Использование приемов мнемотехники в работе с детьми с ОНР

Использование приемов мнемотехники в коррекции лексико-грамматической стороны речи дошкольников с ОНР

Мнемотехника (от греч. mnemonikon – искусство запоминания) – система специальных приемов, служащих для облегчения запоминания, сохранения и воспроизведения информации.

Дети с ОНР испытывают особые трудности в усвоении лексико-грамматической стороны речи: они отличаются скудным словарным запасом, неумением согласовывать слова в предложении, нарушениями внимания, памяти, несовершенством логического мышления.

В работе с детьми с ОНР мы уже на протяжении нескольких лет используем приемы мнемотехники, которые очень эффективны в развитии связной речи. Но не менее эффективны эти приемы в коррекции лексико-грамматической стороны речи.

Первой важной задачей преодоления общего недоразвития речи является обогащение словаря. Для обогащения словарного запаса нами используются следующие игры:

Игра «Копилка слов»

Цель: обогащение словаря, развитие долговременной памяти.

Содержание игры: Дети «собирают» новые слова в копилку, т.е. рисуют или обозначают при помощи символов, сразу после их образования или истолкования и с отсрочкой (после других упражнений, в конце занятия, через день). К словам в «копилке» мы периодически возвращаемся: на следующий день, через неделю, через месяц. Детям предлагается вспомнить слова, которые они «положили» в копилку слов и составить с ними предложение или рассказ.

Игра «Зашифруем слова»

Цель: обогащение словарного запаса, развитие логического мышления и долговременной памяти.

Содержание: Логопед просит ребенка нарисовать картинки к каждому названному им слову. Зрительный образ, соответствующий предметам возникает легко, поэтому детям предлагается «зашифровать» слова, типа вкусный суп, радость и т.п.

Игра «Волшебники»

Цель: обогащение словарного запаса, развитие долговременной памяти и логического мышления.

Содержaние: Перед ребенком раскладывается несколько карточек со схематичным изображением отдельных предметов (например, елка, дом, крылья и т.д.). Ребенку называют несколько слов и предлагают выбрать картинки, которые помогут ему запомнить эти слова, т.е. «заколдовать» слова. Далее ребенок должен воспроизвести предъявленные слова. Для этого он берет по очереди отложенные в сторону картинки и с их помощью припоминает слова, которые ему были названы. Это упражнение поможет ребенку развить логические связи между предметами.

Игра «Теремок»

Цель: обогащение словарного запаса, развитие навыков классификации

Содержание: Детям предлагаются картинки и два, три и т.д. теремков со схематичным изображением сада (для фруктов), огорода (для овощей), елки (для диких животных), дома (для домашних животных) и т.д. Детям дается задание «поселить» картинки в нужный теремок (критерий классификации не называется) и объяснить, почему каждую картинку поместили в тот или иной теремок. (ниже приводятся примерные схемы, используемые в этой и других играх)

Игра «Цветик-семицветик»

Цель: обогащение глагольного словаря

Содержание: Дети получают картинку (сердцевину цветка) с символом действия, например, рыба – ныряет, плывет, солнце – светит, и т.д., а затем прикрепляют к сердцевине лепестки с изображением предметов, которые могут выполнять это действие.

Игра «Кто в домике живет?» (по И.А.Чистяковой)

Цель: обогащение глагольного словаря, развитие зрительного внимания, памяти, логического мышления

Содержание: Дети получают домики с закрытыми ставнями, на которых нарисованы символы того, что могут делать животные, которые там живут, например, летает, вьет (гнездо), клюет, поет – это птица. Правильность ответа дети проверяют, открывая ставни домика.

Словообразование представляет собой особый путь развития словаря, одно из основных средств пополнения словарного состава языка. Логопедическая работа направлена на формирование словообразования существительных, глаголов, прилагательных. Для формирования словообразования нами используются следующие игры:

Игра «Поезд»

Цель: закрепление навыков словообразования существительных с помощью суффиксов -ик, -ищ.

Содержание: Детям предлагается несколько картинок с изображением одинаковых предметов (больших, средних и маленьких) и поезд с тремя вагончиками, на каждом из которых нарисовано схематическое изображение горы (большая, маленькая, средняя). Дети находят одинаковые предметы, называют их и кладут в нужный вагончик: носик, нос, носище и т.п.

Игра «Путешествие»

Цель: закрепление навыков словообразования приставочных глаголов

Содержание: Детям предлагается игровое поле с изображением дороги и препятствий, которые им следует преодолеть. Возле каждого препятствия нарисована схема приставки. Дети составляют рассказ о путешествии, например, Сони: Соня по дороге шла, к домику подошла, в домик вошла, из домика вышла, опять по дороге пошла, к речке подошла, через мостик перешла, к пеньку подошла, вокруг пенька обошла и т.д.

Игра «Семья слов»

Цель: закрепление навыков образования родственных слов

Содержание: На доску вывешивается дом, в котором «живут» слова. Окна в этом доме сделаны из прозрачной пленки и за каждым скрывается один из символов (слово большое (большая гора) – например, рыбища, слово маленькое, ласковое(маленькая горка), например, рыбка, слово красивое, слово-признак (красная лента), например, рыбный, слово-действие (две горизонтальных полосы), например, рыбачить, слово, которое говорят, когда кого-то или чего-то много (три прямоугольника), например, рыбы, слово – человек (человечек), например, рыбак, рыболов). Дети получают картинки с изображением, например, большой рыбы, маленькой рыбки, ухи, удочки, нескольких рыб, рыбака, и расселяют их по нужным квартирам.

Игра «Дерево родственных слов» (применяется на более поздних этапах обучения, в подготовительной к школе группе)

Цель: закрепление навыков словообразования родственных слов

Содержание: На доску вывешивается дерево, на котором «растут не листья, а слова». На большинстве листочков изображены символы, описанные в предыдущей игре. Детям предлагается придумать и назвать слова, которые могут «расти» на этом дереве, но уже без опоры на предметные картинки, а используя только символы.

Читайте также:
Конспект занятия: Составление рассказа-описания

Второй, не менее важной задачей коррекционного обучения детей с ОНР является формирование словоизменения, которое закрепляется сначала в словосочетаниях, затем – в предложениях, далее – в связной речи. Мы используем в своей работе следующие игры:

Игра «Магазин»

Цель: дифференциация существительных единственного и множественного числа

Содержание: На «прилавке магазина» картинки с изображением различных предметов (один предмет и несколько предметов), у детей «деньги», на которые можно купить только определенный товар: например, если на карточке у ребенка нарисованы дерево (обозначает фрукт) и три полоски (обозначает много), то он может «купить» бананы, яблоки и т.д. Когда все товары в магазине «раскуплены» дети становятся парами и составляют предложения типа: У Никиты банан, а у Лены бананы.

Игра «Убираем урожай»

Цель: закрепление формы винительного падежа существительных

Содержание: Логопед приносит четыре корзины со схематичным изображением действий (срывают – рука, выдергивают – рука в кулаке, выкапывают – лопата, срезают – нож) и говорит, что сейчас дети будут собирать овощи и рассказывать, как данный овощ убирают. Дети составляют предложения типа: Морковку выдергивают. Капусту срезают. И т.д.

Игра «Мой, моя, мое, мои»

Цель: согласование местоимений мой, моя, мое, мои с существительными

Содержание: На доску помещается четыре домика со схематическим изображением девочки (моя), мальчика (мой), солнышка (мое), девочки и мальчика (мои). Дети получают картинки с изображением различных предметов и «расселяют» их в нужные домики, составляя предложения: Это мой телефон. Это моя книга. И т.д. (Рисунок8)

Игра «Что делал? Что делала?»

Цель: изменение глаголов прошедшего времени по родам

Содержание: На гранях кубика изображены символы действий. Ребенок бросает кубик и составляет предложение типа: Коля сидел, Соня сидела. Коля и Соня сидели.

Игра «Карусель»

Цель: изменение глаголов прошедшего времени по родам, согласование слов в предложении, закрепление структуры простого предложения

Содержание: Два круга (один меньше другого) соединены в центре так, что маленький круг можно вращать. На большом круге нарисованы символы действий, на маленьком – люди, животные. Логопед называет действие, дети вращают маленький круг, выбирая, о ком они будут составлять предложение, и составляют предложения типа: Мальчик рисовал дерево. И т.д.

Лото «Предлоги»

Цель: закрепление умения употреблять предлоги в речи

Содержание: Дети получают большие карточки лото, на которых изображены два предмета: один внутри другого, один на другом и т.д. Логопед показывает схему предлога, дети составляют по своей картинке предложение с нужным предлогом и закрывают картинку схемой предлога.

Игра «Какой по цвету?»

Цель: согласование прилагательных с существительными

Содержание: На доску выставляются одинаковые предметы разного цвета (несколько видов). Дети получают карточки с изображением цветового пятна и схематичным изображением предмета. Дети подбирают картинку к своей карточке и составляют предложения: У меня красная шапка. У меня синее пальто.

Использование приемов мнемотехники при обучении связной речи детей с ОНР

Мнемотехника – это совокупность специальных приемов и способов, облегчающих запоминание нужной информации.

Мнемотехника использует естественные механизмы памяти мозга и позволяет полностью контролировать процесс запоминания, сохранения и припоминания информации.

Известно, что неполноценная речевая деятельность детей с ОНР накладывает отпечаток на формирование их сенсорной, интеллектуальной и аффективно-волевой сферы. У них отмечается недостаточная устойчивость внимания, ограниченные возможности его распределения. При относительно сохранной смысловой, логической памяти у детей с ОНР снижена вербальная память, страдает продуктивность запоминания. Они забывают сложные инструкции, элементы и последовательность заданий. Характерными особенностями детей с общим недоразвитием речи являются нарушения лексического и грамматического компонентов речи. Кроме того у них отмечается бедная диалогическая речь. Детям трудно построить монолог: например, сюжетный или описательный рассказ на предложенную тему, пересказ текста. Как следствие – неполноценное речевое общение. А ведь именно монологическая речь и речевое общение являются центральной задачей развития связной речи дошкольников с речевыми нарушениями.

Все это послужило поводом использовать приемы мнемотехники в работе с детьми, имеющими нарушения речи.

Не связанные, на первый взгляд, между собой картинки соединяются в сюжет, а сигнальные схематические изображения помогают активизировать мыслительные и мнестические процессы, позволяя ребёнку за несколько минут запомнить и даже рассказать небольшое стихотворение. Особенность мнемотехники – применение не изображения предметов, а символов. Символизм характерен для детского рисунка в дошкольном возрасте и не вызывает трудностей в восприятии мнемотаблиц.

Мнемотаблицы служат дидактическим материалом в таких видах работ по развитию речи:

  • автоматизация звуков в чистоговорках, скороговорках и стихотворениях;
  • обогащение словаря, формирование практических навыков словообразования;
  • развитие грамматического строя речи.

В период дошкольного детства память по скорости развития опережает другие способности. Дети задают множество вопросов, новая информация им крайне необходима: мозг требует пищи. Ребенку надо помогать запоминать, его надо учить контролировать правильность запоминания. Один из важных путей генезиса памяти – развитие ее опосредованности, запоминания при помощи вспомогательных средств, в частности символических, когда ребенок начинает управлять собственной памятью, используя один предмет, например, рисунок, в качестве заместителя другого.

Читайте также:
Дифференциация Ц-С, Транспорт - конспект фронтального логопедического занятия

Константин Дмитриевич Ушинский писал: «Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам — он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он их усвоит на лету».

Как любая работа, мнемотехника строится от простого к сложному. Работа начинается с простейших мнемоквадратов, последовательно переходя к мнемодорожкам, а затем и к мнемотаблицам.

Речь дошкольником с ОНР отличается бедным словарным запасом, зачастую дети путают значения слов, неверно употребляют их в речи.

В своей работе использую мнемодорожки и мнемотаблицы для развития словарного запаса, словобразовани и словоизменения:

Д/игра « Измени слово» — изменение слова по падежам.

Что это? (машина). Нет чего? ( машины ). Иду к чему? ( к машине). Вижу что? (машину). Любуюсь чем? (машиной).Думаю о чем? ( о машине ).

Д/игра « Что приготовим?» — образование прилагательных от существительных, согласование их в роде и числе.

Тыквенная каша. Клубничный компот. Смородиновое варенье.

Д/игра « Где спрятался?» — употребление предлогов.

В столе. Под столом. На столе. Над столом. У стола. Около стола.

К числу важнейших задач логопедической работы с дошкольниками, имеющими ОНР, относится формирование у них связной речи. Это необходимо как для наиболее полного преодоления системного недоразвития речи, так и для подготовки детей к предстоящему обучению школе.

Ребенок, у которого достаточно сформированы навыки самостоятельной развернутой речи, умеет:

  • пересказывать;
  • составлять рассказ по сюжетной картине и серии картин;
  • составлять описательный рассказ;
  • составлять творческий рассказ.

В своей коррекционной практике широко применяю серию мнемоквадратов «Опиши животное», помогающую в составлении описательных рассказов и загадок.

Для развития навыка описательного рассказа по любой лексической теме предлагаю детям серию мнемотаблиц Ткаченко Т.А. и Казаренко В.

Составление описательного характера- это наиболее трудный вид в монологической речи. Чтобы описать предмет, его надо осознать, а осознание – это анализ, что ребенку очень трудно. Здесь очень важно научить ребенка выделять признаки предмета.

Сначала мы рассматриваем мнемодорожки. Потом составляем предложение по мнемодорожкам, затем полностью рассматриваем мнемотаблицу, логопед сам составляет рассказ, и потом уже рассказы составляют дети.

Мнемоквадраты для заучивания стихотворения:

Роль мнемоквадратов в заучивании стихов заключается в следующем:

  • На каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение может быть схематичным).
  • Таким образом, все стихотворение зарисовывается.

После этого ребенок по памяти, используя графическое изображение воспроизводит стихотворение целиком.

Для детей в разучивании стихотворения, очень важно первое слово в нем, и в каждом предложении. Оно является ключевым в запоминании всего текста.

Вот он хлебушек душистый, вот он круглый, золотистый.
В каждый дом, на каждый стол он пожаловал, пришёл.
В нём здоровье, сила наша. В нём чудесное тепло.
Сколько рук его растило, охраняло, берегло!
Из песка пирог спечём.
В гости маму позовём!
Пригласим и вас, друзья. Только есть
пирог нельзя!

Очень помогают при обучении пересказу мнемотаблицы с рассказами цепной структуры авторов И.В. Баскакиной, М.И.Лынской «Логопедические игры». Используя эти мнемотаблицы, решаются сразу две задачи: автоматизация

Девица хотела напиться водицы.
Водица была в колодце.
Из колодца достал водицу добрый молодец.
Молодец подал водицу девице.
Девица молодца поцеловала.

Таким образом в результате применения мнемотехники:

  • Расширяется не только словарный запас, но и знания об окружающем мире.
  • Появляется желание пересказывать- ребенок понимает, что это совсем не трудно.
  • Заучивание стихов превращается в игру, которая очень нравится детям.
  • Это является одним из эффективных способов развития речи дошкольников

Мошкина Анна Юрьевна
учитель — логопед
г. Ярославль

Использование приемов мнемотехники в работе с детьми с ОНР

Аннотация: материал полезен для педагогов дошкольных учреждений для развития речи, памяти, мыслительных процессов старших дошкольников.

Использование приемов мнемотехники в работе с детьми с общим недоразвитием речи.

Как известно, характерными особенностями детей с общим недоразвитием речи являются нарушения лексического и грамматического компонентов речи. Кроме того у них отмечается бедная диалогическая речь:

  • Неспособность грамотно и доступно сформулировать вопрос,
  • Построить краткий или развёрнутый ответ.

Детям трудно построить монолог: например, сюжетный или описательный рассказ на предложенную тему, пересказ текста.

Как следствие – неполноценное речевое общение. А ведь именно монологическая речь и речевое общение являются центральной задачей развития связной речи дошкольников с речевыми нарушениями.

Кроме речевых особенностей, для детей с нарушениями речи характерна недостаточная сформированность таких процессов как внимание, память, а следовательно, и словесно-логическое мышление. Ребёнку трудно сосредоточиться и удерживать внимание на чисто словесном материале.

Всё вышеперечисленное послужило причиной использования мною мнемотехники, как дополнительный и эффективный прием развития связной речи детей.

Мнемоника (греч.) — «искусство запоминания».

Мнемотехника — это система методов и приёмов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации путём образования искусственных ассоциаций.

Мнемотехника помогает развивать:

  • ассоциативное мышление,
  • зрительную и слуховую память,
  • зрительное и слуховое внимание,
  • воображение,
  • связную речь,
  • мелкую моторику рук.

В период дошкольного детства память по скорости развития опережает другие способности. Дети задают множество вопросов, новая информация им крайне необходима: мозг требует пищи. Ребенку надо помогать запоминать, его надо учить контролировать правильность запоминания.

Читайте также:
Дефектологическое обследование детей с ЗПР в условиях детского сада комбинированного вида

Один из важных путей генезиса памяти – развитие ее опосредованности, запоминания при помощи вспомогательных средств, в частности символических, когда ребенок начинает управлять собственной памятью, используя один предмет, например, рисунок, в качестве заместителя другого.

Ещё Константин Дмитриевич Ушинский писал: «Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам — он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он их усвоит на лету».

Как любая работа, мнемотехника строится от простого к сложному. Работа начинается с простейших мнемоквадратов, последовательно переходя к мнемодорожкам, а затем и к мнемотаблицам.

Мнемотаблица – это рисуночное письмо, схема, в которую заложена определенная информация.

Суть мнемосхем заключается в том, что на каждое слово (короткую фразу) придумывается картинка, изображающая предмет, действие, признак и т.п.; таким образом, весь текст зарисовывается схематично.

При произнесении текста с опорой на изображение предмета, ребёнок непроизвольно запоминает информацию, так как текст и предметные картинки соединяются в один сюжет.

Поэтому мнемосхемы, служат дидактическим материалом в моей работе по развитию речи детей с ОНР.

Я их использую для:

1.​ Обогащения словарного запаса.

Игры на образование родственных слов:

“Снежная картинка” (рис.1)

  • Содержание игры: эта необычная картинка, а снежная , потому что на ней нарисованы слова, которые все похожи на слово “снег”.
  • Если слово ласковое, маленькое – снежок.
  • Если слово длинное – снегопад.
  • Если слово красивое, слово признак – снежный (ком).
  • Если слово — человек, сказочный персонаж – снегурочка.
  • Если слово – фигура, вылепленная из снега – снеговик.
  • Если слово лёгкая, пушистая – снежинка.
  • Если слово – цветок – подснежник.
  • Если слово — птица — снегирь.

“Волшебное дерево”.

Содержание игры: Весной на деревьях появляются молодые листочки. Я вам предлагаю дерево с молодыми клейкими листьями, но это дерево не простое, а волшебное. На нём растут не листья, а слова. И все они похожи на слово “лист”.

  • Если слово маленькое, ласковое – листочек.
  • Если слово, которое говорят, когда чего-то или кого-то много – листья.
  • Если слово красивое, слово-признак – лиственный (лес).
  • Если слово, когда листья падают – листопад.
  • Если слово-дерево – лиственница.

Вдруг подул ветерок и все листики – слова упали на землю. Ребята, помогите поднять их и вернуть обратно на дерево. (Дети прикрепляют листочки на дерево, называя слова).

2.​ Для Формирования грамматического строя речи.

Мнемосхемы для знакомства падежей. (Рис.2)

Именительный падеж – Что это? – (?)

Винительный падеж – Что я вижу? – (глаза)

Родительный падеж – Чего не стало? – (зачёркнутый квадрат)

Дательный падеж – Чему рады? – (улыбка)

Творительный падеж – Чем любуемся? – (восхищённое лицо)

Предложный падеж – Думаю, мечтаю о чём? – (задумчивое лицо)

3.​ Для формирования фонетической стороны речи:

Звуковые символы. (Рис.3)

Схема характеристики звука. (Рис.4)

Автоматизация звуков. (Рис.5)

4.​ Для развития связной речи:

Схемы предлогов. (Рис.6)

Описательные рассказы по лексическим темам. (Рис.7)

Обучение пересказу. (Рис.8)

Заучивание стихов, скороговорок, чистоговорок, загадок. (Рис.9)

Самостоятельное составление мнемосхем. (Рис.10)

Считаю, что использование опорных рисунков превращает занятие в игру, в результате которой у детей значительно возрастает познавательная активность, увеличивается запас знаний об окружающем мире; появляется уверенность и желание пересказывать тексты, составлять интересные рассказы, то есть связная речь ребёнка выходит на более высокий уровень .

Кроме того, овладение приемами работы с мнемотаблицами сокращает время обучения и одновременно решает коррекционные задачи, направленные на развитие основных психических процессов: ассоциативное мышление, зрительную и слуховую память, зрительное и слуховое внимание, творческое воображение.

В перспективе – разработка программы по развитию связной речи дошкольников с общим недоразвитием речи с использованием мнемотехники.

Амирова Василя Раисовна,
учитель-логопед,
МАДОУ ДСКВ «Югорка»,
г. Покачи, Тюменской обл., ХМАО

Использование приёмов мнемотехники в развитии речи детей с ОНР
консультация по логопедии (подготовительная группа) на тему

В настоящее время проблема развития речи становится особенно актуальной. Главной и отличительной чертой современного общества является подмена живого человеческого общения зависимостью от компьютера. Недостаток общения родителей со своими детьми, игнорирование речевых трудностей лишь увеличивает число дошкольников с недостатками речи. У детей с ОНР мы видим множество речевых проблем.

Скачать:

Вложение Размер
konsultatsiya_dlya_pedagogov.docx 963.62 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для педагогов дошкольных образовательных учреждений на тему:

«Использование приёмов мнемотехники в развитии речи детей с ОНР»

В настоящее время проблема развития речи становится особенно актуальной. Главной и отличительной чертой современного общества является подмена живого человеческого общения зависимостью от компьютера. Недостаток общения родителей со своими детьми, игнорирование речевых трудностей лишь увеличивает число дошкольников с недостатками речи. У детей с ОНР мы видим множество речевых проблем.

Проблемы речи детей дошкольного возраста:

  • Односложная, состоящая лишь из простых предложений речь. Неспособность грамматически правильно построить предложение.
  • Бедность речи. Недостаточный словарный запас.
  • Употребление нелитературных слов и выражений.
  • Бедная диалогическая речь: неспособность грамотно и доступно сформулировать вопрос, построить краткий или развёрнутый ответ.
  • Неспособность построить монолог: например, сюжетный или описательный рассказ на предложенную тему, пересказ текста своими словами.
  • Отсутствие логического обоснования своих утверждений и выводов.
  • Отсутствие навыков культуры речи: неумение использовать интонации, регулировать громкость голоса и темп речи и т. д.
  • Плохая дикция.

Необходимо научить детей связно, последовательно, грамматически правильно излагать свои мысли, рассказывать о различных событиях из окружающей жизни.
Рассмотрим факторы, облегчающие процесс становления связной речи.
Один из таких факторов, по мнению С. Л. Рубинштейна, А. М. Леушиной, Л. В. Эльконина и др. — наглядность. Рассматривание предметов, картин помогает детям называть предметы, их характерные признаки, производимые с ними действия.
В качестве второго вспомогательного фактора можно выделить создание плана высказывания, на значимость которого неоднократно указывал известный психолог Л. С. Выготский. Он отмечал важность последовательного размещения в предварительной схеме всех конкретных элементов высказывания.

Формирование связной речи – наиболее сложный раздел коррекционного обучения.
Правильная организация обучения детей с ОНР – очень сложное дело. Поэтому на ряду с общепринятыми приемами и принципами вполне обосновано использование оригинальных, творческих методик, эффективность которых очевидна. Одной из таких методик, является использование мнемотехнических приемов.

М немотехника — система различных приёмов, облегчающих запоминание и увеличивающих объём памяти путём образования дополнительных ассоциаций, организация учебного процесса в виде игры. Использование мнемотехники в настоящее время становиться актуальным. Основной «секрет» мнемотехники очень прост и хорошо известен. Когда человек в своём воображении соединяет несколько зрительных образов, мозг фиксирует эту взаимосвязь. И в дальнейшем при припоминании по одному из образов этой ассоциации мозг воспроизводит все ранее соединённые образы.
Хорошо известно, что язык мозга — это образы. И, прежде всего, зрительные образы. Если обращаться к мозгу на его языке, он выполнит любые наши команды, например, команду «запомнить». Но где взять такие программы, которые позволят нам общаться с мозгом и будут кодировать телефоны, даты, номера автомобилей на его образный язык? Мнемотехника и является такой программой. Она состоит из нескольких десятков мыслительных операций, благодаря которым удается «наладить контакт» с мозгом и взять под сознательный контроль некоторые его функции, в частности, функцию запоминания. Использование приёмов мнемотехники, способствует увеличению объёма памяти.

Всё это достигается путём образования ассоциаций.
Абстрактные объекты, факты заменяются образами, имеющими визуальное, аудиальное или кинестетическое представление. Большинству людей сложно запомнить слова с неизвестным, абстрактным значением. Зазубренная информация, исчезает из памяти через несколько дней. Для прочного и лёгкого запоминания следует наполнить слово содержанием (с помощью приёмов мнемотехники). Связать его с конкретными яркими зрительными, звуковыми образами, с сильными ощущениями. Приёмы мнемотехники не совершенствует память, она только облегчает запоминание.

Мнемотехнику в педагогике называют по-разному: Воробьева Валентина Константиновна называет эту методику сенсорно-графическими схемами , Ткаченко Татьяна Александровна – предметно-схематическими моделями , Глухов В. П. – блоками-квадратами , Большева Т. В. – коллажем , Ефименкова Л. Н – схемой составления рассказа .
Мнемотаблица – это схема, в которую заложена определенная информация.
Общие задачи для всех видов мнемотаблиц :

  • Развитие памяти (тренинг по разным приемам запоминания);
  • Умение анализировать, вычленять части, объединять в пары, группы, целое, умение систематизировать;
  • Развитие логики;
  • Развитие образного мышления;
  • Умение связно мыслить, составлять рассказы, перекодировать информации;
  • Решение дидактических, образовательных задач;
  • Развитие смекалки;
  • Тренировка внимания;
  • Навык правильного графического изображения;
  • развивающие (тренинг основных психических процессов);
  • обучающие;

В мнемотаблице можно изображать практически всё. В мнемотаблице производится графическое или частично графическое изображение персонажей сказки, явлений природы, некоторых действий, т.е. можно нарисовать то, что посчитаете нужным. Но изобразить так, чтобы нарисованное было понятно детям.
Данная методика значительно облегчает детям поиск и запоминание слов. Символы максимально приближены к речевому материалу, например, для обозначения домашних птиц и животных используется дом, а для обозначения диких (лесных) животных и птиц – ёлка. Как любая работа строится от простого к сложному.
Начинается работа с простейших мнемоквадратов. Так проводится работа над словом. Например, даётся слово «мальчик», его символическое обозначение. Дети постепенно понимают, что значит «зашифровать слово». Для 3-5 лет необходимо давать цветные мнемотаблицы, так как в памяти у детей быстрее остаются отдельные образы: солнышко – жёлтое, небо – синее, огурец – зелёный. В старшем дошкольном возрасте можно давать детям – чёрно-белые мнемотаблицы.

Дети постепенно понимают, что значит «зашифровать слово».
Затем последовательно переходим к мнемодорожкам. Потом переходим к поэтапному кодированию сочетаний слов, запоминанию и воспроизведению предложений по условным символам. И позже к мнемотаблицам. Количество ячеек в таблице зависит от сложности и размера текста, а также от возраста ребёнка.

Работа по закреплению правильного звукопроизношения

Можно использовать мнемодорожки на этапе автоматизации звуков .

Пример, Мнемодорожки Барсуковой Е.Л.

Сказки на автоматизацию звуков.

Пример, Придумай сказку. («Весёлые истории». Силиной А.А.)

Работа над пересказом.
Пересказ – более легкий вид монологической речи, т.к. он придерживается авторской позиции произведения, в нем используется готовый авторский сюжет и готовые речевые формы и приемы. Это в какой-то мере отраженная речь с известной долей самостоятельности. Картинно-графический план в виде пиктограмм выступает здесь как средство мнемотехники.
Этапы работы над текстом при пересказе:
1. Логопед объясняет ребенку смысл трудных слов. Ребенок повторяет их.
2. Чтение текста с демонстрацией сюжетной картины.
3. Беседа по содержанию текста.
4. Повторное чтение текста взрослым с установкой на пересказ с опорой на мнемотаблицу.
5. Пересказ рассказа ребенком с опорой на мнемотаблицу.

Мнемотаблицы к русским народным сказкам.

Мнемотаблицы особенно эффективны при разучивании стихотворений . Использование опорных рисунков для обучения заучиванию стихотворений увлекает детей, превращает занятие в игру.

Этапы работы над стихотворением:

  1. Логопед выразительно читает стихотворение.
  2. Логопед сообщает, что это стихотворение ребенок будет учить наизусть. Затем еще раз читает стихотворение с опорой на мнемотаблицу.
  3. Логопед задает вопросы по содержанию стихотворения, помогая ребенку уяснить основную мысль.
  4. Логопед выясняет, какие слова непонятны ребенку, объясняет их значение в доступной для ребенка форме.
  5. Логопед читает отдельно каждую строчку стихотворения. Ребенок повторяет ее с опорой на мнемотаблицу.
  6. Ребенок рассказывает стихотворение с опорой на мнемотаблицу.

Заучивание стихотворения “Осень” по мнемотаблице

Использование приемов мнемотехники в работе с детьми с общим недоразвитием речи

Елена Зайцева
Использование приемов мнемотехники в работе с детьми с общим недоразвитием речи

Речь-одно из самых важных приобретений ребенка дошкольного возраста!

На сегодняшний день – образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей дошкольного возраста – явление очень редкое.

Главной и отличительной чертой современного общества

является подмена живого человеческого общения зависимостью от компьютера. Недостаток общения родителей со своими детьми, игнорирование речевых трудностей, лишь увеличивает число дошкольников с недостатками речи.

-Характерные особенности детей с общим недоразвитием речи.

• нарушения лексического и грамматического компонентов речи,

• бедная диалогическая речь,

• Неспособность грамотно и доступно сформулировать вопрос,

• Построить краткий или развёрнутый ответ,

трудно построить монолог: например, сюжетный или описательный рассказ на предложенную тему, пересказ текста.

• Как следствие – неполноценное речевое общение.

-Актуальность мнемотехники для дошкольников обусловлена тем, что как раз в этом возрасте у детей преобладает зрительно-образная память. Чаще всего запоминание происходит непроизвольно, просто потому, что какой-то предмет или явление попали в поле зрения ребенка. Если же он будет пытаться выучить и запомнить то, что не подкреплено наглядной картинкой, нечто абстрактное, то на успех рассчитывать не стоит. Мнемотехника для дошкольников как раз помогает упростить процесс запоминания, развить ассоциативное мышление и воображение, повысить внимательность. Более того приемы мнемотехники в результате грамотной работы воспитателя приводят к обогащению словарного запаса и формированию связной речи.

-Использование педагогами мнемотаблиц существенно облегчает процесс обучения детей и развития связной речи, а наличие зрительных схем делает их рассказы более последовательными, четкими, насыщенными деталями.

Мнемотехника-технология развития памяти, совокупность правил и приемов, облегчающих запоминание, история которой насчитывает более 2500 лет

Это красивое слово происходит от греческих mneme – «память» и techne – «искусство». Означает оно не что иное, как «искусство памяти

Считается, что это слово придумал Пифагор Самосский (6 век до н. э.).

Искусство запоминания названо словом «mnemonikon» по имени древнегреческой богини памяти, Мнемозины – матери девяти муз. Первые сохранившиеся работы по мнемотехнике датируются примерно 86-82 гг. до н. э., и принадлежат перу Цицерона и Квинтиллиона.

Каждый из нас сталкивался с простейшими мнемоническими приемами в своей жизни.

Мы запоминали (и сейчас пользуемся) цвета радуги, используя знаменитое «Каждый охотник желает знать…». А заучивание падежей через бессмысленное «Иван родил девчонку, велел тащить пеленку». Так что примитивное понятие о мнемонике имеется у каждого.

«Учите ребенка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам-он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких же слов с картинками, и он их усвоит на лету» К. Д. Ушинский

Повторюсь,что одним из факторов, облегчающих процесс становления связной речи, по мнению С. Л. Рубинштейна, А. М. Леушиной, Л. В. Эльконина и др. –является наглядность.

В качестве второго вспомогательного фактора выделим

создание плана высказывания, на значимость которого неоднократно указывал известный психолог Л. С. Выготский.

-Овладение приемами работы с мнемотаблицами значительно сокращает время обучения и одновременно решает задачи,направленные на:

• наращивания словарного запаса.

• обучения составлению различных рассказов.

• пересказов художественных произведений.

• отгадывания и загадывания головоломок и загадок.

• улучшения разговорных навыков.

Мнемотехника облегчает детям овладение связной речью

Применения мнемотехники, использование обобщений позволяют ребёнку систематизировать свой непосредственный опыт

Ребёнок с опорой на образы памяти устанавливает причинно-следственные связи, делает выводы, развивая тем самым логическое мышление

Мнемотехникатакже помогает развивать:

• зрительную и слуховую память;

• зрительное и слуховое внимание;

• мелкую моторику рук.

Мнемотаблица

Это схема, в которой заложена определенная информация. Суть мнемосхемызаключается в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение); таким образом весь текст зарисовывается схематично, глядя на эти схемы – рисунки, ребенок легко запоминает информацию.

Работастроится от простого к сложному: с простейших мнемоквадратов- понятными изображения, которые обозначают одно слово, словосочетание, его характеристики или простое предложение.

потом переходим к мнемодорожкам- это уже квадрат из четырех картинок, по которым можно составить небольшой рассказ в 2-3 предложения, и позже к мнемотаблицам- самая сложная структура – Они представляют собой изображения основных звеньев, в том числе схематические, по которым можно запомнить и воспроизвести целый рассказ или стихотворение.

Для изготовления таблиц не требуются художественные способности, любой педагог в состоянии нарисовать подобные символические изображения предметов и объектов к выбранному рассказу.

Примечание. Для детей младшего и среднего возраста мнемотаблицы необходимо давать цветные,так как у детей в памяти остаются отдельные образы: лиса – рыжая плутовка, цыплята – желтого цвета.

Принцип работы с мнемотаблицей

• Рассматривание таблиц и разбор, изображённых на ней символов

• Преобразование символов в образы.

• Пересказ при помощи символов.

Но самое главное в обучении рассказыванию, при помощи мнемотаблиц – это вовремя отойти от закодированных слов, предложений. Дать ребёнку возможность самому, без подсказок составить рассказ, т. е. мы постепенно подходим к обучению монологической речи.

Работать с мнемотаблицами лучше начинать со средней группы. Хотя уже в младшем возрасте можно использовать простейшие схемы (алгоритмы) одевания,умывания,и т. д.

Составление описательного рассказа,это наиболее трудный вид в монологической речи.

Дети не располагают теми знаниями, которые приобретают в течение жизни. Чтобы описать предмет, его надо осознать, а осознание – это анализ. Что ребенку очень трудно. Здесь важно научить ребенка сначала выделять признаки предмета.

Мнемотаблицы особенно эффективны при разучивании стихотворений.Суть заключается в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение); таким образом, все стихотворение зарисовывается схематически. После этого ребенок по памяти, используя графическое изображение, воспроизводит стихотворение целиком. На начальном этапе взрослый предлагает готовую план – схему, а по мере обучения ребенок также активно включается в процесс создания своей схемы.

При пересказе с помощью мнемотаблиц, дети видят всех действующих лиц, и свое внимание концентрируют на правильном построении предложений, на воспроизведении в своей речи необходимых выражений.

В мнемотаблице можно изображать практически всё и применять в разных видах обучения.

• Образование родственных слов

• Обогащение речи второстепенными членами предложения

• Составление предложений с использованием предлогов.

• Автоматизация звуков и многое другое.

В результате использования таблиц-схем и мнемотаблиц:

Расширяется не только словарный запас, но и знания об окружающем мире.

Появляется желание пересказывать — ребенок понимает, что это совсем не трудно.

Заучивание стихов превращается в игру, которая очень нравится детям.

Это является одним из эффективных способов развития речи дошкольников.

Необходимо помнить, что уровень речевого развития определяется словарным запасом ребёнка. И всего несколько шагов, сделанных в этом направлении, помогут вам в развитии речи дошкольника.

Использование мнемотехнических приемов для формирования связной речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня Текст научной статьи по специальности « Науки об образовании»

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Масленникова Д.К., Самылова О.А.

Статье рассматриваются некоторые аспекты мнемотехнических приемов. Взгляды разных авторов о данном методе, где можно применять этот прием и какое преимущество он дает логопеду и детям . Описаны плюсы и минусы данного метода, рассматривается, чем популярна мнемотехника , ее история и применение в настоящее время.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Масленникова Д.К., Самылова О.А.

The use of mnemonic techniques for the formation of coherent speech in preschool children with ONR level III

The article deals with some aspects of mnemonic techniques. The views of different authors about this method where you can apply this technique and what advantage he gives a speech and language therapist and children. The pros and cons of this method are described, what is the popular mnemonics , its history and application at the moment.

Текст научной работы на тему «Использование мнемотехнических приемов для формирования связной речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня»

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ PSYCHOLOGICAL SCIENCES

студентка факультета коррекционной педагогики и психологии ФГБОУ ВО « Шадринский государственный педагогический университет»

г. Шадринск, Россия olgas2770@yandex.ru О.А. Самылова,

кандидат психологических наук, доцент, декан факультета коррекционной педагогики

ФГБОУ ВО « Шадринский государственный педагогический университет»

г. Шадринск, Россия olgas2770@yandex.ru

Использование мнемотехнических приемов для формирования связной речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня

В статье рассматриваются некоторые аспекты мнемотехнических приемов. Взгляды разных авторов о данном методе, где можно применять этот прием и какое преимущество он дает логопеду и детям. Описаны плюсы и минусы данного метода, рассматривается, чем популярна мнемотехника, ее история и применение в настоящее время.

Речь, дети, связная речь, развитие, мнемотехника, мнемотехнический прием, мнемотаблицы.

Student of the Faculty of Correctional Pedagogics and Psychology

Shadrinsk State Pedagogical University olgas2770@yandex.ru O.A. Samylova,

Candidate of Psychological Sciences, Docent, Dean of the Faculty of Correctional

Pedagogics and Psychology Shadrinsk State Pedagogical University Shadrinsk, Russia olgas2770@yandex.ru The use of mnemonic techniques for the formation of coherent speech in preschool children with ONR level III

The article deals with some aspects of mnemonic techniques. The views of different authors about this method where you can apply this technique and what advantage he gives a speech and language therapist and children. The pros and cons of this method are described, what is the popular mnemonics, its history and application at the moment. Keywords: Speech, children speech, development, mnemonics, mnemonic method, memorablity.

Речь является основным компонентом взаимодействия человека с окружающим его обществом. Через нее происходят важнейшие процессы воспитания и обучения детей. Она

выступает в виде средства получения знаний. От полноты, внятности и грамотности развернутого высказывания можно судить о полноценном развитии личности ребенка [1].

Начиная с дошкольного возраста, дети активно интересуются языковой деятельностью, пробуя ее в различных вариациях, используя грамматическую и смысловую стороны. Однако в последнее время заметно увеличилось число детей имеющих недостаточность речевого развития, которое требует пристального внимания. На эту проблему обращают внимание в первую очередь логопеды и воспитатели детских образовательных учреждений, приоритетной задачей которых является развитие связной речи у детей.

Главенствующей причиной бедности связной речи – ограничения свободного высказывания у детей: подмена живого человеческого общения компьютером, недостаток общения с родителями и игнорирование речевых трудностей детей – все это увеличивает число дошкольников с недостатками речи [2].

Большую сложность в употреблении связной речи испытывают дети с общим недоразвитием речи. Как известно данная категория детей имеет ряд особенностей речевого и психического развития: скудный словарный запас, неумение согласовывать слова в предложении, нарушение звукопроизношения, у большинства детей нарушена память, внимание и мышление, в результате чего способность к усвоению устной связной речи существенно снижена. Исходя из вышесказанного, следует отметить о не допущении стихийного речевого развития, и о разумном использовании логопедическое воздействие при устранении общего недоразвития речи и в развитии связной речи, которое является наиболее сложной стороной речи.

Необходимо научить детей связно, последовательно, грамматически правильно излагать свои мысли, рассказывать о различных событиях окружающей жизни. Изучения вопроса формирования связной речи привлекало многих ученых из различных областей -педагоги: Е.И.Тихеева, А.М.Бородич, К.Д.Ушинский; психологи: Л.С.Выгодский, С.Л.Рубинштейн, Д.Б.Эльконин; и логопеды: В.К.Воробьева, Т.А.Ткаченко, Т.Б.Филичева, и А.В.Ястребова. Данная тематика рассматривалась в различных аспектах, исходя из тех областей деятельности, которыми занимались исследователи [3].

Так А.В.Текучев понимал под связной речью любую единицу речи, представляющую собой организованное по законам логики и грамматического строя единое целое. По мнению Ф.А. Сохина связная речь подразумевает под собой все достижения ребенка в овладении родным языком, это освоении звуковой стороной, словарным запасом и грамматическим строем [3].

Процесс формирования связной речи у детей без речевой патологии не является одномоментным, а имеет сложный, продолжительный и постепенный характер, сочетающийся с развитием мышления, деятельности и общения, происходящем в онтогенезе.

Онтогенез – совокупность последовательных морфологических, физиологических и биохимических преобразований организма от его зарождения до конца жизни [4].

Весь период формирования речи подразделяется на 4 периода:

1-й – подготовительный (с момента рождения до года);

2-й – преддошкольный (от года до 3 лет);

3-й – дошкольный (от 3 до 7 лет);

4-й – школьный (от 7 до 17 лет).

Зачатки на освоение связной речи формируются еще в подготовительном периоде с момента рождения до 1 года, где в процессе эмоционального общения ребенка с взрослым, закладываются основы будущей связной речи. В эмоциональном общении не используется

всеобъемлющую речь, а передается эмоциональное отношение, чувства от взрослого к ребенку. Постепенно уровень общения расширяется за счет обогащения словарного запаса ребенка, увеличение круга предметов, с которыми он начинает сталкиваться, и преобразование эмоционального образа в словесную кодировку. На этом этапе ребенок учится понимать обращенную к нему речь и использовать свои голосовые и артикуляционные способности в воспроизведении речи, т.е. ответной реакцией.

Однако на основе понимания элементарной речи у ребенка начинает формироваться активная речь. Ребенок начинает с незамысловатого звукоподражания, звукосочетания, у него появляется желание на свою «реплику», которая имеет направленность по отношению к взрослому и самое главное, без чего не может формироваться речь – развивается речевой слух. Пути овладения связной речью детьми с нарушенным речевым развитием отличаются по временным и качественным параметрам от детей с нормальным уровнем речевого развития и имеют ряд особенностей [3].

С учетом своеобразия нарушения – общим недоразвитием речи, которому характерно нарушение формирования всех компонентов речевой системы: (звуковой, лексической, грамматической и фонематической), при нормальном слухе и интеллекте, у детей отмечаются затруднения по формированию связной речи. Наиболее благоприятный уровень общего недоразвития для формирования связной речи, по мнению Левиной Р.Е.- III уровень, поскольку характеризуется развернутой фразовой речью с элементами лексико-грамматического и фонетико-фонематического недоразвития.[5]

Развитие связной речи у детей с общим недоразвитием осуществляется в процессе повседневной жизни, и является сложным и длительным процессом. Однако, несмотря на имеющиеся нарушения дизонтогенеза, которые мешают развитию речи, формирование речи тормозят: действия окружающей среды и недостаточное общение с взрослыми отмечает Лапп Е.А. [6].

Одной из важнейших задач дошкольного детства, стоящей перед педагогами, является формирование у детей связного, последовательного и логически правильно оформленного высказывания. Данный раздел обучения является наиболее сложным для усвоения. Даже дети с нормальным онтогенетическим речевым развитием не всегда осваивают этот вид речи.

Особую трудность в овладении связной речи испытывают дети с нарушенным речевым развитием. Учитывая их особенности – нарушение формирования всех компонентом речевой системы: фонетической, лексической, грамматической, и так же обращая внимание на ряд психологических особенностей: пониженный уровень внимания; снижение вербальной памяти и продуктивности запоминания можно говорить о стойких нарушениях коммуникации [6]

Поэтому в образовательном процессе с учетом особенностей детей перед педагогами детского сада встает непростая задача при подборе и адаптации подходов в обучении речи. Особую важность в данной работе с детьми приобретает проблема пробуждения интереса к речевой деятельности и ее увлекательности. Ребенка необходимо раскрепостить и превратить непосильный труд в любимый и самый доступный вид деятельности, поскольку от заинтересованности будет зависеть успешность овладения речью. С этой целью при обучении детей, не достаточно использование только традиционных методик и вполне обосновано использование творческих, нестандартных методик и техники, эффективность которых очевидна, наряду с общепринятыми. Одной из таких методик, является использование мнемотехнических приемов [7].

Мнемотехника или мнемоника («тпетошкоп») в переводе с греческого – «искусство запоминания», представляет собой систему методов и приемов, обеспечивающих ускоренное

и эффективное запоминание, сохранения, воспроизведение и конечно развитие речи путем дополнительных ассоциаций. Первые упоминания о мнемотехнике принадлежат Цицерону и Квинтилианую. В дальнейшем данная технология рассматривалась многими авторами, дополнялась, пересматривалась и, в конечном счете, дошла до нас [8].

В настоящее время использование мнемотехники приобретает все большую популярность в связи с эффективностью ее приемов, которые используются в логопедической работе с детьми, развитие речи которых не подчиняется традиционным методам.

Основной секрет данной техники заключается в психофизиологической основе, которая очень проста и достаточно известна. Действие данной методики заключается в сличении зрительных образов и речевого понятия, которое контролирует мозг. В дальнейшем при воспроизведении по одному из образов этой ассоциации мозг воспроизводит все ранее соединённые образы.

Цель обучения с её использованием – развитие психических процессов – памяти, мышления, воображения, – ведь именно они тесно связаны с полноценным развитием речи. Овладение приемами работы с мнемотаблицами значительно сокращает время обучения и одновременно решает следующие задачи [9]:

1. Развитие у детей умения с помощью графической аналогии, а также с помощью заместителей понимать и пересказывать рассказы, заучивать стихотворения.

2. Развитие умения составлять описательные рассказы.

3. Развитие психических процессов: памяти, внимания, мышления.

4. Развитие умственной активности у детей, сообразительности, наблюдательности, умения сравнивать, выделять существенные признаки.

5. Обучение детей правильному звукопроизношению. Знакомству с буквами.

Особенность техники примечается в использовании не картинок, а символов. Данный

прием заметно облегчает детям поиск и запоминание слов. Предлагаемые символы значительно приближены к речевому материалу. Например: для обозначения зимующих птиц используется снежинка, а для обозначения перелетных птиц скворечник.

Одно из направлений, где используется мнемотехника – формирования диалогической и монологической речи. Данная технология включает: рассматривание картин, иллюстраций, беседы, разговор, составление рассказов, пересказ художественной литературы и др. – все это активизирует и обогащает словарь, при отгадывании и загадывании загадок, и при заучивании стихов. Не остается в стороне и формирование грамматически правильной речи [10].

Работа по данной методики строится по принципу «от простого к сложному», начиная свою программу с мнемоквадратов, постепенно переходя в мнемодорожки и завершаясь наиболее сложной формой – мнемотаблицей. Весь процесс коррекции включает в себя 8 этапов.

Первый этап является вводным во всем последующем процесс, на котором ребенка настраивают на долгую, последовательную и качественную работу над своей речью. Детей знакомят с элементами схем и символов. Например: обозначения цвета, формы, величины, действия.

На втором этапе происходит усложнение элементов опорных схем, символов. В дальнейшем для закрепления изученного материала проводится использование схем и символов во всех видах непосредственной образовательной деятельности.

Этап под номером три отличается от предыдущих вводимых приемов отрицания, или же от противного. Например: не гладкий, не сладкий и т.п.

Четвертый этап характеризуется обучением слиянию нескольких символов, т.е. «чтения» цепочки символов.

Далее, на пятом этапе детям предоставляют возможность самостоятельного размышления и подбора соответствующего изображения, символизирующего какое-либо качество. Путем данной техники у ребенку прививают умение обосновывать собственный выбор.

Следующий шестой активный этап разбора и рассматривания содержимого таблиц, при помощи которого идет осознание изображенного и его сопоставления с речевым образцом.

В процессе седьмого этапа педагоги учат детей перекодированию информации, т.е. преобразованию из абстрактных символов в образы.

И восьмой – заключительный этап, который подразумевает под собой уже самостоятельное предсказывание сказки или рассказа по заданной теме. На данном этапе совершенствуется структура речи, выразительность, умение построения предложения. Основная задача мнемотаблицы заключается в помощи запоминания последовательность событий, очередности появления сказочных героев, и их действий. Работа с мнемотаблицами по обучению детей пересказу начинается с простого воспроизведения хорошо знакомых детям сказок, особенность которых заключается в построение сюжета по цепочке. Это такие сказки, как: «Колобок», «Репка», «Теремок» [11].

Немаловажным замечанием при оформлении мнемотаблиц является требование изображения сюжета в одном стиле, для более ясного и четкого представления, информация должна быть доступна для восприятия и объем должен соответствовать возможностям детей и увеличиваться по мере их необходимости.

В мнемотаблице возможно изобразить все. В мнемотаблице производится графическое или частично графическое изображение персонажей сказки, явлений природы, некоторых действий, т. е. можно нарисовать то, что посчитаете нужным. Но изобразить так, чтобы нарисованное было понятно детям. Кроме того, вовлечение в процесс создания мнемотаблиц детей способствует развитию не только графо-моторных навыков, но и лучшему запоминанию и кодированию информации. Дети, владеющие средствами мнемотехники, в дальнейшем способны самостоятельно развивать речь в процессе общения и обучения.

Таким образом, коррекционное воздействие должно основываться на максимальном использовании возможностей аномального ребенка с использованием мнемотехнических приемов и с постепенной активизации нарушенных функций.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Алексеева, М.М. Речевое развитие дошкольников [Текст] : учеб. пособие для студентов / М. М. Алексеева, В.И. Яшина. – М. : Академия, 2000. – 297 с.

2. Бизикова, О.А. Теория и методика развития речи дошкольников в определениях, таблицах и схемах [Текст] : учеб. пособие для студентов высш. учебных заведений / О.А. Бизикова, Н.С. Малетина. – Екатеринбург : Издатель Калинина Г.П., 2009. – 86 с.

3. Кольцова, М.М. Ребёнок учится говорить [Электронный ресурс] / М. М. Кольцова. – М. : Советская Россия, 1979. – 192 с. – Режим доступа: http://pedlib.ru/books.php?part=Books&dir=5/0362&num_page=1. -22.11.2016.

4. Белякова, Л.И. Речевой онтогенез и значение гиперсензитивных периодов [Текст] / Л.И. Белякова. -Воронеж : МОДЭК, 2001. – 256 с.

5. Левина, Р.Е. Общая характеристика недоразвития речи у детей [Текст] / Р.Е. Левина // Логопедия. Методическое наследие : пособие для логопедов и студентов дефектол. фак. пед. вузов / под ред. Л.С. Волковой. – М. : Владос, 2008. – 284 с.

6. Лалаева, Р.И. Формирование правильной разговорной речи у дошкольников [Текст] / Р.И. Лалаева, Н.В. Серебрякова. – СПб. : СОЮЗ, 2011. – 224 с.

7. Выгодский, Л.С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка [Текст] / Л.С. Выгодский // Вопросы психологии. – 2006. – № 6. – С.62-76.

8. Давьщова, Т.Г. Использование опорных схем в работе с детьми [Текст] / Т.Г. Давьщова, В.М. Ввозная // Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения. – 2008. – № 1. – С.16.

9. Усенко, Ю.В. Использование мнемотаблиц в познавательно-речевом развитии дошкольника [Текст] / Ю. В. Усенко //Дошкольная педагогика. – 2013. – № 7. – С. 18-23.

10. Капышева, Н.А. Формирование связной речи у детей с ОНР III уровня на занятиях по обучению рассказыванию по серии картинок [Текст] / Н.А. Капышева // Логопедия. – 2003. – № 1-2. – С. 43-56.

11. Омельченко, Л.В. Использование приемов мнемотехники в развитии связной речи [Текст] / Л.В. Омельченко // Логопед. – 2008. – № 4. – С. 102-115.

Использование мнемотехники в логопедической работе

Рубрика: Коррекционная дошкольная педагогика

Дата публикации: 06.11.2019

Статья просмотрена: 598 раз

Библиографическое описание:

Косило, Н. В. Использование мнемотехники в логопедической работе / Н. В. Косило. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2019. — № 9 (26). — С. 34-36. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/141/4563/ (дата обращения: 18.01.2022).

К. Д. Ушинский писал: «Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам — он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он их усвоит на лету».

В настоящее время проблема развития речи становится особенно актуальной. В речи детей существует множество проблем, таких как: ограниченный словарный запас, грамматически неправильное построение фразы, фонетико-фонематическое несовершенство, отсутствие навыков культуры речи. Поэтому педагогическое воздействие на развитие речи дошкольников — очень сложное дело.

Педагогам приходится быть в постоянном поиске новых идей и технологий, позволяющих оптимизировать коррекционную работу.

Мнемотехника очень древняя наука, которая имеет свою историю. Термин был введён Пифагором ещё в 6 веке до нашей эры. А феноменальная память, которой владел Юлий Цезарь — это результат применения мнемотехники. На Руси тоже использовалась мнемотехника. Ее яркий пример — славянская азбука. Название всех букв кириллицы были придуманы с мнемонической целью:А (аз) Б (буки) В (веди) — я буквы знаю;Г (глагол) Д (добро) Е (есть) — письменность есть добро;Р (рцы) С (слово) Т (твердо) — произноси слово твердо [3.c.52–53].

Значит, уже издревле люди понимали, что мнемотехника облегчает запоминание, облегчает усвоение информации.

А вот использование мнемотехники для развития речи — это новое направление.

Мнемотехника (от греч. mnemonikon — искусство запоминания) — техника, облегчающая запоминание и увеличивающая объём памяти, путём образования искусственных ассоциаций. Не связанные, на первый взгляд, между собой картинки соединяются в сюжет, а сигнальные схематические изображения помогают активизировать мыслительные и мнестические процессы, позволяя ребёнку за несколько минут запомнить и даже рассказать небольшое стихотворение. Особенность мнемотехники — применение не изображения предметов, а символов. Символизм характерен для детского рисунка в дошкольном возрасте и не вызывает трудностей в восприятии мнемотаблиц [1. c.102–115].

Методика мнемотехники помогает в развитии: связанной речи, ассоциативного мышления,зрительной и слуховой памяти, зрительного и слухового внимания, воображения, ускорения процесса автоматизации и дифференциации поставленных звуков.

Важнейшая задача данной методики — научить ребенка самостоятельно рассуждать, думать, высказывать свои мысли. Трудные для восприятия темы можно сделать доступными, интересными, ненавязчивыми и более легкими в понимании.

Приемы запоминания систематизированы и унифицированы. Комбинацией ограниченного набора приемов запоминается любая информация. Из приемов, как из кирпичиков, строятся разные методы (последовательности приемов) и разные техники запоминания.

Весь процесс запоминания разделяется на четыре этапа:

– кодирование элементов информации в зрительные образы;

– собственно, сам процесс запоминания;

– запоминание последовательности информации;

– закрепление информации в мозге.

Первым этапом обучения для самых маленьких дошкольников являются мнемоквадраты. Такая картинка представляет собой нанесенное изображение, которое обозначает одно слово или словосочетание, например: дом, дерево, цветок и т. д. [2]

Когда ребёнок освоил мнемоквадраты, педагог усложняет задание, демонстрируя мнемодорожки. Они представляют собой таблицу, состоящую из четырёх картинок. По изображению ребенок может составить 2–3 простых предложения. Главное — нужно передать условно наглядную схему, изобразить так, чтобы нарисованное было понятно детям [2].

Наиболее сложной структурой является мнемотаблица. Она состоит из блока схематических изображений, позволяющих составить целый рассказ или выучить стихотворение [2].

Мнемотаблицы используются для:

– обогащения словарного запаса;

– при обучении составлению рассказов;

– при пересказах художественной литературы;

– при отгадывании и загадывании загадок;

– при заучивании стихотворений.

Использование в моей практике данной технологии в работе с детьми дает устойчивые результаты обучения, воспитания и развития.

Мнемотаблицы мной используются на индивидуальных и подгрупповых занятиях:

– при составлении рассказа;

– при заучивании стихотворения;

В результате использования приемов мнемотехники в работе с детьми наблюдаются следующие результаты: дети активнее работают на занятиях, охотнее пытаются повторить за педагогом текст, некоторые самостоятельно составляют и проговаривают предложения, короткие рассказы. Особенно детям нравится подбирать или зарисовывать символы, заменяя ими слова. У детей повысилась концентрация внимания, усидчивость.

  1. Омельченко Л. В. Использование приемов мнемотехники в развитии связной речи / Логопед. 2008. № 4. С. 102–115
  2. Большева Т. В. Учимся по сказке: Развитие мышления дошкольников с помощью мнемотехники: Учебно-методическое пособие. СПб: Детство-Пресс, 2011.C.
  3. Одинцева А. В. Использование мнемотаблиц при разучивании стихотворений с детьми дошкольного возраста / А. В. Одинцева // Теория и практика образования в современном мире: материалы IV междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, январь 2014 г.). — СПб.: Заневская площадь, 2014. — С. 52–53.
  4. Ткаченко Т. А. Использование схем в составлении описательных рассказов. Дошкольное воспитание.1990. — № 10
  5. https://mydocx.ru/11–27374.html

Похожие статьи

Ключевые слова: дошкольник, развитие речи, мнемотехника.

В статье раскрываются возможности использования мнемотехники в работе с детьми старшего дошкольного возраста, направленных на развитие связной речи.

Использование методов мнемотехники в обучении детей.

Использование методов мнемотехники в развитии дошкольников становится все более актуальным. Актуальность мнемотехники для дошкольников обусловлена тем, что в этом.

Использование мнемотехники в развитии речи дошкольников

Ни для кого не секрет, что у детей с общим недоразвитием речи существуют следующие проблемы: скудный словарный запас, неумение согласовывать слова в предложении.

Использование мнемотехники в формате ИКТ для развития речи.

Использование методов мнемотехники в обучении детей. Актуальность мнемотехники для дошкольников обусловлена тем, что в этом возрасте у детей преобладает образная память.

Консультация для педагогов дошкольных образовательных.

Логопед выясняет, какие слова непонятны ребенку, объясняет их значение в доступной для

Использование приёмов мнемотехники в работе с детьми с ОНР позволяет достичь хороших.

Использование мнемотехники в развитии речи | Статья в журнале.

Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным. Ему пяти словам – он будет долго и напрасно. Мучиться, но свяжите двадцать таких слов. С картинками, он усвоит их на лету. К. Д. Ушинский.

Формирование связной речи с помощью мнемотехники

Мнемотехника или мнемоника, в переводе с греческого — «искусство запоминания». Мнемотехника — это система методов и приёмов, обеспечивающих эффективное.

Использование мнемотехники в логопедической работе с детьми

Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам — он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он их усвоит на лету. К. Д. Ушинский.

Характеристика мнемотехники как метода развития мышления.

Первоначально мнемотехника возникла как неотъемлемая часть риторики (ораторского

Мнемотехника — «система внутреннего письма, основанная на непосредственной записи в.

Использование мнемотаблиц в развитии речи детей дошкольного.

Пересказ текста ребёнком своими словами по мнемотаблице. Что дает мнемотехника? Таким образом, систематическая работа по развитию речи у детей с использованием мнемотаблиц.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: