Как научить ребёнка говорить – 10 советов, чтобы помочь ребенку заговорить быстрее

Как научить ребенка говорить? Развиваем речь уже до года

В сегодняшней статье я хочу поговорить о развитии речи малыша. Думаю, эта тема волнует многих мам. Ведь окружающие довольно часто задают нам вопросы типа «А ваш что-нибудь уже говорит?», «Ну «мама» то уже сказал?». Степень развития речи является своеобразным мерилом общего уровня развития ребенка.

Как правило, ребенок начинает говорить первые слова примерно в возрасте 1 года. Поэтому, на первый взгляд может показаться, что до этого времени, задумываться о том, как научить ребенка говорить, слишком рано. Однако формирование речи начинается задолго до появления первых слов. И лепет, и агуканье, и даже плач малыша – это уже первые этапы формирования речи. Поэтому очень важно не упустить драгоценного времени и заниматься развитием речи малыша уже с самого рождения. Как же это делать?

Речь – это результат согласованной деятельности многих областей головного мозга, а потому на развитие речи оказывают влияние практически все стороны развития ребенка. Широко известно, что наибольшее влияние на развитие речи оказывает мелкая моторика рук . Но также важна и общая двигательная активность малыша, и объем информации, которую получает кроха через различные органы чувств (через уши, глаза, кожу).

Поэтому если вы постоянно общаетесь с ребенком, читаете ему книги, показываете картинки, занимаетесь упражнениями на развитие мелкой моторики, вы уже способствуете формированию речи малыша. В этой статье я расскажу о том, как еще можно стимулировать развитие речи ребенка, и какие правила при общении с малышом нужно знать.

1. Постоянно разговаривайте с ребенком

Любое взаимодействие с малышом должно сопровождаться обсуждением происходящего – собираетесь ли вы на прогулку, приступаете к трапезе, переодеваете штанишки. Рассказывайте крохе обо всем, что вы делаете, называйте предметы, которые используете. «А сейчас мы будем переодеваться! Мы наденем зеленые штанишки!» После неоднократного упоминания и демонстрации действий и предметов ребенок начинает понимать, что обозначают отдельные слова, а затем и короткие фразы.

Вот что нужно помнить во время общения с вашим чадом:

  • Избегайте двух крайностей: скупости на слова и многословия. Если вы будете без умолку говорить малышу все подряд, то за потоком слов потеряется то слово, которое ребенок должен запомнить, и вся ваша речь сольется для малыша в одно непонятное целое.
  • В разговоре необходимо выделять названия предметов и действий. Очень полезно разговаривать короткими предложениями (из двух слов) или просто односложно называть предметы и действия. «Это ложка» «Мишка кушает». Прежде чем вдаваться в более подробные описания, дайте ребенку время, чтобы он смог осмыслить ваши слова, познакомиться с новыми предметами, подержать их в руках.
  • Ваша речь должна совпадать с моментом показа предмета и действия.
  • Почаще рассказывайте малышу стишки и потешки, они эмоциональны и ритмичны, поэтому сразу привлекают внимание ребенка и усваиваются легче, чем обычная речь. После 6 месяцев очень полезно играть в самые простые жестовые игры.
  • Желательно, чтобы во время разговора кроха видел ваше лицо, ведь он не только слушает, но и внимательно следит за движением ваших губ. Разговаривайте выразительно, т.к. ребенок в первую очередь улавливает интонацию
  • В разговоре с ребенком постоянно задавайте ему вопросы и старайтесь дожидаться его реакции. «Какая красивая кукла, тебе нравится?» Ответ может быть в любой форме – смех, гуление, ворчание. К каждому ответу вы должны проявить интерес: «Правда?», «Вот как интересно!» Действуя таким образом, вы как бы приглашаете малыша вступить с вами в диалог, мотивируете его произнести свою реплику.
  • Жестикулируйте, это поможет крохе понять смысл ваших слов. Но не переусердствуйте! Не используйте надуманную жестикуляцию, а только те жесты, которыми вы бы сами естественным образом дополнили бы свое высказывание. Например, можно поднять высоко руки, чтобы показать, какая ваша дочка выросла большая, или зазывно помахать рукой, говоря «Ползи сюда!»

2. Расширяйте пассивный запас слов малыша

Вот несколько полезных занятий для расширения пассивного словаря ребенка:

  • Время от времени проводите небольшую «экскурсию» по дому . Показывайте и называйте ребенку окружающие его предметы быта, можно кратко объяснить, зачем они нужны. Кроватка, шторы, люстра, микроволновая печь, чайник – малышу все интересно. Четко и понятно произносите ребенку новые слова. При последующих «экскурсиях» просите малыша показать то, что изучили ранее.
  • На прогулке обращайте внимание ребенка на различные объекты, попадающиеся вам по пути . Малышу интересно буквально все: дерево, куст, пенек, трава, цветочек, шишка, собачка, кошка, снег, сосулька, скамейка, люк, светофор, карусель, урна, дом, фонтан и т.д. Кратко комментируйте все, что происходит перед малышом: «Смотри, собачка бежит», «Мальчик катается на качелях»

  • Изучайте с ребенком части лица и тела . В разговоре время от времени показывайте малышу, где ручки у него и у мамы, где глазки, носик, ножки и т.д. Когда самые простые элементы лица и тела будут освоены, можно переходить к тем, что посложнее – брови, щеки, подбородок.
  • Рассматривайте вместе с малышом картинки вкнижках. Замечательным подспорьем в расширении словарного запаса ребенка послужат карточки Домана. Детки с удовольствием рассматривают их и быстро запоминают все, что на них изображено. Очень полезно после изучения предметов на картинках, демонстрировать их «вживую». Так у малыша будут формироваться ассоциативные связи.
Читайте также:
Речевая готовность детей к школе

3. Не бойтесь употреблять упрощенные звукоподражательные слова

Чаще используйте, такие слова как гав-гав, би-би, бух, кап-кап и т.д. Рассматривая книги, рассказывайте, какое животное как говорит (мяу, беее, мууу), а также как звучат некоторые предметы (молоток – тук-тук, колокольчик – динь-динь, паровоз – чух-чух). Употребление таких слов способствует развитию активной речи малыша, т.к. ребенку гораздо проще их произносить и легче понять. Не бойтесь того, что вы слишком упрощаете речь для ребенка. Введение облегченных слов до полутора лет является нормой.

Однако очень важно наряду с облегченной версией слова употреблять и полную («посмотри, это собачка, она говорит «гав-гав»», «ой, кукла упала – бух»), ни в коем случае нельзя общаться с малышом только посредством упрощенных слов! Иначе потом будет очень тяжело переучивать ребенка на взрослую речь. Как объяснить ему, что гав-гав внезапно стало собакой? Малыш будет продолжать говорить «би-би» и «ням-ням», даже тогда, когда будет способен произнести полноценные слова.

Очень хорошие книжки, которые помогут малышу запомнить простые звукоподражательные слова — ” Что как звучит? “ ( Ozon , My-shop , KoroBoom ) и ” Кто что делает? “ ( Ozon , My-shop , KoroBoom ). Лично мне они очень нравятся тем, что в них нет ничего лишнего, картинки крупные, понятные маленькому ребенку. Дочка эти книжки просто обожала.

4. Устраивайте с ребенком «переклички».

Для этого взрослому нужно знать, какие звуки и слоги малыш уже умеет и любит произносить. Начинайте «перекличку» именно с этих слогов, произносите их, побуждая кроху повторять за вами. Если ребенок начинает лепетать что-то сам, повторяйте за ним, тем самым показывая, что вы реагируете на его «слова». Затем постепенно подключайте новые звуки и слоги. За одно занятие лучше не вводить более одного нового слога.

Для поддержания интереса малыша полезно использовать стихотворные строки. Не забывайте делать паузу после тех звуков и слогов, повторения которых вы ждете от ребенка! Приведу несколько самых простых стишков, которые помогали нам с дочкой поддерживать беседу.

Как научить ребёнка говорить: 10 лучших методик

1. Начните общаться с ребенком как можно раньше

Расскажу на примере своего сына, который к 1,5 годам уже говорил предложения. Я начала смотреть глаза в глаза и говорить с ребенком, как только мне положили его на грудь в родовой! Спокойное и позитивное общение с малышом – залог успешного развития речи. Я постоянно читала или пела потешки, пестушки, приговорки.

Важный момент: при непосредственном общении с ребенком в этот период (да и в дальнейшем!) не стоит создавать излишний звуковой фон (например, включать телевизор). Он отвлекает и не дает малышу сконцентрироваться на речи. Ребенок, выросший в шумной атмосфере, впоследствии может быть двигательно расторможен и не внимателен к словам взрослых. До него бывает трудно «достучаться» родителям и педагогам.

2. Развивайте тактильные ощущения с раннего возраста

Это не значит, что нужно покупать ребенку дорогие игрушки с трех месяцев. Строго под присмотром давайте ему поиграть с фольгой, пакетами, деревянными и металлическими ложками, прищепками, ему будет интересно даже потрогать вашу шубу! Здорово развивают пальчиковые игры. Для самых маленьких это могут быть классические «Ладушки».

3. Играйте со звучащими игрушками

Звучащие игрушки (барабаны, колокольчики, молоточки) стимулируют слуховое внимание ребенка. Дудочки, например, хорошо активизируют речь. Возьмите колокольчик, позвените им с разных сторон от ребенка, дождитесь, пока он повернет голову на звук. Спросите: где колокольчик? Дайте ему колокольчик, не забывая разговаривать с ним в этот момент. Попросите у него колокольчик.

4. В 1-2 года практикуйте развивающие игры

Понимание речи формируется раньше, чем активное ее употребление. Поэтому так важно разговаривать с малышом, который еще не говорит, – увидите, его словарный запас потом будет значительно шире. Главное, чтобы вы доносили информацию четко и по делу.

В этот период дети любят показывать пальцем на интересующий их предмет, дополняя все это вопросом «Ы?». Этот жест очень важен для развития речи! Ни в коем случае не запрещайте это делать, и, более того, поспешите научить кроху этому жесту, если есть необходимость.

Когда ребенок начнет говорить конкретные фразы, указывая на предметы и животных, дайте ему знать, что понимаете то, что он говорит. Например, увидев собаку, он может сказать: «Ака ака». Ваш ответ: «Правильно, собака».

Вот пример развивающей игры для детей от 1 года до 2 лет. «Кто дольше?» – мама называет любую гласную или согласную букву. Задача ребенка – переиграть вас, протянув подольше названный звук.

5. Не ограничивайтесь книжками и картинками. Дайте ребенку потрогать все предметы и назвать их.

Например, ребенок видит помидор, ощущает его прикосновение, фиксирует цвет, форму, вкус и слышит слово «Помидор».

Комплекс ощущений от предмета ассоциируется со словом. Через какое-то время слово заменяет предмет, становится его эквивалентом. Постепенно слова вырываются из фразы и начинают самостоятельную жизнь. Таким образом можно научить малыша многим словам.

С двух лет активно вводите глаголы. Учите ребенка совершать разнообразные действия с любым предметом: положи, возьми, закрой, открой. Покажите, какие действия ему нужно воспроизвести!

Читайте также:
Тесты логопеда - Развитие ребёнка в 1 год

Пока ребенок не знает, что и как делать, ему нужно показывать и подсказывать даже самые простые манипуляции. Включайтесь в его игру и проговаривайте все.

6. Старайтесь говорить в повседневной речи обобщающие слова

С 2 до 3 лет у ребенка быстро увеличивается словарный запас. Это объясняется тем, что он знакомится со свойствами предметов, устанавливает связи между ними. Окружающие начинают понимать речь малыша, но он может пропускать в слове отдельные слоги («клой» – открой) и вставлять лишние звуки («таньканчик» – стаканчик).

Эффективно говорить: «Поставь обувь на место», «Убери игрушки», «Положи фрукты на блюдо», «Сделаем из овощей салат» (вместо перечисления всех овощей), «Какой транспорт ты видел во время прогулки?» и т.д.

7. «А как ты думаешь?»

Ребенок спрашивает: «Почему завял цветочек?». Вам стоит говорить: «А ты как думаешь?».

Не давайте сразу готовый ответ, порассуждайте вместе с ребенком и дайте возможность ему самому ответить на его же вопрос. Этот пункт касается развития словарного запаса, поэтому у ребенка уже должна быть хорошо развита речь.

8. Сравнивайте вместе с ребенком предметы друг с другом, выполняя обычные дела (для детей 2-4 лет)

Когда одеваетесь на улицу, сравните свою куртку и куртку ребенка (цвет, ткань, размер, наличие карманов, капюшона или воротника, застежек).

Накрывая на стол, сравните стакан и чашку (наличие ручки, форму, цвет, материал). Поинтересуйтесь у ребенка, почему у чашки есть ручка, а у стакана нет?

9. Задавайте ребенку вопросы, на которые нельзя ответить одним словом

«Какие блюда тебе понравились в детском саду? Как ты играл? Что интересного сегодня было? Что тебя обрадовало? Что огорчило сегодня?». На эти вопросы нельзя ответить одним словом. Так вы пытаетесь научить ребенка развернуто отвечать на вопросы, говорить свое мнение.

10. Дайте малышу возможность общаться с другими детьми вне занятий со взрослыми (здорово, если дети будут старше). Прием работает с двухлетками, но особенно поможет детям с пяти до семи лет.

Здорово, если дети выбирают сюжетно-ролевые игры: распределяют роли, договариваются друг с другом о развитии сюжета, проговаривают диалоги по сюжету игры. Более простой вариант: совместное рисование или изготовление поделок (договариваются друг с другом о том, что будут рисовать, чем, кто, что нарисует на общей картине). Главное, чтобы дети общались и стремились разговаривать не под руководством взрослого.

Как помочь ребенку заговорить? Практические советы родителям

Речь формируется до 5 лет. В этом возрасте ребенок должен разговаривать, почти как взрослый.

Как родителям помочь малышу заговорить? Как понять, что есть задержка речевого развития? Что делать в этом случае? И бывает ли поздно что-то предпринимать? Спросили логопеда и многодетную маму Дарью Сенькову.

логопед, специальный психолог, автор блога @senkova.daria

Что нужно ребенку для развития речи?

Чтобы речь появилась, обязательно необходим фундамент:

  • ребенок должен понимать инструкцию: «дай мне мяч», «принеси книгу»;
  • использовать лепет: «па-па-па», «да-да-да»;
  • общаться жестами: указательный жест, жест просьбы – «дай-дай», жест прощания – «пока-пока»;
  • правильно жевать и глотать.

Кроме того, у ребенка должна быть потребность учиться говорить и совершенствовать средства общения.

Для этого необходимы:

  • желание ребенка общаться со взрослым;
  • желание взрослого общаться с ребенком;
  • ситуация, когда взрослый доброжелательно реагирует на инициативы ребенка, но иногда не понимает или делает вид, что не понимает, что именно ребенок просит.

Что могут сделать родители для запуска речи у ребенка?

  1. Формируйте указательный жест.
  2. Учите ребенка кивать головой как ответ «да» и махать головой как ответ «нет».
  3. Важное умение для речи – научиться соблюдать очередность: научите малыша по очереди стучать ложками, бросать мячик, строить башню из кубиков; говорите по очереди: говорит папа – пауза – говорит мама.
  4. Используйте простые и понятные слова. Например, идет кот: «мяу-мяу», «топ-топ».
  5. Говорите с ребенком громко, медленно и четко, убрав «слова-шумы»: «Дай мне мяч!» вместо «Ой, Ванечка, дай маме, пожалуйста, вот этот синенький маленький мячик!».
  6. Говорите эмоционально – интонацию и мимику ребенок считывает лучше смысла слов.
  7. Проговаривайте и озвучивайте все действия ребенка, комментируйте все, что с ним происходит, повторяйте, что он произносит.
  8. Стройте диалог с ребенком, даже если он еще не говорит – задавайте вопрос и делайте паузу – смотрите в глаза.
  9. Читайте много раз одни и те же сказки, стихи.
  10. Катайте ребенка на качелях, каруселях, крутите на гамаке, чаще ходите на детскую площадку. Доказано, что развитие вестибулярной системы способствует интеллектуальному развитию.

Как распознать задержку речевого развития?

За речью ребенка нужно следить в любом возрасте, даже когда этой речи как таковой еще нет.

При нормальном речевом развитии до появления словесной, звучащей речи ребенок уже «разговаривает» со взрослым с помощью жестов, взглядов, криков, звуков. Так он усваивает структуру диалога – «скелет» общения, который потом обрастает речью. Если этот этап не пройден, дальнейшее развитие речи нарушается.

Нужно обращать внимание на отклонения от нормы.

В 3–6 месяцев ребенок обычно пробует артикуляционный аппарат в действии и произносит много звуков. Малыш гулит, кряхтит, поет, прислушивается, реагирует на голос, интонацию, узнает знакомые голоса.

В 6–9 месяцев – лепет: слоги и цепочки слогов; пытается повторять услышанные звукосочетания и только ситуативно связывает их с предметами или действиями.

В 10–12 месяцев – длинные цепочки слогов сворачиваются в первые слова, которые могут выражать целую мысль или ситуацию. Ребенок понимает названия знакомых предметов, выполняет простую инструкцию, например, «дай мяч!». В год ребенок должен знать свое имя, легко вступать в коммуникацию и взаимодействие с родителями и детьми на площадке.

В 12–18 месяцев – количество простых слов растет, ребенок соотносит слова с конкретными предметами или действиями, находит их на картинках.

В 2 года ребенок понимает двухступенчатую инструкцию «сходи… и принеси…», говорит простую фразу из 2 слов, начинает формироваться грамматика.

Речь – это функция мозга, а мозговые структуры созревают в определенные сроки. До 2 лет активизируются те участки мозга, которые отвечают за понимание и воспроизведение речи.

Если у ребенка в 2 года нет фразовой речи, возможно, у него дисфункция речевых зон мозга или более серьезная причина задержки развития.

Что делать, если ребенок не говорит в 2 года?

Можно начать с осмотра специалистов:

  • сурдолога;
  • невролога;
  • психиатра;
  • генетика;
  • психолога;
  • грамотного логопеда.

Сурдолога нужно посетить для проведения аудиологического скрининга новорожденному, то есть исследования слуха.

Развитие у ребенка способности понимать речь и говорить, развитие мышления основано на его возможности слышать речь окружающих людей. Даже небольшое снижение слуха у ребенка приводит к трудностям восприятия речи, нарушению формирования слуховых и речевых центров мозга.

Эти процессы особенно интенсивны в первые 2 года жизни, поэтому всем новорожденным показана оценка слуховой функции.

Чем раньше будет выявлено снижение слуха, тем больше возможности для восполнения «недостающих» звуков, звукоподражаний, слов, а также легче привыкание малыша к слуховым аппаратам.

При грамотном слухопротезировании до 1 года и занятиям с сурдопедагогом к 5-летнему возрасту слабослышащий ребенок не отстает в развитии от сверстников без нарушения слуха.

К неврологу при нарушении речи можно и нужно обратиться, если ребенок:

  1. легко и быстро возбуждается и трудно успокаивается;
  2. плохо спит;
  3. мало ест;
  4. плохо набирает вес;
  5. обильно срыгивает;
  6. испытывает судороги;
  7. часто и сильно плачет без видимых причин.

Желательно проверять ребенка у нескольких врачей-неврологов.

Редко, но иногда нужен генетик – для исключения генетических болезней, которые вызывают задержку речевого развития, а также для проверки обмена веществ.

Психиатр нужен, если, кроме проблем с задержкой речи, у ребенка наблюдаются:

  • частые истерики;
  • агрессивность;
  • фобии;
  • гиперактивность, с которой родителям трудно справиться;
  • нарушение сна;
  • психотравма;
  • тики др.

Психолога следует посетить, если наряду с отсутствием речи есть и другие особенности поведения у ребенка:

  • не смотрит в глаза;
  • не откликается на имя;
  • не выполняет простые инструкции;
  • не взаимодействует с родителями;
  • достаточно активно и как-то нецелесообразно бегает и др.

Психолог может помочь оценить общее развитие ребенка. С ним в некоторых случаях надо начинать занятия перед тем, как посещать логопеда.

Логопед – это специалист, который может не только выявить задержку в развитии речи, но и с раннего возраста проводить сенсорные занятия, направленные на запуск речи.

Когда поздно что-то предпринимать?

Если до 6-летнего возраста ребенка родители бездействовали, последствия уже невозможно компенсировать, поскольку пластичность мозга наиболее активна именно до 6–7 лет.

Если вы подозреваете, что ваш ребенок на его возрастном этапе в чем-то отстает, важно как можно скорее обратиться за консультацией к специалистам.

Помните, что речь – существенный механизм в формировании интеллекта, коммуникативных навыков, а развитие ребенка до 3-х лет во многом определяет его будущую жизнь.

Как научить ребенка говорить? 10 советов

С появлением ребенка каждый родитель мечтает о том моменте, когда малыш скажет свое первое слово, сможет задать вопрос или произнести долгожданное: «Мама, я тебя люблю». Именно поэтому вопрос, как научить ребенка говорить, стоит так остро и так много обсуждается на различных форумах. Мы поговорили с логопедами, послушали опытных мам и собрали 10 советов, которые помогут вам научить говорить ребенка.

Содержание:

  1. Почему ребенок не говорит
  2. Способ №1 – говорите много
  3. Способ №2 – изображайте звуки
  4. Способ №3 – покажите язык
  5. Способ №4 – используйте зеркало
  6. Способ №5 – пальчиковые игры
  7. Способ №6 – читайте сказки
  8. Способ №7 – я тебя не понимаю
  9. Способ №8 – уберите то, что мешает
  10. Способ №9 – пойте
  11. Способ №10 – немного хитрите
  12. Ошибки, которые допускают родители

Почему ребенок не говорит

Перед тем, как начать давать советы, предлагаем разобраться, в чем может быть причина молчания ребенка. Во-первых, родителям нужно успокоиться и принять тот факт, что соседний мальчик говорит уже 20 слов, а ваш пока предательски молчит. Это нормально!

Запомните, что все дети разные, у всех разный темперамент и характер. Более активные малыши с присущим сангвиническим и холерическим типом темперамента начнут говорить быстрее. Если ваш ребенок относится к меланхолическому или флегматическому типу, любит менее подвижные игры, наблюдает за происходящим, а не принимает участие – он заговорит позже. Но, это не значит, что нужно сложить руки и просто ждать – советы, описанные далее, помогут вам разговорить «молчуна».

Вторая причина молчания ребенка может быть связана с нарушением функции ствола головного мозга. Если во время родов ребенок был обвит пуповиной, беременность осложнялась токсикозами, анемией, стрессами, а сами роды были тяжелыми – высока вероятность, что малыш будет дольше молчать. К дополнительным симптомам нарушения функции головного мозга относят плохой сон, частый плач, тремор, повышенный или пониженный тонус.

Если вы подозреваете, что причина молчания может крыться именно в этом, обратитесь к неврологу, если ребенку уже больше 4 лет – стоит записаться на прием к врачу-дефектологу.

Способ №1 – говорите много

Обучение речи не стоит откладывать на 1,5, 2 или 3 года – начинайте говорить с ребенком с рождения. Уже на 16-й недели внутриутробного развития ребенок начинает распознавать звуки, а после рождения точно может узнать голос мамы и ближайших родственников. С первых дней начинайте петь песенки, говорите нежно, певуче, растягивая гласные. Когда ребенок немного подрастет – начинайте объяснять ему все, что он видит, показывайте на детали, называйте цвета. Говорите простыми фразами, четко выговаривая каждое слово.

Способ №2 – изображайте звуки

Первые этапы развития речи начинаются именно со звуков. Поиграйте с малышом, расскажите, как жужжит жук, как сигналит машина, как рычит собака. Когда ребенок начнет произносить первые звуки – повторяйте за ним. Такая игра в имитацию потом сработает и в обратном порядке – ребенок начнет повторять за вами.

Не забывайте рассказывать ребенку о звуках, которые издают животные. Наверняка, у вас есть игрушки разных зверей, можете показать их малышу и устроить настоящий кукольный театр. Пусть вас не смущает, что в 4-5 месяцев ребенок будет просто лежать на спине и смотреть – он все слышит и понимает. Главное периодически повторяйте игру.

Способ №3 – покажите язык

Нас с детства учили, что показывать язык нехорошо. Но, без этого простого движения развить речевой аппарат просто невозможно. К слову, все логопеды начинают уроки с «зарядки для языка». Можете научиться сдувать перышко, слизывать невидимое варенье с губ, цокать как лошадка или просто подурачится и узнать, у кого же самый длинный язык в семье.

Регулярные занятия помогут разработать артикуляционные мышцы, ведь процесс речи считается самым энергозатратным.

Способ №4 – используйте зеркало

Зеркало – самый верный способ на практике показать, как произносятся разные звуки. Логопеды активно используют этот инструмент в работе, ведь в зеркало ребенок не только видит мимику взрослого, но и самого себя, поэтому процесс обучения проходит быстрее.

Способ №5 – пальчиковые игры

Вы удивитесь, но от того, насколько хорошо развита мелкая моторика рук, зависит, как быстро начнет ребенок говорить. Пользу принесут все игры с пальчиками: от банальной «Сорока-белобока», до более сложных заданий, например, нанизывание бусин на шнурок или лепка из пластилина. С момента рождения не забывайте делать массаж пальчиков, давайте малышу знакомиться с разными текстурами – все это в будущем поможет ему быстрее заговорить.

Способ №6 – читайте сказки

Обязательно с выражением! И лучше по ролям менять интонацию и голос. Такое занятие не только будет способствовать обогащению словарного запаса ребенка, но и развитию фантазии. Читайте не медленно, но и не слишком быстро – в своем нормальном ритме речи.

Некоторые дети, особенно, более активные, не любят слушать длинные сказки. Начинайте с небольших рассказов, найдите несколько сказок, которые понравятся малышу и периодически к ним возвращайтесь. Чтобы привлечь внимание ребенка, добавьте в сказку еще одного героя – любимую игрушку ребенка. Пусть любимая машинка или кукла тоже тянут репку и убегают от волка и зайца.

Способ №7 – я тебя не понимаю

После 2 лет ребенок уже хорошо ориентируется в пространстве, знает свой дом, игрушки и уже начинает немного лениться. Зачем говорить глагол «упала», если мама с папой и так понимают слово «бах»? Тоже самое с другими словами, которые ребенок вначале коверкал, а потом просто привык к такому произношению. Бо-бо, би-би, ба-бах – все это можно сказать словами и ваша задача, как родителя, мотивировать ребенка заменить простые звуки на слова.

Говорите, что не понимаете, чего хочет ребенок, задавайте наводящие вопросы. Конечно, доходить до крайностей не стоит, и если ребенок не идет на контакт, то лучше отложить этот момент на потом. Но, в тоже время не поддавайтесь на манипуляции малыша, а постепенно, но уверенно настаивайте, чтобы он больше говорил.

Способ №8 – уберите то, что мешает

Если ребенок не хочет говорить, подумайте, возможно, причина кроется в обилии гаджетов вокруг него? Телевизор, планшет, телефон – все это, безусловно, облегчает жизнь родителя и даже полезно в небольших объемах, но разница между речью из мультика и живым общением – колоссальна.

Четкая, правильная и чистая речь – вот залог быстрого обучения ребенка. Включая телевизор, вы создаете лишь звуковой шум, в котором малышу сложно идентифицировать отдельные слова и фразы.

Конечно, не каждая мама может позволить себе такую роскошь, как 24-х часовое общение с ребенком, ведь нужно и есть приготовить, и убрать, и заняться личными делами. В этом случае поможет магнитофон с диском детских песен. Они развлекут ребенка и научат его улавливать музыкальный мотив.

Способ №9 – пойте

Вы когда-нибудь слышали, как говорят люди на языке, который вы не понимаете? Их речь превращается в единый речевой поток с обилием звуков. Именно так нас слышат дети в первое время. Они не распознают слова, а вместо слова «мама» слышат «а-а». Помочь ребенку с речью сможет пение. Просто напевайте бытовые фразы и слова. Со стороны будет казаться, что вы стали героем мюзикла, но это только прибавит вам настроения и поможет ребенку легче воспринимать ваши слова. А в будущем будет способствовать связной речи ребенка.

Способ №10 – немного хитрите

Если у малыша есть любимая сказка, попробуйте допустить в ней ошибку. Например, «снесла курочка яичко, да не простое, а…голубое». Ребенок обязательно обнаружит, что что-то не так и захочет вас поправить. Данное упражнение помогает развивать речевые навыки, учит не бояться вступить в диалог, а также развивает внимание.

Ошибки, которые допускают родители

Желая научить ребенка разговаривать, многие родители неосознанно совершают ошибки, вот некоторые из них:

  1. Начинают обучение с букв. Запомните, мы не говорим буквами, мы говорим звуками. Именно поэтому нужно не учить, как буквы записаны в букваре, а учить их произношение. Например, буква «Л» в букваре записана, как «эл», но читается, как «ллл». Учим ребенка тому, как произносится звук – именно это формирует речь.
  2. Ругать за то, что ребенок молчит. «Ну почему ты молчишь», «Скажи хоть слово» – все эти претензии не приведут ни к чему хорошему. Малыш только больше замкнется в себе и продолжит упорно молчать. Не нужно срывать злость на ребенке, если чувствуете, что нервы на пределе – просто выйдете в другую комнату и успокойтесь.
  3. Заменять живое общение развивающими уроками на ТВ. Во время живого общения вы можете повторить непонятное слово, вернуться к предыдущей фразе, ребенок может показать вам, что не понял чего-то. С ТВ передачами так сделать не получится. Сказать по правде, они больше рассчитаны на детей, которые уже говорят и улавливают речь на слух. Малышам до 3 лет лучше ограничить доступ к телевизору и другим гаджетам. Вы можете включать мультики, в качестве поощрения на 10-15 минут несколько раз в день, чтобы ребенок «был в теме» среди сверстников. Но, заменять живое общение мультфильмами, даже самыми развивающими, не стоит.

Надеемся, что наши советы помогли вам ответить на вопрос, как учить ребенка разговаривать. Даже, если пока ваш малыш не хочет общаться с миром – не отчаивайтесь. Больше общайтесь с ним, водите в места, где он мог бы поговорить со сверстниками, и самое главное – не накручивайте себя. У вас замечательный и здоровый ребенок, который вскоре скажет свое первое слово или предложение.

Как научить ребёнка говорить: способы, игры и упражнения

Формирование речи ребёнка происходит задолго до того, как он начинает самостоятельно разговаривать. С самого раннего возраста младенец воспринимает речь взрослых, подражает ей, а впоследствии опирается на приобретённый опыт. Развитие речи – не тот процесс, который можно пустить на самотёк – и в этой статье вы узнаете, почему.

Содержание статьи:

Этапы развития речи

Становление речи происходит постепенно, начиная с самого рождения. Зная приблизительные этапы развития речи в каждом возрасте, гораздо проще определить наличие признаков отставания.

  1. От 0 до 6 месяцев. Младенец активно слушает речь взрослых, пытается воспроизвести звуки, которые воспринимаются им пока как мелодия. Он уже различает голоса людей, которые с ним разговаривают. Сначала малыш овладевает гласными звуками, а уже ближе к полуторамесячному возрасту появляются согласные звуки «г», «к», «х», благодаря которым ребёнок начинает «гулить».
  2. От 6 до 12 месяцев. В этом возрасте ребёнок часто имитирует звуки взрослой речи. Произносит отдельные слоги, например «ма-ма», «лепечет». К окончанию первого года жизни появляются первые слова и предложения. Словарный запас составляет от 2-3 до 20 слов, причём большая часть – существительные.
  3. 1 год. В годик речь приобретает активный характер и становится средством взаимодействия со взрослыми. Вместе со способностью самостоятельно передвигаться, ребёнок накапливает знания об окружающем мире и пополняет словарный запас, который в этом возрасте составляет 300-400 слов. Произношение адаптирует под себя, пропуская или заменяя сложные сочетания звуков.
  4. 2 года. К двум годам формируется фразовая речь. В это время ребёнок способен сформулировать предложение из 2-3 слов. Постепенно происходит освоение грамматических категорий, таких как число, род, падеж. Запас слов достигает до 700 единиц.
  5. 3 года. Дети этого возраста активно общаются со взрослыми и сверстниками, но пока ещё с помощью простых предложений. Трёхлетний ребёнок овладевает основными закономерностями языка и на их основе придумывает свои слова. Этот процесс называется «словотворчеством» и сигнализирует о нормальном развитии речи ребёнка. Словарный запас – до 1000 слов.
  6. 4 года. На пятом году жизни ребёнок «оттачивает» полученные навыки, пополняет активный и пассивный словарный запас, который составляет приблизительно 2000 слов. По мере взросления все звуки родного языка ребёнок начинает произносить чётко и ясно.
  7. К 5 годам считается нормой, если ребёнок освоил все стороны языка и владеет свободной речью. Если нет – это повод незамедлительно обратиться к специалисту.

10 способов научить ребёнка разговаривать в домашних условиях

  1. Самый действенный и основный способ – говорить с ребёнком – как можно чаще и больше. Педиатры рекомендуют общаться с ребёнком ещё до его рождения. Речь взрослого должна быть выразительной, так как груднички воспринимают её на эмоциональном уровне. Научить говорить ребёнка в 1 год можно посредством отказа от языка жестов и полном переходе на словесное общение. Используйте короткие и понятные предложения, не коверкайте слова. Говорите так, чтобы ребёнок мог наблюдать за движениями губ и пытаться самостоятельно их применять для своей речи.
  2. Развивать мелкую моторику. Стимулирование нервных окончаний на пальцах рук положительно влияет на развитие речи. Для этого способа подходят любые упражнения, которые задействуют моторику мелких мышц: перебирание крупы, игры с массажными мячиками, нанизывание бусин на верёвочку. (Можно сделать отсылку к статье про развитие мелкой моторики, написав, например, «Подробнее можно узнать здесь».) Занятия на развитие мелкой моторики позволят научить двухлетнего ребёнка разговаривать как можно раньше.
  3. Расширять словарный запас. Дома, на улице, в магазине, на природе показывайте и называйте ребёнку названия окружающих предметов. На его вопросы доступным языком объясняйте значение тех или иных предметов, стараясь не перегружать мозг ребёнка сложными терминами. Это естественный и не затратный способ быстро научить говорить в 2 года своего ребёнка.
  4. Читать книги. Детям очень нравится рассматривать яркие, красочные картинки. Читайте ребёнку книгу, параллельно показывая на персонажей, например, колобка, лису, зайца. Одновременное зрительное и слуховое восприятие помогут быстрее запоминать слова и научиться их проговаривать. Уделяйте время для этого занятия каждый день, чтобы развить у своего ребёнка эту полезную привычку.
  5. Петь песни. Не меньше, чем книги, дети обожают песни. Пойте вместе с ребёнком его любимые песенки, разучивайте новые композиции, которые придутся ему по душе. Помимо стимуляции речевого аппарата, вы обеспечите и себя, и малыша хорошим настроением.
  6. Не понимать язык жестов. Если ваш ребёнок часто использует жесты, заменяя ими слова, необходимо простимулировать его к обратному. В очередной раз, когда малыш будет показывать пальчиком на что-то, сделайте вид, что не понимаете его. Попытайтесь вывести на диалог, задавая наводящие вопросы, но не доводите ребёнка до истерики, если он пока не готов к такому способу общения.
  7. Брать хитростью. Читая хорошо знакомую книгу, намеренно заменяйте слова, например: «Сяду на пенёк, съем горшок (вместо «пирожок»)». Этот приём воодушевит вашего ребёнка внимательно вслушиваться в речь, чтобы и в следующий раз подсказать, как правильно. Способ прекрасно подходит для того, чтобы научить говорить ребёнка в 3 года, так как к этому возрасту дети активно интересуются литературными произведениями.
  8. Повторять друг за другом. В качестве игры повторите за малышом слоги, которые он произносит, а затем предложите свой вариант. Ребёнок с радостью включится в это занятие и будет стараться выдавать ещё больше новых слогов.
  9. Убрать отвлекающие факторы. Беспрестанно работающий телевизор или компьютер с мультиками заглушит любые ваши попытки выйти на диалог. Ребёнку необходимо слышать живую, чистую, правильную речь взрослого. Чтобы научить чадо говорить в 4 года, следует придерживаться ограничений по времени для просмотра мультфильмов.
  10. Проявлять внимание. Отбросьте все дела, когда ребёнок подойдёт к вам, чтобы рассказать что-то интересное. Внимательно слушайте его, задавайте вопросы, удивляйтесь и всячески показывайте свою заинтересованность. Этим вы простимулируете желание делиться с вами всем, что придёт в голову и что захочется рассказать. Взаимный диалог возможен и необходим даже с маленьким ребёнком, ведь он поможет быстро научить разговаривать.

Упражнения и игры для развития речи

Пальчиковые игры

Любимое занятие для всех малышей. Направлены на развитие мелкой моторики и, как следствие, становления речи. Разучите с ребёнком небольшие стишки, например «Сорока-ворона». Подключите движения пальцев, которые ваш малыш будет с радостью повторять. Такие игры совершенствуют мелкую моторику и помогают научить ребёнка правильно говорить.

Артикуляционные упражнения

Мелкие мышцы рта в детском возрасте нужно тренировать, так как они могут быть недостаточно развиты. Для их укрепления требуется ежедневно проводить артикуляционную гимнастику. Расположитесь вместе с ребёнком у зеркала, чтобы контролировать правильное выполнение упражнений. Выполняйте движения губ и языка, показывая ребёнку пример для его самостоятельной работы.

Упражнения на развитие речевого дыхания

Важно приучать ребёнка к правильному дыханию, начиная с момента его становления речи. Воздух, выпускаемый нами во время произношения речи, является источником звука. Многие несложные и легкодоступные упражнения направлены на развитие дыхания, например: подуть на одуванчик, надуть воздушный шар, выдувать мыльные пузыри.

Музыкальные игры

Учить ребёнка говорить можно с помощью музыкальных игр. Когда дети поют, им легче даётся усвоение звуков, слогов и в конечном итоге слов. Музыкальные игры можно организовать в нескольких вариациях: с музыкальными инструментами (ложки, барабан), песенки со звукоподражанием животным, песни с одновременным выполнением несложных движений.

Дидактические игры

Игр и методик с использованием дидактического материала – огромное количество. И практически все из них можно применить для развития речи. Игра «Волшебный мешочек» прекрасно подходит для развития речевых навыков. Правила игры: в мешочке находятся разнообразные по форме и величине предметы. Ребёнку предлагается на ощупь выбрать себе предмет и описать его. Проговаривание признаков предмета закрепляет речь, а также помогает в формировании начальных математических представлений.

Общие советы

В развитии речи ребёнка важно руководствоваться общим принципом «Не навреди». Нужно помнить, что каждый ребёнок развивается по своей индивидуальной модели и не всегда она подстраивается под описанные этапы развития. Мы рекомендуем придерживаться принципов, применимых в целом ко всему процессу воспитания и развития детей.

  1. Принцип игровой формы. Для ребёнка дошкольного возраста ведущей деятельностью является игра. Чем интереснее построено занятие, тем более вовлечённым в него будет малыш. Не принуждайте играть. Вместо этого заинтересуйте.
  2. Принцип взаимного диалога. Разговоры с детьми – не пустая трата времени, как может показаться на первый взгляд. Выводите ребёнка на диалог, поддерживайте с ним разговор, рассказывайте и внимательно слушайте. Общение – самый действенный способ научить ребёнка рано говорить.
  3. Принцип принятия проблемы. Трудно признаться самому себе, что у ребёнка есть какие-либо проблемы. Однако чем раньше вы начнёте работу над ошибками, тем быстрее получите результат. Не бойтесь обратиться к профессионалам, если видите, что самостоятельная работа не приносит плодов.
  4. Принцип принятия индивидуальности. Ваш ребёнок – уже отдельная личность, даже если он только-только начинает стоять на ногах. Не стоит сравнивать его со сверстниками, которые уже вовсю рассказывают стишки. Вместо критики хвалите каждое достижение вашего ребёнка и тогда он обязательно заговорит.

Когда нужна помощь специалистов

Во время обнаружившаяся проблема и правильные способы её решения помогут предотвратить дальнейшее отставание ребёнка. Необходимо запастись терпением, нацелиться на положительный результат и дать своему ребёнку шанс безболезненно войти в социальный мир и научиться существовать в нём.

Поводы начать работу над развитием речи совместно с логопедом, неврологом и другими специалистами:

  • после 8 месяцев малыш не реагирует на обращения к нему;
  • появляется гнусавость голоса;
  • не хватает воздуха, чтобы закончить фразу;
  • во время разговора идёт повышенное слюноотделение;
  • в 2 года ребёнок говорит только слогами;
  • в 3 года ребёнок всё ещё стремится говорить только простыми словами;
  • в 4 года не выработано чувство слога и искажены слова.

Заключение

Детские центры развития «Бэби-клуб» оказывают родителям помощь в развитии детей с 2000 года. Наша миссия – гармоничное развитие ребёнка и становление его как самостоятельной личности.

Педагоги Бэби-клуба найдут индивидуальный подход к вашему малышу. А насыщенная среда и детский коллектив помогут ребёнку быстрее войти в социум и начать говорить. Обращайтесь в наши центры, ведь предотвратить проблему проще, чем бороться с её последствиями.

Как развивать ребенка, не отрываясь от домашних дел?

Домашняя игротека для детей и их родителей

Ребенок родился. С первых секунд жизни он вступает в прямой контакт с окружающим миром. Мир так широк и многогранен, что ребенку необходим проводник, который вовремя направит его, подскажет, поможет. Самым первым проводником ребенка становятся его родители.

Но вот ребенок подрастает и мама уже может не сидеть с ним дома, теперь она может спокойно работать, а ее малыш отправляется в детский сад. С этого момента начинается будничная суета: мама с папой разрываются между домом, работой и детским садом. И, как следствие, вся семья испытывает дефицит времени общения с ребенком.

Где взять это время, когда успеть маме поиграть или позаниматься с ребенком интересным делом, если ее ждут уборка, стирка, поход в магазин за продуктами?

А ведь все очень просто, надо только правильно подойти к решению этой проблемы. Прислушайтесь к советам педагогов, которые помогут вам совместить несовместимое и, самое главное, научат быть «вместе с детьми», научат быть ближе к ним.

Как развивать ребенка, не отрываясь от домашних дел

Не секрет, что значительную часть времени мамы проводят на кухне. Кухня может стать местом для задушевных, доверительных разговоров, для шуток и веселья. Кроме того, кухня – отличная «школа», где ребенок приобретает полезные навыки, знания. Разумеется, требуется особые меры предосторожности, чтобы защитить ребенка от ожогов, ударов током, отравлений и острых предметов. Но если вы позаботитесь о безопасности, то получите еще один шанс приятно и с пользой провести время.

Дети с плохой развитой ручной моторикой неловко держат ложку, карандаш, не могут застегнуть пуговицы, шнуровать ботинки. Им бывает трудно собрать рассыпавшиеся детали конструктора, работать с пазлами, счетными палочками, мозаикой. Они чувствуют себя несамостоятельными в элементарных действиях, доступных сверстникам. Это влияет на эмоциональное благополучие ребенка, на его самооценку.

Для занятия по формированию сложных скоординированных движений руки можно дать следующие рекомендации:

Скорлупка от вареных яиц послужит прекрасным материалом для детской аппликаций. Раскрошите ее на кусочки, которые ребенок может легко брать пальцами. Нанесите на картон тонкий слой пластилина – это фон, а затем предложите ребенку выкладывать рисунок или узор из скорлупы.

Увлекательными могут быть игры с тестом. Тесто для этого нужно не обычное, а соленое (после высыхания оно делается словно камень). Поделки из него хранятся очень долго, ими можно играть. Рецепт приготовления теста прост: 2 стакан муки, 1 стакан соли, 1 стакан воды (ее можно подкрасить), 2 столовые ложки растительного масла – все смешать, чуть подогреть, и получится мягкий комок. Лепите все, что захочется!

Поставьте перед ребенком небольшое блюдце, в котором смешаны горох, рис и гречка, и попросите помочь вам их перебрать.

Из макаронных изделий разных форм, размеров и цветов можно выкладывать на столе или листе бумаги причудливые узоры, попутно изучая формы и цвета.

Тонкие кусочки хлеба, сыр, колбаса – вот она, долгожданная тишина, а «умелые ручки» создадут необыкновенные бутерброды.

Разложите на кухне несколько предметов. Дайте ребенку щипцы и попросите перенести все эти предметы в пустую коробку. Следите, чтобы он ничего не уронил.

Из сухого завтрака «Колечки» могут получиться отличные бусы и браслеты.

Ряд игр и упражнений для общего речевого развития детей, воспитания звуковой культуры речи, подготовки детей к обучению грамоте

На кухне хорошо изучать новые звуки и вкусы, благо здесь всегда есть возможность постучать, позвенеть, понюхать, попробовать… Можно вместе посмотреть и послушать, как льется или капает вода из крана, как по-разному звенит чайная ложка в пустом стакане и чашке с водой, как громко пересыпается в стеклянный стакан горох и тихо манка. Попросите ребенка отвернуться и на слух определить, что вы сейчас делаете.

Вместе с ребенком попробуйте приготовить необычный ужин: в названии блюд должен быть звук [С]. Что можно приготовить? Салат, сырники, суп, морс. Придумайте меню с названиями блюд, где встречаются другие звуки.

Покажите ребенку продукты, которые вы купили в магазине, и пусть он перечислит те из них, в названия которых есть звук [Р].

Как одним словом назвать прибор, который варит кофе? (Кофеварка.) Режет овощи? (Овощерезка.) Мелет кофе? (Кофемолка.) Выжимает сок? (Соковыжималка.)

Какой сок получается из яблок (яблочный), груш (грушевый), слив (сливовый), вишни (вишневый), моркови (морковный), лимонов (апельсиновый) и т.д.? и, наоборот – из чего получается апельсиновый сок?

Используя фрукты и овощи, можно научить ребенка узнавать и различать предметы на ощупь и по вкусу. Особой любовью пользуется шутка «Закрой глаза – открой рот». Пусть ребенок с закрытыми глазами определит, что вы ему предложили: кусочек яблока, банана, лимона. Можно поменяться ролями, и, уж если вы ошибетесь, бурный восторг ребенка вам гарантирован.

Черемушкина Ольга Владимировна,
учитель-логопед

НЕ ОТРЫВАЯСЬ ОТ ДЕЛ
консультация на тему

Рекомендации родителям как можно учить детей играя, не отрываясь от своих дел.

Скачать:

Вложение Размер
ne_otryvayas_ot_del.docx 44.5 КБ

Предварительный просмотр:

«Не отрываясь от дел»

Уважаемые родители, как часто вы приходите домой валясь с ног от усталости? Как часто вы находите силы только на домашние хлопоты, оставляя игры с собственным ребенком на «потом»? А сейчас рассмотрим ситуации – игры без отрыва от домашних дел.

Зачастую можно встретить такую ситуацию, когда в семье общение с ребенком сводится практически до минимума. Это, к сожалению, широко распространенное явление современной действительности: ускоренный темп жизни, профессиональная занятость работающих матерей, которым не всегда хватает времени не только на общение с ребенком, но и на выполнение домашних дел. По вечерам занятые родители обязательно находятся какие-то дела по дому, в которых ребенок не принимает никакого участия. Чаще ему просто говорят, чтобы он не мешал, играл в другой комнате.

Многие родители, обеспечивая ребенку лучшие бытовые условия, заботясь о его здоровье, упускают из виду потребность каждого ребенка в тесном контакте с матерью и отцом. Родители покупают ему много красивых и интересных игрушек или какое-нибудь домашнее животное, лишь бы не мешал, не приставал с постоянными вопросами. Вот ребенок и играет в одиночестве в своей комнате или в своем детском уголке. Родители дома, но малыш не чувствует их присутствия – они не с ним, а где-то рядом, каждый занят своими делами. Такая родительская любовь весьма односторонняя, она лишена чувств. А ребенок от этого очень страдает. Ведь игры, какими бы занимательными они ни были, и «общение» с четвероногим другом не заменят общения с родителями.

Если вы не можете выделить специального времени для обучения малыша, есть масса простых способов уделить внимание развитию ребенка, не отрываясь от дел.

Например , когда вы идете по ступенькам с вашим малышом , используйте эту возможность для того, чтобы научить его счету. Даже если ступеньки всего три – считайте их. Подъем на ступеньки может стать наглядной иллюстрацией понятий “вверх” и “вниз”, “высоко” – “низко”.

Не проходите мимо живых существ, озвучивайте название каждого животного и насекомого, которых вы встречаете на пути, скажите несколько слов о том, что сейчас делает паучок или собачка.

Когда вы едете в транспорте, показывайте ребенку проезжающие за окном автомобили и называйте цвета: “Вот едет большая красная машина”, “А вот белая быстро-быстро догоняет нас”. Заметьте, что, разглядывая машины, можно изучать не только цвета, но и такие понятия, как “большой – маленький”, “быстро – медленно”, “грязная – чистая”.

Не скупитесь в разговоре с ребенком на прилагательные и эпитеты , т. к. они дают более широкое представление о мире. Покажите, как “большая черная собака” побежала за “маленьким рыжим котиком”. Обращайте внимание ребенка также на негативные явления: “поломанные качели”, “грязные туфли”, дайте понять ему, что это нехорошие признаки. Когда вы начнете обучать своего малыша “между делом”, вам не придется перекраивать свой график, т. к. внешне все останется по-прежнему. Самая главная задача – изменение вашего подхода к развитию чада. Необходима фантазия, чтобы видеть, где, чему и как вы можете научить сегодня своего ребенка. В любой ситуации нужно уметь найти то, что обогатит знания вашего малыша, из чего вы можете сделать небольшое занятие “между делом” для любимого крохи.

Ребенок на кухне.

Малышей тянет на кухню с первых же самостоятельных шагов. Ведь именно здесь – масса блестящих и непонятных, и тем более притягательных предметов, здесь хранятся разные вкусности, достоинства которых ребенок уже успел оценить, здесь родители проводят значительную часть времени за какими-то таинственными занятиями. Как же, не отрываясь от дел, помочь ребенку освоить кухонные «премудрости»?

Дети обожают возиться в воде. Если у вас есть неограниченная счетчиком возможность лить теплую воду, позвольте ему поплескаться в раковине. Подставьте удобную устойчивую табуретку, защитите его одежду от брызг, а чтобы совместить полезное с приятным – дайте помыть какие-нибудь фрукты. Грязные овощи давать для мытья не стоит – на них слишком много патогенных микробов. Предложите ребенку рассказать о фрукте, который он моет : какой он по цвету, форме? Где растет этот фрукт? Можно попробовать посчитать фрукты: «Я мою первое яблоко, второе яблоко и т. д.». Можно еще предложить детям найти различия между яблоками, грушами и т. д. Все эти не хитрые игры позволят развивать у детей внимание, восприятие, мышление, расширяет его представления о себе и окружающем мире.

Многие дети обожают подавать маме картофель для чистки. Не стоит так уж решительно запрещать ребенку это . Нужно только объяснить ему, что овощи пачкают руки, их не следует брать в рот, а после обязательно вымыть руки с мылом. А заодно можно предложить детям рассказать, на что похожа картофелина? Пусть ваш ребенок, наряду с помощью маме, развивает свое воображение, это ему пригодится. В этом возрасте (или даже еще раньше) приучайте ребенка мыть руки до и после кухонной деятельности. Пусть учится намыливать ладошки, массировать кисти, смывать грязную воду и тщательно вытирать руки полотенцем. Заодно с чистотой рук, ваш ребенок получает самомассаж кистей рук, а это способствует развитию речи и логического мышления.

Предложите ребенку накрыть на стол. Начиная с 3-4 лет ребенок уже должен привыкать к культурному поглощению пищи. Вместе с привитием навыков культурного поведения за столом, ваш ребенок будет развивать у себя пространственную ориентацию и структурно-зрительный анализ.

В этом возрасте дети с увлечением участвуют в приготовлении теста .

И для развития воображения и творческого мышления такая домашняя работа просто клад. Предложите увидите, что это будет произведение искусства!

Позвольте ребенку отмерять и считать «столовые ложки» различных ингредиентов, немного перемешивать жидкие и сыпучие вещества, держать миску, когда вы работаете миксером (если ребенок не пытается трогать руками работающий агрегат) . Внимание! Держите все электроприборы, которыми вы пользуетесь на глазах ребенка, в недоступном месте. Вы даже представить себе не можете, как быстро дети схватывают последовательность приведения в действия даже весьма сложных механизмов. Если нет возможности каждый раз убирать на верхние полки всех кухонных помощников, снимайте с них силовые шнуры или включайте защиту от детей. Но, от помощи ребенка в работе с электроприборами есть и польза для ребенка: ребенок повышает познавательную активность, развивает точность движения рук, закрепляет навык счета и многое другое.

Точно так же можно найти и плюсы в совместной уборке квартиры . Здесь вообще полная свобода ведь опасных предметов почти нет. Зато есть возможность развивать внимание при работе с пылесосом (показать маме соринки, которые она пропустила) , или развивать аналитическую деятельность при попытке разобрать одежду для стирки, можно дать ребенку возможность вытереть пыль с предметов, он заодно и закрепит знания предметов мебели, а значит расширит представления о себе и окружающем мире. Может быть вы позволите малышу протереть пол на кухне? Тогда, помимо физического развития, ваш ребенок научится ориентироваться в пространстве, планировать свою деятельность.

Ну и пусть вам придется немного переделать за своим ребенком, он ведь только учится! Главное не упустить то время, когда Ваше внимание это то, что ждет ваш ребенок!

А если у вас все же выдалась свободная минутка, когда вы можете присесть и отдохнуть, дожидаясь закипания супа, то можно с ребенком и поиграть вот в какие игры:

Насыпьте в миску макароны разного сорта (ракушки, спиральки, трубочки) и предложите малышу их рассортировать.

Посчитайте вместе с ребенком, сколько макарон каждого сорта было в миске.

Кроме того, макароны-трубочки можно нанизывать на шнурок, получатся бусы. Одновременно тренируется мелкая моторика.

Почти на каждой кухне есть таймер (или микроволновка с таймером) . Каждый раз, устанавливая время на таймере, объявляйте вслух “1 минута”, “5 минут”. А когда таймер просигналит, еще раз напомните малышу о том, сколько времени прошло.

Регулярные занятия с таймером развивают чувство времени.

Кроме того, таймер можно использовать в качестве «звонка на переменку».

Например, вы занимаетесь приготовлением пищи, а ребенок просит вас почитать книжку. Поставьте таймер на несколько минут и объясните ребенку, что обязательно почитаете, когда для вас прозвенит «звонок на переменку». Не забудьте выполнить обещание!

Предложите ребенку проявить фантазию, украшая ваши блюда .

Подготовьте зелень, маслины, ломтики овощей, орехи, варенье и другие «материалы». Из них можно сделать смешные рожицы, цветы, выложить мозаику на приготовленном блюде, и так далее.

Поставьте на стол поднос или картонную коробку от конфет (это будет хоккейное поле, углы – ворота) . Дайте ребенку горошину (мяч) и трубочку-соломинку от пакета с соком (клюшка) .

Пусть малыш поиграет в хоккей, пока вы занимаетесь делами.

Эта «простая» игра тренирует ловкость и координацию движений.

Положите на кухонный стол легко скользящий предмет (например, пластмассовую коробочку от маргарина или крышку от бутылки) . На некотором расстоянии обозначьте границы мишени (например, поставьте по углам мишени чашки) .

Щелчком толкните крышку так, чтобы она проскользила через стол и попала в область мишени, как в настоящем керлинге.

А теперь предложите малышу самостоятельно поиграть в эту игру.

Если позволяют размеры кухни, расставьте на полу несколько пустых пластмассовых бутылок.

Пусть малыш сбивает эти «кегли» маленьким мячиком.

Если вы замесили тесто, то сделайте и для вашего ребенка небольшой кусочек теста из 1, 5 чашек муки, 0, 5 столовой ложки соли, 0, 25 чашки воды (добавлять постепенно) и 0, 25 чашки растительного масла (добавлять постепенно) , можете еще добавить немного краски.

Пусть ребенок вылепит из этого теста игрушки, еду для кукол, или просто помнет в своих ручках.

Такое тесто, упакованное в полиэтиленовый пакет, можно долго хранить в холодильнике.

Многие из вас, наверное, видели и восхищались янтарными картинами, выполненными калининградскими художниками. Подобное произведение искусства можно сделать, используя обычную поваренную соль крупного помола. Пока на плите варится обед, нарисуйте вместе с малышом на листе картона зимний пейзаж. Нанесите кисточкой на крыши домов и ветки деревьев толстым слоем клей (лучше ПВА) и сверху посыпьте солью. Когда клей высохнет, неприклеевшиеся остатки соли можно стряхнуть. С помощью такой техники можно сделать пляж, платье куклы Барби, украшенное бриллиантами, и так далее.

Подберите несколько небольших предметов разной формы (например, овощей, фруктов, или каких-то кухонных мелочей) . Положите предметы в непрозрачный пакет. Засунув руки в пакет, ребенок должен ощупать предметы, по очереди назвать и вытащить их. Можно разнообразить игру. Взять два пакета, и в каждый положить одинаковые наборы предметов. Малыш сначала должен вынуть предмет из одного пакета, а затем на ощупь найти такой же в другом.

Положите на кухонный стол три предмета (например, чашку, ложку, салфетку) . Пусть ребенок посмотрит и назовет каждый предмет. Затем он должен закрыть глаза, а вы в это время уберите со стола один из предметов. Теперь пусть малыш откроет глаза и попробует определить, чего не хватает. Если очень просто, увеличьте количество предметов и убирайте не один, а два предмета.

Соломинки . Возьмите десять пластмассовых соломинок для коктейля, и бросьте на стол. Ребенок должен осторожно собрать их по одной штучке так, чтобы не сдвинуть лежащие рядом. Посчитайте вместе, сколько соломинок удалось собрать, а сколько осталось?

Пусть малыш выйдет из кухни, а вы в это время спрячьте какой-нибудь вкусный сюрприз для него (например, маленький пакетик орешков или конфету) . Позовите ребенка обратно, и предложите найти сюрприз, направляя его подсказками «холодно», «теплее», «горячо».

Покажите малышу фокус. Налейте в чашку немного воды, затем накройте ее листочком бумаги. Прижимая бумагу рукой, переверните чашку вверх дном. Теперь, осторожно отведите руку. Вода не выливается! (Фокус лучше проводить над раковиной) .

Кораблики и подводные лодки. Поставьте перед ребенком кастрюлю с водой. Дайте ему крышки от банок (это будут корабли) , на них положите какие-нибудь мелкие предметы, например, фасолинки (это моряки) . Пусть малыш поиграет с этими корабликами, пока вы будете готовить обед. Предложите ребенку несколько разных предметов, и пусть он отгадает, какие из них будут плавать в воде, а какие нет? Потом, разумеется, надо проверить на практике.

Из пустого в порожнее

Дети любят играть с водой, переливать ее из одного сосуда в другой. Если не боитесь луж, дайте своему малышу небьющиеся стаканчики, бутылочки, баночки. Пусть наливает в них воду, сидя на полу над тазиком, или стоя на стуле возле раковины.

Загадайте ребенку загадки про овощи, фрукты, и другие продукты. Например, «Он зеленый, с пупырышками».

Если малыш затрудняется, продолжите «Я его положила в салат».

До тех пор, пока он не отгадает.

Можете предложить логические загадки.

Например: «Назови фрукт и овощ одинакового цвета» (апельсин и морковка) , «Ею можно есть мясо, но нельзя есть суп» (вилка) .

Играя с ребенком, таким образом, вы не только приучаете его к труду, развиваете его психическую деятельность, но и даете ему самое необходимое – элементарное общение, душевное тепло и сердечность. Недостаточное проявление родительской ласки и любви постепенно превращают малыша в замкнутого «буку».

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: