Как помочь детям с нарушением письма и чтения – семинар-практикум для учителей начальных классов

Семинар-практикум для учителей начальных классов «Как помочь детям с нарушением письма и чтения?»

В разработке представлен материал для проведения семинара-практикума для учителей начальных классов, который состоит из теоретической части и практичекского материала. В теоретичекой части дается характеристика специфических нарущений письма и чтения, описываются характерные ошибки допускаемые учащимися при данных видах нарушения. Во второй части статьи предлагается практический материал по предупреждению и коррекции дислексии и дисграфии.

Семинар-практикум для учителей начальных классов «Как помочь детям с нарушением письма и чтения?».

Проблема нарушений письменной речи у школьников – является актуальной, потому что письменная речь служит основным проводником человека в информационной среде, во многом определяя его образовательные возможности и успешность дальнейшей социальной адаптации.

Письменная речь включает в себя письмо и чтение. Разнообразные расстройства чтения и письма носят названия дисграфия и дислексия. Дислексия и дисграфия у детей – специфические затруднения в овладении навыками письменной речи, которые часто сопутствуют недоразвитию устной речи, но могут возникнуть и проявляться самостоятельно.

Дислексические и дисграфические расстройства проявляются по-разному: от отдельных затруднений при чтении и письме до полной невозможности овладеть этими навыками. При дислексии у детей с трудом формируется навык чтения. Дети плохо удерживают в памяти графический образ букв и не могут их сливать в слоги и слова.

При нарушении чтения во время этого процесса наблюдаются своеобразные ошибки: перестановки букв, смешение букв, сходных по начертанию, пропуск строчек и другие. Чтение протекает медленно и часто носит угадывающий характер.

Переходя к характеристике нарушения письма, надо отметить большое количество разнообразных ошибок, обусловленных недоразвитием фонетической, лексико-грамматической сторон речи: это как правило замены букв, смешение, пропуски букв. Чтобы понять механизмы возникновения этих нарушений, необходимо иметь представление, что управляет процессами чтения и письма.

Акт чтения и письма осуществляется слаженной работой целого ряда физиологических компонентов, которые участвуют в организации этого процесса. В процессах чтения и письма принимают участие различные анализаторы: слуховой, зрительный и двигательный. Регуляция и согласование работы этих анализаторов осуществляется в теменно-затылочно-височной областях головного мозга. В норме на 10-11 годах жизни заканчивается формирование данного процесса. В лобных отделах головного мозга зарождается побуждение к действию, то есть мотив письма и чтения, а также осуществляется контроль над работой всех структур, которые участвуют в этих процессах. Только при согласованной работе всех анализаторов и при сохранности определенных структур головного мозга возможно успешное овладение навыками письма и чтения.

Какие же причины лежат в основе нарушений письменной речи?

  • Нарушение чтения и письма рассматривают как результат недостаточной подготовленности ранних ступеней языкового развития, т.е. недоразвитие устной речи
  • Наследственный фактор,
  • Патология беременности, родов
  • Детские инфекции, травмы
  • Длительные соматические заболевания
  • Двуязычие в семье.

По мнению нейропсихологов источником неудач в становлении письменной речи может служить несвоевременное формирование процесса латерализации (установление доминантной роли одного из больших полушарий головного мозга). К моменту обучения грамоте у ребенка должна уже сложиться четкая латеральная ориентация, определена ведущая рука. При задержке этого процесса, при скрытых формах левшества затрудняется корковый контроль над многими видами деятельности.

Причиной дислексии и дисграфии может явиться и расстройство в системах, обеспечивающих пространственное и временное восприятие. Также причинами развития у младших школьников нарушений речи могут быть несформированность произвольных форм деятельности, недостаточность развития высших психических процессов, а также неустойчивость эмоциональной сферы. учитель при обучении ребёнка чтению и письму.

При изучении письменных работ учащихся и наблюдении за чтением надо помнить, что все ошибки, которые можно отнести к дисграфическим и дислексическим, специфичные, стойкие и имеют повторяющийся характер. Если у ребенка при чтении и письме встречаются ошибки, которые можно отнести к специфическим, но они редки, от случая к случаю или вообще единичны, то это, скорее всего, результат переутомления, невнимательности.

Письменная речь — многоуровневый процесс, в котором принимают участие разные анализаторы, поэтому работа по предупреждению и коррекции дислексиии и дисграфии направлена на развитие всех психических функций. В работе по предупреждению и коррекции нарушений письменной речи упражнения на расширения поля зрения позволяют увеличить объём воспринимаемой информации.

Упражнения на расширения поля зрения:

1.«Числовые и буквенные пирамиды»

Инструкция. «Посмотри в центр первой строки, не отводя взгляд от центра, скажи какие цифры, слоги находятся слева и справа от центра». Постепенно спускаемся вниз, останавливаемся на строке, на которой ребенок затрудняется называть числа или слоги.

2. Словесные лесенки».

НА
КОТ
РУКА
ЗАБОР
СТРОКА
ДЕДУШКА
ТРУДОВОЙ
КОРОЛЕВИЧ
НЕСУРАЗИЦА

Используемые упражнения на развитие внимания помогают удерживать и концентрировать внимание, тренировать распределение и избирательность внимания.

1. Переписать без ошибок строчки.

а) АММДАМА РЕБЕРГЕ ППРООПРОП

2. «Найди спрятанные слова»

3. Прочитай в таблице сначала все слоги, составленные из строчных букв, а потом все слоги, составленные из заглавных букв. Читать нужно по строкам слева направо.

КА ми та ЗЯ СУ ву до
ли ДЫ па НО РУ со ма
бо ге ду ВА пы ха цы
да зе но ЖУ фа ни гу
ли РЕ мы ЦА бо шо ту

4. Упражнения на развитие памяти.

Ученику предлагается посмотреть на листок, на котором написаны названия животных. «Представьте себе этих животных в местах, где помещены их названия, и придумай историю, связывающую их между собой». Затем листок переворачивается, ребенка просят воспроизвести названия животных на их местах.

Упражнение на развитие фонематического слуха.

1. «Играем со словами».

Придумай слово, которое начинается (оканчивается) на такой же звук, как и в слове «Картина» «Флаг» «Стол»

2. «Длиннее – короче».

Сравни слова, а не вещи.

СТОЛ – СТОЛИК, КАРАНДАШ – КАРАНДАШИК, УСИКИ –УСЫ, ПЕС – СОБАКА, ХВОСТ- ХВОСТИК, ЗМЕЯ – ЗМЕЙКА, ЧЕРВЯК-ЧЕРВЯЧОК.

Упражнения на развитие грамматических навыков.

1. «Вторая половина».

Прочитай слова, называя только вторую половину слова. Мысленная линия раздела проходит примерно по середине, абсолютная точность не обязательна.

Картина, замок, кровать, лесная, солома.

2. Воспроизвести предложения, прочитывая только вторую половину слова.

Лесная поляна покрыта пушистым снегом. Мелкие букашки запрятались от холода под корой.

Читайте также:
Использование коррекционного комплекса 'Буквы. Цифры. Цвет' с видеобиоуправлением ТИМОККО (TIMOKKO)

3. Упражнение «Догадайся» (отрывок из текста).

Солн… садит… в тучи. Быстрые ласточ… лета….. низко над земл…. . Голосят по дво…. пету …. . Облака вытягива…. по неб…. длинными туманн….. прядя….. .

Это приметы дож… .
(По К. Паустовскому)

В работе по предупреждению и коррекции специфических нарушений письма и чтения можно использовать и нетрадиционные технологии. В частности кинезиологические упражнения. Данные упражнения несложны в выполнении, не занимают много времени, но эффективны по своему содержанию, так как позволяют развить и улучшить память, внимание, мелкую моторику учащихся, активизировать познавательные процессы.

Для снятия усталости и напряжения, повышения работоспособности в течение занятия, урока необходимо менять не только вид деятельности, но и позы детей, данные упражнения можно выполнять сидя, за столом, стоя.

Поочередно и как можно быстрее перебирать пальцы рук, соединяя в кольцо с большим пальцем плавно и поочередно, последовательно указательный, средний и т. д. Проба выполняется в прямом (от указательного к мизинцу) и в обратном (от мизинца к указательному) порядке. Вначале методика выполняется каждой рукой отдельно, затем вместе.

Левая рука сложена в кулак, большой палец отставлен в сторону, кулак развернут пальцами к себе. Правая рука прямой ладонью в горизонтальном положении прикасается к мизинцу левой. После этого одновременно меняется смена правой и левой рук в течение 6–8 смен позиций. Добиваться высокой скорости смены положений.

Упражнение «Кулак – ребро – ладонь».

Ребенку показывают положения руки на плоскости стола, последовательно сменяющие друг друга: ладонь на плоскости; ладонь, сжатая в кулак; ладонь ребром на плоскости; распрямленная ладонь на плоскости стола. Ребенок выполняет пробу с педагогом, затем по памяти (8–10 повторений). Проба выполняется сначала правой рукой, затем – левой, затем – двумя руками. Педагог (родитель) предлагает ребенку помогать себе командами (кулак – ребро – ладонь), произносимыми вслух или про себя.

Левой рукой возьмитесь за кончик носа, а правой рукой – за противоположное ухо. Одновременно отпустите ухо и нос, хлопните в ладони, поменяйте положение рук «с точностью до наоборот».

Упражнение «Горизонтальная восьмерка».

Первая, вторая недели занятий.

Упереться языком во рту в зубы. Расслабить язык. Повторить 10 раз.

Прижимать язык во рту то к левой, то к правой щеке. Повторить 10 раз.

Удерживать кончик языка за нижними зубами, выгнуть его горкой. Расслабить. Повторить 10 раз.

Третья, четвертая, пятая, шестая недели занятий.

Вытянуть перед собой правую руку на уровне глаз, пальцы сжать в кулак, оставить вытянутыми указательный и средний. Нарисовать в воздухе этими пальцами знак бесконечности как можно большего размера. Когда рука из центра этого знака пойдет вверх, начните слежение немигающими глазами, устремленными на промежуток между окончаниями этих пальцев, не поворачивая головы.

Те, у кого возникли трудности в прослеживании (напряжение, частое моргание), должны запомнить отрезок «горизонтальной восьмерки», где это случается, и несколько раз провести рукой, как бы заглаживая этот участок. Необходимо добиваться плавного движения глаз без остановок и фиксаций. В месте остановки потери слежения нужно провести рукой несколько раз туда-обратно по линии горизонтальной восьмерки.

Седьмая, восьмая недели занятий.

Одновременно с глазами следить за движениями пальцев по траектории горизонтальной восьмерки хорошо выдвинутым изо рта языком.

семинар – практикум для учителей начальных классов “Дисграфия. Приёмы и методы её коррекции. Игры и упражнения”
презентация по логопедии по теме

Проблема изучения и коррекции специфических нарушений письменной речи у детей в настоящее время является одной из самых актуальных задач логопедии. С каждым годом в начальной школе увеличивается количество детей с различными видами дисграфии. Многие педагоги сталкиваются с часто встречающимися ошибками в письменной речи учеников, которые носят стойкий характер. В связи семинар посвящен как преодолению таких ошибок, так и их предупреждению.

Ø Цель семинара: Познакомить учителей начальных классов с различными видами дисграфических ошибок, приемами и методами их устранения.

Скачать:

Вложение Размер
семинар 420.31 КБ
Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

Семинар-практикум для учителей начальных классов «Учимся играя !»

Познакомить учителей начальных классов с различными видами дисграфических ошибок, приемами и методами их устранения. Теоретическая часть Понятие дисграфия Речевая и неречевая симптоматика дисграфии . Причины возникновения дисграфии . Классификация дисграфии и её характеристики. Игры и упражнения по предупреждению и преодолению стойких нарушений письменной речи. Практическая часть .( анализ диктанта учеников 2-го класса) Заключительная часть Итоги . Рефлексия Цель семинара: План семинара:

Неречевые симптомы Неврологические нарушения Н арушение познавательной деятельности, памяти, восприятия, внимания, моторики, зрительно- пространственных ориентировок и.т.д . Ошибки на уровне буквы Ошибки на уровне слова Ошибки на уровне предложения Речевые симптомы Симптомы дисграфии Дисграфия – это частичное нарушение процессов письма, проявляющееся в стойких, повторяющихся ошибках, обусловленных несформированностью высших психических функций, участвующих в процессах письма .

несформированность фонетико-фонематических процессов несформированность лексико-грамматической стороны речи биологические причины (нарушения головного мозга ребенка). Причины:

Формы дисграфии : Артикуляторно -акустическая Акустическая оптическая аграмматическая дисграфия на почве нарушения языкового анализа и синтеза.

Причиной возникновения этого вида нарушений является неправильное произношение звуков речи. Ребенок пишет слова так, как их произносит. Артикуляторно -акустическая дисграфия

Отражает дефектное произношение на письме: « салф » вместо «шарф», « колова », « коова », « кохова » – «корова», « ченок » – щенок, « сыплёнок » – цыплёнок, « вось » – «лось». Характерные ошибки:

Причиной возникновения этого является нарушение дифференциации, распознавания близких звуков речи, при этом произношение звуков является нормальным. Акустическая дисграфия

Замена букв, соответствующих фонетически близким звукам: свистящие-шипящие (САПКА – ШАПКА) з вонкие- глухие ( ТЫМ – ДЫМ ) аффрикаты ( Ч-Щ; Ч-ТЬ; Ц-Т; Ц-С и т.д .). лабиализованные гласные( О – У; Е -Ю ) (« тОча » – туча) cоноры ( Р – Л; й – Ль) Неправильное обозначении мягкости согласных на письме: ” писмо “, ” лубит “, ” больит ” и т.д. Характерные ошибки:

1 . Записать только гласные из слова, предложения. 2 . Записать только те буквы, звуки которых граничат с заданным звуком ( слон: л-н; дубок: б-к; гнездо: д-). 3 . Повторение звукового ряда с оппозиционными звуками . 4 . Повторение слогового ряда с оппозиционными звуками: са-ша-са , ла-ля-ла, ба-ба-па-па. 5 . Прочитай слова, найди в них букву «ю» , скажи, где она стоит: в начале слова или в конце (юрта, каюта, убираю). 6 . Прочитай слова, найди в них букву «е» , скажи, где она стоит: в начале слова, в середине или в конце (поездка, ежевика, учение). 7 . Придумай слова с твердыми и мягкими звуками [ т ] [ д ]. (Такие же упражнения применяются для всех пар согласных). 8 . Прочитай слова: поезд, самолет, самокат, пароход. Скажи, какое лишнее по смыслу? (Правильно, «самокат»). А теперь скажи, в каком слове есть мягкий звук? (Правильно, это слово «самолет»). Упражнения для профилактики и устранения акустической дисграфии :

Причина возникновения – несформированность зрительно-пространственных функций: зрительного гнозиса , зрительного анализа и синтеза, пространственных представлений Оптическая дисграфия

замена букв, состоящего из одного количества одинаковых элементов: – не дописывание элементов букв: «и» вместо «ш» ; «ш» – «щ»; «л»- «м»; «х» – «ж», «и» – «у» – добавление лишних элементов «ш» вместо «и»; четыре палочки у «ш» или «щ ». Замена похожих, но по-разному расположенных в пространстве элементов (В – Д, Б – Д, Ш – Т и т.д .); « зеркальное» изображение букв. (З-Е). Характерные ошибки:

1 . Складывание букв из составляющих их элементов; «переделка» одной буквы в другую (например, «И» в «Ш», «Ц»; «В» в «Д»; «П» в «Т» и т.д.); 2 . Лепка смешиваемых букв из пластилина; 3 . Письмо смешиваемых букв в воздухе; 4 . Вырезание букв из картона или бумаги; 5 . Обводка контуров букв; 6 . Узнавание букв, наложенных друг на друга; 7 . Узнавание букв, написанных разными шрифтами (печатные, рукописные, заглавные, строчные); Упражнения для профилактики и устранения оптической дисграфии

8 . Узнавание букв по их верхней или нижней половине («домысливание»); 9 . Письмо смешиваемых или неправильно изображаемых ребёнком букв под диктовку (на заключительных этапах работы). 10 . Дополнение недостающего элемента в букве (по образцу и без). 11 . Нахождение правильно изображённой буквы среди других. 12 . Определение количества указанной буквы в различных пространственных положениях. 13 . Нахождение букв, перечёркнутых дополнительными линиями. 14 . Выделить буквы, наложенные друг на друга.

Механизмом этого вида дисграфии является нарушение следующих форм языкового анализа и синтеза: анализа предложений на слова, слогового и фонематического анализа и синтеза. Дисграфия на почве нарушения звукового анализа и синтеза .

пропуски букв и слогов; перестановка букв и (или) слогов; недописывание слов; написание лишних букв в слове (бывает, когда ребенок, проговаривая при письме, очень долго “поет звук”; повторение букв и (или) слогов; контоминация – в одном слове слоги разных слов; слитное написание предлогов, раздельное написание приставок (” настоле “, “на ступила”). Характерные ошибки:

Детям предлагается прочитать слова и найти другие слова, которые «прячутся» в них (бусы, гроза, чайник, снегирь) . Заменить подчёркнутую букву, чтобы получилось новое слово: ли с т (лифт), к орона (ворона), горо д (горох). 3 . Вставка букв в слова. Вставить разные гласные, чтобы слова не повторялись : Л_ПА, Л_ПА, Л_ПА . Вставить разные согласные , чтобы слова не повторялись: _ОДА, О_ДА, О_ДА . Добавить букву, чтобы получилось новое слово: кот(р ) – крот, стол(в) – ствол. Игры и игровые упражнения на формирование навыков звукобуквенного анализа и синтеза

5 . Прочитать 4 слова (столбик ). Назвать буквы, которые пропущены в каждом из них . __руг д __ озд __ венит __ стреча д__ уг др __ зд з __ енит вс __ реча др __ г дро __д звен __т вст __ еча дру __ дроз __ звени __ встр __ ча 6. Восстановить слово, добавив одну или несколько гласных: лст , грз , грд , брбн . 7. Работа со слогами Последовательная запись слогов. Определение пропущенного слога (– буз , лод –, ка- — даш ). Составление слова из слогов, данных в беспорядке (па, кру ) . Нахождение лишнего слога в слове ( ли-гав- са ).

8 . Составление слов из букв Задание , развивающее навыки звукобуквенного синтеза. Может предлагаться как со зрительными опорами, так и без них . Использование кроссвордов или их элементов позволит ребенку проверить: не пропустил ли он букву ( в этом случае останется пустая клетка). Можно выполнить, подобное задание отгадав загадку. Слово-отгадка составляется из букв. Например: Не видна на грядке, играет с нами в прятки. (п, р, е, а, к)

Причина возникновения – недоразвитие лексико-грамматического строя речи. Несформированность морфологических и синтаксических обобщений. Это выражается в неправильном согласовании и управлении Аграмматическая дисграфия .

Проявляются – в виде аграмматизмов . неправильное употреблении предлогов, рода, числа; пропуск членов предложения; нарушение последовательности слов в предложении; нарушение смысловых связей в предложении и между предложениями; нарушение согласования («бела дом») (“красивый сумка”, “веселые день”); Характерные ошибки:

на уровне слова: замена префиксов, суффиксов (захлестнула -«нахлестнула»), (козлята – « козлёнки »); нарушение падежных окончаний («много деревов »); нарушение предложных конструкций (под столом – «на столом »); изменение падежа местоимений (около него – «около ним »); числа существительных («дети бежит »). персеверации ( застревание ). « За зомом росла мамина». (За домом росла малина).

Развитие лексико-грамматического строя речи. 1.Уточнение и обогащение словаря : -подобрать синонимы, антонимы; -подобрать глагол, прилагательное к существительному; -образовывать прилагательное от существительного; -образовывать глаголы с различными приставками. Пути коррекции аграмматической дисграфии :

2 . Словообразование и словоизменение. Согласование различных частей речи в роде, числе и падеже. -добавить существительное к глаголу, к прилагательному , к числительному; -вставить пропущенное слово или предлог в предложение; -найди общую часть в однокоренных словах; -впиши приставку, окончание; -изменить часть слова (приставку, суффикс, окончание);

3. Формирование структуры предложения: -составление графической схемы предложения; -изменение порядка слов в предложении; -изменить одно слово в предложении; -дополнить предложение /распространить второстепенными членами/; -увеличивать предложение по одному слову; -считать слова в предложении. Назвать 2, 3, 5 и т.д. слово в предложении ; – сократить предложение по одному слову; -составить из данных слов предложение.

– это несформированность не одной, а сразу двух или нескольких операций письма, что значительно усложняет общую картину письма. Смешанная форма дисграфии

Упражнение « Короткие диктанты карандашом» Ошибки не исправляйте в тексте, а только пометьте на полях. Затем давайте тетрадь на исправление ребенку. Упражнение “Пропущенные буквы” Выполняя это упражнение, предлагается пользоваться текстом-подсказкой, где все пропущенные буквы на своих местах. Упражнение развивает внимание и уверенность навыка письма. Упражнение “Пишем вслух” Чрезвычайно важный и ничем не заменимый прием: всё, что пишется, проговаривается пишущим вслух в момент написания и так, как оно пишется, с подчеркиванием, выделением «слабых долей». (под “слабыми долями” здесь подразумеваются звуки, которым при произнесении в беглой речи, говорящий уделяет наименьшее внимание) Пример: “НА стОле стОЯл куВшин С мОлОком ” . Упражнения, которые помогут в преодолении дисграфии

Упражнение “Корректурная правка« Нужна книга, с достаточно крупным (не мелким) шрифтом или газета. Ученик каждый день в течение пяти (не больше) минут работает над следующим заданием: Зачеркивает, подчеркивает , обводит в сплошном тексте заданные буквы, начиная с одной буквы гласной, с переходом на согласные и продолжая с различными заданиями (давать парные согласные, а также те, в произношении которых или в их различии у ребенка имеются проблемы. Например: р – л, с – ш и т.д.) Внимание! Лучше, если текст не будет прочитан и будет непонятен ребенку. Все внимание необходимо сконцентрировать на нахождении заданного облика буквы, одной или двух, – и работать только с ними. Через 2–2,5 месяца таких упражнений (но при условии – ежедневно и не более 5 мин) улучшается качество письма.

Упражнение «Лабиринт» Лабиринты хорошо развивают крупную моторику (движения руки и предплечья), внимание, безотрывную линию. Следите, чтобы ребенок изменял положение руки, а не листа бумаги

«Соедини зверушек со своим любимым лакомством

«Помоги Деду Морозу добраться до дому» «Помоги Деду Морозу добраться до дому»

Н аиболее часто встречающиеся ошибки в письменных работах детей, которые свидетельствуют о том, что ребёнку нужна помощь: Пропуск букв и слогов ( моко – молоко, комата , всят ). Не дописывание слов ( сосн -сосна). Перестановка букв, слогов ( мотолок ). Слитное написание слов в предложении ( Мыкупались вморе ). Орфографические ошибки при знании правил ( снига , лыжы ). Замена букв (сапка, шираф ). Зеркальное написание букв

Списывание «В лагере». Это наш лагерь. Около него большая роща. Мы часто ходим в рощу. В роще много грибов. Мы очень любим собирать белые грибы. Диктант «Осень». Серая и холодная осень. Чаще льёт дождь. Уныло в поле воет ветер. Чуткая тишина в осеннем лесу.

Не торопите неуспешного ребёнка. Если он не успевает со всеми, дайте задание на карточке. Постарайтесь сделать так, чтобы он не демонстрировал свою несостоятельность при детях. Такие дети обязательно должны побывать в «ситуации успеха». Введите поощрительную систему за хорошо написанную работу: положительные эмоции – важный стимул для «питания» функций. Попробуйте оценивать ребёнка не только с точки зрения успеваемости: такой подход положительно отразится на его самооценке Рекомендации:

Выходы : натаскивание отправить к репетитору проигнорировать поиск и изучение специальной литературы овладение логопедическими приемами Какую помощь Вы можете оказать ребенку, допускающему логопедические ошибки?

Дмитриев С.Д, Дмитриев В.С. Занимательная коррекция письменной речи. Сборник упражнений. – М., 2005. Дорофеева Г. В.Пишем без ошибок. Издательство « Эксмо -Пресс», 2013 г. Ефименкова Л.Н. «Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов» – М. «Просвещение», 2001 г. Ильин М.И. Учимся писать грамотно. Издательство. «Литера», 2010 г. Иншакова О.Б.Письмо и чтение: трудности обучения и коррекция. – М. – Воронеж, 2001. Корнев А.Н. «Нарушение чтения и письма у детей». – С-Петербург, И.Д « МиМ », 1997 г. Лалаева Р.И., Венедиктова Л.В. «Диагностика и коррекция нарушений письма у младших школьников.» – С.-Петербург., Союз, 2001 г. Парамонова Л.Г.Предупреждение и устранение дисграфии у детей. СПБ, Лен. Изд-во «Союз». 2001г. Садовникова И.Н. «Нарушение письменной речи и их преодоление у младших школьников. М. Владос.1997. Ястребова А.В, Бессонова Т.П. Обучаем читать и писать без ошибок: Комплекс упражнений для работы учителей-логопедов с младшими школьниками по предупреждению и коррекции недостатков чтения и письма. – М., 2007. Список использованной литературы :

«Трудности при овладении чтением учащимися и пути их преодоления» Семинар-практикум для родителей. – презентация

Презентация была опубликована 7 лет назад пользователемАлександра Ворошилова

Похожие презентации

Презентация на тему: ” «Трудности при овладении чтением учащимися и пути их преодоления» Семинар-практикум для родителей.” — Транскрипт:

1 «Трудности при овладении чтением учащимися и пути их преодоления» Семинар-практикум для родителей

2 Семинар-практикум проводит специалист ГБОУ ЦО 1631 Иванова Елена Николаевна, учитель-логопед высшей категории Москва, 2012 г.

3 Дислексия Частичное специфическое нарушение процесса чтения, обусловленное несформированностью (нарушением) высших психических функций и проявляющееся в повторяющихся ошибках стойкого характера.

4 Чтение Сложный психофизиологический процесс, в котором участвуют различные анализаторы: зрительный речеслуховой речедвигательный

5 Процесс чтения Зрительное восприятие букв; Различение и узнавание букв; Соотнесение букв с соответствующими звуками; Воспроизведение звукопроизносительного образа слова, его прочитывание; Соотнесение звуковой формы слова с его значением, понимание прочитанного.

6 Процесс чтения Техническая сторона – соотнесение зрительного образа написанного слова с его произношением; Смысловая сторона. Понимание читаемого определяется характером восприятия.

7 Ступени формирования навыка чтения Овладение звуко-буквенными обозначениями; Послоговое чтение; Становление синтетических приёмов чтения; Синтетическое чтение.

8 Условия успешного овладения навыком чтения 1. Сформированность устной речи, фонетико- фонематической её стороны: Произношения; Дифференциации фонем; Фонематического анализа и синтеза. 2.Лексико-грамматического анализа и синтеза; 3.Лексико-грамматического строя речи; 4. Достаточное развитие пространственных представлений; 5. Зрительного анализа, синтеза.

9 Этиология дислексии (причины) 1.Врождённая форма дислексии ( от родителей наследуется качественная незрелость головного мозга в его отдельных зонах); 2. Наличие патологических факторов ( их воздействие в пренатальный, натальный и постнатальный период); Патология беременности и родов; Патология беременности и родов; Асфиксия; Асфиксия; «Цепочка» детских инфекций; «Цепочка» детских инфекций; Травмы головы. Травмы головы. 3. Органические поражения зон головного мозга; 4. Социальные факторы;

10 Функциональные причины Длительные соматические заболевания; Длительные соматические заболевания; Неправильная речь окружающих; Неправильная речь окружающих; Двуязычие; Двуязычие; Недостаточное внимание к развитию речи ребёнка со стороны взрослых; Недостаточное внимание к развитию речи ребёнка со стороны взрослых; Дефицит речевых контактов Дефицит речевых контактов

11 Расстройства чтения часто наблюдается у детей: С минимальной мозговой дисфункцией (ММД); С задержкой психического развития (ЗПР); С тяжёлыми нарушениями устной речи; С церебральными параличами; С нарушениями слуха; У детей с интеллектуальной недостаточностью.

12 Симптоматика дислексии 1. Замены и смешения звуков при чтении (звонких и глухих, Х-Ж, П-Н, З-В и др.); 2. Побуквенное чтение- нарушение слияния звуков в слоги и слова; 3. Искажения звуко-слоговой структуры слова : пропуски согласных при стечении; согласных и гласных при отсутствии стечения; добавлениях; перестановках звуков, пропусках, перестановках слогов и др.

13 Симптоматика дислексии 4. Нарушения понимания прочитанного; 5. Аграмматизмы при чтении: нарушения падежных окончаний; согласования существительного и прилагательного; окончаний глаголов; и др.

14 Опасности Нарушения чтения могут отрицательно влиять на формирование личности ребёнка. Неудачи при овладении чтением могут вызвать и закрепить у него такие черты характера, как неуверенность в себе; робость; тревожную мнительность; озлобленность; агрессивность; Склонность к негативным реакциям.

15 Литература Логопедия- под редакцией Л.С.Волковой, Москва, «Просвещение», 1989 г. Р.И.Лалаева – Нарушения чтения и пути коррекции у младших школьников, С.-Петербург, «Союз», 1998 г.

Как помочь детям с нарушением письма и чтения – семинар-практикум для учителей начальных классов

Дошкольник.ру – сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф – журнал воспитателя.

Сервисы

  • Реклама у нас
  • Новости портала
  • Форум
  • Авторы детских сказок, стихов
  • Дошкольник рекомендует
  • Стартовая
  • Пользовательское соглашение
  • Авторские права
  • Файлы cookie
  • Пожертвования
  • Сезонные скидки

Размещаем статьи

Фейсбук

Семинар-практикум для воспитателей «Профилактика трудностей чтения и письма»
Учим Чтению
Автор: Федирко Эльвира Ивановна
12.02.2020 11:15

Семинар-практикум для воспитателей «Профилактика трудностей чтения и письма»

Многим детям свойственны неплавность, нечеткость, замедленность движений руки, неравномерность темпа письма, несоразмерность интервалов, закрепление неправильных стереотипов письма, неряшливый, нестабильный почерк.

Такие дети требуют особого внимания, ведь ошибки необходимо исправить уже в начальной школе, а это требует порой продолжительного времени. Главная проблема заключается в том, что учитель не может справиться с этими трудностями самостоятельно и отправляет ребенка к школьному логопеду с «приговором»: дисграфия. Этот «диагноз» стал достаточно популярен — в среднем половина учащихся первого класса массовой школы направляется к логопеду. Однако, данные трудности в письме и чтении — далеко не всегда дисграфия — специфическое нарушение процесса письма, которое не связано с применением орфографических правил и нарушениями интеллектуального или сенсорного характера.

Любая психическая деятельность — сложная функциональная система, включающая различные психологические факторы: слухоречевой, речедвигательный, оптико-пространственный и фактор избирательной регуляции психической активности (по А.Р. Лурии). Анализ состояния высших психических функций каждого ребенка показывает его индивидуальные особенности, индивидуальное сочетание «слабых» и «сильных» звеньев.

Педагогическая практика ставит новые вопросы: как уменьшить количество детей, имеющих трудности в овладении письмом и чтением? связаны ли предрасположенность к левшеству или левшество с овладением чтением и письмом? можно ли осуществлять профилактику возможных нарушений чтения и письма в дошкольном возрасте?

Появившееся в последнее время множество различных пособий и дидактического материала по подготовке детей к грамоте помогает развить мышление и зрительную память, укрепить мелкую моторику. Однако количество детей, испытывающих трудности в письме и чтении, продолжает расти. Многие дошкольники, особенно находящиеся в группе риска (минимальные мозговые дисфункции, неврологические нарушения, временные задержки темпов психоречевого развития, речевые нарушения), нуждаются в помощи.

Зрелость психических процессов — предпосылок для успешного усвоения грамоты и правописания — может быть проверена до поступления ребенка в школу. Логопедическая практика подтверждает — профилактику трудностей овладения чтением и письмом необходимо осуществлять в дошкольном возрасте.

Начиная с раннего дошкольного возраста необходимо проводить специальную поэтапную программу с опорой на комплексную работу анализаторных систем. Профилактику трудностей ов-ладения чтением и письмом можно подразделить на первичную и вторичную.

Первичная профилактика направлена на предупреждение возможного неблагополучия в формировании навыков чтения и письма. Вторичная предполагает работу по коррекции уже возникших трудностей, предотвращению развития их в сторону закрепления и обострения.

Наиболее результативные методы и приемы профилактической работы дают взаимосвязанные разделы, приведенные ниже.

  1. Развитие зрительного внимания и зрительной памяти.
  2. Развитие зрительно-моторной координации.
  3. Формирование стереогнозиса и представлений о схемах лица и тела.
  4. Развитие пространственно-временных представлений.
  1. Развитие слухового внимания.
  2. Развитие чувства ритма.
  3. Формирование фонологического структурирования.

Эффективность работы зависит от определенных условий, которые являются слагаемыми успеха:

  • интегративный характер занятий, с опорой на максимальное количество анализаторов;
  • включение в занятие широкого диапазона упражнений и игр, направленных на профилактику возможных трудностей овладения чтением и письмом;
  • своевременное переключение на другую деятельность, т.е. необходимость закончить упражнение прежде, чем оно надоест ребенку;
  • разъяснение родителям важности профилактической работы, включение их в нее;
  • создание проблемно-игровых и проблемно-практических ситуаций, способствующих не только развитию мыслительных процессов, но и обогащающих практический опыт и формирующих положительные качества личности;
  • систематическое оперативное наблюдение по отслеживанию результатов.

Рассмотрим каждый раздел более подробно.

Работа над зрительным вниманием и памятью

  • Формирование поисковой деятельности.
  • Расширение поля зрения.
  • Выработка устойчивости, переключаемости, увеличения объема зрительного внимания и памяти.
  • Развитие стереогноза, умения ориентироваться на плоскости и в трехмерном пространстве.
  • Анализ зрительного образа.
  • Привлечение внимания к окружающим предметам.
  • Запоминание расположения предметов в пространстве комнаты.
  • Запоминание изображений 2—5 предметов.
  • Фиксация изменений в расположении двух, затем 3— 5 предметов.
  • Запоминание порядка колец на пирамидке, собирание ее с учетом величины по образцу и памяти.
  • Выделение из множества заданных геометрических фигур.

Запоминание последовательности расположения предметов на плоскости (вверху, внизу, в центре, в правом верхнем углу и т.д.) и относительно друг друга.

  • Выделение из множества картинок по определенной теме ( «Посуда», «Игрушки» и др.).
  • Определение различий в двух предметных картинках.
  • Определение изменений в сюжетной картинке.
  • Воспроизведение последовательности с опорой на зрительный ряд.
  • Выкладывание по памяти ряда предметов или геометрических фигур.
  • Использование разнообразных игр, в которых сюжет требует запоминания или сравнения фигур, расположенных в определенной последовательности.
  • Классификация геометрических фигур по цвету, цвету и форме, цвету, форме и вели-чине.

Развитие зрительно-моторной координации

  • Развитие глазодвигателей.
  • Улучшение ощущений артикуляционных поз и движений.
  • Формирование восприятия различной модальности.
  • Развитие тактильных ощущений.
  • Выработка навыков мысленного перемещения трансформации зрительных образов.
  • Развитие манипулятивной деятельности и мелкой моторики.
  • Развитие формообразующих движений при изображении заданных фигур.
  • Упражнения на преодоление сопротивления.
  • Выполнение артикуляционных движений с закрытыми и завязанными глазами для лучшего сосредоточения на ощущениях.
  • Чередование артикуляционных упражнений с открытыми и закрытыми глазами.
  • Прослеживание по направлениям: сверху вниз, снизу вверх, справа налево и слева направо.
  • Прослеживание прямых, ломаных извилистых линий с постепенным усложнением заданий, лабиринтов.
  • Подбор вставок к предметным и сюжетным картинкам.
  • Определение недостающих частей предметов, выделение сходства и различия.
  • Сравнительный анализ зрительных образов предметов с выделением дифференцированных признаков.
  • Двигательные упражнения с погремушкой, мячом, платочком, флажком.
  • «Рисование» в воздухе рукой.
  • Упражнения с пластилином, тестом, куклами бибабо.
  • Письменные упражнения в тетради по развитию мелкой моторики, начинающиеся с простейших заданий:

— упражнения в ориентировании на плоскости листа;

— соединение двух точек по горизонтали и вертикали;

— обведение пунктирных линий цветными карандашами;

— обведение контура по трафарету и шаблону;

— соединение множества точек;

— обводка образца через кальку.

Формирование стереогнозиса и представлений о схемах лица и тела

  • Выработка представлений о схемах лица и тела, предметах и их пространственных характеристиках.
  • Развитие соответствующих навыков ориентировки в пространстве.
  • Активизация ощущений тела как системы координат.
  • Формирование сенсорного и тактильного гнозиса.
  • Формирование пространственного моделирования образов и конструктивного праксиса.
  • Развитие умения ориентироваться на плоскости и в трехмерном пространстве.
  • Выполнение действий с игрушками и предметами по инструкции.
  • Узнавание контурных и силуэтных изображений.
  • Различение предметов в условиях наложения и зашумления.
  • Определение сторон собственного тела.
  • Определение сторон тела у людей, изображенных на картинках и у сидящих напротив.
  • Игры: «Зеркало», «Обезьянки», «Делай как я».
  • Упражнения в перекрестном ориентировании.
  • Определение недостающих частей у предметов по картинкам.
  • Доски Сегена, «Почтовый ящик», «Волшебный мешочек».
  • Складывание разрезных картинок из 2—9 частей, разрезанных по вертикально-го-ризонтальным и диагональным линиям.
  • Конструирование из кубиков.

Развитие пространственно-временных представлений

  • Ориентировка в длительности и последовательности явлений, составляющих целое.
  • Развитие зрительно-предметного восприятия.
  • Вычленение признаков предмета.
  • Восприятие цвета и пространственных признаков плоских и объемных предметов.
  • Дифференциация сходных цветовых тонов и геометрических форм.
  • Формирование интегративного образа буквы.
  • Последовательное разложение серии картин с изображением времен года с любой точки отсчета.
  • Установление последовательного ряда частей суток и дней недели.
  • Наложение палочек и геометрических фигур на образец.
  • Конструирование из 2—5 палочек по образцу и памяти.
  • Выкладывание мозаики разного цвета по образцу, памяти и инструкции.
  • Конструирование целого из частей.
  • Упражнения на обозначение пространственного расположения предметов.
  • Воссоздание силуэтов из наборов геометрических фигур.
  • Конструирование из палочек предметных изображений (домик, кораблик, мебель) по воображению.
  • Идентификация аналогичных пространственных ситуаций, в которых участвуют различные объекты.
  • Дорисовывание незаконченных рисунков.
  • Рисование фигур по опорным точкам.
  • Зрительный анализ букв и цифр с делением на составляющие элементы.
  • Синтез букв и цифр, выявление сходства и различия между похожими изображениями.
  • Конструирование букв и цифр из палочек, спичек, геометрических фигур.
  • Реконструирование букв с добавлением нового элемента, перестановки элементов.
  • Нахождение правильно изображенной буквы (цифры) в ряду среди правильно и зеркально написанных.
  • Узнавание объемных букв из «Волшебного мешочка».
  • Узнавание букв и цифр в различных вариантах написания, условиях наложения и зашумления.
  • Соотнесение букв и цифр с различными значками.
  • Дописывание в тетради элементов букв.
  • Выкладывание целой буквы или цифры из различного количества частей.

Развитие слухового внимания

  • Расширение рамок слухового восприятия.
  • Развитие слуховых функций, направленности слухового внимания, памяти.
  • Формирование основ слуховой дифференциации, представлений о различной ин-тенсивности неречевых и речевых звуков, способности дифференцировать речевые звуки.
  • Совершенствование фонематического восприятия.
  • Осознание звуковой стороны речи.
  • Привлечение внимания к звучащему предмету.
  • Совершение действий в соответствии со звуковым сигналом.
  • Определение местонахождения и направленности звука.
  • Знакомство с характером звучащих предметов.
  • Различение звучания шумов и простейших музыкальных инструментов.
  • Воспроизведение звучания предметов (музыкальных инструментов) в заданной последовательности.
  • Запоминание последовательности звучаний (шумов) предметов.
  • Различение и запоминание цепочки слогов.
  • Членение речевого потока на смысловые фрагменты.

Развитие чувства ритма

  • Формирование ритмико-интонационной стороны речи, ассоциативных связей на основе скоординированной работы анализаторов (речеслухового, речедвигательного, зрительного).
  • Формирование ощущения предложения как лексической единицы, характеризующейся ритмико-интонационной законченностью.
  • Знакомство с ритмико-интонационными характеристиками звуков.
  • Развитие сенсомоторных компонентов чувства ритма.
  • Формирование интонационной выразительности и ритмико-интонационных пара-метров слова.
  • Воспроизведение ритма в движениях и играх.
  • Ходьба и маршировка под музыку, двигательные упражнения с ритмичным звуковым сопровождением.
  • Ритмичные упражнения для рук и ног.
  • Воспроизведение заданного ритмического рисунка отстукиванием и отхлопыванием.
  • Воспроизведение последовательности ударов с опорой на зрительный и слуховой ряд.
  • Развитие двигательной и ритмико-интонационной активности.
  • Развитие речевых вокализаций.
  • Знакомство со схемой ритма.
  • Соотнесение ритма со схематическим изображением.
  • Воспроизведение симметричных и асимметричных рисунков.
  • Произвольное, ритмичное произнесение гласных звуков и звуковых цепочек.
  • Дифференциация ритмических рисунков.
  • Отображение определенных качеств движения.
  • Ритмическое чередование объектов с опорой на зрительное восприятие.
  • Отхлопывание ритмической структуры стихотворных текстов.
  • Восприятие, дифференциация и воспроизведение различных ритмов.
  • Упражнения на развитие навыка интонационного подражания.
  • Ритмические действия в сочетании с движениями рук, хлопками.

Формирование фонологического структурирования

  • Формирование слоговой структуры слова, умения визуально контролировать движения нижней челюсти при произнесении слогообразующих гласных.
  • Анализ слогов и слов.
  • Развитие речеслухового, речедвигательного и зрительного образа звуков.
  • Формирование фонематического анализа, предваряющего моделирование звукового синтеза слова.
  • Развитие навыка анализа и синтеза на основе упражнений в словообразовании.
  • Упражнения на слухопроизносительную дифференциацию звуков.
  • Упражнения в повторении слоговых цепочек с двигательными опорами.
  • Выделение гласного звука в обратном и прямом слоге.
  • Определение первого, второго, третьего слога.
  • Определение «лишнего» слога в ряду одинаковых.
  • Определение порядка звуков в слове.
  • Упражнения на «наращивание» слога.
  • Упражнения на добавление недостающего слога.
  • Дифференциация слов с различной слоговой структурой.
  • Нахождение различия в словах, сходных по звуковому составу.
  • Определение наличия заданного звука в слове.
  • Подбор слов с заданным звуком по картинкам и на слух.
  • Определение позиции заданного звука (в начале, середине, конце слова).
  • Выделение последнего звука в словах, оканчивающихся на твердый согласный.
  • Выделение первого звука в слове.
  • Угадывание слова, произнесенного по звукам.
  • Определение количества звуков в слове.
  • Дифференциация слов, сходных по звуковому составу.
  • Различение слов-паронимов.
  • Различение слов, отличающихся ударением.

Положительные результаты зависят от надлежащей организации системы сопровождения по профилактике нарушений чтения и письма. Внедрение в практику перечисленных методов дает формирование у детей полноценных психологических структурно-динамических механизмов внутренней готовности к овладению процессами чтения и письма. Это, в свою очередь, поможет избежать вторичных проблем школьной дезадаптации. Таким образом, ранняя пер-вичная профилактика значительно повышает шансы на успех обучения в школе.

Список использованной литературы

Визель Т.Г. Основы нейропсихологии: Учеб. для студ. вузов. М., 2009.

Кириллова Е.В. Профилактика дисграфии и дислексии у дошкольников// Развитие и коррекция. М., 1998.

Корпев А.Н. Нарушения чтения и письма у детей: Учеб. -метод, пособие. СПб., 1997.

Лурия А.Р. Высшие корковые функции человека. М., 1969.

Худенко ЕД., Кириллова Е.В. Система поэтапного формирования и коррекции фонетико-фонемати-ческого восприятия у детей с проблемами в развитии // Развитие и коррекция. М., 1999.

Помощь педагогов ребенку с задержкой психического развития при обучении чтению и письму

Анна Ващук
Помощь педагогов ребенку с задержкой психического развития при обучении чтению и письму

К моменту поступления в школу дети с ЗПР, не достигают нужного уровня готовности, из-за разнообразных нарушений высших психических функций, следствием чего становятся различные по характеру и степени выраженности трудности обучения.

Проблема нарушений чтения и письма у школьников — одна из самых актуальных, поскольку письмо и чтение становятся базой и средством дальнейшего обучения.

У ребенка с ЗПР недостаточно сформированы нужные для усвоения программного материала умения, навыки и знания, которыми нормально развивающиеся дети обычно овладевают в дошкольный период.

В связи с этим дети оказываются не в состоянии (без специальной помощи) овладевать чтением и письмом.

Нарушения устной речи приводят к

стойким нарушениям письма и чтения,

которые обозначают терминами

дисграфия и дислексия.

Дислексия – одна из распространенных проблем обучения у детей, которая проявляется специфическим расстройством чтения.

Ключевые проблемы овладения чтением у учеников с ЗПР:

• медленный темп освоения навыка

Ребенок медленно осваивает навык чтения, чаще всего не понимая прочитанного текста.

• механическое чтение

Ребенок внешне может читать быстро и достаточно уверенно, но читать, совершенно не понимая прочитанного, происходит обеднение навыка чтения.

• угадывающее чтение

Ребенок, стараясь успеть за сверстниками, быстро выполнить задание перебегает к угадывающему чтению и тогда мы видим, что навык чтения формируется с большим трудом, ребенок тратит много сил и не достигает необходимых навыков и скорости чтения, не понимает прочитанного.

• ограниченность словаря и общего речевого развития

Ребенок может не понимать большинство слов в сложном для него тексте, от него ускользает смысл прочитанного, при этом мотивация читать и понимать, что именно написано в тексте, снижается многократно, ребенок просто откажется в какой-то момент от такой скучной деятельности.

• сниженный запас представлений об окружающем мире Недостаточный опыт и знания об окружающем мире мешают ребенку на уроках чтения. Он может не понимать что написано в тексте, в силу того, что он никогда не сталкивался с такими явлениями, отношениями, никогда не задумывался про них. Тогда интерес к чтению, значительно снижается.

В познавательной деятельности наблюдаются:

• медлительность психических процессов

и их пониженная переключаемость

Особенности овладения чтением детей с ЗПР проявляются в нарушении технической стороны процесса чтения:

– в незнании букв (или нетвердом их знании,

– в нарушении слияния букв (побуквенном чтении,

– в искажениях звуко-слоговой структуры слов (особенно состоящих из большого количества слогов, слогов со стечением согласных).

Какую помощьможет оказать учитель:

1. Прежде всего, необходимо обеспечить успешность ребенка на уроке, если учителю удастся обеспечить успешности ребенка на уроке чтения, то ребенок будет успешнее и в овладении этим навыком.

2. Выбор текста для чтения с опорой на жизненный опыт ребенка

Ребенок будет читать и понимать этот текст гораздо проще, чем, текст который совсем не соотноситься с его жизненным опытом)

3. Постепенно наращивать степень сложности заданий

Важно понимать, что именно сейчас умеет ребенок и очень постепенно наращивать сложность при этом очень важно давать ребенку и совсем легкие задания, то что у него точно заведомо получится, особенно для публичных ответом, ответов у доски, ответов которых видят все его одноклассники, это тоже очень важное умение в поддержании успешности ребенка и тем самым мы поддерживаем ребенка в овладении навыком чтения.

4. Зрительные опоры, алгоритмы, памятки, схем

Один из таких приемов это дополнительное иллюстрирование, ребенок в своем темпе читает текст, и ему предлагают нарисовать рисунок к этому тексту. Он может сначала рисовать совсем на отвлеченные темы и не понимать смысла прочитанного текста, но при совместной работе с учителем со временем ребенок будет понимать, что от него требуется, это тот метод, который может помочь ребенку с ЗПР для осмысления прочитанного текста.

5. Прием предварительного чтения

Об этом можно попросить родителей, дома заранее прочитать то текст, который будут разбирать на уроке. Тем самым мы снимаем сложность задачи, которую необходимо выполнить ребенку с ЗПР на уроке, и задача для него становиться, в том числе и интересней.

6. Организация парных работ учеников на уроке

Детей с проблемами чтения на первых порах их не нужно привлекать к чтению в слух на уроке. Если вы такого ребенка объедините в небольшую группу или в пару с хорошо читающим ребенком, то вы сможете так распределить задания чтобы у ребенка с ЗПР была небольшая роль, небольшая задача, которая соотноситься с его навыками, а сложность задания не превышает его возможности.

7. Использовать приспособления, рамки

Вырезанная из бумаги или картона в которой ребенку ограничивается текст, необходимы для чтения тем самым мы снижаем объем и сложность текста и ребенку так проще ориентироваться и проще выполнить это задание. Линейка для обозначения стороны для ребенка, которому трудно ориентироваться в строке или в направлении чтения, если он читает с право налево или с лево направо, то такому ребенку это поможет исправить.

8. Обучить ребенка правильному чтению букв, слогов и слов.

Дисграфия — это частичное нарушение процесса письма, проявляющееся в стойких, повторяющихся ошибках, обусловленных несформированностью высших психических функций, участвующих в процессе письма.

Письмо очень сложный и длительный процесс, сложный навык, которым ребенок должен овладеть в начальной школе. Дети с ЗПР это не единственная группа все дети, которые испытывают трудности в письме. По статистике в российских школах (в начальной школе) 40-60 % детей у которых не формируется четкое и читаемое письмо, фактически навык письма формируется недостаточно и это те дети, которые, несомненно, будут испытывать трудности в письменных работах в среднее школе ну и даже в дальнейшей жизни.

Ключевые проблемы овладения письмом у учеников с ЗПР:

1. не формируется четкого и читаемого письма

2. скорость письма остается очень медленной

3. ребенок тратит много сил на письменные работы

4. неправильный захват пишущего инструмента

Ребенок сильно захватывает ручку, не правильно ее держит, патологически захватывает пишущий инструмент, бумага рвется, буквы отпечатываются на все других страницах в тетради.

5. неправильная поза при письме

Ребенок может лежать на столе, плохо видит то что он пишет, загораживать рукой текст.

6. ребенок не умеет и не любит рисовать

Рисование является для ребенка одним из видов очень важных продуктивных видов деятельности. Ребенок, который не умеет рисовать испытывает моторные и двигательные трудности, это не любовь и не умение рисовать обязательно скажется и на том, как ребенок освоит письмо в школе.

Какую помощьможет оказать учитель:

1. соотносить возможности ребенка и сложность письменной работы

2. сократить объем письменной работы

Если у ребенка плохо сформирован письменный навык, ему трудно выполнять большой объем письменной работы, мы можем сократить объем написанного, и тогда он будет писать не все упражнение и списывать не весь текст в учебнике, а только часть его.

3. предложить ребенку отказаться от слитного письма

Слитное письмо требует от ребенка очень больших усилий, и если мы говорим о ребенке, у которого недостаточно сформированы высшие психические функции. Например, недостаточно развития пространственных представлений, то тогда этому ребенку сложно выделять отдельные буквы, когда они сливаются в слово, можно разрешить ребенку писать эти буквы отдельно тем самым мы помогаем ребенку компенсировать эту проблемы.

4. писать в тетрадях в узкую линейку

5. дополнительно выделять цветом строки в тетрадях по русскому языку

6. разрешить ребенку писать карандашам, а не ручкой

Писать карандашом гораздо легче, этим можно компенсировать патологический захват пищащего инструмента.

Успешность обучения детей с ЗПР зависит не только от характера и степени имеющихся у них физических и психических нарушений, но и от эффективности отобранных и учитывающих эти нарушения учебных программ, обучающих технологий и методик, отношение к таким детям со стороны окружения, та образовательная среда, в которой ребенок находиться.

Конспект НОД по подготовке дошкольника к обучению чтению и письму для старшей группы «Звук [Д] и буква «Д» Конспект непосредственной образовательной деятельности по подготовке дошкольника к обучению чтению и письму Разработал: Воспитатель МКДОУ.

Консультация для педагогов и родителей «Как объяснить ребенку дошкольнику состав числа» Вы можете использовать – счетные палочки; – простые бытовые предметы для счета (яблоки, конфеты); – самодельные учебные пособия – числовые.

Консультация для педагогов «Подготовка руки к письму» Видео Консультация для педагогов Подготовка руки к письму Доброго времени суток дорогие гости моей странички! Сегодня хочу поделиться своим.

Консультация для родителей «Профилактика и помощь тревожному ребенку» Все дети разные. Одни тихони, другие – забияки, третьи – задиры и шалуны. Все они нуждаются в любви, ласки, заботе. Все они достойны похвалы.

Мастер-класс для педагогов ДОО «Мнемотехника в обучении детей дошкольного возраста» Предлагаю Вашему вниманию мастер- класс для педагогов ДОО: «Мнемотехника в обучении детей дошкольного возраста» Всем нам известно, что на.

Организация предметно — развивающей среды в группе по охране и укреплению физического и психического развития дошкольников «Чтобы сделать ребенка умным и рассудительным, сделайте его крепким и здоровым: пусть он работает, действует, бегает, кричит, пусть он находится.

Профилактика эмоционального выгорания и поддержка психического здоровья педагогов Немного истории Термин «burnout» («выгорание», «сгорание») предложил Герберт Фрейденбергер в 1974 г. для описания разочарования и крайней.

Развитие связной речи у дошкольников с задержкой психического развития, с помощью мнемотехники. На протяжении 3 лет я изучала и использовала в своей практической деятельности приемы и методы мнемотехники. Сегодня я хочу вас познакомить.

Семинар-практикум для родителей учащихся первых классов «Как избежать ошибок при формировании письменной речи?»

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение Белоярского района «Средняя общеобразовательная школа №3 г. Белоярский»

СЕМИНАР-ПРАКТИКУМ

ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ УЧАЩИХСЯ ПЕРВЫХ КЛАССОВ

«Как избежать ошибок

при формировании письменной речи?»

Учитель-логопед Гарипова З.А.

СЕМИНАР-ПРАКТИКУМ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ УЧАЩИХСЯ ПЕРВЫХ КЛАССОВ

«Как избежать ошибок при формировании письменной речи?»

Цель : познакомить родителей учащихся первых классов со способами предупреждения и преодоления трудностей при формировании письменной речи.

повысить компетентность родителей в вопросах предупреждения и преодоления школьных трудностей;

предоставить практические рекомендации;

получить обратную связь и предложения к дальнейшему партнерству учителя – логопеда и родителей учащихся первых классов.

Ожидаемый результат : родители получат практический опыт в вопросах предупреждения и преодоления трудностей при формировании письменной речи.

Здравствуйте, уважаемые родители! Сегодня, на семинаре-практикуме мы поговорим о том, как можно избежать ошибок при формировании письменной речи.

Овладение письменной речью – это сложная умственная деятельность, которая тре­бует определенной степени зрелости многих психических функ­ ций школьника.

Для нас взрослых, письмо – это что-то целое и связное. Давайте разберёмся, что такое письмо. Письмо – сложный навык и вид графомоторной деятельностию Техника письма требует согласованной работы различных анализаторов:

– речеслухового, помогающего произвести отбор нужного звука,

– речедвигательного, помогающего осуществлять проговаривание,

– двигательного, с помощью которого осуществляется мелкие движения мышц кисти и всей руки;

– зрительного, участвующего в подборе соответствующих графем.

Несформированность какой – либо из указанных функций может вызвать нарушение письма.

В понятие «письменная речь» в качестве равноправных входят чтение и письмо.

Русское письмо относится к алфавитным системам письма, т.е. звуки устной речи обозначаются определенными буквами.

Устная речь развивается в процессе практического общения ребенка со взрослыми, главным образом на основе подражания речи окружающих. Ни один ребенок не осознает тех способов, с помощью которых осуществляется его речь, его артикуляция еще долго остается неосознанной.

Овладение письмом требует обучения, последова­ тельного осознания всего процесса. Для говорящего ребенка на первом плане стоит содержание его речи, а ребенок, которому нужно написать слово, всегда имеет дело прежде всего со зву­ ками, из которых состоит слово, и с теми буквами, с помощью которых он должен его написать.

Пись­ мо и чтение тесно связаны друг с другом. У человека, только начинающего писать, на пер­ вом плане стоят следующие процессы: звуковой анализ слова, написание каждой отдельной буквы, сохранение нужного поряд­ ка их; пишущий опирается при этом на проговаривание того, что пишет.

Полноценное письмо должно быть быстрым, но одновременно точным, грамотным и разборчивым. Недостатки письма: замед­ ленность, неточность (пропуски, искажения), безграмотность (нарушение правил орфографии данного языка), неразборчи­ вость (неправильность или нечеткость написания букв).

Различные зоны головного мозга по-разному участвуют в речевом процессе. Поражение какого-либо его участка приводит к специфическим симптомам нарушения речевой деятельности, что находит отражение на письме.

Ученик первого класса должен уметь:

– повторять слоговые цепочки разной степени сложности (ба-па-ба, па-па-ба-ба);

– отбирать картинки на заданный звук;

– выделять первый, последний звуки в словах;

– определять последовательность и количество звуков в словах;

– синтезировать звуки речи в целое слово.

Мне бы хотелось, чтобы вы поставили себя на место учеников. Напишите левой рукой «Я учусь писать», а теперь, выскажите свои ощущения. Такие же трудности испытывают ваши дети.

Большинство родителей предполагают, что достаточно выучить с ребенком буквы, и он станет грамотно читать и писать. Однако знание букв не исключает серьезных затруднений у младших школьников при обучении грамоте. Как показывает практика, основной причиной является нарушение фонематического восприятия, несформированность навыков звукового анализа и синтеза.

Современный метод, которым пользуются учителя начальной школы, это звукобуквенный аналитико-синтетический метод. Это означает, что в процессе овладения чтением и письмом дети знакомятся сначала со звуками, а лишь затем с буквами, которые их обозначают. Ведь письмо это перевод звуков речи в буквы, а чтение это перевод букв в звучащую речь. Данный метод предполагает разделение связной речи на предложения, предложений – на слова, слов – на слоги, слогов на звуки (анализ), и наоборот, объединение звуков в слоги, слогов – в слова, слов – в предложения.

Согласно аналитико-синтетическому методу обучения ребенок сначала осваивает навык анализа речи, а затем навык синтеза речевых единиц. То есть, для того чтобы грамотно писать и читать, ребенку необходимо представлять, что предложения состоят из слов, слова состоят из слогов, слоги из звуков, а звуки в слове расположены в определенной последовательности. Навык чтения формируется у ребенка после того, как он учиться сливать, объединять звуки в слоги и слова.

Таким образом, если мы хотим, чтобы ребенок усвоил чтение и письмо легко и избежал в дальнейшем многих ошибок, его необходимо учить звуковому анализу и синтезу.

Под звуковым анализом понимают определение порядка звуков в слове, определение характеристики каждого звука в слове.

Звуковой синтез – это соединение звуков в слова.

В свою очередь, звуковой анализ и синтез основывается на фонематическом восприятии. Фонематическое восприятие – это способность воспринимать и различать фонемы (звуки речи) и определять звуковой состав слова. Нарушенное фонематическое восприятие тормозит, усложняет формирование навыков звукового анализа и синтеза. Без специального обучения, без помощи взрослых детям сложно освоить звуковой анализ и синтез. Задача логопеда и родителей – оказать детям максимальную помощь.

Часто взрослые, обучая ребенка звуковому анализу или чтению, допускают ошибки: путают понятия «звук» и «буква», предлагают для анализа или чтения слишком сложные слова и др. Для того, чтобы избежать таких ошибок, родителям необходимо владеть следующими знаниями.

– Для ребенка, который не умеет читать, слово состоит из звуков (а не из букв).

Звуки мы произносим и слышим, а буквы мы пишем и видим, читаем. В русском алфавите 33 буквы, а звуков – 42. В русском языке нет полного соответствия между звуками и буквами. Звуковой анализ слов часто отличается от написания слов. Слова, которые мы пишем и произносим по разному, не следует выбирать для звукового анализа, чтобы не создавать ребенку трудностей. При звуковом анализе слово представляется детям в виде цветной схемы. При составлении звуковых схем слов нужно опираться не на написание слова, а на его звучание и произношение. Например, в слове огурец первый звук /а/, а в слове сад последний звук /т/.

Предлагаю поиграть в игры на развитие звукового анализа и синтеза!

ЗВУКОБУКВЕННЫЙ АНАЛИЗ:

Дидактическая игра «Путеводитель» .

Цель: развитие умения определять и называть гласные звуки в словах.

Оборудование: картинки, обозначающие слова – предметы.

Содержание игры: Участники игры получают картинки, произносят их названия – слова и отвечают , какие гласные звуки «живут» в них.

Дидактическая игра «Расшифруй слово»

Цель: развитие умения определять начальный звук в слове, соотносить его с буквой; учить читать слова разного слогового состава.

Оборудование: карточки с картинками.

Содержание игры: Участникам говориться о том, что на карточках зашифрованы слова. Чтобы их разгадать, нужно определить какой первый звук в слове и записать или выложить соответствующую букву. Затем прочитать слово.

Дидактическая игра «Светофор».

Цель: развитие умения определять место звука в слове.

Оборудование: бумажная полоска, разделённая на три части: красная левая часть – начало слова, средняя жёлтая – середина слова, зелёная правая – конец слова.

Содержание игры: Логопед называет слово. В зависимости от того, где слышится заданный звук в слове, участники ставят фишку на красную, жёлтую, зелёную часть полоски.

ЗВУКОБУКВЕННЫЙ СИНТЕЗ:

Дидактическая игра «Лишняя буква».

Цель: развитие звуко-буквенного анализ и синтеза, развитие зрительно пространственной ориентировки, развитие зрительно-моторной координации.

Оборудование: Картинки, в окружении букв.

Содержание игры: Участники называют, что изображено на картинке, затем соединяют последовательно все буквы, составляя слово, находят лишнюю букву и зачеркивают её.

Дидактическая игра «Слова рассыпались»

Цель: Развитие звукобуквенного синтеза умения, умения составлять слова из предложенных букв.

Оборудование: Карточки со словами с переставленными буквами.

Содержание игры: Участники должны расставить слова в правильном порядке и составить слова.

Дидактическая игра «Разнобуквица»

Цель: развитие звукового синтеза, умения выделять в словах заглавные и прописные буквы и составлять из них слова.

Оборудование: Карточки со словами.

Содержание игры: Участники должны найти все большие буквы и составить слово, затем найти все маленькие буквы и составить слово.

Чтение – это сложный психофизиологический процесс. Основу процесса чтения составляет триединство следующих психофизиологических компонентов:

Зрительное восприятие графического образа слова. Уметь читать – это значит, прежде всего, уметь по буквам догадываться о тех словах, которые ими обозначаются. Чтение начинается только с того момента, когда человек, смотря на буквы, оказывается в состоянии произнести, или вспомнить, определенное слово, соответствующее сочетанию этих букв.

Воспроизведение звукового образа слова. Когда человек читает, он имеет дело с буквенной записью слова или предложения. Задача любого чтения в конечном счете состоит в том, чтобы понять читаемый текст, что предполагает понимание значения каждого слова. Но носителем значения слова является его звуковая (а не буквенная) форма. Это вполне понятно: ведь ребенок понимает слова задолго до того, как научится читать. Чтение – это и есть восстановление звуковой формы, звукового образа слова на основе его буквенной записи (Д.Б. Эльконин).

Понимание значения слова. Каждое слово, прочитанное нами, может вызывать в нашем сознании какие-нибудь изменения, которыми определяется понимание нами этого слова. В одном случае в нашем сознании возникает определённый, более или менее яркий образ, в другом – какое-нибудь чувство, желание или отвлечённый логический процесс, в третьем и то, и другое вместе, в четвертом – никакого образа и чувства, а только лишь простое повторение воспринятого слова или, быть может, другое слово, с ним связанное.

Мотивом чтения является потребность. У младшего школьника, овладевающего чтением, вначале возникает потребность научиться читать, т. е. освоить звуковую систему и сам процесс чтения – возникновения из букв слова. Это вызывает у него интерес. Освоив первоначальное чтение (грамоту), ученик меняет мотив чтения: ему интересно понять, какая мысль кроется за словами. По мере развития чтения мотивы усложняются и школьник читает с целью узнать какой-то конкретный факт, явление; даже появляются более сложные потребности, например, познать мотив поступка героя, чтобы оценить его; найти главную мысль в научно-популярном тексте и т. д.

Чтение непосредственно связано и с устной речью. С помощью устной речи отрабатывается выразительность чтения; при чтении используются средства речевой выразительности, а также связная устная речь для передачи содержания текста и общения между читающими.

Как же сформировать навык чтения, чтобы обеспечить в дальнейшем успешное обучение? С чего начать?

Прежде всего определяю факторы, мешающие быстрому чтению:

1. Регрессия – возвратные движения глаз с целью повторного чтения уже прочитанного. Этот недостаток самый распространенный.

2. Малое поле зрения (участок графической информации, воспринимаемый глазами за одну фиксацию)

4. Неумение найти главное в тексте.

5. Отсутствие внимания.

В процессе обучения чтения можно применять специальные приемы и упражнения, влияющие на технику чтения, осмысление, выразительность:

Упражнения, направленные на развитие четкости произношения:

Предлагаю выполнить упражнения, направленные на развитие артикуляционной подвижности речевого аппарата.

Цель: тренировать артикуляционный аппарат, работать над дыханием и дикцией, совершенствовать произношение гласных и согласных звуков.

Упражнение 1. «Работа с гласными звуками».

Участники сначала просто прочитывают гласные, а затем читают, обращая внимание на ударение.

Упражнение 2. «Работа с согласными звуками».

Участники должны четко произносить каждый звук, а затем произносить их как можно быстрее.

Упражнения, вырабатывающие внимание к слову, правильное чтение:

Упражнение 1. « Путешествие в слово».

Цель: развитие умения различать границы слова.

Содержание упражнения: Участники читают слова, где последняя буква одного слова является началом следующего.

Упражнение 2. «Собери слова».

Цель: развитие звукослогового синтеза.

Содержание упражнения: Участники соединяют слоги и буквы в целые слово, читают составленное слово.

Упражнение 3. «Шифрограмма».

Цель: развитие умения находить и правильно прочитать слово среди букв.

Содержание упражнения: Участники ищут, какое слово спрятано среди букв.

АОРТМУБЛИСАМЕШУЛОВЦЮ

СВОСНЕГОРШМОИНЕЙЧУВЖС

Упражнения, развивающие скорость чтения.

Предлагаю выполнить упражнения, направленные на развитие техники чтения.

Упражнение «Шерлок»

Цель: развитие техники чтения, зрительной памяти, увеличения обзора зрения.

Содержание упражнения: На листе бумаги написаны слова.

рама, кисель, ложка, стул, конь, золото, мыло, ручка, мышь, рот, колено, собака, лето, озеро, рак

Ведущий называет слово и просит ребенка его найти.

Каждое следующее слово будет находиться быстрее предыдущего. Так как, пытаясь найти одно слово, школьник будет по пути читать и другие, и запоминать, где они находятся.

Упражнение «Эх, раз! Еще раз!»

Цель: развитие скорости чтения.

Оборудование: секундомер, текст для чтения.

Содержание упражнения: Школьник читает текст в течение 1 минуты. Когда минута закончилась, ребенок останавливается. Ведущий отмечает то место, где остановились. Делается небольшой перерыв, затем ученик прочитает этот же текст еще раз. Через минуту делается еще отметка. С каждым разом скорость чтения будет увеличиваться

Что это нам дает? Увеличение скорости чтения. И мотивация ребенка. Он сам увидит, что способен на большее.

Таким образом, уважаемые родители, так как овладение письмом и чтением требует последова­ тельного обучения, считаю, что использование игр и упражнений со своими детьми по развитию навыков правильного чтения и письма, процесс формирования письменной речи будет протекать легче и быстрее.

Подведение итогов семинара-практикума.

Организация рефлексии «Мое участие в семинаре-практикуме».

Цель: конкретизировать, уточнить, обобщить знания родителей, полученные в результате семинара-практикума.

Оборудование: Карточки с напечатанными предложениями.

– Сейчас я предлагаю вам закончить предложения, тем самым высказать, свое отношение к семинару :

Во время семинара я поняла , что…

Самым полезным для меня было…

Мне не понравилось…

На следующем семинаре я хотела бы…

Использованные источники

Заика Е.В. Упражнения для формирования навыка чтения у младших школьников. – Вопросы психологии. – 1995. – № 6.

Зегебарт Г.М. Учение без мучения. Коррекция дисграфии. – М., Генезис, 2007 .

Костромина С.Н., Нагаева Л.Г. Как преодолеть трудности в обучении чтению. – М.: Ось-89,

2004. – 240 с. (Практическая психология).

Новоторцева Н.В. Первые шаги в освоении чтения. – Санкт-Петербург, Каро, 2005.

Семинар – практикум для учителей начальных классов «Как помочь детям с нарушением письма и чтения?»

Семинар – практикум для учителей начальных классов

«Как помочь детям с нарушением письма и чтения?»

Проблема нарушений письменной речи у школьников – является актуальной, потому что письменная речь служит основным проводником человека в информационной среде, во многом определяя его образовательные возможности и успешность дальнейшей социальной адаптации. Письменная речь включает в себя письмо и чтение. Разнообразные расстройства чтения и письма носят названия дисграфия и дислексия.

Дислексия и дисграфия у детей – специфические затруднения в овладении навыками письменной речи, которые часто сопутствуют недоразвитию устной речи, но могут возникнуть и проявляться самостоятельно. Дислексические и дисграфические расстройства проявляются по-разному: от отдельных затруднений при чтении и письме до полной невозможности овладеть этими навыками. При дислексии у детей с трудом формируется навык чтения. Дети плохо удерживают в памяти графический образ букв и не могут их сливать в слоги и слова. При нарушении чтения наблюдаются своеобразные ошибки: перестановки букв, смешение букв, сходных по начертанию, пропуск строчек и другие. Чтение протекает медленно и часто носит угадывающий характер. Переходя к характеристике нарушения письма надо отметить большое количество разнообразных ошибок, обусловленных недоразвитием фонетической, лексико-грамматической сторон речи: это как правило замены букв, смешение, пропуски букв……. . Чтобы понять механизмы возникновения этих нарушений, необходимо иметь представление, что управляет процессами чтения и письма. Акт чтения и письма осуществляется слаженной работой целого ряда физиологических компонентов, которые участвуют в организации этого процесса. В процессах чтения и письма принимают участие различные анализаторы: слуховой, зрительный и двигательный. Регуляция и согласование работы этих анализаторов осуществляется в теменно-затылочно-височной областях головного мозга. В норме на 10-11 годах жизни заканчивается формирование данного процесса. В лобных отделах головного мозга зарождается побуждение к действию, то есть мотив письма и чтения, а также осуществляется контроль над работой всех структур, которые участвуют в этих процессах. Только при согласованной работе всех анализаторов и при сохранности определенных структур головного мозга возможно успешное овладение навыками письма и чтения. Какие же причины лежат в основе нарушений письменной речи?

· Нарушение чтения и письма рассматривают как результат недостаточной подготовленности ранних ступеней языкового развития, т. е. недоразвитие устной речи

· Детские инфекции, травмы

· Длительные соматические заболевания

· Двуязычие в семье

По мнению нейропсихологов источником неудач в становлении письменной речи может служить несвоевременное формирование процесса латерализации (установление доминантной роли одного из больших полушарий головного мозга). К моменту обучения грамоте у ребенка должна уже сложиться четкая латеральная ориентация, определена ведущая рука. При задержке этого процесса, при скрытых формах левшества затрудняется корковый контроль над многими видами деятельности. Причиной дислексии и дисграфии может явиться и расстройство в системах, обеспечивающих пространственное и временное восприятие. Также причинами развития у младших школьников нарушений речи могут быть несформированность произвольных форм деятельности, недостаточность развития высших психических процессов, а также неустойчивость эмоциональной сферы. При изучении письменных работ учащихся и наблюдении за чтением надо помнить, что все ошибки, которые можно отнести к дисграфическим и дислексическим, специфичные, стойкие и имеют повторяющийся характер. Если у ребенка при чтении и письме встречаются ошибки, которые можно отнести к специфическим, но они редки, от случая к случаю или вообще единичны, то это, скорее всего, результат переутомления, невнимательности.

Письменная речь – многоуровневый процесс, в котором принимают участие разные анализаторы, поэтому работа по предупреждению и коррекции дислексиии и дисграфии направлена не только на развитие и коррекцию всех сторон речи, но и на развитие внимания, памяти, мышления. В работе по предупреждению и коррекции нарушений письменной речи упражнения на расширения поля зрения позволяют увеличить объём воспринимаемой информации.

Упражнения на расширения поля зрения:

1.«Числовые и буквенные пирамиды»Инструкция. Посмотреть в центр первой строки, не отводя взгляд от центра, сказать какие цифры, слоги находятся слева и справа от центра. Постепенно спускаться вниз, остановиться на строке, на которой ребенок затрудняется называть числа или слоги.

12 29 МЫ—1—ЛО

45 72 МУ—–2——ХА

37 29 РЕ———3——-КА

68 86 ВО———-4———-ДА

29 43 ОЧ————5————КИ

2. Словесные лесенки» Инструкция. Прочитать слова сверху вниз, объяснить значение непонятных слов, поделить трудные слова на слоги. Прочитать слова сверху вниз, снизу вверх.

Используемые упражнения на развитие внимания помогают удерживать и концентрировать внимание, тренировать распределение и избирательность внимания.

1. Переписать без ошибок строчки.

а) АММДАМА РЕБЕРГЕ ППРООПРОП

2. «Найди спрятанные слова»

бстранаеитранвдомрюдыметтзаборггщшщатмашина

3.Прочитай в таблице сначала все слоги, составленные из строчных букв, а потом все слоги, составленные из заглавных букв. Читать нужно по строкам слева направо.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: