Использование схематических изображений артикуляции звуков при коррекции звукопроизношения

Модели артикуляции звуков в коррекционно-развивающей работе учителя-логопеда

Зорина Светлана Сергеевна.

МАДОУ детский сад комбинированного вида «Сказка»

Ямало-Ненецкий автономный округ, г. Лабытнанги

«Модели – это хорошая нагляднос­ть,

подсказ­ка, зрительная опора».

В дошкольных образовательных учреждениях одним из основных аспектов работы учителя-логопеда является исправление у дошкольников нарушений звукопроизношения, автоматизация поставленных звуков, развитие фонематического слуха и формирование слогового состава слова. В данном направлении разработано множество различных методик, но инновационным приемом является применение моделей артикуляции звуков. Валентина Михайловна Акименко отмечает: «Правильное артикулирование звука, уточненное при помо­щи наглядной модели, улучшает качество приема и воспроиз­ведения звуков. Слушание звука и «видение» правильной арти­куляции с помощью моделей — начало активного развития у детей собственных произносительных навыков».

Модели артикуляции звуков в исправлении нарушений звукопроизношения.

Большой вклад в исправление нарушений звукопроизношения с помощью моделей артикуляции звуков внесла Валентина Михайловна Акименко. В разработанном учебно-методическом пособии «Исправление звукопроизношения у детей» она представила схему постановки звуков в зависимости от формы нарушенного произношения с применением моделей артикуляции звуков и сами модели. Мной доработаны модели артикуляции звуков В.М.Акименко цветовой гаммой, вызывающей интерес детей дошкольного возраста, звуковой картинкой, в названии которой необходимо выделить звук в составе слова.

Согласно данной методике ребенок является активным участником постановки звуков независимо от вида речевого нарушения. Так, если звук в речи ребенка отсутствует, взрослый объясняет правильный уклад органов артикуляционного аппарата, роль зрительных ощуще­ний выполняет модель, смотря на которую ребенок сознатель­но пытается расположить губы, язык, включить в работу голо­совые складки таким образом, как указано на модели. Модель служит наглядной опорой, постоянно «напоминая» артикуля­цию не произносимого звука. Если звук заменяется, то данный факт может свидетельствовать о нарушении фонематического слуха и работу по дифференциа­ции звуков надо проводить особенно тщательно. В моделях артикуляции согласных звуков дается характеристика звуков по основным признакам: по наличию или отсутствию вибрации голосовых скла­док; по месту артикуляции; по наличию или отсутствию подъема спинки языка; по месту резонирования и по способу образования. Они оказывают огромную поддержку при коррекции произношения отдельных звуков, при введении новых звуков в речь, при знакомстве воспитанников с гласными и согласными звуками. Дети наглядно воспринимают звук и различают гласный он или согласный, звонкий согласный или глухой, твердый или мягкий; параллельно учатся выделять звук в начале, в середине и в конце слова. Яркость подобранной наглядности привлекает внимание детей, заинтересовывает их.

Обучение детей правильному звукопроизношению ведется в следующей последовательности:

  1. выработка связи между артикуляцией звука и его акустикой;
  2. восприятие звука изолированно и в звукосочетаниях;
  3. узнавание и различение звука в слогах, словах, фразах, звуковой анализ слова.

Модели артикуляции гласных звуков окружают воспитанников на занятиях постоянно:

  • При знакомстве с гласными звуками согласно общеразвивающей программе.
  • При выполнении артикуляционной гимнастики перед зеркалом для уточнения артикулирования гласных звуков (нанесены на поверхность зеркала для индивидуальной работы).

  • При автоматизации поставленного звука в слогах, выполняемой перед зеркалом. Ребенок проговаривает автоматизируемый звук, логопед показывает на модель гласного звука, с которым надо соединить автоматизируемый звук, и ребенок произносит слог. Работа по автоматизации ведется как в открытых, так и в закрытых слогах.

  • При знакомстве дошкольников с гласными звуками, опираясь на настенное пособие «Домик гласных звуков». «Домик гласных звуков» разработала и представила в журнале «Обруч» Наталья Буренко психолого-медико-социального центра «Взаимодействие» города Москва. «В домике все окошки закрыты шторками. За окошками-шторками спрятаны гласные. Ребенок одновременно воспринимает изображение артикуляции звука и слышит его песенку. Фиксируем внимание детей на их артикуляции».

С моделями артикуляции согласных звуков дети знакомятся также в соответствии с общеразвивающей программой, и активное применение они получают при постановке, автоматизации и дифференциации согласных звуков. В данном случае модели гласных и согласных звуков активно «сотрудничают» друг с другом и оказывают положительное влияние на развитие не только речевых зон головного мозга, но и мыслительных процессов, и зрительной памяти детей. А также вызывают интерес детей к занятиям с логопедом.

Модели артикуляции звуков в развитии фонематического слуха.

Коррекционную работу при по­становке звуков необходимо проводить совместно с развитием фонематического слуха, так как формирование фонематического слуха про­текает в тесном взаимодействии с развитием артикуляцион­ной базы звуков, и наоборот, уме­ние произнести какой-либо звук способствует и его лучшему различению на слух. Порядок включения в работу моделей артикуляции звуков при формировании фонематического слуха основывается на последовательном формировании фонематических процессов. Модели вводятся в работу постепенно, начиная с гласных звуков. Произнесение гласных звуков сопостав­ляется с конкретной моделью. Когда данный навык отработан, ребенку предлагается подобрать модель к каждой беззвучной артикуляции гласных звуков. Модели артикуляции согласных звуков вводятся тоже постепенно и при наличии данного звука в речи ребенка.

Для каждого звука рекомендуются следующие виды заданий:

– подобрать слова на заданную модель артикуляции;

– выделить из текста, стихотворения слова с заданным звуком и показать соответствующую модель;

– составить слог на заданную модель артикуляции;

– придумать слово со слогом, написанным при помощи моделей артикуляции;

– определить место заданного звука в слове (начало, сере­дина, конец слова), обозначив его моделью;

– добавляя разные звуки к слогу, «написанному» при по­мощи моделей артикуляции, получить новое слово;

– составить слова из моделей артикуляции звуков;

С каждым годом увеличивается число дошкольников, имеющих не только нарушения звукопроизношения, но и нарушения фонематического восприятия. Несформированность фонематического слуха у детей с ФФНР и ОНР проявляется в недостаточном различении зву­ков, близких по акустическим или артикуляторным параметрам. Работа по различению звуков начинается с разъяснения ребенку отличий, которые имеются в не дифференцируемых звуках. Роль зрительных ощущений выполняет модель, смотря на которую, ребенок сознательно пытается расположить губы, язык, включить в работу голосовые складки так, как указано на модели. Модель служит «заместителем» положения орга­нов артикуляционного аппарата в момент произнесения звука. Она так же абстрактна, как и образ звука, который необходимо сформировать в момент произнесения звука. Поэтому она слу­жит наглядной опорой, постоянно «напоминая» артикуляцию заменяемого звука, помогает различению звуков. Сравнивая по моделям заменяемые звуки, ребенок находит отличия в их графике. Это различие и является зрительной опорой, помога­ющей развитию фонематического слуха. Если проанализировать наиболее распространенные замены звуков, то в моделях эти отличия очень бросаются в глаза. Ребенок понимает ошиб­ку.

Читайте также:
Развитие речи в сенсорной комнате

После того, как ребенок научился распознавать не разли­чаемые звуки по моделям, включаем следующие виды занятий:

  • выделить не различаемые звуки из потока звуков (одно­временно два звука, каждый звук в отдельности) пока­зом соответствующих моделей;
  • при произнесении слогов (слов), состоящих из заменяе­мых звуков, показывать соответствующую модель арти­куляции;
  • подобрать картинки, названия которых отличаются од­ним из не дифференцируемых звуков, при назывании которых показывать соответствующую модель артику­ляции;
  • выделить из текста слова с дифференцируемыми звука­ми, показывая при этом соответствующую модель арти­куляции и т.д.

Таким образом, применение моделей артикуляции звуков при фор­мировании фонематического слуха позволяет подключить в работу слуховой, зрительный и речедвигательный анализа­торы. Правильное артикулирование звука, уточненное при помощи наглядной модели, улучшает качество приема и вос­произведения звуков. Значительный момент фонетико-фонематического развития — восприятие тех или иных элементов речи. Оно осуществляется в процессе активного включения в аналитико-синтетическую деятельность всех сохранных у ре­бенка анализаторов. Известно, что преодоление фонетико-фонематических от­клонений имеет в своей основе развитие активной познава­тельной деятельности детей, формирование у них процессов наблюдения, сравнения и обобщения в области речевых зву­ков. Оно достигается путем использования различных видов упражнений, направленных, прежде всего, на развитие речеслухового и речедвигательного анализаторов.

Модели артикуляции звуков при формировании слоговой структуры слова:

Если в речи ребенка имеются перестановки, пропуски или наращения звуков и слогов, значит структура слов воспроизводится неверно. Т.А.Ткаченко разработала пособие для логопедов, воспитателей и родителей с разработками индивидуальной работы с детьми 4-6 лет «Коррекция нарушений слоговой структуры слова». В данном пособии автор отмечает, что «одно из важных условий проведения коррекционной работы – формирование слоговой структуры слов с опорой на слуховую, зрительную и кинестетическую функции. Универсальным вспомогательным средством является в данном случае авторская специальная символика». В работе над формированием слоговой структуры слова я опираюсь на работу Т.А.Ткаченко, но использую свои разработанные модели, т.к. считаю, что яркость привлекает внимание детей (Рисунок 5).

Основное требование к обучению — научить дошкольни­ков правильно узнавать, различать и выделять на слух все эле­менты слова — звуки и слоги, их последовательность в слове, правильно, отчетливо произносить весь звуковой состав слова, следовательно, слово и фразу в целом, правильно соотносить звук и букву при выполнении письменных работ.

Изложенная мной система коррекционно-развивающей работы учителя-логопеда в дошкольном учреждении помогает закреплять правильное произношение всех звуков русского языка у детей, добивать­ся овладения основными фонетическими противопоставлени­ями звуков русского языка: твердостью — мягкостью и глу­хостью — звонкостью, а также помогает сформировать умение различать звуки на слух в собственной речи и в речи других. Воспитанники с удовольствием рассматривают модели, опираются на них в коррекционной работе. В результате улучшается «скорость» постановки звуков и их автоматизация, развитие фонематического слуха и формирование слоговой структуры слова.

Литература:

1. Акименко В.М. Исправление звукопроизношения у детей: учебно-метод. пособие. – Ростов н/Д: Феникс, 2008.

2. Балаева В.И. Модельное обучение речевым навыкам старших дошкольников с задержкой речи. Хрестоматия по логопедии. – М.: Владос, 1997.

3. Буренко Н. Дома и сказки для букв и звуков. // Обруч, 2000. – №1.

4. Карельская Е. Использование символов в работе над звуками. //Дошкольное воспитание, 2000. – №1.

5. Крупенчук О.И. Научите меня говорить правильно. – СПб.: Литера, 2001.

6. Степанова О.А. Коррекционная педагогика в на­чальном образовании, под. ред. Г.Ф. Кумариной. – СПб.: Литера, 2000.

7. Ткаченко Т.А. Коррекция нарушений слоговой структуры слова. Альбом для индивидуальной работы с детьми 4 – 6 лет. Москва, 2001.

Приглашаем педагогов дошкольного образования Тюменской области, ЯНАО и ХМАО-Югры опубликовать свой методический материал:
– Педагогический опыт, авторские программы, методические пособия, презентации к занятиям, электронные игры;
– Лично разработанные конспекты и сценарии образовательной деятельности, проекты, мастер – классы (в т. ч. видео), формы работы с семьёй и педагогами.

Почему выгодно публиковаться у нас?

1. “Детские сады Тюменской области” официально зарегистрированное профильное СМИ федерального уровня. ЭЛ № ФС 77 – 43321
2. Деятельность редакции поддерживается Департаментом образования и науки Тюменской области
3. Мы оформляем “Свидетельство о публикации” в СМИ.
4. Документ имеет уникальный номер, вписан в реестр, имеет оригинальную печать редакции интернет-издания и подпись.
5. “Свидетельство о публикации” в СМИ отправляется автору как в бумажном, так и в электронном варианте.

Использование схематических изображений артикуляции звуков при коррекции звукопроизношения у детей дошкольного возраста

Алдамова Светлана Викторовна
Использование схематических изображений артикуляции звуков при коррекции звукопроизношения у детей дошкольного возраста

В статье представлен вариант средства обучения, благодаря которому логопед сможет на групповых занятиях корректировать и/или готовить к коррекции звукопроизношения детей старшего и подготовительного дошкольного возраста. Данная методика подходит для работы с детьми как в специализированном, так и в общеобразовательном детском саду. Использование схематических изображений артикуляции звуков при коррекции звукопроизношения у детей дошкольного возраста.

Читайте также:
Развитие речи детей раннего возраста посредством пальчиковых игр

Звуки речи — минимальные единицы речи, являющиеся результатом артикуляционной деятельности человека, и характеризующиеся определёнными акустическими и перцептивными свойствами.

Именно для овладения нормированными звуками речи, на занятиях логопед обучает ребенка правильно и четко воспринимать звуки на слух, готовят для их произнесения артикуляторный аппарат. Данные направления работы сохраняются как в работе с детьми с ОВЗ, так и в группах детей в общеобразовательных садиках.

В онтогенезе речевой деятельности звукиусваиваются постепенно: на момент рождения усваиваются звуки гласного типа разной степени открытости, но которые невозможно развить изолированно вне крика (А. Н. Гвоздев) 2-3 месяца жизни появляются специфические голосовые реакции — гуление — звуки, которые напоминают гласные ([а], [о], [у], [э]); губные согласные ([п], [м], [б], и заднеязычные ([г], [к], [х]). 4 мес. – 2 года совершенствуется произношение имеющихся звуков 3 года. Доступно произношение всех гласных кроме [ы]. Допустимы дефекты смягчения, оглушения. Не умеет произносить шипящие, аффрикаты, [р]-[р’], [л]-[л’] —эти звуки заменяются, либо пропускаются. Появляются свистящие и умение произносить стечение согласных. 4 года. Ребенок дифференцирует все звуки, должны появиться шипящие, уйти дефекты оглушения и смягчения 5 лет. В начале 5-го года жизни у ребенка появляется умение произносить звуки [л], [л’]. Также на 5-м году появляются звуки позднего генеза [р], [р’] и аффрикаты [ц], [ч]. Формирование правильного звукопроизношения заканчивается.

Из опыта работы в детском саду мы знаем, что отсутствие у детей особенностей развития не гарантирует умение правильно воспроизводить все звуки речи даже в подготовительной группе.

Эти трудности у нормально развивающихся детей зачастую связаны с нарушением фонематического слуха, с недостаточным самоконтролем и т. д. Для успешного усвоения системы звуков русского языка необходимо использовать облегчающие и активизирующие приемы обучения. Одним из таких приемов, является использование знаков, которые А. Р. Лурия предлагал надстрочно использовать при афферентной моторной афазии. Надстрочные знаки – специальные картинки, напоминающие артикуляцию звука, которые предлагаются в пособиях по восстановлению речи при афазии М. К. Шохор-Троцкой. Они используются для уточнения произношения какого-либо звука. Интересно то, что в обучении очень часто мы используемтакого рода знаки при работе с гласными: у- узкий кружочек, а- большой кружок, и- улыбка и др., обозначающие движение губ. Использование схематических изображений артикуляции звуков.

Суть обучения строится на кинестетических и кинетических ощущениях самого ребенка,а также зрительном образе: при произношении или восприятии каждого звука необходимо почувствовать и /или увидеть движение соответствующего органа артикуляции Для того, чтобы познакомиться или повторить новый звук, готовится реквизит, используемый на любом занятии: доска, маркер, зеркало. В игровой ситуации взрослый, «потерявший голос», четко артикулируя, произносит звук (плотно сжимает губы- М, рот широко открыт, а задняя часть спинки языка прижимается к небу- К/Г и т. д.). Дети пытаются повторить артикуляцию, но с «включенным голосом». Затем взрослый произносит звук и вместе с детьми выявляет самые «активные» и «видимые», ярко ощущаемые движения органов артикуляции. Рисуется схема и подбирается картинка, подходящая звуку и схеме. Начинаем занятия всегда со звуков раннего онтогенеза (К — кашляет человек, М — мычит корова и т. д.)

Когда на следующем занятии детям показываем схему, то стараясь подражать изображенному знаку, каждый из них легко вспоминает пройденное. Затем ребенок зарисовывает на бумаге знак и прикрепляет к картинке, в которой данный звук находится в названии. Соотнося артикуляционную позу, зашифрованную в знаках с правильным звучание звука, дети гораздо реже стали искажать, смешивать и замещать звуки речи. После знакомства с достаточным количеством знаков, проводились игры с поиском сокровищ, прохождением лабиринтов, где необходимо правильно произнести слово с ориентированием не только на буквы, но и на звуки, соотнести букву со знаком, а знак — со звуком. Мы также просили исправить схему, заменить знак буквой, записать название беззвучно любого предмета, чтобы другие дети могли его найти, вспомнить артикуляциооную гимнастику, которая поможет произносить зашифрованный звук правильно, хлопнуть в ладоши только тогда, когда услышишь слово с тем звуком, знак которого на листке перед ребенком. Все это делалось для того, чтобы лучше запомнилась артикуляционная поза звука и его фонема. Последовательность работы над буквами и соответствующими звуками была такой: А, У, О, И, П, Б, М, И, В, Ф, Т, Д, Н, Э, Ы, К, Г, С, З, Ш, Ж, Е, Я, Ё, Ю, Ч, Ц, Щ, Л, Р. (Последовательность менятся в зависимости от возможностей детей и задач педагога)

Таким образом, за один учебный год мы с детьми уточнили произношение как имеющихся звуков, так и звуков, которые дети искажали, смешивали. Все дети в конце года подготовили артикуляционный аппарат для произнесения изученного, уточнили звукопроизношение, стали лучше дифференцировать схожие по звучанию звуки. Высокая эффективность этого метода заключается в том, что он основан на наглядно-образном мышлении, преобладающим у детей дошкольного возраста, носит непроизвольный характер запоминания. Чтение по губам, возможность «потрогать звуки» помогает детям выделить и назвать характерные признаки производимых действий. Введение использованиязнаков состоит из 3-х этапов:

Первый – кодирование информации в образы. Мы должны избрать для себя вид модели, который мы будем использовать. Подготовить схемы и символы кодирования информации. Схематическое кодирование, используемый в работе при моторной афазии подходит для дошкольников подготовительной, но в работе с детьми старшей группы необходимо добавить большей соотнесенности с реальными образами. Рекомендуется зарисовывать картинки, отображающие не только положение органа артикуляционного аппарата, но и сам орган (например, сжатые в полоску губы место просто полосы на М). На начальных этапах работы нужно использовать малое количество знаков с как можно более контрастными фонемами.

Читайте также:
Проведение логоритмических занятий в Доме ребенка

Второй – запоминание и соединение образов между собой, запоминание последовательности событий. Данный метод можно использовать для уточнения произношения звуков на уровне слогов. Дети соотносят не только звуки со знаками, но и подбирают зверей, которые произносят изображенный слог.

Третий – самостоятельный выбор знака с опорой на фонему и букву. На данном этапе ребенок должен сам произнести необходимый звук, проанализировать ощущения и зрительный образ, рассказать о них, после чего подобрать схему. Необходимо помнить, что в каждом учреждении свой план работы по обучению грамоте, на который логопед может ориентироваться. Именно совместная работа с другими педагогами поможет ребенку освоить программу без затруднений, которые часто возникают из-за необходимости усвоить большой объем разнонаправленной информации

Приложение отображает загаданные слова, которые дети старшего дошкольного возраста расшифровывали в конце ученого года, ориентируясь на полученные знания.

Консультация для родителей «Формирование у детей дошкольного возраста правильного произношения звуков» Консультация для родителей по проблеме: «Формирование у детей дошкольного возраста правильного произношения звуков – одна из важнейших задач.

Использование технологии «рефлексивный круг» для успешной социализации детей дошкольного возраста Добрый день, уважаемые коллеги. Сегодня я хочу познакомить Вас с технологией «Рефлексивный круг» это интересней-шая технология социализации.

Доклад «Использование моделей артикуляции звуков в логопедической практике». В дошкольных образовательных учреждениях основной задачей работы учителя-логопеда является: постановка у дошкольников правильного звукопроизношения,.

Индивидуальное занятие по коррекции звукопроизношения с ребенком после кохлеарной имплантации Цель: Закрепление произношения звука [р’] в слогах и словах. Задачи: Развивать у ребенка с КИ правильное восприятие слов на слух, извлечение.

Использование чисто-и скороговорок в формировании правильного звукопроизношения у детей с нарушениями речи Использование чисто – и скороговорок в формировании правильного звукопроизношения у детей с нарушениями речи В коррекционно-логопедической.

Использование видеоресурсов в формировании толерантности у детей дошкольного возраста Всем давно уже известна истина, корни любого поведения человека необходимо искать в детстве. В период детства, как считал Л. С. Выготский,.

Консультация для воспитателей «Игровая терапия для коррекции агрессивного поведения детей старшего дошкольного возраста» Игровая терапия поможет детям лучше понять окружающий мир,прочувствовать отношения между взрослыми и сверстниками,увидеть мир совершенно.

Консультация «Психокоррекционные игры и упражнения для коррекции темперамента детей дошкольного возраста» Консультация «Психокоррекционные игры и упражнения, направленные на коррекцию темперамента детей дошкольного возраста» Темперамент чаще.

Мастер-класс «Использование игровой мотивации в работе с детьми по ознакомлению их с органами артикуляции» Сегодня я проведу для Вас Мастер – класс. Покажу, как в игровой форме можно знакомить детей с органами артикуляции и развивать их ловкость,.

Рекомендации педагогам «Использование скороговорок в коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста» Ребенок усваивает родной язык, прежде всего подражая живой разговорной речи окружающих его людей. Русский народный фольклор дает прекрасные.

Использование схематических изображений артикуляции звуков при коррекции звукопроизношения

Акименко В.М., канд. пед. наук, доцент СГПИ, г. Ставрополь
Нарушения звукопроизношения у детей дошкольного возраста – это один из основных или ведущих дефектов в структуре речевых нарушений. Методики коррекций недостатков произношения звуков достаточно полно разработаны. Тем не менее резервы для развития данного направления исследований имеются. Одним из таких резервов можно назвать применение моделей артикуляции звуков для коррекции звукопроизношения детей дошкольного возраста.
Модели артикуляции отражают положение органов артикуляционного аппарата в момент произнесения звука и соответствуют его характеристике. Независимо от формы речевых нарушений, они помогают ребенку осмыслить процесс постановки звука и быть не просто пассивным исполнителем воли взрослого, а активным участником. Так, если звук в речи ребенка отсутствует, взрослый объясняет правильный уклад органов артикуляционного аппарата. Роль зрительной опоры выполняет модель; в соответствии с ней ребенок определенным образом пытается расположить губы, язык, включить в работу голосовые складки. Модель служит наглядной опорой, постоянно напоминая артикуляцию звука.
При работе с моделями у ребенка создается правильный образ артикуляционного уклада в момент произнесения звука, поскольку такая работа предполагает исследование, «отсечение» органов, не принимающих участие в произнесении. Ни артикуляционный профиль, ни фотографии образ не формируют уже потому, что не дают возможность исключить такие органы.
Правильное артикулирование, уточненное при помощи наглядной модели, улучшает качество приема и воспроизведения звука, способствует активному развитию у детей собственных произносительных навыков. На важность их сознательного формирования неоднократно указывал С.И. Берн-
штейн. По его мнению, рациональный метод требует, чтобы обучение произношению протекало в русле сознательного усвоения произносительных фактов и их акустических эффектов. Процесс усвоения родного языка не сводится к простому накоплению некоторых умений или готовых компонентов. А.А. Леонтьев подчеркивал, что главное в нем совсем другое – это фиксация у ребенка, некое «замыкание» обслуживающих речь функциональных систем, установление взаимосвязи артикуляционной и акустической сторон речи.
Таким образом, на первом этапе исправления нарушений произношения с применением моделей артикуляции решается задача сознательного усвоения детьми связи между акустическими и артикуляционными признаками звука. Особенно тщательно следует установить форму нарушенного произношения. Нами разработана схема постановки звуков в зависимости от этой формы (рис. 1).
Из схемы видно, что если звук отсутствует в речи ребенка, то постановка проводится по модели, если же наблюдается искаженное произношение звука, то модель отсутствует, поскольку такого артикуляционного уклада в фонетической системе русского языка нет.
Факт замены звука может свидетельствовать о первичном или вторичном нарушении фонематического слуха. В данном случае работу по дифференциации звуков надо проводить особенно тщательно, ведь хорошо развитый фонематический слух представляет собой важный компонент полноценного формирования произносительных навыков. Известно, что становление фонематического слуха протекает в тесном взаимодействии с развитием артикуляционной базы, причем верна и обратная зависимость: умение произнести какой-либо звук способствует и его лучшему различению на слух. Другими словами, фонематический слух способствует различению и узнаванию фонем, составляющих звуковую оболочку слова. Только при его наличии возможно понимание смысла отдельных слов, поэтому фонематический слух еще называют смысловым. Н.X. Швачкин подчеркивал, что через слово ребенок овладевает системой звуков языка. Лишь с появлением слова начинает проявляться смысловое значение звуков, ребенок становится чутким к звучанию слов взрослых. М.Е. Хватцев утверждал, что хорошо произносит тот, кто хорошо различает отдельные звуки слова. Поэтому постановку звука необходимо проводить параллельно с развитием фонематического слуха.
Иногда замены звуков бывают не связаны с нарушением фонематического слуха, а обусловлены несформированностью операций отбора фонем по их артикуляторным параметрам в моторном звене воспроизводства речи. В данном случае коррекционная работа с применением наших моделей также проходит более успешно по причине расширения наглядности и лучшего осмысления ребенком выполняемых действий. При искаженном произнесении звука модель артикуляции звука отсутствует, так как данное произношение является ненормированным для системы русского языка. Этот факт отражен в схеме коррекции звукопроизношения, что, в свою очередь, служит подсказкой в изменении характера коррекционной работы.
Перед постановкой звуков ребенок должен изучить строение органов артикуляционного аппарата. Следует обратить его внимание на подвижные и неподвижные органы, движения губ, язычка, научить ощущать работу голосовых складок и характер выдыхаемой воздушной струи. Так же тщательно необходимо проанализировать положение органов артикуляционного аппарата в момент произнесения звука. На основании этого изучения можно построить соответствующую модель артикуляции.
Рассмотрим применение моделей артикуляции при исправлении нарушений произношения в группе шипящих звуков [ш], [ж], [ш’] и [ч’].
Постановка звука [ш]
Ребенку объясняется правильная артикуляция звука на примере артикуляционного профиля (рис. 2).
Губы – округлены, немного вытянуты вперед.
Зубы – сближены до 4-5 мм.
Язык – кончик широкий, поднят к нёбу (за альвеолы), но не касается его, образуя щель. Боковые края прижаты к верхним коренным зубам.
Голосовые складки – разом-
кнуты, голос не образуется.
Воздушная струя – сильная, широкая, теплая.
Затем вводится его модель артикуляции (рис. 3).
Ребенок должен понять, что для правильного произнесения звука [ш] необходимо округлить губы и вытянуть их трубочкой – на модели это круг. Большая стрелка вверх – язык поднят, кончик языка за альвеолами – на модели кружок вверху круга. Когда ребенок воспроизводит нужный артикуляционный уклад, просят дунуть, как ветерок. Слышится звук [ш].
Если ребенок заменяет звуки, то в коррекционную работу включаются упражнения по развитию фонематического слуха. Модель служит наглядной опорой, постоянно напоминая артикуляцию заменяемого звука, помогает их различению. Сравнивая по моделям заменяемые звуки, ребенок находит отличия в их графике. Если проанализировать наиболее распространенные замены звуков, то на моделях эти отличия становятся еще более заметными.
Звук [ш] заменяется на звук [с]
(свистящий парасигматизм)
Различия в произнесении этих звуков объясняются на примере моделей (рис. 3, 4).
Губы. При произнесении звука [c] губы в улыбке (на модели прямоугольник), а при произнесении [ш] округлены (на модели круг).
Язык. При произнесении звука [c] кончик языка у нижних резцов (кружок под прямоугольником), а при произнесении [ш] – поднят за альвеолы (кружок вверху круга, стрелка показывает движение языка вверх).
Звуки [c] и [ш] глухие (на моделях нет колокольчика), твердые.
Звук [ш] заменяется на звук [ф]
(губно-зубной парасигматизм)
Различия в произнесении этих звуков объясняются на примере моделей (рис. 3, 5).
Губы. При произнесении звука [ш] губы округлены (на модели круг), а при произнесении [ф] нижняя губа приближена к краям верхних резцов (на модели фигура, напоминающая дугу).
Язык. При произнесении звука [ш] кончик языка поднят за альвеолы (кружок вверху круга, стрелка показывает движение языка вверх), а при произнесении [ф] кончик языка у нижних резцов, но оттянут назад (на модели кружок ниже фигуры).
Звуки [ф] и [ш] глухие (на моделях нет колокольчика), твердые.
Звук [ш] заменяется на звук [т]
(призубный парасигматизм)
Различия в произнесении этих звуков объясняются на примере моделей (рис. 3, 6).
Губы. При произнесении звука [ш] губы округлены (на модели круг), а при произнесении [т] принимают нейтральное положение (на модели прямоугольник).
Язык. При произнесении звука [ш] кончик языка поднят за альвеолы (кружок вверху круга, стрелка показывает движение языка вверх), а при произнесении [т] кончик языка у верхних резцов (на модели кружок над прямоугольником).
Звуки [т] и [ш] глухие (на моделях нет колокольчика), твердые.
Звук [ш] заменяется на звук [ш’] (шипящий парасигматизм)
Различия в произнесении этих звуков объясняются на примере моделей (рис. 3, 7).
Губы. При произнесении звуков [ш] и [ш’] губы округлены (на моделях круг).
Язык. При произнесении звука [ш] кончик языка поднят за альвеолы (кружок вверху круга, стрелка показывает движение языка вверх), а при произнесении [ш’] кончик языка ниже, у альвеол (на модели кружок ниже, стрелка показывает движение языка вверх).
Звуки [ш’] и [ш] глухие (на моделях нет колокольчика).
Постановка звука [ж]
Разница в артикуляции звуков [ж] и [ш] заключается в том, что при произнесении [ж] в работу включаются голосовые складки. На моделях показано, что эти звуки похожи по положению языка, губ, но при произнесении [ж] включается голос (на модели колокольчик) (рис. 3, 8).
Рис. 8. Модель артикуляции
звука [ж]
Звук [ж] заменяется на звук [з]
На этом различии и основана постановка звука. Для дополнительной наглядности ребенок может приложить тыльную сторону ладони к горлу и услышать разницу в произнесении звуков [ж] и [ш].
Различия в произнесении этих звуков объясняются на примере моделей (рис. 8, 9).
Губы. При произнесении звука [з] губы в улыбке (на модели прямоугольник), а при произнесении [ж] губы округлены (на модели круг).
Язык. При произнесении звука [з] кончик языка находится у нижних резцов (кружок под прямоугольником), а при произнесении [ж] язык поднят за альвеолы (на модели движение стрелки вверх).
Звуки [з] и [ж] звонкие (на моделях колокольчик).
Постановка звука [ш’]
Круг означает, что при произнесении звука [ш’] губы округлены, стрелка, направленная вверх, – язык поднят вверх, но ниже, чем при произнесении звука [ш] (см. рис. 7).
Постановка звука [ч’]
Звук [ч’] относится к группе аффрикат, т.е. он возникает в результате быстрого соединения смычно-взрывного звука [т’] с по-
следующим щелевым звуком [ш’] (рис. 10).
На модели круг означает, что губы выдвинуты вперед, округлены. В первый момент кончик языка производит смычку с верхними резцами (кружок внизу круга). Затем кончик языка поднимается к нёбу (стрелка показывает движение языка вверх, а кружок – следующее положение кончика языка). Модель, таким образом, помогает объяснить ребенку сложное произношение звука [ч].
Звук [ш’] заменяется на звук [ч’]
Различия в произнесении этих звуков объясняются на примере моделей (рис. 7, 10).
Губы. При произнесении этих звуков губы округлены, слегка вы-
двинуты вперед (на моделях круг).
Язык. При произнесении звука [ш’] кончик языка поднят к альвеолам (на модели кружок в середине круга, а стрелка показывает движение языка вверх). Звук [ч] сложный по артикуляции, состоит из двух звуков [т’] и [ш’]. В первый момент кончик языка находится у нижних резцов (на модели кружок внизу круга), затем кончик языка отходит к альвеолам (на модели движение стрелки вверх).
Таким образом, использование моделей артикуляции звуков при коррекции звукопроизношения позволяет улучшить представление детей о звуковом составе языка, добиться устойчивого различения звуков и запоминания артикуляционного уклада, а также создает базу для успешного освоения грамоты.

Читайте также:
Использование пальчикового театра в формировании связной монологической речи у детей с ОНР III уровня

Доклад «Использование моделей артикуляции звуков в логопедической практике».
статья по логопедии (подготовительная группа) на тему

МАТЕРИАЛ ДЛЯ НАЧИНАЮЩИХ ЛОГОПЕДОВ

Скачать:

Вложение Размер
doklad_ispolzovanie_modeley_artikulyatsii_zvukov_v_logopedicheskoy_praktike.docx 15.09 КБ

Предварительный просмотр:

Доклад «Использование моделей артикуляции звуков в логопедической практике».

В дошкольных образовательных учреждениях основной задачей работы учителя-логопеда является: постановка у дошкольников правильного звукопроизношения, автоматизация поставленных звуков, формирование навыка звуко – слогового анализа слова, развитие фонематического слуха и слогового состава слов. Разработано множество различных методик по исправлению нарушений звукопроизношения и развитию фонематического восприятия у детей. Инновационным приемом данного направления в работе с детьми дошкольного возраста является использование моделей артикуляции звуков. Это действенный прием исправления нарушений звукопроизношения, т. к. модели артикуляции звуков отражают положение органов артикуляционного аппарата в момент произнесения звука, положение губ и работу голосовых складок. В моделях артикуляции согласных звуков дается характеристика звуков по основным признакам: по наличию или отсутствию вибрации голосовых складок; по месту артикуляции; по наличию или отсутствию подъема спинки языка; по месту резонирования и по способу образования. Модели – это хорошая наглядность, подсказка, зрительная опора. Дети наглядно воспринимают звук и различают гласный он или согласный, звонкий согласный или глухой, твердый или мягкий; параллельно учатся

выделять звук в начале, в середине и в конце слова.

Обучение детей правильному звукопроизношению ведется в следующей последовательности: выработка связи между артикуляцией звука и его акустикой; восприятие звука изолированно и в звукосочетаниях; узнавание и различение звука в слогах, словах, фразах; звуковой анализ слова. Порядок включения в работу моделей артикуляции звуков основывается на последовательном формировании фонематических процессов. Модели вводятся в работу постепенно, начиная с гласных звуков. Произнесение гласных звуков сопоставляется с конкретной моделью. Для каждого звука можно рекомендовать следующие виды заданий:

1. называются звуки в сплошном потоке. Ребенок показывает модель артикуляции отрабатываемого звука;

2. найти в слоговом ряду лишний, отличающийся одним звуком слог и показать его модель;

3. предлагаются слоговые ряды (слова). Услышав слог (слово) с заданным звуком, показать соответствующую модель артикуляции;

4. подобрать слова на заданную модель артикуляции;

5. выделить из текста, стихотворения слова с заданным звуком и показать соответствующую модель;

6. составить слог на заданную модель артикуляции;

7. придумать слово со слогом, написанным при помощи моделей артикуляции;

8. определить место заданного звука в слове, обозначив его моделью;

9. добавляя разные звуки к слогу, «написанному» при помощи моделей артикуляции, получить новое слово;

10. составить слова из моделей артикуляции звуков.

1. Какой звук встречается чаще? Цыпленок цапле цепко цепляется за цепь.

2. Какой предмет спрятался?

Для того чтобы ребенок был готов к обучению письму, он должен уметь произвести звуковой анализ слова, выделить каждый звук из слова, соотнести звуковой вариант с фонемой. Иными словами ребенок должен достигнуть такой ступени слухоречевого различия, при котором становится возможным формирование фонематического представления. Поэтому модели артикуляции звуков можно успешно применять при обучении детей грамоте. Модели запоминаются быстро, читать по ним интересно. Важно и то, что легче, веселее соотносятся буквы и их модели, т. е. в конечном счете, и буквы запоминаются быстрее. Большую помощь модели могут оказать при усвоении различий в функциях мягкость – твердость, звонкость-глухость. Изучая буквы русского алфавита, ребенок не узнает о существовании мягких звуков, а модель артикуляции мягкого звука отличается от своей твердой пары. Ребенку, например, сложно понять, в чем отличия таких слогов как РА – РЯ. Чаще всего дети видят отличия в гласных звуках. Читая по модели, я помогаю ребенку не допускать ошибок. Эти слоги в моделях выглядят так:

Видя перед собой такое написание слогов, конечно, ошибиться трудно. Интересно и легко в моделях идет запоминание различия звонких – глухих согласных. Например, звуков Ш-Ж. Ребенок, видя на модели колокольчик знает, что надо «включить» голос. Отработав данный навык на моделях, он не ошибается в различении букв и звуков по этому признаку:

Модели артикуляции поднимают наглядность на высший качественный уровень – уровень мыслительных операций. Знания, заложенные в моделях, ребёнок сможет воспринять и освоить, если осмыслит их. Сопоставляя по модели уклад органов артикуляционного аппарата или проводя построение самой модели, дети учатся думать, анализировать, развивая фонематический слух, видят перед собой наглядный пример правильного уклада органов речи.

Таким образом, модели артикуляции звуков, наряду с артикуляционной гимнастикой, расширяют возможности осознанного усвоения звуков и помогают формировать полноценное звукоразличение, что является профилактикой фонематических дисграфии и дислексии у младших школьников. Применение моделирования в коррекционной работе с детьми, имеющими фонематическое недоразвитие, позволяет:

1. улучшить качество обучения и воспитания;

2. обеспечивает наглядную основу изучаемого, что способствует развитию фонематического слуха, мыслительных операций и более прочному запоминанию материала.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация “Использование моделей артикуляции звуков в логопедической практике”

Правильное артикулирование звука,уточненное при помощи наглядной модели, улучшает качество приема и воспроизведения звука. В презентации представлены модели артикуляции звуков, задания и игры дл.

«Использование моделей артикуляции звуков при исправлении звукопроизношения у детей».

Наиболее часто встречаемый речевой дефект у дошкольников – это нарушение фонематического восприятия и артикуляционные расстройства. Незнание правильного уклада о.

Использование моделей артикуляции звуков при формировании звуковой культуры речи у старших дошкольников.

Статья посвящена проблеме развития звуковой культуры речи у детей старшего дошкольного возраста. Представлен опыт работы апробации методики Валентины Михайловна Акименко «Обучение дошкольников г.

Использование моделей артикуляции звуков при формировании звуковой культуры речи у старших дошкольников.

Статья посвящена проблеме развития звуковой культуры речи у детей старшего дошкольного возраста. Представлен опыт работы апробации методики Валентины Михайловна Акименко «Обучение дошкольников г.

Использование моделей артикуляции звуков при формировании звуковой культуры речи у старших дошкольников.

Статья посвящена проблеме развития звуковой культуры речи у детей старшего дошкольного возраста. Представлен опыт работы апробации методики Валентины Михайловна Акименко «Обучение дошкольников г.

Использование моделей артикуляции звуков в коррекции речевых нарушений

В статье представлена методика использования моделей артикуляции звуков для улучшения качества коррекционной работы по постановке звуков у детей, имеющих речевые нарушения.

Консультация для воспитателей на тему: “Модели артикуляции звуков в коррекционно-развивающей работе учителя-логопеда”

В своей работе по исправлению нарушей звукопроизношения очень часто использую модели артикуляции звуков. Они очень легко усваиваются детьми, что дает положительный результат в моей коррекционной работ.

Коррекция нарушений звукопроизношения у детей с применением картинок символов артикуляции звуков

Коррекция нарушений звукопроизношения у детей с применением картинок символов артикуляции звуков

Нарушение звукопроизношения у детей дошкольного возраста – это один из основных или ведущих дефектов в структуре речевых нарушений. Я в своей работе применяю карточки символы артикуляции звуков для коррекции звукопроизношения детей дошкольного возраста.

Вначале я знакомлю детей с органами артикуляционного аппарата. Затем показываю карточки символы. Независимо от формы речевых нарушений, они помогают ребенку осмыслить процесс постановки звука.

Так, если звук в речи ребенка отсутствует, взрослый объясняет правильный уклад органов артикуляционного аппарата. Роль зрительной опоры выполняет карточки символы; в соответствии с ней ребенок определенным образом пытается расположить губы, язык, включить в работу голосовые складки. Карточки символы служат наглядной опорой, постоянно напоминая артикуляцию звука.

При работе с карточками у ребенка создается правильный образ артикуляционного уклада в момент произнесения звука. Правильное артикулирование, уточненное при помощи наглядной карточки, улучшает качество приема и воспроизведения звука, способствует активному развитию у детей собственных произносимых навыков .

На первом этапе исправления нарушений произношения с применением карточек, где решается задача сознательного усвоения детьми связи между акустическими артикуляционными признаками звука. Особенно тщательно следует установить форму нарушений.

Факт замены звука может свидетельствовать о первичном или вторичном нарушении фонематического слуха. В данном случае работу по дифференциации звуков надо проводить особенно тщательно, ведь хорошо развитый фонематический слух представляет собой важный компонент полноценного формирования произносительных навыков.

Известно, что становление фонематического слуха протекает в тесном взаимодействии с развитием артикуляционной базы, причем верна и обратная зависимость: умение произнести какой-нибудь звук способствует и его лучшему различению на слух.

Другими словами, фонематический слух способствует различению и узнаванию фонем, составляющих звуковую оболочку слова.

Н.Х.Швачкин подчеркивал, что через слово ребенок овладевает системой звуков языка. Лишь с появлением слова начинает проявляться смысловое значение звуков. М.Е.Хватцев, утверждал, что хорошо произносит тот, кто хорошо различает отдельные звуки слова. Поэтому постановку звука необходимо проводить параллельно с развитием фонематического слуха.

Иногда замены звуков бывают не связаны с нарушением фонематического слуха, например у детей, билингвалов – родной язык якутский, в детском саду занятия русский язык 1 раз в неделю, в школе уроки русского языка, азбуки и литературы. В якутском языке отсутствуют звуки В, Ф, Ш, Ж, З, Щ, Ц

Перед постановкой звуков ребенок должен изучить строение органов артикуляционного аппарата. Следует обратить внимание на подвижные и неподвижные органы, движение губ, язычка, научить ощущать работу голосовых складок и характер выдыхаемой струи. Так же тщательно необходимо проанализировать положение органов артикуляционного аппарата в момент произнесения звука. На основании этого изучения можно подобрать карточки символы артикуляции для каждого звука.

Рассмотрим применение карточек символов при исправлении нарушений произношения в группе шипящих звуков (Ш), (Ж).

У ребенка 5-ти лет старшая группа отсутствовали звуки: ш, в, ф, ж, з, щ, ц, р. Ш заменял на с слово машина говорит масына. Звук в заменял на б, слово ваза – база, ф на п филин – пилин, ж на с жаба – саба, з на т зонтик – тонтик, щ на с ящик – ясик, ц на с цирк – сирк.

У ребенка 6-ти лет подготовительная группа отсутствовали звуки с, з, ц, ш, ж, щ, л, р, в, п, д, ф, г, х. С заменяет на т, з на т, ц на т, ш на т или ч, ж на т или ч, ч на т, щ на ч, л на й, р на й, в на б, п на б, д на т, ф на п, г на к, х на к.

При выполнении артикуляционных упражнений дети не могли запомнить ни названия упражнений ни артикуляционный уклад язычка.

Ребенок должен понять, что для правильного произнесения звука (ш) необходимо округлить губы и вытянуть их трубочкой, а широкий кончик языка поднят к небу ( за альвеолы), но не касаться его, образуя щель. Боковые края язычка прижаты к верхним коренным зубам.

Детям билингвалам трудно воспринимать устную речь. Мне в работе с такими детьми помогли красочные карточки символы. Дети с удовольствием и правильно стали выполнять и называть упражнения, глядя на наглядный материал.

Если ребенок заменяет звуки, то в коррекционную работу включаются упражнения по развитию фонематического слуха. Карточки символы служат наглядной опорой, постоянно напоминая артикуляцию заменяемого звука, помогает их различению. Сравнивая отличия положения язычка заменяемого звука, ребенок находит отличия.

Таким образом, использование карточек символов при коррекции звукопроизношения позволяет улучшить представление детей о звуковом составе языка, добиться устойчивого различения звуков и запоминания артикуляционного уклада, а также создает базу для успешного освоения грамоты.

Шмарова Ирина Васильевна,
учитель-логопед

Модели артикуляции звуков как эффективный метод коррекции речевых нарушений у дошкольников

Рубрика: 4. Дошкольная педагогика

Опубликовано в

Дата публикации: 18.02.2016

Статья просмотрена: 4279 раз

Библиографическое описание:

Карчина, Л. Л. Модели артикуляции звуков как эффективный метод коррекции речевых нарушений у дошкольников / Л. Л. Карчина. — Текст : непосредственный // Актуальные вопросы современной педагогики : материалы VIII Междунар. науч. конф. (г. Самара, март 2016 г.). — Самара : ООО “Издательство АСГАРД”, 2016. — С. 73-75. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/188/9827/ (дата обращения: 18.01.2022).

Как известно, ребенка окружает мир людей, их взаимоотношений, предметов и явлений. Ребенок и сам является частицей этого мира. Речь — одна из важнейших его деятельностей, которая складывается и совершенствуется по определенным законам.

Для развития речи ребенка очень важным является его полноценный слух, который приобрел особое свойство: точно различать звуки человеческой речи (фонемы).

Одной из частых причин нарушений звукопроизношения являются затруднения в слуховой дифференциации звуков речи. Эти затруднения выражаются в том, что ребенок не улавливает различия в звучании сходных звуков. По этой причине слова, отличающиеся друг от друга только одним звуком, воспринимаются ребенком как совершенно одинаковые. Несовершенное фонематическое восприятие, с одной стороны, отрицательно влияет на становление детского звукопроизношения, с другой — тормозит, усложняет формирование навыков звукового анализа, без которых полноценное чтение и письмо невозможны.

В современном образовании актуальным становятся не только определённая сумма знаний, умений и навыков дошкольников, их правильная речь, но и проявление активности в получении знаний, воспитание любознательности, умение сравнивать, сопоставлять, анализировать.

Проблемами развития фонематического восприятия, анализа и синтеза ученые и практики занимаются давно, используя традиционные и нетрадиционные методики. К сожалению, результаты этой работы не всегда эффективны. В основном используется учебный подход к организации коррекционно-развивающего процесса. Сочетание предметно-средового подхода с комплексно-тематической моделью, позволяет по-другому применять методы развития фонематического восприятия. Так, оно предполагает формирование комплексных языковых и интеллектуальных ориентировок в процессе создания объемного образа слова, моделирования интегральных и дифференциальных признаков фонем, что дает возможность повысить эффективность работы по развитию фонематического слуха.

Научные исследования и практика подтверждают, что именно наглядные модели являются той формой выделения и обозначения отношений, которая доступна детям дошкольного возраста (Леон Лоренсо С., Хализева Л. М. и др.).

Моделирование организуется на основе замещения реальных объектов картинками, предметами, схематическими изображениями. Поэтому моделирование является воплощением одного из важнейших принципов дидактики — принципа наглядности.

Цель моделирования — обеспечить усвоение детьми знаний об особенностях объектов и явлений окружающего мира, их структуре, связях и отношениях, существующих между ними, а также научить передавать эти знания в различных формах речевых высказываний

Таким образом, моделирование как наглядность может изменить сам подход к вопросу обучения и воспитания детей с речевыми нарушениями с применением моделей звуков.

Анализируя новый материал и графически его обозначая, ребенок (под руководством взрослых) учится самостоятельности, усидчивости, зрительно воспринимает план своих действий. У него повышается чувство заинтересованности и ответственности, появляется удовлетворенность результатами своего труда, совершенствуются такие психические процессы, как память, внимание, мышление, что положительно сказывается на результативности коррекционной работы.

Каждый учитель-логопед ищет способ сделать процесс коррекционно-развивающего обучения наиболее эффективным. Использование моделей звуков на логопедических занятиях позволяет этого добиться. Это особенно важно для дошкольников, поскольку мыслительные задачи у них решаются с преобладающей ролью внешних средств, наглядный материал усваивается лучше вербального (Т. В. Егорова, 1973; А. Н. Леонтьев, 1981).

Назначение модели — облегчить процесс усвоения ребенком предлагаемого ему материала, но достигнуть этого можно только, если модель отражает основные свойства объекта и доступна ребенку по возрасту.

Возможности использования наглядных моделей в ходе коррекционно-развивающего обучения, широки.

Начиная работу над звуками, используются модели-символы, которые отражают положение органов артикуляционного аппарата в момент произнесения звука. «Ребёнок видит и слышит, что разному укладу органов артикуляционного аппарата соответствует разное количество звуков. Правильное артикулирование звука, уточненное при помощи наглядной модели, улучшает качество приема и воспроизведения звуков. [1, 56]

Применение моделей при постановке звуков, независимо от вида речевых нарушений, помогает ребенку осмыслить процесс постановки звука и быть не просто пассивным исполнителем воли взрослого, а активным участником. Так, если звук в речи ребенка отсутствует, учитель-логопед объясняет правильный уклад органов артикуляционного аппарата, а роль зрительных ощущений выполняет модель, смотря на которую ребенок сознательно пытается расположить губы, язык, как указано на модели. Модель служит наглядной опорой, постоянно «напоминая» артикуляцию непроизносимого звука.

Использование моделей звуков получили распространение в моей логопедической практике. Были апробированы модели артикуляции гласных и согласных звуков, предложенные Валентиной Михайловной Акименко в учебно-методическом пособии «Исправление звукопроизношения у детей».

Мною доработаны модели так, чтобы в процессе постановки звука ребёнок сам мог давать словесное описание артикуляции с опорой на схему звука, составленную на основе системы знакомых знаков-символов.

Модели применяю на всех этапах работы над звуком: постановки, закрепления и автоматизации, дифференциации. Коррекция звуков осуществляется в игровой форме при помощи упражнений:

 «Какие звуки?» — назвать звуки в сплошном потоке с показом модели артикуляции отрабатываемого звука;

 «Лишний слог» — найти в слоговом ряду лишний отличающийся одним звуком слог с показом модели артикуляции;

 «Найди и скажи» — найти слова с заданным звуком с показом модели артикуляции;

 «Живые слова» — подобрать слова на заданную модель артикуляции;

 «Назови слово» — выделить из предложения слова с заданным звуком с показом модели артикуляции;

 «Слушай внимательно» — выделить из текста слова с заданным звуком с показом модели артикуляции;

 «Придумай слог» — составить слог на заданную модель артикуляции;

 «Новое слово» — придумать слово со слогом при помощи моделей артикуляции;

 «Где звук?» определить место заданного звука в слове (начало, конец, середина слова) и обозначить его моделью;

 «Что получилось?» — получить новое слово, добавляя разные звуки к слову при помощи моделей артикуляции;

 «Собери слово» — составить слова из моделей артикуляции звуков.

После того как ребёнок научился распознавать не различаемые звуки по моделям, перехожу к следующим упражнениям:

 «Что за звук?» — выделить не различимые звуки из потока звуков моделей;

 «Покажи и назови слог» — показывать соответствующую модель артикуляции при произнесении слогов, состоящих из заменяемых звуков;

 «Покажи и назови слово» — показывать соответствующую модель артикуляции при произнесении слов, состоящих из заменяемых звуков;

 «Что за картинка?» — подобрать картинки, названия которых отличаются одним из дифференцируемых звуков с показом модели артикуляции звука;

 «Слово с заданным звуком» — выделить из текста предложения слова с дифференцируемыми звуками с показом модели артикуляции.

Применение моделей звуков позволяет повысить мотивацию у дошкольников на всех этапах логопедической коррекции. И главное, повышает эффективность коррекционной работы в целом.

  1. Акименко, В. М. Новые логопедические технологии: учебно-методическое пособие. — Ростов н/Д: Феникс, 2008. — 105 с.
  2. Акименко, В. М. Исправление звукопроизношения у детей учебно-методическое пособие. — Ростов н/Д: Феникс, 2008. — 110 с.
  3. Акименко, В. М. Применение моделей артикуляции звуков при коррекции фонематического недоразвития речи у дошкольников // Логопед. — 2005. — № 1. — С.4–13.
  4. Иванова, Е. А. Слышу, вижу. Ощущаю — правильно говорю! Книга для логопеда. — М: ТЦ Сфера, 2007. — 176 с.

Похожие статьи

Диагностика фонематических процессов у детей дошкольного.

«Поймай звук» — выделение заданного звука из ряда звуков.

Разрабатывает программу коррекционной работы с детьми

Основные термины (генерируются автоматически): звук, слово, фонематическое восприятие, фонематический слух, инструкция, ребенок, звуковой.

Использование в работе логопеда схем ориентировочной основы.

ребенок, коррекционная работа, артикуляционный аппарат, звук, модель, правильный уклад органов, упражнение, динамик звука, артикуляционный уклад, активное развитие.

Система работы по дифференциации звуков при.

ход игры, звук, произносительная дифференциация, щетка щенка, ребенок, щенок, предложение, фонематическое восприятие, звуковой анализ, дифференциация.

Бланки как средство формирования фонематического слуха.

ребенок, звук, фонематический слух, занятие, фонематическое восприятие, игра, работа, слово, развитие, звуко-буквенный анализ.

Рабочая программа коррекционной деятельности по.

звук, показ модели артикуляции, заданный звук, слово, ребенок, модель, артикуляционный аппарат, коррекционная работа, фонематическое восприятие, использование моделей звуков.

Формирование фонематического восприятия как залог.

фонематическое восприятие, процесс, слово, ребенок, звук, смешение звуков, грамматический строй, звуковой анализ, звуковой состав, логопедическая работа.

Технология наглядного моделирования в коррекции общего.

‒ интонационно выделять звук в слове. ‒ называть слова с заданным звуком.

Символы гласных звуков обозначаются знакомыми детям геометрическими формами, соответствующими положению губ при артикуляции гласных звуков.

Разработка и использование авторских многофункциональных.

Этот тренажер поможет ребенку развить и усвоить звуковой состав слова (фонематический анализ).

По мере выделения звуков в слове, ребенок с помощью фишек заполняет схему, которая представляет модель звукового строения слова.

Формирование контроля за звукопроизношением у старших.

Работа по усвоению артикуляционного и акустического образа звука проводится с использованием системы эталонов: карточек с рисунками и схемами, плоскостные модели артикуляционного аппарата.

Рисунки-символы при коррекции звукопроизношения у дошкольников старшего возраста с нарушением речи

Перед специалистами, работающими с детьми с легкой степенью дизартрии, стоит задача поиска наиболее эффективных методов формирования произносительных возможностей, создания такой артикуляционной базы, которая обеспечивала бы наиболее успешное овладение навыками нормативного произношения.

Успешная коррекционно-логопедическая работа осуществляется в результате многоаспектного воздействия, направленного на речевые и неречевые процессы. Эффективность логопедической работы в значительной мере определяется соблюдением общепедагогических и специальных коррекционных условий.

К общепедагогическим условиямотносятся:

  • комплексное медико-психолого-педагогическое воздействие;
  • степень участия самого ребенка в коррекционном процессе, степень его инициативности
  • взаимосвязь в работе логопеда и других педагогов группы, логопеда и родителей;
  • систематичность проведения коррекционно-развивающей работы;
  • подчиненность заданий теме и целям занятия;
  • разнообразие организационных и методических приемов работы;
  • дозирование речевых и интеллектуальных нагрузок с учетом психолого-педагогических особенностей ребенка;

Специальными коррекционными условиямиявляются:

  • системность в работе по формированию фонематических операций, развитию мелодико-интонационной стороны речи, процессов дыхания, голосообразования, артикуляции;
  • патогенетически обоснованный выбор коррекционных приемов;
  • осуществление дифференцированного подхода в преодолении нарушений звукопроизношения при различных формах легкой степени дизартрии;
  • опора на сохранные анализаторы при вызывании звуков;
  • учет контекстуальных влияний при подборе лингвистического материала для закрепления навыков правильного произношения;
  • коммуникативная направленность обучения;
  • обязательная реализация следующих направлений коррекционно- логопедической работы на подготовительном этапе:
  • развитие слухового внимания, фонематического восприятия, коррекция речевого дыхания,
  • нормализация мышечного тонуса в артикуляционной мускулатуре, развитие произвольных движений мимической мускулатуры,
  • формирование кинестетической и кинетической основы артикуляторных движений.

Поэтапное формирование умственных действий говорит о том, что мышление детей дошкольного возраста преимущественно наглядно-образное. Кроме того, по данным исследований Л.В. Лопатиной, у дошкольников со стертой формой дизартрии существование нечетких артикуляторных образов приводит к тому, что грани между слуховыми дифференциальными признаками звуков стираются, а отсутствие четкого слухового восприятия и контроля способствует сохранению звукопроизносительных дефектов в речи. Поэтому в коррекционной работе логопеда весьма актуально применение наглядных зрительных опор при формировании фонетической стороны речи.

Наглядные средства позволяют сделать процесс обучения разнообразным и интересным, формируя в сознании ребенка “физиологический образ звука”.

Важно, чтобы дети знали артикуляционный уклад при произнесении звуков, умели рассказать и показать в каком положении находятся губы, зубы, кончик и боковые края языка, вибрируют или нет голосовые складки, какова сила и направленность выдыхаемого воздуха, характер выдыхаемой воздушной струи.

Использование рисунков-символов позволяет ребенку осознанно относиться к выработке различных артикуляционных укладов и “подстраивать” свою артикуляцию до получения нормированного звука.

А личностная включенность ребенка в коррекционный процесс и степень осознанности выполняемых действий в значительной мере повышает эффективность логопедической работы.

Применение в логопедической работе рисунков-символов актуально при всех формах дислалии, а особенно – при стертой форме дизартрии.

При дизартрии расстройства произношения звуков вызваны нарушениями фонетических (моторных) операций. Поэтому важнейшим направлением коррекционно-логопедической работы становится развитие артикуляционной моторики. Работу рекомендуется осуществлять по двум направлениям с максимальным подключением всех анализаторов:

  • формирование кинестетической основы движения,
  • формирование кинетической основы движения.

Работа по развитию артикуляторного праксиса начинается с уточнения названий артикуляционных органов и их частей, формируется ощущение кончика, спинки, корня языка, его боковых краев. Для этого используется зрительный показ, тактильная стимуляция шпателем, опора на вкусовые ощущения. Например, для развития ощущения кончика языка просят ребенка лизнуть конфетку или мороженое, капают соки, помещают кусочек апельсина на кончик языка и др. Ребенок следит, к какому органу прикасается логопед, называет и показывает его на профиле.

На начальном этапе работы эти упражнения проводятся с опорой на зрительные образы движения, затем использование дополнительной опоры исключается. Эта работа продолжается и на материале поставленных звуков.

Рекомендуется использовать известные в логопедической практике приемы:

  • определение участков работающих и пассивных органов артикуляции по следам прикосновения зондом, шпателем и др.;
  • воспроизведение артикуляционной позиции сохранных звуков;
  • утрированное произношение сохранных звуков;
  • удержание артикуляционной позы в течение 5-7 секунд;
  • словесное описание артикуляционного уклада заданного звука;
  • показ отдельных элементов артикуляции на схеме, муляже и др.;
  • учет разнообразных осязательных ощущений;
  • прием соотнесения частей артикуляции с какими-либо предметами.

Одновременно знакомлю детей с условными обозначениями основных моментов артикуляции.

Так при определении положения губ (вытянутых рупором или растянутых в улыбке), кончика языка (поднят или опущен), наличия “желобка” посредине языка при произнесении звука “и”, предъявляется соответствующий рисунок-символ.

Необходим учет разнообразных осязательных ощущений (прежде всего, тактильно-вибрационных и температурных). Например, ощущение рукой вибрации в области гортани, темени и др. органов при произнесении звонких согласных (“з”, “б”, “д”, “г” и др.); ощущение пальцами положения вытянутых губ (например, при “у”); длительность и плавность выдыхаемой воздушной струи при произнесении щелевых звуков “ф”, “в”, “х” и других, краткость артикуляции, ощущение толчка воздуха при произнесении смычных согласных “п”, “б”, “т”, “д”, “к”, “г” и других; ощущение узкой (“с”, “з” “ф” и других) / широкой струи воздуха (например, “т”, “к” и других). Важны температурные ощущения: “с”, “з”, “ф” – прохладная струя воздуха, “ш”, “ж”, “х”, “п” – теплая. Для полноты ощущений дошкольникам предлагают приблизить ко рту кисть руки. Детей спрашивают: “До каких зубов дотронулся язык: верхних или нижних? Покажи на рисунке”,

“Какой получился ветерок: холодный или теплый? Покажи рисунок-символ”,

“Какие органы артикуляции образовали “смычку” (“щель”)?”,

“Определи место образования преграды”,

“Покажи “Заборчик” на схеме-помощнице” и др.

При формировании звукопроизношения важно использовать зрительный показ. Я демонстрирую артикуляцию звуков, обращая внимание ребенка на положение и движения артикуляторных органов, использую показ артикуляционных муляжей, сопровождаемый анализом артикуляции звуков, демонстрирую разнообразные артикуляционные схемы, “полные” и “частичные” профили артикуляций, показ руками логопеда, а затем и ребенка, частей артикуляций. Например, рука ладонью вниз с согнутыми пальцами – “горка” (“мостик”) символизирует положение языка у нижних резцов. Ладони, сложенные ковшиком, обозначают подъем языка за верхние резцы при артикуляции звуков. Внимание детей фиксируется и на тактильно-вибрационных ощущениях в момент произнесения звуков.

Для примера приведу вариант работы по созданию четкого артикуляционного образа звука “с”.

У ребенка профиль артикуляции звука с набором опорных схем и настенное зеркало. Работа начинается с уточнения понятий: “кончик, спинка, корень языка”, “нижние, верхние резцы”, “преграда”. Затем логопед показывает артикуляционный уклад звука “с”, произносит звук. Предъявляется карточка-символ “насос”. Педагог обращает внимание ребенка на наличие преград (зубы) при произнесении звука, делается вывод, что “с” – согласный звук. Сравнивается звучание “с” с неречевыми звуками (целесообразно использовать картинки) – тихонько льется водичка из крана; посвистывание холодного ветерка, насос накачивает шину велосипеда. Затем ведется работа с условными знаками-символами. Логопед ещё раз произносит звук. Ребенок уточняет положение губ при произнесении звука, находит соответствующую карточку-символ “Улыбка”. Затем определяется положение языка. Логопед демонстрирует ладонь, сложенную горочкой (мостиком), что обозначает упор языка в нижние зубы при артикуляции звука. Ребенок находит карточку со стрелкой, направленной вниз, символизирующей положение языка у нижних резцов. Затем логопед отмечает, что посредине язычка находится “желобок”, по которому и дует ветерок. Ребенок выбирает символ. Предлагается создать артикуляционный уклад языка из проволоки.

Для определения характера выдыхаемой струи ребенок подносит тыльную сторону ладони к губам логопеда, а затем и к своим. Так как выдыхаемая воздушная струя холодная выбирается символ – “снежинка”, символ – “широкая стрелка” появляется, т.к. выдыхаемая воздушная струя сильная и длительная.

Логопед объясняет, что при образовании некоторых звуков голосовые складки не работают, – голоса нет (голосок “спит”), значит, звук глухой, например: это звуки “п”, “ф”, “к”, “с”. Предъявляется условное обозначение “перечеркнутые ноты”.

Если голосовые складки вибрируют (работают), то голосок “просыпается” и возникает звонкий звук, например: звуки “б”, “в”, “г”, “ж”. Работу голосовых складок определяют, прикладывая руку к гортани, к уху. Так ребенок приходит к выводу, что звук “с” – глухой, потому что голосовые складки не работают, не ощущается вибрация.

Затем ребенок с опорой на заполненную схему звука дает полную артикуляционную характеристику звука “с”.

На занятии логопед предлагает ребенку дать словесное описание артикуляции изучаемого звука и самостоятельно выложить его схему, используя условные обозначения.

“Звук С. Губы – растянуты в “Улыбку”. Зубы – “Заборчиком”. Язычок упирается в нижние зубки. Посредине языка – “Желобок”. Дует сильный, холодный ветерок. Голосовой моторчик не работает”. Рисунок 1.

В процессе коррекционно-педагогической работы у ребенка формируется умение давать словесное описание артикуляции с опорой на графическую схему звука, составленную на основе рисунков-символов.

Кроме того, рисунки-символы достаточно легко создать самому педагогу, так как данные клипы находятся в строке “Автофигуры” в левом нижнем углу компьютера.

На этапе автоматизации подбор лингвистического материала с учетом фонетически оптимальной позиции звука в слогах и словах также способствует формированию кинестетического и кинетического праксиса. Использование рисунков-символов при введении вновь сформированного звука в различные типы слогов (в начале слова, в конце слова, в середине слова, в словах со стечением согласных), позволяет фиксировать внимание ребенка на приемах самоконтроля за артикуляцией звука.

Таким образом, работа с рисунками-символами помогает сформировать осознанные представления детей о положении органов артикуляции при произнесении звуков, выработать тактильные и кинестетические ощущения, развивать речеслуховое внимание и память.

Схемы-помощницы артикуляции свистящих звуков (Рисунок 2), шипящих звуков (Таблица 3), сонорных звуков (Таблица 4).

Литература:

  1. Брежнева Е.А. В каком пособии нуждаются логопеды. – Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. 2003. № 4.
  2. Лопатина Л.В. Серебрякова Н.В. Методика преодоления фонетических нарушений у дошкольников со стертой формой дизартрии. – Логопедия. Нарушение голоса и звукопроизносительной стороны речи. М. Владос.2006.
  3. Машкова Н.П. Формирование у дошкольников правильного звукопроизношения с использованием условных знаков-символов. – Логопед. 2010. № 1.
  4. Федосова О.Ю. Условия создания прочного навыка звукопроизношения у детей с легкой степенью дизартрии. – Логопед в детском саду. 2005. № 2.
Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: