Как подготовить ребенка к школе – советы логопеда

Не курсы в школе, а логопед: как подготовить ребёнка к первому классу

Родители учеников начальной школы все чаще обращаются к репетиторам. Наш блогер, учитель начальных классов Ольга Катаева, уверена, что причина плохих оценок по русскому и математике не всегда в том, что ребенок не понимает предмет. Возможно, ему просто тяжело говорить и читать.

Программа начальной школы не такая сложная, ребёнок в состоянии освоить её самостоятельно. Я не рекомендую родителям своих учеников обращаться к репетиторам за помощью, я против того, чтобы дети ходили в развивающие центры, где обучают скорочтению и ментальной математике. И все-таки родители продолжают отдавать детей на дополнительные занятия.

Как родители определяют, что ребёнку надо заниматься и вне стен школы? Я еще понимаю, когда появляется репетитор по английскому: этот предмет вводится во втором классе, многие дети сталкиваются с трудностями в освоении неродного языка. Но что толкает родителей отдавать детей на допы по русскому и математике? Скорее всего, родителей не устраивают отметки по этим предметам. Двойки за диктанты, за устный счёт и за решение задач, низкая скорость чтения. Но плохие отметки за эти виды работ не всегда связаны со знанием предмета.

Родители часто разбираются со следствием, а не с самой проблемой

Мне кажется, одной из причин плохой успеваемости могут быть речевые нарушения у ребёнка. Статистика показывает, что в школу сегодня приходит много первоклассников, имеющих речевые проблемы. Первая неделя в школе даёт учителю возможность понять, какие это проблемы: оказывается, многие дети не могут определить количество звуков в слове, неправильно произносят звуки, проглатывают слоги во время устного ответа, не могут выразить свои мысли, с трудом подбирают слова, испытывают затруднения при записи слов на слух.

80% учеников приходят в первый класс уже читающими. Анализ ошибок при чтении показывает, что у большинства этот навык сформирован неправильно:

  • дети читают тихо;
  • плохо артикулируют (проговаривают слова);
  • проглатывают середину слов, искажают концовки (придумывают концы слов);
  • заменяют гласные е/ё/я;
  • читают невыразительно, не соблюдают знаки препинания (не видят их), не делают паузы, не выделяют голосом ключевые слова (нет логических ударений и пауз);
  • не понимают прочитанного, плохо ориентируются в прочитанном тексте, не могут выбрать нужный фрагмент при выборочном чтении.

Всё перечисленное указывает на речевые проблемы.

Сложности в решении задач также возникают из-за речевых проблем: неумение вчитываться, представлять, о чём читаешь, перевести текстовую модель в математическую (то есть визуализировать текст задачи), выделить вопрос и главное слово в нём — всё это не даёт возможности успешно решать задачи.

Многие скажут, что первоклассникам это свойственно. Для того они и приходят в школу, чтобы научиться писать диктанты, решать примеры и задачи, правильно читать. Я согласна. Но важно помочь ребенку, который сталкивается с речевыми нарушениями, вовремя. И отвести его не к репетитору, а именно к логопеду.

Приведу пример: в третьем классе процент двоек за диктант совпадает с процентом детей, имеющих речевые нарушения (и цифра не изменилась по сравнению с первым классом). В диктантах большую часть ошибок у этих детей составляют «логопедические» ошибки: пропуски букв и слогов, замены, перестановки букв, отсутствие некоторых элементов букв, слитное написание слов, в т. ч. предлогов и другие.

Эти же дети не могут решать текстовые задачи, так как не могут устанавливать связь между величинами, не понимают прочитанное.

Эти же дети медленно читают. Они же не могут выполнить задания, в которых требуется работа с текстом, не могут найти нужную информацию, ответить на вопрос с примером из текста.

Поэтому, если ребёнок плохо учится, нужно проконсультироваться с учителем, определить причины плохой успеваемости, и обратиться к специалисту, который поможет решить проблемы. Возможно, это будет не репетитор, а логопед.

Вы находитесь в разделе «Блоги». Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.

На обложке: «Дополнительный урок», Гелий Коржев-Чувелев

Консультация для родителей «Советы логопеда. Ваш ребенок идет в школу»

Арасланова Ксения
Консультация для родителей «Советы логопеда. Ваш ребенок идет в школу»

Вот и настал тот момент, когда Вашему малышу уже совсем скоро, в первый раз предстоит перешагнуть школьный порог. Конечно же, каждому родителю хотелось бы знать, насколько их ребенок подготовлен к школе. Для выявления уровня такой подготовки можно провести небольшую беседу. Во время беседы четко формулируйте вопросы, давайте время для их обдумывания, чаще хвалите ребенка, не ругайте его, если он не смог ответить или дал плохой ответ. Первый раз такое собеседование желательно провести заранее, где-то за полгода до поступления в школу. В этом случае у Вас будет возможность ликвидировать пробелы в знаниях и повысить уровень готовности ребенка к обучению.

Беседа по вопросам:

• Назови свою фамилию, имя, отчество.

• Назови фамилию, имя, отчество мамы, папы.

• Сколько тебе лет?

• Где ты живешь? Назови свой домашний адрес.

Читайте также:
Ранний возраст - рекомендации родителям и педагогам

• Кем работают твои родители?

• У тебя есть сестра, брат?

• Как зовут твоих друзей?

• В какие игры вы с друзьями играете зимой, летом?

• Какие имена девочек (мальчиков) ты знаешь?

• Назови дни недели, времена года.

• Какое сейчас время года?

• Чем отличается зима от лета?

• В какое время года на деревьях появляются листья?

• Каких домашних животных ты знаешь?

• Как называют детей собаки (кошки, коровы, лошади и т. п.?

• Ты хочешь учиться в школе?

• Где лучше учиться – дома с мамой или в школе с учительницей?

• Зачем надо учиться?

• Какие профессии ты знаешь?

• Что делает врач (учитель, продавец, почтальон и т. п.?

Правильными считаются ответы,соответствующие вопросу: Мама работает врачом. Папу зовут Иванов Сергей Иванович.Неправильными считаются ответы типа: Мама работает на работе. Папа Сережа.

Если ребенок ответил правильно на 20 – 19 вопросов, то это свидетельствует о высоком уровне подготовки, на 18 – 11 – о среднем, на 10 и менее – о низком.

Чем лучше развита у ребенка устная речь, тем легче ему будет овладеть чтением и письмом. Правильная речь является важнейшим условием для успешного обучения ребенка в школе.

У многих детей нередко наблюдается некоторое отставание в речевом развитии, которое в дошкольном возрасте обычно не привлекает к себе особого внимания, но в дальнейшем оно может помешать хорошей учебе и привести к появлению специфических ошибок, например на уроках русского языка. В случае если речь школьника недостаточно развита, появляются проблемы в обучении ребенка письму и чтению (дисграфия – нарушение процесса письма и дислексия – нарушение процесса чтения, а значит, и в усвоении многого словесного учебного материала. Поэтому очень важно выявить даже самые незначительные отклонения в речевом развитии малыша и исправить их до начала его обучения грамоте.

В группу риска попадают следующие дети:

– Если ребенок левша;

– Если он – переученный левша;

– Если Ваш ребенок посещал логопедическую группу;

– Если в семье говорят на двух и более языках;

– Если ребенок слишком рано пошел в школу;

– Если у ребенка есть проблемы с памятью, вниманием;

– Если нарушено звукопроизношение (возможны ошибки на письме: ребенок пишет то, что говорит);

– Если нарушено фонематическое восприятие (ребенок не может правильно повторить слоги, набор звуков).

До поступления в школу родителямследует обратить внимание на следующее:

1. Состояние звукопроизношения.

Ребенок к шести – семи годам должен четко произносить все звуки.

2. Состояние фонематических процессов.

Этот раздел подразумевает умение ребенка подбирать слова с определенным звуком, владение навыками элементарного звукового анализа и синтеза (определение первого и последнего звуков в слове, умение из звуков составить слово, посчитать количество звуков,умение различать и повторять сочетания типа: ба-па-ба, та-ца-та, вы-вы-фы и др.

3. Состояние грамматического строя.

Следует обратить внимание на словообразование (дождь – дождик, словоизменение (стул – стулья, согласование (желтый мяч, управление (вышел из дома, рассказал о друге).

4. Состояние слоговой структуры слова.

Шестилетний ребенокумеет безошибочно произносить слова типа: велосипедист, экскурсовод и т. п.

5. Состояние словарного запаса

В словаре 6-7-летнего ребенка должно быть около 2000 слов, в числе которых представлены все части речи. Считать слова, известные Вашему ребенку, конечно же, не нужно, да и это невозможно. Но Вы можете проверить знание ребенка лексики по темам: «Семья», «Игрушки», «Мебель», «Одежда», «Продукты», «Животные дикие и домашние» и т. п. (т. е. всё то, что проходил ребенок в детском саду).

6. Состояние связной речи.

Учите детей отвечать полными предложениями на вопросы, предложите сочинить или пересказать сказку и рассказ, продолжить предложение, описать то, что происходит на улице, картине, др.

7. Развитие мелкой моторики

Часто обучение письму вызывает у детей наибольшие трудности. Для того, чтобы избежать данных проблем, нужно решить вопрос о готовности к письму непосредственно руки.

Успешному развитию мелкой моторики способствует:

• лепка из пластилина, глины, теста;

• игры с мелким конструктором;

• пазлы, мозаика, застёгивание и расстёгивание пуговиц;

• пособия-шнуровка, завязывание и развязывание узелков на шнурках;

• раскрашивание, штриховка, рисование (фломастеры не рекомендуются);

• нанизывание бус, бисероплетение и т. д.

8. Состояние пространственных функций

Умение определять «право – лево» в различных условиях, положениях тела, умение узнавать предметы, буквы в разных положениях (перевёрнутые, заштрихованные наложенные друг на друга и пр.).

9. Развитие коммуникативных функций

Полноценному развитию коммуникативных функций ребенка способствует постоянное общение с детьми, взрослыми. Речь идет об умении слушать, запоминать и выполнять инструкции и о выстраивании полного, развернутого, уверенного общения.

10. Развитие процессов внимания, памяти

Сегодня довольно большой выбор упражнения и заданий для развития внимания и памяти. Их можно купить или найти в интернете. Например, найти 10 отличий на двух практически одинаковых картинках; пройти по лабиринту; увидеть недостающие детали; запомнить ряд слов или предметов; и т. д.

Читайте также:
Тесты логопеда - Развитие ребёнка в 1 год

11. Развитие мышления

Развитое мышление предполагает:

• умение ребенка обобщать слова или предметы («назови одним словом»: например, стол, стул, кровать, шкаф – это мебель);

• умение классифицировать («распредели на группы»: помидор, огурец, яблоко, морковь, груша, персик);

• умение выделять лишнее с объяснением (тарелка, вилка, мячик, чашка).

Должен ли ребенок уметь читать к 1 классу?- Не обязательно.

Умение складывать из слогов слова еще не является умением читать. Многие дети с трудом осваивают эту сложную мыслительную операцию – не стоит их подгонять! Навык чтения и письма должен формироваться по специальным методикам. О необходимости умения читать до школы, лучше поговорить с учителем, в класс к которому пойдет ребенок.

Основным умением при чтении являются понимание прочитанного текста, анализ описанной ситуации, ответы на вопросы после чтения.

Важно не учить читать, а развивать речь ребенка. Не учить писать, а создать условия для развития мелкой моторики. Известно, что основное развитие речи происходит до 5 лет. После 5 лет происходит совершенствование речевых функций.

Исходя из опыта ведущих педагогов, родителямбудущих первоклассников можно дать следующие рекомендации:

• Больше читайте! Читайте вслух ребенку, рассматривайте с ним иллюстрации в книге, пусть пробует читать сам (хотя бы коротенькие знакомые слова).

• Развивайте общую и мелкую моторику ребенка: больше рисуйте, раскрашивайте, лепите из пластилина, собирайте бусы. Научите правильно держать ручку.

• Работайте над развитием познавательных способностей ребенка: разучивайте стихи, придумывайте рассказы.

• Дома чаще играйте с детьми в дочки-матери, магазин, больницу, парикмахерскую, стройку и т. п., это лучший способ научить малыша организации своей деятельности и умению действовать по инструкции.

• Будьте последовательны в своих требованиях. С пониманием отнеситесь к тому, что многое не будет получаться сразу.

• Если ваш ребенок испытывает трудности в овладении письмом, ни в коем случае не ругайте его за множество ошибок, не упрекайте в лени и невнимательности. Это было бы равноценно, например, обвинению ребенка, страдающего церебральным параличом, в неуклюжести и неловкости.

Помогите своему ребенку:

К поступлению в 1 класс ребенок должен знать:

• свои имя и фамилию, адрес, имена членов семьи, номер телефона мамы / папы;

• знать времена года, названия месяцев, дней недели;

• уметь различать цвета;

уметь объединять предметы в группы: мебель, транспорт, одежда, обувь, растения, животные и т. д. ;

иметь элементарные представления об окружающем миру: о профессиях, явлениях природы, правилах общения и поведения.

Если у ребенка есть логопедические проблемы, то важно перед поступлением в школу продолжать занятия у логопеда. Желательно, чтобы все звуки к 1 классу были поставлены. У таких детей слабое место – рука. Также они часто при письме пропускают гласные звуки. Забудьте про классы с ранним изучением иностранного языка.

Начало школьной жизни – трудное время для любого ребенка. Очень важно в этот период быть рядом с ним. Оставайтесь для своего ребенка любящим и понимающим родителем, но не берите на себя роль учителя.

Консультация для родителей «Активный ребенок» Ваш ребенок очень активно двигается,ему не усидеть на месте,как же направить эту активность и энергию на укрепление физического здоровья.

Консультация для родителей «Гиперактивный ребенок поступает в школу» Перед поступлением ребенка в школу родители, имеющие детей с синдромом гиперактивности, испытывают определенные беспокойства о том, как.

Консультация для родителей «Медлительный ребенок» «Дима, давай поторапливайся, а то мы опоздаем в детский сад» – уже третий раз просит мама, а он действуют все медленнее и медленнее. Знакомая.

Консультация для родителей «Ребенок и гаджеты» Многих родителей волнует постоянное “общение “ребенка с телефоном,встает вопрос как влияет он на детскую психику,страх о том,что такое.

Консультация для родителей «Ребенок и книга» Консультация для родителей «Ребенок и книга». Важность чтения книг для развития человека невозможно переоценить. Это неиссякаемый источник.

Консультация для родителей «Ребенок идет в детский сад» Начало посещения детского сада- возможный стресс для малыша. Ребенок должен привыкнуть к отсутствию мамы в течении дня, к необходимости.

Консультация для родителей «Ребенок в лесу» Ребенку ни в коем случае нельзя ходить в лес одному или с друзьями. Необходимо держаться рядом с родителями, если отправились в лес всей.

Консультация для родителей «Скоро в школу» Незаметно пролетели дошкольные годы, и вот уже нашим любимым дошколятам пора собираться в школу! Уважаемые, родители, в оставшиеся до.

Советы логопеда. С чего начать подготовку ребёнка к школе? что должен знать ребёнок, идущий в школу?

Обычно заботливые родители идут в книжный магазин и покупают. Правильно, много-много книг, прописей, букварей и азбук. В конечном итоге и половина материала остается не использованной, потому что темы в книгах повторяются, заданий очень много и все их выполнять успеть невозможно. Мой вам совет: берите по одной книге каждой тематики или одну книгу, в которой все объединено, — это всевозможные серии книг, энциклопедии по подготовке детей к школе. Не бойтесь того, что вы что-то упустите и не скажете ребенку, после того как вы пройдете весь материал, можно приобрести новые прописи, книги с более сложными заданиями.

Читайте также:
Тесты логопеда - Готов ли Ваш ребенок к чтению?

Накопление словарного запаса наиболее эффективно проходит по лексическим темам: «Овощи», «Фрукты», «Животные», «Птицы», «Посуда», «Транспорт» и т.д. Для занятий можно использовать серию альбомов, разработанных Н.Э Теремковой «Логопедические домашние задания для детей 5-7 лет» (издательство «Гном»). На практическом материале лексических тем у ребёнка происходит накопление и обогащение словарного запаса, развиваются навыки связной речи, совершенствуются психические процессы (внимание, память, мышление), идёт отработка правильного употребления грамматических категорий.

Готовить к школе ребенка нужно постепенно и начинать можно уже с трех лет. Книги и тетради покупайте соответственно возрасту. Не торопитесь, чтобы не переусердствовать и не лишить ребенка желания учиться. Ваша задача состоит в том, чтобы привить ребенку тягу к познаниям, развивать и поддерживать его интересы. Не давите на ребенка и не сравнивайте его с другими детьми.

Разговаривайте с ребёнком, отвечайте на его вопросы, читайте сказки, книги, пойте детские песенки. Речевой материал с музыкальным сопровождением можно найти у Екатерины Железновой (диски):

Эти игры развивают координацию слова и движения, чувство ритма, артикуляционную и общую моторику.

Если у ребенка что-то не получается, пробуйте снова, терпеливо хваля его за то, что он старается. Все равно не получается? Не понимает? Вернитесь к этой теме чуть позже, когда ребенок немного подрастет. Проводите занятия в игровой форме, чтобы ребёнку было интересно и весело.

Как можно построить занятия с ребенком дома?

Если вы решили проводить занятия дома, особенно внимательно отнеситесь к выбору книг для ваших занятий. Посоветуйтесь со специалистами детского сада: психологом, логопедом, воспитателем. Спрашивайте ребёнка о том, что он узнал в детском саду, закрепляйте и развивайте эти знания. Сделайте выполнение заданий ежедневным ритуалом, создавайте положительный эмоциональный фон во время занятий. Проводите занятия в игре, пусть участником занятий будет любимая игрушка ребёнка.

Чтобы добиться положительного эффекта, вам необходимо:

■ Проводить занятия ежедневно и заранее составлять план их проведения.

■ Вы должны понимать, к какой конечной цели вы идете. Если ваша цель — научить ребенка считать до 10, тогда на всех занятиях обязательно обыгрывайте эту тему хотя бы вскользь. Во время рисования или лепки спросите ребенка, сколько он нарисовал цветочков или сколько он слепил шариков зеленого цвета.

■ Каждое занятие обязательно начинайте с повторения. То, что нужно запомнить, обязательно повторите в конце урока.

■ Время занятий увеличивайте постепенно, но их продолжительность не должна превышать 30-35 минут (для ребёнка 6-7) лет, 20-25 минут (для ребёнка 4-5 лет). Для того, чтобы ребенок научился ощущать время, можно использовать песочные часы. Это помогает ребенку видеть, сколько времени у него осталось до конца занятия и сколько он может успеть за отведенное ему время.

■ Следите, чтобы ребенок не утомлялся на занятиях. Если видите, что он устал, тут же смените направление занятия, сделайте переменку: проведите зрительную гимнастику, пальчиковые упражнения, физкультминутку.

■ Обязательно, ненадолго оставляйте ребенка одного, для того чтобы он мог самостоятельно делать заданное вами упражнение.

Что нужно развивать?

Память, произвольное внимание, речь, восприятие, пространственную ориентацию, глазомер, моторику, воображение.

Что примерно должен знать ребенок перед школой.

■ Свое имя и фамилию.

■ Дату своего рождения и сколько ему лет.

■ Свой домашний адрес.

■ Имена родителей (имя, отчество, фамилия).

■ Времена года и их последовательность.

■ Месяца и их количество.

■ Сколько дней в неделе и их названия, какие дни рабочие, а какие выходные.

■ Ориентироваться во времени, знать время суток.

■ Что такое живая, а что такое не живая природа.

■ Отличать диких животных от домашних.

■ Уметь правильно назвать детенышей (у лошади — жеребенок, у коровы — теленок. ).

■ Какая бывает погода (солнечная, ясная, пасмурная и т. д.)

■ Какие погодные явления бывают зимой, весной, летом и осенью.

■ Названия самых распространенных растений, животных, насекомых, уметь различать зверей, птиц и рыб.

■ Уметь отличать деревья от кустарников.

■ Уметь отличать фрукты от ягод и овощей.

■ Находить лишний предмет в группе.

■ Рассказывать, чем похожи или отличаются те или иные предметы.

■ Ориентироваться, где право, а где лево.

■ Ориентироваться на листе бумаге (верхний угол слева, верхний угол справа и т. д.).

■ Названия известных видов спорта.

■ Названия часто встречающихся профессий.

■ Названия основных строительных инструментов.

■ Названия нескольких музыкальных инструментов.

■ Основные правила дорожного движения и основные дорожные знаки.

■ Знать, что относится к посуде, к мебели, канцелярским принадлежностям.

Читайте также:
Развитие речевого дыхания - приемы и упражнения

■ Фамилии известных писателей и поэтов, названия известных сказок.

■ Знать наизусть стихотворения.

■ Считать до 10 в прямом и обратном порядке.

■ Складывать и вычитать в пределах десятка, понимать состав числа.

■ Читать, хотя бы по слогам.

■ Знать понятия «больше», «меньше», «равно».

■ Уметь сравнивать предметы по длине, ширине и высоте.

■ Уметь решать простые арифметические задачки.

■ Знать основные геометрические фигуры.

■ Печатать, писать печатными буквами.

■ Различать буквы и звуки (буквы- видим, читаем и пишем, звуки мы произносим и слышим).

■ Отличать гласные звуки от согласных, знать, что согласные бывают твёрдые – мягкие, звонкие-глухие.

■ Уметь находить заданный звук в слове и определять, в какой части слова он находится (в начале, середине и конце слова).

■ Уметь делить слово на слоги (сколько в слове гласных, столько и слогов).

■ Уметь копировать простые узоры по клеткам, продолжить ряд, дорисовать отсутствующую половину симметричного рисунка.

■ Уметь продолжать ряд по линии, заданного фрагмента: палочки, кружочки, крючочки и т. д.

■ Графические диктанты (рисунки по клеточкам под диктовку взрослого).

■ Адекватно употреблять в самостоятельной речи простые и сложные предложения, понимать и применять в речи все лексико-грамматические категории слов.

■ Уметь пересказывать, составлять рассказ по картинкам, использовать в своем рассказе прилагательные, наречия

■ Уметь правильно держать ручку и карандаш в руке.

■ Уметь аккуратно обводить по контуру рисунок, закрашивать его.

Не стоит перегружать ребёнка учебными заданиями, важно выполнять их систематически, стимулировать интерес ребёнка.

Желаю вам успехов в нелёгком деле освоения новых знаний!

Учитель-логопед Масленко Е.В.

О проекте

«Всегда рядом» – это информационно-просветительская площадка для поддержки родителей. Здесь вы найдете полезную информацию по воспитанию и уходу за детьми, в том числе и обучающие видеоролики,а также узнаете о предстоящих и прошедших мероприятиях в Калининграде и Калининградской области.

  • О проекте
  • Контакты
  • Персональные данные

Как подготовить ребенка к школе – советы родителям

Поступление в школу – это очень волнительный процесс как для самого ребенка, так и для его родителей. Важно понимать, что это первый шаг во взрослую жизнь, потому что ребенок оказывается в новом для себя социуме, поэтому он должен понимать и принимать правила этого общества, чтобы дальнейшее обучение происходило без дополнительных проблем. Давайте разберемся – что же такое готовность к школе и каковы её виды и критерии?

Раньше готовность ребенка к школе оценивалась по определенному объему его знаний. Сейчас же педагоги и психологи расценивают знания не как цель, а как средство развития ребенка. Ребенок должен уметь пользоваться этим знанием, самостоятельно его добывать и анализировать.

Говоря о видах готовности к школе, можно выделить следующие:

  • психологическую готовность,
  • интеллектуальную готовность,
  • социальную готовность,
  • физическую готовность.

В связи с этим каждому родителю хочется знать, как подготовить ребенка к поступлению в первый класс. Как понять, готов ли он морально к этому? Как ему помочь, если в школе он столкнется (а это наверняка произойдет) с первыми в его жизни школьными трудностями? Это очень важные вопросы, поэтому рассмотрим максимально подробно, как можно подготовить своего ребенка, чтобы его пребывание в школе было для него комфортным.

Что нужно уметь к первому классу

Существует определенный перечень простых навыков, которыми ребенок уже должен владеть перед поступлением в школу. Вот их перечень:

  • Умение самостоятельно обслуживать себя. Ребенок должен уметь раздеваться, одеваться, держать свои личные вещи в порядке. Очень важна личная гигиена, т.е. ребенок должен быть приучен к утренней и вечерней чистке зубов, в течение дня он должен следить за своей опрятностью, т.е. поправлять одежду и волосы при необходимости.
  • Ребенок должен свободно рассказывать о себе, чем он увлекается, а также рассказывать о членах своей семьи.
  • Умение дружелюбно вести себя с другими детьми, при этом он должен понимать, что правила поведения со сверстниками и со взрослыми отличаются. Он должен знать, как именно обращаться к учителям, как здороваться и прощаться. Обязательно знание элементарных правил этикета, т.е. ребенок должен говорить «спасибо» и «пожалуйста».
  • Умение различать гласные и согласные звуки, писать печатные буквы, а также читать простой текст.
  • Он должен быть знаком с русскими народными сказками, знать имена великих русских поэтов и писателей.
  • Умение различать утро, обед и вечер, а также знать названия месяцев, дней недели, времен года.
  • Умение пересказывать услышанный или прочитанный текст, составлять рассказ по картинке.
  • Элементарные знания об основных геометрических фигурах: квадрат, круг, треугольник и т.д.
  • Достаточная усидчивость, чтобы ребенок мог высидеть 30-40 минут, при этом внимательно слушая учителя.
  • Знание цветов и оттенков.
  • Знать цифры от 1 до 10. Называть числа в прямом и обратном порядке.
  • Умение различать одушевленные и неодушевленные предметы.
  • Умение сравнивать предметы по величине.
  • Умение находить лишнее (масло, сыр, колбаса, пластилин – что лишнее?).
  • Ребенок должен соотносить предметы по определенным обобщающим категориям. К примеру, чашка, кружка, вилка – это посуда и т.д.
  • Знать части человеческого тела и уметь их нарисовать.
  • Ребенок должен вести себя со сверстниками на равных, отстаивая свою точку зрения. При этом он не должен вести себя агрессивно по отношению к ним.
  • Он должен адекватно реагировать на то, что с ним кто-то не согласен.
  • Быть достаточно физически подготовленным для обучения в школе.
Читайте также:
Компьютер и дети - за и против

Подразумевается, что ребенок уже освоил все навыки и умения перед поступлением в первый класс. Безусловно, большую роль в этом в процессе играют детские сады и родители, которые должны заложить определенную базу, в рамках которой будет происходить дальнейшее обучение.

С какими стрессами ребенок может столкнуться

Когда ребенок идет в первый класс, то вполне естественно, что он испытывает волнение в связи с попаданием в незнакомую и непонятную для себя обстановку.

Все дети, которые в первый раз идут в школу, сталкиваются со следующими видами стрессов:

  • Иммунологический. Ребенок попадает в большой коллектив детей и взрослых, у каждого из которых свое состояние здоровья. Кто-то чихает, кто-то кашляет, при этом это происходит не на открытом воздухе, а в условиях закрытого пространства. Поэтому вполне естественно, что в классе, коридоре или столовой дети сталкиваются с различными вирусами.
  • Социальный. Школа – это всегда новый коллектив, где каждому приготовлена своя роль. Ребенок должен адаптироваться к новым условиям, занять определенную нишу в социуме.
  • Учебный. Здесь имеется в виду не только выполнение домашних заданий, но и необходимость спокойно сидеть на уроке положенное время, поднимать руку, когда он хочет что-то сказать или ответить на вопрос преподавателя.

В этом случае помогает предварительная подготовка в виде посещения детского сада. Поэтому если ваш ребенок не посещал его, то хотя бы за год до школы нужно отдать его в сад или в развивающий детский центр. Здесь он столкнется с примерно теми же ситуациями, что и в школе (коллектив детей, разные социальные роли, тот же учебный стресс, только в более мягкой форме).

Как понять, подготовлен ли ребенок к школе психологически

Важно говорить не только об интеллектуальной готовности ребенка к школе, но и том, насколько уровень его психологической зрелости позволяет ему учиться. От этого зависит не только его успеваемость, но и самочувствие.

Психологическая готовность к обучению состоит в том, что ребенок овладевает предпосылками к последующему усвоению «школьных» качеств.

О. А. Карабанова включает несколько свойств и способностей ребенка, которые демонстрируют его психологическую готовность к обучению в школе:

  • Возможность выполнения ребенком учебной деятельности под руководством педагога, а затем самостоятельно.
  • Наличие предпосылок для усвоения системы научных понятий.
  • Освоение навыков кооперации и учебного взаимодействия в отношениях с другими детьми и преподавателями.

Школа и здоровье ребенка

Физическое состояния ребенка – это еще один важный момент, который нужно учитывать при подготовке к школе.

В возрасте 6-7 лет у детей происходит ряд важных изменений в организме – это смена зубов и интенсивный рост всего организма. Не зря наиболее благоприятным возрастом для начала обучения считается 7 лет, но в ряде случаев ребенок садится за парту в возрасте 6 лет. Часто такие дети оказываются недостаточно физически развиты, чтобы выдержать все школьные нагрузки.

С точки зрения подготовки к первому классу и того, что могут сделать родители, важно отметить большое значение летнего отдыха перед учебой. Задача родителей – организовать отдых таким образом, чтобы ребенок смог отдохнуть от большого количества людей (и, как следствие, большого количества инфекций), огромного количества выхлопных газов и бытовой химии, а также общепита.

Идеальное место для этого – дом в деревне у бабушки, где минимум людей, всегда свежий воздух и полезные продукты. Если такой возможности нет, то подойдет любой загородный отдых на даче (естественно, под присмотром родителей). В таких условиях ребенок будет физически развиваться, у него нормализуется работа сосудов и сердца, он полноценно отдохнет и окрепнет перед долгим учебным годом.

Как подготовить ребенка к школе: советы родителям

В то время, когда детей не учили писать и читать до школы, они воспринимали школу и поступление в 1 класс как нечто особенное и волнительное для них событие. Дети буквальным образом ощущали смену своего статуса – с дошкольника на школьника. Это был настоящий прогресс в развитии их личности, потому что именно в школе они начинали обучаться чтению, письму и другим школьным навыкам.

Еще каких-то 40-50 лет трудно было представить ребенка, который не хотел идти в школу. Сейчас же таких детей становится все больше. В чем же может быть причина? Дело не в пресловутой разнице поколений, которой так привыкли апеллировать многие люди, не знакомые со всей спецификой. Дело в том, что граница между детским садом и школой, дошкольным и школьным возрастом, постепенно размылась. Получается, что писать и читать их уже научили в детском саду, поэтому дети задаются резонным вопросом – а чем же мы будем заниматься в школе? Они понимают, что в первом классе они будут заниматься примерно тем же, чем они занимались в детском саду. Соответственно, у современных детей элементарно пропадает мотивация к учебе еще до поступления в школу.

Читайте также:
Рекомендации по проведению артикуляционной гимнастики дома

В таком случае родителям помогут рекомендации, как правильно подготовить ребенка к школе и сохранить в нем мотивацию к учебной деятельности. В первую очередь, нужно создать четкий переход между поступлением в первый класс и тем, что было до этого. Не нужно излишне перегружать ребенка чередой домашних заданий по изучению математике, чтению и другим навыкам – в школе его всему научат если, повторимся, в нем сохранится мотивация к обучению. Важно сконцентрировать его внимание не только на обязанностях, которые он должен будет выполнять, но и на каких-то приятных вещах, которые ждут его в школе.

Не нужно «бежать впереди паровоза» и постигать с ребенком программу первого класса заранее. Поверьте, это не даст ему особо никаких преимуществ перед одноклассниками, потому что на длинной дистанции школьного обучения дети примерно выровняются по уровню знаний к 3-5 классу. Напротив, важно сохранять в ребенке чувство новизны, чтобы он воспринимал тетрадки, пенал и свой первый школьный портфель как приятные для него аксессуары, которых у него до этого не было.

Готовим ребенка к школе: взгляд логопеда

Ребенку исполнилось шесть лет. Глядя на малыша, родители часто задают ему вопрос. «Ты хочешь в школу?». Дети не всегда до конца понимают, что такое школа (если в семье нет старших братьев и сестер, которые делятся своими впечатлениями об уроках, одноклассниках и учителях). Неуверенные ответы малыша настораживают родителей. И тогда возникает вопрос «А готов ли ребенок к обучению?».

В чем заключается готовность? Определяется она интеллектуальным и личностным развитием. Немаловажную роль играет и состояние здоровья. Физиологи и психологи, изучив двадцать тысяч учащихся первых классов столичных школ, сделали вывод, что примерно 30 % первоклассников не готовы к школьным занятиям. Около 20% первоклассников не в состоянии слушать учителя, выполнять его инструкции. Всего по оценке методистов и психологов, почти 40% первоклассников по разным причинам не смогут успешно учиться в школе.

Шаг №1. Спросите себя, насколько ваш ребенок хочет учиться

Готовность к обучению складывается из различных факторов и формируется в дошкольном возрасте. Первая составляющая готовности ребенка к школе – личностная готовность, желание учиться, понимание своих обязанностей. Важно, чтобы школа привлекала не только внешней стороной (красивый портфель, пенал, новая форма), но и возможностью получать знания.

Чтобы выявить, сформировалась ли у будущего первоклассника мотивация, т.е. знает ли он, для чего нужно ходить в школу, или почему он хочет туда идти, задайте своему сыну или дочери вопрос: «Зачем тебе идти в школу?» или «Почему ты хочешь туда ходить?» Если в ответ на это вы получите рассказ о том, как там (в школе) весело играть с ребятами, то это сигнал об отсутствии мотивации. Для ребенка школа сейчас – это источник развлечений.

Вы можете услышать в ответ слова о том, что он уже большой, а всем большим мальчикам и девочкам надо ходить в школу. Это тоже неправильное понимание назначения учебной деятельности. Если же ребенок отвечает, что ему школа нужна для того, чтобы узнать что-то новое, интересное – это правильное видение себя в качестве ученика.

Правильное понимание значимости школы в своей жизни зависит от того, как взрослые готовят малыша к обучению. Делитесь с ребенком только приятными впечатлениями о своих школьных годах, рассказывайте об успехах и достижениях в то незабываемое для вас время. Ребенок старшего дошкольного возраста должен уметь выполнять задания, поручения взрослого, четко следуя его инструкциям, управлять своим поведением, эмоциями. В дальнейшем по такому же принципу будет организовываться учебный процесс. Дети работают по теме урока, выполняя задания учителя.

Часто специалисты при приеме будущих первоклашек сталкиваются с такими случаями, когда ребенок имеет высокие интеллектуальные способности, но при этом не способен к систематическим занятиям. Родители чаще обращают внимание на первую составляющую готовности к школе – интеллектуальную. Конечно, определенный запас знаний, развитое логическое мышление, хорошая память, достаточный уровень речевого развития, сформированность зрительно-двигательных координаций – все это будет способствовать успешному усвоению школьной программы. Но помните, что готовности к школе нельзя обучить, поскольку речь идет об оценке не только интеллектуальных навыков, но и о совокупности психических и физиологических составляющих.

Интеллектуальные способности и учебные навыки не всегда живут дружно со способностью ребенка к систематическим занятиям. Это говорит о некой незрелости организма будущего ученика. Поэтому так важно учитывать индивидуальные особенности будущего первоклассника при подготовке к школе, и, в дальнейшем, при обучении.

Читайте также:
Чем занять ребенка дома - Игры на кухне

ребенок разговаривает по телефону.jpg

Определить возможности и особенности ребенка может только детский психолог. Обращали ли вы внимание, как малыш общается со сверстниками? Умеет ли он принимать общие правила взаимодействия в детском коллективе? Этим также определяется социально-психологическая готовность ребенка к школе.

Помимо этого родителям нужно учесть и уровень речевого развития шестилетки. Это базис для успешного постижения грамматики русского языка. Понятие «речевое развитие» многогранно. ​Во-первых, оно включает в себя правильное произношение всех звуков. Вы замечали, как часто с экранов телевизоров и по радио звучит картавая и шепелявая речь, а в жизни мы все чаще сталкиваемся с людьми, которые не могут без ошибок написать простой текст? Логопеды знают, что между неправильным произношением и трудностями при обучении русскому языку существует прямая связь.

ЗАДАНИЕ
Попросите ребенка назвать животных, в названии которых должны быть такие звуки как:
р (корова, река)
л, л’ (лось, лиса)
ш, ж (кошка, жеребенок)
с, з (коза, собака)

Неправильное произношение звуков – наиболее очевидное нарушение речи. Их необходимо корректировать до поступления в школу. Даже ребенок, который не умеет читать, должен чувствовать структуру слова, слышать звук и определять его место в слове (начало, середина, конец), называть слова на определенный звук.

Ребенку, поступающему в первый класс, необходимо иметь достаточный словарный запас. К началу занятий он должен составлять не менее 5-7 тысяч слов. Это АКТИВНЫЙ словарь ребенка, т.е. он этими словами активно и правильно пользуется. В словаре будущего первоклассника присутствуют все основные части речи: существительные, прилагательные, глаголы, числительные, предлоги, наречия, союзы. Ребенок должен владеть обобщающими понятиями: обувь, одежда, посуда, животные и т.д.

ЗАДАНИЕ
Попросите ребенка назвать предметы посуды, цветы или деревья. Вопрос нужно построить в таком ключе: «Какую ты знаешь посуду?», «Какие ты знаешь цветы?», «Назови деревья, которые тебе известны». Далее попросите ребенка ответить на следующие вопросы:
– Подбор признаков к предмету (Какой лимон? – желтый, кислый и т.д.)
– Подбор действий к предмету (Что делают дети? – смеются, играют, танцуют)
– Владение предлогами (Где находится предмет? – в шкафу, на столе)

Связная речь – четвертый компонент речевого развития. Все понимают, что речь развивается лучше у тех детей, которым родители много читают вслух. Но не только чтение является помощником в развитии речи. Старайтесь как можно чаще обсуждать прочитанное. Любая книжка – это огромная возможность развивать речь, это источник новых слов и грамматических конструкций.

Слушая чтение художественных произведений, воспринимая на слух грамотную речь окружающих, ребенок учится правильно говорить, произнося слова с правильным ударением. На это надо обратить особое внимание при подготовке дошкольника к обучению.

Чем занять малыша на кухне, пока мама готовит?

14 увлекательных игр, которые не только освободят мамам руки, но и помогут их деткам стать еще более умелыми и сообразительными.

Главная проблема любой мамы — нехватка времени. Если день изо дня вам некогда приготовить даже нехитрый обед, и уж тем более не до того, чтобы целенаправленно заниматься с любимым ребенком, эта статья для вас! «Ю-мама» собрала 14 игр, которые помогут, не отходя от кухни, развить логику, внимание, память, речь, мелкую моторику и общий кругозор.

Но прежде, договоримся, что наша главная цель — не следовать инструкциям, а освободить себе немного времени и порадовать чадо. Поэтому наш лозунг: никакого перенапряжения и сложной подготовки. Мы обойдемся теми предметами, которые есть в каждом доме. И, конечно, не будем поправлять малыша, если он решит играть по своим собственным правилам. Согласны? Тогда поехали!

Крупяная песочница

В большую миску насыпаем крупу (гречку, манку). Для начала ребенок будет с удовольствием копошиться в ней ручками и рисовать пальчиками. Когда это наскучит, выдаем разнокалиберные пластиковые стаканчики и ложки (чайную, столовую, от мультиварки, деревянную и т.д.). Теперь можно пересыпать крупу из одной посудины в другую, вместе с мамой вслух считать, сколько чайных ложечек вошло в кружку, а сколько столовых. Обсудить, какой ложкой проще и быстрее наполнить стаканчик. Можно закапывать небольшие предметы в крупу, пока мама отвернулась, а потом попросить ее угадать, в каком углу миски зарыт «клад».

Любитель жидкости

Игра похожа на предыдущую, только вместо крупы, наливаем в небольшой тазик воду (на одну треть, чтобы не расплескалась). Остальной реквизит — прежний — небьющаяся мелкая посуда. Теперь можно переливать водичку «из пустого в порожнее» и «носить воду в решете» (понадобится чайное ситечко). А еще — считать ложки и сравнивать, куда входит больше воды — в высокий стаканчик или в низкую, но широкую пиалу.

Кухонная рыбалка

Наливаем в тазик воду, насыпаем туда крупную мозаику и выдаем шумовку. Пусть малыш вылавливает шумовкой кусочки мозаики и складывает их в мисочку. Как минимум, десять свободных минут вам обеспечено. По ходу дела можно считать, сколько мозаик уже выловлено. Опытным игрокам давать задания: «Сначала вылови все желтые, потом — красные», «Подцепи за один раз три штучки, а теперь — только одну» и т. д.

Читайте также:
Бесполезное – полезно (Самостоятельно сделанные игры)

Капитан в поисках корабля

Для этой игры вам вновь понадобится тазик с водой. Только на этот раз, выложите перед малышом несколько предметов (металлических, пластиковых, деревянных) и попросите предположить, какой из них утонет в тазике, а какой поплывет. Постепенно кроха опытным путем установит, что полиэтиленовая крышка куда лучше подходит на роль кораблика, чем железная, что пустой пластиковый стаканчик держится на поверхности, а полный — идет ко дну.

Опыты можно продолжить с любимыми игрушками (каучуковыми и теннисными мячиками, резиновыми собачками и пластмассовыми динозаврами), а потом — просто поиграть в кораблики, разместив на плавающих крышках «экипаж» из горошин или фасолин.

Юный физик

Для новых опытов вам понадобится безопасный детский термометр для ванной и две мисочки. В одну наливаем воду погорячее (не более 37°С), в другую — ледяную из-под крана. Пусть малыш попеременно погружает градусник в разные мисочки и наблюдает, как бегает вверх и вниз столбик. Расскажите, что красная жидкость внутри термометра на самом деле состоит из крохотных частичек — молекул. И когда им тепло, они радуются и очень быстро бегают и прыгают, поэтому занимают больше места. А когда им холодно, они скукоживаются, сбиваются в кучку и тихонько сидят в нижнем уголке градусника.

Деткам постарше можно рассказать, как в чайнике закипает вода и обратить внимание на идущий из носика пар. Можно показать, как тает кубик льда в чашке с горячим чаем. Или сквозь пакет дать потрогать замороженные продукты, а потом показать какими мягкими они стали после микроволновки. Одним словом, пока мама готовит ужин, тема трех агрегатных состояний вещества будет изучена :) А вернувшийся с работы папа с удовольствием послушает о больших открытиях маленького ученого и подкинет свою шикарную идею для будущих исследований.

Робот-сортировщик

На поднос, большое блюдо или лист бумаги высыпаем несколько видов макаронных изделий (спагетти, рожки, ракушки) и просим ребенка рассортировать это безобразие по разным мисочкам. Для самых умелых в смесь можно добавлять фасоль, горох или чуть-чуть гречки. Часто такую игру называют «Золушкой», но ведь быть умным роботом куда круче! Расскажите, что сегодня на заводах именно роботы сортируют детали или изделия, идущие по конвейеру. Если детка заинтересуется, можно потом показать на видео в интернете, как это происходит.

Художник по фасоли

Те же рожки-ракушки и бобовые пригодятся для того, чтобы складывать их них картины. Конечно, первый раз вам придется показать пример того, как это делается. Но потом малыш с удовольствием будет развлекать себя сам, а маме останется только улыбаться, хвалить и изредка (если попросят!) подкидывать ценные художественные идеи. Для разнообразия можно складывать картинки из спичек.

Начинающий архитектор

Из небьющейся посуды на столе можно построить великолепные башни, дворцы и крепости. Главное, чтобы мама разрешила взять для игры эти необычные стройматериалы.

Кухонный футбол

В плоской коробке, например, из-под пиццы можно организовать настоящее футбольное поле. Ворота будут в уголках коробки или между установленными по краям солонкой и перечницей. Кладем на поле сухую горошину, выдаем футболисту или футболистке трубочку для коктейля. Теперь нужно дуть через трубочку на горошину, чтобы загнать ее в ворота. И весело, и для здоровья полезно.

Королевский стряпчий

Сидеть одному в детской, пока мама печет на кухне что-нибудь вкусненькое, совсем не интересно. Куда приятнее, вместе просеивать муку, катать сочни, лепить «бантики», прятать в пончиках карамель или просто мять в руках кусочек липкого, но такого необычного наощупь теста. Не лишайте кроху этого удовольствия! Не критикуйте его неправильные действия. Ну и пусть его булочка или вареник выйдут жесткими или развалятся — разве это главное?

Внимательный повар

Весьма странная идея, учить цвета и понятия «овощи-фрукты» по картинкам в школе развития. Почему бы не заняться этим, пока вы готовите? Расскажите, что в суп вы кладете овощи, а в компот — фрукты. Называйте их каждый раз, когда моете и режете.

Объясните, что у каждого блюда есть свой рецепт. К примеру, разложите на столе все, что вы собираетесь добавить в борщ. Пусть малыш сам назовет овощи. Повторите слова, когда будете варить суп в следующий раз. Как-нибудь внезапно добавьте к стандартному набору компонентов баночку варенья или грушу, и спросите, что на столе лишнее, не подходит для супа. Со временем можно усложнять игру: спрашивать, приготовила ли мама все, что нужно для борща, или что-то забыла в холодильнике?

Конечно, когда устаешь, трудно разговаривать с ребенком во время готовки — но это отличный способ не только занять сына или дочку, но и продвинуть их в интеллектуальном развитии. Так что если есть силы — дерзайте!

Читайте также:
Формы работы по развитию мелкой моторики рук

Дегустатор

Игра подойдет в тех случаях, когда мама делает салат, винегрет или фруктовый десерт — одним словом, режет чистые, готовые к употреблению продукты. Пусть ребенок сядет рядышком за стол, закроет глаза, а вы будете время от времени класть ему в рот кусочек еды. Его задача угадать по вкусу, что ему досталось на этот раз: огурчик, яйцо, яблоко или морковка?

Ясновидящий

Есть и другой вариант «угадайки». В этом случае малыш тоже сидит за столом и, не открывая глаз, пытается на слух определить, что происходит на кухне. Вот мама пустила воду в кране, после этого закрыла кастрюлю крышкой. А теперь слышно, как закипает чайник и скворчат на сковородке оладушки. Хлопнула форточка, замяукала кошка… Если прислушаться, мир кухонных звуков станет очень выпуклым и интересным.

Лучший помощник

В игру можно превратить и реальную помощь по дому. До определенного возраста малыш будет с гордостью накрывать на стол — раскладывать ложки и салфетки по количеству членов семьи. Ему понравится следить за бегущим временем по песочным часам и сообщать маме, когда пора переворачивать котлеты или выключать плиту. А как здорово украшать кашку ягодами или салат — зеленью! Такое необычное блюдо и есть вкуснее.

И помните, в один прекрасный день ваш кроха, привыкший помогать на кухне, непременно скажет: «Мамочка, доброе утро! Я приготовил тебе завтрак!»

P.S. Наш совет: мы за то, чтобы у веселых кухонных игр был минимум неприятных последствий. Возьмите на вооружение принцип педагогов Монтессори: уборка — обязательная часть игры. Пусть под рукой всегда будет тряпка, которой ребенок сможет вытирать пролитую воду, и веник с совком, на который можно собрать просыпавшуюся крупу. И, конечно, малышу пригодится свой непромокаемый фартук, как у настоящего повара.

Внимание: игры должны соответствовать возрасту ребенка. Если малыш еще тянет мелкие предметы в рот, то горошины, фасолины и т.п. можно давать только под бдительным присмотром!

Консультация для родителей “Игры на кухне”
консультация на тему

Часто возникает вопрос- когда заниматься с ребёнком? Предлагаю некоторые игры, которые можно организовать с ребёнком на кухне, не отрываясь от домашних дел.

Скачать:

Вложение Размер
konsultatsiya_dlya_roditeley.doc 45.5 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей

Уважаемые мамы! Часто у вас возникает вопрос – когда заниматься с ребенком? Ведь работа и домашние хлопоты отнимают очень много времени .

Предлагаем вам некоторые игры и упражнения, которые вы легко сможете провести с ребенком на кухне, не отрываясь от домашних дел.

Игры на развитие мелкой моторики рук.

Играем с крупами. Все дети любят перебирать пальчиками крупы. Дайте ребенку несколько разных емкостей, пусть пересыпает крупу. Можно использовать тарелки разных цветов. Насыпайте, например, фасоль и считайте, в какой тарелке больше, в какой меньше. Посадите разных животных возле каждой тарелки, причем подберите их по цветам: из зеленой тарелки кушает лягушка, т.к. она тоже зеленая и любит этот цвет и т.д. Можно насыпать крупу на поднос и рисовать по ней пальчиками.

С мешайте несколько круп – поиграйте в игру «Помоги Золушке» – отберите одну крупу от другой.

Можно ребенку предложить опустить руки в крупу, найти цифру или другой знакомый предмет и, не доставая её из песка, определить, что ему попалось в руки.

Макаронные изделия – хороший материал для изучения формы, длины. Возьмите шнурок, и пусть ребенок нанизывает макароны на него. Так получатся отличные бусы для куклы. Их также можно раскрасить.

Из макаронных изделий разных форм, размеров и цветов можно выкладывать на столе или листе бумаги причудливые узоры, попутно изучая формы и цвета.

Играем с крышками. Игры с крышками очень полезны для развития мелкой моторики. Надеваем их на бутылочки (вращательные движения). Возьмите баночки, бутылочки разного размера. Снимите с них крышки и перепутайте, пусть ребенок подберет к каждой баночке свою крышку.

Ежик. Возьмите яблоко, дайте ребенку зубочистки, пусть их втыкает в яблоко. Получится ежик. Полезно и для мелкой моторики и для развития фантазии малыша. Однако будьте внимательны: маленьким детям лучше не давать острые зубочистки или делать под присмотром взрослых.

Играем с кастрюлями. Дайте ребенку кастрюли, разные по цвету, размеру. Можно построить из них башню. Изучаем понятия – большой, средний, маленький. Спрячьте в одну из них какой-либо предмет (например, ложку или игрушку). Дайте ребенку крышки от них, пусть попробует подобрать подходящую к каждой кастрюле. Насыпьте любую крупу в кастрюлю, например, горох. Пусть ребенок перебирает крупу пальчиками, прячет ручки или игрушки в крупе.

Волшебная скорлупа. Не выбрасывайте скорлупу вареных яиц, она послужит прекрасным материалом для детских аппликаций. Раскрошите скорлупу на кусочки, которые ребенок мог бы легко брать пальчиками, раскрасьте ее любыми доступными красителями. Сначала нанесите на картон тонкий слой пластилина, он будет фоном, а затем выкладывайте рисунок или узор из кусочков яичной скорлупы.

Увлекательными могут быть игры с соленым тестом. Поделки из него хранятся долго, ими даже можно играть. Рецепт приготовления теста прост: два стакана муки, один стакан соли, один стакан воды (ее можно подкрасить), две столовые ложки растительного масла – все перемешать, чуть подогреть и получите мягких комок. Лепите на здоровье!

Игры с водой. Поставьте перед ребенком две тарелки, одна из которых наполнена водой, а другая пуста. Покажите ребенку, как при помощи кухонной губки переливать воду из одной емкости в другую. Обращайте внимание на льющуюся струйку и капли. Также можно пускать кораблики – губки по воде или крышки от бутылок. Можно на кораблики сажать моряков – например, фасоль. Бросаем предметы в воду, смотрим, что тонет, а что нет. Еще можно взять коктейльные трубочки и дуть ими в воду, будут идти пузырьки, которые развеселят вашего ребенка.

Играем с пинцетом. Берем пинцетом крышки от бутылок, поролоновые шарики и складываем в тарелку. Заодно и считаем.

Игры с магнитами. Безделушки на магнитах, которыми принято украшать кухню, помогут взрослым придумать много интересных заданий и игр. Например, мама просит ребенка расположить их на дверце холодильника в определенном порядке: сначала только фрукты, потом только круглые предметы, потом только желтые и т.д.

Игры на обогащение словаря ребенка

«Давай искать на кухне слова»

Какие слова можно вынуть из борща? Винегрета? Кухонного шкафа? И т. д.

Давай вспомним вкусные слова и угостим друг друга. Ребенок называет «вкусное» слово и «кладет» Вам на ладошку, затем Вы ему, и так до тех пор, пока все не съедите. Можно поиграть в сладкие, кислые, соленые, горькие слова.

Вы начинаете фразу, а ребенок заканчивает ее:

Ворона каркает, а воробей . . .

Сова летает, а заяц . . .

У коровы теленок, а у лошади . . .

Сахар сладкий, а лимон …

Луна видна ночью, а солнце …

Огонь горячий, а лед …

Река широкая, а ручей …

Камень тяжелый, а пух …

«Чудесный мешочек». Э та игра остается самой любимой для детей долгое время, вплоть до школьного возраста. Ведь каждый предмет из волшебного мешочка всегда сюрприз. Конечно, задание для старших уже усложняется (например, нужно определить предмет на ощупь, не заглядывая в мешочек…)

Что понадобится: любой мешочек, мелкие игрушки.

Взрослый говорит, что в мешочке лежит много интересных игрушек, предлагает вынуть оттуда одну, и громко назвать. Нужно добивается, чтобы малыш правильно и внятно назвал игрушку.

Цель — развитие умения подбирать к слову-предмету как можно больше слов-признаков и правильно их согласовывать.

Зеленый — помидор, крокодил, цвет, фрукт, …

Красное — платье, яблоко, знамя, …

Игры на развитие грамматического строя

Из яблок сок (яблочный). Из груш, из слив, моркови, лимона, апельсина? И наоборот: апельсиновый сок из чего?

«Упрямые слова». Расскажите ребенку, что есть на свете «упрямые» слова, которые никогда не изменяются (кофе, платье, какао, кино, пианино, метро).

«Я надеваю пальто. На вешалке висит пальто. Я гуляю в пальто. Сегодня тепло, и все надели пальто и т. п.». Задавайте вопросы ребенку и следите, чтобы он не изменил слова в предложениях – ответах.

«Один и много». Взрослый называет один предмет – а ребенок много.

Перечислять можно разные предметы, в зависимости от того, где Вы сейчас находитесь: на кухне или в детской комнате.

Чашка – чашки, кастрюля – кастрюли, стол – столы;

Мяч – мячи, карандаш – карандаши, кубик – кубики;

«Чего не стало?» Взрослый выкладывает перед ребенком несколько различных предметов ( 4 – 7). Затем просит ребенка запомнить все предметы и отвернуться, а сам в это время убирает один любой предмет. Ребенку предлагается посмотреть внимательно и назвать, чего не стало. Обязательно нужно обращать внимание на окончания в словах.

«Я внимательный». Будем называть предметы (дома или на улице), которые видим, а еще обязательно укажем – какие они. Например: Вот стол. Он деревянный. Вот кошка – она пушистая. Вот окно – оно большое. Вот забор – он красный. Вот солнце – оно желтое.

Слушаем звуки. Прислушайтесь к звукам на кухне: вода капает в кране, крупа пересыпается, ложка звенит в пустом стакане. Постучите по разным предметам на кухне, прислушайтесь – одни звучат громко, другие – тихо, третьи – глухо и т.д. Поиграйте в игру «Угадай, что стучит» с малышом.

Игровое упражнение на слоговую структуру слов

«Перепутаница». Жили-были слова. Однажды они веселились, играли, танцевали. И не заметили, что перепутались. Помоги словам распутаться.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: