Использование сенсорных коробок в работе логопеда

Использование сенсорных коробок в логопедической работе с детьми с ОВЗ

Вера Васильева
Использование сенсорных коробок в логопедической работе с детьми с ОВЗ

учитель – логопед МАДОУ № 21, г. Великий Новгород

Сенсорные коробки – универсальное многофункциональное пособие, применяемое в различных направлениях логопедической и дефектологической работы с детьми с ОВЗ с тяжелыми нарушениями речи от трех до семи лет. На первый взгляд, их главное предназначение – развитие тактильных ощущений и мелкой моторики, однако, используя это пособие,мы решаем множество других задач: развиваем фонематический слух, автоматизируем и дифференцируем поставленные звуки, ведём работу по развитию лексико-грамматических категорий речи, сенсорных эталонов, пространственной ориентации, элементарных математических представлений, внимания, памяти, мышления, подготовке к обучению грамоте. Дети с огромным удовольствием играют с сенсорными коробками, так как их наполнители (фасоль, горох) приятны на ощупь, а предметное содержание (как правило, игрушки из киндер-сюрпризов) вызывают интерес. Поэтому, сенсорные коробки могут использоваться так же и как прекрасное средство для налаживания эмоционального контакта с детьми младшего возраста на первых занятиях, и для активизации речевой деятельности у детей с алалией. Наполнение сенсорных коробок может быть постоянным, а предметное содержание может меняться в зависимости от возраста и диагноза ребенка, и от того, какие цели и задачи педагог планирует реализовать на данном конкретном занятии.

Возможные варианты предметной среды для сенсорных коробок:

– Маленькие предметы и игрушки (используются на этапе автоматизации дифференциации поставленных звуков и на этапе активизации речевой деятельности для отработки первых слов НА, ДАЙ, ВОТ, ЭТО и др., а так же для развития фонематического слуха, грамматических категорий, психических процессов, ориентации в пространстве)

– Предметы разной геометрической формы, цвета, размера (используются для развития сенсорных эталонов)

– Предметы разной фактуры (используются для развития тактильных ощущений)

– Буквы алфавита (используются на этапе подготовки к обучению грамоте)

Игры и упражнения

«Ловкие ручки» (выполняются в коробке с наполнителем, без предметов)

– Развитие тактильных ощущений.

– Развитие мелкой моторики и тонких дифференцированных движений рук.

• Сжимаем-разжимаем кулаки, захватывая горошины пальцами;

«Месим тесто»;

• Пересыпаем горошины из руки в руку;

• Растираем горошины между ладонями;

• Захватываем горошины 3-мя пальцами одной руки и насыпаем ладошку другой руки;

• Захватываем горошины прищепкой по одной и насыпаем в ладошку;

«Золушка» (сортируем фасоль и горох в разные миски).

«Правильный выбор»

– Развитие сенсорных эталонов (цвет, форма, размер)

– Развитие мыслительных операций (классификация, обобщение)

• Найди и назови предметы только определенного цвета (например, только красные предметы);

• Найди и назови предметы только определенного размера (например, только большие предметы);

• Найди и назови предметы только определенной формы (например, только предметы круглой формы);

• Найди и назови предмет определенной формы, цвета и размера (например, маленький синий треугольник, большой желтый квадрат);

• Найди и назови предметы определенной группы (например, только цветочки, только ракушки).

– Развитие тактильных ощущений.

• Потрогай и назови несколько предметов разной фактуры и спрячь их в коробке. Затем опусти руки в коробку и на ощупь определи, какой предмет у тебя в руках. А теперь достань предмет из коробки и проверь, правильность своего ответа.

«Назови правильно»

– Автоматизация и дифференциация поставленных звуков речи.

• Найди и назови предметы, в названии которых есть автоматизируемый звук;

• Найди и назови предметы, в названии которых есть дифференцируемые звуки, разложи их в два контейнера (например, в синий – со звуком С, в зеленый – со звуком Ш)

«Слушай внимательно»

– Развитие фонематического слуха.

– Развитие звукового и слогового анализа.

• Найди предметы на заданный звук и произнеси их названия, выделяя этот звук голосом.

«Хлопушки» Доставай предметы из коробки и произноси их названия по слогам, определяя количество слогов хлопками.

«Угадай-ка» Найди и назови фигурку, название которой начинается со звука… и заканчивается на звук…

– Развитие умения отражать в речи пространственные отношения между предметами, используя слова: между, за, перед; справа, слева.

– Развитие умения ориентироваться в линейной последовательности числового ряда, определять каким по счету является предмет.

• Найди и положи голубого слона напротив цифры 1

• Найди желтое яблоко и положи его напротив цифры 3

• Найди красное сердечко и положи его напротив цифры 4

• Найди розовую лошадку и положи её напротив цифры 2

• Найди желтого жирафа и положи его напротив цифры 5

• Кто стоит 1-ым по счету? 2-ым? 3-им? 4-ым? 5-ым?

• Какой предмет стоит перед лошадкой? За лошадкой? Перед жирафом? За яблоком?

Читайте также:
Домашние животные - конспект занятия

• Какой предмет стоит между лошадкой и сердечком? Между цифрами 1 и 3? 2 и 4?

• Какой предмет стоит справа от лошадки? Слева от жирафа?

«Выполни команду»

– Развитие навыков пространственной ориентировки.

– Развитие умения отражать в речи пространственные отношения между предметами, используя слова: выше, ниже, между, правее, левее,предлоги: над, под.

• Найди синюю рыбку и положи её перед собой;

• Найди белую ракушку и положи её над рыбкой;

• Найди бабочку и положи её справа от ракушки;

• Найди зелёный листик и положи его под бабочкой;

• Найди желтую звёздочку и положи её слева от рыбки;

• Найди красный цветок и положи его над звёздочкой;

• Какой предмет стоит между цветком и бабочкой? Между звездочкой и листиком? Выше, чем рыбка? Ниже, чем цветок? Правее, чем звёздочка? Левее, чем листик?

«Угадай, назови, посчитай»

– Развитие лексико-грамматических категорий речи.

• Найди и назови только те предметы, про которые можно сказать мой, моя, моё;

• Я назову слово-признак, а ты найди и назови подходящую фигурку (например, воздушный… шарик, ароматное, спелое…яблоко);

• Я назову слово-действие, а ты подбери к нему подходящее слово-предмет и проговори оба слова вместе и найди соответствующий предмет в коробке (например, растет…цветок, жёлудь, листик, яблоко);

• Я произнесу начало предложения, а ты закончи его, найдя подходящее слово-предмет (например, В Африке живет…слон, жираф);

• Закрой глаза, вытащи из коробки любой предмет, назови его и посчитай от 1 до 5 словом, его обозначающим (можно бросать кубик с точками и считать столько раз, сколько точек выпало).

– Закрепление звуков и букв русского алфавита.

– Подготовка к обучению грамоте.

• Поиск заданных букв, составление из них слогов, слов.

Как видно, вариантов применения данного пособия множество. Оно удобно в использовании, не требует больших затрат, а многофункциональность позволяет применять его на разных этапах логопедической работы. Пособие «Сенсорные коробки» поможет любому логопеду эффективно решать коррекционные задачи в работе с детьми с ОВЗ, а так же с детьми от 3-ех до 7-ми лет, имеющими различные речевые нарушения.

Использование элементов логопедической ритмики в работе с детьми с ОВЗ «Использование элементов логопедической ритмики в работе с детьми с ОВЗ» Составила: учитель-логопед МБДОУ «Детский сад № 66 «Белочка» Синдицкая.

Использование мини-песочниц в работе с детьми Сегодня я хотела бы рассказать и показать, как можно интересно, познавательно и с пользой для развития детей использовать в групповой.

Использование игрового дидактического пособия «Звуковой экран» в логопедической работе с детьми Хочу познакомить коллег с пособием, которое является большим подспорьем в логопедической работе. Пособие «Звуковой экран» представляет собой.

Использование игровых приёмов в логопедической работе с детьми с ОНР (Из опыта работы учителя – логопеда МБДОУ детский сад № 3 г. Славянска-на-Кубани М. В. Феняк) С каждым годом в процессе работы приходится.

Использование пальчиковых игр в моей работе с детьми Что же такое пальчиковые игры? Известному педагогу В. А. Сухомлинскому принадлежит высказывание: “Ум ребенка находится на кончиках его пальцев”.

Использование пазлов в работе с детьми (фотоотчет) Помню, как в детстве любила играть в кубики с картинками! Наверное, и вы любили. И все дети любят подобные игры – головоломки! Я обязательно.

Использование потешек в работе с детьми дошкольного возраста Малый фольклорный жанр — это миниатюрные поэтические произведения, созданные для детей и имеющие определенную педагогическую направленность.

Использование ребусов в логопедической работе с детьми Ребус – это загадка-шутка, в которой слово или фраза зашифрованы комбинацией рисунков, фигур, букв, цифр, нот и других знаков. Слово «ребус».

Использование мини-ковролинографов в работе с детьми Одним способом совершенствования пальчиковой моторики, зрительного восприятия дошкольников является метод ковролинографии. Ковролинограф.

Консультация для учителей-логопедов «Использование ИКТ в коррекционно-логопедической работе с детьми с ОНР» Современный этап развития общества свидетельствует о формировании «информационной культуры». Создание, обработка и передача информации становится.

Использование “Сенсорной коробочки” в коррекционной работе с детьми ОВЗ

Все мы прекрасно знаем, уважаемые коллеги, что у детей с ЗПР речь, игра, общение со сверстниками, первые представления о себе, об окружающем мире формируются с запозданием.

Важные и фундаментальные способности ребенка – познавательная активность, любознательность, доверие к другим людям, целенаправленность не могут возникнуть сами по себе.

Развитие их у детей с задержкой психического развития (ЗПР_, требуют прямого участия взрослого, а именно специалиста. Очень важно внимание и правильное воспитание, так как характер, функциональные способности центральной нервной системы обусловлены не только наследственными факторами, но и взаимодействие с окружающей средой.

Читайте также:
Оформление портфолио учителя-логопеда

Как правило, дети с которыми мы работаем отстают от нормы на 2, 3 года и соответственно их уровень актуального развития мы можем приравнять к ребенку 2-3 лет с нормой в развитии. А этот период у детей раннего возраста – это период активного экспериментирования ребенка с предметным миром, поэтому все, что его окружает: предметы, игрушки, растения, животные, – вызывает особый интерес.

Дети любят исследовать новые объекты, экспериментировать с разнообразными веществами и материалами, наблюдать. В процессе такого исследования развивается любознательность малыша, расширяются его представления об окружающем мире. Ребенок ежедневно учиться чему-то новому, интересному.

Задача педагога при взаимодействии с ребенком, имеющим задержку психического и речевого развития – это развитие предметной игровой деятельности, которая является ведущим видом деятельности данного возрастного периода. Именно в ней происходит приобщение к культуре основных новообразований: речи, познавательной деятельности, наглядно-действенного и образного мышления.

Основой развития является сенсорное познание мира, дети открывают новое наощупь, им важно прикоснуться, потрогать, пощупать, осязать, поэтому незаменимыми помощниками учителя-логопеда в формировании и развитии психо-речевых процессов являются сенсорные коробочки.

Сенсорные коробочки представляют собой емкости с разнообразными наполнителями. Это могут быть контейнеры, картонные коробки или любая другая коробка, миски или сундучки – в зависимости от того, что есть под рукой, содержащие различные природные материалы, крупы, песок, мелкие предметы, игрушки по различным лексическим темам отличающимися формой, размерами, весом, составляющими

С чего начать? С простого, с установки контакта с воспитанником. Чтобы привлечь его внимание хорошенько закопайте бусины, камни и ракушки в сыпучей части наполнителя коробки. Приготовьте отдельную баночку или шкатулку, куда ребенок будет складывать находки. Предложите ребенку поискать клад. Начинайте раскопки вместе с ребенком, погружая свои руки и руки ребенка в коробку.

Если ребенок первым почувствовал руками интересный предмет, заинтересовано спрашивайте у него, называя его по имени и тут же сами отвечайте, комментируя каждое действие ребенка: “Что это?”, “Оно тяжелое или легкое?”, “Какого цвета этот камушек (ракушка, бусинка)?”. Выяснив все качества предмета, закрепите их словесно: “Давай положим эту, например, белую ракушку в шкатулку!”. Соберите полную шкатулку сокровищ в завершение игры.

Каждый раз, организуя учебную деятельность с ребенком ОВЗ, предлагайте ему взаимодействовать, экспериментировать с разными материалами, например, сыпучими крупными и мелкими крупами (манкой, гречкой, рисом). Обучая при этом ребенка выполнять различные действия с предметами правильно держать предмет, насыпать, высыпать, пересыпать, просеивать. При этом многократно комментировать действия свои, а затем и действия ребенка.

Далее, опираясь на лексические темы, можно импровизировать и с помощь “сенсорной коробочки”, создавать игровые ситуации, последовательные действия, способствующие пониманию речи, накоплению словаря, как пассивного, так и активного, формированию и развитию грамматического строя речи, фразовой речи, диалога, а также развитию фонематического восприятия, четкости звукопроизношения, параллельно идет формирование элементарных математических представлений (отработка порядкового счета, изучение геометрических фигур), а главное эмоционального настроя ребенка на учебную деятельность.

Это могут быть и огород, и фермы для домашних животных, сафари для диких животных жарких стран птичник для домашних птиц и т.д.
“Сенсорная коробочка” незаменимой будет и при формировании правильного звукопроизношения и отработки поставленного звук, решая главное, что необходимо детям ЗПР – многократное повторение. Играем в игры типа “Накорми поросенка”, “Накорми вороненка”. Например, “Корми поросенка и повторяй: са-са-са; да-ды-до-ду; санки-санки-санки-санки и т.д. или игра “Клад” – спрятать клад (фигурку, предметную картинку), который поросенок или вороненок найдет, а ребенок назовет, например, “это рак” и т.п.

Сезонные сенсорные коробочки наполненные в соответствии с текущим временем года помогают познакомить детей, имеющих задержку в развитии с разными временами года, закрепить их последовательность и признаки.

Пример содержимого сенсорной коробочки

Зимняя сенсорная коробочка заполнена, например, искусственным снегом, лопатка, грабельки, песочные формочки. Дети с удовольствием лепят снеговика, строят снежные башни, делают снежные фигурки. Особенно, когда на улице снега нет.

Или зимняя сенсорная коробочка “снегом” – рисом (можно взять манную крупу), в котором “растут” елки из разных материалов и величины. Имеются фигурки деда Мороза, Снегурочки, снеговика, мультипликационных героев (из “киндер-сюрпризов”), прозрачные камешки-льдинки, ведерки, лопаточка, пластмассовая ложечка.

Весенняя сенсорная коробочка – это кинетический песок серого цвета, первые одуванчики и нежные листочки – марблсы, фигурки насекомых, камешки, которые так интересно разглядывать и фантазировать, на что они похожи.

Летняя сенсорная коробочка наполнена морским песком (можно использовать пшенную крупу) и причудливыми ракушками, фигурками морских или речных обитателей, камешками и разноцветными марблсами. Второй вариант летней коробочки – искусственная травка (газон), игрушечные деревья, марблсы, фигурки насекомых, пушистые белые облака – вата, прищепки в виде цветов.

Читайте также:
План-конспект открытого занятия по теме Одежда

Содержимое осеннего сенсорного сундучка – это фасоль, семена, крошечные муляжи осенних даров – фруктов, овощей, грибов, голубые марблсы, символизирующие капельки дождя, веточки, гроздь рябины, камни, сосновые шишки. Кроме того, есть фигурки лесных животных.

В дополнение к каждой “сенсорной коробочке” в соответствии со временем года подобраны пальчиковые игры, загадки, упражнения (“Последовательность событий”, “Нелепицы”), разрезные картинки, атрибуты для игр с прищепками, картинки для пластилиновых заплаток, мемо-парочки и др. Можно поиграть в игры: “Найди листок (желтый, красный и т.д.)”, “Найди пару”, “Найди такой же”, “Собери снежинки”, “Найди такого же цвета” и т.д.

Итак, можно сказать, что “сенсорная коробочка” в коррекционные практики логопеда и дефектолога необходима. Она помогает стимулировать речевую активность, расширять словарный запас ребенка ЗПР. Особенно с ребенком с нарушениями формирования коммуникативного взаимодействия, наполнители сенсорной коробочки помогают наладить контакт.

В процессе игры ребенок находит различные фигурки, предметные или малосюжетные картинки для рассматривания, которые педагог заранее спрятал на дно сенсорной коробочки. Педагог озвучивает все находки и действия ребенка. И делает это не навязчиво, его речь идет как бы фоном действий ребенка. Нельзя ребенка просить “повтори”. Такой ребенок, особенно с РАС не выполнить вашу просьбу. Эта просьба может вызвать у него речевую агрессию и отказ от игры взаимодействия с вами.

Использование “сенсорной коробочки” в коррекционной работе с детьми, имеющих задержку психического и речевого развития является эффективным средством для формирования познавательных и речевых процессов.

Консультация учителя-логопеда Крайновой Е.А. «Использование элементов сенсорной интеграции в работе логопеда. Тематические сенсорные коробки»

Понятие сенсорной интеграции и её дисфункции

Восприятие сигналов из внешнего мира и внутренней среды организма формируется на основе совместной деятельности ряда сенсорных систем: зрительной, слуховой, тактильной, проприоцептивной, вестибулярной, вкусовой и обонятельной. Многоканальный характер восприятия позволяет человеку использовать несколько органов чувств одновременно: ощущения различных модальностей в результате сложной аналитико-синтетической деятельности мозга объединяются в целостный образ и интерпретируются в соответствии с прежним сенсорным опытом. Например, при условии нормального развития, ребёнок способен видеть какой-либо предмет, одновременно с этим ощупывать его, слышать название и понимать, о чём идёт речь. Восприятие информации, одновременно поступающей по нескольким чувственным каналам, и объединение этой информации в единое целое называется сенсорной интеграцией.

Сенсорная интеграция – упорядочивание, организация ощущений, получаемых от органов чувств, позволяя организму создавать адаптивный ответ (обоснованное и целенаправленное действие в ответ на ощущение).

Нарушение сенсорной интеграции – это искажения процесса восприятия сенсорной информации. Для детей с дисфункцией сенсорной интеграции характерна неспособность интегрировать сенсорную информацию, поступающую от различных органов чувств, для того чтобы получить точную картину реального окружения. Они имеют моноканальный характер восприятия и вычленяют из широкого спектра сенсорных сигналов отдельные аффективно значимые для них раздражители цвета, формы, звуки, запахи и пр., поэтому окружающий мир выступает для них как хаотичный и раздробленный.

Например, для некоторых детей понять, что им говорят, если к ним в это же время прикасаются, невозможно: они либо понимают, что им говорят, но не чувствуют прикосновения, либо чувствуют прикосновение, но не понимают, о чем идет речь (Д. Вильямс). В данной ситуации мы имеем дело с дисфункцией сенсорной интеграции или нарушением процесса переработки информации, поступающей от органов чувств.

Логопед в своей работе может использовать элементы сенсорной интеграции.

Логосенсорная интеграция – это использование элементов сенсорной интеграции и параллельное решение речевых задач. Логопед занимается не сенсорной интеграцией, а логопедией через сенсорную интеграцию, и решает в первую очередь, свои, речевые задачи.

Существуют направления сенсорно-интегративной логопедической работы по Лынской М.И.

  1. Сенсорно-интегративная артикуляционная гимнастика.

Упражнения направлены на развитие произвольных движений артикуляционного аппарата, речевого дыхания в игровой форме с опорой на базовые виды чувствительности. Например: удерживать губами веточку укропа, сплёвывание с языка различных специй.

  1. Логопедический массаж, основанный на использовании мультисенсорных инструментов. Например, щётками аметиста, камнями булыжника, массаж ракушкой, похлопывание розмарином по щекам.
  2. Сенсорно-интегративная логоритмика. Интеграция речи и движения.
  3. Лексико-граматическая работа на основе сенсорной стимуляции.

Сенсорные подносы (тематические) Имеют обязательно обонятельный отклик, используются как игровой ландшафт.

Сенсорные коробки (тематические). Взаимодействуют через погружение в них чего-то сенсорного.

  1. Коррекция слоговой структуры в сенсорных играх.
  2. Сенсорно-интегративные интенсивы для детей с родителями. Это курс занятий, для детей с родителями, сочетающий в себе отдых, лечение на курорте и интенсивную работу с ребенком в современных видах занятий и игр. Интенсивы позволяют спровоцировать значимый «скачок» в развитии ребенка, подняв отдельные навыки на качественно новый уровень.
Читайте также:
Родительское собрание "Скоро в школу"

Дома я вам предлагаю собрать сенсорные тематические коробки.

Сенсорная коробка – это специальная ёмкость, которую можете наполнить любыми материалами, вещами, продуктами, которые могут быть не только искусственными, но и съедобными. С помощью этой коробки малыш сможет развивать свою фантазию, мелкую моторику рук, координацию движений. Такой сенсорный тренажёр можно соорудить своими руками и не тратить большое количество денег.

Как соорудить сенсорную коробку?

Для создания этого игрового поля вам понадобиться совсем немного времени, средств и вся ваша фантазия.

Шаг №1

Что послужит основой для этой игрушки?

  • Картонные коробки;
  • Деревянные коробки;
  • Кастрюли;
  • Тазики для белья;
  • Пластиковые контейнеры;
  • Сковородки;
  • Глубокий противень;
  • Большие вёдра.

Шаг №2

Что можно положить в коробку или как её наполнить?

  • Различные крупы (рис, гречка, пшено, кукурузная каша, овсянка, манка);
  • Различные макароны;
  • Какао, манка, крахмал, кофе, соль, сахар, изюм;
  • Снег, песок, земля, камни, ракушки;
  • Натёртая соломка, накрошенный хлеб, печенье;
  • Нарезанная бумага, вата, салфетки;
  • Жёлуди, каштаны, листочки с деревьев, трава, шишки, шиповник, травы;
  • Вода, мыльные пузыри;
  • Съедобное желе, конфетки;
  • Блёстки, деревянная стружка, бисер.

Шаг №3

Чем можно играть в сенсорной коробке?

  1. Лопатки, столовые ложки, чайные ложки, половник, ложка для салата, блюдца, обрезанная бутылка.
  2. Ведёрки, стаканчики, чайничек для чая, чашки.
  3. Детские грабельки, лопатки, лейки, формочки, игрушки, солдатики, детские зверьки.
  4. Кубики, монетки, зубочистки.
  5. Карандаши, нитки, бусы, деревянные брусочки.
  6. Машинки, кораблики.
  7. Перчатки.

Возьмите ёмкость, засыпьте в нее вышеперечисленные компоненты и добавьте игрушек. Возможно, ваш ребёнок сам выберет тематику сенсорной коробки, а если малыш совсем еще кроха, то родительское сердце должно подсказать, что ему понравиться и заинтересует.

Как правильно использовать такую игрушку?

Любой ребёнок сможет найти «общий язык» с этой волшебной коробкой. Все детки с самых ранних лет любят поиграть в песочнице, игрушками в ванной или позаимствовать у взрослых различные болтики, гаечки. Теперь на помощь пришла сенсорная коробка. В ней ваши дети могут делать все, что они захотят, пересыпать песок, крупы, снег, измельченное печенье.

Дети какого возраста могут играть с этой коробкой?

Дети абсолютно разного возраста могут развлекаться с этой уникальной коробкой. Как малыши, так и детки постарше.

Для самых маленьких игроков до трёх лет в целях безопасности вы можете наполнить коробку съедобными материалами, начиная с перетёртой соломки с конфетками, заканчивая полезной вареной гречкой, которая также хорошо может пересыпаться из чашки в детскую кастрюльку.

Еще интересен такой вариант, как несколько маленьких сенсорных коробок. Одна может быть съедобной, а другая со звуковыми эффектами, погремушками, звоночками, колокольчиками.

Чем ребёнок старше, тем мельче могут быть предметы, которые вы используете и сложнее сюжет. Если для карапузов будет интересно просто копаться в каком-то материале и откапывать сокровища, то для старшего дошкольника можно построить, например, реалистичную стройку, где машинки смогут перевозить настоящие материалы, такие как песок, мелкие камешки и так далее.

Польза от сенсорных игр:

  • Развивается творческий потенциал, фантазия и воображение.
  • Снимается стресс, агрессия, ребёнок становится спокойнее, уравновешенней.
  • Совершенствуется мелкая моторика, укрепляются мышцы кистей.
  • Ребёнок знакомится с различными материалами, изучает их свойства, внешний вид.
  • Расширяется кругозор. Если коробки делать сюжетными, с ними можно играть в ролевые игры, которые очень важны в возрасте от 3 до 12 лет – помогают социализироваться.

Совет

Малышам будут интересны яркие материалы, сахар или песок можно окрасить в разные цвета, так будет интересней играть, и в то же время кроха будет развивать свои творческие навыки.

Для деток старшего возраста, можно использовать все возможные материалы, инструменты, воду, и мелкие детали. Вы можете играть кубиками льда, снегом – создавая зимнюю атмосферу. Используя листики с деревьев, желуди, траву – вы можете создать летнею и весеннею атмосферу.

В воду вы можете добавить мыльные пузыри или пену для ванны, так вашему ребёнку будет интересней играть с водой. Вы можете предложить ему взять детскую удочку и рыбок, так он почувствует себя настоящим рыбаком. А если удочки нет, её можно заменить половником.

Используйте различные камушки, ракушки, аквагрунт.

Ваш ребёнок и вы можете включить своё воображение, смекалку и создавать сюжетно – ролевые игры. Позовите друзей, дети сами придумают многоролевую игру, и будут в ней участвовать, так они будут учиться играть в команде и делиться вещами.

Для деток постарше, придумывайте конкурсы, добавляйте в игры цифры и буквы, развивайте интеллект.

Меры предосторожности:

Не оставляйте ребёнка наедине с коробкой наполненной мелкими деталями, если вы не уверены на 100%, что они не окажутся у него во рту, ушах и так далее. Особенно это касается крошек до 3 лет!

Читайте также:
Конспект логопедического занятия по теме: Словообразование, Корень

Если вы используете красители, отдавайте предпочтение пищевым.

Вы можете показать ребёнку, как правильно играть, что как можно совмещать, придумывать истории, показать, как создать разные времена года или конкретные ситуации. Придумать игры: футбол, рыбалка, стройка домиков из песка и многое другое, достаточно подключить свою фантазию и у вас все получится.

В тоже время не ограничивайте фантазию наследника строгими правилами игры, здесь важен творческий полёт мысли – пусть играет так, как ему хочется и это будет самым полезным.

Во времена компьютерных технологий, планшетов и телефонов, очень важно, чтобы у ребёнка были другие интересные занятия и его не поглощал виртуальный мир. Ведь игра в приставку не заменит игры в песке или снеге. Не упустите тот момент, пока сын или дочка ещё тянутся ко всему новому и готовы развиваться творчески, подарите вашему малышу самое главное, что есть – детство!

Список литературы.

  1. Айрес Э. Джин «Ребенок и сенсорная интеграция» понимание скрытых проблем ребёнка с практическими рекомендациями для специалистов и родителей. М.: «Теревинф», 2019 – 272с.
  2. Венгер Л. А. и др. Воспитание сенсорной культуры ребенка от рождения до 6 лет: Кн. для воспитателя дет. сада /Л. А. Венгер, Э. Г. Пилюгина, Н. Б. Венгер; Под ред. Л. А. Венгера. М.: Просвещение, 1988. -144 с: ил.
  3. Кислинг, Улла. Сенсорная интеграция в диалоге: понять ребенка, распознать проблему, помочь обрести равновесие / Улла Кислинг; под ред. Е.В. Клочковой; [пер. с нем. К.А. Шарр]. – М.: Теревинф, 2010. – 240 с.
  4. Крановиц Кэрол Сток «Разбалансированный ребенок» Редактор, 2012. – 396с.
  5. Лынская М.И. Сенсорно-интегративная артикуляционная гимнастика. Методическое пособие. — М.: Парадигма, 2016. — 28 с.

http://vombatik.ru/blog/sensorybox.html Сенсорные коробки: что это такое и как их можно соорудить? Вомбатик.ру Магазин детских товаров. Творческое развитие ребенка на Ноябрь 23, 2016 .

Сайт в контакте KinderQuest | Активация речи Сенсорная интеграция и развитие речи с Марианной Лынской

Из опыта работы. «Использование сенсорных коробок с детьми раннего возраста»

Моя педагогическая деятельность связана с детьми раннего возраста. Возраст моих детей от 1,5 до 2 лет. Именно этот возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопление представлений об окружающем мире. А. П. Усова верно указывала, что 9/10 накопленного умственного багажа детей дошкольного возраста составляют чувственно воспринимаемые впечатления.

Сенсорное развитие составляет фундамент общего умственного развития ребенка, оно необходимо для успешного обучения ребенка. С восприятия предметов и явлений окружающего мира начинается познание. Все другие формы познания строятся на основе образов восприятия, являются результатом их переработки. Овладение знаниями и умениями требует постоянного внимания к внешним свойствам предметов (форме, цвету, величине).

Я считаю, что эта тема наиболее актуальна в наше время. Процесс образования меняется, идет вперед, появляются новые разработки, программы, в следствии меняется и потребность школ в новых, умных, любознательных детях. Значит должен меняться и сам педагог- воспитатель, вносить что- то новое, яркое.

На мой взгляд, сенсорная коробка является универсальным дидактическим пособием для сенсомоторного развития детей в разные возрастные периоды.

Сенсорные коробки имеют ряд преимуществ, которые позволяют их широко использовать:

  • занимают немного времени на подготовку;
  • компактны;
  • доступны;
  • предоставляют множество возможностей для обучения;
  • являются отличным дополнением к тематическим занятиям;
  • сможет сделать любой педагог.

Чем полезна сенсорная коробка?

  • Развивает мелкую моторику, тактильные ощущения, творческое и пространственное мышление, навыки сортировки и классификации, усидчивость, терпение, координацию движений.
  • Это отличная возможность расширить словарный запас и использовать новые слова (скользкий, шероховатый, гладкий и др.)
  • Помогает формированию элементарных математических представлений: счет, группировка, сортировка, измерение и взвешивание. Это лишь некоторые из математических преимуществах сенсорной коробки.
  • Помогает изучению цвета, формы, текстуры.
  • Помогает детям управлять своими эмоциями, успокаивает.
  • Обеспечивает бесконечные его возможности для творческой игры: дети могут играть с предметами так, как считают нужным.
  • Способствует развитию любознательности, фантазии, творческих способностей.

Для создания сенсорной коробки нам понадобились:

  • Емкости (пластиковый контейнер, тазик, картонная коробка, большая миска);
  • Наполнитель (любой тактильный материал: сыпучий, жидкий, мягкий)
  • Различные элементы (игрушки и предметы);
  • Инструменты для пересыпания, переливания (совочки, ложки, формочки, ведерки, сачки).

В своей работе с детьми раннего возраста я использую сенсорные коробки преимущественно большого диаметра: тазы, надувные бассейны, большие коробки, большие пластиковые контейнеры (для хранения игрушек). Это позволяет нескольким детям играть с ней, не мешая друг другу, а также способствует развитию совместного игрового взаимодействия со сверстниками. Каждую коробку я создаю по какому-либо сенсорному принципу: по цвету, форме, звуке или фактуре. Таким образом, малыши усваивают сенсорные эталоны цвета, формы, в тактильной памяти у них откладывается информация о внешних признаках различных материалов. Развиваются мелкая и крупная моторика, усидчивость, способность удерживать внимание на определенном предмете в течение продолжительного времени. Главный критерий использования сенсорной коробки в работе с детьми раннего возраста – это ее безопасность для жизни и здоровья ребенка. Обязательно во время игр детей с такими коробками я нахожусь рядом с ними или принимаю непосредственное участие в игровых действиях.

Читайте также:
Реабилитация пациентов с очаговыми поражениями мозга

Какие игры для детей раннего возраста можно проводить с сенсорными коробками?

Малыши в раннем возрасте учатся играть в такие игры, как игры

«Прячем ручки» и «Пальчиковый бассейн» – эти игры направлены не только на снятие психоэмоционального напряжения, но и на знакомство с крупой. Они очень нравятся детям.

На развитие мелкой моторики и осязания направлена игра «Угадай, на ощупь» – ребенок опускает руки поочередно в сенсорные коробочки с различной крупой. Чтобы разнообразить тактильный опыт малыша, используйте наполнитель покрупнее, например, макароны. Суть игры–отыскиваем среди макарон небольшие игрушки.

«Поймай меня» – из контейнера, наполненного водой, можно сачком вылавливать рыбок или другие игрушки, тем самым развивая координацию движений и ловкость.

«Маленький художник» (Чудо-песочница) – предложить нарисовать какие-нибудь легкие предметы (солнышко, волны, домик) пальчиками. Также можно предложить детям поиграть в песок, с машинками или другими игрушками. Для детей, которые уже хорошо освоили совок, можно предложить и другие приспособления для игры, например, мельницу или сито.

«Поиск сокровищ» – песок, лопатки – савочки и спрятанные драгоценности (бусы, цепочки, брошки, коробочки-сундучки) – настоящий рай для юного кладоискателя.

«Разложи по цвету» – данная игра направлена на развитие внимания, мелкой моторики рук, наблюдательности, зрительного восприятия цвета.

«Слепи фигурку» (из радужного песка) – предложить детям из песка, слепить разные фигурки, при помощи формочек, тем самым развивать моторику рук малышей.

«Сортируем крупу» – в мелких макаронах ищут фасоль, такая игра развивает мелкую моторику. Если у ребенка получается это легко, предлагаем проделать то же самое при помощи ложки.

В работе с сенсорными коробками я применяю потешки для детей раннего возраста, к нам в гости приходят сказочные герои с проблемными ситуациями, и мы вместе с детьми решаем эти проблемы. Дети с удовольствием играют с сенсорными коробками.

Наполнение сенсорных коробок будет изменяться вместе с детьми, отвечая их новым потребностям и познавательным особенностям. Когда детки подрастут, сенсорные коробки будут служить основой для организации сюжетно ролевых или тематических игр, пространством для фантазии, логических и познавательных игр. Такие коробочки будут способствовать развитию чувства независимости и любознательности ребенка, а так же стимулировать развитие внимания и концентрации.

Сенсорная коробка идеальное пособие для развития мелкой моторики детей и формирования сенсорных эталонов.

В работе с сенсорными коробками я придерживаюсь основных принципов: системность, комплексность, последовательность и систематичность, доступность, индивидуальный подход.

Таким образом, использование сенсорной коробки в работе с детьми дошкольного возраста возможно без особых усилий со стороны воспитателя, главное – заинтересовать ребенка, показать возможности для организации самостоятельной игры. Ну и, конечно же, не забывать часто менять ее содержимое и не давать ребенку все сразу, чтобы каждая игра с сенсорной коробкой давала детям ощущение новизны, и поэтому оставалась бы для них всегда привлекательной и интересной, а главное – несла бы в себе развивающую функцию.

Спасибо за внимание! Творческих Вам успехов!

Использование сенсорных коробок в работе логопеда

Автор: Паршина Татьяна Алексеевна

Организация: МБУ детский сад №23 «Волжские капельки»

Населенный пункт: Самарская область, г. Тольятти

Дошкольный возраст – это наиболее благоприятный период для успешного развития и воспитания ребенка. Умственное, физическое, речевое, эстетическое воспитание в большой степени зависит от уровня сенсорного развития детей. Именно этот возраст, наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире, о его восприятии и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе и вкусе.

Существует пять сенсорных систем, с помощью которых человек познает мир: зрение, слух, осязание, обоняние, вкус. В развитии сенсорных способностей важную роль играет освоение сенсорных эталонов.

В дошкольном возрасте сенсорные эталоны – это основные цвета и оттенки, плоские и объемные геометрические фигуры, величина предметов – длина, ширина, высота и толщина, высота музыкальных звуков, тихие или громкие звуки и т. д. Человечество их вырабатывало в процессе трудовой деятельности многие тысячелетия, а малыш осваивает основные из них, еще дошкольником.

Читайте также:
Нарушения голоса - причины и профилактика

У детей, имеющих нарушения речи развитие сенсорной сферы значительно от­стает по срокам формирования и проходит чрезвычайно неравномерно. Тем самым нарушается формирование представлений о сенсорных эталонах, к которым относится цвет, форма, величина. Поэтому, необходимо уделять как можно больше внимания сенсорному развитию ребенка.

При работе с детьми, с общим недоразвитием речи применяются особые коррекционно – развивающие педагогические инновационные технологии, которые позволяют добиться положительной динамики в обучении и воспитании. В настоящее время развитие педагогики открывает большие возможности в поиске новых средств, форм и методов обучения. Постоянно появляются новые подходы к организации этого процесса. Сегодня каждый педагог ищет наиболее эффективные пути усовершенствования учебного процесса, способы повышения мотивации к учебе дошкольников.

Поэтому мы с логопедом решили создать в своей группе уголок сенсорного развития, чтобы помочь детям с ОНР освоить сенсорные эталоны. Для этого изготовили сенсорные коробки по количеству детей. В них ребенок может трогать, пересыпать, переливать, складывать и перекладывать, мять, прятать и отыскивать предметы – в общем, исследовать и экспериментировать. С помощью сенсорной коробки нашим детям легче получать наглядную информацию, делать сравнения, анализировать, формулировать и высказывать свои суждения.

Сенсорная коробка – это емкость с наполнителем, предназначенная для игры. Емкостью может быть картонная или деревянная коробка, глубокая миска, пластиковые контейнеры, столики с высокими бортами, специальные домашние песочницы, надувные песочницы.

Эти коробки должны решать две комплексные задачи:

1) Активизация различных функций центральной нервной системы;

Сенсорные коробки способствуют:

  • развитию мелкой моторики, координации движения, восприятия и формирования знаний о внешних свойствах предметов и материалов;
  • развитию психических процессов, как воображение, внимание, память, мышление и, речь, которая напрямую зависит от действий рук и пальцев;
  • умению сравнивать, анализировать;
  • развитию связной речи и расширению словарного запаса;
  • получению детьми знаний об окружающем мире через практические действия, опытно-экспериментальным путем, а главное – самостоятельно, что является необходимым условием формирования познавательной мотивации, то есть умения и желания добывать информацию самому, без помощи взрослого.

При выборе наполнителя мы ориентировались в первую очередь на возраст детей и тематику коробок.

Материал – наполнитель можно брать разный:

  • природный материал: песок, земля, глина, трава/сено, листья, камешки, перья;
  • крупы: гречка, рис (обычный и окрашенный), пшено, перловка, манка, овсянка;
  • бобовые: фасоль, горох, чечевица;
  • макароны, мука, сахар, соль, крахмал, кофе;
  • жидкости: вода, лед, снег, мыльный раствор;
  • водяной грунт, гидрогель;
  • кусочки бумаги и фольги, конфетти, серпантин;
  • текстиль и швейная фурнитура: ленты, кружева, веревки, кусочки ткани, бусины, пуговицы;
  • поролон, губка, вата, ватные диски.
  • фигурки животных, насекомых, рыб и людей;
  • растения, фрукты, грибы;
  • игрушки от киндер-сюрпризов;
  • камни, ракушки, шишки, орехи;
  • кубики, кольца, шарики, крышечки;
  • маленькие коробочки, детали конструктора (Lego), прищепки;
  • буквы и цифры;
  • лопатки, ложки, грабли;
  • мисочки, чашки, стаканчики, маленькие ведерки;
  • груша для воды, сито, воронка, мельница и др.

Игры и упражнения с сенсорными коробками мы используем как на развивающих занятиях, так и в индивидуальной работе, коробки готовим заранее по тематике занятий или наблюдений, таким способом мы развиваем мелкую моторику, параллельно изучаем с ребенком пространственные и временные понятия, знакомим со свойствами предметов, закрепляем цвета, буквы, цифры и т.д.

Использование сенсорной коробки в работе с дошкольниками это интересная и полезная работа, главное – заинтересовать ребенка, показать возможности для организации самостоятельной игры. Важно не забывать менять содержимое коробки и не давать детям все сразу, чтобы каждая игра давала детям ощущение новизны и необычности, оставалась для них всегда загадочной, интересной, заманчивой, а главное – несла в себе развивающую функцию.

  1. Воспитание сенсорной культуры ребёнка от рождения до 6 лет: Кн. Для воспитателей дет. cада / Л.А. Венгер, Э.Г. Пилюгина, Н.Б. Венгер; Под ред. Л.А. Венгера. – М.: Просвещение, 1988. 144с.

Статья Опыт применения сенсорной интерграции для запуска речи у неговорящих детей . Автор: Тулупова Юлия Андреевна

Автор: Тулупова Юлия Андреевна
Актуальность работы медицинского психолога с проблемой недоразвития речи обусловлена рядом причин: речевая задержка приводит к нарушениям саморегуляции, поведения, произвольного внимания, различных типов мышления, психической активности в целом, следовательно, вызывает нарушение социализации ребенка. Как показывает практика, классические занятия по запуску речи часто представляют собой монотонную кропотливую работу, которая сводится к тренировке полученных навыков. Такой вид деятельности часто не вызывает у детей интереса, достаточного для запуска речи или появления речевого намерения. Результаты оказываются значительно выше, если работа побуждается внутренними мотивами и вызвана познавательным интересом ребенка. Игры с использованием элементов сенсорного развития помогают сделать задания для детей интересными, эмоционально-окрашенными, что в разы повышает эффективность занятий.

Читайте также:
Ранняя профилактика речевых нарушений у детей раннего возраста

Автор: Тулупова Юлия Андреевна

Опыт применения сенсорной интеграции в работе медицинского психолога для запуска речи у детей дошкольного возраста с задержкой психо -речевого развития в Тамбовской областной детской клинической больнице

Актуальность работы медицинского психо л ога с проблемой недоразви т ия речи обусловлена рядом причин: речевая задержка приводит к нарушениям саморегуляции , поведения, произвольного внимания, различных типов мышления, психической активности в целом, следовательно, вызывает нарушение социализации ребенка. Элиминация видов речевой деятельности перестраивает все поведение ребенка. З апрос родителей показывает значительную частоту встречаемости безречевых , неговорящих детей в возрасте от 3 лет. Группа безречевых детей неоднородна, в нее входят дети с временной задержкой речевого развития, экспрессивной и импрессивной алалией, анартрией , ранним детским аутизмом, интеллектуальной недостаточностью. Однако, для всех этих детей характерны отсутствие мотивации к речевой деятельности, недостаточность базовых представлений о значениях предметов и явлений окружающей действительности, несформированность коммуникативной, регулирующей, планирующей функций речи, недостаточность сенсомоторного уровня речевой деятельности. Таким образом, на начальных этапах работы с неговорящими детьми цели и задачи ее будут сходными, не зависимо от этиопатогенеза и механизмов речевого нарушения. [2]

Сенсорная интеграция становится популярным и очень эффективным направлением психологической, педагогической, логопедической и коррекционной помощи детям. Этот метод специалисты разных областей активно и эффективно применя ю т в своей работе для неговорящих детей и детей с разнообразными нарушениями развития.

Метод был разработан научным сотрудником, эрготерапевтом , Южно-калифорнийского университета в Лос-Анджелесе, Энн Джин Айрес (1923-1988) и направлен на стимуляцию работы органов чувств в условиях координации различных сенсорных систем.

Рекомендовать метод сенсорной интеграции в работе с детьми, имеющими разнообразные формы нарушения речевого развития, позволяет опыт отечественного логопеда М.И .Лынской и других специалистов, систематизированный и отраженный в научных публикациях.

М.И.Лынской выделены три типа предпосылок, необходимых для возникновения речи: аффективно-мотивационные, перцептивные и когнитивные. Формирование указанных предпосылок происходит одновременно с решением речевых задач, т.е. с вызыванием речевой активности, закреплением первых слов [1] . В соответствии с теорией сенсорной интеграции Дж .А йрес , а также методом «замещающего онтоегенеза » А.В.Семенович методологическими основами предполагаемого метода, в процессе формирования какой-либо функции нервной системы (в т.ч . речи) необходимо двигаться в направлении «снизу вверх», давая ребенку овладеть всеми навыками развития раннего возраста, по каким-то причинам пропущенным им [ 3 ] .

Как показывает практика, классические занятия по запуску речи часто представляют собой монотонную кропотливую работу, которая сводится к тренировке полученных навыков. Такой вид деятельности часто не вызывает у детей интереса , достаточного для запуска речи или появления речевого намерения . Результаты оказываются значительно выше, если работа побуждается внутренними мотивами и вызвана познавательным интересом ребенка. Игры с использованием элементов сенсорного развития помогают сделать задания для детей интересными, эмоционально-окрашенными, что в разы повышает эффективность занятий.

Работа с детьми старшего дошкольного возраста , имеющих диагноз ЗПРР и ЗРР в Тамбовской областной детской клинической больнице осуществляется с использование м элементов сенсорной интеграции , что позволяет эффективно реш ать речевы е задач и . Психолог, с целью преодоления задержки речевого развития, занимается не сенсорной интеграцией как первоочередной задачей , а через метод сенсорн ой интеграци и производит запуск речи .

В своей практической деятельности специалист использует элементы сенсорной интеграции, которые способствует стимуляции речевой активности, появлению речевого намерения, развитию импрессивной речи .

П ри выполнении упражнений важно строить работу с учетом интересов ребенка, избегать принуждения, помнить, что результат во многом зависит о т его эмоционального состояния и заинтересованности в занятии.

И спользование сенсорного материала на занятиях по преодолению задержки речевого развития имеет ряд преимуществ, которые делают задания максимально эффективным. В работу включаются анализаторы – тактильные, слуховые, зрительные. М ногообразие материалов позволя е т активизировать ощущения, восприяти е , зрите льно – двигательную координацию. Использование сенсорного оборудования позволяет раскрыть ресурсные возможности ребенка, является действенным средством профилактики вторичных дефектов.

В психо -неврологическом отделении Тамбовской областной детской клинической больницы для запуска речи с испо л ьзованием метода сенсорной интеграции используются: игры с водой и песком, сенсорные коробки с разнообразными наполнителями, материалы для лепки, гидрогель, сухой бассейн, стимуляци и звуком: дифференциация простейших звуков, звуки природы. Игры и упражнения с интенсивной психо -физиологической нагрузкой, в естибулярные движения . В ходе консультативной беседы специалист рассказывает родителям про комплекс программ для сна: воспроизведение звук ов природы, белого шу ма, использование ароматически х ламп, ночник ов , лава-ламп , пузырьковы х труб, расслабляющ ей музык и , утяжеленны х одеял, физически х нагрузо к перед отходом ко сну, вибрирующи х матрас ов и подуш ек , спальны х мешк ов .

Читайте также:
Планирование работы с родителями, воспитывающими детей раннего возраста с ЗПР

В исследовании эффективности использования сенсорной интеграции при запуске речи участвовали 3 4 ребенка, – пациент а психо -неврологического отделения ТОДКБ в возрасте 3-5 лет с диагнозом задержка психо -речевого развития , период исследования – 10 месяцев. Реч евое развитие участников исследования характеризовал о сь следующими критериями:

– отсутствие речевой деятельности;

– снижение мотива к речевой активности;

– резкое ограничение коммуникативного взаимодействия;

– отсутствие (недостаточность) критического отношения к собственной речевой деятельности ;

– т рудности усвоения последовательности артикуляционных движений ;

– п онимание обращенной речи недоступно или доступно на уровне простейших бытовых инструкций.

Первый этап запуска речи оценивается в соответствии с появлением следующих критериев:

– нарастание спонтанной речевой активности;

– соотнесение гласного звука/слога с действием или предметом;

– дифференциация бытовых звуков.

Испытуемые были разделены на две группы по 12 человек. В группе А занятия по запуску речи проводились с использованием метода сенсорной интеграции, в группе В речевые задачи решались стандартными методами: карточки с картинками, фонематическое подражание за взрослым, игровые упражнения на звукоподражание, кинезиологические упражнения.

Исследование показало следующие результаты:

В группе « А » после серии заданий звукоподражание появилось у 13 детей – 76% , произошло нарастание спонтанной речевой активности – у 17 детей – 100% , появилось соотнесение гласного звука/слога с действием или предметом у 12 детей – 70% , выявилось речевое намерение у 14 детей – 82% , стартовала дифференциация бытовых звуков у 14 детей – 80% .

Для сравнения в г рупп е « В » звукоподражание появилось у 8 детей – 47 % , наблюдалось нарастание спонтанной речевой активности у 10 детей – 5 8 % , произошло соотнесение гласного звука/слога с действием или предметом у 5 детей – 3 0% , выявилось речевое намерение у 6 детей – 35 % , стартовала дифференциация бытовых звуков у 7 детей – 41 % .

При обработке данных были использованы следующие методы: сравнительный анализ, непараметрический критерий двух независимых переменных выборок U Манна-Уитни.

Сравнительный анализ эффективности методов запуска речи у двух групп испытуемых

По итогам проведённого исследования можно сделать следующие выводы:

Методы сенсорной интеграции при запуске речи и решении речевых задач у детей дошкольного возраста эффективнее стандартных методов запуска речи.

Отсутствие, ограничение или неправильная организация общения

ребенка с внешним миром

зачастую приводит к недоразвитию речи. Чаще всего имеют место обе причины отсутствия речи у ребенка — недостаточность/нарушение развития нервной системы и ограничение речевого общения с ребенком.

Список использованной литературы

. Неговорящий ребенок. Инструкция по применению. – Парадигма, 2012

. Формирование речевой деятельности у неговорящих детей с использованием инновационных технологий. – Парадигма, 2015

А. В. Семенович. Нейропсихологическая коррекция в детском возрасте. Метод замещающего онтогенеза. — М., 2007

Формирование начальных представлений об ударении в слове у детей старшего дошкольного возраста

Формирование начальных представлений об ударении в слове у детей старшего дошкольного возраста

Занятия в дошкольном учреждении дают детям первые знания о ритмической структуре слова. При нормативном развитии тема «Ударение» не вызывает особых вопросов у специалистов и детей. Представление о ритме слова дошкольники получают опытным путем.

Однако не секрет, что в массовом общеобразовательном учреждении состав воспитанников неоднороден. В настоящее время из них вполне можно было бы сформировать коррекционную группу детей с недостатками речи.

Поэтому при подготовке материалов к занятию нужно учесть особенности детей с нарушением речевого развития. Преодоление этих нарушений, и в первую очередь нарушения слоговой структуры слов, требует от специалиста последовательности и четкого представления своих целей и задач на каждом этапе обучения.

Так, например, прежде прохождения данной темы у детей нужно сформировать представления о звуке, слоге, слове. При обучении по любой системе и методике дошкольники к моменту знакомства с ударением в слове уже умеют посчитать количество слов в предложении, понимают различия между самим предметом и словом, которым этот предмет называют.

Чаще всего для закрепления сформированных представлений используются вопросы загадки («Какое слово длиннее: стул или муравей?» «Что из чего?»)

Операции сравнения помогают дошкольнику овладевать слоговым и звуковым анализом речи.

Подготовительная работа к разделению представлений о предмете и слове может проходить на других занятиях с детьми. Например, на занятиях по развитию представлению об окружающем мире.

На занятиях по развитию речи слово становится объектом исследования. Не останавливаясь на семантике слов, начинается разбор составляющих слова: количества слогов в определенной последовательности. Но у детей с речевыми нарушениями с трудом формируются пространственные и временные представления, затруднен процесс планирования, определения и запоминания последовательности любых действий. Как следствие этого появляются нарушения слоговой структуры слов: пропуски и перестановки слогов, добавление и сокращение количества слогов, упрощение слогов со стечением согласных звуков и т.д.

Читайте также:
Конспект занятия по автоматизации звука (С)

Трудности, с которыми сталкиваются, воспитатели дошкольных учреждений на занятиях по развитию речи, типичны, и, на мой взгляд, имеют совершенно логичное объяснение. Не побоюсь сказать, что они обусловлены самой методикой и подачей нового материала дошкольникам.

Логопеды, а вместе с ними и воспитатели, используют самые распространенные приемы для того, чтобы ребенку наглядно и действенно объяснить, как посчитать части-слоги слова. Это послоговое отхлопывание, произнесение слогов на каждый шаг, отстукивание, выкладывание счетного материала, прикладывание тыльной стороны кисти к подбородку для ощущения движений при произнесении гласных звуков и т.д. Все они дают положительный эффект в разной степени. Но отрицательный эффект дают несравненно больший.

Дело в том, что привыкнув «отхлопывать» слоги, ребенок начинает их произносить абсолютно одинаково: ВСЕ СЛОГИ СТАНОВЯТСЯ УДАРНЫМИ.

Это ощущение закрепляется на всех уровнях: слуховом, зрительном, моторном и, конечно же, на речевом. (Наглядный пример тому – чтение стихов на детских утренниках с киванием головой на каждый слог.)

Сравнивая слоги в таком воспроизведении слова, ребенок не может уловить разницы между ними. Фактически, мы лишаем его критерия для определения ударного слога. И впоследствии, начиная тему «ударение», нам нужно у него формировать другие представления о слогах, как неравнозначно произносимых.

При этом возникает путаница между слогом и словом: слог с ударением воспринимается как отдельное слово, а два равноударных слога в слове (КОШ-КА) представляются как два слова.

Забегая вперед, хочу сказать, что следующей ошибкой у дошкольников станет восприятие устойчивого словосочетания как единого слова с одним ударением («ДЕНЬРОЖДЕНИЯ»). В дальнейшем сложности могут возникать и с выразительным чтением стихов (логическое ударение), с постановкой завершающего знака в предложении (вопрос, восклицание, повествование). В конечном итоге нарушается вся темпоритмическая составляющая речи.

Чтобы формировать какие-либо представления у детей, специалисту и воспитателю необходимо и самому иметь достаточно четкие представления о предмете.

Давайте попробуем сформулировать то, что должны усвоить дошкольники.

  • в слове всегда есть ударение.
  • в слове только одно ударение.
  • ударение падает на один из слогов.
  • ударный слог мы выделяем в слове.

Навыки, которые должны сформироваться у дошкольника:

  1. разделить слова на слоги
  2. определить количество слогов
  3. произнести слово, выделяя ударный слог

Ключевое слово — ВЫДЕЛИТЬ. Вопрос: как?

Обычно дошкольникам предлагается сказать слово, выделяя ударный слог голосом. Это, пожалуй, самое распространенное и самое «путающее» детей объяснение.

Во-первых, ударение присутствует и в шепотной речи. Более того, именно в шепотной речи становится наиболее очевидным способ, которым мы выделяем один из слогов в слове. Мы произносим его с большей силой, чем остальные слоги. Но это не сила голоса, а сила выдоха. Попробуйте с детьми произнести шепотом слово «Тихо!». Вы почувствуете, что гласные «звуки потеряли» голос, а ударение осталось.

На мой взгляд, работа над ударением с применением шепотной речи — один из самых удачных приемов для формирования представлений об ударении в слове.

Во-вторых, дети с речевыми нарушениями с трудом воспринимают речевые инструкции. Алгоритм действий, алгоритм решения задачи складывается с трудом. В этом случае для усвоения детьми новой информации важно опереться на другие, сохранные, функции и уже сформированные навыки.

Удачным решением может стать обучение дошкольников теппингу:проговариванию каждого слога или слова с отбиванием ритма раскрытой ладонью ведущей руки о твердую поверхность.На занятиях по этой теме можно использовать барабан типа джумбо.При этом ударный слог отбивается с большей силой.

В-третьих, мы может акцентировать внимание детей на том, что на один из слогов мы ударяем сильнее. Таким образом, связываются по семантике «сила удара» и термин «ударение».Занятия с обычным барабаном можно провести с одной барабанной палочкой. Она может послужить и символичным образом знака, которым мы обозначает ударение в слове. Графические схемы слов со знаками ударения становятся понятными, а, значит, по-настоящему опорными для детей.

Используя все эти приемы, мы задействуем слух, зрение, моторику, положительные эмоции детей, что позволяет нам сформировать и закрепить правильные начальные представления по заданной теме.

Топоркова Е.М.,
учитель-логопед
высшей квалификации

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: