кандидат на КИ!», – радуются родители, думая, что все проблемы уже позади.

Но не тут-то было. Наступает день операции (а дня этого «счастливого» приходится ждать: дни, месяцы, годы…). Но, вот он долгожданный день!

Мама с ребенком приходят в клинику. И тут нужно представить и можно только догадываться, каково психологическое состояние мамы и… ребенка. Большинству специалистов этого даже не представить. Ведь у них нет своих детей… «особых».

Остановимся более подробно на психологическом состоянии ребенка и представим:

Вам 1 год 10 месяцев. Живете с мамой, папой, и старшим братом. Вы еще нигде не были, кроме своего дома и участка около него. И тут неожиданно Вы с мамой собираете сумки и куда-то едите. Добравшись докуда-то, поселяетесь в комнате (не своей), а в этом здании все ходят в белых халатах. Утром начинаете стоять в очередях и ходить из одной комнаты в другую к тетям и дядям в белых халатах, которые Вас трогают, смотрят, очень долго общаются с вашей мамой. Игрушек нет, делать нечего, скучно. Через некоторое время Вам зачем-то бреют голову (не всю – часть), непонятно. И везут в операционную. Просыпаетесь, почему-то болит голова и тошнит. Ой! Что это? На голове повязка, которую придется долго носить и с ней даже спать. А когда ее снимут, что-то некрасивое невеселое и непонятное повесят на ухо и это что-то подключат к компьютеру. И Вы должны «слушать-слушать». Потом на занятиях – «думать-думать» и «говорить-говорить».
Все это, думаете, легко пережить годовалому малышу?

Вывод:
Необходима психологическая и информационно-просветительская подготовка семьи к проведению ребенку кохлеарной имплантации.

Заключение 1.

Вот и прошло два года. Два тяжелых года. Два года настроек. Два года занятий. Два года разъездов по стране. И вот теперь-то ребенок, подарив Вам подарок, скажет: «Дойагя маська, сю разеня, ся деа», что значит: «Дорогая мамочка, с днем рождения, это я сам сделал». И так непонятно (на первый взгляд) он это скажет не потому, что плохо занимался, плохо слушал, думал и говорил. И не потому, что с ним мама мало занималась. А потому, что в 3,5 года такое произношение соответствует возрастным нормам его слышащего сверстника.

Читайте также:
Здоровое питание и развитие речи

А когда ему исполнится 17 лет и он поступит в университет – он заговорит по-другому: «Спасибо, дорогая мамочка, с Днем рождения. Это ты меня таким сделала!» и убежит на свидание с подружкой.

Мама расплачется и вспомнит: не обследование на КИ, не операцию и даже не длительную реабилитацию. А тех добрых людей, которые поддерживали ее семью два года. Которые и сейчас с ней – в искренне добрых воспоминаниях.

Так давайте станем этими добрыми людьми и поможем глухому ребенку и его семье преодолеть все трудности. Пусть он услышит и заговорит.

Часть 6. «Эмоции» (или мотивация)

Отдельная.
Реабилитация называется.

С чего начать эту часть? Даже не знаю. Пожалуй, с самого главного ее участника – ребенка. Без него, понятно, нет никакой реабилитации, некого учить слушать, думать и говорить.

А учить-то, собственно, нужно не ребенка. Кого же тогда? Родителей (или лиц их заменяющих). Почему? Да потому, что специалист видит ребенка хоть и каждый день, но всего по 2-3 недели два раза в год. Что это значит? Что после активных занятий в клинике ребенок уедет домой, и если там с ним никто не будет заниматься, то он все забудет. При этом, занимаясь активно дома, приоритет в провозглашении положительного результата у ребенка и права его обладания у мамы, которая с ним каждый день, месяц, год, а не у педагога, который занимается «наскоками», «набегами».

Именно поэтому главная задача педагога клиники – научить маму правильно и эффективно обучать своего ребенка.

Потому на всех занятиях в клинике должна присутствовать мама. И не просто присутствовать, а активно участвовать в занятии и учиться у педагога. Хотя, любой педагог много чему может научиться у мамы, т.к. мама хорошо знает, чувствует и понимает своего ребенка. Прежде всего, мама должна научить педагога как правильно общаться с ее малышом, как его понимать, что он знает и умеет.

И занятия педагог должен начинать не с того, что учить малыша слушать и говорить. А, в первую очередь, необходимо вызвать у ребенка положительные эмоции к новому человеку (педагогу) и интерес к занятиям, к тому, чтобы он слушал и говорил.

Это самое первое и главное, с чего нужно начинать процесс реабилитации детей после КИ, т.к. без эмоционального развития невозможно развитие интеллекта, слуха и речи. Это связано с тем, что только эмоционально воспринимая что-либо, человек запоминает и в дальнейшем актуализирует воспринятое.

Ранняя педагогическая коррекция отклонений в развитии детей с нарушенным слухом

Почему важно раннее педагогическое воздействие

С момента обнаружения снижения слуха у ребенка (или даже только подозрении на него) необходимо начинать проводить коррекционную работу. В ИКП РАО нами совместно с Т.В.Пелымской разработаны содержание и методика занятий с детьми, имеющими снижение слуха, с первых месяцев жизни с учетом психофизических особенностей каждого возрастного периода раннего детства: 0-3 мес., 3-6 мес., 6-12 мес., 1-1,5 года, 1.5-2 года, 2-2,5 года, 2,5-3 года. Занятия с детьми младенческого и раннего возраста организуется в условиях семьи. Сурдопедагог обучает родителей общим и специальным приемам работы с малышом в соответствии с его возрастом, уровнем психофизического развития и состоянием слуха, а со второго года жизни проводит с ним занятия в присутствии мамы или папы. Обучение строится на основе устной речи, при широком использовании письменной речи (написанных печатными буквами табличек-названий, табличек-поручений и т.п.).

С детьми до года вся коррекционная работа проводится родителями под руководством сурдопедагога сурдологического кабинета (отделения, центра) или консультативной группы в условиях специального дошкольного учреждения для глухих и слабослышащих детей. Если ребенок живет в городе, где находится учреждение, оказывающее помощь детям с нарушенным слухом, то, как правило, два раза в месяц его привозят для консультации: даются рекомендации по воспитанию малыша, показываются отдельные приемы работы, уточняется режим работы индивидуальных слуховых аппаратов, при необходимости проводится медицинское обследование. Если ребенок живет далеко, то его привозят на консультацию 1-2 раза в год. В этом случае в течение нескольких дней (обычно недели) проводятся медицинское и педагогическое обследование малыша, уточняется режим работы с индивидуальными слуховыми аппаратами, родители показывают сурдопедагогу, как они занимаются дома, демонстрируют достижения ребенка, делятся возникшими проблемами. В ходе всех занятий ведется наблюдение за малышом. На основании полученных данных родителям даются рекомендации для дальнейшей коррекционной работы.

С детьми старше одного года начинает проводить занятия сурдопедагог. Как правило, для детей, живущих недалеко от учреждения, оказывающего помощь детям с нарушенным слухом, организуются 1-2 занятия в неделю продолжительностью 30-45 минут. В консультативных группах при специальных дошкольных учреждениях и в экспериментальных группах (например, Института коррекционной педагогики РАО) они могут проводиться и чаще. Если ребенок живет далеко, то его привозят на периодические консультации 12 раза в год. В это время он обеспечивается ежедневными занятиями по 30-45 минут в течение 1-2 недель. В промежутках между консультациями родители часто обращаются к педагогу за советами письменно или по телефону.

Читайте также:
Консультация логопеда для родителей: На что обратить внимание до школы?

Раннее начало работы с детьми, имеющими снижение слуха, позволяет избежать отсутствия или резкого недоразвития речи даже у малышей с тяжелой тугоухостью и глухотой, а, следовательно, и предотвратить те тяжелые последствия для развития всей личности ребенка, которые ему сопутствуют.

Результаты обучения у разных детей различны. В условиях интенсивной работы родителей к полутора годам у малышей вне зависимости от степени снижения слуха появляются 10-30 слов, включая лепетные (в отдельных случаях – более 70), к двум годам – короткая фраза, к трем годам дети начинают рассказывать о виденном, о случившемся с ними, с помощью взрослого читают стихи, подпевают песенки. С индивидуальными слуховыми аппаратами в пределах одного помещения большинство детей могут слышать обращенную к ним речь. Примечательно, что они начинают воспринимать на слух не только специально тренированный материал, но практически все знакомые слова, изолированно и во фразе. Звучание речи большинства детей приближается к речи слышащих сверстников. У них звонкие голоса, речь эмоциональная, выразительная. Из дефектов произношения отмечаются в основном лишь типичные для данного возраста. Если посторонний человек не видит слуховых аппаратов, то у него и не возникает мысли, что дети не слышат. В качестве примера остановимся на характеристике речи трех детей, коррекционные занятия с которыми начаты на первом – в начале второго года жизни.

Катя Ш., 3 г. 4 мес., не слышит с рождения, состояние слуха – пограничное между глухотой и тугоухостью, начала заниматься под руководством сотрудников Института коррекционной педагогики с 3 мес.

Строя дом из кубиков, девочка приговаривает: “Беру кубики, сделаю ворота, потом крышу, на крыше – еще. Это дверь, она открывается. А какого это цвета? Наверное, зеленого. Это дворец, в нем живет царь. Живет внутри, он там пирует. Но зала не видно, нет окошек. Вот зеленое окошко. Царевна смотрит в это окошко, а царь – в другое. Царя зовут Додон, а царицу зовут Барабиха. Фонтан вот. Фонтан я видела в Сочи на площади. Забор тут будет, потому что царь не хочет пускать бедняков”.

Катя с удовольствием придумывает и рассказывает сказки. Может поделиться секретом, как похудеть Карлсону, деловито рассуждать о том, живые или неживые одуванчики.

Наташа И., 3 г. 3 мес. потеряла слух в 1г 1мес., состояние слуха – значительная тугоухость, начала заниматься с 1г. 3мес.

Наташа с удовольствием и на равных общается со слышащими сверстниками. Они хорошо понимают друг друга. Помощь взрослого при общении со слышащими не нужна. Как многие маленькие дети, к незнакомым взрослым относится настороженно. Первая реакция на предложение что-то сделать – взгляд исподлобья: “Пусть мама сделает!” Но потом детское любопытство пересиливает: “О! Это береза! А это? Волк?”

Илюша З., 3 г, 2 мес., наследственное прогрессирующее снижение слуха. Во время начала обучения была отмечена значительная тугоухость, к 3 годам констатирована глухота. Мальчик живой, озорной, общительный. Он с удовольствием ведет разговор на интересную для него тему, но организовать занятия с ним не просто. Вот типичный разговор с педагогом в начале занятия: “Тетя Ира, я заниматься не хочу, я устал. Пойдем на улицу, я покажу тебе большую собаку. Будем ее пугать: “Уходи, собака! Уходи большая черная собака”.

Таким образом, благодаря раннему началу коррекционной работы дети со значительными нарушениями слуха уже к трем годам владеют речью, хотя и в разной степени. Причем результаты обучения не зависят от состояния слуха. Однако это верно лишь для детей, с которыми интенсивная работа начата на первом году жизни.

В то же время, если специальные занятия не начинаются рано, не только глухие, но и слабослышащие дети к двум-трем годам, как правило, остаются немыми; отсутствие у них речи преодолевается с помощью специальных методов педагогического воздействия на протяжении долгих лет коррекционного обучения. Звучание же их речи всегда резко отличается от нормального.

Остановимся на характеристике основных принципов, на которых строится коррекционная работа с детьми раннего возраста.

Учимся общению.

В первую очередь должна быть обеспечена возможность полноценного эмоционального общения с малышом и возможности речевого контакта с ним.

В первом полугодии жизни – это ситуативно-личностное общение с близкими взрослыми. Ребенок в это время нуждается лишь в доброжелательном внимании взрослого, ведущим мотивом общения является личностный мотив. На этом этапе основным средством общения с окружающими людьми служат выразительные (экспрессивно-мимические) движения. Ребенок реагирует, в основном, на особенности голоса, интонацию, мимику лица, на различные манипуляции с малышом. При этом речь сопровождает действия взрослого. Для неслышащего ребенка важно повышенное внимание, большее в сравнении с нормальнослышащим младенцем, общение с ним. Важно чаще брать ребенка на руки. В этом случае не только улучшается контакт с малышом, но и происходит его более интенсивное знакомство с окружающим миром, в том числе и со звуками, которые ребенок может воспринимать не только на слух, но и тактильно-кинестетически через тело матери. Трудности в формировании звуковых реакций слышащих детей глухих родителей лучшее этому подтверждение. Необходимо также, чтобы взрослый постоянно и своевременно реагировал на голосовые реакции малыша, на их изменение.

Читайте также:
Упражнения для растяжения и развития подъязычной уздечки

Во втором полугодии жизни начинает складываться новая форма общения – ситуативно-деловая (после того, как ребенок овладевает хватанием). Эта форма общения для малышей с нарушенным слухом является основной как на первом, так и на втором и частично третьем году жизни (в отличие от слышащих детей, которые на втором году жизни уже переходят на этап становления речевого общения – общения на основе самостоятельной речи ребенка). Ситуативно-деловое общение разворачивается на фоне предметных манипуляций, составляющих новый вид деятельности ребенка. Ведущим мотивом общения становится деловой, ребенок стремится к сотрудничеству. Основным средством общения с окружающими людьми для младенца служат изобразительные (предметно-действенные) движения и позы.

Общение со взрослыми с помощью предметных действий становится одним из основных способов специфических человеческих взаимодействий. Для неслышащего ребенка важно не только максимальное внимание, но и значительно большее время на занятия с ним, на постоянное сотрудничество, поддерживание его первых манипуляций, естественной мимики (лица), развитие выразительных жестов. Это основа, база, на которой развиваются довербальные (доречевые) реакции и появляется речь.

Но чтобы эмоционально-речевое общение могло осуществляться, необходимо создать условия, при которых ребенок в той или иной степени может слышать обращенную к нему речь, воспринимать звуки окружающего мира. Это достигается в некоторых случаях простым приближением говорящего взрослого к уху малыша. Усиление речи таким образом возможно и дает разборчивое восприятие речи, но при этом ребенок, имеющий значительную потерю слуха, часто лишается возможности воспринимать окружающие его различные неречевые звуки, что приводит к резкому обеднению его представлений о звуках окружающего мира. С определенными трудностями связано и обеспечение восприятия речи ребенка при уходе за ним, при проведении разнообразных упражнений, по развитию его познавательной деятельности. Кроме того, без слухового аппарата многие дети не слышат собственной речи. Поэтому большинству глухих и слабослышащих детей необходимо с периода младенчества постоянно (в течение всего дня) пользоваться индивидуальными слуховыми аппаратами при отсутствии медицинских противопоказаний к звукоусилению.

Слухопротезирование осуществляется врачом-сурдологом. Детей младенческого и раннего возраста желательно протезировать двумя аппаратами заушного типа. Слухопротезирование осуществляется сразу же после установления степени и характера снижения слуха. Сурдопедагог в процессе коррекционных занятий уточняет режим работы индивидуальных слуховых аппаратов. При этом выбор частотной характеристики определяется тем, что для развития слуховой функции и формирования устной речи ребенку необходимо возможно более полная информация об акустических свойствах речевых стимулов. Поэтому предпочтение отдается максимально широкому диапазону частот; лишь в некоторых случаях частично подавляются звуки низкой частоты (при хорошей сохранности их восприятия).

Важно, чтобы в индивидуальном слуховой аппарата ребенок слышал голос на расстоянии не менее 1,5-2 м., а в дальнейшем мог узнавать речевые единицы не менее чем на 1 м. С момента уточнения режима работы аппарата ребенка приучают пользоваться им в течение всего дня. Период привыкания ребенка к индивидуальному слуховому аппарату зависит от его возраста: чем он младше, тем легче привыкает к нему. Так, период привыкания к аппарату младенца, как правило, длится около недели. В основном детей смущают вкладыши, помещенные в уши, само же звукоусиление при правильном его подборе обычно никаких отрицательных реакций не вызывает. Большинство родителей отмечают, что в первые дни дети бывают несколько насторожены, как бы вслушиваются в себя. Почти сразу наблюдается некоторая активизация голосовых реакций детей. Через 2-3 месяца, по наблюдениям родителей, дети беспокоятся, когда они без аппаратов.

Особого интереса заслуживает случай с глухой девочкой Катей Ш.

Занятия с ней проводились с 3 месяцев, но слухопротезировать ее удалось лишь в год. До этого все общение с Катей осуществлялось на слух путем приближения к ушной раковине ребенка. Все это время мама была вынуждена держать девочку на руках или наклоняться к ней. Благодаря самоотверженной работе матери к году Катя понимала достаточно много слов. После одного дня ношения аппарата была проведена проверка, которая показала, что Катя воспринимает на слух все слова своего пассивного словаря на расстоянии 1,5-2 м. Из дневника матери: “. вот уже 1,5 месяца Катя в аппарате. И мы просто не понимаем, как мы без него целый год обходились. С первого дня Катя хорошо стала в нем понимать”.

Именно своевременное и адекватное слухопротезирование при условии раннего начала коррекционной работы позволяет уже на первом-втором году жизни снивелировать разницу между глухим ребенком и малышом со значительной тугоухостью, что невозможно при более позднем начале коррекционных занятий.

Содержание и организация занятий с детьми раннего возраста определяются не столько состоянием слуха малыша, сколько возрастными и индивидуальными особенностями психофизического развития.

Таким образом, первый принцип организации коррекционной работы с детьми младенческого возраста – обеспечение возможно полноценного общения с ребенком.

Конспект родительского собрания на тему «Артикуляционная гимнастика – это комплекс специальных упражнений для тренировки органов артикуляции»

Артикуляционная гимнастика – это комплекс специальных упражнений для тренировки органов артикуляции (губ, языка, нижней челюсти), необходимых для правильного звукопроизношения

Подготовила Учитель логопед Саляева Е.А.

Причины, по которым необходимо заниматься артикуляционной гимнастикой:

1. Благодаря занятиям артикуляционной гимнастикой некоторые дети сами могут научиться говорить чисто и правильно, без помощи специалиста. Детям 3-4 лет артикуляционная гимнастика поможет быстрее “поставить” правильное звукопроизношение. Дети 5-6 лет смогут при помощи артикуляционной гимнастики во многом преодолеть уже сложившиеся нарушения звукопроизношение.

Читайте также:
О дыхании - Материал для консультации и размещения в родительском уголке

2. Дети со сложными нарушениями звукопроизношения смогут быстрее преодолеть свои речевые дефекты, когда с ними начнет заниматься логопед: их мышцы будут уже подготовлены.

3. Артикуляционная гимнастика полезна также детям с правильным, но вялым звукопроизношением, про которых говорят, что у них «каша во рту».

4. Занятия артикуляционной гимнастикой позволят всем – и детям, и взрослым – научиться говорить правильно, чётко и красиво. Надо помнить, что чёткое произношение звуков является основой при обучении письму на начальном этапе.

Рекомендации к проведению упражнений

Сначала упражнения надо выполнять медленно, перед зеркалом, так как ребенку необходим зрительный контроль. После того как ребенок немного освоится, зеркало можно убрать

Затем темп упражнений можно увеличить и выполнять их под счет. Но при этом нужно следить, чтобы упражнения выполнялись точно и плавно.

Лучше заниматься 2 раза в день (утром и вечером) в течение 5-7 минут, в зависимости от возраста и усидчивости.

Занимаясь с детьми 3-4 летнего возраста, следите, чтобы они усвоили основные движения.

К детям 4-5 лет требования повышаются: движения должны быть все более точными и плавными, без подергиваний.

В 6-7 летнем возрасте дети выполняют упражнения в быстром темпе и умеют удерживать положение языка некоторое время без изменений.

Если во время упражнений язычок у ребенка дрожит, слишком напряжен или не может удержать нужное положение, понадобятся помощь врача-логопеда и специальный массаж.

Закройте глаза и послушайте (включается музыка со звуками природы) . Что вы услышали? (Голоса птиц, шум моря и т.д.) Нас окружают различные звуки, это неречевые звуки мы их слышим физическим (физиологический, неречевой) слухом.

Звуки, которые произносит человек – это речевые звуки, которые мы слышим с помощью фонематического слуха.

РЕЧЕВОЙ (ФОНЕМАТИЧЕСКИЙ) СЛУХ — это способность улавливать и распозновать звуки родного языка, а также понимать смысл разных сочетаний звуков — слов, фраз, текстов, различать близкие по звучанию звуки (па-ба, уТочка – уДочка) .

Уважаемые родители, скажите, что такое звуки? (Звуки — это то, что мы слышим и произносим) . А что такое буквы? (Буквы мы пишем и читаем) .

Важно не путать звуки и буквы.

Буквы – это графические знаки, с помощью которых звуки речи обозначаются при письме.

Сначала появились звуки, затем буквы. Буквы относятся к письменной речи. Главная задача в дошкольном учреждении — сформировать устную речь ребёнка, поэтому понятие «буква» не даём. Понятие «Буква» дают в школе. Мы говорим о звуках. И звуки называем так, как они звучат в речи.

Привычное взрослым ЭМ, ЭЛЬ, КА – это названия букв в алфавите, а не звуков. Произнося таким образом названия синтезируемых звуков, например: если мы будем давать понятие не звук а буква. Наши воспитанники будут читать в школе «ЭСТЕОЭЛЬ» ; «ЭМАКА» . Согласитесь мы получаем непонятное звукосочетание, а не совсем предполагаемые слова СТОЛ, МАК.

Уважаемые коллеги, помните, что до начала освоения навыка чтения ребенку необходимо пройти важный этап подготовки к обучению грамоте. Он должен представлять, что такое звуки речи, дифференцировать их, делить слова на звуки и слоги. Только после этого этапа можно будет начинать знакомить детей с правилами озвучивания букв, буквосочетаний и послогового чтения.

Для успешного исправления речи детей просто необходима помощь родителей! Они должны выполнять все рекомендации логопеда, регулярно посещать консультации со специалистом, выполнять домашние задания, которые выдаются один раз в неделю. И, конечно, со стороны родителей необходим пристальный контроль за речью ребенка.

Конспект родительского собрания «Артикуляционная гимнастика. Значение. Рекомендации по проведению занятий дома»

Екатерина Захарова
Конспект родительского собрания «Артикуляционная гимнастика. Значение. Рекомендации по проведению занятий дома»

1. Рассказать об этапах работы, важности подготовительного этапа и его длительности.

2. Рассказать об значении артикуляционной гимнастики, об особенностях занятий, как заниматься дома, показать упражнения.

3. Раздать буклеты, с описаниями упражнений и рекомендациями по проведению.

Работа по развитию звукопроизношения ведется по следующим этапам: Подготовительный этап, в который входит массаж, артикуляционная гимнастика, развитие фонематического слуха, работа над дыханием, постановка звука; автоматизация звука; дифференциация.

Подготовительному этапу уделяется особое внимание. Артикуляционная гимнастика дома. Правильное произношение звуков детьми обеспечивается хорошей подвижностью и дифференцированной работой органов артикуляции. Выработать чёткие и согласованные движения органов артикуляционного аппарата помогает артикуляционная гимнастика.

Артикуляционная гимнастика — это комплекс упражнений, одни из которых помогают улучшить подвижность органов артикуляции, другие — увеличить объём и силу движений, третьи вырабатывают точность позы губ, языка, необходимую для произнесения того или иного звука.

Артикуляционная гимнастика — упражнения для тренировки органов артикуляции необходимые для правильного звукопроизношения.

Бытует мнение, что артикуляционная гимнастика – это не столь важное, несерьёзное занятие, которым можно и не заниматься. Однако, это не так. Систематичное выполнение артикуляционныхупражнений позволяет:

1. Подготовить артикуляционный аппарат к самостоятельному становлению произношения звуков (т. е., чем раньше родители с ребенком начинают заниматься артикуляционной гимнастикой, тем быстрее у ребенка появляются звуки родного языка, даже таких трудных как Р, Л).

Читайте также:
Что такое речевая готовность к школе

2. Артикуляционные упражнения помогают детям со сложными речевыми нарушениями быстрее преодолеть речевые дефекты.

3. Артикуляционная гимнастика очень полезна детям, про которых говорят «каша во рту» (т. е. у таких детей снижен тонус мышц щек, губ и языка).

Логопедические занятия по коррекции нарушений звукопроизношения проводятся два-три раза в неделю, в зависимости от сложности речевого нарушения. Однако этого недостаточно для коррекции речи. Заниматься с ребёнком необходимо и дома.

Как правильно проводить артикуляционную гимнастику дома? Организация проведения артикуляционной гимнастики дома :

Заниматься следует ежедневно 7 – 10 минут. Все упражнения проводятся перед зеркалом (лучший вариант – большое зеркало, где ребенок видит себя и взрослого, но можно и маленькое зеркальце).

Все упражнения проводятся в виде игры. Запрещено принуждать ребенка заставлять заниматься.Необходимо заинтересовать: «Давай поиграем с язычком…»

Сначала упражнение проводится медленно, не спеша, 4 – 5 упражнений в день, затем каждый день прибавляем по одному новому упражнению.

Теперь остановимся на том, какие артикуляционные упражнения бывают. Артикуляционные упражнения делятся на статические и динамические.

Статические упражнения – это упражнения, где ребенок выполняет определенный уклад, позу щек, губ, языка.

Это такие упражнения: «Заборчик», «Окошечко», «Трубочка», «Чашечка», «Блинчик», «Иголочка», «Мостик», «Парус». Это некоторые основные упражнения, их намного больше. Здесь надо сказать, что особенно важные это первые два упражнения – «Заборчик», «Окошечко», так как именно от этих упражнений будут выполняться и другие. Например, чтобы выполнить упражнение «Парус»,мы говорим ребенку: «Сделай «Заборчик»«Окошечко»«Парус». И так любое упражнение будет начинаться именно с этих двух. Статические упражнение должны удерживаться ребенком в течение 7 – 10 секунд, то есть мало показать, главное уметь удержать позу. Например,говорим ребенку: «ты будешь выполнять упражнение, а я буду считать».

Динамические упражнения – это упражнения, где необходимо правильное движения щек, губ, языка.

Это такие упражнения,как: «Часики»; «Качели»; «Лошадка»; «Чистим зубки»; «Вкусное варенье»; «Барабанщик»; «Худышки – толстяки» и другие. Эти упражнения тоже проводятся под счет, только при каждом счете ребенку необходимо поменять положение щек, губ или языка. В упражнение «Качели» можно считать, таким образом, ребенок поднимает – опускает язык вверх – вниз, а взрослый считает «кач – кач». Если язык у ребенка дрожит, слишком напряжен, отклоняется в сторону, ребенок не может удержать позу даже короткое время, обязательно обратитесь к логопеду.

И в конце я хотела бы порекомендовать книги и методические пособия по артикуляционной гимнастики: Е. Пожиленко «Артикуляционная гимнастика» Т. Куликовская «Артикуляционная гимнастика в картинках и стихах» Т. Буденная «Логопедическая гимнастика», Е. С. Анищенкова «Ариткуляционная гимнастика для развития речи дошкольников», Е. Косинова «Артикуляционная гимнастика. Сказки, игры, упражнения для развития речи». Данные пособия составлены так, что каждый родитель может без проблем проводить артикуляционную гимнастику со своим ребенком. В книги на каждой странице – одно упражнение, его цель, подробное описание, стишок, проблемы, которые могут возникнуть, и конечно, картинка с правильным выполнением.

Конспект родительского собрания по ПДД «Изучение правил дорожного движения с детьми в детском саду и дома» Подготовила: Мартыненко Ж. В. 2019 год Цель: Побудить родителей задуматься о том, что соблюдение ПДД самое главное для сохранения жизни.

Конспект родительского собрания «Опытно — экспериментальная деятельность в ДОУ и дома» в старшей группе Конспект родительского собрания в старшей группе «Опытно – экспериментальная деятельность в ДОУ и дома» Цель: Развивать у детей познавательную.

Конспект родительского собрания в старшей группе «Экспериментирование детей дома» Цель: Заинтересовать родителей проблемой ознакомления детей с окружающим миром через экспериментальную деятельность с различными предметами.

Консультация для родителей «Артикуляционная гимнастика с ребенком дома — это весело, полезно и интересно» Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 15 «Родничок» 142050, Московская область, г. Домодедово, микрорайон.

Мастер-класс для родителей «Артикуляционная гимнастика дома» Мастер-класс для родителей «Артикуляционная гимнастика дома» Подготовила и провела учитель-логопед МОУ «СОШ «ТЦО» Ботвиньева.

Конспект нетрадиционного родительского собрания «Круглый стол «Театральная деятельность в детском саду и дома» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №51» Протокол № 5 Нетрадиционное родительское собрание – круглый.

Рекомендации для родителей «Зачем нужна артикуляционная гимнастика» Рекомендации для родителейЗачем нужна артикуляционная гимнастикаРебёнок говорит неправильно, а почему? Когда мы говорим, наш язык во рту.

Рекомендации для родителей «Зачем нужна артикуляционная гимнастика?» Для четкой артикуляции нужны сильные, упругие и подвижные органы речи – язык, губы, небо. Артикуляция связана с работой многочисленных мышц,.

Рекомендации родителям «Зачем нужна артикуляционная гимнастика» Рекомендации для родителей Зачем нужна артикуляционная гимнастика Ребёнок говорит неправильно, а почему? Когда мы говорим, наш язык во.

Семинар-практикум «Рекомендации к проведению занятий по развитию речи» МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА – ДЕТСКИЙ САД №37 С. ЧУГУЕВКА ЧУГУЕВСКОГО РАЙОНА ПРИМОРСКОГО.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: