Использование песочной терапии во внеклассной работе с учащимися младших классов

Использование песочной терапии во внеклассной работе с учащимися младших классов в школах V вида

Аннотация: В данной статье раскрывается важность использования психотерапевтической техники (в данном случае рассказывается о песочной терапии) во внеклассной работе школьников школы V вида.

Школа V вида для детей с тяжёлыми нарушениями речи – тип специального школьного учреждения, предназначенный для детей, страдающих алалией, афазией, ринолалией, дизартрией, заиканием при нормальном слухе и первично сохранном интеллекте.

Коррекция фонетической стороны речи учащихся младших классов (1-2 класс), данного типа школы, имеет большое значение для овладения речью в целом и последующему школьному обучению в условиях школы V вида.

О песочной терапии: понятие, принципы, варианты использования.

Игра — один из видов деятельности, который используется взрослыми в целях воспитания учащихся младших классов (1-2 класс) школы V вида в том числе и во внеклассной работе учителя, обучая их различным действиям с предметами, способам и средствам общения. Песочная терапия, по сути, игра.

Как и любая другая дисциплина, терапия песком имеет свои основные принципы:

  • создание естественной стимулирующей среды, в которой ребенок (ученик) младших классов (1-2 класс) школы V вида чувствует себя комфортно и защищено, проявляя творческую активность.

Песочная терапия может использоваться на любом этапе коррекции звукопроизношения. Совместная деятельность может проводится как в форме индивидуального занятия, так и в малой подгруппе из 2-3 человек. На подготовительном этапе могут быть включены задания с элементами конструктивной деятельности и изо — деятельности. Дети рисуют по точкам, по трафарету букву соответствующую изучаемому звуку на песке.

Можно использовать игры, предложенные Т.Д. Зинкевич-Евстегнеева и Т.М. Грабенко в «Практикуме по креативной терапии»:

  • Поскользить ладонями по поверхности песка, выполняя зигзагообразные и круговые движения (как машинки, змейки, санки и др.);
  • Выполнить те же движения, поставив ладонь на ребро;
  • «Пройтись» ладонями по проложенным трассам, оставляя на них свои следы;
  • Создать отпечатками ладоней, кулачков, костяшек кистей рук, ребрами ладоней всевозможные причудливые узоры на поверхности песка;
  • «Пройтись» по песку отдельно каждым пальцем правой и левой руки поочередно (сначала только указательными, затем – средними, безымянными, большими и наконец мизинчиками).

Цель таких заданий — развивать мелкую моторику, которая имеет тесную связь с развитием речи, а также разнообразить виды деятельности, что повысит интерес (мотивацию) детей к занятиям.

Такого рода взаимодействие с песком стабилизирует эмоциональное состояние учащихся младших классов (1-2 класс) школы V вида.

Наряду с развитием тактильно-кинестетической чувствительности и мелкой моторики, ребенок учится прислушиваться к себе и проговаривать свои ощущения. А это, в свою очередь, способствуем развитию речи, произвольного внимания и памяти.

Но главное — ребенок получает первый опыт рефлексии (самоанализа). Учится понимать себя и других. Так закладывается база для дальнейшего формирования навыков позитивной коммуникации.

Песочная терапия обеспечивает доступ учащихся младших классов (1-2 класс) школы V вида к самому своему сокровенному «Ядру» чувств. Здесь ученик в образах представляет происходящее в его внутреннем и внешнем мире. Создавая то, о чем говорит внутренний голос, он привносит во внешнюю действительность отношения с самим собой и позволяет бессознательному быть видимым.

Ученики данного типа школы имеют большую потребность в игре, испытывают желание играть. Это помогает освободить творческий потенциал, его внутренние чувства, а затем перенести их во внешнюю действительность.

Нет никакого правильного, или неправильного способа играть в песке. Песочные миры создаются без подготовительной работы, без планирования и моделирования, и поэтому, соответствуют внутреннему миру создателя, поэтому так широко применяются во внеклассной работе учителя.

Песочная терапия позволяет ученику 1-2 класса данного типа школы создавать мир, который обеспечивает ему путь к его сокровенным мыслям и чувствам. Этот мир можно рассматривать, ощущать, обсуждать, фотографировать. Некоторые ученики, как я считаю, должны вывести наружу и материализовать свой прошлый опыт или травмы. Только тогда связанные с ним проблемы будут разрешены.

Песочная терапия позволяет придать травматическому опыту– видимую форму. Песочная терапия позволяет преодолеть сильные психологические защиты ученика данного типа школы, создать более безопасное пространство для самораскрытия. Во время песочной терапии нужно быть осторожным с ребенком, не торопиться, быть активным настолько, насколько он продвигается в своем «путешествии».

Игра является естественной формой самовыражения для детей, поэтому ребенку не требуется иного рассказывать о песочной терапии. Достаточно предложить поиграть, используя песок и игрушки.

Дети, обучающие в данном типе школы, более конкретны в своем строительстве, чем взрослые. Они чаще создают из мокрого песка формы. Для детей разговоры и размышления над картиной не имеют такого значения, как для подростка или взрослого. Важнее сам процесс игры и строительства.

Часто ребенок соединяет в своем процессе несколько стадий песочной терапии. Одновременно происходит строительство мира, переживание и реконструкции, терапия и самотерапия.

Игры с песком отражают склонность детей к циклической повторяемости изображений хаоса, борьбы и разрешения конфликта.

Так как ЭГО ребенка еще не достаточно сильно, нужна предельная осторожность при работе с учащимися 1-2х классов, большая необходимость психологически безопасного пространства. Для этого при работе с детьми часто вводятся правила, которые не нужны при работе со взрослыми, ограничивается или увеличивается время сессии песочной терапии, допускается или специально организуется присутствие родителей или значимых взрослых на занятии.

Важным условием для песочной терапии является безопасная ситуация для ученика. Это отдельный кабинет, и полное отсутствие возможности вторжения кого-либо в кабинет во время занятия. Любое вторжение кого-либо, без желания ребенка, либо шумы за дверью, становятся помехой для данной работы. Ребенок воспринимает ситуацию небезопасной, активизируются защитные механизмы и сопротивление психики, которые не позволяют ему контактировать с необходимым внутренним психическим содержанием, а соответственно корректировать его.

Во время строительства песочной картины психолог никак не вмешивается, соблюдает тишину, и внимательно следит за происходящим, стараясь поймать свои ощущения и чувства, которые рождаются при наблюдении за работой ребенка. В тишине есть возможность подстроиться к состоянию ребенка, и то, что не сможет рассказать потом ребенок – психолог может почувствовать, рассматривая песочную картину. Хорошо рефлексирующий психолог получает из подстройки достаточно много информации и понимания — куда в работе двигаться дальше. Этому моменту психоаналитики отводят большое значение.

Читайте также:
Перспективный тематический план фронтально-подгрупповых логопедических занятий по формированию лексико-грамматических категорий и развитию связной речи

После завершения строительства песочной картины ребенок знакомит учителя с тем, чем считает нужным. Психолог исследует картину, проясняет ее содержание. Исследуется топография песочницы, символы, реакции ребенка, реакции учителя, наличие воды, каналов, рек, холмов и ям.

Один из вариантов следующего этапа – это рассказывание сюжета учеником, или провоцирование его на придумывание сюжета. Ребенку данного типа школы, дается возможность как-то повзаимодействовать со своей песочницей по его желанию. При «провале» ребенка в психотравму, и появлении аффекта – психолог смягчает ситуацию ученика, оказывает поддержку и переводит на ресурсные содержания, чтобы добавить позитивной энергии, что в дальнейшем позволит контактировать ребенку с этим негативным переживанием и позволит справиться с ним на последующих сессиях.

В случае, когда ребенок «затоплен» психотравматическим содержанием и есть опасность, что глубокая работа может вызвать ухудшения состояния ребенка, то на этапе исследования песочной картины – можно остановиться. Ребенку и так удалось поконтактировать с внутренним содержанием психики, выстроив символическую песочную картину, а значит этот материал уже вынесен вовне, и его стрессогенность смягчается, а тревога у ребенка снижается.

В конце работы ребенок покидает кабинет, где проходило внеклассное занятие, оставляя свою песочную картину неразобранной. Психолог фотографирует картину для дальнейшего анализа и разбирает песочницу.

Важное условие: разбор песочницы ребенок не должен видеть, и приходя на занятие в следующий раз, он не должен застать в песочнице построек других детей. Поэтому учителю приходится делать разбор песочниц после каждого ученика, при этом игрушки надо успеть разложить по категориям.

Особенно трудно приходится учителю, когда ребенок отрабатывает на сессии этап хаоса. Так как при этом он сметает все игрушки с полок, из контейнеров, сваливает все в песочницу, да еще может залить водой, перемешивая это все. Времени на разбор такой песочницы уходит гораздо больше. Для облегчения работы учителя после такого занятия необходимо иметь различные приспособления как то: большое сито для отделения мелких игрушек от сухого песка, тонкую щетку, или кисточку для сметания песка с игрушек, столов и краев песочницы.

Используемый песок может быть любым из возможных (серый, желтый, белый…). Перед началом использования песок промывают, прокаливают (или покупают уже готовый в магазине). Периодически песок и ящики просушивают и кварцуют кварцевой лампой.

Песочную терапию эффективно сочетают и с другими психотерапевтическими техниками: сказкотерапия, арт-терапия , психодрама и пр.

Как альтернативу песочнице, можно использовать, при необходимости, строительство миров на коврике. Однако при многих моментах терапии песок остается незаменимым: возможность «контейнирования», закапывания, глубокого контактирования с природным материалом, придания ему необходимой вязкости. Все это во многих случаях бывает более необходимо, особенно с детьми, у которых слабое ЭГО, которые не могут работать с образами.

Итог использования элементов песочной терапии учащихся младших классов (1-2 класс) школы V вида:

  • Повышается мотивация к логопедическим занятиям;
  • Коррекционная работа проходит в естественной деятельности для дошкольника — игре;
  • Позволяет решать комплексно задачи: развитие речи, ВПФ, коммуникации, психомоторики, оптико-пространственных представлений, стабилизация эмоционального фона.

Литература и источники:

1. Грабенко Т.М., Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Техника песочной терапии. — СПб, Речь, 2006.

2. Грабенко Т.М., Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Практикум по песочной терапиии СПб, Речь, 2004.

3. Грабенко Т.М., Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Чудеса на песке. Песочная игротерапия. – СПб: Институт специальной педагогики и психологии, 1998.

4. Капская А.Ю., Мирончик Т.Л. Планета чудес. Песочная терапия для детей. Спб, Творческий центр, 2008.

Глуханько Кристина Евгеньевна,
студентка,
Кемеровский государственный университет (КемГУ),
г.Кемерово

Организация познавательных игр на песке для детей младшего школьного возраста

Рубрика: Педагогика

Дата публикации: 12.12.2015 2015-12-12

Статья просмотрена: 638 раз

Библиографическое описание:

Воробьева, Ю. В. Организация познавательных игр на песке для детей младшего школьного возраста / Ю. В. Воробьева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2015. — № 24 (104). — С. 926-929. — URL: https://moluch.ru/archive/104/24291/ (дата обращения: 18.01.2022).

В век информационных технологий, большого количества научных исследований и открытий, быстро изменяющихся условий жизни и её ускоренного темпа каждому человеку непременно нужно быть деятельным и полезным. Для этого ему необходимо иметь хорошую физическую и психологическую форму, быть максимально сосредоточенным, эмоционально уравновешенным, готовым адекватно воспринимать стрессовые ситуации и переживать их последствия, уметь быстро реагировать на всё происходящее, распоряжаться имеющимися ресурсами, выявлять закономерности и причинно-следственные связи, находить новые, неординарные способы решения какой-либо проблемы.

Однако, чтобы вырастить, воспитать и обучить такую личность, в последние годы изменились и требования к качеству образования, которые, в свою очередь, ставят новые задачи перед учителями. Для того, чтобы повысить уровень мотивации детей новой эпохи к учебной деятельности, заинтересовать их и «научить учиться», современные учителя с каждым годом осваивают всё новые и новые психолого-педагогические методы, средства, подходы и технологии, апробируют нестандартные формы обучения. Одним из наиболее интересных методов, который в последние годы стал активно внедряться в образовательный процесс, стала песочная терапия (Sandplay). В соответствии с этим, в данной статье мне бы хотелось более подробно раскрыть сущность песочной терапии в целом, ее возможности, виды, а также рассмотреть организацию познавательных игр на песке при работе с младшими школьниками во время образовательного процесса.

Песочная терапия — один из методов психотерапии, автором которого является швейцарский юнгианский аналитик Дора Калф. Этот метод возник в русле юнгианского аналитического подхода и во многом опирается на работу с символическим содержанием бессознательного как источником внутреннего роста и развития. Песочная терапия является одним из способов общения с окружающим миром и самим собой, средством снятия внутреннего напряжения, воплощения его на бессознательно-символическом уровне, что повышает уверенность в себе и открывает новые пути развития. Она позволяет прикоснуться к глубинам подлинного Я, восстановить свою психическую целостность, самочувствие, создать внутреннюю гармонию, собрать свой уникальный образ, картину мира. [6]

Читайте также:
НОД по теме ‘Знакомство с республикой Татарстан’

На сегодняшний день существует несколько направлений Sandplay, что связано с расширяющимися возможностями данного метода, появлением многочисленных модификаций и форм. В городе Сан-Франциско на международной конференции была принята следующая классификация (1995):

1) Sandplay с заглавной буквы «S» является классической формой юнгианской песочной терапии с ее методологической и теоретической базой;

2) sandplay со строчной буквы «s» сигнализирует о том, что психолог имеет дело с одной из множества модификаций данного метода: песочная терапия в рамках арт-терапии, создание мандалы, медитации на песке, сказки на песке, дидактические программы на песке, педагогические развивающие техники. [4]

Метод Sandplay, дословно переводимым как «песочная игра», является достаточно необычной техникой. Этот метод чаще всего применяется практикующими психологами и психотерапевтами при наличии у клиента сильных эмоциональных нагрузок. Но, в последние годы, «песочные игры» (sandplay) стали востребованы и в образовательной среде среди воспитателей, учителей, логопедов по причине того, что перенос традиционных педагогических занятий в песочницу позволяет достичь большего воспитательного и образовательного эффекта, чем стандартные формы обучения. Это связано с тем, что:

 существенно усиливается желание детей узнавать что-то новое, экспериментировать и работать как самостоятельно, так и в группе;

 игра в песочнице способствует развитию «тактильной» чувствительности, как основы развития «ручного интеллекта»;

 в процессе игр с песком более гармонично и интенсивно развиваются все познавательные функции (восприятие, внимание, память, мышление), а также речь и моторика;

 по мнению парапсихологов, песок и вода способны «заземлять», «забирать» негативную энергию (медленно пересыпая песок из одной руки в другую и ощущая его, человек, тем самым, «отдаёт» ему своё скопившееся напряжение, начинает испытывать некое умиротворение, спокойствие), в таком состоянии перед человеком открываются безграничные возможности. [3]

Игры с песком можно разделить на группы в зависимости от вида проводимого занятия:

1) обучающие игры (например, игры, направленные на развитие тактильно-кинестетической чувствительности, мелкой моторики рук, фонематического слуха, коррекцию звукопроизношения, обучение чтению и письму);

2) познавательные игры:

 игры, направленные на знакомство с окружающим миром (с помощью них осуществляется знакомство ребенка с тем, что его окружает; они позволяют узнать больше о мире животных, их месте обитания, особенностях поведения; дают возможность познакомиться с названиями и отличительными признаками различных природных объектов (островов, лесов, полей, гор, вулканов, океанов, морей, озер, рек, болот, прудов и т. д.); помогают понять сущность многих профессий и т. д.);

 географические игры (позволяют узнать о том, как живут люди в разных уголках нашей планеты посредством моделирования в песочнице различных климатических зон);

 фантастические игры (дают ребенку возможность пофантазировать и познакомиться с «жизнью» на других планетах с помощью создания в песочнице ландшафта лунной поверхности, Марса и других космических объектов);

 исторические игры (позволяют детям окунуться в историю, познакомившись с различными историческими событиями, построить на песке схемы сражений, отработать стратегии боевых действий и т. д.);

 игры-экскурсии по городу (дают возможность ребенку воспроизвести по памяти в песочнице экскурсионные места);

3) проективные игры (собственно проекция своего внутреннего мира на песке). [1]

Обучающие игры, как правило, проводятся с детьми дошкольного возраста, так как они способствуют облегчению процесса обучения ребенка чтению, письму, счету и грамоте в период подготовки к школе. При этом, использование данного вида занятий актуально и в процессе обучения первоклассников. Обучающие игры могут проводить как психологи, так воспитатели и учителя.

Проективные игры направлены на работу с бессознательным. В процессе их реализации осуществляется проекция внутреннего мира ребенка, то есть вовне переносятся все его переживания, желания, фантазии, умения, возможности. Проективные игры ориентированы на людей любого возраста, начиная с 3-х лет, хотя, имеются данные об успешной апробации указанного вида игр с детьми более раннего возраста. Их может проводить только квалифицированный психолог, получивший не только базовое психологическое образование, но и прошедший специальные курсы по песочной терапии.

Познавательные игры могут проводиться и с детьми дошкольного возраста, и с детьми младшего школьного возраста, так как они позволяют детям узнать о том, как многогранен наш мир. Особенно ценно использовать рассматриваемый вид песочных игр при работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья. Ведь не каждому ребёнку удается наблюдать за окружающей действительностью в силу имеющегося у него физического недуга (например, пройтись по лесу, набрать грибов и ягод, забраться на высокую гору и посмотреть «с высоты птичьего полета» за тем, что происходит на местности и т. д.). Особенно это касается детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата. Поэтому именно на познавательных играх хотелось бы остановиться более подробно и описать процесс их организации при работе с младшими школьниками.

Для проведения подобного рода занятий понадобится деревянный ящик прямоугольной формы размером 50 см x 70 см x 8 см, борта и дно которого выкрашены в голубой или синий цвет, что, в свою очередь, символизирует воду и небо, наполненный на 1/3 просеянным, прокварцованным песком, из которого ребенок может сформировать необходимый ландшафт. По возможности лучше использовать водонепроницаемый ящик, так как у детей иногда возникает потребность смочить песок. Однако, многие специалисты вместо деревянного ящика в своей работе используют и пластмассовые тазы, и глубокие подносы, и большие чаши. [1]

Читайте также:
Использование нетрадиционных педагогических технологий в комплексном подходе преодоления общего недоразвития речи

Также, для проведения песочных игр понадобятся разнообразные по размеру, характеру и материалам игрушки, которые, в свою очередь, дети используют в процессе занятия. Они должны быть расположены перед глазами школьников на полках или большом столе и распределены по группам: дикие, домашние или вымершие животные (рептилии, насекомые, рыбы, птицы, звери), растения, дети, взрослые, старики, воины, маги, колдуны, магические символы, источники для загадывания желаний, ящики с сокровищами, деньгами, драгоценностями, ангелы, дома, техника, средства передвижения, знаки дорожного движения, монстры, страшилки, камушки, ракушки, минералы, сломанные игрушки, мосты, объекты среды обитания человека, предметы быта, орудия труда, музыкальные инструменты, религиозные объекты, надгробия, порталы и т. д. Всё это даёт возможность маленьким «творцам» создать на песке всё, что они задумали, и даже то, что возникает спонтанно у них в сознании. Иными словами, перед детьми открываются бескрайние просторы вселенной, в которой они могут создать всё, что хотят, а также то, что соответствует теме проводимого занятия. [2]

Для правильной организации познавательных игр на песке с детьми учитель должен знать следующие пять шагов:

  1. Первый шаг — демонстрация песочницы.
  2. Второй шаг — демонстрация коллекции фигурок.
  3. Третий шаг — знакомство с правилами игр на песке.
  4. Четвёртый шаг — формулирование темы занятия, инструкций к играм, основное содержание занятия.
  5. Пятый шаг — завершение занятия, ритуал выхода.

Соблюдение всех выше описанных шагов позволит избежать со стороны детей посторонних вопросов («Зачем мы это делаем?», «Что нужно делать?», «Чего от нас хотят?»), плавно подведёт их и включит в основной этап работы.

В зависимости от того, какой вид познавательных игр применяется и какова цель занятия, учитель будет наполнять его в каждом конкретном случае определенным содержанием. Например, при знакомстве с различными климатическими зонами и жизнью в них будут использоваться географические игры. Ведь зачастую, детям бывает очень сложно представить себе жизнь в разных уголках нашей планеты, которая кардинально отличается от той местности, в которой проживает ребенок. На таких занятиях детям можно сначала предложить рассмотреть иллюстрации или фотографии определенной природной зоны (например, зоны тропических лесов, пустынь или северных районов), словесно описать то, что они увидели, заметили, поделиться своими мыслями, а затем смоделировать в песочнице то, что обсуждается, создать «живые» картинки на песке.

В процессе путешествия в зону арктических пустынь ребенок может использовать соль, вату, пенопласт, которые, в свою очередь, будут символизировать «вечные снега». Такая работа позволит детям надолго запомнить материал, проигранный с помощью географических игр. [1]

Также при работе с младшими школьниками очень эффективным будет проведение исторических игр. В настоящее время во многих школьных программах по окружающему миру детям предлагают познакомиться с историей нашей страны. Например, на уроке «Как Москва строилась» (2 класс, УМК «Начальная школа XXI века») детям можно сначала предложить познакомиться с материалом в учебнике, а затем, разделившись на группы, попробовать смоделировать в песочнице то, о чем они прочитали. На уроке «Как Русь начиналась» (2 класс, УМК «Начальная школа XXI века») учащиеся могут построить поселение славян или на определенном этапе изучения предмета смоделировать старинный русский город с опорой на репродукции знаменитых художников.

Таким образом, из всего выше сказанного видно, что песочная терапия в действительности является многогранным методом, востребованным не только в психологии, но и в других сферах жизни. А песочная игра представляет из себя один из самых органичных, привычных, хорошо знакомых и реальных для ребёнка способов исследования мира. Она в действительности является увлекательным занятием для любого ребёнка, а также представляет из себя самую доступную форму работы и взаимодействия с детьми.

  1. Грабенко, Т. М. Чудеса на песке. Песочная игротерапия. Методическое пособие для педагогов, психологов и родителей / Т. М. Грабенко, Зинкевич-Т. Д. Евстигнеева. — Спб.: Питер. — 1998. — 128 с.
  2. Заусенко, И. В. Песочная терапия в групповых процессах психологических тренингов / И. В. Заусенко, Е. М. Соловьёва // Журнал практического психолога. — 2008 — № 2.
  3. Зинкевич-Евстигнеева, Т. Д. Путь к волшебству. Теория и практика сказкотерапии / Т. Д. Зинкевич-Евстигнеева. — СПб.: «Златоуст», 1998. — 352 с.
  4. Сакович, Н. А. История и современные тенденции песочной терапии / Н. А. Сакович // Вестник Практической Психологии Образования. — 2007. — № 2.
  5. Хоменко, И. Н. Коррекционно-диагностический комплекс «Песочная магия» / И. Н. Хоменко. — СПб.: ИМАТОН, 2009. — 44 с.
  6. Штейнхард, Л. Юнгианская песочная терапия / Л.Штейнхард. — СПб.: Питер, 2001. — 320 с.

Мастер-класс для начальных классов «Использование приёмов песочной терапии как средство речевого и познавательного развития младших школьников»

Описание разработки

Цель

Познакомить педагогов с возможностями песочной терапии в речевом развитии дошкольников и младших школьников.

Задачи

Дать определение песочной терапии.

Познакомить педагогов с играми, используемыми на занятиях по речевому развитию, а также в коррекции психологических проблем.

Способствовать развитию интереса к данной методике и введению её в практическую деятельность.

Песочница, игрушки для песочной терапии, влажные салфетки, лейки, пульверизаторы.

Основное содержание

Что такое песочная терапия

Помните себя маленькими? Ну, хотя бы чуть – чуть?

Как вы любили летом в тенистом дворе или с родителями на морском берегу играть с песком и водой.

Как интересно было строить пирамиды и замки, облеплять их ракушками и разноцветными камушками и стёклышками, чтоб они были самыми красивыми на свете! Или просто «печь» пирожки из песка. Как копали в мокром песке ямки и туннели, пытаясь добраться до воды.

Читайте также:
Развитие фонематического слуха у детей 5-6 лет с помощью игр

И как вас невозможно было «за уши» оттащить от этого занятия?

Да, давненько это было… Но эти игры с песком так и остались с нами, тёплым местечком в душе, как воспоминания детства, беспечного и безопасного. Игры с песком – одна из форм естественной активности ребёнка. Именно поэтому можно использовать песок, проводя развивающие и обучающие занятия. Строя картины из песка, придумывая различные истории, в наиболее органичной для ребёнка форме передаются знания и жизненный опыт, познаются законы окружающего мира. Взаимодействие с песком стабилизирует эмоциональное состояние ребёнка, улучшает самочувствие. Всё это делает песочную терапию прекрасным средством для развития и саморазвития. Именно благодаря самостоятельным рисункам на песке, ребёнок быстрее осваивает буквы и цифры, усваивает понятия «право» и «лево», временные понятия дня и ночи, времён года. С помощью построений на песке можно развивать наглядно – образное мышление, восприятие и память.

Существуют различные приёмы работы, направленной на развитие познавательных функций. И одним из приёмов является работа с песком – песочная терапия.

Перенос традиционных педагогических занятий в песочницу даёт большой образовательный и воспитательный эффект, нежели чем стандартные приёмы обучения, особенно для детей с проблемами в обучении.

Песочная терапия решает следующие задачи:

*развитие восприятия, мышления, памяти, внимания, речи, навыков самоконтроля и саморегуляции, творческого мышления, воображения и фантазии;

*Формирование у ребёнка представления об окружающем мире;

*развитие общей и тонкой моторики.

Игры на песке – это просто, привычно, доступно, естественно и приятно!

Жизнь маленького человека как общественного существа начинается с игр в песок. И на склоне лет человек, занимаясь землёй, приобретает душевное равновесие и спокойствие, гармонию с миром и самим собой.

Сегодня я хочу познакомить вас с некоторыми приёмами песочной терапии, которые можно использовать на своих занятиях. Для меня они показались очень интересными, и я хочу с вами поделиться.

1. Рисование на песке дыханием через трубочку для коктейля. (слайд № )

Дети учатся дышать через трубочку, не затягивая в неё песок. Можно предложить сначала сказать приятное пожелание своим друзьям, подарить пожелание песочной стране, «задувая его в песок», можно также выдувать углубления, ямки на поверхности песка, выдувать изучаемую букву, цифру.

Весь материал – смотрите документ.

Содержимое разработки

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Степновская средняя общеобразовательная школа»

Николаевского муниципального района Волгоградской области

«Использование приёмов песочной терапии
как средство речевого и познавательного развития младших школьников»

учитель начальных классов

п. Степновский 2014

Компоненты

мастер – класса

Технология

Содержание

1.Цель

Познакомить педагогов с возможностями песочной терапии в речевом развитии дошкольников и младших школьников.

2.Задачи

Дать определение песочной терапии.

Познакомить педагогов с играми, используемыми на занятиях по речевому развитию, а также в коррекции психологических проблем.

Способствовать развитию интереса к данной методике и введению её в практическую деятельность.

3.Материал

Песочница, игрушки для песочной терапии, влажные салфетки, лейки, пульверизаторы.

4. Выделение проблемы

Какие ассоциации у вас связаны со словом «песок»?

( показываю песочные часы)

В чём связь песочных часов с детьми?

Я сегодня хочу показать, как можно использовать песок в нашей работе с детьми.

5.Основное содержание

Что такое песочная терапия?

Помните себя маленькими? Ну, хотя бы чуть-чуть?

Как вы любили летом в тенистом дворе или с родителями на морском берегу играть с песком и водой.

Как интересно было строить пирамиды и замки, облеплять их ракушками и разноцветными камушками и стёклышками, чтоб они были самыми красивыми на свете! Или просто «печь» пирожки из песка. Как копали в мокром песке ямки и туннели, пытаясь добраться до воды.

И как вас невозможно было «за уши» оттащить от этого занятия?

Да, давненько это было… Но эти игры с песком так и остались с нами, тёплым местечком в душе, как воспоминания детства, беспечного и безопасного. Игры с песком – одна из форм естественной активности ребёнка. Именно поэтому можно использовать песок, проводя развивающие и обучающие занятия. Строя картины из песка, придумывая различные истории, в наиболее органичной для ребёнка форме передаются знания и жизненный опыт, познаются законы окружающего мира. Взаимодействие с песком стабилизирует эмоциональное состояние ребёнка, улучшает самочувствие. Всё это делает песочную терапию прекрасным средством для развития и саморазвития. Именно благодаря самостоятельным рисункам на песке, ребёнок быстрее осваивает буквы и цифры, усваивает понятия «право» и «лево», временные понятия дня и ночи, времён года. С помощью построений на песке можно развивать наглядно-образное мышление, восприятие и память.

Существуют различные приёмы работы, направленной на развитие познавательных функций. И одним из приёмов является работа с песком – песочная терапия.

Перенос традиционных педагогических занятий в песочницу даёт большой образовательный и воспитательный эффект, нежели чем стандартные приёмы обучения, особенно для детей с проблемами в обучении.

Песочная терапия решает следующие задачи:

*развитие восприятия, мышления, памяти, внимания, речи, навыков самоконтроля и саморегуляции, творческого мышления, воображения и фантазии;

*Формирование у ребёнка представления об окружающем мире;

*развитие общей и тонкой моторики.

Игры на песке – это просто, привычно, доступно, естественно и приятно!

Жизнь маленького человека как общественного существа начинается с игр в песок. И на склоне лет человек, занимаясь землёй, приобретает душевное равновесие и спокойствие, гармонию с миром и самим собой.

Сегодня я хочу познакомить вас с некоторыми приёмами песочной терапии, которые можно использовать на своих занятиях. Для меня они показались очень интересными, и я хочу с вами поделиться.

1.Рисование на песке дыханием через трубочку для коктейля. (слайд № )

Дети учатся дышать через трубочку, не затягивая в неё песок. Можно предложить сначала сказать приятное пожелание своим друзьям, подарить пожелание песочной стране, «задувая его в песок», можно также выдувать углубления, ямки на поверхности песка, выдувать изучаемую букву, цифру.

Читайте также:
Конспект подгруппового коррекционно-развивающего занятия 'Путешествие Колобка'

2.Посыпание, пересыпание песка из руки на руку или из ёмкости в ёмкость. (слайд № )

Само знакомство с песком очень полезно, когда человек берет в руки песок, начинает пересыпать его, наблюдая за движением песчинок, разравнивает или просто поглаживает, снимается стресс, общение с песком своеобразный медитативный процесс.

3. Поиск игрушек, спрятанных в песке. ( слайд № )

Например, игру «Найди предмет» можно использовать при постановке или автоматизации определённого звука, классификации предметов на заданный звук и т. д.

4. Выкладывание на песке букв, цифр, композиций различными предметами: фасолью, пуговицами, семечками, спичками, крупами, камушками , ракушками и другим бросовым материалом. ( слайд № )

5. Рисование на мокром песке тонким предметом. (слайд № )

Ребёнок не боится играть, рисовать в песке, потому что, если он ошибётся, то ошибку можно исправить. Причём делать это можно сколько угодно. Например, при знакомстве с буквой ребёнок пишет её на песке, и если не получилось, то это можно быстро переделать.

6. Создание на песке композиций, используя различные игрушки, иллюстрирование своих историй, разыгрывание уже известных сказок. (слайд № )

6. Объединение в группы для решения проблемы. Работа с материалами.

1.Выдуть из трубочки букву, с которой начинается ваше имя.

3.Погрузить в сухой песок кисти рук. Задача: полностью освободить руки от песка, не совершая резких движений, только шевеля пальцами и сдувая песчинки.

4.В этом году мы собрались на ПЯТОМ Слёте учителей, маленький юбилей. Я предлагаю вам выложить цифру 5 из ракушек, фасоли, камушков и др.

5. Игра «Картина из загадок».

Предлагаю вам разгадать загадки, но не просто разгадать, а нарисовать ответы на песке, так чтобы получилась картина, т. е. надо рисовать так, чтобы ответы располагались на песке примерно там, где они обычно должны находиться.

Жёлтая тарелка на небе висит. Жёлтая тарелка всем тепло дарит. ( солнце)

Ветерок-пастушок затрубил в свой рожок. Собрались овечки у небесной речки. (облака)

Как над речкой, над рекой

Появился вдруг цветной

Чудо мостик подвесной. (радуга)

Течёт, течёт – не вытечет,

Бежит, бежит – не выбежит. (речка)

Она под осень умирает

И вновь весною оживает.

Иглой зелёной выйдет к свету,

Растёт, цветёт всё лето.

Коровам без неё – беда:

Она их главная еда. (трава)

У вас получилась замечательная картина из отгадок.

6. Игра « Подарок для друзей»

Предлагаю вам из волшебного сундучка с песком достать себе подарок, предварительно догадавшись, что же вы обнаружили в нём.

5.Предоставление результатов (афиширование)

В конце своего мастер-класса я могла бы задать простые вопросы: Что показалось наиболее интересным? А что показалось трудным? Но я попрошу на песке изобразить смайлик своего настроения, судя по которому, всем станет ясно, не зря ли мы провели эти 15 минут.

6.Обсуждение и корректировка результатов работы (рефлексия)

Подводя итог мастер-класса, хочется попросить вас составить Синквейн:

(2 прил.) Легкий, сыпучий.

(3 глагола) Строит, сыплется, лепится.

(1 предложение) Вспомнилось детство, море, песочный пляж.

Песочная терапия, как средство коррекции эмоциональной сферы дошкольников и младших школьников

Савина Анастасия
Песочная терапия, как средство коррекции эмоциональной сферы дошкольников и младших школьников

Проблема эмоционально-волевой сферы в развитии дошкольника сегодня весьма актуальна, именно эмоциональное развитие и воспитание является фундаментом, на котором закладывается и всю жизнь реконструируется здание человеческой личности.

Ни для кого не секрет, что лучший друг для современного ребенка – это телевизор или компьютер, а любимое занятие – просмотр мультиков или компьютерные игры. Дети стали меньше общаться не только со взрослыми, но и друг с другом. Современные дети стали менее отзывчивыми к чувствам других. Они не всегда способны осознавать и контролировать свои эмоции. Эмоциииграют важную роль в жизни детей: помогают воспринимать действительность и реагировать на неё. Положительные переживания воодушевляют человека в его творческих поисках и смелых дерзаниях, а отрицательные тормозят процесс развития. Ещё Гиппократ признавал, что решающую роль в понимании внутренних процессов, происходящих в организме, играют эмоции.

Психика ребенка более ранима, и сталкиваясь на своем пути с серьезными трудностями в общении с детьми и взрослыми, получает травмирующие переживания. Накопление эмоционального напряжения у ребенка проявляется как в дефектах социально – эмоционально развития, так и в психосоматических проявлениях.

Негативные способы поведения дети часто переносят в игру. А ведь игра самоценна. Она вызывает положительные эмоции, дарит радость, создает «зону защиты» для ребенка. Игра для ребенка — это необходимая, естественная и любимая деятельность.

Дети более непосредственно выражают себя в спонтанной, инициированной ими самими игре, чем в словах, поскольку в ней они чувствуют себя более удобно. Для детей “отыграть” свой опыт и чувства — наиболее естественная динамическая и оздоровляющая деятельность, которой они могут заняться.

Как говорил К. Д.Ушинский: «Самый лучшая игрушка для детей-кучка песка».

Песочная игра-это самый органичный для ребенка способ выразить свои переживания, исследовать мир, выстраивать отношения, и способ привычный, хорошо знакомый, это его реальность. Ребенок играет в то, что у него «болит».

Для детей песочная терапия – это игровой способ рассказать о своих проблемах, показать свои страхи и избавиться от них, преодолеть эмоциональное напряжение. Игра в песке предоставляет возможность для разрешения конфликтов и передачи чувств.

Наверняка каждый взрослый в детстве любил играть с песком — строил замки или целые города, прокапывал реки и тоннели, увлеченно искал или же наоборот прятал под песком клады. И совершенно не задумывался о том, что таким образом он выражал свои чувства и отношение к внешнему миру, искал выход из сложных ситуаций и, более того, с большой вероятностью находил их.

Читайте также:
Особенности логопедической работы при ДЦП

Помимо творческого процесса и прекрасной работы воображения, игры с песком позволяют создать мост от бессознательного к сознательному, от внутреннего мира к внешнему, от духовного к физическому.

Песочная терапия помогает высказать то, на что не хватает слов. При помощи песка, воды и фигурок внутренний образ, часто скрытый в подсознании, становится зримым во внешнем творении.

Игра с песком – это своеобразная самотерапия ребёнка с помощью психолога.

Ребёнок является хозяином в ящике с песком и, переживая это чувство, он становится внутренне сильнее, потому что может изменять свои картинки, сюжеты, отношения и настроения. В играх на песке идут войны, борьба добра и зла, но ребёнок всегда знает, что добро победит! И этот опыт очень важен для его будущей жизни. Управляя игрушками, ребенок может выразить то, что у него не получается передать словами – как он относится к себе, родителям и окружающим его людям, к определенным событиям в его жизни. И, перестраивая в процессе игры свой «песочный» внутренний мир, малыш также делает это внутри себя, постепенно принимая свои страхи и осознавая внутренние противоречия.

Швейцарский психиатр и психотерапевт, основатель аналитической психологии Карл Густав Юнг утверждал, что процесс “игры в песок” высвобождает заблокированную энергию и “активизирует возможности самоисцеления, заложенные в человеческой психике”.

Чем же еще полезны игры в песок?

• Формируют у ребенка представления об окружающем мире,

• Развивают мелкую моторику, глазомер,

• Развивают психические процессы, навыки самоконтроля и саморегуляции, творческого мышления,

• Успокаивают и расслабляют, снимая напряжение,

• Воспитывают чувство успешности и уверенности в себе (вот как я могу,

• Помогают познавать внешний и свой внутренний мир.

Позиция психолога при этом-это “активное присутствие”, а не руководство процессом.

В процессе работы важно помнить основные правила: соблюдайте тишину, не мешайте ребенку создавать картину;

• прислушивайтесь к чувствам малыша, он должен ощущать безопасность пространства;

• наблюдайте за процессом, не вторгайтесь в мир малыша без его согласия, не торопите его, не задавайте ему вопросов.

Польза песочной терапии для детей.

Песочная терапия будет полезна всем, однако наиболее актуальна она для детей,которые столкнулись со следующими проблемами:

Невротические нарушения: повышенная тревожность, энурез, тики, заикания и прочие

Фобии, страхи, тревожность, панические состояния

Кризисные ситуации (утрата, разлука, развод родителей, рождение сестры или брата)

Нежелание рассказывать о себе

Конфликтная ситуация со сверстниками

Замкнутость, подавленность, низкая самооценка, застенчивость

Различные межличностные и внутриличностные конфликты

Однако, помимо психологической помощи ребенку,

песочная терапияпредоставляет следующие возможности:

Помогает увидеть свой внутренний мир, разобраться в себе

Способствует навыку самостоятельно находить пути выхода из сложных ситуаций

Формирует чувство комфорта

Развивает творческий потенциал

Формирует образно-логическое мышление

Тренирует мелкую моторику рук

Снимает мышечное напряжение

Строит гармоничный образ мира

В песочной терапии

мир детства вновь распахивает перед человеком

свои двери, и эти же двери

ведут в бессознательные

и скрытые в нем тайны.

Прикреплённые файлы:
pesochnaja-terapija-kak-sredstvo-korekci-yemocionalnoi_b6vq9.pptx | 7219,55 Кб

Игровые дидактические пособия своими руками для развития эмоциональной сферы дошкольников «Общительные игрушки» Эмоциональная сфера является важной составляющей в развитии дошкольников, так как никакое общение, взаимодействие не будет эффективным,.

Консультация для воспитателей «Песочная терапия для дошкольников «Чудеса на песке» Часто руки знают, как решить загадку, с которой интеллект боролся напрасно”, — писал К. Г. Юнг. На сегодняшний день песочная терапия очень.

Дидактические пособия для дошкольников на развитие эмоциональной сферы на занятиях изобразительной деятельностью Создание портрета человека требует способности не только ухватить и нарисовать черты, схожие с оригиналом, но и передать характер и состояние.

Игры для развития эмоциональной сферы дошкольников Эмоции играют важную роль в жизни детей. Дошкольники могут распознавать свое внутреннее эмоциональное состояние, эмоциональное состояние.

Использование электронного дидактического пособия на развитие эмоциональной сферы дошкольников: «Калейдоскоп эмоций». 2 слайд: Цели и задачи : – продолжать знакомство детей с основными эмоциями (радость, грусть, удивление, злость) и их выражением в мимике.

Консультация для педагогов «Изобразительная деятельность как средство развития эмоциональной сферы дошкольника» Проблема развития эмоциональной сферы детей является насущной потребностью сегодняшнего времени. И дело здесь не только в необходимости.

Открытое занятие для родителей в старшей группе №3 по развитию у дошкольников эмоциональной сферы (фотоотчёт). 18 февраля в старшей группе № 3 состоялось открытое занятие педагога – психолога Прохоровой Светланы Евгеньевны по развитию эмоциональной.

Пластиллинотерапия как метод коррекции нарушений эмоционально-волевой сферы у младших дошкольников Пластиллинотерапия как метод коррекции нарушений эмоционально-волевой сферы у младших дошкольников Рассматривая методы работы с детьми,.

Сценарий образовательной ситуации по развитию эмоциональной сферы старших дошкольников «Эмоции в песочнице. Радость» Тема: «Эмоции в песочнице – Радость»; образовательная область «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Физическое развитие».

Эмоции: практическое пособие для психологов, педагогов и родителей по развитию эмоциональной сферы дошкольников Мастер-класс по изготовлению практического пособия: “Эмоции: практическое пособие для психологов, педагогов и родителей по развитию эмоциональной.

ПРИЕМЫ ПЕСОЧНОЙ ТЕРАПИИ В ОРГАНИЗАЦИИ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ, КАК ФРАГМЕНТ ЗДОРОВЬЕСОЗИДАЮЩЕЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧИТЕЛЯ
статья

В статье рассматривается методика использования песочной терапии во внеурочной деятельности, которая позволяет выразить эмоции и чувства ребенка, значительно снизить уровень тревожности, нормализовать механизм саморегуляции улучшив психофизиологическое здоровье учащихся младших классов.

Скачать:

Вложение Размер
statya_priemy_pesochnoy_terapii.doc 40.5 КБ

Предварительный просмотр:

ПРИЕМЫ ПЕСОЧНОЙ ТЕРАПИИ В ОРГАНИЗАЦИИ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ, КАК ФРАГМЕНТ ЗДОРОВЬЕСОЗИДАЮЩЕЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧИТЕЛЯ

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №76

Выборгского района Санкт-Петербурга

Аннотация: в статье рассматривается методика использования песочной терапии во внеурочной деятельности, которая позволяет выразить эмоции и чувства ребенка, значительно снизить уровень тревожности, нормализовать механизм саморегуляции улучшив психофизиологическое здоровье учащихся младших классов.

Ключевые слова: здоровьесозидающая деятельность, внеурочная деятельность, песочная терапия, психофизиологическое здоровье.

Начальная школа – это очень серьезный и ответственный период в жизни ребенка. Именно в этом возрасте возникает целенаправленное обучение, которое играет решающую роль в развитии и формировании всех психических качеств и свойств. Проблема заключается в том, что осваивая школьную программу, ребенок отстаивает свое положение в классном коллективе, выстраивает отношения с одноклассниками и учителями, что часто приводит к тревоге и закреплению тревожности как черты личности.

Тревожность приводит к нарушению психофизиологического здоровья, состоянию паники, уныния, тщетности. Она дезорганизует не только учебную деятельность, но и препятствует здоровому формированию личности. У ребенка появляются сомнения в своих способностях и силах. Развитие ребенка с повышенной тревожностью носит конфликтный, противоречивый характер, что находит свое отражение во всех сферах психической жизни, особенно в сферах самосознания и переживания ребенком своих отношений с родителями.

Школьная жизнь для ребенка – это огромная эмоциональная и физическая нагрузка, к которым зачастую дети не готовы. Школьный режим это перестройка привычного уклада жизни, который был в детском саду или дома. У многих детей проявляется некоторое усиление интереса к игре, так как оно помогает, снять напряжение, связанное с новым этапом жизни ребенка. Именно таким игровым методом может стать песочная терапия.

Работая с песком, ребенок попадает в волшебный мир творчества, становится активным исполнителем заданий, способным проявить фантазию, создавая различные композиции на песке, используя миниатюрные фигуры. Например: при изучении ПДД мы используем дорожные знаки, модели транспорта и фигуры людей. На занятиях мы моделируем дорожные ситуации и изучаем правила дорожного движения. Ученик становиться непосредственным участником движения и активно включается в процесс обучения.

Часто на уроках иностранного языка мы сталкиваемся с затруднение у школьников выразить свои мысли, сформулировать свое отношение к проблеме, ответить на конкретный вопрос. Работая с фигурками на игровом песочном поле, учащийся с легкостью ведет беседу от имени героя. На игровом поле мы можем выстроить любую ситуацию в кафе, в школьной столовой, в магазине и прочее. Это позволяет тренировать развитие, как монологической речи, так и диалог или беседу с несколькими собеседниками. Отработка коммуникативной компетентности учащихся еще одна положительная сторона применения песочной терапии на занятиях.

Проведя сессию занятий с использование песочной терапии с детьми, у которых наблюдается высокий уровень тревожности и нарушены механизмы саморегуляции, удается значительно снизить уровень тревожности, нормализовать механизм саморегуляции тем самым улучшив их психофизиологическое здоровье.

Учащиеся могут приобрести опыт самостоятельного решения трудностей. Накопленный опыт самостоятельных конструктивных изменений они переносят в реальную повседневную жизнь.

Групповая работа на поле с песком помогает учиться взаимодействовать, решать коммуникативные вопросы, уметь договариваться и приходит к общему решению.

Мост, который возникает в процессе построения композиций на песке, – невидимый, но необходимый. По нему можно пройти от болезни к выздоровлению, от жизненных неудач к благополучию и процветанию, от непонимания – к радости познания друг друга.

Игра с песком – это процесс творческого самовыражения, в котором песочный поднос становится местом творческого самовыражения, тактильное взаимодействие с песком успокаивает, заставляет задуматься на предложенную тему, вникнуть в поставленную проблему. Этот процесс заключается в обеспечении связи и равновесия между внутренними, бессознательными влечениями ребенка и окружающем его внешним миром.

Во время занятий наряду с развитием тактильно-кинестетической чувствительности и тонкой моторики рук, ребенок учится прислушиваться к себе и проговаривать свои ощущения. А это способствует улучшению психофизиологического здоровья, развитию речи, произвольного внимания и памяти. Но главное – ребенок получает опыт рефлексии (самоанализа), учится понимать себя и других.

Песок сыплется и льется, он проходит сквозь пальцы. На него можно как на огонь, смотреть часами и представлять себе все, что существует на свете. Игра с песком может стать истинным творчеством, исцеляющим душу.

  1. Большебратская Э.Э. Песочная терапия. – Петропавловск, 2010.
  2. Ганс Бидерман. Энциклопедия символов. – М.: Республика, 1996.
  3. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Грабенко Т.М. //Практикум по креативной терапии// СПб.: 2001.
  4. Прихожан А.М. Психология тревожности: дошкольный и школьный возраст. – СПб. 2007.
  5. Сакович Н.А. Технология игры в песок. Игры на мосту. – СПб., – Речь, 2008.

Использование песочной терапии во внекласСной работе с учащимися младших классов (1-2 класс), в школах V вида

Использование песочной терапии во внекласСной работе с учащимися младших классов (1-2 класс), в школах V вида

ФГБОУ ВПО «Кемеровский государственный университет»

Школа V вида для детей с тяжелыми нарушениями речи – тип коррекционного образовательного учреждения, предназначенного для детей с ТНР, к которым относятся дети с алалией, афазией, ринолалией, дизартрией, заиканием при нормальном слухе и первично сохранном интеллекте.

Использование песочной терапии во внеклассной работе в коррекционных образовательных учреждениях весьма актуальная проблема, так как данный вид деятельности мало развит в образовательной системе. Данный вид деятельности является интересным не только для детей с ТНР, но и для педагогов.

В основе применения песочной терапии лежит принцип формирования стимулирующей среды, в которой ученик младших классов (1-2 класс) школы V вида чувствует себя комфортно, проявляя творческую активность.

Песочная терапия подходит для работы на любом из этапов коррекции звукопроизношения. Занятие может проводиться индивидуально или в подгруппе из 2-3 человек. На подготовительном этапе могут использоваться задания с элементами конструктивной деятельности и изо-деятельности. Дети по трафарету рисуют на песке букву соответствующему изучаемому звуку. Также в работе предлагается использовать игры, поскольку именно в период обучения у учащихся 1-2 класса осуществляется переход от игровой деятельности к учебной, формируется мотивация к обучению.

Выполняются такие задания, как: поводить ладонями по поверхности песка, выполняя при этом различные зигзагообразные и круговые движения.

Целью таких заданий выступает развитие мелкой моторики, имеющая тесную связь с развитием речи, а также разнообразить виды деятельности, что в свою очередь увеличит мотивацию детей к занятиям. Подобное взаимодействие с песком нормализует эмоциональное состояние учащихся младших классов (1-2 класс) школы V вида. Совместное развитие тактильно-кинестетической чувствительности и мелкой моторики, помогает ребенку научиться прислушиваться к себе и проговаривать свои ощущения. А это, в свою очередь, помогает в лучшей мере овладеть развитием речи, произвольного внимания и памяти. Но самым важным является то, что ребенок приобретает первый опыт рефлексии, т. е. самоанализа. А также учится понимать себя и других. Так закладывается фундамент дальнейшего формирования навыков позитивной коммуникации [1, с 12].

Применение песочной терапии способствует развитию творческой способности, реализации её на практике.

Потребность в игровой деятельности содействует в развитии эмоционально – волевой сфере, формированию адаптационных форм поведения. Песочные миры создаются без подготовки, без планирования и моделирования песочных шедевров, и поэтому, полностью соответствуют внутреннему миру создателя, поэтому так широко применяются во внеклассной работе, как учителя, так и логопеда.

Некоторые ученики, через песочную терапию материализуют свои прошлые травмы или неудачный опыт. Исходя, из этого связанные с ним проблемы могут быть разрешены.

Песочная терапия способствует к преодолению сильных психологических защит младших школьников с ТНР, создает более безопасное пространство для самораскрытия.

Игра является непосредственной формой самовыражения для детей, поэтому ребенку не требуется рассказывать о песочной терапии. Часто ребенок совмещает в своем процессе несколько стадий песочной терапии. Ребёнок строит из песка различные свои творения, далее сам же их разрушает без какого-либо сожаления, заново начинает строить. Песочная терапия – это возможность для детей выразить то, когда им трудно подобрать слова, соприкоснуться с тем, к чему трудно обратиться напрямую, увидеть в себе то, что обычно ускользает от сознательного восприятия. Играя, ребенок имеет возможность менять сюжет, взаимоотношения, события.

Так как ЭГО ребенка еще не довольно сильно, нужна максимальная осторожность при работе с учащимися 1-2 классов, большая нужда психологически безопасного пространства [3, с. 17].

Важной обстановкой для песочной терапии является безопасная ситуация для ученика. Это отдельный кабинет, и полное отсутствие возможности вторжения кого-либо в кабинет во время занятия. Любое вмешательство, без желания ребенка, шумы за дверью, могут стать помехой для данной работы. Ребенок может замкнуться, не идти на контакт. Во время возведения песочной картины педагог никак не вмешивается, соблюдает тишину, и внимательно следит за происходящим, стараясь понять ощущения и чувства, которые появляются при наблюдении за работой ребенка. В тишине есть возможность присоединиться к состоянию ребенка, и то, что не сможет рассказать потом ребенок – педагог может испытать, анализируя песочную картину. Хорошо рефлексирующий педагог получает достаточно много информации и понимания – куда в работе двигаться дальше.

После завершения сооружения песочной картины ребенок представляет учителя с тем, чем считает нужным. Педагог исследует картину, знакомится с её содержанием. Один из вариантов следующего этапа – это рассказывание сюжета учеником, пояснение творения.

В конце работы, ребенок покидает кабинет, где проходило внеклассное занятие, оставляя свою песочную картину неразобранной. Педагог фотографирует работу для дальнейшего анализа.

Используемый песок может быть любым. Периодически песок и ящики, просушивают и кварцуют кварцевой лампой [4, с.20].

Песочную терапию эффективно совмещают и с другими психотерапевтическими техниками: сказкотерапия, психодрама, арт-терапия и пр.

Итог употребления элементов песочной терапии учащихся младших классов (1-2 класс) школы V вида во внеклассной работе:

– повышается мотивация к логопедическим занятиям;

– коррекционная работа проходит в естественной деятельности для дошкольника – игре;

– позволяет решать комплексно задачи: работа с ОНР, формирование связной речи, развитие фонематического слуха, ВПФ, коммуникации, психомоторики, оптико-пространственных представлений, стабилизация эмоционального фона.

Литература и источники.

1. , Зинкевич-Евстигнеева песочной терапии. — СПб, Речь, 2006.

2. , Зинкевич-Евстигнеева по песочной терапиии.— СПб, Речь, 2004.

3. , Зинкевич-Евстигнеева на песке. Песочная игротерапия. – СПб: Институт специальной педагогики и психологии, 1998.

4. , Мирончик чудес. Песочная терапия для детей. — Спб, Творческий центр, 2008.

Научный руководитель – , ассистент кафедры СПиПСТ ФГБОУ ВПО «Кемеровский государственный университет».

Выступление «Песочная терапия в практике педагога-психолога»

«Песочная терапия в практике педагога-психолога»

подготовила: педагог-психолог Итаева Л.Р.

Сегодня я хотела бы вас пригласить в занимательный и увлекательный мир. Но сначала я предлагаю вам вспомнить и…перенестись в свое счастливое детство, окунуться в это незабываемое время, когда мы еще совсем маленькие жарким летним днем сидели в песочнице. Пересыпали теплый мягкий песочек из ладошки в ладошку, насыпали совочком в ведерко, лепили куличики. Вспомнили себя в детстве, когда долгие, но незаметные часы проводили в песочницах своего двора?

«Самая лучшая игрушка для детей – кучка песка!»

К.Д. Ушинский

Игра с песком – одно из самых любимых занятий детей. Но игра с песком – это не простое времяпрепровождение. Это много новых эмоций и развивающих игр. Ребенок сам тянется к песку, и надо только придать этой тяге творческую составляющую, и из обычного ковыряния в песке получается образовательный процесс.

Главное достоинство песочной терапии заключается в том, что ребенок простым и интересным способом может построить целый мир, ощущая при этом себя творцом этого мира.

Проблемы детей, имеющих нарушения поведения, связанные с ними трудности обучения в настоящее время особенно актуальны. Постоянно возбужденные, невнимательные, гиперактивные дети требуют к себе внимания. Помочь детям с различными психологическими проблемами может терапия песком.

Песок нередко действует на детей как магнит. Прежде чем они успеют осознать, что они делают, их руки сами начинают просеивать песок, строить тоннели, горы и т.д. А если к этому добавить миниатюрные фигурки, игрушки, тогда появляется целый мир, разыгрываются драмы, и ребенок полностью погружается в игру.

Сам принцип терапии песком был предложен еще К.Г. Юнгом, замечательным психотерапевтом, основателем аналитической психотерапии.

Песок обладает свойством пропускать воду. В связи с этим специалисты утверждают, что он поглощает негативную психическую энергию, взаимодействие с ним очищает энергетику человека, стабилизирует эмоциональное состояние. Так или иначе, наблюдения и опыт показывают, что игра в песок позитивно влияет на эмоциональное самочувствие детей и взрослых, это делает ее прекрасным средством для “заботы о душе”, — именно так переводится термин “психотерапия”.

Цель такой терапии — не менять и переделывать ребенка, не учить его каким-то специальным поведенческим навыкам, а дать ему возможность быть самим собой

Почему именно песок?

Песок – необыкновенный приятный материал. Когда мы погружаем руки в сухой песок, появляется нечто похожее на рябь на воде, рождается образ пустыни. Смешанный с водой, песок темнеет и приобретает качества земли. В это время ему можно придать форму. Песок – загадочный материал. Он обладает способностью завораживать человека – своей податливостью, способностью принимать любые формы: быть сухим, легким и ускользающим или влажным, плотным и пластичным.

Что же такое песочная терапия?

Песочная терапия – это уникальная возможность исследовать свой внутренний мир с помощью множества миниатюрных фигурок, подноса с песком, некоторого количества воды – и ощущения свободы и безопасности самовыражения, возникающей в общении с педагогом. Это возможность выразить то, для чего трудно подобрать слова, соприкоснуться с тем, что обычно ускользает от сознательного восприятия.

Песочная игра – это самый органичный для ребенка способ выразить свои переживания, исследовать мир, выстраивать отношения, и способ привычный, хорошо знакомый, это его реальность. Ребенок играет в то, что у него «болит». Отыгрывая свои эмоции, ребенок каждый раз сам себя лечит. Очень важно обратить внимание, будет ли сыгранная им сценка агрессивной или, напротив, ласковой.

Песочная терапия для детей:

Развивает мелкую моторику, улучшаетпамять, воображение, координацию.

дает уникальную возможность исследовать свой внутренний мир, ощутить чувство свободы, безопасности и самовыражения.

поглощает негативную энергию человека, стабилизирует его эмоциональное состояние(негативные эмоции уходят сквозь песок).

помогает рассыпать на мельчайшие песчинки образ, пугающий и травмирующий ребенка.

через нервные окончания в мозг поступают сигналы, стимулирующие его работу.

Решает проблемы у детей:

– трудности привыкания ребенка к новым условиям

– гиперактивность и нарушение концентрации внимания.

– тревожные и депрессивные состояния у детей.

В песочной терапии используется кварцевый песок с фракциями 0,1-0,3 он имеет цвет от нежно-белого до светлого желтого или рыжеватого оттенка. Песок для терапии мягкий и приятный на ощупь, легко струящийся. Можно использовать и песок с более крупными частицами: промытый речной или морской. Может использоваться как сухой, так и влажный песок.

(Раньше в нашей песочнице был обычный просеянный речной песок, сейчас специальный кварцевый песок: очищенный, обеспыленный, тактильно осязаемый).

Песочница представляет собой деревянный ящик. Его размеры: длина 70 см, ширина 50 см, глубина 8-10 см. Данные размеры были установлены не просто так. Именно это пространство комфортно для восприятия глаз, т.е. весь “песочный мир” видно одним взглядом, не перемещая глаз.

К тому же, песочница большего размера отвлекает от процесса сосредоточенности на себе, погружения в психотерапевтический процесс.

Внутренняя часть песочницы для песочной терапии окрашивается в голубой или синий цвет. Это обязательное условие, такие цвета помогают легче моделировать. Синие бортики песочницы символизируются с небом, а сдвинув песок на дне, можно легко сделать голубое озеро или речку.

Для песочной терапии используются фигурки людей, животных, птиц, сказочных персонажей. Фигурки должны быть из разных материалов: дерева, глины, пластмассы и металла. Коллекция фигурок должна быть представлена большими и мелкими объектами, красочными и бесцветными, красивыми и безобразными. Хорошо использовать и натуральные природные материалы, например, ракушки, веточки, камешки и т.д.

В процессе проведения песочной психотерапии выделяют три стадии игры с песком: хаос, борьба и разрешение конфликта.

На стадии “хаоса” ребенок хватает множество игрушек, беспорядочно расставляет их на песочном листе, часто перемешивает их с песком. Подобные действия отражают наличие тревоги, страха, смятения, недостаточно позитивной внутренней динамики. Через “хаос” происходит постепенное “проживание” психоэмоционального состояния и освобождение от него. Многократное повторение психотравмирующей ситуации позволяет изменять эмоциональное отношение к ней. Стадия “хаоса” может занимать от одного до нескольких занятий. Можно заметить, как от картины к картине уменьшается количество используемых фигурок и появляется сюжет.

Стадию “борьбы” можно наблюдать у сложных детей. На песочный лист бессознательно переносятся внутренние конфликты: агрессия, обиды, тревога, недомогания, реальные конфликтные взаимоотношения и пр. Существа в песочнице убивают друг друга, идет схватка, война, тяжелое противоборство. Через некоторое время может появиться герой или силы, которые наводят порядок и восстанавливают справедливость.

На стадии “разрешения конфликта” можно наблюдать более благополучные картины: мир, покой, возвращение к естественным занятиям.

Так, К.Г. Юнг утверждал, что процесс “игры в песок” высвобождает заблокированную энергию и “активизирует возможности самоисцеления, заложенные в человеческой психике”.

Основные способы работы с песком

1. Рисовать на мокром песке тонкими предметами, делать отпечатки.

2. Рисовать на сухом песке дыханием через трубочку для коктейля.

3. Отыскивать игрушки или фигурки, спрятанные в песке.

4. Осуществлять работу при помощи рук (пересыпание из руки на руку или из ёмкости в ёмкость, посыпание, лепка куличей, шариков и т.д.).

5. Создавать на песке композиции, используя различные игрушки, разыгрывать знакомые сказки, меняя сюжет, в соответствии со своим настроением или беспокоящей проблемой. Иллюстрировать свои истории.

В настоящее время метод песочной терапии очень популярен и разнообразен. Можно использовать кинетический песок, классический «сыпучий» песок в песочнице, рисование песком на световых планшетах, использование песочницы в сочетании со сказкотерапией и пр.

Посмотрите, на столах находятся лоток с песком, только не совсем простым, а в новом формате – это кинетический песок. Вы наверняка уже слышали о кинетическом песке. В последнее время он достаточно популярен. Если вы не трогали его, то описать словами его свойства нам будет сложно.

Работа с кинетическим песком (KineticSand)– новое направление в песочной терапии. Этот удивительный материал был изобретен в Швеции, появился в России совсем недавно (2013г.). Состоит на 98% из чистейшего кварцевого песка и 2% силиконового полимера, который применяется в пищевой промышленности в качестве добавки (Е 900).

Кинетический песок похож на влажный морской песок, при этом он сыпучий и пластичный, он «течет» сквозь пальцы и позволят лепить объемные фигуры. Песок приятен на ощупь, абсолютно нетоксичен и не вызывает аллергии. Бактерии в нем не живут, поэтому он безопасен для детей, не оставляет следов на руках и оказывает расслабляющее и терапевтическое действие.

Кинетический песок эффективен при работе с агрессивными детьми , гиперактивными детьми , застенчивыми и «зажатыми» детьми, с детьми, которым требуется развитие усидчивости, концентрации внимания, памяти, развитие речи и коммуникативных навыков, умения связывать собственную деятельность с ее результатом.

Кинетический песок эффективен не только, как метод песочной психотерапии, но и как элемент развивающих занятий с детьми. Особенно полезен такой песок для детей раннего и дошкольного возраста.

Камушки, природный материал

Инструменты (стеки, скалка, молоточки, пластмассовые ножи, и др.)

Можно смело утверждать, что кинетический песок является универсальной развивающей игрушкой. Он может принести немалую пользу, как детям, так и подросткам.

Кинетический песок может быть не менее полезен и для взрослых людей. Экспериментально доказано, что игра с этим материалом снимает стресс, способствует расслаблению, активизирует мышление и воображение. Даже непродолжительная разминка рук с кинетическим песком помогает отдохнуть морально, повышает работоспособность и возвращает энтузиазм к работе, дарит новые ощущения и положительные эмоции.

Подводя итог всему вышесказанному, можно с уверенностью утверждать, как и вода, песок успокаивает, помогает деткам справиться с напряжением и бороться со своими страхами. Сам песок обладает уникальным свойством заземлять отрицательные эмоции, которые, словно «уходя сквозь песок», тем самым гармонизируют состояние человека.

Игру с песком нельзя интерпретировать. Психолог должен выполнять роль внимательного зрителя. Позиция психолога — это “активное присутствие”, а не руководство процессом. Освобождение подавленной энергии: приводит к ее трансформации, что позволяет направить трансформированную энергию на развитие личности и дальнейшее обучение.

Закончить мой доклад я бы хотела словами немецкого психолога Мариеллы Зейц: «Если бы меня попросили назвать универсальную всевозрастную игровую среду, то я бы, ни на секунду не сомневаясь, сказала: Песок!»

Приложение Упражнения песочной терапии

Дети кладут ладошки на сухой песок, проводят по нему ладошками, потом тыльной стороной ладоней. Рассказывают по просьбе взрослого о том, какой песок (мягкий, сухой).

Выполняются «змейки» на песке. Дети водят плавно пальчиками, рисуя волнистые линии.

Дети берут песок в кулачки, крепко сжимают, а затем медленно высыпают песок в песочницу.

Дети закапывают ладошки в песок, а потом находят свои ладошки.

При помощи взрослого каждый пальчик «здоровается» с песком. Ребенок укладывает ладошку с растопыренными пальцами в песочницу. Педагог насыпает песок по очереди на пальчики. Ребенок с закрытыми глазами старается определить, на какой пальчик насыпан песок.

Упражнение «Отпечатки наших рук»

Это упражнение учит оценивать ощущения. Ребенок и взрослый поочередно делают отпечатки ладоней на песке. Ладонь вдавлена и слегка погружена в песок. Первым свои ощущения рассказывает взрослый. Он говорит о том, какой песок мягкий или шершавый, какие мелкие песчинки он ощущает кожей. Затем о песке рассказывает ребенок.

Упражнение «Дождик из песка»

Это упражнение снимает мышечное напряжение и агрессию.

Ведущий объявляет, что сегодня в песочнице начался дождик из песка. Ребенку дают возможность почувствовать, как струится песок из кулачка на ладошку, в песочницу, на ладонь педагога. Затем педагог делает дождь ребенку на ладошку.

Упражнение «Следы на песке»

Упражнение проводится в форме игры. Ведущий предлагает на песке показать, как ходят разные животные. Сначала идут медведи: ребенок кулачками делает ямки в песке.

Затем прыгают зайчики: кончики пальцев легко стучат по поверхности песка.

А теперь ползут змейки: пальцы ребенка делают волнистый рисунок на поверхности песка.

Бегут жучки-паучки: пальцы растопырены, ребенок имитирует лапки насекомых. Можно погружать пальцы в песок.

Игра «Отпечатки».Отпечатки можно делать с помощью разнообразных предметов, формочек. Затем ребенок по словесной инструкции или по нарисованному взрослым плану изготавливает серию отпечатков, комментируя процесс. В таких играх можно использовать задания на классификацию предметов.

Игра «Песочный пирог». Ребенок из песка лепит пирог и украшает его различными предметами: камешками, семенами, пуговицами, бусинами. Те же манипуляции ребенок может производить с отпечатками своих ладоней, с нарисованным на песке кругом и др.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: