Использование проектного метода в профилактике речевого недоразвития у детей младшего дошкольного возраста

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРОЕКТНОГО МЕТОДА В ПРОФИЛАКТИКЕ РЕЧЕВОГО НЕДОРАЗВИТИЯ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

11. Денисова Юлия Петровна,магистрант педагогического факультета ФБГОУ ВО «Курганский государственный университет» Курган, Россия;

ОТ НАСТАВНИЧЕСТВА К ТЬЮТОРСТВУ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ: ПРЕДПОСЫЛКИ, ТРУДНОСТИ И ПЕРСПЕКТИВЫ В УСЛОВИЯХ МАЛОГО ГОРОДА

12. Сумарокова Наталия Геннадьевна, магистрант 1-го курса очной формы обучения педагогического факультета ФГБОУ ВО «Курганский государственный университет» Курган, Россия

ФОРМИРОВАНИЕ ИКТ-КОМПЕТЕНТНОСТИ ПЕДАГОГОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ

13. Самойлова Эльвира Ерсаиновна, магистрант педагогического факультета ФБГОУ ВО «Курганский государственный университет» Курган, Россия;

РОЛЬ ИНТЕРНЕТ-КОММУНИКАЦИЙ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ САМООБРАЗОВАНИИ ПЕДАГОГА

14. Кошуева Кайратгул Баатырбековна,старший преподаватель Ошского гуманитарно-педагогического института, Ош, Кыргызская Республика.

ПРОБЛЕМЫ В ПОДГОТОВКЕ СПЕЦИАЛИСТОВ АГРАРНОГО СЕКТОРА КЫРГЫСТАНА

15. Маклакова Светлана Андреевна,магистрант педагогического факультета ФГБОУ ВО «Курганский государственный университет Курган, Россия;

ОСОБЕННОСТИ ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ В УЧРЕЖДЕНИЯХ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

16. Еманова Светлана Владимировна,кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики, Курганский государственный университет, г. Курган.

ОПЫТ ПОДГОТОВКИ БАКАЛАВРОВ В КУРГАНСКОМ ГОСУДАРСТВЕННОМ УНИВЕРСИТЕТЕ В УСЛОВИЯХ ВВЕДЕНИЯ ФЕДЕРАЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТАНДАРТА ПЕДАГОГА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

17. Кондратьева Алена Викторовна,магистрант, заведующий Филиала МБДОУ – детского сада «Детство», Детский сад №371

ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА ОРГАНИЗАЦИЮ ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ УСЛУГ В ДОО

Секция №4 «Образование взрослых как объект системного управления» ауд.3-Д

Руководители:

Кружкова Ольга Владимировна

Кандидат психологических наук,

зав.кафедрой философии и акмеологии

Уральского государственного педагогического университета

Шевелёва Наталья Леонидовна

Кандидат педагогических наук,

доцент кафедры экономики и менеджмента

Уральского государственного педагогического университета

Доклады

1. Лоськов Сергей Евгеньевич, магистрант педагогического факультета ФГБОУ ВО «Курганский государственный университет» Курган, Россия;

ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СРЕДСТВО УПРАВЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНО АКТИВНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИЕЙ

2. Бутакова Наталия Владимировна,магистрант 1 курса института менеджмента и права УрГПУ, г. Екатеринбург.

СТРАТЕГИЧЕСКОЕ УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИЕЙ

3. Воробьева Елена Александровна, магистрант педагогического факультета ФБГОУ ВО «Курганский государственный университет» Курган, Россия

ОСОБЕННОСТИ МЕТОДИЧЕСКОЙ ПОДДЕРЖКИ В УСЛОВИЯХ ДЕТСКОГО САДА

4. Ромашкина Ольга Владимировна,студентка 4 курса Института Менеджмента и Права Уральского государственного педагогического университета, г. Екатеринбург

УПРАВЛЕНИЕ КАРЬЕРОЙ ПЕРСОНАЛА В СОВРЕМЕННОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

5. ОсмоноваТинатин Кулматовна, Ошский гуманитарно-педагогический институт, г. Ош, Кыргызстан.

ОСОБЕННОСТИ ЗАРУБЕЖНОГО ОПЫТА В УПРАВЛЕНИИ КАЧЕСТВОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

6. Бакирова Гулназым Митальевна, старший преподаватель Ошского гуманитарно-педагогического института Койчубай кызы Жумакан, преподаватель Ошского гуманитарно-педагогического института.

РОЛЬ МАРКЕТИНГОВЫХ КОММУНИКАЦИЙ В СИСТЕМЕ УПРАВЛЕНИЯ ВЫСШИМ УЧЕБНЫМ ЗАВЕДЕНИЕМ

7. Чудова Вероника Евгеньевна,студентка 4 курса Института менеджмента и права Уральского государственного педагогического университета, г. Екатеринбург;

УПРАВЛЕНЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПО ФОРМИРОВАНИЮ

ОРГАНИЗАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ В ОРГАНИЗАЦИИ

8. Миниярова Лиана Ильшатовна,магистрант, 2 курс, ФГБОУ ВО УрГПУ, г. Екатеринбург

ОСОБЕННОСТИ КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ В ОБЛАСТИ УПРАВЛЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫМ РАЗВИТИЕМ ПЕРСОНАЛА В УПФР

9. Иванчикова Елизавета Александровна,магистрант педагогического факультета ФБГОУ ВО «Курганский государственный университет» Курган, Россия

ОСОБЕННОСТИ ЗАРУБЕЖНОГО ДИСТАНЦИОННОГО ОБРАЗОВАНИЯ

10. Аникина Ксения Михайловна,магистрант педагогического факультета ФГБОУ ВО «Курганский государственный университет» Курган, Россия

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций.

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰).

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого.

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим.

Использование проектной деятельности у детей раннего возраста с целью преодоления задержки речевого развития
статья по логопедии на тему

Современное развитие системы дошкольного образования предполагает активное внедрение инноваций в образовательный процесс ДОУ, что сказывается на повышении эффективности его деятельности. Как показывает практика, внедрение и реализация метода проектов расширяет образовательное пространство, придает ему новые формы, дает возможность развития творческого, познавательного мышления ребенка, закладывает позиции самостоятельности, активности, инициативности в поиске ответов на вопросы, систематизирует информацию, и позволяет использовать полученные знания, умения и навыки в играх и практической деятельности.

Скачать:

Вложение Размер
ispolzovanie_proektnoy_deyatelnosti_u_detey_rannego_vozrasta_s_tselyu_preodoleniya_zaderzhki_rechevogo_razvitiya_2.rar 19.82 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение “Центр развития ребёнка – детский сад “Сказка”

Использование проектной деятельности у детей раннего возраста с целью преодоления задержки речевого развития

Учитель логопед Федорова Е. С.

Современное развитие системы дошкольного образования предполагает активное внедрение инноваций в образовательный процесс ДОУ, что сказывается на повышении эффективности его деятельности. В этом случае инновационные процессы в рамках дошкольного образования выступают инструментом создания и развития конкурентной образовательной среды, направленной на развитие личности ребенка.

Метод проектов в работе с дошкольниками становится все более востребованным в образовательном процессе дошкольных учреждений, он позволяет развивать познавательную мотивацию, способствует формированию навыков сотрудничества детей и взрослых.

Метод проектов – это оптимальный, инновационный и перспективный метод, который должен занять свое достойное место в системе дошкольного образования. Сущность этого метода определяется как способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы, лично значимой для ребенка, которая должна завершиться практическим результатом, оформленным в виде конечного продукта.

Младший дошкольный возраст — период интенсивного развития всех психических функций. Основное новообразование этого периода — овладение речью, которая становится фундаментом для дальнейшего развития ребенка.

Поэтому важно вовремя заметить и скорректировать отставание в формировании речевой функции, стимулировать ее развитие, способствуя полноценному развитию ребенка. Очевидна значимость ранней профилактической и пропедевтической работы с детьми. Исправить речевые недостатки в старшем возрасте значительно труднее, чем предупредить их на ранних стадиях развития ребенка.

К сожалению современные коррекционные программы ориентированы, прежде всего, на работу с детьми с 5 – 6 летнего возраста и коррекционная работа направлена на исправление уже имеющегося речевого нарушения, а не на их предупреждение.

В связи с этим мы стараемся определить проблему, основываясь на своих наблюдениях за потребностями и интересами воспитанников. Осуществление проекта происходит на подражательно-исполнительском уровне, через выполнение детьми заданий, предложенных взрослым.

Цель и задачи проектов развития речи имеют направленность на комплексное решение основных задач, указанных в ФГОС: речевое развитие включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.

Целью нашего проекта является создание эффективного комплексного взаимодействия воспитателей, специалистов ДОУ и родителей, направленного на профилактику речевых нарушений у детей младшего дошкольного возраста.

Задачами нашего проекта являются: создание модели коррекционно-развивающей деятельности воспитателей, специалистов ДОУ и родителей, подбор дидактических и методических материалов с учётом возрастных особенностей детей, развитие всех сторон речи детей: звукопроизношения, обогащения словаря, развития связной речи и грамматического строя средствами игровой артикуляционной гимнастики, речевых игр и упражнений. Работа по профилактике речевых нарушений ведётся с детьми от 2 до 4 лет без проведения специальных занятий. Так процесс проходит с минимальными затратами времени, что ведёт к оптимизации образовательной деятельности и не перегружает его. К тому же, помощь оказывается комплексно и единовременно большому количеству детей.

В течение года я реализовала проект на тему «Учимся говорить красиво».

Для успешного осуществления проекта вся наша работа была разделена на несколько этапов:

На подготовительном этапе работы были определены цели и задачи проекта, составлен план по его реализации. На этом этапе проекта готовим артикуляционный аппарат для правильного произношения всех звуков родного языка, тренируя его основные движения во время проведения артикуляционной гимнастики и при работе над простыми по произношению звуками, развиваем длительность речевого выдоха, развиваем подражание речевым звукам, мелкую моторику. Воспитываем у детей интерес к артикуляционной и пальчиковой гимнастике, учим выражать свои чувства и эмоции, воспитываем слуховое внимание и усидчивость. Артикуляционная гимнастика является основой формирования речевых звуков – фонем – и коррекции нарушений звукопроизношения любой этиологии и патогенеза; она включает упражнения для тренировки подвижности органов артикуляционного аппарата, отработки определенных положений губ, языка, мягкого неба, необходимых для правильного произнесения, как всех звуков, так и каждого звука той или иной группы.

Цель артикуляционной гимнастики – выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произношения звуков. Хорошо известная логопедам «Сказка о веселом язычке» в различных вариациях, обязательно с использованием красочных картинок, вызывает у детей большой интерес к упражнениям. Мотивирует их к новым сказочным историям о Язычке.

На основном этапе работы использовали следующие формы:

С детьми. В начале учебного года обследование подвижности органов артикуляционного аппарата, звукопроизношения детей, диагностика речевого развития детей, диагностика развития мелкой моторики. В соответствии с изучаемыми лексическими темами развивать мелкую моторику рук, формировать умение координировать речь с движениями, умение договаривать слова и словосочетания и т.д. обязательное использование пальчиковой гимнастики.

С учителем-логопедом. Разработать и внедрить проект – «Учимся говорить красиво», перспективный план работы с детьми, подготовить диагностику на начало и конец учебного года. Один раз в неделю учителем- логопедом и каждый день воспитателем проводить в режимных моментах игры для формирования правильного звукопроизношения, артикуляционные упражнения, игры-звукоподражания. Оформить картотеки артикуляционных упражнений.

С родителями. Беседы с родителями о проекте, изучение родителями методической литературы по развитию артикуляционной и пальчиковой гимнастики. Приобщение родителей к чтению и приобретению специальной литературы и тем самым убедиться в эффективности ее применения. Рекомендации родителям по развитию речи детей через пальчиковые игры, пальчиковую гимнастику. Консультации «Артикуляционная гимнастика в домашних условиях».

3. Итоговый этап. Это этап анализа проведенной работы. Была представлена презентация проекта для педагогов и родителей;

Как показала практика, внедрение и реализация метода проектов расширяет образовательное пространство, придает ему новые формы, дает возможность развития творческого, познавательного мышления ребенка, закладывает позиции самостоятельности, активности, инициативности в поиске ответов на вопросы, систематизирует информацию, и позволяет использовать полученные знания, умения и навыки в играх и практической деятельности. К тому же, технологии проектной деятельности позволяют изменить стиль работы с детьми: повысить детскую самостоятельность, любознательность, развивать у детей творческое мышление, умение находить выход из трудной ситуации, становиться увереннее в своих силах, помочь ребенку успешно адаптироваться к изменяющейся ситуации социального развития, вовлечь родителей и других членов семей в образовательный процесс дошкольного учреждения.

  1. Белобрыкина О.А. Речь и общение. Популярное пособие для родителей и педагогов / О. А. Белобрыкина. – Ярославль: «Академия развития», «Академия К», 1998.– 240 с.;
  2. Грибова О.Е. Что делать, если ваш ребёнок не говорит: Книга для тех, кому интересно / О. Е. Грибова. – М.: Айрис-пресс, 2004.– 48 с.
  3. В.В. Гербова «Развитие речи в детском саду. Вторая младшая группа» – М.: Мозаика – Синтез, 2014 г.
  4. Жукова Н.С. Дифференциальный диагноз общего недоразвития речи / Н. С. Жукова, Е. М. Мастюкова, Т. Б. Филичева // Логопедия. Преодоление общего недоразвития у дошкольников: Кн. для логопеда. Серия: учимся играя. – Екатеринбург, АРД ЛТД, 1998.– с. 24-26;
  5. Жильгильдина А.А., Левшина Н.И. Использование проектной деятельности для развития речи дошкольников // Международный студенческий научный вестник. – 2015. – № 5-3. – С. 418-419;
  6. Максаков А.И. Как развивается речь ребенка. Старший дошкольный возраст (от 5 до 7 лет) / А. И. Максаков // Правильно ли говорит ваш ребёнок. – М.: Просвещение, 1983. – с. 32-35;
  7. Максаков А.И., Тумакова Г.А. Учите, играя: Игры и упражнения со звучащим словом. Пособие для воспитателя детского сада.– 2-е изд., испр. и доп./ А. И. Максаков, Г. А. Тумакова – М.: Просвещение, 1983.– 144 с.;
  8. Миронова С.А. Развитие речи дошкольников на логопедических занятиях: Кн. для логопеда / С. А. Миронова – М.: Просвещение, 1991.– 208 с.
  9. Ткаченко Т.А. Если дошкольник плохо говорит / Т. А. Ткаченко. – СПб.: Детство-пресс, 1999.– 112 с.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Логопедическая работа с детьми раннего возраста по преодолению задержки речевого развития

В статье кратко раскрываются основные целми и этапы коррекционной работы по формированию речевой системы у детей раннего возраста.

Стимуляция речевой активности детей раннего возраста как средство преодоления задержки речевого развития

Знание закономерностей речевог развития необходимо для правильной диагностики нарушений речи.

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ГРУППАХ РАННЕГО ВОЗРАСТА.

теоретический материал для воспитателей о проектном методе в работе с детьми.

Преодоление задержки речевого развития у детей раннего возраста на логопедических занятиях.

Методический материал для учителей-логопедов,дефектологов , педагогов и родителей.

Конспект непрерывной образовательной деятельности для детей младшего возраста по социально-коммуникативному и речевому развитию «Волшебная книга со сказками»

Развитие нравственных качеств детей через литературные произведения.

Стимуляция речевой активности детей раннего возраста как средство преодоления задержки речевого развития

Консультация для родителей.

«Использование логопедической ритмики в работе по преодолению задержки речевого развития у детей младшего дошкольного возраста»

В данной статье рассматривается актуальность проблеммы применения логопедической ритмики с детьми с ЗРР.

Презентация «Использование проектного метода в профилактике речевого недоразвития у детей младшего дошкольного возраста. Проект «Учимся, играя»

Презентация иллюстрирует, каким образом учителем-логопедом ДОУ неспециального вида решаются задачи профилактической направленности речевого недоразвития у детей младшего дошкольного возраста.

Использование проектного метода в профилактике речевого недоразвития у детей младшего дошкольного возраста. Проект «Учимся, играя».

Содержание презентации

Одна из задач ФГОС ДО:

  • Обеспечения вариативности и разнообразия содержания образовательных программ и организационных форм уровня дошкольного образования, возможности формирования образовательных программ различных уровней сложности и направленности с учётом образовательных потребностей и способностей воспитанников.

ФГОС дошкольного образования

  • Обеспечение вариативности и разнообразия содержания организационных форм уровня дошкольного образования.
  • Инновационные технологии реализации содержания дошкольного образования.
  • Проектная деятельность в ДОУ.

Целесообразность профилактики нарушений речи у детей младшего дошкольного возраста

  • Актуальность вопросов оказания специализированной логопедической помощи детям дошкольного возраста.
  • Статистика увеличения количества детей с дефектами речи.
  • Социальные причины.
  • Ухудшение экологической обстановки.
  • Увеличение числа патологии беременностей и родовых травм.
  • Увеличение числа патологии беременностей и родовых травм.

Возможные последствия нарушений речевого развития у детей

Нарушение звуковой культуры речи младших дошкольников:

  • недоразвитие фонематического слуха.
  • недоразвитие звукового, слогового, буквенного анализа слов.
  • обеднение словаря ребёнка.
  • нарушение грамматического строя родной речи.

Паспорт проекта «Учимся, играя»

  • практико-ориентированный.
  • долгосрочный.
  • коллективный.
  1. педагоги ДОУ: учитель-логопед;
  2. воспитатели 1 младшей группы.
  3. дети и родители 1 младшей группы.
  • МБДОУ «Тотемский детский сад общеразвивающего вида №9 «Сказка»

Сроки реализации проекта :

  • сентябрь 2014 г-май 2015 года.

Субъекты направленности проекта «Учимся, играя»

  • Педагоги ДОУ (прямое участие в проекте) через закрепление игр, физкультминуток после проведённого занятия в вечернее время и режимных моментах с детьми.
  • Родители (опосредованное участие в проекте) через выполнение речевых заданий с детьми в рубрике «Логопедия для малышей» раздела «Страничка логопеда» официального сайта «МБДОУ «Тотемский детский сад общеразвивающего вида № 9 «Сказка» после еженедельных проведений занятий проекта учителем-логопедом.

Цель, задачи проекта «Учимся, играя»

  • оказание педагогической помощи детям в естественном и своевременном развитии речи, обеспечение его полноценности.
  1. Снизить частоту и выраженность речевой патологии среди детей младшего и среднего дошкольного возраста, улучшить качество речевого высказывания малышей, тем самым создать базу для дальнейшего успешного овладения ими родным языком в старшем дошкольном возрасте;
  2. активизировать процессы восприятия, внимания, памяти у детей;
  3. повышать мотивацию, интерес к занятиям в рамках проекта;
  4. побуждать детей к совместной деятельности;
  5. повысить профессиональную компетентность педагогов ДОУ в эффективной работе по профилактике речевых нарушений у детей младшего дошкольного возраста.
  6. повысить компетентность родителей в вопросах речевого развития ребенка, привлечь их к совместной деятельности по речевому развитию ребенка в семье.

Ожидаемые результаты проекта

  • Снижение частоты и выраженности структуры речевой патологии;
  • Улучшение качества речевого высказывания детей:
  • восстановление слоговой структуры 2-3-сложных слов, а также звуконаполняемости слов и фраз;
  • улучшение просодических характеристик речи детей
  • (нормализация темпа, ритма речи, умение изменять модальность голоса, а также понимать и пользоваться интонацией говорения).
  • Совершенствование мелкой моторики рук.

Направления работы по профилактике речевого недоразвития детей младшего дошкольного возраста в рамках проекта «Учимся, играя»

  • Развитие силы воздушной струи.
  • Развитие силы и направленной воздушной струи.
  • Развитие направленной воздушной струи.
  • Развитие сенсорно-перцептивной сферы мелкой моторики рук.
  • Игры с мелкими предметами, крупами.
  • Игры с прищепками.
  • Игры с пальчиками.
  • Игра «Сложи снеговика».
  • Су-джок терапия (массаж пальчиков).
  • Речь и движение: Физкультурная пауза «Мишка по лесу идёт».

Артикуляционная гимнастика

  • Артикуляционная гимнастика: Упражнение «Блинчик».
  • Мимические упражнения: «Сердитый волк».
  • Развитие правильного звукопроизношения.
  • Уточнение артикуляции гласной /у/.

Формирование просодического компонента речи

  • Тихо — громко; высоко — низко пропеваем колыбельную для куклы Маши.

Информационно-аналитический отчёт по формам профилактической работы в 1 младшей группе МБДОУ «Тотемский детский сад №9 «Сказка» в рамках проекта «Учимся, играя» в 2014-2015 учебном году.

Благодаря работе в рамках проекта у детей:

  • активнее развивается артикуляционная и мелкая моторика,
  • нормализуются просодические характеристики речи (дыхание, голос, дикция),
  • формируются фонематическое восприятие, и слуховое внимание,
  • улучшается слоговая структура и наполненность речевого высказывания,
  • то есть создается база для успешного овладения родным языком.

Вывод

Как известно, любое нарушение легче предупредить, чем исправить. Своевременная работа с детьми младшего дошкольного возраста по перечисленным выше направлениям имеет большое профилактическое значение и способствует уменьшению количества детей с речевыми нарушениями.

Презентация
Проект «Учимся, играя»

Спасибо за внимание.

Автор мультимедийной презентации:
Кремлёва Светлана Валентиновна,
учитель-логопед
МБДОУ «Тотемский детский сад
общеразвивающего вида № 9 «Сказка»,
г. Тотьма, Вологодская область

Использование проектного метода в коррекционно-развивающей работе с детьми ОНР

Алена Вуковчан
Использование проектного метода в коррекционно-развивающей работе с детьми ОНР

Использование проектного метода в коррекционно-развивающей работе с детьми ОНР

Подготовила воспитатель логопедической группы: Вуковчан Е. С.

Использование проектного метода в коррекционно-развивающей

работе с детьми ОНР

Подготовила воспитатель логопедической группы: Вуковчан Е. С.

Дошкольное образование в России претерпевает коренные изменения. Происходит переоценка его концептуальных основ, переосмысление целей, задач, содержания развития, обучения и воспитания дошкольников. Это находит свое отражение в переходе на личностно-ориентированную модель работы с детьми. В связи с этим возросли требования к технологичности воспитательно-образовательного процесса.

Реализация современной цели педагогического процесса – развитие личности ребенка как субъекта собственной стратегии жизни – требует от воспитателя использования в своей деятельности инновационных педагогических технологий, что открывает новые возможности воспитания и обучения дошкольников, и одной из более эффективных в наши дни стал метод проектов.

В России метод проектов был известен еще в 1905 году. Под руководством С. Т. Шацкого работала группа российских педагогов по внедрению этого метода в образовательную практику. После революции метод проектов применялся в школах по личному распоряжению Н. К. Крупской. В 1931 г. постановлением ЦК ВКП (б) метод проектов был осужден как чуждый советской педагогике.

Метод проектов в России приобрел популярность с конца девяностых годов прошлого века. Педагогов привлекала возможность воспитывать активную самостоятельную личность, способную принимать решения, ставить цели, планировать свою деятельность и предвидеть ее результат.

Метод проектов можно представить как способ организации педагогического процесса, основанный на взаимодействии педагога и воспитанника, как способ взаимодействия с окружающей средой, поэтапную практическую деятельность по достижению поставленной цели. Основное предназначение метода проектов состоит в предоставлении воспитанникам возможности самостоятельного приобретения знаний в процессе решения практических задач или проблем, требующего интеграции знаний из различных областей. Если говорить о методе проектов как о педагогической технологии, то эта технология предполагает совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов, творческих по своей сути. То есть, в основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков детей, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления. Проект предполагает практическую социальную направленность и конкретный общественно значимый продукт.

В настоящее время педагогические проекты классифицируются:

• по составу участников;

• по целевой установке,

• по срокам реализации.

Обобщив исторический опыт разработки метода проектов,можно выделить основные этапы:

1. Целеполагание – педагог помогает ребенку выбрать наиболее актуальную и посильную для него задачу на определенный отрезок времени.

2. Разработка проекта – составление плана деятельности по достижению цели.

3. Выполнение проекта – практическая часть.

4. Подведение итогов – определение задач для новых проектов (рефлексивная фаза).

Проекты в детском саду носят, как правило, обучающий характер. Дошкольники по своему психофизиологическому развитию еще не способны самостоятельно от начала до конца создать собственный проект. Поэтому обучение необходимым умениям и навыкам является основной задачей воспитателей.

В практике современных дошкольных учреждений используются следующие типы проектов:

Исследовательско – творческие: дети экспериментируют, а затем результаты оформляют в виде газет, драматизации и т. п. ;

• ролево-игровые (с элементами творческих игр, когда дети входят в образ персонажей сказки и решают по-своему поставленные проблемы;

• Творческие (оформление результата проекта в виде детского праздника, детского дизайна и др.

Иформационно-практико-ориентированные: дети собирают информацию и реализуют ее, ориентируясь на социальные интересы.

Учитывая возрастные психологические особенности детей дошкольного возраста, координация проектов должна быть гибкой, т. е. воспитатель ненавязчиво направляет работу детей, организуя этапы проекта.

Дошкольное образование является первой ступенью общего образования ребенка. В этой связи, педагоги стремятся найти новые, инновационные, наиболее эффективные пути, средства решения поставленных задач. По нашему мнению, одним из наиболее ярких, развивающих, интересных, значимых методов, как для взрослых, так и для детей дошкольного возраста является проектная деятельность.

Педагогическое проектирование позволяет нам интегрировать сведения из разных областей знаний для решения одной проблемы и применять их на практике. Образовательная деятельность становится не только более результативной, но и интересной. Проектная деятельность развивает наблюдательность, творческое и критическое мышление, самодисциплину, культуру речи, позволяет участникам быть более активными в дошкольной жизни, способствует развитию у детей и педагогов навыков общения в группе, умение отстаивать и доказывать свою точку зрения, умения публичного выступления.

При использовании педагогического проектирования нами было отмечено повышение качества работыв образовательном пространстве ДОУ:

• произошло обогащение предметно – развивающей среды;

• повысилась активность и творческо-поисковая деятельность всего педагогического коллектива;

• сблизились позиции ДОУ и семьи к совместной творческой деятельности;

• было пополнено программно – методическое обеспечение.

Проектная деятельность – это коллективная деятельность,в которой участвуют: дети – педагоги – родители. Данная деятельность предполагает совместное, коллективное продумывание, организацию, реализацию плана действия, где сохраняется индивидуальность каждого участвующего.

Роль проектной деятельности в коррекционной работе с детьми ОНР

В условиях модернизации образования приоритетной задачей становится развитие личности ребенка, готовой к правильному взаимодействию с окружающим миром, к самообразованию и саморазвитию. Стандартные методы коррекционной работы с детьми, имеющими речевые нарушения, не всегда дают ожидаемый результат.

Анализируя различные формы коррекционной работы с детьми с нарушениями речи, мы постоянно ищем такие, которые позволили бы ускорить процесс автоматизации поставленных звуков, а в целом способствовали формированию всех компонентов речи, развивали коммуникативные навыки у дошкольников. Пристального внимания учителей-логопедов, заслуживает технология проектной деятельности, как одной из самых оптимальных форм взаимодействия учителя-логопеда, специалистов, воспитателей, родителей и воспитанников.

Этот вид деятельности помогает не только дошкольникам проявить себя, раскрыть свои способности, реализовать познавательные потребности, но и предоставляет широкие возможности сотрудничества для всех участников воспитательно-образовательного процесса в ДОУ. Метод проектов в работе с дошкольниками – это оптимальный, инновационный и перспективный метод в системе дошкольного образования, способствующий всестороннему развитию личности ребенка и коррекции речевых нарушений детей в частности. Ребенок перестает быть объектом педагогического воздействия и становится активным участником творческой деятельности, цель которой – активизация его собственных ресурсов в процессе обучения и развития.

Основная цель проектного метода в ДОУ — развитие свободной творческой личности ребенка,что подразумевает:

обеспечение психологического благополучия и здоровья;

развитие познавательных способностей;

творческого воображения и мышления;

Предпосылками использования проектнойдеятельности в детском саду являются следующие моменты:

– видоизменение и совершенствование развивающей среды;

– потребность педагогов в инновационной деятельности;

– активное вовлечение семей в воспитательно-образовательный процесс;

– осуществление многофункционального взаимодействия с социумом.

Виды проектовпо срокам реализации:

краткосрочный (одно или несколько занятий);

долгосрочный (на учебный год).

Этапы проектной деятельности:

разработка плана;

практическая часть (выполнение проекта);

итог (презентация).

Метод проекта предоставляет ребенку уникальную возможность реализовать свои фантазии и соединить их с мечтой о взрослости. Главное – помочь ребенку поверить в свои силы. Наиболее полно воспринимается детьми то, что было интересно, то, что нашел и доказал он сам.

Всем известно, что ребёнок лучше всего развивается в игровой деятельности, а именно процесс реализации проектов подразумевает активное включение детей в различные виды деятельности в едином тематическом пространстве (проекте).

Многие проекты вызывают у детей восторг и долгие воспоминания. Участниками совместных проектов чаще являются дети старшего дошкольного возраста, так как именно в этом возрасте у дошкольников активно развивается интерес к проектной работе. Они принимают проблему, уточняют цель, способны выбрать необходимые средства для достижения результата деятельности.

Трудиться (участвовать) над проектом способны дети разного уровня подготовленности. Начинать использование данной деятельности целесо-образно с ролево-игровых проектов. Такой проект можно начать уже во второй половине года в младшей группе для детей с ОНР. Это, по сути, творческая игра с определенным сюжетом. Дети могут подготовить и разыграть небольшую сказку. Или это будет сюжетно-ролевая игра «Магазин», атрибутику для которой дети смастерят со своими родителями.

В средней группе малыши уже овладевают фразовой речью и могут быть вовлечены в творческие и информационно-практико-ориентированные проекты. Воспитатель и учитель-логопед начинают формирование первых предпосылок к поисковой деятельности у детей четырехлетнего возраста.

В старшей и подготовительной группах проекты служат для развития интеллектуальной инициативы дошкольников, умения определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого (а затем, по возможности, самостоятельно). Решая в ходе проектирования различные познавательно- практические задачи вместе со взрослыми и сверстниками, дети с проблемами в речевом развитии обогащают и активизируют свой словарный запас, учатся публично выступать (декламировать стихи, рассказывать о новых фактах, адекватно общаться с окружающими.

Работа над проектом в группе для детей с ОНР должна осуществляться при участии воспитателя и учителя-логопеда, приветствуется также привлечение других специалистов (психолога, музыкального руководителя, инструктора по физкультуре).

Заканчивается проект всегда презентацией (оформление альбома, стенгазеты, плакатов, фотовыставки; творческий отчет детей, спектакль, мультфильм, клип, открытое занятие, досуг, изготовление кормушек для птиц, макетов и др.).

Таким образом, проектная деятельность в настоящее время – является перспективной формой работы, содержат в себе большие потенциальные возможности и способствует качественным изменениям в развитии речевых способностей детей дошкольного возраста. Использование данной технологии приводит к положительной динамике речемыслительной деятельности у дошкольников, обеспечивает условия для формирования гармонично развитой личности, позволяет в совместной работе учителя-логопеда и воспитателей решать важные задачи речевого, социального и интеллектуального развития дошкольников.

Алгоритм разработки проекта

Этапы Задачи Деятельность проектной группы

Начальный Определение проблемы (темы). Выбор группы участников. Уточнение имеющейся информации, обсуждение задания

Планирование Анализ проблемы. Определение источников информации. Постановка задач и выбор критериев оценки результатов. Распределение ролей в команде. Формирование задач, накопление информации. Выбор и обоснование критерия успеха.

Принятие решения Сбор и уточнение информации. Обсуждение альтернатив. Выбор оптимального варианта. Уточнение планов деятельности. Работа с информацией. Синтез и анализ идей.

Выполнение Выполнение проекта Работа над проектом, его оформление.

Оценка результатов Анализ выполнения проекта, достигнутых результатов (успехов и неудач) Участие в коллективном анализе проекта и самооценке

Защита проекта Подготовка к защите. Обоснование процесса проектирования. Объяснение полученных результатов, их оценка. Защита проекта. Участие в коллективной оценке результатов проекта.

Примерный план работы воспитателя по подготовке проекта

1. На основе изученных проблем детей поставить цель проекта.

2. Разработка плана достижения цели (воспитатель обсуждает план с родителями).

3. Привлечение специалистов к осуществлению соответствующих разделов проекта.

4. Составление плана-схемы проекта.

5. Сбор, накопление материала.

6. Включение в план схему проекта занятий, игр и других видов детской деятельности.

7. Домашние задания для сам. выполнения.

8. Презентация проекта, открытое занятие.

проекта Деятельность педагога Деятельность детей

подготовительный 1. Формулирует проблему (цель). При постановке цели определяется и продукт проекта.

2. Вводит в игровую (сюжетную) ситуацию.

3. Формулирует задачу (нежёстко). 1. Вхождение в проблему.

2. Вживание в игровую ситуацию.

3. Принятие задачи.

4. Дополнение задач проекта.

Практический 4. Помогает в решении задачи.

5. Помогает спланировать деятельность

6. Организует деятельность. 5. Объединение детей в рабочие группы.

6. Распределение амплуа.

Заключительный 7. Практическая помощь (по необходимости).

8. Направляет и контролирует осуществление проекта. 7. Формирование специфических знаний, умений навыков.

Презентационный 9. Подготовка к презентации.

10. Презентация. 8. Продукт деятельности готовят к презентации.

9. Представляют (зрителям или экспертам) продукт деятельности.

Прикреплённые файлы:
proektnyi-metod_hfk68.pptx | 2162,23 Кб

«Использование оборудования сенсорной комнаты в коррекционно-развивающей работе с детьми с ОВЗ» На сегодняшний день существует тенденция увеличения количества детей с ограниченными возможностями здоровья. Эти дети нуждаются в полноценной.

Применение техники Sand-art в коррекционно-развивающей работе с детьми, имеющими проблемы в психологическом развитии «Процесс «игры в песок» высвобождает заблокированную энергию и активизирует возможности самоисцеления, заложенные в человеческой психике».

Деловая игра «Использование проектного метода при ознакомлении дошкольников с книжной культурой, детской литературой» Деловая игра для педагогов ДОО Тема: «Об использовании проектного метода при ознакомлении дошкольников с книжной культурой, детской литературой».

Использование игры в коррекционно-развивающей работе учителя-логопеда Использование игры в коррекционно-развивающей работе учителя-логопеда. Учитель-логопед – Романова Маргарита Александровна ГБДОУ детский.

Использование логосказки в коррекционно-развивающей деятельности с детьми младшего и среднего возраста Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 26 «Светлячок» Использование логосказки в коррекционно-развивающей.

Использование приемов образовательной кинезиологии как современного метода коррекционно-развивающей работы с детьми с ТНР Кинезиология, как здоровьесберегающая технология в коррекционно-развивающей работе с детьми с ТНР. В настоящее время происходит становление.

Использование проектного метода для ознакомления дошкольников с традициями, фольклором и культурой Донского края В настоящее время, в условиях современной социально-экономической и культурной жизни России одним из приоритетных направлений совершенствования.

Использование проектного метода в патриотическом воспитании детей Слайд 1 Патриотическое чувство не возникает само по себе. Это результат длительного, целенаправленного воспитательного воздействия на человека,.

Использование здоровьесберегающих технологий в коррекционно-развивающей работе педагога-психолога Цель здоровьесберегающих технологий применительно к ребенку: – обеспечение высокого уровня реального здоровья воспитаннику детского сада;.

Возможности игры в коррекционно-развивающей работе педагога-психолога с детьми дошкольного возраста В рамках проекта осуществляла психолого-педагогическое сопровождение развития семей, участников проекта с перинатального периода до 7 лет.

“Проектная деятельность как средство развития познавательной и речевой активности ребенка с ОНР”

Содержимое разработки

Проектная деятельность как средство развития познавательной активности ребенка

Развитие познавательной активности ребенка дошкольного возраста в последнее время весьма актуально. В первую очередь потому, что ребенок, как можно раньше должен получить позитивный социальный опыт реализации собственных замыслов. Как известно, уникальность личности проявляется не в ее внешности, а в том, что вносит человек в свое социальное окружение. Если то, что кажется ему наиболее значимым, представляет интерес и для других людей, он оказывается в ситуации социального принятия, которая стимулирует его личностный рост и самореализацию.

Все возрастающая динамичность экономических и социальных отношений требует поиска новых, нестандартных действий в самых разных обстоятельствах. Нестандартность действий основывается на оригинальности мышления и предполагает умение проявлять продуктивную инициативу. Инициатива же всегда предполагает выход за определенные традицией рамки. Вместе с тем это действие должно быть культурно адекватным, то есть вписывающимся в существующую систему норм и правил.

Таким образом, можно утверждать, что наиболее эффективным методом в развитии необходимых в современном мире качеств является метод проблемного обучения, который, в свою очередь реализовывается в проектной деятельности. Поскольку в основе проекта лежит проблема, для ее решения необходим исследовательский поиск в различных направлениях, результаты которого обобщаются и объединяются в одно целое.

Как показывает опыт многих современных педагогов, метод проектирования представляет собой важную сферу познавательной деятельности детей, которая не компенсируется развитием других форм активности дошкольников. Проектная деятельность обладает целым рядом характеристик, которые оказывают положительное влияние на развитие ребенка-дошкольника.

Как утверждают отечественные педагоги, в ходе проекта ребенок приобретает группу умений и навыков, такие как:

интеллектуальные (умение работать с информацией, ориентироваться в информации, ориентироваться в информационном пространстве);

систематизировать знания, выделять главную мысль, умение вести поиск новой фактологической информации, анализировать гипотезу и ее решение, умение делать обобщения и выводы);

творческие (умение генерировать идею, находить несколько вариантов решения проблемы, выбирать более рациональное из них, прогнозировать последствия принятых решений, умение видеть новую проблему);

коммуникативные (умение вести беседу, слушать и слышать собеседника, отстаивать свою точку зрения, подкрепленную аргументами, умение находить компромисс с собеседником, умение излагать свою мысль);

методологические (умение находить источники получения информации).

Проектная деятельность как специфическая деятельность творчества, является универсальным средством развития ребенка. В обучении она содержит в себе – игровую сущность; потребность создания своей предметной среды. Организация проектной деятельности позволяет формировать познавательную самостоятельность у детей, которые бывают, бояться высказывать свое мнение.

В процессе использования в образовательной программе проектной деятельности выявляются интересы ребенка, развивается партнерский стиль взаимодействия между взрослыми и детьми, активно поддерживается детская инициатива.

Проектирование – это комплексная деятельность, участники которой автоматически, без специально провозглашаемой дидактической задачи со стороны организаторов, осваивают новые понятия и представления о различных сферах жизни.

Проект – это метод педагогически организованного освоения ребёнком окружающей среды в процессе поэтапной и заранее спланированной практической деятельности по достижению намеченных целей.

Метод проектов – это педагогическая технология, стержнем которой является самостоятельная деятельность детей – исследовательская, познавательная, продуктивная, в процессе которой ребёнок познаёт окружающий мир и воплощает новые знания в реальные продукты.

Метод проектов возник в 1920-х годах в США и связан с развитием гуманистического направления в философии и образовании, начало которому положил американский философ, психолог и педагог Дж. Дьюи, который предлагал строить обучение на основе целесообразной деятельности ученика, сообразуясь с его личным интересом. Развитие метод получил в работах У.Х. Кильпатрика и Э. Коллингса. У.Х. Кильпатрик полагал, что весь воспитательный процесс в детском саду должен представлять собой ряд опытов, связанных таким образом, чтобы знания, приобретаемые в результате одного опыта, служили развитию и обогащению ряда последующих опытов. Обучение поэтому должно осуществляться через организацию целевых актов, включающих в себя:

составление плана ее реализации;

оценку ее выполнения.

Использование этих условий, по мнению У.Х. Кильпатрика, не только подготавливает ребенка к школьной жизни, но и помогает ему организовать жизнь по окончании школы, в настоящем.

В России метод проектов приобрел широкую популярность с конца девяностых годов прошлого века и постепенно стал одним из ведущих видов деятельности в образовательном учреждении. Метод проектов нашел свое отражение в идеях отечественных ученых 1920-х гг.: Б.В. Игнатьева, В.Н. Шульгина, Н.К. Крупской, Е.Г. Кагарова, М.В. Крупениной, Н. Е. Веракса. Практически все они считали, что проектная деятельность сможет обеспечить развитие познавательной, творческой инициативы и самостоятельности в обучении.

Е.Г. Кагаров считал, что:

исходным пунктом обучения должны служить интересы сегодняшнего дня;

проект должен осуществляться поэтапно;

проект – есть постановка умственной задачи, но и практическое выполнение ее.

М. В. Крупенина считала, что метод проектов комплексно реализует такие педагогические принципы, как самостоятельность, сотрудничество детей и взрослых, учет возрастных, индивидуальных особенностей детей, деятельностный подход, актуализация субъективной позиции ребенка в образовательном процессе, взаимосвязи педагогического процесса с окружающей средой.

В последнее время теоретические основы проектирования отдельных образовательных систем и технологий активно разрабатываются в научно-педагогической литературе (В.С. Безруков, В.П. Беспалько, В.И. Загвязинский, В.В. Краевский, М.М. Поташник, И.С. Якиманская и др.). Как вариант интегрированного метода обучения дошкольников рассматривают проектную деятельность ряд ученых, таких как Т.А. Данилина, М.Б. Зуйкова, Л.С. Киселева, Т.С. Лагода и др.

Проектная деятельность в воспитательно-образовательном процессе способствует развитию свободной творческой, познавательно – активной, креативной, социализированной личности ребенка и неразрывно связана со всеми видами деятельности: обучающей, игровой, исследовательской, экспериментальной, трудовой и др.

Рассмотрим классификацию проектов, используемых в работе ДОУ.

В настоящее время проекты могут классифицироваться по признакам:

а) по составу участников;

б) по целевой установке;

г) по срокам реализации.

В практике современных ДОУ используются следующие типы проектов:

Значимы и следующие виды проектов, в том числе:

комплексные, например «Мир театра», «Книжкина неделя»;

межгрупповые, например «Мир животных и птиц», «Времена года»;

групповые, например «Познай себя», «Подводный мир»;

индивидуальные, например «Я и моя семья», «Секреты бабушкиной шкатулки».

Смешанные типы проектов по предметно-содержательной области являются межпредметными, а творческие – монопроектами.

По продолжительности они бывают:

краткосрочными (одно или несколько занятий – 1-2 недели);

средней продолжительности (2-3 месяца);

долгосрочные (до 1 года).

Другим признаком классификации являются состав участников (групповой, подгрупповой, личный, семейный, парный и пр.);

Учитывая возрастные психологические особенности дошкольников, координация проектов должна быть гибкой, т.е. воспитатель ненавязчиво направляет работу детей, организуя отдельные этапы проекта. Все проекты проводятся внутри ДОУ, как правило, между группами участников, но бывают и личностные, индивидуальные проекты (в изобразительном и словесном творчестве).

Так как ведущим видом деятельности дошкольника является игра, то, начиная с младшего возраста, используются ролево-игровые и творческие проекты, например «Любимые игрушки», «Азбука здоровья» и др.

Особенности внедрения проектного метода в ДОУ

Основной целью внедрения проектного метода в ДОУ является развитие свободной творческой личности ребёнка, которое определяется задачами развития и задачами исследовательской деятельности детей. Цель позволяет определить задачи обучения, сформировать предпосылки учебных и исследовательских умений и навыков в соответствии с основными линиями развития.

Ребёнку метод проектов даёт возможность:

экспериментировать, синтезировать полученные знания;

развивать творческие способности и коммуникативные навыки, что позволяет ему успешно адаптироваться к изменившейся ситуации школьного обучения.

Метод проектов может использоваться в работе с детьми, не только старшего, но и начиная с младшего дошкольного возраста. Задачи исследовательской деятельности для каждого возраста специфичны, позволяют определить задачи обучения, сформировать предпосылки учебных и исследовательских умений и навыков в соответствии с основными линиями развития.

Для реализации проекта педагог определяет этапы его реализации, продумывает содержание деятельности и осуществляет подбор практического материала. При этом, при планировании проектной деятельности, педагогу следует помнить о трех этапах в развитии проектной деятельности у детей дошкольного возраста, которые и представляют собой одну из педагогических технологий проектной деятельности, включающую в себя совокупность исследовательских, поисковых, проблемных, творческих методов.

Первый этап – подражательско-исполнительский, реализация которого возможна с детьми 3,5–5 лет. На этом этапе дети участвуют в проекте «на вторых ролях», выполняют действия по прямому предложению взрослого или путём подражания ему, что не противоречит природе маленького ребёнка; в этом возрасте ещё существует потребность установить и сохранить положительное отношение к взрослому и подражать ему.

Так, в младшем дошкольном возрасте задачами являются:

пробуждать интерес к предлагаемой деятельности;

приобщать детей к процессу познания;

формировать различные представления;

привлекать детей к воспроизведению образов, используя различные варианты;

побуждать к совместной поисковой деятельности, экспериментированию.

Линии развития личности в младшем дошкольном возрасте выполняются по направлениям: физическое, познавательное и эстетическое развитие.

Второй этап – развивающий, он характерен для детей 5–6 лет, которые уже имеют опыт разнообразной совместной деятельности, могут согласовывать действия, оказывать друг другу помощь. Ребёнок уже реже обращается к взрослому с просьбами, активнее организует совместную деятельность со сверстниками.

У детей развиваются самоконтроль и самооценка, они способны достаточно объективно оценивать как собственные поступки, так и поступки сверстников. В этом возрасте дети принимают проблему, уточняют цель, способны выбрать необходимые средства для достижения результата деятельности. Они не только проявляют готовность участвовать в проектах, предложенных взрослым, но и самостоятельно находят проблемы.

Третий этап – творческий, он характерен для детей 6–7 лет. Взрослому очень важно на этом этапе развивать и поддерживать творческую активность детей, создавать условия для самостоятельного определения детьми цели и содержания предстоящей деятельности, выбора способов работы над проектом и возможности организовать её.

Таким образом, задачи для старшего дошкольного возраста:

развивать поисковую деятельность, интеллектуальную инициативу;

развивать специальные способы ориентации – экспериментирование и моделирование;

формировать обобщённые способы умственной работы и средства построения собственной познавательной деятельности;

развивать способность к прогнозированию будущих изменений.

Линии развития личности в старшем дошкольном возрасте выполняются по направлениям: социальное, физическое, познавательное, эстетическое развитие.

Таким образом, в проектной деятельности происходит формирование субъектной позиции у ребёнка, раскрывается его индивидуальность, реализуются интересы и потребности, что в свою очередь способствует личностному развитию ребёнка. Это соответствует социальному заказу на современном этапе.

Можно выделить следующие этапы работы над проектом:

1. Целеполагание: педагог помогает ребёнку выбрать наиболее актуальную и посильную для него задачу на определённый отрезок времени.

2. Разработка проекта – план деятельности по достижению цели:

– к кому обратится за помощью (взрослому, педагогу);

– в каких источниках можно найти информацию;

– какие предметы использовать (принадлежности, оборудование);

– с какими предметами научиться работать для достижения цели.

3. Выполнение проекта – практическая часть.

4. Подведение итогов – определение задач для новых проектов.

Этапы выполнения проекта:

1 этап «Выбор темы»

Задача педагога – осуществлять вместе с детьми выбор темы для более глубокого изучения, составить план познавательной деятельности. Один из способов введения в тему связан с использованием моделей «трёх вопросов»: Что знаю? Что хочу узнать? Как узнать? Диалог с детьми, организованный педагогом, способствует не только развитию саморефлексии ребёнка в области познания собственных интересов, оценке имеющихся и приобретению новых тематических знаний в свободной раскованной атмосфере, но также развитию речи и собственно речевого аппарата.

Сбор информации и планирование воспитательно-образовательной работы в рамках проекта. Задача воспитателя создать условия для реализации познавательной деятельности детей.

2 этап «Реализация проекта»

Задача воспитателя создать в группе условия для осуществления детских замыслов. Реализация проектов происходит через различные виды деятельности (творческую, экспериментальную, продуктивную). Уникальность применения проектного метода в данном случае заключается в том, что третий этап способствует многостороннему развитию, как психических функций, так и личности ребёнка. Исследовательская активность на данном этапе побуждается проблемным обсуждением, которое помогает обнаруживать всё новые проблемы, использованием операций сравнения и сопоставления, проблемным изложением педагога, организацией опытов и экспериментов.

3 этап «Презентация»

Важно, чтобы в основу презентации был положен материальный продукт, имеющий ценность для детей. В ходе создания продукта раскрывается творческий потенциал дошкольников, находят применения сведения, полученные в ходе реализации проекта. Задача воспитателя создать условия для того, чтобы дети имели возможность рассказать о своей работе, испытать чувство гордости за достижения, осмыслить результаты своей деятельности. В процессе своего выступления перед сверстниками, ребёнок приобретает навыки владения своей эмоциональной сферой и невербальными средствами общения (жесты, мимика и т.д.)

4 этап «Рефлексия»

Взаимодействие педагога и ребёнка в проектной деятельности может изменяться по мере нарастания детской активности. Позиция педагога выстраивается поэтапно по мере развития исследовательских умений и нарастания самостоятельной деятельности от обучающе-организующей на первых этапах к направляющей и корректирующей к окончанию проекта.

Также технология проектной деятельности может быть использована и в рамках специально организованного обучения детей (в рамках занятий). Такие занятия имеют определённую структуру и включают в себя: создание мотивации проектной деятельности; введение в проблему; поэтапное решение проблемы в процессе исследовательской деятельности; обсуждение результатов; систематизация информации; получение продукта деятельности; презентация результатов проектной деятельности.

Таким образом, метод проектов в работе с дошкольниками сегодня – это оптимальный, инновационный и перспективный метод, который должен занять свое достойное место в системе дошкольного образования. Рассмотренные выше методологические основы проектной деятельности дают представления о высокой степени адаптивности инновационных технологий к специфике ДОУ.

Программа консультативного пункта «Ранняя диагностика и профилактика возникновения речевых нарушений у детей раннего и младшего дошкольного возраста»

Нуриева А.Р.

I квалификационной категории

МБДОУ «Детский сад «Росинка»
г.Надыма

1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Усваивая родной язык, ребенок усваивает не одни только слова. но бесконечное множество понятий, воззрений на предметы, множество мыслей, чувств, художественных образов, логику и философию языка — и усваивает легко и скоро, в два-три года столько, что и половины того не может усвоить в двадцать лет прилежного и методического учения. Таков этот великий народный педагог — родное слово!

В целях реализации закона РФ «Об образовании», ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ», на основании Постановления Государственной Думы Ямало-Ненецкого автономного округа от 20.09.2006г. №553 п.3, приказа департамента образования ЯНАО от 13.11.2006г. №376 о повышении доступности дошкольного образования в автономном округе, районной целевой программы «Комплексные меры по улучшению демографии на территории муниципального образования Надымский район на 2008-2010 годы» в МБДОУ комбинированного вида «Детский сад «Росинка» с 2007 года реализуются альтернативные формы оказания бесплатных услуг семьям неорганизованных детей. Одной из форм является консультативный пункт «Неваляшка» (далее КП), цель которого оказание консультативной помощи семьям неорганизованных детей раннего и младшего дошкольного возраста в вопросах воспитания, развития и обучения детей в семье и МБДОУ.

Раннее предупреждение, диагностика, и коррекция психических и речевых нарушений является на сегодняшний день одной из актуальных проблем педагогики. Ранний возраст является уникальным и стратегически важным для всего последующего умственного, физического, речевого и эмоционального развития ребенка.

По данным Института коррекционной педагогики РАО, доля здоровых новорожденных в течение последних лет снизилась с 48,3% до 26,5 – 36,5%. Сегодня до 80% новорожденных являются физиологически незрелыми, около 70% имеют патологию периода беременности и родов. В этих случаях, в первую очередь, страдает нервная система ребенка, и в частности – речь.

Анализ медицинских карт детей раннего возраста поступающих в МБДОУ «Детский сад «Росинка» выявил следующие тенденции: в 2008-2009 учебном году из 45 детей раннего возраста, поступивших в ДОУ, с задержкой речевого развития выявлено 13% детей, в 2009-2010году из 43 поступивших детей – 18%, а в 2010-2011 году из 54 детей – 23%.

Таким образом, можно констатировать факт неуклонного роста количества детей раннего возраста, имеющих те или иные отклонения в сфере речевого здоровья, осложняющие процесс их социализации.

Своевременное овладение правильной, чистой речью способствует формированию у ребенка уверенности в себе, развитию мышления, коммуникативных качеств. Речь – не врожденная способность, она формируется постепенно. К 4,5 – 5 годам ребенок должен овладеть четким произношением всех звуков. У многих детей этот процесс задерживается в силу ряда причин: слабого здоровья, дефицита общения с взрослыми, нарушения в анатомическом строении речевого аппарата, функциональной незрелости речевых зон головного мозга, несформированности произвольных движений и т.д. Сами собой недостатки речевого развития не исправляются. Но при раннем выявлении и своевременной помощи, недостатки речевого развития корректируются.

К счастью, при грамотном подходе со стороны родителей и врачей, основные проблемы компенсируются в возрасте до одного года. Нормальное развитие отмечается у 15 – 20% детей. Но длительные наблюдения показывают, что и эти дети в возрасте 3 – 5 лет характеризуются различными речевыми нарушениями. Обследования детей раннего возраста показали, что наиболее частыми являются именно речевые расстройства – 50, 5%, так как речь является наиболее сложной психической функцией. Специалисты утверждают: только ранняя диагностика и комплексная коррекция позволяет скомпенсировать уже имеющиеся отклонения в развитии и предупредить появление дальнейших «вторичных» проблем.

Раннее речевое развитие и становление когнитивной сферы ребенка – теоретически и практически значимая проблема логопедии. Пластичность активно формирующегося мозга маленького ребенка позволяет компенсировать многие недостатки формирования речевой деятельности.

Для обеспечения благоприятной среды адаптации детей в ДОУ создана система традиционных и нетрадиционных стратегий взаимодействия всех участников процесса: учителя-логопеда, педагога-психолога, родителей. Особое место в этой системе занимает работа по включению семьи в процесс сопровождения речевого развития детей. Эта работа приносит более эффективный результат в развитии, так как родители имеют возможность ежедневно закреплять знания и умения своего малыша, а специалист грамотно и последовательно руководит процессом передачи этих знаний и умений.

С учетом вышесказанного и анализируя методическое обеспечение и существующий опыт работ консультативных пунктов в системе дошкольного образования, можно сделать вывод об отсутствии системного подхода к ранней диагностике речевых нарушений у детей раннего возраста.

Вариантом решения обозначенных проблем является разработка и внедрение программы «Ранняя диагностика и профилактика возникновения речевых нарушений у детей раннего и младшего дошкольного возраста в условиях работы КП», которая обеспечит:

  • Систематизацию методик, направленных на раннее выявление речевых нарушений, в том числе методик, которые могут быть использованы родителями в условиях семьи.
  • Использование нетрадиционных форм работы с семьей в рамках КП (организация групповых встреч родителей с социальными партнерами, каковыми являются: филиал детской поликлиники МУЗ ЦРБ, центр социальной помощи семье и детям «Домашний очаг», Центр здоровья Надымского района; обучающие практикумы; постоянно действующая мини-библиотека «Книжки-малышки»; авторские информационные буклеты).

Реализация программы повысит эффективность профилактической работы, направленной на успешную социализацию ребенка раннего возраста, значительно повысит психолого-педагогическую грамотность родителей в вопросах речевого развития.

2. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ

Цель: систематизация мероприятий, обеспечивающих своевременное выявление и профилактику возникновения речевых нарушений у детей раннего и младшего дошкольного возраста в рамках работы КП ДОУ и для использования родителями в условиях семьи

Задачи:

– систематизировать мероприятия, направленные на раннее выявление и профилактику речевых нарушений у детей раннего и младшего дошкольного возраста, с выпуском практического пособия и методических рекомендаций для родителей неорганизованных детей;

– внедрить новые эффективные формы работы с родителями неорганизованных детей с использованием нетрадиционных методов;

– выработать у родителей практические умения, необходимые для развития у детей общеречевых навыков.

3. ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ПРОГРАММЫ

  • Увеличение процента охвата родителей неорганизованных детей раннего и младшего дошкольного возраста консультативной помощью учителя-логопеда ДОУ.
  • Формирование информационной готовности родителей неорганизованных детей к эффективной работе по профилактике речевых нарушений у детей раннего возраста.
  • Повышение качества и эффективности просвещения родителей по вопросам речевого развития детей раннего возраста.
  • Обеспечение единства и преемственности семейного и общественного воспитания.

4. ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ И СРОКИ РЕАЛИЗАЦИИ

Срок реализации программы май 2011г. – сентябрь 2012г.

Реализация программы предполагается в три этапа:

1 этап. Вводный. 2011г. (май – август).

– Изучение и подбор специальной литературы по проблеме раннего речевого развития детей.

– Формирование пакета диагностических методик по выявлению у детей раннего возраста речевых нарушений, которые также могут быть использованы родителями в условиях семьи.

– Подбор и разработка критериев оценки результативности деятельности.

2 этап. Практический. 2011-2012гг. (сентябрь – май). Разворачивание основных механизмов программы:

– Апробация пакета диагностических методик в условиях работы КП для родителей неорганизованных детей раннего и младшего дошкольного возраста «Неваляшка».

– Внедрение инновационных форм профилактической работы.

3 этап. 2012г. (май – сентябрь). Оценка результатов реализации программы. Презентация практического пособия «Речевичок».

5. УЧАСТНИКИ ПРОГРАММЫ

– Учитель-логопед МБДОУ «Детский сад «Росинка».

– Родители неорганизованных детей.

– Дети от 1,5 до 3 лет, не посещающие ДОУ.

6. ЗАИНТЕРЕСОВАННЫЕ СТОРОНЫ

– Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение комбинированного вида «Детский сад «Росинка» (МБДОУ «Детский сад «Росинка»).

– Учитель-логопед МБДОУ «Детский сад «Росинка».

– Родители детей от 1,5 до 3 лет.

7. ФИНАНСИРОВАНИЕ

Программа не предполагает дополнительного финансирования. Выпуск рекламной продукции осуществляется за счёт спонсорской помощи МБДОУ.

8. СОДЕРЖАНИЕ И МЕХАНИЗМЫ ВНЕДРЕНИЯ ПРОГРАММЫ

Основанием для разработки программы «Ранняя диагностика и профилактика возникновения речевых нарушений у детей раннего и младшего дошкольного возраста в условиях работы КП» послужили следующие факторы:

– Увеличение процента неорганизованных детей раннего возраста неохваченных ДОУ.

– Увеличение детей раннего возраста с речевыми нарушениями.

– Подготовка ребенка к поступлению в ДОУ.

Большинство родителей убеждены в том, что все трудности и проблемы ребенка со временем сами собой разрешатся, что ребенок еще маленький и необходимости в занятиях нет. Именно поэтому логопеду необходимо донести до каждого из родителей понимание того, насколько важен этот особенный возраст, как многого можно достичь, начав заниматься с собственным ребенком уже сейчас, и каких трудностей в дальнейшем это поможет избежать. Поэтому очень важно именно на раннем этапе провести профилактическую работу по предупреждению нарушений речи у детей.

Важным средством профилактики нарушений речи служит создание соответствующей возрасту детей активной речевой среды: правильная, чистая речь взрослых, чтение произведений художественной литературы, использование фольклора в режимных моментах, планирование игр – драматизаций и развлечений.

Взаимодействие с семьей ребенка раннего возраста в КП опирается на принцип сотрудничества между родителями и специалистами, родителями и детьми. Необходимо подчеркнуть, что родители ищут поддержку и помощь специалиста, будут прислушиваться к нему и следовать его советам только тогда, когда профессионал будет видеть в родителях не объект своего воздействия, а равноправного партнера.

Таким образом, возникла необходимость создания консультативного пункта «Неваляшка», который функционирует на базе кабинета педагога-психолога, где созданы условия, которые в полной мере удовлетворяют потребности в спонтанной деятельности и соответствуют возрастным возможностям и потребностям ребенка. Ежегодно в рамках КП МБДОУ разрабатывается план проведения тематических встреч с родителями неорганизованных детей раннего возраста. Ведется журнал обращений, где фиксируются вопросы родителей. Специалисты, в частности учитель-логопед беседует, отвечает на индивидуальные вопросы, консультирует родителей по запросу и по телефону два раза в неделю с 18.00 до 19.00 часов.

Поскольку консультативный пункт работает по запросам родителей, подбор средств для проведения основных мероприятий не определяется четкими границами проведения мероприятий и учитываются возможность их содействия со специалистами ДОУ.

Внимание! Акция до 14 января!

Роль проектной деятельности в речевом развитии детей дошкольного возраста.

Автор: Аникина Елена Викторовна

Роль проектной деятельности в речевом развитии детей дошкольного возраста.

Перед человеком к разуму три пути:
Путь размышления – самый благородный;
Путь подражания – самый лёгкий;
Путь личного опыта – самый тяжёлый путь.

Речь – чудесный дар природы, не дается человеку от рождения.

Должно пройти время, чтобы ребенок начал говорить. А взрослые: родители, педагоги должны приложить немало усилий, чтобы речь ребенка развивалась правильно и своевременно.

Именно в детстве начинают проявляться индивидуальные особенности и недостатки речевого развития детей, идет становление качественной стороны речи.

Проблема развития речи у детей особенно актуальна в настоящее время, так как из жизни ребенка уходит речь.

Критическая ситуация в развитии речевой активности детей обусловлена рядом негативных факторов:

– ухудшение состояния здоровья детей

– существенное снижение объема «живого» общения родителей и детей

– глобальное снижение уровня речевой культуры в обществе

– дисбаланс семейного воспитания в вопросах развития речи, что проявляется либо в стремление к раннему обучению письменной речи в ущерб устной, либо в равнодушном к нему отношении.

Развитие речи – процесс сложный, творческий. Здесь необходимо вести целенаправленную, последовательную педагогическую работу.

Учитывая актуальность проблемы, я использую проектную деятельность, на основе которой была создана система моей работы. Использование методов проектов в образовательном процессе, способствуют повышению развития у детей речевой активности, способствует формированию грамматической стройности речи.

Метод проектов является также уникальным средством обеспечения сотрудничества, сотворчества детей и взрослых, способом реализации личностно-ориентированного подхода к образованию с интеграцией в различных образовательных областях.

Цель моей работы:

Развитие речи и речевого общения детей дошкольного возраста в процессе организации проектной деятельности.

Задачи:

-Развивать речь дошкольников, психические процессы (памяти, мышления, внимания, воображения), способствовать словотворчеству и грамматической стройности речи.

-Обогащение и активизация словаря;

-Давать возможность активизировать самостоятельную и познавательную деятельность детей.

-Помогать осваивать детьми окружающую действительность.

-Способствовать развитию творческих способностей, умению наблюдать, слушать, обобщать и анализировать,

-Подобрать дидактические игры и упражнения по развитию словаря детей .

Современное изучение проектной деятельности как формы развития речи дошкольников пред­ставлено в работах И. Э. Куликовской, С. И. Максимовой, Е. О. Смирновой, О. Н. Сомковой и А. Ю. Тихоновой и др. Основной целью проектного метода в дошкольных учреждениях является развитие сво­бодной творческой личности ребенка, которое определяется задачами раз­вития и задачами исследовательской деятельности детей.

Л. С. Киселева, Т. А. Данилина. Н. Ю. Пахомова отмечают, что ме­тод проектов можно представить, как способ организации педагогического процесса, основанного на взаимодей­ствии педагога, воспитанника и его родителей, способ взаимодействия с окружающей средой, поэтапная прак­тическая деятельность по достижению поставленной цели.

Важнейшим направлением рабо­ты педагога в новых условиях с целью развития общения и речи детей является организация разновозрастного вза­имодействия детей. О.Н. Сомкова отмечает, что «это становится возможным в условиях организации детской проектной деятельности при реализации единого проекта для всех групп детского сада и совместного проекта с начальной школой». Проект дает возможность решать множество педагогических задач: по­казать детям способы поиска новой информации, научить планировать коллективную деятельность, прово­дить исследование (выдвигать пред­положения, проверять их, обобщать результаты), применять свои знания и умения в различных, в том числе и новых ситуациях, развивать умение презентовать полученный продукт. Участие в проекте предполагает со­четание совместной со сверстниками и индивидуальной деятельности, что воспитывает у детей ответственность, умение работать в группе, проявляя при этом индивидуальные способно­сти и творчество.

По мнению учёного Джона Дьюи, ребёнок прочно усваивает лишь то, что познаёт через самостоятельную деятельность, что требует от него познавательных и практических усилий и в дальнейшем имеет применение в жизни. В ходе проектной деятельности дошкольники проживают различные ситуации успеха, уверенности в своих действиях, которые в конечном результате являются стимулом личностного их развития.

Мыслительная деятельность не возможна без речи. В своих исследованиях М.М. Алексеева, В.И. Яшина справедливо отмечают: овладевая речью, ребёнок овладевает и знаниями о предметах, признаках, действиях и отношениях, запечатленными в соответствующих словах. При этом он не только приобретает знания, но и учится мыслить, поскольку думать – это значит говорить про себя или вслух, а говорить – значит думать.
Метод проектов – одно из инновационных направлений в современ­ной дидактике, которому в последнее время уделяется все большее вни­мание.

Н.Е. Веракса, А.Н. Веракса считают, что одна из главных задач, которую призван решить педагог в ходе проектной деятельности, связана с тем, чтобы создать проблемную ситуацию и максимально развернуть пространство возможностей ее преобразования. Авторы также подчеркивают, что пространство возможностей может расширяться как за счет высказываний группы детей, так и за счет многообразия вариантов, предложенных одним ребенком. Стратегия поведения педагога должна быть следующей: отслеживать возникновение проблемной ситуации и возможности ее преобразования, удерживать дошкольников в проблемном поле, следить, чтобы все дети «увидели» пространство возможностей и начали в нем действовать, предлагая свои и повторяя чужие идеи.

Метод проектов актуален и очень эффективен. Он дает ребенку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки, что позволит ему легко адаптироваться к жизненным трудностям в будущем.

Согласно психологическим исследованиям, у человека остается в памяти приблизительно 10% из того, что он слышит, 50% из того, что он видит, и 90% из того, что он делает.

Все чаще приходится сталкиваться с фактами отставания, задержек и нарушений в развитии речи детей от возрастных нормативов, нежели с их опережением.

Это комплексная проблема, имеющая многочисленные причины. Одной из них, на мой взгляд, является разрыв коммуникативных связей между миром детей и миром взрослых, лишение их содержательных (живых) способов общения. Живое слово (разговор, беседа, рассказывание) вытесняется просмотром мультфильмов, прослушиванием аудиозаписей, но это в лучшем случае. Как правило, многие воспитанники и родители в качестве любимых занятий называют развлечения, связанные с просмотром телевизионных передач.

Вызывает тревогу и тот факт, что общение взрослого с ребенком, все чаще ограничивается кратковременным, формальным и поверхностным взаимодействием, в виде замечаний, указаний, инструкций, обсуждений примитивно-бытовых тем. Хотя доказано, что полноценное речевое развитие ребенка осуществляется только в живом, непосредственном общении со взрослым, в которое он включен всеми своими мыслями и чувствами. А совместная детско-взрослая деятельность способствует успешному социальному и интеллектуальному развитию ребенка, закладывает психоэмоциональную базу его будущей жизни.

В этой связи я обратила внимание на метод проекта, который, являясь совместной формой сотрудничества ребенка и взрослого, т.е. родителей, может компенсировать проблему дефицита общения, а также стать эффективным средством речевого развития дошкольников.

Технология проектирования, на мой взгляд, является очень удобной и применимой при организации совместной работы воспитателя, детей и родителей. Формирование детско-родительского сотрудничества в процессе работы очевидно. Причем ценность этого сотрудничества очень высока, поэтому метод проектов можно считать находкой для достижения сплоченности. Именно метод проектов является одним из основных методов, который может помочь решить выше обозначенные задачи.

Метод проекта я начала использовать в работе с детьми, начиная со старшего дошкольного возраста. В 2017-2018 г. была разработана и организована проектная деятельность по темам: «Генеалогическое древо», «Спасем деревья», «Рождественская ярмарка», «Огород на подоконнике», «Добрые сердца». В подготовительной к школе группе мы продолжили проектную деятельность. В сентябре-октябре 2018г. был реализован проект «Что такое осень?», в ноябре планируется проект «Молочная страна». В ходе реализации проектов особое внимание уделяется развитию речи. Для этого были подобраны на изучаемую тему дидактические и настольные игры.

Используются разные формы и методы работы над проектами: индивидуальная работа, игровые, наглядные, наглядно-действенные методы, внесение игрушек, наблюдение, экспериментальная деятельность, показ, словесная инструкция воспитателя, игровая ситуация, сюрпризный момент, аудио-видеозапись, поощрения, рассматривание иллюстраций, художественное слово, сравнение, беседа, консультации, оформление папок-передвижек, родительские собрания.

Таким образом в результате проведённой работы дети научились находить способы решения поставленных задач, научились обосновывать своё мнение, используя распространённые предложения. У них пополнился словарный запас, речь детей обогатилась эпитетами по теме проекта. Сформировалась потребность узнать что-то новое и поделиться этим с другими людьми, исчез страх перед публичными выступлениями, обогатился и расширился личный опыт детей, повысился уровень самостоятельности.

Анализируя проделанную работу, я пришла к выводу, что проектная деятельность дошкольников является уникальным средством обеспечения сотрудничества детей и взрослых. Участие в проектной деятельности дает возможность развивать у дошкольников внутреннюю активность, способность выделять проблемы, ставить цели, добывать знания, приходить к результату. Проектная модель позволяет удовлетворить потребность общества в активной, творчески развивающейся личности, способствует воспитанию гражданско-патриотических чувств.

1. Дошкольная педагогика .Н.И.Левшина «Роль проектной деятельности в речевом развитии дошкольников».2014г.

2. Статьи «Проектная деятельность ДОУ для развития связной речи дошкольников».

-«Речевое развитие дошкольников в проектной деятельности».

-«Использование проектной деятельности для повышения уровня речевого развития детей старшего дошкольного возраста».

-«Проектная деятельность как средство речевого развития старших дошкольников».

3.Ушакова О.С. Развитие речи дошкольников. – М., 2001. – 237 с.

Читайте также:
Дифференциация звуков Б-Б', П-П' - конспект занятия
Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: