Из опыта логопедической работы в детском психоневрологическом реабилитационном центре

Из опыта логопедической работы в детском психоневрологическом реабилитационном центре

В статье описывается опыт совместной работы логопеда и специалиста по логоритмике на базе детского психоневрологического реабилитационного центра.

Логоритмика — это комплекс музыкально-двигательных , рече-двигательных и музыкально-речевых игр и упражнений, направленный на коррекцию речевых нарушений .

Путем коллективных музыкальных , динамических занятий можно добиться большего результата , чем обычными логопедическими занятиями. А если речь идет о занятиях с детьми с ОВЗ (ограниченными возможностями здоровья), то тем более.

На базе ГАУЗ ТО ДПН ЛРЦ «Надежда»(г.Тюмень) логопедом Незамаевой М.А. и специалистом по логоритмике Бондаренко В.Б. проводились занятия по логоритмике в смешанных группах.

Наш центр с целью медицинской и психолого-педагогической коррекции посещают дети с разными диагнозами и разного возраста.

Мы попробовали создать разновозрастную (от 6 до 10 лет) группу. Уровень развития речи у детей также был разный. (Моторная алалия — два человека, сенсо-моторная алалия — один человек, болезнь Дауна – один человек, легкая умственная отсталость-один человек, два ребенка были с РАС( расстройство аутистического спектра, двое детей были с дизартрией.)

Как видно, состав группы достаточно сложный и начиная эту работу, мы опасались за её результаты.

Целью нашей работы было развитие речи, внимания, слухового восприятия, фонематического слуха. А также нормализация дыхания, развитие крупной и мелкой моторики, мимической и артикуляционной мускулатуры. Для наших деток важным являлось научиться работать в группе и коррекция эмоционального состояния. Так как именно в логоритмических занятиях тесно переплетаются речь, движение и музыка, нами была выбрана именно такая форма коррекционной работы.

Занятия включали в себя различные виды деятельности: маршировка и ходьба под музыку, игры на развитие слухового внимания, дыхания, крупной и мелкой моторики, артикуляционные упражнения, пение и игра на музыкальных инструментах .

Было решено каждое занятие посвятить какой -либо лексической группе (при необходимости можно было на одну лексическую группу выделить несколько занятий (У нас на тему «Времена года» ушло два занятия.)

Каждое занятие было посвящено одной теме, каждая часть занятия включала какой — либо вид деятельности.

На занятиях использовалось много демонстрационного материала и оборудования. Каждая часть занятия не превышала 5-7 минут, что не вызывало пресыщения и утомления.

Далее мы приводим краткое содержание всего курса и подробно описываем одно из занятий.

Курс коррекционных логоритмических занятий «Мир вокруг нас»

  1. Занятие № 1 Времена года .(Весна)
  2. Занятие № 2 Времена года. (Лето)
  3. Занятие № 3 Овощи.
  4. Занятие № 4 Фрукты.
  5. Занятие № 5 Ягоды.
  6. Занятие № 6 Лес, деревья.
  7. Занятие № 7 Насекомые.
  8. Занятие № 8 Домашние животные.
  9. Занятие № 9 Дикие животные.
  10. Занятие № 10 Дом.

Занятие №3. Тема «Овощи»

  • познакомить детей с овощами, где они растут, их признаками.
  • корзинка с муляжами овощей, карточки с изображениями овощей, зонтик, мячики, пластилин оранжевого и красного цвета, музыкальные инструменты (треугольники, маракасы, гармошка, дудочки, ложки.)

Ход занятия

Дети входят под музыку, их встречает логопед. В центре комнаты стоит корзинка с овощами.

Зашли, встали в круг (логопед направляет). Музыка смолкает .

ЛОГОПЕД :«Кто скажет, что у меня в корзинке?»

ДЕТИ: «Морковка, помидор» и т.д.

ЛОГОПЕД: «А кто пробовал( морковку, помидор,огурчик и т. д. )? Поднимите руки!»

ЛОГОПЕД: «А кто собирал? Поднимите руки!» ( дети тянут руки, кому необходимо , логопед помогает.)

ЛОГОПЕД: «А давайте будем собирать морковку, картошку , тыкву!»

Музыкальный работник начинает играть, логопед, увлекая детей за собой, поёт:

– Миша (можно имя любого мальчика в группе) шёл, шёл, шёл и морковку нашёл!

Наклоняются, «собирают» морковку.

Идут дальше под музыку.

– Миша шёл, шёл, шёл и картошку нашел!

Можно перечислить несколько овощей. Музыка стихает.

ЛОГОПЕД: «Молодцы! Сколько овощей собрали! А что мы будем с ними делать?»

Садимся в кружок на ковер , Начинаем « кушать» . Логопед показывает артикуляционные упражнения , дети повторяют. ( Открываем и закрываем рот, облизываем губы, надуваем щеки,выдыхаемртом воздушную струю- объелись.)

ЛОГОПЕД: «Молодцы! Наелись! А кто скажет, как можно вместе назвать картошку, морковку, помидор (и т. д.)?»

ДЕТИ: «Овощи! (если дети ответа не знают, им подсказывает из- за фортепиано музыкальный работник.)»

ЛОГОПЕД: «Правильно, молодцы. Давайте посмотрим, какие овощи лежат у нас в корзинке ещё?» Рассматриваем овощи называем их, показываем всем, следим, чтобы все посмотрели. (Можно поднять повыше.)

ЛОГОПЕД: «А давайте посмотрим какие ещё овощи бывают,каких нет в корзинке?» (Рассматриваем изображения овощей на карточках, обсуждаем, какие пробовали, какие видели.)

ЛОГОПЕД: «Овощи полезные, вкусные! А чтобы овощи выросли большие и вкусные, что нужно делать?»

ДЕТИ: (Логоритмик при необходимости подсказывает.) «Поливать!»

Поднимаются с ковра. Играет музыка. Начинается динамическая пауза. Логопед показываетдвижения, дети повторяют.

– Приплыли тучи дождевые,

– Лей , дождик, лей! (руки вытянуты вверх, кисть опущена вниз)

– Дождинки пляшут как живые (шевелят пальчиками,кружатся.)

– Пей , земля , пей ! (встряхивают руками, топают ногами.)

– И земля пьёт, пьёт! (наклоняются)

– А дождь неугомонный льёт, льёт! (садятся на ковер) .

При желании можно повторить 2- 3 раза.

ЛОГОПЕД: «Ой! А мы то с вами тоже вымокнем!» (Открывает зонт)

ЛОГОПЕД : «Если дождик идет, нужно спрятаться под зонт!» (Игра « Зонтик».)

Читайте также:
Мягкий знак - показатель мягкости, Разделительный мягкий знак - конспект занятия

Музыкальный работник играет сначала медленно, дети просто ходят по ковру, затем ритм меняется (Дождик стучит) и дети спешат под зонт.((Повторяем 2-3 раза.)

ЛОГОПЕД: «Молодцы Мы не промокли, только овощи водички попили и вырастут большие – большие!»

Давайте поможем овощам вырасти, На наших грядках растут помидоры и морковь. Какого цвета помидор?

(Предъявляются два бруска пластилина- красный и оранжевый.Если детям трудно дифференцировать красный и оранжевый цвет, можно взять зеленый и красный, огурец и помидор.)

ДЕТИ: «Помидор красный.» (Если есть неговорящие дети, можно попросить показать, из пластилина какого цвета следует лепить.)

ЛОГОПЕД: «А еще помидор круглый!Давайте сделаем красный и круглый помидор.» (Делает из пластилина шар, показывает)

Детям раздается пластилин, стараемся сделать шарик (Если необходимо , помогаем,обращаем внимание на направление движения рук.)

ЛОГОПЕД: «А какого цвета морковка? (Огурец?)»

Дети отвечают, делаем из пластилина « колбаску». (Морковку) Если у ребёнка не получается, логопед и логоритмик помогают, также обращаем внимание на то, что движения рук изменились.

Получилось много «помидорок и морковок» .

ЛОГОПЕД: «Скажите, а что это у нас получилось? Как называется место, где овощи растут?»

ДЕТИ: «Огород!» ( Если ответ будет — «грядки», проговариваем, что много грядок называется огород.» )

ЛОГОПЕД: «Какой хороший огород у нас получился! А кто отгадает , какие овощи там ещё могут вырасти?»

(Загадки про овощи) (Неговорящему ребёнку предлагается выбрать овощ из корзинки. Ребёнка с моторной алалией мы просили ответ сказать по слогам, отхлапывая слоговую структуру слова.Один ребенок с РАС ответы писал на доске на стене, можно выбрать карточку с изображением нужного овоща.»)

СПЕЦИАЛИСТ ПО ЛОГОРИТМИКЕ: « Молодцы! А теперь давайте сыграем на музыкальных инструментах и споем.»

Раздаются музыкальные инструменты, дети садятся в кружок вокруг инструмента.

(Поём « Урожайная», муз. А. Филиппенко, сл. Т. Волгиной.)

Дети стараются попасть в ритм (Оркестр.)

Занятие подходит к концу, складываем инструменты.Дети прощаются, под музыку покидают зал.

Итоги курса.

Увеличение запаса знаний по основным лексическим группам, овладение простейшими артикуляционными упражнениями, слухового восприятия, развитие фонематического слуха, чувства ритма, совершенствование крупной и мелкой моторики, развитие творческих способностей и коррекция эмоциональной сферы.

И может быть самое главное — дети образовали именно ГРУППУ узнавали друг друга в коридоре, обнимались, называли по именам,на занятиях помогали более слабому, научились соблюдать очерёдность при выполнении заданий.

Из опыта логопедической работы в детском психоневрологическом реабилитационном центре

Работникова Т. П., гл. специалист по детской логопедии департамента здравоохранения, Москва; Требулева В. Н., ст. логопед, детская психиатрическая больница № 6, Москва

Московская детская психиатрическая больница № 6 – старейший в России детский психиатрический стационар. В 1917 г. в старых корпусах современной больницы была открыта лечебница для эпилептиков, которая в 1930 г. реорганизовалась в детское психиатрическое отделение больницы им. П.П. Кащенко. Через три года на его базе возникло клиническое отделение, в котором под руководством Г.Е. Сухаревой разрабатывались основы теории и практики новой отрасли медицинских знаний – детской психиатрии. В 1934 г. при активном участии видного организатора здравоохранения Е.А. Осиповой был создан Научно-методический центр по детской психоневрологии, заложивший в системе Министерства здравоохранения, просвещения и социального обеспечения основы организации дифференцированной ступенчатой психиатрической помощи с разветвленной сетью детских психоневрологических учреждений. Для улучшения качества диагностики и оказания помощи детям и подросткам с нервно-психическими заболеваниями в 1962 г. Научно-методический центр был объединен с детским психиатрическим стационаром больницы им. Кащенко. Вначале это объединение называлось Городским психоневрологическим диспансером для детей и подростков со стационаром, а впоследствии было переименовано в Московскую городскую детскую психиатрическую больницу № 6.
В настоящее время ДПБ № 6 обеспечивает высококвалифицированную помощь маленьким москвичам, внедряет новые методы диагностики и лечения, осуществляет организационно-методическое руководство детскими и подростковыми психиатрическими учреждениями, является базой специализации и повышения квалификации врачей, педагогов-дефектологов, среднего медицинского персонала психиатрических и психоневрологических учреждений.
Детская психиатрическая больница № 6 состоит из диспансерно-диагностического отделения; стационара; других подразделений, в которые входят медико-генетический комплекс, амбулатория судебно-психиатриче-ской экспертизы, дневной логопедический стационар для заикающихся дошкольников.
Диспансерное отделение выполняет консультативные и организационно-методические функции. Консультативная помощь оказывается больным детям и подросткам в возрасте от
1 года до 17 лет по направлениям детских и подростковых психиатров внебольничных учреждений. Прием ведут врачи-психиатры, логопеды, дефектологи, психологи. В его структуре работают также смежные специалисты – невропатолог, окулист, отоляринголог, педиатр, специалисты по функциональной диагностике.
Задачей диспансерного отделения является централизованное комплектование всех стационарных отделений, специализированных санаториев, лечебно-воспитательных городских учреждений психоневрологического профиля. На его базе функционируют городские комиссии – центральная медико-педагогическая и по усыновлению.
Входящий в структуру диспансерного отделения организационно-методический отдел осуществляет практическую и методическую помощь всем логопедам, работающим в системе здравоохранения. Еженедельно методисты отдела выезжают в специализированные учреждения и поликлиники для оказания на местах помощи по обследованию детей и определению методов и форм работы с ними.
При организационно-методическом отделе постоянно действует секция детских логопедов. Ее заседания проходят один раз в месяц. На них обсуждаются организационные вопросы, идет обмен опытом, знакомство с методами и формами работы специали-стов различных детских учреждений, наиболее актуальными решениями Комитета здравоохранения, касающимися непосредственно логопедической и дефектологической работы. Для логопедов города при диспансерном отделении открыт методический кабинет, где собрано более ста работ логопедов, работающих в детских специализированных учреждениях. Многие из этих трудов, по мнению рецензентов, представляют практическую ценность.
В целях повышения квалификации городских специалистов организационно-методический отдел организует циклы лекций на базе кафедры детской и подростковой психиатрии, психотерапии и медицинской психологии Российской Медицинской Академии последипломного образования (РМАПО). Этот отдел уделяет большое внимание ус тановлению тесных контактов с логопедами учреждений системы образования, проводя совместные совещания и конференции как на уровне города, так и в округах.
На базе ДПБ № 6 работает общеобразовательная школа-лаборатория № 196. К занятиям здесь привлекают 20% больных детей. Остальные ребята, не имеющие возможности посещать школу, обучаются ее педагогами в отделениях.
ДПБ № 6 как центр по лечению и реабилитации детей с нервно-психическими расстройствами большое внимание уделяет вопросам подготовки медицинских и педагогических кадров. Успешному решению этой задачи способствуют тесные контакты с научно-исследовательскими институтами – кафедрой детской и подростковой психиатрии, психотерапии и медицинской психологии РМАПО, кафедрой психиатрии РГМУ им.Н.И.Пирогова, психологическими факультетами московских вузов, дефектологическими факультетами МГПУ и Открытого заочного университета.
Стационарные отделения больницы обеспечивают лечение больных в возрасте от 3 до 18 лет. Средняя продолжительность лечения составляет 58-78 койко-дней. Выделены три отделения для дошкольников (с 3 до 7 лет) и восемь – для детей школьного возраста. Два отделения можно назвать узкопрофильными, там преимущественно находятся дети с нарушениями речи. В стационарных отделениях работают 27 логопедов. В среднем за год они оказывают коррекционно-речевую помощь 1700-1800 детям.
С 1989 г. должность старшего логопеда больницы занимает В.Н. Требулева. Она осуществляет практическое и методическое руководство работой специалистов стационарных отделений. Большое место в ее деятельности занимает организация и проведение практических занятий для студентов дефектологических факультетов московских вузов. В течение учебного года больница принимает около 400 студентов, организуя и проводя практические занятия с разбором и демонстрацией наиболее интересных и показательных пациентов с речевыми нарушениями. Основная нагрузка в практической подготовке специалистов-логопедов ложится именно на речевые отделения больницы – № 8 и 12.
Дошкольное отделение № 8, открытое в декабре 1962 г., было создано по инициативе врача-психоневролога, кандидата медицинских наук Р.А. Беловой-Давид, которая руководила им в течение 17 лет. Последние 20 лет отделением заведует Е.Н. Карнаухова. Оно предназначено для детей с тяжелыми формами речевых нарушений различного происхождения. Однако у подавляющего большинства детей они сочетались с задержкой психического развития, умственной отсталостью или негрубо выраженными нарушениями личностного развития. С самого начала существования отделения его сотрудники преследовали цель не только практически помочь детям в преодолении их дефекта, но и как можно глубже проникнуть в его суть и найти наиболее адекватные методы устранения. В связи с этим к работе привлекались такие ученые, как А.Р. Лурия, Н.И. Жинкин, Г.Е. Сухарева, М.Б. Эйдинова, Л.С. Цветкова, Е.Н. Правдина-Винарская, Е.М. Мастюкова и др., а также логопеды-практики А.Г. Ипполитова, Л.В. Мелехова, Г.А. Каше и др. В течение нескольких лет постоянным консультантом отделения был профессор В.В. Ковалев. В настоящее время там проводит консультации доктор медицинских наук И.О.Калачева.
Сотрудники отделения щедро делились опытом работы с коллегами из других учреждений Москвы, страны и мира (Болгария, Монголия), подготовили к публикации два сборника (Нарушение речи у дошкольников /Под ред. Р.А. Беловой-Давид и Б.М. Гриншпуна. М., 1969; Нарушение речи у дошкольников /Под ред. Р.А. Беловой-Давид. М., 1972).
Большое внимание в отделении уделяется подготовке молодых специалистов на практических занятиях со студентами дефектологического факультета МГПУ им. В.И. Ленина. Начиная с 1989 г. логопеды отделения № 8 регулярно осуществляют практический патронаж студентов МГОПУ. Задачей практических занятий, проводимых логопедами отделения Е.Г. Карицкой, О.А. Локштановой, И.И. Кашириной, Т.М. Парамоновой, является знакомство студентов со сложными нарушениями речи, которые встречаются у детей дошкольного возраста, проходящих лечение в психиатрической больнице. Студенты знакомятся с такими формами речевых нарушений, как заикание, алалия, дизартрия, расстройства речи у детей с ранним детским аутизмом, а также имеющих генетическую патологию. Логопеды в присутствии студентов проводят обследование детей. В рамках проведения практических занятий, таким образом, студенты имеют редкую возможность наблюдать симптоматику и особенности течения многих речевых расстройств, участвовать в постановке или уточнении логопедического заключения в сложных диагностических случаях, совместно с логопедами отделения намечать пути и методы коррекции имеющегося речевого нарушения и оценивать перспективы его коррекции. Также они могут на практике познакомиться с интереснейшей, а зачастую и редчайшей речевой патологией, которая практически не встречается в учреждениях системы образования (синдромом Ландау-Клефнера, Эльфа-Вильямса, Каннера, Аспергера и др.) При работе с такими нарушениями необходима верификация диагноза с применением методов обследования и коррекции, подтверждающих то или иное логопедическое заключение: моторную алалию и своеобразие речи при РДА; сенсорную алалию и своеобразие речи при РДА; заикание и своеобразие речи при РДА; тугоухость и сенсорную алалию; окуло-денто-дигитальный синдром и ринофонию и т.п.
Работая со студентами МГОПУ не один год, логопеды отделения отмечают их высокую теоретическую подготовку, зрелость и самостоятельность в принятии решений, достойный уровень профессиональных дискуссий, желание увидеть и узнать как можно больше, неутомимость и творческий подход к решению диагностических задач. Студенты с огромным вниманием и любознательностью относятся к предлагаемым темам практических занятий, высказывают свои пожелания, позволяющие логопедам отделения их модифицировать и совершенствовать.

Читайте также:
Дифференциация Б-Д - конспект

особенности логопедической работы в условиях социально-реабилитационного центра
статья по логопедии на тему

особенности логопедической работы в условиях социально-реабилитационного центра

Скачать:

Вложение Размер
osobennosti_logopedicheskoy_raboty_v_usloviyah_sotsialno.docx 19.86 КБ

Предварительный просмотр:

Особенности логопедической работы в условиях Социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних

Джанкабулова Дианна Кайржановна

Логопед ГКУ РС(Я)

центр для несовершеннолетних», г.Якутск

Специфика нашего учреждения состоит в круглосуточном пребывании детей. Пребывание это краткосрочное: в среднем 2-5 мес. Поэтому стоит сложная задача оказания наиболее эффективной помощи в наименьший промежуток времени, с учетом того, что большинство поступающих детей имеют сложные полиморфные речевые нарушения или коммуникативные проблемы.

Поступающие к нам дети разновозрастные и имеют самый широкий спектр отклонений: нарушение речи (как устной, так и письменной), задержка психоречевого развития, нарушение зрения, состояния, пограничного с умственной отсталостью, «социально-педагогическая (бытовая) запущенность», а также различные явления социальной дезадаптации. В устной и письменной речи, при чтении у таких детей отмечается масса специфических ошибок.

Целью логопедического воздействия в условиях социально-реабилитационного центра является обеспечение специализированной диагностико-консультативной, коррекционно-восстанавливающей помощи детям с нарушениями речи различного генеза, а также выявление резервных возможностей и перспектив интеграции ребенка в образовательную и социокультурную среду.

В процессе логопедического воздействия решаются следующие задачи:

– Выявление детей, имеющих нарушения в развитии устной и письменной речи, и оказание им логопедической помощи.

– Диагностика уровня речевого развития.

– Выявление компенсаторных возможностей, прогнозирование успешности обучения на последующих этапах.

– Констатация общего уровня речевого развития, специфики нарушений для определения программы и форм обучения, маршрута индивидуальной логопедической работы.

– Адаптация логопедических диагностик и коррекционных методик.

– Составление индивидуальной коррекционно-развивающей программы.

– Логопедическое сопровождение детей, находящихся в Центре.

Логопедическая коррекция осуществляется по следующим разделам:

«Диагностика», «Коррекция», «Консультирование».

На логопедические занятия зачисляются дети, имеющие нарушения в развитии устной и письменной речи (общее недоразвитие речи разной степени выраженности, фонетико-фонематическое недоразвитие речи, заикание, дефекты речи, обусловленные нарушением строения и подвижности органов речевого аппарата – дизартрия, ринолалия; нарушения чтения и письма, обусловленные общим недоразвитием речи), а также дети, имеющие речевые нарушения, препятствующие успешному усвоению общеобразовательных программ по русскому языку, чтению.

Раздел «Диагностика» представляет собой обследование состояния высших психических функций и речевого развития детей дошкольного и младшего школьного возраста в условиях РСРЦН и предусматривает использование:

  • Методики обследования внимания, памяти, мышления.
  • Методики логопедического обследования.
  • Наглядного материала, используемого в ходе процедуры обследования ВПФ и речи.
  • Речевой карты, позволяющей провести анализ результатов.

Первичную диагностику состояния речи воспитанника лучше всего проводить через 2-3 дня с момента поступления его в Центр. Количество часов, отводимых на первичную диагностику, находится в тесной зависимости от состояния речи ребенка на данном этапе его развития, эмоционально-личностных особенностей ребенка, психического состояния, соматического здоровья.

Первичная диагностика представляет собой развернутое обследование речи и анализ состояния речевой деятельности, с целью постановки более дифференцированного речевого диагноза. Для этого проверяется состояние всех сторон речи. По результатам обследования выставляется логопедическое заключение и составляется индивидуальный план работы. Результаты обследования зачитываются на заседаниях психолого-медико-педагогической комиссии.

Следующая диагностика проводится через 1-2 месяца с целью выявления динамики и внесения (по мере необходимости) коррективов индивидуальный план работы.

На этом этапе учитывается даже незначительная динамика (увеличение объёма памяти, выделение «лишней» картинки, повышение учебной мотивации, правильное выполнение артикуляционных упражнений, выполнение плавного длительного целенаправленного выдоха, усвоение какой-то одной грамматической категории, применение правила на письме, правило о предложении, выделение заданного звука из слова, деление слова на слоги, припоминание и называние слов на заданный звук и т.д. ).

Процесс коррекционно-развивающего обучения строится с учетом психологических особенностей и закономерностей развития психики данной категории детей. При этом отбор содержания коррекционно-развивающей работы происходит на основе комплексного изучения ребенка. Развитие и обучение детей с различными речевыми нарушениями и трудностями в обучении осуществляется с позиции индивидуально-дифференцированного подхода.

Коррекционный раздел логопедической работы включает два этапа:

  • Подготовительный этап , цель которого:

– создание установки на коррекционную работу,

– повышение учебной мотивации,

– развитие артикуляционной моторики, речевого дыхания,

– формирование фонематических процессов.

Собственно коррекционно-развивающий этап направлен на коррекцию речевых нарушений:

– постановку, автоматизацию и введение звуков в самостоятельную речь;

– работа по усвоению и совершенствованию лексико-грамматических категорий,

– формирование и развитию связной речи, навыков построения связного высказывания.

– развитие мелкой моторики.

– предупреждение и коррекция дисграфии.

– привитие навыков коммуникативного общения.

Консультативная работа включает в себя:

  • работу с педагогами Центра. Логопед оказывает помощь педагогам в планировании и осуществлении работы по развитию речи детей-логопатов;
  • работу с родителями (или их законными представителями) – сообщает об успехах и проблемах детей на логопедических занятиях.
  1. Елизарова Н.А., Волосач О.И. Логопедическое сопровождение детей младшего школьного возраста в условиях Центра диагностики и консультирования. – Новосибирск. 2007 – 123 с.
  2. Под ред. В.С.Кукушина— М.: ИКЦ. Логопедия в школе: Практический опыт., – Ростов н/д, 2004 – 73 с.
  3. Н.Н. Болясова, Е.В. Барановская, И.Л. Ваенская, Е.В. Мазанова, О.Ф. Фролова. Сборник документов для учителей-логопедов логопедических пунктов ДОУ: Методические рекомендации – Самара: Изд-во МИР, 2009г.
  4. Грибова О.Е. Технология организации логопедического обследования – М.: Айрис-пресс, 2005. – 96 с.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение опыта работы по развитию творческих способностей детей на основе продуктивной деятельности, в условиях социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних

Обобщение опыта работы по развитию творческих способностей детей, оказавшихся втрудной жизненной ситуации.

Коррекционно-развивающая программа «Развитие мелкой моторики дошкольника в повседневной жизни в условиях социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних».

СОДЕРЖАНИЕ 1. Пояснительная записка.

Реализация психотерапевтической функции в работе воспитателя посредством игротерапии в условиях социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних.

Игротерапия, как метод психотерапевтического воздействия в работе воспитателя,способствующий преодолению психологических и социальных проблем.

Социально-психологическая реабилитация детей – жертв семейного насилия в условиях социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних

презентация раскрывает сущность и специфику социально-психологической реабилитации детей-жертв семейного насилия в условиях социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних.

Коррекционно-развивающая работа с детьми дошкольного возраста, имеющими ОНР, в условиях социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних

Познавательные психические процессы играют большую роль в жизни и деятельности каждого человека.

Особенности агрессивности детей дошкольного возраста. Методы взаимодействия с несовершеннолетними в условиях социально-реабилитационного центра.

Многие века ребенка рассматривали как взрослого, только небольшого, слабого и не имеющего прав, детям даже шили те же вещи, что и взрослым, только меньшего размера. О специфике детской психики з.

Реабилитационная программа: Культура поведения и общения для детей дошкольного возраста в условиях социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних

Жизнь ребенка в реабилитационном центре связана с включением его в различные социальные группы (сверстники, педагоги, родители), где каждый наделён своими индивидуальными особенностями, а все вместе о.

ОСОБЕННОСТИ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ В УСЛОВИЯХ СОЦИАЛЬНО-РЕАБИЛИТАЦИОННОГО ЦЕНТРА ДЛЯ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ

ОСОБЕННОСТИ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ В УСЛОВИЯХ СОЦИАЛЬНО-РЕАБИЛИТАЦИОННОГО ЦЕНТРА ДЛЯ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ

Джанкабулова Дианна Кайржановна

логопед ГКУ РС(Я) «Республиканский социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних», РФ, г. Якутск

Email: dishkafishka@rambler.ru

Раннее предупреждение, диагностика и коррекция речевых нарушений — одна из актуальных проблем реабилитации несовершеннолетних, попавших в трудную жизненную ситуацию. Проблема речевых расстройств всегда остается актуальной, поскольку связана с интеллектуальным развитием, с успешностью в учебной деятельности в целом, с развитием личности. Эффективная коррекционно-логопедическая работа по устранению нарушений речи у детей является на данный момент важным направлением работы по социальной реабилитации несовершеннолетних, профилактике их дезадаптации в образовательных учреждениях и социальной среде.

Представим опыт работы Республиканского социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних (далее — центр), оказывающего коррекционно-логопедическую помощь детскому населению. Специфика данного учреждения состоит в круглосуточном пребывании детей. Пребывание это краткосрочное: в среднем 2—5 мес. Поэтому перед персоналом стоит сложная задача оказания наиболее эффективной помощи в наименьший промежуток времени с учетом того, что большинство поступающих детей имеет сложные полиморфные речевые нарушения или коммуникативные проблемы.

Поступающие в центр дети разновозрастные и имеют самый широкий спектр отклонений: нарушение речи (как устной, так и письменной), задержка психоречевого развития, нарушение зрения, наличие состояний, пограничных с умственной отсталостью, у детей наблюдается «социально-педагогическая (бытовая) запущенность», а также различные явления социальной дезадаптации. В устной и письменной речи, при чтении у таких детей отмечается масса специфических ошибок.

Целью логопедического воздействия в условиях социально-реабилитационного центра является обеспечение специализированной диагностико-консультативной, коррекционно-восстанавливающей помощи детям с нарушениями речи различного генеза, а также выявление резервных возможностей и перспектив интеграции ребенка в образовательную и социокультурную среду.

В процессе логопедического воздействия решаются следующие задачи [1]:

· выявление детей, имеющих нарушения в развитии устной и письменной речи, и оказание им логопедической помощи;

· диагностика уровня речевого развития;

· выявление компенсаторных возможностей, прогнозирование успешности обучения на последующих этапах;

· констатация общего уровня речевого развития, специфики нарушений для определения программы и форм обучения, маршрута индивидуальной логопедической работы;

· адаптация логопедических диагностик и коррекционных методик;

· составление индивидуальной коррекционно-развивающей программы;

· логопедическое сопровождение детей, находящихся в Центре.

Логопедическая коррекция осуществляется по следующим разделам:

«Диагностика», «Коррекция», «Консультирование».

На логопедические занятия зачисляются дети, имеющие нарушения в развитии устной и письменной речи (общее недоразвитие речи разной степени выраженности, фонетико-фонематическое недоразвитие речи, заикание, дефекты речи, обусловленные нарушением строения и подвижности органов речевого аппарата — дизартрия, ринолалия; нарушения чтения и письма, обусловленные общим недоразвитием речи), а также дети, имеющие речевые нарушения, препятствующие успешному усвоению общеобразовательных программ по русскому языку, чтению [4].

Раздел «Диагностика» представляет собой обследование состояния высших психических функций и речевого развития детей дошкольного и младшего школьного возраста в условиях центра и предусматривает использование [3]:

· методики обследования внимания, памяти, мышления;

· методики логопедического обследования;

· наглядного материала, используемого в ходе процедуры обследования высших психических функций и речи;

· речевой карты, позволяющей провести анализ результатов.

Первичную диагностику состояния речи воспитанника лучше всего проводить через 2—3 дня с момента поступления его в Центр. Количество часов, отводимых на первичную диагностику, находится в тесной зависимости от состояния речи ребенка на данном этапе его развития, эмоционально-личностных особенностей ребенка, психического состояния, соматического здоровья [2].

Первичная диагностика представляет собой развернутое обследование речи и анализ состояния речевой деятельности с целью постановки более дифференцированного речевого диагноза. Для этого проверяется состояние всех сторон речи. По результатам обследования выносится логопедическое заключение и составляется индивидуальный план работы. Результаты обследования зачитываются на заседаниях психолого-медико-педагогической комиссии.

Следующая диагностика проводится через 1—2 месяца с целью выявления динамики и внесения (по мере необходимости) коррективов в индивидуальный план работы.

На этом этапе учитывается даже незначительная динамика (увеличение объёма памяти, выделение «лишней» картинки, повышение учебной мотивации, правильное выполнение артикуляционных упражнений, выполнение плавного длительного целенаправленного выдоха, усвоение какой-то одной грамматической категории, применение правила на письме, правил о предложении, выделение заданного звука из слова, деление слова на слоги, припоминание и называние слов на заданный звук и т. д.).

Процесс коррекционно-развивающего обучения строится с учетом психологических особенностей и закономерностей развития психики данной категории детей. При этом отбор содержания коррекционно-развивающей работы происходит на основе комплексного изучения ребенка. Развитие и обучение детей с различными речевыми нарушениями и трудностями в обучении осуществляется с позиции индивидуально-дифференцированного подхода [4].

Коррекционный раздел логопедической работы включает два этапа:

· Подготовительный этап, целью которого является

o создание установки на коррекционную работу,

o повышение учебной мотивации,

o развитие артикуляционной моторики, речевого дыхания,

o формирование фонематических процессов.

Собственно коррекционно-развивающий этап направлен на коррекцию речевых нарушений:

o постановку, автоматизацию и введение звуков в самостоятельную речь,

o работу по усвоению и совершенствованию лексико-грамматических категорий,

o формированию и развитию связной речи, навыков построения связного высказывания,

o развитие мелкой моторики,

o предупреждение и коррекцию дисграфии,

o привитие навыков общения.

Консультативная работа включает в себя:

· работу с педагогами центра: логопед оказывает помощь педагогам в планировании и осуществлении работы по развитию речи детей-логопатов;

· работу с родителями (или их законными представителями): сообщение об успехах и проблемах детей на логопедических занятиях.

Таким образом, описанный опыт организации коррекционно-логопедической помощи детскому населению является эффективным способом поддержки ребенка, оказавшегося в трудной жизненной ситуации, содействия развитию у него речевой функции, которая играет важную роль в его психическом, а также умственном развитии, в становлении его познавательной деятельности и развитии адекватной социальной активности. Полноценное речевое общение является необходимым условием существования нормальных социальных человеческих контактов и связей, а это, в свою очередь, расширяет кругозор ребенка и возможности для развития его личности.

Список литературы:

  1. Болясова Н.Н., Е.В. Бapaновская, И.Л. Ваенская, Е.В. Мазанова, О.Ф. Фролова. Сборник документов для учителей-логопедов логопедических пунктов ДОУ: Методические рекомендацию. Самара: Изд-во МИР, 2009. — 134 с.
  2. Грибова О.Е. Технология организации логопедического обследования. М.: Айрис-пресс, 2005. — 96 с.
  3. Елизарова Н.А., Волосач О.И. Логопедическое сопровождение детей младшего школьного возраста в условиях Центра диагностики и консультирования. Новосибирск: НИПКиПРО , 2007. — 123 с.
  4. Логопедия в школе: Пpaктический опыт / Под ред. В.С. Кукушина. М.; Ростов н/Д: ИКЦ, 2004. — 73 с.

Издательство СибАК – http://sibak.info

Педразвитие, создание сайта для педагога, публикация работ педагогов

“Специфика логопедической работы в Реабилитационном центре для детей с ограниченными возможностями здоровья”

Статья

Автор: Надежкина Эльвира Дамировна, логопед, ГБУ Реабилитационный центр для детей с ограниченными возможностями здоровья ГО г.Уфа РБ, Уфа

Специфика логопедической работы в Реабилитационном центре

для детей с ограниченными возможностями здоровья
Надежкина Эльвира Дамировна логопед ГБУ Реабилитационный центр для детей с ограниченными возможностями здоровья ГО г.Уфа РБ С каждым годом увеличивается поток детей с речевыми нарушениями, которые имеют различные проблемы в развитии, а явления последних лет ведут к росту детской инвалидности. На данный момент на ряду с основными проблемами детей с ограниченными возможностями можно выделить и проблему недостаточной сформированности речевых средств (звукопроизношение, лексика, грамматика, связная речь). Я работаю логопедом в ГБУ Реабилитационном центре для детей с ограниченными возможностями здоровья Городского округа город Уфа Республики Башкортостан. В Реабилитационном центре проводится медицинская, психолого-педагогическая и социальная реабилитация, которая направлена на устранение или компенсацию утраченных функций организма вследствие заболевания детей в возрасте от рождения до 18 лет с дальнейшей социализацией и интеграцией в общество. В центре функционируют шесть отделений: отделение диагностики и разработки программ социальной реабилитации, отделение медико- социальной реабилитации, отделение психолого-педагогической помощи, отделение дневного пребывания, стационарное отделение и Демское отделение медико-социальной реабилитации и психолого-педагогической помощи. Реабилитационный центр принимает детей-инвалидов с различными заболеваниями согласно МСЭК, ИПР.
В уютном, приспособленном для поставленных целей «центре» каждого ребенка принимают с заботой и любовью, оказывают профессиональную психологическую, медицинскую и педагогическую помощь, проводятся беседы, консультации. Дети, с которыми мы работаем, имеют самый широкий спектр отклонений: последствия органического поражения центральной нервной системы, детский церебральный паралич, гидроцефалия, задержка психоречевого развития, генетическими заболеваниями, психическими заболеваниями (аутизм, умственные отклонения), с патологией органов зрения, «социально-педагогическая (бытовая) запущенность», а также различные явления социальной дезадаптации. Целью логопедического воздействия в условиях Реабилитационного центра является обеспечение специализированной диагностико- консультативной, коррекционно-восстанавливающей помощи детям с нарушениями речи различного генеза, а также выявление резервных возможностей и перспектив интеграции ребенка в образовательную и социокультурную среду. На логопедические занятия зачисляются дети, имеющие нарушения в развитии устной и письменной речи (общее недоразвитие речи разной степени выраженности, фонетико-фонематическое недоразвитие речи, заикание, дефекты речи, обусловленные нарушением строения и подвижности органов речевого аппарата – дизартрия, ринолалия; нарушения чтения и письма, обусловленные общим недоразвитием речи), а также дети, имеющие речевые нарушения, препятствующие успешному усвоению общеобразовательных программ по русскому языку, чтению. В связи с тем, что дети, посещающие центр реабилитации различны по возрасту (от рождения до восемнадцати лет), по комплексу нарушений и по интеллектуальному развитию, то для каждого ребенка составляется индивидуальный план реабилитации, в котором описаны методы и приемы работы, используемые на занятии.
С первых дней пребывания ребенка в центре социальной реабилитации в работу включаются занятия с родителями. В работе с родителями логопеду нужно сформировать правильное отношение к развитию речи ребенка и создать условия, при которых общение будет полноценным. Практический многолетний опыт работы в Центре выявил то, что родители нередко самопроизвольно отстраняются не только от работы по исправлению речевых дефектов у детей, но и вообще от общения с ними. Многие родители недооценивают важность оказания логопедической помощи в Центре, а тем более в семье. При организации выполнения домашнего задания приходится консультировать родителей по каждому отдельному пункту. В начале совместной деятельности лучше не просто сообщать родителям диагноз и решение специалистов, а доступным языком рассказать об особенностях их ребёнка, объяснить, как нужно с ним заниматься и на что следует обратить внимание. Особый интерес для родителей и детей представляют совместные родительские собрания, когда одновременно присутствуют и дети, и родители. Цель их помочь родителям объективно оценивать состояние речи ребенка и обеспечить их знаниями и умениями, необходимыми для развития его правильной речи. Посещая такие собрания, родители приобретают необходимые знания и умения, осознают, что коррекционная работа – сложный и длительный процесс, и успешность его зависит от совместных усилий ребенка, родителей, педагога. Работа с семьей, по нашему мнению, играет решающее значение в коррекционной работе, поскольку становление речи процесс постоянный и требует длительного, кропотливого труда не только со стороны специалистов, но и родителей. Только участие родителей, их заинтересованность и контроль способны помочь скорректировать отставание в речевом развитии, нормализовать весь ход психического развития и предотвратить проявление вторичных нарушений у детей раннего возраста.
Логопед в Реабилитационном центре работает в тесном контакте с психологом, дефектологом, педиатром, массажистом и инструктором ЛФК, так как в работе с данной категорией детей особо важен комплексный подход и взаимодействие специалистов в коррекционной работе. В заключении хочу сказать, что логопедическая работа с детьми с множественными, двигательными, сенсорными и соматическими нарушениями является одним из главных направлений комплекса услуг, оказываемых в социально-реабилитационном учреждении. И главная цель этой работы – формирование навыков коммуникации. За 12 лет существования центра здесь с гордостью говорят о маленьких, но очень значимых успехах. Кто-то из ребят научился сидеть, кто-то теперь сам кушает, малыши играют, общаются и радуются жизни. То, что для нас кажется таким привычным – для этих детей и их родителей является настоящей победой, одержанной благодаря совместным усилиям сотрудников центра реабилитации.

Специфика коррекционно – логопедической работы в условиях социально – реабилитационного центра для несовершеннолетних

МКУ СРЦН «Доверие»

Консультация:

Специфика коррекционно-логопедической работы в условиях социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних детей

Специфика коррекционно – логопедической работы в условиях социально – реабилитационного центра для несовершеннолетних детей.

На современном этапе развития общества, в связи с изменениями в различных сферах жизни, особо остро стоят вопросы, связанные с подготовкой к самостоятельной жизни подрастающего поколения. С каждым годом увеличивается поток детей с нарушением речи, чаще всего дефект носит системный характер, вызывая изменения поведения, деформируя личность.

СРЦН «Доверие», предназначен для профилактики безнадзорности и беспризорности несовершеннолетних, оказание экстренной социальной помощи несовершеннолетним. Дети находятся в центре в течение времени, которое необходимо для оказания социальной помощи и социальной реабилитации, решения вопросов их дальнейшего устройства в соответствии с Законодательством Российской Федерации. Иногда только в центре дети получают психолого – педагогическую и логопедическую помощь. Целью логопедического воздействия в условиях СРЦН является обеспечение специализированной диагностико-консультативной, коррекционно-восстанавливающей помощи детям с нарушениями речи различного генеза, а также выявление резервных возможностей и перспектив интеграции ребенка в образовательную и социокультурную среду.

В работе используются:

– «Программа воспитания и обучения детей с общим недоразвитием речи» (Т.Б.Филичевой, Г.В.Чиркиной);

– « Программа обучения и воспитания детей с фонетико-фонематическим недоразвитием»(старшая группа) (Т.Б.Филичева, Г.В.Чиркина);

– Программа «Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи в условиях специального детского сада» (Т.Б.Филичевой, Г.В.Чиркиной);

Коррекционно-образовательный процесс организован с учетом психофизического состояния детей (повышенная утомляемость, низкая работоспособность).

В процессе логопедического воздействия решаются следующие задачи:

-диагностика уровня сформированности разных сторон речи;

– выявление детей, имеющих нарушения в развитии устной и письменной речи, и оказание им логопедической помощи;

– углубленное изучение механизмов и методов коррекции нарушений речевой деятельности;

– изучение особенностей речевых нарушений и их коррекция при осложненных дефектах развития;

– выявление компенсаторных возможностей, прогнозирование успешности обучения на последующих этапах;

– констатация общего уровня речевого развития, специфики нарушений для определения программы и форм обучения, маршрута индивидуальной логопедической работы;

-адаптация логопедических диагностик и коррекционных методик;

– составление индивидуальной коррекционно-развивающей программы;

– логопедическое сопровождение детей, находящихся в Центре.

Основные направления коррекционной работы:

Мониторинговое (диагностическое) – создание условий для непрерывного диагностико – прогностического слежения за коррекционным процессом в целях оптимального выбора коррекционных целей, задач и средств их реализации;

Коррекционно – развивающее – создание условий направленных на коррекцию речевого развития детей и обеспечивающих достижение ребенком, имеющим нарушение речи, уровня речевого развития, соответствующего возрастной норме;

Профилактическое – создание условий для повышения профессиональной компетентности педагогов и родителей в вопросах развития речи детей с учетом их возраста, социально – эмоциональных и познавательных потребностей и возможностей.

На логопедические занятия зачисляются дети, имеющие нарушения в развитии устной и письменной речи (общее недоразвитие речи разной степени выраженности, фонетико-фонематическое недоразвитие речи, заикание, дефекты речи, обусловленные нарушением строения и подвижности органов речевого аппарата – дизартрия, ринолалия; нарушения чтения и письма).

I .Раздел «Диагностика» :

представляет собой обследование состояния высших психических функций и речевого развития детей дошкольного и младшего школьного возраста в условиях CH ЦН и предусматривает использование:

Методики обследования внимания, памяти, мышления.

Методики логопедического обследования.

Наглядного материала, используемого в ходе процедуры обследования ВПФ и речи.

Речевой карты, позволяющей провести анализ результатов.

Первичную диагностику (ПД) психических функций и состояния речи воспитанника лучше всего проводить через 2-3 дня с момента поступления его в Центр. Количество часов, отводимых на ПД, находится в тесной зависимости от состояния речи ребенка на данном этапе его развития, эмоционально-личностных особенностей ребенка, соматического здоровья.

ПД представляет собой развернутое обследование речи и анализ состояния речевой деятельности, с целью постановки более дифференцированного речевого заключения. Для этого проверяется состояние всех сторон речи. Конкретные методики обследования и принципы анализа полученных данных применяются с учетом того, что первичная несформированность у ребенка одного из языковых компонентов, так или иначе принимающих участие в формировании речи влечет за собой последующие негативные изменения речевой системы в целом. При обследовании все ответы детей фиксируются, т.е. заносятся в речевую карту, которая является документом, отражающим состояние речи ребенка. Её использование позволяет провести анализ результатов обследования и квалифицировать речевой дефект. По результатам ПД выставляется логопедическое заключение и составляется индивидуальная программа реабилитации — ИПР (индивидуальный образовательный маршрут по коррекции (профилактике) устной и письменной речи и развитию ВПФ. Результаты ПД (и последующих) зачитываются на заседаниях психолого-медико-педагогической комиссии, которые проводятся каждые 3 месяца.

Следующая диагностика проводится через 3 месяца с целью динамики и внесения коррективов в индивидуальный коррекционный маршрут.Необходимым условием организации ПД и последующего обследования является заполнение «Карты динамического наблюдения воспитанника», в которую заносятся все результаты диагностики для предстоящих ПМПК.

II .Раздел. Коррекция

Процесс коррекционно-развивающего обучения строится с учетом психологических особенностей и закономерностей развития психики данной категории детей. При этом отбор содержания коррекционно-развивающей работы происходит на основе комплексного изучения ребенка. Развитие и обучение детей с различными речевыми нарушениями и трудностями в обучении осуществляется с позиции индивидуально-дифференцированного подхода. Все дети, имеющие речевые нарушения, подразделяются на миниподгруппы. К каждой из них нужен особый подход в процессе коррекции и развития. Таким образом, с одной стороны, учитываются индивидуальные особенности и образовательные потребности каждого ребенка, а с другой — группы в целом. Логопедическая коррекция в условиях СРЦ осуществляется через: а) индивидуальные, и б) подгрупповые занятия. При отборе программного материала учитывается структура дефекта детей с ОНР и ФФНР.

На подгрупповых занятиях изучаются те звуки, которые правильно произносятся всеми детьми или уже скоррегированные на индивидуальных занятиях звуки. После уточнения, расширения и обогащения словарного запаса и отработки грамматических категорий проводится работа по развитию связной речи – на базе пройденного речевого материала.

Индивидуальные занятия направлены на формирование артикуляционных укладов нарушенных звуков, их постановку, автоматизацию и развитие фонематического слуха и восприятия, уточнение и расширение словарного запаса, отработку лексико-грамматических категорий. Последовательность устранения выявленных дефектов звукопроизношения определяется индивидуально, в соответствии с речевыми особенностями каждого ребенка и индивидуальным перспективным планом. Постановка звуков осуществляется при максимальном использовании всех анализаторов.

III .Раздел. Консультирование

Консультативная работа включает в себя:

работу с педагогами Центра. Логопед оказывает помощь педагогам в планировании и осуществлении работы по развитию речи детей-логопатов;

работу с родителями (или их законными представителями) – сообщает об успехах и проблемах детей на логопедических занятиях.

Систематическое проведение коррекционно-развивающих (логопедических) занятий, как правило, приносит положительные результаты: у детей снижается или исчезает совсем страх речи в социально и личностно значимых ситуациях, повышается их коммуникативная активность.

1.Е.В.Колесникова. 500 игр для коррекционно – развивающего образования детей 3 – 7 лет. – М.: «Ювента», 2004.

2.Агранович З.Е. Логопедическая работа по преодолению нарушений слоговой структуры слов у детей. СПб.,2000.

3.Бобкова Т.И. др. Ознакомление с художественной литературой детей с ОНР. М.: ТЦ Сфера, 2008.

4.Борисова Е.А. Индивидуальные логопедические занятия с дошкольниками. М.: ТЦ Сфера, 2011.

5.Волкова, Г.А. Методика психолого-логопедического обследования детей с нарушениями речи. Вопросы дифференциальной диагностики: учебн.-метод. пособие/Г. А. Волкова. – СПб.: Детство-Пресс, 2003.

6.Грабенко Т.М., Зинкевич-Евстигнеева Т.Д.. Коррекционные, развивающие и адаптирующие игры. – Спб.: Детство-Пресс,2002.

7. Логопедическая диагностика и коррекция нарушений речи у детей: сб. метод. реком. – СПб., М.: САГА: ФОРУМ, 2006.

8.Нищева Н.В. Программа коррекционно-развивающей работы в логопедической группе детского сада для детей с общим недоразвитием речи (с 4 до7 лет). – СПб.:Детство-Пресс, 2006.

9.Нищева Н.В. Речевая карта ребенка с общим недоразвитием речи СПб.: Детство-Пресс, 2003.

10.Нищева Н.В. Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи. – СПб.:Детство-Пресс, 2007.

11.Степанова О.А. Справочник учителя-логопеда ДОУ. М.: ТЦ Сфера, 2009

Развитие речи у детей

Работа логопедической службы в ГУСО УР «Республиканский реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями» г. Ижевска Руденко Л. В., Берестова Н. В., Ломаева И. С. Удмуртская Республика, г. Ижевск

Удмуртская Республика, г. Ижевск ГУСО УР «Республиканский реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями»
Руденко Л. В., директор центра, Берестова Н. В., учитель-логопед, Ломаева И. С., учитель-логопед

Речь – это сложная функция, ее развитие зависит от многих моментов. Большую роль на развитие речи оказывает влияние окружающих, так как ребенок учится говорить на примере речи родителей, педагогов, друзей. Очень важно, чтобы ребенок с раннего возраста слышал речь правильную, отчетливо звучащую.
Ребенок с хорошо развитой речью легко вступает в общение с окружающими: он может понятно выразить свои мысли и желания, задать вопросы, договориться со своими сверстниками в совместной игре. И наоборот, нечеткая речь ребенка затрудняет его взаимодействие с людьми и нередко накладывает тяжелый отпечаток на его характер. Осознание своего речевого дефекта обычно вызывает различные негативные эмоциональные состояния, чувство собственной неполноценности. Ребенок становится замкнутым, робким, происходит снижение речевой активности.
На сегодняшний день в Удмуртии большинство детей с ограниченными возможностями нуждаются в квалифицированной логопедической помощи. В отличие от сверстников, посещающих логопедические занятия в дошкольных учреждениях и школах, в которых они могут получить логопедическую помощь, дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата не имеют возможности получения своевременной квалифицированной логопедической помощи. Между тем, данная группа населения наиболее уязвима и не адаптирована к современным социально-экономическим условиям.
На данный момент на ряду с основными проблемами детей с ограниченными возможностями можно выделить и проблему недостаточной сформированности речевых средств (звукопроизношение, лексика, грамматика, связная речь).
В настоящее время остро стоит проблема выявления и обучения детей с речевыми расстройствами, страдающими нарушениями опорно-двигательного аппарата, так как увеличивается количество детей с ограниченными возможностями, имеющими грубые речевые расстройства.
Логопедическую работу с детьми с нарушениями речи надо начинать в раннем возрасте. Задача логопеда – совместно с родителями убедить ребенка в том, что речь можно исправить, можно помочь малышу стать таким, как все. Важно заинтересовать ребенка так, чтобы ему самому захотелось участвовать в процессе коррекции речи. А для этого занятия должны быть не скучными уроками, а интересной игрой.

Цели и задачи логопедической работы

Для прохождения реабилитации в центр поступают дети и подростки с ограниченными возможностями в возрасте от 3 до 18 лет. В основном это дети, имеющие нарушения опорно- двигательного аппарата или больные ДЦП. Срок реабилитации один месяц. За это время, каждый нуждающийся в логопедической помощи ребенок, посещает 8-10 логопедических занятий. Основными формами логопедической работы с детьми и подростками являются индивидуальные коррекционные занятия, которые в зависимости от возраста ребенка и его состояния здоровья длятся 20-40 минут.
Главной целью логопедического воздействия является развитие всей речевой системы в целом и создание условий для адаптации детей с ограниченными возможностями в обществе. Основными задачами коррекционно-логопедической работы являются:
– отбор детей нуждающихся в логопедической помощи;
– диагностическая работа (логопедическое обследование);
– подбор оптимальных средств коррекционно-логопедического воздействия;
– привлечение родителей детей к участию в процессе реабилитации;
– освоение и внедрение в практику новых методов и приемов коррекционно- логопедической работы, изучение их эффективности;
– анализ показателей коррекционно-логопедической работы;
– ведение учетно-отчетной документации.

Коррекционно-логопедическая работа с детьми

В центр поступают дети с разными логопедическими заключениями. В основном это дети с системным недоразвитием речи (СНР) – 23%; задержкой речевого развития (ЗРР) – 17%; общим недоразвитием речи 1 уровня (ОНР1); общим недоразвитием 2 уровня (ОНР2); общим недоразвитием 3 уровня (ОНР3); нерезко выраженным общим недоразвитием речи (НВ ОНР) – 20%; фонетико-фонематическим недоразвитием речи (ФФНР) – 6%; дислалией – 15%; фонетически изолированным дефектом (ФИД) – 9%; нечетким произношением отдельных звуков (НПОЗ) – 10% (рис. 1).

На каждого ребенка имеющего любое из вышеперечисленных заключений составляется индивидуальный план коррекционной работы.

Рисунок 1. Структура логопедической патологии

Этапы реабилитационных мер используемых в логопедической работе

Этапы работы Задачи Виды деятельности Результат
Знакомство с ребенком Установление психологического контакта с ребенком Игровые ситуации, сюрпризные моменты Установлен контакт и позитивный настрой на занятие
Обследование ребенка Выявление речевых и потенциальных возможностей Традиционное и нетрадиционное Выявлена речевая патология и речевые возможности
Планирование
логопедической
работы
Подбор оптимальных
средств
коррекционно-
логопедического
воздействия
Подбор наглядных, практических и словесных методов,а также интересных приемов Запланирована коррекционно- логопедическая работа
Коррекционно-
логопедическая
работа
Использование на практике различных методов и приемов логопедической работы Развитие мелкой,
артикуляционной
моторики; коррекция
звукопроизношения;
формирование
фонематических
процессов
Выявлена динамика после
коррекционно-
логопедических
занятий

Основные направления коррекционно-логопедической работы

Виды деятельности Коррекционная работа
Пополнение пассивного словаря Использование игрушек, предметных, сюжетных картинок
Расширение активного словаря Обыгрывание игровых ситуаций и т.д.
Развитие речевого дыхания Использование компьютерной логопедической программы «Дельфа 130» (игры «Задуй свечу», «Зажги ёлку» и др.)
Развитие слухового внимания Развитие неречевых звуков с использованием погремушек, колокольчиков, пищалок, шуршалок
Развитие фонематического восприятия Система работы по методикам Т. Б. Филичевой, Н. А. Чевелевой, Т. А. Ткаченко.
Развитие силы голоса Использование компьютерной логопедической программы «Дельфа 130»
Развитие артикуляционной моторики Игры и упражнения для развития артикуляционной моторики
Коррекция звукопроизношения Постановка, автоматизация и дифференциация звуков
Развитие мелкой моторики Пальчиковые игры, упражнения, шнуровки, мозаики, пазлы, липучки, сухой пальчиковый бассейн
Формирование лексико-грамматического строя речи Работа по лексическим темам
Формирование связной речи Работа с игрушками, по картинкам, текстам
Коррекция слоговой структуры слова Работа по альбому Т. А. Ткаченко «Коррекция нарушений слоговой структуры слова»

Работа коррекционно-логопедического

кабинета Занятия проводятся в кабинете коррекционно-логопедической работы.
Коррекционно-логопедический кабинет эстетично оборудован и оформлен. В кабинете имеется мебель, которая необходима для полноценного проведения логопедической работы, методическая копилка: папки по темам «Динамические паузы и пальчиковый игротренинг», «Подскажи словечко», игры «Квадратные забавы», игры на развитие речевого дыхания «Забей гол», «Сдуй снежинку, перышко», демонстрационные и раздаточные пособия «Символы гласных звуков», «Символы согласных звуков», пособие для развития мимических мышц лица «Мы умеем улыбаться».
Кабинет компьютеризирован, имеются различные развивающие игры на дисках и дискетах. В 2006 г. для кабинета приобретена компьютерная логопедическая программа «Дельфа 130». Программа позволяет построить коррекционную работу с ребенком исходя из индивидуальных образовательных потребностей. Она предполагает комплексный подход к коррекции речевых нарушений и имеет несколько уровней сложности. Использование коррекционно-развивающей программы, открывает широкие возможности для ранней диагностики и коррекции первичных нарушений речи до обучения в школе. Компьютер дает возможность расширить рамки обычного логопедического занятия. Использовать новые методы в обучении. Компьютерные программы позволяют:
– ввести игровые моменты в процесс коррекции речевых нарушений;
– многократно дублировать необходимый тип упражнений и речевой материал;
– использовать различный стимульный материал: картинки, буквы, слоги, слова, предложения, звучащую речь;
– работать на различных уровнях сложности в зависимости от возможностей ребенка;
– одновременно с логопедической работой осуществлять коррекцию неречевых психических процессов.
В ходе проведения упражнений компьютером фиксируется возможность ребенка выполнять задания в настоящее время, а также сравнивать результаты своего труда с предыдущим выполнением задания. В программе предусмотрен режим выведения итога работы, что позволяет правильно оценивать деятельность ребёнка.
Для коррекционно-логопедической работы подобраны развивающие игрушки: матрешка, пирамидки большая и малая, куклы, шнуровки, животные дикие и домашние, развивающие игры и пособия «Для умников и умниц», пирамиды: «Что есть что?», «Найди противоположное», «Грамотей», «Кто спрятался?», «Кто где?», «Квадратные забавы», «Составь и прочитай», «Расшифруй слова», «Прочитай по первым буквам», «Волшебный
коврик», «Забей гол», «Четвертый лишний», «Найди звук», «Собери картинку», «Противоположности», «Лабиринты», «Делим слова на слоги», «Времена года», различные вкладыши, игры-головоломки, кроссворды, ребусы.
Для успешной организации коррекционно-логопедических занятий разрабатываются и подбираются различные средства педагогического воздействия. Для детей младшего дошкольного возраста подобранны интересные способы постановки и автоматизации звуков в форме занимательных сказок, стихотворений, упражнений, которые помогают в проведении коррекционных занятий.
В коррекционно-логопедическом кабинете логопедами центра разрабатывается логопедическая программа для оказания логопедической помощи детям и подросткам с нарушениями опорно-двигательного аппарата, страдающими речевой патологией. При составлении программы идёт опора на различные логопедические методики, составленные: Т. Б. Филичевой, Г. А. Каше, В. В. Коноваленко, С. В. Коноваленко, Т. А.Ткаченко, В. И. Селиверстовым.

Работа с родителями

Важную роль в развитии речи ребенка играют его родители. Родители первые учителя. Между детьми и родителями устанавливается близкий контакт. Развитие речи ребенка во многом зависит от положительного настроя родителей, желания помочь своим детям в овладении речевыми навыками. Важным условием успешной работы является взаимодействие логопеда с семьей ребенка.
Для родителей доступно оформлен консультативный материал по темам «Возраст почемучек», «Что ответить почемучке», «Учимся рассказывать», «Недостатки речи при нарушении слуха», «Для чего нужна артикуляционная гимнастика?», «Развитие мелкой моторики», «Развитие речи дошкольников 3-4 лет», «Неконтактный ребенок», «Особенности фонематического восприятия и этапы его развития у детей с ДЦП», «Пути преодоления задержки речевого развития». Для того, чтобы облегчить работу родителей подобран практический материал: «Артикуляционная гимнастика», «Упражнения для развития фонематического восприятия», «Упражнения для развития речевого дыхания», «Пальчиковая гимнастика».
Родители получают консультации и рекомендации на разные темы, обучаются некоторым приемам логопедического воздействия. На родительских собраниях в доступной форме проводятся консультации на различные темы, например, «Развитие мелкой моторики на логопедических занятиях», «Развитие фонематического восприятия и этапы его формирования у детей с ДЦП», «Развитие речевого дыхания», «Развитие артикуляционной моторики». Многие родители ответственно подходят к рекомендациям, поэтому непрерывность коррекционно-логопедического процесса выявляет положительную динамику у большинства детей.

Работа со специалистами

Коррекционно-логопедическая работа ведется во взаимосвязи со специалистами центра. Специалисты и воспитатели центра посещают открытые коррекционно-логопедические занятия с целью ознакомления с работой логопеда и дальнейшего сотрудничества. Совместно с неврологом изучаются медицинские карты поступивших в центр детей. На основе поставленных диагнозов, проводится обследование, ставится логопедическое заключение и составляется план коррекционной работы.
Для проведения занятий с детьми, имеющими различные психологические отклонения нужна консультация психолога. Психолог дает рекомендации, советует как вести себя с ребенком в различных ситуациях.
Коррекционная работа также осуществляется через взаимосвязь с воспитателями. Воспитатели получают необходимые рекомендации (как, какие игры, упражнения проводить с детьми). Все это необходимо для успешной работы.
С музыкальным руководителем проводятся логоритмические занятия, в музыкальные занятия вводятся логопедические приемы: упражнения на развитие силы голоса, речевого дыхания, мелкой моторики, артикуляционной моторики, слухового внимания.
Также ведется взаимосвязь с кафедрой специальной психологии и коррекционной педагогики Удмуртского Государственного Университета. Организуется учебно-ознакомительная педагогическая практика для студентов. На базе центра проходит подготовка будущих специалистов логопедов.

Повышение квалификации

Профессиональная деятельность невозможна без повышения профессионального уровня. В работе большое внимание уделяется самообучению. Используются на практике новые и нетрадиционные приемы логопедического воздействия. В этом помогают методические пособия и разработки:
– «Логопедия» / Под ред. Л. С. Волковой,
– Селиверстов В. Н. «Речевые игры с детьми»,
– Фомичева М. Ф. «Воспитание у детей правильного произношения»,
– Цвынтарный В. В. «Играем пальчиками и развиваем речь»,
– Агранович З. Е. «Сборник домашних заданий в помощь логопедам и родителям для преодоления лексико-грамматического недоразвития речи у дошкольников с ОНР»,
– Коноваленко В. В, Коноваленко С. В. «Артикуляционная пальчиковая гимнастика и дыхательно-голосовые упражнения»,
– Туманова Т. В. «Формирование звукопроизношения у дошкольников»,
– Репина З. А., Буйко В. И. «Уроки логопедии»,
– Лазаренко О. И. «Альбом для автоматизации произношения звуков С, З, Ц, Ш, Ж, Ч, Щ, Л, Р.»,
– Козырева Л. М. «Развитие речи дети до 5 лет».
В 2005 г. логопеды центра прошли дистанционное обучение по программе повышения квалификации на тему «Современные коррекционные технологии в работе специалистов по социальной работе с детьми с ограниченными возможностями», приняли участие в работе научно-практической конференции на тему «Современные технологии предупреждения преодоления дислексии и дисграфии».
В 2006 г. логопеды центра приняли участие в семинаре-тренинге в ГОУ СОН «Республиканский центр для детей и подростков с ограниченными возможностями» г. Чайковского на тему: «Проблемы логопедической помощи детям с ограниченными возможностями», где выступили с докладом на тему: «Методы и приемы логопедической работы в республиканском центре (из опыта работы)». Также посетили семинар в Удмуртском Государственном Университете на тему «Психолого-медико-педагогическая диагностика отклонений в развитии у детей и подростков». В 2007 г. прошли обучение на курсах повышения квалификации на тему «Психолого-педагогическая диагностика детей с речевыми нарушениями».

Основная цель логопедической работы с детьми с ДЦП – развитие речевого общения, улучшение разборчивости речевого высказывания для того, чтобы обеспечить ребенку большее понимание его речи окружающими. Для реализации этой цели необходимо тщательно провести логопедическое обследование, правильно поставить логопедическое заключение и составить эффективный план коррекционно-логопедической работы. Поставив заключение логопед разрабатывает тактику коррекционно-логопедической работы, определяет основные направления и формы работы, прогнозирует конечный результат логопедического воздействия, определяет противопоказания и дозировку занятий. Для каждого ребенка составляется индивидуальная комплексная программа, включающая конкретные логопедические задачи и перспективный план работы.

Рисунок 2. Эффективность логопедической работы в процентном соотношении от общего числа детей посетивших коррекционно-логопедические занятия

Эффективность за три года работы составила в 2003 году – 58%, 2004 году – 76%, 2005 году – 83%, 2006 году – 93% от общего числа детей посетивших коррекционно-логопедические занятия (рис. 2). Таким образом, использование методов и приемов, адаптированных для работы с детьми с ограниченными возможностями положительно сказывается на развитие речи детей нуждающихся в логопедической помощи. Своевременное выявление детей с отклонениями в развитии речи, заинтересованность родителей, грамотное планирование и организация занятий логопедом дают эффективные результаты в реабилитации детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: