Как подготовить ребёнка к письму и изучению родного языка

Как подготовить ребёнка к письму и изучению родного языка

Фото: Игорь Губарев

Дети, предрасположенные к отставанию в речевом развитии, обычно непосредственны, несамостоятельны, недостаточно самокритичны. У них больше развиты игровые, а не познавательные интересы.

Столкнувшись с трудностями, такой ребёнок проявляет пассивность и быстро отказывается от попыток добиться результата. Целенаправленность и настойчивость он проявляет только в тех вопросах, которые вызывают у него интерес. Выслушав вопрос, он обычно отвечает: «Не знаю», и только после поощрения со стороны взрослого начинает обдумывать ответ.

Дети, склонные к отставанию в речевом развитии, способны понимать и самостоятельно образовывать простые обобщающие понятия, однако испытывают затруднения при знакомстве с более сложными понятиями.

Им тяжело даётся фонематический анализ: затруднения возникают при подборе картинок на определённый звук, определение количества и последовательности звуков в слове. Часто вместо звуков они выделяют слоги, у них труднее формируется навык слогослияния.

Детям с трудностями формирования навыков письма и чтения свойственны неравномерность психического развития, недостаточная сформированность высших психических функций (внимание, память, мышление).

Главной причиной трудностей формирования навыков письма и чтения специалисты называют нарушения зрительного и пространственного восприятия.

Чем раньше выявлены отклонения и начаты коррекционные занятия, тем быстрее показатели развития ребёнка придут в соответствие с возрастными нормами.

Стойкие нарушения письменной речи могут возникать из-за несформированности некоторых частных психических процессов, которые совершенно незаметны в повседневной жизни, но создают серьёзные препятствия при овладении письмом или чтением. Если время упущено, появляются вторичные расстройства, развивается неврозоподобная симптоматика, повышается уровень тревожности, тревожность приобретает характер фобических переживаний в ситуациях, связанных с чтением.

Работа с буквами

Если ребёнок забывает, путает, неправильно пишет буквы, предложите ему задания на узнавание букв.

• найти букву среди ряда других букв;
• назвать или написать буквы, перечеркнутые дополнительными линиями;
• определить буквы, расположенные неправильно;
• обвести контуры букв;
• буква «сломалась» — добавить недостающий элемент;
• назвать буквы, наложенные друг на друга;
• изобразить букву с помощью пальцев.

Последнее упражнение исключительно полезно.

Чтобы освоить последовательность операций, разложите это задание на несколько этапов. Предложите ребёнку:

• построить букву по словесной инструкции с одновременным показом педагогом;
• сравнить пальчиковую букву с образцом;
• построить букву по словесному указанию без образца;
• построить букву самостоятельно без зрительного образца;
• отгадать букву, построенную другим ребёнком.

Эти упражнения позволяют не только закрепить оптический образ буквы, но и предупреждают возникновение оптической дисграфии.

Пальчиковые задания способствуют формированию ассоциативных связей между центрами речи и моторной зоной коры, что в конечном итоге позволяет совершенствовать механизм произвольной регуляции движений руки и помогает освоить навык письма.

Для развития графо-моторных навыков рекомендуются такие задания, как: штриховка по контуру, срисовывание геометрических фигур, обводка заготовленных образцов рукописного текста через прозрачную кальку, письмо букв, слов и фраз по трафарету, дорисовывание незаконченных рисунков или законченных изображений с недостающими деталями, воспроизведение фигур и сочетаний нескольких фигур по памяти.

Для упражнений в конструировании и реконструировании букв алфавита можно использовать счётные палочки или картонные элементы букв.

Для лучшего усвоения оптических образов букв их соотносят с какими-либо сходными предметами, изображениями: «о» — с обручем, «ж» — с жуком, «и» — с перекладиной и так далее. Загадывайте ребёнку различные загадки о буквах, предложите ему ощупать рельефные буквы, срисовать их.

В дошкольном возрасте важна именно подготовка, а не обучение письму. Такой подход объясняется психофизиологическими особенностями ребёнка пяти-шести лет.

Дети этого возраста с трудом ориентируются в таких необходимых при письме пространственных характеристиках, как правая-левая стороны, верх-низ, ближе-дальше, над-под, около-внутри. У них слабо развиты мелкие мышцы руки, несовершенна координация движений. Им стоит большого труда держать кисточку, карандаш, ложку, правильно расстегнуть и застегнуть пуговицы, зашнуровать ботинки.

Для развития мелкой моторики рук

используются самые разнообразные приёмы и упражнения: массаж пальцев и кистей рук; пальчиковый театр, пальчиковые игры со стихами, скороговорками, счётными палочками; гимнастика для пальцев, лепка из пластилина; выполнение аппликаций и поделок из бумаги в технике оригами; рисование красками различными способами.

Для развития координированных движений предложите детям игры и упражнения с мелкими предметами (мозаика, завязывание верёвочек). Весьма полезны рисование по трафаретам различной величины и сложности, дорисовка предмета по принципу симметрии или штриховка, копирование рисунка по точкам, по образцу. Устраивайте графические и слуховые диктанты, играйте в лабиринты.

Приведу описания некоторых игр и упражнений, способствующих развитию мелкой моторики:

«Отгадай, что внутри»

Возьмите несколько сосудов, наполните их водой, песком, различными крупами или любыми мелкими предметами. Ребёнок опускает кисти рук в сосуд, перемешивает содержимое. Затем ему предлагается сосуд с другим содержимым. После нескольких проб ребёнок с закрытыми глазами опускает руку в предложенный сосуд и старается отгадать его содержимое, не ощупывая пальцами отдельные элементы.

Взрослый, садясь напротив ребенка, делает пальцами своей руки какую-либо «фигуру» (одни пальцы могут быть согнуты, другие — выпрямлены). Малыш должен своими пальцами точно повторить «фигуру», зеркально изобразить её, ведь взрослый сидит напротив. Если задание вызывает у ребёнка сложности, то сначала можно потренироваться выполнять его, сидя рядом, а не напротив малыша, чтобы тому было легче копировать положение пальцев руки. В более сложном варианте игры участвуют обе руки.

Читайте также:
Развитие речи младших дошкольников

«Игры с рисованием»

Нарисуйте заранее или используйте готовый рисунок какого-либо лабиринта. Если ребёнок рисует лабиринт для взрослого, а взрослый — для ребёнка, азарт захватывает всех, каждый старается нарисовать посложнее. Как можно чаще рисуйте малышу всевозможные лабиринты. Пусть он пройдёт по ним карандашом, не отрывая руки. Желательно объяснить, что это за лабиринт, куда он ведёт и кто по нему должен пройти. Тогда занятие не покажется ребёнку скучным. Например: «Этот лабиринт в замке Снежной Королевы, он изо льда. Герда должна пройти по нему, не касаясь стенок, иначе она замёрзнет».

«Мозаика из пуговиц»

Подготовьте пуговицы разного цвета и размера. Сначала сами выложите рисунок из них, а затем попросите ребёнка сделать то же самостоятельно. После того, как малыш научится выполнять задание без вашей помощи, предложите ему придумать свои варианты рисунков. В технике пуговичной мозаики можно выложить неваляшку, бабочку, кошку, снеговика, мячики, бусы, буквы, цифры и другие предметы.

Насыпать горох на блюдце. Ребёнок большим и указательным пальцами берёт горошину и удерживает её остальными пальцами, как будто собирает ягоды. Потом берет следующую горошину, потом ещё и ещё, чтобы набрать целую горсть. Можно делать это одной или двумя руками одновременно.

Отлично развивает руку разнообразное нанизывание на нитку пуговиц, бусин, рожков и макарон, сушек. Можно составлять бусы из картонных кружочков, квадратиков, листьев деревьев, ягод рябины.

Чтение

Очень эффективен интерактивный метод, при котором взрослые поощряют детей принимать активное участие в процессе чтения: побуждают их задавать вопросы, быть рассказчиками историй. Такое чтение, его называют диалогическим, оказывает положительное влияние на речь, улучшает лексику дошкольников. Как правильно читать ребенку?

• Шаг первый. Побудите ребёнка высказаться по поводу книги. Например, рассматривая страницу книги, на которой изображена пожарная машина, можно спросить: «Что это?» Малыш ответит: «Машина».

• Шаг второй. Оцените ответ: «Правильно, молодец, — и видоизмените, дополните его: — Это красная пожарная машина».

• Шаг третий. Повторно стимулируйте интерес малыша к книге, чтобы удостовериться, усвоил ли он ответ взрослого: «Ты можешь повторить — «пожарная машина»? Этот приём можно использовать практически на каждой странице.

Побуждайте ребёнка как можно больше говорить самому. Делайте паузу в конце предложения, а дети будут её заполнять. Этот приём можно использовать при чтении текстов с рифмой или с повторяющимися фразами: «Ты не бойся, это — гусь, я сама его (боюсь)» или «Раз, два, три, четыре, пять — вышел зайчик (погулять)». Благодаря такому приёму дети получают информацию о структуре языка.

Задавайте вопросы, напоминающие о событиях прочитанной книги: «Скажи мне, что случилось с Мухой-Цокотухой в этой сказке?» («Муха-Цокотуха», К. Чуковский).

Такие вопросы помогают ребёнку усвоить сюжет истории и описать последовательность событий.

Подобные вопросы можно задавать не только в конце книги, но и в начале, если эту книгу уже ранее читали, или в середине, если книгу читают несколько дней: «На чём мы остановились в прошлый раз? Напомни мне, где оказались коротышки после аварии на воздушном шаре?» («Приключения Незнайки и его друзей», Н. Носов). Это помогает родителям понять, помнит ли ребёнок, о чём они читают и понимает ли смысл прочитанного (старшие дошкольники).

Побуждая ребёнка пересказать содержание прочитанной сказки или рассказа, важно понимать, что это вызывает сложности у большинства детей, поэтому не настаивайте, если ребёнок отказывается. Помните, что диалогическое чтение не должно вызывать отрицательных эмоций, иначе ребёнок не захочет читать.

Предложите ребёнку описать иллюстрацию к знакомой книге: « Расскажи, что происходит на этой картинке?» Благодаря этому развивается вербальная речь, приобретается умение составлять подробный рассказ.

Вместе рассматривайте иллюстрации и задавайте малышу всевозможные вопросы — «что», «где», «когда», «почему» и «как». Если он затрудняется с ответом, расскажите сами. Такой диалог расширяет детский словарь.

Помогайте ребёнку установить связь между книгой и реальным миром. Например, при просмотре книги, на странице которой изображены животные, можно спросить: «Помнишь, мы недавно ходили в зоопарк. Кого из этих животных мы там видели?» Отвечая на наши вопросы, малыш приобретает навыки рассказа, у него развивается способность к диалогу.

Для интерактивного чтения подходят практически все книги, но в большей степени — с красочными иллюстрациями. Применяется этот метод и без чтения, а только при рассматривании картинок.

Обсуждение прочитанного, пересказ, ответы на вопросы взрослого — это обеспечивает большой скачок в развитии речи ребёнка и подготовке к обучению в школе за весьма короткое время. То, что сейчас называют диалогическим чтением, традиционно было частью русской культуры. К сожалению, сейчас оно утрачивается.

Читайте также:
Игры для развития речи и мышления дошкольников

Как подготовить ребёнка к письму и изучению родного языка

Подготовка ребёнка к обучению письму.

Письмо – это особая форма речи, при которой её элементы фиксируются на бумаге (или других материалах) путем начертания графических символов (графем), соответствующих элементам устной речи.

Письмо имеет сложнейшую психофизиологическую структуру и включает механизмы артикуляции и слухового анализа, зрительную память и зрительный контроль, зрительно-моторные координации и моторный контроль.

В формировании навыка письма выделяют три основных этапа:

1-й этап – аналитический, основным компонентом которого является вычленение и овладение отдельными элементами действия, уяснение содержания. На этом этапе большое значение имеет не только уровень развития ребенка, наличие определенных знаний и умений, но и способ объяснения тому, что и как должен делать ребенок, степень осознания выполняемого действия.

2-й этап – синтетический, этап соединения отдельных элементов в целостное действие.

3-й этап – автоматизация, этап образования навыка как действия, которое характеризуется высокой степенью усвоения и отсутствием поэлементной сознательной регуляции и контроля. Характерной чертой являются быстрота, плавность, легкость.

Необходимо помнить, что первые два этапа – это осознанная деятельность, а не механические упражнения. Многократные упражнения и тренировка, без которых нельзя сформировать навык письма, наиболее целесообразны и эффективны только на 3-м этапе.

Формирование навыка письма – длительный и сложный процесс: сложный и по структуре самого акта письма, и по структуре формирования навыка, и по психофизиологическим механизмам, лежащим в его основе. Овладеть письменной речью можно «только при условии, если ребенок усвоил и выработал ряд приемов, вплотную подведших его к процессу письма, подготовивших и неимоверно облегчивших для него овладение идеей и техникой записи» (Л.С.Выготский).

Уменьшить объективные трудности при обучении письму можно в том случае, если правильно подготовить ребенка. Каждый ребенок развивается по-своему, у каждого свой собственный путь и темп развития. Но все же есть нечто общее, что позволяет охарактеризовать всех детей: возрастные особенности, свойственные определенному возрасту.

В старшем дошкольном возрасте интенсивно идет развитие опорно-двигательной системы (скелета, суставно-связочного аппарата, мускулатуры). Поэтому в этом возрасте еще не закончен рост и формирование костей скелета, грудной клетки, которые поддаются деформирующим воздействиям при неправильном положении тела. Вполне понятно, почему нельзя не обращать внимания, если ребенок неправильно сидит за столом. Неправильная посадка может достаточно быстро привести к серьезным изменениям, которые нарушат его рост и физическое развитие.

Одним из составляющих компонентов письма (отличающих его от чтения) является подготовленная рука ребенка. Однако рука ребенка-дошкольника физиологически несовершенна: слабо развиты мелкие мышцы рук, не закончено окостенение запястья и фаланг пальцев. Как и весь организм, рука находится в стадии интенсивного развития. Наблюдения за детьми показывают, что им труден захват карандаша (умение правильно держать его тремя пальцами – щепотью). При выполнении различных действий (например, при рисовании) ребенку трудно правильно управлять посредником (в данном случае – карандашом).

Карандаш, ручка, мелок и др. являются посредниками между рукой ребенка и бумагой, доской. Зажатый в руке карандаш как бы удлиняет кисть, является ее своеобразным продолжением, поэтому маленький ребенок сосредотачивает свое внимание не на захвате, а на точке соприкосновения карандаша и бумаги. И это часто является причиной формирования у него неправильного захвата карандаша (кисточки, ручки и др.), что скажется на качестве формируемых навыков рисования, а в последующем и письма.

При этом особенно заметен не соответствующий работе мышечный тонус. Тонус – это длительно сохраняющееся состояние упругости (возбуждения) мышц. У одних детей можно наблюдать слабый (вялый) тонус, что приводит к начертанию тонких, ломаных, прерывистых линий. У других – повышенный тонус мелкой мускулатуры. В этом случае рука ребенка быстро устает, он не может закончить работу без дополнительного отдыха.

В старшем дошкольном возрасте нервная регуляция движений еще несовершенна, чем объясняются недостаточная точность и быстрота движений, трудность завершения их по сигналу. При выполнении движений основной контроль в этом возрасте принадлежит зрению. В процессе движений не просто фиксируется поле деятельности, а прослеживается все движение от начала до конца. Поэтому дети тщательно и старательно пытаются выводить буквы, срисовывать рисунки. Им бывает трудно провести даже несколько строго параллельных линий, трудно на глаз определить величину знаков (букв). Детям гораздо легче печатать крупные буквы, рисовать большие фигуры, чем писать в узкой строке. Именно в этот период дети осваивают главные пространственные соотношения, хорошо различают положение фигур на плоскости, овладевают умением в действии соизмерять ширину, высоту, длину и форму предметов.

В старшем дошкольном возрасте совершенствуется слуховая чувствительность. Дети могут различать звуки разной высоты, хорошо улавливать и различать ритм, темп, способы воспроизводить движения несложного ритмического рисунка в заданном темпе.

Необходимо напомнить и об особенностях мышления ребенка 5-7 лет. Наглядно-образное мышление переходит на более высокую ступень. Появляющиеся элементы наглядно-схематического мышления позволяют ребенку оперировать не только конкретными образами. Он уже способен сам нарисовать простую схему, понять схематическое изображение.

Читайте также:
Трудности в обучении, дисграфия, дислексия - результаты нарушенного досуга

Итак, письмо – сложный навык и в полном объеме не доступен ребенку-дошкольнику. Поэтому с детьми проводится целенаправленная работа по подготовке их к обучению письму.

Процесс подготовки дошкольников к обучению письму не должен быть механической тренировкой. Это должна быть система осознанной, творческой работы каждого ребенка (даже в самых простых заданиях) под руководством и при помощи взрослого.

Подготовка к обучению письму включает в себя четыре основных направления. У каждого направления свои задачи.

I. Развитие руки.

1. Сформировать правильный захват орудия письма.

2. Упражнять в правильном распределении мышечной нагрузки руки.

3. Развивать мелкую моторику руки.

II. Подготовка к технике письма.

1. Развивать пространственную ориентировку.

2. Воспитывать чувство ритма в движении.

3. Знакомить с разлиновкой.

III. Упражнение в аналитико-синтетической деятельности.

IV. Формирование элементарных графических умений.

Взрослым необходимо видеть весь объем предстоящей в дошкольном возрасте работы по подготовке ребенка к обучению письму. Однако саму работу следует проводить в соответствии с возрастными особенностями и индивидуальными возможностями каждого ребенка. С этой целью можно провести обследование мелкой моторики руки и выявить степень готовности к обучению письму.

Особенности готовности первоклассников к овладению письмом

Внимание! В Каталоге готовых работ Вы можете посмотреть дипломные работы по данной тематике.

Наиболее важным компонентом для успешного овладения детьми письмом является речевая готовность. Дети, усваивая родной язык, овладевают важнейшей формой речевого общения – устной речью. Важность развития правильной устной речи для овладения письмом подчеркивают многие выдающиеся педагоги и психологи (А.Н. Гвоздев, 1961; Р.Е. Левина, 1940, 1965; Л.Ф. Спирова, 1965; Г.А. Каше, 1971; Л.Н. Ефименкова, 1985, 2004 и др.).

Актуальность проблемы дисграфии говорит о необходимости профилактической работы по устранению нарушений, отрицательно влияющих на овладение грамотой, т.е. предпосылок дисграфии. Однако предпосылка к нарушению – это уже патология, проявляющаяся в несформированности каких-либо психических функций или ряда функций, которые уже должны быть сформированы в норме к дошкольному возрасту. Несформированность психических функций или ряда функций, обеспечивающих процесс письма в норме, ведет, в свою очередь, к невозможности полноценного овладения навыком письма и соответственно к невозможности полноценного усвоения школьной программой, что тормозит развитие ребенка в целом. Значит, можно сказать, что сам факт существования предпосылки к нарушению это уже дефект, который еще находится в скрытой форме.

Существует два подхода к выявлению предрасположенности к дисграфии.

Сторонники одной точки зрения (А.Н. Корнев, С.Б. Яковлев, О.Б. Иншакова, Р.И. Лалаева, И.Н. Садовникова, А.В. Семенович и др.) считают, что для выявления такой предрасположенности необходимо обследовать вербальные и невербальные психические функции: предпосылки интеллекта, зрительно-пространственные представления, зрительный анализ, синтез, мнезис, оптико-моторную координацию, сукцессивные операции, а также профиль латеральной организации. Нарушение или недостаточная сформированность исследуемых процессов будут свидетельствовать о предрасположенности ребенка к дисграфии.

Другие исследователи (Г.А. Каше, Р.Е. Левина, Л.Ф. Спирова, О.А. Токарева, А.В. Ястребова) полагают, что нарушения письма обусловлены воздействием того же патогенетического фактора, что и нарушения устной речи.

Н.В. Новоторцева (1995) отмечает, что дисграфия у детей – это одно из проявлений системного недоразвития речи и ряда неречевых функций, затрудняющих освоение письма, языковых знаний и умений не только в начальной школе, но и на последующих этапах обучения русскому языку – при изучении морфологии и синтаксиса.

Наиболее значимым для возникновения нарушений письма являются нарушения речевых функций, и прежде всего фонетико-фонематической стороны речи. Нарушения фонетико-фонематического компонентов речи, по мнению Р.Е. Левиной (1961, с.67), являются следствием отсутствия речевой готовности к усвоению письма, в «… неполноценном протекании предшествующего письму речевого развития». Автор считает, что «правильное написание слова не есть результат одного только изучения определенных орфографических правил. Подавляющее большинство правильных написаний подготавливаются в сознании ребенка еще в процессе развития устной речи. Чем активнее протекает процесс формирования речи, тем лучше ребенок оказывается подготовленным к письму. И наоборот, чем беднее протекает процесс формирования речи, тем хуже ребенок овладевает письмом».

Как писал известный психолог Д.Б. Эльконин (1985, с.62), «от того, как ребенку будет открыта звуковая действительность языка, звуковая форма слова, зависит не только усвоение грамоты, но и все последующее усвоение языка грамматики и связанной с ней орфографии».

К нарушениям зрительно-пространственных функций относятся нарушения пространственных представлений, зрительного мнезиса и гнозиса. Нарушения зрительно-пространственных функций ведут к появлению оптической дисграфии, которая не зависит от состояния устной речи и может иметь место даже у детей с самым высоким уровнем ее развития.

В русском алфавите 33 буквы и написание 23 из них вызывает затруднение из-за свойств зеркальности. Все буквы, как в печатном, так и в рукописном шрифте, состоят из небольшого набора одних и тех же элементов: палочки, крючочки, овалы и полуовалы и нескольких специфических элементов, характерных для отдельных букв. Эти элементы, по-разному комбинируясь между собой как по количеству, так и по пространственному расположению, образовывают различные буквенные знаки. Подобная одинаковость составляющих элементов является причиной наличия в нашем алфавите нескольких групп оптически сходных букв. Отличия букв данных групп друг от друга выявляется в следующих признаках: 1) Разное количество совершенно одинаковых элементов; 2) Различное расположение в пространстве одинаковых элементов; 3) Наличие дополнительных элементов; 4) Различная величина одинаковых элементов.

Читайте также:
Развитие речи в 6-7 лет

Учитывая подобную специфику алфавита можно сказать, что ребенок с недостаточно сформированными представлениями о форме и величине предметов и об их расположении в пространстве по отношению друг к другу, то есть с нарушением зрительно-пространственных представлений, не сможет четко уловить указанные выше различия. Нарушение зрительного мнезиса ведет к сложностям в запоминании зрительных образов букв и соответствующим сложностям в их воспроизведения при письме.

Немаловажным фактором для успешного овладения навыком письма является так же готовность руки ребенка к письму. Процесс письма требует сосредоточенности, внимания и готовности руки воспроизводить серии достаточно мелких движений. Отсутствие подобной готовности, даже при достаточной сформированности всех, вышеперечисленных функций, значительно замедляет и усложняет, и без того не легкий для ребенка, процесс овладения письмом. Это доказала, прежде всего, в своих экспериментальных исследованиях М.М. Кольцова (1975).

Таким образом, теоретический анализ показывает, что для успешного овладения письменной речью у ребенка должны быть сформированы необходимые предпосылки письма, а именно:

1) Различение на слух всех звуков речи, включая акустически и артикуляторно близкие (звонкие-глухие, мягкие-твердые, свистящие-шипящие, Р-Л-Й).

2) Правильное произношение всех речевых звуков (в плане отсутствия замен одних звуков другими).

3) Владение звуковым анализом слова.

4) Достаточный уровень сформированности зрительно-пространственных представлений, что необходимо для прочного усвоения зрительных образов букв.

5) Достаточный уровень сформированности графических умений и навыков.

6) Развитие мелкой моторики, т.к. письмо среди операций включает и выполнение тонких координированных движений руки.

В то же время актуальность логопедической работы в массовой школе обусловлена значительной распространенностью речевых нарушений среди детей и недостаточной их речевой готовностью к овладению письмом (Г.А. Каше, 1971).

Н.В. Новоторцевой (1991) было проведено экспериментальное исследование и представлена характеристика развития детей и их речи по данным анамнеза, характеристика речи и психических процессов старших дошкольников по данным эксперимента.

Данные исследования фонетической стороны речи у старших дошкольников, полученные Н.В. Новоторцевой, показали высокую выявляемость нарушений звукопроизношения – 62%. Из 304 обследованных шестилетних дошкольников дефекты произношения звуков отмечены у 59, из 389 пятилетних детей – 67%. При этом более распространенными явились мономорфные нарушения – 81%. В распространенности дефектов звукопроизношения автором были выявлены различия по половому признаку: у пятилетних мальчиков эти недостатки встречались в 3,8 раза чаше, чем у девочек этого возраста, а у мальчиков шести лет – в 2 раза чаще, чем у девочек. В ходе исследования была выявлена распространенность различных форм дислалии, нарушений произношения в различных фонетических группах звуков.

Данные результатов исследования фонематических процессов, полученные Н.В. Новоторцевой, показали, что у детей с речевыми нарушениями в большей мере выражены ошибки в сложных видах анализа (сравнение слов по звуковому составу, преобразование слов) в 33% случаев. Это говорит о неумении детей устанавливать фонематические различия, которые служат основой дифференциации слов. Автором были выявлены типичные ошибки: не различают твердые и мягкие согласные звуки 50% детей; ошибки на различение гласных и согласных звуков были допущены только детьми с нарушениями речи (23%). С заданиями самой сложной серии фонематического диктанта справились только 16% детей с нарушениями речи. Таким образом, исследование способности детей к анализу речевых единиц (звук, слог, слово, предложение) показало, что у детей с отклонениями в речи в большей степени проявились недифференцированные представления о речевой действительности, нерасчлененность в осознании элементов речи, отставание в практическом овладении навыком языкового анализа, что говорит об их неготовности к обучению письму.

По данным Н.В. Новоторцевой, детям с речевыми нарушениями свойственны также недостатки лексико-грамматического строя речи. Особенности в употреблении прилагательных и причастий выявлены у 86%, наречий – у 36% детей. Ошибки в словоизменении отмечены у 23%, в построении сложносочиненных и особенно сложноподчиненных предложений – у 36% детей. Указанные недостатки имели негрубый, нестойкий характер и проявлялись в разной степени в зависимости от сложности речевой задачи.

Анализ разных видов детских рассказов (по восприятию, по памяти, на основе воображения) позволил Н.В. Новоторцевой сделать вывод, что уровень сформированности связной монологической речи в целом у шестилетних дошкольников недостаточно высок. К творческому рассказыванию, опирающемуся на развитое воображение, фантазию, были готовы лишь 20% детей. В этом виде рассказывания большинство детей проявили неумение использовать свой опыт, знакомые образы, сюжеты, персонажи в преобразованном виде применительно к заданной теме.

В ходе исследования психических процессов, непосредственно и опосредованно связанных с речью, реализовался принцип параллельности в изучении речевых и неречевых процессов. У детей исследовались способность обозначать словом воспринимаемые качества и свойства предметов, пространственные и временные отношения; выявлялись особенности словесно-логического мышления и словесно-смысловой памяти. Задания предлагались в вербальной форме.

Читайте также:
Скоро в школу - готова ли речь вашего ребенка к школе

Данные исследования познавательных процессов, полученные Н.В. Новоторцевой, свидетельствуют о том, что у шестилетних дошкольников с отклонениями в речи были выявлены недостатки, касающиеся словесного обозначения оттенков цвета, формы, различных связей и отношений между предметами. Затруднения в самостоятельном назывании некоторых оттенков цвета предъявленных образцов, геометрических форм были отмечены у 35% детей. Недостаточная дифференцированность пространственных и временных представлений выявлена у 30%, несовершенство речевого выражения операций мышления (сравнения, обобщения, анализа, синтеза) проявилось у 62% детей, посещающие массовый детский сад.

У 83% детей выявлен низкий уровень сформированности важных предпосылок учебной деятельности. Дети не могли внимательно слушать, достаточно быстро понимать, запоминать и выполнять указания взрослого, подчинять свои действия правилу.

Таким образом, готовность к школе детей с отклонениями в речи, воспитывающихся в детском саду массового типа, по многим важным показателям оказалась недостаточной.

В целом, подытоживая, можно сделать вывод о том, что среди многих важных задач подготовки детей к обучению письму обучение родному языку, развитие речи, речевого общения – одна из главных. Эта общая задача состоит из ряда специальных, частных задач: воспитания звуковой культуры речи, обогащения, закрепления и активизации словаря, совершенствования грамматической правильности речи, формирования разговорной (диалогической) речи, развития связной речи, воспитания интереса к слову. В то же время нарушения звукопроизношения и недостаточное развитие других компонентов речи, значительно распространенные среди первоклассников массовой школы, нередко являются причиной затруднений в школьном обучении, особенно в овладении грамотой. Поэтому для формирования готовности младших школьников к овладению письмом актуальным является определение основных направлений логопедической работы, экономичных и эффективных методов и приемов, форм и средств коррекционного и профилактического воздействия на детей.

Список литературы:
1. Гвоздев А.Н. Вопросы изучения детской речи. – М.: АПН РСФСР, 1961. – 463 с.
2. Ефименкова Л.Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов. – М.: Владос, 2004. – 336с.
3. Ефименкова Л.Н. Формирование речи у дошкольников. – М.: Просвещение, 1985. – 147с.
4. Каше Г.А. Предупреждение нарушений чтения и письма у детей с недостатками произношения. Недостатки речи у учащихся начальных классов массовой школы. / Под ред. Р.Е. Левиной. – М.: Просвещение, 1971. – 191с.
5. Кольцова М.М. Ребенок учится говорить.- М.: Советская Россия, 1975.- 192 с. 6. Левина Р.Е. Нарушения письма у учащихся массовой школы. //Специальная школа. – М., 1961. №1. – С.66-74.
7. Левина Р.Е. Недостатки чтения и письма у детей. – М.: Учпедгиз, 1940. – 72с.
8. Новоторцева H.В. Компонентный состав психологической стpуктуpы готовности к усвоению гpамоты. // Фоpмиpование личности и интеллекта в дошкольном возpасте. – Яpославль: ЯГПИ,1995. – С.3-12
9. Новоторцева Н.В. Логопедическая работа в массовом детском саду. // Автореф. дис., Л., 1991. – 19 с.
10. Спирова Л.Ф. Недостатки произношения, сопровождающиеся нарушениями письма. // Недостатки речи у учащихся начальных классов массовой школы. / Под ред. Р.Е. Левиной. – М., 1965. – С.33-45.
11. Эльконин Д.Б. Некоторые вопросы психологии усвоения грамоты. // Вопросы психологии. – 1985. – №5. – С.61-65.

Внимание! В Каталоге готовых работ Вы можете посмотреть дипломные работы по данной теме.

Как и зачем учить детей чистописанию

Письмо от руки постепенно уходит в прошлое. Мы отправляем имейлы по работе, переписываемся в чатах с друзьями и даже списки покупок составляем на смартфоне. Школа осталась чуть ли не единственным местом, где каждый день нужно подолгу водить ручкой по бумаге. Может, вместо этого лучше учить детей печатать вслепую? Сейчас некоторые прогрессивные программы отказываются от занятий каллиграфией. Даже в традиционных школах учителя всё чаще смотрят на почерк сквозь пальцы. Но мы уверены: нужно учить детей писать красиво. Зачем и как, рассказываем далее.

Зачем учить ребёнка красиво писать

  • Для развития мозга. Каллиграфия — эффективный способ развить мелкую моторику. Она помогает избежать проблем с развитием речи и мышлением. Появляющиеся в процессе нейронные связи возьмут на себя координацию любых точных и мелких движений. Это пригодится будущим хирургам, скульпторам или биатлонистам.
  • Для успешной учёбы. Не только чтобы учителя не снижали оценки за грязь в тетради. Письмо от руки помогает лучше запомнить правописание слов и сосредоточиться на том, что пишешь. Кроме того, занятия каллиграфией развивают концентрацию, усидчивость, силу воли и самообладание. Всё это пригодится не только в школе.
  • Для поднятия самооценки. Научиться аккуратно писать довольно трудно. При правильной мотивации усилия ребёнка окупятся. Он сможет по праву гордиться собой, ведь у него получается то, что выходит далеко не у всех.
  • Для самовыражения. Если подходить к занятиям творчески, они станут для ребёнка увлекательной игрой. Возможно, эксперименты с инструментами письма, цветами и шрифтами станут его хобби — отличный старт для будущего дизайнера.

С какого возраста учить ребёнка письму

Психологи рекомендуют учить ребёнка писать печатные буквы с пяти-шести лет. Но если малыш раньше проявил интерес письму, конечно, нужно его поддержать. Следуйте за интересом ребёнка — не пытайтесь навязать ему занятия, если он к ним ещё не готов.

Читайте также:
Пальцы учат говорить (пальчиковые игры, пальчиковая гимнастика)

Обучение должно быть в радость — никаких « Пока не напишешь, из-за стола не встанешь» ни в коем случае быть не должно.

Учить маленького ребёнка писать прописью не стоит: этому научат в первом классе. Дошкольнику вполне хватит владения печатными буквами.

С чего начать

Интерес к письму появляется, когда у ребёнка достаточно хорошо развиты зрительное восприятие, речь, внимание и память. И конечно, к этому времени он должен уметь читать.

Создать базу для обучения помогут:

  • пальчиковые игры;
  • игры с мячом и кубиками;
  • сборка конструктора;
  • рисование, лепка, аппликация, пазлы;
  • застёгивание пуговиц, кнопок, липучек, завязывание шнурков;
  • нанизывание бус;
  • нарезка овощей.

Чтобы научить ребёнка писать буквы, лучше задействовать разные каналы восприятия. Важно, чтобы он не только увидел, но и физически прочувствовал их очертания. В этом помогут карточки с шершавыми буквами — их можно купить, но лучше сделать вместе с ребёнком. А ещё попробуйте выкладывать буквы лентами, собирать их из палочек и лепить из пластилина.

Такие карточки с буквами на шершавой поверхности используются в системе Монтессори.
Источник: hendmeid.guru

Рекомендуем начинать каждое занятие с упражнений для пальчиков. Они помогают разбудить чувствительность и подвижность. Очень полезен также массаж колючим резиновым мячиком или тренажёром су-джок.

Су-джок — это пластмассовый мячик с небольшими шипами и два колючих металлических колечка. Их используют в восточной медицине для массажа ладоней.
Источник: 900igr.net

Три положения руки сменяют друг друга. Выполняется каждой рукой по 8–10 раз.

Упражнение «Дом — ёжик — замок»

«Дом» — пальцы соединяются под углом, большие пальцы перпендикулярны ладони.

«Ёжик» — ладони располагаются под углом, пальцы одной руки проходят между пальцами другой.

«Замок» — ладони прижаты, пальцы переплетены.

Большой палец поочерёдно соединяется в кольцо с указательным, средним, безымянным и мизинцем с постепенно возрастающей скоростью. Нужно делать как в прямом порядке — от указательного к мизинцу, так и в обратном. Сначала каждой рукой по отдельности, затем вместе.

Как правильно учить ребёнка писать

Для начала подойдут нелинованные листы, чтобы ребёнка не отвлекала разметка. Просто дайте ему карандаши и предложите порисовать буквы. Обсудите, из каких элементов состоит буква. Пусть он вспомнит все — палочку, полукруг, перекладину. Вначале их можно рисовать отдельно, потом попробовать соединить. Сперва будет выходить неправильно и криво, но проявите терпение. Хвалите ребёнка за любые попытки и отмечайте наиболее удачные.

Алгоритм написания печатных букв

Учить писать лучше всего карандашом — это поможет ребёнку не бояться ошибок. Кроме того, чернила плохо стираются с одежды. Чтобы научить ребёнка писать слова, важно помочь ему сориентироваться на листе. Предложите нарисовать что-нибудь в разных частях листа, например сверху посередине, в правом нижнем углу или по центру.

Если ребёнку трудно, сыграйте с ним в «Муху». Расчертите лист на девять квадратов. Отдельно нарисуйте муху, вырежьте и положите в центральный квадрат. Давайте команды: «Муха ползёт вниз!», «Теперь влево!», «Вверх!» Ребёнок должен перемещать муху в соответствии с указаниями. Если всё получилось, муха ловится в мешок. Если перепутал команды, она улетает в форточку.

Когда ребёнок освоится с направлениями, переходите к понятию строчек. Нарисуйте несколько линий с большим интервалом и «посадите» муху на одну из них. Теперь предложите ребёнку нарисовать что-нибудь над строкой, под строкой, через строку вниз, выше на две строки.

После этого этапа переходите к написанию букв, но обязательно обсудите с ребёнком, из каких элементов она состоит и где они соединяются. То же самое надо делать, обсуждая соединение букв в словах. На образцах написания слов можно яркими точками обозначить важные моменты. После выделяйте лучшие буквы, специально акцентируя внимание ребёнка.

Важно внимательно следить за успехами, помогать и подбадривать его. После занятия обязательно обсуждайте: было легко или трудно? Что получалось лучше? Как думаешь, почему? Над чем ещё потренируемся? Это поможет оценить прогресс и вам, и ребёнку.

Как часто нужно заниматься

Пары занятий в день по 15 минут хватит, чтобы дошкольник усвоил начертания букв и не уставал. Если вы сумеете организовать занятия весело и интересно — возможно, ему захочется проводить за ними больше времени.

Обязательно покажите ребёнку, как нужно правильно сидеть и держать в руке карандаш. Организуйте место для занятий так, чтобы ребёнку было удобно, на столе было достаточно места, а свет падал с правильной стороны: для правши — слева, для левши — справа.

Желаем вдохновения и успехов вам и вашим детям!

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter

Подготовка руки к письму: занятия и упражнения

Если Вы родитель ребенка-дошкольника, то наверняка уже задумывались о начале школьного обучения. Как помочь адаптироваться в новых условиях, освоить письмо, счет и чтение.

Читайте также:
Бесполезное – полезно (Самостоятельно сделанные игры)

В данном материале мы поможем разобраться в основных аспектах формирования навыка письма, узнать возможные ошибки и как их избежать. Расскажем про упражнения и развивающие игры, которые помогут подготовить руку к письму.

Содержание статьи:

Формирование навыка письма у детей

Письмо – это один из способов речи. Процесс формирования навыка длительный и сложный. Начинается с двух-трех лет и продолжается до семилетнего возраста, когда дети идут в первый класс. Многие родители начинают готовить детей к школе заранее. Покупают тетради с прописями букв, и не понимают, почему многодневные упорные тренировки не дают результата.

Важно знать разницу между подготовкой к письму и обучением писать. В дошкольном возрасте полноценное письмо невозможно в силу возрастных особенностей строения нервной системы. На этом этапе упор делается на общем физическом развитии и укреплении мышц кисти, на вырабатывание усидчивости, координации движений тела, концентрации внимания, зрительной ориентации.

Формируется письменный навык в три этапа:

  • аналитический – обдумывание каждого движения и его анализ, например, как удобнее взять ручку, с какой силой нажимать и т.д.
  • синтетический – соединение элементов в целостный процесс, осознанное обдумывание каждого шага, зрительный контроль каждого действия;
  • автоматизация – означает, что навык сформирован: ребенок, не задумываясь, выполняет письменные задания, движения руки плавные, без усилий.

В дошкольном возрасте малыш получает графический опыт, учится пользоваться письменными предметами и соблюдать гигиенические правила. Ребенок приобретает умения правильного наклона тетради, написания отдельных букв и слов необходимого размера и под нужным наклоном, правильному положению тела во время письма.

Что важно для подготовки

Для того чтобы облегчить процесс формирования навыка письма, уменьшить стресс и не вызвать негативного отношения к школе, необходимо тренировать руку с трехлетнего возраста.

Общее физическое развитие

Хорошая физическая подготовка играет важную роль в формировании красивого почерка. Укрепление мышечной системы способствует выносливости, позволяет высидеть за партой в течение урока. Крепкие мышцы спины предотвращают искривления позвоночника, сохраняют правильную осанку. Развитые мышцы плечевого пояса и руки избавляют от быстрой усталости, дрожи и мышечного спазма.

Ребенок развивается физически во время активных игр на улице, катания на велосипеде и самокате, прыжков на батуте или надувной горке и т.д.

Моторика

Это координированные движения, направленные на выполнение какого-то действия.

Моторика разделяется на:

  • крупную – это координация движений, удержание равновесия, осознание положения тела в пространстве: ходьба, бег, встать, сесть, лечь, повороты;
  • мелкую – точные движения пальцев рук.

Для формирования навыка письма одинаково важно уделять внимание развитию обоих видов моторики. Во время письма задействованы мелкие мышцы кисти и крупные мышцы тела для удержания корпуса в прямом положении.

Ориентация в пространстве

Ребенку легко будет ориентироваться в тетради или на листке, если он будет владеть такими понятиями как право-лево, верх-низ, сбоку, по центру, в углу. Для этого в разговоре с малышом во время одевания-раздевания, прогулки, купания, кормления обращать его внимание на то, что делает правая и левая ручки или ножки. Спрашивать, что видит впереди, а что осталось за спиной.

Графические навыки

В процессе рисования тренируются мышцы кисти. Штриховка, разукрашивание, рисование по клеткам вырабатывает навык соблюдения границ, гигиену письма, умение ориентироваться в пространстве.

«Умелые ручки»

Комплексный подход в развитии навыка, который включает в себя разного рода поделки, аппликации, лепку, конструирование, вязание и вышивание. Происходит совершенствование мелкой моторики, пространственной ориентации, усидчивости, концентрации внимания, аккуратности.

Занятия для подготовки руки к письму

Существует множество интересных занятий для дошкольника, которые способствуют подготовки к письму:

  • рисование карандашами на бумаге;
  • разукрашивание;
  • обведение рисунков по контуру;
  • использование специальных тетрадей с прописями петель, крючков, фигур, линий;
  • заштриховывание фигур;
  • рисование разноцветными мелками;
  • разные виды мозаики;
  • игры в конструктор с деталями разного размера;
  • вырезание ножницами;
  • сортировка бусин, пуговиц по цвету или размеру;
  • продевание шнурков в отверстия;
  • плетение косичек из разноцветных веревочек;
  • сматывание в клубок веревочек, вязальных ниток;
  • раскручивание игрушки «волчок», юлы;
  • нанизывание бусин на нитку;
  • простые элементы вышивания;
  • застегивание-расстегивание пуговиц, кнопок, молнии;
  • рисование пальчиками с помощью красок, сухих рассыпчатых круп мелкого помола, муки;
  • лепка из пластилина, теста;
  • игры в песочнице или с кинетическим песком;
  • приклеивание мелких деталей с использованием пинцета;
  • капельное рисование при помощи пипетки;
  • открывание-закрывание замка ключом;
  • откручивание-закручивание винтиков и гаек пальцами и с отверткой;
  • пришивание пуговицы;
  • изготовление аппликаций из цветной бумаги, макаронных изделий, природных материалов (фасоль, горох, листья, цветочки, палочки, соломины, спички и т.д.);
  • оригами;
  • рисование с использованием трафаретов;
  • игры в пальчиковый театр.

Упражнения

Укрепить мышцы кисти и добавить уверенности в письме помогут регулярные упражнения:

  1. «Распустившийся цветок».

Кисти сжаты в кулачки и соединены вместе. Большие пальцы прямые, соприкасаются боковыми поверхностями. Затем пальцы выпрямляются, ладони слегка отводят друг от друга, запястья соединены. Напоминает нераспустившийся бутон. Цветок начинает раскрываться – не разъединяя запястий, кисти отводят в стороны, пальчики растопыривают.

Читайте также:
Речевая готовность детей к школе

Ладонь раскрыта, пальцы растопырены. Указательный пальчик скручивают в ямку к основанию большого. Поочередно соприкасаются подушечки первого пальчика со средним, безымянным и мизинцем, как клюв уточки.

  1. «Крепкие объятия».

Пальцы обеих рук растопырены, упираются кончиками друг в друга с усилием в течение 5 секунд. Затем скрещиваются в замок, крепко прижимая ладони. Посчитать до 5. После упражнения кисти встряхнуть, чтобы расслабились мышцы.

Соединяют ладони, пальцы вместе, смотрят вверх. Правая кисть скользит по левой вниз. Когда подушечки пальцев опустились до верха левой ладони, нужно остановиться. Надавливая у основания пальцев левой руки, кисть сгибается в лучезапястном суставе. При этом пальцы остаются в вертикальном положении. Изогнутая ладонь напоминает стул со спинкой.

  1. «Приветственное рукопожатие».

Указательный, средний и безымянный пальчики правой руки прижимаются к ладони. Большим и мизинцем приветствуют каждый пальчик левой руки, как будто пожимают двумя руками во время приветствия.

Как научить ребенка правильно держать ручку

Важно, чтобы малыш до поступления в школу учился правильному удержанию ручки и карандаша. Исправлять ошибки, переучивать захват сложно. Неправильное положение пальцев, наклон ручки и поворот кисти делают почерк неровным и неразборчивым, вызывают быструю усталость руки, влияют на осанку.

Как выглядит правильный захват:

  • ручка лежит между большим и средним пальцами, сверху прижимается указательным;
  • расстояние до пишущего стержня около двух сантиметров;
  • через кисть, лучезапястный и локтевой суставы можно условно провести прямую линию;
  • верхушка ручки или карандаша указывает на плечо ребенка.

Самые распространенные ошибки

Дети дошкольного возраста, когда начинают осваивать работу с канцелярскими предметами допускают следующие ошибки:

  1. Ребенок держит карандаш или фломастер всей рукой, зажимая в кулак.
  2. При трехпальцевом захвате большой палец согнут и направлен перпендикулярно указательному к его средней фаланги.
  3. Ручка лежит на безымянном пальце и удерживается средним, указательным и большим.
  4. Кисть изгибается внутрь, при этом верхний край предмета направлен от себя.
  5. Ребенок удерживает ручку всеми пальчиками (по типу щепотки).
  6. Пальцы располагаются у самого грифеля, или далеко так, что рука нависает над столом.
  7. При движении давит на бумагу сильно, оставляя разрывы, или слишком слабо.

Методы, как избежать ошибок

Следующие методы помогут избежать ошибок в обучении удерживания письменных предметов:

  • Правильно захватить карандаш будет легче, если безымянным пальцем и мизинцем держать небольшой кусочек бумаги.
  • На среднем пальце нарисовать точку, которая будет указывать место размещения ручки.
  • Сориентирует на трехпальцевом держании пальчиковая игра «строим дом»: ручка зажата средним и большим пальцами; указательный свободно поднимается и может стучать по ручке, как молоток.
  • Обязательно акцентировать внимание на направлении верхушки карандаша на плечо ребенка.
  • Для вырабатывания умеренной силы надавливания использовать мягкие карандаши или фломастеры.
  • Для оптимального удаления пальцев от грифеля на пишущем предмете нанести черточку, где держать.

Вывод

Освоить навык письма и подготовить будущего ученика к школе, развивая при этом стремление учиться, помогут детские центры развития и сады «Бэби-клуб». Наш творческий подход к занятиям обеспечивает заинтересованность ребенка в обучении. Грамотно подобранные развивающие игры работают с мелкой моторикой, координацией движений, образным мышлением и зрительным восприятием.

Консультация для родителей «Как помочь ребенку запомнить буквы»

Рожковская Светлана
Консультация для родителей «Как помочь ребенку запомнить буквы»

Как хорошо уметь читать! Умение читать начинается с изучения букв и звуков. Но как помочь ребенку запомнить их? На первоначальном этапе запоминания букв лучше не углубляться в понятия «звук- буква». Нужно говорить о буквах,произнося их звуками: не «бэ», а «б», не «эр», а «р». При этом произносить их быстро и кратко. Так ребенок быстрее овладеет навыком слияния звуков (букв) в слоги.

При изучении букв не нужно использовать азбуки, в которых буква подкреплена только одной картинкой, так как при узнавании буквы ребенок сначала вспоминает картинку, а потом уже название буквы, а иногда и только картинку.

Придумывая с ребенком слова с заданного звука, называйте несколько слов, а не одно, чтобы буква не ассоциировалась у него с каким-либо определенным предметом.

Тренироваться выделять первый звук в слове лучше начинать со слов, где гласные «а», «о», «у», «э» в начале и под ударением (Аист, Ослик, Утка, Эхо и так далее, после можно попробовать выделять согласные, не участвующие в слоге-слиянии (к-рот, т-рактор и т. п.).

Игры, способствующие запоминанию букв

1. Игра «Покажи букву»

Изобразить заданные буквы с помощью пальчиков, ладошек и всего тела.

Выложить букву из любого материала: шнурков, ленточек проволоки, счетных палочек, мозаики, бусин, пуговок, спичек, камушков, карандашей, лапши, конфет, сушек. А еще можно слепить из пластилина, соленого теста, и нарисовать пальчиком и гуашью по бумаге или по крупе, рассыпанной на подносе тонким слоем.

2. Игра «Найди и назови букву»

Из картона вырезать буквы. Картонные буквы прикрепить к разным предметам в общей комнате или комнате ребенка, где вы с ним занимаетесь.Принцип прикрепления таков: с какой буквы начинается название предмета, такая и буква прикрепляется. Например, «шкаф»«ш», «стол»«с», «тумба»«т», и так далее. Можно некоторые буквы оставить мамы, папы, брата. Например, «Алла»«А», мама, «Коля»«К», папа, нарисовать портреты родственников к этим буквам.

Читайте также:
Что такое речевая готовность к школе

Очень полезно находить в окружающей обстановке предметы, похожие на буквы, а также дорисовывать буквы, «превращая» их. Буква «с» похожа на месяц, «о»– на обруч, «п» -на ворота.

Можно находить знакомые буквы в вывесках на улице, в книгах с крупным шрифтом.

3. Игра «Архитектор»

Приготовить карточки из бумаги и на каждой карандашом нарисовать контур буквы, а ребенок пусть ее раскрасит. Каждую карточку разрезать на 2-4 части и перемешать, а ребенка попросить сложить букву и назвать ее.

4. Игра «Дорисуй букву»

Для каждой буквы создается образ. Например, букве «а» дорисуем трубу, двери, окно — получится «дом». Буквы должны быть крупные.

5. Игра «Узнай букву»

Ребенок должен узнать и обвести буквы, написанные точками.

6. Игра «Что неправильно»

Ребенок находит буквы в ряду, которые написаны неправильно.

7. Игра «Найди и подчеркни»

Предложите ребенку найти и подчеркнуть (обвести кружком) определенную букву в тексте. Можно использовать для этой игры ненужные газеты, рекламные листы. Шрифт должен быть крупным.

8. Игра «Алфавитный дартс»

Повесить на стену плакат – азбуку. Бросая небольшой мячик в определенную букву, назвать ее.

9. Игра «Магнитная азбука»

Прикрепить ее можно, например,на холодильнике и выполнить такие упражнения: «Угадай, какая буква», «Какой буквы не стало, «Какая буква лишняя, «С какой буквы начинается слово…

10. Обучающие компьютерные программы, мультфильмы, песни, стихи о буквах, яркие книги-азбуки, раскраски также помогают запоминать буквы.

Буклет для родителей «Как помочь ребенку адаптироваться к детскому саду» В своей работе с родителями я применяю, как одну из форм, памятки в форме буклетов. Практика показывает, что материал, подготовленный.

Консультация «Как помочь ребенку справиться с кризисом 3-х лет. Развивающие книжки из фетра» Если Ваш ребенок внезапно совсем отбился от рук, вспомните о его возрасте. Кризис 3 лет необязательно посетит ребенка непосредственно в.

Консультация для родителей «Чем можно помочь ребенку с повышенной утомляемостью?» Чем можно помочь ребенку с повышенной утомляемостью? Я думаю, вы со мной согласитесь, что в последнее время дети быстрее и сильнее стали.

Консультация для родителей «Как помочь медлительному ребенку». Консультация для родителей «Как помочь медлительному ребенку». В наше время часто приходиться слышать от родителей такие слова: «Ну что.

Консультация для родителей «Как помочь ребенку адаптироваться к условиям детского сада» Уважаемые педагоги, предлагаю Вашему вниманию консультацию для будущих воспитанников детских садов. «Как помочь ребенку легче адаптироваться.

Консультация для родителей «Как проще запомнить дни недели» Малыш подрастает, и нужно научить его всему, что облегчит его ориентацию в окружающем мире. Время – одно из самых сложных понятий для.

Консультация для родителей «Страх темноты. Как помочь ребенку?» По статистике, 80 % детей в возрасте от трех до десяти лет испытывают тревогу, стоит только выключить в комнате свет. Полумрак малышам представляется.

Консультация для родителей «Как помочь ребенку первокласснику» С поступлением в первый класс ваш Малыш становится Школьником и приобретает новые права и новые обязанности. “Школьная адаптация” – это.

Памятка для родителей «Как помочь ребенку усвоить звуки?» Вот и наступило долгожданное лето! Выпускники дошкольных учреждений получили определенные навыки, знания по обучению грамоте. Однако не.

Стишок, который поможет запомнить ребенку все буквы Аист жил у нас на крыше, А в подполье жили мыши. Бегемот разинул рот – Булку просит бегемот. Воробей влетел в окно, В кладовой клюет.

КОНСУЛЬТАЦИЯ для родителей «Как помочь ребенку запомнить буквы»

КОНСУЛЬТАЦИЯ

для родителей

«Как помочь ребенку

запомнить буквы»

Умение читать начинается с изучения букв и звуков. Знакомство с буквами – важный этап в развитии ребёнка, ведь именно из них он потом научится составлять слова, читать и писать. Начиная обучать ребенка грамоте, мы сталкиваемся с такой проблемой: даже овладев элементарным звуковым анализом, умея выделять звук из состава слова, устанавливать порядок звуков в слове, малыш не может запомнить образ буквы, путает ее с другими, что мешает ему овладевать навыками чтения.

Как же помочь ребенку запомнить их?

ПОМНИТЕ ! Знакомя ребенка с буквами Нужно говорить о буквах, произнося их звуками: не «бэ», а «б», не «ка», а «к», не «эм», а «м», при этом произносить их быстро и кратко. Так ребенок быстрее овладеет навыком слияния звуков (букв) в слоги.

При изучении букв не нужно использовать азбуки, в которых буква подкреплена только одной картинкой, так как при узнавании буквы ребёнок сначала вспоминает картинку, а потом уже название буквы, а иногда и только картинку. Подбирая с ребёнком слова на изученную букву, называйте несколько слов, а не одно, чтобы буква не ассоциировалась у него с каким- либо определённым предметом.

Читайте также:
Рекомендации по проведению артикуляционной гимнастики дома

Для того, чтобы помочь детям быстрее запомнить буквы и избежать трудностей в овладении чтением, используем любимое занятие детей – ИГРУ.

1. «Покажи букву».

Научите ребенка показывать букву при помощи пальчиков.

2. «Выложи букву».

Предложите ребенку выложить букву из любого материала: из шнурков, из ленточек, из проволоки, из счетных палочек, из мозаики, из бусин, из пуговок, из спичек, из камушков, из конфет. Можно ещё слепить из пластилина, соленого теста.

3. «Что за буква?»

Вырежете из картона буквы и прикрепите их к разным предметам в комнате: с какой буквы начинается название предмета, такая и буква прикрепляется. Например: «шкаф» — «ш», «стол» — «с», «кровать» — «к», и так далее.

4. «Архитектор».

Приготовить карточки из бумаги, на которой карандашом нарисован контур буквы. Пусть ребенок ее раскрасит . Каждую карточку разрежьте на 2-4 части и перемешайте, а ребенка попросите сложить букву и назвать ее.

5. «Найди и назови».

Предложите ребенку найти знакомые буквы в вывесках на улице.

6. «Узнай букву».

Предложите ребенку обвести буквы, написанные точками, и назвать их.

7. «Правильно-неправильно».

Предложите ребенку в ряду букв найти правильно написанные буквы.

8. «Найди и подчеркни».

Предложите ребенку найти и подчеркнуть, обвести кружком определенную букву в тексте. Можно использовать для этой игры ненужные газеты, рекламные листы. Шрифт должен быть достаточно крупным.

9. «Алфавитный дартс».

Повесьте на стену плакат – азбуку. Бросая небольшой мячик в определенную букву, ребенок должен назвать ее.

10. Хлопушки – топотушки.
Положите перед ребенком пять букв. Объясните ему правила игры: если вы указываете на букву А, нужно хлопнуть в ладоши, если на букву С – топнуть, если на букву К -поднять руки вверх и выполнить движение «фонарики», если на букву Р – встать, если на букву Я – закрыть лицо ладонями .

11. «Магнитная азбука».

Эта игра предоставляет большое поле деятельности с буквами. Б уквы на магнитах можно крепить к любой металлической поверхности: мольберту, холодильнику. Каждую букву малыш сможет взять в руки, ощупать, поместить в компанию других, экспериментировать, создавая сочетания на свое усмотрение. С магнитной азбукой можно не только создавать различные слова, а еще и развивать воображение ребенка – пусть расскажет, на что похожа буква Т, А, Ф. С помощью магнитной азбуки можно организовать такие игры: «Угадай, какая буква», «Какой буквы не стало?», «Какая буква лишняя?», «С какой буквы начинается слово….»

С помощью кубиков учились читать и мы, и наши родители. Этот способ обучения чтению до сих пор ещё в силе. Не важно, какие у вас кубики – деревянные или пластмассовые, главное, чтобы их было достаточное количество для того, чтобы сложить хотя бы небольшое слово. Поэтому если приобретаете какой-либо набор кубиков, проверьте, достаточно ли в нем, например букв А, К и М, чтобы вы или ребенок смогли одновременно сложить слова МАМА и ПАПА.

13. Карточки .

Наборы карточек с буквами обычно продаются в магазинах игрушек или книжных магазинах. Задача родителей – выбрать дизайн, который вам понравится. Но такие карточки можно создавать и самим, вместе с малышом, это отличное творческое занятие. Нарисуйте крупно любую букву на листе из альбома для рисования, подберите и наклейте рядом небольшие картинки с изображением предметов, которые начинаются с этой буквы. Выбирать картинки можно из журналов, а если не хочется рисовать – наберите буквы на компьютере и распечатайте.

14. Тест на внимательность .

А вы знаете, что буквы имеют обыкновение прятаться? Да-да! И при этом очень любят, когда их ищут. Именно этим можно заняться с ребенком, вооружившись красным фломастером и ненужным журналом с большими буквами. Объявите, кто у нас сегодня прячется, и вперед – на поиски! С ребенком постарше, лет 5-7, в такую игру интересно играть наперегонки. Главное, чтобы у вас были одинаковые журналы, которые вы откроете на одной и той же странице. Раз-два-три – время пошло!

15. Охота на буквы .

Для этого вам понадобятся стопка старых журналов, клей и ножницы. Задача – находить буквы в журнале, вырезать их и наклеивать в альбом по алфавиту. Можно играть на скорость или просто на правильность исполнения задачи.

16. Обучающие компьютерные программы, мультфильмы , песни, стихи о буквах, яркие книги-азбуки, раскраски также помогают запоминать буквы

Уважаемые родители! Запасайтесь любовью, терпением и начинайте!

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: