Использование современных технологий в работе учителя-логопеда с детьми с ОВЗ

Статья “Использование современных образовательных технологий в работе учителя-логопеда с обучающимися с ОВЗ”. Автор: Бандалетова Альбина Серверовна.

Использование современных образовательных технологий в работе учителя-логопеда с обучающимися с ОВЗ

Дети с ограниченными возможностями здоровья – это дети, состояние здоровья которых препятствует освоению образовательных программ. Педагогическая работа с данной категорией обучающихся предполагает создание специальных условий в соответствии с их особыми образовательными потребностями для успешного освоения обязательного минимума содержания образования в условиях массовой школы .

Специфика деятельности учителя-логопеда предполагает оказание помощи разным категориям школьников с ОВЗ, у которых отмечается недостаточный уровень речевой коммуникации, познавательной активности, незрелость мотивации к учебной деятельности, сниженный уровень работоспособности и самостоятельности. Следовательно, актуальной становится необходимость поиска, выбора, использования наиболее эффективных педагогических технологий, которые будут направлены на коррекцию и компенсацию нарушенных функций.

Параллельно со специфическими коррекционными технологиями активно внедряю современные – здоровьесберегающие , информационно-коммуникационные, игровые, нетрадиционные технологии . Выбор данных технологий обоснован тем, что новые технологии помогают оптимизировать работу учителя-логопеда.

Построение логопедических занятий предполагает обязательную смену видов деятельности с использованием следующих технологий:

Здоровьесбережение . Весь комплекс упражнений направлен не развитие: общей и мелкой моторики, повышению резервов дыхательной системы, стимуляцию работы головного мозга, снятию напряжения и усталости, , снятие мышечных зажимов, регулированию нервно-психических процессов, созданию благоприятного эмоционального фона, то есть на получение полноценного физического, психического благополучия обучающихся с особыми образовательными потребностями. И спользуемые приёмы (на разных этапах занятий): дыхательная гимнастика, артикуляционная гимнастика с элементами биоэнергопластики , пальчиковая гимнастика, гимнастика для глаз, массаж кистей и пальцев рук, упражнения на релаксацию, общие двигательные упражнения.

Информационно-коммуникационные технологии. Одной из дополнительных возможностей работы с детьми , имеющими статус ОВЗ, являются мультимедийные средства обучения. Наиболее широкое применение в работе нашли интерактивные игры. Это готовые продукты, и самостоятельно-разработанные инструментарии.

К готовым продуктам относятся: компьютерные логопедические тренажёры; компьютерные тесты; обучающие игры; логопедические ресурсы : CD-диски с мультимедийными играми .

Так же использую интернет урок ( interneturok . ru ). На этом сайте подбираю видеоуроки по изучаемым темам.

Самостоятельно-разработанный инструментарий это : составленные с помощью программы Microsoft Office игры, пособия и игры-презентации Power Point ; цифровые видеоролики, аудиозаписи и др.

Разработаны авторские презентации для коррекции зв укопроизношения и дифференциации звуков.

Работа за компьютером занимает небольшую часть, 1/5 от всего времени занятия и проводится фрагментарно, с соблюдением требований СанПинов .

Игровые технологии. Наиболее привычной и желанной формой деятельности у обучающихся с ОВЗ остается игра . При отборе иг р и игровых приёмов, учитывае тся , что и гровая форма занятия служит средство м побуждения, стимулирования детей-логопатов к учебной деятельности .

И гры и игровые приёмы направлены на коррекцию всех речевых компонентов и психических функций: Коррекция з вукопроизношения: «Рыболов», «За водим моторчик” «Таинственная картинка», «Логопедическое лото»;

Коррекции фонематических представлений: «Поймай звук», «Собери картинки», «Собери цепочку звуков», «Пройди по лабиринту», «Закрой окошки в звуковом домике», «Сложи звуки в мешочек», «Слоговая дорожка»;

Коррекция зрительно-моторных представлений: “Рисуем шнурочками “, “Волшебные узоры”, «Сложи узор», «Рисуем двумя руками»;

Развитие и совершенствование словаря обучающихся : «Что растёт в огороде?», «Бюро находок», «Кто что делает?», «Доскажи словечко»;

Развитие лексико-грамматического строя речи: игра «Чудо-дерево”, «Путаница», «Кто что потерял?», «Чьи хвосты, уши, лапы?», «Назови одним словом»;

Коррекция чтения: подвижная игра «Слоги на дороге», “Звуковая дорожка “

Нетрадиционные технологии. Коррекци онно-развивающий проце сс вкл ючает элементы нетрадиционных технологий: пескотерапии , творческой терапии.

Приёмы пескотерапии : рисование на песке пальцами, ватной палочкой (букв, геометрических фигур, рисунков), заполнение песком трафаретов.

Творческая терапия – это изготовление поделок из пластилина, бумаги, подручных материалов. Выбор о пределенного вида работы зависит от индивидуальных, возрастных, психофизических, личностных особенностей ребёнка, его интересов, а также от развития зрительно-двигательных координаций школьника. Продукты творческой деяте льности учащихся соответствуют лексической тематике календарно-тематического планирования индивидуальных логопедических занятий.

Творчес кая терапия – приёмы работы: выполнение поделок и аппликаций: “Рябиновая ветка”, “Весенний кораблик”, “Пластилиновые буквы” .

Считаю, что нетрадиционные технологии перспективны в работе со школьниками, поскольку помогают создать психологический комфорт на коррекционном занятии, помогают справиться обучающимся с внутренними трудностями, негативными переживаниями, снять напряжение, стресс.

Список используемых источников:

1. Ишимова О.А., Бондарчук О.А. Логопедическая работа в школе: пособие для учителей-логопедов, педагогов доп. Образования, воспитателей. –М .: Просвещение,2012.

2 . Калмыкова Е.В. Игровые технологии обучения в начальной школе: Практическое пособие. -М .: АРКТИ,2007.

3 . Ковалько В.И. Здоровьесберегающие технологии: школьник и компьютер:1-4 классы. -М .: ВАКО, 2007.

Преимущества нашего сервиса

1. По ФГОС

Все мероприятия на нашем портале проводятся строго в соответствии с действующим законодательством и ФГОС

2. Быстро

Результаты олимпиад доступны моментально . Результаты участия в творческом конкурсе или публикации статей – в течение 1 рабочего дня..

3. Честно

Участие в любом конкурсе – бесплатное. Вы оплачиваете изготовление документа только когда знаете результат..

Использование современных технологий в работе учителя-логопеда с детьми с ОВЗ

Использование современных технологий в работе учителя-логопеда с детьми с ОВЗ

Одним из направлений специальной педагогики является создание единой системы коррекционной помощи обучающимся с особыми образовательными возможностями.

Как правило, обучающиеся нашей школы имеют комбинированные дефекты, которые выражаются не только в нарушении интеллекта, но и сочетаются с нарушениями речи, вследствие алалии и детского аутизма.

Читайте также:
Логопедический альбом: Профилактика и коррекция дисграфии

С каждым годом число детей, имеющих речевые нарушения, неуклонно растет. По данным статистики на сегодняшний день 8-9 детей из 10 нуждаются в специальной коррекционной логопедической работе. При этом дефекты речи зачастую сопровождаются нарушениями в эмоционально-волевой сфере.

В связи с этим перед педагогом стоит трудная задача найти новый подход к обучению и воспитанию маленького человека в гармонично развитую личность.

Но всякое ли обучение способно заглянуть в будущее, помочь ребенку ориентироваться в постоянно меняющихся жизненных обстоятельствах?

Традиционный информационный метод обучения не стимулирует в достаточной мере развитие познавательных процессов и способностей.

Поэтому в работе с детьми, имеющими речевые нарушения, по — моему мнению, необходимо использовать сочетание различных способов обучения с привлечением дополнительных источников положительной мотивации.

К ним можно отнести:

  • внешние стимулы (новизна);
  • тайну, сюрприз;
  • мотив помощи;
  • познавательный мотив (почему так?);
  • ситуацию выбора;
  • биологические и социальные потребности (например, потребность в еде, общении, поощрении и др.);
  • утилитарный мотив (мне это нужно).

Для правильной организации коррекционно-развивающей работы учителю-логопеду необходимо различать уровни понимания речи:

  1. Нулевой: ребенок может реагировать на свое имя, иногда на интонации запрещения или поощрения.
  2. Ситуативный: ребенок понимает просьбы, связанные с обиходным предметным миром. Знает имена близких, названия своих игрушек, может показать части тела у себя, у куклы, педагога, но не различает по словесной просьбе изображений предметов (при сохранном зрении), игрушек, хорошо знакомых ему в быту.
  3. Номинативный: хорошо ориентируется в названии предметов, изображенных на отдельных картинках, но с трудом ориентируется в названиях действий, изображенных на сюжетных картинках.

Основные задачи логопедической работы заключаются в организации помощи детям с ОВЗ, в том числе и детям с I речевым уровнем в формировании и развитии у них коммуникативных умений. Причём, развивать коммуникативные умения ребёнка, как в вербальной, так и в невербальной формах.

Работа с детьми I речевого уровня начинается в том возрасте, когда зафиксировано это нарушение. Исходя из этого, логопедическая работа ориентируется не на возраст, а на фактическое развитие речи ребенка. Учитывая, что речь и психические процессы тесно взаимосвязаны, логопедическая работа строится параллельно по всем звеньям речевого дефекта.

Обычно, в составе активного словаря ребенка с I речевым уровнем имеются: звукоподражания, звуковые комплексы, слова лепетного происхождения, звуковые жесты, простые общеупотребительные слова. Отсутствие речи не позволяет ребёнку вступать в коммуникативные отношения с окружающими, поэтому сложно определить его образовательные возможности. При поступлении в школу такие дети испытывают дискомфорт, что выражается в боязливости, тревожности, они с трудом устанавливают контакт с учителем, с одноклассниками. Обучающиеся испытывают затруднения при получении инструкций в силу своего дефекта.

Речь обычно рассматривают как орудие мышления и средство общения. Как в филогенезе, так и в онтогенезе, речь вначале выступает как средство общения, а в дальнейшем приобретает свойство орудия, с помощью которого человек мыслит и выражает свои мысли. (С.Я. Рубинштейн).

Обучающиеся данной категории, как правило, не владеют организацией собственной деятельности, у них нарушена зрительно – моторная координация, пространственная ориентация, в силу этого у них затруднено формирование учебных навыков.

Обучение детей с I речевым уровнем является целесообразным в специально организованном коррекционно-развивающем пространстве.

В специальной (коррекционной) общеобразовательной школе № 45 VIII вида г. Томска наработан достаточный опыт, чтобы оказывать помощь детям с тяжёлыми речевыми нарушениями. Эффективной технологией в оказании помощи этим детям являются методы театральной педагогики. Это наиболее эффективное средство для создания речевого поля, вовлечение детей в активное общение со сверстниками и взрослыми.

Использование методов театральной педагогики способствуют развитию речи и коммуникативных навыков, так как дети активно и с большим удовольствием включаются в ролевую игру. Через ролевое участие они усваивают содержание произведения, и это позволяет педагогу в игровой форме развивать у обучающихся речь, познавательные процессы, формировать коммуникативные навыки. В процессе работы над ролью, развиваются невербальные средства коммуникации, моторика, пластика, что очень важно в коррекционно – развивающей работе с данными детьми.

Использование методов театральной педагогики позволяет обеспечить междисциплинарное взаимодействие всех педагогов: учителей, учителя-логопеда, учителя-дефектолога, педагога-психолога, воспитателей. Объединение усилий всех специалистов значительно повышает эффект коррекционно-развивающей работы, позволяет создать психологически комфортную обстановку для обучающихся.

Таким образом, методы театральной педагогики помогают специалистам сконструировать единый комплекс, нацеленный на развитие речи, активизацию познавательной деятельности, а также обучение чтению и письму с учетом индивидуальных возможностей.

Занятия планируются с учетом необходимости многократного повторения того или иного материала, постепенного включения новых элементов в контекст уже освоенных умений. Здесь педагогу не приходится волноваться по поводу того, что у детей произойдёт угасание мотивации. Так как театрализация для детей всегда является той деятельностью, которая постоянно поддерживает их интерес, школьники могут многократно возвращаться к повторению того или иного материала в игровой форме.

По мере обучения, в зависимости от индивидуальных возможностей обучающихся, темп прохождения материала замедляется или увеличивается, что может быть предусмотрено применительно к конкретному ребенку или подгруппе детей.

Таким образом, методы театральной педагогики являются эффективным средством развития психики ребёнка, значительно повышают мотивацию на речевое общение, благоприятно влияют на формирование коммуникативных навыков. Сочетание различных мотивов в работе можно успешно решить с помощью проектной деятельности. Оптимальным средством, воздействующим на развитие ребенка, является такой вид деятельности как творческая игра или игра-театрализация.

Игра — ведущий вид деятельности младшего школьника. Через игру ребенок познает мир, готовится к взрослой жизни. Одновременно игра становится основой творческого развития ребенка, развития умения соотнесения игровых навыков в реальной жизни.

Особенно сильно влияют на духовное, нравственное, интеллектуальное развитие личности театрализованные игры. Особенность театрализованных игр в том, что здесь важен не результат, а сам процесс переживаний, связанный с игровыми действиями. Ситуации, которые проигрывает ребенок, воображаемы, но чувства, переживаемые им реальны. В таких играх дети воспроизводят в ролях все то, что видят вокруг себя в жизни и деятельности взрослых. Эти игры обогащают детей новыми впечатлениями, знаниями и умениями, формируют эмоционально-насыщенную диалогическую речь, способствуют нравственно-этическому воспитанию каждого ребенка.

Читайте также:
Логопедическое развлечение для детей подготовительной группы с ОНР - Весёлая поездка звуковичков

Как показывает практика, для развития речи лучше всего использовать методы игровых технологий. Игровые технологии являются неотъемлемой частью обучения и воспитания, средством комплексного воздействия на ребенка. С этой целью на логопедических занятиях и во внеурочное время используется материал для улучшения навыков чтения и письма.

Используя методы игровых технологий, на логопедических занятиях создается «речевое поле», где детям обеспечивается активное общение не только с помощью вербальных средств, но и с помощью мимики, жестов, движений. Это в свою очередь, благоприятно влияет на освоение программного материала, развитие речи и коррекцию её нарушений; на коррекцию эмоциональной сферы, поведения и формирования навыков нравственных представлений умственно отсталых детей, собранности, образного мышления, умения фантазировать, воображать, быть активными; проявлять выдумку и самостоятельность – что, конечно же, пригодится им в дальнейшей жизни.

Использование на уроках импровизированной игры, как показывает практика, делают занятия более наглядными и практическими; помогают увлечь обучающихся, и тогда пассивные слушатели включаются в творческую учебную деятельность.

Одной из современных технологий можно назвать Проектную деятельность. Проектная деятельность позволяет детям с ограниченными возможностями накапливать опыт таких ситуаций, какие в реальной жизни им не встречались, опыт чувств и эмоций, опыт сопереживания, сочувствия, сотворчества, помогает в получении качественной успеваемости по письму и чтению. Элементы игры включаются непосредственно в учебный процесс в целях оптимизации, используются во внеклассной работе для эстетического развития ребенка с ограниченными возможностями, способствуют его настойчивости, стремлению к успеху.

Большое значение в нравственном воспитании детей имеют детские литературные произведения, а в частности сказки. Знакомясь со сказками, ребёнок познаёт мир добра и зла. Пересказывая произведение, учится ясно, последовательно излагать свою мысль. Формируется связная диалогическая речь, интонационная выразительность.

Для детей с ОВЗ, как правило, имеющих ограничения контактов с миром, важно не только овладение академическими знаниями, умениями и навыками, но и развитие жизненного опыта.

В силу своего заболевания ребёнок требует особого вида социализации. Ребёнку необходимо дать понятие — что такое жизнь, как налаживается контакт с социумом. В процессе работы над проектом формируются личностные отношения – это взаимопомощь, забота, чувство товарищества. Дети учатся общению со здоровыми сверстниками, учатся как себя вести. Это позволяет им быть приспособленными к окружающему миру, стать более активными, независимыми.

Технология педагогического проекта предполагает участие ребенка в создании замысла проекта, включающего анализ проблемы, постановку конкретной цели и ее достижение, в планировании деятельности по всем этапам проекта.

Показателем эффективности любого процесса обучения служит конечный результат. Для учащихся это публичное выступление, которое стимулирует и повышает результативность обучения и воспитания. Так как дети видят социальную значимость своего труда, получают позитивную оценку окружающих: сверстников, родителей, педагогов. Это служит побудительным мотивом для дальнейшей работы над другими спектаклями, усиливает эффективность нравственного воспитания и социализации.

Павлова Наталья Владимировна,
учитель-логопед,
г. Томск

Современные технологии в работе учителя-логопеда с детьми дошкольного возраста с ОВЗ

Группа детей с ОВЗ чрезвычайно неоднородна.

У большинства детей отмечается:

– недостаточный уровень познавательной активности,

-выраженные расстройства эмоционально-волевой сферы

-сниженный уровень работоспособности и самостоятельности.

Просмотр содержимого документа
«Современные технологии в работе учителя-логопеда с детьми дошкольного возраста с ОВЗ»

Современные технологии в работе учителя-логопеда с детьми дошкольного возраста с ОВЗ

Группа детей с ОВЗ чрезвычайно неоднородна.

У большинства детей отмечается:

– недостаточный уровень познавательной активности,

-выраженные расстройства эмоционально-волевой сферы

-сниженный уровень работоспособности и самостоятельности.

Мне хотелось бы поделиться с вами с различными современными методами и приёмами, которые повышают эффективность коррекционно-развивающего процесса в работе учителя-логопеда.

Игровые технологии для развития дыхания .

Если ребенок плохо говорит, то начинать работу по развитию речи следует, прежде всего, с развития дыхания. Развивать дыхание помогают различные игры и упражнения. Для чего это нужно? Правильное (физиологическое) дыхание поможет ребенку научиться говорить спокойно, плавно, не торопясь. Некоторые упражнения для развития дыхания помогают также научить ребенка правильно произносить те или иные звуки.

Артикуляционная гимнастика в играх и упражнениях

Артикуляционная гимнастика поможет овладеть правильным звукопроизношением, подготовить орган к постановке звуков.

Игровые технологии для развития мелкой моторики

Воспитание двигательных навыков проводится в ходе интересных и понятных детям игр-упражнений с пальчиками, озвученных потешками, сказками, разнообразными стихотворными текстами. Игры с пальчиками развивают не только координацию, ловкость и точность рук, но и мозг ребенка, стимулируют его творческие способности, фантазию и речь.

Читайте также:
Тренинговые упражнения для развития воображения у детей с ОНР

Использование элементов Cу-Джок терапии и приемов самомассажа.

Для более успешного формирования мелкой моторики в качестве заключительных упражнений на занятиях используется обучение детей приемам самомассажа и расслабления кистей и пальцев. Массаж пальцев рук благотворно влияет на развитие мелкой моторики, на подвижность пальчиков, обостряет тактильные ощущения и успокаивает нервную систему.

Игровые технологии направленные на автоматизацию и дифференциацию поставленных звуков.

Игры помогают автоматизировать и дифференцировать поставленные звуки, развивать психические процессы (внимание, память, мышление), развивать мелкую моторику рук.

Метод наглядного моделирования

Среди детей с ОВЗ встречаются неговорящие дети.

Эффективным способом, позволяющим удовлетворять потребность неговорящего ребенка в общении является метод наглядного моделирования , в состав которого входит метод пиктограмм. «Я говорю» упражнения с пиктограммами Баряевой. Логиновой Актуальность использования метода пиктограмм заключается в том, что он помогает:

  • облегчить общение. улучшить всестороннее развитие ребёнка. активизировать речемыслительную деятельность (память, внимание, мышление) позволяет интегрировать детей в широкий социум
  • облегчить общение.
  • улучшить всестороннее развитие ребёнка.
  • активизировать речемыслительную деятельность (память, внимание, мышление)
  • позволяет интегрировать детей в широкий социум

Чтобы достичь более быстрых результатов, когда работаю над постановкой звуков у детей с ОВЗ, и, чтобы занятия становились всё более занимательными и увлекательными, применяю такой метод как биоэнергопластика – это содружественное взаимодействие руки и языка.

По данным Ястребовой А.В. и Лазаренко О.И. движения тела, совместные движения руки и артикуляционного аппарата, помогают активизировать естественное распределение биоэнергии в организме.

Это оказывает чрезвычайно благотворное влияние на активизацию интеллектуальной деятельности детей с ОВЗ, развивает координацию движений и мелкую моторику.

Элементы песочной терапии

Ребята с удовольствием выполняют задания в песке.

Произнося автоматизируемые звуки (изолированно, в слогах, словах), одновременно производят соответствующие движения пальчиками в песке

  • Способствуют расширению словарного запаса.
  • Помогают освоить навыки звуко – буквенного анализа.
  • Позволяют развивать фонематический слух и восприятие.
  • Способствуют развитию связной речи , лексико – грамматических категорий.
  • Помогают в изучении букв, освоении навыков чтения и письма.

Приёмы песочной терапии помогают традиционной методике

по звукопроизношению стать более интересной,

увлекательной, более продуктивной

  • Разнообразие методов и приемов позволяет учителю-логопеду чередовать различные виды работы, что также является эффективным средством активизации мыслительных процессов, развитие речи.
  • Переключение с одного вида деятельности на другой, предохраняет от переутомления, и в то же время не дает отвлечься от изучаемого материала, а также обеспечивает его восприятие с различных сторон.
  • Методы и приемы можно использовать с разными возрастными группами и в разных условиях.

Статья: ” Современные образовательные технологии в логопедической работе с детьми с ОВЗ”
статья по логопедии

Представлены технологии, актуальные в работе с детьми с ОВЗ.

Скачать:

Вложение Размер
dlya_ns_portala.docx 34.5 КБ

Предварительный просмотр:

Статья: «Современные образовательные технологии в логопедической работе

На современном этапе развития России происходят изменения в образовательных процессах: содержание образования усложняется, на смену традиционным методам приходят активные методы обучения и воспитания, направленные на активизацию познавательного развития ребенка. В этих изменяющихся условиях учителю-логопеду необходимо уметь ориентироваться в многообразии современных технологий.

Современные образовательные технологии – это система методов, способов, приёмов обучения, воспитательных средств, направленных на достижение позитивного результата за счёт динамичных изменений в личностном развитии ребёнка в современных социокультурных условиях. Педагогические инновации могут либо изменять процессы воспитания и обучения, либо совершенствовать. Инновационные технологии сочетают прогрессивные креативные технологии и стереотипные элементы образования, доказавшие свою эффективность в процессе педагогической деятельности.

В течение нескольких лет осуществляется домашнее визитирование к детям с инвалидностью. Так как дети со сложными множественными дефектами (преимущественно с ДЦП), то возникает необходимость и возможность широкого применения различных как традиционных, так и инновационных образовательных технологий.

Здоровьесберегающие технологии наиболее актуальны для тетей с ОВЗ. Цель данных технологий: обеспечить ребенку возможность сохранения здоровья, сформировать у него необходимые знания, умения, навыки по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни. Нами освоены и используются в работе:

– различные виды массажа;

– различные виды дыхательной и голосовой гимнастик;

– артикуляционная, мимическая гимнастика;

– гимнастика для глаз;

– упражнения на развитие координации движений рук и пальцев рук;

– упражнения на релаксацию;

– упражнения на профилактику нарушений осанки;

Использование оздоровительных технологий происходит в игровом варианте: обучение и оздоровление происходит с легкостью, упражнения и оздоравливающие техники остаются в памяти ребенка надолго.

На каждом занятии используются игровые технологии . Игровая деятельность положительно влияет на формирование многих психических процессов – от самых простых до самых сложных. Так, в игре начинают развиваться произвольное поведение, произвольное внимание и память. В условиях игры дети лучше сосредоточиваются и больше запоминают, чем по прямому заданию взрослого. Ребенок во время игры вовлечен в активную познавательную деятельность, не чувствует усталости, сохраняет энергию на последующее время обучения.

Игровые технологии помогают решать не только проблемы мотивации, развития детей, но и здоровьесбережения, социализации. В игре и через игровое общение у растущего человека проявляется и формируется мировоззрение, потребность воздействовать на мир, адекватно воспринимать происходящее. В игре независимо от сознания ребенка работают различные группы мышц, что благотворно влияет на здоровье. В занятия включаются различные виды игр: дидактические, словесные, сюжетно-ролевые, игры с предметами, игры с игрушками, подвижные игры, игры-инсценировки.

Без приемов технологии наглядного моделирования не обходится ни одно занятие с детьми с ОВЗ. Использование символической аналогии облегчает и ускоряет процесс запоминания и усвоения материала, формирует приемы работы с памятью. Применяя графическую аналогию, мы учим детей видеть главное, систематизировать полученные знания. Использование наглядного моделирования вызывает интерес и помогает решить проблему утомляемости.

Технология «Портфолио» применяется для сбора и сохранения работ детей (рисунков, аппликаций, письменных работ).

Технология исследовательской деятельности применяется с целью коллекционирования открыток, картинок, моделей различных предметов, что помогает развивать процесс мышления – классификацию, расширять словарный запас, кругозор, освоить родовидовые отношения.

Информационные компьютерные технологии (ИКТ ) стали перспективными средствами коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими нарушения речи.

В основу ИКТ в отечественной педагогике положены базовые психолого-педагогические и методологические положения, разработанные Л.С.Выготским, П.Я. Гальпериным, В.Ю. Давыдовым, А.В.Запорожцем, А. Н. Леонтьевым, А.Р. Лурия, Д.Б.Элькониным и др.

В работе учителя-логопеда можно широко применять ИКТ. Современные технологии позволяют использовать компьютер в диагностических целях (создание банка данных речевых показателей обучающихся в начале и в конце коррекционной работы, анализ собранной информации и наглядное представление результатов в виде диаграмм, графиков, таблиц), в организации работы с родителями и педагогами (подготовка презентаций к консультациям, выпуск наглядной информации), а также непосредственно в ходе проведения логопедических занятий.

Практика подтверждает, что использование ИКТ в работе учителя-логопеда позволяет значительно повысить эффективность коррекционной работы, активизировать динамику развития навыков правильной речи и всего коррекционно-образовательного процесса в целом. Применение ИКТ позволяет повысить мотивацию к логопедическим занятиям, поддерживать внимание на всех этапах занятия, развивать познавательную активность детей. Новые технологии делают коррекционную работу более интересной для школьников и более радостной для педагога.

В работе используются различные программы:
Мicrosoft Word. – работа с документами;
Мicrosoft Роint – работа с изображениями;
Мicrosoft Роwег Роint – презентации к занятиям, рекомендации родителям;
Мicrosoft Оffice Publisher – создание памяток, методических рекомендаций для родителей.

При осуществлении домашнего визитирования к детям-инвалидам ИКТ используются по различным направлениям коррекционно-развивающей работы:

Для детей разного возраста подобраны комплексы артикуляционной, дыхательной, голосовой и мимической гимнастик в виде презентаций в программе Мicrosoft Роwег Роint. Дети школьного возраста могут без помощи взрослых выполнять предложенные комплексы упражнений.

-словарный запас, кругозор:

Школьники обучаются поиску значения незнакомых слов в электронных словарях сети Интернет, поиску нужной информации. Работа с текстовой, аудио и видеоинформацией расширяет кругозор, словарный запас детей.

Дети совместно с родителями составляют рассказы на заданную тему: «Как я провел выходные дни», «Наша поездка», «Как я отдыхал на море», «Поход в кино», «Посещение выставки» и др. Рассказы записываются на компьютере, сопровождаются картинками, фотографиями и сохраняются в семейном архиве.

Дети с увлечением выполняют в программе Мicrosoft Word упражнения, которые развивают речь и логическое мышление:

«Ассоциации»: Наступила ночь – ночь холодная – холодная рука – рука помощи – помощи нет – нет ветра ….

«Цепочки предложений»: На улице выпал снег. – Снег дворник чистит лопатой. – Лопатой дедушка копает землю. – Землю…

«Придумай продолжение»: На севере холод – холодная зима – зимний вечер – вечерняя прогулка – прогулочная коляска – …

При работе с текстами тренируется скорость, правильность чтения, улучшается понимание читаемого.

При работе на клавиатуре компьютера формируется и тренируется навык набора слов, предложений, текстов.

При коррекции дисграфий на логопедических занятиях и в качестве домашнего задания детям предлагаются выполнять некоторые упражнения из методических пособий Мазановой Е.В., Садовниковой И.Н., Ефименковой Л.Н. и др. в программе Мicrosoft Word.

– мелкая моторика, зрительно-моторные координации:

Работа с клавиатурой, «мышью», сенсорной панелью планшета положительно сказывается на развитии моторики рук и пальцев рук детей с ДЦП.

Дети знакомятся с программой Мicrosoft Раint, работа в которой помогает развивать графо-моторные навыки (дети учатся создавать рисунки к электронным рассказам).

Детям подросткового возраста с проблемами общения, находящихся на индивидуальном обучении и ограниченных в социальных контактах, оказывается помощь в нахождении друзей по переписке в социальных сетях, и проводится обучение навыкам ведения переписки.

Много лет применяются на практике инновационные технологии Ткаченко Т.А., Коноваленко В.В., Коноваленко С.В., Филичевой Т.Б., Нищевой Н.В., Смирновой Л.Н., Новиковой-Иванцовой Т.Н. и других авторов.

Новые педагогические технологии создают более широкие возможности для формирования коммуникативных способностей и общего развития ребёнка, повышают мотивацию детей к получению и усвоению новых знаний, следовательно, будут способствовать его успешной социализации.

Использование современных технологий в работе учителя-логопеда с детьми с ОВЗ

Конференция: Современные педагогические технологии

Автор: Харламова Ольга Ивановна

Организация: МБОУ СОШ № 2 г. Советский

Населенный пункт: Тюменская область, ХМАО-Югра, Советский

На сегодняшний день в России насчитывается 2 миллиона детей с ограниченными возможностями здоровья (8 % всех детей). Дети с ограниченными возможностями здоровья -это дети, состояние здоровья которых препятствует освоению образовательных программ. Педагогическая работа с данной категорией обучающихся предполагает создание специальных условий в соответствии с их особыми образовательными потребностями для успешного освоения обязательного минимума содержания образования в условиях массовой школы. Группа школьников с ОВЗ чрезвычайно неоднородна, в неё входят дети с разными нарушениями развития.

Специфика деятельности учителя-логопеда предполагает оказание помощи разным категориям школьников с ОВЗ, у которых отмечается недостаточный уровень речевой коммуникации, познавательной активности, незрелость мотивации к учебной деятельности, сниженный уровень работоспособности и самостоятельности. Наличие многочисленных расстройств, связанных с особенностями обучающихся с ОВЗ приводит в работе с детьми данной категории к некоторым затруднениям, которые проявляются в трудности при общении, при установлении контакта с ребёнком, сложности в управлении его эмоциональным состоянием, настроением. Следовательно, актуальной становится необходимость поиска, выбора, использования наиболее эффективных педагогических технологий, которые будут направлены на коррекцию и компенсацию нарушенных функций.

Параллельно со специфическими коррекционными технологиями активно внедряю в свою практику современные образовательные технологии: здоровьесберегающие, информационно-коммуникационные, игровые, метод проекта, нетрадиционные технологии. Считаю, что выбор данных технологий актуален и целесообразен в работе с обучающимися, имеющими статус ОВЗ и обоснован тем, что новые технологии открывают новые возможности, помогают оптимизировать работу учителя-логопеда.

Целью моей работы стало – повышение эффективности коррекционно-развивающей работы с обучающимися, имеющими статус ОВЗ средствами современных образовательных технологий.

Цель предполагает решение следующих задач:

1. Изучить теоретические аспекты по вопросам использования современных технологий в логопедии.

2. Внедрить методы и приёмы современных технологий во всех направлениях коррекционно-развивающего процесса обучения детей-логопатов.

3. Определить результативность проделанной работы.

Ожидаемый результат работы: положительная динамика обучающихся в развитии всех речевых компонентов, адаптация и социализация ребенка-логопата, имеющего статус ОВЗ в образовательном пространстве.

Данная работа рассчитана на прохождение обучающихся двух направлений коррекционного курса: предупреждение трудностей формирования письма, коррекция нарушения письма.

Реализация коррекционно-педагогической деятельности предусматривает прохождение следующих этапов:

Ориентировочная продолжительность педагогической деятельности предполагает сроки реализации: 2016-2020 учебный год.

I этап педагогической деятельности предполагал работу по следующим направлениям:

1. Проведение и анализ результатов логопедического мониторинга.

2. Ознакомление с результатами психологической диагностики.

3. Изучение индивидуальных особенностей обучающихся.

4. Выбор технологий.

На данном этапе реализации педагогической работы проведен мониторинг обучающихся 1-х классов с ограниченными возможностями здоровья, в количестве 6 человек. Для мониторинга использовался стандартизированный диагностический материал обследования устной речи младших школьников Т.А. Фотековой “Тестовая методика диагностики устной речи младших школьников” (2007). Результаты логопедического мониторинга показали, что у обучающихся отмечаются нарушения всех компонентов речевой системы: сенсомоторный уровень, лексико-грамматический строй речи, словарь и словообразование, связная речь (Приложение 1) Результаты психологического мониторинга выявили у обучающихся низкий уровень развития внимания, памяти, мышления, слабое развитие зрительно-моторной координации, сниженный уровень мотивации. По результатам изучения мониторинга была определена “зона ближайшего развития” обучающихся.

Результат 1 этапа: проектирование индивидуальных программ коррекционного курса, являющихся частью АООП НОО с учётом ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ, разработка индивидуального перспективного планирования по сопровождению обучающихся с ОВЗ с отражением используемых педагогических технологий.

II этап Внедренческий.

Данный этап предполагал реализацию индивидуальных программ логопедического курса. Основные задачи:

-предупреждение и преодоление трудностей речевой коммуникации,

-развитие и совершенствование познавательной деятельности,

-развитие психических функций,

-стимулирование речевого развития обучающихся,

-предупреждение негативных особенностей эмоционально-волевой сферы,

-развитие всех форм речи (устной и письменной),

-повышение интереса к коррекционным занятиям,

-преодоление коммуникативного барьера между педагогом и учеником.

Успешность коррекционного процесса обеспечивалась реализацией следующих принципов:

  • Системности.
  • Развития.
  • Комплексности.
  • Дидактического (доступности, наглядности, индивидуального подхода).
  • Рассмотрение нарушений речи во взаимосвязи с другими сторонами психического развития ребенка.
  • Учета симптоматики нарушения и структуры речевого дефекта.
  • Обходного пути.
  • Поэтапного формирования умственных действий.
  • Постепенного усложнения заданий и речевого материала с учётом «зоны ближайшего развития» (по Л.С. Выготскому)

Весь процесс предполагал использование методов и приёмов:

-Наглядных (иллюстрации, наблюдения)

-Мотивационных (познавательные игры, убеждение, поощрение)

-Словесных (беседа, рассказ, объяснения, работа с книгой)

-Практических (практические задания, тренинги)

-Контрольно-коррекционных (устный, письменный)

Организация индивидуальных логопедических занятий осуществлялась с учётом особых образовательных потребностей.

Структура коррекционных занятий соответствовала этапу коррекционно-педагогической работы.

Построение логопедических занятий предполагало обязательную смену видов деятельности с использованием следующих технологий:

Здоровьесбережение.

используемые приёмы (применялись на разных этапах занятий):

-артикуляционная гимнастика с элементами биоэнергопластики,

-гимнастика для глаз,

-массаж кистей и пальцев рук с аппликатором Кузнецова,

-упражнения на релаксацию,

-общие двигательные упражнения.

Весь комплекс упражнений направлен не развитие: общей и мелкой моторики, повышению резервов дыхательной системы, снятию напряжения и усталости, стимуляцию работы головного мозга, регулированию нервно-психических процессов, снятие мышечных зажимов, спазмов, активизации биологически активных точек, профилактику миопии, созданию благоприятного эмоционального фона, то есть на получение полноценного физического, психического благополучия обучающихся с особыми образовательными потребностями.

Информационно-коммуникационные технологии.

Одной из дополнительных возможностей работы с обучающимися, имеющими статус ОВЗ, являются мультимедийные средства обучения. Наиболее широкое применение в работе с обучающимися нашли интерактивные игры. Оснащение логопедического кабинета моноблоком с сенсорным экраном позволило использовать на практике развивающие логопедические интерактивные игры логопедического портала МЕРСИБО. В медиатеке подобраны игры, направленные на: общее развитие речи, расширение словарного запаса, формирование фонематического слуха предупреждение и коррекцию устной и письменной речи, развитие психических функций.

Компьютерная игра подбирается для каждого обучающегося с учётом его физиологических, психологических возможностей, поставленных коррекционных задач. Работа за компьютером занимает небольшую часть, 1/5 от всего времени занятия и проводится фрагментарно, с соблюдением требований СанПинов.

Разработаны авторские презентации для коррекции звукопроизношения и дифференциацию звуков.

Игровые технологии.

Наиболее привычной и желанной формой деятельности у обучающихся с ОВЗ на первоначальном этапе остается игра, поэтому использование этой формы деятельности на коррекционных занятиях, считаю наиболее оптимальным. На каждом занятии (на разных этапах) использовались игры и игровые приёмы. При отборе игр и игровых приёмов, учитывались следующие требования:

1. Игровая форма занятия или создаётся при помощи игровых приёмов и игровых ситуаций, которые выступают как средство побуждения, стимулирования детей-логопатов к учебной деятельности;

2. Учёт структуры речевого дефекта обучающегося;

3. Подбор игрового материала с постепенным усложнением;

4. Связь содержания игры с системой знаний обучающегося;

5. Соответствие коррекционной цели занятия;

6. Учёт принципа смены видов деятельности;

7. Использование пособий, игр, соответствующих гигиеническим требованиям, требованиям безопасности.

Все подобранные игры и игровые приёмы направлены на коррекцию всех речевых компонентов и психических функций:

Коррекция звукопроизношения: «Рыболов», «Зоводим моторчик” «Таинственная картинка», «Логопедическое лото»;

Коррекции фонематических представлений: «Поймай звук», «Собери картинки», «Собери цепочку звуков», «Пройди по лабиринту», «Закрой окошки в звуковом домике», «Сложи звуки в мешочек», «Слоговая дорожка»;

Коррекция зрительно-моторных представлений: “Рисуем шнурочками”, “Волшебные узоры”, «Сложи узор», «Рисуем двумя руками»;

Развитие и совершенствование словаря обучающихся: «Что растёт в огороде?», «Бюро находок», «Кто что делает?», «Доскажи словечко»;

Развитие лексико-грамматического строя речи: игра «Чудо-дерево”, «Путаница», «Кто что потерял?», «Чьи хвосты, уши, лапы?», «Назови одним словом»;

Коррекция чтения: подвижная игра «Слоги на дороге», “Звуковая тропинка”, «Читаха-черепаха»

Развитие мыслительных процессов: «Четвертый лишний», «Что сначала, что потом?», «Найди пару».

Разработаны авторские дидактические игры: «Звуковой волчок», «Лабиринты», «Слоговые дорожки», “Цветик-семицветик”

Метод проектов.

Успешное применение в логопедической работе нашёл метод проектов. Считаю, что он актуален в работе с данной категорией детей-логопатов. Работать над проектом способны дети разного уровня подготовленности. Работая в этом направлении, созданы и реализованы краткосрочные проекты: «Весёлый язычок», «Мы дружим с буквой Р» и один долгосрочный проект «Необычная азбука»

Результатом реализации проектов стало: закрепление произносительных навыков, совершенствование словарного запаса, развитие творческих способностей, навыков самоконтроля, повышение мотивации к занятиям, участие во Всероссийском конкурсе.

Нетрадиционные технологии.

Коррекционно-развивающий процесс включал элементы нетрадиционных технологий: творческая терапия, пескотерапия, акватерапия. На занятиях использовались приёмы акватерапии: “Поймай игрушку-назови звук”, “Что в ладошке?”, “Рыболов” «Посчитай рыбок»

Приёмы пескотерапии: рисование на песке пальцами, ватной палочкой (букв, геометрических фигур, рисунков), собирание песка в комочки, заполнение песком трафаретов.

Творческая терапия предполагала изготовление поделок из пластилина, бумаги, солёного теста, подручных материалов. Выбор определенного вида работы зависел от индивидуальных, возрастных, психофизических, личностных особенностей ребёнка, его интересов, а также от развития зрительно-двигательных координаций школьника. Продукты творческой деятельности учащихся соответствовали лексической тематике, которая отражена в календарно-тематическом планировании индивидуальных логопедических занятий.

Творческая терапия, приёмы работы: выполнение поделок и аппликаций: “Деревья”, “Снегири”, “Рябиновая ветка”, “Варежка”, “Весенний кораблик”, “Пластилиновые буквы”

Считаю, что нетрадиционные технологии перспективны в работе со школьниками, имеющими особые возможности здоровья, поскольку помогают создать психологический комфорт на коррекционном занятии, помогают справиться обучающимся с внутренними трудностями, негативными переживаниями, снять напряжение, стресс.

III этап Основные направления работы:

1. Проведение промежуточных мониторинга по обследованию устной речи обучающихся.

2. Обработка и анализ полученных результатов.

3. Определение эффективности, применяемых технологий.

Анализ показателей уровня развития речи, после проведенной коррекционной работы за

период с 2016-2019 учебные года, показал положительную динамику компонентов речевой системы

обучающихся (Приложение). Оптимальность используемых педагогических технологий в

коррекционно-развивающем процессе подтвердил данный промежуточный мониторинг.

Освоение и систематическое использование представленных технологий положительно влияет на развитие всех компонентов речевого развития обучающихся. Следовательно, данные технологии способствуют повышению эффективности и качества коррекционной работы с обучающимися, обеспечивают развитие речевой и познавательной активности, развитие психических функций, творческих способностей и помогают создать специальные условия для получения образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.

На данный момент продолжается работа с использованием представленных технологий. Обучающиеся находятся на этапе прохождения следующего этапа коррекционного курса.

В конце 2019-2020 года запланирован итоговый обобщающий этап мониторинга устной и письменной речи обучающихся.

Организация данной работы не трудоёмка при наличии необходимого материала, методической базы и подготовки самого учителя-логопеда. Для коррекционного сопровождения обучающихся с ОВЗ нужны наглядно-дидактические материалы, компьютерное оборудование, проектор, игровые пособия, CD-диски с мультимедийными играми, специализированные логопедические программы. Трудности могут возникнуть при проектированию и построению системы логопедических занятий с учётом индивидуальных особенностей и структуры речевого дефекта.

1. Веракса Н.Е., Веракса А.Н. Проектная деятельность дошкольника. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ,2016.

2. Ишимова О.А., Бондарчук О.А. Логопедическая работа в школе: пособие для учителей-логопедов, педагогов доп. Образования, воспитателей. –М.: Просвещение,2012.

3. Калмыкова Е.В. Игровые технологии обучения в начальной школе: Практическое пособие. -М.: АРКТИ,2007.

4. Ковалько В.И. Здоровьесберегающие технологии: школьник и компьютер:1-4 классы. -М.: ВАКО, 2007.

5.Сизова Р.И., Селимова Р.Ф. Учусь создавать проект: Методическое пособие для 1 класса. –М.: Издательство РОСТ,2011.

Таблица показателей уровня речевого развития обучающихся с ОВЗ 2016-2017 год.

Компоненты речи

Сенсомоторный уровень

Лексико-грамматический строй речи

Словарь и словообразование

Связная речь

Средний показатель уровня

60 %

30 %

37 %

34 %

(80 % и выше -норма)

Все показатели компонентов речевого развития не соответствуют нормативным результатам

Таблица показателей уровня речевого развития обучающихся с ОВЗ в 2017-2018 году.

Компоненты речи

Сенсомоторный уровень

Лексико-грамматический строй речи

Словарь и словообразование

Связная речь

Средний показатель уровня успешности.

75 %

50 %

70 %

38 %

(Норма 80 % и выше)

Таблица показателей уровня речевого развития обучающихся с ОВЗ в 2018-2019 году.

Компоненты речи

Сенсомоторный уровень

Лексико-грамматический строй речи

Словарь и словообразование

Связная речь

Средний показатель уровня успешности.

89 %

80 %

75 %

65 %

(Норма 80 % и выше)

Сравнительная таблица средних показателей уровня речевого развития обучающихся с ОВЗ.

(период с 2016-2019 учебные года)

Компоненты речи

Сенсомоторный уровень

Лексико-грамматический строй речи

Словарь и словообразование

Использование современных образовательных технологий в логопедической работе с детьми с ОВЗ

Светлана Ляшенко
Использование современных образовательных технологий в логопедической работе с детьми с ОВЗ

Инновационные процессы на современном этапе развития общества затрагивают в первую очередь систему дошкольного образования, как начальную ступень раскрытия потенциальных способностей ребёнка. Развитие дошкольного образования, переход на новый качественный уровень не может осуществляться без разработки инновационных технологий. Инновации определяют новые методы, формы, средства, технологии, использующиеся в педагогической практике, ориентированные на личность ребёнка, на развитие его способностей.

Педагогическая технология – это последовательная, взаимосвязанная система действий педагога, направленных на решение педагогических задач, или планомерное последовательное воплощение на практике заранее спроектированного педагогического процесса.

Основным направлением логопедического воздействия является развитие речи, коррекция и профилактика её нарушений. В процессе логопедической работы мы используем следующие современные технологии.

Личностно-ориентированные технологии:

• Гуманно-личностная технология

Они позволяют: изучить личностные особенности каждого ребенка посредством общения; построить всю коррекционную работу с ребенком на основе перспективного плана работы на год с учетом индивидуально-типологических свойств личности ребенка, разработав индивидуальный коррекционно-образовательный маршрут; выработать индивидуальный стиль общения с каждым ребенком с целью достижения взаимопонимания для обеспечения максимальной эффективности коррекционного воздействия при устранении речевых и личностных нарушений.

Технология педагогики сотрудничества лежит в основе осуществления работы с родителями воспитанников логопедической группы (непременными участниками образовательного процесса)

Здоровьесберегающие технологии.

«су-джок» терапия,

логоритмика,

В коррекционной работе мы активно используем дыхательные гимнастики, которые направлены на формирование диафрагмального дыхания, стимуляцию работы мозга и регуляцию нервно-психических процессов (парадоксальная дыхательная гимнастика А. Н. Стрельниковой; технология формирования речевого дыхания Л. И. Беляковой и Е. А. Дьяковой).

С целью снятия напряжения с глаз, а также тренировке зрительно-моторной координации используются зрительные гимнастики («Весёлые глазки», «Посмотри вокруг себя», «Посмотри в окошко» и т. д.).

Релаксация. Снимает напряжение, чувство беспокойства, развивается умение управлять своим телом, контролировать свои эмоции, чувства, ощущения. При проведении релаксационных упражнений используется спокойная музыка, которая помогает детям отвлечься от посторонних мыслей и успокоиться.

При организации коррекционной работы используются динамические паузы в сочетании с речевым материалом (физкультурные минутки). Динамические паузы способствуют развитию общей моторики, координации движений и речи, снятию мышечного напряжения, повышают работоспособность.

Для развития мелкой моторики рук используются пальчиковые игры и гимнастика, крупотерапия пескотерапия, мозаики, массажные мячики, игры с прищепками, со счетными палочками.

Нетрадиционные методы воздействия в работе логопеда становятся перспективным средством коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющие нарушения речи. Эти методы терапии принадлежат к числу эффективных средств коррекции, все чаще применяемых в специальной педагогике и помогающих достижению максимально возможных успехов в преодолении речевых трудностей детей дошкольного возраста. На фоне комплексной логопедической помощи нетрадиционные методы терапии, не требуя особых усилий, оптимизируют процесс коррекции речи детей логопатов и способствуют оздоровлению всего организма ребенка.

На сегодняшний день методов нетрадиционного воздействия известно достаточно много. Наряду с пальчиковыми играми, мозаикой, штриховкой, лепкой, рисованием в логопедических целях можно и нужно использовать Су Джок терапию, которая активизирует развитие речи ребенка. Су Джок терапия — это высокая эффективность, безопасность и простота, наилучший метод самопомощи, существующий в настоящее время. С помощью шариков («ежиков») и колец удобно массировать пальцы в целях благотворного влияние на весь организм. Это позволяет повысить потенциальный энергетический уровень ребенка, обогащает его знания о собственном теле, развивает тактильную чувствительность.

Артикуляционная гимнастика. Цель – выработка правильных, полноценных движений и определённых положений артикуляционных органов, необходимых для правильного произношения звуков, и объединение простых движений в сложные. Для проведения артикуляционной гимнастики используются картинки-символы и игрушки-помощники, которые поддерживают интерес детей к выполнению упражнений.

Сказкотерапия: цель – повышение внимания и заинтересованности детей на занятиях, формирование у дошкольников позитивного поведения с опорой на пример положительных сказочных героев, развитие творческих способностей, познавательного интереса.

Технология игрового обучения.

Целью использования игровой технологии в логопедической практике является повышение мотивации к занятиям, увеличение результативности коррекционно-развивающей работы, развитие высших психических функций.

Игрушка, как герой помогает создавать мотивацию, игровую ситуацию, сюрпризный момент.

Игрушки мы используем, как героев, создающих мотивацию, игровую ситуацию и сюрпризный момент. Почти на каждое занятие «приходит гость». Появление «гостя» погружает детей в игровую ситуацию, где дети, обучая «гостя», сами приобретают навыки.

Игры с предметами развивают мыслительные операции (анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация) и совершенствуют речь.

С помощью дидактических игр «Подскажи словечко», «Назови ласково» проводим работу по закреплению навыков словоизменения и словообразования. Игры «Чего не стало?», «Что изменилось?», «Запомни и назови», «Чудесный мешочек» мы используем в работе по коррекции звукопроизношения, слоговой структуры, активизации словаря.

Дети нашей группы с удовольствием играют в настольно-печатные игры. Они помогают уточнить и расширить представления об окружающем мире, систематизируют знания, развивают мыслительные процессы.

Конструирование в дошкольном периоде — это игра, на основе, которой формируются продуктивные виды деятельности. Они способствуют становлению познавательных процессов, речевому, эмоциональному, творческому развитию, самостоятельности и произвольности процессов. Под детским конструированием понимается деятельность, в которой дети создают из различных материалов (бумаги, картона, дерева и др.) разнообразные игровые поделки.

Информационные компьютерные технологии.

Применение информационных компьютерных технологий в логопедической работе облегчает усвоение учебного материала,а также предоставляет новые возможности для развития творческих способностей детей: повышает мотивацию воспитанников к изучению нового материала; активизирует познавательную деятельность; развивает мышление и творческие способности ребёнка; формирует активную жизненную позицию в современном обществе.

В процессе коррекционной работы можно использовать различные познавательные компьютерные программы («Познаём мир с Электроником», «Уроки тетушки Совы», «Азбука-малышка», а также презентации по автоматизации и дифференциации звуков в речи.

Технология коррекции звукопроизношения.

Коррекция нарушенного произношения проводится поэтапно и последовательно.

1. Подготовительный этап.

Цель: подготовка речедвигательного и речеслухового анализатора к правильному восприятию и произнесению звуков.

2. Этап формирования первичных произносительных умений и навыков.

2.1 Постановка звука.

Цель: добиться правильного произношения изолированного звука.

В коррекционной работе в основном используется смешанный способ постановки звуков, который основан на механическом воздействии на органы артикуляции специальными зондами и на сознательных попытках ребёнка найти верную артикуляцию.

2.2 Автоматизация звука.

Цель: добиться правильного произношения звука в самостоятельной речи.

На данном этапе используется большое количество предметных и сюжетных картинок, игрушек, пособий и игр для автоматизации звуков в речи («Назови картинки», «Помоги змейке добраться до дома» и т. д.)

2.3 Дифференциация звуков.

Цель: научить ребёнка различать смешиваемые звуки и правильно употреблять их в собственной речи.

Используютсяследующие игры и пособия: «Два дома», «Два корабля», «На лесной полянке», «Комарик и жучок» и т. д.

3. Этап формирования коммуникативных умений и навыков.

Цель: сформировать у детей умения и навыки безошибочного употребления звуков во всех ситуациях речевого общения.

Применяется моделирование и использование различных ситуаций речевого общения для формирования коммуникативных умений и навыков.

Технология развития лексико-грамматической стороны речи.

При проведении логопедической работы по развитию лексико-грамматического строя речи основной целью является формирование психологических механизмов овладения системой языка и усвоение правил организующих морфологическую и синтаксическую систему языка.

Логопедическая работапо развитию лексико-грамматических компонентов речи осуществляется по следующим направлениям:

– развитие объёма словаря;

– формирование структуры значения слова;

– развитие словообразования;

– уточнение грамматического значения слова.

В процессе коррекции лексико-грамматического строя речи применяются специальные игры и дидактические пособия, предметные и сюжетные картинки по лексическим темам.

Технология формирования связной речи.

Формирование связной речи детей осуществляется как в процессе непосредственной образовательной деятельности, так и при проведении игр, режимных моментов, наблюдений за окружающим.

Путём практических упражнений дети подводятся к пониманию связи слов в предложении и учатся правильно отражать их в речи.

Коррекция звукопроизношения невозможна без работы над выразительностью речи, её осмысленному дублированию в таких видах деятельности, как пересказ, заучивание стихов, скороговорок.

Мы используем приём символической аналогии, который облегчает процесс запоминания –мнемотехнику. Суть мнемотехники — на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение).

Мнемотехника использует естественные механизмы (наглядно-образной памяти) мозга и позволяет полностью контролировать процесс запоминания, сохранения и припоминания информации.

При обучении детей составлению рассказов-описаний используются приёмы мнемотехники. Дидактическим материалом служат мнемотаблицы – схемы, в которые заложена определенная информация. Овладение приемами работы с мнемотаблицами значительно сокращает время обучения и одновременно решает задачи,направленные на: развитие основных психических процессов – памяти, внимания, образного мышления; перекодирование информации, т. е. преобразование абстрактных символов в образы.

Технология развития фонематического слуха.

Работа по формированию фонематического слуха ведётся в следующей последовательности:

– развитие навыка узнавания неречевых звуков;

– различение одинаковых звукокомплексов по высоте, силе, тембру;

-различение слов близких по звуковому составу;

-дифференциация слогов.

Развитие навыков звукового анализа и синтеза ведётся в последовательности:

– определение порядка звуков в слове;

– выделение отдельных звуков;

– различение звуков по их качественным характеристикам (гласный-согласный, глухой – звонкий, твёрдый – мягкий);

– построение моделей (схем).

В коррекционной работе мы активно используем игры и игровые упражнения,направленные на формирование фонематического восприятия детей дошкольного возраста с речевыми нарушениями: игры, направленные на развитие слухового внимания; игры, направленные на развитие речевого слуха; игры, направленные на различение правильно и дефектно произносимого звука; игры, направленные на различение близких по звуковому составу слов; игры, направленные на дифференциацию звуков и слогов; игры, направленные на формирование звукового анализа и синтеза.

Технология формирования слоговой структуры слова.

Коррекционная работа по преодолению нарушения слоговой структуры слов складывается из развития речеслухового восприятия и речедвигательных навыков.

Свою работув данном направлении мы делим на два этапа:

1. Подготовительный. Цель данного этапа – подготовить ребёнка к усвоению ритмической структуры слов родного языка.

2. Коррекционный. Цель этого этапа – непосредственная коррекция дефектов слоговой структуры слов у конкретного ребёнка.

При формировании слоговой структуры слова проводятся игры и упражнения на развитие концентрации слухового внимания, слухового гнозиса и слуховой памяти;предлагаются различные способы воспроизведения ритма: отхлопывание в ладоши, отстукивание мячом об пол, использование музыкальных инструментов – барабана, бубна, металлофона.

Таким образом, в нашей коррекционно-развивающей работе активно используются здоровьесберегающие технологии, а также современные логопедические технологии, направленные на формирование правильного звукопроизношения; развитие лексико-грамматической стороны речи; формирование связной речи; развитие фонематического слуха; формирование слоговой структуры слова; технологии игрового обучения и информационные компьютерные технологии.

«Чтобы знали и помнили». Фотоотчёт о применении современных образовательных технологий 9 мая 2015 года мы празднуем юбилей Победы. Это и торжественно, и печально, ведь чем дальше мы отодвигаемся по временной ленте от войны,.

Использование ребусов в логопедической работе с детьми Ребус – это загадка-шутка, в которой слово или фраза зашифрованы комбинацией рисунков, фигур, букв, цифр, нот и других знаков. Слово «ребус».

Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми дошкольного возраста Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми дошкольного возраста. С каждым годом возрастает процент детей, имеющих.

Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми, имеющими нарушения зрения Муниципальное Бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №98, компенсирующего вида», города Сыктывкар. Музыкальный руководитель.

Конспект НОД по ПДД с использованием современных образовательных технологий с детьми старшего дошк-го возраста «Наша улица» Конспект открытой нод по правилам дорожного движения с использованием современных образовательных технологий с детьми старшего дошкольного.

Методическая разработка занятия с применением современных образовательных технологий «Профессии» Авторы методической разработки: А. В. Гуменюк, И. С. Лукьяненко Представляем Вам занятие с применением современных образовательных технологий.

Фотоотчет «Межрайонная конференция «Использование современных образовательных технологий в дошкольном образовании» Межрайонная педагогическая конференция «Использование современных образовательных технологий в дошкольном образовании» Конференция проходила.

Отчет об использовании современных образовательных технологий в воспитательно-образовательном процессе в младшей группе Среда, в которой живет и развивается ребенок, изменчива и непостоянна. Маленький человек всегда ощущает необходимость видеть цели, выстраивать.

Проект «Использование информационно-коммуникационных технологий в работе педагога-психолога с детьми» Актуальность: XXI век называют веком информации. Современные информационно коммуникационные технологии все больше внедряются в различные.

Отчет об использовании современных образовательных технологий, соответствующих ФГОС. В помощь аттестующимся воспитателям Отчет об использовании современных образовательных технологий, соответствующих ФГОС ДО, в воспитательно – образовательном процессе воспитателя.

ДОКЛАД НА ТЕМУ: «Современные образовательные технологии в логопедической работе с детьми с ОВЗ».

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

III Всероссийская научно-практическая конференция

«Образование XXI века: тенденции и взгляд в будущее»

ДОКЛАД НА ТЕМУ:

«Современные образовательные технологии в логопедической работе

УЧИТЕЛЬ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ

МКОУ «ГИМНАЗИЯ №3»

МУРТАЗАЛИЕВА АМИНАТ АБДУЛАЕВНА

«Современные образовательные технологии в логопедической работе

с детьми с ОВЗ».

На современном этапе развития России происходят изменения в образовательных процессах: содержание образования усложняется, на смену традиционным методам приходят активные методы обучения и воспитания, направленные на активизацию познавательного развития ребенка. В этих изменяющихся условиях учителю-логопеду необходимо уметь ориентироваться в многообразии современных технологий.

Современные образовательные технологии – это система методов, способов, приёмов обучения, воспитательных средств, направленных на достижение позитивного результата за счёт динамичных изменений в личностном развитии ребёнка в современных социокультурных условиях. Педагогические инновации могут либо изменять процессы воспитания и обучения, либо совершенствовать. Инновационные технологии сочетают прогрессивные креативные технологии и стереотипные элементы образования, доказавшие свою эффективность в процессе педагогической деятельности.

В течение нескольких лет осуществляется домашнее визитирование к детям с инвалидностью. Так как дети со сложными множественными дефектами (преимущественно с ДЦП), то возникает необходимость и возможность широкого применения различных как традиционных, так и инновационных образовательных технологий.

Здоровьесберегающие технологии наиболее актуальны для тетей с ОВЗ. Цель данных технологий: обеспечить ребенку возможность сохранения здоровья, сформировать у него необходимые знания, умения, навыки по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни. Нами освоены и используются в работе:

– различные виды массажа;

– различные виды дыхательной и голосовой гимнастик;

– артикуляционная, мимическая гимнастика;

– гимнастика для глаз;

– упражнения на развитие координации движений рук и пальцев рук;

– упражнения на релаксацию;

– упражнения на профилактику нарушений осанки;

Использование оздоровительных технологий происходит в игровом варианте: обучение и оздоровление происходит с легкостью, упражнения и оздоравливающие техники остаются в памяти ребенка надолго.

На каждом занятии используются игровые технологии. Игровая деятельность положительно влияет на формирование многих психических процессов – от самых простых до самых сложных. Так, в игре начинают развиваться произвольное поведение, произвольное внимание и память. В условиях игры дети лучше сосредоточиваются и больше запоминают, чем по прямому заданию взрослого. Ребенок во время игры вовлечен в активную познавательную деятельность, не чувствует усталости, сохраняет энергию на последующее время обучения.

Игровые технологии помогают решать не только проблемы мотивации, развития детей, но и здоровьесбережения, социализации. В игре и через игровое общение у растущего человека проявляется и формируется мировоззрение, потребность воздействовать на мир, адекватно воспринимать происходящее. В игре независимо от сознания ребенка работают различные группы мышц, что благотворно влияет на здоровье. В занятия включаются различные виды игр: дидактические, словесные, сюжетно-ролевые, игры с предметами, игры с игрушками, подвижные игры, игры-инсценировки.

Без приемов технологии наглядного моделирования не обходится ни одно занятие с детьми с ОВЗ. Использование символической аналогии облегчает и ускоряет процесс запоминания и усвоения материала, формирует приемы работы с памятью. Применяя графическую аналогию, мы учим детей видеть главное, систематизировать полученные знания. Использование наглядного моделирования вызывает интерес и помогает решить проблему утомляемости.

Технология «Портфолио» применяется для сбора и сохранения работ детей (рисунков, аппликаций, письменных работ).

Технология исследовательской деятельности применяется с целью коллекционирования открыток, картинок, моделей различных предметов, что помогает развивать процесс мышления – классификацию, расширять словарный запас, кругозор, освоить родовидовые отношения.

Информационные компьютерные технологии (ИКТ ) стали перспективными средствами коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими нарушения речи.

В основу ИКТ в отечественной педагогике положены базовые психолого-педагогические и методологические положения, разработанные Л.С.Выготским, П.Я. Гальпериным, В.Ю. Давыдовым, А.В.Запорожцем, А. Н. Леонтьевым, А.Р. Лурия, Д.Б.Элькониным и др.

В работе учителя-логопеда можно широко применять ИКТ. Современные технологии позволяют использовать компьютер в диагностических целях (создание банка данных речевых показателей обучающихся в начале и в конце коррекционной работы, анализ собранной информации и наглядное представление результатов в виде диаграмм, графиков, таблиц), в организации работы с родителями и педагогами (подготовка презентаций к консультациям, выпуск наглядной информации), а также непосредственно в ходе проведения логопедических занятий.

Практика подтверждает, что использование ИКТ в работе учителя-логопеда позволяет значительно повысить эффективность коррекционной работы, активизировать динамику развития навыков правильной речи и всего коррекционно-образовательного процесса в целом. Применение ИКТ позволяет повысить мотивацию к логопедическим занятиям, поддерживать внимание на всех этапах занятия, развивать познавательную активность детей. Новые технологии делают коррекционную работу более интересной для школьников и более радостной для педагога.

В работе используются различные программы:
Мicrosoft Word. – работа с документами;
Мicrosoft Роint – работа с изображениями;
Мicrosoft Роwег Роint – презентации к занятиям, рекомендации родителям;
Мicrosoft Оffice Publisher – создание памяток, методических рекомендаций для родителей.

При осуществлении домашнего визитирования к детям-инвалидам ИКТ используются по различным направлениям коррекционно-развивающей работы:

Для детей разного возраста подобраны комплексы артикуляционной, дыхательной, голосовой и мимической гимнастик в виде презентаций в программе Мicrosoft Роwег Роint. Дети школьного возраста могут без помощи взрослых выполнять предложенные комплексы упражнений.

-словарный запас, кругозор:

Школьники обучаются поиску значения незнакомых слов в электронных словарях сети Интернет, поиску нужной информации. Работа с текстовой, аудио и видеоинформацией расширяет кругозор, словарный запас детей.

Дети совместно с родителями составляют рассказы на заданную тему: «Как я провел выходные дни», «Наша поездка», «Как я отдыхал на море», «Поход в кино», «Посещение выставки» и др. Рассказы записываются на компьютере, сопровождаются картинками, фотографиями и сохраняются в семейном архиве.

Дети с увлечением выполняют в программе Мicrosoft Word упражнения, которые развивают речь и логическое мышление:

«Ассоциации»: Наступила ночь – ночь холодная – холодная рука – рука помощи – помощи нет – нет ветра ….

«Цепочки предложений»: На улице выпал снег. – Снег дворник чистит лопатой. – Лопатой дедушка копает землю. – Землю…

«Придумай продолжение»: На севере холод – холодная зима – зимний вечер – вечерняя прогулка – прогулочная коляска – …

При работе с текстами тренируется скорость, правильность чтения, улучшается понимание читаемого.

При работе на клавиатуре компьютера формируется и тренируется навык набора слов, предложений, текстов.

При коррекции дисграфий на логопедических занятиях и в качестве домашнего задания детям предлагаются выполнять некоторые упражнения из методических пособий Мазановой Е.В., Садовниковой И.Н., Ефименковой Л.Н. и др. в программе Мicrosoft Word.

– мелкая моторика, зрительно-моторные координации:

Работа с клавиатурой, «мышью», сенсорной панелью планшета положительно сказывается на развитии моторики рук и пальцев рук детей с ДЦП.

Дети знакомятся с программой Мicrosoft Раin t , работа в которой помогает развивать графо-моторные навыки (дети учатся создавать рисунки к электронным рассказам).

Детям подросткового возраста с проблемами общения, находящихся на индивидуальном обучении и ограниченных в социальных контактах, оказывается помощь в нахождении друзей по переписке в социальных сетях, и проводится обучение навыкам ведения переписки.

Много лет применяются на практике инновационные технологии Ткаченко Т.А., Коноваленко В.В., Коноваленко С.В., Филичевой Т.Б., Нищевой Н.В., Смирновой Л.Н., Новиковой-Иванцовой Т.Н. и других авторов.

Новые педагогические технологии создают более широкие возможности для формирования коммуникативных способностей и общего развития ребёнка, повышают мотивацию детей к получению и усвоению новых знаний, следовательно, будут способствовать его успешной социализации.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: