Использование проблемно-поисковых технологий в работе учителя-логопеда

«Использование технологий проблемного обучения в работе учителя-логопеда ДОУ».
консультация по логопедии

Проблемное обучение — организованный преподавателем способ активного взаимодействия субъекта с проблемно-представленным содержанием обучения, в ходе которого он приобщается к объективным противоречиям научного знания и способам их решения. Учится мыслить, творчески усваивать знания.

Скачать:

Вложение Размер
ispolzovanie_tehnologii_problemnogo_obucheniya_v_rabote_uchitelya-logopeda_dou.docx 20.87 КБ

Предварительный просмотр:

МДОУ «Детский сад № 17

«Использование технологий проблемного

обучения в работе учителя-логопеда ДОУ».

Проблемное обучение — организованный преподавателем способ активного взаимодействия субъекта с проблемно-представленным содержанием обучения, в ходе которого он приобщается к объективным противоречиям научного знания и способам их решения. Учится мыслить, творчески усваивать знания.

Альтернативным проблемному обучению выступает эврестическое обучение

Схема проблемного обучения, представляется как последовательность процедур, включающих: постановку педагогом учебно-проблемной задачи, создание для учащихся проблемной ситуации; осознание, принятие и разрешение возникшей проблемы, в процессе которого они овладевают обобщенными способами приобретения новых знаний; применение данных способов для решения конкретных систем задач.

Проблемная ситуация – это познавательная задача, которая характеризуется противоречием между имеющимися знаниями, умениями, отношениями и предъявляемым требованием.

Теория провозглашает тезис о необходимости стимуляции творческой деятельности учащегося и оказании ему помощи в процессе исследовательской деятельности и определяет способы реализации через формирование и изложение учебного материала специальным образом. Основу теории составляет идея использования творческой деятельности обучающихся посредством постановки проблемно сформулированных заданий и активизации, за счет этого, их познавательного интереса и, в конечном счете, всей познавательной деятельности

Основные психологические условия для успешного применения проблемного обучения

  1. Проблемные ситуации должны отвечать целям формирования системы знаний.
  2. Быть доступным для обучающихся
  3. Должны вызывать собственную познавательную деятельность и активность.
  4. Задания должны быть таковыми, чтобы учащийся не мог выполнить их опираясь на уже имеющиеся знания, но достаточными для самостоятельного анализа проблемы и нахождения неизвестного.

Достоинства проблемного обучения:

1.Высокая самостоятельность учащихся;

2.Формирование познавательного интереса или личностной мотивации учащегося;

Проблемное обучение включает несколько этапов:

1) осознание общей проблемной ситуации;

2) ее анализ, формулировка конкретной проблемы;

3) решение проблемы (выдвижение, обоснование гипотез, последовательная проверка их);

4) проверка правильности решения проблемы.

Система методов проблемного обучения.

Система общих методов (наиболее известна номенклатура методов, предлагаемая М.Н. Скаткиным и И.Я. Лернером):

1) Объяснительно иллюстративный;

3) Проблемное изложение;

5) Исследовательский метод.

Система методов проблемного обучения представляющая собой органическое сочетание общих и бинарных методов.

Суть проблемного обучения в детском саду

(в практике учителя-логопеда)

Суть проблемного обучения в детском саду заключается в том, что педагог создает познавательную задачу, ситуацию и предоставляет детям возможность изыскивать средства ее решения, используя ранее усвоенные знания и умения. Проблемное обучение активизирует мысль детей, придает ей критичность, приучает к самостоятельности в процессе познания.

Основа проблемного обучения – вопросы и задания, которые предлагают детям. Часто используются вопросы, которые побуждают детей к сравнению, к установлению сходства и различия.

Среди проблемных вопросов особое место занимают те, которые побуждают вскрыть противоречие между сложившимся опытом и вновь получаемыми знаниями

Достоинства проблемного обучения

1.Высокая самостоятельность детей;

2.Формирование познавательного интереса или личностной мотивации ребенка.

Сейчас вашему вниманию будут представлены примеры ситуационных задач на развитие грамматических категорий, ситуационные задачи на развитие связной речи и примеры ситуационных задач на формирование фонематического слуха и элементам обучения грамоте.

Примеры ситуационных задач на развитие

  1. Как лучше назвать электроприбор для уборки: уборщик, чистильщик, уборщица, пылесос (и почему).
    2. Как называется гриб, который растет в березовом лесу: березовый, березовик, подберезовик. Какое слово подходит
    больше и почему?
    3. Почему блюдо называется «сырник», если готовится не из сыра.
    4. Из двух предложений на доске выберите то, которое написано правильно. Корабль поплыл по реке. Корабль по плыл по
    реке. Корабль поплыл по реке.
    5. Мама попросила купить в магазине продукты, а дочка забыла, что именно. Она помнит только, что мама просила купить
    самое свежее …, самые спелые …, самый мягкий … .
    6. Медведь приготовил на зиму варенье для Маши из фруктов, овощей, грибов, ягод. Как называется варенье, которое будет есть Маша.
    7. Бабушка попросила внука собрать в огороде круглые и зеленые, длинные и зеленые, спелый и зеленый. Что принес внук?
    8. Прочитайте слова на доске, выберите то, которое не подходит к остальным: гусь, гусыня, гусеница, гусятник, гусята, гусиный, гусятница, гуськом.

Примеры ситуационных задач на развитие связной речи

1.Ты с бабушкой едешь в автобусе. Она сошла на остановке, а ты не успел. Что будешь делать? Почему?

2.Бабушка села на маршрутку, а ты остался. Твои действия? Поясни, почему ты поступишь именно так, а не иначе?

3.В квартире прорвало кран. Ты один дома. Что предпримешь сначала, что потом? Почему?

4.Дети получают письмо из леса о том, что там появились люди, которые ломают молодые деревья, ветки, рвут цветы. Задача детей: организовывать отряд помощи и предложить пути решения проблемы.

5.В уголке сидит зайчик, у него забинтована лапка. Вопрос детям: почему лапка забинтована, что могло произойти?

6.Сказка «Репка» (У Деда неурожай: репка не выросла. Как ему помочь?)

7.Поросята хотят построить прочный дом, чтобы спрятаться от волка и не знают, из какого материала это сделать.

8.Ира потеряла в школе варежки, искала, искала, но найти не смогла, а на улице очень холодно и до дома далеко. Как дойти до него, не заморозив руки?

9.Маша дружила с медведем и часто ходила к нему в гости. В очередной раз собираясь навестить своего друга, Маша напекла пирожков и положила их в узелок. Она долго шла через густой лес, случайно зацепилась узелком за куст — он порвался, и пирожки рассыпались. Как Маше донести их до места, где живет медведь?

10.Кот Матроскин надоил так много молока, что заполнил им все имеющиеся в доме емкости. Как Матроскин может использовать все это море молока?
Примеры ситуационных задач на формирование фонематического слуха и элементам обучения грамоте

1. Логопед показывает незнакомую букву и предлагает воспитанникам назвать слово, начинающееся с этой буквы.-Почему не смогли выполнить задание?
2. Логопед предлагает воспитанникам прочитать слово, которое начинается со знакомой буквы, но в середине (в конце) слова есть незнакомая буква

– Вы смогли выполнить задание?- В чем затруднение?

3.1. Логопед показывает воспитанникам таблички с заглавной и строчной буквой « ы» .- Какой буквы не бывает? Почему?

3.2. Логопед показывает детям таблички, на которых разные буквы (заглавная и строчная), абуква « ы» только строчная.- Почему не заглавной буквы «ы»?

4. Логопед предлагает воспитанникам назвать картинки ( гусь, дятел, бабочка и др.) и просит записать эти слова. -Как записать слова, если мы не знаем букв и не умеем писать?

5. Логопед предлагает посмотреть на схемы предложений и сосчитать, сколько предложений составлено.- Какой возникает вопрос?

6.1. Логопед просит детей прочитать слово и подобрать картинку к этому слову (кружки, стрелки, замок).

-Почему вы выбрали две разных картинки к одному слову?

-Как можно понять, к какому слову картинка?

6.2. Логопед предлагает воспитанникам прочитать слово КРУЖКИ и нарисовать предмет, который обозначает это слово.

Почему вы нарисовали два разных предмета, ведь было написано одно слово?

6.3. Логопед предлагает прочитать предложения:

На берегу реки стоял замок. На его воротах висел замок.

– Какие слова схожи по написанию? Чем они различаются?

-Можете ли вы ответить на вопрос: зачем слову ударение?

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРОБЛЕМНО-ПОИСКОВЫХ МЕТОДОВ В ПРОЦЕССЕ ФОРМИРОВАНИЯ ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ У ДЕТЕЙ С ОНР.

М. П. Черкашина, учитель-логопед

с. Белый Яр, МБДОУ Белоярский детский сад «Буратино»

Республика Хакасия, Алтайский район

Речь − бесценный дар природы человеку, через речь осуществляется взаимодействие людей. Только человек обладает счастливой возможностью рассказать о своих чувствах, поделиться мыслями, передать интересную информацию, прочитать стихотворение… Большое значение для формирования речи человека имеет грамматика. Она помогает облекать наши мысли в материальную оболочку, делает нашу речь организованной и понятной для окружающих [1].

Своевременное формирование грамматического строя языка ребенка – важнейшее условие его полноценного речевого и психического развития. Овладение грамматическим строем оказывает огромное влияние на общее развитие ребенка, обеспечивая ему переход к успешному изучению языка в школе [2].

Грамматический строй речи усваивается ребенком постепенно, самостоятельно, путем подражания речи взрослых, в процессе общения и разнообразной речевой практики. У детей с той или иной речевой патологией, как правило, понижена способность воспринимать различия грамматических элементов речи, что ограничивает их возможности, необходимые для продуктивного и творческого применения конструктивных элементов языка в процессе речевого высказывания. Таким детям свойственно хаотическое и беспорядочное сочетание грамматических средств языка [2]. Проведённая нами диагностика показывает, что у большинства из них отмечается недостаточный уровень сформированности грамматического строя речи.

Из вышесказанного логично следует мысль о том, что необходимы эффективные средства формирования и дальнейшего развития грамматического строя речи у детей с ОНР.

Одним из перспективных средств в этом отношении является использование проблемно-поисковых методов. Проблемные речевые ситуации мы моделируем в разнообразных словесных дидактических играх с лексическим и грамматическим содержанием; в проблемных речевых ситуациях (ситуации «письменной речи», когда ребенок диктует, а взрослый записывает рассказ, в ситуации совместного сочинения, когда взрослый начинает предложение, а ребенок его заканчивает). Дети учатся строить предложения разной структуры, произвольно корректировать речь [4].

Оптимальной формой работы по развитию лексико-грамматического строя речи является создание специальной речевой деятельности, в процессе которой задачи развития речи решаются в комплексе и взаимосвязи. Педагог создает проблемную ситуацию, ставит перед детьми познавательную задачу и предоставляет детям возможность изыскивать средства ее решения, используя ранее усвоенные знания и умения. Проблемное обучение активизирует мысль детей, придает ей критичность, приучает к самостоятельности в процессе познания. Педагог, опираясь на предшествующие знания, не спешит с выводами, а предоставляет возможность делать их самим, побуждает обосновывать свои суждения [4].

Например, при изучении лексической темы «В гостях у осени» определяем «проблемное поле» − «Что такое осень?» Предлагаем рассмотреть сюжетную картину «Осенний день» серия «Времена года» автор О.И. Соловьёва. Организовываем целенаправленное рассматривание сюжетной картины. С этой целью выстраиваем вопросы по её содержанию: «Когда это бывает?», «Что такое осень?», «Как вы представляете себе золотую осень?», «Почему так называют этот период осени?».

Постановка проблемной задачи и процесс решения ее происходит в совместной деятельности учителя-логопеда и детей. Стараемся увлечь воспитанников в совместный умственный поиск, оказывая им помощь в форме разъяснений, вопросов.

Познавательная деятельность сопровождается эвристической беседой; вопросами, которые побуждают детей, на основе ранее приобретенных знаний сравнивать, сопоставлять, а затем путем рассуждений приходить к выводам. Дети свободно высказывают свои мысли, сомнения, следят за ответами товарищей, соглашаются или спорят. Благодаря сравнению, ребенок лучше познает окружающую природу, выделяет в предмете новые качества, свойства, что дает возможность по-новому взглянуть на то, что казалось обычным, хорошо знакомым [4]. Вопросы для сравнения подбираются так, чтобы дети последовательно выделяли сначала признаки различия, потом − сходства.

Среди проблемных вопросов особое место занимают те, которые побуждают вскрыть противоречие между сложившимся опытом и вновь получаемыми знаниями: «Какое время суток изображено на картине?», «Как догадались?», «Что бывает только осенью?» Для этого дети должны пересмотреть свои прежние представления, перестроить их на новый лад.

Мышление детей активизируется вопросами, которые побуждают искать ответ в воображаемом плане: «Как изменились наряды деревьев, если бы стоял морозный зимний день?»

Можно иногда и ошибиться − пусть дети заметят ошибку, поправят. Важно воспитывать у детей интерес к чужому мнению. Не забываем о шутке: она активизирует мысль, озадачивает детей. Неожиданные занимательные приемы пробуждают их к размышлению. Особенно, такие приемы нужны детям с недостаточной работоспособностью (неусидчивые): они мобилизуют их внимание и волевые усилия [5]. В итоге при помощи разыгрывания сюжета картины дети составляют рассказ. Предлагаем выполнить творческое задание для детей и их родителей по теме «Осень» − собрать гербарий. Таким образом, овладение языком происходит при расширении знаний о явлениях и многообразии отношений в окружающем мире. Центральным звеном языкового развития является формирование функции осознания языка и речи в доступных ребёнку формах [5].

Вся работа, направленная на развитие умения свободно применять и совершенствовать приобретенные знания, навыки, приспосабливает ребенка к разным условиям, в которых он может говорить, действовать, а следовательно, способствует формированию социально адаптированной активной личности. При использовании проблемно-поисковых методов появляется возможность обеспечить содержание речевого развития в старшем дошкольном возрасте по двум взаимосвязанным областям: обучение родному языку и способам применения языка в познавательной деятельности и общении.

Библиографический список

1. Лалаева Р. И., Серебрякова Н. В. Формирование правильной разговорной речи у дошкольников. СПб.: Союз, 2004.

2. Лопатина Л. В., Серебрякова Н. В. Преодоление речевых нарушений у дошкольников. СПб.: Союз, 2001.

3. Понятийно-терминологический словарь логопеда/под ред. В.И. Селиверстова. М.: Академический проект, 2004.

Использование проблемно-поисковых технологий в работе учителя-логопеда

Предлагаю вашему вниманию план работы с использованием проблемно-поисковых методов в процессе формирования лексико-грамматического строя речи у детей старшего дошкольного возраста.

Данный материал может заинтересовать не только начинающих, но и опытных логопедов.

Использование проблемно-поисковых технологий в работе учителя-логопеда в процессе формирования лексико-грамматического строя речи у детей старшего дошкольного возраста.

Содержание речевого развития в старшем дошкольном возрасте составляют две взаимосвязанные области: обучение родному языку (фонетике, лексике, грамматике) и способам применения языка в познавательной деятельности и общении. Овладение языком происходит при расширении знаний о явлениях и многообразии отношений в окружающем мире. Но центральным звеном языкового развития старшего дошкольника является формирование метаязыковой функции – функции осознания языка и речи в доступных ребенку формах.

Основными задачами в работе над формированием лексико-грамматического строя речи детей старшего дошкольного возраста являются:

  1. Обогащение, расширение и активизация словаря путем введения в языковое сознание ребенка тематические группы слов, синонимические ряды, антонимические пары, многозначные слова.
  2. Развитие творческой речевой деятельности и выразительности.
  3. Формирование грамматического строя речи путем включения работы над морфологией, изучающей грамматическое значение в пределах слова (изменение по родам, числам, падежам), словообразованием (созданием нового слова на базе другого с помощью специальных средств), синтаксисом (сочетаемостью и порядком следования слов, построением простых и сложных предложений).

Данное пособие включает педагогическую технологию, которая обеспечивает функционирование всех компонентов педагогического пространства и содействует развитию каждого ребенка как неповторимой индивидуальности, как личности, испытывающей потребность в познании, в обогащении себя через разные виды деятельности. Воспитание в данной системе обеспечивается такими методическими средствами, которые позволяют ребенку удовлетворить важнейшие человеческие потребности: самоутверждение и познание.

Своеобразие данной педагогической технологии заключается в том, что основополагающими в работе являются проблемно-поисковые методы. Проблемные речевые ситуации моделируются в разнообразных словесных дидактических играх с лексическим и грамматическим содержанием. В проблемных речевых ситуациях (ситуации «письменной речи», когда ребенок диктует, а взрослый записывает рассказ; в ситуации совместного сочинения, когда взрослый начинает предложение, а ребенок его заканчивает) дети учатся строить предложения разной структуры, произвольно корректировать речь.

Важное условие полноценного речевого развития – взаимосвязь разных типов словесных игр, упражнений, проблемных ситуаций, их постепенное усложнение, систематическая постановка проблемных речевых задач. Оптимальной формой работы по развитию лексико-грамматического строя речи является создание специальной речевой деятельности, в процессе которой задачи развития речи решаются в комплексе и взаимосвязи. Педагог создает проблемную ситуацию, ставит перед детьми познавательную задачу и предоставляет детям возможность изыскивать средства ее решения, используя ранее усвоенные знания и умения. Проблемное обучение активизирует мысль детей, придает ей критичность, приучает к самостоятельности в процессе познания. Педагог, опираясь на предшествующие знания, не спешит с выводами, а предоставляет возможность делать их самим, побуждает обосновывать свои суждения.

Схематически методику данного образовательного процесса можно выразить в следующих шагах:

  1. Знание или образец действия.
  2. Создание проблемного поля.
  3. Преобразовательная деятельность ребенка.
  4. Новый личный опыт.

В каждом конкретном случае педагог сам решает, в какой форме проводить работу: с подгруппой детей или индивидуально. Тем не менее, чтобы развивать у детей умение критически мыслить, предпочтение следует отдавать подгрупповым формам работы.

Мною представлен план работы по развитию лексико-грамматических форм языка с использованием проблемно – поисковых методов:

  • тематика занятий,
  • упражнения,
  • игры,
  • наблюдения,
  • работа с родителями.

В основе организации занятий лежит комплексный подход, направленный на решение на одном занятии разных, но взаимосвязанных задач, охватывающих разные стороны речевого развития (лексическую, грамматическую, эмоционально – выразительную), и на их основе – на решение главной задачи — развитие связной речи. Занятия построены по тематическому принципу и проводятся два раза в неделю – восемь занятий в месяц.

Современные технологии в работе учителя-логопеда

«Современные педагогические технологии в работе учителя-логопеда ДОУ»

Глушкова С.В., учитель-логопед

На современном этапе развития происходят изменения в образовательных процессах: содержание образования усложняется, акцентируя внимание педагогов дошкольного и школьного образования на развитие творческих и интеллектуальных способностей детей, коррекции эмоционально-волевой и двигательной сфер; на смену традиционным методам приходят активные методы обучения и воспитания, направленные на активизацию познавательного развития ребенка. В этих изменяющихся условиях педагогу необходимо уметь ориентироваться в многообразии интегративных подходов к развитию детей, в широком спектре современных технологий.

В настоящее время педагогические коллективы ДОУ интенсивно внедряют в работу инновационные технологии. Поэтому основная задача педагогов дошкольного учреждения – выбрать методы и формы организации работы с детьми, инновационные педагогические технологии, которые оптимально соответствуют поставленной цели развития личности.

Современные педагогические технологии в дошкольном образовании направлены на реализацию государственных стандартов дошкольного образования.

Принципиально важной стороной в педагогической технологии является позиция ребёнка в воспитательно-образовательном процессе, отношение к ребёнку со стороны взрослых. Взрослый в общении с детьми придерживается положения: «Не рядом, не над ним, а вместе!». Его цель – содействовать становлению ребёнка как личности.

Современная логопедия находится в постоянном активном поиске путей совершенствования и оптимизации процесса обучения и развития детей на разных возрастных этапах и в различных образовательных условиях.

В настоящее время особенно актуально стоит вопрос о владении каждым логопедом современными коррекционными технологиями и методиками, применении их в практической профессиональной деятельности.

Технология в переводе с греческого – это учение о мастерстве и умении специалиста.

Технология – это совокупность приёмов, применяемых в каком-либо деле, мастерстве, искусстве (толковый словарь).

Педагогическая технология – это совокупность психолого-педагогических установок, определяющих специальный набор и компоновку форм, методов, способов, приёмов обучения, воспитательных средств; она есть организационно-методический инструментарий педагогического процесса (Б.Т.Лихачёв).

Педагогическая технология – одно из специальных направлений педагогической науки (прикладная педагогика), призванное:

– обеспечить достижение определённых задач,

– повышать эффективность учебно-воспитательного процесса,

– гарантировать его высокий уровень.

В узком смысле слова, педагогическая технология – это алгоритм последовательных действий, связанных с конкретной деятельностью педагога и направленных на достижение поставленных целей.

По мнению Г.К. Селевко, любая педагогическая технология должна удовлетворять некоторым основным методологическим требованиям (критериям технологичности):

Концептуальность предполагает опору на определённую научную концепцию, включающую философское, психологическое, дидактическое и социально-педагогическое обоснование достижения образовательных целей.

Системность включает наличие всех признаков системы: логики процесса, взаимосвязи всех его частей, целостности.

Управляемость дает возможность диагностического целеполагания, планирования, проектирования процесса обучения, поэтапной диагностики, варьирования средствами и методами с целью коррекции результатов.

Эффективность – современные педагогические технологии, существующие в конкретных условиях, должны быть эффективными по результатам и оптимальными по затратам, гарантировать достижение определённого стандарта обучения.

Воспроизводимость подразумевает возможность применения (повторения, воспроизведения) педагогической технологии в других однотипных образовательных учреждениях , т.е. технология как педагогический инструмент должна быть гарантированно эффективна в руках любого педагога, использующего её, независимо от его опыта, стажа, возраста и личностных особенностей.

Структура образовательной технологии

Структура образовательной технологии состоит из трех частей:

· Концептуальная часть – это научная база технологии, т.е. психолого-педагогические идеи, которые заложены в её фундамент.

· Содержательная часть – это общие, конкретные цели и содержание учебного материала.

· Процессуальная ( технологическая) часть – совокупность форм и методов учебной деятельности детей, методов и форм работы педагога, деятельности педагога по управлению процессом усвоения материала, диагностика обучающего процесса.

Таким образом, очевидно: если некая система претендует на роль технологии, она должна соответствовать всем перечисленным выше требованиям.

Взаимодействие всех субъектов открытого образовательного пространства (дети, сотрудники, родители) ДОУ осуществляется на основе современных образовательных технологий.

Сегодня насчитывается больше сотни образовательных технологий.

Рассмотрим современные педагогические технологии, используемые в своей работе учителем-логопедом ДОУ :

Образовательные

технологии и методики

Цель использования

технологий и методик

Описание внедрения

в педагогическую деятельность

Результаты использования

Технологии логопедического обследования

определение путей и средств коррекционно-развивающей работы и возможностей обучения ребёнка на основе выявления у него несформированности или нарушений в речевой сфере

методики: И.А. Смирновой,

Т.Б. Филичевой, Г.В. Чиркиной

оказать помощь в преодолении этих трудностей

2. Здоровьесберегающие технологии.

Технологии формирования речевого дыхания

Активизирует кислородный обмен во всех тканях организма, стимулирует работу мозга, регулирует нервно-психические процессы, плавность речевого высказывания, детям с дизартрией нормализовать голос, интонационную выразительность речи в целом, способствует правильному программированию речевого высказывания.

Упражнения для дыхания на индивидуально,

методики Л. И. Беляковой, А. Н. Стрельниковой.

Сильный и продолжительный выдох. Нижнедиафрагмальное дыхание, организация речи на выдохе. Дифференциация ротового и носового выдоха.

Зрительная гимнастика

Снимает напряжение с глаз, способствует тренировке зрительно-моторной координации.

Использование в непосредственно-образовательной деятельности после интенсивной зрительной нагрузки.

Релаксация

Регулирует мышечный тонус, снимает мышечное напряжение.

Является одним из этапов работы

Развивается умение управлять своим телом,

контролировать свои эмоции, чувства, ощущения.

Мимическая гимнастика

Выполняется на каждом индивидуальном занятии перед зеркалом, по подражанию или словесной инструкции

Более четкая мимическая картина

Динамические паузы в сочетании с речевым материалом.

Развитие общей моторики,

координации движений и речи, снятие мышечного напряжения.

Физминутки по лексическим темам.

профилактика нарушения осанки и плоскостопия. Координация речи и движений, развитие экспрессивной речи.

Гимнастика для пальчиков .

Развитие мелкой моторики пальцев рук, координацию речи и движений, манипуляции с предметами, ручной умелости, снятие синкенезий и мышечных зажимов.

Крупотерапия, песочная терапия,

су-джок, мозаика, массажные мячики, игры с прищепками, со счетными палочками, шнуровки

Совершенствование мелкой и речевой моторики, стимулирование речевого развития.

Психогимнастика .

Обучение детей выразительным

движениям, тренировка психомоторных функций, снижение эмоционального напряжения.

Развитие эмоциональной сферы,

Биоэнергопластика

Активизация интеллектуальной деятельности,

развитие координации, мелкой и артикуляционной моторики.

На каждого ребёнка комплект

красных варежек, олицетворяющих язычок, надевая которые дети выполняют гимнастику для

Сказкотерапия при выполнении

артикуляционной гимнастики.

Нормализация речевой моторики,

эмоциональное развитие. Активизация интеллектуального и речевого развития, эмоционального восприятия, развитие артикуляционной моторики.

Сказки по лексическим темам на занятиях при выполнении артикуляционной гимнастики.

Повышение мотивации к обучению, обогащение словаря, улучшение произносительных навыков.

Самомассаж лицевой и

пальцевой мускулатуры .

Стимулирование и активизация

Комплексы упражнений на занятии,

как один из этапов работы.

Укрепление мимической мускулатуры,

формирование тактильных ощущений, развитие речи.

Технология проблемного обучения

Усвоение способов самостоятельного приобретения знаний, умений, навыков, мотивация поиска существенных особенностей новой ситуации, в которой надо действовать. Развитие познавательной активности.

выдвижение перед воспитанниками познавательных задач. Создание проблемных ситуаций и активная самостоятельная деятельность воспитанников по их решению на всех этапах обучения с опорой на зону ближайшего развития личности ребёнка.

Активное усвоение знаний. Творческое овладение знаниями, умениями, навыками, развитие мыслительных и творческих способностей детей: продуктивного мышления, воображения, познавательной мотивации.

Технологии коррекции звукопроизношения

уточнение произношения звуков; постановка и закрепление отсутствующих звуков; развитие фонематического восприятия; преодоление затруднений в воспроизведении слов различной слоговой структуры; закрепление изученных лексико – грамматических конструкций

методики Т. Б. Филичевой, Г. В. Чиркиной

развивает необходимые мышечные движения для свободного владения и управления частями артикуляционного аппарата, точность, чистоту, объем, плавность движений, умение удерживать заданную позу в процессе выполнения упражнений артикуляторной гимнастики, что позволяет ускорить процесс постановки и введения нарушенных звуков в речь.

Технология концентрированного обучения.

Создание максимально близкой

к естественным психологическим особенностям человеческого восприятия структуры образовательной деятельности.

Углублённое и всестороннее освоение материала.

Технологии дифференцированного обучения

обучение каждого на уровне его возможностей позволяет сделать учебный процесс более эффективным. Создание оптимальных условий для выявления и коррекции речевых нарушений, учитывая личностные отношения воспитанников к окружающей действительности, степень освоения нового материала, интерес к изучению нового материала.

Условное деление группы с учетом типологических особенностей детей и уровней речевого развития воспитанников.

Помочь ребенку поверить в свои силы, обеспечить его максимальное развитие. Эффективное усвоение и получение новой информации, успешная коррекция недостатков речевого развития.

Технологии развития лексико-грамматической стороны речи.

расширение и активизация словарного запаса, работа над грамматическим оформлением речи, таких как бедность словаря и синтаксических конструкций

на каждом занятии, индивидуальном или групповом, регулярно используя принцип конкретизации речи

правильному развитию речи воспитанников

Технологии развития связной речи.

учить детей связно и последовательно излагать суть выполняемого задания, отвечать на вопросы в точном соответствии с инструкцией, используя усвоенную терминологию, составлять развернутое высказывание о последовательности выполнения задания

Игровые технологии

Овладение ролевой игрой, формирование готовности к общественно-значимой и общественно-оцениваемой деятельности учения.

Имитирование реальных ситуаций, придуманных или восстановленных сказочных сюжетов или мини-историй.

Формирование воображения, символической функции сознания, речи, развитие высших психических функций, включение детей в коллективную деятельность и общение.

Информационные компьютерные технологии

Положительное воздействие на различные стороны речи, психическое развитие детей, расширение уровня образовательных возможностей с помощью современных мультимедийных средств.

Использование компьютерных презентаций на всех этапах обучения в индивидуальной и групповой образовательной деятельности как наглядный дидактический материал, а так же как средство визуализации и опосредованного произношения.

Повышение мотивации к обучению, увеличение концентрации внимания, развитие творческих способностей, формирование навыка самоконтроля, умения самостоятельно приобретать новые знания.

Использование современных образовательных технологий и методик – залог высоких результатов коррекционно – логопедической работы.

Технологический подход, то есть новые педагогические технологии гарантируют достижения дошкольника и в дальнейшем гарантируют их успешное обучение в школе.

Каждый педагог – творец технологии, даже если имеет дело с заимствованиями. Создание технологии невозможно без творчества. Для педагога, научившегося работать на технологическом уровне, всегда будет главным ориентиром познавательный процесс в его развивающемся состоянии.

Использование проблемно-поисковых технологий в работе учителя-логопеда

Современные образовательные технологии в работе учителя-логопеда общеобразовательной школы

Автор: Драбкова Олеся Владимировна

учитель-логопед МБОУ СОШ №76 г.о. Самара

Введение

Образование в нашей стране перешло на Федеральный государственный образовательный стандарт 2-го поколения (ФГОС). В его основу легла новая идеология. Перед образовательными учреждениями поставлена задача, которая предполагает воспитание гражданина современного общества, человека, который должен будет учиться всю свою жизнь. Целью современного образования становится развитие ученика как субъекта познавательной деятельности.

Особенностью ФГОС нового поколения стал деятельностный характер, следовательно, главной задачей можно назвать – развитие личности ученика. Формулировки современного стандарта указывают на реальные виды деятельности, т.к. традиционные представления о результатах обучения в виде знаний, умений и навыков представляются теперь размытыми и абстрактными.
Поставленная задача требует перехода к новой системно-деятельностной образовательной парадигме, которая, в свою очередь, связана с принципиальными изменениями деятельности учителя, реализующего новый стандарт. Требования к результатам обучения сформулированы в виде личностных, метапредметных и предметных результатов.

Неотъемлемой частью ядра нового стандарта являются универсальные учебные действия (УУД). Под ними понимают «общеучебные умения», «общие способы деятельности», «надпредметные действия» и т.п.
Универсальные учебные действия являются одной важнейших частей Федерального государственного образовательного стандарта. Представлены четыре вида УУД:

  • личностные
  • познавательные
  • регулятивные
  • коммуникативные.

Развивающая функция обучения стала приоритетной, она должна обеспечить становление личности школьника, умение применять знания, раскрытие его индивидуальных возможностей.

Качество современного образования зависит не только от эффективного отбора содержания образования, но и от выбора адекватных инструментов их усвоения и передачи.

Именно поэтому современные учителя начали использовать инновационные технологии. В их числе и учителя-логопеды.

Теоретическое обоснование

Сегодня серьёзной проблемой общеобразовательных школ стал неуклонный рост количества детей с различными нарушениями речи, а также утяжеление речевых нарушений и уровня речевого недоразвития. В последние годы у 40-60% детей поступающих в первый класс в той или иной степени выражены нарушения устной речи, что становится серьезным препятствием к овладению грамотой. Данные нарушения мешают нормальному развитию ребенка, его становлению как личности. Для более успешного усвоения материала таким детям требуется индивидуальный подход с использованием специально изготовленного наглядного, дидактического, раздаточного материала, а также педагогические технологии: их разнообразие и направленность позволяет учителю-логопеду проводить занятия более плодотворно.

Основная часть

Анализируя содержание коррекционной работы в нашей школе можно с уверенностью сказать, что она строится на основе технологии традиционного обучения. Термин “традиционное обучение” подразумевает, прежде всего, классно-урочную организацию обучения.

Логопедические занятия проводятся по единому годовому плану, составленному по результатам речевой диагностики. Варианты занятий могут быть индивидуальными и групповыми (дети с одинаковыми патологиями и, примерно, одного возраста). Каждая логопедическая группа обучающихся занимается по своему, специально разработанному маршруту (на учебный год), изменяясь только по необходимости (результаты промежуточной диагностики). Расписание логопедических занятий является постоянным. Работой на занятии руководит учитель-логопед и он же оценивает результаты каждого ученика. В конце учебного года логопед принимает решение о возможности снятия обучающихся с логопедического учета, или о зачислении в логопедическую группу на следующий учебный год. Учитель – логопед может задавать домашнее задание, если считает это целесообразным.

Коррекционная работа так же строится на 5 принципах технологии развивающего обучения, разработанного Л.В. Занковым. А именно:

  • Принцип обучения на высоком уровне трудности.

Задания на логопедических занятиях планируются таким образом, чтобы учащимся нужно было приложить некоторые усилия для их выполнения. Сначала все упражнения выполняются совместно с учителем, постепенно роль учителя заключается только в периодической помощи, и, наконец, самостоятельное выполнение упражнений.

  • Ведущая роль теоретических знаний.

При постановке звуков для учащихся очень важны знания о строении речевого аппарата. Эти знания преподносятся в игровой форме с использованием демонстрационных игрушек. И, конечно, такие занятия проводятся перед зеркалом. Постепенно вводятся графические обозначения произношения отдельных звуков.

  • Обучение быстрым темпом.

На каждом занятии повторяется ранее изученный материал и немного добавляется нового. Таким образом, весь материал является актуализированным. При длительном отсутствии учащегося на занятиях (по болезни) усвоенный ранее материал утрачивает свою актуальность и полученные знания тускнеют. Очень показательным в данном случае является период летних каникул. В начале учебного года у многих учеников наблюдается значительное снижение сформированных речевых навыков. Следовательно, знания, подаваемые быстрым темпом, усваиваются лучше, если переносятся в реальную жизнь.

  • Осознание школьниками процесса учения.

Мотивированные к учению школьники активнее и работают на занятиях, успешнее запоминают и применяют на практике полученные знания. Логопед может делать вид, что не понимает, о чем спрашивает ученик (если учащиеся не используют навыков правильного произношения). Это побуждает школьников более внимательно относиться к собственной речи и всем занятиям с логопедом.

  • Целенаправленная и систематическая работа над общим развитием всех учащихся, включая слабых.

Развитие речи тесно связано с развитием всех высших психических функций. Логопедические занятия строятся таким образом, что внимание уделяется всем учащимся (разнообразные приемы, материал, разработанный с учетом индивидуальных особенностей каждого школьника). Более сильные ученики помогают более слабым, могут выступать в качестве «Маленького учителя».

Далее рассмотрим, какие современные образовательные технологии применяет учитель-логопед в своей работе.

Игровое обучение.

Игровое обучение — это форма учебного процесса в условных ситуациях, направленная на воссоздание и усвоение общественного опыта во всех его проявлениях: знаниях, навыках, умениях, эмоционально-оценочной деятельности. Применение:

Одной из основных задач коррекционного обучения является создание необходимых условий для успешной социализации учащихся. Не являются исключением и логопедические занятия. Игровое обучение используется, к примеру, для развития диалогической речи создаются ситуации, в которых персонажи общаются друг с другом вынужденно (Магазин, Поликлиника, Транспорт …). Но на ранних этапах диалогическая речь формируется на материале сказок: заучиваются реплики, воспроизводятся по ролям. Такие занятия сопровождаются повышенной мотивацией и эмоциональной окрашенностью.

Проблемное обучение.

Проблемное обучение — организованный преподавателем способ активного взаимодействия субъекта с проблемно-представленным содержанием обучения, в ходе которого он приобщается к объективным противоречиям научного знания и способам их решения. Учится мыслить, творчески усваивать знания. Применение:

На логопедических занятиях используются такие приемы, как создание проблемной ситуации – предоставленные для учащихся данные не в полном объеме позволяют справиться с поставленной задачей. Например:

– подбери картинки под каждое предложение (но количество картинок меньше, чем предложений);

– измени предложение так, чтобы оно соответствовало графической схеме (в схеме больше слов, чем в начальном предложении);

– откройте учебники и прочитайте задание № 5 (ученики вскоре спросят: «На какой странице?»);

– задания «Что изменилось?», «Что перепутал художник?», «Чем отличаются?», «Составь рассказ по схеме»…

Проблемные задания или все занятие, посвященное какой-либо проблеме, способствует развитию творческого потенциала учащихся и активизирует процесс мышления.

Активное обучение.

Активное обучение — представляет собой такую организацию и ведение учебного процесса, которая направлена на всемерную активизацию учебно-познавательной деятельности обучающихся посредством широкого, желательно комплексного, использования как педагогических, так и организационно-управленческих средств. Применение:

Логопедическая работа направлена на коррекцию, развитие и формирование всех сторон речи: звукопроизношение, лексико-грамматический строй, связная речь, диалогическая речь, просодический компонент.

Любое занятие начинается с развития правильного речевого дыхания, артикуляционной гимнастики, развития дыхательной и голосовой функции. Присутствует и вопросно-ответная речь (диалогическая), помогая ученику формулировать свои высказывания и передавать мысли, желания, потребности.

Компьютерные технологии обучения.

Современный период развития общества характеризуется сильным влиянием на него компьютерных технологий, которые проникают во все сферы человеческой деятельности, обеспечивают распространение информационных потоков в обществе, образуя глобальное информационное пространство. Неотъемлемой и важной частью этих процессов является компьютеризация образования. Применение:

Применение компьютерных технологий является неотъемлемой частью современного урока. На логопедических занятиях такие технологии позволяют повысить мотивацию к занятию, подобрать разные варианты преподнесения информации, используя различные модальности восприятия (зрительную, слуховую, кинестетическую). Логопед использует:

– компьютерные on-line игры с логопедической направленностью;

– лицензионные компьютерные игры;

– презентации занятий, созданные в PowerPoint;

– занятия, созданные для использования на интерактивной доске;

– компьютерные тесты, разработанные в Microsoft Office Excel;

– видеофрагменты, с образцом речи учащихся до начала занятий и после определенного периода обучения….

Разноуровневое обучение

Это педагогическая технология организации учебного процесса, в рамках которого предполагается разный уровень усвоения учебного материала, то есть глубина и сложность одного и того же учебного материала различна в группах А, Б, С…, что дает возможность каждому ученику овладеть учебным материалом на разном уровне, но не ниже базового, в зависимости от способностей и индивидуальных особенностей личности каждого учащегося.

Здоровьесберегающие технологии.

Здоровьесберегающие технологии интегрирует все направления работы школы по сохранению, формированию и укреплению здоровья учащихся. Их можно определить как науку, искусство и обязанность так обучать и воспитывать учащихся, чтобы они смогли потом вырастить здоровыми и счастливыми своих детей, будучи им достойным примером. Применение:

Логопедические занятия проводятся с соблюдением требований по сохранению здоровья учащихся (как и все остальные занятия). Каждое занятие содержит две динамические паузы (пальчиковую гимнастику и упражнение на укрепление общей моторики), и, конечно, артикуляторную и мимическую гимнастику. Если на занятии ученики много пишут (или работают с компьютером), то проводится контроль за правильной осанкой учащихся и гимнастика для глаз. Помимо этого, здоровью могут быть посвящены занятия целиком (Королева Зубная щетка, Наши ушки, Береги зрение, …).Актуализируя и обогащая знания школьников о здоровье, школа способствует успешной адаптации учащихся в социуме.

Заключение

Применение этих и других педагогических технологий помогает любому учителю (и логопеду в частности) развивать, воспитывать, формировать, корректировать личность учащегося. Разнообразие технологий не дает ученикам привыкнуть к однотипным видам занятий и мотивирует на получение новых знаний.

Технологии в работе логопеда

Речь – это одна из важнейших психических функций человека, её развитие происходит с ранних лет ребенка и является важнейшей составляющей его успешного обучения в школе и социализации.

Различные речевые нарушения прямым образом сказываются на личности ребенка, его поведении, ведь любой дефект может стать причиной того, что малыш просто замкнется в себе, либо вовсе перестанет говорить. В связи с этим современная логопедия использует традиционные и нетрадиционные способы, а также продолжает создавать новые способы развития, обучения и коррекции речевых нарушений у детей разных возрастов и уровня развития.

Использование логопедических технологий в коррекции речевых дефектов

На сегодняшний день существуют различные технологии в работе логопеда, которые способствуют эффективному речевому развитию ребенка и коррекции имеющихся нарушений.

Логопедические технологии – это совокупность различных упражнений и приемов, которые реализуются в определенной последовательности и ориентированы на устранение, либо сглаживание разнообразных речевых дефектов.

Технологии можно условно разделить на 2 группы – традиционные и инновационные. К традиционным относятсяследующие технологии:

  • логопедического обследования.
  • коррекции звукопроизношения;
  • постановки речевого дыхания при различных отклонениях в произношении;
  • коррекции голоса при разных нарушениях произносительной стороны речи;
  • постановки интонации и темпа речи;
  • постановки ритмики речи;
  • развития лексико-грамматической стороны речи;
  • логопедического массажа.

Логопедическое обследование

Данная технология используется на начальном этапе логопедической коррекции. Ее основная цель – выявление речевого дефекта, степени нарушения, а также определение приемов и методов коррекции.

Логопед в ДОУ проводит работу по следующим направлениям:

  • определение особенностей речевого развития ребенка;
  • выявление негативных тенденций в развитии, включая психические процессы;
  • выявление изменений в речевой деятельности для определения эффективности педагогической деятельности;
  • прогнозирование использования тех или иных методов коррекции;
  • формирование коррекционной программы и плана;
  • анализ возможных итогов логопедического воздействия.

Коррекция звукопроизношения

Коррекция звукопроизношения проводится поэтапно. Работа реализуется в следующей последовательности:

  • Подготовительный этап. Работа предполагает подготовку речезвукового и речеслухового анализаторов к дальнейшему коррекционному воздействию, правильному восприятию звуков и постановке правильного произношения.
  • Формирование первичных произносительных навыков и умений. Используются различные упражнения, направленные на формирование правильного произношения отдельных звуков, а также доведения этого процесса до автоматизма в повседневной речи. Иными словами, проводится постановка, автоматизация и дифференциация звука.
  • Формирование коммуникативных навыков. Использование различных методик, которые направлены на формирование навыков применения конкретного звука в речи, а также умение строить нормальные коммуникативные связи.

Постановка речевого дыхания

При различных нарушениях произносительной стороны речи используются различные способы постановки правильного дыхания.

Заикание

При заикании в дошкольном возрасте формирование диафрагмально-реберного дыхания нужно проводить в положении лежа – так мышцы тела будут расслаблены, а диафрагмальное дыхание будет устанавливаться автоматически.

При заикании выделяют следующие этапы формирования речевого дыхания:

  • Первый этап. Включает в себя постановку диафрагмально-реберного дыхания и формирование длительного выдоха через рот.
  • Второй этап. Предполагает формирование длительного фонационного выдоха.
  • Третий этап. Включает в себя формирование речевого вдоха.

Дизартрия

Формирование речевого дыхании при дизартрии включает в себя 2 этапа – общие дыхательные упражнения, а также проведение речевой дыхательной гимнастики.

Проведение речевой дыхательной гимнастики предполагает соблюдение нескольких правил:

Важно дозировать нагрузку, чтобы не допустить переутомления малыша.

Нужно следить, чтобы ребенок занимал правильную позу, не напрягал шею и плечи.

  • Важно концентрировать его внимание на ощущениях от движений межреберных мышц, а также мышц нижней части живота.
  • Все дыхательные движения нужно делать не спеша, под музыку или счет.
  • Помещение, где проводятся упражнения, должно хорошо проветриваться. Дыхательную гимнастику следует проводить до приема пищи.

Коррекция голоса

При ринолалии выделяются следующие задачи работы по коррекции голоса (по И.И. Ермаковой):

  • Нормализация тембра.
  • Развитие голосовых данных.
  • Восстановление двигательной функции гортани;
  • Восстановление навыков правильного голосоведения.

Развитие интонационной стороны речи (при заикании)

Нормализация интонационной стороны речи при заикании предполагает решение следующих задач:

  • Развитие навыка интонационного оформления фраз (вопросительные, восклицательные, завершенности и незавершенности).
  • Нормализация речевого паузирования.
  • Формирование навыка интонационного разделения и выделения логических центров фраз и синтагм.

Развитие интонационной стороны речи (при ринолалии)

В работу по развитии интонационной стороны речи входят различные упражнения:

  • по выработке речевого дыхания;
  • по постановке гласных;
  • по самомассажу и массажу;
  • по подготовке артикуляционных органов к постановке согласных звуков;
  • по формированию речевого слуха;
  • по развитию голоса;
  • знакомство с такими понятиями, как ударение и знаки препинания;
  • автоматизация произношения гласных в различных фонетических позициях.

Коррекция темпо-ритмической стороны речи (при заикании)

Проводятся работы по развитию мелкой, общей, а также артикуляционной моторики. Также развивается чувство ритма и темпа.

Работа включает в себя:

  • Развитие общего представления о темпе.
  • Формирование восприятия разного темпа речи.
  • Развитие навыков воспроизводить разный темп речи (вместе с логопедом, отраженно за логопедом, самостоятельное воспроизведение фразы).

Логопедический массаж

Логопедический массаж представляет собой процедуру механического воздействия на мышцы периферического речевого аппарата, что помогает нормализовать мышечный тонус. Это важные подготовительные мероприятия перед выполнением сложных действий, необходимых при артикуляции звуков.

У логопедического массажа есть ряд плюсов:

  • возможность выполнения в домашних условиях;
  • отсутствие болевых ощущений;
  • положительное влияние на мышечную и нервную систему;
  • улучшение функционирования сосудов;
  • нормализация речевого дыхания;
  • увеличение амплитуды движения артикуляционных органов и т.д.

Современные технологии в работе логопеда ДОУ

В логопедии продолжается поиск эффективных методик, которые бы оказались полезны при коррекции различных речевых нарушений. Есть ряд приемов и способов, которые можно назвать нетрадиционными, но они уже показали свою эффективность на практике.

Можно выделить следующие инновационные метода работы логопеда:

  • арт-терапия;
  • телесноориентированные техники;
  • пальчиковая гимнастика;
  • Су-Джок терапия;
  • информационные технологии.

Арт-терапия

Арт-терапия – это совокупность методик, которые построены на основе применения различных видов искусства. Они эффективно снимают нервно-психическое напряжение, поэтому процесс логопедической коррекции проходит намного более эффективно.
В арт-терапию входят:

  • музыкотерапия;
  • логоритмика;
  • сказкотерапия;
  • мнемотехника;
  • песочная терапия.

Музыкотерапия

Музыка улучшает тонус коры головного мозга, а также вызывает положительные эмоции у ребенка. У него формируется навык вслушиваться и анализировать звучание мелодий.

  • прослушивание музыкальных произведений;
  • ритмические движения под музыку;
  • пропевание чистоговорок под музыкальное сопровождение;
  • игру на музыкальных инструментах.

Логоритмика

Данная логопедическая технология представляет собой комплекс речедвигательных, музыкально-речевых и музыкально-двигательных упражнений.

В ходе занятий у детей развивается выносливость, равновесие и ловкость. Они учатся быстро переключаться с одного вида занятий на другое. Происходит формирование красивой осанки и укрепление мышц.

Сказкотерапия

В сказкотерапии подразумевается использование не столько уже придуманных историй, сколько создание новых.

  • создание коммуникативной направленности каждого слова ребенка;
  • улучшение лексико-грамматической и звуковой стороны речи;
  • формирование в ребенке умения вести монолог и диалог;
  • взаимосвязь моторного, слухового и зрительного анализаторов;
  • создание благоприятной атмосферы, приобщение ребенку к прошлому и настоящему русской культуры.

Мнемотехника

Мнемотехника представляет собой совокупность правил и приемов, которые облегчают процесс запоминания информации. На словосочетание или слова нужно придумывать картинки, которые бы их обозначали. В результате весь текст выглядит как определенная схема, смотря на которую ребенок может воспроизвести загадку, стихотворение или скороговорку.

Такие приемы очень важны для детей дошкольного возраста, т.к. их мыслительные задачи решаются, как правило, с помощью внешних средств, т.е. они намного лучше воспринимают информацию визуально, чем на слух.

Песочная терапия

Песочная терапия развивает эмоционально-волевую сферу, а также способствует коррекции речевых нарушений.

Варианты возможных игр:

  • создание отпечатков ладоней, кулаков;
  • скольжение ладонями по песку;
  • сжимание и разжимание пальцев, погруженных в песок;
  • рисование узоров на песке;
  • закапывание предметов в песок с последующим его сдуванием для обнаружения этих предметов.

Телесно-ориентированные техники

Двигательная система ребенка напрямую связана с развитием его психических функций. Есть разные виды методик:

  • Дыхательные упражнения. Тренируют самоконтроль, улучшают ритмику организма. Занятия проводятся на улице, либо в хорошо проветриваемом помещении.
  • Упражнения на релаксацию. Позволяют ребенку расслабиться, побыть наедине со своими мыслями.
  • Растяжка. Представляет собой комплекс упражнений, которые связаны с расслаблением и напряжением разных частей тела. Помогает при гипо- и гипертонусе мышц.

Пальчиковая гимнастика

Когда ребенок занимается и при этом ритмично двигает пальцами, то у его активируются речевые центры головного мозга.

Пальчиковые игры тренируют память, потому что ребенку приходится запоминать последовательность движений. Гимнастика положительно влияет на состояние самих пальцев, поэтому малышу будет гораздо проще при обучении письму.

Картотека пальчиковой гимнастики для детей по лексическим темам

Пальчиковая гимнастика
Сентябрь
1 неделя
«Детский сад.»

В нашей группе все друзья.
Самый младший – это я.
Это Маша, Это Саша,
Это Юра, Это Даша.

Сжимать и разжимать пальцы.
Загибать пальцы, начиная с мизинца.

2 неделя
« Игрушки.»

На большом диване в ряд
Куклы Танины сидят:
Два медведя, Буратино,
И веселый Чиполино,
И котенок, и слоненок.
Раз, два, три, четыре, пять.
Помогаем нашей Тане Мы игрушки сосчитать.

Попеременно хлопают в ладоши и стучат кулаками.
Загибают поочередно все пальцы.

Разгибают поочередно все пальцы.
Попеременно хлопают в ладоши и
стучат кулаками.

Октябрь
1 неделя
«Осень. Сад. Огород.»

Ветер по лесу летал,
Ветер листики считал:

(Плавные, волнообразные движения ладонями.)

Вот дубовый,
Вот кленовый,
Вот рябиновый резной,
Вот с березки — золотой,

(Загибают по одному пальчику на обеих руках.)

Вот последний лист с осинки
Ветер бросил на тропинку.

(Спокойно укладывают ладони на стол.)

2 неделя
«Ягоды. Грибы»

«Опята»
На пеньке живёт семья:
Мама, папа, братья, я.
Дом у нас один, а крыша
Есть у каждого своя.

О дна рука сжата в кулак и прикрыта ладонью другой руки.
Поочерёдно разжимают пальчики из кулака.
Две руки вместе, ладонями вверх
Соединяют большие пальцы, изображая «крышу».

3 неделя
«Части тела»

Любят мои ушки
мягкую подушку
глазки быстро засыпают
ручки , ножки отдыхают
и посапывает носик
мама песенку поет баю-бай
сладко спи и подрастай

(показываем ушки)
(рисуем в воздухе квадрат)
(показываем глазки и
закрываем)
(показываем ручки, ножки)
(имитация сопения)
(имитация сна и руки вверх)

4 неделя
«Здоровый образ жизни. Одежда. Обувь.»

Как у нашей кошки на ногах сапожки.
Как у нашей свинки на ногах ботинки.
А у пса на лапках голубые тапки.
А козлёнок маленький обувает валенки.
А сыночек Вовка – новые кроссовки.
Вот так, вот так, новые кроссовки!

Загибают на обеих руках по одному пальчику, начиная с большого пальца.

«Шагают» по столу указательными и средними пальцами обеих кистей.

Ноябрь
1 неделя
«Мой город. Моя страна.»

Небо синее в России, реки синие в России. Васильки и незабудки не растут нигде красивей. Есть и клены, и дубы,
А какие есть грибы!
А ещё пекут в печи
Вот такие калачи!

Загибают по одному пальчику на обеих руках;
руками изображают ветви деревьев;
двумя руками показывают «грибок»;
хлопают, то одна ладонь сверху, то другая;
показывают большой калач.

2 неделя
«Москва – столица России»

Город чудный, город древний Ты вместил в свои концы
И посады, и деревни,
И палаты, и дворцы!

Сжимают и разжимают ладони;
Широко разводят руками;
Загибать пальцы по одному.

3 неделя
«Транспорт. Правила поведения в транспорте.»

Дорожных правил очень много:
Раз – Внимание дорога!
Два – сигналы светофора,
Три – смотри дорожный знак,
А четыре – «переход».
Правила все надо знать
И всегда их выполнять.

(«Шагают пальцами по поверхности стола)
(Загибают поочередно пальцы на обеих руках.)

4 неделя
«Транспорт. Профессии.»

Шуршат по дорогам
Веселые шины,
Спешат по дорогам
Машины, машины.
А в кузове важные
Срочные грузы –
Цемент и железо,
Изюм и арбузы.

Гладят по столу
Хлопают в ладоши
Берут в руки воображаемый руль, крутят его
Сжимают и разжимают пальцы

Загибают по одному пальцу

2 период обучения
Декабрь
1 неделя
« Семья»

Большаку – дрова рубить,
Указке – воду носить,
Середняку – печку топить,
Сироте – обед варить,
А мальчишке – песни петь
Песни петь да плясать
Своих братьев забавлять.

Пальцы сжаты в кулак. Разгибают по одному, начиная с большого.

Поочередное сжимание – разжимание пальцев правой, левой рук.

2 неделя
«Дом и его части.»

Живым существам очень трудно без дома!
Жилье нужно птицам, зверям, насекомым…
Для шустрых и быстрых лесных муравьев,
В большом муравейнике пища и кров.

«Дом»
Загибают первых три пальца.
И еще два пальца.
«Дом»

Падал снег на порог,
Кот слепил себе пирог.
А пока лепил и пек,
Ручейком пирог утек.
Пирожки себе пеки
Не из снега – из муки!

Дети два раза медленно опускают руки на стол.
Прижимая ладонь к ладони, показывают, как лепят пирог.
«Бегут» двумя пальчиками по столу.
Показывают, как пекут пирог.

4неделя
«Новый год»

Мы на елке веселились,
И плясали, резвились
После добрый Дед Мороз
Нам подарки преподнес.
Дал большущие пакеты,
В них же- вкусные предметы.
Конфеты в бумажках синих,
Орешки рядом с ними,
Груша, яблоко, один
Золотистый мандарин.

Ритмичные хлопки в ладоши.
Ритмичные удары кулачками.
«шагают» по столу средним и указательным пальцами обеих рук.
«рисуют» руками большой круг.
Ритмичные хлопки в ладоши.
Загибают пальчики на руках начиная с больших.

Январь
2 неделя
«Зима. Зимние забавы»

Раз, два, три, четыре,
Мы с тобой снежок слепили.
Круглый, крепкий, очень гладкий
И совсем – совсем несладкий!

Загибают пальчики на одной руке.
«Лепят» снежок, меняя положение ладоней.
Соединяют пальцы обеих рук, делая круг.
Грозят указательным пальчиком.

3 неделя
«Зимующие птицы»

Прилетайте птички
Сала дам синичке
Приготовлю крошки
Хлебушка немножко
Эти крошки голубям
Эти крошки воробьям
Галки да вороны
Ешьте макароны

Взмахивают руками-«крыльями»
Режущие движения одной ладони
по другой
Пальцами крошат крошки
Показывают правую ладонь
Показывают левую ладонь
Скользящие движения ладонями.

4 неделя
«Дикие животные. Детеныши»

Мишка косолапый по лесу гулял,
Для своей берлоги место выбирал.
Под сосной высокой землю стал копать,
Выкопал берлогу и улегся спать.
Звездочки – снежинки падали с небес,
Снег покрыл дорожки, и дома, и лес.
И всю зиму ветер в том лесу шумел,

И всю зиму мишка под сосной храпел .

Сжать кулачок, «вынуть» большой палец и мизинец – это «мишка косолапый»
Ходим пальцами по полу, столу или коленям.
Левую руку ставим на локоть и растопыриваем пальцы – это сосна, «мишка» роет под сосной,
Накрываем «мишку» левой ладонью,
Руки медленно опускаем вниз, шевеля пальцами.

Руки поднимаем вверх, пальцы растопырены, качаем руками,
Складываем ладони, кладем из под щеку, глаза закрываем.

Февраль
1 неделя
«Животные Севера»

Кто на Севере живет?
Кто там ест и кто там пьет?
Звери необычные, к холоду привычные.
Вот песец из норки смотрит,

Белый мишка важно ходит,
Ну, а морж, как капитан,
Покоряет океан
Гордый северный олень
Грузы возит целый день .

(Хлопки в ладоши — удары кулачками попеременно)

(«Замок», меняя положение пальцев)
(Соприкосновение подушечек пальцев с большим пальцем, образовывая «колечки»)
(Пальчики «шагают»)
(Ладони «лодочкой» двигаются вперед)

(Кисти рук скрещены, пальцы рук раздвинуты)
(Растирание ладоней движениями вверх, вниз)

2 неделя
«Мебель»

Пальчики мы загибаем,
Стулья быстро мы считаем:
Один стул, два стула, три стула,
Четыре стула, пять стульев,
Шесть стульев, семь стульев,
Восемь стульев, девять стульев, десять!

Ритмично сжимать – разжимать пальчики на обеих руках одновременно.
Загибать по одному пальчику, начиная с большого пальца на левой руке и заканчивая мизинцем на правой руке.

3 неделя
«23 февраля»

Вышли танки на парад.
Встали строем ровно в ряд.
Раз, два, три, четыре, пять,
Очень просто их считать.

«Шагают» пальчиками по столу.
Ладони прижаты друг к другу.
Соединяют попарно пальцы левой и правой рук.

3 период
Март
1 неделя
«8 марта»

Вот помощники мои,
Их, как хочешь, поверни.
Раз, два, три, четыре, пять –
Не сидится им опять!
Постучали,
Повертели –
И работать расхотели!

Делают круговые движения кулачками обеих рук;
ладонями вверх – вниз;
загибают по одному пальчику на обеих руках;
круговые движения кулачками;
стучат указательными пальцами по столу;
водят указательными пальцами;
кладут ладони на колени.

2 неделя
«Домашние животные. Детеныши.»

Я в деревне отдыхаю, всех зверей домашних знаю
Кролик, лошадь и коза, кот, корова и свинья.
А еще баран с овцой
Да верный пес –помощник мой.

(Руки на столе ладошками вниз разводят и соединяют пальцы левой и правой руки)
(загибают пальчики)

(изображают пальцами морду собаки)

Пекарь, пекарь,
Из муки испеки нам колобки.
Да сушки – Ванюшке,
Да баранки – Танюшке,
Да бублики – Гришке,
Да крендель – Маришке!

Хлопают в ладоши.
Пекут колобки.
Соединяют большие и указательные пальцы.
Большие и средние пальцы.
Большие и безымянные пальцы.
Хлопают в ладоши.

4 неделя
«Посуда»

Раз, два, три, четыре,
Мы посуду перемыли.
Чашку, чайник, ковшик, ложку
И большую поварешку.

Одна ладонь скользит по другой.
Ладони прижаты друг к другу.
Открывают по одному пальчику, начиная с большого.

5 неделя
«Весна. Труд людей весной»

Граблями сгребаем мы мусор с земли,
Чтоб к свету росточки пробиться могли.

Руки, как грабельки (большой палец прижат к ладони, а остальные слегка
разведены и полусогнуты), скребут по шершавой поверхности подушечками
пальцев ( на ударные слоги)

Апрель
1 неделя
«Домашние птицы»

Есть у курицы цыплёнок,
У гусыни есть гусёнок,
У индюшки – индюшонок,
А у утки есть утёнок.
У каждой мамы малыши
Все красивы, хороши.

Большим пальцем поочерёдно касаются остальных, начиная с мизинца.

Перебирают пальцы по очереди.

2 неделя
«Перелетные птицы»

Тили- тели, тили- тели-
С юга птицы прилетели!
Прилетел к нам скворушка-
Серенькое перышко.
Жаворонок, соловей
Торопились: кто скорей.
Цапля, лебедь, утка, стриж,
Аист, ласточка и чиж-
Все вернулись,прилетели,
Песни звонкие запели!

Скрестить большие пальцы, помахать ладошками.
Поочередно сгибать пальцы на обеих руках, начиная с мизинца левой руки.
Снова, скрестив большие пальцы, помахать ладошками.
Указательным и большим пальцами сделать « клюв» – « птицы поют».

Май
1 неделя
«День Победы»

Пальцы эти-все бойцы
Удалые молодцы.
Два-больших и крепких малых. И солдат в боях бывалых.
Два гвардейца-храбреца
Два – сметливых храбреца
(приподнять средние пальцы)
Два – героя безымянных. Но в работе очень рьяных
Два мизинца – коротышки
Очень славные мальчишки!

Растопырить пальцы на обеих руках
Сжать пальцы в кулак.
Положить обе руки на стол ладонями вниз. По мере чтения стихотворения над столом приподнимать соответствующие пальцы на обеих руках одновременно, а остальные пальцы крепко прижимать к столу.
Приподнять два больших пальца.
Приподнять указательные пальцы.
Приподнять средние пальцы.
Приподнять мизинцы.
Хлопнуть ладонями по столу.

2 неделя
«Весна. Садовые цветы.»

Тюльпанчик в бутончик собрал лепестки.
Солнце свои посылает лучи.
Утром под солнцем цветы раскрываются.
Солнышко село, и сумрак сгустился,
И до утра мой тюльпанчик закрылся.

Собрать пальцы руки в горсть
Пальцы разжать
Сделать «фонарики»
Пальцы собрать в щепоть.

3 неделя
«Насекомые»

Насекомые сидят,
И на нас они глядят:
Пчела, мошка, комар, гусеница, оса,
Муха, бабочка, жук, кузнечик, стрекоза!

Сидят, руки лежат на столе.
Соединить пальцы в «бинокль».
Загибать по одному пальчику, начиная с мизинца левой руки и заканчивая на правой.

4 неделя
«Лето. Полевые цветы.»

Вырос высокий цветок на поляне,
Утром весенним раскрыл лепестки.
Всем лепесткам красоту и питанье
Дружно дают корешкам лепестки.

Руки в вертикальном положении, ладони прижаты друг к другу, развести пальцы и слегка округлить их.
На вторую строчку развести пальчики.
Ритмичное движение пальцами вместе-врозь.
Ладони опустить вниз и тыльной стороной прижать друг к другу, пальцы развести

Читайте также:
Оформление портфолио учителя-логопеда
Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: