Использование здровьесберегающих технологий в работе с детьми с дизартрией

Статья “ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ И РАЗВИВАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ – ДИЗАРТРИКАМИ В ДОУ КОМПЕНСИРУЮЩЕГО ВИДА”
статья по логопедии на тему

Скачать:

Вложение Размер
statya_rogova_remezkova_iif_2012.docx 21.1 КБ

Предварительный просмотр:

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ И РАЗВИВАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ – ДИЗАРТРИКАМИ В ДОУ КОМПЕНСИРУЮЩЕГО ВИДА.

Наш детский сад является дошкольным учреждением компенсирующего вида, который посещают дети с тяжелыми речевыми нарушениями. Более 50% воспитанников ДОУ по заключению невролога имеют стертую форму дизартрии.

Такая форма дизартрии встречается очень часто в логопедической практике. Основные проявления стертой дизартрии:

– расстройство артикуляции звуков (речь нечеткая, смазанная)

– нарушение голосообразования, темпа и ритма речи

– гиперкинезы и повышенная саливация.

– нарушения общей и мелкой моторики.

Дети, имеющие стертую дизартрию, нуждаются в длительной, систематической индивидуальной логопедической помощи т.к. у них нарушены все компоненты речи.

Чаще всего стертая дизартрия диагностируется после пяти лет. Детям, чья симптоматика соответствует стертой дизартрии, необходимы периодические консультации невролога для уточнения или подтверждения диагноза и для назначения адекватного лечения, т.к. при стертой дизартрии методика коррекционной работы должна быть комплексной и включать в себя: медицинское воздействие, психолого-педагогическую помощь, логопедическую работу.

Имея большой опыт работы с детьми со стертой дизартрией, мы хотим поделиться им с коллегами. Нами разработана система коррекционного воздействия с использованием развивающих логопедических технологий, позволяющая повысить эффективность проводимой работы и способствующая максимальному исправлению речи наших воспитанников.

Коррекционная работа с детьми – дизартриками условно делится на 3 этапа.

Продолжительность каждого этапа индивидуальна для каждого ребенка и зависит от степени тяжести проявления дефекта.

1 этап – подготовительный.

– формирование психической активности ребенка

– подготовка речевого аппарата к постановке звуков

– подбор медикаментозных средств

– развитие мелкой моторики пальцев рук

Заранее подготовленные беседы с детьми и родителями «Все сумею, все смогу и все правильно скажу»

Беседы о речи с детьми в процессе проведения режимных моментов. Педагогическое просвещение родителей. Подбор специальной литературы.

а) Зондовый массаж (по Новиковой Н.П.)

б) Точечный массаж

а) Для развития подвижности губ и щек.

б) Для развития подвижности мышц языка.

в) Для нижней челюсти.

г) Для мышц глотки и мягкого неба.

Работа по развитию речевого дыхания и голоса с использованием дыхательных упражнений:

а) без речевого сопровождения

б) с речевым сопровождением из разных исходных положений

– Игры с различными мелкими предметами (с пуговицами, счетными палочками, крупой, бусами)

Гидрогимнастика (прокатывание, перекатывание, перекладывание в теплой воде различных предметов)

Назначаются неврологом при индивидуальном осмотре детей.

2 этап – основной.

– развитие фонематического слуха

– постановка отсутствующих и исправление искаженных звуков

– формирование лексико-грамматических средств языка

– формирование слоговой структуры слова.

– Развитие навыка узнавания и дифференциации фонем на слух (узнавание гласных звуков по беззвучной артикуляции, выделение заданного звука из ряда других, определение последовательности звуков в ряду, подбор слов на заданный звук)

– Формирование фонематического восприятия

(определение наличия и позиции звука в слове, анализ обратных и прямых слогов)

– Развитие навыка распознавания неречевых звуков (звучание музыкальных инструментов, игрушек, голосов природы по схеме: Что звучит? – Где звучит? – Как звучит?)

а) по подражанию

б) с механической помощью

Проведение фронтальной, подгрупповой и индивидуальной НОД по формированию лексико-грамматических средств языка.

Создание картотеки для родителей, позволяющей закреплять дома знания, полученные детьми в ДОУ.

Разработка совместно с воспитателем перспективного планирования коррекционной работы по закреплению изученного материала

Проведение наблюдений, целевых прогулок и экскурсий, игр на классификацию предметов, их обобщение, выделение четвертого лишнего предмета из определенной группы.

– Серия игровых упражнений по развитию восприятия и воспроизведения гласных звуков, слогов и слов:

а) определение длины звучания языковой единицы, демонстрация символа.

б) произнесение гласных звуков, слогов, слов разной длины в соответствии с предложенным символом.

в) подбор слова к предъявленному символу (длинный флажок – длинное слово, короткий флажок – короткое слово)

– Упражнения, направленные на совершенствование возможностей восприятия и воспроизведения последовательности звуков, слогов, слов.

– Игровые упражнения, направленные на совершенствование восприятия и произношения слов различной слоговой структуры:

б) в составе минимального контекста (классификация по А.К. Марковой)

– Работа по формированию пространственных представлений и оптико-пространственной ориентации:

а) практическое осознание схемы собственного тела.

б) освоение пространственных отношений между предметами и собственным телом.

– Развитие моторных функций пространственной организации и сложных параметров серийных движений и действий:

а) воспроизведение заданной последовательности общих движений

б) вербальное обозначение последовательности выполненных движений.

3 этап – заключительный.

– овладение звуко-буквенным анализом слов и подготовка детей к обучению грамоте.

– формирование умения произносить слова сложной слоговой структуры.

– формирование связной диалогической и монологической речи.

– работа над интонационной выразительностью речи.

– Проведение фронтальной, подгрупповой и индивидуальной НОД по формированию звукопроизношения и звуковому анализу и синтезу слогов и слов.

– Игры и упражнения на формирование зрительного восприятия и развитие пространственного гнозиса.

— Проведение фронтальной, подгрупповой и индивидуальной НОД по обучению грамоте.

– Формирование графических навыков и умения ориентироваться на листе бумаги.

Отраженное проговаривание и заучивание:

а) слов, словосочетаний и предложений

б) рифмовок и стихотворений

Чтение и печатание слов сложной слоговой структуры.

– Проведение фронтальной, подгрупповой и индивидуальной НОД по формированию связной речи:

а) работа по составлению предложений разной синтаксической структуры.

б) обучение ведению подготовленного диалога

в) обучение пересказу

г) составление описательных рассказов.

д) составление сюжетных рассказов по картине, серии картин

е) составление творческих рассказов

– Формирование ориентировочной основы действия по узнаванию образцов связной речи:

а) сопоставление рассказа и набора слов из него.

б) сопоставление рассказа и десемантизированного предложения, где названия предметов заменены местоимениями.

в) сопоставление рассказа и бессмысленного набора предложений

г) сопоставление рассказа и деформированного текста

– Игры на восстановление порядка серии сюжетных картинок

– Игры на воображение

– Проговаривание предложений различной интонационной выразительности (повествовательные, восклицательные, вопросительные)

– Заучивание и чтение стихотворных текстов.

– Анализ и оценка различных ситуаций и поступков.

– Различные виды театра.

– Просмотр мультипликационных и художественных фильмов-сказок.

– Чтение произведений художественной литературы.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

  1. В.М. Акименко Развивающие технологии в логопедии. Ростов на Дону «Феникс» 2011 г.
  2. Е.Ф. Архипова Коррекционно-логопедическая работа по преодолению стертой дизартрии. Москва «Астрель» 2008 г.
  3. Т.В. Бабина, Н.Ю. Шарипова Слоговая структура слова: обследование и формирование у детей с недоразвитием речи. Москва «Парадигма» 2010 г.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ИННОВАЦИОННЫЕ КОРРЕКЦИОННО – РАЗВИВАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ С ЗПР

Применение коррекционно- развивающих технологий, для лучшего развития детей.

Методические рекомендации по закреплению употребления предлогов детьми с тяжелыми нарушениями речи Из опыта работы воспитателя логопедической группы детского сада компенсирующего вида № 465 г.о. Самара Овчинниковой Дарьи Вячеславовны.

Методические рекомендации по закреплению употребления предлоговдетьми с тяжелыми нарушениями речиИз опыта работы воспитателя логопедической группы детского сада компенсирующего вида № 465 г.

Коррекционно-развивающие технологии в работе с детьми ОВЗ

Коррекционно-развиающие технологии в работе с детьми ОВЗ.

Логопедический массаж при работе с детьми-дизартриками

В статье раскрываются цели, задачи и виды логопедического массажа, а так же даны рекомендации по его проведению.

Отчет по теме самообразования «Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми в работе с детьми старшего дошкольного возраста. Дыхательная гимнастика»

Правильное дыхание – необходимое условие полноценного физического развития человеческого организма. Человек может некоторое время обойтись без пищи, без воды, но без воздуха не проживет и десяти.

Статья. «Ортопедическая гимнастика как один из видов здоровьесберегающих технологий в работе с детьми дошкольного возраста»

Ортопедическая гимнастика- это здоровьесберегающая технология сохранения и стимулирования здоровья.

Арт-терапия как один из видов здоровьесберегающей технологии в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья.

Основная задача педагогов, воспитателей и родителей ДОУ: помочь детям с ограниченными возможностями здоровья понять, что они не одиноки, что они не являются изгоем в обществе и могут наравне со всеми .

Здоровьесберегающие технологии в работе с дошкольниками с тяжёлыми нарушениями речи

Разделы: Логопедия

Класс: д/с

В дошкольных учреждениях для детей с нарушениями речи родители и педагоги всё чаще сталкиваются с проблемой нежелания ребёнка активно взаимодействовать с логопедом в процессе коррекционной деятельности. В основе данной проблемы лежит снижение или отсутствие мотивации детей к логопедическим занятиям.

Известно, что произвольное поведение в дошкольном возрасте только начинает развиваться, и дошкольник не может постоянно подчиняться правилам-требованиям взрослого. Ещё Л.С.Выготский говорил о «единстве аффекта и интеллекта» у дошкольников. Обучение по «программе взрослого» будет малоэффективным, если ребёнок этого не хочет. Необходимо, чтобы эта «программа» стала и «программой» ребёнка. Таким образом, педагогам необходимо использовать в своей работе методы и приёмы, которые бы повышали мотивацию детей к занятиям по исправлению их речевых недостатков.

На наш взгляд, использование в логопедии методов работы, заимствованных из медицины, психологии и психотерапии, решает обозначенную выше проблему, делая занятия разнообразнее, интереснее, привлекательнее для детей. Здоровьесберегающие технологии принадлежат к числу эффективных средств коррекции, всё чаще применяемых в специальной педагогике и помогающих достижению максимально возможных успехов в преодолении речевых трудностей у детей дошкольного возраста.

Анализ литературы показывает, что эти технологии преодоления нарушений речи представляют для педагогов не часть содержания логопедического воздействия, а дополнительный набор возможностей коррекции отклонений в речевом развитии ребёнка.

Здоровьесберегающая технология – это система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение здоровья ребенка и активное формирование здорового образа жизни.

Как показывает практика, дети с нарушениями речи имеют целый ряд хронических заболеваний или предрасположенность к ним. Чаще всего проблемы связаны с органами дыхания и опорно-двигательного аппарата.

Роль учителя-логопеда ДОУ состоит в организации педагогического коррекционного процесса, сберегающего и восстанавливающего здоровье ребенка посредствам внедрения нетрадиционных логопедических технологий, которые в свою очередь способствуют повышению уровня мотивации к коррекционным занятиям.

Для создания здоровьесберегающей среды на логопедических занятиях мы используем следующие технологии:

  • Технологии сохранения и стимулирования здоровья:
  • Динамические паузы
  • Релаксация
  • Пальчиковая гимнастика
  • Су-Джок технология
  • Фитотехнология
  • Фитбол

2. Технологии обучения здоровому образу жизни:

  • Мимический массаж и самомассаж
  • Пальчиковый самомассаж
  • Арикулярный массаж

3. Коррекционные технологии:

  • Дыхательная гимнастика
  • Речедвигательная ритмика
  • Музыкотехнология
  • Психогимнастика М.А.Чистяковой

Музыкотерапия – это воздействие музыки на человека с терапевтическими целями. Музыка вызывает у детей положительные эмоции, повышает тонус коры головного мозга и тонизирует ЦНС, усиливает внимание, стимулирует дыхание, кровообращение улучшает обмен веществ.

Музыку в коррекционно-логопедической работе мы используем в форме релаксации под музыку:

  • на занятиях логоритмикой;
  • на фронтальные логопедические занятия как минутку отдыха при повышенной возбудимости детей;
  • на индивидуальных занятиях для детей со спастической формой дизартрии перед расслабляющим массажем артикуляционного аппарата.

Успокаивающее и расслабляющее действие оказывают: «Времена года» П.И.Чайковского, «Лунная соната» Л. ван Бетховена, фонограммы пения птиц, шума моря и т.д. Музыкальные произведения для релаксации подбираем с учётом лексической темы занятия.

Вокал включается во фронтальные и подгрупповые занятия: дети поют специально подобранные песни, в которых присутствует автоматизируемый звук или их содержание обогащает словарь, грамматику по определённой теме. В процессе пения обращается постоянное внимание на правильное диафрагмальное дыхание.

Кинезитехнология реализуется нами через пение детьми песен из сборника Екатерины и Сергея Железновых «Музыка с мамой» и их сопровождение движениями, а также через выполнение этюдов психогимнастики М.А.Чистяковой, которые также подбираются нами в связи с лексической темой.

Практика показывает, что использование музыки способствует:

  • улучшению общего эмоционального состояния детей;
  • улучшению исполнения качества движений (развиваются выразительность, ритмичность, координация, плавность, серийная организация движений);
  • коррекции и развитию ощущений, восприятий, представлений;
  • стимуляции речевой функции; коррекции звукопроизношения;
  • нормализации просодической стороны речи, дыхания.

В индивидуальной работе с детьми под контролем врача-невропотолога мы применяли метод фитотерапии. Фитотерапия – лечение с помощью лекарственных растений. На практике высокую эффективность показало полоскание рта и горла детьми с дизартрией настоями определённых трав с разной температурой непосредственно перед артикуляционным массажем, что способствует нормализации тонуса мышц артикуляционного аппарата, закаливанию, профилактике простудных заболеваний.

Одним из эффективных приёмов, обеспечивающих развитие познавательной, эмоционально-волевой сфер, общее оздоровление организма ребёнка, является Су-Джок технология. В основе данного метода лежит воздействие на биологически активные точки, находящиеся на кистях рук.

В своей логопедической работе с детьми с дизартрией мы используем как шарики «ёжики» для ладоней, так и колечки «ёжики» для пальцев рук с целью:

  • нормализовать мышечный тонус;
  • опосредованно стимулировать речевые области в коре головного мозга;
  • автоматизировать поставленные звуки через потешки, которые проговаривает ребёнок, прокатывая шарик между ладонями, через проговаривание чистоговорок во время одевания колечка на пальцы;
  • отработать ритмико-слоговой рисунок слова с помощью колечка «ёжика».

Массаж является одним из основных методов при коррекции дизартрии. При систематическом массаже улучшается функция рецепторов проводящих путей, усиливаются функция рецепторов проводящих путей, усиливаются рефлекторные связи коры головного мозга с мышцами и сосудами. Это оказывает тонизирующее влияние на ЦНС, в результате чего повышается её регулирующая роль в работе всех систем и органов.

Мимический массаж и самомассаж мы используем как организационный момент в начале всех видов занятий или как часть динамической паузы.

Для пальчикового массажа детям предлагаются различные предметы: массажные мячики, цилиндры, щётки и т.п.

Арикулярный массаж помогает лучше работать и развиваться всем органам и системам организма детей, усиливает концентрацию внимания, улучшает интеллектуальные возможности.

Работая над дыханием, как на подгрупповых, так и индивидуальных занятиях, используем фитбол, который способствует укреплению мышц тела, формированию правильной осанки, а также элементы гимнастики А.Н.Стрельниковой. Обучая детей дыхательной гимнастике, мы не только формируем правильное речевое дыхание, но и способствуем профилактике и лечению заболеваний лор-органов.

Речедвигательная ритмика как система физиологически обусловленных двигательных упражнений, связанных с произношением позволяет развивать у дошкольников общую моторику, функции органов дыхания, артикуляционную и мимическую мускулатуру. Данная технология представляет собой тесную связь движений и произношения звуков речи, выполняемые параллельно.

В качестве эксперимента мы изучили мотивацию к логопедическим занятиям детей с дизартрией в зависимости от использования здоровьесберегающих технологий. С детьми первой группы работа над коррекцией речи велась традиционным способом. С детьми второй группы логопедическая работа велась с использованием нетрадиционных методов логопедии. Результаты диагностики представлены на диаграмме.

Диаграмма 1.
Результаты эффективности использования здоровьесберегающих технологий для формирования мотивации к занятиям по коррекции речи у детей с дизартрией

1 экспериментальная группа

2 экспериментальная группа

Таким образом, каждая из рассмотренных технологий, используемая нами на практике имеет оздоровительную направленность, сочетая коррекционно – логопедические задачи с задачами по сохранению и восстановлению здоровья у детей с нарушением речи и повышает их мотивацию к логопедическим занятиям.

Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми с нарушениями речи

Горшкова Инна
Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми с нарушениями речи

Горшкова Инна Владимировна,

воспитатель МБДОУ д/с № 38 «Малыш»

«Начала, заложенные в детстве человека, похожи

на вырезанные на коре молодого дерева буквы,

растущие вместе с ним,

составляющие неотъемлемую часть его.»

Здоровье – это состояние физического, психического и социальногоблагополучия человека, а не просто отсутствие болезней или физическихдефектов. А современные представления о здоровье человека неразрывносвязаны с его речевым развитием, коммуникативными возможностями испособностью найти адекватное вербальное выражение своим мыслям,чувствам, стремлениям.

Для дошкольников с нарушением речи характерна недостаточнаясформированность процессов, тесно связанных с речевой деятельностью, чтопроявляется в нарушении внимания и памяти, мышления (особеннословесно-логической формы, в недоразвитии артикуляционной и мелкоймоторики. Кроме того, у детей посещающих логопедическую группу, естьпсихофизиологические особенности, которые проявляются во всех видахдеятельности. Большинство детей в группе имеют проблемы со здоровьем,почти все дети состоят на учете у невропатолога; многие имеют хроническиезаболевания; некоторые очень часто болеют простудными заболеваниями; убольшинства наблюдаются нарушения осанки, слабое развитие отдельныхгрупп мышц, нарушение общей моторики.

Именно поэтому, логопедическаяработа предполагает коррекцию не только речевых расстройств, но издоровья, и личности детей в целом.

В этой связи весьма актуальным становится вопрос о внедрении впрактику здоровьесберегающих образовательных технологий. Технология – это совокупность методов,приемов, материалов используемых для достижения определенных целей.

Поскольку основной целью нашей работы является сохранение иукрепление здоровья детей, естественно перед нами встает вопрос о комплексномиспользовании в нашей работе здоровьесберегающих технологий.

Технологии обучения здоровому образу жизни:

соблюдение режима дня;

игротренинги и игротерапия;

формирование валеологической культуры ребенка;

массаж и самомассаж.

Технологии сохранения и стимулирования здоровья:

рациональное и сбалансированное питание;

использование приемов релаксации;

все виды профилактических гимнастик.

Коррекционные технологии:

Только комплексное воздействие на ребенка, совокупность методов иприемов в коррекционной работе может дать успешную динамику речевогоразвития. Мне хотелось бы остановиться подробнее на некоторых технологиях, и определимих место в режиме дня.

Каждое утро мы начинаем с артикуляционной гимнастики,а также проводим её в течение дня индивидуально.

Регулярное выполнение помогает:

– улучшить кровоснабжение и подвижность артикуляционных органов;

– укрепить мышечную систему языка, губ, щёк;

– уменьшить напряжённость артикуляционных органов.

Цель артикуляционной гимнастики – подготовить артикуляционныйаппарат ребёнка к правильному произнесению нужных звуков. Конечно,здесь необходим индивидуальный подход и строгое соблюдениерекомендаций нашего логопеда (какие именно артикуляционные упражненияпроводить с определенным ребенком на данном этапе).

Пальчиковая гимнастика.Мы знаем расхожую фразу:«Играем пальчиками – развиваем речь».

Развитие мелкой моторики пальцев рук на занятиях уделяется особое внимание, так как этот вид деятельности способствует умственному и речевому развитию, выработке основных элементарных умений, формированию графических навыков.

Работу с воспитанниками по развитию

движений пальцев и всей кисти стараюсь

проводить в свободное время утром и после сна, во время занятий.

Упражнения подбираю так, что бы в них содержалось больше разнообразных движений пальцами. Также стараюсь сочетать упражнения по развитию мелкой моторики собственно речевыми упражнениями.

Занятия утренней гимнастикой в логопедической группе проводятся мной ежедневно.

В своей работе я использую различные варианты утренней гимнастики по содержанию и форме.

В традиционные комплексы утренней гимнастики включаю различные виды ходьбы, бега, различные перестроения, прыжки, дыхательные упражнения. Также применяю общеразвивающие упражнения. Используюразные исходные положения: стоя, сидя, лежа и т. д. При проведении утренней гимнастики использую.

Неотъемлемая часть оздоровительного режима – дыхательнаягимнастика, способствующая развитию и укреплению грудной клетки. Ведётся работа над развитием силы, плавности, длительности инаправленности выдоха. Кроме оздоровительного значения, выработкаправильного дыхания необходима для дальнейшей работы над коррекциейзвукопроизношения. Интерес к дыхательным упражнениям поддерживается сочетанием наглядности, игровых приёмов, стихотворных форм, атрибутами. Дыхательная гимнастика в начале занятия, активизирует внимание, снижает излишнюю эмоциональную двигательную активность, создаёт положительный эмоциональный фон, обеспечивая плавный переход к коррекционному процессу.

Гимнастика для глаз полезна всем в целях профилактики нарушений зрения. Зрительная гимнастикапроводится регулярно 2-3 раза вдень по 3-5 минут. Для того, чтобы гимнастика для глаз была интересной и эффективной, я обязательно учитываю особенности развития детей дошкольного возраста, она проводится в игровой форме, в которой дети могут проявить свою активность. Упражнения зрительной гимнастики использую и как компонент общей релаксации.

На логопедических занятиях используются релаксационные упражнения по ходу занятия, если у детей возникло двигательное напряжение или беспокойство. Упражнения провожу под музыку. Умение расслабится помогает одним детям снять напряжение, другим сконцентрировать внимание, снять возбуждение, расслабить мышцы, что необходимо для исправления речи.

Оздоровительные паузы – физминутки, проводятся в игровой форме всередине занятия. Они направлены на нормализацию мышечного тонуса, исправления неправильных поз, запоминание серии двигательных актов, воспитание быстроты реакции на словестные инструкции.

После обеденного сна под моим руководством дети выполняют комплекс упражнений для бодрствования, точечный массаж и самомассаж живота, области груди, шеи, частей лица. Артикуляционная гимнастика, массаж головы, рук, ног, а также хождение по рефлекторным дорожкам. Всё это способствует активизации детей после сна, а также служит профилактикой различных заболеваний.

Гимнастика пробуждения– ориентирована на постепенный переход детей ото сна к бодрствованию. Приступать к осуществлению такой гимнастики я начинаю с проснувшимися детьми, другие присоединяются по мере пробуждения.Гимнастика после сна содержит компоненты: потягивание; последовательное и синхронное поднимание и опускание рук и ног; элементы самомассажа; и иные компоненты. Основной принцип в проведении гимнастики после сна – исключить резкие движения, которые могут вызвать растяжение мышц, перевозбуждение, головокружение. Продолжительность гимнастики продолжается – 4-5 минут.

Оздоровительная гимнастика после дневного сна, ходьба помассажным дорожкам.

Проведение оздоровительной гимнастики помогает улучшитьнастроение детей, поднять мышечный тонус, атакже способствуетпрофилактикенарушений осанки и стопыи укреплениюорганизма детей.

Дети занимаются босиком, можно сочетать с дыхательнымиупражнениями.

Игры на развитие мелкой моторики.

Массаж – воздействие на биологически активные точки,расположенные на определенных участках тела ребёнка. Воздействие наточку улучшает энергетический баланс организма, стимулирует, или,наоборот, успокаивает нервную систему, регулирует питание тканей.

Самомассаж провожуне только индивидуально, но и фронтально с группой детей одновременно, в течение днямногократно, включая его в различные режимные моменты в условиях дошкольного учреждения.

Также при проведении самомассажаиспользую различные предметы, например, шестигранного карандаша, абрикосовых косточек,сосновых шишек, различных массажных мячиков.

И более подробно мне хотелось бы остановиться на использовании внашей работе приемов самомассажа с помощью су-джокмассажера.

Одной из нетрадиционных технологий является су-джок терапия («Су»– кисть, «Джок» – стопа). Основанная на традиционной акупунктуре ивосточной медицине, она считается одной из лучших системсамооздоравления.

В коррекционно-логопедической работе приемы су-джок терапии активно использую в качестве массажа, для развития мелкой моторикипальцев рук, для стимуляции речевых зон коры головного мозга, а также сцелью общего укрепления организма детей.

Приемы су-джок терапии:

1. Массаж специальным шариком.

точек, эффективным способом их стимуляции является массаж специальным

Прокатывая шарик между ладошками, дети воздействуют на этиточки. Дети повторяют слова ивыполняют действия с шариком соответствии с текстом.

Я мячом круги катаю,

Взад – вперед его гоняю.

Им поглажу я ладошку.

Будто я сметаю крошку,

И сожму его немножко,

Как сжимает лапу кошка,

Каждым пальцем мяч прижму,

И другой рукой начну.

В каждом шарике есть «волшебное» колечко.И следующий прием это:

2. Массаж эластичным кольцом, которое является эффективнымспособом профилактики и лечения болезней. Дети одевают кольцо на палеци проводят массаж до покраснения и появления ощущения тепла. Этооказывает оздоравливающее воздействие на весь организм. Особенно важновоздействовать на большой палец, отвечающий за голову ребенка.

Дети поочередно надевают массажные кольца на каждый палец,проговаривая стихотворение пальчиковой гимнастики:

Раз – два – три – четыре – пять, (разгибать пальцы по одному)

Вышли пальцы погулять,

Этот пальчик самый сильный, самый толстый и большой.

Этот пальчик для того, чтоб показывать его.

Этот пальчик самый длинный и стоит он в середине.

Этот пальчик безымянный, он избалованный самый.

А мизинчик, хоть и мал, очень ловок и удал.

3. Использование су-джок шаров при автоматизации звуков. (ребенокпоочередно надевает массажное кольцо на каждый палец, одновременно проговаривая стихотворение на автоматизацию поставленного звука «Ш»)

Этот малыш-Илюша средний)

Этот малыш-Антоша, (безымянный)

А меньшего малыша зовут Мишуткою друзья. (мизинец)

Эта малышка-Танюша, (на большой палец)

Эта малышка-Ксюша, (указательный)

Эта малышка-Маша, (средний)

Эта малышка-Даша, (безымянный)

А меньшую зовут Наташа. (мизинец)

Ребенок катает шарик между ладонями, одновременно проговариваястихотворение на автоматизацию звука Ж.

Ходит ежик без дорожек,

Не бежит ни от кого.

С головы до ножек

Весь в иголках ежик.

Как же взять его?

4. Использование су-джок шаров при совершенствовании лексико-грамматических категорий

Упражнение «Один – много». Педагог катит «чудо-шарик» по столу к ребенку, называя предмет в единственном числе. Ребенок, поймав ладоньюшарик, откатывает его назад, называя существительные во множественномчисле. Аналогично провожу упражнения «Назови ласково», «Скажи наоборот»

5. Использование су-джок шаров для развития памяти и внимания

Развитие фонематического слуха и восприятия «Спрячь шарик в ладонях, если звука там нет». «Если звук услышат ушки – подними шар над макушкой»«Шарик мы ладошкой стук, если слышим нужный звук»Упражнение «Раздели слова на слоги»:Ребенок называет слог и берет по одному шарику из коробки, затем

считает количество слогов.

6. Автоматизация и дифференциация звуков

«Шарик мы ладонью «стук», повторяем в слоге (слове) звук»

«Шарик мне назад верни, слоги (слово) верно повтори»

Это лишь некоторые примеры использования су – джок терапии в нашей работе.

Творческий подход, использование альтернативных методов и приемов способствуют более интересному, разнообразному и эффективному проведению коррекционно-образовательной и совместной деятельностипедагогов и детей в детском саду.

Неоспоримыми достоинствами су-джок терапии являются:

Высокая эффективность – при правильном применении наступаетвыраженный эффект. Абсолютная безопасность – неправильное применениеникогда не наносит вред – оно просто неэффективно. Универсальность – су-джок терапию могут использовать и педагоги в своей работе, и родители вдомашних условиях. Простота применения – для получения результатапроводить стимуляцию биологически активных точек с помощью су-джокшариков. Таким образом, су-джок терапия – это высокоэффективный,универсальный,доступныйиабсолютнобезопасныйсамооздоровления и самоисцеления. В сочетании с упражнениями покоррекции звукопроизношения и развитию лексико-грамматическихкатегорийспособствуетповышениюфизическойработоспособности детей и возможность для оптимальной целенаправленнойречевой работы с ребенком, оказывая стимулирующее влияние на развитиеречи.

Вся работа по здоровьесбережению проводится в тесном контакте совсеми специалистам ДОУ. Психолог детского сада проводит с детьми игротренинги, психогимнастику, игры на развитие эмоционально-волевойсферы, упражнения на релаксацию. И конечно, учитель-логопед судовольствием работает не только с детьми и их родителями, но и обучаетмолодых специалистов.

Кроме традиционных форм работы с родителями мы проводим мастер-классы по их обучению всем видам профилактических гимнастик. Организовываем родительские собрания, родительские клубы, где обучаемродителей приемам использования здоровьесберегающих технологий и даем рекомендации поих применению в домашних условиях. Играем с детьми и родителями на прогулках.

Таким образом, в результате использования приёмов здоровьесберегающих технологий: повышает обучаемость, улучшает внимание, восприятие; дети учатся видеть, слышать, рассуждать; коректируется поведение и преодолеваются психологические трудности; снимается эмоциональное напряжение и тревожность; повышается речевая активность; развиваются глазодвигательные мышцы и снимается усталость с глаз развивается общая и мелкая моторика; формируется двигательные умения и навыки формируется правильное речевое дыхание и артикуляционный праксис, формируется правильное, осмысленное чтение, пробуждается интерес к процессу чтения и письма; развивается способность к переносу полученных навыков при изучении предметного материала.

Использование здоровьесберегающих технологий в моей деятельности стало перспективным средством коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими нарушение речи.

Использование игровых технологий в лого-коррекционной работе с детьми дошкольного возраста (3 слайд) Речь – самый простой и самый сложный способ самоутверждения. Пользоваться ею – серьёзная наука и немалое искусство. Хорошо развитая.

«Цветущая яблоня в подарок». Использование арттерапевтических технологий в коррекционной работе с детьми Использование арттерапевтических технологий в коррекционной работе с детьмиТак звучит тема моего самообразования в этом учебном году. И.

Использование здоровьесберегающих технологий в ДОУ из опыта работы Физическое воспитание детей – одно из приоритетных направлений деятельности дошкольных учреждений. В связи с этим разработка эффективных.

Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми дошкольного возраста Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми дошкольного возраста. С каждым годом возрастает процент детей, имеющих.

Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми, имеющими нарушения зрения Муниципальное Бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №98, компенсирующего вида», города Сыктывкар. Музыкальный руководитель.

Использвание здоровьесберегающих технологий в коррекционной работе с детьми с ОНР Дети с речевыми недостатками, особенно имеющими органическую природу, как правило, отличаются от своих сверстников. По показателям физического.

Мастер-класс «Использование здоровьесберегающих технологий в ДОУ» Здравствуйте, уважаемые родители, гости, педагоги! Девиз мастер-класса: Никогда ничему не научишься, если будешь говорить: «Я не умею,.

Осуществление системно-деятельностного подхода при использовании здоровьесберегающих технологий в работе с детьми с ОНР Здоровьесберегающие образовательные технологии – это прежде всего технологии воспитания валеологической культуры или культуры здоровья детей.

Проект «Использование информационно-коммуникационных технологий в работе педагога-психолога с детьми» Актуальность: XXI век называют веком информации. Современные информационно коммуникационные технологии все больше внедряются в различные.

Тестирование педагогов «Использование здоровьесберегающих технологий в ДОУ в работе с дошкольниками» Цель: Систематизация знаний педагогов в вопросах физического воспитания, здоровьесбережения в ДОУ. Ход тестирования: Уважаемые коллеги,.

Использование здровьесберегающих технологий в работе с детьми с дизартрией

В статье представлены особенности физического и психического здоровья младших школьников с нарушениями речи, а также указаны здоровьесберегающие компоненты которые может использовать учитель-логопед на своих занятиях.

Бесплатные занятия с логопедом

Здоровье – это состояние физического, психического и социального благополучия человека, а не просто отсутствие болезней или физических дефектов.

Здоровьесберегающие образовательные технологии – это прежде всего технологии воспитания валеологической культуры или культуры здоровья детей. Цель этих технологий – становление осознанного отношения ребёнка к здоровью и жизни человека, накопление знаний о здоровье и развитие умения оберегать, поддерживать и сохранять его, обретение валеологической компетентности, позволяющей дошкольнику самостоятельно и эффективно решать задачи здорового образа жизни и безопасного поведения, задачи, связанные с оказанием элементарной медицинской, психологической самопомощи и помощи.

Тенденция к ухудшению речи детей, снижение уровня коммуникативных умений и навыков (А.Г. Арушанова, О.С. Ушакова, Т.А. Ткаченко, Ю.В.Филлипова, Л.М.Шипицына) – все это определяет необходимость повышения знаний о важности коррекционно-развивающей работы и развития речи детей.

Логопедическая практика показывает, что с каждым годом увеличивается количество детей с дизартрией, моторной, сенсорной алалией, заиканием.

Логопедическая работа предполагает коррекцию не только речевых расстройств, но и личности детей в целом. Среди воспитанников с проблемами в речевом развитии высок процент тех, у кого имеются проблемы с развитием общей и мелкой моторики, памяти, внимания, а зачастую и мышления. Соответственно возникает необходимость проведения комплексной оздоровительно-коррекционной работы с данными детьми, которая включает в себя мышечную релаксацию, дыхательную гимнастику, артикуляционную гимнастику, пальчиковую гимнастику, упражнения на развитие высших психических функций (внимания, памяти, мышления), физкультминутки, упражнения для профилактики зрения, логоритмику.

В связи с этим в последние годы среди логопедов получила широкое применение здоровьесберегающая практика. Авторы коррекционных методик значительную роль отводят развитию физиологического и речевого дыхания, которое у детей с указанными речевыми патологиями нарушено (Л. С. Волкова, Бутейко К.П., В. И. Селиверстов, М. Е. Хватцев, А. Г. Ипполитова, 3. А. Репина, и другие).

Использование здоровьесберегающих технологий в деятельности логопеда становятся перспективным средством коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими нарушения речи. Эти методы работы принадлежат к числу эффективных средств коррекции, все чаще применяемых в специальной педагогике и помогающих достижению максимально возможных успехов в преодолении не только речевых трудностей, но и общего оздоровления детей. На фоне комплексной логопедической помощи здоровьесберегающие технологии, не требуя особых усилий, оптимизируют процесс коррекции речи детей-логопатов и способствуют оздоровлению всего организма ребенка.

Перейдём к особенностям развития детей с речевыми недостатками.

Особенности физического развития детей с речевыми недостатками:

– нарушение артикуляционных укладов, либо органов артикуляционного аппарата;

– нарушение дыхания и голосообразования;

– нарушение общей и мелкой моторики;

– расторможенность и заторможенность мышечного напряжения;

– заметное отставание в показателях основных физических качеств (силы, скорости, ловкости);

– нарушение темпоритмической организации движений.

Особенности психического развития детей с речевыми недостатками:

– нарушение оптико – пространственного праксиса;

– расстройство памяти (особенно слуховой)

– задержка развития воображения.

Только комплексное воздействие на ребенка может дать успешную динамику речевого развития. Совокупность методов и приемов в коррекционной работе по преодолению нарушения речи затрагивает не только исправление дефектов речевой деятельности, но и формирование определенных психических процессов, представлений об окружающем мире, становлений отношений к воспитуемым социальным явлениям и навыкам поведения, основы личностной культуры. В процессе коррекционной работы логопеда возрастает социальная и педагогическая значимость сохранения здоровья детей. В своей практической деятельности я применяю следующие здоровьесберегающие компоненты:

Артикуляционная гимнастика. Регулярное выполнение поможет:

– улучшить кровоснабжение артикуляционных органов и их иннервацию

– улучшить подвижность артикуляционных органов;

– укрепить мышечную систему языка, губ, щёк;

– уменьшить спастичность (напряжённость) артикуляционных органов.

Цель артикуляционной гимнастики – выработка правильных, полноценных движений и определённых положений артикуляционных органов, необходимых для правильного произношения звуков, и объединение простых движений в сложные.

Упражнения для артикуляционной гимнастики нельзя подбирать произвольно. Следует предусматривать те артикуляционные уклады, которые необходимо сформировать.

Артикуляционная гимнастика включает упражнения как для тренировки подвижности и переключаемости органов, отработки определённых положений губ, языка, правильного произношения всех звуков, так и для каждого звука той или иной группы. Упражнения должны быть целенаправленными: важны не их количество, а упражнения подбирают исходя из правильной артикуляции звука с учётом конкретного его нарушения у ребёнка, то есть воспитатель выделяет, что и как нарушено.

Дыхательная гимнастика.

Неотъемлемая часть оздоровительного режима – дыхательная гимнастика, способствующая развитию и укреплению грудной клетки. Упражнения дыхательной гимнастики направлены на закрепление навыков диафрагмально – речевого дыхания (оно считается наиболее правильным типом дыхания). Ведётся работа над развитием силы, плавности, длительности выдоха. Кроме оздоровительного выдоха. Кроме оздоровительного значения, выработка правильного дыхания необходима для дальнейшей работой над коррекцией звукопроизношения.

Техника «Волна»:

Сделайте глубокий вдох, делая сначала акцент на выпячивание живота, а потом на подъеме груди. Если смотреть на вас со стороны, то отчетливо будет видно, что ваши живот и грудь вздымаются волной. Задерживать дыхание на пике подъема нужно на 1-2 секунды. Выдыхать важно медленно, чтобы выдох получился длиннее вдоха.

Логопедами практикуется и специальная дыхательная гимнастика, направленная на формирование воздушной струи, идущей по центру языка.

Пример дыхательной гимнастики с использованием игровых приемов:

«Футбол». Из кусочка ваты скатывается мячик. Ребенок дует на высунутый язык,

стараясь струей загнать мяч в ворота – кубики.

«Шторм в стакане». Посредине широкого языка кладется соломинка, конец которой опускается в стакан с водой- Ребенок дует через соломинку, не надувая щеки.

Дыхательные упражнения помогают повысить возбудимость коры больших полушарий и активизировать детей на уроке.

“Свеча” Исходное положение – сидя за партой. Представьте, что перед вами стоит большая свеча. Сделайте глубокий вдох и постарайтесь одним выдохом задуть свечу. А теперь представьте перед собой 5 маленьких свечек. Сделайте глубокий вдох и задуйте эти свечи маленькими порциями выдоха.

“Дышим носом” Исходное положение – лежа на спине или стоя. Дыхание только через левую, а потом только через правую ноздрю (при этом правую ноздрю закрывают большим пальцем правой руки, остальные пальцы смотрят вверх, левую ноздрю закрывают мизинцем правой руки). Дыхание медленное, глубокое.

“Ныряльщик” Исходное положение – стоя. Сделать глубокий вдох, задержать дыхание, при этом закрыть нос пальцами. Присесть, как бы нырнуть в воду. Досчитать до 5 и вынырнуть – открыть нос и сделать выдох.

Комплексы упражнений, направленных на профилактику нарушений зрения. Зрительная гимнастика.

Девяносто процентов всей информации об окружающем мире человек получает с помощью органов зрения. Нагрузка на глаза у современного ребёнка огромная, а отдыхают они только во время сна. Гимнастика для глаз полезна всем в целях профилактики нарушений зрения. Специалистами по охране зрения разработаны различные упражнения.

Целью проведения зрительной гимнастики – является формирование у детей представлений о необходимости заботы о своем здоровье, о важности зрения, как составной части сохранения и укрепления здоровья. Для того чтобы, гимнастика для глаз была интересной и эффективной, необходимо учитывать особенности развития детей, она проводится в игровой форме, в которой дети могут проявить свою активность.

Зрительная гимнастика используется:

– для улучшения циркуляции крови и внутриглазной жидкости глаз

– для укрепления мышц глаз

– для улучшения аккомодации (это способность глаза человека к хорошему качеству зрения на разных расстояниях)

Зрительную гимнастику необходимо проводить регулярно 2-3 раза в день по 3-5 минут. Для гимнастики можно использовать мелкие предметы, различные тренажеры. Гимнастику можно проводит по словесным указаниям, с использованием стихов, потешек.

1) игровая коррекционная физминутка;

3) по зрительным тренажёрам;

4) комплексы по словесным инструкциям.

При подборе гимнастики для глаз учитывается возраст, состояние зрения и быстрота реакции ребенка. Дети во время проведения зрительной гимнастики не должны уставать. Надо следить за напряжением глаз, и после гимнастики практиковать расслабляющие упражнения.

Гимнастики для ежедневного проведения: «Весёлая неделька” гимнастика для глаз»

– Всю неделю по – порядку,

Глазки делают зарядку.

В понедельник, как проснутся,

Глазки солнцу улыбнутся,

Вниз посмотрят на траву

И обратно в высоту.

Поднять глаза вверх; опустить их книзу, голова неподвижна; (снимает глазное напряжение).

– Во вторник часики глаза,

Водят взгляд туда – сюда,

Ходят влево, ходят вправо

Не устанут никогда.

Повернуть глаза в правую сторону, а затем в левую, голова неподвижна; (снимает глазное напряжение).

– В среду в жмурки мы играем,

Крепко глазки закрываем.

Раз, два, три, четыре, пять,

Будем глазки открывать.

Жмуримся и открываем

Так игру мы продолжаем.

Плотно закрыть глаза, досчитать да пяти и широко открыть глазки; (упражнение для снятия глазного напряжения)

– По четвергам мы смотрим вдаль,

На это времени не жаль,

Что вблизи и что вдали

Глазки рассмотреть должны.

Смотреть прямо перед собой, поставить палец на расстояние 25-30 см. от глаз, перевести взор на кончик пальца и смотреть на него, опустить руку. (Укрепляет мышцы глаз и совершенствует их координации)

– В пятницу мы не зевали

Глаза по кругу побежали.

Остановка, и опять

В другую сторону бежать.

Поднять глаза вверх, вправо, вниз, влево и вверх; и обратно: влево, вниз, вправо и снова вверх; (совершенствует сложные движения глаз)

– Хоть в субботу выходной,

Мы не ленимся с тобой.

Ищем взглядом уголки,

Чтобы бегали зрачки.

Посмотреть взглядом в верхний правый угол, затем нижний левый; перевести взгляд в верхний левый угол и нижний правый (совершенствует сложные движения глаз)

– В воскресенье будем спать,

А потом пойдём гулять,

Чтобы глазки закалялись

Нужно воздухом дышать.

Закрыть веки, массировать их с помощью круговых движений пальцев: верхнее веко от носа к наружному краю глаз, нижнее веко от наружного края к носу, затем наоборот (расслабляет мышцы и улучшает кровообращение)

– Без гимнастики, друзья,

Нашим глазкам жить нельзя!

Развитие общей моторики.

Чем выше двигательная активность ребенка, тем интенсивнее развивается его речь. У детей с нарушениями речи, часто наблюдаются «неполадки» в общей моторике: недостаточная четкость и организованность движений, недоразвитие чувства ритма и координации. Таким образом, развитие общей моторики способствует развитию речи.

Оздоровительные паузы – физминутки, проводятся в игровой форме в середине занятия. Они направлены на нормализацию мышечного тонуса, исправление неправильных поз, запоминание серии двигательных актов, воспитание быстроты реакции на словесные инструкции. Сочетание речи с определёнными движениями даёт ряд преимуществ для детей, посещающих логопедические занятия.

5. Развитие мелкой моторики.

В процессе логопедической работы была выявлена необходимость развития мелкой моторики в целях повышения эффективности коррекционной работы с детьми имеющими нарушение речи. Учеными доказано, что развитие руки находится в тесной связи с развитием речи ребенка и его мышления. Проведенные исследования и наблюдения показали, что степень развития движений пальцев соответствует развитию речи ребенка.

У детей при ряде нарушений речи отмечается общая моторная недостаточность, а также отклонения в развитии движений пальцев, выраженные в различной степени, так как движения пальцев рук тесно связаны с речевой функцией.

Развитию мелкой моторики пальцев рук на коррекционных занятиях уделяется особое внимание, так как этот вид деятельности способствует утреннему и речевому развитию, выработке основных элементарных умений, формированию графических навыков. Целесообразно сочетать упражнения по развитию мелкой моторики с собственно речевыми упражнениями.

В специальной литературе (Н. С. Жукова, Е. М. Мастюкова, Т. Б. Филичева, М. В. Ипполитова, О. С. Бот) имеется описание приемов для развития и совершенствования моторики пальцев руку детей с нарушениями речи, приведены разнообразные игры и упражнения:

Мозаика — игры с разными мозаиками также улучшают мелкую моторику, развивают сообразительность и творческие способности.

Шнуровки – сейчас в магазинах развивающих игрушек достаточный ассортимент разнообразных игр-шнуровок. Они отлично развивают мелкую моторику рук.

Игры с пуговицами и бусинами — нанизывание на нитку, застегивание пуговиц на петли, перебирание пальцами бус из пуговиц или бусин.

Пазлы – красочные картинки разовьют внимательность, сообразительность, координирование работы глаз и кистей и нужную нам мелкую моторику.

Катание карандашей между подушечками пальцев, по столу или другой поверхности. Такое занятие — дополнительный массаж и улучшение координации движений кисти.

– «Вертолет». Пальцы обеих рук (кроме указательных и больших) — в положении

плетеной корзинки. Указательные пальцы выдвинуть вперед и соединить их подушечками

(это — «хвост вертолета»). Большими пальцами выполнять совместные, быстрые

круговые движения, как лопасти вертолета.

-«Колечко». Поочередно перебирать пальцы рук, соединяя в кольцо большой палец и последовательно указательный, средний, безымянный и мизинец. Выполнять нужно каждой рукой отдельно, затем обеими руками вместе.

-«Кулак – ребро – ладонь». На столе, последовательно, сменяя, выполняются следующие положения рук: ладонь на плоскости, ладонь, сжатая в кулак и ладонь ребром на столе. Выполнить 8-10 повторений. Упражнения выполняются каждой рукой отдельно, затем двумя руками вместе.

На двери висит замок, (ритмичные быстрые соединения пальцев рук в «замок»).

Кто открыть его бы (повторение движений).

смог? (пальцы сцеплены в «замок», руки потянуть в одну, потом другую сторону).

Покрутили, (движение кистями рук со сцепленными пальцами от себя к себе).

Постучали (пальцы сцеплены, основаниями ладоней постучать друг о друга).

И — открыли! (пальцы расцепить, ладони в стороны).

Литература:

-В.М.Акименко. Новые логопедические технологии. Ростов-на-Дону, Феникс ,2009.

-Здоровьесберегающие технологии в общеобразовательной школе: методология анализа, формы, методы, опыт применения. / Под ред. М.М. Безруких, В.Д. Сонькина. М: ИВФ РАО, .2002.

-Нетрадиционные методы в коррекционной и лечебной педагогике // Поваляева М.А.

-Справочник логопеда. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2001.

-Савина Л.П. Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников: Пособие для родителей и педагогов. — М.: ООО «Фирма «Издательство АСТ», 1999.

-Ткаченко Т.А. Физкультминутки для развития пальцевой моторики у дошкольников с нарушениями речи. Сборник упражнений. Пособие для воспитателей, логопедов и родителей — М: «Издательство ГНОМ и Д», 2001.

-Краузе Е.Н. Логопедический массаж и артикуляционная гимнастика. СПб, КОРОНА-Век, 2007.

Использование здоровьесберегающих технологий на логопедических занятиях с детьми старшего дошкольного возраста

Здоровье человека – проблема актуальная для всех времен и народов, а в настоящее время она становится первостепенной. Свидетельство тому и закон РФ «Об образовании» (ст. 2; 51), сообщающий, что государственная политика в области образования основывается на принципах гуманистического характера, приоритете общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности.[8].

Актуальность темы здорового образа жизни подтверждают и статистические показатели. По данным специалистов НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков, в последние годы наметились следующие негативные тенденции – физиологически зрелыми рождаются не более 14% детей, значительно снизилось число абсолютно здоровых детей (их остаётся не более 10-12%).

Исследованиями отечественных и зарубежных учёных установлено, что здоровье человека лишь на 7 – 8% зависит от успехов здравоохранения и на 50% от образа жизни.

Воспитание уважительного отношения к здоровью необходимо начинать с раннего детства. По мнению специалистов-медиков, 75% всех болезней человека заложено в детские годы. И педагог может сделать для здоровья воспитанника дошкольного учреждения не меньше, чем врач. Он должен обучаться психолого-педагогическим технологиям, позволяющим ему самому работать так, чтобы не наносить ущерба здоровью своих воспитанников, а способствовать его укреплению на своих занятиях, в том числе через применение здоровьесберегающих технологий.

Таким образом, образовательная среда должна быть здоровьесберегающей и здоровьеукрепляющей. Понятие же «здоровьесберегающие технологии» как раз и интегрирует все направления работы дошкольного учреждения по сохранению, формированию и укреплению здоровья дошкольников.

Передо мной, как перед логопедом, на современном этапе развития дошкольного образования одной из актуальных задач является повышение эффективности процесса коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста. Необходимое условие для реализации этой задачи – формирование и совершенствование речи детей в различных ее формах, используя разнообразные методы и приёмы.

Методы и приемы, реализуемые через здоровьесберегающие технологии, являются эффективными средствами коррекции, помогающими достижению максимально возможных успехов в преодолении не только речевых трудностей, но и общего оздоровления детей дошкольного возраста. На фоне комплексной логопедической помощи здоровьесберегающие технологии оптимизируют процесс коррекции речи детей-логопатов и способствуют оздоровлению всего организма ребенка. Кроме того, использование этих методов и приемов помогает организовывать занятия интереснее и разнообразнее.

Методы и приемы здоровьесберегающих технологий, которые применяются мной в логопедической работе на разных этапах занятия.

Первый этап занятия – организационный. Его цель – введение в тему занятия, создание положительного настроя на учение, пробуждение интереса к познанию, а также коррекция психофизических функций. В организационные моменты включаю релаксационные, мимические и имитирующие упражнения.

  • Психологический настрой«Цепочка дружбы»: – Встанем в круг! Настроимся на работу! Потрите ладони, почувствуйте тепло! Представьте, что между ладонями маленький шарик, покатаем его! А теперь поделимся теплом друг с другом: протяните ладони соседям! У нас получилась «цепочка дружбы»! Улыбнемся, пожелаем друг другу удачи!
  • Занятие на основе сюжета,например,«Прогулка в лес»начинается с загадки: «Солнце печет, липа цветет, рожь поспевает. Когда это бывает?» Затем следуют релаксационные упражнения: «представьте, что сейчас лето. Протяните руки к солнышку, подставьте лицо. Вам тепло, приятно (расслабление). Спряталось солнышко. Сожмитесь в комочек, покажите, как вам холодно (напряжение). Опять засветило солнышко (расслабление)». Релаксационные упражнения помогают снять повышенное напряжение у детей с дизартрией.
  • Использование психогимнастики можно рассмотреть на примере занятия «У нас в гостях звуки [г] и [г’]»: «Дети, вы помните сказку про Белоснежку? С кем она дружила? Сейчас мы станем изображать разных гномов. Покажите, каким был гном Ворчун. Каким вы представляете себе гнома Весельчака?» (Дети изображают ворчливого, грустного, доброго и злого гномов). Мимические упражнения улучшают работу лицевых мышц, способствуют развитию подвижности артикуляционного аппарата.
  • Элементы психофизической гимнастики использую в своей практике, на примере таких заданий как: «изобрази хитрых, голодных и жадных мышат»; «покажи, как они подкрадываются к спящему Леопольду»; «как уныло бредут после своих неудавшихся проделок». Психофизическая гимнастика способствует раскрепощению детей, проявлению своего «Я», развитию воображения, преодолению двигательной неловкости.

Одним из следующих этапов логопедического занятия – работа по развитию основных движений органов артикуляционного аппарата, которая проводится в форме артикуляционной гимнастики. Артикуляционная (логопедическая) гимнастика – это совокупность специальных упражнений, направленных на укрепление мышц артикуляционного аппарата, развитие силы, подвижности и дифференцированности движений органов, участвующих в речевом процессе. При отборе материала соблюдаю определенную последовательность, вместе с ребенком идем от простых упражнений к более сложным, и конечно же, в игровой форме, например, «Сказка о Веселом Язычке», «Храбрый комар». [1; с.34].

Дыхательные упражнения способствуют развитию речевого дыхания, что играет большую роль в воспитании правильной речи. Дыхательные упражнения развивают продолжительный, равномерный выдох у детей, формируют сильную воздушную струю, тренируют ситуативную фразовую речь. Мотивирую интерес детей к дыхательным упражнениям сочетанием наглядности и весёлых стихотворных форм. Вызывая тем самым положительные эмоции, которые к тому же способствуют развитию творческого воображения и фантазии детей .

Многие авторы отмечают взаимозависимость речевой и моторной деятельности, стимулирующую роль тренировки тонких движений пальцев. Для достижения лучших результатов в работе по постановке звуков, чтобы процесс был более занимательным и увлекал детей, применяю такой метод как биоэнергопластика – это содружественное взаимодействие руки и языка. По данным Ястребовой А.В. и Лазаренко О.И. движения тела, совместные движения руки и артикуляционного аппарата, если они пластичны, раскрепощены и свободны, помогают активизировать естественное распределение биоэнергии в организме. Это оказывает чрезвычайно благотворное влияние на активизацию интеллектуальной деятельности детей, развивает координацию движений и мелкую моторику. Рука, пальцы, ладони – едва ли не главные органы, приводящие в движение механизм мыслительной деятельности ребёнка. Хорошо развитые руки сами по себе приносят много пользы ребёнку. Владея своими руками, ребёнок может сделать много полезных и нужных вещей, и самое главное – развитая моторика рук способствует развитию речи. Движения пальцев рук стимулируют деятельность ЦНС и ускоряют развития речи ребёнка. [9].

При планировании работы над развитием руки придерживаюсь целого комплекса упражнений, в который включаю: разнообразные пальчиковые игры и упражнения, пальчиковый театр, графические упражнения, игры с прищепками, су-джок терапия.

В последнее время всеобщий интерес к нетрадиционным формам и средствам работы с детьми значительно возрос. В своей работе успешно апробировала метод использования су-джок терапии в сочетании с логопедической и лечебно-оздоровительной работой. Су-джок терапия, обладая высокой эффективностью, безопасностью и простотой, является достаточно хорошей системой самооздоровления. Использование су-джок массажеров, в комплекте с металлическими кольцами, в сочетании с упражнениями по коррекции звукопроизношения и развитию лексико-грамматических категорий способствует повышению физической и умственной работоспособности детей, создаёт функциональную базу для сравнительно быстрого перехода на более высокий уровень двигательной активности мышц и возможность для оптимальной целенаправленной работы с ребёнком. Сочетание таких упражнений, как пальчиковая гимнастика, самомассаж с упражнениями по коррекции звукопроизношения и формированию лексико-грамматических категорий, позволяют значительно повысить эффективность коррекционно-логопедических занятий, а также оптимизировать выполнение упражнений в домашних условиях.

Применение биоэнергопластики эффективно ускоряет исправление дефектных звуков у детей со сниженными и нарушенными кинестетическими ощущениями, так как работающая ладонь многократно усиливает импульсы, идущие к коре головного мозга от языка. Важно не то, что именно будет делать ребенок, а то, как он это сделает. Необходимо привлечь внимание каждого ребенка к одновременности выполнения артикуляционных движений с работой кисти; их ритмичности и четкости. Недопустима малейшая небрежность.

Обязательно на занятии присутствует физкультминутка, тесно связанная с темой занятия и являющаяся как бы переходным мостиком к следующей части занятия, где также возможно использование здоровьесберегающих технологий. Основные задачи физкультминутки – это:

  • снять усталость и напряжение;
  • внести эмоциональный заряд;
  • совершенствовать общую моторику;
  • выработать четкие координированные действия во взаимосвязи с речью.

В процессе проведения физкультминуток, во время которых движения сочетаются со словом, естественно и ненавязчиво воспитывается поведение детей, развивается мышечная активность, корригируются недостатки речи, активизируется имеющийся словарный запас.

Развивая моторику, мы создаём предпосылки для становления многих психических процессов. Применяемая методика позволяет выявить скрытые способности ребёнка и расширить границы возможностей его мозга. Кинезиология – наука о развитии умственных способностей и физического здоровья через определенные двигательные упражнения. Кинезиологические методы влияют не только на развитие умственных способностей и физического здоровья, они позволяют активизировать различные отделы коры больших полушарий, что способствует развитию способностей человека и коррекции проблем в различных областях психики. В частности, применение данного метода мне позволило сделать выводы, что у ребенка улучшается память, внимание, речь, пространственные представления, мелкая и крупная моторика, снижается утомляемость, повышается способность к произвольному контролю. В связи с улучшением интегративной функции мозга у многих детей при этом наблюдается значительный прогресс в способностях к обучению, а так же управлению своими эмоциями. Таким образом, кинезиологические упражнения дают возможность задействовать те участки мозга, которые раньше не участвовали в учении, и решить проблему неуспешности. [6; с.21].

Интересно отметить, что человек может мыслить, сидя неподвижно. Однако для закрепления мысли необходимо движение. И.П. Павлов считал, что любая мысль заканчивается движением. Именно поэтому многим людям легче мыслить при повторяющихся физических действиях, например ходьбе, покачивании ногой, постукивании карандашом по столу и др. На двигательной активности построены все нейропсихологические коррекционно–развивающие и формирующие программы!

Вот почему следует помнить, что неподвижный ребёнок не обучается!

Итог занятия. На заключительной стадии занятия подводятся итоги. Обязательное условие – передача положительных эмоций. При индивидуальной оценке нужно отметить активность, удачу, пусть даже маленькую, или просто хорошее настроение того или иного ребенка. А реакция на неудачи должна быть с надеждой и успех в последующих занятиях, с убеждением, что отчаиваться не стоит. Если активно работать, все получиться. В заключительном «аккорде» занятия должна звучать положительная оценка и уверенность, что завтра получиться еще лучше. Важно закончить занятие так, чтобы дети ждали следующей встречи с вами. Но главное, о чем необходимо помнить, – занятие от начала до конца должно быть добрым!

Использование мною вышеперечисленных здоровьесберегающих технологий при проведении коррекционно-логопедической работы, а также создание наиболее разнообразной, интересной для ребёнка речевой среды способствует решению задач гармоничного развития дошкольников более результативно и в короткие сроки, активизирует психические процессы и формирует личность ребёнка в целом.

1. Буденная, Т.В. Логопедическая гимнастика. Методическое пособие [Текст] / Т.В. Буденная – Санкт-Петербург : «Детство-Пресс», 2001 г.

2. Картушина, М.Ю. Логоритмические занятия в детском саду [Текст] / М.Ю. Картушина – М. : Сфера, 2003 г.

3. Коноваленко, С. В. Развитие познавательной деятельности у детей от 6 до 9 лет [Текст] / С. В. Коноваленко – М., 1998 г.

4. Коноваленко, С.В. Развитие познавательной деятельности у детей от 10 до 14 лет [Текст] / С. В. Коноваленко – Москва, 1999 г.

5. Пожиленко, Е.А. Волшебный мир звуков и слов [Текст] / Е.А. Пожиленко – М. : Владос

6. Шанина, Г.Е. Упражнения специального кинезиологического комплекса для восстановления межполушарного взаимодействия у детей и подростков [Текст] / Г.Е. Шанина – М., 1999 г.

7. Ястребова, А.В. Комплекс занятий по формированию у детей 5 лет речемыслительной деятельности и культуры устной речи [Текст] / А.В. Ястребова, О.И. Лазаренко – М. : АРКТИ, 2001 г.

8. Закон РФ “Об образовании” [Текст] от 10.07.1992 №3266-1

Статья «Здоровьесберегающие технологии в работе логопеда с детьми с нарушениями речи»

«Здоровьесберегающие технологии в работе логопеда с детьми с нарушениями речи»

«Чтобы сделать ребенка умным и рассудительным,

сделайте его крепким и здоровым»

В последние годы выявляется устойчивая тенденция к существенному снижению показателей здоровья и темпов развития детей дошкольного возраста. В связи с этим все более востребованными становятся такие педагогические технологии, которые помимо педагогического эффекта предполагают сбережение здоровья детей. Поэтому одна из главнейших задач логопедической работы – создание коррекционно–образовательной системы, которая не только бы сохраняла здоровье ребёнка, но и “приумножала” его.

Цель здоровьесберегающих технологий обучения – обеспечить дошкольнику возможность сохранения здоровья за период пребывания в детском саду, сформировать у него необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни.

Принципы здоровьесберегающих технологий:

 Принцип сознательности и активности.

 Принцип непрерывности здоровьесберегающего процесса.

 Принцип всестороннего и гармонического развития личности.

 Принцип доступности и индивидуальности.

 Принцип систематичности и последовательности.

 Принцип системного чередования нагрузок и отдыха.

Логопедическая работа предполагает коррекцию не только речевых расстройств, но и личности детей в целом. Среди воспитанников с проблемами в речевом развитии высок процент тех, у кого имеются проблемы с развитием общей и мелкой моторики, памяти, внимания, а зачастую и мышления. Соответственно возникает необходимость проведения комплексной оздоровительно-коррекционной работы с данными детьми, которая включает в себя дыхательную гимнастику, артикуляционную гимнастику, пальчиковую гимнастику, упражнения на развитие высших психических функций (внимания, памяти, мышления), физкультминутки, упражнения для профилактики зрения.

Для сохранения и укрепления здоровья детей использую на логопедических занятиях комплексную оздоровительно-коррекционную работу, включающуюся в себя:

Развитие мелкой моторики

Су – джок терапию

Кинезиологические упражнения О.И. Крупенчук

Артикуляционная гимнастика является неотъемлемой частью занятий.

Цель артикуляционной гимнастики – выработка правильных, полноценных движений и определённых положений артикуляционных органов, необходимых для правильного произношения звуков, и объединение простых движений в сложные.

Регулярное выполнение поможет:

– улучшить кровоснабжение артикуляционных органов и их иннервацию;

– улучшить подвижность артикуляционных органов;

– укрепить мышечную систему языка, губ, щёк;

– уменьшить спастичность (напряжённость) артикуляционных органов;

Дыхательная гимнастика

Упражнения дыхательной гимнастики направлены на закрепление навыков диафрагмально – речевого дыхания (оно считается наиболее правильным типом дыхания), и укрепление здоровья детей с речевой патологией;

Ведётся работа над развитием силы, плавности, длительности выдоха.

Биоэнергопластика

Биоэнергопластика – это соединение движений артикуляционного аппарата с движениями кисти руки. Использование данного метода ускорит исправление дефектных звуков у детей со сниженными и нарушенными кинестетическими ощущениями, так как работающая ладонь многократно усиливает импульсы, идущие к коре головного мозга от языка. Выполнение артикуляционных упражнений и ритмических движений кистью и пальцами приведёт к возбуждению в речевых центрах головного мозга и резкому усилению согласованной деятельности речевых зон, что, в конечном итоге, будет способствовать улучшению артикуляционной моторики, а значит и улучшению звукопроизношения.

Зрительная гимнастика

Цель зрительной гимнастики – профилактика нарушений зрения, формирование у детей дошкольного возраста представлений о необходимости заботы о своем здоровье, о важности зрения, как составной части сохранения и укрепления здоровья.

Динамические паузы

Оздоровительные паузы – физминутки, проводятся в игровой форме в середине занятия, помогают снять статическое утомление различных мышц, ослабить умственное напряжение.

Развитие мелкой моторики

разнообразные пальчиковые игры и упражнения

игры с прищепками, бусами, пуговицами, природным материалом

игры со счётными палочками, камешками «Марболс»

Шнуровки, пальчиковые дорожки

Данные упражнения способствуют развитию мелкой моторики, координации движений пальцев рук;

Су – джок терапия

Прокатывание шарика с одновременным проговариванием рифмованных текстов помогает нормализовать мышечный тонус, стимулировать речевые области в коре головного мозга, скорректировать речевые нарушения.

Кинезиологические упражнения О.И. Крупенчук

Эти упражнения активизируют все мозговые процессы – память, мышление, быстроту реакции, что в свою очередь способствует более эффективному освоению нового материала. В ходе систематического использования кинезиологических упражнений у ребенка развиваются межполушарные связи, улучшается память и концентрация внимания. Дети становятся внимательными, активными, снимается напряжение, страх, раздражение и улучшаются учебные достижения. В работе с детьми используется комплекс кинезиологических упражнений: «Колечки», «Кулак-ребро-ладонь», «Лягушка», «Ухо-нос», и т.д. А так же упражнения направленные на развитие точности движений пальцев и способности к переключению с одного движения на другое.

Название этого вида говорит само за себя. Это действия, которые ребенок делает самостоятельно. Самомассаж представляет собой упражнения, при которых необходимо выполнять движения руками или массаж языка при помощи губ и зубов.

Самомассаж лица и шеи готовит мышцы к артикуляционной гимнастике, вызывает прилив крови к ним, помогает ребенку лучше улавливать ощущения от этих мышц и управлять ими, делает мимику выразительнее.

Здоровьесберегающие технологии в логопедической оздоровительной работе способствуют:

Повышению уровня речевого развития и творческих способностей детей.

-повышается обучаемость, улучшаются внимание, восприятие; дети учатся видеть, слышать, рассуждать, учатся красиво говорить;

Стабильность эмоционального благополучия каждого ребёнка.

корректируется поведение, и преодолеваются психологические трудности;

Стабильность физической и умственной работоспособности во всех сезонах года.

Пробуждается интерес к занятиям, снимается эмоциональное напряжение и тревожность.

Провести ребенка по ступеням успеха,

как по ступеням нотного стана,

сохранив и приумножив лучшее в нем,

вот к чему должен стремиться каждый педагог!

Использование здровьесберегающих технологий в работе с детьми с дизартрией

  • О нас
  • Оплата
  • Новости
  • Результаты
  • Помощь
  • Критерии оценок
  • Контакты
  • Дипломы
  • Положение
  • Отзывы
  • Участие в жюри
  • Выставка работ

Всего добавлено работ:

Сайт обновляется ежедневно.
Обновлено 18.01.2022 года.

Теперь без регистрации

Всероссийские и международные конкурсы для детей (ДОУ и школа), воспитателей и учителей школ

Публикуйте свои материалы, читайте наработки коллег, обменивайтесь опытом

Викторины для дошкольников и младших школьников

Блиц олимпиады для дошкольников и школьников. Диплом за 2 минуты.

В разработке (80% готовности)

Олимпиады по ФГОС для воспитателей ДОУ и педагогов школ

В разработке (80% готовности)

  • Начальное и основное общее образование
    • Адаптивная образовательная среда
    • Детско-взрослые сообщества
    • Партнерская кооперация
    • Инклюзивное образование
    • Комфорт и безопасность
    • Этнопедагогика
    • Краеведение
    • Интерактивное обучение
    • Информационно-образовательная среда
    • Духовное воспитание
    • Гражданско-патриотическое воспитание
    • Экологическое образование
    • Художественно-эстетическое образование
    • Правовое образование
    • Трудовое воспитание
    • Воспитание толерантности
    • Воспитание эмпатии
    • Сохранение и укрепление здоровья
    • Полноценный досуг
    • Периодические издания
    • Творческие способности и одаренность
    • Управленческий потенциал
    • Методика
    • Преемственность в образовании
    • Главная профессия
    • Государственно-общественное управление
    • Гендерный подход
    • Физическая культура
  • Дошкольное образование
    • Социально-коммуникативное развитие
    • Познавательное развитие
    • Речевое развитие
    • Физическое развитие
    • Художественно-эстетическое развитие
  • Среднее профессиональное образование
    • Методические разработки
  • Обмен педагогическим опытом
    • Обмен педагогическим опытом
  • Детские исследовательские работы и проекты
    • Журналистское мастерство

Как разместить публикациюКак получить свидетельствоСпособы оплаты

  • Главная
  • Публикации
  • Дошкольное образование
  • Речевое развитие
  • «Применение здоровьесберегающих технологий в коррекционно – развивающей работе воспитателя логопедической группы»

«Применение здоровьесберегающих технологий в коррекционно – развивающей работе воспитателя логопедической группы»

Дата публикации: 13.12.15

Автор:
Краснова Ольга Владимировна воспитатель, МБДОУ детский сад № 59, Мурманская область, г. Апатиты

Способы оплаты

© 2022 Педагогика XXI век
Центр организации конкурсов и олимпиад

  • Викторины
  • Публикации
  • Конкурсы
  • Повышение квалификации и переподготовка

При использовании материалов ссылка на первоисточник обязательна.

Организатор конкурса “Педагогика XXI век. Инновации в действии” Всероссийское СМИ ” Педагогика XXI век. Инновации в действии “.

Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 – 64909 от 16.02.2016 г., выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.

Учредитель и главный редактор Артемьев А.В., адрес редакции: Курганская обл., Кетовский р-н, с. Менщиково, ул. Солнечная, д. 3

Читайте также:
Индивидуальная программа для ребенка с ОВЗ (с синдромом Дауна)
Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: