Использование технологии синквейна в обучении рассказыванию детей с ОНР

Мастер — класс «Синквейн, как эффективное средство коррекции речи дошкольников с ОНР»

«Синквейн, как эффективное средство коррекции речи дошкольников с ОНР»

Цель: дать представление об инновационной технологии развития речи «Синквейн», о значении этой технологии в обогащении и активизации глагольного словаря, словаря прилагательных, о грамматическом оформлении фразы, о развитии ассоциативного и наглядно-образного мышления. Показать значимость данной технологии и в других видах деятельности.

План проведения семинара:

I. Теоретическая часть:

— Что такое «Синквейн».

— Научная концепция и правила составления «Синквейна»;.

II. Практическая часть:

— Совместная работа с педагогами.

— Обсуждение полученных результатов.

III. Подведение итогов.

I. Теоретическая часть.

Синквейн — слово французское, в переводе означает «стихотворение из пяти строк». Форма синквейна была разработана американской поэтессой Аделаидой Крэпси, которая опиралась на японские стихи — хоку (хайку), маленький стих, без рифмы, отличающееся краткостью, которое читается очень медленно.

Классический синквейн, несёт определенную эмоциональную окраску и характеризуется четким подсчетом слогов.

Дидактический синквейн основывается на содержательной стороне и синтаксической заданности каждой строки. И на сегодняшний день является педагогическим приёмом, направленным на решение определенной задачи.

Общая научная концепция использования методики создания нерифмованного стихотворения в работе с детьми старшего дошкольного возраста разработана .

В чём же актуальность, эффективность и целесообразность использования дидактического синквейна в логопедической практике?

Во-первых, его самое главное достоинство – простота. Синквейн могут составить все.

Во-вторых, это новая технология – открывающая новые возможности; современная логопедическая практика характеризуются поиском и внедрением новых эффективных технологий, помогающих оптимизировать работу учителя – логопеда.

В третьих – является диагностическим инструментом, даёт возможность педагогу оценить уровень усвоения ребёнком пройденного материала.

В четвертых – он гармонично вписывается в работу по развитию лексико-грамматической стороны речи, использование синквейна не нарушает общепринятую систему воздействия на речевую патологию и обеспечивает её логическую завершенность.

И в пятых – носит характер комплексного воздействия, не только развивает речь, но способствует развитию памяти, внимания, мышления.

Создание нерифмованного стихотворения подчинено определенным правилам.

Первая строка – заголовок, тема, состоящие из одного слова (обычно существительное, означающее предмет о котором идёт речь).

Вторая строка – два слова. Прилагательные. Это описание признаков предмета или его свойства, раскрывающие тему синквейна.

Третья строка обычно состоит из трёх глаголов или деепричастий, описывающих действия предмета.

Четвёртая строка – это словосочетание или предложение, состоящее из нескольких слов, которые отражают личное отношение автора синквейна.

Пятая строка — одно слово-резюме, характеризующее суть предмета или объекта.

Предполагается, что с детьми дошкольного возраста строгое соблюдение правил составления синквейна не обязательно.

II. Практическая часть.

Сейчас мы научимся составлять синквейн.

Не забывайте правила составления синквейна.

1. Коллективное составление синквейна по предметной картинке по вопросам логопеда.

Подберите два слова-признака.

Подберите три слова-действия.

– Что делает апельсин?

– Весит, растёт, зреет.

– Cоставьте словосочетание или предложение, где вы выразите личное отношение автора в данном случае к предмету.

– Я любля апельсин.

Теперь подберите слово-резюме, характеризующее суть предмета или объекта.

Вопросы: Всем понятны правила составления синквейна?

Вывод: Так мы с вами научились составлять синквейн по предметной картинке. Составляли мы коллективно. Я задавала вам вопросы, тем самым направляла вас.

2. Составление синквейна по индивидуальным картинкам.

«Кошка, помидор, волк»)

Индивидуальная работа и проверка готовых сенквейнов.

Вопросы: Вам было интересно? Кто себя почувствовал настоящим поэтом или писателем? На ваш взгляд это формирует уверенность в себе, желание отвечать, думать, творить, рассуждать?

Вывод: Сочинение синквейна – процесс творческий. Это интересное занятие помогает самовыражению детей, через сочинение собственных нерифмованных стихов. Синквейн — это также способ контроля и самоконтроля (дети могут сравнить синквейны и оценивать их).

3. Коррекция и совершенствование готового синквейна.

Сейчас вы будете слушать готовый синквейн и попробуете разобраться, всё ли здесь правильно?

Прыгает, скачет, воет.

Мне нравится ловкая белка.

Вопросы: Вы мне помогли разобраться, исправили ошибки.

Как вы думаете? Это помогает развивать умение вслушиваться в обращённую речь, думать и быстро подбирать нужные слова?

Вывод: Данный вид работы активизирует словарный запас детей. Учит детей быть внимательными и формирует лексическую готовность в подборе слов.

4. Анализ неполного синквейна для определения отсутствующей части. Например, дан синквейн без указания темы, первой строки — на основе существующих строк необходимо ее определить. «Берёза»)

Белоствольная, стройная, русская.

Я любуюсь стройной ___ .

Вывод: Синквейн уточняет содержание понятий. Развивает не только речь, но и способствует развитию внимания, памяти, мышления.

5. Составление синквейна по прослушанному рассказу или сказки.

Сейчас мы составим синквейны о героях русской народной сказки «Заюшкина избушка». Будем работать в группах. Первая группа будет составлять синквейн о зайчике, вторая о лисе, третья о петухе. «Заюшкина избушка»)

Слабый, трусливый. Хитрая, наглая.

Плачет, боится, просит (помощи). Выгнала, обманула, обхитрила.

Мне жалко зайчика. Лиса поступила плохо.

Сказочный герой. Сказочный герой.

Спас, защитил, выгнал (лису).

Петух поступил смело.

Вопросы: Как думаете работа в группах формирует навыки сотрудничества?

Вывод: Синквейн учит находить и выделять в большом объеме информации главную мысль. В составлении синквейна каждый ребенок может реализовать свои интеллектуальные возможности.

Читайте также:
Театральная деятельность, как средство развития правильной речи у детей с ОНР

6. Составление краткого рассказа по готовому синквейну (с использованием слов и фраз, входящих в состав последнего);

В конце обучения дети умеют составлять рассказы, используя слова из данного синквейна.

Вывод: в этом случае синквейн актуализирует знания детей, и направляет мысли детей.

III. Подведение итогов.

При творческом, не директивном использовании синквейна на занятиях он воспринимается дошкольниками как увлекательная игра, как возможность выразить свое мнение, согласиться или нет с мнением других, договориться.
Эффективность использования синквейна заключается в быстром получении результата и закреплении его, облегчении процесса усвоения понятий и их содержания, расширении и актуализации словарного запаса, обучении выражать свои мысли, подбирать нужные слова, выработке способности к анализу.
Написание синквейна требует от составителя реализации практически всех его личностных способностей (интеллектуальных, творческих, образных). Использование дидактического синквейна на занятиях позволяет логопеду гармонично сочетать в работе элементы трех основных образовательных систем: информационной, деятельностной и личностно-ориентированной, что особенно актуально в условиях работы с детьми с особыми образовательными потребностями.

Но, нужно быть готовым к тому, что не всем детям может понравиться составление синквейна, потому что работа над ним требует определенного осмысления, словарного запаса и умения выражать свои мысли. Поэтому необходимо помогать и поощрять стремление детей составить синквейн или отвечать на вопросы. Постепенно дети привыкнут к правилам написания нерифмованных стихотворений, а их составление превратится в игру. И незаметно для самих детей игра в синквейн станет для них весёлым и занимательным занятием. «Даже мгновенное озарение может стать той первой искрой, из которой рано или поздно возгорится пламя творческого поиска», — писал Виктор Федорович Шаталов. Дети будут гордиться своими достижениями! А вы будите гордиться собой, глядя на достижения своих детей.

Дидактический синквейн в развитии речи детей старшего дошкольного возраста с ОНР Текст научной статьи по специальности « Науки об образовании»

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Букаева Татьяна Ивановна

Современная логопедия находится в постоянном активном поиске путей совершенствования и оптимизации процесса обучения и развития детей на разных возрастных этапах и в различных образовательных условиях, которые характерны для детей с особыми образовательными потребностями. В статье описывается опыт работы логопеда об актуальности и целесообразности использования дидактического синквейна в логопедической практике для детей с общим недоразвитием речи старшего дошкольного возраста и объясняется тем, что новая технология открывает новые возможности в развитии речи.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Букаева Татьяна Ивановна

Didactive cinquain in a speech development of senior preschool children with general speech underdevelopment

The modern logopedics is always searching for the ways to perfect and optimize children’ studying and development process with different ages and different educational conditions, which are specific for the children with special educational needs. The speech therapist’s work experience is described in this article, which is about the relevance and practicability of usage of didactive cinquain in a logopedic practice for the senior preschool children with general speech underdevelopment and it’s explained with the fact that a new technology provides more opportunities in speech development.

Текст научной работы на тему «Дидактический синквейн в развитии речи детей старшего дошкольного возраста с ОНР»

Дидактический синквейн в развитии речи детей старшего дошкольного возраста с ОНР

Современная логопедия находится в постоянном активном поиске путей совершенствования и оптимизации процесса обучения и развития детей на разных возрастных этапах и в различных образовательных условиях, которые характерны для детей с особыми образовательными потребностями. В статье описывается опыт работы логопеда об актуальности и целесообразности использования дидактического синквейна в логопедической практике для детей с общим недоразвитием речи старшего дошкольного возраста и объясняется тем, что новая технология открывает новые возможности в развитии речи.

Ключевые слова: синквейн, логопедическая практика.

Didactive cinquain in a speech development of senior preschool children with general speech underdevelopment

The modern logopedics is always searching for the ways to perfect and optimize children’ studying and development process with different ages and different educational conditions, which are specific for the children with special educational needs. The speech therapist’s work experience is described in this article, which is about the relevance and practicability of usage of didactive cinquain in a logopedic practice for the senior preschool children with general speech underdevelopment and it’s explained with the fact that a new technology provides more opportunities in speech development.

| Keywords: cinquain, logopedic practice.

Именно через современные технологии в логопедии, дидактический синквейн помогает: – оптимизировать работу учителя-логопеда;

– гармонично вписывается в работу по развитию ЛГК;

– не нарушает общепринятую систему воздействия на речевую патологию и обеспечивает её логическую завершенность;

– способствует обогащению и актуализации словаря;

– уточняет содержание понятий;

– является диагностическим инструментом;

– даёт возможность педагогу оценить уровень усвоения ребёнком пройденного материала;

Читайте также:
Конспект фронтального логопедического занятия: Знакомство с буквой С

– носит характер комплексного воздействия, не только развивает речь, но способствует развитию ВПФ (памяти, внимания, мышления).

Чем богаче и правильнее речь, тем легче высказывать свои мысли, общаться со сверстниками, а значит

и адаптироваться в социуме. На своих занятиях решили использовать дидактический синквейн. Синквейн переводится с французского как «пять строк»:

1) первая строка – одно слово, обычно существительное, отражающее главную идею;

2) вторая строка – два слова, прилагательные;

3) третья строка – три слова, глаголы, описывающие действия в рамках темы;

4) четвертая строка – фраза из нескольких слов, показывающая отношение к теме;

5) пятая строка – слова, связанные с первым, отражающие сущность темы (это может быть одно слово).

Известно, что у дошкольников с общим недоразвитием речи страдают все стороны речи, а также высшие психические функции: память, внимание, мышление. Логопедическое обследование детей старшего дошкольного возраста с ОНР группы муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детский сад №5 «Сказка» г. Поронайска под-Interactive science | 9 • 2016 25

тверждает данные. У детей низкий уровень сформи-рованности словаря. Дети плохо запоминают лексическую терминологию. Неверное употребление предложных конструкций, неадекватно её используют. Низкий уровень сформированности связного высказывания. Не могут грамматически правильно оформить предложение. Не умеют составлять рассказы по картинкам. В качестве примера мы приводим рассказ, составленный ребенком 5 лет: «Зайчик. Ушки. Бегать. Боится мишку».

Цель дидактического синквейна – совершенствование словарной работы, как основы развития речи в целом.

Использование дидактического синквейна позволяет в непосредственно образовательной деятельности с детьми решить следующие задачи:

– расширять и актуализировать словарный запас;

– развивать лексико-грамматические категории;

– обучать умению выражать свои мысли, вырабатывать способности к анализу;

– облегчать процесс усвоения понятий и их содержание;

– согласовывать существительные с прилагательными и глаголами.

Коррекционно-образовательная работа строится на основе интеграции способов и методов дидактического синквейна, развивают и совершенствуют мыслительные способности дошкольников с нарушением речи, позволяют мыслить более продуктивно. Инно-вационность данной методики – создание условий для развития личности, способной критически мыслить, т.е. исключать лишнее и выделять главное, обобщать, классифицировать.

Лексический принцип построения непосредственно образовательной деятельности играет важную роль в активизации и расширении словаря, получении знаний об окружающем мире, облегчает процесс усвоения понятий и их содержания, учит коротко, но точно выражать свои мысли, закрепляет знания по изученным лексическим темам, способствует развитию ВПФ (памяти, внимания, мышления).

Самым сложным типом речи является мыслительная деятельность, рассуждение. Дидактический синквейн имеет несколько иное построение и не основывается на слоговой зависимости. Его характеризует смысловая и синтаксическая заданность каждой строки.

Предварительная работа по созданию речевой базы для составления дидактического синквейна не противоречит «Программе логопедической работе по преодолению общего недоразвития речи у детей «Т.Б. Фи-личевой и Г.В. Чиркиной и той её части, которая касается развития лексико-грамматических категорий у детей с ОНР Зуровень и служит средством оптимизации учебного процесса.

Дидактический синквейн используем в работе с дошкольниками с ОНР, начиная со второго полугодия первого года обучения, когда дети уже овладели понятием «слово-предмет», «слово-действие», «слово-признак», «предложение». Дидактический синквейн составляем

в конце каждой лексической темы, когда у детей уже имеется достаточный словарный запас по данной теме. Задания для детей могут быть различными.

Возможно составление короткого рассказа по готовому дидактическому синквейну с использованием слов и фраз, входящих в состав этого синквейна. Детям необходимо из всего своего словарного запаса найти нужные слова-признаки, слова-действия, составить распространенное предложение с этими словами, подобрать слово, которые ассоциативно связано с этим понятием. Чем выше уровень речевого развития ребенка, тем интереснее получаются синквейны. Кажущаяся простота формы этого приёма скрывает сильнейший, многосторонний инструмент для рефлексии.

Коллеги, применяющие данную технологию в кор-рекционной работе, становятся свидетелями оригинальных стихотворений, рассказов по картинкам, созданные детьми, которые нередко становятся «изюминкой» непосредственно образовательной деятельности.

Примеры детских дидактических синквейнов.

Лексическая тема: «Новый год»

2. Радостный, долгожданный.

3. Приходит, веселит, радует.

4. Я люблю этот праздник.

Лексическая тема: «8-е Марта»

2. Умная, красивая, добрая.

3. Читает, вяжет, готовит, убирает.

4. Любит меня и папу.

Лексическая тема: «Время года»

2. Снежная, холодная.

3. Морозит, заметает, восхищает.

4. Серебристым снегом укрывает землю.

Дидактический синквейн – технология, не требующая особых условий для использования и органично вписывающаяся в работу по развитию лексико-грамма-тических категорий у дошкольников.

В заключение мы хотим сказать, что технология «Дидактический синквейн» гармонично сочетает в себе элементы трех основных образовательных систем:

Эффективность нашей работы в данном направлении подтверждается данными итогового исследования связной речи. Оценивая использование современной технологии в логопедии синквейн, мы отметили, что у детей улучшились показатели в лексико-грамматиче-ском оформлении высказывания с адекватным использованием лексических средств. В меньшей степени наблюдается стереотипность грамматического оформления и нарушение порядка слов. Грамматические

26 Интерактивная наука | 9 • 2016

конструкции употребляются детьми в виде сложных, распространенных предложений, обеспечивается её логическая завершенность.

Таким образом, использование современной технологии «Дидактический синквейн» как средства кор-

рекции связной речи позволяет значительно улучшить качество речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР.

Читайте также:
Посуда, предлог 'из' - конспект интегрированного логопедического занятия

1. Акименко В.М. Новые педагогические технологии: Учебно-метод. пособие. – Ростов н/Д: Феникс, 2008.

2. Акименко В.М. Развивающие технологии в логопедии. – Ростов н/Д: Феникс, 2011.

3. Акименко В.М. Речевые нарушения у детей. – Ростов н/Д: Феникс, 2008.

4. Баннов А. Учимся думать вместе: Материалы для тренинга учителей. – М.: ИНТУИТ.РУ, 2007.

5. Гин А. Приемы педагогической техники. – М.: Вита-Пресс, 2003.

6. Душка Н. Синквейн в работе по развитию речи дошкольников // Логопед. – 2005. – №5.

7. Терентьева Н. Синквейн по «Котловану». Литература // Первое сентября. – 2006. – №4.

Проект “Синквейн” в начальной школе

Срок реализации: сентябрь 2017 – 2019 учебный год
1.Введение.
Современная логопедия находится в постоянном активном поиске путей совершенствования и оптимизации процесса обучения и развития детей на разных возрастных этапах и в различных образовательных условиях, которые характерны для детей с особыми образовательными потребностями.

Актуальность.
Лексико-грамматическая сторона речи детей старшего дошкольного возраста с ОНР, ФФНР, ЗПР значительно отличается от речи нормально развивающихся сверстников, их словарного запаса, как в количественном, так и в качественном плане:
– Бедный словарь. Дети используют в активной речи общеизвестные, часто употребляемые в обиходе слова и словосочетания.
– Непонимание и искажение значений слов, как правило, проявляются в неумении отобрать из словарного запаса и правильно употребить в речи слова, наиболее точно выражающие смысл высказывания, в несовершенстве поиска номинативных единиц.
– Трудности согласования слов в словосочетаниях и предложениях, которые выражаются в неумении правильно подобрать окончания слов.
Опыт работы с данной категорией детей показывает, что даже после пройденного курса коррекции и развития речи у детей с хорошими диагностическими показателями, имеются трудности, связанные со скоростью актуализации имеющихся знаний и собственного речевого высказывания, им требуется больше времени на обдумывание и формулирование ответа
В связи с этим параллельно с задачей накопления, обогащения, уточнения словарного запаса должна решаться другая, не менее важная: создание условий для активизации и актуализации собственного высказывания. И здесь на помощь может прийти дидактический синквейн. Эта технология не требует особых условий для использования и органично вписывающаяся в работу по развитию лексико–грамматических категорий у дошкольников. Синквейн с французского языка переводится как «пять строк», пятистрочная строфа стихотворения. Дидактический синквейн основывается на содержательной стороне и синтаксической заданности каждой строки. Составление дидактического синквейна является формой свободного творчества, требующей от автора – ребёнка умения находить в информационном материале наиболее существенные элементы, делать выводы и кратко их формулировать. Эти способности очень востребованы в современной жизни. В дидактическом синквейне самое главное это смысловое содержание и часть речи, которая используется в каждой строке.

Технология «Синквейн» не требует особых условий его применения и органично вписывается в работу по развитию лексико-грамматических категорий, способствует обогащению и актуализации словаря, уточняет содержание понятий слов, дает возможность педагогу оценить уровень усвоения ребенком пройденного материала, носит характер комплексного воздействия, не только развивая речь, но способствуя развитию высших психических функций (памяти, внимания, мышления), позволяет ученику быть активным, творческим участником образовательного процесса.
Инновационность данной технологии – позволяет добиться хороших результатов при работе над развитием внутреннего плана высказывания, выделять главное, обобщать, классифицировать. Использование синквейна не нарушает общепринятую систему логопедических методик, занятий и обеспечивает её логическую завершенность.
Гипотеза
Если применять коррекционное воздействие с помощью технологии синквейн, то у детей увеличится словарный запас, речь станет богаче, ярче, дети перестанут бояться высказывать свои мысли вслух, повысится эффективность формирования речи в целом.

Цель: научить детей составлять и рассказывать синквейны, формирование грамматически правильной речи.
Задачи:
1. Обогащать пассивный и активный словарный запас;
2. Преодолевать аграмматизмы в речи;
3. Научить составлять синквейны и рассказывать их;
4. Развивать ассоциативное мышление и образную память;
5. Совершенствовать графомоторные навыки.
6. Развивать умения выделять главную мысль, умение анализировать, резюмировать информацию, излагать сложны идеи простой фразой.
Тип проекта: практико-ориентированный, информационный, творческий.
Вид проекта: групповой, индивидуальный.
Продолжительность проекта: долгосрочный.
Методы реализации проекта:
– по способу подачи речевого материала:
а) репродуктивные (выполнение системы упражнений);
б) проблемное изложение(объяснение материала для расширения проблемной ситуации, логические упражнения);
в) частично-поисковый (творческое использование речевых средств, алгоритмизация);
– по источнику знаний:
а) словесные: беседы, чтение, загадывание загадок, объяснение, указания, словесные инструкции, вопросы.
б) наглядно-демонстрационные: тематический картинный материал, мультимедийные презентации, интерактивные игры, видеоматериалов, натуральных объектов, муляжей.
в) практические: организация практических работ обучающихся под руководством учителя: выполнение самостоятельных и практических работ.

Предполагаемые итоги реализации проекта:
Предметно-информационная составляющая.
В ходе реализации проекта учащиеся получат возможность научиться:
1. При осуществлении речевой деятельности: участвовать в элементарных диалогах (диалоге – расспросе, диалоге-побуждении).

2. При работе с лексическим материалом: узнавать изученные объекты и явления окружающего мира, описывать их существенные признаки, действия на основе предложенного плана.
Деятельностно-коммуникативная составляющая.
1.Говорить фонетически внятно, выразительно.
2. Образовывать правильную в предложении форму слова.
3. Использовать в речи слова различных частей речи (имя существительное, глагол, имя прилагательное), устанавливать связь между ними по вопросам.
Ценностно-ориентационная составляющая.
1. Осуществлять самооценку своих действий.
2. Уметь осуществлять выбор из нескольких вариантов.
3. Уметь работать совместно в группе для достижения общей цели.

Читайте также:
Животные юга и севера - наглядно-информационный материал по лексической теме

Каким образом мы можем оценить предполагаемые результаты:
– положительная динамика в развитии устной и письменной речи обучающихся.
– положительная динамика методологической компетентности педагога.
– повышение качества образовательных услуг.

I этап – подготовительный.
1. Сбор и анализ литературы по теме.
2. Составление плана работы.
3. Разработка содержания проекта.
4. Обследование устной речи детей с ОНР.
5.Постановка целей, задач, прогнозирование результатов.
6 .Знакомство детей с понятием « Синквейн».
IIэтап – основной
1. Работа по развитию речи – обогащение и активизация словаря по темам: «Слова-предметы», «Слова-действия», «Слова-признаки».
Тематический цикл: «Осень», «Овощи», «Ягода»» «Деревья», «Зимующие птицы», «Перелётные птицы», «Профессии», «Моя семья», «Наш город», «Зима», «Новогодний праздник», «Весна», «Дикие животные», «Домашние животные», «Человек».
-Развитие словесно-логического мышлении. Лексико-грамматические игры и упражнения:«Вспомни и назови», «Угадай по описанию», «Составь предложение», «Подбери слово», «Четвёртый лишний», «Какой?», «Найди слово», «Назови одним словом», «Скажи ласково», «Один-много» ,«Найди ошибку», « Для чего нужен предмет». «Что делает», «Кто кем будет», «Скажи о себе», «Ты картинку найди с предложением», «Загадочные слова». «Цепочка слов», «Подбирай, называй, запоминай».
2. Работа с родителями.
– Консультация. «Диагностика развития речи». Беседа с родителями о готовящемся проекте. Мастер-класс «Расскажи синквейн».
3. Творческая деятельность обучающихся:
– составление синквейнов и рассказывание их.
– Рисование иллюстраций к синквейну.
4. Работа с педагогами.
– Семинар-практикум «Синквейн в работе по развитию речи учащихся с ОВЗ».

III этап-заключительный.
Обработка полученных в ходе проектной деятельности информации и её оформление.
– Создание мини-сборника детских работ. «Расскажи Синквейн»
– Открытое логопедическое занятие «Родственные слова»
– Обследование устной речи обучающихся.
– Презентация в программе PowerPoint по проекту
(ознакомление учащихся и педагогов с результатами проекта).

Практическая значимость проекта
1. На уровне обученности учащихся.
Развитие обучающихся с ограниченными возможностями здоровья с применением «Технологии синквейна» это один из вариантов обновления структуры коррекционно – образовательного процесса.
Основная цель:
– развитие речи, планирующей и регулирующей функции, произвольности психических процессов.
При соответствующей и планомерной работе по развитию устной речи ускоряется формирование понятий, упрочняются связи между мышлением и речью. Повышается учебная активность на занятиях, стимулирует речевая, познавательную активность, умение самостоятельно анализировать свою учебную деятельность.
2. На уровне воспитанности учающихся.
На логопедических занятиях с использованием синквейна формируется системное восприятие всех компонентов речи: устной и письменной, вербального интеллекта, стимулируется процесс саморегуляции при выполнении коррекционных задач.
3. На методическое и научно-методическое обеспечение учебно-воспитательного процесса
Синквейн позволяют сделать образовательный процесс более эффективным, с помощью технологии проходит одновременно процесс диагностики и коррекции, развития устной и письменной речи, мероприятия по развитию произвольных психических процессов, интеллектуальной деятельности.
• многофункциональность заданий – решение нескольких коррекционных задач;
• незначительный объём задания;
• возможность сравнительного анализа;
4. На совершенствование методической работы и управленческой деятельности
-комплексно решать образовательные, развивающие и воспитательные задачи;
Формы результатов проекта в практику: данный проект может быть использован при проведении индивидуальных, логопедических занятий, в работе учителей и специалистов МБОУ в практической образовательной деятельности, интернет – конкурсах, публикации в методических сборниках, журналах.

Возможные риски и компенсационные меры по их устранению:
Риски могут быть связаны с психофизическим особенностями обучающихся.
Важное направление в коррекционной работе с учащимися ОВЗ – это учёт индивидуальных особенностей и возможностей детей.

Финансово-экономическое обоснование затрат:
– канцелярские товары.
– учебные и методические материалы.
– сканер, принтер для печатных работ.
– грамоты, призы для обучающихся.

Использование технологии дидактического синквейна в работе со старшими дошкольниками с ОНР
методическая разработка по логопедии (старшая группа) на тему

Разработка будет полезна всем педагогам, работающим в логопедических группах.

Скачать:

Вложение Размер
didakticheskiy_sinkveyn.doc 40.5 КБ

Предварительный просмотр:

Использование технологии дидактического синквейна в работе со старшими дошкольниками с общим недоразвитием речи.

Детский сад № 91 г. Казань, Татарстан

В период глубоких социально – экономических изменений в России, когда произошла переоценка всей системы общественных отношений, существенные изменения претерпела и система образования. Характерной особенностью нашего времени является активизация инновационных процессов в образовании. Происходит смена образовательной парадигмы: предлагается иное содержание, иные подходы, право, отношение, поведение, иной педагогический менталитет. Все это свидетельствует о широком развертывании инновационных процессов в системе образования.

«Инновационные технологии» предполагают новые подходы к работе над устранением того или иного нарушения устной или письменной речи, помогающие воспитателю в работе. Это может быть внедрение в практику работы воспитателю здоровьесберегающих, оздоровительных, информационно-коммуникационных технологий, технологии личностно-ориентированного подхода к воспитанию и обучению дошкольников, технологии сотрудничества и групповых форм проведения мероприятий, технологии педагогических мастерских, проектных, исследовательских и др. методов в обучении.

Инновационные методы воздействия принадлежат к числу эффективных средств коррекции и помогают достижению максимально возможных успехов в преодолении речевых трудностей у детей дошкольного возраста. Одним из эффективных методов развития речи ребёнка, который позволяет быстро получить результат, является работа над созданием нерифмованного стихотворения – синквейна.

«Синквейн» в переводе с французского языка означает «пять строк». Составление дидактического синквейна требует от ребёнка умения находить в информационном материале наиболее существенные элементы, делать выводы и кратко их формулировать. Использование синквейна в логопедической практике способствует обогащению и актуализации словаря, уточняет содержание понятий, даёт возможность логопеду оценить уровень усвоения ребёнком пройденного материала, способствует развитию высших психических функций. Чтобы правильно составить синквейн дошкольник должен иметь достаточный словарный запас в рамках темы, уметь классифицировать предметы по признакам, различать понятия: слово-предмет, слово-признак, слово-действие, научиться понимать и правильно задавать вопросы, согласовывать слова в предложении, правильно оформлять свои мысли в виде предложений.

Правила составления дидактического синквейна:

– первая строка – одно слово, слово-предмет, отражающее главную идею;

– вторая строка – два слова-признака;

– третья строка – три слова-действия, описывающих действия в рамках темы;

– четвёртая строка – фраза из нескольких слов, показывающая отношение к теме;

– пятая строка – слова, связанные с первым словом, отражающие сущность темы (это может быть одно слово).

  1. Груша.
  2. Большая, сочная.
  3. Жевать, чистить, мыть.
  4. Груша очень вкусная.
  5. Витамины.

Использование технологии синквейна в работе воспитателя

позволяет детям, упражняясь в подборе действий и признаков к предметам, совершенствовать способность к обобщению, расширять и уточнять словарный запас.

Предварительную работу по обучению синквейну можно разделить на несколько этапов:

1. Дифференциация предметов по признаку «живой» – «неживой» предмет.

2. Подбор слов-действий к предметам, изображённым на картинке.

3. Подбор слов-предметов и слов-действий к картинке, не объединяя их в предложение.

3. Называние предмета, по словам – признакам.

4. Нахождение слов, подходящих к графическому изображению.

5. Составление простого предложения (слово-предмет + слово-действие).

6. Составление распространённого предложения (слово-признак + слово-предмет + слово-действие, и.т.д.).

Дошкольники, умеющие писать, могут сами составлять синквейны. Если ребёнок не владеет навыками письма, то можно предложить нарисовать предмет и составить синквейн вместе с родителями дома. Используя готовый синквейн можно составить рассказ о предмете, или не называя первой строки на основе существующих строк, определить тему синквейна. Очень полезно составлять синквейн для закрепления изученной лексической темы.

Составление синквейнов облегчает процесс усвоения понятий и их содержания, развивает способность к анализу, требует от его составителя реализации всех личностных способностей (интеллектуальных, творческих, образных).

Чёткое соблюдение правил написания синквейна не обязательно. Для улучшения текста в четвёртой строке можно использовать три или пять слов, а в пятой строке — два слова. Возможны варианты использования и других частей речи.

Составление синквейна похожа на игру, ведь сочинять – весело полезно и легко! Развиваются интерес к окружающему миру, речь, мышление, память.

Одна из целей составления синквейна – добиться умения выделять главную мысль текста, а также кратко выражать свои мысли.

В чем же эффективность и значимость синквейна? Во- первых, его простота. Синквейн могут составлять все. Во- вторых, в составлении синквейна каждый ребенок может реализовать свои творческие, интеллектуальные возможности. Синквейн является игровым приемом. Составление синквейна используется как заключительное задание по пройденному материалу, а также для проведения рефлексии, анализа и синтеза полученной информации.

Целесообразно вначале предлагать детям для прослушивания готовые синквейны, например:

Дарит, светится, радует.

В парке осыпаются листья.

Золото, красота, счастье!

Растет, веселит, радует.

Я люблю зимнюю ель.

Зима, новый год, детство.

Стоит, сидит, улыбается.

Моя кукла самая красивая.

Едет, обгоняет, тормозит.

Я люблю кататься.

Скачет, прячется, боится

Играет, спит, ест

Катится, растёт, зреет

Арбуз – это большая ягода.

Играют, радуют, умиляют

Дети — цветы жизни

Вывод: умелое и рациональное использование метода синквейна в коррекционной работе имеет позитивное воздействие на речевое развитие детей с ОНР. Словарный запас у детей увеличивается, речь становиться богаче , ярче дети перестают бояться высказывать свои мысли в слух.

1. Акименко В.М. Развивающие технологии в логопедии.- Ростов н/Д; изд. Феникс, 2011.

2. Душка Н. Синквейн в работе по развитию речи дошкольников. 2010.

3. Ушакова, О.С. Методика развития речи детей дошкольного возраста / О.С. Ушакова, Е.М. Струнина. – М: Гуманитар. изд. Центр ВЛАДОС, 2009. – 287с.

4. Ушакова, О.С. Придумай слово: Речевые игры и упражнения для дошкольников /О.С. Ушакова, 2-е изд., перераб. и доп. – М: ТЦ Сфера, 2010. – 208с.

5. Элементы инновационных технологий (кафедра МедБио КГМУ).

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация “Использование технологии дидактического синквейна в работе со старшими дошкольниками с ОНР”

В презентации рассказывается об использовании дидактического синквейна в логопедической работе со старшими дошкольниками.

Презентация “Использование технологии дидактического синквейна в работе со старшими дошкольниками с ОНР”

В презентации представлено использование дидактического синквейна в логопедической работе со старшими дошкольниками.

Использование технологии дидактического синквейна в работе учителя-логопеда как метод развития речи старших дошкольников

Можно сделать процесс развития речи интересным и увлекательным? Да, можно! И поможет нам технология дидактического синквейна. Интересно и увлекательно.

«Использование технологии дидактического «Синквейна» в работе логопеда по развитию речи».

Использование технологии дидактического «Синквейна» в работе логопеда по развитию речи

Актуальность и целесообразность использования синквейна объясняется тем, что, прежде всего:- открываются новые творческие интеллектуальные возможности;- гармонично вписывается в рабо.

Использование технологии дидактического синквейна в работе с дошкольниками с ОНР

Использование технологии дидактического синквейна в работе с дошкольниками с ОНР.

Выступление на зональном семинаре- практикуме «Игровые технологии в познавательном развитии дошкольников» на тему «Использование технологии «дидактический синквейн» в работе с дошкольниками.»

Одним из эффективных интересных методов, который позволяет активизировать познавательную деятельность и способствует развитию речи, является работа над созданием нерифмованного.

Технология «синквейн» как средство развития речи у детей с общим недоразвитием речи (ОНР)

Рубрика: 4. Дошкольная педагогика

Опубликовано в

Дата публикации: 15.09.2016

Статья просмотрена: 2934 раза

Библиографическое описание:

Снеговская, Т. А. Технология «синквейн» как средство развития речи у детей с общим недоразвитием речи (ОНР) / Т. А. Снеговская, О. М. Генералова, М. П. Корнеева, О. П. Никитина. — Текст : непосредственный // Инновационные педагогические технологии : материалы V Междунар. науч. конф. (г. Казань, октябрь 2016 г.). — Казань : Бук, 2016. — С. 26-28. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/207/11015/ (дата обращения: 18.01.2022).

Проанализировав ситуацию, сложившуюся в настоящее время в системе дошкольного образования, выяснилось, что количество детей с общим недоразвитием речи неуклонно растёт.

Дети с общим недоразвитием речи испытывают трудности в пересказывании текста, разучивании стихов, загадок, составлении рассказов по серии сюжетных картинок, что приводит к возникновению трудностей при обучении письму и чтению в школе. От грамотно поставленной и эмоциоанльно насыщенной речи зависит и социальный статус ребенка на протяжении всей жизни. Именно во время проведенная коррекционная работа приносит положительные результаты.

Учитывая принятый ФГОС ДО, мы выстраиваем коррекционную работу по образовательной деятельности таким образом, чтобы ребёнок являлся творцом, инициатором. Именно дидактическая технология «синквейн» способствует творческому самовыражению, обогащению словарного запаса, является инструментом для синтеза и обобщения информации, замечательной базой для подготовки к пересказу.

«Синквейн» в переводе с французского языка — нерифмованное стихотворение в пять строк. ㅤ

Схема составления «синквейна» следующая:

1 строчка (Кто? Что) — существительное — одно ключевое слово;

2 строчка (Какой? Какая? Какое) — два прилагательных, характеризующих первую строчку;

3 строчка (Что делает?) — три глагола, обозначающих действие, относящееся к теме;

4 строчка — предложение, показывающее отношение автора к теме;

5 строчка — одно слово-обобщение или словосочетание — ассоциация, синоним к предмету.

  1. ㅤЯблоко.
  2. ㅤЗеленое, ㅤсладкое.
  3. ㅤРастет, ㅤспеет, ㅤналивается.
  4. Я ем ㅤяблоко.
  5. ㅤФрукт.

На начальном этапе обучения детей по составлению «синквейна» была проведена следующая работа:

  1. Ознакомление с понятиями «неживой» и «живой предмет», «слова, обозначающие предмет», «слова, обозначающие действие предмета» и «слова, обозначающие признак предмета».
  2. Проводились дидактические игры и упражнения:

— «Какой? Какая? Какое?» (груша какая. желтая, спелая, вкусная, душистая);

— «Кто, что делает?»(лист…летит, кружиться, падает);

— «Угадай предмет по описанию?» (оно круглое, красное, спелое, сладкое…);

— «Назови части целого» (дерево … корни, ствол, ветки, листья);

— «Расположи картинки и составь мини-рассказ»;

— «Загадай загадку» (она фиолетовая, сладкая, висит на дереве, очень полезная…).

После трудоемкой предварительной работы мы предложили детям несколько схем составления «синквейнов»:

  1. Алгоритм «ёлочка»:

Серый прямоугольник — неживой (неодушевленный) предмет,

зелёный прямоугольник — живой (одушевленный) предмет.

Два жёлтых квадрата — прилагательные

Три красных треугольника — глаголы

Грустный и весёлый смайлики — предложение, показывающаее отношение автора к предмету

Знак вопроса — слово-обобщение

Работа по составлению «синквейна» первоначально велась индивидуально, поскольку дети испытывали трудности, а затем по подгруппам. В процессе, когда дети полностью освоили технологию, мы решили детям предложить графически изображать «синквейны», что способствовало проявлению еще большего интереса со стороны детей.

Например, дети рисуют земляничку. Затем перечисляют признаки, отвечая на вопрос «Какая она?» (Красная, сладкая, сочная, вкусная, полезная, съедобная, ароматная, любимая, душистая). Выбираем только два слова.

Затем дети отвечают на вопрос: «Что делает земляничка?» (Растёт, цветёт, прячется, радует, краснеет, пахнет, падает). Выбираем три слова.

— «Что можно сказать о земляничке, составьте предложение (фразу)?»

(«Мама вырастила ягоды», «В земляничке много витаминов»). Выбираем одну фразу.

— «О чём думаете, глядя на рисунок или представляя земляничку — скажите одним словом» (Ягода).

С целью обобщения и закрепления знаний по каждой лексической теме была составлена картотека «синквейнов–загадок»: на карточке с «синквейном» пропущен один из этапов, задача ребенка обобщить уже известные сведения о предмете и восстановить потерянный этап.

Дидактический «синквейн» можно использовать:

‒Для закрепления изученной лексической темы.

‒ 2. Тонкая, кудрявая.

‒ 3. Растет, зеленеет, цветет.

‒ 4. Ягоды рябины любят снегири.

‒Для придумывания рассказа, используя слова из «синквейна».

  1. Белка.
  2. Пушистая, рыжая.
  3. Прыгает, скачет, заготавливает.
  4. Белка живет в дупле.
  5. Дикое животное.

В лесу живет рыжий, пушистый зверек. Это белка. Жизнь у белки хлопотливая, она заготавливает себе пищу на зиму. Ловко прыгает и скачет по веткам. На большом дереве у нее дупло. Зимой диким животным жить трудно. Мы подкармливаем белку орешками, семечками.

‒Для сравнения разных характеристик предмета.

Осень

Дарит, светится, радует.

В парке осыпаются листья.

Осень

Дождит, шуршит, хмурится.

Люди смотрят в окна.

Осень.

Украшает, провожает, печалит.

Осенью природа ложится спать.

Осень.

Наряжает, изумляет, радует.

Поражает своей дивной красотой.

Осень

Наступает, раскрашивает, грустит.

Мне нравится золотая осень!

В ходе работы по данному направлению мы совместно с детьми придумали «лесенку успеха», поднимаясь по которой каждый ребенок постепенно сможет добиться результата. «Лесенка успеха» как и «синквейн» состоит из пяти ступенек, где перечислены последовательные шаги к достижению цели.

К работе с дидактическим «синквейном» активно подключаются родители. Для них организованы выставки, проведены совместные мероприятия (конкурс «Знайки»; «Вечер поэзии»; викторина «Знаете ли вы сказки?»). Результатом совместной работы с родителями стала «Книга синквейнов» по лексической теме «Осень, осень, в гости просим…»

Все это позволяет добиваться хороших результатов. У детей поддерживается интерес, положительный настрой и желание творить.

Результаты обследования детей показывают, что использование технологии «синквейна» сказалось на результативности речевого развития: словарный запас у детей увеличился, речь стала богаче, ярче, дети перестали бояться высказывать свои мысли вслух.

Похожие статьи

Коррекционная работа воспитателя в группе для детей с общим.

Библиографическое описание: Сорокожердева И. Н. Коррекционная работа воспитателя в группе для детей с общим недоразвитием речи

Развитие речи рассматриваю в непрерывной связи с деятельностью детей. Слово закрепляет каждый действенный навык, усвоенный ребёнком.

Развитие внимания у детей с общим недоразвитием речи

«При общем недоразвитии речи отмечается позднее её появление, скудный запас слов, аграмматизм, дефекты произношения и

Ребенку предлагается найти и вычеркнуть в тексте какую-нибудь букву (например «А»). Ребенок должен двигаться строго по строчке.

Технология наглядного моделирования в коррекции общего.

Схемы для составления описательных рассказов на темы: «Дикие животные» «Игрушки». На этом этапе метод наглядного моделирования способствует

Основные термины (генерируются автоматически): наглядное моделирование, ребенок, слово, общее недоразвитие речи.

Особенности звуко-слоговой структуры слов у детей с ОНР II.

Общее недоразвитие речи (ОНР) — различные сложные речевые расстройства, при которых нарушается формирование всех компонентов речевой системы, то есть звуковой стороны (фонетики) и смысловой стороны (лексики, грамматики).

Обучение составлению описательных рассказов дошкольников.

Основные термины (генерируются автоматически): связная речь, ребенок, общее недоразвитие речи, коррекционная работа, схема

Технология наглядного моделирования в коррекции общего. наглядное моделирование, ребенок, слово, общее недоразвитие речи.

Формирование словоизменения имён существительных у детей.

Логопед задаёт вопросы о расположении различных предметов (мебели) и просит детей использовать слова справа, слева, спереди, позади.

Общее недоразвитие речи (ОНР) — различные сложные речевые расстройства, при которых нарушается формирование всех.

Формирование лексико-грамматических категорий у детей.

‒ по сезонам (с примерами). для осениосенняя.

Основные термины (генерируются автоматически): брюки, одежда, платье, ребенок, мама, игра, грамматический строй, родительный падеж, общее недоразвитие речи, целостное восприятие предмета.

Формирование связной речи у детей с ОНР | Статья в журнале.

Общее недоразвитие (ОНР) — различные сложные речевые расстройства, при которых у детей нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся к

Связь слов в предложении определяет возможность выражения и понимания смысла речи.

Выявление и коррекция трудностей формирования глагольного.

Ключевые слова: глагольный словарь, общее недоразвитие речи, методика обследования, технология, программа.

Придумай к словуслово-действие, «Что делает предмет

Шерстова, О. Б. Формирование глагольной лексики у детей с общим недоразвитием речи.

Использование технологии синквейна в обучении рассказыванию детей с ОНР в подготовительной к школе группе

Аннотация. Одной из главных проблем детей с ОНР является несформированность компонентов связной речи. Связная речь – это не просто последовательность слов и предложений, это последовательность связанных друг с другом мыслей, которые выражены точны-ми словами в правильно построенных предложения. Одним из эффективных методов развития речи ребёнка, который позволяет быстро получить результат, является работа над созданием нерифмованного стихотворения, синквейна. Синквейн в переводе с французского – «пять строк». Он не требует особых условий для применения, и органично вписывается в работу по развитию связной речи.

Чем богаче и правильнее речь ребёнка, тем легче ему высказывать свои мысли. Тем шире его возможность в познании окружающей действительности.

Одной из главных проблем детей с ОНР является несформированность компонентов связной речи.

Связная речь – это не просто последовательность слов и предложений, это последовательность связанных друг с другом мыслей, которые выражены точными словами в правильно построенных предложениях (Ф.Сохин)[2].

Одним из эффективных методов развития речи ребёнка, который позволяет быстро получить результат, является работа над созданием нерифмованного стихотворения, синквейна.

Синквейн в переводе с французского – «пять строк»[1]. Он не требует особых условий для применения, и органично вписывается в работу по развитию связной речи. По структуре синквейн напоминает ёлочку.

Первая строка включает одно слово, слово-предмет, о котором идёт речь (карточка с одной горизонтальной чертой).

Вторая строка – два слова, слова-признаки, характеризующие предмет, раскрывающих тему синквейна (карточка с двумя волнистыми линиями).

Третья строка – три слова, слова-действия, описывающие действия в рамках темы (карточка с двумя горизонтальными линиями, повторяющимися три раза).

Четвёртая строка – предложение, состоящие из нескольких слов, которое отражает личное отношение автора к теме (карточка со схемой предложения).

Пятая строка – слово-предмет, связанное с первым, отражающее сущность темы (карточка с одной горизонтальной линией)[1].

Перед тем как начать составлять синквейн, проводиться предварительная работа:

  • работа с опорными символами, используемыми в построении синквейна;
  • подбор слов-признаков к предмету. Постановка соответствующих вопросов;
  • дифференциация понятий «слова-предметы», «слова-признаки» и «слова-действия»;
  • работа над структурой и грамматическим оформлением предложения[3].

Используя в своей работе метод синквейна, можно научить детей:

  • составлять описательные рассказы о предметах;
  • подбирать «слова-признаки», «слова-действия» к изучаемому предмету;
  • составлять предложения, где ребёнок показывает своё отношение к изучаемому предмету [3].

Метод синквейна поможет логопедам закрепить знания детей по пройденным лексическим темам.

Ниже приведён пример конспекта занятия с использованием технологии синквейна по развитию связной речи в подготовительной к школе группе для детей с ОНР.

Тема: «Мой любимый город».

  • уточнить и систематизировать знания детей о родном городе;
  • расширить словарь по теме существительными, прилагательными и глаголами;
  • закрепить знания о словах-предметах, словах-признаках, словах-действиях;
  • совершенствовать грамматический строй речи: согласование слов в предложении в роде, числе;
  • закреплять умение составлять рассказ по схеме синквейна;
  • закреплять умение наращивать предложение.
  • развивать диалогическую речь, слуховое и зрительное внимание;
  • учить думать, размышлять, рассуждать на заданную тему.
  • воспитывать любовь к родному городу;
  • воспитывать доброжелательность, умение работать самостоятельно и в коллективе.
  • слайды с достопримечательностями Ульяновска: Краеведческий музей, дом-музей И.А. Гончарова, памятник букве «ё», Ленинский мемориальный комплекс, парк «Дружбы народов», Императорский мост; музыкальная запись «Гимн Ульяновска», стихо-творение об Ульяновске Нины Климко; мяч, карта Ульяновска, сердечки, карточки-символы для составления синквейна, раскраска «Прогулка с Августом Шодэ», магнитная доска, модель автобуса из картона.

Ход занятия:

I. Организационный момент:

Дети сидят на стульчиках.

– Дети, в какой стране мы живём? (В России) Как называется город, в котором мы живём? (Ульяновск). Ульяновск-это слово-предмет (вывешиваю карточку-символ на магнитную доску).

– Послушайте музыкальное произведение (фрагмент «Гимна Ульяновска»). Что это за произведение?

– Послушайте стихотворение Нины Климко об Ульяновске:

Белой чайкой взметнулся над Волгой И паришь над могучей рекой. Путь в веках твой был славным и долгим, Мой Симбирск, мой Ульяновск родной.

С каждым годом становишься краше, Нет отраднее сердцу, милей Площадей, переулочков, башен В разноцветном каскаде огней. Ты – Отчизна великих поэтов. Имена их, как звёзды горят. А святые скрижалей заветы — Наша гордость, величие, клад. Карамзин, Гончаров и Языков, Всёх не счесть на родимой земле, Словно солнышка ясного блики, Озаряют нам души во мгле. Возвышаются к небу соборы И церквей золотых купола. Как прекрасен ты в снежном уборе Над рекой, что, как мать, обняла. Коронован «Венцом» ты по-царски. Где увидишь такую красу? Сердце полное нежности, ласки Я тебе на ладонях несу. Белой чайкой взметнулся над Волгой И паришь над могучей рекой.

Пусть счастливым полёт будет, долгим… Мой Ульяновск, мой город родной.

– Какие слова-признаки использует поэт? (славный, родной, мой, родимый, прекрасный, милый …). Вывешиваю на доску карточку-символ.

II. Основная часть.

1. Автобусная экскурсия [4].

– Дети, вы любите экскурсии? Сейчас мы на этом автобусе (показываю на модель ав-тобуса, внутри стульчики в два ряда) отправимся по центру нашего города. Чтобы по-пасть в автобус нужно назвать свой домашний адрес.

– Все разместились? Поехали! (Включаем кинопроектор)

На экскурсию мы едем –

Город свой узнать хотим.

Вдоль по улице проедем

И в окошко поглядим.

Стоп! Смотрите прямо –

Что же перед вами? (слайд с домом-музеем И.А. Гончарова)

Аналогично показываем слайды с другими достопримечательностями нашего города.

– Понравилась экскурсия? Возвращаемся в группу (дети вновь просматривают слайды). Выходим из автобуса, и дети садятся на стульчики.

2. «Пожелания городу».

(Вывешиваю на доску карту Ульяновска).

– Дети скоро у нашего города день рождения. Ульяновску исполнится 367лет. В день рождения имениннику принято что-то желать и дарить (предлагаю взять сердечко и с пожеланием приклеить на карту).

– Я начну, а вы продолжите:

– Пусть наш город …(растёт, цветёт, развивается, строится, хорошеет, процветает). Вы назвали слова-действия (вывешиваю на доску карточку-символ).

– Посмотрите, как мы любим наш город, он весь в сердечках!

Теперь отдохнём и поиграем!

3. Составление предложения и его удлинение.

– Начинается игра с мячом. Встанем в круг. Отбиваем мяч от пола. Каждый удар — слово.

Логопед: Ульяновск – это город?

Дети: Ульяновск – это город.

Логопед: Ульяновск – это красивый город?

Дети: Ульяновск – это красивый город.

Логопед: Ульяновск – это красивый город, который расположен на Волге?

Дети: Ульяновск – это красивый город, который расположен на Волге.

Что мы сейчас называли? (предложения). Вывешиваю на доску карточку-символ.

– Молодцы! А теперь сядем за столы.

4. Создание синквейна совместно с логопедом.

– Посмотрите, на нашей доске размещены карточки-символы, по которым мы с вами составим рассказ о нашем городе. Назовите слово-предмет (Ульяновск).

– Вспомните слова-признаки, которые использовал поэт в своём стихотворении, назо-вите два (родной, любимый).

– Вспомните названные слова-действия. Выберите и назовите три (растёт, цветёт, строится).

– Дети, вспомните или придумайте предложение о нашем городе (Я люблю Улья-новск).

– И последняя карточка-символ (вывешиваю на доску). Назовите слова-предметы, ко-торые вы вспоминаете, говоря слово Ульяновск (Родина).

5. Создание собственного синквейна и рассказа по нему.

– Дети, пользуясь схемой на доске, расскажите о нашем городе.

Строится, процветает, растёт.

Я люблю родной город.

III. Подведение итогов.

– Молодцы! Хорошие получились рассказы.

– Дети, я приготовила для вас раскраски с изображением достопримечательностей нашего города (раздаются раскраски «Прогулка с Августом Шодэ»). Дома раскрасьте их, а завтра утром устроим выставку.

  1. Акименко В.М. Развивающие технологии в логопедии. — Ростов н/Д.; изд. Феникс, 2011.
  2. Акименко В.М. Речевые нарушения у детей. — Ростов н/Д.; изд. Феникс, 2008.
  3. Душка Н. Синквейн в работе по развитию речи дошкольников // Логопед. – 2005. — №5.
  4. Новиковская О.А. Конспекты комплексных занятий с детьми среднего дошкольного возраста (4-5 лет). – СПб.: Паритет, 2011.

Ксейко Л.А.,
учитель-логопед высшей кв. категории

«Дидактический синквейн, как инновационная технология, применяемая в коррекционной работе у детей с общим недоразвитием речи»

Опыт работы с детьми, имеющими общее недоразвитие речи III – IV уровня показывает, что даже после пройденного курса коррекции и развития речи у детей с хорошими диагностическими показателями, имеются трудности связанные со скоростью актуализации имеющихся знаний и собственного речевого высказывания, им требуется больше времени на обдумывание и формулирование ответа

Содержимое разработки

Актуальность.

Опыт работы с детьми, имеющими общее недоразвитие речи III – IV уровня показывает, что даже после пройденного курса коррекции и развития речи у детей с хорошими диагностическими показателями, имеются трудности связанные со скоростью актуализации имеющихся знаний и собственного речевого высказывания, им требуется больше времени на обдумывание и формулирование ответа

Инновационность.

Применительно к педагогическому процессу, инновация означает введение нового в цели, содержание, методы и формы образования, организацию совместной деятельности педагога и ребенка. Основным критерием «инновационности» технологии является повышение эффективности образовательного процесса за счет применения данной технологии.

Что такое «Синквейн».

«Синквейн» от французского слова «пять». Это специфическое стихотворение без рифмы, состоящее из пяти строк, в которых обобщена информация по изученной теме. Несмотря на труднопроизносимое и загадочное название, технология синквейна очень эффективна и проста в применении уже в дошкольном возрасте у детей с общим недоразвитием речи.

Этапы работы.

Инновационные технологии в логопедической практике – это лишь дополнение к общепринятым, проверенным временем технологиям. Сегодня расскажу о практическом внедрении технологии синквейна в коррекционно-педагогический процесс.

Технология «Дидактический синквейн» может успешно применяться в логопедической практике.

Для того, чтобы работа была успешной, воздействие должно быть системным, описывающим и охватывающим весь коррекционный процесс. Необходима предварительная работа по созданию речевой базы для составления синквейна, которая не противоречит программе Татьяны Борисовны Филичевой и Галины Васильевны Чиркиной и той её части, которая касается развития лексико-грамматических категорий у детей с ОНР 3ур и служит средством оптимизации учебного процесса.

Чтобы правильно составить синквейн дошкольнику необходимо:


• иметь достаточный словарный запас в рамках темы,
• понятиями: слово – предмет (живой не живой), слово-действие, слово-признак,
• научиться правильно, понимать и задавать вопросы,

• владеть навыком обобщения,
• согласовывать слова в предложении,
• правильно оформлять свою мысль в виде предложения.

Коррекционно-педагогическая работа над синквейном начинается в конце лексической недели. На первых порах при составлении синквейна работу с детьми провожу или в подгруппах, затем в парах и только потом индивидуально.

На первом этапе работы при обучении составления синквейна уточняется, расширяется и совершенствуется словарь дошкольников. Дети знакомятся с понятиями «слово, обозначающее предмет» и «слово, обозначающее действие предмета», тем самым готовится платформа для последующей работы над предложением. Давая понятие «слово, обозначающее признак предмета», я накапливаю материал для распространения предложения определением. Дети овладевают понятиями «живой и неживой» предмет, учатся правильно задавать вопросы к словам, обозначающим предметы, действия и признаки предмета.

1-ая строчка «Кто? Что?» – существительное, одно ключевое слово, определяющее содержание (Название произведения, имя героя);

2-ая строчка «Какой? Какая? Какое?» – два прилагательных, характеризующих первую строчку;

3-я строчка «Что делает?» – три глагола, обозначающих действие, относящихся к теме;

Упражнение «Подбери схему к слову»

Обучаю мнемическим приемам запоминания с помощью подбора ассоциаций (картинок). Что необходимо для формирования системы связей между лексическими единицами.

На втором этапе продолжается работа по обогащению и активизации словаря; составлению предложения из нескольких слов, показывающая отношение к теме, выражающая личное отношение автора синквейна к описываемому предмету или объекту, предметной (сюжетной) картине. На данном этапе очень важно научить детей выражать своё личное отношение к теме одной фразой; а так же использовать знание пословиц, поговорок по заданной теме. Дети составляют предложения по картинкам, используя схемы.

4-ая строчка синквейна – четыре слова, ключевая фраза, которое показывает личное отношение автора к теме или ее суть

5-ая строчка – одно слово существительное (или словосочетание) – ассоциация (синоним), который повторяет суть темы в 1-ой строчке.

Основной этап. Составление синквейнов.

«Сочинения» пишутся 1 раз в неделю, или в две и имеют различную тематику, что находит свое отражение в перспективном планировании. Лексические темы, которые усваивают дети, служат темами синквейнов. Они могут быть посвящены человеку (его качествам), явлениям природы, животным, птицам, праздникам и др.

Вариативность в применении технологии синквейн.

Синквейн использую на занятиях для закрепления изученной лексической темы.

2. Тонкая, белоствольная.

3. Растет, зеленеет, радует.

4. Береза — символ России.

На занятиях по развитию связной речи: используя слова из синквейна, придумать рассказ.

2. Белый, пушистый.

3. Прячется, боится, убегает.

4. Я жалею зайца.

5. Дикое животное.

В зимнем лесу живет белый пушистый заяц. Жизнь у зайца трудная, он боится волка и лису, увидев их, прячется или убегает. Мне жалко зайца. Зимой диким животным жить трудно.

Различные вариации для составления синквейна способствуют разноплановому составлению заданий.

Составить синквейн по предметной картинке (сюжетным) картинкам,

Составлением краткого рассказа по готовому синквейну (с использованием слов и фраз, входящих в состав синквейна);

По прослушанному рассказу или сказке;

Синквейн – загадка. Анализ неполного синквейна для определения отсутствующей части (например, дан синквейн без указания темы — без первой строки, необходимо на основе существующих строк, ее определить):

2. Гласные, согласные.

3. Слышим, произносим, выделяем.

4. Звуки складываются в слова.

Можно дать работу на дом для совместной деятельности ребёнка и родителей: нарисовать предмет и составить синквейн.

Дети умеющие печатать могут создавать свой синквейн на листе бумаги, не умеющие – в виде устных сочинений

Составление синквейна используется как заключительное задание по пройденному материалу.

Составление синквейна используется для проведения рефлексии, анализа и синтеза полученной информации. Для закрепления понятий, усвоенных на занятиях по подготовке к обучению грамоте.

Это также способ контроля и самоконтроля (дети могут сравнить синквейны и оценивать их).

Учитывая, что ведущая деятельность у дошкольников — игровая, необходимо организовывать процесс познания новых слов в процессе игры. Составление дидактического синквейна — это увлекательная и интересная игра. Ребенок должен уметь еще и прочитать свое произведение. И как бы плохо или хорошо он это не делал, у него всегда есть желание посидеть в поэтическом кресле и прочитать свое сочинение всем вслух.

Работа по составлению синквейнов – источник неиссякаемого творчества для детей и для взрослых. При творческом, не директивном использовании синквейна на занятиях он воспринимается дошкольниками как увлекательная игра, как возможность выразить свое мнение, согласиться или нет с мнением других, договориться. Эффективность использования синквейна заключается в быстром получении результата и закреплении его, облегчении процесса усвоения понятий и их содержания, расширении и актуализации словарного запаса, обучении выражать свои мысли, подбирать нужные слова, выработке способности к анализу.

Для родителей предлагается провести консультацию «Применение метода синквейн в развитии речи детей старшего дошкольного возраста» , мастер-класс «Учимся составлять синквейн».

Создается копилка – образцов детских синквейнов.

Изготовление красочных индивидуальных альбомов детей с собственноручно напечатанными синквейнами.

Опыт показывает, что уже в конце первого года обучения большинство старших дошкольников постепенно овладевают навыком составления синквейна, упражняясь в подборе действий и признаков к предметам, совершенствуя способность к обобщению, расширяя и уточняя словарный запас.

Преимущества. Эффективность и значимость технологии синквейн.

Во-первых, его простота. Синквейн могут составить все.

Во-вторых, в составлении синквейна каждый ребенок может реализовать свои творческие, интеллектуальные возможности.

Синквейн является игровым приемом.

Составление синквейна похоже на игру, ведь сочинять весело, полезно и легко!

Данный метод может легко интегрироваться с другими областями Программы.

Технология синквейн не требует особых условий для использования и органично вписывается в работу по развитию лексико-грамматических категорий у дошкольников с ОНР.

Гармонично вписывается в работу по развитию ЛГК, использование синквейна не нарушает общепринятую систему воздействия на речевую патологию и обеспечивает её логическую завершенность.

Способствует обогащению и актуализации словаря, уточняет содержание понятий.

Является диагностическим инструментом, даёт возможность педагогу оценить уровень усвоения ребёнком пройденного материала.

Носит характер комплексного воздействия, не только развивает речь, но способствует развитию ВПФ (памяти, внимания, мышления).

II. Практическая часть:

— Совместная работа с педагогами «Синквейн о синквейне»

2. Творческий, активизирующий.

3. Развивает, обогащает, уточняет.

4. Синквейн помогает учиться.

— Самостоятельная работа педагогов.

— Обсуждение полученных результатов.

Новая технология – открывает новые возможности. Дидактический синквейн позволяет создавать условия для свободного выбора ребенком деятельности, принятия решений, выражения чувств и мыслей, благодаря ему возможна поддержка индивидуальности и инициативы каждого ребенка, а это, в свою очередь, создает социальную ситуацию для развития ребенка, что актуально в связи с вводом в действие ФГОС дошкольного образования.

Использование дидактического синквейна в логопедической практике позволяет гармонично сочетать в работе элементы трех основных образовательных систем: информационной, деятельностной и личностно- ориентированной, что особенно актуально в условиях работы с детьми с особыми образовательными потребностями.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: