Использование проектной деятельности в коррекционной логопедической работе

Проектный метод в работе логопеда или коррекционное сотворчество
статья по теме

Применение проектного метода в логопедии, в свете ФГОС

Скачать:

Вложение Размер
proektnyy_metod_v_rabote_logopeda_ili_korrektsionnoe_sotvorchestvo.docx 121.98 КБ

Предварительный просмотр:

Проектный метод в работе логопеда или коррекционное сотворчество

Учитель-логопед Филина Светлана Михайловна

«Проект есть всякое действие, совершаемое от всего сердца и с определённой целью» Килпатрик

Жизнь в XXI веке ставит перед нами много новых проблем, среди которых актуальной на сегодняшний день является проблема увеличения количества детей с речевыми нарушениями. Особенно остро эта проблема заметна педагогам коррекционной направленности. В последние годы выявилась устойчивая тенденция к существенному снижению показателей здоровья и темпов развития детей дошкольного возраста, что обусловлено ухудшением социально-экономических и экологических условий. Стандартные методы коррекционной работы с детьми, имеющими речевые нарушения, не всегда дают ожидаемого результата. Поиск путей решения выше означенных проблем привёл к попытке применения в логопедической работе проектного метода.

Метод проектов – это педагогическая технология, стержнем которой является самостоятельная деятельность детей – исследовательская, познавательная, продуктивная, в процессе которой ребенок познает окружающий мир и воплощает новые знания в реальные продукты. Ребенок рождается исследователем. Неутолимая жажда новых впечатлений, любопытство, постоянное стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире, традиционно рассматриваются как важнейшие черты детского поведения. Тем самым удовлетворяя свою любознательность в процессе активной проектно-исследовательской деятельности, ребенок с одной стороны расширяет представления о мире, с другой – развивает свои коммуникативные способности. Метод проектов успешно зарекомендовал себя во многих образовательных учреждениях. Метод перспективен, он дает возможность развития у детей качеств успешной личности: умения наблюдать, делать выводы, формирует творческое мышление, логику, инициативность, коммуникативность. Этот метод предоставляет ребенку уникальную возможность реализовать свои фантазии и соединить их с мечтой о взрослости. Наш современник — психолог Д. И. Фельдштейн, исследуя особенности взаимоотношений мира взрослых и мира детей, пришел к выводу, что новые формы их со-деятельности, со-творчества позволяют найти источник не только эмоционально насыщенных переживаний, но и развития в целом. И таким источником, по мнению многих педагогов, является совместная проектная деятельность, которая даёт ребёнку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и речь.

Грамотно применяя в логопедической работе этот метод можно ускорить процесс постановки и автоматизации нарушенных звуков, способствовать развитию всех компонентов речи в целом, когнитивных процессов, коммуникативных навыков. Ни для кого не секрет, что у детей с общим недоразвитием речи существуют следующие проблемы: скудный словарный запас, неумение согласовывать слова в предложении, нарушение звукопроизношения. У большинства детей нарушено внимание, несовершенно логическое мышление. Поэтому логопедическое воздействие при устранении общего недоразвития речи – очень сложное дело. Необходимо научить детей связно, последовательно, грамматически правильно излагать свои мысли, рассказывать о различных событиях из окружающей жизни. А главные преимущества метода проектов в работе логопеда – значительное снижение преобладающей активности взрослого, возможность коррекции и обучения через совместный поиск решений, предоставление дошкольнику возможности самостоятельности, сотрудничества, сотворчества на равных, интеллектуального и творческого саморазвития. Работать над проектом способны дети разного уровня подготовленности. Главное- помочь ребенку поверить в свои силы. Наиболее полно и отчетливо воспринимается детьми именно то, что было интересно, то, что нашел и доказал сам. Ведь всегда можно отыскать что-то интересное и увлекательное в повседневно жизни, в образовательном процессе. Нужно только найти его и подать детям, что побудит их самих к подобным находкам и открытиям. Проектирование требует индивидуальных оригинальных решений и в то же время коллективного творчества. За счет работы в режиме группового творчества интенсивно развиваются способности к умственной деятельности, выбору адекватных решений, умению выстраивать из частей целое.

Учитывая возрастные психологические особенности дошкольников с речевым недоразвитием, координация проектов должна быть гибкой, т.е. педагог ненавязчиво направляет работу детей. Поэтому важна роль учителя-логопеда в проектной деятельности:

– помогает выбрать наиболее актуальную и посильную для детей задачу на определенный отрезок времени;

– подсказывает, какие материалы можно использовать;

– планирует обучение, игры и другие виды деятельности, которые можно включить в проект;

– определяет, кого из взрослых можно привлечь к осуществлению проекта;

– координировать весь процесс творческой деятельности;

– помогать детям в поиске источников информации;

– самому быть источником информации;

– поддерживать и поощрять активность детей в работе над проектом.

Одним из принципов организации проектной деятельности является принцип деятельностного подхода, который изменил взгляды на роль воспитанника в образовательном процессе. Ребенок не должен быть пассивным слушателем, воспринимающим готовую информацию, передаваемую ему педагогом. Именно активность ребенка признается основой развития – знания не передаются в готовом виде, а осваиваются детьми в процессе поисково-познавательной деятельности, организуемой педагогом. Таким образом, образовательная деятельность выступает как сотрудничество логопеда и ребенка, детей друг с другом, что способствует развитию коммуникативных способностей у детей, как необходимого компонента учебной деятельности. Учитывая ведущий вид мышления дошкольников – наглядно –действенное, наглядно-образное – одним из ведущих методов, используемых педагогами при организации познавательной деятельности в процессе реализации образовательной программы является метод наглядного моделирования, который позволяет обучать детей умению использовать знаково-символические средства изучаемой информации.

Важным моментом в работе логопеда является установление доверительных взаимоотношений с ребёнком – это уже гарантия успеха.

Основоположник метода проектов Уильям Килпатрик называет четыре вида :

  • Созидательный (производительный);
  • Потребительский;
  • Решение проблемы (интеллектуальных затруднений);
  • Проект-упражнение.

Проекты характеризуются в соответствии с их типологическими признаками: количеством участников, доминирующим методом, характером контактов, способом координации, продолжительностью.

Типология проектов, актуальных для дошкольного образования:

По доминирующему методу : исследовательские, информационные, творческие, игровые, приключенческие, практико-ориентированные.

По характеру содержания : включают ребенка и его семью, ребенка и природу, ребенка и рукотворный мир, ребенка, общество и его культурные ценности.

По характеру участия ребенка в проекте : заказчик, эксперт, исполнитель, участник от зарождения идеи до получения результата.

По характеру контактов: осуществляется внутри одной возрастной группы, в контакте с другой возрастной группой, внутри ДОУ, в контакте с семьей, учреждениями культуры, общественными организациями (открытый проект).

По количеству участников : индивидуальный, парный, групповой и фронтальный.

По продолжительности : краткосрочный, средней продолжительности и долгосрочный.

Педагогическое проектирование можно представить в обобщенном виде следующей схемой: замысел —» реализация -» рефлексия. А саму с труктуру проекта принято обозначать пятью «П»: проблема, проектирование, поиск информации, продукт, презентация. Но реализации собственно проекта предшествует серьезная подготовительная работа, в результате которой должны появиться:

  • паспорт проекта – документ, в котором отражаются тема, идея, задачи предстоящего проекта, определяется его типология, указываются участники, формулируется конечный продукт и форма его презентации;
  • программа проекта – своеобразный маршрутный лист с указанием этапов, мероприятий со сроками, местом и результатом их проведения, ответственными;
  • средства обеспечения (материально-технические, методические и др.), необходимые для осуществления проекта.

Этапы реализации метода проектов.

Первый этап реализации метода проектов это целеполагание, при котором воспитатель помогает ребенку выбрать наиболее актуальную и посильную для него задачу на определенный отрезок времени.

Второй этап – разработка проекта: план деятельности по достижению цели. На данном этапе решаются следующие вопросы:

– к кому обратиться за помощью (родителю, воспитателю, братьям, сестрам, сверстникам);

– в каких источниках можно найти информацию;

– какие предметы будут использоваться (принадлежности, оборудование);

– с какими предметами необходимо научиться работать для достижения цели.

Практическая часть – это третий этап реализации проекта.

Подведение итогов и определение задач для новых проектов – заключительная составляющая проекта .

Дошкольный возраст является сензитивным периодом в развитии речи. У детей необходимо вырабатывать и совершенствовать умение рассказывать и рассуждать вслух, специально побуждая их к этому. Здесь же формируется умение быть услышанным и вслушиваться в речь собеседников, то есть вырабатываются элементарные коммуникативные навыки. Заинтересовать детей в данной деятельности поможет применение компьютерных презентаций. Проецируемые на экране яркие образы, возможность движения предметов и персонажей, интерес детей к компьютерной технике даёт возможность более полно решить поставленные задачи. Так же использование презентаций даёт возможность учителю – логопеду перенести у детей радость игровой деятельности в радость учения. Не малую роль в логопедической работе имеет, в зависимости от патологии, формирование или развитие познавательной деятельности воспитанников. Презентации дают широкий простор деятельности в этом направлении. Удобство для педагога составляет и то, что можно как разработать материал самому, так и воспользоваться работой коллег (необходимо указывать автора, используемого материала и источник (адрес сайта), где была выставлена работа. Родителей и педагогов волнует вопрос влияния компьютера на здоровье ребёнка. Вред компьютер приносит в том случае, когда не соблюдаются простые правила, предназначенные для того, чтобы свести к минимуму дурное влияние компьютера на здоровье (не испортить зрение, не искривить позвоночник). При работе с компьютерной техникой с детьми следуют СанПиНу 2.4.1.2660-10.

Метод проектов как один из методов интегрированного обучения дошкольников, основывается на интересах детей. Метод предполагает самостоятельную активность воспитанников детского сада. Только действуя самостоятельно, дети учатся разными способами находить информацию об интересующем их предмете или явлении и использовать эти знания для создания новых объектов деятельности. Такое понимание сущности метода проектов способствует формированию самостоятельности, глубоко мотивированной, целесообразной познавательной деятельности у детей дошкольного возраста. Проектный метод в обучении дошкольников является подготовительным этапом для перехода детей в школу. Основной целью проектного метода в детском саду является развитие свободной творческой личности. Он дает ребенку возможность синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки, что позволяет ему успешно адаптироваться к изменившейся ситуации школьного обучения. Проектный метод можно представить, как способ организации педагогического процесса, основанный на взаимодействии логопеда, воспитателей логопедической группы, музыкального руководителя, физкультурного работника и ребенка, имеющего ОНР. Это способ взаимодействия с окружающей ребенка средой, поэтапная практическая деятельность по достижению поставленной цели. Одно из достоинств технологии проектирования состоит в том, что каждому ребенку обеспечивается признание важности и необходимости в коллективе. Контроль со стороны учителя-логопеда (внешний) уступает место оценке результатов работы. Частным, конкретным результатом работы в проекте дошкольников могут быть рисунок, его описание, альбом, сочиненная сказка, подготовленный концерт, спектакль и т.д. Ребенок учится самостоятельно выдвигать темы проектов; у него развивается логика, понимание, что на сложный вопрос нет простых ответов, и каждое явление необходимо исследовать с разных сторон. У него формируется подлинная активность и самостоятельность в понимании своей речевой патологии и стремлении к ее исправлению. Участие родителей в создании и реализации проектов побуждает интерес к познанию самих себя и детей, повышает их культурную и педагогическую компетентность в области коррекционной деятельности.

Таким образом, можно сделать вывод, что внедрение в коррекционно-образовательный процесс такой технологии как метод проектов, способствует развитию свободной творческой личности, которая соответствует социальному заказу на современном этапе и делает образовательный процесс открытым для активного участия родителей и других членов семьи. Дает равные стартовые возможности каждому ребёнку, независимо от имеющихся у них проблем, чтобы каждый из них шёл по жизни смело и уверенно, чувствовал себя полноценной и полноправной личностью.

1. Веракса Н.Е., Веракса А.Н. Проектная деятельность дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. – М.: Мозаика-Синтез, 2008.-112с.
2. Евдокимова Е.С. Технология проектирования в ДОУ.-М.: ТЦ Сфера, 2006.-64с.
3. Евдокимова Е. Проект как мотивация к познанию // Дошкольное воспитание.№3, 2003, с 20-24
4. Морозова Л. Метод проектной деятельности в дошкольном образовательном учреждении // Детский сад от А до Я №2, 2006, стр. 124-131
5. Морозова Л.Д. Педагогическое проектирование в ДОУ: от теории к практике.-М.: ТЦ Сфера, 2010. – 128с.
6. Морозова Л.Д. Что такое «детское проектирование» // Ребенок в детском саду, №5, 200,9 стр. 9-11

Использование проектного метода в коррекционно-развивающей работе с детьми ОНР

Алена Вуковчан
Использование проектного метода в коррекционно-развивающей работе с детьми ОНР

Использование проектного метода в коррекционно-развивающей работе с детьми ОНР

Подготовила воспитатель логопедической группы: Вуковчан Е. С.

Использование проектного метода в коррекционно-развивающей

работе с детьми ОНР

Подготовила воспитатель логопедической группы: Вуковчан Е. С.

Дошкольное образование в России претерпевает коренные изменения. Происходит переоценка его концептуальных основ, переосмысление целей, задач, содержания развития, обучения и воспитания дошкольников. Это находит свое отражение в переходе на личностно-ориентированную модель работы с детьми. В связи с этим возросли требования к технологичности воспитательно-образовательного процесса.

Реализация современной цели педагогического процесса – развитие личности ребенка как субъекта собственной стратегии жизни – требует от воспитателя использования в своей деятельности инновационных педагогических технологий, что открывает новые возможности воспитания и обучения дошкольников, и одной из более эффективных в наши дни стал метод проектов.

В России метод проектов был известен еще в 1905 году. Под руководством С. Т. Шацкого работала группа российских педагогов по внедрению этого метода в образовательную практику. После революции метод проектов применялся в школах по личному распоряжению Н. К. Крупской. В 1931 г. постановлением ЦК ВКП (б) метод проектов был осужден как чуждый советской педагогике.

Метод проектов в России приобрел популярность с конца девяностых годов прошлого века. Педагогов привлекала возможность воспитывать активную самостоятельную личность, способную принимать решения, ставить цели, планировать свою деятельность и предвидеть ее результат.

Метод проектов можно представить как способ организации педагогического процесса, основанный на взаимодействии педагога и воспитанника, как способ взаимодействия с окружающей средой, поэтапную практическую деятельность по достижению поставленной цели. Основное предназначение метода проектов состоит в предоставлении воспитанникам возможности самостоятельного приобретения знаний в процессе решения практических задач или проблем, требующего интеграции знаний из различных областей. Если говорить о методе проектов как о педагогической технологии, то эта технология предполагает совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов, творческих по своей сути. То есть, в основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков детей, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления. Проект предполагает практическую социальную направленность и конкретный общественно значимый продукт.

В настоящее время педагогические проекты классифицируются:

• по составу участников;

• по целевой установке,

• по срокам реализации.

Обобщив исторический опыт разработки метода проектов,можно выделить основные этапы:

1. Целеполагание – педагог помогает ребенку выбрать наиболее актуальную и посильную для него задачу на определенный отрезок времени.

2. Разработка проекта – составление плана деятельности по достижению цели.

3. Выполнение проекта – практическая часть.

4. Подведение итогов – определение задач для новых проектов (рефлексивная фаза).

Проекты в детском саду носят, как правило, обучающий характер. Дошкольники по своему психофизиологическому развитию еще не способны самостоятельно от начала до конца создать собственный проект. Поэтому обучение необходимым умениям и навыкам является основной задачей воспитателей.

В практике современных дошкольных учреждений используются следующие типы проектов:

Исследовательско – творческие: дети экспериментируют, а затем результаты оформляют в виде газет, драматизации и т. п. ;

• ролево-игровые (с элементами творческих игр, когда дети входят в образ персонажей сказки и решают по-своему поставленные проблемы;

• Творческие (оформление результата проекта в виде детского праздника, детского дизайна и др.

Иформационно-практико-ориентированные: дети собирают информацию и реализуют ее, ориентируясь на социальные интересы.

Учитывая возрастные психологические особенности детей дошкольного возраста, координация проектов должна быть гибкой, т. е. воспитатель ненавязчиво направляет работу детей, организуя этапы проекта.

Дошкольное образование является первой ступенью общего образования ребенка. В этой связи, педагоги стремятся найти новые, инновационные, наиболее эффективные пути, средства решения поставленных задач. По нашему мнению, одним из наиболее ярких, развивающих, интересных, значимых методов, как для взрослых, так и для детей дошкольного возраста является проектная деятельность.

Педагогическое проектирование позволяет нам интегрировать сведения из разных областей знаний для решения одной проблемы и применять их на практике. Образовательная деятельность становится не только более результативной, но и интересной. Проектная деятельность развивает наблюдательность, творческое и критическое мышление, самодисциплину, культуру речи, позволяет участникам быть более активными в дошкольной жизни, способствует развитию у детей и педагогов навыков общения в группе, умение отстаивать и доказывать свою точку зрения, умения публичного выступления.

При использовании педагогического проектирования нами было отмечено повышение качества работыв образовательном пространстве ДОУ:

• произошло обогащение предметно – развивающей среды;

• повысилась активность и творческо-поисковая деятельность всего педагогического коллектива;

• сблизились позиции ДОУ и семьи к совместной творческой деятельности;

• было пополнено программно – методическое обеспечение.

Проектная деятельность – это коллективная деятельность,в которой участвуют: дети – педагоги – родители. Данная деятельность предполагает совместное, коллективное продумывание, организацию, реализацию плана действия, где сохраняется индивидуальность каждого участвующего.

Роль проектной деятельности в коррекционной работе с детьми ОНР

В условиях модернизации образования приоритетной задачей становится развитие личности ребенка, готовой к правильному взаимодействию с окружающим миром, к самообразованию и саморазвитию. Стандартные методы коррекционной работы с детьми, имеющими речевые нарушения, не всегда дают ожидаемый результат.

Анализируя различные формы коррекционной работы с детьми с нарушениями речи, мы постоянно ищем такие, которые позволили бы ускорить процесс автоматизации поставленных звуков, а в целом способствовали формированию всех компонентов речи, развивали коммуникативные навыки у дошкольников. Пристального внимания учителей-логопедов, заслуживает технология проектной деятельности, как одной из самых оптимальных форм взаимодействия учителя-логопеда, специалистов, воспитателей, родителей и воспитанников.

Этот вид деятельности помогает не только дошкольникам проявить себя, раскрыть свои способности, реализовать познавательные потребности, но и предоставляет широкие возможности сотрудничества для всех участников воспитательно-образовательного процесса в ДОУ. Метод проектов в работе с дошкольниками – это оптимальный, инновационный и перспективный метод в системе дошкольного образования, способствующий всестороннему развитию личности ребенка и коррекции речевых нарушений детей в частности. Ребенок перестает быть объектом педагогического воздействия и становится активным участником творческой деятельности, цель которой – активизация его собственных ресурсов в процессе обучения и развития.

Основная цель проектного метода в ДОУ — развитие свободной творческой личности ребенка,что подразумевает:

обеспечение психологического благополучия и здоровья;

развитие познавательных способностей;

творческого воображения и мышления;

Предпосылками использования проектнойдеятельности в детском саду являются следующие моменты:

– видоизменение и совершенствование развивающей среды;

– потребность педагогов в инновационной деятельности;

– активное вовлечение семей в воспитательно-образовательный процесс;

– осуществление многофункционального взаимодействия с социумом.

Виды проектовпо срокам реализации:

краткосрочный (одно или несколько занятий);

долгосрочный (на учебный год).

Этапы проектной деятельности:

разработка плана;

практическая часть (выполнение проекта);

итог (презентация).

Метод проекта предоставляет ребенку уникальную возможность реализовать свои фантазии и соединить их с мечтой о взрослости. Главное – помочь ребенку поверить в свои силы. Наиболее полно воспринимается детьми то, что было интересно, то, что нашел и доказал он сам.

Всем известно, что ребёнок лучше всего развивается в игровой деятельности, а именно процесс реализации проектов подразумевает активное включение детей в различные виды деятельности в едином тематическом пространстве (проекте).

Многие проекты вызывают у детей восторг и долгие воспоминания. Участниками совместных проектов чаще являются дети старшего дошкольного возраста, так как именно в этом возрасте у дошкольников активно развивается интерес к проектной работе. Они принимают проблему, уточняют цель, способны выбрать необходимые средства для достижения результата деятельности.

Трудиться (участвовать) над проектом способны дети разного уровня подготовленности. Начинать использование данной деятельности целесо-образно с ролево-игровых проектов. Такой проект можно начать уже во второй половине года в младшей группе для детей с ОНР. Это, по сути, творческая игра с определенным сюжетом. Дети могут подготовить и разыграть небольшую сказку. Или это будет сюжетно-ролевая игра «Магазин», атрибутику для которой дети смастерят со своими родителями.

В средней группе малыши уже овладевают фразовой речью и могут быть вовлечены в творческие и информационно-практико-ориентированные проекты. Воспитатель и учитель-логопед начинают формирование первых предпосылок к поисковой деятельности у детей четырехлетнего возраста.

В старшей и подготовительной группах проекты служат для развития интеллектуальной инициативы дошкольников, умения определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого (а затем, по возможности, самостоятельно). Решая в ходе проектирования различные познавательно- практические задачи вместе со взрослыми и сверстниками, дети с проблемами в речевом развитии обогащают и активизируют свой словарный запас, учатся публично выступать (декламировать стихи, рассказывать о новых фактах, адекватно общаться с окружающими.

Работа над проектом в группе для детей с ОНР должна осуществляться при участии воспитателя и учителя-логопеда, приветствуется также привлечение других специалистов (психолога, музыкального руководителя, инструктора по физкультуре).

Заканчивается проект всегда презентацией (оформление альбома, стенгазеты, плакатов, фотовыставки; творческий отчет детей, спектакль, мультфильм, клип, открытое занятие, досуг, изготовление кормушек для птиц, макетов и др.).

Таким образом, проектная деятельность в настоящее время – является перспективной формой работы, содержат в себе большие потенциальные возможности и способствует качественным изменениям в развитии речевых способностей детей дошкольного возраста. Использование данной технологии приводит к положительной динамике речемыслительной деятельности у дошкольников, обеспечивает условия для формирования гармонично развитой личности, позволяет в совместной работе учителя-логопеда и воспитателей решать важные задачи речевого, социального и интеллектуального развития дошкольников.

Алгоритм разработки проекта

Этапы Задачи Деятельность проектной группы

Начальный Определение проблемы (темы). Выбор группы участников. Уточнение имеющейся информации, обсуждение задания

Планирование Анализ проблемы. Определение источников информации. Постановка задач и выбор критериев оценки результатов. Распределение ролей в команде. Формирование задач, накопление информации. Выбор и обоснование критерия успеха.

Принятие решения Сбор и уточнение информации. Обсуждение альтернатив. Выбор оптимального варианта. Уточнение планов деятельности. Работа с информацией. Синтез и анализ идей.

Выполнение Выполнение проекта Работа над проектом, его оформление.

Оценка результатов Анализ выполнения проекта, достигнутых результатов (успехов и неудач) Участие в коллективном анализе проекта и самооценке

Защита проекта Подготовка к защите. Обоснование процесса проектирования. Объяснение полученных результатов, их оценка. Защита проекта. Участие в коллективной оценке результатов проекта.

Примерный план работы воспитателя по подготовке проекта

1. На основе изученных проблем детей поставить цель проекта.

2. Разработка плана достижения цели (воспитатель обсуждает план с родителями).

3. Привлечение специалистов к осуществлению соответствующих разделов проекта.

4. Составление плана-схемы проекта.

5. Сбор, накопление материала.

6. Включение в план схему проекта занятий, игр и других видов детской деятельности.

7. Домашние задания для сам. выполнения.

8. Презентация проекта, открытое занятие.

проекта Деятельность педагога Деятельность детей

подготовительный 1. Формулирует проблему (цель). При постановке цели определяется и продукт проекта.

2. Вводит в игровую (сюжетную) ситуацию.

3. Формулирует задачу (нежёстко). 1. Вхождение в проблему.

2. Вживание в игровую ситуацию.

3. Принятие задачи.

4. Дополнение задач проекта.

Практический 4. Помогает в решении задачи.

5. Помогает спланировать деятельность

6. Организует деятельность. 5. Объединение детей в рабочие группы.

6. Распределение амплуа.

Заключительный 7. Практическая помощь (по необходимости).

8. Направляет и контролирует осуществление проекта. 7. Формирование специфических знаний, умений навыков.

Презентационный 9. Подготовка к презентации.

10. Презентация. 8. Продукт деятельности готовят к презентации.

9. Представляют (зрителям или экспертам) продукт деятельности.

Прикреплённые файлы:
proektnyi-metod_hfk68.pptx | 2162,23 Кб

«Использование оборудования сенсорной комнаты в коррекционно-развивающей работе с детьми с ОВЗ» На сегодняшний день существует тенденция увеличения количества детей с ограниченными возможностями здоровья. Эти дети нуждаются в полноценной.

Применение техники Sand-art в коррекционно-развивающей работе с детьми, имеющими проблемы в психологическом развитии «Процесс «игры в песок» высвобождает заблокированную энергию и активизирует возможности самоисцеления, заложенные в человеческой психике».

Деловая игра «Использование проектного метода при ознакомлении дошкольников с книжной культурой, детской литературой» Деловая игра для педагогов ДОО Тема: «Об использовании проектного метода при ознакомлении дошкольников с книжной культурой, детской литературой».

Использование игры в коррекционно-развивающей работе учителя-логопеда Использование игры в коррекционно-развивающей работе учителя-логопеда. Учитель-логопед – Романова Маргарита Александровна ГБДОУ детский.

Использование логосказки в коррекционно-развивающей деятельности с детьми младшего и среднего возраста Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 26 «Светлячок» Использование логосказки в коррекционно-развивающей.

Использование приемов образовательной кинезиологии как современного метода коррекционно-развивающей работы с детьми с ТНР Кинезиология, как здоровьесберегающая технология в коррекционно-развивающей работе с детьми с ТНР. В настоящее время происходит становление.

Использование проектного метода для ознакомления дошкольников с традициями, фольклором и культурой Донского края В настоящее время, в условиях современной социально-экономической и культурной жизни России одним из приоритетных направлений совершенствования.

Использование проектного метода в патриотическом воспитании детей Слайд 1 Патриотическое чувство не возникает само по себе. Это результат длительного, целенаправленного воспитательного воздействия на человека,.

Использование здоровьесберегающих технологий в коррекционно-развивающей работе педагога-психолога Цель здоровьесберегающих технологий применительно к ребенку: – обеспечение высокого уровня реального здоровья воспитаннику детского сада;.

Возможности игры в коррекционно-развивающей работе педагога-психолога с детьми дошкольного возраста В рамках проекта осуществляла психолого-педагогическое сопровождение развития семей, участников проекта с перинатального периода до 7 лет.

«Роль проектной деятельности в работе учителя-логопеда»

В условиях модернизации образования приоритетной задачей становится развитие личности ребенка, готовой к правильному взаимодействию с окружающим миром, к самообразованию и саморазвитию. Стандартные методы коррекционной работы с детьми, имеющими речевые нарушения, не всегда дают ожидаемый результат.

Анализируя различные формы коррекционной работы с детьми с нарушениями речи, мы постоянно ищем такие, которые позволили бы ускорить процесс автоматизации поставленных звуков, а в целом способствовали формированию всех компонентов речи, развивали коммуникативные навыки у дошкольников. В связи с тем, что большинство логопедов на данный момент работает в условиях логопункта, то постоянно возникает проблема осуществления взаимодействия специалистов ДОУ. В связи с этим, пристального внимания учителей-логопедов, заслуживает технология проектной деятельности, как одной из самых оптимальных форм взаимодействия учителя-логопеда, специалистов, воспитателей, родителей и воспитанников.

Этот вид деятельности помогает не только дошкольникам проявить себя, раскрыть свои способности, реализовать познавательные потребности, но и предоставляет широкие возможности сотрудничества для всех участников воспитательно-образовательного процесса в ДОУ. Метод проектов в работе с дошкольниками – это оптимальный, инновационный и перспективный метод в системе дошкольного образования, способствующий всестороннему развитию личности ребенка и коррекции речевых нарушений детей в частности. Ребенок перестает быть объектом педагогического воздействия и становится активным участником творческой деятельности, цель которой – активизация его собственных ресурсов в процессе обучения и развития.

Основная цель проектного метода в ДОУ — развитие сво­бодной творческой личности ребенка, что подразумевает:

обеспечение психологического благополучия и здоровья;

развитие познавательных способностей;

творческого воображения и мышления;

Предпосылками использования проектной деятельности в детском саду являются следующие моменты:

– видоизменение и совершенствование развивающей среды;

– потребность педагогов в инновационной деятельности;

– активное вовлечение семей в воспитательно-образовательный процесс;

– осуществление многофункционального взаимодействия с социумом.

По роду деятельности проекты могут быть:

Виды проектов по срокам реализации:

краткосрочный (одно или несколько занятий);

долгосрочный (на учебный год).

Этапы проектной деятельности:

практическая часть (выполнение проекта);

Метод проекта предоставляет ребенку уникальную возможность реализовать свои фантазии и соединить их с мечтой о взрослости. Главное – помочь ребенку поверить в свои силы. Наиболее полно воспринимается детьми то, что было интересно, то, что нашел и доказал он сам.

Всем известно, что ребёнок лучше всего развивается в игровой деятельности, а именно процесс реализации проектов подразумевает активное включение детей в различ­ные виды деятельности в едином тематическом пространстве(проекте).

Многие проекты вызывают у детей восторг и долгие воспоминания. Участниками совместных проектов чаще являются дети старшего дошкольного возраста, так как именно в этом возрасте у дошкольников активно развивается интерес к проектной работе. Они принимают проблему, уточняют цель, способны выбрать необходимые средства для достижения результата деятельности.

Трудиться(участвовать) над проектом способны дети разного уровня подготовленности. Начинать использование данной деятельности целесо­образно с ролево-игровых проектов. Такой проект можно на­чать уже во второй половине года в младшей группе для де­тей с ОНР. Это, по сути, творческая игра с определенным сюжетом. Дети могут подготовить и разыграть небольшую сказку. Или это будет сюжетно-ролевая игра «Магазин», ат­рибутику для которой дети смастерят со своими родителями.

В средней группе малыши уже овладевают фразовой речью и могут быть вовлечены в творческие и информационно-практико-ориентированные проекты. Воспитатель и учи­тель-логопед начинают формирование первых предпо­сылок к поисковой деятельности у детей четырехлетнего возраста.

В старшей и подготовительной группах проекты слу­жат для развития интеллектуальной инициативы дошкольников, умения определять возможные методы решения проблемы с по­мощью взрослого (а затем, по возможности, самостоятельно). Решая в ходе проектирования различные познавательно- практические задачи вместе со взрослыми и сверстниками, дети с проблемами в речевом развитии обогащают и ак­тивизируют свой словарный запас, учатся публично высту­пать (декламировать стихи, рассказывать о новых фактах), адекватно общаться с окружающими.

Работа над проектом в группе для детей с ОНР должна осу­ществляться при участии воспитателя и учителя-логопеда, при­ветствуется также привлечение других специалистов (психоло­га, музыкального руководителя, инструктора по физкультуре).

Заканчивается проект всегда презентацией (оформление альбома, стенгазеты, плакатов, фотовыставки; творческий от­чет детей, спектакль, мультфильм, клип, открытое занятие, досуг, изготовление кормушек для птиц, макетов и др.).

Таким образом, проектная деятельность в настоящее время – является перспективной формой работы, содержат в себе большие потенциальные возможности и способствует качественным изменениям в развитии речевых способностей детей дошкольного возраста. Использование данной технологии приводит к положительной динамике речемыслительной деятельности у дошкольников, обеспечивает условия для формирования гармонично развитой личности, позволяет в совместной работе учителя-логопеда и воспитателей решать важные задачи речевого, социального и интеллектуального развития дошкольников.

Использование проектной деятельности в коррекционной работе со старшими дошкольниками

Аннотация:

Использование проектной деятельности в коррекционной логопедической работе со старшими дошкольниками, имеющими общее недоразвитие речи, способствует активизации и расширению словарного запаса, более прочному усвоению лексико-грамматических категорий, развитию связной речи, повышению познавательной мотивации, расширению кругозора, развитию личностных качеств дошкольников. В статье рассматривается направление проектной деятельности, составление коллективного коллажа по теме: «Мы гуляем по Москве».

Несформированность лексико-грамматической компетенции является характерным нарушением для дошкольников, имеющих общее недоразвитие речи. Недостаточный словарный запас, морфемный аграмматизм, трудности планирование высказывания, все это затрудняет процесс усвоения той или иной лексической темы.

Неречевая деятельность накладывает отпечаток на формирование у детей сенсорной, интеллектуальной и аффективно-волевой сферы. Отмечаются недостаточная устойчивость внимания, ограниченные возможности его распределения. При относительно сохранной смысловой, логической памяти у детей снижена вербальная память, страдает продуктивность запоминания. Они забывают сложные инструкции, элементы и последовательность заданий. Отмечаются трудности усвоения абстрактных понятий, обобщений, и как следствие нарушение словесно-логического мышления.

Особенности познавательной деятельности детей с ОНР, которые выражаются в снижение способности к приему и переработке воспринимаемой информации, недостаточное развитие операций анализа, синтеза, сравнения, абстрагирования и обобщения, также затрудняют усвоение материала.

Результаты обследования лексико-грамматической компетенции речи, проведенного в старшей группе, показали, что на начало года:

  • высокий уровень имеют — 42% воспитанников,
  • средний уровень — 25%,
  • низкий уровень у 33% воспитанников.

В связи с этим мы решили использовать нетрадиционные формы работы, а именно – проектную деятельность. Этот вид деятельности использовался нами впервые, была обозначена тема проекта «Мой город Москва» и способ реализации – тематический коллаж.

Тема: «Мой город Москва» выбрана не случайно. Знакомство детей с достопримечательностями Москвы происходит пассивно (в основном по наглядной опоре). Кругозор детей не позволяет соотнести увиденное на фотографии (иллюстрации) с практическими объектами. Усвоение материала происходит на формальном уровне, дети не проявляют личной заинтересованности, а недостаточный личный опыт затрудняет формирование навыков словоизменения и словообразования.

Взаимодействие детского сада и семьи в организации досуга детей мы рассматриваем как процесс взаимосвязи в триаде “педагог – ребенок – родители”. Согласно концепции целостного развития дошкольника как субъекта деятельности, объект воспитания – ребенок – является одновременно и субъектом этого процесса.

Мы попытались изменить роль отведенную ребенку. Ранее он был пассивным участником, ведь цель и место досуга обычно выбирает взрослый. Ребенок в силу своей информационной несостоятельности просто не знает интересных мест, куда можно отправиться в выходные дни и на каникулах. Именно поэтому мы решили использовать в логопедической работе с дошкольниками, имеющими общее недоразвитие речи, проектную деятельность, как средство для повышения познавательной активности, расширения сведений об окружающем мире, повышения уровня лесико-грамматической компетенции, развития коммуникативных навыков.

Проектный метод это педагогическая технология, стержнем которой является самостоятельная или совместная с педагогом деятельность детей (исследовательская, познавательная, продуктивная), в процессе которой ребёнок познаёт окружающий мир и воплощает новые знания в реальные продукты.

Виды проектов

Проекты различают по направленности на:

  1. Информационный,
  2. Игровой,
  3. Творческий,
  4. Исследовательский.

Наш проект объединил два направления: информационный и творческий.

Задачи проектной деятельности

Внедряя проектный метод в логопедическую работу, мы поставили перед собой следующие задачи:

  1. Формировать лексико-грамматическую компетенцию дошкольников с ОНР на основе практического опыта детей (посещение достопримечательностей Москвы, составление рассказов о посещении, оформление творческих альбомов)
  2. Внедрение проектной деятельности в логопедическую работу с дошкольниками, имеющими ОНР (изготовление тематического коллажа «Мы гуляем по Москве»)

Основные задачи:

  • Расширить и активизировать словарный запас дошкольников по теме: «Мой город Москва»;
  • Стимулировать практическое использование навыков словообразования и словоизменения в практической речи детей;
  • Развивать эмоционально-выразительную речь дошкольников, посредством использования в речи образных выражений;
  • Расширить кругозор дошкольников;
  • Повысить познавательную активность дошкольников;
  • Развивать коммуникативные навыки;
  • Развивать волевые и личностные качества дошкольников;
  • Развивать нравственно-этические и патриотические чувства дошкольников, такие как: любовь к Родине, уважение к старшим, толерантность по отношению к людям других национальностей;
  • Вовлечение семей в воспитательно-образовательный процесс;
  • Познакомить дошкольников с историческим и культурным наследием Москвы;
  • Просветительская деятельность
  • Развить творческие способности детей.

Этапы реализации проекта

Реализация проекта проходила в несколько этапов.

I этап. Подготовительный.

На подготовительном этапе мы определили тему проекта и способ его исполнения (тематический коллаж «Я гуляю по Москве».).

На этом этапе дети рассмотрели фотоиллюстрации с изображением достопримечательностей Москвы, уточнили основные назначения объектов культуры и их расположение на карте города.

Была показана медиапрезентация «Я шагаю по Москве». Дети рассмотрели карту города Москвы. Узнали, что город Москва разделен на 10 округов, а мы живем в Западном округе. Также, нашей задачей было определить, где территориально находятся те или иные достопримечательности (примерное расположение на схеме округов).

Детям было дано задание: дома, совместно с родителями вспомнить, какие достопримечательности Москвы они уже успели посетить. Составить небольшой рассказ о наиболее понравившемся месте, достопримечательности, и проиллюстрировать его.

Параллельно проводилась коррекционно-развивающая работа:

  • уточнение, обогащение и активизация словаря;
  • развитие навыков словоизменения и словообразования;
  • объяснение значения образных и крылатых выражений (Москва — сердце России, Москва – златоглавая, Москва не сразу строилась, яблоку негде упасть… );
  • практическое использование в речи синонимов и антонимов.

II этап. Основной.

Основной этап работы был совмещен с практическим.

На этом этапе мы приступили к оформлению коллажа. Для работы нам потребовались фотографии детей, иллюстрации достопримечательностей Москвы, опорные картинки, которые помогли бы детям объяснить назначения объектов.

Предварительно мы заготовили маленькие иллюстрации с изображением достопримечательностей Москвы и опорные картинки, которые должны были помочь дошкольникам рассказать, что можно увидеть или узнать в том или ином месте. Заранее были заготовлены фотографии детей (портреты 3х4).

Детям было предложено положить свою фотографию около той достопримечательности, где ребята уже побывали. Когда задание было выполнено, оказалось, что кто-то побывал во многих местах, а кто-то, лишь в одном знаменательном месте. Параллельно проводилась работа по уточнению и активизации словаря по теме: «Мой город Москва».

Это был, пожалуй, самый главный момент, так как именно тогда у детей появилось желание посетить как можно больше интересных мест в Москве (побывать в театрах, музеях, цирках … ).

Рассказы детей были очень эмоциональными, а творческие работы являлись наглядной опорой при составлении рассказов.

Наличие оформленных рассказов помогло в организации диалогов между детьми. Дошкольники охотно обменивались впечатлениями о посещении тех или иных мест.

На этом этапе нам удалось решить следующие задачи:

  • Повысилась мотивация речевого высказывания,
  • Активизировалась коммуникативная составляющая речи дошкольников, были закреплены предложно-падежные конструкции,
  • Расширился активный словарь по теме: «Мой город- Москва» (закрепив при этом практическое использование антонимов и синонимов в речи дошкольников),
  • Развивать связную речь.
  • Пробудить у дошкольников желание посетить интересные места Москвы (выставки, музеи, театры, парки…).
  • Развились личностные качества ребенка (дружелюбие, уверенность, внимательное отношение к товарищам, взаимовыручку…),
  • Повысилась самооценка детей.

III этап. Итоговый.

Итогом работы стали: презентация творческих работ и проведение круглого стола с участием педагогов и родителей воспитанников нашей группы.

Родители отметили, что дети стали чаще выступать инициаторами воскресных путешествий по знаменательным местам Москвы. Выходные проходят интереснее, а дети стали внимательнее относиться к окружающим их объектам культуры, памятникам. Такие семейные походы развивают у детей самостоятельность, ответственность, повышается познавательная активность дошкольников.

Посещая театры, музеи, выставки, ребенок учится вести себя в общественных местах, становится более выдержанным, организованным, учится управлять своими эмоциями, развиваются личностные качества ребенка. Формируется патриотические чувства маленького гражданина.

Опыт использования проектного метода в логопедической работе показал, что практическая деятельность способствует более глубокому и прочному усвоению изучаемого материала, повышает мотивацию и познавательную активность дошкольников.

Исаева Ольга Юрьевна,
учитель-логопед,
ГБОУ СОШ № 875, СП «Надежда»,
г. Москва

Использование проектного метода в работе логопеда

Рубрика: 7. Дефектология

Опубликовано в

Дата публикации: 10.11.2015

Статья просмотрена: 1505 раз

Библиографическое описание:

Котова, Н. А. Использование проектного метода в работе логопеда / Н. А. Котова. — Текст : непосредственный // Педагогическое мастерство : материалы VII Междунар. науч. конф. (г. Москва, ноябрь 2015 г.). — Москва : Буки-Веди, 2015. — С. 191-193. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/184/9080/ (дата обращения: 18.01.2022).

Немецкий педагог начала 19 века Адольф Дистервег писал: «Со знанием должно быть обязательно связано умение… Печальное явление, когда голова ученика наполнена большим или меньшим количеством знаний, но он не научился их применять, так что о нем приходится сказать, что хотя он кое-что знает, но ничего не умеет». Оказать существенную помощь в решении этой проблемы, остающейся актуальной до сих пор, особенно для педагогов коррекционной школы может проектный метод.

Каково же место проектного метода в воспитательно-образовательном процессе, в работе учителя-логопеда в частности?

Работа логопеда при внедрении проектного метода имеет свои особенности, так как конечным продуктом является формирование речевой деятельности ребенка. Причем, проект не должен быть самоцелью, т. е. включение обучающихся в проект рассматривается как возможность предоставления им опыта достаточно самостоятельной речевой деятельности. Задача учителя-логопеда в этом случае состоит в том, чтобы подобрать такие виды и продукты проектной деятельности, которые были бы адекватны возрасту детей, так сформулировать цели предстоящей работы, чтобы они были доступны, понятны и, что не менее важно, интересны и значимы для детей данной возрастной категории.

Логопедическая работа в специальной (коррекционной) школе VIII вида характеризуется большим своеобразием, которое определяется особенностями высшей нервной деятельности, психологическими особенностями детей с нарушением интеллекта.

У школьников с нарушением интеллекта отмечается слабость мотивации, снижение потребности в речевом общении; нарушение смыслового программирования речевой деятельности. Вследствие чего нарушается контроль над собственной речью. Наблюдается прямая зависимость между уровнем мотивации к исправлению речевых дефектов и сформированностью саморегуляции речевой деятельности. Их мотивы отличаются примитивной эмоциональной окраской, они нестойкие, ситуативные.

Расстройства речи носят стойкий характер, они с большим трудом устраняются, сохраняясь вплоть до старших классов. Именно мотивация, системность и комплексность определяют эффективность и результативность коррекционной работы. В связи с тем, что старые условно-рефлекторные связи у умственно отсталых детей изменяются с трудом, необходимо особенно тщательно отрабатывать этапы закрепления правильных речевых навыков. Усвоенные в логопедическом кабинете речевые навыки исчезают у данной категории детей в других ситуациях, на другом речевом материале. Трудности в речевом плане пугают их, а некоторым лень напрягаться, другие считают это ненужным

Каковы же возможности использования элементов проектной деятельности в практике учителя-логопеда, работающего в специальной (коррекционной) школе VIII вида?

Дети, в большинстве случаев, положительно относятся к логопедическим занятиям, это связано с занимательной формой проведения занятий, необычностью обстановки, новизной заданий и т. д.

Введение в логопедическую практику элементов проектного метода позволяет не просто запоминать и воспроизводить имеющиеся у обучающихся знания, но и актуализировать их, обобщать, структурировать и осознанно применять на практике, повышать учебную мотивацию.

Метод проекта в специальной (коррекционной) школе имеет свои специфические особенности и подходы к организации. Прежде всего, он ориентирован на психофизические возможности учащихся с недостатком интеллекта и на коллективную деятельность учащихся — парную, групповую (иногда индивидуальную), которую учащиеся выполняют в течение определенного отрезка времени. На логопедических занятиях такое проектирование возможно только в краткосрочном варианте, занимать 2–3 урока, одну неделю.

Деятельность учителя-логопеда играет ведущую и направляющую роль. Также требуется тщательная дозировка заданий и речевого материала, любая задача должна быть максимально разложена на простейшие составляющие. Это позволяет повысить значимость у ребенка собственных достижений. Логопед самостоятельно дозирует объем заданий, организует пошаговое сопровождение детей. Это позволяет повысить эффективность работы по коррекции речевых нарушений, способствует активизации познавательной деятельности обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, оказывает положительное влияние на формирование личности в целом.

Не все учащиеся в силу их индивидуальных особенностей, уровня интеллектуального и физического развития могут полностью самостоятельно выполнить проект, поэтому необходимо формировать группы так, чтобы были задействованы учащиеся с разными уровнями развития.

Например, при проектировании работы над связным высказыванием по теме «Осень», необходимо сначала разложить речевой материал на отдельные блоки: неживая природа, растения, животные, человек; и затем на последнем занятии соединить все полученные речевые знания, умения и навыки соединить в одно целое.

1 класс «Составить предложение»

2 класс «Составление описательного рассказа по картине»

3 класс «Итоговая беседа об осени».

4 класс «Рассказ об осени с последующей записью»

Опыт использования рассматриваемого метода показывает, что реализация проекта логопедической направленности может быть осуществлена в рамках тематических или предметных недель, таких как, например: недели русского языка, недели начальных классов, а также параллельно с подготовкой к общешкольным праздникам, посвященным 8 Марта, Дню Защитника Отечества, Новому году и т. д.

В 2015–2016 учебном году запланировано мероприятие «Путешествие в страну Грамматики» по закреплению правильного употребления лексико-грамматических категорий с учащимися 1–4 классов. При выборе темы, цели, задач предстоящего мероприятия необходимо ориентироваться на характер речевого нарушения, этап коррекционной работы, возрастные и индивидуальные особенности, а также на способности и возможности.

Приступая к проектированию, следует учесть, что интересы у данной категории детей ситуативны. Поэтому, если тема проекта выбрана, приступать к её выполнению надо немедленно, пока не угас интерес. Затягивание времени может привести к потере мотивации к работе, неудачному результату, незаконченному проекту и отвращению к участию в каких — либо проектах в дальнейшем. Полезность в том и заключается, что мы не рассказываем ребенку ничего лишнего. У него есть право выбора первого шага, хода и даже цели проекта. Идя к этой цели, он сталкивается с тем, что ему приходится «добывать» знания, а затем соединять разрозненные сведения, «нанизывать» их на некую свою цель. Задача учителя-логопеда не просто давать задания и оценивать их выполнение, а умело подводить ребят к поставленной цели, помогать выбирать нужные сведения из общего потока информации.

Таким образом, проектно-исследовательский метод в работе учителя-логопеда позволяет планомерно раскрыть содержание материала, благоприятно сказывается на развитии связной речи детей, раскрепощает их речевую активность, приучает делать необходимые выводы на основе проводимых исследований и последовательно, осознанно оречевлять производимые ими действия.

Проект «Путешествие в страну Грамматики»

Цель: упражнение детей в правильном звукопроизношении в занимательных для детей видах деятельности;

Цель перед детьми: отправиться в страну Грамматики (используя карту-путеводитель);

Масштаб проекта: временной — неделя.

  1. Развивать умения различать гласные и согласные звуки.
  2. Развивать силу голоса, интонацию, выразительность речи.
  3. Воспитывать общительность, коммуникабельность в ситуациях, возникающих в жизни.
  4. Воспитывать желание говорить правильно и красиво.
  5. Развивать общую, мелкую и артикуляционную моторику.
  6. Прививать любовь к родному языку.
  7. Воспитывать общительность, коммуникабельность в ситуациях, возникающих в жизни.

Внеклассное мероприятие внутришкольное для 1–4 классов

Во время «путешествия» дети «побывают» в гостях у умелых пальчиков и веселых язычков «прогуляются» по «улице потешек, чистоговорок, скороговорок», по «улице волшебных палочек и слов», и узнают много интересного.

Последний этап проекта — защита — всегда самый зрелищный. На защиту приглашаются гости (педагоги), родители. Вначале мы объясняем, для кого и для чего он создавался и зачем он нужен. Форма защиты проектов яркая, интересная, продумана так, чтобы высветить и продемонстрировать вклад каждого ребенка, родителя, педагога.

Таким образом, можно сказать, что выбранная технология проектирования позволяет решать важные задачи речевого и психического развития школьника:

 расширить знания детей об окружающем, пополняя тем самым словарный запас;

 совершенствовать звуковую сторону речи;

 развить способность к словотворчеству;

 формировать личностные качества ребенка;

 развитие коммуникативных навыков;

 добиться значительной положительной динамики в речевом развитии детей.

  1. Николаева О. В., Дьяковская М. А. Создание детско-родительских проектов в начальной школе.// Логопед.2011. -№ 3. –с.81 -94. 3.
  2. Сергеев И. С. Как организовать проектную деятельность учащихся. Практическое пособие для работников общеобразовательных учреждений. –М.: Аркти, 2009..
  3. Рубинштейн С. Я., Психология умственно отсталого школьника, Издание третье, М: «Просвещение», 1986.

Похожие статьи

Использование метода проекта в коррекционно-развивающей.

ребенок, проектная деятельность, дошкольный возраст, проектный метод, непрерывная образовательная деятельность, образовательный процесс, нарушение речи, работа, восточная мудрость.

Проект по организации коррекционной работы на основе.

ребенок, коррекционная работа, проектный метод, занятие, игра, пересказ, проект, детский сад, дошкольное образование, проектная деятельность. Взаимодействие учителялогопеда и семьи в образовании детей.

Проектная деятельность как одна из форм построения.

Между тем деятельность педагога в таких группах осложняется не только использованием особых форм и методов работы с детьми с ОНР, координацией деятельности воспитателя и учителялогопеда.

Использование нетрадиционных методов коррекции речевых.

Предполагаемые результаты нетрадиционных методов коррекции речевых нарушений. Биоэнергопластика. Кинезиология.

Аммосова Н. С. Самомассаж рук при подготовке детей с речевыми нарушениями к школе: Логопед, № 6, 2004.

Коррекционно-развивающая среда логопедического кабинета

Устранение речевых недостатков — кропотливый труд, требующий от ребенка усидчивости, терпения, напряжения мыслительной деятельности.

Панно многофункционально и удобно: учительлогопед и ребенок могут легко и быстро прикрепить к нему любую картинку.

Коррекционная работа воспитателя в группе для детей с общим.

Коррекционная работа в группе осуществляется под руководством и контролем логопеда. В группе я, как воспитатель, осуществляю коррекционные задачи: закрепляю речевые навыки по заданию логопеда; максимально пополняю.

Проектно-исследовательский метод как средство.

А формирование, развитие связной речи у детей с речевыми проблемами — одно из основных направлений в коррекционном обучении.

Такое единение детей, педагогов и родителей дает возможность сделать проектно-исследовательскую деятельность более познавательной и.

Приёмы активизации речевой деятельности у неговорящих детей

ребенок, логопедическая работа, речевая деятельность, взрослый, Игра, речевое подражание, развитие, игровая деятельность, упражнение, ход упражнения.

Нетрадиционные подходы к организации логопедической работы.

Проектный метод в логопедической работе.

Задача логопеда сконцентрировать речевую деятельность детей.

Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, коррекционная работа, проектный метод, занятие, игра, пересказ, проект, детский сад.

Использование метода проектов в работе учителя-логопеда специальной (коррекционной) школы VIII вида

Методическая копилка

Использование метода проектов в работе учителя-логопеда

специальной (коррекционной) школы VIII вида

, учитель-логопед

МКС(К)ОУ «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа № 78» VIII вида

Современное общество предъявляет требования к повышению качества образования, что делает необходимым поиск новых педагогических подходов к обучению и воспитанию подрастающего поколения. От образовательного учреждения требуется не только дать обучающимся знания по конкретным дисциплинам, но и научить применять их в повседневной жизни (Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа»). Основным результатом деятельности образовательного учреждения должна стать не система знаний, умений и навыков сама по себе, а набор заявленных государством ключевых компетенций («Концепция модернизации российского образования на период 2010 года»). С целью достижения требуемых от системы образования результатов был разработан и утвержден федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. Его логичным продолжением явился проект специального ФГОС, разработанный институтом коррекционной педагогики РАО. Проект СФГОС обращает особое внимание на формирование навыков жизненной компетенции у детей с ограниченными возможностями здоровья, что делает актуальным внедрение в практику работы компетентностного подхода – совокупности приемов и способов обучения, направленных на формирование компетенций обучающихся. Метод проектов – один из способов реализации компетентностного подхода в образовании.

Метод проектов – это педагогическая технология, стержнем которой является самостоятельная деятельность детей – исследовательская, познавательная, продуктивная, в процессе которой ребенок познает окружающий мир и воплощает новые знания в реальные продукты. Метод проектов успешно зарекомендовал себя в образовательных учреждениях. В настоящей статье мы рассмотрим возможности его использования в практике учителя-логопеда, работающего в специальной (коррекционной) школе VIII вида. Кратко остановимся на особенностях работы с умственно отсталыми детьми.

В связи с тем, что старые условно-рефлекторные связи у умственно отсталых детей очень консервативны, изменяются с трудом, необходимо особенно тщательно отрабатывать этапы закрепления правильных речевых навыков. Усвоенные в логопедическом кабинете речевые навыки исчезают у данной категории детей в других ситуациях, на другом речевом материале. В связи с этим очень важно закрепить их в различных ситуациях. Особенностью логопедической работы является тщательная дозировка заданий и речевого материала, любая задача должна быть максимально разложена на простейшие составляющие. Логопед не должен осуществлять деятельность по коррекции речевых нарушений «в одного», необходимо привлекать к ней в качестве активных участников учителей и воспитателей, работающих с классом, в котором обучается ребенок-логопат, а также библиотекаря, педагога-психолога школы. Это позволит, с одной стороны, органично реализовать основные принципы коррекционной педагогики, с другой – повысит значимость у ребенка собственных достижений что, в конечном счете, будет способствовать повышению эффективности образовательного процесса.

Немецкий педагог начала 19 века Адольф Дистервег писал: «Со знанием должно быть обязательно связано умение… Печальное явление, когда голова ученика наполнена большим или меньшим количеством знаний, но он не научился их применять, так что о нем приходится сказать, что хотя он кое-что знает, но ничего не умеет». Оказать существенную помощь в решении этой проблемы, остающейся актуальной до сих пор, особенно для педагогов коррекционной может проектный метод. Каково же место проекта в воспитательно-образовательном процессе, работе учителя-логопеда в частности?

Любой проект предполагает получение конечного продукта и его презентацию, реализация многих проектов происходит и во внеурочное время. Поэтому важным условием достижения поставленной цели, получения ожидаемых результатов, предупреждения перегрузки обучающихся и педагогов является определения места предстоящего проекта в системе воспитательной работы. Опыт использования рассматриваемого метода показывает, что реализация проекта логопедической направленности может быть осуществлена в рамках тематических и/или предметных недель, например: недели здоровья, экологии, русского языка, а также параллельно с подготовкой к общешкольным праздникам, посвященным 8 Марта, дню защитника Отечества, Новому году и т. д. При выборе темы, цели, задач предстоящего проекта необходимо ориентироваться на характер речевого нарушения, этап коррекционной работы, зоны актуального и ближайшего развития ребенка. Проект не должен быть самоцелью педагога. Мы полагаем, что целесообразнее использовать метод проектов на этапе закрепления речевых навыков у обучающихся-логопатов, т. е. включение обучающихся в проект рассматривается нами как возможность предоставления им опыта достаточно самостоятельной речевой деятельности. Задача учителя-логопеда состоит в том, чтобы подобрать такие виды и продукты проектной деятельности, которые были бы адекватны возрасту участников проекта, так сформулировать цели предстоящей работы, чтобы они были доступны, понятны и, что не менее важно, интересны и значимы для обучающихся.

Структуру проекта принято обозначать пятью «П»: проблема, проектирование, поиск информации, продукт, презентация. Но реализации собственно проекта предшествует серьезная подготовительная работа, в результате которой должны появиться:

· паспорт проекта – документ, в котором отражаются тема, идея, задачи предстоящего проекта, определяется его типология, указываются участники, формулируется конечный продукт и форма его презентации;

· программа проекта – своеобразный маршрутный лист с указанием этапов, мероприятий со сроками, местом и результатом их проведения, ответственными;

· средства обеспечения (материально-технические, методические и др.), необходимые для осуществления проекта.

Проиллюстрируем опыт реализации проекта «В журналисты я б пошел, пусть меня научат» с обучающимися 3-9 классов (10 человек, логопедическое заключение: «Системное недоразвитие речи легкой степени при умственной отсталости. Сложная форма дисграфии») как пример использования проектного метода в работе учителя-логопеда. Данный проект был реализован в рамках тематической недели здоровья «Правильное питание». По продолжительности данный проект являлся краткосрочным, поскольку осуществлялся в течение одной недели, по характеру контактов – внутришкольным, по числу участников – групповым, по характеру деятельности – прикладным, поскольку работа над проектом проходила в свободное от учебных занятий время, его следует классифицировать как внеурочный. Кроме обучающихся в данном проекте участвовали учителя-логопеды, учитель русского языка и библиотекарь, в роли интервьюируемых выступили пять работников школы.

Проект «В журналисты я б пошел …» был подчинен ведущей педагогической идее о том, что включение обучающихся во внеурочные виды продуктивной деятельности, соответствующие их возрастным особенностям позволит повысить эффективность коррекционно-развивающей работы. Актуальность проблемы обусловлена тем фактом, что нарушения речи обучающихся специальной (коррекционной) школы VIII вида оказывают серьезное влияние на результативность процесса обучения и процесс социализации в целом, коррекционная работа, осуществляемая лишь в условиях классно-урочной системы, оказывается недостаточной для достижения оптимального результата. На момент старта проекта обучающиеся завершили изучение материала раздела «Грамматическое структурирование» и приступили к следующему разделу – «Связная речь» (программа логопедических занятий по коррекции сложной формы дисграфии). Поэтому основную образовательную задачу мы сформулировали следующим образом: «Закрепить умение грамматически правильно оформлять устное и письменное высказывание». Кроме этого проектом предполагалось решить и другие задачи: познакомить с понятием «интервью», правилами его ведения и оформления; способствовать формированию ценностного отношения к своему здоровью через расширение знаний о правильном питании. Конечный результат (продукт) проекта нами рассматривался в двух составляющих:

· внешний (очередной выпуск школьной газеты «Переменка);

· внутренний (обучающиеся расширили свой кругозор знаниями о некоторых сторонах правильного питания, получили возможность попробовать себя в роли журналистов, участвовать в продуктивной деятельности).

В ходе подготовки творческой группой педагогов были определены средства, необходимые для обеспечения проекта:

· для изготовления газеты – листы форматом А-3, фотоаппарат, фломастеры, ручки, карандаши, выставочный стенд, газеты, журналы ( в качестве образцов), компьютер, цветной принтер;

· для поощрения участников-обучающихся – блокноты «Личный блокнот журналиста»;

· для работы интервьюируемых педагогов – салфетки, посуда, скатерть, соки, морсы, продукты для горячих бутербродов, предметные картинки, столовые приборы.

В качестве информационного обеспечения (источника информации) мы определили толковый словарь, журналы, газеты со статьями, содержащими интервью. Следует учесть необходимость выбора фотокорреспондента – человека, освещающего проект, им может быть один из педагогов творческой группы.

В отличие от проектов, реализуемых с нормально развивающимися обучающимися, проекты в специальных (коррекционных) школах VIII вида, безусловно, имеют ряд особенностей, среди которых – дозировка объема заданий, пошаговое сопровождение обучающихся педагогами. Поэтому в нашем случае тематика интервью была определена педагогами творческой группы, темы распределялись не свободным выбором, как это было бы возможно в массовой школе, а с учетом возраста и тяжести дефекта обучающихся, в том числе речевого. Перейдем к рассмотрению проекта по этапам его реализации, хотя их границы весьма и весьма условны.

Первый этап проекта – постановка проблемы – осуществляется со всей группой обучающихся одновременно. Во время и месте, объявленными на общешкольной линейке, вскрываются конверты с заданиями для ребят каждого из классов (от каждого класса участвуют в проекте по два человека). Задания могут быть следующими: «Дорогие ребята, вам предстоит взять интервью у … (указываются фамилия, имя и отчество работника школы) на тему «Полезные и вкусные напитки» и оформить страничку школьной газеты. Желаем творческих успехов!» или «Приветствуем юных журналистов 6-А класса! Вас ждет интересное дело – нужно встретиться с… (указываются фамилия, имя и отчество работника школы), взять у нее интервью на тему «Сервировка » и оформить страничку школьной газеты. Удачи!» Тему интервью можно зашифровать. После того как задания прочитаны (или темы расшифрованы) обозначается проблемное поле с помощью вопросов: «Что такое интервью?», «Как нужно оформить интервью?» … «У кого можно получить ответы на все эти вопросы?» В ходе беседы ребята подводятся к мысли о том, что получить нужную информацию можно в библиотеке и решают, что сначала нужно обратиться к библиотекарю школы. Продолжение работы проходит в школьной библиотеке, в которой обучающиеся получают ответы на вопросы, знакомятся с интервью, посещенными в газетах и журналах, предложенными библиотекарем. Существует и другие вопросы, ответы на которые нужно получить: «Нужно ли заранее договариваться о встрече с интервьюируемым?», «Какие «вежливые» слова использовать при постановке вопроса?», «Как заканчивать интервью?» Таким образом, кроме академических знаний, ребята расширяют область своей жизненной компетенции. Следующие три этапа проекта осуществляются микрогруппами – два обучающихся под руководством учителя-логопеда или учителя русского языка (один педагог может возглавлять несколько групп, в этом случае их встречи происходят в разное время).

На втором этапе проекта – этапе проектирования деятельности – ребята решают, о чем конкретно они будут спрашивать своего интервьюируемого работника школы, сколько вопросов будут задавать, формулируют эти вопросы (устно и письменно), распределяют вопросы между собой, договариваются с работником школы о месте и времени встречи. На этом этапе также возникают проблемные ситуации, например, как фиксировать ответы? Возможны несколько путей: запись на диктофон, видеосъемка, краткая запись на бумаге. Выбирается тот способ, который адекватен возрасту и особенностям детей, важно не давать им готового решения, поскольку именно процесс поиска решения особенно важен для развития юных журналистов. Педагог-руководитель обращает внимание на использование «вежливых» слов в вопросах. Для отработки навыка правильного грамматического структурирования важно уделить время на запись вопросов, само – и взаимопроверку выполненной работы, при необходимости – коррекцию написанного.

Третий этап условно обозначается как «поиск информации». Именно сейчас ребята выполняют основную часть своего редакционного задания – берут интервью. Исходя из особенностей восприятия и мышления обучающихся специальной (коррекционной) школы VIII вида, мы рекомендуем заранее познакомить интервьюируемых с вопросами, с целью обеспечения процесса взятия интервью необходимой наглядностью (в нашем случае продуктами питания, приборами, посудой и салфетками для сервировки и т. д.). При такой предварительной подготовке «журналисты» не только услышат ответ на свой вопрос, но и будут иметь возможность увидеть процесс приготовления коктейля, а также попробовать его на вкус, что, в свою очередь окажет влияние на формирование мотивации к правильному питанию (одной из задач проекта).

Оформление результатов (продукта) – следующий этап проекта – одно из самых сложных его звеньев. Порядок оформления страницы школьной газеты дифференцируется в зависимости от возможностей и возраста обучающихся. Для ребят начальных классов макет (рамка, заголовок, линование листа, приклеивание фотографий) газеты может быть подготовлен заранее, обучающиеся второй ступени, как правило, способны оформить его с частичной помощью педагога. Руководителем микрогруппы осуществляется тщательная работа над каждым ответом, полученным в ходе интервью: слушается аудио – или видеозапись, ее содержание пересказывается обучающимся (второй ребенок дополняет, поправляет), затем ответ записывается, проверяется, редактируется и вновь переписывается. Запись текста интервью на страницу газеты производится на следующий день. Возможна компьютерная верстка газеты.

Для презентации результатов – пятого этапа проекта – микрогруппы объединяются вновь. Страницы школьной газеты вывешиваются в холле. Презентация выполненной работы проведена многовариантно:

· в формате стендовой экскурсии «журналисты» рассказывают о самых интересных фактах, которые стали им известны в ходе интервью (в этом случае необходимо заранее подготовить выступления);

· «журналисты» интервьюируются другими ребятами или педагогами (данный вариант был выбран для презентации в нашей школе);

· демонстрируется слайдовая презентация работы «журналистов», комментарии даются одним из «журналистов» или руководителей проекта и т. д.

Презентацией проект не заканчивается, предстоит еще один важный этап – рефлексия. Уже в текстах Джона Дьюи, американского философа и педагога, которого считают основоположником метода проектов, появилось понятие «опыт». Это довольно серьезная философская категория, но дать определение опыта непросто. Можно приблизительно определить опыт так: это такие действия или события, результат которых стал впоследствии условием последующих действий и событий. Другими словами, то, что происходит с нами, может происходить, не оставляя следа, а некоторые события могут научить, заставить почувствовать, оставить свой след. И тогда они становятся частью опыта (например, споткнулся человек, поморщился и пошел дальше или споткнулся, заметил выбоину на дороге и стал ее потом обходить). Получается, что опыт появляется не там, где мы просто что-то делаем, с нами что-то происходит, а только там, где в дополнение к этому возникает и остановка, обдумывание, анализ. При этом главное – факт остановки и фиксация внимания, факт рефлексии. Проектная деятельность как практическая деятельность школьников может стать основанием для приобретения опыта, но только может стать. Сам по себе проект не обеспечивает опыта: да, он расширяет возможности совершать действия, он увеличивает число происходящих событий, но все это не тождественно опыту. Само по себе проектирование не гарантирует приобретение опыта, осмысленного отношения ко всей совокупности проектных действий. А раз нет опыта, он не приобретен, проект остается случаем из жизни – приятным или неприятным, творческим или не очень. Поэтому в дополнение к собственно проектированию необходима организация специальной рефлексивной сессии – сбора проектной группы по обсуждению хода реализации проекта. Как правило, рефлексия проводится отдельно с группой обучающихся и группой педагогов, участвующих в проекте. Именно на этом этапе выявляются важнейшие точки развития проектного замысла, определяется степень достижения планируемых результатов.

Опыт реализации проекта «В журналисты я б пошел …» позволяет сделать вывод о том, что систематичное использование этого метода учителем-логопедом специальной (коррекционной) школы VIII вида позволяет повысить эффективность работы по коррекции речевых нарушений, способствует активизации познавательной деятельности обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, оказывает положительное влияние на формирование навыков жизненной компетенции. “Единственный путь, ведущий к знаниям, – это деятельность» (Бернард Шоу).

1.Иванов, в образовании : учеб. Пособие для студ. Высших учеб. Заведений / . – М.: Издательский центр «Академия, 2008. – 336 с.

2. Лалаева, работа в коррекционных классах: Кн. Для логопеда / . – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1998. – 224 с.

3. Малофеев, концепция СФГОС для детей с ограниченными возможностями здоровья: основные положения / , , Дефектология, № 1. – 2010.

4. Оберемок, проектов в дошкольном образовании / . – Новосибирск, 2005.

Использование проектной деятельности в коррекционной логопедической работе

С введением Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) в действие, появилась необходимость повышения качества дошкольного образования, которое направлено на выявление и развитие творческих и познавательных способностей детей, а так же выравнивание стартовых возможностей выпускников ДОУ.

В нынешних условиях модернизации образования главной задачей становится развитие личности ребенка, который готов к саморазвитию, самообразованию, к правильному взаимодействию с окружающим миром.

В наши дни постоянно растет количество детей, у которых тяжелые речевые расстройства. Традиционные методы логопедической работы с детьми, имеющими ОНР, не всегда дают хороший нужный результат.

Мы, проанализировав разные приемы коррекционной работы с детьми с нарушениями речи, искали такие, которые не только позволили бы нам улучшить процесс постановки и автоматизации звуков, но и помогли в развития всех компонентов речи, коммуникативных навыков, когнитивных процессов. И в нашем детском саду проектный метод вошел в практику работы учителя-логопеда.

Метод проектной деятельности с детьми дошкольного возраста – это инновационный, оптимальный, и конечно перспективный метод в системе дошкольного образования, который способствует всестороннему развитию детей и коррекции речи.

Проектная деятельность в ДОУ имеет характер сотрудничества. Дети становятся участниками творческого процесса. Цель – дать ребенку возможность придумывать, экспериментировать с полученными знаниями и, конечно же развивает речь.

Работая над проектами, мы используем беседы на заданную тему, обсуждение разнообразных ситуаций в которых есть проблема, читаем художественную литературу, также можно использовать просмотр презентаций, мультфильмов. Это помогает нам развивать связную речь (монологическую и диалогическую), учит детей строить предложения, вести дискуссии, четко и понятно высказывать свое мнение.

Работа над проектами с детьми дошкольного возраста, у которых есть речевые затруднения, должна быть очень гибкой.

Учитель-логопед должен в совместной проектной деятельности:

– помочь детям выбрать интересную, актуальную и посильную для данного возраста задачу;

– отбирает игры и разные виды деятельности, планирует процесс обучения;

– помогать детям в поиске источников информации;

– помогает детям в выборе нужных материалов;

– ведет контроль над всем процессом;

– выбирает, кого из педагогов можно привлечь к работе над проектом;
– одобряет и всегда поддерживает детей в различных видах деятельности используемых в реализации творческого проекта.

Главная цель проектной деятельности в нашей коррекционной работе – это развитие речи. Она помогает обобщить полученные знания, развить воображение, творческие способности и коммутативные навыки, и это помогает детям с речевыми проблемами в умелой адаптации в социальной среде с учётом инклюзивного подхода.

Мы, работая в группах компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи, перед собой поставили следующие задачи:

– Развивать интерес детей к познанию нового;

– Поддерживать интерес у детей к предлагаемой деятельности;

– Расширять словарь дошкольников;

– Формировать различные представления, обогащать и расширять представления об окружающем мире;

– Формировать правильное произношение;

– Учить действовать совместно с другими детьми и взрослыми;

– Развивать творчество, воображение и мышление;

– Овладевать разными способами решения поставленных задач.

Творческие проекты в старшей и подготовительной группе компенсирующей направленности служат для развития познавательных способностей, творческого воображения и мышления. Учат детей находить разные способы решения проблемы с помощью педагогов и родителей (а потом и самостоятельно).

Работая над реализацией проекта совместно с взрослыми и сверстниками, наши дети с нарушением речи обогащают свой словарный запас, формируют грамматический строй речи, развивают связную речь. Они учатся выступать на мероприятиях, читать стихи, правильно общаться с окружающими.

Этапы проекта, используемые в работе:

1 этап: Выбор проблемы (цели). При выборе проблемы определяется и конечный продукт. Применяем игровую ситуацию. Формулирует задачу. Вхождение в проблемную ситуацию.

2 этап: Разработка решения поставленной задачи. Помогает спланировать деятельность.

3 этап: Практическая часть. Реализация и контроль осуществления проекта. Формирование различных знаний, умений и навыков.

4 этап: Итог. Презентация. Продукт деятельности готовят к презентации.

В конце проект всегда оканчивается презентацией или изготовлением стенгазеты, фотовыставки, альбома, плакатов; может быть показан досуг, открытое занятие, выставка изготовленных поделок, макетов; творческий отчет детей, показ спектакля, мультфильма.

Работая в этом направлении, нами были созданы и реализованы несколько творческих проектов («Пальчики развивают речь», «Рифма – это интересно!», «Ах, эти русские народные сказки!», «Веселые чистоговорки»). Работая над проектом, мы старались создать дружескую атмосферу сотворчества взрослого с детьми, применяли к каждому ребенку индивидуальный подход.

Проект «Рифма – это интересно!» для детей с ОНР в старшей группе компенсирующей направленности был нами использован для автоматизации звуков при обучения детей рифмовать слова. Этот проект помог нам увеличить не только словарный запас у детей, но и развить воображение и чувство ритма. Вследствие соблюдения пауз возникает четкость речи и совершенствуется речевое дыхание. При этом звуковой повтор в рифмовке помогает выработке точного произношения звуков, слов. Работа по составлению не трудных рифм, это одно из заданий обучающего характера по направлению – устное народное творчество. Создание и прослушивание рифм содействует улавливанию звуков речи, ребята обращают внимание на повторы и созвучие, которые необходимы на этапе автоматизации звуков.

Проект «Веселые чистоговорки» по лексической теме «Школьные принадлежности» в подготовительной к школе группе продолжает совершенствовать приобретенные знания на этапе формирования рифм и, соответственно, совершенствовать речь, интонационную сторону речи, тембр и силу голоса, формирует слуховое восприятие, чувства ритма, автоматизирование звука в фразах.

Процесс работы над проектом в группе для детей с ОНР обязан реализовываться при участии учителя – логопеда и воспитателя, также приветствуется привлечение других педагогов (музыкального руководителя, психолога, инструктора по физической культуре) и обязательно родителей.

Значимым направлением логопедической работы в ДОУ является консультативная работа с родителями воспитанников, посещающих логопедические группы, их включение в совместную с образовательным учреждением коррекционную работу с речевым ребёнком.

Думаем, технологии проектной деятельности будут востребованы в работе логопеда, так как содержат в себе большие потенциальные возможности, способствуют качественным изменениям в развитии речевых способностей детей дошкольного возраста, а также заинтересовывают родителей в образовательном процессе, стимулируют их к активному участию в развитии ребенка.

Читайте также:
Абилитация младенцев
Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: