Как избежать ошибок при формировании письменной речи

Семинар-практикум для родителей учащихся первых классов «Как избежать ошибок при формировании письменной речи?»

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение Белоярского района «Средняя общеобразовательная школа №3 г. Белоярский»

СЕМИНАР-ПРАКТИКУМ

ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ УЧАЩИХСЯ ПЕРВЫХ КЛАССОВ

«Как избежать ошибок

при формировании письменной речи?»

Учитель-логопед Гарипова З.А.

СЕМИНАР-ПРАКТИКУМ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ УЧАЩИХСЯ ПЕРВЫХ КЛАССОВ

«Как избежать ошибок при формировании письменной речи?»

Цель : познакомить родителей учащихся первых классов со способами предупреждения и преодоления трудностей при формировании письменной речи.

повысить компетентность родителей в вопросах предупреждения и преодоления школьных трудностей;

предоставить практические рекомендации;

получить обратную связь и предложения к дальнейшему партнерству учителя – логопеда и родителей учащихся первых классов.

Ожидаемый результат : родители получат практический опыт в вопросах предупреждения и преодоления трудностей при формировании письменной речи.

Здравствуйте, уважаемые родители! Сегодня, на семинаре-практикуме мы поговорим о том, как можно избежать ошибок при формировании письменной речи.

Овладение письменной речью – это сложная умственная деятельность, которая тре­бует определенной степени зрелости многих психических функ­ ций школьника.

Для нас взрослых, письмо – это что-то целое и связное. Давайте разберёмся, что такое письмо. Письмо – сложный навык и вид графомоторной деятельностию Техника письма требует согласованной работы различных анализаторов:

– речеслухового, помогающего произвести отбор нужного звука,

– речедвигательного, помогающего осуществлять проговаривание,

– двигательного, с помощью которого осуществляется мелкие движения мышц кисти и всей руки;

– зрительного, участвующего в подборе соответствующих графем.

Несформированность какой – либо из указанных функций может вызвать нарушение письма.

В понятие «письменная речь» в качестве равноправных входят чтение и письмо.

Русское письмо относится к алфавитным системам письма, т.е. звуки устной речи обозначаются определенными буквами.

Устная речь развивается в процессе практического общения ребенка со взрослыми, главным образом на основе подражания речи окружающих. Ни один ребенок не осознает тех способов, с помощью которых осуществляется его речь, его артикуляция еще долго остается неосознанной.

Овладение письмом требует обучения, последова­ тельного осознания всего процесса. Для говорящего ребенка на первом плане стоит содержание его речи, а ребенок, которому нужно написать слово, всегда имеет дело прежде всего со зву­ ками, из которых состоит слово, и с теми буквами, с помощью которых он должен его написать.

Пись­ мо и чтение тесно связаны друг с другом. У человека, только начинающего писать, на пер­ вом плане стоят следующие процессы: звуковой анализ слова, написание каждой отдельной буквы, сохранение нужного поряд­ ка их; пишущий опирается при этом на проговаривание того, что пишет.

Полноценное письмо должно быть быстрым, но одновременно точным, грамотным и разборчивым. Недостатки письма: замед­ ленность, неточность (пропуски, искажения), безграмотность (нарушение правил орфографии данного языка), неразборчи­ вость (неправильность или нечеткость написания букв).

Различные зоны головного мозга по-разному участвуют в речевом процессе. Поражение какого-либо его участка приводит к специфическим симптомам нарушения речевой деятельности, что находит отражение на письме.

Ученик первого класса должен уметь:

– повторять слоговые цепочки разной степени сложности (ба-па-ба, па-па-ба-ба);

– отбирать картинки на заданный звук;

– выделять первый, последний звуки в словах;

– определять последовательность и количество звуков в словах;

– синтезировать звуки речи в целое слово.

Мне бы хотелось, чтобы вы поставили себя на место учеников. Напишите левой рукой «Я учусь писать», а теперь, выскажите свои ощущения. Такие же трудности испытывают ваши дети.

Большинство родителей предполагают, что достаточно выучить с ребенком буквы, и он станет грамотно читать и писать. Однако знание букв не исключает серьезных затруднений у младших школьников при обучении грамоте. Как показывает практика, основной причиной является нарушение фонематического восприятия, несформированность навыков звукового анализа и синтеза.

Современный метод, которым пользуются учителя начальной школы, это звукобуквенный аналитико-синтетический метод. Это означает, что в процессе овладения чтением и письмом дети знакомятся сначала со звуками, а лишь затем с буквами, которые их обозначают. Ведь письмо это перевод звуков речи в буквы, а чтение это перевод букв в звучащую речь. Данный метод предполагает разделение связной речи на предложения, предложений – на слова, слов – на слоги, слогов на звуки (анализ), и наоборот, объединение звуков в слоги, слогов – в слова, слов – в предложения.

Согласно аналитико-синтетическому методу обучения ребенок сначала осваивает навык анализа речи, а затем навык синтеза речевых единиц. То есть, для того чтобы грамотно писать и читать, ребенку необходимо представлять, что предложения состоят из слов, слова состоят из слогов, слоги из звуков, а звуки в слове расположены в определенной последовательности. Навык чтения формируется у ребенка после того, как он учиться сливать, объединять звуки в слоги и слова.

Читайте также:
Влияние психомоторного развития на высшие психические функции

Таким образом, если мы хотим, чтобы ребенок усвоил чтение и письмо легко и избежал в дальнейшем многих ошибок, его необходимо учить звуковому анализу и синтезу.

Под звуковым анализом понимают определение порядка звуков в слове, определение характеристики каждого звука в слове.

Звуковой синтез – это соединение звуков в слова.

В свою очередь, звуковой анализ и синтез основывается на фонематическом восприятии. Фонематическое восприятие – это способность воспринимать и различать фонемы (звуки речи) и определять звуковой состав слова. Нарушенное фонематическое восприятие тормозит, усложняет формирование навыков звукового анализа и синтеза. Без специального обучения, без помощи взрослых детям сложно освоить звуковой анализ и синтез. Задача логопеда и родителей – оказать детям максимальную помощь.

Часто взрослые, обучая ребенка звуковому анализу или чтению, допускают ошибки: путают понятия «звук» и «буква», предлагают для анализа или чтения слишком сложные слова и др. Для того, чтобы избежать таких ошибок, родителям необходимо владеть следующими знаниями.

– Для ребенка, который не умеет читать, слово состоит из звуков (а не из букв).

Звуки мы произносим и слышим, а буквы мы пишем и видим, читаем. В русском алфавите 33 буквы, а звуков – 42. В русском языке нет полного соответствия между звуками и буквами. Звуковой анализ слов часто отличается от написания слов. Слова, которые мы пишем и произносим по разному, не следует выбирать для звукового анализа, чтобы не создавать ребенку трудностей. При звуковом анализе слово представляется детям в виде цветной схемы. При составлении звуковых схем слов нужно опираться не на написание слова, а на его звучание и произношение. Например, в слове огурец первый звук /а/, а в слове сад последний звук /т/.

Предлагаю поиграть в игры на развитие звукового анализа и синтеза!

ЗВУКОБУКВЕННЫЙ АНАЛИЗ:

Дидактическая игра «Путеводитель» .

Цель: развитие умения определять и называть гласные звуки в словах.

Оборудование: картинки, обозначающие слова – предметы.

Содержание игры: Участники игры получают картинки, произносят их названия – слова и отвечают , какие гласные звуки «живут» в них.

Дидактическая игра «Расшифруй слово»

Цель: развитие умения определять начальный звук в слове, соотносить его с буквой; учить читать слова разного слогового состава.

Оборудование: карточки с картинками.

Содержание игры: Участникам говориться о том, что на карточках зашифрованы слова. Чтобы их разгадать, нужно определить какой первый звук в слове и записать или выложить соответствующую букву. Затем прочитать слово.

Дидактическая игра «Светофор».

Цель: развитие умения определять место звука в слове.

Оборудование: бумажная полоска, разделённая на три части: красная левая часть – начало слова, средняя жёлтая – середина слова, зелёная правая – конец слова.

Содержание игры: Логопед называет слово. В зависимости от того, где слышится заданный звук в слове, участники ставят фишку на красную, жёлтую, зелёную часть полоски.

ЗВУКОБУКВЕННЫЙ СИНТЕЗ:

Дидактическая игра «Лишняя буква».

Цель: развитие звуко-буквенного анализ и синтеза, развитие зрительно пространственной ориентировки, развитие зрительно-моторной координации.

Оборудование: Картинки, в окружении букв.

Содержание игры: Участники называют, что изображено на картинке, затем соединяют последовательно все буквы, составляя слово, находят лишнюю букву и зачеркивают её.

Дидактическая игра «Слова рассыпались»

Цель: Развитие звукобуквенного синтеза умения, умения составлять слова из предложенных букв.

Оборудование: Карточки со словами с переставленными буквами.

Содержание игры: Участники должны расставить слова в правильном порядке и составить слова.

Дидактическая игра «Разнобуквица»

Цель: развитие звукового синтеза, умения выделять в словах заглавные и прописные буквы и составлять из них слова.

Оборудование: Карточки со словами.

Содержание игры: Участники должны найти все большие буквы и составить слово, затем найти все маленькие буквы и составить слово.

Чтение – это сложный психофизиологический процесс. Основу процесса чтения составляет триединство следующих психофизиологических компонентов:

Зрительное восприятие графического образа слова. Уметь читать – это значит, прежде всего, уметь по буквам догадываться о тех словах, которые ими обозначаются. Чтение начинается только с того момента, когда человек, смотря на буквы, оказывается в состоянии произнести, или вспомнить, определенное слово, соответствующее сочетанию этих букв.

Воспроизведение звукового образа слова. Когда человек читает, он имеет дело с буквенной записью слова или предложения. Задача любого чтения в конечном счете состоит в том, чтобы понять читаемый текст, что предполагает понимание значения каждого слова. Но носителем значения слова является его звуковая (а не буквенная) форма. Это вполне понятно: ведь ребенок понимает слова задолго до того, как научится читать. Чтение – это и есть восстановление звуковой формы, звукового образа слова на основе его буквенной записи (Д.Б. Эльконин).

Читайте также:
Как подготовить ребёнка к письму и изучению родного языка

Понимание значения слова. Каждое слово, прочитанное нами, может вызывать в нашем сознании какие-нибудь изменения, которыми определяется понимание нами этого слова. В одном случае в нашем сознании возникает определённый, более или менее яркий образ, в другом – какое-нибудь чувство, желание или отвлечённый логический процесс, в третьем и то, и другое вместе, в четвертом – никакого образа и чувства, а только лишь простое повторение воспринятого слова или, быть может, другое слово, с ним связанное.

Мотивом чтения является потребность. У младшего школьника, овладевающего чтением, вначале возникает потребность научиться читать, т. е. освоить звуковую систему и сам процесс чтения – возникновения из букв слова. Это вызывает у него интерес. Освоив первоначальное чтение (грамоту), ученик меняет мотив чтения: ему интересно понять, какая мысль кроется за словами. По мере развития чтения мотивы усложняются и школьник читает с целью узнать какой-то конкретный факт, явление; даже появляются более сложные потребности, например, познать мотив поступка героя, чтобы оценить его; найти главную мысль в научно-популярном тексте и т. д.

Чтение непосредственно связано и с устной речью. С помощью устной речи отрабатывается выразительность чтения; при чтении используются средства речевой выразительности, а также связная устная речь для передачи содержания текста и общения между читающими.

Как же сформировать навык чтения, чтобы обеспечить в дальнейшем успешное обучение? С чего начать?

Прежде всего определяю факторы, мешающие быстрому чтению:

1. Регрессия – возвратные движения глаз с целью повторного чтения уже прочитанного. Этот недостаток самый распространенный.

2. Малое поле зрения (участок графической информации, воспринимаемый глазами за одну фиксацию)

4. Неумение найти главное в тексте.

5. Отсутствие внимания.

В процессе обучения чтения можно применять специальные приемы и упражнения, влияющие на технику чтения, осмысление, выразительность:

Упражнения, направленные на развитие четкости произношения:

Предлагаю выполнить упражнения, направленные на развитие артикуляционной подвижности речевого аппарата.

Цель: тренировать артикуляционный аппарат, работать над дыханием и дикцией, совершенствовать произношение гласных и согласных звуков.

Упражнение 1. «Работа с гласными звуками».

Участники сначала просто прочитывают гласные, а затем читают, обращая внимание на ударение.

Упражнение 2. «Работа с согласными звуками».

Участники должны четко произносить каждый звук, а затем произносить их как можно быстрее.

Упражнения, вырабатывающие внимание к слову, правильное чтение:

Упражнение 1. « Путешествие в слово».

Цель: развитие умения различать границы слова.

Содержание упражнения: Участники читают слова, где последняя буква одного слова является началом следующего.

Упражнение 2. «Собери слова».

Цель: развитие звукослогового синтеза.

Содержание упражнения: Участники соединяют слоги и буквы в целые слово, читают составленное слово.

Упражнение 3. «Шифрограмма».

Цель: развитие умения находить и правильно прочитать слово среди букв.

Содержание упражнения: Участники ищут, какое слово спрятано среди букв.

АОРТМУБЛИСАМЕШУЛОВЦЮ

СВОСНЕГОРШМОИНЕЙЧУВЖС

Упражнения, развивающие скорость чтения.

Предлагаю выполнить упражнения, направленные на развитие техники чтения.

Упражнение «Шерлок»

Цель: развитие техники чтения, зрительной памяти, увеличения обзора зрения.

Содержание упражнения: На листе бумаги написаны слова.

рама, кисель, ложка, стул, конь, золото, мыло, ручка, мышь, рот, колено, собака, лето, озеро, рак

Ведущий называет слово и просит ребенка его найти.

Каждое следующее слово будет находиться быстрее предыдущего. Так как, пытаясь найти одно слово, школьник будет по пути читать и другие, и запоминать, где они находятся.

Упражнение «Эх, раз! Еще раз!»

Цель: развитие скорости чтения.

Оборудование: секундомер, текст для чтения.

Содержание упражнения: Школьник читает текст в течение 1 минуты. Когда минута закончилась, ребенок останавливается. Ведущий отмечает то место, где остановились. Делается небольшой перерыв, затем ученик прочитает этот же текст еще раз. Через минуту делается еще отметка. С каждым разом скорость чтения будет увеличиваться

Что это нам дает? Увеличение скорости чтения. И мотивация ребенка. Он сам увидит, что способен на большее.

Таким образом, уважаемые родители, так как овладение письмом и чтением требует последова­ тельного обучения, считаю, что использование игр и упражнений со своими детьми по развитию навыков правильного чтения и письма, процесс формирования письменной речи будет протекать легче и быстрее.

Подведение итогов семинара-практикума.

Организация рефлексии «Мое участие в семинаре-практикуме».

Цель: конкретизировать, уточнить, обобщить знания родителей, полученные в результате семинара-практикума.

Оборудование: Карточки с напечатанными предложениями.

– Сейчас я предлагаю вам закончить предложения, тем самым высказать, свое отношение к семинару :

Во время семинара я поняла , что…

Самым полезным для меня было…

Читайте также:
Здоровое питание и развитие речи

Мне не понравилось…

На следующем семинаре я хотела бы…

Использованные источники

Заика Е.В. Упражнения для формирования навыка чтения у младших школьников. – Вопросы психологии. – 1995. – № 6.

Зегебарт Г.М. Учение без мучения. Коррекция дисграфии. – М., Генезис, 2007 .

Костромина С.Н., Нагаева Л.Г. Как преодолеть трудности в обучении чтению. – М.: Ось-89,

2004. – 240 с. (Практическая психология).

Новоторцева Н.В. Первые шаги в освоении чтения. – Санкт-Петербург, Каро, 2005.

Как избежать ошибок при формировании письменной речи

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ДЕТСКИЙ САД № 45 «УЛЫБКА»

Как избежать ошибок при формировании

письменной речи

Подготовила:

воспитатель 1 квалификационной категории

г. Норильск

Когда мы говорим о письменной речи, противопоставляя ее устной, то имеем в виду не только письмо, но и чтение.

Письменная речь, в отличие от устной речи, формируется только в условиях обучения.

Чтобы понять механизмы возникновения нарушений письменной речи, необходимо разобраться, что управляет процессами чтения и письма, куда собираются все ниточки, по которым идет команда делать то или другое.

Все эти сложные перешифровки происходят в теменно-затылочно-височной области головного мозга и окончательно формируются на 10 – 11-м году жизни.

Процесс становления чтения и письма сложен. В нем участвуют четыре анализатора:

    Речедвигательный, который помогает осуществлять артикулирование, то есть наше произношение; Речеслуховой, который помогает произвести отбор нужной фонемы (звука); Зрительный, который подбирает соответствующую графему (букву); Двигательный, с помощью которого осуществляется перевод графемы в кинему (совокупность определенных движений, необходимых для записи).

Письмо начинается с мотива, побуждения, программирования – этот уровень, как и контроль, обеспечивается лобными долями коры головного мозга. Вся информация удерживается в памяти с помощью
деятельности целостной системы головного мозга.
Исходя из вышесказанного, мы видим, что процесс письма и чтения
является многоуровневым и только при согласованной работе всех
анализаторов, при сохранности определенных структур головного
мозга будет обеспечено успешное овладение письменной речью
(письмом и чтением).

Известно, что человек обладает тремя видами слуха: физическим для различения шума дождя, ветра и т. п.; музыкальным, погружающим в
мир мелодий, и речевым для понимания сказанного, отличия одного
звука от другого (гласный от согласного, твердый от мягкого, звонкий
от глухого), определения разницы между словами дочка – точка, уголь
– угол и т. п.

Необходимо упомянуть и о способности человека к распознанию
звуков речи – это фонематический слух. В ходе специального
обучения ребенок учится звуковому анализу и синтезу слов –
фонематическому восприятию.

Занимаясь с ребенком дома, как же можно научить ребенка слышать звуки речи и выполнять звуковой анализ и синтез. (Родителям даются рекомендации по развитию фонематического слуха и восприятия
детей). Опора на тактильные ощущения при анализе звуков:
предложите ребенку поставить руку на горло, закрыть уши. При
произнесении звонкого звука рука на горле должна ощущать
вибрацию, дрожание голосовых связок.

    Систематическое повторение слоговых цепочек: да-та-да, та-та-да. Использование графических обозначений звуков. Определение места звука в слове: звук в начале, середине, конце
    слова, (к____, __к__, ____к). Выполнение позиционного анализа: между, после, перед каким звуком стоит заданный звук в слове. Перечисление всех звуков по порядку. Определение количества
    звуков в слове. Звукобуквенный анализ слов Придумывание слова по заданной схеме. Придумывание слова из четырех звуков, придумывание слова с
    заданным звуком.

Двигательный анализатор

В школе очень важен показатель развития мелкой моторики. При его недоразвитии в тетрадях детей наблюдается следующая картина:

    дрожание линии; быстрое наступление мышечного утомления; небрежное выполнение письменных работ.

Для развития мелкой моторики можно использовать:

    Пальчиковые упражнения. Упражнение на межполушарное взаимодействие «Кулак – ребро –
    ладонь». Выполняется сначала правой рукой, потом – левой, затем –
    двумя руками вместе. Повторять 8-ю раз. При затруднениях в
    выполнении дети могут помочь себе командами «кулак – ребро –
    ладонь», произнося их вслух или про себя. «Ладонь – кулак», «Нос –
    ухо». Изготовление буквы из различного материала. Например, из
    бумаги методом «обрывания» сделать строчную или заглавную букву.
    Либо выложить букву из ниток, крупы.

Если у ребенка в речи имеются нарушения звукопроизношения, то
они могут отразиться на письме. Ребенок с нарушением
звукопроизношения, опираясь на свое дефектное произношение,
фиксирует его на письме: «Как говорю, так и пишу».

Родительское собрание «Трудности в процессе формирования письменной речи»

Татьяна Кузнецова
Родительское собрание «Трудности в процессе формирования письменной речи»

Трудности в процессе формирования письменной речи

Хороший, ясный выговор, такой,

чтобы каждый из звуков был слышен,

и чуткое ухо в различении этих звуков —вот главное основание правописания.

Читайте также:
Развивающие сенсорные игры для развития речи

• Оказывать помощь родителям в своевременной диагностике и предупреждении дисграфии у детей, давать необходимые рекомендации.

• Обозначить проблемы, возникающие при письме у младших школьников.

• Знакомить с данными логопедического обследования.

• Разъяснять причины возможных нарушении письменной речи.

Цветной лист бумаги; бархатная бумага и ниточка; образцы диктантов детей; текст со скороговорками.

Родителям предлагается выбрать бабочку синего, зеленого, желтого, красного цвета, которые помогут им разделиться на подгруппы.

Сообщение темы родительского собрания

Логопед. Добрый вечер, позвольте начать заседание круглого стола Трудности в процессе формирования письменной речи (слайд 1)

Сегодня выя предлагаю обсудить такие вопросы : «Что такое письмо, «Как избежать тех или иных ошибок при формировании письменной речи(слайд 2)

Логопед. Еще совсем недавно было 1 сентября, праздничный радостный день. Но прошел сентябрь и многие толкнулись с рядом проблем. Мне бы хотелось, чтобы вы поставили себя на место своих детей и почувствовали, как им сейчас трудно.

Напишите левой рукой «Я учусь писать» (для правшей).Попрошу вас высказать свои ощущения: что вы испытывали при написании фразы в не привычных для себя условиях.

Высказывания родителей.

Вот такие же трудности испытывают ваши дети в период обучения письму.

что же такое «письмо»?

Логопед. Для нас, взрослых, письмо — это что-то целое и связное. Прежде чем говорить о помощи, давайте, не вдаваясь в специфическую терминологию, попробуем разобраться, что такое письменная речь: как формируется, что управляет процессами письма, куда собираются все ниточки, по которым идет команда делать то или другое? (слайд 3)

Письмо — сложный навык и вид графомоторной деятельности. Техника письматребует согласованной работы различных анализаторов: (слайд 4)

— речеслухового, помогающего произвести отбор нужного звука;

речедвигателъного, помога ющего осуществлять проговаривание;

— двигательного, с помощью которого осуществляются мелкие движения мышц кисти и всей руки;

— зрительного, участвующего в подборе соответствующих графем (букв).

Несформированность какой-либо из указанных функций может вызвать нарушение письма.

Известно,что человек обладает тремя видами слуха: физическим для различения шума дождя, жужжания пчелы, шума ветра и т. п. ; музыкальным, погружающим в мир мелодий, и речевым для понимания сказанного, отличия одного звука от другого (гласный от согласного, твердый от мягкого, звонкий от глухого, определения разницы между словами дочка — точка, уголь — угол и т. п. Необходимо упомянуть и о способности человека к распознанию звуков речи — это фонематический слух. В ходе специального обучения ребенок учится звуковому анализу и синтезу слов — фонематическому восприятию.

Ребенок 6 лет может:

— повторять слоговые цепочки разной степени сложности (ба-па-ба, по-па-ба-па и др.);

— отбирать картинки на за данный звук;

— выделять первый, последний звуки в словах;

— определять последовательность и количество звуков в словах;

— синтезировать звуки речи в целое слово (м-и-р).

На основе этих показателей строится диагностика фонематического слуха и восприятия у первоклассников. (слайд 5)

Ошибки, свидетельствующие о нарушении фонематического слуха и восприятия.К ним относятся:

• замена звонких и глухих согласных;

• замена твердых и мягких согласных;

• пропуски гласных, согласных букв;

• перестановки букв, слогов;

• несоблюдение границ предложений. (слайд 6) (слайд 7)

Рекомендации по развитию фонематического слуха и восприятия детей. (слайд 8)

1.Опора на тактильные ощущения при анализе звуков: предложите ребенку по-ставить руку на горло, закрыть уши. При произнесении звонкого звука рука на горле должна ощущать вибрацию, дрожание голосовых связок.

2.Систематическое повторение слоговых цепочек: да- та-да, та-та-да.

Ссылки. Если ребенку трудно учиться ПРОБЛЕМЫ В ОБУЧЕНИИ[cut=Читать далее. ]http://www.zrpress.ru/2002/097/p012.htm “Если ребенок не тянет учебу, нельзя его за это ругать,.

Тематический план по обучению грамоте. Полетаева Маргарита Сергеевна, воспитатель высшей квалификационной категории, МБДОУ МО г. Краснодар «Детский сад общеразвивающего вида №.

Типы и виды речевых ошибок в русском языке: примеры и исправления

Речевые ошибки случаются у каждого, если не во взрослом, то в детском возрасте. Возникают они, когда не соблюдаются лексические, либо стилистические языковые нормы.

Это отдельная категория наряду с грамматическими, этическими, орфографическими, логическими, фактическими, пунктуационными ошибками русского языка.

О том, какие бывают речевые ошибки, как их не допускать в своей речи, мы и поговорим.

Что такое речевая ошибка

Речевая ошибка — это неправильное употребление слов. В отличие, например, от грамматической, ее можно увидеть только в контексте.

Ошибки делают нашу речь неточной, некрасивой и даже непонятной.

Это может быть неправильное применение синонимов, антонимов, омонимов, неудачное употребление выразительных средств, неуместное использование диалектизмов, жаргонизмов, а также плеоназм (наличие в высказывании слов, имеющих одно и то же значение) и тавтология (повторение одинаковых или однокоренных слов).

Читайте также:
Развитие речевого дыхания - приемы и упражнения

Для наглядности классификация речевых ошибок по видам, с примерами и исправлениями, представлена в таблице:

Вот еще показательные примеры предложений с речевыми ошибками:

  • Ему захотелось заглянуть на небо (неразличение оттенков значения слова, вносимых приставкой или суффиксом, правильно-взглянуть).
  • Мы назначили встречу после дождичка в четверг (искажение образного значения фразеологизма в неудачно сформулированном контексте).
  • Прозвучал не грустный, но и не минорный мотив (неверное построение антитезы и выбор антонимов).
  • В этом пространстве располагался офис (ошибочный выбор синонима, правильно-помещение).
  • Этот писатель написал много замечательных рассказов (тавтология — повторение близких по смыслу слов).
  • Дождь шел всю ночь. Дождь даже не собирался заканчиваться (неоправданные повторения слова).
  • Когда я вышел на улицу, то встретил своих друзей. Когда мы поболтали, я пошел в школу (однообразие в составлении предложений).

Если умные взрослые способны контролировать свою речь, то у детей это процесс иного рода. Богатый русский язык дает широкий простор для неуемной детской фантазии и творчества.

Детское словотворчество, результат которого хоть и не соответствует языковым нормам, но в полной мере раскрывает, по словам К. И. Чуковского, творческую силу ребенка, его поразительную чуткость к языку.

Особенно часто речевые ошибки можно встретить у младших школьников. Окунаясь с головой в процесс познания, они допускают их, не задумываясь, на ходу исправляют, совершают новые и так постигают все премудрости родного языка.

Самые распространенные у них ошибки в речи — это:

  • неправильное склонение по падежам (исполнение мечт);
  • неверное употребление слов во множественном или единственном числе (одна качель);
  • произвольное словообразование (дватый вместо второй);
  • неточное использование предлогов (ходили в концерт).

В целом, допускаемые учащимися речевые ошибки можно подразделить на типы: лексико — стилистические, морфолого — стилистические, синтаксисо — стилистические.

Лексико-стилистические ошибки

К ним относятся повторения слов, употребление их в неточном значении, использование просторечий. Например:

  • Ежик смешно пыхтел. Витя налил ежику молока. В комнату забежала собака, и ежик свернулся клубком.
  • Мама одела плащ и пошла на работу.
  • Полкан плелся взади.

Морфолого-стилистические ошибки

В этой группе — неправильно образованные слова. Например:

  • он хотит;
  • это ихний;
  • работают малярщики;
  • идут трудящие;
  • крыша текет;
  • много делов.

Синтаксисо-стилистические ошибки

Эти ошибки встречаются в словосочетаниях и предложениях из-за перестановки слов, несогласованности между словами, неправильных границ, неверного употребления местоимения. Например:

  • Только под ногами шелестела листва.
  • Вся компания дружно встретили Новый Год.
  • Когда ребята пришли к реке. Там было много народу.
  • Папа, когда пришел домой, он был очень уставшим.

Причины речевых ошибок

Почему мы совершаем ошибки в своей речи?

Причинами речевых ошибок принято считать:

  • влияние среды;
  • низкий уровень речевых навыков;
  • индивидуальные особенности речи.

Речь окружающих оказывает влияние и на нашу речь. Это может быть диалектная, просторечная лексика (одежа, скипятить, послабже), а также не всегда соответствующая нормам литературного языка речь средств массовой информации.

Неправильное употребление лексических средств выразительности, непонимание значения употребляемых слов, склонение несклоняемых существительных и неверное согласование с ними прилагательных, ошибки типа “масло масляное”, несочетаемые слова — все это говорит о невысоком уровне речевых навыков.

Индивидуальные особенности речи, связанные с отклонением от норм литературного словоупотребления, могут выражаться в неуместном повторении какого-либо слова или выражения, склонности к использованию иностранных слов в разговоре, постоянном проглатывании слов в предложениях.

Как избежать ошибок в речи

Чтобы ваша речь не резала слух окружающим, попробуйте следующее:

  1. Изучите разные виды речевых ошибок и постарайтесь от них избавиться.
  2. Если у вас есть сомнение в правильности того или иного высказывания, лучше переформулируйте его.
  3. Если вам предстоит речь перед аудиторией, уточните все сомнительные моменты с помощью словарей, толкового, орфоэпического, сочетаемости слов русского языка, антонимов, синонимов, омонимов, иностранных слов и др.
  4. Больше читайте художественную литературу.
  5. Общайтесь с образованными людьми, культуре речи которых можно поучиться.

А самое главное — не оставайтесь равнодушными к качеству своей речи, меняйтесь, стремитесь к лучшему.

Так ли важно соблюдать культуру речи

Небрежная речь, изобилующая ошибками, как и неряшливость в одежде, производит неблагоприятное впечатление. Согласитесь, что человеку с такими качествами, трудно избегать помех в общении, выстраивать гармоничные отношения с окружающими.

И, напротив, овладение культурой речи позволяет повысить уровень любой сферы жизни, будь то карьера, семья или саморазвитие. Через речь проявляются культивируемые человеком ценности: нравственные, научные, философские.

Услышав, как человек говорит, можно сразу понять, с кем имеешь дело. Уважение к себе и к окружающим — это тоже о культуре речи.

Читайте также:
Как помочь ребенку правильно писать слова

Как говорит! Хотите слышать такое в свой адрес? Работайте над ошибками. 🙂

Речевые ошибки: виды, причины, примеры

Речь – это канал развития интеллекта,
чем раньше будет усвоен язык,
тем легче и полнее будут усваиваться знания.

Николай Иванович Жинкин,
советский лингвист и психолог

Речь мыслится нами как абстрактная категория, недоступная для непосредственного восприятия. А между тем это – важнейший показатель культуры человека, его интеллекта и мышления, способ познания сложных связей природы, вещей, общества и передачи этой информации путём коммуникации.

Очевидно, что и обучаясь, и уже пользуясь чем-либо, мы в силу неумения или незнания совершаем ошибки. И речь, как и другие виды деятельности человека (в которых язык – важная составляющая часть), в данном отношении не является исключением. Ошибки делают все люди, как в письменной, так и в устной речи. Более того, понятие культуры речи, как представление о «речевом идеале», неразрывно связано с понятием речевой ошибки. По сути это – части одного процесса, а, значит, стремясь к совершенству, мы должны уметь распознавать речевые ошибки и искоренять их.

Что такое ошибки в языке? Зачем говорить грамотно?


Сто лет назад человек считался грамотным, если он умел писать и читать на родном языке. Сейчас грамотным называют того, кто не только читает и говорит, но и пишет в соответствии с правилами языка, которые нам дают филологи и система образования. В устаревшем смысле мы все грамотные. Но далеко не все из нас всегда правильно ставят знаки препинания или пишут трудные слова.

Виды речевых ошибок

Сначала разберёмся с тем, что такое речевые ошибки. Речевые ошибки – это любые случаи отклонения от действующих языковых норм. Без их знания человек может нормально жить, работать и настраивать коммуникацию с другими. Но вот эффективность совершаемых действий в определённых случаях может страдать. В связи с этим возникает риск быть недопонятым или понятым превратно. А в ситуациях, когда от этого зависит наш личный успех, подобное недопустимо.

Автором приведённой ниже классификации речевых ошибок является доктор филологических наук Ю. В. Фоменко. Его деление, по нашему мнению, наиболее простое, лишённое академической вычурности и, как следствие, понятное даже тем, кто не имеет специального образования.

Виды речевых ошибок:

Примеры и причины возникновения речевых ошибок

С. Н. Цейтлин пишет: «В качестве фактора, способствующего возникновению речевых ошибок, выступает сложность механизма порождения речи». Давайте рассмотрим частные случаи, опираясь на предложенную выше классификацию видов речевых ошибок.

Произносительные ошибки

Произносительные или орфоэпические ошибки возникают в результате нарушения правил орфоэпии. Другими словами, причина кроется в неправильном произношении звуков, звукосочетаний, отдельных грамматических конструкций и заимствованных слов. К ним также относятся акцентологические ошибки – нарушение норм ударения. Примеры:

Произношение: «конечно» (а не «конешно»), «пошти» («почти»), «плотит» («платит»), «прецендент» («прецедент»), «иликтрический» («электрический»), «колидор» («коридор»), «лаболатория» («лаборатория»), «тыща» («тысяча»), «щас» («сейчас»).

Неправильное ударение: «зво́нит», «диа́лог», «до́говор», «ката́лог», «путепро́вод», «а́лкоголь», «свекла́», «феноме́н», «шо́фер», «э́ксперт».

Лексические ошибки

Лексические ошибки – нарушение правил лексики, прежде всего – употребление слов в несвойственных им значениях, искажение морфемной формы слов и правил смыслового согласования. Они бывают нескольких видов.

Употребление слова в несвойственном ему значении. Это самая распространённая лексическая речевая ошибка. В рамках этого типа выделяют три подтипа:

  • Смешение слов, близких по значению: «Он обратно прочитал книжку».
  • Смешение слов, близких по звучанию: экскаватор – эскалатор, колос – колосс, индианка – индейка, одинарный – ординарный.
  • Смешение слов, близких по значению и звучанию: абонент – абонемент, адресат – адресант, дипломат – дипломант, сытый – сытный, невежа – невежда. «Касса для командировочных» (нужно – командированных).

Словосочинительство. Примеры ошибок: грузинец, героичество, подпольцы, мотовщик.

Нарушение правил смыслового согласования слов. Смысловое согласование – это взаимное приспособление слов по линии их вещественных значений. Например, нельзя сказать: «Я поднимаю этот тост», поскольку «поднимать» значит «перемещать», что не согласовывается с пожеланием. «Через приоткрытую настежь дверь», – речевая ошибка, потому что дверь не может быть и приоткрыта (открыта немного), и настежь (широко распахнута) одновременно.

Сюда же относятся плеоназмы и тавтологии. Плеоназм – словосочетание, в котором значение одного компонента целиком входит в значение другого. Примеры: «май месяц», «маршрут движения», «адрес местожительства», «огромный мегаполис», «успеть вовремя». Тавтология – словосочетание, члены которого имеют один корень: «Задали задание», «Организатором выступила одна общественная организация», «Желаю долгого творческого долголетия».

Фразеологические ошибки

Фразеологические ошибки возникают, когда искажается форма фразеологизмов или они употребляются в несвойственном им значении. Ю. В. Фоменко выделяет 7 разновидностей:

  • Изменение лексического состава фразеологизма: «Пока суть да дело» вместо «Пока суд да дело»;
  • Усечение фразеологизма: «Ему было впору биться об стенку» (фразеологизм: «биться головой об стенку»);
  • Расширение лексического состава фразеологизма: «Вы обратились не по правильному адресу» (фразеологизм: обратиться по адресу);
  • Искажение грамматической формы фразеологизма: «Терпеть не могу сидеть сложив руки». Правильно: «сложа»;
  • Контаминация (объединение) фразеологизмов: «Нельзя же все делать сложа рукава» (объединение фразеологизмов «спустя рукава» и «сложа руки»);
  • Сочетание плеоназма и фразеологизма: «Случайная шальная пуля»;
  • Употребление фразеологизма в несвойственном значении: «Сегодня мы будем говорить о фильме от корки до корки».

Морфологические ошибки

Морфологические ошибки – неправильное образование форм слова. Примеры таких речевых ошибок: «плацкарт», «туфель», «полотенцев», «дешевше», «в полуторастах километрах».

Синтаксические ошибки

Синтаксические ошибки связаны с нарушением правил синтаксиса – конструирования предложений, правил сочетания слов. Их разновидностей очень много, поэтому приведём лишь некоторые примеры.

  • Неправильное согласование: «В шкафу стоят много книг»;
  • Неправильное управление: «Оплачивайте за проезд»;
  • Синтаксическая двузначность: «Чтение Маяковского произвело сильное впечатление» (читал Маяковский или читали произведения Маяковского?);
  • Смещение конструкции: «Первое, о чём я вас прошу, – это о внимании». Правильно: «Первое, о чём я вас прошу, – это внимание»;
  • Лишнее соотносительное слово в главном предложении: «Мы смотрели на те звёзды, которые усеяли всё небо».

Орфографические ошибки

Этот вид ошибок возникает из-за незнания правил написания, переноса, сокращения слов. Характерен для письменной речи. Например: «сабака лаяла», «сидеть на стули», «приехать на вогзал», «русск. язык», «грамм. ошибка».

Пунктуационные ошибки

Пунктуационные ошибки – неправильное употребление знаков препинания при письме.

Читайте также:
Как попасть в логопедический детский сад

Стилистические ошибки

Этой теме мы посвятили отдельный материал.

Пути исправления и предупреждения речевых ошибок

Как предупредить речевые ошибки? Работа над своей речью должна включать:

  1. Чтение художественной литературы.
  2. Посещение театров, музеев, выставок.
  3. Общение с образованными людьми.
  4. Постоянная работа над совершенствованием культуры речи.

Онлайн-курс «Русский язык»

Речевые ошибки – одна из самых проблемных тем, которой уделяется мало внимания в школе. Тем русского языка, в которых люди чаще всего допускают ошибки, не так уж много — примерно 20. Именно данным темам мы решили посвятить курс «Русский язык». На занятиях вы получите возможность отработать навык грамотного письма по специальной системе многократных распределенных повторений материала через простые упражнения и специальные техники запоминания.

Источники

  • Беззубов А. Н. Введение в литературное редактирование. – Санкт-Петербург, 1997.
  • Савко И. Э. Основные речевые и грамматические ошибки
  • Сергеева Н. М. Ошибки речевые, грамматические, этические, фактологические…
  • Фоменко Ю. В. Типы речевых ошибок. – Новосибирск: НГПУ, 1994.
  • Цейтлин С. Н. Речевые ошибки и их предупреждение. – М.: Просвещение, 1982.

Отзывы и комментарии

А теперь вы можете потренироваться и найти речевые ошибки в данной статье или поделиться другими известными вам примерами. Кроме того, обратите внимание на наш курс по развитию грамотности.

Сценарий родительского собрания «Как воспитать у ребенка интерес к чтению»
материал (подготовительная группа)

Тема: «Как воспитать у ребёнка интерес к чтению ».

Цель: ознакомление родителей с правилами воспитания у детей интереса к чтению.

Оформить выставки: детских книг, рекомендуемых программой дошкольного образования; иллюстраций художников к детским литературным произведениям (В. Васнецова, В. Чижикова, В. Сутеева, Е. Рачева и др.).

На столе разложить предметы, которые встречаются в произведениях для детей.

Приготовить флажки и фишки для викторины.

1. Выступление воспитателя: « Воспитание у ребёнка интереса к чтению».

2. Выставка детских книг, значение их в жизни ребёнка.

3. Литературная викторина.

4. Подведение итогов.

Ход собрания:

( Воспитатель в роли экскурсовода предлагает родителям пройтись по группе. Показывает, что нового появилось в группе, рассказывает, что будет сделано. Отвечает на вопросы родителей. После этого родители садятся за столы.)

Добрый вечер, уважаемые гости! Сегодня мы приветствуем вас в нашей группе на родительской встрече на тему: « Воспитание у ребёнка интереса к чтению». Расскажем вам о значении книг в воспитании и обучении детей.

Затем познакомим вас с выставкой детских книг, рекомендуемых программой дошкольного образования.

Закончим нашу встречу литературной викториной.

1. Выступление воспитателя.

Ещё совсем недавно ценность книги и чтения у нас была неоспорима. В наш век научно-технического прогресса, где господствует телевидение, компьютеры и видеоигры, дети потеряли интерес к чтению. Чтение играет очень важную доминирующую роль в образовании и развитии личности. Необходимо чтобы дети любили книгу. Ведь книга, прочитанная в детстве, остаётся в памяти на всю жизнь и влияет на последующее развитие человека. Искусство и литература развивают память, мышление, фантазию, воображение и способность к творчеству. Люди перестают думать и мыслить, когда перестают читать. Они теряют способность сострадать, сочувствовать, если не приобрели или потеряли интерес к чтению.

Читайте также:
Развивающие речевые игры для самых маленьких

Существует два этапа чтения. Первый – технический, когда чтение не приносит удовольствия, то есть ребёнок получает навык. Второй – содержательный, когда ребёнку понятно содержание текста. Если ребёнок остаётся на первом этапе больше положенного времени, то полюбить ему чтение будет проблематично. Готового рецепта как привить любовь к чтению не существует.

Почему же дети не любят читать? Многие родители допускают одну и ту же ошибку, насильно заставляя ребёнка читать. Такие методы дают обратный результат. Ребёнок начинает рассматривать чтение, как ограничение личной свободы. Весь негатив (крики родителей, наказания) он связывает с чтением. Ни в коем случае не прибегайте к насилию. Ваша задача показать, что чтение может приносить удовольствие. Купите яркую, красочную книгу той тематики, которая будет интересна вашему ребёнку. Тема должна быть близка по духу ребёнку. Если у вас дочка, попросите прочитать её кулинарный рецепт вкусного мороженого, которое можно будет вместе сделать. Сыночку можно предложить каждый раз читать инструкции купленных игрушек и т. д.

Радуйтесь успехам своего ребёнка, хвалите и поощряйте его! Если ребёнок делает ошибки при чтении, поправляйте его, но старайтесь делать это очень мягко. Используйте книги с яркими картинками, большими буквами и увлекательным сюжетом.

Как же научить ребёнка читать? Окружите детей книгами. Это один из лучших способов научить вашего ребёнка любить читать. Разложите книги и журналы так, чтобы их было легко найти. Пусть они будут доступны в вашем доме. Если ваш ребёнок растет среди книг и видит, что его родители – книголюбы, ему будет любопытно и интересно испытать это на себе. Когда ваш ребёнок будет окружён таким множеством книг и журналов, естественно он будет предрасположен к чтению.

Дети любят яркие книги, книги без картинок их не интересуют. Поэтому дайте им книги, содержащие в себе множество разных красочных иллюстраций. Именно яркие картинки вызывают интерес к чтению и познавательность. В настоящее время, благодаря современным технологиям, издания книг, сделало книги доступными. Много возможностей для озвучивания книг. Аудио-книги – тоже один из возможных вариантов для проявления интереса к произведениям литературы.

Одним из лучших способов привить любовь детей к книгам – это чтение перед сном. Дети с нетерпением ждут истории, лёжа в постели. Если у вас двое детей, попросите старшего рассказать историю младшему.

Если вы не знаете, как научить ребёнка любить читать, то подайте им пример. Дети на подсознательном уровне берут привычки у своих родителей. Если у вас есть привычка читать, вероятнее всего ваш ребёнок вырастет книголюбом. Если вы мало смотрите телевизор, а в основном читаете, будьте уверены, то же самое повторят ваши дети.

Обязательно обсуждайте с ребёнком прочитанное. Интересуйтесь у ребёнка, что ему больше всего запомнилось, кто из персонажей ему понравился или не понравился, одобряет ли он финал истории. Ведь культура чтения предполагает не просто чтения текста, но и умение его анализировать. Этот совет относиться и к тому периоду, когда ребёнок начнёт читать самостоятельно. Неплохо было бы, чтобы вы и сами были в курсе того, о чём он читает.

Когда ребёнок освоит буквы и сможет читать слова и предложения целиком, предложите ребёнку поиграть в игру – почитать с вами по очереди. Сначала предложениями, затем абзацами и целыми страницами. Вполне возможно, что, отлучившись в процессе такой игры ответить на телефонный звонок, вы вернётесь и обнаружите ребёнка над книгой, взахлёб читающего продолжение.

Берите ребёнка с собой в книжный магазин и интересуйтесь, какую книгу ему хотелось бы прочесть. И не нагружайте малыша сразу серьёзной литературой. Пусть для начала это будут журналы с комиксами, лишь бы он сам выбрал их и прочёл. Подключайте и другие формы восприятия прочитанного. Например, прочитав сказку о Щелкунчике, сходите с ребёнком на одноимённый балет. Если ребёнок увлекается литературой о космосе, чаще ходите с ним в планетарий.

Предложите обратный порядок: посмотрев с ребёнком фильм, расскажите о книге, по которой этот фильм снят. Даже если ребёнок уже вполне в состоянии прочесть книгу целиком, не отказывайте ему в желании послушать, как читают ему взрослые. Пусть самостоятельно он читает то, что нравится ему, а вы ему читайте те книги, которые вы хотели бы, чтобы он тоже полюбил.

Читайте также:
Развивающие сенсорные игры для развития речи

Если вы будете заставлять ребёнка читать, прибегая к методам устрашения и наказания, это может привести к тому, что ребёнок может возненавидеть чтение. Никогда не критикуйте ребёнка и не сравнивайте с другими детьми. Конечно же, никакие ваши действия не будут эффективными, если вы на собственном опыте не покажите ребёнку, что читать действительно интересно.

Как правило, в читающей семье и дети вырастают читающими. А если вы, усадив ребёнка за чтение, сами станете проводить время перед телевизором, не удивляйтесь, если ребёнок в ваше отсутствие сделает то же самое.

Вот несколько основных правил для привития любви к чтению у детей. Сейчас я задам вам несколько вопросов, отвечайте максимально честно.

Читаете ли вы детям по их просьбе?

Обсуждаете ли вы прочитанное?

Обыгрываете ли вы сюжет прочитанной сказки?

Есть ли у вашего ребёнка книжный уголок?

Следите ли за тем, как ребёнок обращается с книгой?

Есть ли выбор, вы почитаете ребёнку или предложите посмотреть мультфильмы?

Книга закладывает основу будущего мировоззрения ребёнка, и от того, какими будут его первые книги, зависит многое в его жизни. В чудесном мире книг, у дошкольника появляются друзья и враги, нравственное начало, он учится отличать лучшее от худшего, верное от неверного, рождаются мечты, на основе этого складываются взгляды и облик крохотного ещё человека. Поэтому мы, взрослые – педагоги и родители – должны помочь воспитать любовь и интерес к книге, потребность в чтении.

Как бы жили мы без книг

Мы дружны с печатным словом,

Если б не было его,

Ни о старом, ни о новом

Мы не знали б ничего!

Ты представь себе на миг,

Как бы жили мы без книг?

Что бы делал ученик,

Если не было бы книг,

Если б всё исчезло разом,

Что писалось для детей:

От волшебных добрых сказок

До весёлых новостей?.

2. Выставка детских книг, рекомендуемых программой дошкольного образования и иллюстрации известных художников к литературным произведениям (В. Васнецова, В. Чижикова, В. Сутеева, Е. Рачева и др.).

( Воспитатель обращает внимание родителей на выставку книг для детей и иллюстрации известных художников к литературным произведениям.)

Книга – лучший друг ребят.

– Нам никак нельзя без книжки,

Нам никак нельзя без книжки! –

Все ребята говорят.

Обратите внимание на эту выставку. Здесь книги, рекомендованные нашей программой воспитания и обучения детей дошкольного возраста. Вы конечно же при всей занятости читаете детям дома книги.

А задумывались ли вы над тем, что и как вы читаете?

Как вы выбираете книгу для чтения?

Обращаете ли вы внимание своего ребёнка на иллюстрации в книгах для детей?

Беседуете ли вы с детьми, рассматривая эти иллюстрации?

3. Литературная викторина.

Разделитесь, пожалуйста, на четыре команды. Задания будут даны всем командам сразу: кто поднимет флажок, тот и отвечает. За правильный ответ – фишка. Команда, набравшая большее количество фишек, становится победителем.

– Угадайте по отрывку из произведения для детей его название и автора.

– Угадайте, из какого произведения этот предмет? ( Воспитатель показывает предмет или предметную картинку.)

– Скажите, в какой сказке живёт этот персонаж? (Показывает иллюстрацию, например, петуха. Этот персонаж встречается во многих сказках, будут правильными несколько ответов.)

– Угадайте сказку по картинам и назовите авторов этих картин. (Показывает картины Е. Рачева, В Сутеева, В. Васнецова и др.)

– Отгадайте загадки о сказочных героях.

Он одежду мирно шил,

Он отважно говорил:

«Силачом слыву недаром,

Семерых – одним ударом!»

Внучка к бабушке пошла,

Пирожки ей понесла.

Серый волк за ней следил,

Обманул и проглотил!

Чтоб друга верного спасти,

Ей полстраны пришлось пройти:

От разбойников бежать,

В снежной буре замерзать,

Через льды перебираться,

С королевою сражаться.

Бедняжка я и замарашка,

К золе привыкла и печам.

Мне днём бывает очень тяжко,

И я мечтаю по ночам.

Но я не плачу, я не плачу,

Я улыбаюсь и терплю.

Я верю в счастье и удачу

И всех жалею и люблю.

В одной из книжек сказок есть одна.

А в ней герой – мальчишка овощной,

Он храбрый, справедливый. Кто такой?

Кто-то известный сказал: «Люди перестаю мыслить, когда перестают читать». Мы, педагоги и родители, должны помочь ребёнку полюбить книгу, воспитать интерес и потребность в чтении. Мы желаем вам успеха на этом нелёгком, но радостном пути.

Подведение итогов, решение родительского собрания:

Учитывая большую роль родителей в воспитании у детей интереса к книге, поставить себе цель – читать с ребёнком каждый день, обсуждать прочитанное. Найти время и возможности для семейного чтения. Выписать и читать с детьми детский журналы. Оказать детям помощь в оформлении читательских тетрадей. В них можно помещать рисунки к прочитанным книгам, выписывать интересные, понравившиеся мысли из прочитанного. Объявить конкурс на лучший читательский дневник. На итоговом собрании в конце года победителю вручить приз.

Читайте также:
Развитие речевого дыхания - приемы и упражнения

КАК ВОСПИТАТЬ У ДЕТЕЙ ИНТЕРЕС К ЧТЕНИЮ?

С книгой приходит к ребёнку
Мир сказки и мир природы,
Мир мыслей и мир чувств.
Книга окрыляет фантазии. (А. Линдгрен)

Не секрет, что именно в семье происходит воспитание личности вашего ребёнка. И, конечно, без чтения тут не обойтись. Заслуга семьи в отношении к книге и чтению очень велика. Если семья любит и много читает, то ребёнок быстро это улавливает и подражает образу жизни своей семьи.

Стоит ли убеждать вас в том, что чтение – это один из лучших рецептов для нравственного роста ребёнка? Сегодня книга особенно важна, ведь она первая открывает ребёнку мир, учит сопереживать, сострадать и радоваться.

Ваша задача – пробудить в детской душе эти драгоценную способность. Следует помнить: сам по себе ребёнок не получит всей полноты общения с книгой, если вы ему не поможете. Как воспитать у детей интерес к чтению? Готовые рецепты найти трудно.

Воспользуйтесь следующими добрыми советами:

Начинайте читать ребёнку с самого раннего возраста.

Дарите детям книги. Книга – лучший подарок.

Дайте ребёнку возможность самому выбрать книгу.

Прерывайте чтение на самом интересном месте, чтобы ребёнок ждал продолжения.

Обязательно чтение перед сном!

Но не переутомляйте ребёнка чтением. Не читайте против его воли.

Обсудите произведение вместе, определяя характер прочитанного.

Пусть чтение напоминает игру. Нарисуйте вместе любимого героя.

Чтение должно быть разнообразным. Перечитывайте любимые книги.

В детские праздники и дни рождения проводите небольшие литературные викторины и словесные игры.

Соберите домашнюю библиотеку. Позволяйте малышу «копаться» в ней.

Оставляйте книги везде, где ребёнок может их увидеть.

Если ребёнок уже читает сам, слушайте, как он читает, хвалите его. Ребёнок должен чувствовать ваш интерес.

Учите ребёнка бережному отношению к книге!

Будьте примером! Если вы сами любите книгу, то и ваш малыш заразится этой любовью!

Как правильно читать детям. 8 полезных советов:

1. Уберите игрушки, которые могут отвлечь ребенка, и выключите компьютер с телевизором, чтобы читать ребенку в спокойной обстановке.

2. Выразительно и эмоционально декламируйте, тщательно проговаривая все звуки, говорите ниже, выше, быстрее и медленнее, чтобы заинтересовать малыша.

3. В процессе чтения рассматривайте картинки, попросите ребенка описать то, что он видит. Похвалите его за рассказ, подскажите новое подходящее слово. Такие занятия обогатят словарный запас ребенка, разовьют его фантазию, расширят кругозор и, в дополнение, сблизят вас с ним.

4. Для малышей покупайте книжки прочные и красочные. Картинки должны быть крупными с небольшим количеством деталей. Например, сейчас в продаже много тематических книжек для детей. Они помогают познавать окружающий мир. Как называются животные и их детки, где у них глазки, а где хвост, ноги и нос, родители рассказывают своим малюткам по специальным карточкам или книжкам. Такие книжечки делаются из очень прочного и твердого картона, уголки страничек закруглены, чтобы малыш не мог пораниться от них.

5. Превратите чтение в приятный для малыша ритуал. Например, можно это делать перед сном – всегда в одно и то же время.

6. Не ленитесь читать ребенку одно и то же по нескольку раз, если он об этом просит. Используйте любовь детей к повторениям, чтобы учить наизусть стихи и истории.

7. Для развития речи самым маленьким полезно читать книжки, в которых повторяются слова и отдельные слоги. Такие детские прибаутки и песенки стимулируют малыша повторять за вами услышанное, и таким образом учат его говорить. Вообще старайтесь во время общения с малышом давать ему максимум возможной информации. Например, вы убираете комнату, а ребенок находится рядом. Поболтайте с ним, расскажите, например, что вытираете пыль высоко на шкафу, а пол моете низко на полу.

8. Не нужно бояться текстов с незнакомыми ребенку словами – это поможет расширить словарный запас и здорово ускорит развитие речи.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: