Использование технологии ‘Дидактический синквейн’ в логопедической практике

Консультация “Использование дидактического синквейна в логопедической работе с дошкольниками”

Консультация « ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ДИДАКТИЧЕСКОГО СИНКВЕЙНА В ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЕ С ДОШКОЛЬНИКАМИ»

Уразбаева Г.З.,

Учитель-логопед МДОБУ ЦРР – детский сад «Аленушка»

Правильная речь занимает одно из важнейших мест в развитии ребенка. Только через родной язык дети входят в окружающую их жизнь.

Родной язык – это средство общения, выражения и формирования мыслей «активное могучее средство всестороннего развития личности ребенка» (А.И. Сорокина). Чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче ему высказывать свои мысли, тем содержательнее его общение со сверстниками, взрослыми.

В настоящее время наблюдается огромный рост детской речевой патологии, поэтому устранение нарушений речи необходимо начинать как можно раньше. Эффективность устранения речевых нарушений определяется во многом уровнем развития логопедии как науки.

В современном образовательном процессе используются разнообразные виды педагогических технологий. Учителя – логопеды в коррекционной работе применяют как общепринятые технологии, так и нетрадиционные.

К одной из таких новых технологий относится дидактический синквейн. Эта технология органично вписывается в работу по совершенствованию лексико-грамматических категорий у старших дошкольников. Ведь, как известно, речь старших дошкольников с общим недоразвитием речи ограничена, она характеризуется бедностью словаря, нарушением лексико – грамматических категорий, низким уровнем сформированности связной речи. Исходя из опыта работы с такими детьми, можно сказать, что им требуется больше усердий на то, чтобы изложить правильно свои мысли.

Актуальность и целесообразность использования синквейн-технологии в коррекционной работе объясняется тем, что:

– новая технология открывает новые возможности;

– не нарушается общепринятая система воздействия на речевую патологию и обеспечивает ее логическую завершенность;

– данная технология благоприятно влияет на развитие высших психических функций;

– синквейн можно использовать при диагностическом исследовании дошкольников.

Что такое синквейн?

Синквейн с французского языка переводится ㅤкак «пять ㅤстрок», т.е. ㅤпятистрочная строфа ㅤстихотворения. Форма синквейна была разработана амереканской поэтессой Аделаидой Крепси. Синквейн – это необычный текст, он написан в соответствии с определенными правилами.

ㅤДидактический синквейн основывается на ㅤсодержательной ㅤстороне и ㅤсинтаксической ㅤзаданности ㅤкаждой ㅤстроки. ㅤСоставление ㅤдидактического ㅤсинквейна ㅤявляется ㅤформой ㅤсвободного ㅤтворчества, ㅤтребующей от ㅤавтора ㅤумения ㅤнаходить в ㅤинформационном ㅤматериале ㅤнаиболее ㅤсущественные ㅤэлементы, ㅤделать ㅤвыводы и ㅤкратко их ㅤформулировать. В ㅤнастоящее ㅤвремя ㅤтехнология ㅤсоставления ㅤсинквейна ㅤактивно ㅤиспользуется в ㅤпсихологии и в ㅤработе ㅤучителей – логопедов. Психологи и практикующие педагоги отмечают, что у старших дошкольников часто имеются нарушения речи, бедный словарный запас, дети не умеют составлять рассказ по картинке, пересказать прочитанное, им трудно выучить наизусть стихотворение. Составление синквейна – один из способов частичного решения этих проблем.Синквейны часто используются современными педагогами для занятий в детском саду.Уже в дошкольном возрасте можно учить детей составлять синквейны в форме игры. Чтобы составить синквейн, нужно научиться находить в тексте, в материале главные элементы, делать выводы и заключения, высказывать свое мнение, анализировать, обобщать, объединять и кратко излагать.Написание синквейна является формой свободного творчества, требующей от автора умения находить в информационном материале существенные элементы, делать выводы и кратко их формулировать.ㅤ

ㅤПравила ㅤнаписания ㅤ ㅤсинквейна. Синквейн состоит из 5 строк. Его форма напоминает елочку. Что пишется в каждой строке ?

В первой строке – должна находиться сама тема дидактического синквейна, обычно это явление или предмет,о котором идет речь.Чаще всего в первой строке пишется всего одно слово и отвечает на вопросы: Кто? Что?

Во второй строке – находятся уже два слова, иногда и словосочетания,которые описывают свойства и признаки этого предмета или явления,отвечающие на вопросы: Какой? Какая?

В третьей строке – содержатся уже три слова, которые описывают действия обычные для этого явления или объекта, отвечающие на вопрос: Что делает?

В четвертой строке – ребенок выражает уже непосредственно свое мнение о затронутой теме.Самый традиционный вариант, когда эта фраза состоит из четерех слов.

Пятая строка – содержит в себе опять всего одно слово или словосочетание, отражающее суть предмета или явления, о котором говориться в дидактическом синквейне и отвечает на вопрос: Кто? Что?

Дети очень ярко отзываются на такую работу, начинают сами предлагать темы.А темы могут быть самыми разнообразными. Это зависит от того,на каком занятии предложено задание, какая тема изучается.

Синквейн – один из эффективных методов развития речи дошкольников.

В чем же эффективтивность и значимость? Во-первых,его простата.Синквейн могут составить все. Во-вторых, в составлении синквейна каждый ребенок может реализовать свои творческие, интеллектуальные вожможности. В –третьих,синквейн является игровым приемом. В- четвертых, составление синквейна используются как заключительное задание по пройденному материалу. В- пятых составление синквейна используются для проведения рефлексии, анализа и синтеза полученной информации.

Я люблю свой детский сад.

Сказка – мой лучший друг.

Из приведенного примера видно следующее: для того чтобы правильно составить синквейн, ребенку необходимо иметь достаточный словарный запас, знать обобщающие слова, как слово-предмет ( живой не живой ), слово-действие, слово-признак. Дошкольники должны уметь слышать вопросы и давать правильные на них ответы. Отсюда следует, что перед составлением синквейна учителем-логопедом должна быть проведена предварительная работа по созданию речевой базы.

Читайте также:
Логопедическое занятие по закреплению артикуляции звука (ц) для детей с ОНР 3 ур.

Работа начинается с уточнения, расширения и совершенствования словаря. При знакомстве детей с понятиями «слово,обозначающее предмет», «слово,обозначающее действие предмета», «слово, обозначающее признак предмета», готовится основа накапливается материал для последующей работы над предложением.Дети овладевают понятиями «живой» и «неживой» предмет, учатся правильно ставить вопросы к словам, обозначающим предметы, действия и признаки предмета. В этой работе используются различные картинки, предметы. Детям предлагается назвать слова, которые обозначают живые предметы, затем – неживые, называть предметы по порядку и к каждому ставить соответствующий вопрос. Затем предлагается назвать несколько действий, которые могут производить изображенные предметы. Дети называют несколько признаков к одному предмету.После того как у детей сформировалось представление о словах,обозначающих предмет и его действия,их подводят к понятию о предложении и начинают работу над структурой и грамматическим оформлением предложения. В первую очередь дети учатся составлять простое нераспространенное предложение разной структуры. Далее структура предложения распространяется путем введения в него определения, дополнения. Дается понятие о коротких словах (предлогах ), их употреблении в речи.

Завершается работа формированием умения строить распространенные предложения разных структур. Предварительная работа по созданию речевой базы для создания синквейна не противоречит программе Филичевой Т.Б. и Чиркиной Г.В. и той ее части, которая касается развития лексико- грамматических категорий у детей с ОНР 3 уровня и служит средством оптимизации процесса.

Синквейн может использоваться индивидуально и в подгруппах. Целесообразно использовать синквейн для закрепления изученной лексической темы; для развития связной речи; используя слова из синквейна, придумать рассказ; для закрепления понятий, усвоенных на занятиях по подготовке к обучению грамоте. При творческом использовании в совместной деятельности синквейн воспринимается детьми как увлекательная игра,как возможность выразить свое мнение.Эффективность использования синквейна заключается в быстром получении результата и закреплении его. Составление синквейнов облегчает процесс усвоения понятий и их содержания, учит коротко, но точно выражать свои мысли, способствует расширению и актуализации словарного запаса. Использование дидактического синквейна в логопедической практике позволяет гармонично сочетать в работе элементы трех основных образовательных систем: информационной, деятельностной и личностно-ориентированной, что особенно актуально в условиях работы с детьми с особыми образовательными потребностями.

Таким образом, технология «Дидактический синквейн» может успешно применяться в логопедической практике.

  1. Акименко В.М. Развивающие технологии в логопедии. – Ростов н/Д; изд. Феникс, 2011.
  2. Душка Н.Д. Синквейн в работе по развитию речи дошкольников. Журнал «Логопед» № 5 (2005).
  3. Логопедия: Учебник для студентов дефектол. фак. пед. вузов / Под ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1998.

Мастер-класс для педагогов «Использование дидактического синквейна в логопедической практике»

Наталья Иванова
Мастер-класс для педагогов «Использование дидактического синквейна в логопедической практике»

Мастер-класс «Использование дидактического синквейна в логопедической практике»

1. Синквейн-технология:

В любой педагогической системе «Педагогическая технология» — понятие, взаимодействующее с дидактической задачей. И если дидактическая задача выражает цель обучения и воспитания, то педагогическая технология — пути и средства их достижения.

•Технология – это совокупность приемов, применяемых в каком-либо деле, мастерстве, искусстве (толковый словарь).

Педагогическая технология – это содержательная техника реализации учебного процесса (В. П. Беспалько).

Между тем это слово, пришедшее к нам от греков, если судить по составляющим его корням, было рассчитано на более универсальное использование: технос – искусство, мастерство, логос – учение.

2. Почему именно синквейн?

Лексико-грамматическая сторона речи детей старшего дошкольного с ОНР значительно отличается от речи нормально развивающихся сверстников, их словарного запаса, как в количественном, так и в качественном плане.

– Бедный словарь. Дети используют в активной речи общеизвестные, часто употребляемые в обиходе слова и словосочетания.

– Непонимание и искажение значений слов, как правило, проявляются в неумении отобрать из словарного запаса и правильно употребить в речи слова, наиболее точно выражающие смысл высказывания, в несовершенстве поиска номинативных единиц.

– Трудности согласования слов в словосочетаниях и предложениях, которые выражаются в неумении правильно подобрать окончания слов.

Так же для детей с ОНР характерны:

– низкая активность познавательной деятельности,

-быстрая утомляемость, недостаточные работоспособность на занятиях,

-неустойчивость внимания, малая инициативность в игровой деятельности,

-ограниченные возможности распределения внимания,

-при относительно сохранной логической сниженная вербальная память, слабая продуктивность запоминания.

Дети с ОНР отстают в развитии словесно-логического мышления и без специального обучения с трудом овладевают анализом и синтезом, сравнением и обобщением.

Поэтому, параллельно с задачей накопления, обогащения,уточнения словарного запаса должна решаться другая не менее важная: создание условий для его активизации и актуализации собственного высказывания. И здесь на помощь может прийти дидактический синквейн. Эта технология не требует особых условий для использования и органично вписывающаяся в работу по развитию лексико–грамматических категорий у дошкольников и младших школьников с ОНР.

Читайте также:
Проект для детей старшего дошкольного возраста ‘Мы все разные, но дружные’

3. Что же такое синквейн?

Синквейн представляет из себя стихотворную форму из пяти строк. Возникла эта форма в Америке в начале 20-го века и сформировалась под влиянием популярной в то время японской поэзии. Впервые эта форма была разработана американской поэтессой Аделаидой Крэпси, вдохновившейся японскими слоговыми миниатюрами танка и хайку. Синквейны были включены в 1914 году в её посмертный сборник стихов. Впоследствии по всему миру, в том числе и в России, её стали использовать и в дидактических целях в качестве довольно результативного метода развития образной речи.

Существует два вида синквейна: традиционный и дидактический. Традиционный синквейн основывается на слоговой зависимости,имеет ряд вариаций:

• Зеркальный синквейн

Синквейн-бабочка

• Корона синквейнов

• Гирлянда синквейнов (Garlandcinquain) — аналог венка сонетов, корона синквейнов, к которой добавлен шестой синквейн, где первая строка взята из первого синквейна, вторая строка из второго, и т. д.

Дидактический синквейн развился в практике американской школы. В этом жанре текст основывается на содержательной и синтаксической заданности каждой строки. В России синквейн начал применяться с 1993 года.

4. Правила составления дидактического синквейна:

В первой строке – должна находиться сама тема синквейна, обычно это явление или предмет, о котором идет речь. Чаще всего в первой строке пишется всего одно слово, но иногда и небольшое словосочетание. По части речи это местоимение или существительное,и отвечает на вопросы: Кто? Что?

Во второй строке – находятся уже два слова, иногда и словосочетания, которые описывают свойства и признаки этого предмета или явления. По части речи это обычно причастия и прилагательные,отвечающие на вопросы: Какой? Какая?

В третьей строке – содержатся уже 3 слова (иногда и словосочетания) которые описывают действия обычные для этого явления или объекта.По части речи это глаголы и деепричастия отвечающие на вопрос: Что делает?

В четвертой строке — автор пишет уже непосредственно свое мнение о затронутой теме. Иногда это может быть просто известный афоризм, фраза или что-то подобное, иногда даже небольшой стих. Самый традиционный вариант, когда эта фраза состоит из четырех слов, но это не так принципиально 3-5 слов считается также отлично, но встречаются и более длинные варианты для объяснения своей позиции по теме.

Пятая строка – содержит в себе опять всего одно слово или словосочетание. Это как бы резюме всего стихотворения, отражающее суть предмета или явления о котором говориться в синквейне, и мнение автора об этом.Обычно как часть речи также существительное или местоимение и отвечает на вопрос: Кто? Что? (Синоним, антоним, чувство, эмоция). И часто являет неплохой темой для составления нового синквейна.

При этом правила составления синквейна считаются больше рекомендацией, автор, если считает нужным может иногда и немного от них отступать, если это нужно для более красивого и содержательного стихотворения. Иногда целью развития речи у детей в 5-той строке синквейна можно встретить 2-3 и даже 4 слова связанных с темой синквейна и сутью стихотворения, это также не является отступлением от правил.

5. Достоинства синквейна.

• Написание синквейна является формой свободного творчества, требующей от автора умения находить в информационном материале наиболее существенные элементы, делать выводы и кратко их формулировать.

• Простота построения синквейна делает его одним из эффективных методов развития ребенка дошкольного возраста, который позволяет быстро получить результат. В частности, знакомство с самим понятием слова и расширение словарного запаса для более эффективного выражения своей мысли.

• Составление синквейна полезно для выработки способности к анализу.

• Задействованы при написании все личностных способностей (интеллектуальные, творческие, образные).

• Процедура составления синквейнапозволяет гармонично сочетать элементы всех трех основных образовательных систем: информационной, деятельностной и личностно ориентированной.

6. Практическая часть: предлагается составить синквейн.

(практика: дать синквейн, по нему составить рассказ; дать рассказ, по нему составить синквейн)

7. Предварительная работа по созданию речевой базы для составления синквейна со старшими дошкольниками, имеющими ОНР, основывается на той части программы Т. Б. Филичевой и Г. В. Чиркиной «Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста», которая касается развития лексико-грамматических средств языка и связной речи. Чтобы правильно составить синквейн,важно:

-иметь достаточный словарный запас в рамках темы;

-владеть:анализом, обобщением,понятиями: слово-предмет (живой—неживой, слово-действие, слово-признак;

-уметь подбирать синонимы;

-научиться правильно понимать и задавать вопросы;

– согласовывать слова в предложении;

– правильно оформлять свою мысль в виде предложения.

Что нужно для точного и полного выражения мысли?

Работа начинается с уточнения, расширения и самосовершенствования словаря. Знакомя детей с понятиями «слово, обозначающее предмет» и «слово, обозначающее действие предмета», мы тем самым готовим платформу для последующей работы над предложением. Давая понятие «слово, обозначающее признак предмета», мы накапливаем материал для распространения предложения определениями. Дети овладевают понятиями «живой и неживой» предмет, учатся правильно ставить вопросы к словам, обозначающим предметы, действия и признаки предметов, изображать их графически. Графические схемы помогают детям более конкретно ощутить границы слов и их раздельное написание. В этой работе можно использовать различные картинки и предметы. Если ребенок дает одно название тому, что изображено на картинке (дядя, то логопед может спросить, как назвать его по другому (папа, мужчина). Логопед требует от детей ответа одним словом, обозначающим предмет,работу можно построить по определенному плану:

Читайте также:
Примерное перспективное планирование работы по формированию лексико-грамматических категорий и развитию связной речи у детей 5-7 лет

• предлагается называть те слова, которые обозначают живые предметы, затем – неживые, далее – называть предметы по порядку и к каждому ставить соответствующий вопрос;

логопед добивается от детей названий нескольких действий, которые могут производить изображенные предметы (дерево – растет, цветет, качается, засыхает, скрипит);

• дети называют действия (смотрит, плачет, улыбается, кричит);

• называют то, что изображено на картинках (чайник кипит, девочка прыгает). Нельзя объединять два слова в предложение;

логопед называет несколько признаков к одному предмету (овальный, зеленый, твердый, хрустящий)дети называет предмет: это огурец;

• нахождение слов, подходящих к графическим изображениям (костер, солнце – горит, светит, яркий, жаркий).

После того, как у детей сформировалось представление о словах,обозначающих предмет и его действия (грамматическое значение слова, их подводим к понятию о предложении и начинаем работу над структурой и грамматическим оформлением предложения. Слова, обозначающие предмет и действие предмета соединяются в простое, нераспространенное предложение, фактически закладывается основа для успешного овладения умением чувствовать грамматическую основу предложения. В первую очередь дети учатся составлять по картинкам простое нераспространенное предложение разной структуры (подлежащее + сказуемое, сказуемое + подлежащее, а также простые нераспространенные предложения с однородными подлежащими и сказуемыми. Далее структура предложения распространяется путем введения в него определения, выраженного прилагательным, и дополнением, выраженного существительным в винительном, родительном, дательном и творительном падежах без предлога. Дается понятие о коротких словах (предлогах, их употреблении в речи и написании в предложениях. Завершается работа формированием умения строить распространенное предложение разных структур, опираясь на сюжетные картинки, вопросы, схемы и т. д., а затем сокращать их до первоначально вида простого двусоставного, нераспространенного предложения. Дети еще раз осознают, что в предложении есть главные слова, без которых оно не строится. Они необходимы для создания синквейна – мини-сочетания, где сконцентрированы знания чувства, и сужена оценка явлений и событий, выражены свои позиция, взгляд на ту или иное событие, предмет.

Синквейн печатают дети, имеющие некоторые знания по грамматике, владеющие послоговым чтением и чтением словами. Для детей старшей группы, которые еще не умеют читать, можно предложить алгоритм, по которому они создают свои устные сочинения, затем красиво их оформляют вместе с родителями. Лексические темы, которые усваивают дети, служат темами синквейнов.

Синквейн может использоваться на индивидуальных и групповых занятиях, с одной группой или в двух подгруппах одновременно. Дети умеющие печатать могут создавать свой синквейн на листе бумаги, не умеющие в виде устных сочинений. Можно дать работу на дом для совместной деятельности ребёнка и родителей: нарисовать предмет и составить синквейн. Могут быть использованытакие варианты работы как:

– составление краткого рассказа по готовому синквейнуиспользованием слов и фраз, входящих в состав синквейна);

– коррекция и совершенствование готового синквейна;

– анализ неполного синквейна для определения отсутствующей части (например, дан синквейн без указания темы — без первой строки, необходимо на основе существующих ее определить);

– полезно составлять синквейн для закрепления изученной лексической темы.

Сочинение синквейновявляется своеобразным инструментом для синтезирования полученной информации и позволяет решать множество важнейших задач:

синквейн передает эмоции и чувства, что способствует более глубокому усвоению материала, темы;

– отрабатываются знания о частях речи;

– знания о предложении;

– умение соблюдать интонацию;

– значительно активизируется словарный запас ребёнка;

– совершенствуется навык использования в речи синонимов, антонимов;

– активизируется и развивается высшие психические функции (мышление, память, внимание);

– совершенствуется умение высказывать собственное отношение к чему-либо.

Эффективность и значимость синквейна:

– Простота. Синквейн могут составить все.

– Каждый ребенок может реализовать свои интеллектуальные возможности.

Синквейн как игровой приемом.

– Заключительное задание по пройденному материалу.

– Формирует анализ и синтез полученной информации.

– Пополняет словарный запас.

Синквейн учит краткому пересказу.

Синквейн помогает развить речь и мышление.

– Сочинение синквейна – процесс творческий. Это интересное занятие помогает самовыражению детей, через сочинение собственных нерифмованных стихов.

Синквейн учит находить и выделять в большом объеме информации главную мысль.

Синквейн облегчает процесс усвоения понятий и их содержания.

Читайте также:
Постановка и автоматизация твердого звука (Л)

Синквейн — это также способ контроля и самоконтроля (дети могут сравнить синквейны и оценивать их).

10. Составить синквейн к словосочетанию мастер-класс.

Смотрю, как засыпает он заброшенный сад,

Чем больше живу на этом свете,

Тем больше познаю его печаль…

Не слышен рёв вод,

Бьющихся в скалы.

Ещё не проник в моё сердце,

Но посмотришь вокруг-

И, право, каждая малость

Подвергает в такую тоску…

Красит в зелень.

Использованнаялитература и интернет ресурсы:

1. Акименко В. М. Новые педагогические технологии: Учебно-метод. пособие. Ростов –на -Дону, 2008.

2. Акименко В. М. Развивающие технологии в логопедии. Ростов –на-Дону., 2011.

3. Акименко В. М. Речевые нарушения у детей. Ростов-на Дону, 2008.

4. Баннов А.Учимся думать вместе: Материалы для тренинга учителей. М., 2007.

5. Бахман Е. В. Синквейны на уроках химии.Школа: день за днем. [Электронный ресурс]. URL: http://www.den-za-dnem.ru/page.php?article=410 (Дата обращения: 03.08.2012).

6. Гин А. Приемы педагогической техники. М., 2003.

7. Душка Н. Синквейн в работе по развитию речи дошкольников Журнал «Логопед», №5 (2005)

8. Терентьева Н. Синквейн по «Котловану». Литература. Журнал «Первое сентября», №4 (2006).

Мордвинова Т. Синквейн на уроке литературы. Фестиваль педагогических идей «Открытый урок».

Написание синквейнов и работа с ними. Элементы инновационных технологий. МедБио (кафедра Медицинской биологии и генетики КГМУ).

Педагогический словарь

Активизация речи детей с ОНР посредством дидактического синквейна Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 11, муниципального образования Успенский.

Использование «Азбуки в стихах» в логопедической практике В детской поэзии десятки различных азбук, которые написаны прекрасными поэтами – С. Маршаком, С. Михалковым, Б. Заходером, В. Берестовым и многими.

Использование компьютерных технологий в логопедической практике Информационно- коммуникационные технологии прочно входят во все сферы жизни человека. Модернизация системы образования предъявляет новые.

Использование элементов литотерапии в логопедической практике Литотерапия – (от греческого lithos – камень, terapia – терапия) – лечение с помощью натуральных камней, нетрадиционная методика, ставшая.

Мастер-класс для педагогов ДОУ «Использование мотивационных приемов в песочной терапии» Цель: освоение новых педагогических приемов работы с детьми в практической деятельности, сплочение педагогического коллектива. Задачи: Познакомить.

Мастер-класс для педагогов «Использование многофункциональных пособий в экологическом воспитании дошкольников» Мастер-класс для педагогов «Использование многофункциональных пособий в экологическом воспитании дошкольников» Цель мастер-класса: – развитие.

Мастер-класс для педагогов «Использование социоигровых технологий» Цель: Обучение использованию социоигровой технологии для реализации образовательной области «Социально-коммуникативное развитие». Оборудование:.

Мастер-класс для педагогов «Использование занимательной математики в образовательной деятельности ДОУ» Математика – наука, Хороша, и всем нужна Без нее прожить нам трудно Без нее нам жизнь сложна. Математику недаром называют «царицей наук!».

Использование здоровьесберегающих технологий в логопедической практике Здоровьесберегающие технологии в логопедической практике В процессе коррекционной работы логопеда возрастает социальная и педагогическая.

Использование технологии ‘Дидактический синквейн’ в логопедической практике

Ожидайте

Специалист свяжется с Вами сразу в рабочее время с
Пн – Пт с 10:00 – 19:00 МСК

Перезвоните мне

Ваш персональный менеджер: Екатерина
Ответственная и отзывчивая! 😊

Дидактический синквейн — это инновационная методика, которая помогает развивать детскую речь.

Бесплатные занятия с логопедом

В педагогике используют разные технологии обучения. Дидактический синквейн — это инновационная методика, которая помогает развивать детскую речь.

Инновационные логопедические технологии

Любые новшества используются только в качестве дополнительных мер. Су-джок терапия, пальцевой массаж, сенсорное воспитание и другие методы могут усиливать эффективность традиционных технологий.

Дидактический синквейн в работе с дошкольниками

Педагог должен ясно представлять, как использовать нетрадиционные формы обучения. Только тогда они принесут пользу детям.

Особенно эффективно такая технология показала себя в коррекции общего недоразвития речи.

Актуальность технологии «дидактический синквейн»

Нарушения речи тяжело поддаются коррекции. Даже после нескольких лет работы с логопедом у детей наблюдаются проблемы с построением устных высказываний. В отличие от дошкольников с нормой, малыши с ОНР нуждаются в большем количестве времени для формулирования ответа.

Дидактический синквейн помогает развивать речь. Подобная технология была придумана в начале XX века. Под ней понимали особое пятистрочное стихотворение, которое не рифмовалось.

Задачи

Технологии в логопедии применяются разные и конкретный метод подбирается с учетом индивидуальных особенностей развития детей. В дошкольном возрасте лучше всего корректировать устную речь, так как она является базой для письма и чтения.

Важно! Не стоит откладывать решение проблемы на потом, так как чем раньше выявлено нарушений, тем быстрее оно будет устранено.

Дидактический синквейн в работе с дошкольниками решает главную задачу — обучением емкому мышлению. Дети учатся мыслить кратко и красочно. После подобного обучения они легко выделяют главные характеристики предмета.

Алгоритм составления

В детском саду с малышами занимаются разные педагоги. Воспитатель может учить дошкольников правильно составлять синквейны. Для этого ему нужно придерживаться простого алгоритма.

Для подобного занятия достаточно выделять 10-15 минут в день.

Читайте также:
Лексическая тема: Одежда. Обувь. Головные уборы

Синквейн всегда состоит из пяти строк. Первая — это одно слово, которое является примером. Вторая — два прилагательных, которые описывают предмет. Третья — три глагола или деепричастия. Четвертая — небольшое словосочетания, которое выражает отношение автора. Пятая — одно слово, которое является ассоциацией.

Подобная тренировка играет большую роль в речевом развитии. Работа может проводиться в разных вариантах. Детям можно предложить составить рассказ по готовому синквейну, улучшить предложенный вариант или провести анализ неполного стиха.

Задания по логопедии

В детском саду дети активно занимаются весь день. Поэтому каждый урок должен был насыщен разными играми, которые помогают достигать нужных целей.

Синквейн в логопедии для дошкольников применяется для коррекции ОНР. Для начала малышам предлагают потренироваться в составлении. Для этого специалист показывает картинку яблока и спрашивает: «Что это?».

Важно! Чтобы дети смогли составить синквейн — педагогу нужно строго следовать алгоритму.

Следующее упражнение — к яблоку нужно подобрать два признака. Не стоит ограничивать креатив детей. Например, можно остановиться на «красное» и «блестящее». Дальше сложнее: необходимо назвать три действия, которое делает фрукт.

Подойдут: «висит», «зреет», «растет». Потом детей просят сформулировать личное отношение к яблоку. Например: «Я люблю есть яблоки». Последний этап — слово, которое четко характеризует предмет — фрукт.

Еще один вариант работы — это когда на занятиях в детском саду малышам дают готовый синквейн. Они должны найти в нем ошибки.

Бегает, кусает, воет.

Синквейн благоприятно влияет не только на речевое развитие, но и на мыслительное. Можно давать детям карточки для индивидуальной работы. Еще один вариант упражнения — заполнение пропусков.

Белые лепестки, желтая середина, гадания.

Мне нравится букеты из _____

Важно! В случае затруднений педагог помогает. Все синквейны подбирают в соответствии с возрастом ребенком.

Мнемотехника

Задания по логопедии для дошкольников бывают очень разными. Каждое решает определенную проблему. Новые приемы позволяют делать процесс обучения увлекательным.

Мнемотехника — это система, которая обеспечивает эффективное запоминание текста.

В детском саду малыши часто учат стихи и загадки, но не всем это легко дается

Для этой техники составляется рисуночная таблица, где один рисунок — это слово. Такая зрительная опора позволяет легко учить текст. Подобное средство можно использовать в любом возрасте, в том числе и в начальной школе.

Воспитатель берет простое четверостишие, выразительно читает его, а потом разбирает с ребенком. После с ним проговаривают каждый символ. Постепенно малыш сформирует связь между таблицей и предложениями.

Математика

Логопедические дидактические игры могут решать разные задачи. Например, дошкольник может считать изображенные предметы и это будет развивать не только речь, но и мышление.

Такие задания как «один-много», «много-один», «посчитай» и т. п. способствуют формированию представлений о математике. Не менее важны темы «больше-меньше», «ближе-дальше» и т. п.

Специалист может использовать большое количество логопедических приемов. Многим дошкольникам нравится конструкторская деятельность и развивать ее помогает «Лего».

Важно! С помощью игры можно развивать лексику, грамматику и учить детей связно говорить.

Особенно такие задания хорошо воспринимают в младшем дошкольном возрасте. Из деталек малыши могут собирать разные фигурки и описывать их. По готовым проектам легче составлять рассказ.

Лего можно использовать на подгрупповых занятиях. Для этого у каждого ребенка должен быть свой комплект деталек. Их применяют для усвоения звукового анализа (тогда выбирать зеленые, синие и красные части), развития мелкой моторики и т. п.

Примеры логопедических дидактических игр

Развитием ребенка нужно заниматься с раннего возраста. Для этого используют специальные игры для тренировки высших психических функций.

Логопедическое домино

Такая игра легко делается своими руками или ее можно купить в магазине. Она состоит из разрезных карточек, которые нужно соединять по совпадающему рисунку.

Логопедическое домино используют для автоматизации звука. Для этого подбирают соответствующие комплекты карточек. Подобная игра делает закрепление нового звука интересным.

Связка двух схожих картинок позволяет ребенку научиться выстраивать логические связи.

Как составить логопедическое панно

На деревянной или крепкой картонной основе крепят съемные материалы — листы с извилистыми дорожками, дерево с подвижными листочками, бусы на нитке и многое другое.

Логопедическое панно используют на индивидуальных занятиях со старшими дошкольниками.

Квест

Увлекательная игра, где нужно решать разные задачи, очень нравится детям. Для нее разрабатывают специальный сценарий.

Важно! Для начала педагогу нужно продумать ход занятия, после — подготовить весь необходимый реквизит.

Детей в средней группе можно разделить на две команды. Им задают разные загадки, дают задания и следят за качеством выполнения. Соревновательный момент позволяет их мотивировать.

Сказки

С помощью таких текстов проводят артикуляционную гимнастику или знакомство со звуком. В таком облике ребенку проще воспринимать тему. На фронтальном занятии детям логопед рассказывает сказку о язычке и других органах речевого аппарата.

Читайте также:
Организация и содержание работы по развитию лексической сочетаемости слов у детей старшего дошкольного возраста с нарушением речи

Подвижные игру в ДОУ

Не только в детском саду, но и в начальных классах дети отличаются высокой подвижностью. Поэтому для них проводят специальные игры с мячом или другим предметом. Можно передавать его и называть определенные характеристики предметы, вспоминать слова на определённый звук и т. п.

Программа для подготовительной группы

Педагог в своей работе обязан опираться на конспекты, которые отражают основные этапы занятия. Написание их позволяет правильно выстраивать процесс обучения.

Поэтому специалист может воспользоваться рабочей программой воспитателя логопедической подготовительной группы под авторством Нищевой. В ней рассматривается учебный план, методы и приемы работы, необходимые пособия. Обязательно указываются детали взаимодействия воспитателя и логопеда.

Конкурсы для дошкольников

Не только подвижные логопедические игры помогают развивать интерес к учебе. Разные соревнования тоже этому способствуют. Например, в детском саду можно провести логопедические конкурсы для дошкольников.

Важно! Дети могут участвовать в эстафетах и других подобных мероприятиях.

Можно провести соревнование в лесу, например, кто больше соберет шишек или найдет спрятанные вещи. В саду для конкурсов делают специальные загадки, задачи — «найди 4 лишнего», «исключи предмет» и т. п.

Подгрупповое логопедическое занятие

Для проведения урока логопед использует определенные формы организации дошкольников. Эффективно делить их на небольшие группы, так как это позволяет малышам лучше трудится.

Тема «Весна»

Логопедическое занятие по теме «Весна» направлено на расширение словаря и усвоение основных представлений об этом времени года. Для его проведения можно использовать презентацию.

Для начала логопед задает тематическую загадку, после чего детям задают наводящие вопросы о том, что они знаю о времени года: какая погода бывает весенней, что происходит в этот период и т. п.

Специальные распевки способствуют развитию речевого слуха и интонации. Тексты подбирают в соответствии с уровнем развития детей. Желательно петь их по нотам.

Обязательно подбираются тематические задания — «какие птицы прилетают весной», «что происходит в это время года, а что нет» и т. п. Логопедическое занятие «Весна» в старшей группе может проводить в форме праздника.

В логопедии используют разные методы и приемы. Каждый из них помогает решать определенные проблемы.

Использование инновационной игровой технологии «Дидактический синквейн» в логопедической работе как средство развития детей с ОНР

Кто ясно мыслит — тот ясно излагает.

Известно, что термин «логопедия» происходит от греческих корней: логос (слово), пайдео (воспитываю, обучаю) — ив переводе означает «воспитание правильной речи». Сегодня логопедия находится на границе соприкосновения педагогики, психологии и медицины, поэтому использует в своей практике для достижения результатов, наиболее эффективные, инновационные, не традиционные для неё методы смежных наук, помогающие улучшить работу учителя-логопеда. Инновационные технологии в логопедической практике – это лишь дополнение к общеизвестным, проверенным временем технологиям.

Предлагаю вам ознакомится с одной из таких новых технологий как дидактический синквейн, она органично вписывается в работу по совершенствованию лексико-грамматических категорий у старших дошкольников. Ведь, как правило, речь старших дошкольников с общим недоразвитием речи, в также фонетико-фонематическим недоразвитием речи ограничена, она характеризуется бедностью словарного запаса, нарушением лексико – грамматических категорий, а также низким уровнем развития связной речи.

«Песня не равна поэзии, но она не выше и не ниже ее». Вот так многозначно принято говорить у японцев. Удивительно, что синквейн появился благодаря японской поэзии. Синквейн (слово франц.) в переводе означает нерифмованное стихотворение из пяти строк, попытка уместить в достаточно краткой форме свои знания, чувства, ассоциации, и выразить свое мнение по событию или предмету, который и является темой синквейна, можно сказать, что это полёт мысли, свободное мини-творчество, подчиненное определенным правилам.

Актуальность использования синквейна в коррекционной работе заключается в том, что:

  • новая технология открывает новые возможности, а значит новые достижения;
  • составление синквейна проводится в рамках прохождения заданной лексической темы;
  • синквейн в коррекционной работе с детьми с общим недоразвитием речи совершенствует словарную работу;
  • позволяет активизировать познавательную деятельность детей и способствует развитию критического мышления;
  • способствует развитию активного словаря детей, а также формированию фразовой речи;
  • синквейн можно использовать также при диагностическом исследовании дошкольников.

Дидактический синквейн основывается на содержательной и синтаксической заданности каждой строки.

  • Первая строка синквейна – заголовок, тема, состоящие из одного слова (обычно существительное, означающее предмет или действие, о котором идёт речь).
  • Вторая строка – два слова. Прилагательные. Это описание признаков предмета или его свойства, раскрывающие тему синквейна.
  • Третья строка обычно состоит из трёх глаголов или деепричастий,
    описывающих действия предмета.
  • Четвёртая строка – это словосочетание или предложение, состоящее из нескольких слов, которые отражают личное отношение автора синквейна к тому, о чем говорится в тексте.
  • Пятая строка – последняя. Одно слово – существительное для выражения своих чувств, ассоциаций, связанных с предметом, о котором говорится в синквейне, то есть это личное выражение автора к теме или повторение сути, синоним.
Читайте также:
Зачем лисе хвост - конспект и презентация

Примеры, составленные ребенком синквейнов по лексическим темам:

Лиса
Рыжая, хитрая, пушистый.
Охотится, крадется, ловит.
Рыжая лиса мне нравится.
Дикие животные.
Лексическая тема «Детский сад»

Лексическая тема «Детский сад»

Наша группа
Весёлая, дружная.
Учимся, играем, танцуем.
Наш любимый детский сад.
Мы — дружные ребята!

Лексическая тема «Игрушки»:

Кукла.
Нарядная, красивая.
Стоит, сидит, улыбается.
Моя кукла самая любимая.
Игрушка.

Коррекционно-педагогическая работа над синквейном по лексической теме начинается в конце недели. На первых порах при составлении синквейна работа с детьми проводится в подгруппах, затем в парах и только потом индивидуально. Свои синквейны дошкольники оформляют в виде устных сочинений с опорой на схему.

Учитывая, что ведущая деятельность у детей— игровая, организовать процесс познания новых слов проще в игре, а составление дидактического синквейна — это и есть увлекательная игра, которая направлена на развитие умения находить в большом потоке информации самые главные и существенные признаки, анализировать, делать выводы, кратко формулировать свои высказывания.

Важно отметить, что технология синквейн не требует особых условий для использования и органично вписывается в работу по развитию лексико-грамматических категорий у дошкольников с ОНР, способствуя успешной коррекции всей речевой системы в целом.

Автор: Гирюк Екатерина Ивановна, учитель-логопед МДОУ «Ясли-сад № 281 города Донецка», Донецкая Народная Республика.

Статья размещена в авторской редакции

Консультация для воспитателей на тему: «Технология «Дидактический синквейн» в логопедии»

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 79 г. Липецка

Консультация для воспитателей на тему:

«Технология «Дидактический синквейн» в логопедии»

Лексико-грамматическая сторона речи детей старшего дошкольного возраста с ОНР значительно отличается от речи нормально развивающихся сверстников, их словарного запаса, как в количественном, так и в качественном плане.

– Бедный словарь. Дети используют в активной речи общеизвестные, часто употребляемые в обиходе слова и словосочетания.

– Непонимание и искажение значений слов, как правило, проявляются в неумении отобрать из словарного запаса и правильно употребить в речи слова, наиболее точно выражающие смысл высказывания, в несовершенстве поиска номинативных единиц.

– Трудности согласования слов в словосочетаниях и предложениях, которые выражаются в неумении правильно подобрать окончания слов.

Опыт работы с данной категорией детей показывает, что даже после пройденного курса коррекции и развития речи у детей с хорошими диагностическими показателями, имеются трудности связанные со скоростью актуализации имеющихся знаний и собственного речевого высказывания, им требуется больше времени на обдумывание и формулирование ответа. В связи с этим параллельно с задачей накопления, обогащения, уточнения словарного запаса должна решаться другая не менее важная: создание условии для его активизации и актуализации собственного высказывания. И здесь на помощь может прийти дидактический синквейн. Эта технология не требует особых условий для использования и органично вписывающаяся в работу по развитию лексико–грамматических категорий у дошкольников.

Синквейн с французского языка переводится как «пять строк», пятистрочная строфа стихотворения. Дидактический синквейн основывается на содержательной стороне и синтаксической заданности каждой строки. Составление дидактического синквейна является формой свободного творчества, требующей от автора умения находить в информационном материале наиболее существенные элементы, делать выводы и кратко их формулировать. Эти способности очень востребованы в современной жизни.

В настоящее время технология составления синквейна активно используется в психологии как эффективный инструмент для рефлексирования и в работе учителей предметников в школе, как средство, способствующее прочному усвоению знаний, развивающее способность обобщать и резюмировать информацию, дающее возможность оценить уровень знаний учащегося. Так как человек, не владеющий знаниями по теме, не сможет составить синквейн.

Актуальность и целесообразность использования дидактического синквейна в логопедической практике объясняется тем, что:

– Новая технология – открывает новые возможности; современная логопедическая практика характеризуются поиском и внедрением новых эффективных технологий, помогающих оптимизировать работу учителя-логопеда.

– Гармонично вписывается в работу по развитию ЛГК, использование синквейна не нарушает общепринятую систему воздействия на речевую патологию и обеспечивает её логическую завершенность.

– Способствует обогащению и актуализации словаря, уточняет содержание понятий.

– Является диагностическим инструментом, даёт возможность педагогу оценить уровень усвоения ребёнком пройденного материала.

– Носит характер комплексного воздействия, не только развивает речь, но способствует развитию ВПФ (памяти, внимания, мышления).

Правила составления дидактического синквейна

• первая строка – одно слово, обычно существительное, отражающее главную идею;

• вторая строка – два слова, прилагательные;

• третья строка – три слова, глаголы, описывающие действия в рамках темы;

• четвертая строка – фраза из нескольких слов, показывающая отношение к теме;

• пятая строка – слова, связанные с первым, отражающие сущность темы (это может быть одно слово).

2. Красивая, любимая.

3. Стоит, сидит, улыбается.

4. Моя кукла самая красивая.

2. Быстрая, мощная.

3. Едет, обгоняет, тормозит.

4. Я люблю кататься.

2. Мокрый, холодный

3. Капает, стучит, льётся

Читайте также:
Особенности сопровождения ребёнка с ОВЗ в условиях реализации ФГОС

4. Я не люблю дождь

2. Белый, пушистый

3. Скачет, прячется, боится

4. Я жалею зайца.

5. Дикие животные.

Из приведённых примеров видно, что для того чтобы правильно составить синквейн необходимо:

• иметь достаточный словарный запас в рамках темы,

• понятиями: слово – предмет (живой не живой), слово-действие, слово-признак,

• научиться правильно, понимать и задавать вопросы,

• согласовывать слова в предложении,

• правильно оформлять свою мысль в виде предложения.

Предварительная работа по созданию речевой базы для составления синквейна не противоречит программе Татьяны Борисовны Филичевой и Галины Васильевны Чиркиной и той её части, которая касается развития лексико-грамматических категорий у детей с ОНР 3ур и служит средством оптимизации учебного процесса. Опыт показывает, что уже в конце первого года обучения большинство старших дошкольников постепенно овладевают навыком составления синквейна, упражняясь в подборе действий и признаков к предметам, совершенствуя способность к обобщению, расширяя и уточняя словарный запас. Синквейн может использоваться на индивидуальных и групповых занятиях, с одной группой или в двух подгруппах одновременно. Дети умеющие печатать могут создавать свой синквейн на листе бумаги, не умеющие в виде устных сочинений. Можно дать работу на дом для совместной деятельности ребёнка и родителей: нарисовать предмет и составить синквейн. Могут быть использованы такие варианты работы как:

– составление краткого рассказа по готовому синквейну (с использованием слов и фраз, входящих в состав синквейна);

– коррекция и совершенствование готового синквейна;

– анализ неполного синквейна для определения отсутствующей части (например, дан синквейн без указания темы — без первой строки, необходимо на основе существующих ее определить);

– Полезно составлять синквейн для закрепления изученной лексической темы

Составление синквейнов облегчает процесс усвоения понятий и их содержания, учит коротко, но точно выражать свои мысли, способствует расширению и актуализации словарного запаса. Составление синквейна, полезно для выработки способности к анализу. Синквейн требует меньших временных затрат, его написание требует от составителя реализации практически всех его личностных способностей (интеллектуальные, творческие, образные).

Таким образом, технология «Дидактический синквейн» гармонично сочетает в себе элементы трех основных образовательных систем: информационной, деятельностной и личностно ориентированной и может успешно применяться в логопедической практике.

Использование технологии ‘Дидактический синквейн’ в логопедической практике

КАБАЧЕНКО Е.И., учитель-логопед ГБОУ ЦПМСС «Открытый мир», ГБОУ д/с № 2444;

КАБАЧЕНКО Н.А., учитель-логопед ГБОУ ЦО № 1446, ГБОУ д/с № 2444, Москва


Л
огопедическая практика имеет в своем арсенале технологии, направленные на свое­временную диагностику и максимально возможную коррекцию речевых нарушений. Находясь на границе соприкосновения педагогики, психологии и медицины, современная логопедия использует в своей практике наиболее эффективные технологии смежных наук, помогающие оптимизировать работу учителя-логопеда. В логопедической практике их нельзя рассматривать как самостоятельные, они становятся частью общепринятых проверенных временем логопедических технологий, привнося в них новые способы взаимодействия педагога и ребенка, новые стимулы; служат для создания благоприятного эмоционального фона, включения в работу сохранных и активизации нарушенных психических функций.

К таким технологиям относятся:

  • · нейропсихологические;
  • · кинезитерапия;
  • · различные виды логопедического массажа;
  • · суджок-терапия;
  • · гимнастика А.Н. Стрельниковой.

Развитие лексико-грамматической стороны речи детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи (ОНР III уровня) значительно отстает от возрастной нормы. В активной речи они используют в основном общеизвестные, часто употребляемые в обиходе слова и словосочетания. Непонимание и искажение значений слов, как правило, проявляются у них в неумении выбирать и правильно употреблять в речи слова, наиболее точно выражающие смысл высказывания, в несовершенстве поиска номинативных единиц.

Трудности согласования слов в словосочетаниях и предложениях выражаются у таких детей в неумении правильно подобрать окончания слов. Для них характерны низкая активность познавательной деятельности, быстрая утомляемость, недостаточные работоспособность на занятиях, устойчивость внимания, малая инициативность в игровой деятельности, ограниченные возможности распределения внимания, при относительно сохранной логической сниженная вербальная память, слабая продуктивность запоминания.

Обладая в целом полноценными предпосылками к овладению мыслительными операциями, дети с ОНР отстают в развитии словесно-логического мышления и без специального обучения с трудом овладевают анализом и синтезом, сравнением и обобщением.

Опыт работы со старшими дошкольниками с ОНР, анализ методической литературы показывают, что даже после пройденного курса коррекции и развития речи у детей с хорошими диагностическими показателями остаются трудности, связанные со скоростью актуализации имеющихся знаний и собственного речевого высказывания, им требуется больше времени на обдумывание и формулирование ответа. Поэтому часто даже на первый взгляд у благополучных первоклассников возникают проблемы в учебе. Трудности проявляются не сразу, а чаще всего во второй половине года, когда повышаются требования к скорости выполнения заданий и на первый план выходят умения анализировать информацию, выбирать главное, коротко и точно выражать свои мысли.

Развить эти способности еще в дошкольном возрасте поможет использование в логопедической практике дидактического синквейна (синквейн — в переводе с фр. —«пять строк», пятистрочная строфа стихотворения). Эта технология не требует особых условий его применения и органично вписывается в работу по развитию лексико-грамматических категорий, способствует обогащению и актуализации словаря, уточняет содержание понятий, дает возможность педагогу оценить уровень усвоения ребенком пройденного материала, носит характер комплексного воздействия, не только развивая речь, но способствуя развитию высших психических функций (памяти, внимания, мышления), позволяет ребенку быть активным, творческим участником образовательного процесса.

Читайте также:
Конспект занятия: Автоматизация звука (Л) на материале лексической темы 'Птицы'

Дидактический синквейн основывается на содержательной стороне и синтаксической заданности каждой строки. Его составление требует умения выбирать из имеющейся информации существенные элементы, делать выводы и кратко их формулировать.

В настоящее время составление синквейна активно используется в психологии как эффективный инструмент для рефлексирования и в работе учителей-предметников в школе как средство, способствующее прочному усвоению знаний, развивающее способность обобщать и резюмировать информацию, дающее возможность оценить уровень знаний учащегося. Человек, не владеющий знаниями по теме, не сможет составить синквейна.

К основным правилам составления синквейна относятся следующие:

  • · первая строка включает одно слово, слово-предмет, отражающее главную идею;
  • · вторая строка — два слова, слова-признаки, характеризующие предмет;
  • · третья строка — три слова, слова-действия, описывающие действия в рамках темы;
  • · четвертая строка — фраза из нескольких слов, показывающая отношение автора к теме;
  • · пятая строка — слова, связанные с первым, отражающие сущность темы (это может быть одно слово).

Сценарий конкурса чтецов «Мы – Россияне», посвященный Дню народного единства
план-конспект занятия

Сценарий конкурса чтецов «Мы – Россияне», посвященный Дню народного единства

Сценарий конкурса чтецов «Мы- Россияне», посвященный Дню народного единства

Цель конкурса:

1. Развивать гражданские чувства в детях с раннего возраста.

2. Прививать уважение к истории Отечества детям дошкольного возраста.

3. Развивать умение выразительно читать стихи, публично выступать.

4.Воспитывать патриотические чувства: любовь к Родине, родному краю, селу.

Ход конкурса:

Музыкальный зал празднично украшен.

Фанфары

1.СЛАЙД (Конкурс чтецов «Мы – Россияне»)

Здравствуй, праздник наш Российский !
День великий, славный.
Ты и взрослый, ты и детский-
Праздник самый главный!

Добрый день, ребята и дорогие гости! Мы рады видеть Вас в нашем светлом и уютном зале.

Сегодня в нашем детском саду проходит конкурс чтецов, посвященный нашей родине – России. 4 Ноября, вся страна отмечала государственный праздник – День народного единства. И сегодня наши ребята будут читать стихи о малой Родине, о крае, о России, стихотворения поэтов о Великой отечественной войне, и о природе.

Звучит музыка

Ведущий: Как в любом конкурсе, у нас есть участники (дети входят в зал, зрители (аплодируют) и справедливое жюри.

Представляем состав жюри:

1. Председатель- Тарапата Г.П., заведующий ДОУ

2.Члены –Безкровных Т.Н., педагог – психолог,

3.Силаева О.С., учитель-логопед.

Жюри будет оценивать участников по следующим номинациям.

  • “Моя малая Родина”
  • “Россия -Родина моя”
  • “Необъятные просторы родины моей!” (о природе)

Конкурсанты под ваши бурные апплодисменты проходят в зрительный зал и занимают свои места.

2.СЛАЙД (Песня «Дети России». Подготовительная группа)

А для всех присутствующих прозвучит Песня «Дети России» в исполнении подготовительной группы.

3.СЛАЙД (Фото Минин и Пожарский)

4 ноября День народного единства. Этот день считается днём рождения нашей Родины – России. Хотите узнать, почему? (ответ детей)

Минин и Пожарский – русские герои,

Минин и Пожарский столицу взяли с боем.

Смогли они народы на подвиг вдохновить,

Чтоб возвратить свободу и мир восстановить.

4.СЛАЙД (Памятник Минину и Пожарскому)

В Москве на Красной площади стоит памятник этим героям.(показывает на фотографию памятника Минину и Пожарскому).

5.СЛАЙД (фото Поспелихи (парк))

Много сказочных мест у России.

Городов у России не счесть,

Может где-то бывает красивей,

Но не будет роднее, чем здесь.

У каждого человека есть своя Родина – место, где он родился, где живут его родители. Это место называется- малая Родина. У нас с вами это наше село Поспелиха. Именно ему будут посвящены стихи первой номинации нашего конкурса «Моя малая Родина»

6.СЛАЙД (фото Поспелихи)

С.А Ведущий: Приглашаю нашего первого конкурсанта: Приходько Аня, которая прочтет стихотворение Татьяны Ашмариной «Наш Алтай».

А.А Ведущий: Приглашаю на сцену следующего участника нашего конкурса: Рыбина Артема со стихотворением Платона Воронько « Лучше нет родного края».

С.А Ведущий: Туркина Тая прочтёт стихотворение Георгия Ладощикова «Родное гнездышко».

Завершает Первую номинацию «Моя малая Родина» Песенкова Ульяна с стихотворением Елены Недосекиной «Родной Алтай».

7.СЛАЙД (Хоровод «Земелюшка-чернозём». Дети старшей группы.)

Дети старшей группы исполнят хоровод «Земелюшка-чернозём».

8.СЛАЙД (Россия фото)

А.А Ведущая: Ребята, мы живём с вами в удивительной и красивой стране, как она называется? (дети отвечают). Правильно, у нашей страны прекрасное, имя Россия.

Вот она, Россия – наша страна,

Очень и очень большая она,

Россия – Родина, наш дом,

Где вместе с вами мы живём!

Читайте также:
Звук (Л). Буква Л - конспект логопедического занятия по обучению грамоте

Вторая номинация «Россия – Родина моя».

Зверев Данил прочтёт для Вас стихотворение Галины Зубковой «Родина».

Приглашаю на сцену следующего участника нашего конкурса: Табатадзе Антона со стихотворением Владимира Орлова «Здравствуй, Родина моя!»

Стихотворение Владимира Степанова «Что мы Родиной зовем?» прочтет Дмитриев Матвей.

Пронин Марк прочтет стихотворение Татьяны Боковой «Родина»

У каждой страны есть государственные символы. Какие символы вы знаете?

Дети называют. (флаг, герб, гимн)

9.СЛАЙД (Флаг)

Государственный флаг поднимается во время торжественных мероприятий, праздников.

10.СЛАЙД (герб)

Государственый герб изображен на зданиях правительства РФ.

11.СЛАЙД (гимн)

Давайте и мы послушаем государственный гимн России. Попрошу всех встать.

Звучит государственный гимн России.

12.СЛАЙД (война)

22 июня 1941 года началась Вов, которая длилась долгих 4 года, наш народ победил в страшной войне и отличился своей храбростью и честностью, героизмом.

13.СЛАЙД (День Победы)

9 мая, вся наша страна будет отмечать 75-летие Победы в Великой Отечественной войне.

Стихотворение, посвященное военной теме, прочтет Безкровных Настя, «Хлеба горестные крошки», автор Владимир Попов

Вторая номинация «Россия – Родина моя!» завершена.

14.СЛАЙД (Песня «Мирные небеса»)

А сейчас для вас выступит вокальная группа «Капельки».Песня «Мирные небеса».

15.СЛАЙД (Берёзки)

Ствол берёзы нежно обнимаю,

У неё встречался с милой я.

Всей России воздух я вдыхаю.

Как прекрасна Родина моя!

Цветёт над тихой речкой яблоня.

Сады, задумавшись, стоят.

Какая Родина нарядная,

Она сама как дивный сад!

Третья номинация “Необъятные просторы родины моей!” “

Приглашаю нашего первого конкурсанта: Кузьмину Аню – с стихотворением «У каждого листочка», автор Ангелина Юсифова.

Приглашаю на сцену следующего участника нашего конкурса: Иванову Дашу со стихотворением «Катя», Агния Барто.

Барышева Анастасия, прочтет стихотворение «Природа-наш огромный дом!», автор Инна Пьянова

16.СЛАЙД (День народного единства)

Наша конкурсная программа подошла к концу. Пока наше жюри совещается и подводит итоги, мы с Вами поиграем в игру, которая называется «Я живу в России!»

Мы знаем, что государственный флаг бело-сине-красный. Я хочу проверить вашу внимательность с помощью шаров белого, синего, красного цвета.

Когда вы видите шарик БЕЛОГО цвета, кричим ВСЕ ВМЕСТЕ : «Я!»

Когда вы видите шарик СИНЕГО цвета, кричим ВСЕ ВМЕСТЕ : «ЖИВУ»

На шарик КРАСНОГО цвета, кричим ВСЕ ВМЕСТЕ : «В РОССИИ» Молодцы.

А теперь я предлагаю ответить на вопросы викторины «Праздники России».

1. Дед Мороз принес подарки,

Их под елочку кладет.

Наступил веселый, яркий,

Лучший праздник… (Новый год).

2. Чтоб на всей большой Земле

Мир настал для человечества,

Отмечаем в феврале

День… (Защитника Отечества).

3. А весной мы встретить рады

Женский день… (Восьмое марта).

4. Идет парад, гремит салют,

Звучит оркестр там и тут,

Не только прадеды и деды

Встречают славный… (День Победы).

А в народе говорят без музыки и песен мир тесен

Исполняется общий танец – Танец Буги – Вуги

Передаю слово жюри.

Жюри подводит итоги конкурса, участникам вручаются памятные грамоты, сладкие призы.

Вот и подошел к концу наш конкурс. Спасибо вам, ребята за участие и такие замечательные стихи.

Россией зовется общий наш дом,

Пусть будет уютно каждому в нем.

Любые трудности мы осилим

И только в единстве сила России!

(дети с шарами выходят в центр зала выстраиватся в шеренги в виде триколора)

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий конкурса чтецов, посвященный творчеству К.И.Чуковского

Данное развлечение предназначено для детей старшего дошкольного возраста.

Сценарий конкурса Чтецов “День рождения А.Л.Барто”, посвященный 105 летию со дня рождения поэтессы.(С использованием ИКТ)

В методической разработке представлены материалы по организации и проведению конкурса Чтецов .

Сценарий Конкурса чтецов, посвященный к 70-летию победы в ВОВ и к Году литературы

Задачи конкурса: Воспитывать у детей гражданственность и патриотизм, ответственность за живущих сейчас, за судьбы страны, уважение к бессмертному воинскому подвигу.

Сценарий конкурса чтецов.Конкурс посвящен творчеству К.И. Чуковского.

Конкурс посвящен творчеству К.И. Чуковского. Участники дети средних, стрших, подготовительных групп.

Сценарий конкурса чтецов в МДОУ, посвященный детской поэтессе Агнии Барто

Цель:1. Расширять и обогащать знания детей о творчестве А. Л. Барто.2. Умение проявить свои таланты эмоционально читать стихи поэтессы.3. Развивать память и обогащать речь детей.4. Воспитыва.

Интеллектуальная игра “Мы – россияне”, посвященная дню «Народного Единства».

Развлечение предназначено для старшей и подготовительной групп.

Сценарий конкурса чтецов патриотических стихотворений, посвященного Дню защитника Отечества, в младшей группе

Цель. Воспитание чувства патриотизма, гордости за свою Родину, формирование добрых чувств, уважительного отношения к старшему поколению.Оформление зала: символика России, плакат к 23 февраля, фот.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: