Использование сенсорных игр в коррекции общего недоразвития речи

Использование сенсорных игр в коррекции общего недоразвития речи.
методическая разработка на тему

Проблема преодоления общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста относится к числу наиболее актуальных для современной логопедии. Поэтому остро встают вопросы раннего распознавания , квалифицированной диагностики и выбора адекватных методов коррекционного воздействия в работе с детьми .

Скачать:

Вложение Размер
Использование сенсорных игр в коррекции общего недоразвития речи. 16.99 КБ

Предварительный просмотр:

ГБУ ГППЦ ДОгМ ТО Капотня

Выступление на семинаре

Использование сенсорных игр в коррекции общего недоразвития речи.

Проблема преодоления общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста относится к числу наиболее актуальных для современной логопедии. Анализ реальной ситуации, сложившейся в настоящее время в системе воспитания и обучения детей дошкольного возраста показал, что количество детей, имеющих отклонения в речевом развитии неуклонно растет. На это влияют экологические, биологические, социально-психологические и другие факторы. Поэтому остро встают вопросы раннего распознавания , квалифицированной диагностики и выбора адекватных методов коррекционного воздействия в работе с детьми .

ОНР (общее недоразвитие речи) –это различные сложные речевые расстройства, при которых нарушено формирование всех компонентов речевой системы, т.е. звуковой стороны (фонетики) и смысловой стороны (лексики, грамматики).

В наш центр приходят дети со сложными речевыми расстройствами :ОНР I-II уровней, реже с третьим. Коррекционная работа с детьми с ОНР I-II уровня достаточно сложна и длительна по времени. Динамика развития неустойчива, т.к. осложнена неврологическими проявлениями.

В своей работе я использую методики предложенные такими авторами, как: Датешидзе Т.А.,( «Альбом по звукопроизношению»), Батяева С.В. и Савостьянова Е.В.( «Альбом по развитию речи для самых маленьких»), Агранович З.Е. («Логопедическая работа по преодолению нарушений слоговой структуры слов у детей..»), Жукова Н.С, Мастюкова Е.М., Филичева(«Логопедия.Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников») и др.

Помимо сенсорных игр, которые предложены этими авторами, я применяю и использую на своих занятиях свои наработки . С помощью этих игр можно решать следующие задачи :

1.Формирование и развитие речеслухового внимания.

2.Формирование и развитие ВПФ.

3.Формирование и развитие слоговой структуры.

4. Формирование и развитие фонематического восприятия.

5.Развитие мелкой моторики.

6. Развитие элементарных форм устной речи на базе уточнения и расширения словарного запаса, практического усвоения и расширения словарного запаса , практического усвоения простых грамматических категорий.

Виды игр, которые используются в работе с детьми с ОНР

1. Игры и упражнения на развитие концентрации слухового внимания, умения слушать и понимать речь взрослого,выполнять простые инструкции, слухового гнозиса («Узнай, что звучит?», «Сколько раз ударил барабан?», «Чья песенка?», «Звучащие шарики», «Волшебные киндеры», «Повтори за мной» и т.п.

2. Работа над ритмом ( сначала над простым, потом над сложным). Это отхлопывание в ладоши, и отстукивание ритма ногой, на металлофоне, барабане и т.п.

Виды заданий могут быть следующими :

– Хлопни в ладоши столько раз, сколько точек на кубике (на карточке);

-Сосчитать, сколько раз хлопнули и поднять карточку с соответствующей цифрой (показать кубик или карточку с нужным количеством точек).Ритм сначала предлагается простой;

-Воспроизведение определенного ритма по образцу логопеда;

-Упражнения на развитие динамического праксиса рук «кулак-ладонь-ребро», «Пальчики здороваются»;

У детей с низким уровнем речевого развития (ОНР I-II уровня развития ) подготовительную работу начинают с упражнений на развитие слухового восприятия, формирования умения слушать речь взрослого, выполнять простые инструкции , поручения по заданию.

Дети знакомятся с такими простыми музыкальными инструментами : дудка, барабан, бубен, колокольчик, металлофон, звучащие шарики . Использую звучащие киндер-сюрпризы . Такие игры со звучащими предметами способствуют развитию слухового внимания, памяти и зрительного восприятия.

В своей работе я активно использую компьютерные игры, имитирующие звучание этих и других музыкальных инструментов. Дети учатся узнавать и различать музыкальные инструменты на слух, без зрительного подкрепления. На занятиях используются компьютерные игры: «Голоса животных», «Как поют насекомые», «Что звучит?» и т.д. Сначала в пассивный, а потом и в активный словарь вводятся такие понятия, как «тихо»-«громко»,»быстро»-«медленно» дети учатся дифференцировать звуки по силе и высоте.

Параллельно ведется работа по формированию и коррекции слоговой структуры слова. Для этого я использую:

  1. Металлофон (отстукивание простого ритма+речевого гнозиса +формирование фонематического слуха: та-та-та, та-та-ТА!, та-ТА!-та, та-то-ту, та-да, та-да-та, усы-уши , простые чистоговорки , потешки и т.п.)
  2. «Цветные камешки» (выкладывание ритмического рисунка слов с разной слоговой структурой).Выкладывать рисунок слова можно из разных предметов.
  3. «Собери бусы»( нанизывание бусин, сколько слогов в слове-столько и бусин).
  4. «Домики» (рассели картинки по домикам).
  5. «Разрезные картинки» (собрать слово и разделить его на части-слоги).
  6. «Нанизывание колец» на стержень с одновременным проговариванием слогов ; (цепочка слогов: ма-мо-му…);
  7. «Пальчики здороваются» (на каждое соприкосновение пальцев произносится один слог);

Во время таких игр задействовано сразу несколько анализаторов: зрительный, слуховой, тактильный. Идет развитие сразу по нескольким направлениям.

Порядок отработки слов с различными типами слоговой структуры предложен Е.С. Большаковой в пособии «Работа логопеда с дошкольниками». Эта же последовательность представлена у С.В.Батяевой, Т.А. Датешидзе.

Отрабатывая слова с различными типами слоговой структуры, можно использовать разные виды игр и упражнений.

Сенсорное развитие детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

Елена Бикурева
Сенсорное развитие детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

Предметом особой тревоги нашего общества в последние годы стало отмечающееся ухудшение физического и психического здоровья населения. Глубокие социальные, экологические и другие изменения повлекли резкое увеличение разного вида патологий у детей. Особенно отмечается увеличение числа детей с общим недоразвитием речи. Общее недоразвитие речи (ОНР) — различные сложные речевые расстройства, при которых нарушается формирование всех компонентов речевой системы, то есть звуковой стороны (фонетики) и смысловой стороны (лексики, грамматики)при нормальном слухе и интеллекте. С каждым годом речевые отклонения в нагрузку усложняются и нарушениями в неврологическом,психическом,и психологическом направлениях, Нередко стали такие диагнозы как задержка психического развития, дизартрии, ринолалии. У детей с различными речевыми расстройствами помимо собственно речевого недоразвития исследователи отмечают недостаточную сформированность внимания,памяти,восприятия, и представлений об окружающем,а также моторную неловкость общих движений и движений кистей и пальцев рук. Дети с различными нарушениями речи нуждаются в коррекции не только речевых функций, но и коррекции интеллектуальной и эмоционально-волевой сферы,и одной из причин этих нарушений является недоразвитие сенсорных процессов. Нейрофизиологами давно доказана взаимосвязь речевой, сенсорной и двигательных областей коры головного мозга. Усвоить сенсорный эталон — это не значит научиться правильно, называть то или иное свойство. Необходимо иметь четкие представления о разновидностях каждого свойства и, главное уметь пользоваться такими представлениями для анализа и выделения свойств самых различных предметов в самых различных ситуациях. Дети с нарушениями речевой функции имеют несформированность отдельных когнитивных функций и эмоционально-волевых процессов. Среда имеет огромное значение для развития детей. Ни один ребенок не может развиваться полноценно только на вербальном уровне, вне предметной среды. Также один из эффективных аспектов в реабилитационном процессе детей с ОНР (общим недоразвитием речи,является кружковая работа по сенсорному развитию- еёназначение многофункционально:Дети пришедшие в логопедическую группу уже отличаются повышенной тревожностью, эмоциональностью, а занятия приводят часто к умственному переутомлению, сохранить и укрепить психофизическое и эмоциональное здоровье воспитанников, улучшить память, внимание, включить сенсомоторные механизмы способствующие развитию речи и поможет организация кружковой работы. Ведь совершенствование сенсорных действий происходит не само собой, а в процессе правильно организованного обучения практики, позволяет проводить диагностику на определение уровня развития сенсорных функций: зрительного, слухового, тактильного, кинестетического восприятия. Влияет на психическое и эмоциональное состояние детей через комплексное воздействие звука, цвета, формы, света, запаха. Нормализует нарушение мышечного тонуса, развитие движений пальцев и кистей рук. Корригирует речевые нарушения и высшие психические процессы. Развивает общую, мелкую моторику, дыхание. Мною составлены положения к проведению развивающих занятий на кружковой работе по сенсорному развитию:

1-использовать приемы и дидактические игры которые бы позволили задействовать все анализаторы,так как каждый человек общается с окружающим миром, воспринимает и изучает его с помощью пяти чувств или сенсорных систем: зрения, слуха, осязания, обоняния и вкуса. Чем больше количество информации получит мозг ребенка через анализаторы,тем лучше будет он функционировать,тем богаче будет его опыт.

2-при необходимости каждое упражнение адаптировать в зависимости от индивидуальных особенностей ребенка и его возможностей-двигательных и интеллектуальных.

3-при необходимости неоднократно повторять показ действий с тем или иным материалом.

4-проводить работу по принципу от„ простого к сложному”.

Для решения задач сенсорного воспитания использую разнообразные методы.

1. Обследование предметов.Например: яблоко красное, круглое, большое, сладкое, ароматное.

2. Метод сенсорного развития мотивации обследования.Например: «Зачем надо проверять пальчиком землю у растений перед поливом?» Если земля сухая её надо полить; если земля твёрдая её надо подрыхлить, чтобы дышала земля и лучше проходила вода.

3. Метод вербального обозначения всех качеств предмета. Воспитатель вместе с детьми проговаривает все свойства объекта или предмета при обследовании. Например,яблоко: форма- круглое, окраска- жёлтое, на вкус- сладкое, на запах- душистое, на ощупь- гладкое.

4. Метод сравнения.Например: сравниваем квадрат и круг методом наложения. Круг – круглый, катиться, нет углов. Квадрат – есть углы, все стороны равны, углы одинаковые.

5. Метод упражнения, т. е. многократное повторение. Например, найдите все предметы круглой формы, красного цвета и положите их на красный коврик.

Наряду с использованием „абстрактного” дидактического материала я включаю и „естественный” материал (шишки, цветы и т. п.) Таким образом, основной упор в развитие сенсорного восприятия делается на знакомство со свойствами реальных предметов.

В ходе коррекционной работы с детьми с ОНР необходимо использовать дидактические игры и упражнения.

В основу игр положены следующие принципы:

1. Деятельность детей должна быть интересной, мотивированной, продуктивной.

2. Задача с сенсорного развития следует тесно увязывать с окружающей жизнью.

3. Предлагая ребенку задания, нужно дать ему возможность отыскать решение самостоятельно.

4. В процессе выполнения игр и упражнений необходимо развивать язык, память, мышление детей.

5. Задача состоит в том, чтобы не столько добиться, чтобы ребенок в конце – концов правильно выполнил то или иное действие, сколько выработать у него определенные способы деятельности.

Разработанные игры можно использовать и как диагностические, и как развивающие. Подойти к ним с таких позиций помогла теория Л. С. Выготского о зоне актуального и ближайшего развития.

Уровень актуального развития – это тот уровень развития психических процессов, который сложился в ребенке на сегодня. Он определяется характером задач, которые ребенок в состоянии выполнить самостоятельно.

Уровень ближайшего (потенциального) развития определяется теми задачами, которые ребенок может решение связать с помощью взрослого, в сотрудничестве с ним.

На протяжении дошкольного детства сенсорная культура состоит во взаимосвязи с развитием речи и мышления. Восприятие является основой, которая питает мышление чувственным материалом в окружающем мире. Обучение сенсорным действиям сочетается с различными видами деятельности, обеспечивает жизненную пригодность сенсорных знаний и умений.

В каждом возрасте сенсорное развитие имеет свои задачи. И в детях 5 – 7 лет надо не только формировать сенсорные эталоны, учить обследовать предметы но и развивать аналитическое восприятие.

Психологи отмечают, что в процессе развития человека первым формируется восприятие, на основе которого у ребенка складывается сенсорный опыт.Именно эта связь приводит к функционированию в учебной деятельности различных видов мышления: наглядно – образного, практического и словесно – логического, или понятийного.

Поэтому необходимо с дошкольного возраста на основе специальных систем упражнений развивать ребенка. Целью сенсорного развития детей является формирование у них сенсорных способностей. Способности, с одной стороны, является условием успешного выполнения определенного вида деятельности, а с другой – развиваются в процессе этой деятельности. Важно не столько, сколькими знаний обладает ребенок, сколько то, как он ими владеет и как осваивает новые. Знания и умения -единственный и эффективный путь формирования способностей. Поэтому широкое переноса способов действий в игровые ситуации позволяет лучшего формирования обобщенных умений, которые становятся основой воспитания сенсорных способностей ребенка.

Сценарий башкирского осеннего праздника «Сомболя» для детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №162 компенсирующего вида» Сценарий башкирского народного праздника.

Игры и упражнения с использованием верботонального метода для детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи Игры и упражнения с использованием верботонального метода для детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. 1. Игра «Угадай.

Конспект НОД для детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи «Путешествие в страну загадок. Транспорт» Конспект НОД для детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи Тема: «Путешествие в страну загадок. Транспорт» Задачи:.

Коррекция мышления у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи Многочисленными исследованиями установлено, что первичная патология речи тормозит формирование потенциально сохранных умственных процессов.

Методика изучения навыков фонематического анализа и синтеза у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи Проблема своевременной диагностики речевых нарушений имеет большое теоретическое и практическое значение. С точки зрения теории она связана.

Консультация «Особенности лексики прилагательных детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи» Нарушения формирования лексики у детей с ОНР проявляются в ограниченности словарного запаса, резком расхождении объема активного и пассивного.

Проблема коммуникации у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи Освоение ребенком культуры, общечеловеческого опыта невозможно без взаимодействия и общения с другими людьми. Человек не может жить, трудиться,.

Психолого-педагогическая характеристика детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи Общее недоразвитие речи – сложное речевое расстройство, при котором у детей с нормальным слухом и первично сохранным интеллектом отмечаются.

Влияние коллективных игр на развитие коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи Ведущий в этот возрастной период вид деятельности дошкольников — игра — способствует развитию коммуникативных умений ребенка. Возникают.

Влияние коллективных игр на развитие коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи Ведущий в этот возрастной период вид деятельности дошкольников — игра — способствует развитию коммуникативных умений ребенка. Возникают.

Развитие сенсорного восприятия у детей с общим недоразвитием речи

В дошкольном возрасте складываются все системы и функции организма ребенка – это наиболее благоприятный период для успешного их развития и воспитания. При этом большое значение имеет развитие сенсорных процессов в этот период.

По данным различных авторов – психологов, педагогов, медиков, логопедов – сенсорное восприятие, направленное на полноценное восприятие окружающей действительности, служит основой познания мира, первой ступенью которого является чувственный опыт.

Так, например, как показали исследования Д. В. Запорожца, Л.А. Венгер и др., развитие восприятия в дошкольном возрасте происходит на основе усвоения сенсорных эталонов и мер. Сенсорные эталоны – это система звуков речи, система цветов спектра, система геометрических форм, шкала музыкальных звуков и т.д.

А.А. Люблинская, В.И. Логинова говорили о том, что сенсорное воспитание, направленное на формирование у ребенка процессов ощущения, восприятия и других – важнейшее звено воспитания. Развитие ощущения и восприятия – это необходимая предпосылка формирования сложных мыслительных процессов у ребенка. Играя важную роль в умственном воспитании, развитие сенсорных процессов имеет существенное значение для совершенствования практической деятельности дошкольника. А.А. Люблинская акцентирует внимание на том, что для познавательной деятельности особое значение имеет включение речи в процесс ощущения и восприятия.

Таким образом, успешность речевого, умственного, физического, эстетического воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей, то есть от того, насколько совершенно ребенок слышит, видит, осязает окружающее.

В то же время ученые, всесторонне изучавшие нарушения речи у дошкольников, отмечают, что нарушение речи, в зависимости от характера расстройства, отрицательно влияет на все психическое развитие ребенка. Многие авторы в своих исследованиях выделяли и обосновывали эти нарушения. Но об особенностях развития сенсорной сферы детей с речевой патологией мы можем найти в литературе немногочисленные данные. [1]

Как отмечают исследователи Р.Е. Левина, Р.А. Белова-Давид, О.Н. Усанова, Т.Н. Синякова, И.Т. Власенко, А.П. Воронова, Н.С. Жукова, Е.М. Мастюкова, Т.Б. Филичева, Т.Н. Волковская, сенсорное развитие детей с нарушениями имеет свои особенности: они затрудняются в обследовании предметов, выделении нужных свойств, а главное – в обозначении этих свойств словом. Дети путают названия цветов, геометрических фигур, с трудом ориентируются в пространственных и временных отношениях, далеко не всегда используют те возможности восприятия, которыми обладают. [3]

Сенсорное развитие ребенка – это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе и т. п.

Значение сенсорного развития в раннем и дошкольном детстве трудно переоценить. Именно этот возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире.

Существует пять сенсорных систем, с помощью которых человек познает мир: зрение, слух, осязание, обоняние, вкус. [4]

Коррекционно-развивающая работа у дошкольников с ОНР проводится по следующим направлениям:

  • формирование коммуникативной, планирующей и регулирующей функций речи;
  • формирование и развитие активного и пассивного словаря;
  • формирование артикуляционных навыков;
  • развитие физиологического и речевого дыхания;
  • работа над звуко-слоговой структурой слов;
  • формирование навыков грамматического оформления высказывания;
  • формирование и развитие связной речи от простой фразы до развёрнутого высказывания.

Помимо основных направлений коррекционной работы, проводится работа по профилактике и преодолению вторичных нарушений:

  • совершенствование общей, мелкой, артикуляционной и мимической моторики;
  • развитие тактильного, зрительного, слухового, вкусового и обонятельного восприятия;
  • развития высших психических функций, коррекция эмоционально-волевой сферы;
  • совершенствование игровой, предметно-практической и трудовой деятельности.

Сенсорные игры являются привлекательным видом деятельности для ребенка, обеспечивая эмоционально насыщенный фон логопедических занятий и преодоление речевого негативизма:

  • Лучше запоминается только наиболее значимая для ребёнка часть тематической лексики;
  • Сенсорный опыт, приобретённый при специально организованном обучении, позволяет не заучивать речь механически, а способствует её спонтанному формированию.
  • На каждом занятии, исходя из его темы и цели, стимулируется несколько видов восприятия, так, задействовав как можно больше сенсорных стимулов для восприятия предмета, мы создаём эмоциональную ситуацию для ребёнка, в которой он лучше и быстрее запомнит этот предмет и его название.
  • На занятиях используются реальные предметы, дети видят их цвет, размер, форму, могут потрогать, понюхать и попробовать на вкус, послушать их звучание, если же мы не имеем возможности применять в работе реальные предметы, то для стимулирования зрительного восприятия используются предметные картинки и игрушки, приближённые к реальности. [2]

В своей работе я использую следующие виды игр:

Развитие концентрации слухового внимания, умения слушать и понимать речь взрослого, выполнять простые инструкции, слухового гнозиса (“Узнай, что звучит?”, “Сколько раз ударил барабан?”, “Чья песенка?”, “Звучащие шарики”, “Волшебные киндеры”, “Повтори за мной” и т.п.

Работа над ритмом (сначала над простым, потом над сложным). Это отхлопывание в ладоши, и отстукивание ритма ногой, на металлофоне, барабане и т.п. Виды заданий могут быть следующими:

– Хлопни в ладоши столько раз, сколько точек на кубике (на карточке);

– Сосчитать, сколько раз хлопнули и поднять карточку с соответствующей цифрой (показать кубик или карточку с нужным количеством точек). Ритм сначала предлагается простой;

– Воспроизведение определенного ритма по образцу логопеда;

– Упражнения на развитие динамического праксиса рук “кулак-ладонь-ребро”, “Пальчики здороваются”;

У детей с низким уровнем речевого развития (ОНР I-II уровня развития) подготовительную работу начинают с упражнений на развитие слухового восприятия, формирования умения слушать речь взрослого, выполнять простые инструкции, поручения по заданию. Дети знакомятся с такими простыми музыкальными инструментами: дудка, барабан, бубен, колокольчик, металлофон, звучащие шарики. Использую звучащие киндер-сюрпризы. Такие игры со звучащими предметами способствуют развитию слухового внимания, памяти и зрительного восприятия.

Развитие тактильного восприятия:

В непрозрачный мешочек кладут предметы разной формы, величины, фактуры (игрушки, геометрические фигуры и тела, пластмассовые буквы и цифры и др.). Ребенку предлагают на ощупь, не заглядывая в мешочек, найти нужный предмет.

Педагог касается мягкой игрушкой (киской) разных частей тела ребенка, а ребенок с закрытыми глазами определяет, где киска. По аналогии для касания можно использовать другие предметы: мокрую рыбку, колючего ежика и др.

“Угадай на ощупь, из чего сделан этот предмет”

Ребенку предлагают на ощупь определить, из чего изготовлены различные предметы: стеклянный стакан, деревянный брусок, железная лопатка, пластмассовая бутылка, пушистая игрушка, кожаные перчатки, резиновый мяч, глиняная ваза и др. По аналогии можно использовать предметы и материалы различной текстуры и определить, какие они: вязкие, липкие, шершавые, бархатистые, гладкие, пушистые и т. д. Эту игру я использую для закрепления у детей навыка образования относительных прилагательных.

Развитие тактильно-двигательного восприятия: нейрофизиологами доказана взаимосвязь речевой, сенсорной и двигательной областей коры головного мозга.

Обогатить сенсомоторный опыт ребенка скорректировать двигательные нарушения, улучшить память, внимание, включить компенсаторные механизмы, помогут игры с разнообразными предметами.

Сенсорные дорожки – мягкие и теплые из пряжи “травка” гладкие и холодные из оберточной бумаги, ребристые из деревянной соломки.

Губки шершавые – для массажа кистей рук, тактильных ощущений, улучшения кровообращения, активизации мышечного тонуса.

Шишки сосновые и ольховые – для массажа кистей рук.

Мячи – гладкие пластмассовые, резиновые с шипами и без, теннисные мячи – для массажа кистей рук.

Щетки с длинным жестким ворсом – для улучшения кровообращения.

Прищепки – для массажа пальцев рук (они не должны быть слишком тугими и доставлять болевые ощущения).

Мелкие игрушки от киндер-сюрприза – для развития тонких дифференцированных движений пальцев рук.

Игрушки для пальчикового театра – для развития изолированных движений пальцев рук, выразительной речи, артистических способностей, умение голосом передавать характер и настроение героев.

Набор “Веселые бусинки” – для развития тонких координированных движений пальцев рук.

Пуговицы – для нормализации мышечного тонуса, звукового и слогового анализа слов.

Развитие зрительного восприятия.

Для развития зрительного анализа и синтеза, произвольного зрительного внимания и запоминания использую следующие упражнения:

  • Определение изменений в предъявленном ряду предметов.
  • Нахождение “выпавшей”, “лишней” игрушки, картинки.
  • Нахождение различий на двух сходных сюжетных картинках.
  • Нахождение нереальных элементов “нелепых” картинок.
  • Запоминание 4-6 предметов, игрушек, картинок, геометрических фигур и воспроизведение их в исходной последовательности.
  • Нахождение такого же предмета в ряду. Задания даются с постепенным усложнением.
  • Нахождение одинаковых рисунков в ряду.
  • Объединение частей в целое – “Разрезные картинки” из 4-12 частей, с опорой на образец и без него.
  • Узнавание предмета по частям, объединение частей в целое по образцу.
  • Нахождение зашумленных и наложенных предметных изображений.

Работа по сенсорному воспитанию строится на основе тесного взаимодействия ребенка, воспитателя и логопеда. При этом каждый из педагогов должен учитывать, как речевые, так и познавательные возможности ребенка, уровень его познавательной активности. Для детей с ОНР характерна неустойчивость познавательной активности, избегание трудных ситуаций, новых видов деятельности, слабое проявление эмоционального отношения к сотрудничеству со взрослым, снижение речевой активности, поэтому, совместную деятельность с ребенком следует выстраивать исходя из его индивидуально-типологических особенностей.

Литература:

  1. Айрес Э.Д. Ребёнок и сенсорная интеграция. Понимание скрытых проблем развития. – М.: Теревинф, 2009.
  2. Битова А.Л. Формирование речи у детей с тяжёлыми речевыми нарушениями: начальные этапы работы. – М.: Центр лечебной педагогики, 1999.
  3. Кириллова Е.В. Логопедическая работа с безречевыми детьми: Учебно-методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2011.
  4. Лынская М.И. Преодоление алалии и задержки речевого развития у детей. Метод сенсорно-интегративной логотерапии. Конспекты занятий. – М.: ЛОГОМАГ, 2015

Общее недоразвитие речи

Диагноз «общее недоразвитие речи» или ОНР врачи ставят при нарушениях формирования речи у детей с нормальным интеллектом и полноценным слухом. Логопеды корректируют ОНР развивая у детей понимание речи, словарный запас, грамматические навыки и правильное звукопроизношение.

  • Четыре уровня ОНР
  • Симптомы
  • Причины возникновения
  • Первичное логопедическое обследование
  • Коррекция ОНР
  • Последствия
  • Частые вопросы

Четыре уровня ОНР

Общее недоразвитие речи встречается у 40% дошкольников. Логопеды выделяют четыре уровня речевого развития:

  • 1 уровень – характеризуется полным отсутствием связной речи. В медицинской сфере такое состояние носит название «безречевые дети». Малыши общаются при помощи упрощённой речи или лепета, а также активно жестикулируют;
  • 2 уровень – наблюдается начальное развитие общей речи, но запас слов остаётся беден, а ребёнок допускает большое количество ошибок во время произношения слов. В таких случаях максимум, что может ребёнок – произнести простое предложение, которое будет состоять не более, чем из трёх слов;
  • 3 уровень – отличается тем, что дети могут составлять предложения, однако смысловая и звуковая нагрузка развита недостаточно;
  • 4 уровень – самая лёгкая стадия недуга. Это объясняется тем, ребёнок разговаривает довольно хорошо, речь практически не отличается от сверстников. Тем не менее наблюдаются нарушения во время произношения и построения длинных фраз.

Симптомы

Дети с ОНР поздно говорят первые слова. Обычно к трем-четырем годам, иногда к пяти. Речь используют редко, неправильно произносят звуки и строят фразы. Окружающие плохо понимают такого ребенка.

Первый уровень. Ребёнок не может произнести многие звуки. Говорит лепетными словами. Дополняет их мимикой и жестами, смысл которых сложно понять вне ситуации. Словарный запас ограничен созвучиями, звукоподражанием и несколькими словами. Не умеет говорить фразами и не понимает значения многих слов.

Второй уровень. Ребенок искажает звуки, заменяет их. Наряду с лепетом и жестами начинает говорить простыми предложениями до трёх слов. Часто неправильно употребляет падежи и согласовывает слова. Сверстники знают заметно больше слов.

Третий уровень. Ребёнок произносит звуки и слоги, допуская ошибки в основном в трудных случаях. Говорит развернутыми фразами, но использует простые предложения, затрудняясь в построении и понимании сложных. Употребляет все части речи, но допускает ошибки в предлогах и согласовании. Неточно называет предметы, а так же ошибается в падежах и ударениях.

Четвертый уровень. Ребёнок произносит с ошибками специфические звуки и сложные слова. Словарь разнообразен, но ребенок испытывает затруднения в понимании редко встречающихся слов, синонимов и пословиц. С трудом излагают логическую цепочку событий. Часто пропускают главное и застревают на деталях, повторяются.

Причины недоразвития речи

Под причинами речевых расстройств понимают воздействие внутренних и внешних вредоносных факторов или их комплекса на организм, обуславливающее специфику речевого нарушения.

Внутренние факторы. Вредоносные воздействия во время внутриутробного развития:

  • Здоровье матери. Перенесенные во время беременности заболевания, аллергии, переливание крови, токсикозы, несовместимость плода и матери по крови, курение и употребление алкоголя во время беременности, возраст матери – как совсем юный, так и зрелый, лечение бесплодия, аборты, осложненные роды, стрессы в семье и на работе и др.) и других членов семьи (отягощенная наследственность: диабет, пороки развития, генетические и психические заболевания и др.;
  • Гипоксия. Недостаточное снабжение кислородом. При плацентарной недостаточности и во время родов, у плода нарушается созревание структур головного мозга.
  • Родовая травма. Непосредственные механические воздействия на плод во время родов, обуславливающие местные повреждения плода, нарушения функций головного мозга.

Внешние факторы. Непосредственные условия, в которых растет и развивается ребенок:

  • общая физическая слабость организма (астения, рахит, нарушения обмена веществ, заболевания внутренних органов, заболевания центральной нервной системы (ЦНС), а также тяжелое течение любых заболеваний, в том числе простудных, и осложнения после них);
  • неблагоприятные условия воспитания (отсутствие эмоционально-положительной обстановки, испуг, психотравмирующая ситуация в семье, длительная разлука с близкими, любые нервно-психические заболевания и травмы);
  • нарушения речи окружающих взрослых (речь детей развивается по подражанию: заикание, нарушенный темп речи, нечеткое произношение, в том числе утрированно детская речь – «сюсюканье» могут усваиваться ребёнком);
  • отсутствие речевого общения с ребенком до года (когда с ребенком не разговаривают, объясняя это тем, например, что он не понимает).

Первичное логопедическое обследование

Опишем как проходит первичное обследование ОНР. Сначала логопед знакомится с записями детского невролога и педиатра. Выясняет особенности протекания раннего речевого развития.

Затем диагностирует устную речь и уточняется степень сформированности языковой системы. Изучает состояние связной речи: составление рассказа по картинке, пересказ.

Исследует правильность словообразования, согласования частей речи и построения предложения. Определяет запас слов и умение детей правильно называть предметы или явления.

Изучает звуковую сторону речи: строение и моторику речевого аппарата, звукопроизношение, слоговую структуру и звуконаполняемость слов. Определяет способности к фонематическому восприятию, звуковому анализу и синтезу. Проводит диагностику слухоречевой памяти и других психических процессов.

Заключение помогает определить подходящие коррекционные методики

Результат обследования — логопедическое заключение. Оно отражает уровень речевого развития и клиническую форму речевого нарушения.

Например: ОНР 2 уровня у ребенка с моторной формой алалии.

В диагнозе после «ОНР» обязательно должно быть указано, каким клиническим диагнозом обусловлено речевое недоразвитие. Заключение помогает определить подходящие коррекционные методики.

Коррекция ОНР

Логопедическая работа зависит от уровня речевого развития. Так, основными направлениями при ОНР 1 уровня является развитие понимания обращенной речи, активизация самостоятельной речевой активности и неречевых процессов: внимания, памяти и мышления.

При ОНР 1 уровня обращают внимание на грамматическую сторону речи, но не ставится задача правильного фонетического оформления высказывания.

При ОНР 2 уровня развивают речевую активность и понимание речи, лексико-грамматические средства языка, фразовую речь и уточнение звукопроизношения и вызывания отсутствующих звуков.

При ОНР 3 уровня развивают связную речь, совершенствуют лексико-грамматическую сторону речи. Закрепляют правильное звукопроизношение и фонематическое восприятие. На этом этапе уделяют внимание подготовке к усвоению грамоты.

При ОНР 4 уровня детей обучают до достижения возрастной нормы устной речи, необходимой для успешного школьного обучения. Для этого совершенствуют произношение, лексику и грамматику, развернутую фразовую речь. Развивают первичные навыки чтения и письма.

В школах для детей с тяжелыми речевыми нарушениями учатся при тяжелых формах ОНР 1-2 уровня. Дети с ОНР 3 уровня учатся в классах коррекционного обучения при обычной школе. С ОНР 4 уровня — в обычных классах.

Последствия

Глубокие недостатки развития устной речи неизбежно приводят к нарушению письменной речи в виде дисграфии и дислексии.

Игнорирование признаков подобного недуга может привести к последствиям:

  • полное отсутствие речи;
  • эмоциональная замкнутость ребёнка, который замечает, что он отличается от сверстников;
  • дальнейшие трудности в обучении, работе и других социальных сферах, которые будут наблюдаться уже у взрослых с нелеченным ОНР.

Частые вопросы перед обращением

Запишитесь на консультацию. Детский логопед и психолог центра определят индивидуальные причины задержки речевого развития, дадут рекомендации по коррекции, а также составят план для занятий в центре и дома. Такая система работы сделает коррекционный маршрут наиболее эффективным и успешно гармонизирует процесс развития малыша.

Консультируем онлайн. Принимаем очно в Петербурге и Ижевске.

Логопедическая работа с детьми с общим недоразвитием речи

Под общим недоразвитием речи (ОНР) в логопедии понимают нарушение формирования всех компонентов речевой системы, связанных со звуковой и смысловой стороной, при сохранности слуха и интеллекта. Работа логопеда с детьми с общим недоразвитием речи имеет свои особенности. Рассмотрим их.

Уровни речевого развития и их особенности

Первый уровень речевого развития

Для первого уровня характерна ограниченность речевых средств общения. Ребенок произносит несколько слов и звукоподражаний, и то нечетко. Речь в основном лепетная, предложения однословны. В общении малыш использует мимику и жесты. В основном звуки он произносит неправильно, при этом в слове не может выделить ни отдельные звуки, ни слоги.

Одними и теми же словами ребенок выражает и действия, и предметы. Например, может назвать кровать словом «пат» (спать), а вместо «открой» сказать «дев» (дверь). Он не различает единственное и множественное число, времена глаголов, не понимает значений предлогов. Пассивный словарный запас при этом шире активного.

Второй уровень речевого развития

Речевая активность ребенка на этом уровне более высокая. Он хорошо понимает обращенную речь, в которой различает единственное и множественное число существительных и глаголов, мужскую и женскую форму глаголов прошедшего времени. Хуже распознает прилагательные.

В арсенале малыша есть общеупотребительные слова. Он уже выделяет предметы и их признаки, действия, использует местоимения и простые предлоги. Предложения включают по 2–3 слова. Однако ребенок затрудняется назвать части тела, предметы одежды, мебели.

Малыш способен ответить на простые вопросы: как тебя зовут, как зовут маму и папу, что нарисовано на картинке. При этом испытывает трудности в определении цвета предмета, его формы и размера.

На этом уровне у ребенка присутствуют грамматические ошибки: неправильное употребление падежей («нет шаик» вместо «нет шарика»), неверное изменение по числам («ти вика» вместо «три вилки»), пропуск предлогов или их замена («мама ша аботу» вместо «мама пошла на работу»).

Ребенок искажает многие звуки, заменяет и смешивает их. Особенную трудность вызывают шипящие и свистящие, аффрикаты. Ребенок часто переставляет слоги и звуки («кукина» — «клубника», «габимот» — «бегемот»), редуцирует длинные слова («фета» — «конфета», «сипет» — «велосипед»).

Третий уровень речевого развития

На третьем уровне у ребенка появляется развернутая фразовая речь с преобладанием существительных и глаголов. Ребенок использует простые нераспространенные предложения. Обращенную речь понимает на уровне нормы.

При этом у него сохраняется лексико-грамматическое и фонетико-фонематическое недоразвитие. Остаются сложности с произношением свистящих, шипящих, сонорных согласных, твердые согласные заменяются мягкими («сётка» — «щётка», «сяпка» — «шапка»). Часто наблюдается искажение и сокращение слов из трех-четырех слогов, перестановка и замена звуков и слогов.

Возникают трудности при использовании однокоренных слов, образовании новых форм с помощью суффиксов и приставок. Ребенок может путать схожие по звучанию слова, неправильно согласовывать числительные с существительными, ошибаться в предлогах. Он с трудом различает морфологические элементы, выражающие значение рода и числа, временные, причинно-следственные и пространственные отношения.

Все эти пробелы создают трудности при обучении в школе, в первую очередь в овладении письмом и чтением.

Как логопеду работать с детьми, имеющими ОНР 1 уровня

Задачи логопеда:

  • развивать понимание речи;
  • формировать самостоятельную речь на основе подражания;
  • учить двусоставным простым предложениям.

Занятия можно проводить как индивидуально, так и с 2–3 детьми, в форме игры.

Развитие понимания речи (пассивная речь)

Расширяйте представление об окружающих детей предметах и явлениях, развивайте понимание слов и выражений, описывающих знакомые ситуации.

Говорите короткими фразами, по два-четыре слова, повторяя одни и те же слова в разных грамматических формах. Используйте игрушки, посуду, муляжи продуктов питания, картинки.

Обращайте особое внимание на умение различать:

  • единственное и множественное число существительных и глаголов (яблоко — яблоки, возьми — возьмите);
  • близкие по звучанию глаголы (купается — катается, копает — покупает);
  • близкие по смыслу действия (пишет — рисует, несет — везет);
  • противоположные действия (надень — сними, включи — выключи).

Понимание речевых конструкций ребенок демонстрирует, выполняя действие или указывая на соответствующую картинку.

Формирование самостоятельной речи

На этом этапе формируйте активный лексический запас, не ставя задачу добиться правильной фонетики. Учите ребенка называть близких людей (мама, папа), простые имена (Таня, Коля, Яна), выражать просьбы (на, дай, иди).

Как только ребенок начинает активно повторять за взрослым, учите произносить сначала односложные, а затем двухсложные слова с одинаковым последним слогом (пал-ка, руч-ка, кош-ка), добиваясь точного воспроизведения ритмико-интонационного рисунка. Можно отстукивать ритм карандашом или хлопать в ладоши.

Использование сенсорных игр в коррекции общего недоразвития речи

Е. А. Борисова кандидат педагогических наук, доцент,

О. С. Астахова, магистрант,

Приамурский государственный университет

имени Шолом-Алейхема, г. Биробиджан,

Еврейский автономный округ, Россия

В данный момент в современном общем и специальном образовании большое внимание уделяется проблеме развития связной речи дошкольников в процессе подготовки их к школьному обучению. Значимость проблемы обусловлена тем, что постоянно увеличивается количеством детей с общим недоразвитием речи. Общее недоразвитие речи (ОHР) – это сложное расстройство речи, при котором нарушено формирование всех компонентов речевой системы, т. е. звуковой стороны (фонетики) и смысловой стороны (лексики, грамматики). Эти нарушения наиболее ярко проявляются в связной речи.

Связная речь (речевая готовность) предполагает готовность формировать словарный запас языка, усвоение языковых законов и норм, т. е. овладение грамматическим строем, а также практическое их применение, умение пользоваться усвоенным языковым материалом, понятно передавать окружающим содержание готового текста и самостоятельно составлять связный рассказ [3].

Актуальность нашего исследования заключается в следующем, возникает необходимость поиска и разработки новых приёмов, методов и эффективных научно – обоснованных путей формирования связной речи детей старшего дошкольного возрастас ОHР.

Исследования проводимые в настоящее время показали, что 40-50% первоклассников из-за неразвитости связной речи и неспособны выражать самостоятельно свои мысли оказываются неподготовлены к обучению в образовательной школе. Далее это может привести к неумению давать развёрнутые, логические ответы на сложные вопросы образовательной программы в школе, верно и аргументированно излагать свои выводы, пересказывать задания, тексты из учебников, художественной литературы и устного народного творчества, и как итог, писать сочинения и изложения.

Проблемой изучения связной речи у дошкольников с общим недоразвитием речи занимались многие авторы (В. К. Воробьева, В. П. Глухов, Н. С. Жукова, Р. Е Левина, Е. М. Мастюкова, Н. А. Никашина, Т. А. Ткаченко, Т. Б. Филичева, Г. В. Чиркина, А. В. Ястребова). В их исследованиях не раз отмечается, что связная речь у детей с ОHР имеет ряд особенностей. [2] Неспособность к пересказу и построению текста самостоятельно; непоследовательность при пересказе текста, отсутствие оценочный суждений, неумение продолжить рассказ. Как правило, рассказы детей бессвязны, в качестве средств межфразовой связи используются повторы и местоимения. Видны проблемы с лексическим и грамматическим построением предложений.

Данные, которые представлены в теоритических исследованиях, были подтверждены в ходе собственного экспериментального изучения связной речи детей с ОHР. Для проведения, которого были специально подобраны диагностические методики, разработаны критерии для оценивания состояния связной речи. Задания мы подбирали в соответствии с возрастом, программным содержанием и речевыми возможностями детей с ОHР.

Экспериментальное изучение детей на базе МКДОУ села Птичник Биробиджанского района. Участие в эксперименте приняло 20 детей с ОHР старшего дошкольного возраста.

В процессе изучения связной речи мы увидели, что дети испытывают трудности, выполняя воспроизведение простого по объёму и структуре текста, составление рассказа из личного опыта, продолжение рассказа по данному началу с наглядной опорой. Самостоятельно дети не могут пересказывать текст, не меняя несущую информацию. Испытывают наибольшие трудности при составлении рассказа из личного опыта без наглядности и примеров. И даже имея наглядную опору, такие дети не могут составить полные предложения и закончить рассказ.

Это приводит к необходимости проведения целенаправленной работы по развитию связной речи детей старшего дошкольного возраста с ОHР при подготовке к школьному обучению. Результаты экспериментального исследования легли в основу направлений коррекционной работы: формирование лексического и грамматического строя речи, целенаправленное развитие фразовой речи, развитие навыков речевого общения, обучение пересказу и составление логически связных рассказов.

Коррекционная работа по развитию речи строилась на следующих принципах: целостность, системность, гуманистическая направленность, сознательность и активность, связь речи с другими сторонами психического развития. Занятия проходили систематически, проводились с группами по 5 человек. Сформировав малые группы для обучения детей, мы учитывали индивидуальные особенности и уровень развития связной речи. Занятия проводились по теме, которую дошкольники изучали с воспитателем в течение недели. Закрепление полученных знаний способствовало эффективному развитию связной речи.

На занятиях по развитию связной речи необходимо использовать различные виды речевых упражнений, которые в процессе работы постепенно усложняются. Здесь важно, чтобы эти упражнения были интересны детям.

Главнейшей деятельностью детей в дошкольном учреждении является игра. В игре формируются все стороны личности ребёнка, происходят положительные изменения в психике, подготавливающие к переходу в новую, более высокую стадию развития. Этим объясняются обучающие возможности игры. Развивающие значение игры состоит не только в реализации возможностей всестороннего развития ребёнка, но и в том, что она помогает расширить сферу их интересов, появлению потребности в занятиях, становлению мотивации к новой деятельности – учебной. Что является важным фактором психологической готовности ребёнка к обучению в школе. [1] Поэтому игра на занятиях может являться адаптивным средством коррекции и развития связной речи дошкольного возраста с ОНР.

На занятиях развитию связной речи у детей с ОНР были использованы и проведены различные дидактические игры. Перед тем, как начинать развитие связной речи, необходимо провести подготовительный этап, включающий развитие грамматической и лексической стороны. Приведём примеры дидактических игр, которые наиболее способствуют развитию лексики и грамматики и вызывают у детей наибольший интерес и желание выполнять задания.

Игру «Присядет тот» мы проводим для организации детей на занятии.

Присядет тот, кто стоит за…(имя ребенка)

Присядет тот, кто стоит перед…….(имя ребенка)

Присядет тот, кто стоит рядом с….(имя ребенка)

Присядет тот, кто стоит справа от…(имя ребенка)

Присядет тот, кто стоит слева от…(имя ребенка)

Дети рассаживаются по своим местам.

«Скажи наоборот». Детям предлагается сочетание слов, например, «Большой дом», дети должны ответить наоборот: «Маленький дом» и т.д

«Спрятанные предметы». На листе бумаги наложенное изображение друг на друга контуров овощей и фруктов, диких и домашних животных и т.д. Педагог спрашивает любого ребёнка: «Что ты увидел на картине? Какой овощ или фрукт ты видишь, покажи?» При этом просим ребёнка отвечать полными предложениями. Например: «На картинке я вижу зелёный. Длинный кабачок. Кабачок– это овощ».

«Чудо-шнурочки». Педагог раздаёт детям гибкие разноцветные шнурочки (цветная проволока). «Дети, это чудо – шнурочки, а вы – волшебники. Превратите чудо – шнурочки в свои любимые овощи». Дети выполняют задание, выкладывая на столах контуры овощей из шнурочков. Педагог: «А теперь сложим наши «овощи» обратно в коробочку и сосчитаем их». Дети должны сосчитать: «В коробочке два огурца, в коробочке пять помидоров (тыкв, редисок)».

«Поварята». Педагог задаёт детям вопросы: «Что ты можешь приготовить из грибов? Что ты хочешь, приготовить из ягод?» Дети начинают свой ответ со слов: «Из грибов (можно перечислить названия грибов) я могу приготовить…». «Из ягод (перечислить название) хочу приготовить…».

«Найди и объясни». На доске закреплены картинки с природными явлениями: заморозки, первый снег, иней, дождь, ветер, град, туман. Педагог просит найти, например, иней. Дети находят картинку объясняют , как они догадались, что это иней. Обратить внимание детей на то, что объяснять необходимо полными предложениями.

После подготовительного этапа мы переходим к основному этапу по развитию связной речи. Приведём примеры дидактических игр, отражающих содержание данного этапа.

«Догадайся сам». Ребятам розданы карточки с любыми изображениями предметов, животных, овощей и т.д. Ребёнок по своей карточке, самостоятельно пытается составить загадку о предмете с элементами описания, который изображён на карточке, не показывая его другим детям. Дети предполагают свои варианты отгадок, пытаясь объяснить, почему он так решил.

«Составь сказку». Ребёнку предлагается из разрезанных частей (пазлов) собрать целое изображение сказки. Собрав сюжет из частей, ребёнок должен догадаться, что это за сказка, назвать все действующие лица, а затем передать содержание сказки.

«Зоосад». Дети садятся полукругом, получают индивидуальную карточку с изображением животного, не показывая друг другу. Каждый участник должен составить рассказ о своём животном, по следующему плану:

1. Где обитает?
2. Где живёт?
3. Как выглядит?
4. Чем питается?

В заключении хочется отметить, что использование различных по условиям дидактических игр на занятиях по развития связной речи детей с ОНР позволяет овладеть языковыми средствами, на основе которых возможно построение связных, законченных высказываний. Дети овладевают навыками свободного составления рассказа по наглядности, рассказ по аналогии, т. е. того вида монолога, который составляет основу овладения знаниями в школе.

Библиографический список

1. Выготский Л. С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка // Вопросы психологии. – 1966. – № 6. – 62–68с.

2.Жукова Н. С., Мастюкова Е. М., Филичева Т. Б. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников. – Москва : Просвещение, 1990. – 316 с.

3.Зарубина Н. Д. Методика обучения связной речи. – Москва : Издательство «Русский язык», 1997. – 308.

4.Ефименкова Л. Н. Формирование речи у дошкольников. – Москва : Медицина, 1990. – 266 с.

5. Ткаченко Т. А. Формирование и развитие связной речи у дошкольников 4–6 лет). – Москва : Ювента, 2007. – 8 с.

6.Филичева Т. Б., Чиркина Г. Ф. Коррекционное обучение и воспитание детей пятилетнего возраста с ОНР. – Москва : Знание, 1991. – 365 с.

Полный архив сборников научных конференций и журналов.

Уважаемые авторы! Кроме избранных статей в разделе “Избранные публикации” Вы можете ознакомиться с полным архивом публикаций в формате PDF за предыдущие годы.

Издательские услуги

Научно-издательский центр «Социосфера» приглашает к сотрудничеству всех желающих подготовить и издать книги и брошюры любого вида

Издательские услуги

СРОЧНОЕ ИЗДАНИЕ МОНОГРАФИЙ И ДРУГИХ КНИГ ОТ 1 ЭКЗЕМПЛЯРА

Портал педагога

Автор: Алексеева Светлана Викторовна
Должность: учитель – логопед
Учебное заведение: МБДОУ “Радуга” отделение детский сад №5
Населённый пункт: город Остров, Псковской области
Наименование материала: научно–практическая разработка
Тема: «Использование игровых технологий в коррекционной работе с детьми с общим недоразвитием речи»
Раздел: дошкольное образование

В настоящее время в связи с совершенствованием процессов воспитания

дошкольника претерпевают значительные изменения, как по форме, так и по

содержанию. Новые подходы к организации работы с детьми позволили

изменить характер взаимодействия педагога с детьми.

произнесения ребенком звука, автоматизации его, и игра является одним из

дефектов и воспитания личности ребенка в целом моделируются различные

ситуации речевого общения, которые лучше всего и легче воспринимаются

В системе коррекционной работы с детьми с нарушениями речи (ОНР)

я использую игры, игровые упражнения, которые повышают умственную

психических процессов, повышают эмоциональную активность детей.

Использование игры как средство коррекции обусловлено тем, что игра,

являясь основным и любимым детьми занятием, позволяет быстрее и прочнее

Точная и ранняя диагностика речевого нарушения и своевременно начатая

настоящий момент, т.к. процент детей с нарушениями речи возрастает с

Игра – на мой взгляд, является социально значимой формой детской

продуктивных средств обучения позволяет учить детей весело, радостно и

деятельность, внимание, а главное, стимулирует речь.

Понятие «игровые технологии» включает достаточно обширную группу

различных педагогических игр.

творческой деятельности детей, интеллектуального развития, формирования

познавательного интереса и творческого мышления.

Игровые технологии широко применяются в дошкольном возрасте, так

как игра является ведущей деятельностью в этот период.

В отличие от игр вообще, педагогическая игра обладает существенным

признаком – четко поставленной целью обучения и соответствующим ей

педагогическим результатом, которые обоснованы, выделены в явном виде и

характеризуются познавательной направленностью.

выступает как средство побуждения, стимулирования детей к различным

Реализация игровых приемов и ситуаций на занятиях проходит по таким

основным направлениям:

– дидактическая цель ставится перед детьми в форме игровой задачи;

– воспитательно-образовательная деятельность подчиняется правилам игры;

– в образовательную деятельность вводится элемент соревнования, который

переводит дидактическую задачу в игровую;

По характеру педагогического процесса выделяются следующие группы:

– обучающие, тренировочные, контролирующие и обобщающие;

– познавательные, воспитательные, развивающие;

– репродуктивные, продуктивные, творческие;

– коммуникативные, диагностические, психотехнические и др.

Специфику игровой технологии в значительной степени определяет

игровая среда:

– различают игры с предметами и без предметов, настольно-печатные;

– комнатные, уличные, на местности, компьютерные и с ТСО, а также с

различными средствами передвижения.

Целью игровых технологий является решение ряда задач:

– дидактических (расширение кругозора, познавательная деятельность;

практической деятельности и др.);

– развивающих (развитие внимания, памяти, речи, мышления, воображения,

фантазии, творческих идей, умений устанавливать закономерности, находить

оптимальные решения и др.);

сотрудничества, коллективизма, общительности и др.);

– социализирующих (приобщение к нормам и ценностям общества; адаптация

к условиям среды и др.).

Игры на развитие речевого слуха:

Игра “Слова могут звучать быстро и медленно.

Слова могут звучать громко и тихо”.

различать на слух громкость и скорость произнесения слов и фраз, упражнять

в произнесении слов и фраз с различной громкостью и скоростью.

Игры на развитие фонематического слуха:

звучание слов, устанавливать наличие или отсутствие того или иного звука в

слове; дифференцировать определенные пары звуков предлагаются детям

игры, направленные на подбор слов с заданными звуками, или упражнения, в

которых нужно выделить слова с заданными звуками из фраз, небольших

Читайте также:
Формирование навыка произношения шипящих звуков
Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: