Как быстро выучить стих наизусть: 7 легких способов от учителя литературы
Один из самых элементарных методов выучить стих – это читать его вслух. Причем делать это нужно не один раз, а два, три, четыре. Сначала просто прочитайте текст стихотворения, потом добавьте интонацию и паузы, дальше уловите его ритм и тональность. Особенно этот метод хорошо работает с теми, у кого очень развита аудиальная память.
— Перед тем как приступить к заучиванию стихотворения, необходимо его прочувствовать, – комментирует Наталья Чистякова, старший преподаватель кафедры русского языка и литературы университета «Синергия», эксперт ЕГЭ и ОГЭ по русскому языку и литературе. – Для этого выразительно несколько раз прочитайте текст вслух, найдите нужную интонацию, поймайте ритм, тон, настроение. Если есть сложности с приданием стихотворению выразительности, попросите другого человека прочитать стихотворение или найдите его в записи, а потом уже несколько раз повторите самостоятельно.
Для людей, у которых больше всего развита механическая память, лучший способ запомнить стихотворение – переписать его. Переписывание активизирует сразу несколько участков головного мозга, ведь во время написания текста вы сначала его читаете и проговариваете, а затем подключаете мелкую моторику рук. Переписать стих можно также и после того, как вы его запомните: так вы закрепите выученный материал. Еще один вариант – написать шпаргалку только с первыми словами каждой строки. Этого будет вполне достаточно, чтобы справиться с довольно объемными произведениями.
— Процесс переписывания текста, активизирует участки головного мозга, отвечающие за чтение, мелкую моторику и визуальное восприятие слов, – рассказывает Наталья Чистякова. – Причем важно писать аккуратно, красиво. Можно добавить графическое оформление. Визуалам запомнить текст таким способом будет значительно проще. Что касается шпаргалки, то она придает уверенность: вы ей, скорее всего, не воспользуетесь, но будете чувствовать себя спокойнее. Можно сделать две шпаргалки: одну с полным текстом стихотворения (для ответа), другую с первым словом каждой строки (для тренировки и запоминания).
Отличный способ быстро выучить стихотворение наизусть – это превратить процесс в игру. Особенно этот метод хорошо работает с детьми, ведь играя, ребенок сам не замечает, как быстро запоминает стих. Например, можно сопровождать рутинные действия и дела стишками, повторять их, просто гуляя по улице или играя в мяч.
Наш эксперт советует игру в ассоциации:
— Придумайте для каждой строчки ассоциацию и визуализируйте ее: вы можете вспомнить случай из своей жизни, литературного персонажа, сон, картинку из книги, которая сопровождала стихотворение и прочее. Ассоциации – явление сугубо личностное, благодаря этому строки стихотворения, отражающего чужие переживания, хорошо запоминаются.
А еще стих можно нарисовать! Причем для этого вовсе не обязательно иметь художественный талант. В этом случае будет вполне достаточно схематично изобразить то, о чем говорится в стихотворении. Один рисунок может содержать одну строку или одно четверостишье. Тут главное, чтобы изображения были забавными и понятными, если это допускает произведение, конечно. Этот метод хорош тем, что к процессу заучивания подключается зрительная память.
— Для запоминания стихотворения нужно включить различные виды памяти и чувств, – говорит Ирина Зезюкова, консультант по обучению, преподаватель с 25-летнем стажем. — Мой личный метод, проверенный на детях 6-9 лет, по просьбам родителей которых необходимо было выучить с ребенком стихотворение за 2 часа до урока по чтению. Методика состоит в том, что каждую строчку стихотворения вместе с ребенком рисуем в виде образов, которые ему навевает строка. Получается стихотворение с картинками построчно. Ребенку после прочтения стихотворения предлагается по шпаргалке из рисунков воспроизвести текст стихотворения выразительно. Буквально за 10-20 минут ребенок начинает рассказывать стихотворение без ошибок и без шпаргалки.
Один из лучших способов выучить стих с ребенком – это поиграть в театр. Каждую строчку стихотворения нужно не просто прочитать, а еще и показать. Сценку может показывать только ребенок или ее можно разыграть всей семьей. Так, процесс запоминания стихов может превратиться в веселый семейный досуг.
Подробнее об этом методе мы попросили рассказать Наталью Туровскую, директора театральной студии «Дети райка»:
«Актеры и театральные педагоги рекомендуют делать следующее (проверено на моих собственных детях). Во-первых, старайтесь выбирать стихи, которые интересны и понятны самому ребенку. Во-вторых, важно, чтобы в стихотворении был сюжет и событие (что-то случилось, произошло, и из-за этого все остальное поменялось). Постарайтесь определить это событие и пересказать историю своими словами, не в рифму – это поможет создать ассоциативную цепочку для памяти, по которой потом проще будет идти от начала к концу. Также обязательно надо разобрать сложные и непонятные слова, узнать их значения и объяснить их ребенку. Тогда прочтение стихотворения будет более осмысленным и включенным.
У актеров есть две классных и очень действенных техники для запоминания. Первая построена на визуальных образах: мы представляем в голове картинки и как бы рассказываем историю картинками. Этот прием называется «кинолента видения». То есть надо детально представить все то, что изложено словами, в виде образов. Если это «белая береза под моим окном», то какая она (высокая, низкая, молодая или старая, развесистая или тонкая). Если это деревенский дом, то из какого материала он сделан и на каком этаже находится.
Вторая техника построена на действии. Мы читаем стихотворение, руками и телом показывая то, что там происходит. Так мы помогаем себе этими движениями, как дирижеры оркестру, пока текст не «уляжется». Это хорошо работает, когда в стихах нет явно выраженного сюжета, действия, события, например в описательных стихах о природе».
Как учить стихи с ребенком
Что делать, если ребенок не хочет учить стихи? Как научить ребенка выразительно рассказывать стихотворения?
Елена Рахманова педагог-методист, специалист по раннему развитию
- Помогаем ребенку учить стихи: маленькие хитрости
- Какие игры помогут запоминать стихотворения лучше?
Приятно, когда ребенок с удовольствием сначала учит и потом декламирует стихи перед любой аудиторией. Но что делать, когда надо выучить стихотворение обязательно (задали в садике, в музыкальной школе и т. д.), а ребенок не соглашается на это “ни за что на свете”?
Ребенок может отказываться под разными предлогами: “Я не смогу”, “Я не хочу”, или просто без объяснений взять и уйти заниматься своими делами. При этом причина нежелания, как правило, одна: слишком большой объем новой информации, которую надо запомнить. Мозг маленького человечка просто пытается защититься от информационной перегрузки.
Помогаем ребенку учить стихи: маленькие хитрости
В первую очередь, если ваше чадо сопротивляется, надо успокоить ребенка (усыпить его бдительность). “Хорошо, — соглашаемся мы, — учить стихотворение мы не будем. Давай просто я буду рассказывать, а ты за мной повторяй”. Обязательное условие, которое надо помнить: рассказывать можно только по одной строчке стихотворения. В таком случае ребенку будет легко за вами повторять, и он не будет чувствовать информационного стресса.
Следующий шаг — выяснить, есть ли в стихотворение слова или фразы, которые непонятны ребенку. Выясняется это довольно просто: при повторении малыш будет либо путать непонятное слово, либо вообще откажется повторять строчку, где есть непонятная для него фраза. Следовательно, надо объяснить ребенку, что значит это слово или фраза, и привести побольше примеров, где и как еще можно употребить это слово (фразу).
Когда все непонятные слова разъяснены, начинается сам процесс заучивания. Сначала повторяется первая строчка стихотворения. И до тех пор, пока ребенок не начнет рассказывать эту строчку без запинки, ко второй приступать не следует. Когда одна строчка запомнилась, можно начинать учить вторую. Когда и вторая строчка повторяется легко и без запинки, соединяем две строчки. И теперь рассказываем сразу две строчки, опять же до тех пор, пока ребенок не начнет сам рассказывать эти две строчки. Затем можно приступать к третьей и так далее. Таким образом, незаметно для себя, ребенок сможет выучить все стихотворение.
Ну а если и такой способ не помогает и ребенок продолжает противиться, то придется идти на крайнюю меру: надо взять ребенка так, как берет нас реклама — бесконечным повторением. Начинайте декламировать стихотворение в присутствии ребенка сами для себя. Сначала повторите его полностью три раза (большее количество раз будет уже лишним), а затем начинайте бесконечно бубнить по одной-две строчки, в зависимости от их объема. Очень важно, чтобы вам самим это нравилось. Читайте с выражением, передавая интонациями настроение стиха.
Можно брать игрушки и устраивать представления: сажаете их в круг, одну игрушку берете на “сцену” — пусть она расскажет стихотворение для остальных. А потом каждая игрушка будет повторять одну-две строчки своим, отличным от остальных, голосом. В конце концов ребенок включится в игру. Многократное повторение — оружие мощное. Запомнишь, даже если совсем этого не желаешь. Поэтому для ребенка весь процесс запоминания пройдет незаметно для него самого.
Тут есть одна очень важная рекомендация. Не стоит учить с ребенком больше двух строчек в один день. Неделя — вполне нормальный срок, чтобы выучить к празднику нужное стихотворение.
Кстати, этот метод заучивания известен с древних времен. Называется он “система накопления”. Именно его использовали индусы и другие народы при передаче своих священных и философских учений. Ключ к секрету этого метода состоит в начинании с самого малого, постепенном прибавлении и частом повторении.
Повторение здесь очень важно, потому что заставляет пересматривать выученное и углублять с каждым разом впечатление. Такие частые повторения служат также и для сглаживания строчек, потому что каждая строчка скрепляется с предшествующей и последующей, а все вместе кажется выученным одновременно. Пользуясь этим методом, можно легко развить память ребенка, и он сможет запоминать сразу несколько строчек. Но индусские ученые предостерегают от преждевременного заучивания слишком большого числа строк в день, потому что память должна приучаться к работе постепенно.
11 способов помочь ребёнку выучить стихотворение
Заучивание стихов развивает память и позволяет увеличить словарный запас. При этом детям надо помогать их учить. Как? Наш блогер, учитель Инна Мусэрская, поделилась 11 лайфхаками, как быстро выучить стихотворение с ребёнком, задействовав все виды памяти.
Скоро наступит пора утренников, дети учат стихотворения, а родители стараются им помочь. Я предлагаю вам познакомиться с разными инструментами, как это сделать наиболее эффективно.
1. Найдите непонятные слова
Прежде чем начать заучивание, взрослый, который будет учить стихотворение с ребёнком, должен сам прочитать его с выражением. Затем найдите в тексте незнакомые или непонятные ребёнку слова и обязательно объясните их.
Часто встречаются слова, которые для вас знакомы, а для ребёнка могут быть непонятны. Например, «посошок», «на антресоли», «перинка», «резьба», «в неволе», «покров», «в белой круче», «молвит», «величаво» и прочие.
Спросите ребёнка, о чём говорится в той или иной строчке. Когда все слова будут понятны, стихотворение нужно прочитать ещё раз. Приступайте к заучиванию только после такой предварительной работы.
2. Увеличивайте объём постепенно
Возьмите для первого раза стихотворение, строки которого состоят из трёх-четырёх слов. Для начала подойдёт двустишие или четверостишие. Позже можно брать стихотворения большего размера, делить его на четверостишия и заучивать по порядку.
3. Визуализируйте стихотворение
Помогите ребёнку представить происходящее. Сделайте иллюстрацию к тексту. Одну или к каждому четверостишию. Поиграйте в иллюстраторов книги. Нет цели создавать шедевры, достаточно схематически изобразить рисунки.
30 слов из сказок Бажова, которые мы не можем объяснить детям
Используйте мнемотаблицы. Их суть в том, что вы иллюстрируете каждое слово или выражение. Так к процессу запоминания подключается зрительная память.
4. Подключите эмоции
Заучивать стихотворение следует эмоционально и с выражением. В противном случае оно будет лишено для ребёнка смысла. Такова детская природа!
Учить стихотворение лучше индивидуально, помните об этом и держите ситуацию под контролем. Ребёнок, не проникшийся красотой стихотворной литературной формы в детстве, став взрослым, вряд ли будет часто обращаться к поэзии.
5. Переведите рифму в прозу
Если ребёнку трудно даётся заучивание рифм, переведите стихотворение в прозу. Прочитайте ему произведение целиком и попросите рассказать, о чём в нём говорится.
Можно помочь, задавая наводящие вопросы. Так сформируется смысловая последовательность. После этого учить стихотворения легче и быстрее.
6. Поиграйте в театр
Инсценируйте стихотворение. Каждую строчку можно не просто читать, а ещё и показывать. Если действующих лиц много, подключайте других членов семьи. Или поиграйте в такой вариант «крокодила», когда все слова стихотворения надо показать жестами!
7. Используйте диктофон
Сделайте аудиозапись стихотворения, а затем включите её и дайте прослушать ребёнку. Так подключится слуховая память.
8. Разрежьте стихотворения на строчки
Это способ закрепить выученный стих в памяти, перевести из кратковременной памяти в долговременную. Нужно распечатать стихотворение на листе бумаге или просто крупно написать, перемешать и предложить ребёнку выложить строки в нужном порядке.
9. Повторяйте выученное
Перед сном, на следующий день, через неделю. Только не стоит это делать, как экзамен. Гораздо эффективнее, если вы предложите рассказать вместе папе, бабушке, соседке. Или вы начинайте рассказывать, а потом «забывайте», чтобы ребёнок мог вам помочь.
Лучше всего учить стихотворение с определённой целью. Например, к приходу Деда Мороза, на праздник, ко дню рождения бабушки и так далее.
10. Делайте перерывы
Чтобы не наскучило учить стихи с ребёнком, прерывайтесь на другую деятельность. Потом возвращайтесь к заучиванию.
11. Никакого насилия
Не заставляйте ребёнка учить и не наказывайте за неудачи. Выбирайте стихотворения в соответствии с возрастом и темпераментом.
Объём памяти у всех разный, таланты тоже у всех свои, кому-то легко выучить десять четверостиший, а чей-то потолок — два, но труд будет одинаковым, а значит и тот, и тот вариант достойны похвалы!
Вы находитесь в разделе «Блоги». Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.
Иллюстрация: Shutterstock (ClassicVector)
Как научить ребёнка быстро запоминать стихи и рассказы
Очень многих родителей волнует вопрос «Как сделать так, чтобы мой ребёнок лучше запоминал?»
Память – это сложный психологический процесс, исследованию которого посвящены труды многих учёных. Их результаты позволяют проводить эффективные занятия по её развитию, используя нетрадиционные способы переработки и хранения информации.
Запоминание огромного объёма информации – одна из главных составляющих учебного процесса. Готов ли к этому ваш ребёнок, достаточно ли у него хорошая память?
Для начала предлагаем вам проверить его уровень механической памяти.
Скажите ребёнку: «Я сейчас прочту тебе слова, а ты повторишь все, которые запомнишь, мы посчитаем, сколько слов ты повторил.
Слушай слова внимательно и начинай повторять, как только я закончу читать. Возможный набор слов: год, мяч, слон, шум, мыло, соль, сын, рука, весна, пол. (Слов должно быть не менее 10, список может быть различным с учётом возраста ребёнка).
Слова, которые произносит ребёнок, отмечайте в списке. Ребёнку разрешается воспроизводить слова в любом порядке. Затем прочитайте слова второй раз и попросите ребёнка их повторить. Максимум повторных чтений – 3 раза. Через час – полтора предложите вспомнить эти слова ещё раз.
Если ребёнок с первого раза вспомнил не менее 5 слов, после 3 прочтений – 9 – 10, то у вашего малыша хорошая память.
Если же результат ниже – следует уделить особое внимание последующим упражнениям и как следует тренировать его память. В данных упражнениях учитывается то, что запись информации в памяти – это перевод информации в образную форму. Поскольку абстрактный образ запомнить ребёнку сложнее, то основная задача тренировочных упражнений – дать ребёнку возможность научиться преобразовывать эту информацию в конкретную зрительную форму. Такое зрительное представление (визуализация) какой – либо идеи состоит в мысленном создании картины – иллюстрации. Это занимает меньше 15 секунд, но гарантирует великолепное извлечение информации в будущем – ребёнок легко и быстро вспомнит то, что он запомнил таким образом.
Одно из таких упражнений можно провести в форме игры «Нарисуй слово или словосочетание». Объяснить ребёнку правила игры можно так: «Я буду говорить слова, а ты к каждому из них сделай какой – нибудь рисунок, то есть то, что ты представил, когда услышал данное слово, потом этот рисунок поможет тебе вспомнить слово. Постарайся рисовать побыстрее, иначе мы не успеем, слов у нас много. Не нужно, чтобы рисунки был хорошими, главное, чтобы ты посмотрел на них и сразу смог вспомнить слово».
Прочитайте ребёнку список слов. Вот примерный список: грузовик, тёмный лес, сильный человек, день, умная кошка, весёлая игра, капризный ребёнок, хорошая погода, наказание, интересная сказка.
Ваш малыш по ходу к каждому слову создает рисунок – пиктограмму. Когда рисунки ко всем словам будут выполнены, предложите ребёнку заняться чем – нибудь другим. Через час – полтора проверьте результаты – предложите вспомнить слова и словосочетания по рисункам. Такой способ запоминания практикуйте чаще, список слов может быть различным.
После того, как вы определили главное – правильно ли ваш ребёнок понял задание и у него всё получается, можете предложить ему прослушать простое стихотворение, например И. Михайлова «В огороде чучело» и после повторного чтения по ходу нарисовать рисунки:
В огороде чучело шляпу нахлобучило,
Рукавами машет – и как будто пляшет!
Это чучело – оно сторожить поставлено,
Чтобы птицы не летали, чтоб горошек не клевали.
Вот какое чучело шляпу нахлобучило,
Синий шарф на палке – пусть боятся галки!
Любой текст можно представить мысленными образами, перевести их в зрительные и изобразить в виде рисунков – пиктограмм.
Как практикующий учитель – логопед я нередко использую данную технику запоминания и развития образной памяти детей на логопедических занятиях по развитию связной речи. Следует отметить, что детям очень нравится такая форма обучения, она дает прекрасные результаты.
Как научить ребёнка быстро запоминать стихи и рассказы
Материал подготовил учитель-логопед Кушнарева Е.В.
Очень многих родителей волнует вопрос «Как сделать так, чтобы мой ребёнок лучше запоминал?»
Память – это сложный психологический процесс, исследованию которого посвящены труды многих учёных. Их результаты позволяют проводить эффективные занятия по её развитию, используя нетрадиционные способы переработки и хранения информации. Запоминание огромного объёма информации – одна из главных составляющих учебного процесса.
Готов ли к этому ваш ребёнок, достаточно ли у него хорошая память? Для начала предлагаем вам проверить его уровень механической памяти. Скажите ребёнку: «Я сейчас прочту тебе слова, а ты повторишь все, которые запомнишь, мы посчитаем, сколько слов ты повторил. Слушай слова внимательно и начинай повторять, как только я закончу читать.
Возможный набор слов: год, мяч, слон, шум, мыло, соль, сын, рука, весна, пол. (Слов должно быть не менее 10, список может быть различным с учётом возраста ребёнка). Слова, которые произносит ребёнок, отмечайте в списке. Ребёнку разрешается воспроизводить слова в любом порядке. Затем прочитайте слова второй раз и попросите ребёнка их повторить. Максимум повторных чтений – 3 раза.
Через час – полтора предложите вспомнить эти слова ещё раз. Результаты теста: Если ребёнок с первого раза вспомнил не менее 5 слов, после 3 прочтений – 9 – 10, то у вашего малыша хорошая память. Если же результат ниже – следует уделить особое внимание последующим упражнениям и как следует тренировать его память.
В данных упражнениях учитывается то, что запись информации в памяти – это перевод информации в образную форму. Поскольку абстрактный образ запомнить ребёнку сложнее, то основная задача тренировочных упражнений – дать ребёнку возможность научиться преобразовывать эту информацию в конкретную зрительную форму. Такое зрительное представление (визуализация) какой – либо идеи состоит в мысленном создании картины – иллюстрации. Это занимает меньше 15 секунд, но гарантирует великолепное извлечение информации в будущем – ребёнок легко и быстро вспомнит то, что он запомнил таким образом. Одно из таких упражнений можно провести в форме игры «Нарисуй слово или словосочетание». Объяснить ребёнку правила игры можно так: «Я буду говорить слова, а ты к каждому из них сделай какой – нибудь рисунок, то есть то, что ты представил, когда услышал данное слово, потом этот рисунок поможет тебе вспомнить слово. Постарайся рисовать побыстрее, иначе мы не успеем, слов у нас много. Не нужно, чтобы рисунки был хорошими, главное, чтобы ты посмотрел на них и сразу смог вспомнить слово».
Прочитайте ребёнку список слов. Вот примерный список: грузовик, тёмный лес, сильный человек, день, умная кошка, весёлая игра, капризный ребёнок, хорошая погода, наказание, интересная сказка. Ваш малыш по ходу к каждому слову создает рисунок – пиктограмму. Когда рисунки ко всем словам будут выполнены, предложите ребёнку заняться чем – нибудь другим.
Через час – полтора проверьте результаты – предложите вспомнить слова и словосочетания по рисункам. Такой способ запоминания практикуйте чаще, список слов может быть различным.
После того, как вы определили главное – правильно ли ваш ребёнок понял задание и у него всё получается, можете предложить ему прослушать простое стихотворение, например И. Михайлова «В огороде чучело» и после повторного чтения по ходу нарисовать рисунки:
В огороде чучело шляпу нахлобучило,
Рукавами машет – и как будто пляшет!
Это чучело – оно сторожить поставлено,
Чтобы птицы не летали, чтоб горошек не клевали.
Вот какое чучело шляпу нахлобучило,
Синий шарф на палке – пусть боятся галки!
Любой текст можно представить мысленными образами, перевести их в зрительные и изобразить в виде рисунков – пиктограмм.
Следует отметить, что детям очень нравится такая форма обучения, она дает прекрасные результаты.
Игры и упражнения для развития мелкой моторики пальцев рук, используемые в логопедической практике
Ткаченко Мария Александровна,
Логопед,Центр развития личности «Мега интеллект»
Республика Казахстан, город Павлодар
Еще в середине прошлого века было установлено, что уровень развития речи детей напрямую зависит от сформированности тонких движений пальцев рук. С анатомической точки зрения, около трети всей площади двигательной проекции коры головного мозга занимает проекция кисти руки, расположенная очень близко от речевой зоны. Поэтому развитие речи ребёнка неразрывно связано с развитием мелкой моторики.
Если координация движений соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы. Если же развитие движений пальцев отстаёт, то задерживается и речевое развитие, хотя общая моторика при этом может быть выше нормы.
М.М. Кольцова доказала, что движения пальцев рук стимулируют деятельность центральной нервной системы и ускоряют развитие речи ребенка. Таким образом, постоянная стимуляция зон коры головного мозга, отвечающих за мелкую моторику, является необходимым элементом в системе коррекции [2, с. 4].
Улучшать навыки мелкой моторики, тем самым оказывая положительное влияние на развитие речи, можно следующими способами:
игры с мелкими предметами (конструкторы, мозаика, пазлы, бусины, счетные палочки и т. п.);
занятия лепкой, рисованием, различными видами рукоделия;
развитие элементарных навыков самообслуживания (застегивание и расстегивание пуговиц, завязывание шнурков и т. п.);
упражнения на обведение контуров предметов, штриховку, раскрашивание, рисование по клеткам и трафаретам.
пальчиковые игры и пальчиковая гимнастика;
массаж и самомассаж пальцев и кистей рук.
Особое внимание хотелось бы уделить последним двум способам.
Массаж и самомассаж рук и пальцев является хорошим средством развития мелкой моторики детей, как дошкольного, так и школьного возраста. Цель проведения самомассажа – улучшение координации произвольных движений, восстановление ослабленных мышц, снятие излишнего напряжения.
Весь материал, в котором предполагаются движения (особенно рук), лучше усваивается в стихотворной форме, так как стихи дают возможность войти в ритм движения. Проговаривание, «оречевление» деятельности даёт больший эффект (включаются и слуховой, и речевой, и кинестетический анализаторы).
Самомассаж подушечек пальцев. Большой палец ставится на ноготь массируемого пальца, а остальные пальцы прижимают его подушечку снизу, разминая ее. На каждую строку осуществляется разминание одного пальца. После 5-й строчки – смена рук [1, с. 5].
Дети любят всех зверей: (большой)
Птиц, и ящериц, и змей, (указательный)
Пеликанов, журавлей, (средний)
Бегемотов, соболей, (безымянный)
Голубей и глухарей, (мизинец)
И клестов, и снегирей; (большой)
Любят горного козла, (указательный)
Обезьянку и осла, (средний)
Дикобраза и ежа, (безымянный)
Черепаху и ужа. (мизинец)
Пальчиковая гимнастика.
Немаловажное значение для развития мелкой моторики детей имеет и пальчиковая гимнастика.
Упражнение «Коготки» – сильное полусгибание и разгибание пальцев.
Упражнение «Кулак – ладонь». Руки вытянуты вперёд на уровне груди. Одна рука сжимается в кулак, другая выпрямленной ладонью вниз, затем положение рук меняется.
Артикуляционно-пальчиковая гимнастика.
Упражнения артикуляционной гимнастики в сочетании с одновременными движениями рук, имитирующими движения челюсти, языка оказывают благотворное влияние на чёткость произношения звуков, а также развивают мелкую моторику.
Упражнение «Иголочка». Рот открыт, язык лежит плоско у нижних резцов. Пальцы рук сжаты в кулак. На счет «раз» высунуть язык, напрячь его и сделать узким так, чтобы почувствовать напряжение в уздечке. Пальцы распрямляются, ладони параллельно столу. На счет «два» – вернуться в исходное положение [3, с. 17].
Игры с использованием нестандартного оборудования.
Кистевые эспандеры способствуют развитию мышечной силы кистей рук. Включение бельевых прищепок в самомассаж оказывает положительное влияние на развитие координации движений пальцев рук.
Самомассаж с прищепками. Для начала попробуйте выполнить упражнение сами. Прищепки должны быть не слишком тугими.
Бельевой прищепкой на ударные слоги стиха поочередно «кусаем» ногтевые фаланги: от указательного к мизинцу и обратно. После 1-го двустишия – смена рук.
Кусается сильно котенок-глупыш,
Он думает: это не палец, а мышь.
– Но я же играю с тобою, малыш!
– А будешь кусаться – скажу тебе «кыш»!
Упражнения с эспандерами. Даем ребенку кистевой эспандер в виде резинового кольца. Ребенок сжимает его на каждый ударный слог. После каждой строчки – смена рук.
Сжать кольцо поможет нам
Сила с волей пополам.
Станут пальчики сильнее,
А головушка – умнее!
К нетрадиционным методам развития мелкой моторики рук относятся: массаж с помощью шарика Су-Джок (с массажным кольцом) или аппликатора Кузнецова. Нетрадиционный материал предоставляет широкие возможности для тренировки мелких мышц кисти в различных видах деятельности, носящих игровой характер.
Самомассаж ладоней щеткой для волос или аппликатором Кузнецова. На каждый ударный слог осуществляются поглаживающие движения ладонями. Поверхности «иголочек» касаются не только пальцы, но и ладони. Направление движения – к себе.
Гладила мама – ежиха ежат:
«Что за пригожие детки лежат!»
Массаж шариками Су-Джок.
Пальчиковая игра «Игрушки»
Описание: упражнение выполняется сначала правой рукой, затем левой.
На большом диване в ряд
Игрушки Катины сидят:
(дети катают Су-Джок между ладоней)
Зайчик, мишка, Буратино,
Да веселый Чиполлино,
Пара сереньких мышат.
(поочередно катаем шарик Су-Джок к каждому
пальчику, начиная с большого)
Раз, два, три, четыре, пять.
Мы поможем нашей Кате
Все игрушки сосчитать.
(дети катают Су-Джок между ладоней).
Массаж пальцев эластичным кольцом. Дети поочередно надевают массажные кольца на каждый палец, проговаривая стихотворение пальчиковой гимнастики.
Раз – два – три – четыре – пять, (разгибать пальцы по одному)
Вышли пальцы погулять,
Этот пальчик самый сильный, самый толстый и большой.
Этот пальчик для того, чтоб показывать его.
Этот пальчик самый длинный и стоит он в середине.
Этот пальчик безымянный, он избалованный самый.
А мизинчик, хоть и мал, очень ловок и удал.
Таким образом, развивать мелкую моторику пальцев и координацию движений рук у детей дошкольного возраста можно используя различные виды деятельности. Применяя данные упражнения, мы добиваемся улучшения координации и точности движений рук и глаз, развиваем мышечную силу кистей рук. Сопровождение массажа и пальчиковых игр стихотворным текстом дает больший эффект (включаются и слуховой, и речевой, и кинестетический анализаторы).
Крупенчук О.И. Пальчиковые игры. СПб.: Литера, 2003.
Крупенчук О.И., Воробьёва Т.А. Исправляем произношение: Комплексная методика коррекции артикуляционных расстройств. СПб.: Литера, 2014.
Лазаренко О.И. Артикуляционно-пальчиковая гимнастика. Комплекс упражнений. М.: Айрис-пресс, 2011.
Развитие мелкой моторики у детей с нарушением речи
Ожидайте
Специалист свяжется с Вами сразу в рабочее время с
Пн – Пт с 10:00 – 19:00 МСК
Перезвоните мне
Ваш персональный менеджер: Екатерина
Ответственная и отзывчивая!
Тема нашей статьи достаточно актуальна так как моторика пальцев рук тесно взаимосвязана со всеми психическими процессами, в том числе и с речью.
Бесплатные занятия с логопедом
Тема нашей статьи достаточно актуальна так как моторика пальцев рук тесно взаимосвязана со всеми психическими процессами, в том числе и с речью. Так А.В. Сухомлинский отмечал: «. чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребёнок». И действительно, хорошо развитая мелкая моторика благотворно влияет на развитие всех психических сторон. Мелкая моторика – это двигательная деятельность, которая направлена на выполнение мелких движений кистями и пальцами рук и ног.
Такие учёные как М.М. Кольцова, Л.В. Антакова-Фомина, Е.И. Исенина считают, что развитие речи детей напрямую зависит от того, как сформированны тонкие движения пальцев рук.
Чтобы понять, как именно связаны речь и движение рассмотрим на три мозговых центра человека, которые отвечают за речь. «Центр Брока» или двигательный центр производит речь; в этом принимают участие органы речи. «Центр Вернике» или слуховой центр отвечает за восприятие речи, способность распознавать на слух. И благодаря третьим «ассоциативным» центрам человек продумывает, анализирует речевое высказывание. Это и есть процесс речи человека. При недостаточной двигательной активности происходит замедление развития функций речи.
Многие исследователи считают, что активность центра речи в оевом полушарии мозга обусловлена ведущей ролью руки в трудовой деятельности человека. Ф. Энгельс отмечает, что под влиянием труда и членораздельной речи развивается человеческий мозг.
Тесная взаимосвязь движений рук и речи прослеживалась в исследованиях М.И. Звонарёвой и Т.П. Хризман. В ходе исследования было обнаружено, что когда ребёнок выполняет ритмические движения пальцами, у него резко усиливается согласованная деятельность лобных и височных отделов мозга. Это означает, что от импульсов, поступающих от пальцев рук, формируются речевые области мозга.
При выполнении каких-либо движений принимают участие все анализаторы (зрительный, слуховой, тактильный и так далее). При этом не мало важную роль играет окружающая середа, её воздействие на ребёнка. Начиная с самого раннего возраста необходимо уделять внимание развитию как общей моторики, так и мелкой. Осуществление движений пальцами рук происходит с самого раннего возраста ребёнка и совершенствуются к шести годам жизни ребёнка. К этому возрасту он самостоятельно выполняет различные манипуляции с предметами.
Т.Б. Филичева отмечает, что несовершенства в развитии мелкой моторики детей с общим недоразвитием речи оказывают влияние на точность движений, их быстроту и переключаемость. Такой ребёнок не способен выполнять движения плавно и быстро, переключаться с одного действия на другое. Дети с общим недоразвитием речи затрудняются при дифференцировании движений рук; они не распознают некоторые предметы на ощупь (пальцевой гнозис).
При неврологическом обследовании у детей с общим недоразвитием речи выявляются следующие особенности: движения неловкие, недифференцированные; при переутомлении отмечаются синкенезии (содружественные движения); ошибаются в пространственной организации; движения скованные, не синхронные; отмечается тремор (быстрые движения пальцев рук); нарушен контроль собственных действий.
Так, дети с нарушениями речевого развития позднее детей с нормой развития речи начинают хватать и удерживать предметы, сидеть, ходить, прыгать на одной и двух ногах. Недоразвитие мелкой моторики обуславливает трудности при шнуровке, застёгивании и расстёгивании пуговиц, удерживании в правильном положении ложки и вилки.
У детей с общим недоразвитием речи вместе с плохой координацией движений отмечается чрезмерная двигательная активность, которая характеризуется размашистыми, сильными движениями. У детей с нарушением всех сторон речи есть сложности при взаимодействии анализаторов, то есть нарушена координация зрительно-моторная и слухо-моторная. Например, при срисовывании ребёнок с общим недоразвитием речи допускает много ошибок, искажает рисунок. Или при письме ребёнок пишет буквы неправильно.
При исследовании слухо-моторной координации движений дети с ОНР допускают много ошибок. Так, ребёнку даётся образец выполнения задания на слух – необходимо запомнить ритм отстукивания при отсутствии зрительного контроля и затем воспроизвести. В большинстве случаев дети или плохо справляются с подобным заданием или вовсе не прибегают к выполнению.
Движения рук детей с ОНР не согласованы, им может быть трудно выполнять движения сразу обеими руками. К примеру, во время собирания пирамидки ребёнок не может держать одной рукой основание, а другой рукой нанизывать на стержень кольца.
Так называемую пробу «кулак, ребро, ладонь» Н.И. Озерецкого дети выполняют с трудом. Смысл задания таков: ребёнку поочерёдно демонстрируют три разных положения рук на столе, которые последовательно меняются. Это ладонь на плоскости стола, кулак, ладонь ребром на поверхности. Ребёнку необходимо выполнить это задание совместно с педагогом, а затем воспроизвести то же самое самостоятельно. Как правило, дети с общим недоразвитием речи выполняют эту пробу медленнее, чем их сверстники, у которых речевое развитие в норме. К тому же они путаются в последовательности при выполнении задания, выполняют его неловко.
Детям с ОНР наиболее трудно выполнять задания в которых положение обоих рук изменяется одновременно. Они часто ошибаются, совершают лишние движения или сокращают их, могут воспроизводить одно и то же движение не меняя положения.
Особенности моторного развития хорошо заметны в изобразительном творчестве детей. Дети с общим недоразвитием речи плохо ориентируются на листе бумаги. Им трудно провести прямую линию, нарисовать мелкие детали, и это, в свою очередь, в дальнейшем сказывается на письме. Это заметно, когда ребёнок неверно пишет букву, искажает её; «съезжает» со строки при написании предложений.
Развитие мелкой моторики имеет огромное значение при обучении ребёнка с ОНР. При этом важно помнить о развитии всех компонентов, которые влияют на речевое развитие ребёнка. Так, необходимо тренировать координацию движений, пространственную координацию, двигательную память, произвольную моторику пальцев рук; нужно развивать динамический праксис, согласование движений рук и глаз.
Таким образом, мелкая моторика играет большую роль в развитии речи ребёнка. Особенно важно её развитие при обучении ребёнка с общим недоразвитием речи, ведь движение речь неразрывно связанны между собой.