Итоговое логопедическое занятие по формированию фонематических представлений у детей с ОНР в старшей группе

Конспект по формированию фонематических процессов у детей с ОНР

Уважаемые коллеги! Многолетняя практика работы с дошкольниками, имеющими общее недоразвитие речи, показала, что применение комплексно-тематического метода в сочетании с наглядными и игровыми приемами является наиболее эффективным направлением в коррекционной работе. Разнообразие подходов к разработке занятий определяется построением сюжета: это может быть занятие-игра, занятие-спектакль, занятие-сказка, занятие-путешествие и т. д. Таким образом, занятие по изучению одного звука или дифференциации звуков подчинено единой теме или сюжету, все задания и упражнения взаимосвязаны и дополняют друг друга. Предлагаю вашему вниманию одно их таких занятий.

Конспект логопедического занятия по формированию фонетико-фонематических процессов речи в старшей группе детей с ОНР

Коррекционно – образовательные цели:

– познакомить детей со звуками [т, т’];
– учить различать звуки [т-т’] в словах;
– закреплять умение определять позицию звука в слове и находить слова с заданной позицией звука;
– учить звуковому анализу и синтезу на примере слова «Топ»;
– закреплять умение правильно употреблять существительные в Предложном падеже с предлогом «на»;
– закреплять умение правильно образовывать прилагательные от существительных;
– развивать диалогическую речь;
– активизировать словарный запас;

Коррекционно – развивающие цели:

– развивать фонематический слух;
– развивать познавательный интерес;
– развивать внимание, память, мышление;
– развивать мелкую и крупную моторику;

Коррекционно – воспитательные цели:

– формировать коммуникативные навыки;
– воспитывать бережное отношение к игрушкам;

Оборудование: игрушки: медведи-3шт., тигр, кот, утка, петух, мартышка; таблица «Туча»; предметные картинки: самолет, троллейбус, трамвай, такси, вертолет, картофель, гранат, капуста, тыква; «звуковые машины»; звуковые символы: синие и зеленые квадраты, красные круги; плоские фигурки грибов: белые и желтые.

1. Организационный момент

Учитель-логопед: (слышится стук)
-Тук, тук, тук! А кто же там? (Появляются два игрушечных медведя)
Медвежата: Том и Тям!

Том – упитанный толстяк, очень милый и добряк!
Тям же – славный малышок, очень мягенький пушок!
Неуклюжие топтыжки! Рады мы вас видеть, мишки!
Дети (хором):
– Рады мы вас видеть, мишки!

2. Знакомство со звуками [т, т’]. Характеристика звуков по акустическим и артикуляторным признакам.

Учитель-логопед:
– Назовите первый звук в слове Том?
– Назовите первый звук в слове Тям?
– Сегодня мы подружимся с этими звуками: [т, т’]. Что делает наш язычок, когда мы произносим звук [т]? (стучит по бугоркам). Произнесите его и почувствуйте, как прорывается наружу воздушная струя. Попробуем спеть звук [т] (не поется). «Потяните ниточку» (не тянется). Положите ладошку на горлышко и произнесите звук. Горлышко двигается? (не двигается) Вы догадались, какой это звук? (согласный, твердый, глухой). В каком замке будет «жить» звук [т]? (в синем). Каким квадратиком обозначим его? (синим). А каким квадратиком обозначим звук [т’]? (зеленым квадратиком) Почему? (потому что звук [т’] – согласный, глухой, мягкий). В каком замке он будет «жить»? (в зеленом)

Ой-ой-ой, что происходит?
По небесам оравою
Бредут мешки дырявые,
И бывает иногда
Из мешков течет вода,
Спрячемся получше
От дырявой …тучи (появляется плоскостная таблица «Туча»)

– На небе появилась вот такая большая синяя туча! Из нее идет дождь. А после дождя в лесу быстро растут…(грибы)

3. Развитие фонематического слуха, различение звуков [т-т’].

Игра «Сигнал» (у детей на столах фигурки белых и желтых грибов, логопед называет слова со звуками [т] и [т’], дети поднимают соответственно белый или желтый гриб).

4. Нахождение картинок с заданной позицией звуков [т, т’] в этих словах.

Учитель-логопед:
– Ребята, а наша туча не простая, она волшебная! (переворачивает тучу, на ней картинки со звуками [т, т’]). Давайте назовем все картинки.

– Назовите общий звук? (звук [т]) Почему он так называется: общий? (потому что он слышится в каждом из этих слов).
– Найдите предметы, в названии которых звук [т] в начале, середине, конце слова (то же со звуком [т’]).

5. Звуковой анализ слова «Топ»

Учитель-логопед:
-Медвежата любят играть со звуками, и вам предлагают поиграть. «Ловите» звуки: [т, о, п] (дети выкладывают слово «Топ» на «звуковых машинах»). Какое слово получилось? Сколько звуков в этом слове? Какой второй звук? Первый? Третий? Назовите все звуки по порядку.

«Топ», – так зовут друга наших мишек. И сейчас мы вместе с Томом и Тямом отправимся к нему в гости. Давайте возьмем с собой и наших друзей (выставляются игрушки).

6. Определение позиции звуков [т, т’] в словах.

Читайте также:
Приемы постановки звука Р

Учитель-логопед:
– Кого мы возьмем с собой? (Тигра, кота, петуха, утку, мартышку = игрушки)

– Определите, где слышится звук [т], [т’] в этих словах (дети выкладывают символами место звука на «звуковых машинках»).

7. Произношение звуков [т, т’] в словах , употребление существительных в Предложном падеже с предлогом «на».

Учитель-логопед:
– А на чем можно добраться до Топа (показывает предметные картинки: вертолет, автобус, такси, трамвай, троллейбус, самолет).
Дети:
– На самолете, на троллейбусе, на трамвае, на такси, на автобусе, на вертолете.

Учитель-логопед:
– А мы с вами полетим на большой серебряной птице, под названием… самолет.

8. Динамическая пауза «Самолет»

Поиграем в самолет? – хлопают в ладоши
Ты пилот, и я пилот! – дети разбиваются на пары и хлопают в ладоши друг с другом
И в заоблачную высь – поднимают руки вверх
На самолете поднялись – поднимаются на носочки
Повезем с собой подарки: – выполняют полуприсяды
Мяч, – округляют ладошки и соединяют их, образуя шар
конфеты, – имитируют руками заворачивание конфет в разные стороны
зонтик яркий! – поднимают руки вверх, образуя полукруг
Вот встречает самолет – хлопают в ладоши
Наш знакомый мишка Топ! (игрушка мишка) – ритмичные притопы, на
слове «Топ» сильно топают ногой.

9. Произношение звуков [т, т’] в предложениях, образование прилагательных от существительных.

Мишка (игрушка):
– Здравствуйте, гости дорогие! Рад вас видеть! Я приготовил для вас угощение…, да вот название этих блюд забыл, подскажите, пожалуйста.

Пюре из картофеля (какое?). (Пюре из картофеля картофельное).
Салат из капусты? (Салат из капусты капустный).
Каша из тыквы? (Каша из тыквы тыквенная).
Сок из граната? (Сок из граната гранатовый).
Мишка:
– Спасибо, ребята.

10. Произношение звуков [т, т’] в связной речи.

Учитель-логопед:
– Ой-ой-ой, дети, неожиданно начался дождь, да не обычный, а конфетный!

– Скажите, а это хорошо или плохо? Почему?
Дети: (примерные варианты ответов)
– Хорошо, потому что будет много конфет и всем хватит.
– Хорошо, потому что не придется их покупать.
– Плохо, потому что они твердые и могут нас ранить.
– Плохо, потому что много сладкого есть нельзя.

11. Итог занятия

Учитель-логопед:
– Ну что ж, ребята, давайте возьмем наших друзей, и пригласим их на нашу встречу с волшебной кисточкой (дети рассаживают игрушки и готовятся к следующему занятию с воспитателем).

Конспект открытого итогового логопедического занятия в детском саду в старшей группе для детей с ОНР

1. Оргмомент.
Загадка:
На корабле воздушном,
Космическом, послушном
Мы, обгоняя ветер,
несёмся на .

2. Развитие креативного мышления, развитие мелкой моторики «Построй ракету».
1 ребенок:
– А давайте-ка, ребята,
Поиграем в космонавтов.
В космос с вами полетим!
На планеты поглядим
Собираемся в полет,
Построим новый звездолет.
Как по-другому можно назвать звездолёт? (Ракета, космический корабль)
У вас есть выбор из чего можно построить звездолет: палочки, кубики, нити, бумага, картон, пластилин, разные виды конструкторов.

3. Упражнение на координацию речи и движения «Полет».
2 ребенок:
– 5, 4, 3, 2, 1! Поднимают руки вверх, соединяя руки в «замок».
Взлетим мы с вами высоко, Бегут по кругу.
Полетим мы далеко
К звездочкам лучистым.
Вокруг планет мы облетим, Кружатся.
Выйти к звездам захотим.
В невесомость плывем Ходят, делая плавные движения руками.
Рядом с нашим кораблем.
Узнать о космосе хотим Садятся на свои места.
В иллюминатор поглядим.

Наш экипаж к полету готов,
Занимает свои места.

В иллюминатор глядя,
Он внимателен всегда.

Сегодня все планеты выстроились вряд
Предлагаю посетить этот планетный парад!

4. Упражнение «Подбери слово-действие».
Логопед показывает движения ракеты на макете:
-И так наша ракета ввысь. что сделала? (взлетела)
От земли (отлетела)
Вокруг Землю (облетела)
Далеко (улетела)
До другой планеты (долетела).

Наш экипаж к полету готов,
Занимает свои места.
В иллюминатор глядя,
Он внимателен всегда.

Сегодня все планеты выстроились вряд
Предлагаю посетить этот планетный парад!

5. Просмотр развивающего видеоролика о планетах.
Вдруг раздаётся смех. (смеётся мягкая игрушка – солнышко).
-Ребята, мы приближаемся к солнцу.
Солнышко: Вы запомнили названия планет? Как называется самая близкая, от меня, и самая маленькая планета на звук [М”]? (Меркурий).

6. Гимнастика для глаз “Солнечный зайчик”.
Солнышко: Я часто с ним лучиком играю и вам предлагаю. Сможете проследить глазами за ним? Он прыгает, бегает вперед-назад, вверх-вниз, влево-вправо. (Посветить фонариком)
-Молодцы! Зайчик нас с собой зовет, продолжается полет!

Читайте также:
Использование театрализации в коррекционно-развивающей деятельности с дошкольниками, имеющими речевые нарушения

7. Солнышко: Следующая планета бурь, на звук [В”]? Послушаем шум ветра Венеры.
Дыхательное упражнение.
Глубоко вдохните через нос, медленно поднимите руки вверх (через стороны). Плотно соедините ладони, потяните руки вверх, задержите дыхание. Медленно и шумно выдыхайте на кончик языка, положив его на нижнюю губку. Опускайте руки через стороны.

8. Игра «Лишнее слово». Развитие Фонематического восприятия, внимания.
-От солнышка мы удалились, приближаемся к планете на звук [З”]? И на нашей планете бывает сильный шум ветра, да такой, что слова можно не расслышать, перепутать.
Хлопните, когда услышите лишнее слово.
1) Пещера, пещера, Венера, пещера.
Какое слово лишнее?
2) Планета, планета, ракета, планета.
Какое слово лишнее?
3)Спутник, спутник, путник, спутник, спутник.
Кто такой путник (Тот, кто совершает далёкий путь пешком).-
Что такое спутник (1. Космический аппарат. 2. Небесное тело, обращающееся вокруг планеты).
3)Газета, газета, ракета, газета.
4)Карета, карета, комета, карета.
Что встречается в космосе: карета или ракета? (Комета – небольшое небесное тело, имеющее туманный вид).
5) Звезда, звезда, поезда, звезда.

9. Закрепление понятия «гласный звук»
Следующая красная планета на звук [М]? Марс. Тогда в путь! Но сначала вспомним:
– Какие бывают речевые звуки? (Звуки бывают гласные и согласные)
– Скажите, какие звуки мы называем гласными?
3 ребенок:
Воздух свободно идёт через рот
Нет в нем препятствий разных.
Голос участвует, голос поёт.
Звук получается ГЛАСНЫЙ.
Самый яркий цвет достается ему
Обозначим мы его красным.
По схеме сейчас мы песню споём
О коротких и длинных гласных! Звуковые песенки по схемам А.М Александровой.

10. Закрепление понятия «согласный звук»
-Марс уже мы пролетаем, к Юпитеру подлетаем
На нем цвета бушуют разные и звуки там уже не гласные.
С любым препятствием они согласные
4 ребенок:
ДА СОГЛАСНЫЕ . согласны
Шелестеть, рычать, скрипеть,
Даже фыркать и хрипеть
Но не хочется им петь.
Твердые и мягкие,
Звонкие-глухие,
Все такие разные
Но все они родные.
Игра «Замени звук»

11. Совершенствование навыков составлять из слогов слова.
-Уже видна следующая планета. Планета с кольцами и множеством спутников на звук [С]. Как она называется? (Сатурн)
Он дает задание нам:
Всё расставить по местам
Со слогами нет тут лада.
Переставим всё, как надо!
РАН-У, МОС-КОС, ЗДА-ЗВЕ, КЕ-ТА-РА, НЕ-ПЛА-ТА
– Сколько слогов в слове?
– Молодцы! Вы справились!

12.Совершенствование навыка составления предложений.
– Впереди планета на звук [У] вращается так, как бы лежа на боку. (Уран)
Нас встречают здесь странные предложения. Попробуем их исправить:
БОКУ, ЛЕЖИТ, УРАН, НА.
НА, ЛЕТИМ, ЗЕМЛЯ, ПЛАНЕТУ
МЕТИРИТНЫЙ В ДОЖДЬ КОСМОСЕ.

12. Согласование числительных с существительными.
-К последней планете летит звездолет. Планета на звук [Н”]?
Нептун нам вопрос лишь один задаёт:
Сколько планет в солнечной системе живёт? (Одна планета, две планеты. 8 планет)
Всего 8 планет.

Итог.
Оценка и самооценка детей.
Парад планет закончился, пора домой и нам.
Разворот ракете дан, космонавты по местам.

– 5, 4, 3, 2, 1! Поднимают руки вверх, соединяя руки в «замок».
Мы уже домой летим! Бегут по кругу.

Мы с планетами играли, все по порядку называли:
С Меркурием в, солнечного зайчика играли,
На Венере дули, как ветер,
На Земле играли в «Лишнее слово,
Узнали, что Марс – красный, поэтому вспомнили гласные,
На Юпитере цвета разные, поэтому вспомнили согласные,
Распутали слоги на кольцах Сатурна,
Для Урана правильно составили предложения,
Все планеты посчитали с планетой Нептун!

Был удачным наш полёт! Приземлился звездолёт.
Космос знаем на отлично
Каждому тут ясно!
Гости дорогие, с этим вы согласны?

Итоговое занятие по формированию фонематических представлений у детей с ОНР в старшей группе

Тема логопедического занятия: «Звуки — вот они какие!»

– закреплять умение различать, характеризовать, правильно называть звуки;
– продолжать формировать навык звукового, слогового анализа слов;
– закреплять умение обозначать звуки символами;
– формировать уверенность при выполнении и объяснении заданий;
– закреплять правильное произношение звуков в речи.

Оборудование: предметные картинки на разные звуки, символы гласных звуков, характерные обозначения групп согласных звуков. Дидактическое пособие: «Круг гласных звуков» — авторская разработка.

Предварительная работа: знакомство с дидактической игрой: «Круг гласных звуков».

Дети входят в зал под музыку, строятся в полукруг лицом к зрителям.

Читайте также:
Применение игровых технологий в работе логопеда

Здравствуйте зрители,
Почтенные родители!
Мы избавились от бед,
Вот спасибо, логопед!

В детский сад я прибежала
И стишок всем рассказала,
Те, кто слушали рассказ,
Не могли понять мой сказ.

Целый год мы занимались,
Мы учились, мы старались
Можем звуки называть.
Можем правильно сказать.

Вот теперь пришла пора,
Вас порадовать, друзья.
Мы сейчас вам все расскажем,
И немножечко покажем.

Игра: «Звуковой поезд»

На наборном полотне выставлены предметные картинки:

1 ряд – на звук «л»; 2 ряд – на звук «ш»; 3 ряд – на звук «с». Открываются ряды по очереди. Из стульчиков выстроен «поезд» из трех рядов-вагонов: первый, средний, последний. Дети делятся на три команды, называясь соответственно звукам: «лалалайки», «шептуны», «свистуны». Команды участвуют по очереди. Им предлагается брать картинки, как билеты, называть их и рассаживаться в соответствующие вагоны:

Звук в начале слова — в первый вагон.
Звук в середине слова — в средний вагон.
Звук в конце слова — в последний вагон.

Проверяется правильность выполнения. Дети объясняют, почему они сели в свои вагоны. Детям предлагается придумать звук поезда, когда он поедет на свой звук.

Первый вагон: ла-ла-ла, ши-ши-ши, со-со-со.
Средний вагон: ала-ала-ала, уши-уши-уши, аса-аса-аса,
Последний вагон: ал-ал-ал, аш-аш-аш, ос-ос-ос.

В зависимости от готовности детей можно брать слова на один звук.

«Знаю звуки гласные» — игровая разминка.

Дети стоят лицом к зрителям. Логопед предлагает спеть звук, какой он покажет артикуляцией: А – О – У – И – Ы – Э. Затем звуки «показывают» дети.

– Какие звуки мы называли, чем они отличаются от других звуков. (их можно петь, голосок не встречает преград).

– Как называются остальные звуки? (Согласные) Для большего понятия можно использовать аргумент: остальные звуки согласны, что их петь нельзя.

На наборном полотне предметные картинки двух -, трехсложных слов, из открытых слогов, типа: лиса, рука, кино, музыка, малина, Родина. Детям предлагается спеть слово и выделить гласные звуки. Ли-и-са-а: и-а, и т. д.

Физ. минутка: «Человек».

Это глазки – вот, вот. (показать)
Это ушки – вот, вот.
Это нос, это рот,
Там спинка, тут живот.
Это руки – хлоп, хлоп.
Это ноги – топ, топ.

Дидактическая игра: «Круг гласных звуков» , авторская разработка, дана в приложении.

а/ Дети называют гласные, которые находятся на звуковом круге.

б/ Выделить общий звук в словах, на слух: глаз, зубы, ваза, завод. Дети называют «з». Помещаем картинку-символ – комарика, как обозначение звука, в середину круга.

в/ Характеризуем звук, подбирая соответствующие символы: синий круг — согласный звук, звоночек – звук звонкий, свисток – свистящий.

г/ «Звук пошел в гости к гласным звукам». Составляем сначала прямые слоги, затем обратные: з+а=за, з+о=зо, и т. д., а+з=аз, о+з=оз и т. д. По ходу составления слогов, в зависимости от подготовки детей, называются слова на за-: забор, зо-: зонт, золото, зу-: зуб, зубр, аз-: азбука, уз-: узбек, узор.

«Сказка о звуках».

Жили-были звуки. Но они спрятались. Давайте их попробуем найти. Я буду рассказывать, а вы называть спрятавшиеся звуки. Однажды звуки решили полетать на самолете: у-у-у-, но долго они не смогли летать, потому что на них напали комарики: з-з-з-, когда самолет приземлился, звукам кто-то позвонил: з-з-з-, это оказался гусь: ш-ш-ш-, он сказал, что очень хочет попить воды: с-с-с-, но боится подойти к ручейку (можно тоже обозначить: ль-ль-ль-), потому что там сидит огромный жук: ж-ж-ж-. Звуки помогли гусю. Они тоже подошли к ручейку, и все вместе попили воды: буль-буль-буль.

Какие звуки встретились?

Гласный – «у».
Согласные шипящие звуки – «ш», «ж».
Согласные свистящие звуки – «с», «з».
Согласный мягкий звук — «ль».
Какой неречевой звук услышали звуки? «буль – буль — буль».

Давайте теперь скажем правильно звуки в чистоговорках:

Шура сено ворошил
Вилы в сене позабыл.

Самокат, самокат.
Самокату очень рад.
Сам качу, сам качу.
Самокат куда хочу.

Заяц волка замещал,
И косых не замечал.

Ручка круглая у трости,
Трость для деда сделал Костя.

Итог занятия . Отметить и поощрить правильность ответов и активность детей.

Дидактическое пособие: «Круг гласных звуков»

Гласные звуки обозначаются символами – знаками, которые добавляются на круг по мере их изучения. При изучении согласных звуков в центре выставляются символы, характеризующие каждый изучаемый звук. Используя синий «согласный» круг звук «ходит» в гости к гласным звукам, составляя открытые и закрытые слоги.

Читайте также:
Рекомендации родителям в освоении детьми звукового анализа слов

Циркунова Нина Ивановна,
учитель-логопед высшей
квалификационной категории
МБДОУ детский сад №10
г. Апшеронск, Краснодарского края

Конспект подгруппового логопедического занятия для детей старшего дошкольного возраста по формированию фонематических функций

Конькова Ирина Анатольевна , учитель-логопед
Нижегородская область, Варнавинский район, р. п. Варнавино

Цель занятия Совершенствование фонематического слуха и восприятия. Задачи Коррекционно – образовательные • Закрепить представления о правильной артикуляции звука [Л]. • Совершенствовать умение характеризовать звук по артикуляционным признакам. • Совершенствовать умение определять количество слогов в слове. • Формировать представления о глаголах совершенного и несовершенного вида путем сравнения читает – прочитал, и т.д.. Коррекционно – развивающие • Совершенствовать фонематический слух узнавать звук в ряду звуков, на фоне слогов и слов. • Совершенствовать движения мелкой и общей моторики, сопровождая движения речью. • Совершенствовать внимание и память. Коррекционно – воспитательные 1. Воспитывать навыки сотрудничества, доброжелательности чувство ответственности.

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД № 11 «СВЕТЛЯЧОК» р. п. ВАРНАВИНО

подгруппового логопедического занятия

для детей старшего дошкольного возраста

по формированию фонематических функций.

“В гости к Лунтику”

Цель занятия: Совершенствование фонематического слуха и восприятия.

Коррекционно – образовательные:
• Закрепить представления о правильной артикуляции звука [Л].
• Совершенствовать умение характеризовать звук по артикуляционным признакам.
• Совершенствовать умение определять количество слогов в слове.
• Формировать представления о глаголах совершенного и несовершенного вида путем сравнения (читает – прочитал, и т.д.).

Коррекционно – развивающие:
• Совершенствовать фонематический слух: узнавать звук в ряду звуков, на фоне слогов и слов.
• Совершенствовать движения мелкой и общей моторики, сопровождая движения речью.
• Совершенствовать внимание и память.

Коррекционно – воспитательные:
1. Воспитывать навыки сотрудничества, доброжелательности; чувство ответственности.

Интеграция образовательных областей:

«Речевое развитие».
«Социально-коммуникативное развитие».
«Физическое развитие».
«Познавательное развитие».

Методы и приемы: Игровой, наглядный, практический.

Оборудование: предметные картинки: стул, слон, лук, клубника, фиалка, яблоко, лампа, белка, лошадь; 3 корзинки разного размера, клубнички с кармашками.
Презентация: PowerPoin

Ход занятия:
1. Организационный момент
Встанем дружно мы в кружок,
За руки возьмемся,
А теперь мои друзья,
Друг другу улыбнемся.
(Дети «дарят» друг другу улыбки).
2. Сообщение темы

Учитель- логопед: Ветерок осенний дует, вертит,
В форточку влетел конвертик!
Ну-ка, Лена, посмотри,
Что там прячется внутри? (Ребенок открывает конвертик).
Учитель- логопед: Ой, здесь письмо!
Я родился на луне,
Оказался на земле.
Здесь завел себе друзей,
Чтобы было веселей.
Про меня есть мультик,
А зовусь я….. (ответы детей)
Учитель – логопед: Ребята, послушайте, что Лунтик нам пишет: «Дорогие дети, жду я с Вами встречи. Я Вас приглашаю на свою поляну!».
– Вы хотите отправиться в гости к Лунтику? ( ответы детей).
– Замечательно. Значит, сегодня мы с вами побываем в гостях у Лунтика и поиграем со звуком, с которого начинается его имя.
– Кто же скажет, какой первый звук в слове Лунтик? (ответы детей).
3. Характеристика звука по артикуляционным признакам
Учитель- логопед: А сейчас возьмите зеркала и мы с вами посмотрим и расскажем, как нужно правильно произносить звук Л.
– Что стало с губками? Зубками? Язычком? (ответы детей: губки улыбаются, зубки сближены, язычок поднимается за верхние зубки к бугорочкам).

– Замечательно! Положите зеркала перед собой.
4. Артикуляционная гимнастика.

Учитель-логопед: Посмотрите, кто пришел к нам в гости. Кто это? (лягушка). Правильно, это лягушка. И зовут ее Лулу. Лулу очень расстроена, она пришла к нам за помощью. Ее язычок совсем разучился ловить мошек и комариков, поэтому Лулу еще не завтракала. Давайте поможем нашей гостье, и покажем ей нашу волшебную гимнастику для язычка. А для чего мы делаем такую гимнастику? (ответы детей).

-Давайте возьмем наши сказочные зеркала, и начнем гимнастику.

Молодцы ребята! Лулу говорит нам спасибо, ее язычок потренировался, и стал сильным и ловким.

5. Развитие мелкой моторики

Учитель – логопед: Путь нам предстоит не близкий, и для того, чтобы дорогой нас не намочил дождик, мы расскажем особенное стихотворение. Приготовили пальчики. (пальчиковая гимнастика).

Раз, два, три, четыре, пять (ударяем пальцами обеих рук по столу. Левая – с мизинца, правая – с большого)

Вышел дождик погулять («барабаним» пальчиками)

Шел неспешно, по привычке («шагаем» по столу пальчиками)

Читайте также:
Почему ребенок отказывается заниматься с логопедом?

А куда ему спешить? («шагаем» по столу пальчиками)

Вдруг читает на табличке: (ударяем по столу: ладонь-кулак)

По газону не ходить! (ударяем по столу: ладонь-кулак)

Дождь вздохнул тихонько (бьют в ладоши)

-Ох! (один хлопок в ладоши)

И ушел (ритмичные хлопки по столу)

Газон засох. (ритмичные хлопки по столу).

6. Фонетическое упражнение
Учитель- логопед: Ну что, я вижу, к путешествию все готовы. Пора произносить волшебные слова:
Лет- лет – лет – появись самолет!
Ставим руки мы вразлет – появился самолет!
Самолет летит, самолет гудит: л – л – л – л – л…..
Мы летим высоко,
Мы летим низко,
Мы летим далеко, (тихо)
Мы летим близко. (громко)
( Дети вместе с учителем-логопедом произносят текст)
7. Выделение звука из ряда звуков, слогов, слов:
Учитель- логопед: А пока мы летим, предлагаю вам поиграть: я буду произносить звуки, слоги и слова, – вы внимательно слушаете, и как только услышите звук л, сразу хлопайте в ладоши. А если звук л не услышим, то в ладоши не хлопаем.

Учитель- логопед: л, г, м, л, н, л, з , в, л, м, н, л;

му, лу, ту, ка, ла, во, ло, ул,;

кошка, стол, пила, башня, ягода, клубника, бабочка, жук, ложки, вишня, ландыш.(дети выполняют задание). МОЛОДЦЫ!

Ребята, самолет – то наш уже приземлился. А вот и полянка, на которой живет Лунтик и его друзья.

Учитель- логопед:
– Ну что, идем искать Лунтика. Посмотрите-ка,- бабочки! Они будут показывать нам дорогу. Пойдемте за ними!

8. Слоговой анализ слова:

Учитель- логопед: Вот и кузнечик Кузя.

– Что это он делает? (ответы детей)
– Скажите, сколько у Кузи корзинок? (ответы детей)
– Они все одинаковые? (ответы детей)
– Чем же они отличаются ? (ответы детей)
-Кажется, я догадалась, зачем Кузе столько корзин. В самую большую корзину Кузя собирает самую спелую и самую крупную клубнику; в маленькую …. ( ответы детей: мелкую клубнику) и в среднюю …
– Поможем Кузе клубнику собрать? У нас вот и корзинки есть. Только клубничка здесь растет особенная: под каждой ягодкой картинка прячется. Ягодку срывайте и смотрите, если в названии картинки один слог кладем ягодку в маленькую корзинку, если два слога – в среднюю, и если три слога – в большую.

(Дети выполняют задание).

Учитель- логопед: -А теперь давайте проверим, правильно ли мы выполнили задание.

– Какая у нас клубничка оказалась в первой корзинке?

-Что у нас получилось в средней корзинке

– И какую клубничку вы положили в самую большую корзинку

– Ребята, вы отлично справились с заданием!

Смотрите-ка, – бабочки! Значит нам пора идти дальше.

Учитель- логопед: Ой, что это за пчелка такая большая? (ответы детей)
– Ребята, какое настроение у Пчелёнка? (ответы детей)
– Как вы думаете, что нужно сделать , чтобы настроение у него стало веселое? (ответы детей)
9. Физминутка:
Учитель- логопед: Я предлагаю немножко подвигаться и размяться.
(Дети встают напротив учителя-логопеда).
Ла-ла-ла (три хлопка),

Мила пол мела (наклон туловища вперед, махи руками в стороны).

Лу-лу-лу (три хлопка),

Слава взял пилу (движения, имитирующие пилку дров).

Ол-ол-ол (три хлопка)

Мы починим стол (ударяем кулаком одной руки об ладонь другой)

Ул-ул-ул (три хлопка),

Михаил уснул (присесть, руки под щеку).

Учитель- логопед: Вы так дружно двигались, посмотрите и настроение Пчелёнка изменилось. Нам пора идти дальше.

По извилистой тропинке
Поскорее мы пойдем.
Может быть за поворотом
С вами Лунтика найдем.
Мы так долго, долго шли,
И кого же мы нашли?
(На экране изображение Лунтика с бабочками)

10. Формирование представлений о глаголах совершенного и несовершенного вида
Учитель- логопед: Лунтик очень рад , что мы ему наконец-то с ним встретились и хочет раскрыть нам секретик про звук Л.

– Посмотрите, что делает мальчик? (ответы детей: читает книгу).
– Верно, он занимается делом: читает. Скажите, в слове «читает» есть звук Л? (ответы детей).
-А сейчас посмотрите на следующую картинку: Что делает мальчик? (ответы детей).
– Правильно, он уже закончил занятие. А в слове «прочитал» есть звук Л? (ответы детей).
– Значит, как только в слове «прочитал» появился звук Л, занятие закончилось. — —Оказывается звук Л настоящий волшебник, он может изменять не только слова, но и действия. Проверим. (АНАЛОГИЧНО РАССМАТРИВАЮТСЯ ВСЕ КАРТИНКИ).
(На экране появляется изображение Лунтика с друзьями).

Читайте также:
Конспект фронтального логопедического занятия: Чайная посуда

Вот и побывали мы у Лунтика в гостях. Но пришла пора прощаться, в детский сад нам надо возвращаться.

11. Итог
Учитель – логопед:

– Где мы сегодня побывали?
– Какой звук нам помогал?
-Лунтик тоже был очень рад, что мы побывали у него в гостях.

Конспект занятия по формированию фонематических представлений в старшей логопедической группе для детей с ОНР «Гласные звуки»

Хасай Наталья Валерьевна
Конспект занятия по формированию фонематических представлений в старшей логопедической группе для детей с ОНР «Гласные звуки»

Конспект занятия по формированию фонематических представлений в старшей логопедической группе для детей с ОНР “ Гласные звуки А, О, У, И, Ы”.

Тема занятия “ Гласные звуки А, О, У, И, Ы”.

коррекционно-образовательные: учить детей давать сравнительную характеристику звукам А, О, У, И, Ы;

коррекционно-развивающие: закреплять понятия “гласный звук”, “звук”;

закреплять понятие о месте звука в слове: звук в начале слова, в конце слова;

выделять гласные звуки из состава звукосочетаний, слов, а так же делать звуковой анализ звукосочетаний из 2, 3 гласных звуков;

развивать фонематические процессы;

развивать артикуляционную моторику, мелкую моторику пальцев рук, общую моторику, дыхание;

коррекционно-воспитательные: воспитывать уважение к товарищам, выдержку, умение работать в коллективе, доброжелательность, отзывчивость.

Материалы и оборудование: символы гласных звуков, дидактические пособия “Домик”, “Трафарет”, предметные картинки на гласные звуки, атрибуты для игры “Живые звуки”, музыкальное сопровождение, шапочки на голову с изображением пчелы, письмо.

Ход занятия :

Логопед: Дети, посмотрите, что сегодня принес почтальон в нашу группу. Это письмо. Хотите узнать от кого?Нужно отгадать загадку: Полосатая хозяйка

Полетела над лужайкой,

Похлопочет над цветком

Он – поделиться медком!

– Правильно, пчела! Это письмо от пчелки. Только оно не совсем обычное, оно звуковое. Давайте вместе его послушаем.

Ж-Ж-Ж Я пчела, зовусь я Майя!

По полям всю жизнь летаю.

Вот летала на лугу, не смогла собрать медку.

На лужайку прилетела, но и там я не сумела.

На лужайке той цветы необычной красоты!

Но цветочки не простые, все цветочки звуковые.

Чтобы мне медок собрать, нужно звуки отгадать!

Звуков много знаю я, только помощь мне нужна.

Вам – заданья выполнять, мне – медок быстрей собрать.

Помогите, не ленитесь и медком вы угоститесь!

Логопед: Ну что, ребята, поможем пчелке собрать медок? Мы выполним задания от звуковых цветов, а пчелка соберет медок на волшебной лужайке! Я думаю, что она угостит нас этим вкусным медком!

-Ребята! Я думаю, что нам будет удобнее, если мы сможем летать? Нужно превратиться в пчелок!

– Чтобы в пчелок превратиться, нужно нам принарядиться! (дети надевают на голову шапочки пчелок).

Логопед: По цветам перелетая и заданья выполняя,

Нам – заданья, пчелке – мед,

Вот и начался полет!

1. Приготовились, взлетели и на первый полетели!

Игра “Лепесток”. На обороте каждого лепестка ромашки наклеена картинка. Необходимо определить первый звук в слове названии картинки (количество лепестков соответствует количеству детей)

Логопед:- А как можно назвать все эти звуки? (гласные звуки).

– Что у них общего? (Гласные, поются, нет преграды для воздуха, выходящего из горлышка).

– В чем различия? (В положении рта и губ).

2. Приготовились, взлетели! На цветок перелетели! (какой по счету?- второй).

Задание: Повторение слоговых рядов, чистоговорок, а также упражнение для развития дыхания и голоса.

Логопед: Ребята! Будьте внимательны и повторяйте правильно!

А-А-А – шире ротик детвора.

У-У-У – всех детей к себе зову.

И-И-И – ротик к ушкам потяни.

Ы-Ы-Ы – губку вниз ты опусти.

О-О-О – деткам очень хорошо

АН-АН-ОН-ОН звукосочетания: АОУ ЫАО УЫИ

-Упражнение на дыхание: – И. П. Руки вверху. Вдохнуть и на выдохе, произнося звук О, опускать руки вниз с нарастающей силой голоса. Затем, поднимая руки вверх произносить звук О от самого громкого до тихого.

3. Приготовились, взлетели! На цветок перелетели! (какой по счету? – третий).

Задание: Определи количество звуков в звукосочетании. Составь из символов схему этих звукосочетаний. Поиграй в игру “Живые звуки”.

Логопед: Ребята, вы слышите?

Дети: Да! Кто-то кричит.

Логопед: А что кричит человек? По моему … (АУ).

Дети: АУ! (заблудился кто-то).

Логопед: Повторите, что вы услышали.

Логопед: Это звукосочетание. Так? Сколько всего звуков вы услышали? Какой первый? Какой второй? Сложи из символов звукосочетание АУ.

Читайте также:
Перспективный план коррекционной работы с группой учащихся 1 классов с ФФНР и ФНР

Дети выполняют задания.

(Следующее звукосочетание УА – так плачет малыш).

Анализ и синтез звукосочетания УА,

– “Игра живые звуки” (звуковой анализ звукосочетания ОЫИ)

4. Ребята! Мне кажется, что нужно немного отдохнуть (какой по счету? – четвертый цветок со скрипичным ключом).

– Чтобы пчелкам сил набрать,

Нужно нам потанцевать. Динамическая пауза “Пчелки”.

5. Отдохнули, полетели, на цветок перелетели! (какой по счету? – пятый).

Задание: Ответить на загадку. В окошках трафарета нарисовать соответствующие символы звуков (определение первого гласного звука в слове; и одного звука (Ы) последнего в слове).

Логопед: Чтоб заданье выполнять,

Нужно пальчики размять.

Дети садятся за столы и разминают пальчики тренажёром (колючий пластиковый шарик “Су-джок”) .

Затем выполняют задания:

Загадки: 1. Звук О

Ростом хоть и крохи

Укусят – будет плохо! (осы).

2. Звук У

Он плывет по простыне,

Как кораблик по волне.

Он хозяйкам верный друг,

Электрический….(утюг).

3. Звук И

Всех на свете обшивает,

Что сошьет – не надевает! (игла).

4. Звук А

Всех труб выше! (антенна).

5. Звук Ы – позиция звука: в конце слова.

Сделали дыру, вырыли нору,

Солнце сияет, а они не знают (кроты).

Логопед: Молодцы, ребята! Продолжаем наш путь!

6. Приготовились, взлетели! На цветок перелетели!

Задание: Собрать разрезную картинку и в слове названии картинки определить место заданного звука в слове.

Логопед: Ребята, это сложное задание и перед его выполнением необходимо потренировать свои глаза. (Упражнение “Зоркий глаз”- определить, что вы увидели на картинке).

Для сильной подгруппы – позиция звука в конце слова, для слабой подгруппы – первый звук в слове.

Логопед: Ну вот, ребята! Вы выполнили все задания, которые приготовили вам звуковые цветочки. Сколько всего их было? Какой был самый трудный? Какой самый веселый? Что из заданий вам понравилось больше всего? А теперь….

Мы с полянки улетать собираемся и снова в группе в детишек превращаемся!

Логопед: Вы, ребята, молодцы! Облетели все цветы!

Со всем справились, устали?

Все заданья выполняли!

Ну а наша пчелка – труженица,

Весь медок собрала, умница!

Ну а нас ты угостишь? Этим нас повеселишь! – раздается стук в дверь, принесли подарок (горшочек меда).

Дети угощаются медом и делятся впечатлениями по поводу занятия.

Логопед: Ребята, да тут еще записка от пчелки!

Благодарна вам, Ребята!

Помогли мне, молодцы!

И спасибо пчелка Майя говорит вам от души!

Дети благодарят пчелку за мед.

Занятие заканчивается.

Конспект занятия «Гласные звуки и сопряженные движения» Гласные звуки. Цели: – закрепить умение четко артикулировать гласные звуки [а], [э], [о], [у]; [и; [ы]; – закрепить зрительные образы символов.

Конспект логопедического занятия в подготовительной к школе группе «Гласные звуки [а], [о], [у], [и], [э], [ы]» Задачи: Коррекционно-образовательные: • Уточнить произношение гласных звуков. • Продолжать развивать навыки звукового анализа и синтеза,.

Конспект НОД по развитию речи «Гласные звуки» в старшей группе Цель: закрепление звуков [О], [У], [Э], [А], [И], [Ы]. Задачи: 1. Формировать навыки звукового анализа; 2. Формировать понятия “звук”, “гласный.

Конспект ООД по речевому развитию в подготовительной к школе группе «В гости к ноябрю. Гласные звуки (обобщение)» Цель: Совершенствование фонетико-фонематического слуха; развитие навыков звукового анализа; анализ и синтез сочетаний из 3 гласных букв.

Конспект организованной учебной деятельности для детей старшей логопедической группы «Звуки [М], [М’]» Конспект организованной учебной деятельности для детей старшей логопедической группы Образовательная область: «Коммуникация» Раздел: «Произношение».

Конспект открытого занятия «Гласные звуки и буквы» Конспект открытого занятия на тему «Гласные звуки и буквы»Цель:1. Развивать зрительное и слуховое внимание и память. 2. Обобщение знаний.

Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений в подготовительной группе «Помогите Буратино» Цель: создать условия для обобщений, систематизации знаний и умений по математике. Задачи: Образовательная: – Закреплять знания детей.

Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений в средней группе «Путешествие в сказку» Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений в средней группе «Путешествие в сказку»Цель: способствовать формированию.

Конспект занятия по обучению грамоте детей 5–6 лет «Гласные и согласные звуки» Конспект занятия по обучению грамоте детей 5-6 лет «Гласные и согласные звуки» Автор: Коняева Ольга Владимировна педагог дополнительного.

Логопедическое занятие в старшей группе для детей с ФФН «Звуки речи. Гласные и согласные» по сказке «Заюшкина избушка» Конспект логопедического занятия в старшей группе «Звуки речи. Гласные и согласные». Тема: «В гостях у зайчика и лисы» (на примере русской.

Читайте также:
Транспорт. Употребление приставочных глаголов - конспект

Конспект коррекционно-развивающего занятия для детей с ОНР 2-3 уровня старшей логопедической группы «Развитие фонетико-фонематических процессов у детей»

МДОУ детский сад № 9 «Берёзка»

Конспект
коррекционно-развивающего занятия

для детей с ОНР II – III уровня старшей логопедической группы (5-6 лет)

По теме: Развитие фонетико-фонематических процессов у детей.

Автор:
Плешанова С.Б.,учитель-логопед
Первая квалификационная категория

Цель. Развитие слухового восприятия.
Коррекционно-образовательные задачи. Совершенствование артикуляционной моторики. Формирование навыков звукового анализа и синтеза слогов. Закрепление понятий речевые и неречевые звуки.
Коррекционно-развивающие задачи. Развитие навыков речевого общения, связной речи, мышления, творческого воображения, мимических мышц лица, координации речи с движением, зрительного внимания и восприятия.
Воспитательные задачи. Воспитание доброжелательности. Развитие навыков сотрудничества в игре, активности, самостоятельности.
Предварительная работа. Проведение игр и упражнений на развитие слухового восприятия на неречевых и речевых звуках. Например: упражнение «Коробочки». Цель: узнавание и дифференциация неречевых звуков. Оснащение: в одинаковые металлические баночки ( из-под леденцов, крема и т.п) помещаются сыпучие продукты с частицами различной величины: манная и гречневая крупа, горох, фасоль, сахарный песок и др.
Оборудование. Плоскостное изображение двух солнышек: грустное и радостное, бумага, игрушечная пила с бруском и молоток, пластиковые бутылки с горохом, с орехами; ширма; колокольчик и колпак на голову; фонарики красного цвета; фишки красного цвета (крышки от пластиковых бутылок); волшебная книга, сделанная из коробки с предметными картинками внутри; маленький сундучок (внутри полоски бумаги, служащие для обозначения «слов»).

Ход занятия.
1. Организационный момент.

Передай мимикой (радость, грусть).
– Посмотрите на солнышко.
– Какое у него настроение (грустное).
– Почему? (у него грустные глаза, не улыбается).
– А когда у вас такое настроение бывает? (когда иду в детский сад и т. д.)
– Изобразите грусть.
– Посмотрите на другое солнышко.
– Какое у него настроение? (радостное).
– Почему? (оно улыбается).
– А когда у вас такое настроение бывает? (когда мне покупают игрушку и т. д).

– Изобразите радость.
2. Основная часть.
1)
– Ребята, посмотрите сколько у меня различных предметов. (молоток, пила с бруском, бумага, пластиковые бутылки).
– Для чего я их принесла? (чтобы выполнять разные действия с предметами)

– Могут ли предметы издавать звуки? (да).
Логопед демонстрирует действия со звучащими предметами.
Сегодня мы будем слушать, узнавать и произносить разные звуки.

Игра «Назови звучащий предмет» (логопед за ширмой выполняет действия с предметами). Дети отгадывают, какой предмет звучал.
– Что вы услышали? (звуки).
– Какие речевые или неречевые звуки? (неречевые).
– Почему? (потому что мы их не произносили ртом).
Вокруг вас множество звуков. Предметы могут звучать по-разному.
2)
Игра «Жмурки с колокольчиком».
Дети произносят текст с движением.
Еле, еле, еле, еле (двигаются шагом)
Двигаемся мы пешком (двигаются шагом)
А потом, потом, потом (бег)
Все бегом, бегом, бегом (бег) (сигнал стоп)
Водящий в центре круга, на голове колпак. Движется по направлению звучания колокольчика.
– Какие вы услышали звуки? Речевые или неречевые? (неречевые).

– Какие звуки мы называем речевые? (которые произносятся ртом).
– Какие органы артикуляции помогают нам произносить звуки? (губы, зубы, язык, твёрдое нёбо).
3)
Игра «Живые звуки».
– Дети, посмотрите на меня и скажите, какой звук я хочу сказать.
Дети по беззвучной артикуляции узнают звук и произносят его: А У И О У Э Ы.

4)
Игра «Посвети фонариком».
Дети на определённый гласный звук светят красным фонариком.
5)
Упражнение «Хлопни в ладоши столько раз, сколько услышишь звуков».
Логопед произносит звуки, а дети прослушав ряд одинаковых звуков хлопают в ладоши столько раз сколько услышали звуков. Работу можно осуществлять как индивидуально так и фронтально.
Например:
А-А-А У-У И-И-И и т.д.
6)
Игра «Что получится?»
-К звуку А прибавим У получается? (АУ).
– Сколько всего звуков услышали? (два).
– Какой первый звук? (А).
– Какой второй звук? (У).
Дети с помощью фишек составляют слог АУ. И т. д.
7)

Игра «Угадай по голосу».
Дети произносят текст с движением.
Вот построились мы в круг (идут по кругу)
Повернулись разом вдруг (идут по кругу)
А как скажем цок-цок-цок (бег)
Отгадай чей голосок? (бег) (сигнал стоп).
Водящему в центре круга на голову надевают колпак. Он отгадывает, кто его позвал по имени.

Читайте также:
План-конспект НОД, лексическая тема Одежда

8)
– Ребята, посмотрите какая у меня есть волшебная книга. В ней только картинки. Дети вам нужно взять по одной картинке, назвать её и определить первый звук в слове. (аист, утка, эму, индюк, удочка, арка, обруч, эльф и т.д.)

9)
Упражнение «Придумывание слов на заданный звук».
Дети получают полоску бумаги (слово) нужно придумать слово на заданный звук и положить в сундучок, а затем придумать предложение с этим словом.
Например: придумай слово, которое начинается со звука О (окунь), а предложение (Окунь плавает в воде).

Логопед напоминает детям, что предложение состоит из слов, слова в нём дружат, из предложения мы о чём –то узнаём.

3. Окончание занятия.

Оценка работы детей.

Логопед предлагает детям рассказать о том, что они делали сегодня, в какие игры играли.

– Что вам было сложно выполнять? (придумывать слова на заданный звук, прохлопывать звуки, составить предложение и т.д.)

– Что вам было легко? (узнавать по голосу, называть звучащий предмет и т. д.)

– В какие игры вам было интересно играть? ( «Жмурки с колокольчиком», «Угадай по голосу» и т.д.)

– Какое у вас сейчас настроение? (радостное).

– Какое солнышко мы оставим у себя? ( которое улыбается).

– Кто занимался лучше всех, а кому нужно быть активнее и внимательнее.

Список использованной литературы.

Агронович З.Е. В помощь логопедам и родителям. Сборник домашних заданий для преодоления недоразвития фонематической стороны речи у старших дошкольников. СПб., 2004

Богомолова А.И. Логопедическое пособие для занятий с детьми СПб.,1995

Волина В.В. Праздник Букваря. М.,1996

Каше Г.А. Подготовка к школе детей с недостатками речи. М.: Просвещение, 1985

Лопухина И.С. Логопедия, упражнения для развития речи. СПб.,1997

Ткаченко Т. А. В первый класс без дефектов речи.СПб.,1999

Конспект занятия по формированию фонематических представлений в старшей группе для детей с ОНР
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа) по теме

Фронтальное занятие в старшей группе для детей с ОНР.

Его цели: дифференциация свистящих звуков по звонкости и глухости в в словах и предложениях детей.

Создание сказочной истории, применение компьютерной игры “Игры для Тигры” создают положительную мотивацию ребенка к занятию,

позволяют повысить эффективность коррекционной работы.

Скачать:

Вложение Размер
skazka_o_sone_i_zoe._zvuki_s-z.docx 419.48 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия по формированию фонематических представлений в старшей группе для детей с ОНР.

Тема: «Сказка о Соне и Зое». Звуки [с – з].

Цели : развитие фонематического слуха, дифференциация звуков [с] и [з] в речи детей, совершенствование речевого общения в игровых ситуациях.

  1. Продолжать совершенствовать умение произносить изолированно [с] и [з].

2) Продолжать учить выделять на слух звуки [с] и [з] из ряда звуков.

3) Закрепить различение звуков [с] и [з] в словах, предложениях, связной речи.

4) Закрепить зрительный образ букв С и З.

Оборудование: логопедические модули – два бегемота, рисунки девочек Сони и Зои для закрепления фонетических характеристик изучаемых звуков вне занятия. Символы звуков [с] и [з], сигнальные карточки для обозначения звуков. Магнитофон, аудиозаписи голосов зверей и птиц, мелодий для сопровождения артикуляционной гимнастики. Диск Т.С. Овчинниковой. Логопедические распевки. Санкт-Петербург, Каро , 2006. Песенка «Соня – соня» музыка О. Насонова, слова М. Лепилиной. Мультимедийная установка. Игры для Тигры. Компьютерная игра для коррекции общего недоразвития речи у детей старшего дошкольного возраста Лизуновой Л.Р. Блок «Фонетика», игра «Поезд».

  1. Организационный момент.

Звучит фонограмма колыбельной песенки.

Логопед здоровается с детьми и предлагает им отправиться в сказочную страну.

Учитель – логопед . В одной семье росли две сестренки: Соня и Зоя. Говорили они не очень хорошо. Не все знакомые понимали, что девочки хотят сказать. Однажды, когда Соня и Зоя уснули, игрушки в их комнате ожили. Они собрались в кружок и стали обсуждать, как помочь хозяйкам научиться произносить все звуки правильно.

– А вы что бы посоветовали, ребята? Что нужно делать Соне и Зое?

Дети . – Выполнять упражнения для языка, губ, дыхательную гимнастику.

Учитель – логопед. – Давайте вспомним эти упражнения.

Артикуляционные упражнения. «Улыбка», «Заборчик», «Блинчик», «Горка», «Киска сердится».

Дыхательное упражнение: «Золотой ключик» (« Посвисти в пузырек»).

2. Сравнительная характеристика звуков [с] – [з].

Учитель – логопед – Собака пообещала научить девочек, как правильно произносить звук [с].

К доске выходит ребёнок, одевает на руку куклу – модуль и демонстрирует артикуляционный уклад звука [с], комментируя свои действия. Другой дошкольник с логопедическим модулем – бегемотом на руке показывает, как нужно произносить звук [з].

Далее дети дают характеристику изучаемым звукам, опираясь на схему Ванюхиной Г.

Логопед. Подведем итог, чем же похожи звуки

3. Дифференциация [с] – [з] на слух и в произношении.

Символы звуков, предложенные Ткаченко Т.А. – насосы, для обозначения [с], комары – для обозначения звука [з]. Все символы согласных звуков синего цвета.

Логопед – Дети, услышав звук [с], поднимите синий насос: [ с, з, т, с, ц]

Логопед . – Сейчас поднимайте карточку, где нарисован комар, когда услышите звук [з]: [з, с, ц, т’, ч, ц, з].

Воспроизведение слоговых рядов.

Логопед : – Вероника, запомни и повтори слоги: са-са-за.

Аня, запомни и повтори слоги: са-за-са.

Маша, повтори за мной: аса-аса-аза.

Игра «Наоборот». Дети стоят возле своих стульчиков, ловят мяч, брошенный логопедом, и после ответа садятся на место.

Са – са – са – са (за – за – за – за).

Дифференциация звуков [с] и [з] в словах.

Игра «Подарим цветы Соне и Зое».

Учитель – логопед . – А еще для того, чтобы красиво говорить, нужно уметь различать звуки в словах.

Давайте сядем, я продолжу свою сказочную историю.

– В коробке с игрушками лежали необычные цветы, в серединках которых нарисованы картинки. Как вы думаете, какие из них нужно поставить в вазу с изображением насоса, а какие в вазу с изображением комара?

1 ребенок. Я поставлю этот цветок в вазу с насосом, потому что в слове коса есть звук [с].

2 ребенок. Я поставлю этот цветок в вазу с комаром, потому что в слове коза есть звук [з].

Учитель – логопед . Утром, когда девочки проснулись, они увидели на магнитной доске вазы с цветами и игрушки, которые тихо сидели на полках. Очень удивились сестренки и пошли к маме, чтобы рассказать ей новость. В соседней комнате они встретили маму и незнакомую женщину, которая оказалась логопедом, и пришла к ним в гости, чтобы научить девочек правильно произносить все звуки.

После занятий с логопедом сестрёнки стали правильно произносить свои имена, много других слов, в которых присутствуют свистящие звуки, и уже не боялись знакомиться с новыми людьми. Всей семьёй они отправились в Парк аттракционов.

Так закончилась сказка, которую я сочинила для вас.

Она вам понравилась?

А сейчас отдохнем.

Игра “Ловим комаров” – снятие мышечного напряжения с кистей рук. Давайте представим, что наступило лето. Я открыла форточку, и к нам в кабинет налетело много комаров. По команде “Начали!” вы будете ловить комаров. Вот так. (Логопед демонстрирует хватательные движения кистями обеих рук). По команде “Стоп!” вы садитесь вот так. (Руки сложены перед собой). Готовы? Начали! Стоп! Хорошо потрудились. Устали. Опустите руки вниз, расслабьте их, встряхните ладонями. Пусть руки отдыхают. А теперь – снова за работу.

5. Звуковой анализ слов.

Учитель – логопед. – Ребята, вам нужно еще уметь выкладывать звуковую дорожку, обозначать звонкость звуков, твердость и мягкость. Составьте звуковые схемы слов: косы и козы.

Дети выполняют задание и сравнивают результат своей работы с образцом на доске.

Учитель – логопед. – Вы отлично справились с этим упражнением.

6. Закрепление образа буквы.

Игровые упражнения « Большой секрет» и «Зоркий глаз».

– Посмотрите, на столе лежит письмо, написанное Соней и Зоей.

Учитель – логопед раздает детям карточки с игровыми упражнениями, где нужно обвести буквы С по контуру, а затем «письма» с несколькими буквами и объясняет задание: «узнать» и обвести в кружок буквы З.

7. Окончание занятия .

Учитель – логопед предлагает вспомнить задания, которые выполнялись в ходе непосредственной образовательной деятельности, оценивает их работу.

В завершении, выдаёт каждому дошкольнику карточку с контурным изображением двух девочек, и просит нарисовать колокольчик или перечеркнутый колокольчик на футболках героев занятия, а затем аккуратно раскрасить их одежду. Оговаривается заранее цвет костюмов. В ходе обсуждения дети вспоминают характеристику пройденных звуков.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: