Как отличить дислалию от дизартрии

Методы диагностики функциональной дислалии и стертой дизартрии у дошкольников

Как отличить дислалию от дизартрии? Этот материал поможет и начинающим логопедам, и родителям!

Дислалия — нарушение звукопроизношения при нормальном слухе и сохранной иннервации речевого аппарата.

Дизартрия — нарушение звукопроизношения при недостаточной иннервации речевого аппарата.

Дифференциальная диагностика функциональной дислалии и стертой дизартрии.

Функциональная дислалия

Причины:

  • Может быть неблагоприятное речевое окружение.
  • Может быть неправильное речевое воспитание.
  • Может быть соматическое ослабленность здоровья.

Неврологический статус детей:

  • Неврологическая симптоматика отсутствует. Могут наблюдаться расстройства со стороны вегетативной н.с., к таким расстройствам относятся: плохой сон, чрезмерная потливость, бледность, синюшность кожных покровов или наоборот их гиперемия.

Проявление неврологической симптоматики в мелкой моторике:

Проявление неврологической симптоматики в мимической мускулатуре:

В органах артикуляционного аппарата:

Психический статус:

  • У детей с дислалией расстройств интеллекта и эмоционально-волевой сферы нет.

Состояние бытовых навыков самообслуживания:

  • Опрятны и аккуратны.

Общее соматическое состояние:

  • Как правило, более здоровы.

Особенности речевых нарушений:

  • Нарушение звуков идут преимущественно по типу отсутствия, замены , т.е. преобладает фонологические дефекты речи.
  • Нет нарушений просодики.
  • Звукопроизношение не ухудшается.
  • Произвольность речевых движений сохранна.
  • По структуре речевого дефекта может наблюдаться: ФНР (фонетическое), ФФНР, фонематическое нарушение речи.
  • Нарушения лексико-грамматической стороны речи нет.

Стертая дизартрия

Причины:

  • Органическое поражение ЦНС.

Неврологический статус детей:

  • Неврологическая симптоматика обязательно присутствует, хотя может быть. выражена незначительно.

Проявление неврологической симптоматики:

  • страдает общая моторика, нет ловкости, подвижности, уверенного выполнения движений.
  • дети не умеют прыгать на одной ноге, через скакалку,
  • испытывают затруднения в играх с мячом,
  • движения носят скованный напряженный характер,
  • отмечаются напряжения в руках,
  • тремор пальцев рук,
  • покачивание тела,
  • отклонение языка в сторону,
  • гиперкинезы языка,
  • саливация.

Проявление неврологической симптоматики в мелкой моторике:

  • Пальчиковые пробы полноценно не выполняются (неправильный выбор пальцев, невозможность создания и удержания позы, тремор, асинхрония движений).

Проявление неврологической симптоматики в мимической мускулатуре:

  • Отмечается легкая амимия лица,
  • снижения объема и качества движений мышц лба, круговых мышц глаз, щечных мышц.

В органах артикуляционного аппарата:

  • Ребенок не может плотно сомкнуть губы, удержать губами трубочку, соломинку;
  • со стороны языка могут наблюдаться гиперкинезы, отклонения языка в сторону, синюшность языка, удержание позиции под счет затруднено.
  • Амплмитуда движений ограничена.
  • Могут наблюдаться замены движений.
  • Саливация.
  • Дети не могут тщательно пережевывать пищу, проглатывать воду и еду маленькими порциями.

Для того, чтобы обнаружить эти нарушения, обследование должно выполняться с функциональной нагрузкой. Это значит, каждую пробу мы выполняем неоднократно (3-4-5 раз).

Психический статус:

  • Наблюдается быстрая истощаемость нервных процессов,
  • отмечаются снижение памяти и внимания.
  • Возбудимы, неуравновешенны могут наблюдаться аффективные вспышки.
  • Вследствие этих проявлений у детей часто наблюдаются трудности поведения.

Состояние бытовых навыков самообслуживания:

  • Могут быть неопрятны, вследствие неловкого удержания зубной щетки, ложки для еды в руке.
  • Дети плохо умеют шнуровать, завязывать ботинки, расстегивать и застегивать пуговицы.
  • Саливация.

Общее соматическое состояние:

  • Соматически ослаблены.
  • Часто болеют ОРЗ, инфекционными заболеваниями.
  • Имеют хронические заболевания внутренних органов.

Особенности речевых нарушений:

  • Преимущественно встречается искажение звуков: межзубные, боковые, горловой звук Р, произнесение ряда звуков из нижних позиций, т.е. преобладают антропофонические дефекты.
  • Может быть нарушена просодика: речь тихая с изменениями темпа и плавности. Затухающая, мало выразительная.
  • Звукопроизношение смазывается, ухудшается в потоке речи, произвольность речевых движений нарушена.
  • По структуре речевого дефекта группы ФНР, ФФНР, ОНР.
  • Могут наблюдаться лексико-грамматические расстройства, в том числе и не резко выраженные.

Упражнения для диагностики функциональной дислалии и стертой дизартрии

Упражнения для бровей:

Упражнения для глаз:

  • «Моргалочки»: Спокойно закрывать и открывать глаза.
  • «Мигалочки»: Умение попеременно открывать и закрывать глаза.

Упражнение для мимической моторики:

  • «Повторяшки»: Одновременно улыбнуться и поднять брови. Моргать глазами и качать головой.

Упражнение для щек:

Упражнения для губ:

  • «Заборчик»: Губы сомкнуты,губы в улыбке.

Сравнительный анализ дислалии и стертой дизартрии

Елена Узлова
Сравнительный анализ дислалии и стертой дизартрии

Дислалия (от греч. dis — приставка, означающая частичное расстройство, и lalio — говорю) — нарушение звукопроизношения при нормальном слухе и сохранной иннервации речевого аппарата.

Среди нарушений произносительной стороны речи наиболее распространенными являются избирательные нарушения в ее звуковом (фонемном) оформлении при нормальном функционировании всех остальных операций высказывания.

Эти нарушения проявляются в дефектах воспроизведения звуков речи: искаженном (ненормативном) их произнесении, заменах одних звуков другими, смешении звуков и — реже — их пропусках.

Термин «дислалия» одним из первых в Европе ввел в научное обращение профессор Вильнюсского университета врач И. Франк. В монографии, вышедшей в 1827г.Изучение данной проблемы в отечественной логопедии отражено в работах: М. Е. Хватцева, А. М. Смирновой, О. В. Правдиной, С. С. Ляпидевского, Р. Е. Левиной и других не менее известных ученых.

Читайте также:
Конспект НОД с использованием логопедической ритмики для детей 5-7 лет с ТНР

Дислалия является одним из наиболее распространенных дефектов произношения. Статистические данные отечественных и зарубежных исследователей указывают, что недостатки произношения имеются у 25–30% детей дошкольного возраста (5–6 лет, у 17–20% детей школьного возраста (I– II классы). У учащихся более старшего возраста недостатки произношения занимают не более 1 %. Это свидетельствует о том, что встречаются временные нарушения, которые преодолеваются в ходе речевого развития детей и в процессе школьного обучения.

Причины возникновения — биологические и социальные: общая физическая ослабленность ребенка вследствие соматических заболеваний, особенно в период активного формирования речи; задержка психического развития (минимальные мозговые дисфункции, запоздалое развитие речи, избирательное нарушение фонематического восприятия; неблагоприятное социальное окружение, препятствующее развитию общения ребенка (ограниченность социальных контактов, подражание неправильным образцам речи, а также недостатки воспитания, когда родители культивируют несовершенное детское произношение, задерживая тем самым у него развитие звукопроизношении).

Выделяют две основные формы дислалии в зависимости от локализации нарушения и причин, обусловливающих дефект звукопроизношения; функциональную и механическую (органическую).

В тех случаях, когда не наблюдается органических нарушений (периферически или центрально обусловленных, говорят о функциональной дислалии. При отклонениях в строении периферического речевого аппарата (зубов, челюстей, языка, нёба) говорят о механической (органической) дислалии.

Функциональные дислалии возникают в детском возрасте в процессе усвоения системы произношения, а механические — в любом возрасте вследствие повреждения периферического речевого аппарата. При функциональных дислалиях может нарушаться воспроизведение одного или нескольких звуков, при механических обычно страдает группа звуков. В ряде случаев встречаются комбинированные функциональные и механические дефекты.

Функциональная дислалия. К ней относятся дефекты воспроизведения звуков речи (фонем) при отсутствии органических нарушений в строении артикуляционного аппарата.

При функциональной дислалии нет каких-либо органических нарушений центральной нервной системы, препятствующих осуществлению движений. Несформированными оказываются специфические речевые умения произвольно принимать позиции артикуляторных органов, необходимые для произношения звуков. Это может быть связано с тем, что у ребенка не образовались акустические или артикуляционные образцы отдельных звуков. В этих случаях им оказывается не усвоенным какой-то один из признаков данного звука. Фонемы не различаются по своему звучанию, что приводит к замене звуков. Артикуляторная база оказывается не полной, так как не все необходимые для речи слуходвигательные образования (звуки) сформировались. В зависимости от того, какие из признаков звуков — акустические или артикуляционные — оказались несформированными, звуковые замены будут различны.

В других случаях у ребенка оказываются сформированными все артикуляторные позиции, но нет умения различать некоторые позиции, т. е. правильно осуществлять выбор звуков. Вследствие этого фонемы смешиваются, одно и то же слово принимает разный звуковой облик. Это явление носит название смешения или взаимозамены звуков (фонем).

Часто наблюдаются случаи ненормированного воспроизведения звуков в силу неправильно сформированных отдельных артикуляторных позиций. Звук произносится как несвойственный фонетической системе родного языка по своему акустическому эффекту. Это явление называется искажением звуков.

Механическая дислалия — нарушенное звукопроизношение, обусловленное анатомическими дефектами периферического аппарата речи (органов артикуляции). Ее иногда называют органической. Наиболее часто встречаются дефекты произношения,обусловленные:

1)аномалиями зубо-челюстной системы: диастемы между передними зубами;

2) отсутствием резцов или их аномалиями;

3) непоправимым положением верхних или нижних резцов или соотношения между верхней или нижней челюстью (дефекты прикуса). Эти аномалии могут быть из-за дефектов развития или быть приобретенными вследствие травмы, зубных заболеваний или возрастных изменений. В ряде случаев они обусловлены аномальным строением твердого нёба (высокий свод).

Среди нарушений произношения в таких случаях наиболее часто наблюдаются дефекты свистящих и шипящих звуков (они приобретают избыточный шум, губно-зубных, переднеязычных, взрывных, реже — р и р.

Довольно часто нарушается произношение и гласных звуков, которые становятся малоразборчивыми из-за избыточной зашумленности согласных и недостаточной акустической противопоставленности гласных.

Однако не всегда зубные аномалии приводят к дефектам произношения: при некоторой деформации зубов оно может оказаться нормальным.

Вторую значительную по распространенности группу составляют звукопроизносительные нарушения,обусловленные патологическими изменениями языка: слишком большой или маленький язык, укороченная подъязычная связка.

При таких аномалиях страдает произношение шипящих и вибрантов, наблюдается также боковой сигматизм. В ряде случаев страдает внятность произношения в целом.

Читайте также:
Правописание безударных падежных окончаний имён прилагательных

Однако не во всех случаях язычных аномалий страдает произношение звуков. Это неоднократно отмечалось лингвистами. (Р. О. Якобсон, М. В. Панов) и специалистами в области патологии речи (Г. Гутцман, Р. А. Юрова и др.).

Факты нормального звукопроизношения при аномалиях языка и зубов свидетельствуют о компенсаторных возможностях, позволяющих сформировать нормальное произношение и при нарушенных условиях реализации звуков; один и тот же акустический эффект можно получить разными путями.

Значительно реже встречаются нарушения звукопроизношения, обусловленные губными аномалиями, так как врожденные дефекты (различные деформации) преодолеваются хирургическим путем в раннем возрасте. Таким образом, логопед встречается преимущественно с последствиями деформаций травматического происхождения, при которых в основном нарушается произношение губных звуков вследствие неполного смыкания губ, а также губно-зубных звуков. Иногда наблюдаются дефекты произношения лабиализованных гласных (о, у).

Механическая дислалия может комбинироваться с функциональной фонематической.

Во всех случаях механических дислалий необходима консультация (а в ряде случаев и лечение) хирурга и ортодонта.

Термин «стертая» дизартрия впервые был предложен О. А. Токаревой, которая характеризует проявления «стертой дизартрии» как легкие (стертые) проявления псевдобульбарной дизартрии, которые отличаются особой трудностью преодоления.

Иное определение подобного нарушения речи предложено А. Н. Корневым. Он определяет это расстройство как избирательные, негрубые, но довольно стойкие нарушения звукопроизношения, которые сопровождаются легкими, своеобразными нарушениями иннервационной недостаточности артикуляционных органов.

Стертая дизартрия (легкая степень дизартрии, МДР – минимальные дизартрические расстройства) в логопедической практике – одно из самых распространенных и трудно поддающихся коррекции нарушений звукопроизносительной стороны речи.

Исследование неврологического статуса детей со стертой дизартрией выявляет определенные отклонения в нервной системе, проявляющиеся в форме неярко выраженного преимущественного одностороннего синдрома. Паретические симптомы наблюдаются в артикуляционной и общей мускулатуре, что связано с нарушением иннервации лицевого, языкоглоточного или подъязычного нервов (Г. В. Гуровец, С. И. Маевская).

Стертая дизартрия встречается очень часто в логопедической практике. Основные жалобы при стертой дизартрии: невнятная невыразительная речь, плохая дикция, искажение и замена звуков в сложных по слоговой структуре словах и др.

Стертая дизартрия – речевая патология, проявляющаяся в расстройствах фонетического и просодического компонентов речевой функциональной системы и возникающая вследствие невыраженного микроорганического поражения головного мозга (Л. В. Лопатина).

Диагностика стертой дизартрии и методики коррекционной работы разработаны пока недостаточно. В работах Г. Г. Гуцмана, О. В. Правдиной, Л. В. Мелеховой, О. А. Токаревой, Р. И. Мартыновой рассматриваются вопросы симптоматики дизартрических расстройств речи, при которых наблюдается «смытость», «стертость» артикуляции. Авторы отмечают, что стертая дизартрия по своим проявлениям очень похожа на сложную дислалию. В трудах Л. В. Лопатиной, Н. В. Серебряковой, Э. Я. Сизовой, Э. К. Макаровой и Е. Ф. Соботович поднимаются вопросы диагностики, дифференциации обучения и логопедической работы в группах дошкольников со стертой дизартрией.

Среди причин, вызывающих стертую дизартрию,различными авторами были выделены следующие:

1. Нарушение иннервации артикуляционного аппарата, при которой отмечается недостаточность отдельных мышечных групп (губ, языка, мягкого неба); неточность движений, их быстрая истощаемость вследствие поражения тех или иных отделов нервной системы.

2.Двигательные расстройства: трудность нахождения определенного положения губ, языка, необходимого для произнесения звуков.

3. Оральная апраксия.

4. Минимальная мозговая дисфункция.

Анамнез детей со стертой дизартрией, Мастюкова, Лопатина, Архипова, Карелина и др.выявляют следующие факторы: неблагоприятное течение беременности; асфиксия, низкий оценочный балл по шкале Апгар при рождении, наличие у подавляющего большинства детей в первый год жизни диагноза ПЭП — перинатальной энцефалопатии.

Анализ современных образовательных программ для ДОО в соответствии с ФГОС до Тема моей презентации: «Анализ современных образовательных программ для ДОО в соответствии с ФГОС ДО»Необходимо помнить, что воспитательно.

Анализ и планирование методической деятельности ” нализ и планирование методической деятельности» Описание предметно-пространственной среды в средней группе ДОО. При организации.

Анализ логопедической деятельности на логопедическом пункте АНАЛИЗ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ на ЛОГОПЕДИЧЕСКОМ Пункте МБДОУ детский сад «КОЛОБОК» уч. 2016-2017г. ОСНОВНАЯ ЦЕЛЬ- Исправить дефекты.

Анализ работы МО учителей естественно-математического цикла Анализ работы методического объединения учителей естественно-математического цикла за 1 полугодие 2018-2019 учебного года. В Методическое.

Анализ речевого занятия проведенного не правильно Анализ речевого занятия (проведенного не правильно) Тема: «Домашние помощники» Возраст: 4-5 лет Цели занятия нет. По ФГОС ДО задачи должны.

Анализ воспитательно-образовательной работы Анализ воспитательно-образовательной работы в первой младшей группе за 2014-2015 учебный год. Младшая группа является возрастной группой.

Читайте также:
Интеграция в сфере образования

Анализ воспитательно-образовательной работы за 2016–17 учебный год Анализ воспитательно-образовательной работы за 2016-17 учебный годВоспитатель: Афанасьева Марина Вячеславовна «Нет такой стороны воспитания,.

Анализ проведения декады по математике в начальных классах Анализ проведения декады по математике в начальных классах МБОУ «Бродовская ООШ» 2017-2018 учебный год С 4 по 13 декабря 2017г. в школе.

Консультация для педагогов «Развитие фонематических процессов у детей со стертой дизартрией» Цель: познакомить педагогов с понятием «фонематические процессы» у детей дошкольного и младшего школьного возраста. Педагогов, родителей.

Сравнительный анализ особенностей речевого развития детей дошкольного возраста при использовании дидактических игр Педагог должен строить педагогический процесс на основе диагностики и индивидуального подхода к развитию ребенка. В начале и конце учебного.

Виды дизартрии: принципы классификации (таблица) и причины развития

Дизартрия представляет собой речевую патологию, связанную с поражением головного мозга. Дисфункция ЦНС приводит к тому, что нервные импульсы от речевых центров либо вообще не поступают к речевому аппарату, либо сильно искажаются. Вследствие этого речь человека становится невнятной. Обычно про таких людей говорят: «У него каша во рту!». Нарушается также темп, ритм и выразительность речи, а при тяжелых патологиях ЦНС человек может вовсе утратить способность к говорению.

Что такое дизартрия

Впервые о речевом нарушении, которое впоследствии было названо дизартрией, заговорили около ста лет назад. Тогда исследователи выделили группу звукопроизносительных расстройств, назвав их косноязычием. Чуть позже оно было разделено на функциональное и органическое. Тогда же были выделены факторы, способные повлечь за собой дизартрические расстройства речи.

Несмотря на то, что дизартрия исследуется столь долгое время, многое до сих пор остается неясным. Сегодня существует два основных подхода к изучению данного речевого расстройства:

  • неврологический. Это направление учитывает клинические проявления дизартрии и область поражения ЦНС. Речевые нарушения рассматриваются совместно с другими двигательными расстройствами, имеющимися у пациента.
  • нейрофонетический. Фонематический анализ речи дизартрика проводится с учетом психолингвистических методик. Большее внимание уделяется выявлению и изучению нейрофонетических синдромов дизартрии, а клиническая картина патологии отходит на второй план.

Именно поэтому разные исследователи дают различное понятие патологии. Кто-то считает, что дизартрией стоит называть расстройство произношения, при котором нарушается просодическая сторона речи. В этом случае определение патологии дается исходя из ее внешних проявлений. Ряд исследователей называет дизартрию координационным сбоем речи, возникающим в результате повреждения эфферентной системы и моторного анализатора. То есть, неразборчивая речь является лишь симптомом другой патологии.

Оба эти определения верны и в некотором роде дополняют другу друга. Если говорить простым языком, то дизартрией можно назвать любое нарушение звукопроизношения, вызванное органическим поражением мозга. Это может быть как полное отсутствие речи, так гнусавый невнятный оттенок произношения.

Разногласия затрагивают не только само определение дизартрии. Классификация видов этой речевой дисфункции также вызывает много споров.

Виды дизартрии по Правдиной О.В.

Сейчас существует несколько принципов деления на виды такой речевой патологии, как дизартрия. В отечественной логопедии наиболее распространенной является классификация, исходящая из расположения пораженной части ЦНС.

Неврологический подход нашел свое отражение в классификации, предложенной О. В. Правдиной. Их описание представлено в таблице ниже:

Зона поражения ЦНС

Корковые структуры головного мозга. Именно кора отвечает за работу речевой мускулатуры и способность человека к говорению.

Частичный паралич мышц артикуляционного аппарата, последовательность движений при постановке артикуляционных поз нарушена.

Страдает произношение согласных звуков.

Стриатум и паллидум – подкорковые ядра. Эти структуры регулируют мышечный тонус, а также позволяют придать речи эмоциональную выразительность.

Мышечный тонус речевого аппарата нестабилен, мышцы сокращаются непроизвольно. Человек испытывает трудность при попытке сохранить артикуляционную позу.

Проводящие пути и ядра мозжечка. Дыхательный, голосовой и артикуляционный аппарат перестают работать синхронно.

Речь человека звучит скандировано, это получается непроизвольно. Большинство звуков приобретает назальный оттенок. Речь теряет эмоциональную окраску.

Системы, отвечающие за проведение нервных импульсов от коры головного мозга к ядрам мозга продолговатого.

Двусторонний паралич мышц речевого аппарата, повышение тонуса мышц, они практически неподвижны.

Характерное смягчение звуков. Сложные и дифференцированные звуки страдают избирательно.

Ядра периферических двигательных нервов (ствол головного мозга)

Паралич мышц речевого аппарата (право- или левосторонний), теряется способность к непроизвольным и произвольным движениям.

Речь приобретает носовой оттенок.

Несмотря на то, что классификация Правдиной используется большим количеством специалистов, все же многие исследователи считают ее неточной. Больше всего споров возникает по поводу корковой дизартрии. Эту разновидность патологии часто расценивают как проявление моторной афазии, особенно у взрослых.

Читайте также:
Логопедическая викторина

Другие виды классификаций

Французский невропатолог Тардье предложил классифицировать дизартрию по тому, насколько окружающие могут понять речь дизартрика. В результате он выделил четыре степени тяжести нарушения:

  1. Нарушения может выявить только специалист.
  2. Проблемы речи заметны окружающим, однако речь понятна.
  3. Ребенка способны понять только люди из его ближайшего окружения.
  4. Речь отсутствует вовсе или она непонятна даже близким ребенка.

Данная классификация очень понятна и удобна. Ее часто в своей работе используют не только логопеды, но и воспитатели, психологи, педагоги.

В логопедической работе также часто применяется деление дизартрии на виды исходя из синдромологического подхода. В этом случае логопед должен работать вместе с невропатологом. Врач определяет ведущий симптом, а педагог выявляет аналогичные дефекты в работе речевого аппарата.

Использование данного подхода позволило выделить следующие виды дизартрии:

  • спастико-паретическая – при ведущем синдроме спастическом параличе;
  • спастико-ригидная – синдромы спастический паралич и ригидность;
  • гиперкинетическая – гиперкинезы;
  • атактическая – атаксия;
  • спастико-атактическая – спастический паралич и атаксия;
  • спастико-гиперкинетическая – спастический паралич и гиперкинезы;
  • спастико-атактикогиперкинетическая – спастический паралич, атаксия, гиперкинезы;
  • атактико-гиперкинетической – атаксия и гиперкинезы.

Дизартрию делят также на виды исходя из тяжести расстройства. При легкой форме расстройства речи незначительны, часто они заметны лишь при утомлении. Эту форму также называют стертой.

Легкая форма дизартрии имеет много общего с дислалией. Отличием является лишь то, что у дизартрика наблюдается неврологическая микросимптоматика.

Средняя степень – непосредственно дизартрия (выраженная), характеризуется явными нарушениями речи, она становится невнятной, смазанной, но в целом остается понятной для окружающих.

При тяжелой форме дизартрии речь человека невозможно разобрать. Если же произносительная сторона речи невозможна, то такую форму называют анартрией.

Причины развития дизартрии

Дизартрия развивается в результате органического поражения центральной нервной системы. Патология может возникнуть в разные периоды жизни человека. Но современные исследования показали, что примерно в 80% случаев она является врожденной. То есть, поражение мозга происходит в момент внутриутробного периода жизни.

К основным причинам развития врожденной патологии можно отнести:

  1. Вирусные и инфекционные заболевания матери.
  2. Почечная недостаточность, а также патологии сердца и сосудистой системы у женщины.
  3. Травмы во время беременности, причем, как физические, так и психологические.
  4. Радиоактивное облучение беременной женщины.
  5. Конфликт резус-фактора и несовпадение групп крови у матери и плода.
  6. Сильные интоксикации, в том числе алкоголем, никотином и наркотиками.

Наибольшую опасность для плода вышеперечисленные факторы имеют в первые три месяца беременности.

Патология может возникнуть и в момент родов. Ранее именно родовые травмы считали основным фактором развития дизартрии. Однако современные исследования позволили проблемные роды отнести к вторичным факторам, которые усугубляют имеющиеся у плода патологии. Первичной причиной можно считать лишь неудачное использование медперсоналом средств родовспоможения. Полученные в результате врачебной ошибки травмы головного мозга могут привести к развитию ДЦП и других патологий.

Нарушение моторной функции речевого аппарата может возникнуть у ребенка, родившегося вполне здоровым. Дизартрия может возникнуть в результате перенесенной нейроинфекции, отравления (сильной интоксикации), травмы головного мозга или онкологических патологий ЦНС. У взрослых людей дизартрия может быть обусловлена перенесенным инсультом.

Коррекция дизартрии ведется сразу по двум направлениями. Прежде всего, необходимо восстановить работу ЦНС, насколько это позволяет степень ее поражения. Этим занимается врач-невропатолог. В то же время дефектолог или логопед осуществляют логопедическую работу, которая направлена на нормализацию работы артикуляционного аппарата.

Как распознать дизартрию

Несмотря на то, что дизартрия является очень сложным речевым нарушением, она все же поддается коррекции, особенно если речь идет о стертой форме расстройства.

Распознать дизартрию можно с первых дней жизни ребенка, и родителей должны насторожить такие моменты:

  • при грудном вскармливании слабый захват соска и сосательный рефлекс могут свидетельствовать о слабости мышц артикуляционного аппарата. Молоко вытекает изо рта и даже носа;
  • ребенок позже своих сверстников начинает держать голову (5-7 месяцев), пытаться садиться и ползать (8-11 месяцев), ходить (после 18 месяцев);
  • у ребенка поздно появляется речь, звуки однообразные, артикуляция невыраженная;
  • повышенное слюноотделение. Ребенок не может сглатывать собственную слюну из-за вялых мышц языка, щек и губ. Рот всегда открыт;
  • проблемы с питьем из чашки, пережевыванием пищи;
  • отсутствие предметной деятельности. Малыш не проявляет интерес к игрушкам, его действия с ними неадекватны или не соответствуют возрасту;
  • малыш не реагирует на близких людей, не проявляет радости. Отсутствует улыбка, гуление, двигательная активность ручек и ножек.
Читайте также:
Артикуляционная гимнастика с детьми 3-5 лет, страдающих детским церебральным параличом

В более позднем возрасте о дизартрии может свидетельствовать нарушение дыхания и ритма речи. Ребенок, разговаривая, произносит слова с различной громкостью и интонацией или по слогам. При дизартрии появляется гнусавость. Из-за повышенного тонуса артикуляционных мышц ребенок может уставать в процессе разговора.

Кроме речевых нарушений при дизартрии возникают и двигательные нарушения. Ребенок может слишком сильно или слабо захватывать предметы. Хватательный рефлекс может отсутствовать вовсе. Также страдает пространственное и зрительное и пространственное восприятие. Ребенок не может правильно определить форму и размер предмета, например, при играх с различными сортерами или пирамидками. Возникают трудности при выполнении физических упражнений.

Особенно сильно страдает у детей дизартриков мелкая моторика. Уже давно доказано, что существует взаимосвязь между умением выполнять точные скоординированные движения кистями, становлением речи и психическим восприятием. Недостаточность двигательного отдела головного мозга приводит к тому, что пинцетный захват пальцами ребенку выполнить очень сложно, либо он не выполняется вообще. При стертых формах дизартрического расстройства развитие мелкой моторики помогает быстро «запустить» речь.

Дети, которые имеют в анамнезе патологии, связанные с внутриутробным и родовым периодом, в обязательном порядке наблюдаются у детского невролога. Врач должен обратить внимание на имеющиеся проблемы. Если выраженные отклонения в развитии малыша не наблюдаются, то его снимают с учета.

Дальнейшее наблюдение за состоянием ребенка осуществляется его родителями. При появлении первых тревожных симптомов лучше сразу обратиться к специалистам.

Когда начинать лечение

Большинство речевых нарушений диагностируется у детей в возрасте 4-5 лет. Считается, что до этого возраста невыговаривание отдельных звуков – норма. Но если речь идет о дизартрии, то ждать этого возраста не нужно. Коррекцию расстройства можно начать еще до того, как ребенок произнесет первые звуки. Точную схему лечения должен составить врач, ориентируясь на возраст и состояние ребенка.

Комплекс коррекционных мероприятий может в себя включать:

  1. Медикаментозное лечение. На сегодняшний день не существует таблетки от дизартрии. Врач невропатолог осуществляет подбор препаратов, которые способны облегчить состояние пациента и устранить некоторые из проявлений расстройства.
  2. Логопедические занятия. При легких формах расстройства заниматься с ребенком могут родители после консультации с логопедом. Для этого достаточно выучить специальную логопедическую гимнастику. Такие упражнения достаточно просты, но они позволят разработать мышцы речевого аппарата.
  3. Дыхательную гимнастику. Упражнения для развития речевого дыхания позволят научить ребенка бесшумно и достаточно быстро вдыхать воздух, а затем экономно расходовать его на выдохе. В результате ротовое дыхание становится плавным.
  4. Массаж. Мануальные процедуры можно проводить с самого раннего возраста, но только после консультации с лечащим врачом. Мама дома может самостоятельно разминать малышу подушечки пальцев, тем самым стимулировать мелкую моторику. Массаж может быть логопедическим. Его выполняет логопед при помощи специального инструмента.
  5. Лечебную физкультуру и физиотерапию. Занятия спортом полезны для всех, но дети с неврологическими патологиями могут приступать к ним только после консультации или по рекомендации врача.

Если вы заметили у своего ребенка тревожные симптомы, то не стоит откладывать визит к специалисту. Чем раньше начать коррекцию расстройства, тем выше вероятность того, что ребенок не будет испытывать проблем с речью!

Ошибки в детской речи, в устной и письменной.

С Вами программа «Витаминка» — программа о детском здоровье.

Сегодня у нас очень радийная тема — про речь. Будем говорить мы про ошибки в детской речи, в устной и письменной речи. Такие серьезные ошибки, которые граничат с диагнозом.

Родители, которые с этим сталкиваются, говорят, что это очень серьезная проблема.

Давайте с терминами разбираться, что это такое: дисграфия, дислексия и дизартрия

Ирина Праведникова: Дисграфия, дислексия – это действительно очень серьезные диагнозы.

Как правило, сейчас термины «дисграфия» и «дислексия» стали обывательскими. Оценивают в принципе, если мы рассматриваем детей. Норма подразумевает те или иные ошибки на письме и в чтении.

Ирина Праведникова: Всё верно, как правило, они всё-таки сопутствуют друг другу, потому что устная и письменная речь неразрывны друг с другом.

Что касается дисграфии, ошибки могут быть разного характера в зависимости от недоформирования той или иной зоны головного мозга.

Мозг у нас формируется какое-то время и созревает гетерохронно, каждая зона головного мозга развивается не сразу, а постепенно. Какая-то зона в одно время, какая-то зона в другое время. И соответственно, если какая-то зона недосформирована – это может сказываться на письме, в чтении или в речи. Здесь просто свалены в кучу все диагнозы: и дисграфия, и дислексия, и диспраксия, и дизартрия.

Читайте также:
Использование технологии синквейна в обучении рассказыванию детей с ОНР

Ирина Праведникова: Диспраксия – это тоже очень серьезный диагноз, это нарушение произвольных движений при отсутствии параличей и парезов.

Почему я спрашиваю, потому что я знаю, что у детей, например, дизартрия, это когда неправильно говорят или каша во рту, или путают буквы в словах.

Пример: ребенок говорит не «царевна», а «царемна».

Наталья Шмагина: прошу прощение, но вы сейчас сделали некий коктейль из двух абсолютно разных проблем.

Когда речь идет о том, что ребенок неправильно произносит фонемы, то нарушение может касаться расстройства фонематического слуха. То есть тот слух, который в отличие от обычного слуха, дает нам возможность правильно, именно правильно слышать фонемы родного языка. Либо с проблемами двигательного характера.

Вы понимаете сами, когда мы с Вами разговариваем, наш артикуляционный аппарат двигается. По сути — это получается тоже моторный акт, как говорят профессионалы. То же движение, что мы с вами делаем при каких-то других действиях.

Наталья Шмагина: это может быть проявлением и той, и другой проблемы. Ну, говорить, например, что у любого дизартрика будут проблемы фонематического слуха нельзя.

Наталья Шмагина: редко, но бывает.

Ирина Праведникова: всё верно, если ребенок в три года вместо «шапка» говорит «сяпка», это пока нормально.

Ирина Праведникова: но опять же оговорюсь, многие родители пускают на самотек. К 5 годам, совершенно точно все звуки должны у ребёнка быть поставлены. Самым последним звуком по норме, что касается логопедии, ставится звук “р”. К двум годам у ребенка должна быть сформирована фразовая речь, что родители очень многие упускают. В 2 года не говорит, в 3 года не говорит, но ничего, завтра проснется и заговорит. А на самом деле нет, не стоит пускать этот на самотек, к 5 годам ребенок должен говорить.

Наталья Шмагина: в 3 года – это физиологическая норма. Пугаться и бояться не стоит, нужно просто помогать ребенку, произносить правильно.

Наталья Шмагина: не только поправлять, но и по возможности показывать. Артикуляционная поза, это просто.

Просто, прежде чем поправить ребенка, убедитесь, что он на вас смотрит. Сказать: «Смотри на меня, пожалуйста, “машина”». Сделайте позу сконцентрированной, и ребёнок моментально поймет, как поставить губки и так далее. Это всё несложно. Другой разговор, если вы видите, что ситуация затягивается. Время идет, а ребёнок не меняет свое произношение, то в этом случае нужно обратиться к логопеду. Единственное, что поправлю немного коллегу, по физиологической норме всё-таки допустимо проглатывание, недоговаривание звука “л” до 6 — 6,5 лет звука “р”. Лучше этот процесс не затягивать и обратиться к специалисту.

Ирина Праведникова: причины могут быть очень разные. Есть дети, которые скачкообразно развиваются. Речь стоит, потом набирается огромный массив, когда массив приходит к ребенку.

Наталья Шмагина: особенно на становлении фразовой речи.

Ирина Праведникова: если не говорить в этот момент: «Говори помедленней»…

Наталья Шмагина: …рот не успевает за мозгом.

Ирина Праведникова: очень часто быстрая речь свойственна не факт, но, тем не менее, свойственна переученным левшам.

Наталья Шмагина: ух ты, почему?

Ирина Праведникова: в принципе, вы верно сказали.

Наталья Шмагина: это не всегда диагноз. Это может быть симптом диагноза. Часто это может быть невротическая реакция, то есть признаки невроза. Речь идет вот об этом. Либо это симптом СДВГ (синдром гиперактивности), и он у всех по-разному может проявляться. Дети, с которыми работали, занимались, у них может быть сформирована очень неплохая регуляторная система. Выход этой гипервозбудимости где-то должен быть. Очень часто бывает выход на быструю речь.

Ирина Праведникова: либо, кстати, при несформированности заднелобных отделов премоторной области. Нам, чтобы переключиться с буквы на букву, со слога на слог, слова на слово, с предложения на предложение, нужно быстрое переключение.

Ирина Праведникова: повыше лба. Если у ребёнка это область немного «гуляет», сбоит, недоформирована, то ребёнку очень сложно быстро переключаться, и вот это вот плохая, но компенсация – проглатывание слов.

Ирина Праведникова: дизартрия – это неврологический диагноз, и в принципе ставит его невролог. Если говорить о логопеде-дефектологе или даже нейропсихологе, мы имеем право только предположить и направить для уточнения диагноза к неврологу.

И с СДВГ (синдром гиперактивности) будет примерно такая же картина. И само по себе это самостоятельное явление, с которым, стоит бороться.

Читайте также:
Домашние и дикие животные - план-конспект фронтального занятия

Наталья Шмагина: что касается дисграфии и дислексии, здесь, в общем, не обязательно идти к неврологу. Если вы видите ошибки на письме или в чтении у ребенка. Я в отношении детей такие термины вообще не употребляю. Либо оговариваюсь: «возрастная дисграфия» и «дислексия».

Наталья Шмагина: начальная школа точно. Идет освоение правил письма и чтения, идет освоение правил русского языка. У ребёнка автоматизируются навыки письма и чтения. Говорить о диагнозе «дисграфии» и «дислексии» – это немножко неверно.

Дизартрия или дислалия?
консультация (средняя, старшая, подготовительная группа) на тему

Кратко, просто, доступно о разнице между дислалей и дизартрией.

Скачать:

Вложение Размер
dislaliya_ili_dizartriya_1.docx 18.59 КБ

Предварительный просмотр:

Дислалия или дизартрия? В чем разница?

И при дислалии, и при дизартрии нарушается звукопроизношение. Например, у двух детей могут быть нарушены одни и те же звуки [Ш], [Ж], [Л], [Р], [Р’], но в одном случае логопед предполагает дислалию, а в другом – дизартрию. В чем разница?

Дислалия – это более легкое по своей сути нарушение, так как оно не связано с органическими поражениями нервной системы. Ребенок может не выговаривать звуки оттого, что:

у него есть аномалии в строении органов артикуляционного аппарата (неправильный прикус, аномалии зубного ряда, маленький или большой язык, высокое небо, укороченная подъязычная связка и прочее);

он плохо распознает звуки речи (недостаточно сформирован фонематический слух);

у ребенка не сформировался артикуляторный образ звука (не понял, не знает, какое положение должны принять губы, язык, чтобы произнести нужный звук);

у ребенка не было правильного образца речи (родители сами имеют нарушения звукопроизношения);

Если дислалия не связана с аномалиями строения органов артикуляционного аппарата, устраняется она довольно быстро – от одного до шести месяцев.

При дизартрии все намного дольше и труднее. В этом случае нарушения звукопроизношения носят более стойкий характер, так как связаны с органическими поражениями нервной системы. При этом, количество нарушенных звуков может быть меньше, чем при дислалии, а времени на их постановку и автоматизацию (закрепление) уйдет значительно больше. Например, два-три звука можно ставить и автоматизировать год.

Если при дислалии звук может просто отсутствовать (рука=ука) или заменяться другим (рука=лука), то при дизартрии звуки всегда искажаются, то есть заменяются несуществующими в русском языке звуками. Ребенок произносит их так, как может.

Нарушенное звукопроизношение при дизартрии сопровождается нарушениями общего тонуса мышц, мышц органов артикуляционного аппарата, нарушениями координации движений, речевого дыхания и голоса. Проявления их могут быть различны: от легких, незаметных невооруженному глазу, до тяжелых, делающих речь непонятной для окружающих. “У него каша во рту” – это, как правило, про дизартрика.

НА ЗАМЕТКУ: логопед знает особенности проявления дизартрии и умеет их устранять, НО диагноз ставит врач-невролог.

Возможные заключения логопеда при дислалии: фонетическое недоразвитие речи (ФНР), нарушение произношения отдельных звуков (НПОЗ) или фонетико-фонематическое недоразвитие речи (ФФНР).

Возможные заключения логопеда при дизартрии: фонетическое недоразвитие речи (ФНР), нарушение произношения отдельных звуков (НПОЗ), фонетико-фонематическое недоразвитие речи (ФФНР), общее недоразвитие речи (ОНР).

К заключениям ФФНР и ОНР нужно отнестись особенно внимательно! Если их не исправить в дошкольном возрасте, в школе у ребенка возникнет множество ненужных проблем с письменной речью и, как следствие, с успеваемостью.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья для учителей – логопедов «Особенности работы по постановке звуков у детей с дизартрией. Способы постановки звуков раннего онтогенеза у детей старшего дошкольного возраста с дизартрией»

В данной статье мы раскроем понятие о дизартрии, её патологические особенности, особенности работы по постановке звуков у детей с дизартрией, определим специфику нарушений в прои.

речевая карта при дизартрии, при стертой дизартрии

бланки речевой карты при обследовании дизартрии, при обследовании стертой дизартрии.

Дизартрия. Формы дизартрии.

Что такое дизартрия? Формы дизартрии. Система логопедической помощи при дизартрии. Консультативная помощь родителям и педагогам.

Особенности работы по постановке звуков у детей с дизартрией. Способы постановки звуков раннего онтогенеза у детей старшего дошкольного возраста с дизартрией

Дизартрия является следствием органического поражения центральной нервной системы, обусловленная недостаточной иннервацией мышц артикуляционного аппарата.

Конспект коррекционного занятия лексическая тема «Космос» с детьми подготовительной к школе группы (диагноз: ТНР:ОНР – III ур.р.р., дизартрия; ФФНР, дизартрия) (с использованием игровых и здоровьесберегающих технологий)

Конспект подгруппового коррекционного занятия с детьми подготовительной группы с общим недоразвитием речи по теме «Космос».Цели:Коррекционно-образовательные· .

Дизартрия. Стертая дизартрия.

Даннай материал предназначен для учителей – логопедов.

Дизартрия , как наиболее часто встречающееся нарушение. Логопед поликлиники о работе с детьми, страдающими дизартрией в разных фомах ее проявления.

Дизартрия – что это такое? Дизартрия у детей: виды, причины, симптомы. Одной из причин частого посещения логопеда поликлиники могут стать недостатки в произношении ребенка, которые отчасти напом.

Как рождается книга — исследовательско-творческий проект

Цели:

  • расширять знания о том, как создаются книги; формировать представление о значении книги в жизни человека.

Обозначение, определение цели проекта и его мотивация:

  • Беседа о значении книги для людей.
  • Чтение стихов, пословиц и загадок по теме.
  • Привлечение детей и родителей к участию планированию деятельности и реализации намеченного плана.

Направления проектной деятельности:

1. Работа по развитию речи:

  • активизация и расширение словаря по теме;
  • сочинение рассказов из собственного опыта;
  • просмотр видеоролика «В типографии», беседа о полученной информации.

2. Работа с семьей:

  • экскурсия с родителями в книжный магазин;

3. Творческая деятельность детей:

  • оформление обложки для собственной книжки;
  • рисование иллюстраций и написание коротких подписей под ними в книжках-малышках на тему «Буква. Звук».

4. Игровая деятельность:

  • сюжетно-ролевая игра «Библиотека».

Обработка полученной в ходе проектной деятельности информации и ее оформление.

  • Выставка книжек-малышек «Буква. Звук», сделанных руками детей.
  • Создание мини-библиотеки из книжек-самоделок.

Логопедическое занятие «Что мы знаем о книгах»

  • расширить и активизировать словарь по теме;
  • развивать словесно-логическое мышление, двигательное воображение;
  • упражнять в образовании множественного числа родительного падежа имен существительных;
  • в слоговом анализе.
  • детские иллюстрированные книги;
  • наборы счетных палочек.

Организационный момент.

У каждого из детей на столе лежит детская книга.

Логопед предлагает рассмотреть обложку и догадаться, у кого такое название: «Сказки Сутеева»? «Муха-цокотуха»? «Гуси-лебеди»? «Дюймовочка»? «Мойдодыр»? и т.п.

Ознакомление с темой занятия.

Логопед (предлагает отгадать загадку о книге)

Не куст, а с листочками,
Не рубашка, а сшита,
Не человек, а рассказывает.
Как вы думаете, о чем мы будем сегодня говорить? (О книгах.)

Беседа о книге и ее создателях.

Логопед. Что вам помогло узнать, о чем эти книги? (Картинки.)

Эти картинки вы увидели, еще не открыв книгу. Можно сказать, вы посмотрели своей книжке в «лицо» и уже узнали ее. Как же мы называем «лицо» книги? (Обложка.)

Кто помог нам узнать, про что это книга? (Художник.)

А кто придумывает, сочиняет книги? (Писатель или поэт- ее автор.)

На обложке пишут название книги и фамилию автора. На некоторых книгах фамилии автора нет. Это сказки, которые придумал народ, они называются…(Народные.)

Логопед просит детей найти на обложке книги фамилию автора или название.

Рисунки на обложке и страницах книги называются иллюстрациями, их создают художники.

Составление схем предложений и их анализ (дети выкладывают счетные палочки горизонтально слева направо по количеству слов в предложении).

Писатель сочиняет рассказ.
Поэт пишет стихи.
Художник иллюстрирует книгу.
Читатель читает интересную книгу.

Рассматривание книги и ее частей.

Активизация предметного словаря: обложка, переплет, страница, строчка, иллюстрация.

Логопед предлагает детям догадаться, о чем идет речь, и досказать подходящее слово:

  • У книги мягкая …(обложка).
  • В книге двадцать четыре …(страницы).
  • У книги кожаный …(переплет).
  • В книге много красочных …(иллюстраций).
  • Название книги мы прочитали на …(обложке).

Игра с мячом «Один — много».

  • Одна книга – много … (книг).
  • Одна обложка – много … (обложек).
  • Одна страница – много … (страниц).
  • Одна буква – много … (букв).
  • Одна строчка – много … (строчек).
  • Одна иллюстрация – много … (иллюстраций).
  • Один писатель – много … (писателей).
  • Один поэт – много … (поэтов).
  • Один художник – много … (художников).
  • Один рассказ – много … (рассказов).
  • Одна сказка – много …(сказок).
  • Одно стихотворение – много … (стихотворений).

Физкультминутка «Книгу открываем» (имитация действий).

Книгу открываем.
Что же в ней? Узнаем!
Вот в лесу под кустом
Веселятся зайки.
Бабочки-красавицы
Порхают на лужайке.
Косолапый Винни-Пух
Топает к берлоге.
Вот шофер сел за руль,
Едет по дороге.
В самолете пилот
Отправляется в полет.
В книжке всем есть место –
Это интересно!

Дидактическая игра «Угадай название книжки».

  • Цели: упражнять в слоговом анализе, предупреждать дисграфические ошибки (пропуск гласных на письме).

Для игры логопед использует книги (иллюстрации): «Репка», «Дюймовочка», «Теремок», «Колобок», «Мойдодыр», «Путаница», «Бармалей», «Золушка», «Русалочка», «Снегурочка», «Фантазеры».

Далее предлагает детям угадывать из трех выставленных иллюстраций ту сказку, в названии которой по порядку есть названные гласные звуки.

Например: «э-а» («Репка»), «у-о-а-а» («Дюймовочка»), «а-а-о» («Колобок»).

Итог.

Занятие «Как рождается книга» (с использованием ТСО)

  • расширять знания о книгах, людях различных профессий, которые помогают их создавать;
  • формировать представление о роли книги в жизни человека.
  • детские книги с яркими обложками известных детям авторов;
  • азбука с красивыми, необычного вида буквами в начале сказки (буквицами);
  • листы бумаги с нарисованными домами и простые карандаши (по количеству детей).

Организационный момент.

Воспитатель обращает внимание детей на листы бумаги у них на столах. На каждом листе нарисованы контуры пяти домов.

Воспитатель. На этой улице живут книжные волшебники.

Рассказ воспитателя о людях различных профессий, которые помогают сделать книгу

Воспитатель. В первом доме живут авторы книг – поэт и писатель. Кто они и чем занимаются?

Да, писатель – человек, придумавший и записавший на бумагу историю, которую мы потом читаем по книге. Поэт – человек, который пишет стихи. Давайте обозначим первый дом буквой «П» — с нее начинаются слова «поэт» и «писатель».

Во втором доме живет художник. Он читает то, что сочинил писатель (или поэт), и придумывает иллюстрации – картинки в книге, на которых художник изображает все то, о чем рассказывает в своем произведении автор. Дом художника обозначим буквой «Х».

Воспитатель демонстрирует детям иллюстрированные книги.

Иногда художники рисуют необычные буквы.

Вот такие красивые крупные буквы в начале сказки или рассказа в старину называли буквицами. Художники могут составлять из букв целые картинки.

Возьмите свой лист бумаги, переверните его и нарисуйте первую букву имени своего любимого человека (мамы, бабушки, папы, дедушки). Рисуйте так красиво, чтобы сразу было видно, как вы любите этого человека.

Затем текст и картинки попадают в типографию – напишите нужную букву на следующем домике. (Дети пишут букву «Т».) Работники типографии помогают появиться на свет настоящей книге. С помощью специальной машины – печатного станка – они печатают отдельные листы, затем все их складывают, сшивают, с двух сторон закрывают обложкой. Так получается книга.

Демонстрируется видеоролик «В типографии».

Как вы думаете, куда после типографии отправится новая книга? (В книжный магазин, в библиотеку.) Давайте напишем на четвертом и пятом домах соответствующие буквы («М» — магазин, «Б» — библиотека).

Физкультминутка «Книгу открываем» (имитация действий).

Текст см. в логопедическом занятии «Что мы знаем о книгах».

Рассказы детей «Как рождается книга» с опорой на план.

Воспитатель предлагает детям вспомнить и рассказать с помощью подсказок-домиков о книжных волшебниках и о том, как появляется книга.

Стихи для чтения и заучивания.

«Как хорошо уметь читать»

Как хорошо уметь читать!
Не надо к маме приставать,
Не надо бабушку трясти:
«Прочти, пожалуйста! Прочти!»
Не надо умолять сестрицу:
«Ну почитай еще страницу».
Не надо звать, не надо ждать,
А можно взять и почитать!
В. Берестов

«Кто трудится над книгой»

Я всех людей, что трудятся над книгой,
Люблю, и уважаю, и ценю.
А книги – у меня уже их много –
На книжной полке бережно храню.
Покамест книгой сделается книга,
Огромный путь она пройти должна.
И сколько знаний требуется разных.
Труда, забот, чтоб родилась она…
К. Мухоммади

«Кто чему научится»

Чему первым делом научится кошка?
– Хватать!
Чему первым научится птица?
– Летать!
Чему первым делом научится школьник?
– Читать!
Котенок вырастет кошкой,
Птенец превратиться в птицу,
Такую ж, как все на свете.
А дети читают,
А дети мечтают.
И даже их папы и мамы
Не знают
Кем станут, кем вырастут дети.
В. Берестов

Пословицы о книге.

  • Чтение – лучшее учение.
  • Кто много читает, тот много знает.
  • Дом без книги – дом без души.
  • Книгу читаешь, как на крыльях летаешь.
  • Книга для ума, что теплый дождик для восходов.
  • Испокон века книга растит человека.
  • С книгой поведешься – ума наберешься.

Проект учителя логопеда ” Книга- твой лучший друг”
проект по логопедии (старшая группа) на тему

Организация проектной деятельности детей старшей группы по теме ” Книга- твой лучший друг” в рамках проведения ” Книжкиной недели”

Скачать:

Вложение Размер
organizatsiya_proektnoy_deyatelnosti_detey.docx 38.7 КБ

Предварительный просмотр:

Организация проектной деятельности детей

в старшей группе № 5 «Дружная семейка»

«Книга — твой лучший друг»

Автор конспекта проекта:

Кувакина Елена Геннадьевна, учитель- логопед, первая квалификационная категория, МБДОУ№188,

Книга- близкий товарищ и друг.

Ум , как ручей высыхает и стариться,

Если ты выпустишь книгу из рук.

Тип проекта: познавательно- творческий .

Продолжительность проекта: краткосрочный

Современные дети, к сожалению все меньше интересуются книгами. Им просто не интересно проводить вечер за книгой, если есть альтернатива в виде экрана или монитора. А бывает и так, что и рад бы, да нечего почитать, потому что дома просто нет книг. Из-за отсутствия опыта общения с книгой, вытекает и грубое с ней обращение. Страдает словарный запас ребенка, не развивается фантазия, отсутствует интерес к обучению чтению. Многие посчитают, что в наш век – век развития компьютерных других технических технологий, различного рода связей не актуально говорить о книге, чтении. Однако многими исследованиями доказано, что художественная литература оказывает огромное влияние на развитие и обогащение детской речи, она служит могучим, действенным средством умственного, нравственного и эстетического воспитания детей. Книга должна войти в мир ребенка как можно раньше, обогатить этот мир, сделать его интересным, полным необычайных открытий. Ребенок должен любить книгу тянуться к ней. В книгах заключено особое очарование, книги вызывают в нас наслаждение, они разговаривают с нами, дают нам добрый совет, они становятся живыми друзьями для нас.

Актуальность решения этой проблемы очевидна. Чтобы воспитывать читателя в ребенке, взрослый должен сам проявлять интерес к книге, понимать ее роль в жизни человека, знать книги, рекомендуемые для детей дошкольного возраста, уметь интересно беседовать с малышами и помогать при анализе произведения.

Отсюда вытекает важная проблема :

  • Низкая заинтересованность детей детской художественной литературой;
  • Засилие современными книгами с мультипликационными героями разных стран, не имеющих нравственного стержня;

Повысить интерес детей к книге;

Привлечь внимание родителей к значению и важности книг в процессе воспитания детей.

Задачи приоритетной образовательной области:

Художественно- эстетическое развитие

– Развивать интерес к художественной литературе, навык слушания художественных произведений, формировать эмоциональное отношение к прочитанному, к поступкам героев; учить высказывать свое отношение к прочитанному.

-Знакомить с жанровыми особенностями сказок, рассказов, стихотворений.

– Продолжать знакомить с книгами. Формировать интерес к художественному оформлению книг.

– А ктивизировать родителей к совместной продуктивной деятельности;

Задачи ОО в интеграции:

– Обогащать и активизировать словарь по данной лексической теме. Формировать понятие « книга лучший друг » .

-Развивать интерес детей к художественной литературе. Учить внимательно и заинтересованно слушать сказки, рассказы, стихотворения; запоминать считалки, скороговорки, загадки.

– Развивать умения вести диалог, выразительного рассказывания, умения импровизировать;

– Побуждать рассказывать о своем восприятии конкретного поступка литературного персонажа. Помогать детям понять скрытые мотивы поведения героев произведения. Продолжать объяснять (с опорой на прочитанное произведение) доступные детям жанровые особенности сказок, рассказов, стихотворений.

– Развивать все компоненты устной речи детей в различных видах деятельности: лексической стороны, грамматического строя, связной речи- диалогической и монологической форм

– Познакомить детей с историей создания книг и материалом, из которого их делают;

– Формировать у детей понимание того, что книга – основной источник знаний;

– Поддерживать детскую инициативу, стремление к познавательной деятельности и самостоятельности в реализации творческих замыслов;

– Совершенствовать все виды восприятия.

– Развитие памяти, мышления, слухового и зрительного внимания

– Формировать интерес к эстетической стороне окружающей действительности, удовлетворение потребностей детей в самовыражении через восприятие художественной литературы, развитие конструктивно- модельной, изобразительной деятельности, через музыкальное развитие.

Социально- коммуникативное развитие:

– Формировать у детей потребность ежедневного общения с художественной литературой

– Воспитывать бережное отношение дошкольников к книге и уважение к труду взрослых, обучить правилам обращения с книгой;

– Повысить компетентность родителей в вопросах ознакомления детей с детской художественной литературой;

– Обогащать детско – родительские отношения , способствовать поддержанию традиций семейного чтения

– Развивать мышечную силу, координационные способности, ориентировку в пространстве, точность выполнения движений в упражнениях на развитие тонкой моторики пальцев рук.

– Формировать умение сохранять правильную осанку.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: