Использование проектной технологии в логопедической работе

«Роль проектной деятельности в работе учителя-логопеда»

В условиях модернизации образования приоритетной задачей становится развитие личности ребенка, готовой к правильному взаимодействию с окружающим миром, к самообразованию и саморазвитию. Стандартные методы коррекционной работы с детьми, имеющими речевые нарушения, не всегда дают ожидаемый результат.

Анализируя различные формы коррекционной работы с детьми с нарушениями речи, мы постоянно ищем такие, которые позволили бы ускорить процесс автоматизации поставленных звуков, а в целом способствовали формированию всех компонентов речи, развивали коммуникативные навыки у дошкольников. В связи с тем, что большинство логопедов на данный момент работает в условиях логопункта, то постоянно возникает проблема осуществления взаимодействия специалистов ДОУ. В связи с этим, пристального внимания учителей-логопедов, заслуживает технология проектной деятельности, как одной из самых оптимальных форм взаимодействия учителя-логопеда, специалистов, воспитателей, родителей и воспитанников.

Этот вид деятельности помогает не только дошкольникам проявить себя, раскрыть свои способности, реализовать познавательные потребности, но и предоставляет широкие возможности сотрудничества для всех участников воспитательно-образовательного процесса в ДОУ. Метод проектов в работе с дошкольниками – это оптимальный, инновационный и перспективный метод в системе дошкольного образования, способствующий всестороннему развитию личности ребенка и коррекции речевых нарушений детей в частности. Ребенок перестает быть объектом педагогического воздействия и становится активным участником творческой деятельности, цель которой – активизация его собственных ресурсов в процессе обучения и развития.

Основная цель проектного метода в ДОУ — развитие сво­бодной творческой личности ребенка, что подразумевает:

обеспечение психологического благополучия и здоровья;

развитие познавательных способностей;

творческого воображения и мышления;

Предпосылками использования проектной деятельности в детском саду являются следующие моменты:

– видоизменение и совершенствование развивающей среды;

– потребность педагогов в инновационной деятельности;

– активное вовлечение семей в воспитательно-образовательный процесс;

– осуществление многофункционального взаимодействия с социумом.

По роду деятельности проекты могут быть:

Виды проектов по срокам реализации:

краткосрочный (одно или несколько занятий);

долгосрочный (на учебный год).

Этапы проектной деятельности:

практическая часть (выполнение проекта);

Метод проекта предоставляет ребенку уникальную возможность реализовать свои фантазии и соединить их с мечтой о взрослости. Главное – помочь ребенку поверить в свои силы. Наиболее полно воспринимается детьми то, что было интересно, то, что нашел и доказал он сам.

Всем известно, что ребёнок лучше всего развивается в игровой деятельности, а именно процесс реализации проектов подразумевает активное включение детей в различ­ные виды деятельности в едином тематическом пространстве(проекте).

Многие проекты вызывают у детей восторг и долгие воспоминания. Участниками совместных проектов чаще являются дети старшего дошкольного возраста, так как именно в этом возрасте у дошкольников активно развивается интерес к проектной работе. Они принимают проблему, уточняют цель, способны выбрать необходимые средства для достижения результата деятельности.

Трудиться(участвовать) над проектом способны дети разного уровня подготовленности. Начинать использование данной деятельности целесо­образно с ролево-игровых проектов. Такой проект можно на­чать уже во второй половине года в младшей группе для де­тей с ОНР. Это, по сути, творческая игра с определенным сюжетом. Дети могут подготовить и разыграть небольшую сказку. Или это будет сюжетно-ролевая игра «Магазин», ат­рибутику для которой дети смастерят со своими родителями.

В средней группе малыши уже овладевают фразовой речью и могут быть вовлечены в творческие и информационно-практико-ориентированные проекты. Воспитатель и учи­тель-логопед начинают формирование первых предпо­сылок к поисковой деятельности у детей четырехлетнего возраста.

В старшей и подготовительной группах проекты слу­жат для развития интеллектуальной инициативы дошкольников, умения определять возможные методы решения проблемы с по­мощью взрослого (а затем, по возможности, самостоятельно). Решая в ходе проектирования различные познавательно- практические задачи вместе со взрослыми и сверстниками, дети с проблемами в речевом развитии обогащают и ак­тивизируют свой словарный запас, учатся публично высту­пать (декламировать стихи, рассказывать о новых фактах), адекватно общаться с окружающими.

Работа над проектом в группе для детей с ОНР должна осу­ществляться при участии воспитателя и учителя-логопеда, при­ветствуется также привлечение других специалистов (психоло­га, музыкального руководителя, инструктора по физкультуре).

Заканчивается проект всегда презентацией (оформление альбома, стенгазеты, плакатов, фотовыставки; творческий от­чет детей, спектакль, мультфильм, клип, открытое занятие, досуг, изготовление кормушек для птиц, макетов и др.).

Таким образом, проектная деятельность в настоящее время – является перспективной формой работы, содержат в себе большие потенциальные возможности и способствует качественным изменениям в развитии речевых способностей детей дошкольного возраста. Использование данной технологии приводит к положительной динамике речемыслительной деятельности у дошкольников, обеспечивает условия для формирования гармонично развитой личности, позволяет в совместной работе учителя-логопеда и воспитателей решать важные задачи речевого, социального и интеллектуального развития дошкольников.

Читайте также:
Тренинговые упражнения для развития воображения у детей с ОНР

Проектный метод в работе учителя-логопеда ДОУ
консультация по логопедии (старшая группа)

Проектный метод в работе учителя-логопеда ДОУ

Скачать:

Вложение Размер
metod_proekta_v_rabote_uchitelya-logopeda.docx 26.85 КБ

Предварительный просмотр:

Повышение потенциальных возможностей полноценного развития речи детей через проектную деятельность.

Учитель-логопед МДОУ «ДС №16»

высшей квалификационной категории

Жизнь в XXI веке ставит перед нами много новых проблем, среди которых актуальной на сегодняшний день является проблема увеличения количества детей с речевыми нарушениями. Особенно остро эта проблема заметна педагогам коррекционной направленности. В последние годы выявилась устойчивая тенденция к существенному снижению показателей здоровья и темпов развития детей дошкольного возраста, что обусловлено ухудшением социально-экономических и экологических условий. Стандартные методы коррекционной работы с детьми, имеющими речевые нарушения, не всегда дают ожидаемого результата. Поиск путей решения этих проблем привёл к попытке применения в логопедической работе проектного метода.

Метод проектов – это педагогическая технология, стержнем которой является самостоятельная деятельность детей – исследовательская, познавательная, продуктивная, в процессе которой ребенок познает окружающий мир и воплощает новые знания в реальные продукты. Ребенок рождается исследователем. Неутолимая жажда новых впечатлений, любопытство, постоянное стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире, традиционно рассматриваются как важнейшие черты детского поведения. Тем самым удовлетворяя свою любознательность в процессе активной проектно-исследовательской деятельности, ребенок с одной стороны расширяет представления о мире, с другой – развивает свои коммуникативные способности. Метод проектов успешно зарекомендовал себя во многих образовательных учреждениях. Метод перспективен, он дает возможность развития у детей качеств успешной личности: умения наблюдать, делать выводы, формирует творческое мышление, логику, инициативность, коммуникативность. Этот метод предоставляет ребенку уникальную возможность реализовать свои фантазии и соединить их с мечтой о взрослости. Наш современник — психолог Д. И. Фельдштейн, исследуя особенности взаимоотношений мира взрослых и мира детей, пришел к выводу, что новые формы их со-деятельности, со-творчества позволяют найти источник не только эмоционально насыщенных переживаний, но и развития в целом. И таким источником, по мнению многих педагогов, является совместная проектная деятельность, которая даёт ребёнку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и речь.

Грамотно применяя в логопедической работе этот метод можно ускорить процесс постановки и автоматизации нарушенных звуков, способствовать развитию всех компонентов речи в целом, когнитивных процессов, коммуникативных навыков. Ни для кого не секрет, что у детей с общим недоразвитием речи существуют следующие проблемы: скудный словарный запас, неумение согласовывать слова в предложении, нарушение звукопроизношения. У большинства детей нарушено внимание, несовершенно логическое мышление. Поэтому логопедическое воздействие при устранении общего недоразвития речи – очень сложное дело. Необходимо научить детей связно, последовательно, грамматически правильно излагать свои мысли, рассказывать о различных событиях из окружающей жизни. А главные преимущества метода проектов в работе логопеда – значительное снижение преобладающей активности взрослого, возможность коррекции и обучения через совместный поиск решений, предоставление дошкольнику возможности самостоятельности, сотрудничества, сотворчества на равных, интеллектуального и творческого саморазвития. Работать над проектом способны дети разного уровня подготовленности. Главное- помочь ребенку поверить в свои силы. Наиболее полно и отчетливо воспринимается детьми именно то, что было интересно, то, что нашел и доказал сам. Ведь всегда можно отыскать что-то интересное и увлекательное в повседневно жизни, в образовательном процессе. Проектирование требует индивидуальных оригинальных решений и в то же время коллективного творчества. За счет работы в режиме группового творчества интенсивно развиваются способности к умственной деятельности, выбору адекватных решений, умению выстраивать из частей целое.

Важным моментом в работе логопеда является установление доверительных взаимоотношений с ребёнком – это уже гарантия успеха.

Педагогическое проектирование можно представить в обобщенном виде следующей схемой: замысел —» реализация -» рефлексия. А саму структуру проекта принято обозначать пятью «П»: проблема, проектирование, поиск информации, продукт, презентация.

Этапы реализации метода проектов.

Первый этап реализации метода проектов это целеполагание, при котором воспитатель помогает ребенку выбрать наиболее актуальную и посильную для него задачу на определенный отрезок времени.

Второй этап – разработка проекта: план деятельности по достижению цели.

Практическая часть – это третий этап реализации проекта.

Подведение итогов и определение задач для новых проектов – заключительная составляющая проекта.

Метод проектов как один из методов интегрированного обучения дошкольников, основывается на интересах детей. Метод предполагает самостоятельную активность воспитанников детского сада. Только действуя самостоятельно, дети учатся разными способами находить информацию об интересующем их предмете или явлении и использовать эти знания для создания новых объектов деятельности. Такое понимание сущности метода проектов способствует формированию самостоятельности, глубоко мотивированной, целесообразной познавательной деятельности у детей дошкольного возраста. Проектный метод в обучении дошкольников является подготовительным этапом для перехода детей в школу. Основной целью проектного метода в детском саду является развитие свободной творческой личности. Он дает ребенку возможность синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки, что позволяет ему успешно адаптироваться к изменившейся ситуации школьного обучения. Проектный метод можно представить, как способ организации педагогического процесса, основанный на взаимодействии логопеда, воспитателей , музыкального руководителя, физкультурного работника и ребенка. Это способ взаимодействия с окружающей ребенка средой, поэтапная практическая деятельность по достижению поставленной цели. Одно из достоинств технологии проектирования состоит в том, что каждому ребенку обеспечивается признание важности и необходимости в коллективе. Частным, конкретным результатом работы в проекте дошкольников могут быть рисунок, его описание, альбом, сочиненная сказка, подготовленный концерт, спектакль и т.д. Ребенок учится самостоятельно выдвигать темы проектов; у него развивается логика, понимание, что на сложный вопрос нет простых ответов, и каждое явление необходимо исследовать с разных сторон. У него формируется подлинная активность и самостоятельность в понимании своей речевой патологии и стремлении к ее исправлению. Участие родителей в создании и реализации проектов побуждает интерес к познанию самих себя и детей, повышает их культурную и педагогическую компетентность в области коррекционной деятельности.

Главные преимущества этого метода в работе логопеда – значительное снижение преобладающей активности взрослого, возможность коррекции и обучения через совместный поиск решений, предоставление дошкольнику самостоятельности, возможности сотрудничества, интеллектуального и творческого саморазвития.

Исходя из выше сказанного, я пришла к выводу о необходимости разработки коррекционно-развивающих тематических проектов, структура которых подчинена главному в работе логопеда – решению вопросов коррекции и развития речи воспитанников на фоне интереса детей, что обеспечивает мотивацию к успешному обучению.

Работая над проектом, я выработала определенную последовательность:

Первый этап – выбор темы.

Выбор темы я осуществлю вместе с детьми.

На данном этапе я:

1) ставлю перед собой цель, исходя из потребностей интересов ребёнка;

2) вовлекаю дошкольников в решение проблемы;

3) намечаю план движения к цели;

4) обсуждаю план с родителями;

5)обращаюсь за рекомендациями к специалистам ДОУ;

6)вместе с детьми и родителями составляю план – схему проведения проекта;

7)собираю информацию, материал.

Второй этап – реализация проекта.

Реализацию проектов осуществляю через различные виды деятельности (творческую, экспериментальную, продуктивную) .

Уникальность применения проектного метода в данном случае заключается в том, что второй этап способствует разностороннему развитию, как психических функций, так и личностных качеств ребёнка.

Третий этап – презентация проекта.

Стараюсь, чтобы в основу презентации был положен материальный продукт, имеющий ценность для детей. В ходе создания продукта раскрывается творческий потенциал дошкольника, находят применения сведения, полученные в ходе реализации проекта.

Задача, которую решаю на данном этапе это: создание условий для того, чтобы дети имели возможность рассказать о своей работе, испытать чувство гордости за достижения, осмыслить результаты своей деятельности. В процессе своего выступления перед сверстниками, ребёнок приобретает навыки владения своей эмоциональной сферой и невербальными средствами общения (жесты, мимика и т. д.)

Последовательность моей работы над проектом на данном этапе:

1) провожу презентацию проекта (праздник, занятие, досуг);

2) подвожу итоги (выступаю на педсовете, родительском собрании, обобщаю опыт работы)

Четвёртый этап – рефлексия.

Это этап осмысления, осознания способов продвижения к успеху, анализ допущенных ошибок, оценки своих достижений.

На данном этапе я обсуждаю с детьми не только то, чему они научились, но и как они достигли поставленных целей. Таким образом, дети могут самостоятельно проанализировать свою деятельность.

Интересной в моей практике оказалась работа над проектом «Логопедические тропинки». Это долгосрочный проект, рассчитанный на весь год обучения ребенка. Он состоит из мини проектов, которые взаимопроникают друг в друга. При этом стараюсь не забывать, что ребёнок является неотъемлемой частью этих соседствующих, пересекающихся, взаимно заинтересованных мини миров.

«Логопедические тропинки» – это различные направления в коррекционной работе с ребенком, имеющим нарушения речи, «тропинки», ведущие ребенка к полноценно развитой речи. Мини проект «Сказка о Веселом Язычке» направлен на развитие артикуляционной моторики. Задача мини проекта «Послушный ветерок» – развитие правильного речевого дыхания. Развитию фонематических процессов поможет мини проект «Рифмушки». Мини проект «Трудные звуки» направлен на усвоение правильного звукопроизношения. С помощью мини проекта «Умные пальчики» я развиваю мелкую моторику рук детей, которая имеет большое значение в становлении речи.

Я строю свою работу так, чтобы каждую такую «тропинку» ребенок

«прошел» осознанно, максимально присвоив знания и опыт данной деятельности.

Практическая значимость проекта заключается в том, что предложенная система применения проектного метода в коррекционно- логопедическом процессе может использоваться при речевом развитии детей и без речевых нарушений, как профилактика нарушений речевого развития в дошкольном возрасте, а также дисграфии и дислексии в школьном возрасте.

Участие старших дошкольников в проектах разного вида, творческий характер их деятельности, её привлекательность для каждого ребёнка, открывают для маленького человека новое, интересное и неизведанное.

Знания, приобретаемые дошкольниками в процессе реализации каждого проекта, становятся личным достоянием каждого ребёнка, той движущей силой, на которой взращивается личность. Обучение с коррекционной направленностью приобретает форму исследования, осмысления и применения полученных знаний, умений и навыков в собственной деятельности ребёнка, результаты которой интересуют его гораздо больше, чем просто полученная от педагога информация. И речь формируется в таких условиях и быстрее, и успешнее, и интереснее.

Таким образом, можно сделать вывод, что внедрение в коррекционно-образовательный процесс такой технологии как метод проектов, способствует развитию свободной творческой личности, которая соответствует социальному заказу на современном этапе и делает образовательный процесс открытым для активного участия родителей и других членов семьи. Дает равные стартовые возможности каждому ребёнку, независимо от имеющихся у них проблем, чтобы каждый из них шёл по жизни смело и уверенно, чувствовал себя полноценной и полноправной личностью.

Проектная деятельность в работе учителя-логопеда

Государственные стандарты общего образования нового поколения предполагают внесение значительных изменений в структуру и содержание, цели и задачи образования, смещение акцентов с одной задачи – вооружить обучающегося знаниями – на другую – формировать у него общеучебные умения и навыки как основу учебной деятельности. Выпускник современной школы должен обладать практико-ориентированными знаниями, необходимыми для успешной интеграции в социум и адаптации в нём.

Ведущую роль должны играть творческие методы обучения. В арсенале инновационных педагогических средств и методов особое место занимает исследовательская творческая деятельность.

Суть «метода проектов» в образовании состоит в такой организации образовательного процесса, при котором дети приобретают знания и умения, опыт творческой деятельности, эмоционально-ценностного отношения к действительности в процессе планирования и выполнения постепенно усложняющихся практических заданий.

«Все, что я познаю, я знаю, для чего мне это надо, и как я могу эти знания применить» – вот основной тезис современного понимания метода проектов. Он так же является одним из методов развивающего обучения.

Для повышения эффективности логопедической работы в образовательном процессе, наряду с исправлением речи, используется исследовательская работа. А исследовательская работа – один из важнейших путей в решении данной проблемы. Подобная деятельность, ставящая обучающихся в позицию “исследователя”, занимает ведущее место в современных системах развивающего обучения. Исследовательская работа в начальной школе сейчас особенно актуальна, поскольку именно на этом этапе учебная деятельность является ведущей и определяет развитие главных познавательных особенностей развивающейся личности. В этот период развиваются формы мышления, обеспечивающие в дальнейшем усвоение системы научных знаний, развитие научного, теоретического мышления.
Проектная деятельность направлена на формирование и развитие у детей коммуникативных навыков, навыков подготовки к учебной деятельности, правильного распределения времени, планирования и самоконтроля. Логопедическое обучение школьников осуществляется при взаимодействии взрослого и ребенка. Это сотрудничество способствует обучению детей самостоятельному поиску путей и способов решения собственных проблем. Ребенок перестает быть объектом педагогического воздействия и становится активным участником творческой деятельности, цель которой – активизация его собственных ресурсов в процессе обучения и развития.

Метод проекта предоставляет ребенку уникальную возможность реализовать свои фантазии и соединить их с мечтой о взрослости. Работать над проектом способны дети разного уровня подготовленности. Главное – помочь ребенку поверить в свои силы. Наиболее полно и воспринимается детьми то, что было интересно, то, что нашел и доказал он сам.

Всегда можно отыскать что-то интересное и увлекательное в нашей жизни, в учёбе. Нужно только найти его и подсказать детям, что приведёт их самих к интересным и необычным находкам и открытиям. Посещая логопункт, дети не только учатся правильной речи, но и самостоятельно пробуют добывать новые знания, экспериментировать, исследовать, делать выводы.

Коррекционная работа, на нашем логопункте происходит в ходе активной учебной деятельности школьников, что обеспечивает их развитие. А это определяет самостоятельную постановку задач, сопоставление различных способов учебных действий и выбор наиболее адекватного, владение всеми видами самоконтроля и самооценки. Основной метод такого развития – учебное исследование. Любое исследование по своей природе коллективно, оно предполагает сопоставление позиций, методов, результатов. Организация занятий проводится в форме развёрнутого коллективного учебного диалога. Чтобы организовать. Направлять и поддерживать такой диалог, учитель-логопед обязан владеть техникой педагогического общения «изнутри», то есть включаться в диалог как один из его участников. Познание обучающихся движется при тесном постоянном переплетении новых знаний с ранее ими полученными. Занятие может начаться с нового вопроса, связь которого с прежним опытом дети осознают самостоятельно или постепенно с нарастанием меры помощи со стороны учителя-логопеда. Или занятие развёртывается в виде постепенного углубления. Главное – не гладкость занятия, когда дети безошибочно отвечают на вопросы, а естественный процесс развёртывания познания – с его ошибками, трудностями, эмоциями удовольствия, радости, огорчения, преодолением инертности и лени. Дети при этом многосторонне раскрываются, следовательно, создаются возможности для их полноценного обучения.
Работая в этом направлении, мною совместно с детьми создано и реализовано несколько долгосрочных творческих проектов («Знакомьтесь – апельсин», «С помощью пальцев рук развиваем речь», «Ах, эта сказка!», «Скороговорки…?»)

К их созданию побудило то, что овладение новыми знаниями помогает и способствует компенсации речевого недоразвития ребёнка, психических процессов, а также способствует развитию самостоятельности, настойчивости, толерантности, формированию интереса к логопедическим занятиям.

Метод проектов помог в формировании социально-личностных качеств ребенка – это самостоятельность, активность, ответственность, терпение, умение выслушивать друг друга, работать совместно в коллективе. У детей сложились интеллектуальные предпосылки для успешного дальнейшего обучения.

Педагогическим результатом проектной деятельности является, прежде всего, сама деятельность. И с точки зрения детей тоже. Они что-то делали, у них родилось множество идей и замыслов, они столкнулись с необычными проблемами, преодолели их, узнали много нового, использовали свои знания. Об этом очень важно рассказать во время презентации. А продукт – это одно из воплощений замысла.
Полезность в том и заключается, что мы не рассказываем ребенку ничего лишнего. У него есть право выбора первого шага, хода и даже цели проекта. Идя к этой цели, он сталкивается с тем, что ему приходится “добывать” знания, а затем соединять разрозненные сведения, “нанизывать” их на некую свою цель. Он черпает из разных предметных областей только необходимые знания и использует их в той деятельности, которая ему интересна.

Моя задача, как учителя-логопеда не просто давать задания и оценивать их выполнение, а умело подводить ребят к поставленной цели, помогать выбирать нужные сведения из общего потока информации.

В результате работы по реализации проектов у школьников значительно расширился словарный запас, сформировался грамматический строй речи, и развилась связная речь. Данный проект помог детям обрести навыки исследовательской деятельности, вовлек школьников в творческую деятельность, а мне – реализовать многие цели и задачи по работе над правильной речью детей.

Строя учебный процесс на основе развивающего обучения, по словам Л.С.Выготскго “Обучение, которое в качестве ведущих целей рассматривает обеспечение развития высших психических функций личности в целом через овладение внешними средствами культурного развития, является развивающим и приобретает при этом целенаправленный характер. Результатом такого обучения служит достигнутый ребенком уровень развития личности, его индивидуальности”.

Литература

    1. Исследовательская и проектная деятельность младших школьников. Рекомендации для учителя. Проекты. Автор составитель В.Ф. Феоктистова. – Издательство “Учитель” Волгоград, 2010.
    2. Савенков А.И. Методика исследовательского обучения младших школьников. Пособием для учителя. – Самара: Издательство “Учебная литература”
    3. Проектная деятельность в начальной школе / авт-сост. М.К. Господникова и др. Волгоград: Учитель, 2008.
    4. Организация проектной деятельности в школе: система работы / aвт.-сост. С.Г. Щербакова и др. Волгоград: Учитель, 2008.
    5. Современный логопедический урок:опыт работы/авт. Сост. Е.А.Лапп, Н.Г. Фролова. – Волгоград: Учитель, 2011.
    6. Выготский.Л.С. Мышление и речь. Психика, сознание, бессознательное/ Л.С.Выготский. – М.,2001.
    7. Коррекцинно-развивающее обучение: организационно-педагогические аспекты/ по ред. С.Г.Шевченко.- М.: ВЛАДОС,2001.
    8. Ресурсы интернет-сети

    Использование проектной технологии в логопедической работе

    Можно смело сказать, что пришло время деятельностных технологий обучения как средства реализации современных целей образования. Начальная школа с первого сентября 2011 года начала работу по новым Федеральным Государственным Образовательным Стандартам начального общего образования. В основе Стандарта лежит системно-деятельностный подход, который в том числе предполагает и «разнообразие организационных форм и учет индивидуальных особенностей каждого обучающегося (включая одаренных детей и детей с ограниченными возможностями здоровья), обеспечивающих рост творческого потенциала, познавательных мотивов, обогащение форм взаимодействия со сверстниками и взрослыми в познавательной деятельности» [1, с.4]. «Специфика деятельностного подхода заключается в том, чтобы в процессе обучения учащийся усвоил умения, опирающиеся на знания, с помощью которых можно обеспечить эффективное осуществление необходимой деятельности. Знания в этом случае нельзя усвоить и сохранить вне деятельности учащегося» [2, с.27]. Одним из примеров деятельностного подхода в обучении является метод проектов. Е.С. Полат так определяет метод проектов: «Это способ достижения практической цели через детальную разработку проблемы, которая завершается реальным, осязаемым практическим результатом, оформленным определённым образом. Это совокупность действий учащихся с целью решения значимой для них проблемы, оформленной в виде конечного продукта» [3, с.282].

    Основное предназначение метода проектов состоит в предоставлении обучающимся возможности самостоятельного приобретения знаний в процессе решения практических задач, требующих интеграции из различных предметных отраслей.

    Метод проектов можно успешно применять и в логопедической работе. Он позволяет активизировать познавательную деятельность младших школьников, совершенствовать их речевое развитие. К данной работе можно привлечь родителей. Не секрет, что родители не всегда проявляют заинтересованность в школьных успехах своих детей, участии в коррекционной работе. При выполнении проектов меняется отношение родителей: они становятся помощниками в подготовке и оформлении проектной работы, сами выступают в роли источников информации. Использование метода проектов в логопедической работе мы начали с изучения теоретического и практического материала по данной проблеме.

    Затем провели анкетирование детей, чтобы выяснить, какие логопедические темы им наиболее интересны. По результатам анализа анкет было видно, что дети любознательны, желают сотрудничать в процессе открытия новых знаний и с родителями, и со своими друзьями. Для родителей также было проведено анкетирование, выяснилось, что многие слабо информированы о методе проектов, поэтому было проведено собрание на тему «Проектная деятельность» для тех родителей, чьи дети посещают занятия на логопункте школы. Оказалось, что для позитивного эмоционального состояния детям комфортнее участвовать в коллективных проектах. Поэтому в настоящее время с обучающимися первых классов, зачисленными в логогруппы, с родителями, с учителями, с библиотекарем начали реализацию межпредметного проекта «Моя первая книжка-малышка». Проектным продуктом будет создание первой книги первоклассников о своей семье, о любимцах – домашних животных, об интересных семейных праздниках. Знания, полученные во время логопедических занятий, речевые умения обучающихся будут закрепляться в игровой форме в повседневной жизни. Учитывая психологические и речевые особенности детей-логопатов, мы не ставим слишком сложные задачи. Например, требовать охватить одновременно несколько направлений деятельности или предъявлять завышенные требования к представлению (озвучиванию) материала, включаем в работу различный вспомогательный дидактический материал (памятки, инструкции, шаблоны).

    В процессе проектной деятельности у детей с нарушениями речи формируются такие важные коммуникативные умения, как:

    • умение спрашивать, то есть выяснять точки зрения других учеников, делать запрос учителю в ситуации “дефицита” информации или способов действий;
    • умение управлять голосом (говорить четко, регулируя громкость голоса в зависимости от ситуации, чтобы все слышали);
    • умение выражать свою точку зрения (понятно для всех формулировать свое мнение и аргументированно его доказывать);
    • умение договариваться (выбирать в доброжелательной атмосфере самое верное, рациональное, оригинальное решение, рассуждение).

    Данные умения начинают формироваться еще до поступления ребенка в школу. К сожалению, дети с нарушениями речи зачастую не овладевают ими на том же уровне, что и их сверстники. Учителю же на уроке не всегда удается уделить должное внимание каждому ребенку с ОВЗ. Поэтому мы считаем, что логопеду просто необходимо на своих занятиях восполнять данные пробелы в развитии детей, включая в программу работы по коррекции речи проектную деятельность.

    Предлагаемая ниже проектная работа « В мире звуков и букв» была проведена с учащимися второго класса. Она направлена на освоение стандартов по русскому языку через изучение учебного раздела «Звуки речи и буквы. Строение и функции речевого аппарата». Этот раздел включает темы учебного проекта в рамках коррекционной работы на фонетическом уровне:

    • звуки речи и буквы;
    • строение и функции речевого аппарата;
    • образование гласных звуков;
    • образование согласных звуков.

    Для начала мы решили:

    • заинтересовать детей темой проекта;
    • вызвать у них мотивацию;
    • ввести их в поисково-исследовательскую деятельность;
    • научить добывать информацию;
    • систематизировать полученные результаты исследований;
    • формулировать выводы;
    • представлять результаты работы над проектом;
    • оценивать свои результаты и товарищей;
    • провести консультацию с родителями об оказании детям косвенной помощи.

    Проблемно-тематическими вопросами были следующие:

    1. Чем отличаются звуки буквы?
    2. Какие бывают звуки и буквы?
    3. На какие группы делятся гласные звуки?
    4. На какие группы делятся согласные звуки?
    5. Бывают ли беззвучные буквы?
    6. Когда и кем создан алфавит? Зачем он нужен?

    На подготовительном этапе были распределены обязанности и разработан план проекта.

    На основном этапе дети вели работу по поиску информаций, искали ответы на выше приведенные вопросы, то есть, собрали информацию о гласных звуках и буквах, о согласных звуках и буквах, о беззвучных буквах, о русском алфавите; оформили газету. На заключительном этапе пришли к выводу: в русском языке 33 буквы и 42 звука.
    Результаты использования метода проектов на логопедических занятиях и во внеурочной деятельности по предмету показали, что у детей расширился словарный запас, повысилось внимание к звучащей речи, они стремятся логично выражать свои мысли, излагать добытую информацию, повысилась самооценка, родители показывают заинтересованность в результатах коррекционно-развивающей работы. Это и есть наглядный результат использования метода проектов в логопедической работе.

    Список использованной литературы

    1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, с.4. Министерство образования и науки Российской Федерации, приказ № 373 от 06 октября 2009г. Об утверждении и введении в действие федерального государственного стандарта начального общего образования.
    2. Конышева Н.М. Проектная деятельность школьников// Начальная школа. 2006, № 1. – с.27.
    3. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: Учеб. пособие для студ. пед. вузов и системы повыш. квалиф. пед. кадров / Е.С.Полат, М.Ю.Бухаркина, М.В.Моисеева, А.Е.Петров; Под ред. Е.С.Полат. — М.: Издательский центр «Академия», 2002. — с. 272.
    4. Николаева О.В., Дьяковская М.А. Создание детско-родительских проектов в начальной школе. Логопед.2011. – № 3. – с.81-94.
    5. Господникова М.К. «Проектная деятельность в начальной школе». Волгоград, 2010.

    Использование проектной технологии в логопедической работе

    Россия, ЯНАО, Шурышкарский район, с. Горки

    МКОУ Горковской С(к)ОШИ

    В современной педагогике широко используется технология проектной деятельности. Актуальность данной технологии обусловлена выраженной направленностью на активизацию умственной деятельности учащихся, формирование у них общей и трудовой культуры и культуры речевого поведения. Это способствует успешной социализации учащихся школы.

    Как показал опыт, метод учебного проекта может успешно применяться и в коррекционной педагогике. Работая в школе учителем-логопедом, я не остаюсь в стороне от процессов творческой разработки современного содержания школьной логопедии, работаю и по традиционным методикам, также активно использую возможности инновационной, нетрадиционной педагогики, в том числе и проектной деятельности.

    Процесс обучения ребёнка с нарушениями речи требует длительного времени и отнимает у ребёнка много сил. Со временем у него может быть утрачен интерес к занятиями мотивация говорить «правильно и красиво». Часто владения методикой коррекции речи и желания логопеда бывает не достаточно для положительной динамики речевого развития детей. Ребёнка утомляет ежедневное проговаривание слогов и слов, называние картинок с целью автоматизации звука. В работе с детьми-логопатами важно, чтобы коррекционное воздействие было комплексным, происходило по нескольким направлениям и в различных видах деятельности. Одним из направлений коррекции речевых нарушений у школьников является применение нетрадиционных методов народной педагогики, применениенационально-регионального компонента.

    Детям нравятся беседы на темы, основанные на местном материале, они больше раскрываются, расслабляются, становятся более активными, в конечном результате уточняется, расширяется словарный запас учащихся, более эффективно корректируется грамматический строй, речь становится более красочной, богатой.

    Учитывая то, что присвоение культурного опыта возможно только в результате собственной деятельности ребенка, работа строится с опорой на доступные, эмоционально емкие средства, способные вовлечь и заинтересовать детей.

    Одним из таких видов деятельности на логопедических занятиях и вне их является проектная деятельность.

    Проектная деятельность учащихся становится все более актуальной в современной педагогике, в том числе и в коррекционной деятельности. Она прописана в стандарте образования. Проектная деятельность относится к области детской самодеятельности, основывается на интересах школьников, приносит им удовлетворение, значит, личностно ориентирована на каждого ребёнка. Особое значение проектной деятельности в практике учителя-логопеда заключается в том, что она способствует компенсации речевого недоразвития ребёнка, психических процессов, а также способствует развитию самостоятельности, настойчивости, толерантности, формированию интереса к логопедическим занятиям.

    Проектирование — это комплексная деятельность, участники которой автоматически (без специально провозглашаемой дидактической задачи со стороны организаторов) осваивают новые понятия и представления о различных сферах жизни: производственных, личных, социально-политических.

    Организация обучения учащихся коррекционной школы-интерната VIII вида имеет свою специфику. В школе обучаются и воспитываются дети, имеющие психофизические особенности, дети с нарушением интеллекта и речи. Доказано, на практике, что применение метода проектов позволяет достичь высоких результатов коррекционной работы, повышает мотивацию к учебно-познавательной и речевой деятельности.

    Работа над проектом «Знай животных северного края» проводилась с учащимися 2-4 классов. В нём приняли деятельное участие воспитатели и родители.

    Целью проекта было создание разноплановых условий, способствующих развитию речевой культуры учащихся школы VIII вида, развитие способностей к элементарной (частичной) поисковой деятельности, творческих способностей.

    Были поставлены следующие задачи:

    – формирование познавательного интереса к миру животных;

    – формирование знаний учащихся о животных и их детёнышах;

    – формирование знаний детей об образе жизни и среде обитания животных, о повадках, об условиях их выживания;

    – формирование единого детско-взрослого коллектива;

    – формирование умения определять задачи, исходя из поставленной проблемы;

    – формирование умения планировать этапы действия в соответствии с задачами;

    – формирование умения пользоваться иллюстративно-печатным и дидактическим материалом;

    – обогащение словарного запаса учащихся;

    – совершенствование связной речи учащихся;

    – развитие познавательных процессов детей;

    – развитие мелкой моторики рук;

    – развитие элементарных способностей к поисковой деятельности;

    – воспитание эмоционально-положительного, бережного отношения к родной природе;

    – развитие творческих способностей участников проекта.

    Основными формами реализации проекта были занятия, работа с родителями, работа с познавательной литературой, рисование, лепка, обводка трафаретов, экскурсии, составление небольших рассказов, составление альбома.

    На предварительном этапе проводилась работа:

    1. Подбор печатного материала (энциклопедии, стихи, загадки, сказки народов Севера др.)
    2. Подбор видеоматериалов по данной теме.
    3. Создание информационной карты проекта «Знай животных Северного края».

    На организационном этапе была проведена работа:

    1. Формулирование проблемы, исходя из интересов детей: «Какие животные могут жить в условиях сурового климата Севера, как они приспосабливаются к этим условиям».
    2. Определение задач проекта:

    – поиск иллюстративного материала по теме проекта;

    – поиск печатного материала по теме проекта (рассказы, сказки, загадки и т.д.);

    – поиск дидактических игр по теме проекта.

    1. Определение конечного результата: создание альбома «Всё о животных Севера».

    Далее следовал основной этап. На этом этапе проводилась работа:

    1. Проведение бесед на темы:

    «Кто на Севере живёт?»;

    – «Кому снег друг, а кому враг?»;

    – «Животные наших лесов»;

    – «Животные Севера в Красной книге».

    1. Просмотр фильмов из серии «Дикие животные Севера. На краю света».
    2. Сбор иллюстративного материала по теме проекта.
    3. Чтение художественной литературы советских и местных писателей, заучивание стихов местных поэтов, отгадывание загадок о животных Севера:

    – рассказ «Олени» по В. Богоразу;

    – рассказ Е. Чарушина «Зайчата»;

    – рассказ «Бурый медведь» по Г. Никольскому и Ю. Дмитриеву;

    – рассказ «Белый медведь» по Г. Никольскому и Ю. Дмитриеву;

    – рассказ «Песец и нерпа» по Г. Никольскому и Ю. Дмитриеву;

    – рассказ «Олений доктор» по УлуроАдо;

    – стихотворение В. Кеулькута «Нерпа и медведь»;

    – стихотворение Л. Лапцуя «Оленьи гонки»;

    – стихотворение В. Ледкова «Оленёнок»;

    – стихотворение М. Шульгина «Северный олень»;

    – сказка «Старый и молодой» по И. Истомину;

    – сказка «Белый медведь и бурый медведь»;

    1. Рассматривание иллюстраций животных Севера «Что мы знаем о животных Севера?»
    2. Обводка фигур животных по шаблону.
    3. Раскрашивание животных по раскраскам.
    4. Изготовление фигурок животных Севера в технике оригами.
    5. Изготовление фигур животных из пластилина.
    6. Организация и проведение игр:

    -настольно-печатная игра «Мир зверей и птиц»;

    -дидактическая игра «Кто где живет?»;

    -дидактическая игра «Найди лишнего»;

    -дидактическая игра «Дикие и домашние животные»;

    -дидактическая игра «Знатоки природы»;

    -сюжетно-ролевая игра «Зоопарк»;

    – игры коренных народностей.

    1. Экскурсия в зимний лес с целью наблюдения за природой, погодой, распознавания следов животных и птиц.
    2. Инсценирование ненецкой сказки «Как собака себе друга искала».
    3. Участие во Всероссийском литературном конкурсе «В окно стучит мороз волшебник» (мини-сочинение о животных Севера).

    На этапе подведения итогов учащимися и руководителями проекта была проведена следующая работа:

    1. Создание альбома «Животные Севера».
    2. Выставка фигурок животных севера в технике оригами.
    3. Выставка поделок животных из пластилина.

    Презентация проекта «Знай животных Северного края»

    Продуктом проектной деятельности стали: альбом рисунков учащихся на тему: «Животные Севера», мини-сочинений, историй «Животные наших лесов», уголок фигурок животных в технике оригами, уголок познавательной литературы, материалы экскурсий; участие во Всероссийском литературном конкурсе «В окно стучит мороз волшебник».

    Презентация проекта состоялась во время проведения недели социальной психолого-педагогической службы сопровождения учащихся форме занятия-презентации «Знай животных северного края».

    В результате совместной деятельности детей и взрослых повысился интерес учащихся учебной деятельности, к логопедическим занятиям, улучшилось психологическое состояние детей. Эта работа, конечно, поможет в компенсации речевых недостатков и отразится на повышении успеваемости, в частности, по письму и развитию речи, чтению; сформирует их творческие способности.

    Проектный метод в логопедической работе с дошкольниками

    В условиях современности педагогам и в частности логопедам необходимо использовать разнообразные педагогические технологии в работе с детьми. Одной из таких технологий является проектный метод.

    Метод проектов – это способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы, которая должна завершиться вполне реальным, осязаемым практическим результатом, оформленным тем или иным образом

    Главная цель любого проекта – формирование различных ключевых компетенций, под которыми в современной педагогике понимаются комплексные свойства личности, включающие взаимосвязанные знания, умения, ценности, и готовность мобилизировать их в необходимой ситуации.

    Метод проектов позволяет ребенку стать непосредственным участником всех этапов работы. Возраст участников может варьироваться от младших до старших дошкольников. Но наиболее продуктивная деятельность получается у детей старшего дошкольного возраста. Т.к. главные преимущества проектногометода в работе логопеда это значительное снижение преобладающей активности взрослого, возможность коррекции и обучения через совместный поиск решений, предоставление дошкольнику возможности самостоятельности, сотрудничества, сотворчества на равных.

    Коррекционно-развивающие тематические проекты, обеспечивают мотивацию к успешному обучению.

    Старшие дошкольники уже в состоянии принять выявленную самостоятельно проблему, осмыслить цель, которую надо достичь и выбрать тот путь, который приведёт к успеху.

    Но проектный метод можно модернизировать внеся в него элемент арт-терапии- фототерапию. Именно о таком экспериментальном проекте хочу рассказать.

    Фототерапия предполагает работу с готовыми фотографиями, и создание авторских снимков.

    Это может быть сочинение историй, рассказов описаний, применение дополнительных изобразительных техник и приемов (рисование, коллажирование, изготовление из фотографий фигур и последующая игра с ними, театрализованная деятельность, художественные описания и т. д.). Детские снимки становятся инструментами, которые служат для совершенствования коммуникативных навыков.

    Начиная с определенного возраста, дети с удовольствием снимают все вокруг себя, «Запускается» процесс «коммуникации» с фотографией: выясняется, какие эмоции, чувства, ассоциации или воспоминания она вызывает, почему она понравилась ребенку, кто и в каких обстоятельствах делал снимок.

    Проекты с использованием элементов фототерапии могут быть как долгосрочными так и краткосрочными. Краткосрочный проект может основываться на лексической теме недели, например: осень, огород-овощи, мебель, бытовая техника, одежда и др.

    Представляю вашему вниманию проект с элементами фототерапии.

    Тема проекта: Человек.

    Вид проекта: информационно-творческий.

    Цель: формировать лексико-грамматическую компетенцию дошкольников с ОНР на основе практического опыта детей (фотографирование, составление рассказов, описаний)

    Задачи:

    обучение составлению описательных рассказов с использованием фотографий.

    Сроки реализации проекта: краткосрочный.

    Организатор проекта: логопед

    Участники проекта: дети старшей логопедической группы, логопед, воспитатель.

    Этапы реализации проекта

    Реализация проекта проходила в три этапа.

    I этап.

    Подготовительный.

    На подготовительном этапе мы создали фотографии, сделанные как педагогом, так и самими детьми. Детям предлагалось поиграть в фотографов – сделать фотопортреты своих друзей в группе.

    Параллельно проводилась коррекционно-развивающая работа.

    II этап.

    Основной.

    Основной этап работы был совмещен с практическим. На этом этапе были проведены:

    – ОУД Составление рассказа «Человек» с опорой на фото.

    – Заучивание стихотворения «Тело человека» М. Ефремова

    – Чтение художественной литературы Г. Ладонщикова «Я под краном руки мыла», детская энциклопедия «Тело человека» М.Ефремова

    – Дидактические игры: «Эмоции», «Какого цвета волосы?», «Девочка-мальчик»

    – Сюжетно-ролевая игра «Осмотр доктора»

    – Игры импровизации «Что умеет твое тело?»

    – Практические задания «Заштриховать части тела»,«Обведи и вырежи ладошку»

    – Подвижные игры с воспитателем «Быстрые и ловкие ножки», «Море волнуется раз…»

    На этом этапе мы приступили к оформлению стенгазеты. Для работы нам потребовались фотографии детей, которые помогли детям объяснить назначения частей тела человека, наглядно увидеть собственные эмоции (смех, грусть, гнев). Это был, пожалуй, самый главный момент, так как именно тогда у детей появилось желание узнать больше о человеке. Рассказы детей были очень эмоциональными, а творческие работы являлись наглядной опорой при составлении рассказов. Наличие оформленных рассказов помогло в организации диалогов между детьми. Дошкольники охотно обменивались впечатлениями о фотографиях, на которых видели самих себя и товарищей.

    III этап.

    Итоговый.

    Итогом работы стали: презентация и выпуск стенгазеты воспитанников нашей группы.

    Опыт использования проектного метода в основе которого лежит фотографирование способствует более глубокому и прочному усвоению изучаемого материала, повышает мотивацию и познавательную активность дошкольников.

    В феврале, планируется создать проект на тему «Мой любимый город», приуроченный ко Дню города с привлечением родителей. Основой для этого проекта, послужат фотографии, сделанные во время прогулки родителей с детьми по городу. Фотографируются памятники, архитектурные сооружения, скверы и другие достопримечательности или просто места в городе, которые по какой-то причине нравятся ребенку.

    Как помочь ребенку адаптироваться в новом коллективе

    Переезд, смена места жительства всегда влечет за собой стресс. Особенно ярко он проявляется у маленьких детей, которые еще не понимают всех причин переезда. В новом детском саду все не так, по-другому.

    Дети не сразу принимают в компанию, воспитательница ведется себя иначе. Короче говоря, ребенка взяли из привычного мира и поместили в другой, совсем чужой. Снова начнется адаптация, но теперь больше шансов, что она пройдет без особых проблем. Все зависит от уровня психологического развития ребенка.

    Сейчас ему особенно тяжело, так что родители должны уделять малышу много внимания. В новом садике нужно со всеми подружиться, найти общий язык. С вашей помощью ребенку будет гораздо легче справиться с этой сложной задачей.

    Переход из садика в садик

    Вы решили переехать. Конечно, это, может быть, очень радостное, позитивное событие. Например, новая хорошая квартира, престижный район. Но маленький ребенок дошкольного возраста (3-6 лет) еще не очень понимает, что же происходит. А вы уже решили его судьбу: малыш переходит в новый детский садик.

    Для детей 2,5-3 лет этот процесс может быть практически незаметным. Появляются новые лица, игры, но атмосфера остается практически неизменной. В новом детском саду все так же, как и в старом. Что ж, это значит, что адаптация проходит очень успешно.

    Для детей постарше это может быть весьма болезненный процесс. Тут дело даже не в том, нравится или не нравится садик. Они привыкли к друзьям, завязали с ними прочные отношения. Полюбилась воспитательница, нянечки, садик. А теперь, без объяснения причин, пришлось все это оставить. Для детей 4-5 лет перемена места может быть весьма сложной. Родителям необходимо подойти со всей серьезностью к проблемам ребенка.

    Повторная адаптация

    Когда вы впервые отвели малыша в садик, то уже столкнулись с первичной адаптацией. Смена стиля жизни, режима, питания… Все поменялось очень резко. Первые несколько недель для ребенка и его родителей прошли тяжело. Возможно, он не понимал, что вообще делает в детском саду.

    Для ребенка нет ничего очевидного в том, что он теперь «взрослый», пора идти в садик. Он часто задает вопросы: почему нельзя остаться дома? Со временем происходит полная адаптация (в большинстве случаев). Малыш привыкает, ему даже многое в садике нравится: уроки, творчество, игры, прогулки, появились и товарищи.

    Все выглядит так, будто проблемы кончились. А потом вдруг приходится менять садик. Так уж получается, ведь возить малыша через весь город в старый сад никак не выйдет. Привычная жизнь опять переворачивается с ног на голову.

    Взрослым людям гораздо проще принять перемены: они психологически к ним готовы. Они понимают необходимость, оценивают выгоду от перемены места. Конечно, всегда жаль оставлять любимую работу, привычный коллектив, но явный карьерный рост и повышение зарплаты манят нас перейти на другое место. Для маленького ребенка все это совершенно незнакомо. Он снова проходит адаптацию, только теперь не к садику, а к месту.

    Новые друзья

    В вашем первом садике все дети пришли в группу в одно и тоже время. А значит, подружиться было проще. Их объединяли общие интересы, они в одно время познакомились друг с другом. Теперь же, получается, другая ситуация: коллектив уже сформировался, а ребенок должен влиться в него. Чем младше ребенок, тем проще для него проходит адаптация в коллективе. Дети просто предлагают дружить и начинают играть вместе.

    Если же в новом детском саду уже есть свои группки друзей, дети давно общаются, то часто свое место в новом коллективе приходится «завоевывать». Этот момент зависит от психического развития ребенка и готовности к социальной жизни. Первый садик должен был научить его знакомиться, общаться, строить дружеские отношения. Если первичная адаптация прошла без проблем, то и здесь трудностей быть не должно.

    Привыкнуть к воспитательнице

    Никто и не говорил, что новая воспитательница будет хуже. Иногда она, наоборот, более молодая, активная, больше времени проводит с детьми. Ребенку привыкнуть к новому взрослому должно быть легче, ведь воспитатель обычно идет навстречу новенькому. Помогает влиться в коллектив, устраивает для детей знакомство с новичком. Хотя привязанность к своему первому воспитателю все время будет провоцировать сравнение.

    Здесь есть опасный момент, за которым необходимо следить не только воспитателю, но и родителям. В новом детском саду малыш может отказываться слушаться воспитателя. Мотивирует он это тем, что «в старом садике воспитательница была лучше».

    Родители не должны поощрять такое поведение или списывать его на адаптационный период. Важно дать понять, что любить своего прошлого воспитателя — это хорошо, правильно, нормально. Можно даже несколько раз навестить свой старый садик, поговорить с прошлым воспитателем. Квалифицированный новый воспитатель, конечно, сумеет завоевать доверие ребенка со временем.

    Но новый воспитатель обязательно должен иметь авторитет у ребенка. Формирование уважительного отношения ко взрослым, понимание роли учителя идет именно из детского возраста.

    Нет смысла требовать уважение к учителю в школе от малыша, которого не научили этому заранее.

    Помощь родителей

    Без помощи родителей очень сложно адаптироваться в новом детском саду. Возможно, ребенок еще никогда не переживал такой ситуации, как смена места. Необходимо помочь ему справиться со своими проблемами и переживаниями. Вы можете ответить на многие вопросы ребенка, но главное — подготовить его к переходу в новый садик. Чтобы это не произошло вдруг, внезапно. Конечно, если у вас есть достаточно времени, начните такие разговоры за 2-3 месяца до переезда.

    Поговорите с ребенком

    Малыш еще маленький, но уже многое понимает. Конечно, сразу разобраться во всех хитростях взрослой жизни тяжело. Объясните, что он будет «учиться» в новом детском саду, но это не наказание. Это необходимость. Расскажите о том, что его ждет:

    • новая квартира и его личная комната;
    • рядом находится интересный парк/музей/детские кружки;
    • так ближе к дому бабушки/других родственников;
    • и т.д.

    Обязательно поговорите о положительных перспективах переезда. В любом случае они есть. Если даже вы уезжаете из города, от привычных удобств, предложите ему больше гулять по лесу, собирать осенью грибы вместе. Так переезд не будет казаться ему таким уж страшным событием. Особенно если к нему подготовиться заранее.

    Про новый садик тоже обязательно расскажите. Будет лучше, если вы несколько раз приедете к нему вместе. Если отправляетесь на разговор с директором или воспитателем, попросите разрешения взять ребенка с собой. Так он сможет в спокойной атмосфере пройтись по детскому саду, посмотреть на комнаты, игрушки.

    Так адаптация начнется еще за несколько месяцев до момента поступления в новый садик. Это место уже не будет казаться каким-то страшным, далеким, незнакомым. Если увидеть садик и познакомиться заранее с воспитателем, все покажется проще. Малыш будет уверен в себе, когда настанет день идти туда уже не на экскурсию.

    Отвечайте честно на вопросы

    Как только вы скажете о том, что теперь нужно будет ходить в другой садик, появится масса вопросов. Для ребенка важно, чтобы он мог поговорить с вами честно. Расскажите ему причины (или хотя бы часть причин), почему нужно сменить садик, дом, место проживания. Скажите, что вам тоже немного страшно/волнительно по этому поводу. Вопросы могут быть разные, но старайтесь отвечать на них честно. Это ваша поддержка. Она может успокоить ребенка.

    Дайте немного времени

    В новом детском саду может сначала не понравиться. Будьте к этому готовы. Малыш еще не забыл, как весело было с друзьями, какие у них были игры и развлечения. Теперь же группа может не принимать его поначалу. Ругать за это других детей бессмысленно. Ваш малыш обязательно должен проявить свои коммуникативные навыки. Родителям нужно набраться терпения. Новая адаптация начнется сразу же и может проходить так же, как и первая. Плач, нежелание идти в садик, просьбы забрать его домой, вернуть в старый сад…

    Главное – относиться разумно к этой ситуации. Проблемы детей для самих детей кажутся неимоверно важными и серьезными. Родителей может раздражать такое поведение. Дайте ребенку немного времени пройти это испытание. Повторная адаптация может длиться 1-2 недели – у коммуникабельных детей все пройдет быстрее.

    Примените некоторые психологические приемы, чтобы облегчить этот период:

    • Постарайтесь первые несколько дней в новом детском саду забирать малыша раньше, до дневного сна.
    • Постепенно увеличивайте время пребывания ребенка на новом месте. Сначала только первая половина дня, потом и прогулка, обед, сон. Так, постепенно, привыкнуть будет проще.
    • Приходите забрать, но останьтесь на 10-15 минут поговорить с воспитателем. Понаблюдайте за малышом, за тем, как он ведет себя.

    Главное, будьте терпеливы и войдите в положение малыша. Сейчас забирать его из сада по первому требованию или из-за скандала будет неправильно. Так вы лишь даете ему возможность манипулировать вами. Привыкать к этому детям нельзя.

    Не ругайте за слезы

    Сейчас нужно поддерживать вашу кроху, всячески помогать ему. Слезы означают, что психика борется со стрессом посредством своих защитных механизмом. Ребенку может быть страшно, грустно, непонятно. Лучшее, что можно сделать, это поддерживать, говорить, советовать. Но не ругать.

    Сейчас родители — самые важные люди. Если к ним нельзя прийти со своей проблемой, переживанием, то к кому можно? Проблемы в новом детском саду могут быть, так что будьте готовы выслушать, помочь, даже если проблема кажется незначительной. Тогда вы сможете построить доверительные отношения с вашим ребенком.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: