Как определить готовность ребенка к школе? ТЕСТ логопеда для родителей – Готов ли ваш ребёнок к школе?

Готовимся к школе

  • от 0 до 3 лет
  • от 3 до 7 лет
  • Готовимся к школе
  • Логопед для школьников

Готов ли ваш ребёнок к школе? Консультация и тесты для родителей.

Тумченок Е.А., учитель-логопед высшей квалификационной категории МБДОУ ДСКВ №66 “Забавушка” г.Нижневартовска.

Когда специалисты говорят о “готовности к школе”, то имеют в виду не только умение ребенка читать, а определенный комплекс умений и навыков, в котором присутствуют все основные компоненты.

Ведь обучение может быть успешным, только если первоклассник обладает необходимыми и достаточными для обучения качествами.

Готовность к школьному обучению складывается из многих составляющих:

1. Физическая готовность к школе определяется физическим развитием ребенка и его соответствием возрастным нормам, то есть ребенок должен достичь физической зрелости, необходимой для учебного процесса.

2. Психологическая готовность к школе подразумевает определенный уровень сформированности: общей осведомленности и социально-бытовой ориентировки; знаний и представлений об окружающем мире; умственных операций, действий и навыков; произвольной регуляцией деятельности и поведения; познавательной активности, проявляющейся в соответствующих интересах и мотивации; речевого развития, предполагающего владение довольно обширным словарем, основами грамматического строя речи, связным высказыванием и элементами монологической речи.

3. Эмоциональная зрелость представляет собой умение регулировать свое поведение, включающее возможность достаточно длительное время выполнять не очень привлекательное задание.

4. Социально-коммуникативная готовность к школе складывается из умений ребенка строить взаимоотношения в коллективе сверстников: занимать лидирующую позицию, уметь работать в команде и поддерживать лидера – а также уметь общаться со взрослым собеседником.

И, самое главное, ребенок сам должен хотеть идти в школу.

Только здесь мы должны уметь отграничивать внутреннюю мотивацию ребенка от внешней.

При внутренней мотивации дошкольник хочет много узнать в школе, ожидает, что там будет интересно.

При внешней мотивации малыш хочет в школу потому, что мы купим ему к школе новый портфель и пенал с разноцветными карандашами, ручками и ластика

Тест для родителей. Готов ли ваш ребёнок к школе?

Тест ниже поможет родителям ответить на вопросы: Как определить готовность ребенка к школе? А также чему учить ребёнка до школы?

1. Вы считаете, что Ваш ребенок достаточно усидчив и внимателен при выполнении не слишком привлекательного для него задания?

Да Нет

13. Знает ли Ваш малыш буквы и умеет ли он читать по слогам?

2. Ваш ребенок любит мастерить, пользуясь клеем, ножницами, инструментами?

Да Нет

14. Способен ли Ваш малыш складывать и вычитать в пределах десяти?

Да Нет

3. Умеет ли он составлять рассказ по 5-7 картинкам?

Да Нет

15. Хочет ли ваш ребенок идти в первый класс?

Да Нет

4. Вашего ребенка сильнее привлекают атрибуты школы (портфель, книжки, новое “взрослое” положение), чем возможность больше узнать и многому научиться?

Да Нет

16. Знает ли он простые геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник, овал прямоугольник)?

Да Нет

5. Верно ли, что Ваш(а) сын (дочь) недостаточно уверенно пользуется шариковой ручкой?

Да Нет

17. Ваш ребенок умеет побыть один и заняться чем-либо самостоятельно?

Да Нет

6. Умеет ли ребенок выделять существенные признаки в предметах (например, у птицы есть клюв, перья)?

Да Нет

18. Ваш ребенок без особого труда может собрать разрезанную на несколько частей картинку?

Да Нет

7. Может ли Ваш ребенок сравнивать числа и предметы (определять количество)?

Да Нет

19. Ваш ребенок общителен как с детьми так и со взрослыми?

Да Нет

8. Рисунки Вашего ребенка, как правило, неаккуратны, размашисты и не завершены?

Да Нет

20. Ваш малыш способен хорошо запомнить и выполнить устное поручение (например, по телефону)?

Да Нет

9. Умеет ли Ваш ребенок считать до двадцати и обратно?

Да Нет

21. Вы считаете, что Ваш малыш нелюбознателен и плохо осведомлен?

Да Нет

10. Может ли Ваш ребенок объединить одним словом понятия одного вида, рода, характера (например, назвать одним словом “обувь” слова “сапоги”, “туфли”, “ботинки”)?

Да Нет

22. Ваш ребенок с трудом и без всякого удовольствия декламирует стихи и рассказывает сказки?

Да Нет

11. Может ли Ваш ребенок придумать слово к предложенному слову так, чтобы они были связаны по смыслу, как связаны слова в образце (например, образец “дерево — ветки”, к слову “книга” необходимо назвать слово “страницы”)?

Да Нет

23. Сможет ли Ваш ребенок придумать к предложенному слову слова с противоположным смыслом (например, “жарко” — “холодно”)?

12. Игрушки и личные вещи Вашего ребенка всегда в беспорядке и Вы устали напоминать ему, что нужно их убрать?

Да Нет

24. Ему доставляет удовольствие раскрашивать или рисовать?

Тест для родителей Готов ли ваш ребенок к чтению?

Многие родители считают, что чем быстрее ребенок научится читать, тем успешнее он будет учиться в школе. Так ли это?

Во-первых, способность к чтению не возникает на пустом месте, ей предшествует развитие ряда других способностей.

Во-вторых, учить читать необходимо без принуждения.

Во-третьих, читать малыш должен осознанно.

Именно этот тест может оценить готовность Вашего ребенка к осознанному чтению.

1. Вашего ребенка больше интересует содержание сказки, чем картинки в книге?

10. Знает ли Ваш малыш буквы, просит ли Вас научить его читать?

2. Овладев буквами и словами он пытается читать самостоятельно?

11. В разговоре он оперирует развернутыми предложениями?

3. У Вашего малыша нет логопедических проблем?

12. Интересуют ли его книги познавательного характера (о животных, кораблях, странах)?

4. Ваш ребенок способен пересказать то, что прочитал сам или услышал?

13. Пытается ли Ваш ребенок “писать” собственные книги, наклеивая в тетрадь картинки?

5. Внимателен ли Ваш ребенок во время Вашего чтения ему?

14. Способен ли их пересказать?

6. Ваш малыш знает много стихов и песен?

Читайте также:
Задержка речевого развития у детей

15. Он аккуратно хранит свои любимые книги?

7. Он понимает смысл большинства сложных слов?

16. Возникает ли у ребенка желание рассматривать книги самостоятельно?

8. Чтение для него приносит удовольствие?

17. Имитирует ли он чтение вслух, подобно взрослым?

9. Любит ли Ваш малыш слушать сказки и рассказы?

18. Ваш малыш с радостью учится читать?

20. Ваш ребенок имеет хороший словарный запас и довольно успешно им пользуется?

19. Ваш малыш хорошо различает похожие звуки?

Тест для родителей Готов ли ваш ребенок к письму?

Как научить ребенка красиво и правильно писать?

Это непростая задача.

Задолго до школы родители должны заняться развитием и тренировкой детской руки, сделать ее ловкой и уверенной.

Вопросы этого теста помогут Вам оценить способности ребенка овладевать навыками письма.

1. Ваш ребенок, играя в школу, копирует:

  • со множеством ошибок либо совершенно неразборчиво;
  • буквы и предметы соответственно предложенному образцу, соблюдая размеры и форму;
  • изображая с небольшими неточностями.

2. Вы считаете, что Ваш ребенок:

  • невнимательный и нетерпеливый, постоянно сбивается, нарушает правила;
  • расторопный и внимательный, умеющий работать по правилам;
  • рассеян, но старается быть аккуратным.

3. При написании букв Ваш малыш переворачивает их в обратную сторону?

  • никогда, очень редко;
  • иногда;
  • часто, почти всегда.

4. Как Ваш малыш относится к предложению порисовать?

  • с неохотой, но приступив, увлечется;
  • с огромным удовольствием;
  • с заявлением: “у меня не получится” и категорично отказывается.

5. Ваш ребенок хорошо ориентируется, где лево, а где право?

  • никак не может запомнить;
  • от случая к случаю;
  • всегда.

6. В подвижных играх о Вашем ребенке можно сказать так:

  • у него неплохо получается;
  • его ловкости можно позавидовать;
  • постоянно путается, совершенно неуклюж;

7. Рисунки Вашего ребенка отличаются

  • наличием дрожащих, прерывистых линий, небрежностъю;
  • оригинальностью, некоторой размашистостью;
  • аккуратностью и четкостью линий.

8. Работая с ножницами и бумагой, Ваш ребенок делает:

  • примитивные и очень неаккуратные поделки;
  • самые элементарные вещи с помощью взрослых;
  • замечательные поделки.

9. Придя в магазин, Ваш ребенок предпочел бы, чтобы Вы купили:

  • куклу, машинку;
  • мозаику или конструктор;
  • книгу для раскрашивания.

10. При рисовании шариковой ручкой Вы замечаете, что ребенок:

  • держит её непривычным образом, но рисует уверенно;
  • его кисть напряжена либо дрожит, ручка постоянно выскальзывает;
  • держит ее, как взрослый.

1.Васильева, Н.Н., Новоторцева, Н.В. Развивающие игры для дошкольников. – Ярославль: Академия развития, 1996.

2. Колесникова, Е.В. Готов ли ваш ребенок к школе? – Ювента, 2001.

3.Круглова, Е.А. Как помочь ребенку успешно учиться в школе. – Спб.: Питер, 2004.

4.Лифиц Е.А., Лифиц И.В. Развитие речи, движения и мелкой моторики. Комплексные занятия. Дошкольное воспитание и развитие. – М.: Айрис-Пресс, 2010.

5.Фопель К. Привет, ручки! Подвижные игры для детей 3-6 лет. – М.: Генезис, 2005.

6.Хухлаева, О.В. Практические материалы для работы с детьми 3-9 лет. М.: Генезис, 2007.

Советы логопеда как определить готов ли ребенок к школе

Первый показатель, на который смотрит логопед – это состояние звукопроизношения. Перед поступлением в первый класс у ребенка оно должно быть правильным. Не должно быть дефектов речи. Если же ребенок произносит звуки неправильно, заменяя одни на другие, например, вместо Р говорит Л. Соответственно услышим не слово работа, а «лабота», не парта, а «палта». Точно также будет и писать. Поэтому в обязательном порядке нужно исправлять звукопроизношение перед школой.

Если логопед уже поставил правильный звук, а ребенок все же допускает некоторые ошибки в конце слова, на которые родители уже не обращают внимания, необходимо еще проводить занятия для автоматизации звуков. Потому что, как слышим, так и пишем.

Показаться к логопеду стоит в обязательном порядке за год до школы. Во-первых, это не ударит по карману. А во-вторых, предостережет будущего ученика от лишних двоек и проблем. За это время опытный специалист поможет исправить все дефекты и огрехи произношения.

Состояние звукового анализа

Перед поступлением в первый класс малыш должен очень хорошо владеть всеми навыками звукового анализа и синтеза: хорошо понимать, что такое звук, слог, слово, чем отличается гласная от согласной, звонки от глухого. Также должен уметь находить позицию звуков в слове: где он находится (в начале или в конце). Должно быть четкое понимание между слогом и словом. Умение делить слова по слогам. Для этого существует большое количество книг, игр и пособий. Этим можно заниматься без помощи логопеда. Только вы и малыш.

Умение читать

Если раньше дети приходили в школу и ничего не знали, то современная система образования требует определенной подготовки. Например, чтение.

Важно: дошкольник должен называть любую букву так, как звучит ее звуковой аналог, а не как в алфавите. Чтобы не получилось следующее: волк, а не «воэлк». Учите чадо называть каждую букву звуком!

Один из важных пунктов подготовки – чтение слов по слогам, а не по буквам: ла-па, ма-ма, па-па. А не п-а-п-а. К сожалению, неправильный процесс затрудняет дальнейшее обучение.

Мелкая моторика

Ребенок должен быть готов к большим нагрузкам, которые будут у него в 1 классе. Это связано с тем, что предстоит много писать. Поэтому важно уметь правильно держать ручку. Ведущая рука должна быть полноценно сформирована под то, чтобы обводить и проводить линии, делать шриховки, дорисовки. Печать букв уже идет четкая, не путаясь в них (з, е и э) и не переворачивая в написании.

Допускается на первой недели зеркальное написание, то есть ошибочное. Но через несколько месяцев все должно быть правильно. Если результат не достигнут, то со школьником проводят уже дополнительные тренировки, чтобы ученик освоил правильные оптические образы буквы. Для этого существуют всевозможные задания:

  • лепка из пластилина или теста,
  • выборка правильно и неправильно написанных букв из задания,
  • дорисовка недостающих элементов,
  • конструирование элементов из счетных палочек,
  • обводка по трафарету.

Все это направлено на зрительную память. По сути, мальчику или девочку нужно всего лишь запомнить весь алфавит русского языка.

Состояние речи

Важны все компоненты.

  1. Словарь. Должен быть достаточно наполненным, объемным.
  2. Лексико-грамматическая категория: словообразование, согласование. Дошкольник должен уметь компоновать прилагательные с существительными. Например, яблоко зеленое, небо голубое, солнце яркое и так далее. Менять окончания – пять карандашей, но три карандаша. Если уделить нужное внимание этим, казалось бы, мелочам, то и написание будет корректным.
  3. Связная речь. Задавайте вопросы малышу и требуйте полного и развернутого ответа. Составляйте рассказы и сочинения по картинке.

Состояние высших психических функций

Сюда можно отнести:

  • память;
  • внимание;
  • восприятие;
  • логическое мышление.

Здесь уже существуют различные тесты и задания. Например, ребенок должен запомнить некоторое количество слов или картинок и вспомнить через некоторое время в определенном порядке. Он должен находить отличия в похожих рисунках, продолжать ряд в геометрических фигурах, которые находятся в определенной логической последовательности. Основная задача – выявить и построить ту самую цепочку.

Задач масса, поэтому необходимо на первоначальном этапе выявить «подтормаживающую функцию», а затем сделать на нее упор. Тренируйте его перед школой для лучшей успеваемости.

Умение концентрироваться над учебной деятельностью

Здесь важно умение выполнять задания во время урока логопеда, участвовать активно в занятиях на протяжении получаса, не соскальзывая в игровую деятельность. Если развита усидчивость, и он занимается с большим интересом, не отвлекаясь и концентрируясь на тех задачах или упражнениях, значит его нервная система созрела к тому, чтобы обучаться в 1 классе.

Но если вы видите, что он устает, работает из-под палки, что допускает много ошибок, что страдает память или внимание, речь становится несвязной, словарь маленький, неправильные грамматические конструкции, есть нарушения в звукопроизношении, то ребенок не готов к школе. Здесь стоит подумать о том, чтобы не торопиться с походом в школу, отложив его до 7 лет.

Основная масса детей созревают к учебному процессу с 6,5-7,5 лет.

Надеюсь, данная информация была полезной вам.

Готов ли ребенок к школе: как понять, готов ли ваш ребенок к школе?

Первый поход в школу вызывает смешанные чувства у родителей. С одной стороны, они очень рады, что их ребенок повзрослел и делает следующий шаг в своем развитии как личности. Но если посмотреть на ситуацию с другой стороны, то школа – это абсолютно другой мир, со своими правилами и требованиями, поэтому родители зачастую находятся в крайне тревожном состоянии. И переживать, действительно, есть из-за чего, потому что не всегда можно понять, готов ли ваш ребенок к школе или нет.

Некоторые родители могут возразить, сказав, что мой ребенок уже умеет читать и писать, значит у него не будет никаких проблем с овладением школьной программы. Но только ли этим оценивается готовность ребенка к школе? Вовсе нет, потому что читать и писать в любом случае будут учить в школе.

Каждый родитель должен понимать, что к 6-7 годам у ребенка должны уже быть сформированы определенные механизмы умственной деятельности, которые будут способствовать полноценному усвоению школьного материала.

На что нужно обратить внимание

Чтобы определить, готов ли ребенок к школе, нужно проанализировать его поведение. Вот несколько рекомендаций:

  • Обратите внимание на произвольное поведение своего ребенка. Особенно характерно поведение во время игры: насколько четко он соблюдает правила, как себя ведет, активен ли он, берет ли на себя ответственность, лидирующую роль и т.д. Соблюдение правил игры является очень важным показателем, потому что в школе следование правилам внутреннего распорядка – это необходимость.
  • Поговорите с ребенком на предмет того, что он чувствует перед предстоящим обучением. Нужно узнать, хочет ли он идти в школу, получать новые знания. Если он не хочет туда идти, то подробно выясните у него, какие именно моменты в школе его больше всего пугают. Далее можно объяснить ему, что его опасения напрасны (желательно подробно разобрать каждое его опасение, аргументированно доказав, почему ребенок ошибается).
  • Ребенок должен быть готов к обучению в школе не только психологически, но и интеллектуально. Под этим понимается сформированность навыков и умений, которые обеспечивают произвольную регуляцию памяти, внимания и мышления. Они отвечают за возможность ребенка уметь читать, писать, решать задачи не вслух, а «про себя».

Чтобы ребенок нормально развивался и воспринимал буквы, цифры, чертежи и рисунки, у него должно быть развито абстрактное мышление, а также умение абстрагироваться.

Для стимуляции интеллектуальной готовности к школе, с ребенком нужно заниматься, предлагая ему решить простые задачи, используя чертежи и рисунки. Очень полезны игры на добавление пропущенного элемента и другие упражнения.

Вот несколько показателей интеллектуальной готовности ребенка к школе:

  • умение находить лишний предмет в группе других;
  • решение простых ребусов и головоломок, умение отгадывать простые загадки;
  • добавление недостающих предметов в группу;
  • понимание последовательности событий (что было сначала, потом и т.д.);
  • умение группировать предметы по какому-то признаку.

Эмоционально-волевое развитие

Волевая готовность ребенка к школе подразумевает умение управлять своим вниманием, слышать и понимать смысл услышанного. Важно, чтобы ребенок мог физически отсидеть урок, при этом не просто сдерживая импульсы, а концентрируя свое внимание на происходящем, даже если оно ему неинтересно.

Если ребенок такой способностью не обладает, то здесь возможно два варианта развития событий: либо он начинает вставать и активно двигаться, либо начинает задирать одноклассников, лезет под парту и т.д. Некоторые дети могут сидеть и изображать, что они внимательно слушают преподавателя, но на самом деле их мысли где-то далеко и «вернуть в реальность» их может только неоднократный окрик учителя.

Определить степень эмоционально-волевого развития можно в домашних условиях. Для этого нужно лишь создать ситуацию, когда ребенку нужно удерживать внимание на неинтересных ему вещах. К примеру, сможет ли он резать овощи, помогая маме по кухне, если он не сам проявил инициативу, а его об этом попросил взрослый? Характерна реакция в настольной игре – как он будет вести себя, ожидая своего хода? Терпеливо сидеть и ждать, либо он начнет вставать и бегать вокруг стола?

Этот тип развития человека не зря называется эмоционально-волевым, потому что наша воля основывается на понимании себя, т.е. своих же эмоций. Когда человек понимает, что с ним происходит, то он осознает, что именно ему нужно сделать для достижения результата.

Зрительно-двигательная координация

Хорошо развитая мелкая моторика и мышцы руки позволяют ребенку не сильно уставать во время письма. Кроме того, специфика обучения предполагает, что ребенку нужно будет одновременно смотреть на предмет и срисовывать или списывать. Поэтому очень важно сформировать навык координации движения глаз и руки.

Для этого нужно заниматься с ребенком, предлагать ему перерисовывать чертежи и картинки, срисовывать узоры, раскрашивать по образцу и т.д.

Для успешного обучения в школе, ребенок должен:

  • проводить прямые и волнистые линии;
  • правильно держать ручку в руке;
  • уметь дорисовывать отсутствующую часть симметричного рисунка;
  • обводить по контуру рисунок, не отрывая ручку от бумаги;
  • уметь рисовать по точкам и клеточкам;
  • уметь продолжить штриховку рисунка;
  • копировать геометрические фигуры с образца;
  • уметь закрашивать рисунок, не заходя за контуры.

Помимо каких-то чисто технических моментов, связанных с навыками письма и чтением, есть и еще один немаловажный, если можно так сказать, этический аспект. Речь идет о том, что ребенок должен уметь принимать точку зрения другого человека и не ставить свои желания выше интересов других. Школа – это особый социум, где ребенку придется находить компромиссы, коммуницировать с другими людьми (его сверстниками и преподавателями).

Тесты готовности ребенка к школе

Существуют различные тесты, которые помогут вам понять, готов ли ребенок к школе, либо он еще отстает по каким-то критериям. Тесты нужно проводить в разное время, когда у ребенка хорошее настроение. Приведем несколько из них.

Тест школьной зрелости Керна-Йирасика

Он выявляется общий уровень психического развития, развития мышления, а также умения слушать и выполнять задания по образцу.

Тест состоит из 4 частей: рисунок человека (мужской фигуры), копирование фразы из письменных букв, срисовывание точек и опросник.

Первое задание заключается в том, что ребенок должен нарисовать мужскую фигуру так, как он это умеет делать. При этом не нужно исправлять его и говорить, что он делает что-то не так. На основании рисунка, проводится его оценка:

  • 1 балл. Нарисована мужская фигура. Есть туловище, конечности, голова. Голова с туловищем соединяется шеей (шея не больше головы, голова не больше туловища). На голове нарисованы волосы или головной убор. На руках есть пальцы, ноги отогнуты (нарисованы ботинки или ступни).
  • 2 балла. Присутствуют все вышеуказанные детали, но с небольшими недочетами (не нарисованы пальцы, волосы).
  • 3 балла. Нарисованная фигура имеет туловище, голову, конечности (нарисованы двумя линиями). Могут отсутствовать ступни, уши, волосы, шея и т.д.
  • 4 балла. Рисунок достаточно примитивный, есть туловище и голова, руки и ноги не прорисованы.
  • 5 баллов. Рисунок больше напоминает каракули, нет четкого изображения туловища.

Следующее задание – копирование фразы из письменных букв. Ребенок должен переписать фразу, написанную прописными буквами (первая буква – заглавная). К примеру, «Он мыл посуду». Выполнение задание также оценивается по 5-бальной шкале, где

  • 1 балл – это хороший результат. Первая буква – заглавная, образец скопирован полностью, либо хорошо (расположение фразы на листе – горизонтальное, но возможно небольшое отклонение).
  • 2 балла – фраза написана разборчиво, горизонтальное расположение и размер букв не учитываются.
  • 3 балла – фраза разбита на 3 части, можно понять хотя бы 4 буквы.
  • 4 балла – совпадение только 2 букв из фразы.
  • 5 баллов – фраза не разборчива, каракули.

Следующее задание – в представленном образце нарисованы 10 точек, которые находятся на равном расстоянии друг от друга по горизонтали и вертикали. Задача ребенка срисовать эти точки. Оценивается по 5-бальной системе.

После проведения всех заданий полученные результаты суммируются:

  • 3-6 баллов – высокий уровень готовности к школе.
  • 7-12 баллов – средний уровень.
  • 13-15 баллов – ребенок не готов к школе.

Как проверить самостоятельно готовность ребенка к школе. Примерные тесты

Вы отправляете вашего ребенка в первый класс? Вот-вот прозвенит первый звонок, и будущий школьник повесит за плечи ранец с тетрадками и с самым серьезным видом отправится покорять вершины современного образования. Чтобы процесс этот оказался по силам вашему дошкольнику, важно оценить его готовность и принять решение о том, что делать дальше. Для этого можно самостоятельно использовать несколько простых тестов.

Меня зовут Марина Гусева, я мама и учитель первой категории с большим стажем. В этой серии заметок я поделюсь с вами накопленными знаниями и опытом.

Итак, что же подразумевает готовность ребёнка к школе?

Для начала нужно определить психофизиологическую готовность малыша. Проще говоря, «дорос» ли он до школы.

  1. Психофизиологическая готовность
  2. Примерные тесты о готовности к школе
  3. Важное тестирование на способности к обучению и уровню социализации малыша
  4. Почему важно провести такую диагностику заранее?
  5. Вопросы по диагностике общего развития (психосоциальная зрелость ребенка)
  6. Вопросы по диагностике интеллектуального развития:
  7. Проверяем внимание, память и речь:
  8. Диагностируем знания по математике
  9. Если ребёнок знаком с понятием «звук», знает буквы, то можно провести диагностику грамотности по чтению:
  10. И диагностика по письму:

Психофизиологическая готовность

  • Пусть ребёнок подёргает себя правой ручкой за левое ушко, проведя руку над головой. Не получается – значит, недостаточная длина рук показывает функциональную незрелость организма.
  • Второй простой тест – на координацию движений. Правой ручкой погладить свой животик, а левой – голову. И наоборот.
    Получилось – всё супер, хватит усидчивости для уроков и для обучения письму. Значит, есть способность самоконтроля. Если нет – будут проблемы с дисциплиной и вниманием, потому что налицо отсутствие готовности к обучению в школе, ещё рано садиться за парту.

Хорошо, если вы заметили, что малыш сам хочет чему-то научиться, узнать что-то новое, когда раньше его интересовала только игра. Это означает, что появилась потребность в интеллектуальном развитии и полная готовность к обучению в школе. Такая тяга проявляется у всех по-разному. У кого-то после пяти лет, у кого-то только после семи.

И такому ребёнку в школе труднее всего, если его отправили учиться раньше его физиологического созревания.

Хорошо, если к шести с половиной годам у малыша есть твёрдое умение соблюдать режим дня и правила дисциплины – как в садике, так и дома. Эти навыки легче формируются и закрепляются в детском саду, при условии, что буквально с пелёнок этому учат родители.

Есть хорошая русская пословица:

Учи, пока поперек лавки укладывается,

а во всю вытянется — не научишь.

В этой простой фразе заключена вся народная мудрость педагогики. Мы, учителя, как никто другой, ясно видим все погрешности в воспитании детей, потому что в школе это сразу проявляется. Возможно, я ещё как-нибудь вернусь к разговору о важности ясельного периода при формировании характера, привычек и общей воспитанности ребёнка.

Что знает, что умеет?

Примерные тесты о готовности к школе

Такие тесты я раньше всегда проводила с будущими первоклассниками в апреле-мае перед новым учебным годом. Сейчас в школе такие подробные проверки не делаются, и как я считаю, напрасно.

Учителю сразу видно, какого уровня развития дети придут к нему учиться, с кем нужно позаниматься ещё летом, какие навыки подтянуть, какие рекомендации дать родителям на лето. С некоторыми учениками приходилось даже проводить 2-3х недельные занятия в июне или в августе.

Протестировать малыша можно и дома, в спокойной обстановке. Это можно провести в форме игры «В школу», шуточного экзамена с каким–то призом по окончании. Пусть это сделает папа или бабушка с дедушкой. Так и сами увидите, насколько готов или не готов ребёнок учиться, и как ещё можно подготовить его к школе.

Для этого нужно будет подобрать наглядный материал:
картинки или предметы, похожие или разные по смыслу, игрушки, геометрические фигуры.

Можно найти некоторые подобные тесты в электронном виде в интернете и поработать с малышом перед экраном монитора.

Но сначала родители сами должны понаблюдать за сыном или дочкой и сами для себя ответить на следующие вопросы.

Важное тестирование на способности к обучению и уровню социализации малыша

  1. Насколько развита речь ребёнка, чтобы его понимали другие люди.
    Сразу оговорюсь, что если имеются серьёзные задержки речевого развития, то следует как можно раньше (начиная с 3-4х летнего возраста) вплотную работать с логопедом.
    И обучать малыша в специализированной группе детского сада, где с такими ребятишками работают опытные специалисты.
    У моей соседки и подруги младшая дочка начала говорить где-то в полтора года на «своём» абсолютно непонятном языке. Она несла такую тарабарщину, что в шоке были все, включая меня, т.к. двое старших сыновей успешно отучились у нас в средней школе.
    А эту «иностранку» пришлось родителям возить на занятия к логопеду, на лечебный массаж и в другой садик с 4 лет, в группу коррекции. В результате абсолютно «продвинутая» в остальных предметах девочка понятно для окружающих заговорила только к 9-10-ти годам.
    А что было бы, если б родители пустили всё на самотёк? Если упустить время и не начать своевременно исправлять речевые недостатки, то это грозит задержкой общего развития, низкой грамотностью и плохой успеваемостью в целом.
  2. Способен ли ребёнок общаться с другими взрослыми , кроме родителей, понимать их речь и отвечать на вопросы.
  3. Может ли ребёнок понять и правильно выполнить задания из нескольких команд. К примеру, открыть папку, достать картон, бумагу, ножницы.
  4. Может ли работать по образцу, заданному алгоритму. Например, обвести по шаблону цветок, как показал учитель, и вырезать его. Или продолжить рисовать узор по заданному образцу.
  5. Способен ли спокойно оставаться без родителей в коллективе сверстников или взрослых.
  6. Разговаривает ли спокойно, без истерик, агрессии.
  7. Ходит ли самостоятельно в туалет, спрашивает ли разрешения выйти по необходимости.
  8. Следит ли за аккуратностью своего внешнего вида и личных вещей.
  9. Соблюдает ли правила гигиены , может ли обслуживать сам себя, пользоваться столовыми приборами.
  10. Может ли работать в заданном темпе, вначале под диктовку, потом сам (к примеру, просим рисовать узор «овал-круг-квадрат», и он сам продолжает).
  11. Может ли внимательно слушать, не отвлекаясь, минут 15-20, работать без перерыва около 25 минут (к примеру, делать поделку).
  12. Запомнить и назвать картинки, слова, фигуры, символы около 5-8 штук.
  13. Умеет ли правильно сидеть за партой в течение 25 минут.
  14. Может ли делать основные физические упражнения (прыгать, приседать, бегать и т.п.)
  15. Может ли играть в подвижные и спортивные игры (по физическому состоянию и по психологической способности участвовать в игре с другими детьми).
  16. Следует ли правилам вежливости с товарищами и взрослыми, умеет ли правильно просить о помощи, благодарить, извиняться.
  17. Имеет ли чувство юмора, понимает ли где шутка, а где всё всерьёз.
  18. Адекватно ли, правильно ли ведёт себя с противоположным полом.
  19. Может ли ориентироваться во времени, если не по часам, то по времени суток.
  20. Если необходимо, сможет ли обратиться за медицинской помощью?

Оценка результатов:

Если на первые 9-10 вопросов данного теста будет отрицательный ответ, то в этом случае следует показать малыша медикам и психологам. Такие отклонения от нормы родители сами должны заметить годам к трём-четырём и «бить тревогу».

Исходя из квалифицированных рекомендаций, следует пройти коррекцию или выбрать соответствующее дошкольное учреждение. Часто бывает, что всё обходится только своевременной помощью.

Почему важно провести такую диагностику заранее?

Чтобы определить не только то, когда вести ребёнка в школу, но и в какую школу – учитывая уровень его развития и социальных навыков.

Через мои руки за все годы работы прошли шестеро труднообучаемых детишек. Были и такие, кто едва мог говорить, а писать и читать обучались только к 9-10-ти годам.

Вывод из этого такой: с такими ребятишками нужно начинать работать как можно раньше, и лучше грамотным специалистам.

Но, скажу сразу, что детский интеллект и психика не стоят на месте, а постоянно развиваются. Пусть и медленно, в своём индивидуальном темпе и с уникальными особенностями. Нужно лишь правильно помогать малышу, набраться терпения и внушать веру в свои силы, убеждать, что всё у него получится.

Вопросы по диагностике общего развития (психосоциальная зрелость ребенка)

Как проводить тестирование

В форме простой беседы. Заранее приготовьте листок бумаги и записывайте баллы за правильные ответы. Пусть малыш подумает, не торопите его. Если он отвечает неточно, дайте ему еще времени, но не подсказывайте.

Что сказать ребенку

Давай с тобой поговорим. Я буду тебя спрашивать, а ты мне отвечай. Если какие-то вопросы покажутся тебе сложными, ты не торопись, можешь хорошенько подумать и тогда ответить.

  1. Как тебя зовут? А фамилия, отчество?
  2. Как зовут маму, папу, сестру, братика, бабушку, дедушку?
  3. Кто ваши родственники? Где они живут?
  4. Можешь сказать, где ты живёшь? (по возможности, полный адрес, включая страну)
  5. Что такое день, ночь, четыре времени года, дни недели?
  6. Какие знаешь цвета, где «право» и «лево»?
  7. Каких ты знаешь животных (домашних и диких), где они водятся?
  8. Назови детёнышей диких и домашних животных
  9. Расскажи о ваших домашних животных (если есть).
  10. Какие ты знаешь растения, где они растут?
  11. Что такое погода, какая она бывает?
  12. Какие правила дорожного движения ты знаешь, хотя бы, как нужно правильно переходить через дорогу?
  13. Какие профессии ты знаешь, кем работают родители?
  14. Какой транспорт ты знаешь? На чём люди ездят по суше, плавают по воде, летают по воздуху?
  15. Какие праздники ты знаешь?
  16. Твои любимые сказки? мультфильмы?
  17. Знает ли другие страны, континенты, название нашей планеты.
  18. Что ты знаешь о космосе, о Солнце?
  19. Свой домашний телефон, телефоны родителей?
  20. Чем ты любишь заниматься?
  21. Зачем нужно учиться в школе?

На каждый правильный ответ ставьте по 1 баллу, а за неполный ответ — половину.

Вопросы по диагностике интеллектуального развития:

  1. Можешь найти между предметами лишний?


  2. Чего не хватает на каждой картинке?


  3. Чем предметы отличаются (по цвету, форме, размеру, вкусу и т. д.) Здесь подойдут любые изображения с разными предметами.
  4. Распредели предметы в группы по одинаковым признакам. Предварительно подготовьте карточки с разными группами: игрушки, дикие и домашние животные, овощи, фрукты, мебель, посуда, одежда, машины и др.
    Затем перемешайте их и предложите малышу разложить их по группам.
    После того, как ребенок справится с заданием, попросите его назвать получившиеся группы и объяснить, почему он сделал именно так.
    Если какие-то группы ваш ребенок объединит вместе, например, одежду и обувь, предложите ему разделить их.
  5. Разложи предметы от маленького до большого и наоборот. Можно использовать колечки от пирамиды или кубики.
  6. Разложи картинки в последовательности событий.

Проверяем внимание, память и речь:

  1. Найди отличия между картинками. Подготовьте две картинки из детских журналов с 5-10 отличиями. Ребенок рассматривает их 1-2 минуты, затем рассказывает.
  2. Нарисуй по памяти простой узор (выберите любой несложный узор, дайте посмотреть на него ребенку в течение 1 минуты, а затем спрячьте).
  3. Посмотри внимательно на картинки. Что ты видидишь на них? После того, как ребенок назовет все изображения, закройте их и попросите рассказать, что там были за предметы.
  4. Опиши картинку по памяти (возьмите любую картинку, показывайте ее в течение 1 минуты, а затем предложите описать малышу, что он запомнил).
  5. Послушай короткое (3-5 слов) предложение и повтори его. Предложение можно взять из детской книжки, с которой ребенок не знаком.
  6. Нарисуй по образцу по точкам.
  7. Графический диктант. Можно использовать диктант Д.Б.Эльконина, он есть в сети.
  8. Расскажи стихотворение, сказку.
  9. Перескажи вчерашнюю вечернюю сказку.
  10. Составь краткий рассказ по картинкам.
    Предварительно подберите 4-5 изображений из серии «рассказы в картинках», разрежьте их, затем перемешайте и предложите малышу разложить их правильно, а затем составить историю.

Диагностируем знания по математике

  1. Посчитай от 1 до 10 и обратно.
  2. Вычисли 2+1, 5-2, 6+4, 10-5 (в пределах 10).
  3. Следующее задание: ребенок должен уметь различать, где предметов больше, где меньше, где поровну.
  4. Показать геометрические фигуры, составить из них простой узор, аппликацию.
  5. Сравни предметы по высоте, длине, ширине, размеру.
  6. Подели предмет (апельсин, нарисованный круг, ложки и т.п.) на две, три, четыре одинаковые части.

Если ребёнок знаком с понятием «звук», знает буквы, то можно провести диагностику грамотности по чтению:

  1. Произнести звук и попросить показать соответствующую букву.
  2. Какая буква гласная, а какая согласная, почему?
  3. Найти в слове букву (А, О, М… какую скажете).
  4. Назови слово на букву (А, О, М… какую скажете).
  5. Подели слово на слоги (сначала делим простые слова (па-па, О-ля, затем сложные: ма-ши-нка, кро-ко-диль-чик и т.п.)
  6. Прочитай предложение из 4-6 слов и расскажи, о чём прочитал.

И диагностика по письму:

  1. Покажи, как нужно правильно держать ручку.
  2. Нарисуй прямую линию, волнистую, прерывистую.
  3. Обведи по контуру рисунок, «не выезжая» за границы и не отрывая ручку от бумаги.
    Или помоги зверюшкам добраться до нужного места.
    Подобные лабиринты часто попадаются в детских книжках и журналах. Они хорошо тренируют схематическое и наглядно-образное мышление, развивают внимание и усидчивость.

  4. Нарисуй по клеточкам кубик, машинку, цветок, башню… что захочешь сам.
  5. Дорисуй вторую недостающую половину предмета.
  6. Нарисуй правильно квадратик, треугольник, овал и т.д.
  7. Раскрась аккуратно рисунок в книжке раскраске.

На каждый предмет ставьте по 1 баллу за правильный ответ или хорошо выполненное задание, а за неполный ответ — половину балла.

Будет хорошо, если баллов по каждому тесту набирается больше половины.

Для этого посчитайте количество вопросов и разделите пополам. Это и есть минимальное количество баллов, которое должен набрать ваш ребятенок.

Если ваш сын или дочка слабо справляются с заданиями, то стоит задуматься, а не подождать ли ещё годик со школой.

Сколько раз я слышала от родителей моих «слабых» учеников:

«Надо было оставить его(её) в садике ещё на год!»

По нашим законам оставлять ребёнка на второй год в первом классе нельзя. А именно ко второй четверти первого класса становится ясно, что иногда родители поторопились отдать «несозревшего» ребёнка учиться.

Либо не проверили как следует готовность ребёнка к обучению в школе, либо понадеялись на то, что там всему научат. Или просто исполнилось 7 лет – значит надо идти учиться, «засиделся в садике».

Отставание, «тройки» и «двойки» по основным предметам (а виноват ли тут ученик?), низкая самооценка ребенка, его неверие в свои силы, презрительное отношение к нему одноклассников – всего этого можно избежать, если с самого начала ориентироваться на объективную оценку уровня его развития.

Нагонять современную «бешеную» программу и усваивать её на «хорошо» и «отлично» неподготовленному ученику будет невероятно трудно.

Многие родители тогда нанимают репетиторов, просят учителей позаниматься с ребёнком дополнительно. Но уже поздно – драгоценное время было упущено в самом начале.

Порой в нашу школу в первый класс приходили 8-летние дети.
Правда, это были дети из таджикских и украинских семей-беженцев. И, несмотря на трудности с русским языком, они по многим предметам учились лучше ребят, которые пришли в школу в шесть с половиной лет, то есть раньше положенного срока.

Хорошо и отлично учатся шести- и семилетки, с которыми активно занимались перед школой и в садике, и дома. Эта база знаний чувствуется сразу, они опережают в развитии тех, кто старше их на пол-года, на 7-8 месяцев.

У меня выпустились многие такие «звёздочки». Сейчас я радуюсь их жизненным успехам, отслеживаю, как они заканчивают ВУЗы, находят достойную работу у нас и даже за границей.

Поэтому, дорогие родители, если вы сможете серьезно отнестись к вопросу готовности вашего малыша к школе, то в последующие годы он будет долго радовать вас успехами и хорошими оценками.

Дорогие читатели, жду ваших отзывов, вопросов, предложений. Делитесь своим опытом, историями о том, как росли и развивались ваши детки.

В следующих статьях я расскажу, как вы сможете эффективно подготовить ребёнка к школе и что необходимо будет купить будущему первокласснику.

Тесты на готовность ребенка к школе

6-7 лет – ответственный период для ребенка и его родителей, ведь именно в этом возрасте дошкольник активнее всего готовится к школе. Ребенок уже более организован, он усвоил некоторые цифры и буквы, научился логически мыслить, находить последовательность и лишнее в цепочке предметов. Готов ли ваш ребенок к школе и как это проверить? Мы приводим для вас некоторые тесты, которые покажут готовность дошколёнка к школе, обозначат слабые места и укажут родителям, над чем нужно еще поработать.

Основная направленность тестов – до школы выявить детей с риском дисграфии и дислексии.

Тесты помогут определиться и родителям “зимних” деток, раздумывающих, отдавать свое чадо в школу в этом году или в следующем.

Что должен знать и уметь ребёнок 6-7 лет, поступающий в школу:

По клику в списке откроются странички развивающих занятий по интересующих вас темам.

  1. Своё имя, отчество и фамилию.
  2. Свой возраст и дату рождения.
  3. Страну, в которой он живет, город и домашний адрес.
  4. Фамилию, имя, отчество родителей.
  5. Профессии мамы и папы.
  6. Определять время по часам.
  7. Названия времен года, месяцев, дни недели, время суток.
  8. Погодные явления.
  9. Основные цвета.
  10. Названия домашних, диких животных и их детёнышей.
  11. Уметь объединять предметы в группы: транспорт, одежда, обувь, птицы, овощи, фрукты, ягоды. Находить лишнее среди предметов по наиболее общему признаку.
  12. Знать и уметь рассказывать стихи, народные сказки, произведения детских писателей.
  13. Различать и правильно называть геометрические фигуры.
  14. Ориентироваться в пространстве и на листе бумаги (право, лево, верх, низ), писать графический диктант.
  15. Уметь воспроизводить по клеточкам или точкам простые рисунки, дорисовывать половину фигуры по аналогии с уже изображенной.
  16. Уметь полно и последовательно пересказать прослушанный или прочитанный рассказ, составить рассказ по картинке.
  17. Запомнить и назвать 6–8 предметов, картинок, слов.
  18. Разделять слова на слоги по количеству гласных.
  19. Определять количество, последовательность и место звуков в слове.
  20. Знать и уметь писать печатные буквы русского алфавита.
  21. Хорошо владеть ножницами, карандашом: без линейки проводить линии, рисовать геометрические фигуры, аккуратно закрашивать и заштриховывать.
  22. Знать цифры. Считать от 1 до 10, восстанавливать числовой ряд с пропусками. Обратный счёт от 5 до 1, выполнять счетные операции в пределах 10.
  23. Знать понятия “больше, меньше, поровну”.

Диагностика представлений детей дошкольного возраста о цифрах

Если вы хотите определить, насколько хорошо ваш ребенок знает цифры, проведите с ним несколько несложных игр.

1. Чтобы выяснить умеет ли ребенок называть цифры в соответствии с порядком чисел, предложите ему написать цифры по порядку.

2. Ребенок должен уметь называть цифры от единицы до девяти в произвольном порядке. Предложите ему найти цифры на карточках и назвать их. Карточки с цифрами можно скачать тут >>

3. Умеет ли ребенок обозначать количество предметов соответствующей цифрой. Предложите малышу сосчитать, сколько кружков (ягодок, цветочков) на картинке и подобрать соответствующую цифру.

4. Насколько хорошо ребенок может соотнести цифру с количеством предметов. Предложите ребенку подобрать к карточке с цифрой соответствующую числовую карточку или отсчитать нужное число игрушек.

Оценка результатов

Высокий уровень знаний: ребенок выполняет задание самостоятельно или с небольшой подсказкой взрослого.

Средний уровень: выполняет задание самостоятельно, но не полностью или после объяснения взрослого.

Низкий уровень: ребенок не может справиться с заданием или справляется только при помощи взрослого.

Диагностики речи и навыков чтения

Обследование особенностей чтения. Тест 1

1. Чтение слогов (простых – открытых и закрытых, со стечением согласных). Ребенок, прежде всего, должен прочитать слоги, включающие соответствующие оппозиционные фонемы: СА – ША, ЗА – ЖА, ЦА – ЧА, РА – ЛА.
Кроме прямых слогов, предъявляются и обратные, а также слоги со стечением согласных. Обращается внимание на возможность слияния звуков в слоговой комплекс, особенно в прямых слогах, а также на наличие у ребенка умения дифференцировать звуки. Данная проба дает возможность определить сформированность звуко-буквенного синтеза и фонематических обобщений.

2. Чтение слов (односложных, двухсложных и многосложных – простых и сложных по звукослоговой структуре). Вначале детям следует предлагать для чтения самые простые слова, а затем – более сложные по слоговому и морфологическому составу. Необходимо использовать все возможные варианты односложных слов: СГС (дом, мак), СГСС (куст, бант), ССГС (слон, град), ССГ (два, швы), ГССС (Омск), где С – согласный звук, Г – гласный.
Детям предлагаются также различные варианты двусложных слов: с ударением на последнем и на первом слоге (луна, муха); со стечением согласных (шторы, окно); многобуквенные (пропуск, дружил). Затем изучается чтение трехсложных: СГСГСГ (молоко), СГСГСГС (молоток), СГССГССГ (перчатки), ССГССГСГ (простыня) – и многосложных слов.
Данная проба дает возможность оценить техническую и смысловую стороны чтения: читает ли ребенок по слогам отрывисто или плавно, читает ли побуквенно или у него сохраняются элементы побуквенного чтения в стечениях согласных или в конце слов (хала-т); читает ли он «механически» или осознанно.

3. Чтение короткого текста. При использовании данной диагностики мы обследуем выразительность чтения и понимание прочитанного. Для оценки понимания прочитанного предлагаются следующие варианты заданий:

а. Пересказать прочитанное.
б. Выбрать сюжетную картинку, соответствующую прочитанному из ряда предложенных.
в. Ответить на вопросы.

Лист с тестом вы можете скачать и распечатать. Скачивается – клик ПКМ – сохранить картинку как или перетащите ее на рабочий стол, удерживая левую кнопку мыши или длинный тап на андроиде.

Тест 2

Цель: выявление предрасположенности к нарушениям чтения и письма

Проведение. Ребенок держит одну руку за спиной. Взрослый притрагивается кисточкой к фалангам пальцев (1-й или 3-й фаланге любого пальца, кроме большого, всего 8 вариантов) в произвольном порядке.

Ребенок должен показать большим пальцем на другой руке, к какой фаланге какого пальца было прикосновение.

Если ребенок дал неправильных ответов более 30 %, то это говорит о риске возникновения дислексии, дисграфии.

Более 30 % ошибок свидетельствовало о наличии нарушения межполушарного взаимодействия, столь необходимого для успешного обучения чтению и письму.

Тест 3

«Ритмы». Инструкция. «Послушай, как а стучу, и после того, как я закончу, постучи точно так же». После этого однократно производится серия ударов по столу с длинными и короткими интервалами:

1. простые ритмы – !! !, ! . !! ! !, ! ! . ! . если задание выполнено верно, то переходят к более сложному, если допущено больше одной ошибки, то прекращают.

2. Сложные ритмы – . ! !, ! !! . ! . !, !! . !. Критерий выполнения такой же, как в простых ритмах.

1. выполнены оба задания – ребенок готов к школе
2. выполнены только простые ритмы – есть риск дисграфии и дислексии.
3. не выполнено ни одного задания – повод начать заниматься с ребенком, более чем желательно показать его логопеду.

Примечание. Дети с дислексией выполняют это задание с большим количеством ошибок. У детей затруднения отмечаются при право и левополушарном поражении.

Итоги:

Составить для себя общую картину готовности вашего ребенка к школе вы сможете, приняв во внимание вышесказанное и ответив на следующие вопросы:

  • Может ли ребенок объединить несколько предметов в одну группу по основному признаку?
    К примеру, машина, автобус, электричка — это транспорт; яблоки, груши, сливы — фрукты.
  • Может ли определить лишний предмет,
    к примеру, в цепочке: “тарелка, кастрюля, щетка, ложка”?
  • Может ли точно скопировать простой узор?
  • Может ли рассказать историю по картинке, выделить главную мысль, проследить связи и последовательность событий?
  • Способен ли описать какой-нибудь произошедший с ним случай?
  • Легко ли ему отвечать на вопросы взрослых?
  • Умеет ли ребенок работать самостоятельно, соревноваться в выполнении задания с другими?
  • Включается ли он в игру других детей?
  • Соблюдает ли очередность, когда этого требует ситуация?
  • Возникает ли у ребенка желание самостоятельно посмотреть книги?
  • Внимательно ли он слушает, когда ему читают?

И очень важно: дошколенок готов к школе, если он может ответить на вопрос «зачем он идет в школу?»

10 советов, которые помогут ребёнку гораздо быстрее заговорить

Минеева
10 советов, которые помогут ребёнку гораздо быстрее заговорить

1. Поощряйте его всегда смотреть на Вас, когда Вы говорите! Дети учатся путем подражания. И в развитии речи подражание играет важную роль. Поэтому будьте хорошим образцом для вашего ребенка. Убедитесь, что вы говорите все слова четко и малыш видит Вашу артикуляцию. Тогда Ваш ребенок может лучше всё понять и быстрее заговорить.

2. Используйте короткие слова, простые и понятные! Маленький ребенок не в состоянии понять и запомнить длинные и сложные предложения. Поэтому желательно использовать простые термины и короткие фразы (но без «сюсюкания»). Например, давайте малышу простые указания и задавайте простые вопросы, такие как «возьми мишку», «принеси куклу», «где кубик?» Чем проще будут Ваши слова и фразы, тем быстрее ребёнок начнёт подражать Вам!

3. Не говорите слишком быстро! Как ребенок может начать говорить, если он слышит от Вас речь, из которой невозможно выделить что-то конкретное? Когда ваш ребенок сталкивается с быстрым потоком слов, он слышит, но не понимает их.

4. Проговаривайте вслух всё, что Вы делаете! «Сейчас мы наденем ботиночки, куртку, шапку и пойдём гулять». «Я достану тарелку, ложку, и мы будем есть суп». Рассказывайте обо всём, что Вы делаете постоянно, даже во время приготовления пищи или уборки! Но не говорите слишком много. Существует риск того, что малыш привыкнет вообще «отключаться», чтобы не слышать бесконечного потока слов. Не говорите и слишком мало! Вы добьетесь успеха, если установите равновесие, поймёте, когда надо говорить, а когда надо слушать. Правильный баланс в этом очень важен!

5. Читайте ребёнку книги! Одним из последствий чтения для детей младшего возраста является более быстрое развитие речи. Читайте ребенку не менее 10 минут каждый день, даже больше, если это возможно. Выбирайте книги с короткими текстами и яркими картинками. Задавайте вопросы по прочитанному. Радуйтесь, если ребёнок приносит Вам книжку, и старайтесь сразу почитать ему пару страниц, чтобы поддержать его интерес к литературе. Не раздражайтесь, если ребёнок просит читать ему одно и то же. Правило повторения — главное в речевом развитии. Когда он слышит одни те же слова и объяснения, они быстрее войдут в его словарный запас.

6. Ограничивайте просмотр телевизора! Не используйте телевизор в качестве няни или как метод успокоения ребенка. Вы можете быть очарованы тем, как ваш малыш танцует при показе какой-то рекламы. Но впоследствии обнаружиться, что за короткое время ребёнок и Вы стали зависимы от телевизора. Замените телевизор разговорами, интересными играми и компанией других детей. Именно это будет стимулировать речь Вашего малыша.

7. Почаще включайте музыку и песенки для малышей! Музыкальные произведения и детские песенки очень полезны для обогащения словарного запаса и развития слухового внимания. Ритм и мелодии песен так же содействуют развитию восприятия ребёнка. Чередуйте медленные и быстрые мелодии. Особенно подходят те, которые можно сочетать с движением. Так тренируется слухо-моторная координация. Кроме того, пойте сами, чтобы малыш следил за Вашими губами и мог повторять за Вами слова.

8. Поощряйте двигательную активность ребёнка! Замечено, что многие дети с недостатками речевого развития очень неуклюжи. Чтобы быстрее развить речь малыша, больше гуляйте, но не возите его в коляске, а ходите, бегайте с ним, лазайте по лесенкам, играйте в мяч и т. п.

9. Развивайте мелкую моторику! О взаимосвязи речи и движений руки знает, пожалуй, каждая мама. Так что давайте вашему ребенку краски, пластилин, безопасные ножницы для вырезания, нанизывайте крупные бусины, пуговицы и покупайте игры, которые требует определенной ловкости пальцев (например, «шнуровки»). Особенно полезна пальчиковая гимнастика!

10. Исключите любые чрезмерные требования! Разве это не должно быть очевидным? Обеспечьте своему малышу спокойную, размеренную обстановку, здоровое питание, достаточный сон, много гуляйте на свежем воздухе. Позволяйте малышу играть с другими детьми. Будьте сами собой, а не лихорадочно нетерпеливыми в отношениях с Вашим ребенком. Оставайтесь спокойными и уравновешенными.

Консультация «12 практических советов родителям» Когда мы приносим маленький, тёпленький, желанный комочек из роддома, мы уверены, что все будет хорошо, нет – просто замечательно! Однако.

15 важных советов от Юлии Гиппенрейтер по воспитанию Юлия Борисовна Гиппенрейтер в своих многочисленных книгах по психологии обращает внимание родителей на то, как они взаимодействуют со своими.

8 простых советов логопеда Речь ребенка развивается под влиянием речи взрослых и в значительной мере зависит от достаточной речевой практики,нормального социального.

Несколько полезных советов для родителей Правило №1 Детям нужны границы! Мир без границ для ребенка опасен. Границы определяют детям круг “куда можно,а куда уже нельзя”. Обязательно.

Рекомендации для родителей «Игры на кухне которые помогут вам занять ребенка» Вечера будних дней и выходные в жизни вашего ребенка всецело принадлежат вам, самым близким и дорогим для него людям – родителям. Чем заняться.

Как отказать капризному ребёнку? Как сказать ребёнку «нет»? Часто можно слышать советы педагогов и детских психологов, которые советуют: “Не потакайте детским прихотям”, но многие родители зачастую.

Консультация для родителей «Как помочь ребенку заговорить» Речь – совокупность произносимых или воспринимаемых звуков, имеющих тот же смысл, и то же значение, что и соответствующая им система письменных.

Несколько полезных советов Здравствуйте, хотела с вами поделиться несколькими правилами в общении с детьми, и тех которых мы воспитываем в дошкольном учреждении и.

Пальминг и восемь советов родителям Пальминг, аутотренинг и разные виды массажа носят сохранный характер, т. е. направлены на расслабление глаз, не предусматривают нагрузку.

Рекомендации для родителей, которые помогут вашему ребенку избежать некоторых трудностей перед школой 1) Организуйте распорядок дня: • стабильный режим дня; • полноценный сон; • прогулки на воздухе. 2) Формируйте у ребенка умения общаться.

57 упражнений для запуска речи у малышей

15.05.2019 | Анна Новик 17 комментариев В прошлой статье о задержке речевого развития у детей 1-3 лет мы говорили о причинах этого явления, возрастных нормах, методах работы педагогов и рекомендациях для родителей. Сегодня остановлюсь на конкретных упражнениях, которые помогают запустить речь и улучшить звукопроизношение без участия специалистов. В раннем возрасте речь характеризуется достаточно бедным словарным запасом, употреблением облегченных слов, отсутствием или. Читать далее


В прошлой статье о задержке речевого развития у детей 1-3 лет мы говорили о причинах этого явления, возрастных нормах, методах работы педагогов и рекомендациях для родителей.

Сегодня остановлюсь на конкретных упражнениях, которые помогают запустить речь и улучшить звукопроизношение без участия специалистов.

В раннем возрасте речь характеризуется достаточно бедным словарным запасом, употреблением облегченных слов, отсутствием или искажением отдельных звуков.

Причиной является недостаточно развитый в силу возраста речевой аппарат и слабый речевой выдох.

Для решения большинства этих проблем существует большой арсенал развивающих упражнений, игр и методик.

Дыхательные игровые упражнения, направленные на тренировку речевого выдоха

  • Дуем на кусочки бумажной салфетки, ваты, через трубочку в воду — пускаем пузыри
  • Задуваем свечки — конечно, под строгим контролем взрослых
  • Делаем пособия на ниточках – бумажные бабочки, тучки, снежинки, и дуем на них
  • Пускаем кораблики с бумажными парусами из пластиковых стаканчиков в миску с водой и дуем в паруса
  • Показываем «ветерок» — дуем друг на друга
  • Сдуваем с поверхности пёрышки, шарики для пинг-понга
  • Дуем через трубочку в бутылку, накрытую крышкой с шариками пенопласта.

Артикуляционные упражнения для развития и укрепления речевого аппарата

  1. Игры с различными звуками: цокаем как лошадка, сопим как ёжик, чмокаем – целуемся
  2. Развиваем артикуляционные мышцы:
    • Надуваем пузырь щечками, лопаем ладошками
    • Показываем язычок – дразнимся/ язычок выглянул из ротика и спрятался обратно
    • Показываем зубы – «У кого есть зубки?!»
    • «Лакаем молоко» как кошка.
  1. Звукоподражание с повторами — полезно делать в разных темпах:

Как машина гудит? Би-би-би!
Как коровка мычит? Му-му-му!
Как барабанчик стучит? Та-та-та!
Как мама песенку поет? Ля-ля-ля!
Как курочка зерно клюет? Клю-клю-клю!
Как дудочка дудит? Ду-ду-ду!

Музыкальные игры, стимулирующие запуск речи

Когда дети пропевают звуки, слоги и слова, им легче заговорить.

  1. Игры с использованием детских музыкальных инструментов, где звуки дублируются словом:

Тук-тук-тук! (Клавесы, ложки, барабан)
Ля-ля-ля! (Металлофон)
Динь-динь! (Колокольчик)
Как-кап-кап ! (Треугольник)
Бум-бум-бум! (Бубен)

2. Песенки- звукоподражания «У бабушки Натальи было 7 утят», «Гуси-гуси», «Есть у нас лошадка Игогошка», «Ква-ква, так говорит лягушка».

3. Песенные артикуляционные разминки Е.Железновой «А мы скажем вместе с мамой», «Ну-ка повторяйте».

4. Простукивание на бубне простых слов и имен.

5. Игры с последовательной передачей по кругу музыкальных инструментов «НА!» «ДАЙ!».

6. Танцы с простейшими словами, дублирующими движения:

  • Топ-топ;
  • Хлоп-хлоп;
  • Прыг-прыг;
  • Бип-бип (Нажимаем на носик)
  • Туда-сюда (Повороты корпуса)
  • Вверх-вниз (Ручки с бубенцами или султанчиками)

Эффективные игры с дидактическим материалом увеличивающие пассивный словарь

  1. Прятки игрушек под платочком
  2. ДАЙ! (По инструкции педагога ребенок дает игрушку заданного цвета, формы или размера)
  3. ПОКАЖИ! (Педагог знакомит с новым понятием, показав его на картинке, затем дети по инструкции педагога ищут продемонстрированный предмет у себя на раздаточных листах и показывают пальчиком или накрывают ладошкой)
  4. Сортировка по цвету, форме или размеру (Например, Мишке собираем красные шарики, а Зайчику желтые).
  5. Ищем в сенсорном тазике спрятанные фигурки (животных, игрушки, посуду, кумушки разных цветов) — ребенок находит, взрослый называет.

Пальчиковый массаж и пальчиковые игры

Многие педагоги любят говорить: «Речь находится на кончиках пальцев!»

В семидесятых годах XX века физиолог Марионелла Максимовна Кольцова проводила исследование в детском доме. Она доказала, что в экспериментальной группе детей, с которыми проводились упражнения на развитие мелкой моторики, речевое развитие было значительно выше, чем у детей, с которыми не проводились такие занятия.

Это так, но лишь отчасти. Большинство современных неврологов и логопедов склоняются к мысли, что не сами упражнения явились определяющим фактором развития речи, а непосредственное общение педагога с детьми способствовало развитию речи у исследуемых детей.

К тому же речевые центры, которые находятся в непосредственной близи к моторным центрам в головном мозге, созревают к 3-4 годам. Поэтому стимулировать их, надеясь лишь на развитие мелкой моторики в раннем возрасте не стоит.

Однако развивать мышцы пальчиков с помощью мягкого массажа («Ладушки, «Сорока-ворона»), а также тренировать ловкость посредством простейших движений полезно и нужно.

Как я рассказывала в предыдущей статье, у детей с речевыми нарушениями очень часто наблюдаются нарушения координации движений, мышечные зажимы, моторная неловкость. Упражнения под ритмичные стихи или пение, расслабление и наоборот движения с пальчиками, помогают подготовить ребенка к моторному планированию, тренируют мышечный тонус, помогают ребенку испытывать эмоциональный отклик в упражнениях.

Игры на развитие слухового восприятия

Неразвитое слуховое восприятие влияет на развитие речи. Ребенок не способен внимательно и сосредоточенно слушать и слышать и, соответственно, плохо воспроизводит звуки. Если ребенок хорошо различает неречевые звуки – фонематический слух (способность различать звуки речи) будет развиваться автоматически.

Игры на развитие слухового восприятия:

  • Угадай, что звучит.
  • Жмурки
  • В какой руке звучало
  • Быстро-медленно
  • Громко-тихо
  • Справа-слева (после 2 лет)
  • Если звучит бубен прыгаем, если треугольник, хлопаем в ладоши (как пример)

Вкусные игры

  • Облизываем губки – варенье, мед
  • Высовываем язычок – возьми ягодку, конфетку, и убираем в рот на язычке ягодку/конфетку
  • Облизываем чупа-чупс или петушок на палочке – тянемся к нему язычком вверх, вниз, вправо, влево
  • Макаем кончик язычка в сахар или декоративную сладкую обсыпку и пробуем по заданию донести на язычке до рта, внутренней стороны щечек, нёба
  • Катаем внутри рта вишенку или круглое драже
  • Тянем зубками мармеладных червячков, губками собираем червячка в ротик
  • Проводим язычком различные дорожки на подносе с сахарной пудрой
  • Вытаскиваем заранее воткнутые кусочки сладких палочек из яблока или апельсина.

Тренировка «осознанного моторного планирования»

Моторное планирование — это способность представлять, организовывать и проводить последовательность непривычных действий.

У большинства детей с речевыми нарушениями есть дефицит моторного планирования.

Процесс звукоопроизношения требует от ребёнка сложного моторного планирования. Ребенок должен осознанно контролировать движения артикуляционного аппарата до тех пор, пока произнесение тех или иных звуков не станет навыком.

Что необходимо для развития навыка моторного планирования?

  • Регулярность занятий
  • Новизна и проработка тех движений, которые еще не автоматизированы
  • Выполнение по инструкции заданий.

Для эффективной тренировки моторного планирования необходимо в каждое развивающее занятие включать упражнения с непривычными моторными действиями, которые не автоматизированы у детей и выполняются по инструкции педагога.

  • Сортировка, но не пальчиками, как привычно, а пинцетами, или ложками или другими предметами, помогающими осуществить захват
  • Использование двух рук сразу.
  • Использование НЕ ВЕДУЩЕЙ РУКИ для выполнения задания.
  • Работа по инструкции педагога или взрослого (сначала красная бусина потом желтая бусина ит.д.).
  • Двигательные упражнения по показу, а не заученные и выполненные много раз.
  • Замена привычных движений на новые и изменение темпа и ритма.
  • Любые задания с использованием новых инструментов, материалов, задач.

Итак, моторное планирование связывает идею и ее моторное исполнение. Для осуществления моторного планирования требуется произвольное внимание и моторная ловкость.

А какие упражнения для развития речи у малышей используете вы? Поделитесь опытом в комментариях!

Об авторе: Анна Новик

Педагог с 25-летним опытом. Три профильных образования. По первому образованию Анна — учитель музыки, музыкальный руководитель в дошкольных заведениях. По второму — возрастной психолог, преподаватель психологии. По третьему — логопед.

В последние годы Анна ведёт занятия по раннему комплексному развитию в своём детском центре, и в её группах нет свободных мест.

Reader Interactions

Обсуждение

Отличная статья.Спасибо Анне.

Спасибо большое. Как родитель мне стало понятно, как нужно заниматься со своими детьми.

Очень актуальная тема ,все так хорошо подготовленно бери и используй,большое спасибо,желаю творческих успехов и здоровья

Спасибо !! Статья очень полезная!

Понятно.Чётко. Кратко. Спасибо

Спасибо, Анна! Вы большая УМНИЧКА!

Очень полезная статья! Прекрасное изложение материала!

Интересная статья. Я уверена, она сможет помочь родителям.
РАЗВИТИЕ МОТОРИКИ
ДЛЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА.

За все движения,совершаемые человеком,отвечает двигательная зона.Но движения рук человека, в отличие от всех остальных движений,настолько сложны и многообразны,что что нуждаются в особенной «опеке» нашего мыслительного центра. Именно поэтому около трети всей двигательной зоны занимает именно проэкция кисти руки. А чем тоньше и сложнее будут наши движения, тем больше многообразных и сложных связей устанавливается в мозге, тем более развитой будет эта двигательная зона в целом.Двигательная зона расположена очень близко от речевой.Поэтому учеными было выдвинуто предположение о влиянии тонких движений пальцев на развитие речи, а затем и мышления,внимания,памяти,то есть интеллекта.

РАЗВИВАЯ ТОНКУЮ МОТОРИКУ,ПРЕДОСТАВЛЯЯ МАЛЫШУ СВОБОДУ,НУЖНО ИГРАТЬ С НИМ ОБЪЯСНЯЯ, ПОКАЗЫВАЯ,УВЛЕКАЯ. НО РОДИТЕЛЯМ НУЖНО БЫТЬ ТЕРПЕЛИВЫМИ.
Итак.чем же нужно заниматься?
*Работа с шариками.Ставится коробочка на некотором расстоянии от ребенка.Катить шарик,чтобы он ударился о коробочку.
*Работа с кольцами.На деревянный стержень надевать кольца(желательно одинаковых по размеру).
*Работа с кубиками.Из кубиков строить башенку,поезд,стульчик,домик.
*Работа с о складными деревянными матрешками,пирамидками,коробками.
*Поставить емкость и бросать в нее шарики(левой и правой рукой).
*Берется картонка, в которой в определенной последовательности сделаны отверстия. Задания;
-протянуть шерстяную нитку через все отверстия:
-протянуть нитку,пропуская одну дырочку;
-выполнять обычную шнуровку, как в обуви.
*Легко нажимать на грушу пульверизатора(или на обычную спринцовку),направлять при этом получаемую струю на ватку,чтобы она двигалась по столу.
*Плавно вращать карандаш указательным и большим пальцами.
*Работа с мозаикой,с пазлами.
*Нанизывать на леску бусинки,пуговицы.Чередовать большие и маленькие.
*Играть на воображаемом пианино.
*Поиграть в «Золушку».Разобрать смешанные фасоль и горох,чечевицу и горох,рис и гречку.
*Играть с мягкой проволочкой,из нее можно сделать интересные игрушки.
*Застегивать пуговички,крючки,замочки.
*Различные пальчиковые игры.
*Переливание воды из стакана в стакан,из заварного чайника в чашку.
*Воду из одной емкости можно переносить при помощи одноразового шприца.
*Чистка зеркал металла,обуви.
*Подметание пола.Нарисовать на полу квадрат.Возле него рассыпать «мусор»,например,косточки,семечки,сметать мусор в центр квадрата.
*Складывание салфеток.
*Используя безопасную овощечистку,учить чистить овощи и фрукты.
*Мытье посуды щеткой,не важно настоящей или игрушечной.
*Подвесить где-нибудь нитки,Заплетать косички.
*Налить в неглубокую миску воды и бросить в нее теннисные шарики или «скорлупки» от киндер-сюрприза. Вылавливать их при помощи ложки с прорезями и складывать их в другую миску.
*Нарезать кусочки поролона и наломать пробки(чтобы были неровные края).Сложить все в тарелочку, рядом поставить
другую.Перекладывать с помощью пинцета из одной тарелочки в другую.
*На край плотного картона нацепить прищепки(можно сделать «солнышко с лучиками» или «ежика с иголками»).Прищепки снять и опять одеть на край.
*Взять кусок плотного пенопласта и с помощью маленького молотка разрешить забивать гвоздики с широкими шляпками.
*Чистить стеклянные бутылки при помощи «ершика».
*Нарвать вместе с ребенком в коробку бумагу и спрятать игрушку.Найти на ощупь.
*Запускать пальцами мелкие волчки.
*Разминать пальцами пластилин ,глину.
* Рисование в воздухе.
* мять руками поролоновые шарики, губку.
*»Волшебный мешочек».Сложить в «мешочек» 2-3 знакомые мелкие игрушки.Находить на ощупь заданную игрушку.
*В коробку сложить мелкие орешки,спрятать в них игру игрушку,найти на ощупь.
*Работа с бумагой.Складывать ее,разворачивать,скатывать,скручивать,перелистывать.
*Рисовать красками.Можно сделать густые краски.
Рецепт краски:крахмал+ пищевой краситель+вода +мыльная стружка.
*Работа с пластилином.Лепить колбаску,колобка бублик и т,д.Можно сделать тесто
.Рецепт; смешать 1стакан соли+2 стакана муки+1 стакан подкрашенной воды.Чтобы тесто не засыхало добавить 2 столовые ложки подсолнечного масла.Перед работой его лучше подогреть.
*Приготовить разные по размеру бутылки из-под воды шампуня,пузырьки от духов и т. д.Отвинчивать и навинчивать пробки,подбирая по диаметру.
*Рисовать пальчиками по стеклу красками.Рисовать по зеркалу,предварительно наносить пудру на него.
*Ловить мяч двумя руками,одной рукой.
*Ловить мяч после удара по полу.
*Катать мяч по полу с попаданием в заданную цель.
*Перекатывать мяч из одной руки в другую.
*Ходить в определенном направлении(по пряиой, по кругу) под заданный темп.
*Стоять попеременно на правой и ли на левой ноге.
*Подпрыгивать на двух ногах,затем на правой(левой) ноге.
*Вставать,приседать под счет.
Все вышеизложенные задания необходимо выполнять постепенно, усложняя их повторяя их ,заинтересовывая ребенка. Эти упражнения можно использовать в различных игровых ситуациях в зависимости от возраста ребенка.

Огромное спасибо, очень полезная информация.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: