Как добиться согласованности с родителями в работе по развитию речи

Как мы добиваемся согласованности с родителями детей старшей группы в работе по развитию речи

Обеспечивая всестороннее и гармоничное развитие детей, мы уделяем, в частности, огромное значение речевому развитию детей, охватывая все стороны речи (произносительную сторону, словарь, грамматический строй речи, связную речь).

Сравнивая диагностику за младшую и среднюю группе (начало года), мы заметили заметное повышение речевого уровня у детей: высокий уровень повысился на 16% (на 4 человека стало больше), низкий снизился на 3 % (на 1 человека стало меньше), средний уровень снизился на 13 %, (т.к. 4 человека перешли на высокий уровень).

Этих результатов мы добились благодаря тесному взаимодействию с родителями наших воспитанников.

Мы стараемся убедить родителей в том, что именно их роль в речевом развитии ребёнка значима; что все усилия педагогов без их помощи будут недостаточны, а иногда и вовсе безрезультатны.

Поскольку наиболее частыми нарушениями речи являются дефекты звукопроизношения, мы уделяем данному направлению большое внимание.

Известно, что становление речи завершается к 5-6 годам. Мы стараемся убедить родителей, что не нужно ждать, когда закончится процесс развития речи, — необходимо оказывать ему помощь до завершения этого процесса, способствуя предупреждению возможных расстройств речи.

По результатам обследования на начало года выяснилось, что 4 человека в группе имеют речь без дефектов, остальные имеют те или иные нарушения. Мы вёдём с такими детьми индивидуальную работу в разных формах.

В уголок для родителей мы поместили ширму «Артикуляционная гимнастика для трудных звуков», где представлены комплексы упражнений. Мы советуем родителям проводить гимнастику с детьми ежедневно в форме игры перед зеркалом, чтобы ребёнок мог контролировать свою артикуляцию.

Если в течении 2 – 3 месяцев звук не появится, следует обратиться к логопеду.

Затем звук необходимо вводить во фразовую речь.

В уголке для родителей у нас имеются стихи, потешки, скороговорки для закрепления произношения трудных звуков во фразовой речи.

Хочется выделить формы работы с родителями:

1. Обследуя детей, мы доводим результаты обследования до каждого родителя в индивидуальной беседе.

2. Проводя занятия, мы помещаем в уголок для родителей цели и задачи, а также даём задания на повторение и закрепление..

3. В уголке для родителей имеются консультации по разным темам: «Особенности связной речи у детей». «Обучение рассказыванию», «Нарушения звукопроизношения», «Развитие речевого голоса», «Домашняя игротека»…

4. Периодически мы устраиваем для родителей выставки дидактических игр, рекомендуем некоторые из них брать домой, давая методические рекомендации.

5. В ходе индивидуальных бесед, знакомим родителей с успехами в речевом развитии детей, как занимались на занятии.

4. Важным условием для развития речи у детей является интересная, богатая впечатлениям жизнь. Поэтому мы советуем родителям больше ходить с детьми на выставки, в музеи, на прогулки…

В группе после выходных мы устраиваем с детьми круг общения, на котором дети делятся своими впечатлениями от прошедших выходных.

Если у детей жизнь бедна и однообразна, то и речь у них развивается слабо, запас слов увеличивается медленно.

5. Необходимым условием развития речи у детей является речь взрослых, как образец для подражания. Мы не раз обращались к родителям наших воспитанников дома следить за своей речью: не говорить громко, не произносить слова, которые загрязняют нашу речь, не разговаривать с детьми «детским» языком.

6. Художественная литература является образцом литературного языка, так как писатели из огромного запаса слов отбирают наиболее точные, выразительные слова для передачи своих мыслей.

Мы знакомим родителей со списком художественной литературы, рекомендованной Программой воспитания и обучения в детском саду.

Мы советуем родителям после прочтения, беседовать с детьми, выясняя познавательную и воспитательную ценность произведения, уточняя новые слова.

7. Забота о здоровье, о состоянии нервной системы, о гигиене уха, горла, носа имеет огромное значение для развития речи ребёнка. Многие инфекционные заболевания (скарлатина, корь, свинка) дают осложнение – воспаление среднего уха, что может повести к понижению слуха, тугоухости, а это задерживает развитие речи.

Мы убеждаем родителей в том, что нельзя запускать болезнь, заниматься самолечением, а своевременно обращаться в поликлинику.

Ремизова Наталья Юрьевна,
воспитатель структурного подразделения
детский сад «Кораблик»,
г. Новокуйбышевск

Взаимодействие работы с семьей по коррекции речевого развития

Рубрика: 7. Дефектология

Опубликовано в

Дата публикации: 30.03.2014

Статья просмотрена: 1916 раз

Библиографическое описание:

Красовская, Е. В. Взаимодействие работы с семьей по коррекции речевого развития / Е. В. Красовская. — Текст : непосредственный // Актуальные задачи педагогики : материалы V Междунар. науч. конф. (г. Чита, апрель 2014 г.). — Т. 0. — Чита : Издательство Молодой ученый, 2014. — С. 178-180. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/102/5396/ (дата обращения: 18.01.2022).

Проблема развития речи у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи рассматривалась многими зарубежными и российскими учеными, методистами, педагогами-исследователями: А. Г. Арушановой, Г. А. Волковой, Г. А. Каше, З. А. Репиной, В. И. Селиверстовым, Т. Б. Филичевой, Д. Б. Элькониным и др. Важным направлением в коррекции речевого развития ребенка в условиях семьи является установление преемственности в содержании речевого воспитания между дошкольным учреждением и семьей.

Все специалисты ДОУ работают под руководством логопеда,который является организатором и координатором всей коррекционно-развивающей работы. Логопед проводит медико-педагогические консилиумы, составляет совместно с коллегами блочный интегрированный календарно-тематический план, осуществляет постановку речевого дыхания, коррекцию дефектных звуков, их автоматизацию, дифференциацию, введение их в самостоятельную речь, способствует логопедизации режимных моментов и занятий, практическому овладению детьми навыками словообразования и словоизменения. Данная работа помогает личностному росту ребенка, формированию уверенного поведения, чувства достоинства, адаптации в обществе сверстников, взрослых, а в дальнейшем — успешному обучению в школе.

Воспитателизакрепляют приобретенные знания, отрабатывают умения до автоматизации навыков, интегрируя логопедические цели, содержание, технологии в повседневную жизнь детей (в игровую, трудовую и учебную деятельность), в содержание других занятий (математику, изобразительную деятельность, развитие речи и ознакомление с окружающим через наблюдения за явлениями природы и общественной жизнью), а также в режимные моменты.

Психологпроводит тренинги уверенного поведения, релаксацию, психогимнастику, что учит детей управлять своим настроением, мимикой, поддерживать положительный эмоциональный тонус, бесконфликтное поведение, благоприятный микроклимат в учреждении и дома и др.

Музыкальный руководительосуществляет подбор и внедрение в повседневную жизнь ребенка музыкотерапевтических произведений, прослушивание которых способствует нормализации засыпания, пробуждения; способствовало созданию музыкального фона в процессе игровой, трудовой и учебной деятельности, что сводит к минимуму поведенческие и организационные проблемы, значительно повышает работоспособность детей, стимулирует их внимание, память, мыслительные процессы.

Нами определены формы взаимодействия специалистов. Наиболее приоритетными выступают педсоветы, консультации, тренинги, семинары-практикумы, медико-психолого-педагогические консилиумы, деловые игры, круглые столы, анкетирование, просмотр и анализ открытых занятий и др.

Читайте также:
VI конференция Российской ассоциации дислексии

Создание соответствующих условий со стороны взрослых по воспитанию любви к родному языку развивает речь ребенка в целом, повышается уровень контроля ребенка за речью. Отсюда важным аспектом, который выделила Е. И. Тихеева, является образец речи взрослых, культура речевого общения в семье [2].

Родители часто встречаются с затруднениями по созданию условий речевого развития в семье. Алексеева М. М., Яшина В. И. определили следующие условия речевого развития:

– создание культурной языковой среды;

– соблюдение требований к речи взрослых;

– организация общения взрослых и детей в разных видах деятельности (в игре, труде, бытовой и учебной деятельности);

– систематическое обучение родной речи в разных формах;

– применение художественной литературы и различных видов искусства (изобразительное, музыка, театр) [1,с.24].

Нами разработаны рекомендации родителям по созданию в семье определенных условий речевого развития. В старшем дошкольном возрасте в каждой семье должны быть: иллюстрированные альбомы для рассматривания, книжки для чтения и рассматривания, детские энциклопедии, сборники сказок и стихов, рассказы о детях и животных, произведения искусства, картины, видеотека или аудиотека со сказками. Мы разъясняли родителям, что в каждом ребенке заложены огромные возможности, надо только вовремя развивать его способности, и, прежде всего, речевые.

Для реализации целей коррекционного процесса выработан план мероприятий с родителями, основанный на тесном взаимодействии педагогов и родителей детей старшего дошкольного возраста, который осуществлялся через:

– приобщение родителей к педагогическому процессу;

– пребывание родителей на речевых занятиях в удобное для них время;

– составление плана совместной деятельности детей и родителей по речевому развитию детей;

– уважительные взаимоотношения семьи и образовательного учреждения.

План работы с родителями старшей группы на учебный год:

Сентябрь.

Цель: познакомить родителей с результатами речевого обследования, индивидуальными достижениями каждого ребенка; наметить пути работы в семье, провести анкетирование.

Октябрь.

Тема «Развитие речевого общения».

Цель: Показать родителям важность речевого общения в развитии речи в целом.

Ноябрь.

Тематическая консультация логопеда.

Тема «Развитие связной речи детей».

Цель: Сообщить родителям знания о развитии связной речи детей старшего дошкольного возраста.

Декабрь.

Тема «О способах и приемах развития речи»

Цель: Познакомить родителей со следующими приемами: как читать книгу, рассматривать иллюстрации, беседовать о прочитанном, как готовить руку ребенка к письму, как упражнять артикуляционный аппарат.

Январь.

Тема «В какие игры любит играть наш ребенок».

Цель: составление рекомендаций и подбор библиотеки игр для родителей по применению дидактических игр по развитию речи в семье.

Февраль.

Тема «Развитие речи как важный компонент подготовки ребенка к школе».

Цель: Сообщить родителям знания по проблеме подготовки ребенка к школе, рассказать о сущности речевой подготовки, дать рекомендации.

Оформление папки-передвижки «Игра как средство развития речи детей».

Цель. Познакомить родителей с игровыми приемами развития речи.

Апрель

Тема «Учимся вместе».

Цель: обмен опытом родителей по развитию речи в домашней обстановке.

Цель: выяснить перспективы работы с родителями по речевому развитию детей по заявкам самих родителей.

В течение года родителям давались индивидуальные консультации по развитию речи детей в соответствии с комплексным тематическим планом. На еженедельных консультациях оговаривалось домашнее задание по тому или иному направлению развития речи.

Родителям советовали дома организовывать разнообразную деятельность, которая способствует получению детьми разнообразных впечатлений, повышает их речевую активность. Рекомендовали разнообразный художественный материал: потешки, песенки, картинки, произведения отечественных и зарубежных авторов.

Мама Маши Х. отметила, что девочка радуется совместно с родителями, показывает свои чувства по поводу хорошо выполненного задания, совместных игр с родителями, совместного чтения.

Мама Полины В. во время консультации попросила у логопеда несколько индивидуальных консультаций, так как у ребенка есть проблемы речевого развития. При обследовании речи у девочки оказался невысокий результат.

Родители, особенно молодые, нуждаются в приобретении практических навыков воспитания детей. Поэтому одной из форм работы мы выбрали семинар-практикум. Эта форма работы дает возможность рассказать о способах и приемах обучения и показать их. Родители узнали: как читать книгу, рассматривать иллюстрации, беседовать о прочитанном, как готовить руку ребенка к письму, как упражнять артикуляционный аппарат и др. Такая форма вызвала живой интерес у родителей. Они увидели, как много нужно знать, чтобы помочь ребенку в освоении речи.

На родительском собрании наобсуждение мы вынесли тему, которая уже начинает интересовать родителей, так как скоро их ребенок уже идет в школу. Родители начинают заниматься подготовкой ребенка, но зачастую, считают, что она заключается в обучении его математике и чтению. Помочь разобраться в этом вопросе помогла данная форма работы, где родителям были даны конкретные рекомендации.

В своей работе мы также использовали нетрадиционные формы: подбор библиотеки специальной литературы по проблеме речевого развития детей,родительскую почту. Любой член семьи имеет возможность в короткой записке высказать сомнения по поводу методов воспитания своего ребенка, обратиться за помощью к конкретному специалисту и т. п.

Нетрадиционной формой взаимодействия с семьей является и библиотека игр. Спомощью игр родители расширяют и укрепляют полученные знания, развивают процессы мышления, которые позволяют преодолеть механическое запоминание, активизировать познавательную деятельность, ведут работу по обогащению словаря и развитию монологической речи.

Занимаясь с родителями, мы старались напомнить им о дидактическом принципе — доступности, который нельзя отождествлять с легкостью обучения. Уровень трудности задания должен находиться в «зоне ближайшего развития» (понятие введено Л. С. Выготским) познавательных возможностей ребенка, т. е. каждое следующее задание должно отличаться от предыдущего пусть небольшой, но увеличенной степенью трудности. Это позволяет ребенку с помощью взрослого или путем подражания выполнить какое-либо упражнение и, таким образом, подняться на более высокую ступень развития.

В заключении надо отметить, что вся педагогическая работа с детьми должна быть направлена на выявление их потенциальных возможностей к обучению и развитию. Требуются совместные усилия педагогов и родителей для поиска новых форм и методов воспитания и обучения детей речи.

В беседе с родителями, мы выяснили, что родители следовали рекомендациям логопеда. Родители отметили, что внимательнее стали относиться к своей речи, обращали внимание на речь своих детей. Родители осознали важность речевой подготовки в подготовке детей к школе. Понравилось родителям проводить игры с речевым содержанием. Они отметили, что дети стали интересоваться языковыми формами, сами стали задавать вопросы родителям, придумывать головоломки.

Работа с родителями в ДОУ по развитию речи

Любовь Саксина
Работа с родителями в ДОУ по развитию речи

Читайте также:
Материал для родителей по лексической теме Зима

Развитие речи – главный показатель умственного развития ребёнка. Основная цель речевого развития – доведение его до нормы, определённой для каждого возрастного этапа, хотя индивидуальные различия речевого уровня детей могут быть исключительно велики. Согласно ФГОС ДО, речевое развитие ребенка включает владение речью как одно из средств общения и культуры. Основные задачи развития речи – это воспитание орфоэпической культуры речи, словарная работа, формирование грамматического строя речи, её связности при построении развёрнутого высказывания – решаются на каждом возрастном этапе. С развитием речи связано формирование как личности в целом, так и всех психических процессов. Поэтому определение направлений и условия развития речи у детей относятся к числу важнейших педагогических задач. Однако от возраста к возрасту происходит постепенное усложнение каждой задачи, меняются методы обучения, удельный вес той или иной задачи также меняется при переходе от одной возрастной группы к другой возрастной группе. Организация работы с родителями, направленной на формирование правильного речевого воспитания ребенка в семье, является необходимым условием подготовки его к школе. Повышение педагогической компетентности родителей в вопросах речевого развития ребенка, побуждение их к деятельности по общему и речевому развитию ребенка в семье осуществляем с первых этапов поступления в детский сад, и продолжается до выпуска.

В нашем детском саду нет специалистов: психолога и логопеда, поэтому вся работа по развитию речи ребенка ложиться на плечи воспитателей и музыкального руководителя. Помощниками в развитии речи детей, конечно же, мы видим в родителях. Формы работы с родителями: Оформление информационного стенда для родителей в каждой возрастной группе.Проведение консультаций: «Речевая среда в семье и ее влияние на развитие речи ребенка», «Роль родителей в развитии речи детей», «Особенности речевого развития детей», «Влияние речевых нарушений на школьное обучение» и др. – Индивидуальные беседы с родителями по итогам обследования речи детей, проводимые воспитателями в процессе работы. – Консультирование родителей детей с проблемами в речевом развитии. Практические советы родителям: показ артикуляционных упражнений для произношения определённых звуков, игры и упражнения на закрепление пройденного материала. – Показ открытых занятий по развитию речи. – Проведение родительских собраний с приглашением учителя-логопеда. – Приобретение и изготовление игр и пособий по развитию речи. Особенно эффективными являются различные мастер – классы, проведенные для родителей по проблемам развития речи в домашних условиях: 1. Самылина Л. В., воспитатель младшей группы, проводит регулярно для родителей мастер – классы: «Использование устного фольклора для организации игр с ребенком», «Упражнения на подражание», «Развитие речи и нетрадиционная техника рисования», «Пальчиковые игры для малышей». Заинтересовал родителей мастер- класс «Применение дидактического пособия «Веселый паровозик», которое предназначено для детей 2-4 лет. Лидия Викторовна познакомила родителей с развитиемребенка в этот период: у детей продолжает развиваться предметная деятельность, ситуативное-деловое общение ребенка и взрослого; совершенствуется восприятие, начальные формы произвольного поведения, игры, наглядно- действенное мышление, интенсивно развивается активная речь детей, воображение, у ребенка высока потребность в движении. Двигательная сфера ребенка характеризуется позитивным изменением мелкой и крупной моторики, совершенствуется ориентация в пространстве, у детей складывается произвольное запоминание, речь детей становится предметом активности. Детям нравится заучивать тексты, сопровождая каждую строчку движениями, отражающими их содержание, при этом моторная и мышечная память подключается к слуховой.

Она продемонстрировала родителям, как для развития этих процессов можно использовать пособие «Веселый паровозик», объяснила изготовление такого пособия. Пособие красочно, что обеспечивает эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметами. Развивает у детей интерес и мотивацию к различным видам деятельности. Оно изготовлено из различных материалов с разными поверхностями, что влияет на развитие мелкой моторики руки ребенка. Формирование и совершенствование у детей мелкой моторики кисти и паль-цев рук является стимулом развития центральной нервной системы, всех психи-ческих процессов (внимание, памяти, воображения, наглядно – действенного мышления, а особенно речи). Лидия Викторовна организовала мастер – класс таким образом, что родителибыли активными участниками при выполнении следующих упражнений: «Выше – ниже, справа – слева», «Что где находится», «Назови геометрическую фигуру и соотнеси геометрическую фигуру своему вагончику», «Какой это предмет (гладкий, шершавый)», «Найди предмет такого же цвета и назови ласково», «Гудим как паровозик», «Почини поезд», «Почини дорогу» и т. д. (Рисунок 1)

2. Юматова Н. И. проводит для родителейсредней группы мастер классы по теме: «Использование пальчиковых игр в развитии мелкой моторики руки детей».Их цель: показать родителям влияние пальчиковой гимнастики, как средство мелкой моторики рук, на развитие речи у детей старшего дошкольного возраста. На этих мастер классах Надежда Ивановна объясняет родителям, что различные пальчиковые игры помогают развивать у детей: пространственную ориентацию и координацию тонких движений кисти и пальцев рук, точность и координацию движений руки и глаза, гибкость рук, ритмичность. Главное их достоинство в том, что они способствуют развитию речи, памяти, внимания, воображения, артистизма, первых математических понятий и подготавливают руку к письму. Один из примеров таких мастер классов «Игры с массажными мячиками и элементами», вовремя которого Надежда Ивановна познакомила родителей с изготовлением и применением мешочков – «Капитошки».

Мешочки «Капитошки» изготавливаются из надувных шариков, которые можно наполнить песком, семенами, мукой, крахмалом и т. д. Для показа родителям применения мешочков – «Капитошков» она привлекла детей. (Рисунок 2) Тренировка движений пальцев и кисти рук является важнейшим фактором, стимулирующим речевое развитие ребёнка, способствующим улучшению артикуляционных движений, подготовки кисти к письму и мощным средством, повышающим работоспособность коры головного мозга, стимулирующим развитие мышления ребёнка.

3. Важной предпосылкой овладения письменной речью является хорошо развитый фонематический слух.

Маслова Л. В. – воспитатель старшей группы проводит для родителей мастер-класс «Развитие фонематического слуха у детей». Вначале она сообщает родителям, чтобы успешно работать по развитию фонематического слуха, необходимо развивать слуховое внимание. Слуховое внимание можно развивать, обращая внимание ребенка на звуки, окружающие его (шум дождя, рев мотора, шелест пакета и многие-многие другие). При этом она посоветовала родителям обращать внимание на то, откуда слышится звук (слева, справа, сверху, снизу, спереди, сзади). Людмила Валентиновна провела с родителями игру «Где звенит колокольчик».Затем рассказала правила ее проведения: возьмите колокольчик (погремушку, попросите ребенка закрыть глаза и звените колокольчиком с разных сторон, а ребенок должен называть, где звенит (справа, слева, спереди, сзади и т. д.). Она продемонстрировала еще одну игру «Веселые коробочки» на развитие слухового внимания Спичечные коробки наполнены разными крупами (горохом, рисом, фасолью и т. д.). В начале игры предложила родителям послушать, как гремят коробочки, какая крупа дает тот или иной звук. После предложила родителям попробовать угадать с закрытыми глазами, какая крупа находится в коробочки.

Читайте также:
Картотека логопеда ‘Учимся говорить’

Практика показывает, что чем лучше будет развита устная речь ребенка перед поступлением в школу, тем легче ему будет овладевать универсальными учебными действиями. Только согласованность в действиях воспитателей, специалистов и родителей поможет поднять качество и эффективность работы по развитию речи дошкольников с максимальным учетом индивидуальных особенностей каждого ребенка.

1. Агаева Е., Брофман В., Булычева А., Веракса Н., Говорова Р., Дьяченко О., Цеханская Л. Играем каждый день. Школа дошкольника. // Семья и школа. 1991, №8

2. Алябьева Е. А. Развитие логического мышления и речи детей 5-8 лет. Стихи, занятия, игры, упражнения, диагностика. – М. : ТЦ Сфера, 2016

3. Бабаева Т. И. У школьного порога. – М., 1993.

3. Чейпи Дж. Готовность к школе. – М., 1992.

4. Развитие речи детей 5-7 лет. – 3-е изд., допол. / под ред. Ушакова О. С. – М. : ТЦ Сфера, 2005 г.

5. От рождения до школы. Примерная образовательная программа дошкольного образования/ Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой,М. А. Васильевой. – 3-е изд. Испр. и доп. – М. : Мозаика-Синтез, 2014г.

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С РОДИТЕЛЯМИ ПО РЕЧЕВОМУ РАЗВИТИЮ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С РОДИТЕЛЯМИ ПО РЕЧЕВОМУ РАЗВИТИЮ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ

Блинова Юлия Викторовна

воспитатель МДОУ – детского сада №4 “Светлячок”

городской округ Серпухов

E-mail:yuliy.1971@gmail.com

Аннотация: статья посвящена проблеме взаимодействия ДОУ с родителями по речевому развитию детей старшего дошкольного возраста. Содержит информацию о современных совместных формах взаимодействия детского сада и семьи.

Abstract: the article is devoted to the problem of interaction of DOE with parents on speech development of children of senior preschool age. It contains information about modern joint forms of interaction between kindergarten and family.

Ключевые слова: речевое развитие, взаимодействие, формы работы, родители, педагоги.

Key words: speech development, interaction, forms of work, parents, teachers.

Речь – это бесценный дар, который преподнесла человеку природа. Речь осуществляет взаимодействие людей. Только через общение с другими людьми человек способен реализовать себя как личность. Речь выполняет ряд функций: общения, познания и социального взаимодействия. Но стоит отметить, что говорить могут практически все люди, а говорить правильно лишь немногие. Для появления и становления речи природа отводит человеку небольшой отрезок времени – это ранний и дошкольный возраст. Именно этот период становится благоприятным для развития устной речи, закладываются основы для письменных форм речи (письмо и чтение) и последующего речевого развития ребёнка. Сегодня проблема речевого развития детей продолжает оставаться актуальной, так как число детей с различными видами речевых нарушений неуклонно возрастает. У детей отмечается не только нарушение отдельного компонента речи, например, звукопроизношения, но и комплексное отставание речевых компонентов. Как показывает практика, есть дети, которые поступают в школу с нарушениями речи. В школе недостатки речи могут стать следствием неуспеваемости учащихся. Поэтому не стоит забывать, что дошкольный возраст является уникальным и решающим в развитии ребёнка.

В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования выделена отдельная образовательная область «Речевое развитие», которая «… включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; формирование звуковой аналитико – синтетической активности как предпосылки обучения грамоте». [3, с.7]

Немаловажную роль в речевом развитии ребёнка играет семья. Семья – это ближайшее и постоянное окружение ребёнка. ФГОС ДО говорит нам о том, что необходимо устанавливать «… взаимодействие с родителями (законными представителями) по вопросам образования ребёнка, непосредственного вовлечения их в образовательную деятельность, в том числе посредством создания образовательных проектов совместно с семьёй на основе выявления потребностей и поддержки образовательных инициатив семьи». [3, с.17] Современная модель взаимодействия ДОУ с семьёй основана на формировании межличностного общения, в результате которого у родителей формируется осознанное отношение к своим взглядам и установкам по воспитанию детей.

Сегодня в дошкольном образовании пришло время изменить не только формы и методы взаимодействия с семьёй. Родители должны стать активными участниками образовательного процесса, а не просто сторонними наблюдателями.

Одной из главных целей педагога ДОУ является помощь семье в воспитании детей. Необходимо строить работу по взаимодействию с родителями поэтапно:

1. продумать содержание и формы работы с родителями, проведение анкетирования;

2. установление между воспитателями и родителями доброжелательных отношений, планируя дальнейшее плодотворное взаимодействие;

3. сформировать у родителей более полное представление об образе своего ребёнка, посредством сообщения им информации, которую невозможно получить в семье, но она очень важна и интересна родителям (как общается со сверстниками, как относится к труду, каких успехов достиг в продуктивных видах деятельности);

4. в беседах с родителями выяснить, какие существуют проблемы в воспитании детей.

Развитие речи ребёнка без активного участия родителей невозможно. Первые слова, предложения он слышит и произносит в семье. К сожалению, не все родители уделяют достаточно внимания речевому развитию ребёнка. Семья и детский сад имеют свои функции и не заменят друг друга, но могут плодотворно взаимодействовать в вопросах речевого развития детей. Основная задача ДОУ по речевому развитию дошкольников – это объяснить родителям, какую роль они выполняют в процессе развития речи ребёнка, например, познакомить с направлениями деятельности взрослых в семье по развитию речи:

рассказать детям о том, что видели, поделиться воспоминаниями о своем детстве;

рассказать о своей работе;

показать детям различные предметы, используемые в быту, рассказать об их свойствах.

рассматривать и наблюдать вместе с ребенком различные объекты и явления природы в разное время года;

отправиться на экскурсии с детьми;

объяснить ребенку требования безопасности;

демонстрировать уважение к животным, представителям животного мира и другим людям своими действиями и поступками;

заучивать стихотворения с ребенком и т. д.

создать домашнюю игротеку

Формы взаимодействия педагога с родителями по развитию речи

В настоящее время при взаимодействии с родителями целесообразно использовать как традиционные, так и интерактивные формы. Традиционные формы проверены временем и направлены на педагогическое просвещение родителей. Оно может осуществляться в двух направлениях:

– внутри детского сада (с родителями воспитанников ДОУ);

– за пределами детского сада (через рекомендации и советы на официальном сайте ДОУ, средства массовой информации и др.).

Читайте также:
Коучинг по использованию технологии наглядного моделирования в коррекционной работе по преодолению ОНР

Использование интерактивных форм позволяет установить доверительные отношения с родителями, привлечь их внимание к ДОУ. При интерактивных формах работы процесс взаимодействия построен таким образом, что все участники образовательного процесса вовлечены в процесс познания и обсуждения. Каждый участник диалога может внести свой вклад, обменяться знаниями, услышать другое мнение. Цели интерактивного взаимодействия могут быть различными. Например, обмен опытом семейного воспитания по речевому развитию ребёнка, выработка общего мнения, сплочение группового коллектива (привлечение родителей к изготовлению декораций для спектакля) и др. У родителей появляется возможность лучше узнать своего ребёнка, понаблюдать за ним в другой обстановке, установить более тесный контакт с педагогом. Интерактивные формы строятся на основе диалога с семьями воспитанников. При использовании интерактивных форм задачами педагога становятся направление и помощь процессу обмену информацией, поддержка активности участников, поощрение творчества участников.

Взаимодействие с родителями по развитию речи старших дошкольников реализуется через использование следующих форм работы.

1. Информационно-аналитические формы организации общения с родителями (опрос, анкетирование, мониторинг).

2. Досуговые формы организации общения с родителями. Досуговые формы общения призваны установить теплые неформальные отношения между воспитателями и родителями, а также более доверительные отношения между родителями и детьми. В дальнейшем педагогам легче устанавливать с ними контакты, предоставлять педагогическую информацию. Такие формы сотрудничества с семьей могут быть эффективными только в том случае, если воспитатели уделяют достаточное внимание педагогическому содержанию мероприятия. К досуговым формам работы можно отнести совместные с родителями тематические развлечения («Играем – речь развиваем»), литературные вечера (по творчеству детских писателей), фольклорные праздники («Посиделки»), работа театральной труппы дети – родители (совместная постановка спектаклей), конкурсы детско – родительских поделок («Живая буква»), конкурс сочинений («В мире сказок»).

3. Наглядно-познавательные формы организации общения. Данные формы работы призваны повысить педагогическую культуру родителей, способствуют изменению взглядов на роль речи во всестороннем развитии ребёнка. Наглядно-познавательные формы позволяют знакомить родителей с методами и приёмами речевого развития в ДОУ и условиях семьи. Их специфика заключается в том, что общение педагогов с родителями здесь не прямое, а опосредованное — через газеты, материал родительского уголка, организацию выставок и т. д. Основная цель данных форм работы – познакомить родителей с условиями, задачами, содержанием и методами речевого развития детей в детском саду (группе). К ним можно отнести: запись на магнитофон (диктофон) бесед с детьми, видеозапись различных мероприятий (НОД, литературные вечера, игры-драматизации и др.), фотографии, стенды, ширмы, папки – передвижки. На информационном стенде можно оформить «Речевой уголок» («Речевичок», «Говорим правильно»), где вниманию родителей педагоги помещают информацию о формировании речевых навыков детей, рекомендации учителя – логопеда (артикуляционная гимнастика, пальчиковая гимнастика, игры и упражнения на развитие фонематического слуха), знакомят родителей с новой лексической темой и дают рекомендации по закреплению данного материала. В разделе «Играем дома» родители могут узнать, какие игры и упражнения способствуют речевому развитию детей. Обязательно на стенде размещают информацию о достижениях детей.

4. Виртуальные формы работы. Достоинством виртуальной среды является экономия времени как родителей воспитанников, так и педагогов. О тсутствие свободного времени для многих родителей является препятствием для сотрудничества с детским садом, поэтому использование ресурсов сети интернет (социальная сетьВконтакте, приложения WhatsApp и Viber) позволяет педагогам быть всегда на связи с родителями. Виртуальное взаимодействие осуществляется различными способами: ознакомление с новостями, информационно – консультативным материалом на сайте ДОУ, обсуждение интересующих вопросов на форуме, проведение опросов, анонсирование мероприятий в ДОУ, просмотр фотогалерей в закрытых родительских группах.

При взаимодействии с родителями необходим индивидуальный подход:– ориентация на культурный и образовательный уровень семьи, стиль семейного воспитания, тип взаимоотношений в семье, наличие заинтересованности и понимания со стороны родителей проблем своего ребёнка.

Примерное планирование взаимодействия с родителями по речевому развитию старших дошкольников

Развитие речи у детей. Советы для родителей

Совет №1. Позаботьтесь о развитии речи ребёнка ещё до его рождения.
Речь начинает формироваться за долго до появления первых слов. Большое значение имеет генетическая предрасположенность.
Сейчас есть возможность в период планирования беременности пройти обследование и определить вероятность генетических отклонений будущего малыша. Предупреждён – значит вооружён.
Женщина в период беременности должна получать только положительные эмоции. Специалисты предлагают различные варианты внутриутробного развития детей: звукотерапия, прослушивание классической музыки. Ребёнок хорошо развивается, если родители до его появления на свет обращаются к нему, разговаривают, читают, напевают любимые мелодии.

Совет №2. Предречевой период – показатель того, как будет развиваться речь.
Первый крик ребёнка после рождения – важная характеристика его здоровья и одно из первых проявлений доречевого развития. Потом при осмотре новорождённого специалист обращает внимание на его лицо. Если оно анемично (неподвижно), это может быть связано с психическими нарушениями.
Проблемы с речью влекут за собой коммуникативные нарушения. Их поможет откорректировать детский психиатр, но некоторые родители избегают показывать ребёнка этому специалисту. Если у малыша проблемы с речью, значит у него есть нарушения и других функций высшей нервной деятельности. Развитие речи взаимосвязано с развитием внимания, памяти, психомоторной координации, гнозиса (способность распознавать на ощупь поверхность материала), праксиса (целенаправленная двигательная активность).

Совет №3. Поведение ребёнка может рассказать о нарушениях в развитии речи.
То, как развивается ребёнок до 3 лет, очень важно. Бывает, что родители игнорируют какие-то отклонения, надеются, что всё само собой нормализуется, и обращаются к специалистам перед школой. Упущенное время наверстать сложно. Задержка в развитии ребёнка отразится на его взрослой жизни. Могут возникнуть проблемы межличностного общения, карьерного роста, социальной адаптации. Любая речевая проблема меняет поведение человека, его эмоциональные реакции, отношения с внешним миром. Если у ребёнка нарушена речевая функция, ему трудно выразить свои просьбы, мысли. Он начинает нервничать, нарушается поведение, следующий этап – проявление агрессии.

Совет №4. Чтобы исправить речь, нужно найти истинные причины её нарушения.
Все нарушения речи можно разделить на четыре основных вида. Нарушение звукопроизношения, нарушение ритма и темпа речи, расстройства речи, связанные с нарушением слуха, недоразвитие речи или утрата раннее имевшейся речи. Наиболее распространённое – дислалия, нарушение звукопроизношения. Малыш пропускает некоторые звуки в словах или неправильно их произносит. Если рассматривать простые случаи, проблема может быть обусловлена снижением слуха, анатомическими дефектами органов артикуляции (неправильное строение зубов, дефекты прикуса, укороченная уздечка, форам языка). В этом случае нужна консультация хирурга, ортодонта. Дислалия развивается и при общении с другими детьми, у которых не сформировано правильное звукопроизношение. Ещё одна причина – нахождение малыша в двуязычной семье.

Читайте также:
Постановка и автоматизация твердого звука (Л)

Совет №5. Мальчиков и девочек, левшей и правшей учат говорить по-разному.
По статистике, у мальчиков позже начинает развиваться речь, чем у девочек.
Морфологическое созревание головного мозга у девочек происходит быстрее. Это влияет на рост словарного запаса. Девочки стараются говорить правильно, как взрослые, но позже мальчиков осваивают фразовую речь. У последних развитие слов направлено на действие, у девочек – на предметы.
У правшей правое полушарие мозга отвечает за образное мышление, левое – за работу речевых центров, распознавание знаков. У левшей наоборот. Поэтому у этих детей медленнее формируется фонематический слух (способность различать звуки) и артикуляция. Они могут заговорить раньше правшей, но непонятной речью. Левшам тяжело понять сочетаемость слов, грамматические правила. Им проще запоминать словосочетания и целые предложения.

Совет №6. Создать ребёнку благоприятные условия для развития речи.
Часто мамы и папы не могут решить, что лучше – активный непоседа, которому надо всё знать и попробовать на вкус, или тихий, спокойный малыш, который никуда не лезет, ничего не трогает, никому не мешает. Многочисленные исследования доказывают: чем выше двигательная активность ребёнка, тем лучше развивается речь. Активные игры с малышом, особенно на свежем воздухе, – основа для формирования его речевой функции. В ребёнке с рождения заложено стремление к исследованию. Он инстинктивно тянется к предметам. Взрослым надо поддерживать, грамотно направлять и развивать его двигательную активность. Мелкая моторика и речь взаимосвязаны. Пальчиковые игры считаются важным направлением речевого развития детей. В суете и спешке взрослые стараются сами собрать разбросанные игрушки, покормить, одеть ребёнка, застегнуть пуговицы, зашнуровать ему ботинки. Не хватает терпения доверить это малышу.

Совет №7. Ребёнок должен захотеть говорить и говорить правильно.
Малышу нужно слышать от взрослых правильную речь. Родители могут употреблять упрощённые формы слов “дай”, “ам-ам”, “ту-ту” при общении с ребёнком до года. Это поможет ему включиться в процесс развитии речи, Потом желательно упрощённые слова ребёнка сопровождать правильными названиями. Он увидел поезд: “Ту-ту!” – мама отреагировала: “ Да, поезд поехал”. Взрослым не стоит подражать малышу в неправильном произношении слов, шепелявить, картавить. Одна из проблем нарушений звукопроизношения в детском возрасте – неправильное формирование речи в семье.
Жизнь ребёнка должна быть богатой на впечатления. Его надо постоянно удивлять, что-то показывать, рассказывать. У малыша будет развиваться кругозор, он захочет выражать свои эмоции, а это ускорит процесс формирования речи. Занятия по коррекции речи можно сделать интересными у увлекательными.

Совет №8. Любые нарушения речи можно исправить. Не упустите время.
Мозг малыша обладает большими компенсаторными возможностями. Чем младше ребёнок, тем больше у него возможностей для восстановительного потенциала и лучшего результата. Важно отметить, что лечение расстройства речевой функции надо проводить комплексно, при участии педиатра, психиатра, невролога, дефектолога, логопеда, психолога. Может понадобиться помощь сурдолога, окулиста, эндокринолога, генетика. От специалистов и современных методик по коррекции, восстановлению речевой функции ребёнка зависит многое, но не всё. Основная роль принадлежит родителям, семье малыша. Близким людям нужно объединиться с врачами, выполнять все назначения, домашние задания, идти одним путём, одной командой к намеченной цели. Комплексный медицинский подход и активное участие родителей в процессе развития речевой функции ребёнка обязательно дадут положительный эффект.

Совет №9. Если ребёнок не говорит, что делать? Приемы стимулирования речи.
Главное условие овладения речью – это подражание, но чтобы ребёнок сам по собственной инициативе начал говорить, у него должна сформироваться потребность в этом. Первые слова появляются при общении-взаимодействии со взрослым, при желании получить что-либо, т.е. когда необходимо назвать предмет. Нельзя запрещать ребёнку использовать жесты, нельзя давать словесный образец: “Скажи – часы, скажи – ложка”.Для стимулирования появления речи предлагаются следующие приёмы:
-диалог
-имитация и звукоподражание
-стихи
-чтение

Имитация и звукоподражания.
Говорить за разных зверюшек: гав-гав, мяу, ква-ква. Междометия: ой, ай, ох. Желательно создавая игровую ситуацию. Гуси, гуси! – га-га-га! -Есть хотите! -да-да-да и т.д. Сказки, где ребёнок добавляет за мышку: пи-пи- пи, за курицу: ко-ко-ко и т.д.

Стихи.
Сначала ребёнок только слушает стихи отхлопывая при этом в ладоши ритм.
Далее можно учить с договариванием только последнего слова. Стихи должны быть хорошо знакомы ребёнку. Те которые ребёнок выучит проговаривайте их многократно.

Чтение.
Чтение доступных для понимания текстов с последующей беседой по картинкам.

Что делать, если вы заняты, а ребенок рядом?

Игры— «превращалки»
Жили-были разные слова. Но, однажды они так веселились, играли, бегали, танцевали, что перепутали свои буквы и слоги. Наведи порядок в словах: босака (собака), ловосы (волосы), лекосо (колесо), посаги (сапоги) и т. д.
Замени первый звук в словах, которые я скажу, звуком «Щ» и назови новое слово.
Был кит, а стал щит, тучка — щучка, река — щека, венок — щенок, мель — щель.
Давай искать слова на кухне. А вот и корзинка (коробочка, мешочек и т. д.), в которую мы их будем складывать.
Какие слова можно вынуть из борща? Винегрета? Кухонного шкафа? Плиты.

Игра в «слово».
Я найду слова везде:
И на небе, и в воде,
На полу, на потолке,
На носу и на руке!
Вы не слышали такого?
Не беда! Играем в СЛОВО!
Угостим друг друга «вкусными» словами. Ребенок называет «вкусное» слово и «кладет» его вам на ладошку, а затем вы ему, и так до тех пор, пока не «съедите» все.
Можно поиграть в «сладкие», «кислые», «соленые», «горькие» слова.

«Наши помощники»
Как одним словом назвать прибор, который варит кофе (кофеварка), режет овощи (овощерезка), мелет кофе (кофемолка), выжимает сок (соковыжималка), чистит картофель (картофелечистка)?

«Приготовим сок»
Спросите ребенка, какой сок получается из яблок (яблочный), из груш (грушевый), из слив (сливовый), из вишни (вишневый), из моркови, лимонов, апельсинов и т. д.
И наоборот — из чего получается апельсиновый сок?

«Назови ласково»
Попросить ребенка назвать ласково все предметы на кухне.

«Что, где лежит?»
Предложить ребенку рассказать где какие предметы находятся (вверху, внизу, слева, справа, в…., на…., под…, за…, между…, около…. и т.д.)

«Веселый счет»
Предложить малышу посчитать посуду (тарелки, вилки…и т.д.). Например, одна тарелка, две тарелки, три тарелки, четыре тарелки, пять тарелок… и т.д.

«Чего не стало?»
Попросить ребенка внимательно посмотреть, что лежит на столе. Затем малыш закрывает глаза, а взрослый убирает один из предметов.

Читайте также:
Формирование слуховой и зрительной памяти у детей с ЗПР

«Приготовим вкусный обед (салат, суп, кашу, компот)»
Взрослый просит ребенка озвучить его действия (Например: «Что я делаю?», «Ты трешь…, шинкуешь…, отрезаешь…»

«Упражнения с тестом»
Отщипывать кусочки двумя пальчиками, потом прилеплять их (напр. глазки).
Хлопать по тесту, плющить его всей ладошкой, катать колбаски ладошкой и каждым из пальцев.
Отпечатывать на тесте пальцы, палочки.
Совмещать тесто с другими материалами (горохом, фасолью, веточками, вермишелью, соломкой).
Можно слепить колечки и их нанизывать на шнурок.

«Волшебный мешочек».
Ребенку показываем несколько предметов, кладем в непрозрачный мешок, лучше из ткани, и предлагаем ребенку, ощупывая их внутри мешка, определить каждый предмет.

«Парочки».
Подбираем одинаковые предметы (специальные лото, носочки, варежки и т.п.)
«Пересыпание-переливание».
Ребенок пересыпает круглый рис из небольшого кувшинчика по чашкам.

«Бусы».
На шнурок для обуви (обязательно с жестким наконечником) нанизываем: колечки от гардин, крупные макароны, пуговицы, крупные бусины (список по мере усложнения задания).
«Рисование пальчиком».
Если ваш ребенок крайне неохотно рисует кистью, предложите ему порисовать пальцами, можно рисовать одним, двумя, а можно сразу всеми пальцами одновременно: каждый пальчик опускается в краску определенного цвета, а потом по очереди ставится на бумагу. Так получается салют или бусы или еще что-нибудь. Лучше всего рисунок закончить фломастерами или карандашами. Можно использовать специальные краски для рисования руками. Покажите, как можно, обмакнув палец в краску, рисовать горошки, потом – полоски или более сложные линии. Объединять их в цветочки, грибочки и т.п. Предложите ребенку: нарисовать глазки киске, собачке и пр. (вырезанным из бумаги и раскрашенным предварительно мамой)
– разрисовать бумажную тарелку (настоящую или просто кружок из плотной бумаги)
– разрисовать вырезанные из бумаги силуэты посуды, знакомой ребенку.

Артикуляционная гимнастика.
Огромное значение для развития речи ребенка играет артикуляционная гимнастика. Проводить их следует ежедневно или через день в форме игры. Для детей с пяти лет они проводятся перед зеркалом, в котором ребенок может контролировать правильность своих движений. Давая определенные целенаправленные упражнения, родители, помогают подготовить артикуляционный аппарат ребенка к правильному произнесению тех звуков, которые он плохо говорит. Принуждать ребенка заниматься нельзя. Занятия дадут наилучший результат, если они проводятся в форме игры и интересны для ребенка. За одно занятие не следует давать больше двух – трех упражнений. К последующим упражнениям надо переходить лишь усвоив предыдущие. Все упражнения надо выполнять естественно, без напряжения.

«Построить забор»
Улыбнуться без напряжения, показать сомкнутые верхние и нижние зубы. Удерживать в таком положении под счет от 1 до 5-10.

«Сделать трубочку»
Вытянуть губы вперед трубочкой (как при звуке у). Следить, чтобы зубы были сомкнуты. Если ребенок не может вытянуть губы вперед, предложите ему дотянуться губами до конфетки (находящейся на расстоянии 1,5-2 см. от губ) и взять ее губами.

«Лопаточка»
Улыбнуться, приоткрыть рот и положить широкий язык на нижнюю губу (губу не натягивать на нижние зубы) и удержать в данном положении под счет от 1 до 5-10.

«Киска сердится»
Улыбнуться, приоткрыть рот, зацепить кончик языка за нижние зубы и, не отрывая его от зубов, выдвигать спинку языка вперед, как кошка выгибает спинку.

«Вкусное варенье»
Слизать широким кончиком языка варенье с верхней губы, делая движения языком сверху вниз, но не из стороны в сторону. Нижней губой не помогать.

«Маляр»
Улыбнуться. Приоткрыть рот и погладить широким кончиком языка нёбо, делая движения вперед-назад, как маляр красит кистью потолок. Следить, чтобы нижняя челюсть оставалась неподвижной.

«Чашечка»
Улыбнуться. Приоткрыть рот, поднять широкий, вогнутый внутрь, язык за верхние зубы. Удерживать в таком положении под счет от 1 до 5.

«Качели»
При открытом рте (губы в улыбке) положить кончик языка за нижние зубы и удерживать в данном положении под счет от 1 до 5, потом поднять широкий кончик языка за верхние зубы и удерживать в данном положении под счет от 1 до 5. Так поочередно менять положение языка 4-6 раз. Следить, чтобы рот оставался открытым.

«Пощелкать кончиком языка»
При открытом рте пощелкать кончиком языка сначала медленно, потом быстрее. Следить, чтобы нижняя челюсть не двигалась, работает только язык.

«Барабанщики»
Улыбнуться, открыть рот и постучать кончиком языка за верхними зубами со звуком д-д-д сначала медленно, потом все быстрее. Следить, чтобы рот был все время открыт, губы в улыбке, нижняя челюсть неподвижна.

Для развития речи ребенка и формирования интереса к чтению необходимо помнить, что нужно использовать каждую возможность общения с ним: разговаривать о его и своих делах, о том, что он увидел или услышал, о прочитанном, отвечать на вопросы. Обязательно следует регулярно читать ребенку детские стихи, сказки, загадки, рассказы. У него под рукой должно быть достаточно материалов для чтения и рассматривания картинок. Сами родители должны подавать примеры регулярного чтения книг, газет.
Почаще играйте с ребенком в игры. Не навязывайте ему ту или иную игру, предложите – а он пускай выберет сам.
Разрешите ребенку свободно пользоваться карандашами, фломастерами, бумагой.
Поощряйте игры с другими детьми. По возможности чаще водите ребенка в интересные для него места: лес, музей, театр, цирк.
Маленькие дети могут и хотят учиться – это неоспоримый факт. В них спокойно сосуществует наивность и мудрость, талант и невежество.

«Взаимодействие педагога с родителями по вопросам речевого развития детей»

«Взаимодействие педагога с родителями по вопросам речевого развития детей»

Родной язык играет уникальную роль в становлении личности человека. Язык и речь традиционно рассматривались в психологии, философии и педагогике как узел, в котором сходятся различные линии психического развития: мышление, воображение, память, эмоции.

Являясь важнейшим средством человеческого общения, познания действительности, язык служит основным каналом приобщения человека к ценностям духовной культуры, а также необходимым условием воспитания и обучения. Развитие устной монологической речи в дошкольном детстве закладывает основы успешного обучения в школе.

Дошкольный возраст – это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи: фонетической, лексической, грамматической. Полноценное овладение родным языком в дошкольном детстве является необходимым условием решения задач умственного, эстетического и нравственного воспитания детей в максимально сензитивный период развития. Чем раньше будет начато обучение родному языку, тем свободнее ребенок будет им пользоваться в дальнейшем.

Важной отличительной особенностью работы по развитию речи является взаимодействие педагогического коллектива с семьями воспитанников. Цель взаимодействия – объединить усилия взрослых для успешного речевого развития каждого воспитанника группы, сформировать у родителей желание помогать своему ребенку, общаться с ним; уметь правильно реагировать на проблемы (помогать преодолевать их) и достижения (радоваться успехам) ребенка Педагогинашего детского садавзаимодействиес семьей выстраивают в процессе личностно ориентированного общения. Содержательной основой общения являются индивидуальные особенности речевого развития каждого дошкольника, полученные в результате обследования в начале учебного года.

Читайте также:
Как отличить дислалию от дизартрии

Хочу поделиться опытом своей работы в этом направлении.

Моя работа по взаимодействию с родителями воспитанников группы включает в себя следующие мероприятия.

Газета как форма взаимодействия ДОУ с родителями

Необходимо было найти такую форму взаимодействия с родителями, которая бы способствовала воспитанию у них самосознания, помогала бы обучать и развивать детей играя, объединяла детей и взрослых вокруг общего интересного дела.

Формой, сочетающей все эти требования, стала газета, в которой я и другие педагоги нашего дошкольного учреждения предлагают мамам, папам, бабушкам и дедушкам стать учениками заочной школы «Профессиональные родители». Содержание публикаций в газете направлено на решение задач, связанных с развитием речи, так как у 80 % детей отмечаются нарушения речевого развития, и требуется осознанная помощь родителей.

Мною был разработан макет газеты. Постоянными рубриками в ней стали «Поговорим серьезно» и «Уроки для родителей», посвященные какой-либо из характеристик речи ребенка.

В старшей группе

Речевая среда – это что?

Мой первый словарь

Зачем столько знать о звуках?

Что такое предшкольный возраст?

В подготовительной группе

Могу, но не хочу (как воспитать у ребенка желание читать)

Литературное развитие дошкольников (каквоспитать грамотного читателя)

Скоро в школу (о формировании в семье предпосылок учебной деятельности)

В конце каждой публикации предлагаюродителям домашнее задание, выполнив которое, они могут увидеть проблемы своего ребенка и осознанно помочь ему.

В рубрике «Домашняя игротека» знакомлю родителей с простыми, но очень интересными, а главное полезными играми для детей. В нее входит описание игр, способствующих развитию речи ребенка. Причем материал этой рубрики составляю таким образом, чтобы родители могли играть с ребенком в любое удобное для них время. Так появились «Игры на кухне», «В свободную минутку», «По дороге из детского сада». Особый интерес родителей вызывает рубрика «Пришли мне чтения доброго», в которой они могут познакомиться с задачами программы по художественной литературе, воспользоваться материалами для семейного чтения.

Индивидуальные встречи с родителями

Такие встречи систематически проводятся в течение года. Первую встречу планирую в начале учебного года. Ее цель – донести до родителей результаты обследования речевого развития ребенка; заручиться их поддержкой в последующей работе. Беседы провожу с каждой семьей отдельно (индивидуально) в удобное время.

В процессе беседы с родителями я тактично рассказываю о сильных и слабых сторонах речевого развития ребенка; прошу близких поделиться своими наблюдениями за речью малыша (что радует, что огорчает); разрабатываем план совместных действий по развитию речи на ближайшее время, даю конкретные рекомендации и задания родителям для их ребенка; назначаем следующую встречу.

В последующем встречи провожу в установленном порядке (по договоренности с родителями). Частота встреч зависит от уровня речевого развития ребенка, от его последующих успехов или проблем. Как показывает опыт проведения этой работы, встречи-беседы с родителями планируются в среднем один раз в три месяца. В случае необходимости (или по желанию родителей) провожу промежуточные встречи-консультации.

Каждая встреча (кроме первой) включает в себя: констатацию динамики речевого развития ребенка (с чем он справился, что еще вызывает трудности); обязательную мою реакцию как педагога на участие родителей в выполнение намеченного плана совместных действий (родители все рекомендованные задания выполнили/ не выполнили/ выполнили частично), добились или не добились положительных результатов; обмен впечатлениями и наблюдениями за речью ребенка с момента последней встречи с родителями; корректировку (если есть необходимость) намеченного при первой встрече плана совместной деятельности по развитию речи ребенка; рекомендации и задания родителям для ребенка; назначение примерной даты следующей встречи.

Следующая форма взаимодействия -это участие родителей в речевых традициях группы: «Копилка слов», «Я дарю тебе словечко», «День рождения звука»

«Копилка слов». Традиция, направленная на расширение, закрепление и конкретизацию словаря ребенка, начинается в детском саду. Постепенно к этой работе привлекаются родители примерно через такие задания: подобрать с мамой (папой, бабушкой и т.д.) красивые осенние (зимние, вкусные и т.д.) слова; подобрать картинку с интересным (красивым, важным, тяжелым и т.д.) предметом, показать его всем детям и назвать и т.п.

По результатам этой работы в нашей группе создаются книжки, в которой объединяются картинки и рисунки детей под соответствующие определения. Например, «Мягкие слова» — на всех картинках этой книжки предметы и объекты соотносятся с прилагательным «мягкий»: диван, кресло, подушка, игрушки. Рассматривая картинки, дети не только называют, что изображено на них, но и упражняются в умении соотносить прилагательное с существительным, описывать предметы, подбирать другие определения к ним, называть части предметов и т.д.

«Я дарю тебе словечко». Эта традиция вводится постепенно. Я «дарю» ребятам слова к различным праздникам. В последующем предлагаюдетям тоже подготовить дома подобные слова-подарки. Например, в подарок ребенку на день рождения дарятся веселые слова, мамам и бабушкам на 8 Марта – добрые и ласковые слова, гостям группы – приветливые слова и т.п.

«День рождения звука». Известно, что некоторые дети не могут произносить отдельные звуки в силу возрастных особенностей речевого развития. При соответствующей работе, то у одного, то у другого ребенка начинает появляться нормальное звукопроизношение. Это большое, радостное событие в жизни дошкольника и его семьи. Оно не может быть не замечено окружающими. Этому событию мы обязательно посвящаем групповой праздник «День рождения звука». Ребенок – виновник торжества – готовит дома концертный номер, например стих-е, в котором часто встречается определенный звук, песню или небольшую инсценировку (с участием родителей). Мы с остальными детьми тоже готовим свои речевые подарки: стихи, картинки, в названии которых встречается нужный звук. В этот день я обычно планирую коллективную речевую игру. Пляски, песни и чаепитие – по желанию родителей ребенка.

Еще одной формой взаимодействия является работа воспитателя с подгруппами родителей, у чьих детей обнаружены схожие (или одинаковые) проблемы в речевом развитии

На подобных встречах родители получают от меня (в случае необходимости — от логопеда)более подробную консультацию; наблюдают, как я работаю над разрешением выделенных речевых проблем; разучивают необходимые дидактические игры, осваивают приемы воздействия в процессе непосредственного общения, игры со своим ребенком под моим ненавязчивым контролем и руководством; делятся друг с другом своим положительным домашним опытом в решении единых для всех собравшихся проблем развития речи детей.

Читайте также:
Педагогический проект: Использование сказки как метод коррекции речевых нарушений старших дошкольников

В нашем детском саду создан специальный фонд материалов, которыми обеспечиваются взрослые и дети для работы в домашних условиях. Сюда относятся: библиотечка книг для родителей по вопросам и проблемам речевого развития, подборки картинок для реализации различных речевых задач, дидактические игры по развитию речи, материалы для развития мелкой моторики рук. Родители пользуются созданным фондом для реализации совместного с детским садом плана действий по развитию речи своего ребенка.

Информация для родителей. В течение года я рассказываю родителям, как можно развивать речь ребенка в домашних условиях, какие игры и упражнения следует взять на заметку и проводить систематически.

Развитие словаря. Следует обратить внимание родителей на то, что расширение и активизация словарного запаса происходит на основе углубления представлений дошкольников об окружающей действительности. Именно поэтому необходимо много рассказывать и показывать детям, водить их на экскурсии, проводить наблюдения, рассматривать отдельные объекты и предметы. В семейном кругу желательно рассказывать ребенку о его родственниках: где они живут, кем работают, какие они замечательные люди, кем они ему приходятся. Очень любят дети рассказы близких об их работе или учебе; о тех людях, которые их окружают. Об их детстве и играх, в которые они играли.

Начиная со среднего возраста необходимо интересоваться у ребёнка, как у него прошел день. Желательно привлекать его к обсуждению содержания, организации совместных семейных мероприятий.

Для активизации в речи детей слов,обозначающих качества и свойства предметов, следует дома в различных видах детской деятельности рассказывать и показывать ребенку различные качества и свойства предметов рукотворного и природного мира.

В повседневной жизни или через игровые упражнения можно закреплять и расширять обобщенное значение понятий: овощи, фрукты, посуда, одежда и пр.

После просмотра фильмов, прослушивания сказок следует предложить и помочь ребенку подобрать глаголы, раскрывающие действия понравившегося ему персонажа.

Через простые игры типа «Мальчик (девочка) наоборот» легко и весело вводятся в словарный запас ребенка и закрепляются простые антонимы. Причем в старшем дошкольном возрасте детей необходимо упражнять в умении подбирать антонимы к разным частям речи: существительным, прилагательным, глаголам, наречиям.

С 5 лет необходимо в игровой форме закреплять и расширять в речи ребенка словарь синонимов. Для этого можно организовывать речевые игры типа «Дружные слова», «Сердитые (веселые, ласковые и т.д.) слова». Работа с синонимами напрямую связана с умением ребенка более точно подбирать слова для выражения мысли, для передачи эмоциональной окраски.

Грамматический строй речи. Развивая грамматический строй речи ребенка, родителям следует обратить внимание на правильное употребление предлогов, выражающих пространственные отношения. Правильное владение пространственными предлогами не только способствует закреплению умений ребенка ориентироваться в пространстве, но и упражняет его в умении распространять простые предложения, пользоваться более сложными конструкциями предложений. К тому же умелое владение пространственными предлогами является необходимым условием в процессе подготовки к обучению грамоте, так как навыки чтения и письма тесно связаны с пространственно-временной ориентировкой. Для этого в повседневной жизни должны создаваться специальные житейские и игровые ситуации, позволяющие упражнять детей в правильном употреблении предлогов; в умении действовать в соответствии со словесной инструкцией, содержащей изучаемые предлоги.

Для закрепления умений ребенка употреблять имена существительные во множ. числе желательно систематически ему предлагать игровые упражнения типа «Волшебник». Прикосновением «волшебной палочки» все увеличивается в количестве: был один стул — стало много стульев, был один конь – стало много коней и т.д. с помощью волшебной палочки все может и исчезать: были кони – и нет коней, были шторы – и нет штор. В данном случае ребенок упражняется в образовании формы родительного падежа мн. числа сущ.

Детям очень нравится играть с близкими в следующие. игры: «Командир», «Великий Нехочуха», «Спор с Нехочухой». В этих играх незаметно для себя ребенок учится пользоваться глаголами в повелительном наклонении и спрягать глагол «хотеть».

Проигрывая варианты игры «Волшебник» (все, чего касается «волшебная палочка» уменьшается в размере), родители упражняют ребенка в образовании существительных при помощи суффиксов. Игра «Звериный детский сад» способствует закреплению приемов словообразования сущ-х по теме «Животные и их детеныши».

При закреплении умения образовывать глаголы с помощью приставок можно использовать игру «Цирк». Игрушки собрались на представление: машинка приехала, кукла пришла и т.д. двери цирка открылись и пропустили игрушки в зал: машинка проехала, кукла прошла и т.д. после представления все игрушки вышли из цирка и стали перебираться через дорогу: машинка переехала, кукла перешла и т.д.

Закреплять умение составлять и распространять простые предложения можно в игровых упражнениях типа «Представь себе». Например, «Представь, что ты в магазине игрушек. Какие игрушки там продаются?», или «Представь, что на столе много вкусной еды. Какая еда стоит на столе?»

По моей рекомендации родители проводят со своим ребенком специальные игровые упражнения по развитию и совершенствованию звуковой культуры речи. Ему предлагаются специальные игровые упражнения и игры типа: «Слушаем звуки улицы», «Кто так кричит?» и т.п. игры в рифмы на подбор слов, близких по звучанию «Поэты».

В семье заложены уникальные возможности для развития связной речи ребенка. Родители и др. члены семьи – самые желанные собеседники. Это люди, чья речь и речевое поведение оставляют неизгладимый след в развитии малыша. Поэтому следует ввести в семье традицию ежедневного обмена впечатлениями о прожитом дне, вопросы задает не только взрослый ребенку, но и ребенок взрослому. Во время таких бесед необходимо демонстрировать культуру ведения диалога (внимательно слушать собеседника, не перебивать, задавать вопросы, отвечать на поставленные вопросы). Взрослые своим примером показывают, как нужно вести диалог за столом, в гостях, при разговоре по телефону и т.д.

Особая роль отводится родителям и близким ребенка в процессе подготовки к обучению грамоте. Взаимодействие детского сада и семьи концентрируется вокруг изготовления в домашних условиях пособия «Мой букварь». В нашей группе пособие «Мой букварь» создается в течение 2 лет.

Цель этой работы заключается в том, чтобы научить детей:

Работать со звуком (подбирать слова с заданным звуком, находящемся в разных позициях – в начале, в середине, в конце слова);

Соотносить звук с буквой;

Работать с образом буквы (раскладывать на элементы, соединять элементы, воспроизводить образ буквы).

Работа с каждой буквой проходит все три этапа и состоит из разных заданий. Для каждой семьи я подготавливаю памятку, в которой перечисляю основные цели последующей работы и примерные задания.

Читайте также:
Домашние животные - конспект логопедического подгруппового занятия

Примерный перечень заданий

Работа по развитию фонематического восприятия (звуки речи) может включать следующие задания.

1. Нарисовать предмет (наклеить картинку), название которого начинается с заданного звука; заданный звук стоит в середине слова, в конце.

2. Подобрать картинки (нарисовать) к словам, в которых заданная буква перешифровывается при произнесении в мягкий или твердый звук. Например: буква М – машина [м], миска [м’]. Причем звук стоит в начале слова.

Работа по закреплению образа буквы включает след.задания.

1. «Украшаем, наряжаем букву» — обязательное задание для всех букв.

Родитель рисует (вырезает из бумаги) контур буквы. Ребенок украшает букву.

Данное задание выполняется на отдельных листах бумаги. Дети приносят свои работы в группу, и мы размещаем их на постоянно действующей экспозиции «Парад букв». Дети рассматривают буквы и рассказывают о своей букве.

1. «Мы пишем букву так!». Все взрослые члены семьи пишут свой вариант изучаемой буквы.

1. «Буква». Из разных печатных источников ребенок вырезает заданную букву, которая представлена разными графическими изображениями. Все вырезанные буквы наклеиваются в ряд на альбомный лист.

1. «Найди букву». Родители вырезают из печатных источников любой текст, ребенок обводит все нужные буквы.

Работа с образом буквы включает следующие задания.

1. «Элементы букв». Родители вырезают крупную печатную букву и предлагают ребенку разрезать ее на элементы, которые потом наклеиваются на лист.

2. «Город букв». Цель: упражнять детей в написании элементов букв.

Выполненные детьми задания и работы я собираю в отдельные папки. К концу учебного года собранные работы оформляются в книгу «Мой букварь». Обязательно делается обложка – на ней пишется название книги, и перечисляются все авторы-составители (ребенок и члены его семьи, которые помогали ему в течение года).

Учебный год в нашей группе заканчивается выставкой Букварей и праздником «Чудесный звук – чудесный образ».

Каждая семья принимает участие в празднике, готовят свои номера – загадки, ребусы и т.д. Проводятся соревнования.

Взаимодействие воспитателей с семьей значительно повышает эффективность педагогического воздействия на детей, позволяет преодолеть многие трудности и проблемы и получить желаемый результат в речевом развитии каждого ребенка.

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С РОДИТЕЛЯМИ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ В УСЛОВИЯХ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

Просмотр содержимого документа
«ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С РОДИТЕЛЯМИ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ В УСЛОВИЯХ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ»

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С РОДИТЕЛЯМИ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ В УСЛОВИЯХ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

Логинова Елена Вячеславовна, воспитатель первой квалификационной категории

МАОУ «СОШ№15» структурного подразделения «Детский сад»

Шиврина Елена Владимировна, воспитатель первой квалификационной категории

МАОУ «СОШ№15» структурного подразделения «Детский сад»

Аннотация: в статье рассматривается роль семьи в речевом развитии ребенка дошкольного возраста. Авторы представляют опыт работы в данном направлении и, опираясь на данные проведенного исследования, формулируют практические рекомендации для родителей с целью оказания методической помощи для организации работы по развитию речи детей.

Ключевые слова: развитие речи, дошкольный возраст, работа с семьей, дошкольное образовательное учреждение.

Дошкольный возраст – это период интенсивного роста и развития ребенка. Именно в этом возрасте развиваются все психические процессы в организме. Речь не является исключением, ведь ребенок в процессе взаимодействия с миром и окружающими его людьми обогащает свой опыт, получает новые впечатления, в связи с этим происходит развитие его умственных способностей, а соответственно и речи. Овладение родным языком является одним из важных приобретений ребенка в дошкольном детстве. Именно приобретений, так как речь не дается человеку от рождения. Должно пройти время, чтобы ребенок начал говорить. А взрослые должны приложить немало усилий, чтобы речь ребенка развивалась правильно и своевременно. Поэтому одним из главных направлений работы дошкольного учреждения является развитие речи детей. Речь современных детей образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями – явление очень редкое. Наблюдения логопедов и педагогов образовательных учреждений, сделанные за последние несколько лет, свидетельствуют об увеличении количества дошкольников с различными речевыми нарушениями. Дети усваивают родную речь, подражая разговорной речи окружающих. Педагоги дошкольных учреждений немало внимания уделяют речевому развитию детей. Развитие связной речи происходит постепенно вместе с развитием мышления и связано с усложнением детской деятельности и формами общения с окружающими людьми.

Речевое развитие дошкольника в дошкольном учреждении (в соответствии с Федеральными государственными образовательными стандартами Дошкольного образования (ФГОС ДО)) включает в себя:

владение речью как средством культуры;

обогащение активного словаря;

развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи;

развитие речевого творчества;

развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха;

знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы;

7. формирование звуковой аналитико-синтетической активности как пред-посылки обучения грамоте.

Развитие связной речи является центральной задачей речевого воспитания детей. Именно в связной речи реализуется основная, коммуникативная, функция языка и речи. Связная речь – высшая форма речи мыслительной деятельности, которая определяет уровень речевого и умственного развития ребенка. Под связной речью мы понимаем развернутое изложение определенного содержания, которое осуществляется логично, последовательно, правильно и образно. Это показатель общей речевой культуры человека. Поэтому определение направлений и условия развития речи у детей относится к числу важнейших педагогических задач. Методика развития связной речи включает в себя не только обучение ребенка навыкам логического изложения собственных мыслей, но и пополнению его словарного запаса. Основными средствами развития связной речи являются:

Федеральном образовательном стандарте дошкольного образования определено, что образовательная деятельность, осуществляется в процессе организации различных видов детской деятельности (игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной, чтения), а также в ходе режимных моментов, в самостоятельной деятельности детей и во взаимодействии с семьями воспитанников ДОУ.

Чтобы позитивно повлиять на качественное и своевременное речевое развитие дошкольников, максимально предупредить возможные отклонения в развитии их речи, необходима всесторонняя и тщательная проработка организационно-содержательных аспектов создания условий для полноценного развития речи детей, усиление ее превентивных аспектов, использование педагогического потенциала специалистов ДОУ и родителей.

Включение родителей в педагогический процесс является важнейшим условием полноценного речевого развития ребенка. Как известно, образовательно-воспитательное воздействие состоит из двух взаимосвязанных процессов – организации различных форм помощи родителям и содержательно-педагогической работы с ребенком. Такой подход к воспитанию детей в условиях дошкольного образовательного учреждения обеспечивает непрерывность педагогического воздействия. Важнейшим условием преемственности является установление доверительного делового контакта между семьей и детским садом,

ходе, которого корректируются позиции родителей и педагогов. Ни одна, даже самая лучшая, развивающая программа не может дать полноценных результатов, если она не решается совместно с семьей, если в дошкольном учреждении не созданы условия для привлечения родителей к участию в образовательно-воспитательном процессе. Овладение ребенком речью успешнее идет тогда, когда с ним занимаются не только в дошкольном учреждении, но и в семье.

Читайте также:
Дикие животные наших лесов - конспект открытого логопедического занятия

условиях развития современного общества, когда молодые семьи ориентированы на материальное благополучие и карьерный рост, дети мало проводят времени с родителями (все больше за компьютером, у телевизора или со своими игрушками) и редко слушают рассказы и сказки из уст мамы или папы, а уж дома развивающие речевые занятия – это вообще редкость. По мере взросления ребенка, родители беспокоятся о развитии его творческого потенциала, мышления, логики и порой упускают такую не менее важную деталь, как развитие связной речи. Часто родители исходят из соображения, что дети, наблюдая за ними, самостоятельно научатся связно излагать свои мысли. Но это не так, ребенку нужно помогать устанавливать логические связи в собственной речи. Именно родители, а не только специалисты дошкольных учреждений, играют большую роль в формировании речи ребенка. От того, как они говорят с ним, сколько внимания уделяют речевому общению с ребенком, во многом зависит успех

дошкольника в усвоении языка. Систематическая и целенаправленная помощь семьи ребенку по развитию речи в сочетании с адекватным использованием рекомендаций педагогов и специалистов детского сада на различных этапах обучения способствует более эффективному формированию речи дошкольника. К сожалению, многие родители в наше время частенько забывают об этом и пускают процесс развития речи на самотек.

В настоящее время большое значение придается привлечению родителей к процессу развития речи своего ребенка. Показано, что при соответствующей подготовке эффективность их работы в качестве учителей своих детей может быть исключительно высока и крайне полезна как для ребенка, так и для самих родителей.

Для того, чтобы выяснить степень осведомленности родителей по представленной проблеме, мы провели анкетный опрос.

С помощью анкетирования были получены следующие результаты:

59 % родителей не представляют, какую работу по развитию речи проводят воспитатели дошкольного учреждения;

71 % родителей считают, что работа по развитию речи это забота воспитателей;

29 % родителей считают, что работа по развитию речи производится совместно воспитателями и родителями;

75 % родителей не имеют знаний в области развития речи, основываются на свой жизненный опыт;

85 % очень редко читают своим детям литературные произведения (реже 2 – 3 раз в неделю).

Проанализировав данные анкеты, мы определили проблемное поле и составили план работы с родителями, направленный на формирование адекватного речевого воспитания ребенка в семье.

Одной из форм работы с родителями, направленной на повышение компетентности родителей в вопросах речевого развития ребенка, стало проведение родительского собрания на тему: «Роль родителей в развитии речи детей». Целью данного собрания было

– объяснить родителям, какую роль они занимают в процессе развития речи. В ходе собрания мы выяснили, какие проблемы интересуют родителей и наметили пути решения этих проблем. Одной из проблем является отсутствие опыта и не знание элементарных упражнений на развитие речевого аппарата. Мы разработали практические советы родителям – показ артикуляционных упражнений для произношения определенных звуков, игры и упражнения на закрепление пройденного материала.

В приемной нашей группы мы оформили информационный стенд по речевому развитию. Первой информацией размещенной на нем стала консультация «Ознакомление с особенностями речевого развития детей определенного возраста». В дальнейшем мы планируем размещать информацию, интересующую родителей. Родители получат рекомендации: книги, которые следует читать детям разного дошкольного возраста; стихи, пословицы, считалки, скороговорки для заучивания с детьми дома, загадки. Так же на стенде мы размещаем информацию по развитию речи в рамках непосредственной образовательной деятельности, режимных моментах в течение недели.

Следующая форма работы с родителями – дни открытых дверей. В эти дни родители получат возможность увидеть непосредственно-образовательную деятельность воспитателя с детьми, в процессе которой мы покажем, чем и как следует заниматься с ребенком, как использовать практический материал дома во время игр.

Мы составили рекомендации родителям, как правильно организовать деятельность по развитию речи ребенка в семье:

рассказывать детям об увиденном, делиться воспоминаниями своего детства;

рассказывать о своей работе;

показывать детям различные предметы, используемые в хозяйстве, рассказывать о их свойствах;

рассматривать и наблюдать с ребенком различные объекты и явления природы в разные времена года;

ходить с детьми на экскурсии;

объяснять ребенку требования, связанные с его безопасностью;

собственными действиями и поступками демонстрировать бережное отношение к животным, к представителям животного мира, другим людям;

заучивать с ребенком стихотворения и т.д.

В своей работе мы планируем проводить совместные досуги. Эта форма работы поможет установить теплые неформальные отношения между воспитателями и родителями, а также доверительные отношения между родителями и детьми, способствует повышению педагогической культуры родителей и обогащению словаря детей. К совместным досугам относят:

Знание родителями того, чему учат их ребенка в дошкольном учреждении, правильное понимание задач воспитания и обучения в целях подготовки дошкольника к следующей ступени детства – школе, знание некоторых методических приемов, используемых воспитателем в работе по развитию речи детей, – все это, несомненно, поможет родителям организовать речевые занятия и дома, в условиях семьи. Взаимодействие детского сада и семьи является необходимым условием работы дошкольного учреждения по любому направлению его деятельности. Не является исключением и работа по развитию речи дошкольников, ведь наилучших результатов в работе можно достичь, если воспитатели и родители будут действовать согласованно. От правильного взаимодействия детского сада и семьи зависит успех воспитания детей. Задача детского сада – вооружать родителей педагогическими знаниями, в частности конкретными знаниями по методике развития речи. Для этого можно использовать различные формы работы.

Литература

Болотина Л.Р., Микляева Н.В., Родионова Ю.Н. Воспитание звуковой культуры речи у детей в дошкольном образовательном учреждении. Методическое пособие. – М.: Айрис пресс, 2006.

Гризик Т., Тимощук Л. Развитие речи детей 4-7 лет. // Ребенок в детском саду 2002, № 2.

Ельцова О.М. Организация полноценной речевой деятельности в детском саду/ О.М.Ельцова, Н.Н. Горбаческая, А.Н.. Терехова – СПб: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2005.-192с.

Елецкая О.В., Вареница Е.Ю. День за днем говорим и растем. – М., ООО «ТЦ Сфера»,

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: