Как определить левшу – Тесты логопеда

Как определить левшу – Тесты логопеда

Если вам хочется узнать, к какому типу относится ребёнок, тест на левшу поможет в этом.

Бесплатные занятия с логопедом

Когда малыш начинает всё чаще использовать карандаши, ложки, кисти и другие предметы по их назначению, родители обращают внимание на то, какой рукой он это делает. Некоторые дети орудуют сразу двумя конечностями в равной мере, другие же отдают явное предпочтение какой-то одной руке в качестве ведущей, упорно перекладывая прибор в неё. В таком случае сложностей с определением «главной» руки не будет.

Однако, встречаются амбидекстры, владеющие двумя конечностями одинаково, а также люди, использующие для письма одну руку, а для домашних дел другую. Как определить, правша или левша человек в таком случае помогут специальные методики, которые не требуют какой-то особой подготовки и знаний.

Если вам хочется узнать, к какому типу относится ребёнок, тест на левшу поможет в этом. А так как подобных методик определения достаточно много, предлагаем ознакомиться с самыми популярными и показательными из них.

Как узнать, ребенок левша или правша? Тест для самых маленьких

Считается, что предопределение ведущей руки напрямую связано с развитием правого или левого полушария мозга. Исходя из этого подхода, леворукость можно отследить непосредственно после рождения ребёнка по некоторым признакам.

«Поза фехтовальщика» является характерной для новорождённых левшей. Малыш прижимает правую руку к телу, а левую вытягивает вперёд. Если в первый месяц жизни вы часто замечаете ребёнка именно в таком виде, то велика вероятность, что перед вами будущий левша.

Есть мнение, что дети первых дней жизни, лёжа на спине, поворачивают голову в ту сторону, какая рука у них будет ведущей при письме. Правда, статистических подборок на этот счёт нет, однако, проверить такую теорию не сложно и любопытно хотя бы на личном примере.

Правша или левша: как узнать ведущую руку и когда это нужно сделать

Несмотря на то, что мы рассмотрели техники по определению ведущей руки в очень раннем возрасте, их нельзя считать сильно показательными. А вот к 4-5 годам знать, как проверить правша или левша ваш ребенок, необходимо хотя бы потому, что многим детям родители по привычке вкладывают предметы в правую руку, формируя тем самым «скрытую» леворукость.

Последствия такого переучивания сказываются в будущем: у ребенка сильно страдает почерк, ловкость и мелкая моторика, а также возможна связь с проблемами в поведении, ведь по сути подмена ведущей руки — это перестройка заложенных природой качеств.

Как определить, левша или правша: тесты

Во время проведения всех тестов важно, чтобы ребенок воспринимал это как игру и делал все машинально. Особое внимание при оценке результатов следует обратить на те действия, которые малыш будет выполнять впервые, то есть ранее его им не учили и не показывали «как надо».

Известно, что левшизм проявляется не только в письме, но и в повседневной жизни и называется бытовым. Бывают как полные правши или левши — люди, которые в любых обстоятельствах орудуют определённой рукой, так и смешанные типы и даже амбидекстры, владеющие обеими руками в равной мере. Как узнать человек левша или правша в быту? Попросите его:

  • закрутить крышку на бутылке,
  • порезать что-то ножницами,
  • надеть бусины на леску или нить,
  • стереть рисунок ластиком,
  • намотать нитку на катушку,
  • перелить воду из одной емкости в другую,
  • воспользоваться дыроколом,
  • продеть нитку в иголку,
  • почистить роликом одежду от пыли,
  • капнуть из пипетки в узкое отверстие бутылки,
  • достать горошинку ложкой из стакана,
  • позвонить колокольчиком,
  • закрыть и открыть молнию.
  • взять стакан и отпить несколько глотков,
  • полить цветы,
  • почистить зубы,
  • перемешать что-то,
  • толкнуть палкой мячик,
  • достать пробку из ванной,
  • расчесаться.

В целом, перечень можно ещё дополнить на свое усмотрение, но уже по этим действиям несложно сделать вывод. Какая рука чаще всего используется, та и является ведущей.

Наше тело — это не только руки, поэтому оценивать правша или левша тесты могут по другим рефлекторным проявлениям организма. Например, если дать ребёнку часы, то к какому ушку он их поднесёт, чтобы послушать тиканье? А если предложить посмотреть в трубу, то какой из глаз останется открытым? Бросить дротик или шарик в мишень поможет ведущая рука, а отбить подачу футбольного мяча доминирующая нога.

Если понаблюдать за такими проявлениями, то можно более чётко отследить связь и увидеть природную предрасположенность у конкретного человека.

Графический тест «слепой рисунок»: как определить, правша или левша ребенок

Очень информативный вариант тестирования, при котором снижается риск подражания увиденным ранее действиям. Как узнать, ты левша или правша в бытовом плане, мы уже изучили, теперь уделим внимание графической составляющей, ведь именно по способности писать той или иной рукой в обществе принято делить людей на два типа.

Для теста необходимо дать ребенку в каждую руку по карандашу, попросить закрыть глаза и, не подглядывая, нарисовать сразу обеими руками фигуры: круг, треугольник и квадрат. Уже в процессе выполнения задания следите за тем, какой рукой ребенок более плавно вычерчивает линии, меньше подвержен колебаниям и дрожи. Далее оцениваем полученный результат.

У рисунка, выполненного ведущей рукой, линии будут чётче и ровнее, без разрывов, острее углы в нужных местах. Если рисунки более-менее одинаковы, присмотритесь к точности передачи форм фигуры — у ведущей руки она выше.

Используя полученные знания, вы сможете узнать, ребенок графический левша или правша. Тест для детей всегда нужно проводить в хорошем настроении, на игровой манер, чтобы малыш не напрягался и вёл себя максимально естественно.

Читайте также:
Влияние психомоторного развития на высшие психические функции

Если вы обнаружите, что ребенок — амбидекстр, либо останутся сомнения, следует обратиться к специалистам. Чаще вопросами определения ведущей руки занимаются логопеды и психологи.

Помните, что любая особенность ребёнка — это его индивидуальность, но никак не изъян. Не старайтесь переучить писать «правильно», а учитывайте потребности малыша, организуя для него комфортную среду.

Ребенок из Зазеркалья

Что такое леворукость? Как распознать, что ребёнок – левша? Тесты на определение леворукости

Дорогие мамы и папы, дедушки и бабушки! Вы неоднократно наблюдали за действиями своего малыша, который за день перебирает десятки предметов, тянет их в рот, бросает, носит с собой. И попеременно орудует то левой рукой, то правой рукой, а то и обеими сразу. Но до 4,5-5 лет ребёнку совершенно безразлично, какой рукой пользоваться.

А если он отдаёт предпочтение одной руке и эта рука – левая? “Неужели наш ребёнок – левша?” – задаёте вопрос и серьёзно опасаетесь и огорчаетесь, как же он будет в праворуком мире?

В этой статье я попробую рассказать вам о том, какие, они леворукие дети, в чём их особенность, как определить, левша ваш ребёнок или нет, надо ли переучивать такого ребёнка и какие сложности могут возникнуть при этом.

О леворукости мы знаем много и. почти ничего. У нас нет пока чёткого и однозначного ответа на многие вопросы о леворукости. Ещё не открыты загадки её происхождения, мы очень мало знаем о психологических и физиологических особенностях леворуких людей, но с уверенностью можно сказать, что леворукость – это индивидуальный вариант нормы.


В данное время важность обозрения проблемы леворукости основана на постоянно растущем числе леворуких школьников.

Попытки объяснить леворукость имеют долгую историю. Уже в древности люди знали, что среди них есть леворукие, но не считали это каким-то нарушением. Первое письменное свидетельство о леворукости мы находим в Библии, в Книге Судей Израилевых. В войске Вениамина “из всего народа сего было семьсот человек отборных, которые были левши, и все сии, бросая из пращи камни в волос, не бросали мимо”, т. е. леворукие были ловкими, меткими, умелыми войнами.

Теории и гипотезы происхождения леворукости можно разделить на 2 группы:

– воздействие среды на развитие ребёнка до и после рождения;

– различные генетические варианты.

Чаще встречается генетическое левшество. До настоящего времени не известны точно механизмы передачи этого признака, но установлено, что леворукость в 10-12 раз чаще встречается в семье, в которой левшой является хотя бы один из родителей. У генетических левшей не может быть никаких нарушений в развитии, тогда это считается просто индивидуальным своеобразием.

Компенсаторное левшество связано с каким-либо поражением мозга, чаще его левого полушария. Поскольку деятельность правой руки в основном регулируется левым полушарием, то в случае какой-либо травмы, болезни на раннем этапе развития ребёнка соответствующие функции может взять на себя правое полушарие. Таким образом левая рука становится ведущей, то есть более активной при выполнении бытовых действий, при письме. У ребёнка с нарушением деятельности одного из полушарий головного мозга почти наверняка будут наблюдаться отклонения в развитии речи, моторики. Но левшество – не причина нарушений, а следствие одних и тех же причин.

Отдельно следует рассматривать псевдолеворукость. К определённому возрасту (4-5 лет) у ребёнка какое-то полушарие формируется, как доминантное по отношению к данной руке. Но такая особенность мозга, как пренатальная или перинатальная недостаточность стволовых образований мозга, приводит к атипии психического развития, которая, в свою очередь не даёт формироваться межполушарному взаимодействию, ни специализации полушарий. Таким образом у детей с атипией психического развития не формируется доминантность правого или левого полушарий по отношению к руке. Тогда наблюдается псевдолеворукость либо, что встречается чаще, примерно равное использование обеих рук.

Кроме перечисленного, возможно развитие у детей так называемого “скрытого левшества”, т.е. смена доминирующего полушария. Момент смены является критическим периодом, когда основные функции ЦНС равномерно распределены между полушариями, после чего уже начинает доминировать правое полушарие. Таких людей условно называют “психическими” или “скрытыми” левшами – их признак левшества не связан с доминированием левой руки.

В последние годы многие исследователи склоняются к тому, что в основе леворукости лежит комплексное сочетание патологических, генетических и социальных факторов.

Определять ведущую руку целесообразно в 4-5 лет, потому что, начиная с 16-20 недель и до 2-х лет, у ребёнка происходит волнообразное изменения “рукости”. С 2-х до 4-х лет руки практически равноценно и одинаково активны, причём большая часть действий совершатся обеими руками. И только в возрасте 4-5 лет ребёнок отдаёт предпочтение одной из рук.

Но существуют некоторые признаки преобладания одной из рук в деятельности, которые можно уловить уже в раннем возрасте. Сила, с которой ребёнок сжимает кулачок правой руки будущего правши больше, чем левой руки, уже в возрасте 17 недель. Чуть позже он будет дольше удерживать в правой руке погремушку. Прогноз будущей леворукости или праворукости дает, так называемый, тонический шейный синдром. К 4 неделям ребенок, лёжа на спине, принимает характерную позу, называемую позой “фехтовальщика”. Если большую часть времени голова малыша повёрнута вправо, правая рука и нога выпрямлены, а левая конечность согнута, то, вероятнее всего, малыш будет правшой. Преобладание левого поворота головы и одновременно согнутых правых конечностей даёт возможность прогнозировать леворукость.

Предлагаю вашему вниманию несколько тестов на определение “рукости” ребёнка.

✔ “Переплетение пальцев”.
Предложите ребёнку сложить руки в замок. Тест выполняется быстро без подготовки. Считается, что у правшей сверху ложится большой палец правой руки, а у левшей – левый.

Читайте также:
Психомоторное развитие ребёнка в раннем детстве

✔ “Поза Наполеона”.
Сложить руки на уровне груди. Принято считать, что у правшей правая кисть лежит сверху на левом предплечье.

✔ “Одновременное действие обеих рук”.
Рисование круга, квадрата, треугольника. Движения, выполняемые ведущей рукой, могут быть более медленными, но более точными. Линии фигур, нарисованные ведущей рукой, – более чёткие, ровные, меньше выражен тремор, углы не сглажены, точки соединения не расходятся.
! Желательно выполнять это задание с закрытыми глазами, тогда есть возможность более чётко выделить нарушение формы, пропорций фигуры, которая рисуется не ведущей рукой.

Интересными являются тестовые задания , разработанные М. Г. Князевой и В. Ю. Вильдавским. Они подобраны с учётом способов манипулирования, свойственных детям дошкольного возраста. Для того, чтобы результаты тестирования были объективными, постарайтесь соблюдать следующие рекомендации:

– лучше, чтобы ребёнок не знал, что вы что-то проверяете, поэтому предложите ему позаниматься или поиграть;
– это должна быть игра по правилам: взрослый должен сидеть строго напротив ребёнка, а все приспособления, пособия, предметы следует класть перед ребёнком на середину стола, на равном расстоянии от правой и левой руки.

Задание 1.
Рисование. Положите перед ребёнком лист бумаги и карандаш. Предложите ему нарисовать то, что он хочет. Не торопите его. После того, как ребёнок закончит рисунок, попросите его нарисовать то же самое другой рукой.
В этом задании нужно сравнить качество выполнения рисунков.

Во всех заданиях, приведённых ниже, ведущей рукой следует считать ту, которая выполняет более активные действия.

Задание 2.
Открывание небольшой коробочки. Ребенку предлагается несколько коробочек, чтобы повторение действий исключило случайность в оценке этого теста. Задание: “Найди фигуру в одной из коробочек”. Ведущей считается та рука, которая открывает и закрывает коробочки. Можно использовать спичечные коробки, пеналы со счётными палочками.

Задание 3.
Построить колодец из палочек. Сначала из палочек строится 4-х угольник, а затем выкладываются 2 и 3 ряды.

Задание 4.
Игра в мяч. Нужен теннисный мяч, который можно бросать и ловить одной рукой. Мяч кладётся перед ребёнком, и взрослый просит бросить ему мяч. Задание нужно повторить несколько раз. Можно попросить бросить мяч, например в корзину, ведёрко.

Задание 5.
Вырезание ножницами по контуру. Можно использовать любую открытку. Учтите, что более активной может быть и та рука, которой ребёнок держит ножницы, и та, которой он держит открытку (ножницы могут быть неподвижны, а открытку ребёнок будет поворачивать, облегчая процесс вырезания). Вы можете получить неверный результат, если форма и размер ножницы не соответствуют руке ребенка.

Это задание можно заменить раскладыванием карточек лото. Все карточки (10-15) ребёнок должен взять в одну руку, а другой (это, как правило, ведущая рука) раскладывать карточки. Карточки стопкой нужно положить строго на середину стола пред ребёнком и только после этого ещё раз сформулировать задание: “Возьми все карточки в одну руку, а другой разложи их пред собой”.

Задание 6.
Нанизывание пуговиц, бусин на иголку с ниткой или шнурок.

Задание 7.
Выполнение вращательных движений. Предложить открыть несколько флаконов, баночек (2-3 шт.) с завинчивающими крышками.

Задание 8.
Развязывание узелков (заранее неплотно завяжите несколько узелков из шнурка средней толщины). Ведущей считается та рука, которая развязывает узел.

Задание 9.
Построить из кубиков дом и т.д. Ведущей является рука, которая берёт, укладывает и поправляет кубики.

Если задания 2-9 ребёнок выполняет левой рукой, а за 1 (рисование) – правой рукой, то это значит, что бытовые действия ребёнок лучше выполняет левой рукой, а графические задания – правой. В этом случае, выбирая руку для письма, следует учесть преимущество правой при выполнении графических навыков.

Исследования французских учёных показали, что 90 % случаев “графические левши” оказываются и бытовыми левшами. Такое же соотношение и у правшей. Но есть дети-амбидекстры и в бытовых, и графических навыках. Такое разнообразие вариантов создает сложности при выборе руки для письма, поэтому, дорогие читатели, хочу остановиться на некоторых возможных вариантах.


    Ярко выраженные бытовые левши, но графические амбидекстры, т.е. одинаково хорошо пишущие и рисующие правой и левой рукой. Как правило – эти дети левши, но дома или в детсаду их переучивали с раннего детства, при рисовании поощряли работу правой рукой. У этих детей процесс обучения письму пойдёт легче, если они будут писать левой рукой, хотя качество может быть неудовлетворительным.

  • Ярко выраженные бытовые правши, но пишут и рисуют левой рукой или одинаково левой и правой. Причиной пользования при письме или рисовании не правой, а левой руки, может быть травма правой руки, нарушение моторных функций правой руки. В этом случае целесообразно учить ребёнка писать правой рукой.

  • Если предыдущих заданий недостаточно для того, чтобы определить, какой рукой действует ребёнок более активно и ловко, то предлагаю вам дополнительные задания. Их автор – французская исследовательница М. Озьяс.


      Почистить обувь щеткой.

    Вставить стержень в отверстие бусины, пуговицы.

    Намотать нитку на катушку.

    Перелить воду из одного сосуда в другой.

    Попасть иголкой в небольшую точку (можно сделать мишень или использовать игру “Дартс”).

    Отвинтить гайку рукой (ключом). Можно использовать детали металлического конструктора.

    Сложить мелкие детали в узкий цилиндр.

    Проколоть дырочки в листе бумаги (5-6) иголкой, булавкой.

    Стереть ластиком предварительно нарисованный рисунок.

    Продеть нитку в иголку.

    Стряхнуть с себя соринки, пыль.

    Капнуть из пипетки в узкое отверстие бутылки.

    Достать бусинку ложкой из стакана.

    Позвонить в колокольчик.

    Выпить воду из стакана.

  • Закрыть/открыть застёжку-молнию.


  • В тех случаях, когда определить ведущую руку трудно, обратите внимание на задания 3, 4, 6, 12-16. Эти действия непривычны, не натренированы и позволяют более объективно оценить превосходство одной руки над другой.

    Мамы и папы! Не расстраивайтесь, если ваш малыш не такой, как все. Задумайтесь о том, что именно своей неповторимой индивидуальностью он обогащает окружающий нас мир!

    В следующей статье я расскажу вам о том, как подготовить леворукого ребёнка к школе, нужно ли переучивать ребёнка-левшу и как предотвратить и преодолеть трудности в обучении леворукого ребёнка.

    Комментарии к статье
    Ребенок из Зазеркалья

    25.11.2005, 11:49
    Татьяна,Киев

    Очень интересна Ваша статья. Хотелось быпобольше узнать по этой теме. После прочтения появилось много вопросов. Возможно ответы на некоторые из них интересны будут не только мне, но и другим читателям. Как влияет на развитие ребенка-левши насильное переучивание на правшу (по-поводу обучения письму,выработки почерка, развитие речи /четкое произношение звуков,дикция/). Могут ли дефекты речи такого ребенка быть исправлены с тренировкой левой руки. По тестам в статье ребенок – левша. Писать правой рукой 25.11.2005, 12:01
    Татьяна,Киев

    Продолжение: Писать правой рукой и есть его переучили бабушки, причем двух летних месяцев у бабушки было достаточно для этого. Это было в возрасте 5 лет. Все движения требующие точности (кроме письма и ложки) ребенок выполняет левой рукой. У ребенка нестабильная психика – может ли это быть связано с навязанной праворукостью.Как все это может повлиять на самоопределение ребенка в дальнейшей жизни, в социуме и т.д. За ответ на эти вопросы буду очень благодарна.tkosheleva@link.net.ua 26.11.2005, 23:27
    Ирина

    Спасибо за тему. У меня третий ребенок – левша, причем это стало заметно очень рано (в год), но до трех лет я осторожно настаивала на правой руке (давала ложку в правую руку, карандаш). Он послушно брал правой, иногда перекладывал. Но когда начал рисовать красками и кисточкой – отказался от правой руки наотрез. До слез. Я отступила, начала развивать левую руку. И сразу пошел прогресс в развитии речи! А как он рисует в свои 4,5 года! Но писать пытается зеркально. Буду ждать продолжения вашей статьи. 05.12.2005, 13:57
    Оксана Сергеевна

    Татьяна,о влиянии переучивания ребенка вы можете прочитать во 2 части статьи”Переучивание леворукого ребенка и подготовка его к школе”.Это первое.
    Второе.Дефекты речи исправлены быть не
    могут. Третье.Нестабильность психики связана с несостоятельностью нервной системы, с повышенной возбудимостью, нервозностью и эмоциональностью леворукого ребенка. 07.11.2006, 11:38
    Наталья

    Статья называется “Ребенок из зазеркалья”. Но тема зазеркалья не раскрыта. Не все “левши” пишут зеркально, а в статье именно все про леворуких. У меня дочь (6 лет)полностью правша, по всем тестам и никогда с детства не тянулась левой рукой. Но пишет зеркально довольно длительное время. Например свое имя (Алеся)примерно с 3 лет пишет, и до сих пор может написать зеркально: С; Е; Я, и не только в имени. В остальном все хорошо, выговаривает все буквы, пишет аккуратно. Логопед в детском саду для себя работы не увидела, а зеркальность говорит пройдет годам к 10-ти, Так ли это?Вот побольше бы про “скрытое левшество”, что это такое. Со стороны генетики, дедушка дочери переученный левша. Спасибо!
    serglees@mail.ru 15.11.2006, 11:08
    Наталья

    Спасибо большое Оксана Сергеевна за ответ. Еще раз убедилась, что это возрастное и обязательно изменится. Потому что на не внимательность не похоже.Действительно пишем пока больше печатными, но и прописные крючки бывают в другую сторону :) 06.01.2007, 04:51
    Оксана

    Спасибо огромное!Очень вовремя попалась Ваша статья!Я,логопед-специальный психолог.2года назад окончила университет,сейчас временно нахожусь за рубежом,попросили позаниматься с ребенком 5,5лет,левша,ОНР-3.Хотелось бы узнать,есть ли какие-то особенности в методах коррекции?Спасибо! 11.01.2007, 19:10
    Оксана сергеевна.

    Ответ Оксане.
    Да, Оксана,особенности есть.Нужно учитывать нарушение межполушарных связей при построении занятий и подаче материала.Включите в работу знания,полученные по нейропсихологии.Тема о нарушении межполушарных взаимосвязей должна быть прочитана Вам в универе. 15.02.2008, 04:54
    Елена

    Да я же сама левша! Вот поэтому мне иногда бывает трудно. Я же с садика замученная, что только правой рукой можно действовать! Поэтому у меня и ребенок левша.Спасибо большое за статью! 24.06.2008, 17:40
    Лена

    Спасибо за статью.Я сама переученная левша и моя дочка(2,5 года)левша.Все делает левой рукой,хотя я никогда не настаивала,больше наблюдаю.Бабушка наша против леворукости,переубедить не могу. 16.10.2008, 07:59
    Vaiola

    Здравствуйте. После общения с ребенком психолог сказала мне, что у ребенка нарушены межполушарные связи. Что это такое? Какие последствия? Это физиологическое или психологическое нарушение? Чем это черевато в будущем? Можно ли от этого избавиться? 11.12.2008, 07:50
    Валерия

    Огромное спасибо за статью! Проверила себя и ребёнка по методике Озьяс. Зад-3,4,12,13-сделаны мной прав рукой; 6,14,15,16-левой рукой, т.е. я 50на50?При “позе Наполеона” левая рука всегда наверху, мне так удобно, а вот руки в замок-удобней правой рукой.Пишу, шью-пр.р.; подметаю, кидаю мяч- лев. р. Ребёнок-4лет больше правша, чем левша. 15.01.2009, 21:02
    Оксана Сергеевна

    Ответ(16.10.2008,Vaiola)
    1.Это значит нет стабильности в парной работе мозга(это если совсем просто и примитивно объяснять).
    2.Школьныне проблемы:усвоение программ по русскому языку,математики(в частности геометрии),черчение.Проблемы с вниманием,координаторные трудности.
    3.Проблему решает только нейропсихолог.

    Как узнать, правша или левша?

    Очень важно перед обучением рисованию, лепке, аппликации и особенно перед обучением письму в школе или подготовке к письму в детском саду определить ведущую руку ребенка. Левши составляют примерно 5-12 %, но часто ли их особенность принимается во внимание в обучении? Чаще всего левшей переучивают или просто сразу же учат: «Держи карандаш/ ручку в правой руке». Некоторые педагоги и родители отвергают даже предположение о том, что ребенок не правша, а левша т.к. считают левшей « не такими» или даже с более низким уровнем развития, что совершенно не соответствует истине. Левшами были Александр Македонский, Юлий Цезарь, Жанна Д’Арк, Эйнштейн, Наполеон, Леонардо да Винчи, Джеймс Клерк Максвелл, И. Павлов, Чарли Чаплин и многие другие знаменитые люди.

    Переучивание или неправильное обучение левшей вызывает у многих детей повышенную тревожность, утомляемость, страхи, протесты , капризы и нежелание заниматься. неврозы. Так, есть факт – среди подростков с девиантным поведением (т.е. с отклонящимся поведением) очень много переученных левшей. Но это скорее связано с тем стрессом и давлением, которые они испытывали при обучении и переучивании и с возникшим у них протестом против мира праворуких взрослых. Ведь леворукость – это не просто преобладание левой ведущей руки у ребенка, а еще и другое распределение функций между правым и левым полушариями головного мозга, которое нужно учитывать. И вмешательство в природное распределение функций полушарий грозит не только неловкостью малыша в движениях, но и негативным влиянием на его самооценку, познавательные способности, характер, настроение, поведение, здоровье. Поэтому к нежеланию ребенка рисовать или писать правой рукой и его словам «мне левой удобнее» нужно относиться с вниманием и пониманием.

    Тесты для определения ведущей руки ребенка

    Определять ведущую руку ребенка, по мнению большинства исследователей, можно с 4-5 лет. Есть специальные тесты по определению ведущей руки даже для младенцев, но их результаты нельзя назвать надежными. До возраста 4 лет дети достаточно хорошо владеют двумя руками и предпочтение одной ведущей руки еще очень трудно выявить.

    Обычно, когда детей обучают держать ложку, карандаш, фломастер, кисточку, ножницы, то всем им одинаково вкладывают эти предметы в правую руку. Так природный левша начинает незаметное для него переучивание и превращается в скрытого левшу. Сначала проблем не видно, но они проявляются очень бурно, когда ребенок начинает писать или делать графические задания по подготовке руки к письму в детском саду. Поэтому лучше всего узнать ведущую руку ребенка уже в дошкольном возрасте – в 4 года. Тем более что это легко сделать даже в домашних условиях.

    Существуют различные методики определения ведущей руки ребенка. Это опросники, батареи тестов, отдельные тесты. Но не все из них являются точными для детей дошкольного возраста.

    Все тесты по определению ведущей руки ребенка дошкольного возраста должны выполняться быстро, без подготовки. Ребенок не должен знать и даже догадываться о том, что сейчас определяется его ведущая рука.

    Во время тестирования ребенок выполняет игровые, графические или бытовые задания. Так, полный набор теста для определения ведущей руки ребенка М. Озьянс включает 20 заданий:

    • завинтить крышку на бутылке,
    • разрезать бумагу ножницами,
    • нанизать бусины,
    • почистить обувь щеткой,
    • стереть ластиком крестики,
    • намотать нитку на катушку,
    • перелить воду из одного сосуда в другой,
    • разложить карточки,
    • отвинтить гайку рукой и ключом,
    • проколоть дырочки дыроколом,
    • продеть нитку в иголку,
    • почистить одежду от пыли,
    • капнуть из пипетки в узкое отверстие бутылки,
    • достать бусинку ложкой из стакана,
    • позвонить колокольчиком,
    • закрыть и открыть молнию на сумке,
    • взять стакан и выпить несколько глотков воды).

    Ф. Кречмер предлагает детям для определения ведущей руки такие задания как:

    • полить цветы,
    • почистить зубы,
    • перемешать песок лопаткой,
    • толкнуть палкой шарик,
    • достать книги с полки,
    • вынуть пробку из ванной,
    • положить фишки в коробку и другие.

    Очень важно обратить внимание в оценке результатов тестов на новые для ребенка действия, которым его еще не обучали. Это позволяет получить более точные данные, т.к. если ребенка уже обучали действию, то скорее всего, он его будет делать так, как ему показывали и как он привык это делать.

    Тесты для определения ведущей руки у детей дошкольного возраста были разработаны и другими исследователями – М.Г. Князевой и В. Ю. Вильдавским. Это серия тестов, которые взаимно дополняют друг друга. Условия проведения данных тестов:

    • Тесты проводятся с ребенком один на один в спокойной обстановке.
    • Ребенку предлагают поиграть или поработать вместе, чтобы он не догадывался об истинной цели заданий.
    • Взрослый должен сидеть за столом напротив ребенка.
    • Все предметы для тестов должны помещаться в центр стола на равном расстоянии от левой и правой руки ребенка.
    • Все предметы для тестирования нужно заранее положить в одну коробку, а по мере надобности доставать их и выкладывать на стол. Коробка с предметами не должна быть видна ребенку и не должна стоять на столе, на котором проводится тестирование.

    Тест 1. Рисование.

    Предложите ребенку нарисовать то, что он хочет. Дайте ему на это столько времени, сколько нужно и не поторапливайте. Как только ребенок закончит рисовать, попросите его нарисовать то же самое другой рукой. Если ребенок откажется, то ответьте: «Я знаю, что это трудно, но ты постарайся».

    Результат теста: обращаем внимание на то, какой рукой ребенок сам начал рисовать рисунок. И сравниваем, какой рисунок лучше получился. Рисунок ведущей руки с более четкими и ровными линиями, более пропорционален, меньше дрожания руки, нет разорванных линий. Также посмотрите на поведение ребенка – какой рукой он рисовал с напряжением, как держал в обоих случаях карандаш. Если рука сильно напряжена, ребенок держит карандаш или ручку у самого кончика, рука дрожит, напряжены мышцы плеч, рука трудно передвигается по бумаге, линии неровные – это скорее всего это не ведущая рука для графических работ. Если рука расслаблена, зажимов нет, движения хорошо скоординированные, в четком ритме, то скорее всего это ведущая рука.

    Тест 2. Открывание спичечного коробка.

    Дайте ребенку несколько пустых спичечных коробков. И скажите : «Найди спичку в одной из коробок» (спичка должна быть с обломанным концом). Ребенок будет выполнять задание двумя руками. Но ведущей будет та рука, которой малыш станет открывать и закрывать выдвигающуюся часть коробка.

    Тест 3. Построй домик из палочек.

    Ведущей рукой в этом тесте считается та рука, которой ребенок работал более активно.

    Тест 4. Игра в мяч. Возьмите теннисный мячик или любой другой мячик маленького размера, который можно бросать и ловить одной рукой. Положите его на стол перед ребенком на равном расстоянии от его левой и правой руки. Попросите взять мяч, бросить мячик Вам одной рукой, подкинуть и поймать мяч несколько раз.

    Тест 5. А) Вырезание ножницами силуэта фигуры из любой открытки (зайчик, домик, цветочек и т.п).

    Ведущая рука при вырезании ножницами та, которая совершает более активные действия. Например, ребенок держит ножницы в правой руке, но совершает движения не ножницами, а крутит бумагу вокруг неподвижных ножниц. Бумагу он держит в левой руке. В данном случае получается, что более активная левая рука, хотя ножницы ребенок держал в правой.

    Б) Раскладывание карточек лото.

    Ребенок берет все карточки лото (10-15 штук) в одну руку. А затем раскладывает их на столе. Как правило, раскладывает ребенок ведущей рукой.

    Тест 6. Нанизывание бусин/бисера на шнурок/иголку с ниткой.

    Не обращаем внимания на то, какой рукой малыш держит шнурок или иголку с ниткой. Для нас главное – та рука, которая выполняет активные движения.

    Тест 7. Выполнение вращательных движений – отрывание 2-3 пузырьков с завинчивающимися крышками.

    Ведущей опять же считается та рука, которая более активна. Например, если ребенок правой рукой держит крышку, а бутылочку взял в левую руку и при этом крутит не крышку, а бутылку, то ведущая рука – левая, а не правая.

    Тест 8. Развязывание узелков.

    А) Дайте ребенку шнур с завязанными несколькими узлами. Шнур должен быть средней толщины. Узлы должны быть завязаны неплотно и легко развязываться. Одной рукой ребенок держит шнур, а другой развязывает. Ведущая рука – та, которая развязывает узел.

    Б) Если во варианте А) малыш действовал обеими руками с одинаковой активностью, то тогда делаем другой вариант этого теста для определения ведущей руки ребенка дошкольного возраста. Просим его составить цепочку из канцелярских скрепок. Одной рукой ребенок держит скрепку, а другой пытается присоединить вторую скрепку. Ведущая рука – та, которой он пытается присоединить скрепку.

    Тест 9. Построй из кубиков дом, сложи рисунок по образцу.

    Ведущая рука чаще берет кубики, поправляет детали.

    Для теста 9 лучше использовать новую для ребенка мозаику или конструктор и дать конкретное задание – сделать по образцу.

    Тест 10. Есть ли в семье левши? Просто отвечаем на этот вопрос «да» или «нет».

    Анализ результатов тестов на определение ведущей руки ребенка.

    Все полученные результаты записываем в таблицу из 4 столбцов. В первом столбике записываем все десять заданий-тестов для определения ведущей руки ребенка по порядку. Во втором – четвертом столбике будем вписывать результаты выполнения тестов ребенком. Во втором столбике ставим плюс, если в данном задании определена ведущая правая рука или она была более активной. В третьем столбике ставим плюс, если ребенок выполнил задание с одинаковой активностью правой и левой руки. В третьем столбике ставим плюс, если определилась ведущая левая рука или она была наиболее активна.

    Если в семье были левши, ставим плюс во второй столбец таблицы. Если в семье только правши, то в четвертый столбец.

    Если во втором столбике получилось семь и более плюсов, то скорее всего Ваш малыш – левша.

    Для уточнения результатов теста дайте малышу дополнительные задания (см. выше в статье – тесты М. Озьянс) – причем отберите для тестирования неизвестные малышу действия. Они наиболее информативны.

    Если получилась такая ситуация: в рисунке (тест 1) явно определена ведущая правая рука, а в бытовых действиях явно видна ведущая левая рука, то это тоже один из вариантов «левшей». В этом варианте человеку легче выполнять графические работы (письмо, рисование) правой рукой, а бытовые действия – левой рукой. То есть есть «графические правши» и «графические левши», «бытовые правши» и «бытовые левши».

    Есть и дети – амбидекстры, т.е. дети, одинаково хорошо владеющие и левой и правой рукой. При этом может быть вариант «бытового амбидекстра» в сочетании с «графическим правшой» (т.е в быту ребенок очень хорошо владеет обеими руками, но в письме и рисовании у него явно ведущая правая рука). Или вариант «бытового амбидекстра» в сочетании с «графическим левшой» (т.е. ребенок в быту одинаково хорошо владеет обеими руками, но в письме и рисовании у него явно обнаруживается ведущая левая рука).

    Дополнительные тесты для уточнения результатов и определения ведущей руки у ребенка дошкольного возраста.

    Тест-проба на одновременное рисование обеими руками с закрытыми глазами.

    Очень информативный тест для определения ведущей руки, т.к. скорее всего, ребенка специально этому заданию никто не обучал. В этом случае нивелируется эффект обучения ребенка и его переучивания в правшу.

    Дайте ребенку в каждую руку по карандашу и попросите закрыть глаза и нарисовать одновременно двумя руками круг, затем квадрат, треугольник. Рисунок, выполненный ведущей рукой, будет отличаться от другого рисунка: линии более четкие и ровные, движения более медленные, плавные и точные, меньше дрожание руки, углы четкие и не сглаженные, точки соединения линий не расходятся. Если фигуры получились на рисунке одинаково хорошими, то обратите внимание на: 1) точность передачи формы – она выше у ведущей руки, 2) точность соединений линий – она выше у ведущей руки.

    Тест для оценки скорости движений ведущей руки.

    Посчитайте число постукиваний указательным пальцем по столу за 10 секунд. Сделайте упражнение три раза и высчитайте среднее значение. Сравните его у правой и левой руки. Скорость всегда выше у ведущей руки ребенка.

    Тест «Переплетение пальцев рук»

    Быстро попросите ребенка сделать замок. У левшей сверху ложится большой палец левой руки. Тест очень известен, но не всегда дает надежный информативный результат.

    Тест «Поза Наполеона» — скрещивание рук на груди.

    У левшей сверху находится кисть левой руки, а правая находится под левым преплечьем.

    Тест «Апплодирование»

    Тест подходит только для взрослых, так как дети обычно апплодируют обеими ладонями. У взрослых левшей при апплодировании более активная левая рука.

    Что делать, если ребенок левша, а уже два года как пишет правой рукой?

    Повторное переучивание «обратно в левшу» очень травматично для ребенка и потому нежелательно. А лучше всего позаботиться о малыше в 4-5 лет, внимательно наблюдая за ним и выявляя его ведущую руку.

    Сейчас для левшей выпускаются даже специальные ручки, ножницы, компьютерные мыши и клавиатуры, швейные машинки и многие другие приспособления.

    Всем родителям детей – левшей и всем педагогам очень советую познакомиться с книгами Марьяны Михайловны Безруких о детях-левшах:

    М.М. Безруких — это физиолог, психолог, доктор биологических наук, профессор, академик РАО, лауреат Премии Президента РФ в области образования, директор Института возрастной физиологии РАО.

    • Безруких М.М., Безруких М.В. Леворукий ребенок. Тетрадь для занятий с детьми.
    • Безруких М.М. Прописи для детей с трудностями обучения и леворуких. – М.. 2001.
    • Безруких М.М., Князева М.Г. Если Ваш ребенок левша.
    • Безруких М.М. Трудности обучения в начальной школе. Причины. Диагностика, комплексная помощь.
    • Безруких М.М., Филиппова Т.А. Азбука и рабочие тетради.
    • Почему ребенок рождается левшой?
    • Существует ли ген леворукости и когда он проявляется?
    • Что такой скрытая леворукость?
    • Кто такие дети — левши?

    Если эта статья была интересна и полезна Вам, буду благодарна за комментарий. А есть ли у Вас знакомые — левши — и как им живется в мире правшей? Кто Ваш ребенок — правша или левша?

    Интересную и полезную информацию о развитии детей дошкольного возраста Вы найдете в статьях:

    Развитие мелкой моторики — мифы и правда о пальчиковых играх, как правильно проводить пальчиковую гимнастику и пальчиковые игры с дошкольниками, упражнения для развития мелкой моторики, массаж рук и пальчиков для самых маленьких.

    Пальчиковая гимнастика: как определить уровень развития мелкой моторики у ребенка, упражнения для пальчиков в картинках и стихах, упражнения Марии Монтессори.

    Получите НОВЫЙ БЕСПЛАТНЫЙ АУДИОКУРС С ИГРОВЫМ ПРИЛОЖЕНИЕМ

    “Развитие речи от 0 до 7 лет: что важно знать и что делать. Шпаргалка для родителей”

    Кликните на ссылку или на обложку курса ниже для бесплатной подписки

    Автор курса – Валасина Ася, кандидат педагогических наук, автор сайта “Родная тропинка”

    Как определить левшу – Тесты логопеда

    Скрытое левшевство – это особенность во взаимодействии полушарий .
    Головной мозг влияет на то, какая рука (глаз, ухо, нога ) у человека проявлен а, как ведущая. Правой половиной тела управляет левое полушарие мозга. Левой, наоборот, правое. Каждое полушарие имеет свои особенности и несет определенные функции. Хотя в работу мозга одновременно включены зоны правого и левого полушария и постоянно происходит обмен информации между ними. Это называется межполушарные взаимодействия. Однако можно сказать, что левое полушарие больше отвечает за чтение, письмо, логику, счет, речь, движение. Оно обращено и ориентировано на внешний мир. Восприятие информации из окружающего мира пошаговое, последовательное. А правое – за восприятие и узнавание лиц, цвета, форм, образное мышление, музыкальность, оно заведует эмоциональной оценкой окружающего мира. Одновременная обобщенная информация, эмоционально окрашенная, но с позиции «моей» точки зрения.

    Необходимо различать понятия “леворукость” и “левшество”. Леворукость определяет только ведущую руку, тогда как левшество – комплексная характеристика, отражающая большую активность правого полушария головного мозга (в отличие от правшей, у которых доминирует левое полушарие).

    По другому можно сказать, что “скрытый левша” – это праворукий левша, т.е. левша, который пишет правой рукой.

    1. Переплетение пальцев рук. Быстро, не задумываясь, переплетаем пальцы обеих рук. Сверху оказывается большой палец одной и той же руки, как правило, ведущей.
    2. Проведение вертикальных линий. Проводим в течение одной минуты линии на расстоянии 1-1,5 см друг от друга сначала правой, а затем левой рукой. Число линий, проведённых ведущей рукой, в среднем на 29% больше количества линий, проведённых другой рукой. Ведущая рука чертит линии быстрее и чаще.
    3. Послушайте, как тикают часы. К какому уху вы поднесли часы в первый раз, то и ведущее. Но понаблюдайте, одинаково ли вы слышите тиканье разными ушами.
    4. Обратите внимание, к какому уху вы подносите трубку, когда разговариваете по телефону.
    5. Моргните одним глазом. Открытым остаётся ведущий глаз.
    6. Подзорная труба. Рассматривание в “подзорную трубу” (сложенный трубочкой лист бумаги) обычно осуществляется ведущим глазом.

    Если по итогам тестирования родители определили у ребенка левшество, принимая во внимание тот факт, что движения рук координируются преимущественно противоположным полушарием, получаем правополушарный тип.

    Доминирование правого полушария определяет склонность к творчеству, а также конкретно-образный характер познавательных процессов. Это полушарие отвечает за умение ориентироваться в пространстве и выработку большого числа вариантов решения какой-либо проблемы. Левши – натуры целостные, впечатлительные, эмоциональные и чувственные. Они все воспринимают всерьез, имея дело с актуальным временем, т.е. «здесь и сейчас». Речь этих детей эмоциональна, богата интонациями и жестами. Чтобы запомнить новую информацию, «правополушарные» дети опираются на свои визуальные и тактильные ощущения.

    Главная проблема скрытого левшества в том, что такие дети зачастую получают проблемы с освоением русского языка, поскольку левшество физиологически связано с развитием речи. До 70% мальчиков и девочек, имеющих сложности с письмом и грамотностью — это “скрытые левши”. Поэтому настоятельно рекомендуется таким детям проводить в первую половину дня кинезиологическую гимнастику (см. приложение).

    Ученые, проводившие исследования по выявлению явных и скрытых левшей, выяснили, что таких людей – 62%! Т.е. больше половины здоровых людей! Хоть у разных исследователей процентное соотношение левшей-правшей несколько отличается, все равно получается, что левши составляют около половины общего населения. Большинство людей являются «частичными» левшами (т.е. ведущая рука – левая, а ведущий глаз, например, правый). У маленьких детей скрытая леворукость, явные признаки ведущего правого полушария наблюдаются гораздо чаще, чем у взрослых. Также часто дети одинаково хорошо владеют и левой, и правой руками, т.е. являются амбидекстрами. Считается, что ведущее полушарие формируется к 6-7 годам .

    Таким детям необходимо больше наглядности, подкрепленной яркими примерами. Они охотнее выполняют творческие задания, вместе с тем им необходимо больше времени на осознание, “переваривании” материала. Им сложно выполнять четкие инструкции, указания, соблюдать дисциплину. Как уже написано выше – каждый ребенок индивидуален и каждый случай нужно рассматривать отдельно. Сейчас, когда воспитатели, учителя (в случае скрытого левшества необходимо об этом информировать педагога) научились работать с левшами,когда нет жестких ограничений в письме, поведении – многие левши не отстают, а в чем-то и опережают правшей.

    Есть люди, у которых одинаково работают оба полушария, они одинаково хорошо владеют обеими руками, ушами, глазами, т. е. парными органами – амбидекстры. Таких людей немного, но по исследованиям ученых, их количество постоянно растет.

    Как определить левшу – Тесты логопеда

    Аннотация: Рекомендации родителям для определения преобладающей руки у ребёнка.

    Статья:

    Многие родители проявляют беспокойство, когда заметят, что их дети пишут или рисуют не правой рукой. Чтобы вашему ребёнку было легче овладеть навыками письма, проведите тест для определения преобладающей руки у ребёнка, ответив на простые вопросы.

    1. Ваш ребёнок рисует:

    в) обеими руками.

    2. Ложку он держит обычно в:

    3. Работать с ножницами в левой руке:

    а) абсолютно не может;

    б) у него замечательно получается;

    в) ему всё равно, в какой руке ножницы.

    4. Играя в мяч, Ваш ребёнок будет ловить его:

    в) попеременно обеими руками,

    5. Обычно телефонную трубку он поднимает:

    в) каждый раз разными руками.

    6. Ваш ребёнок рисует или пишет зеркальным образом, переворачивая изображение в другую сторону:

    7. В игре с кубиками, конструктором чаще использует:

    в) обе руки в равной степени.

    8. При аплодисментах более активна:

    9. Переплетая пальцы в замок, большой палец правой руки у него оказывается:

    а) всегда сверху;

    в) каждый раз по-разному.

    10. Ваш ребёнок раскручивает пузырёк:

    в) обеими руками

    Если количество «+» преобладает в строке (а), то Вашего ребенка можно назвать «правшой». Впоследствии его правая рука будет, как и сейчас доминирующей.

    Если количество «+» преобладает в строке (б), то Ваш ребенок – левша.

    Если количество «+» одинаково в строках (а) и (б) или преобладает в строке (в), то это свидетельствует о наличии двурукости (амбидекстрии). Ваш ребенок одинаково хорошо владеет как правой рукой, так и левой. Советуем не переучивать ребенка ни в каком из трех случаев.

    Как заниматься с ребёнком левшой

    Леворукость не определяется как патология и для беспокойства нет причин.

    Преимущественное владение рукой зависит от особой организации деятельности мозга, определяющей не только «ведущую» руку, но и некоторые особенности организации высших психических функций.

    Истоками леворукости могут быть наследственные факторы, процессы, происходящие в период развития плода (пренатальный период).

    Переучивать леворуких детей не следует, так как принудительное изменение доминантности ведет к нежелательным последствиям. Переучивание ребенка влияет на психическое состояние, эмоциональное благополучие и здоровье в целом (возникают вспыльчивость, капризы, раздражительность, беспокойный сон, головные боли, вялость, невротические реакции, заикание). У леворуких детей при переучивании проявляется почти весь комплекс нарушений почерка и трудностей формирования навыка письма.

    Развивать мелкую моторику левой руки следует так же, как и правой, но с акцентом на левую руку, так как писать в школе ребенок будет именно ею.

    Пальчиковые упражнения при подготовке к школе следует выполнять с акцентом на левую руку, но не забывать и о правой, так как она является «помощницей» в бытовой деятельности.

    Развить мелкую моторику левой руки помогут следующие упражнения:

    – катать по очереди каждым пальцем камешки, мелкие бусинки, шарики;

    – запускать пальцами мелкие «волчки»;

    – разминать пальцами пластилин и глину, лепить различные поделки;

    – сжимать и разжимать кулачки «бутончик проснулся и открылся, а вечером заснул и закрылся»;

    – делать кулачки «мягкими» и «твердыми»;

    – барабанить всеми пальцами обеих рук по столу;

    – махать в воздухе только пальцами;

    – собирать все пальцы в щепотку;

    – нанизывать крупные пуговицы, шарики, бусинки на нитку;

    – завязывать узелки на шнурке, веревке;

    – застегивать (расстегивать) пуговицы;

    – играть с конструктором, мозаикой;

    – рисовать в воздухе;

    – мять руками поролоновые шарики, губки;

    – рисовать, раскрашивать, штриховать;

    – резать (вырезать) ножницами;

    – плести из бумаги коврики, корзинки, косички;

    – шить, вышивать, вязать;

    Как правило, «левши» очень быстро адаптируются и не испытывают никаких затруднений. Родителям такого ребенка важно не подчеркивать его особенности и не предпринимать никаких попыток что-либо изменить.

    Литература

    1. Бачина О. В, Самородова Л. Н. Взаимодействие логопеда и семьи ребёнка с недостатками речи – Москва, «ТЦ Сфера», 2009.

    2. Хасанов А. Е. Тесты для родителей – Минск, Харвест, 1999.

    • Бесплатная диагностика
    • О центре
    • Контакты
    • Статьи

    © СЛОГ ЦЕНТР 2022
    Права на товарный знак защищены. № 145729462-СЕ

    3 года ребенок не говорит

    Такое иногда случается: ребёнок растёт и, вроде бы, нормально развивается, но никак не начинает говорить. Чем больше проходит времени, тем больше нарастает беспокойство родителей, пока они, наконец, не приходят в расстроенных чувствах к врачу с вопросом: “Почему ребёнку уже 3 года, а он до сих пор не говорит”?

    Тут очень важно определиться с тем, что именно подразумевается под “не говорит“. Не издаёт вообще никаких звуков или не произносит связных слов? Просто бубнит что-то нечленораздельное себе под нос, говорит очень невнятно или не понимает слов? Или, быть может, не реагирует, когда к нему обращаются? Всё это довольно разные вещи в этом контексте, поэтому сперва нужно разобраться с симптомами, и тогда уже искать причину.

    А причины могут быть различными. Так, в первую очередь проверяется слух малыша. Если он демонстрирует нормальную реакцию на звуки, то можно заподозрить также и болезнь мозга, как причину речевого расстройства ребёнка. В целом, современная наука логопедия определяет две основных группы факторов, влияющих на отставание в развитии речи ребёнка.

    1. Недостатки сенсомоторной базы, проблемы неврологического характера. Нарушения моторики, фонематического восприятия, возможностей зрительного восприятия окружающего мира, неврологические заболевания. В таких случаях требуется серьёзная помощь и регулярные занятия со специалистом.

    2. Плохие социальные условия, ошибки воспитания. Недостаток внимания со стороны взрослых или гиперопека могут стать причиной отставания в развитии речи в сравнении со сверстниками ребёнка. И в том и в другом случае у ребёнка просто отсутствует мотивация к развитию умения речевой коммуникации. Нередко также на ситуацию влияют и личностные качества самого ребёнка: склонность к истерическим реакциям, либо к упрямству, к своевольному поведению, бунтарским выходкам. Обычно такого рода факторы быстро устраняются при правильном подходе и речевые навыки ребёнка корректируются, подтягиваются на должный уровень.

    Очень важно, чтобы родители осознавали необходимость своевременного обращения к специалисту. Если ребёнок не говорит в три, четыре года, наверстать упущенное будет уже несколько сложнее, так что лучше не затягивать. Несформированная вовремя речь может привести к весьма нежелательным последствиям, когда недостатки развития речи уже не могут быть исправлены самостоятельно, без помощи логопеда.

    К тому же, несформировавшаяся вовремя речь может стать причиной замкнутости ребёнка, отчуждённости и нежеланию идти на контакт. Ему сложнее социализироваться в начальных классах школы, а уж с предметами (особенно с языками) выходит полный завал.

    Известно, что активное становление речи у ребёнка происходит в возрасте 2,5 – 5 лет. Именно в этот дошкольный период и нужно добиться полной компенсации всех недостатков речи. В случае, если у ребёнка нет никаких проблем неврологического характера, у него нормальный физический слух, исправлять его речь в по большей части придётся родителям. И тут, надо сказать, почти все они без исключения начинают совершать типичные ошибки.

    Например, начинают жадно ловить каждое осмысленное слово со стороны ребёнка и набрасываются на него с требованиями немедленно повторить его и закрепить успех. Намерения, несомненно, благие, да вот результаты такого подхода обычно плачевные.

    Они сидят возле ребёнка подолгу, говоря ему какие-нибудь простые слова и требуя повторить их вслух. Ребёнок упирается, отворачивается, ему не нравятся эти требования. Иногда ему случается произнести какое-то слово самостоятельно, но потом он уже не повторяет его вновь. Всё это говорит о сформировавшемся негативном отношении к процессу воспроизведения собственной речи.

    Ещё один неверный приём со стороны родителей – отказывать малышу в помощи, если он не желает говорить. Вот ему хочется игрушку с верхней полки, он мычит что-то и тычет в неё пальцем. Но родитель отказывается давать ему желаемое: “Скажи! Скажи словами что ты хочешь. Скажи: “мячик”. Не дам, пока не скажешь, я тебя не понимаю”. В результате такой политики всякая попытка вывести ребёнка на диалог будет им отвергаться, он будет отворачиваться в ответ на вопросы: “Сколько тебе лет”, “Как тебя зовут”, и так далее.

    В общем, если вы хотите, чтобы ваш ребёнок стал больше и лучше говорить, первое, от чего вам следует отказаться – это от постоянных требований к нему. Совсем уж глупо ставить ребёнка в угол и наказывать, впрочем, это, скорее, просто констатация родительского бессилия и вымещение злобы за свои неудачи на ребёнке.

    Вместо этого вам следует развивать мышление ребёнка. Очень важна в этом случае мелкая моторика – она оказывает очень мощное влияние на развитие малыша. Купите ему специальные массажёры-колечки для пальчиков, и регулярно делайте массажик. Есть также ещё и массажёрные маленькие мячики, которые тоже очень нравятся обычно детям.

    Хорошее упражнение, одновременно на развитие моторики и речи, это старые добрые считалочки. Помните “сороку-ворону”? Сначала сорока-ворона “варит кашу”, помешивая её в ладошке у ребёнка, а потом начинает кормить своих птенчиков. Не требуйте от малыша повторений за вами, если ему не хочется, но сами произносите вслух “имена” каждого птенчика, которого сорока-ворона кормит кашей. Если малыш начинает повторять за вами, активно реагирует – это прекрасно.

    Простые задачки на логику для детей – тоже эффективное упражнение. Пирамидки, которые ребёнок должен разбирать и собирать самостоятельно, различные паззлы, матрёшки, игры-конструкторы, в которых необходимо правильно соотнести форму предмета и отверстие для него, всё это стимулирует процесс умственной деятельности, а это немаловажно для развития речевых функций.

    Помните, что очень важно уделять ребёнку внимание, заниматься его интеллектуальным развитием. Если вы видите, что он в хорошем настроении и ему нравится игра – попробуйте попросить его вспомнить, как называется то или это. В добром расположении духа он будет посговорчивее. Важно выработать в нём позитивную эмоциональную привязку к занятиям. Если же вам никак не удаётся добиться хороших результатов самостоятельно – обязательно обращайтесь к специалисту. Опытный логопед почти гарантированно решит вашу проблему.

    – Рекомендуем посетить наш раздел с интересными материалами на аналогичные тематики “Психология отношений”

    Ребенок не говорит в 3 года: когда бить тревогу и что делать?

    Чаще всего речевые нарушения выявляются в возрасте 3-х лет, когда ребенок начинает активно разговаривать. На реальном примере рассказываем, что такое общее недоразвитие речи (ОНР) у детей, опасный это диагноз или нет и как можно помочь ребенку заговорить в домашних условиях.

    Нарушения развития речи могут встречаться у детей, которые воспитываются в обычных семьях, так и у детей из двуязычных семей, т.е. у врожденных билингвов, когда родители ребенка разговаривают на разных языках.

    Маленькие дети-билингвы с раннего детства осваивают два языка – первый, основной язык, второй, на котором с ними говорят меньше. Поэтому проблемы с речью у таких детей чаще всего связаны с неправильным произношением звуков и смешиванием языков в речи.

    Из этой статьи вы узнаете:

    • что такое общее недоразвитие речи (ОНР) у детей;
    • опасный это диагноз или нет;
    • в каких случаях нужно бить тревогу;
    • к каким специалистам обращаться;
    • как можно помочь ребенку заговорить в домашних условиях.

    Чтобы вам было понятнее, все вопросы разберем на реальном примере.

    Что такое общее недоразвитие речи (ОНР) у детей?

    Общее недоразвитие речи (ОНР) – это нарушение формирования речевых навыков у ребенка. Чаще всего оно может обнаружиться в возрасте трех лет, когда ребенок начинает активно разговаривать. Но ОНР – это не симптом серьезного заболевания, а чаще всего просто недостаточное внимание родителей к речи ребенка. Например, если ребенок говорит «ыба», «суба», «дау», а родители его не поправляют, думая, что «само пройдет».

    Четыре месяца назад в одну из социальных сетей онлайн-школы Kidskey пришло такое сообщение:

    «Моему сыну 4 года. Он с 3-х лет ходит в садик, но почти не разговаривает. Его речь похожа на лепет годовалого ребенка. Я понимаю его только тогда, когда он объясняется жестами. Знакомые успокаивают, что мальчики начинают говорить позже, но я очень переживаю, потому что в саду дети не хотят играть с моим сыном, он постоянно плачет, злиться и даже обижает своих одногруппников.

    Не знаю, что делать. Подскажите, пожалуйста, стоит ли мне сейчас что-то предпринимать или все же ждать, пока ребенок перерастет? Обязательно ли идти к специалисту или можно заниматься развитием речи дома?»

    Давать какие-то абстрактные советы, не пообщавшись с ребенком, сложно. Поэтому мы пригласили маму с мальчиком на бесплатную онлайн-консультацию.

    Замечательный и улыбчивый Рома не имел никаких проблем со слухом и интеллектом, но общался с нашим методистом так:

    • вместо «дай» — говорил «да-да», вместо «есть» — «нам-нам»;
    • вместо целого слова, называл только корень и обозначал им сразу несколько слов – «ма» — «машина», «ба» — «барабан», «банан», «батарейка»;
    • одни и те же слова говорил по-разному: «машина» — «аша», «биби», «пипи», «си»;
    • сложные слова и фразы сокращал: «мама ушла на работу» — «ма ся а ату».

    После консультации стало понятно – у Ромы общее недоразвитие речи (ОНР) первой степени.

    Этот диагноз логопеды могут поставить ребенку, если он сказал первые слова только после 3-х лет или если он больше объясняется жестами. Например, вместо того, чтобы сказать «Мама, дай конфету», он говорит «дай», а дальше показывает пальцем на шкафчик, где лежат сладости.

    Ниже есть таблица с нормами развития речи ребенка по возрасту. Посмотрите, но сильно не зацикливайтесь на этих данных – каждый ребенок индивидуален и развивается со своей скоростью.

    Когда бить тревогу, если ребенок не говорит?

    1. Если до 8 – 9 месяцев жизни малыш больше молчит.
    2. Если в год не реагирует, когда вы с ним говорите. Например, если вы спрашиваете «где стул?», а он не поворачивает голову в сторону, где стоит стул. А чтобы привлечь ваше внимание – часто плачет.
    3. Если в 1,2 – 1,6 года ребенок не различает на слух знакомые предметы и не может показать их на картинке. Например, вы просите его показать, где кровать, а он не может показать ни в комнате, ни на картинке.
    4. Если в 1,5 – 2 года ребенок не понимает, как выполнить ваши простейшие просьбы. Например: «Подай чашку со стола», «Возьми солдатика и положи в коробку».
    5. Если в 2 – 3 года ребенок не говорит простые предложения. Например: «Мама, хочу кушать», «Папа, на».
    6. Если в 3 – 4 года ребенок не может говорить предложениями. Например: «Папа пришел с работы», «Собака лежит под столом». А также неправильно произносит большинство звуков.

    Опасно ли ОНР первой степени?

    Само ОНР неопасно, но если вовремя не начать коррекцию, то последствия могут быть серьезными. Логопеды и неврологи утверждают, что до 3-х лет не стоит переживать. Но если вашему ребенку уже есть 3, а он не говорит вообще или только сказал первое слово в этом возрасте, это может быть сигналом о задержке речевого развития.

    Если игнорировать проблему дальше, она будет усугубляться. На фоне недоразвития речи может нарушиться психическое развитие: мышление станет заторможенным, ухудшиться концентрация внимания и память, нарушится координация движений.

    У ребенка упадет успеваемость в школе, снизится самооценка и появятся комплексы, он станет замкнутым и склонным к депрессии. Чтобы этого не случилось, желательно выявить проблему как можно раньше и начать действовать.

    К кому нужно обращаться, чтобы выявить общее недоразвитие?

    Если ребенок не говорит в 4 года, лучше покажите его сразу нескольким специалистам:

    • логопеду-дефектологу – оценит степень тяжести речевого нарушения, предложит направление коррекционной работы;
    • ЛОРу – поможет убедиться, что слух в норме;
    • неврологу – осмотрит ребенка, ознакомиться с картой развития малыша, чтобы исключить органические повреждения и если, будет необходимость, назначит подходящие лекарства.

    Зачастую достаточно консультации опытного логопеда-дефектолога, чтобы определить ОНР и начать коррекцию, как в случае с нашим учеником Ромой.

    Но если логопед все же рекомендует посетить других специалистов, то стоит прислушаться.

    Что делать, если ребенку поставили ОНР первой степени?

    Мы дали Роминой маме 10 основных рекомендации, как можно развивать речь ребенка в домашних условиях. Первые четыре касаются общения, а следующие шесть – работы по развитию речи:

    1. Следите за своей речью

    Не сюсюкайте с ребенком, четко проговаривайте слова, фразы, предложения. Следите за темпом – говорите не слишком быстро и не слишком медленно. Дети всегда берут пример с родителей.

    2. Не используйте сложные слова при разговоре с ребенком

    Фразы должны быть простыми и понятными. Если, например, вы читаете книгу, где попадаются незнакомые слова – останавливайтесь и объясняйте ребенку смысл.

    3. Задавайте простые конкретные вопросы и не торопить с ответом

    Например: «Ты не замерз?», «Хочешь кушать?», «У тебя что-нибудь болит?» и т. п. На понятные вопросы ребенку будет проще отвечать.

    4. Не ругайте за речевые ошибки, а мягко поправляйте

    Например, ребенок сказал «пайшоу», а вы аккуратно ему – «Зайка, правильно говорить пошел».

    Если в этот момент вокруг есть другие люди, скажите так, чтобы вас никто не слышал. Тогда ребенок не будет смущаться.

    5. Развивайте мелкую моторику рук

    Позволяйте ребенку самостоятельно одеваться и завязывать шнурки, чаще давайте лепить, разукрашивать, рисовать, собирать мозаики и конструкторы. Чем лучше развита моторика рук ребенка, тем лучше работает мозг, и быстрее нормализуется речь.

    6. Занимайтесь дыхательной гимнастикой с ребенком

    Ребенок сможет говорить четко, долго, без заикания и запинок.

    7. Развивайте фонематический слух

    Фонематический слух помогает быстрому и правильному освоению устной речи через умение слышать и различать звуки. Примеры игр и простых упражнений, как развить фонематический слух ищите здесь.

    8. Делайте артикуляционную гимнастику

    Такая гимнастика направлена на тренировку всего, что помогает нам говорить: мышцы лица и рта, нос и голос. Развитый артикуляционный аппарат поможет ребенку сразу произносить звуки правильно.

    Сюда относятся такие упражнения как «уточка-трубочка», «заборчик», «лошадка», массаж языка зубной щеткой и т. п. Все эти упражнения вы можете легко найти на YouTube.

    9. Контролируйте, сколько времени ребенок проводит в гаджетах

    Ребенок должен проводить больше времени в подвижных играх. Например, дома тоже можно попрыгать, поиграть в догонялки, построить домик из стульев, подушек и покрывал.

    10. Чаще рассматривайте с ребенком книги и читайте ему вслух

    Чтение лучше всего развивает воображение, обогащает словарный запас и улучшает память. Если ребенок с детства будет читать с удовольствием, то у него обязательно будет красивая и грамотная речь.

    На первый взгляд, делать все вышеописанное сложно. Но если вы переведете все упражнения в игру, ваш ребенок будет в восторге.

    Другое дело, если у вас, как и у мамы Ромы, совсем нет на это времени. Именно поэтому мы предложили свою помощь и записали Рому на наш курс «Букварята 43», который ведут педагоги с логопедическим образованием. Чтобы через обучение чтению сначала отработать произношение сложных звуков (С, З, Ц, Ш, Ж, Ч, Р, Л), затем увеличить словарный запас и поэтапно развить его речь.

    Спустя 4 месяца обучения Рома уже знает все буквы русского алфавита и потихоньку читает по слогам. Но главное – он начал разговаривать. Конечно, его речь еще не идеальна, но он уже перестал заменять слова непонятными звуками и говорит пока короткими, но четкими фразами: «Мама пойдем», «Я хочу есть», «Давай поиграем» и т. п.

    Впереди еще много работы, поэтому мы не останавливаемся и идем дальше. К школе Рома уже будет разговаривать не хуже других, а еще будет уметь читать и грамотно писать на русском языке.

    Если у вашего ребенка тоже проблемы с речью и вам некогда заниматься с ним дома – попробуйте наши онлайн-уроки. Приходите, проконсультируем, дадим рекомендации, подберем педагога и подходящий курс.

    Записаться на первое бесплатное занятие можно здесь.

    Рейтинг
    ( Пока оценок нет )
    Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
    Добавить комментарий

    ;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: