Использование пальчикового театра в формировании связной монологической речи у детей с ОНР III уровня

Активизация словарного запаса дошкольников с ОНР III уровня с использованием пальчикового театра

Мелихова Ирина Валерьевна
Активизация словарного запаса дошкольников с ОНР III уровня с использованием пальчикового театра

Человек всю жизнь совершенствует свою речь, овладевая богатствами языка. Каждый возрастной этап вносит что-то новое в его речевое развитие.

Уже в раннем детстве у ребёнка возникают потребности общения,которые он удовлетворяет с помощью простейших средств речи: гуления, лепета, первых слов.

В словарном запасеносителя языка выделяются две части: активная и пассивная.

Активный (продуктивный) словарный запас включает слова, которые используются в устной речи и письме.

Пассивный (рецептивный) словарный запас включает в себя слова, которые человек узнаёт при чтении и на слух, но не использует их сам в устной речи и письме. Пассивный словарный запас больше активного в несколько раз. В дошкольном возрасте границы между пассивной и активной частями личного словарного запаса довольно подвижны: активный словарь увеличивается за счет новых слов, так и за счет перехода слов из пассивной в активную часть личного словарного запаса.

Активизировать детский словарный запас — значит научить детей осмысленно пользоваться словами в своей речи, переводить слова из пассивного состояния в активное. Новые слова должны входить в словарь в сочетании с другими словами.

Основными источниками активизации словарного запаса являются (Н. А. Седых):

наблюдения над окружающей действительностью (природой, общественной жизнью, играми детей и т. д.);

общение со взрослыми и сверстниками;

речь взрослых — дети заимствуют у взрослых слова и их употребление, подражают всему, что слышат;

художественная литература, чтение которой обычно сопровождается анализом и обсуждением содержания, работой над языком произведения [37, с. 87].

К старшему дошкольному возрасту ребенок должен овладеть таким словарем, который позволил бы ему общаться со сверстниками и взрослыми, успешно обучаться в школе, понимать литературу и т. п. В активном словаре детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня большей частью представлены имена существительные и глаголы. Меньшую часть словарного запаса составляют слова, обозначающие качества, признаки, состояния предметов и действий. «Неумение пользоваться словообразовательными способами препятствует использованию вариантов слов, поэтому дошкольникам не всегда удается подобрать однокоренные слова, а также образовать новые слова с помощью приставок или суффиксов. Часто дети заменяют название части предмета названием целого предмета, нужное слово другим, сходным по значению» [30, с. 513–528].

У детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня исследователи выделяют целый комплекс трудностей, который приводит к неправильному овладению словарным запасом:

трудности выделения существенных дифференциальных семантических признаков, на основе которых противопоставляется значение слов;

отсутствует умение сравнивать и обобщать;

недостаточная активность процесса поиска слова;

ограниченность объема словарного запаса, что затрудняет выбор нужного слова;

непонимание слов с противоположным (антонимы) и равнозначным (синонимы) значением, а также неумение использовать данные слова в своей речи.

Дошкольники с ОНР III уровня неполноценно используют имеющийся у них словарь, так как значение употребляемых ими слов большей частью не соответствует их действительному значению. Своеобразие словарного запаса сказывается и в том, что большая часть слов, известных детям, составляет пассивный словарь, который медленно переходит в активный. Такой разрыв, в виде преобладания пассивного словарного запаса над активным, сохраняется достаточно долго. При организации логопедической работы необходимо учитывать современные лингвистические представления о слове, его структуре, онтогенетических закономерностях развития лексического компонента речи. «Для активизации словарного запаса детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи нужна система специальной педагогической стимуляции)», — пишет Е. Ф. Соботович [33, с. 43].

Активизация словарного запаса детей старшего дошкольного возраста происходит в процессе ознакомления с окружающим миром, во всех видах детской деятельности, повседневной жизни, общении. Работа над словом уточняет представления ребёнка, углубляет его чувства, организует социальный опыт. Всё это имеет особое значение в дошкольном возрасте, поскольку именно здесь закладываются основы развития мышления и речи, происходит становление социальных контактов, формируется личность.

На начальном этапе проводится работа по уточнению связи обобщающего понятия с частотными существительными, входящими в данное обобщающее понятие. На последующих этапах работы проводится расширение объема обобщающего понятия за счет малопродуктивных слов.

Принципиально новые решения проблемы активизации словарного запаса детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня дает пальчиковый театр, представляющий собой «уникальное средство, позволяющее включать в работу, с одной стороны конкретные игровые действия, а с другой — затронуть «мир образов» [27, с. 11].

Одним из наиболее доступных и любимых детьми дошкольного возраста видов театра является кукольный театр, представляющий собой разновидность театрального представления, в котором главные герои — куклы-марионетки, приводимые в движение кукловодами, чаще всего скрытыми ширмой от зрителей [53].

Л. В. Куцаковой [21] и С. И. Мерзляковой [21] дана классификация кукольного театра для детей дошкольного возраста,в которой выделяются:

настольный кукольный театр (основа театра — плоская картонка, кружок, магнитный настольный, конусный, готовый и самодельный театр);

стендовый театр (фланелеграф, теневой, магнитный, стендовый, стенд-книжка);

театр на руке (пальчиковый, картинки на руке, варежковый, перчаточный, теней);

верховые куклы (на ложках, бибабо, тростевые);

напольные куклы (марионетки, конусный театр);

театр живой куклы (ростовые, люди-куклы, театр масок).

Для детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня наиболее оптимальным является использование пальчикового театра. Это обусловлено влиянием речевого нарушения на состояние мелкой моторики дошкольников, испытывающим затруднения при правильном укладе пальцев рук, удержания их в одной позе, смене поз, последовательных движениях пальцев и т. п.

В результате проведенных исследований Н. С. Жукова [15], Е. М. Мастюкова, Т. Б. Филичева [44] пришли к выводу, согласно которому тренировка мелкой моторики стимулирует речевую деятельность старших дошкольников с ОНР III уровня. «Пальчиковый театр способствует организации стимуляции развития речи, внимания, памяти, зрительно-пространственных представлений, двигательно-моторной координации, развивает ловкость, точность, выразительность, координацию движений, повышает работоспособность, т. е. имеет ярко выраженный имеет психокоррекционный и психотерапевтический эффект».

По сравнению с другими видами кукольного театра, пальчиковый театр обладает рядом преимуществ (Н. А. Медова):

способствует развитию мелкой моторики и формированию тонких дифференцированных движений пальцев рук;

доступен для детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня, поскольку не предполагает наличия у ребенка специальных технических умений для участия в спектакле;

Читайте также:
Звуки и буквы О, У - конспект занятия по РЭМП для детей с ЗПР

знаком детям с младшего дошкольного возраста, так как воспитатели широко используют его в разных видах непосредственной образовательной деятельности;

в инсценировке пальчикового театра ребенок может показать сразу несколько персонажей, т. к. фигурки-персонажи могут быть надеты на все пять пальцев;

куклы пальчикового театра занимают мало места и не требуют больших материальных затрат;

существуют разнообразные виды пальчикового театра, изготовленные по различным технологиям, учитывающим физиологические возможности дошкольников (О. Акулова [1], Н. А. Медова [28], Э. Г. Чурилова [46], И. Н. Шевченко [47], А. В. Щеткин [48]).

Атрибуты, необходимые для инсценировки, ребенок надевает на пальцы и действует за персонажа, изображение которого находится на руке. По ходу действия ребенок двигает одним, несколькими или всеми пальцами, проговаривая необходимый текст. Важное место в подготовительной работе отводится тренировке пальцев (2–3 минуты, которая может быть проведена в форме пальчиковой игры или пальчиковой гимнастики.

Используютсянекоторые упражнения с куклой: надевание куклы на руку, на палец, повороты куклы вправо, влево, покачивания куклой из стороны в сторону, поклоны. Важно удерживать куклу таким образом, чтобы она смотрела на зрителя или на другую куклу. Ребенок учится управлять куклой как левой, так и правой рукой, при этом педагог внимательно следит за положением локтей при управлении двумя куклами одновременно. Разминку начинать нужно с простых движений. Выполнять их можно в любой последовательности. «Для пальчикового театра отбираются доступные по содержанию, небольшие по объёму пьесы. Длительность представления составляет около 5–7 минут. В качестве текстов для пьес используются знакомые и любимые народные сказки, сюжеты для кукольных театров, стихи отечественных и зарубежных поэтов» [48,с. 15]. Этюды позволяют подготовить ребенка с ОНР III уровня к будущему пальчиковому театру, знакомят детей с игрушками и особенностями манипулирования и управлениями пальчиковыми куклами. В ходе этюдов распределяются роли, читается текст будущего спектакля, разучиваются основные движения. Важным приемом работы на подготовительном этапе является использование художественного слова (чтение сказок). Второй этап работы по организации пальчикового театра — основной:ознакомление ребенка с содержанием сказки:

– эмоциональное прочтение сказки;

уточнение понимания прочитанного: беседа;

обсуждение характера, внешнего вида героев;

подготовка пальцеврук к действиям с куклой: пальчиковая гимнастика, закрепление правил пользования куклой;

совместное составление пересказа с использованием пальчикового театра.

В работе над сказками в пальчиковом театре используются:

1. Индивидуальные игры с ребенком с ОНР III уровня. Если не получаются какие-либо элементы пальчикового театра, с ребенком необходимо уточнить последовательность движений, положение пальцев, сопровождение текста.

2. Подгрупповые игры, на которых целесообразно разучивать с детьми новые постановки пальчикового театра, распределять роли, отрабатывать движения героя в соответствии с репликой.

3. Групповые игры с детьми с ОНР III уровня используются на этапе закрепления разученных пальчиковых постановок.

Инсценировка пальчикового театра: самостоятельное составление пересказа ребенком с ОНР III уровня без использования пальчикового театра. На начальном этапе работы у ребенка с ОНР III уровня наблюдаются значительные трудности в выполнении предложенных игр и заданий, отмечаются множество допускаемых ошибок, сложности в манипулировании пальчиковыми куклами, поэтому необходимо полное объяснение задания и постоянный контроль со стороны педагога.

Примеры пальчиковых кукол, которые используются в работе.

Деревянные наперсточные пальчиковые куклы по-разному расписаны, могут быть применимы к разным сказкам. Героев можно комбинировать и, собрав достаточную коллекцию, отыграть десятки разных сказок. Ко всему прочему, такие пальчиковые куклы способны сами устойчиво стоять на столе или полочке. Так что мини-театр может быть в последствии уже не обязательно пальчиковым. Инсценировки пальчикового театра создают эмоциональный подъем, повышают жизненный тонус ребенка, участвуя в спектакле, дети чувствуют более себя раскованно, свободно. Пальчиковый театр способствует развитию мелкой моторики. В ходе игр дети, повторяя движения взрослых, активизируют моторику рук. С помощью пальчикового театра вырабатывается ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности. Игры с героями пальчикового театра позволяют стимулировать речевую активность, так как вся теплота, самобытность, яркость, вложенная автором в фигурку, вовлекает ребенка в сказочный мир, помогая снять различные блоки.

1. Акулова, О. Театрализованные игры [Текст] / О. Акулова // Дошкольное воспитание. — 2005.- № 4. — С. 34–36.

2. Алексеева, М. М., Яшина, Б. И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников [Текст]: учеб. пособие для студ. высш. и сред, пед. учеб. заведений. — 3-е изд., стереотип / М. М. Алексеева, Б. И. Яшина. —Москва: Академия, 2000. — 400 с.

3. Антипина, А. Е. Театрализованная деятельность в детском саду [Текст] / А. Антипина. —Москва: ТЦ «Сфера», 2006. — 128 с.

Презентация «Формирование словарного запаса у детей 4–5 лет с помощью различных игр и упражнений» Речь – величайшее богатство, данное человеку и её, как и любое богатство, можно либо приумножить, либо незаметно растерять. Богатая и.

Формирование словарного запаса у детей 5–6 лет с помощью различных игр и упражнений Ребенок должен уметь использовать речь в качестве средства общения, строить связное, грамматически правильное монологическое высказывание.

Игры для расширения словарного запаса ребенка ИГРЫ ДЛЯ РАСШИРЕНИЯ СЛОВАРНОГО ЗАПАСА РЕБЁНКА Эти словесные игры не занимают много времени, в них можно играть по дороге в садик, в очереди,.

Консультация «О важности развития словарного запаса дошкольников» Ни для кого не секрет, что полноценно развивая речь дошкольника, можно добиться хороших результатов в развитии интеллекта ребёнка. Давно.

Консультация для родителей «Обогащение словарного запаса детей через игру» Расширяем словарный запас! Наблюдая за тем, как малыш растет и познает окружающий мир каждый день, мы обращаем внимание на любое новое слово,.

План по самообразованию «Расширение словарного запаса у детей 4–5 лет с помощью игр и упражнений» План по самообразованию «Расширение словарного запаса у детей 4-5 лет с помощью игр и упражнений» на 2018-2019 учебный год Воспитатель:.

Игры для расширения словарного запаса ребенка Часто родители и педагоги наших детей отмечают бедность и нарушение формирования их лексического запаса, что проявляется в трудности поиска.

Читайте также:
Дидактические игры на развитие фонематических представлений и слоговой структуры

Игры с ребенком для расширения словарного запаса Чтобы речь вашего ребенка была красивой и грамотной,необходимо с малых лет заниматься расширением его словарного запаса. До школы важно.

Активизация речевой деятельности детей дошкольного возраста посредством пальчикового театра Активизация речевой деятельности детей дошкольного возраста посредством пальчикового театра. Дошкольный возраст – это период активного развития.

Использование игровых технологий в социально — коммуникативном и речевом развитии дошкольников с помощью пальчикового театра Одним из приоритетных направлений деятельности дошкольного учреждения является социально – коммуникативное развитие детей дошкольного возраста,.

Развитие связной речи детей с ОНР через театрализованную деятельность

Сергеева Наталья Антоновна , воспитатель
Нижегородская область

цель: Формирование связной речи у детей с общим недоразвитием речи средствами пальчикового театра. задачи:  Формировать интерес к театрализованной деятельности и умение разыгрывать знакомые сказки, потешки с помощью пальчикового театра;  Развивать фразовую и диалогическую речь;  Прививать навыки грамматически правильного оформления высказываний;  Развивать умение использовать вербальные и невербальные средства общения для передачи характера и образа героев.

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Управление народного образования

администрации городского округа город Бор

Методическая разработка на тему:

«Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста с ОНР

через театрализованную деятельность»

МБДОУ детского сада комбинированного вида

Сергеева Наталья Антоновна

Реализация поставленных задач

Формы работы с детьми

Взаимодействие с родителями

Результативность. Перспективы работы по данной теме

Мониторинг развития речи на начало года

Пояснительная записка (слайд1)

У детей с проблемами в речевом развитии очень нарушена связная речь. Дети часто необщительны, скованны, плохо адаптируются к окружающей среде. Недостатки речевого развития влияют на их игровую деятельность.

Недостатки развития связной речи у детей с ОНР проявляются:

В нарушении связности и последовательности рассказа;

В смысловых пропусках существенных элементов сюжетной линии;

В фрагментарности изложения;

В нарушении временных и причинно-следственных связей.

Давно известно, что одним из главных способов развития речи является развитие мелкой моторики.

Практически каждый педагог знает о пальчиковых куклах и пальчиковом театре. А ведь это наиболее простой способ развития мелкой моторики, что способствует раннему становлению речи, снятию стрессов и проблем ребёнка путем проигрывания различных ситуаций, помощь в становлении руки дошколят.

Пальчиковый театр – это уникальная возможность расположить сказку на ладошке у ребёнка, в которой он сможет сыграть роль любого героя.

Театр – это ещё и прекрасный речевой и сенсорно-двигательный тренажер. Куклы развивают подвижность пальцев обеих рук, помогают освоить речь персонажей, помогают развивать словарный запас и активизируют речевые функции.

Пальчиковый театр – это набор фигурок-персонажей, которые надеваются на отдельный пальчик. Это могут быть просто отдельные куколки, животные, какие-то предметы для инсценировки сказки или всем известные персонажи наших любимых сказок.

В данной методической разработке освещаются принципы построения работы по развитию связной речи с помощью пальчикового театра. Также освещён вопрос по созданию необходимых условий, предметно-развивающей среды. Представлено комплексно-тематическое планирование театрализованной деятельности по развитию связной речи у детей с ОНР с помощью пальчикового театра.

Связная речь – это особая и сложная форма коммуникативной деятельности. При нормальном развитии ребёнка 5-6 лет характеристикой речи являются:

Значительная протяженность речевых высказываний;

Связность, последовательность, логико-смысловая организация.

У детей с общим недоразвитием речи отмечается:

Специфическое своеобразие связной речи;

Низкая самостоятельная речевая активность ребёнка4

Бедность и однообразие используемых языковых средств. При рассказывании дети используют короткие, малоинформативные фразы.

Все это указывает на необходимость целенаправленной работы по развитию связной речи у детей, используя пальчиковый театр.

Цель и задачи проекта:

Проведя мониторинг по развитию связной речи у детей группы компенсирующей направленности мы получили результат – речь детей находится на низком уровне.

Также изучив и проанализировав литературу по данному вопросу, мною была поставлена цель:

Формирование связной речи у детей с общим недоразвитием речи средствами пальчикового театра.

Исходя из цели, были поставлены задачи:

Формировать интерес к театрализованной деятельности и умение разыгрывать знакомые сказки, потешки с помощью пальчикового театра;

Развивать фразовую и диалогическую речь;

Прививать навыки грамматически правильного оформления высказываний;

Развивать умение использовать вербальные и невербальные средства общения для передачи характера и образа героев.

Ожидаемые результаты освоения детьми данного раздела

В результате проведенной работы по развитию связной речи средствами пальчикового театра, в комплексе с другими видами коррекционной работы ожидается результат:

Дети становятся увереннее, раскрепощённее, активнее в речевом плане;

Формируется устойчивый интерес к театрализованной игре;

Дети с желанием принимают участие в подготовке небольших спектаклей для товарищей, друзей.

Для успешной реализации поставленных задач работа велась в трёх направлениях:

– работа с детьми

– работа с родителями

Серьёзное внимание уделила созданию условий в группе, способствующих реализации поставленных задач. Организовала в группе развивающие центры:

Театральный – пополнила разными видами пальчикового театра, бумажные пальчики по тематике, купленные по знакомым сказкам: Теремок, Колобок, Репка, Зимовье зверей, маленькие куклы би-ба-бо.

Игровой – разместила настольные театрализованные игры для развития диалогической формы речи, на развитие словаря.

Осуществила подбор картинок по произведениям художественной литературы и сказок.

Работа с детьми строилась на основе лексических тем через интеграцию образовательной области «Коммуникация». Дети раз в две недели демонстрировали свои умения.

Формы работы с детьми

Чтение художественной литературы;

Игры на развитие диалогической речи;

Взаимодействие с родителями

Работа в группе проводилась в тесном контакте с родителями. В тетради «Для родителей» размещали информацию, которая отражала работу в группе, рекомендации, просьбы оказания помощи ребенку при разучивании игры, стихов, предварительное чтение художественной литературы.

В создании предметно-развивающей среды принимали активное участие воспитатели группы, родители:

Приобретены разные пальчиковые комплексы сказок;

Связаны и сшиты родителями пальчиковые куклы;

Детьми, с помощью воспитателя, изготовлены из бумаги бумажные куклы пальчики.

Результативность. Перспективы работы по данной теме

Таким образом, целенаправленная систематическая работа по развитию связной речи с помощью пальчикового театра у детей старшего дошкольного возраста с ОНР на начальном этапе:

Обогащается словарь детей;

Закрепляются и развиваются навыки речевой коммуникации;

Формируются умения планировать развернутые высказывания;

Развиваются навыки контроля за построением связных высказываний;

Читайте также:
Развитие звуко-слоговой структуры у детей с ТНР

Формируются навыки использования средств художественной выразительности.

В дальнейшем планирую продолжить работу по задачам:

Дальнейшее развитие диалогической и монологической речи;

Обогащение словаря по лексическим темам;

Развитие мелкой моторики пальцев;

Развитие выразительности речи и средств невербальных форм общения.

Ю. Вакуленко, О.Власенко Тетрализованные инсценировки сказок в детском саду, Волгоград, Учитель, 2008.

Мерзлякова С. Театрализованные игры, М., Обруч, 2012.

Зацепина М.Б. Культурно-досуговая деятельность в детском саду, М., Мозаика-синтез, 2005.

Караманенко Т.Н., Караманенко Ю.Г. Кукольный театр дошкольникам, М., Просвещение, 1982.

Сорокина Н., Милконович Л. Куклы и дети, М., Обруч, 2012.

«Настольный театр как средство формирования связной речи у дошкольников с ОНР»// Дошкольное воспитание № 8, 2010.

Большая книга пословиц, потешек. Ленинградское издательство, 2008.

Комплексно-тематическое планирование театрализованной деятельности (пальчиковый театр)

Совместная деятельность педагога с детьми

Самостоятельная деятельность детей

Совместная деятельность детей и родителей

Детский сад. Игрушки

Знакомство с пальчиковым театром. Театрализованная игра «Зайка»

– Я кукла, здравствуй…

– Я круглый мячик…

Папка-передвижка «Как играют в пальчиковый театр». Разучивание стихотворения «Зайка»

Театрализованные игры «Носик. Носик», «Лапки мыли».

Потешка «Раз, два, три, четыре, пять»

Предложить изготовить бумажный пальчиковый театр «Пальчики». Обыгрывать разговор пальчиков. Разучить потешку «Чешу, чешу волосыньки»

Театрализованная игра «Рыжий Егорка», «Бежали лесочком». Чтение сказки «Репка». Мини-этюды «Мышка, дед, бабка» (изображение эмоций)

Игры-драматизации, мини-диалоги листочков:

Я – жёлтый листочек, берёзовый;

Я – зелёный листочек, дубовый.

Побеседовать с детьми о сказке «Репка». Пересказать сказку.

Обыгрывание сказки «Репка» (каждая роль один ребёнок)

Самостоятельное обыгрывание сказки «Репка»

Совместное обыгрывание сказки

Одежда. Головные уборы

Театрализованные игры «У неряхи-растеряхи» (на выразительность жеста, мимики) «Выходи, подружка»

«Шапка. Кофта» передача голосом мимики

Совместное чтение сказки «Холодно зайчику»

Разучивание потешки «Шла лисичка по мосточку».

Чтение сказки «Теремок»

Самостоятельное обыгрывание диалога животных «Лизавета,здравствуй…»

Разговор, диалог животных из теремка

Совместное перессказывание сказки «Теремок»

Время Знаний

Россия, 2015-2022 год

Всероссийское СМИ – “Время Знаний”
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 – 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 18.01.2022

Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Использование пальчикового театра для коррекции речи у детей старшего дошкольного возраста общим недоразвитием речи III уровня

Цель, задачи и этапы опытно экспериментальной работы по развитию связой речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня. Требования к коррекционной работе с использованием пальчикового театра и пример данного занятия.

Рубрика Педагогика
Вид статья
Язык русский
Дата добавления 17.08.2018
Размер файла 27,5 K
  • посмотреть текст работы
  • скачать работу можно здесь
  • полная информация о работе
  • весь список подобных работ

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Электронный научно-практический журнал «МОЛОДЕЖНЫЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК» ИЮНЬ 2018

Размещено на http://www.allbest.ru/

Размещено на http://www.allbest.ru/

Использование пальчикового театра для коррекции речи у детей старшего дошкольного возраста общим недоразвитием речи III уровня

Одной из актуальных на сегодняшний день проблем детской психологии и педагогики является проблема развития моторики у детей с общим недоразвитием речи.

В настоящее время многие ученые говорят о взаимной связи между движением пальцев рук и речью ребенка. «Работа пальчиков малыша помогает развиваться речи, поэтому мы можем без сомнения сказать о важности и необходимости применения пальчиковых игр и упражнений в работе с детьми, имеющими общее недоразвитие речи.» [2]

Еще В. А. Сухомлинский писал, что истоки способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев, от них, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли». «Чем больше уверенности и изобретательности в движениях детской руки, тем тоньше взаимодействие руки с орудием труда (ручкой, карандашом), тем сложнее движения необходимые для этого взаимодействия, тем ярче творческая стихия детского разума, чем больше мастерства в детской руке, тем ребенок умнее.» [4] Иными совами, «уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от уровня сформированности мелкой моторики» [1]

И.М. Сеченов и И.П. Павлов придавали очень большое значение мышечным ощущениям, возникающим при артикуляции. Сеченов писал: «Мне даже кажется, что я иногда не думаю прямо словами, а всегда мышечными ощущениями» [2]. Павлов также говорил, что, речь, – это, прежде всего мышечные ощущения, которые идут от речевых органов в кору головного мозга.

В. М. Бехтеревым было доказано, что «движения рук помогают снять умственную усталость, а также улучшает произношение многих звуков и способствует развитию речи

Исключительным методом, который позволяет включать в занятия как конкретные игровые действия, так и затрагивать «мир образов», является театр. «Игра – основной вид деятельности дошкольника, способствующий развитию связной и грамматически правильно оформленной речи, является непременным условием занимательной деятельности.» [3] «А театр – один из наиболее демократичных и доступных видов искусства, позволяющий решать большинство актуальных проблем педагогики.» [6]

Целью исследования является проверка эффективности коррекции мелкой моторики рук в работе по развитию связной речи детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня.

В исследование задействовано 20 детей.

Работа представляет собой совокупность логопедических занятий, игровых заданий, которые направленны на целостное развитие детской личности. I. Основные задачи:

1. развитие импрессивной и экспрессивной речи;

2. формирование связного высказывания, обогащение словаря;

3. развитие коммуникативных умений и навыков;

4. коррекция и развитие у дошкольников чувственно-эмоционального и целостнооценочного отношения к действительности;

5. создание условий для свободного выражения творческого потенциала; 6. развитие связной речи посредством использования пальчикового театра;

7. научить родителей проведению пальчиковой гимнастики.

II. Основные направления реализации игровых приемов на занятиях:

1. дидактическая цель ставится перед детьми в виде игры;

2. учебная деятельность подчиняется правилам игры;

3. учебный материал применяется как средство игры;

4. в учебной деятельности присутствует элемент соревнования;

5. выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом.

При работе по формированию связной монологической речи необходимо соблюдением следующие требования:

Читайте также:
План итогового занятия с дошкольниками по подготовке к обучению грамоте

I. Требования к организации и проведению занятий:

1. Занятия необходимо проводить два раза в неделю: в первый день проводиться работа по рассказу, во второй по пересказу.

2. Количество детей на занятиях: от 2 до 5.

3. Время проведения занятий: 15 – 20 минут. II. Требования к занятиям:

1. Занятия строятся от простого к сложному;

2. Работа по составлению рассказа начинается составления рассказа-описания, переходя к повествовательному рассказу;

3. Пальчиковый театр выступает, как вспомогательное средство.

III. Требования к речевому материалу:

1. Для постановки используются упрощенные тексты сказок, которые соответствуют возрасту детей, а также требованиям дошкольного образовательного учреждения

2. Тексты сокращаются за счет элиминации диалогов;

3. В постановке использовать только основные эпизоды сказок.

IV. Требования к использованию пальчикового театра:

1. Применять различные типов пальчикового театра в время занятий;

2. Следить за тем, чтобы внешнего облика куклы соответствовал персонажу сказки, был узнаваем;

3. Проводить беседу с детьми с целью закрепления правил использования кукол на каждом занятии (беседа проводиться перед обыгрыванием сюжета):

• Кукла надевается полностью на палец;

• На руку ребёнок может надеть одну или несколько кукол;

• Кукла должна смотреть на зрителя, или на другую куклу; ? Кукла должна находиться в вертикальном положение.

5. Закреплять с детьми основные виды действий с куклой:

• Надевание на пальцы;

• Выполнение действий, имитирующих шаг куклы;

• Повороты куклы вправо, влево; ? Покачивания куклы вперёд, назад; ? Поклоны.

6. Перед обыгрыванием сказки проводить пальчиковую гимнастику, соответствующую сюжету сказки (2 – 3 минуты).

Работа должна быть построение в следующей последовательности: I. Формирование у детей навыка составления пересказа.

1. Подготовительный этап.

• Познакомить детей с содержанием текста, сказки;

• Уточнить понимание прочитанного текста;

• Подготовить пальцы рук к взаимодействию с куклой (выполнить пальчиковую гимнастику, повторить правил пользования куклой);

• Составить пересказ совместное с детьми с применением пальчикового театра.

2. Основной этап.

• Дети самостоятельно составляют рассказ-описание о героях сказки с применением пальчикового театра.

• Дети самостоятельно пересказывают текст с применением пальчикового театра

3. Заключительный этап.

? Дети самостоятельно составляют рассказ без пальчикового театра.

II. Формирование у детей навыка составлять рассказ.

1. Подготовительный этап.

• Актуализировать знания: повторение пройденного.

• Подготовить пальцы рук к взаимодействиям с куклой.

• Использовать куклы очередного персонажа.

2. Основной этап.

• Дети самостоятельной составляют рассказа-описания очередного героя сказки с применением пальчикового тетра;

• Дети придумывают новый сюжет;

• Дети самостоятельно составляют рассказа-повествования с применением пальчикового тетра.

3. Заключительный этап.

? Дети самостоятельно составляют рассказ без применения пальчикового театра.

Далее приведем пример занятия, соответствующего данной последовательности. Занятие по сказке «Теремок». Фрагмент.

На первом этапе проводиться работа по построению пересказа. I. Формирование у детей навыка составлять пересказ.

1. Подготовительный этап.

• Знакомство со сказкой. (чтение сказки, с соблюдением эмоционалного окраса текста)

«Стоит в поле теремок. Бежит по полю мышка-норушка. Увидела теремок и захотела она жить в теремке. Постучалась, никто не ответил. Вошла мышка в теремок и стала в нем жить. Скакала мимо лягушка-квакушка. Спросила, кто в теремке живет. А в теремке мышка-норушка жила. И стали они вместе жить…

…Вдруг идет мимо медведь. Увидел он теремок. Спросил, кто в нём живет. Ответили ему: мышка-норушка, лягушка-квакушка, зайчик – побегайчик, лисичка-сестричка, волчок – серый бочок. И Медведь захотел с ними жить. Полез в теремок, а влезть не может. Решил медведь на крыше жить. Только уселся, а теремок затрещал и развалился. Погоревали да начали брёвна носить. Новый теремок отстроили лучше прежнего! И стали дружно жить.»

• Проведение беседы для уточнения понимания сказки. Обсуждение характера, внешнего вида героев.

Для помощи детям предоставляется пример описательного рассказа и куклы для наглядности. «Давайте с вами вспомним, какие герои были в нашей сказке. Рассмотрим их. Послушайте, как я буду рассказывать про лягушку: это лягушка-квакушка, она маленькая, зеленого цвета, живет в болоте, питается комарами и мошками. Она умеет квакать и далеко прыгать. А теперь вы расскажите про любого героя.»

После этого педагог с детьми обсуждает сюжет и задаёт вопросы по содержанию сказки, с целью закрепления знаний о составление рассказа-повествования: «Где жили герои? Кто первый начал жить в теремке? Кто был вторым? … Кто пришел последний и сломал теремок? Куда он забрался? Зачем? Что случилось после?»

• Подготовка пальцев рук (пальчиковая гимнастика «Теремок», повторение правил пользования куклой).

• Составление пересказ совместное с детьми при помощи пальчикового театра.

• Обыгрывание сюжета сказки вместе с детьми.

2. Основной этап.

• Самостоятельное составление рассказа детьми без опоры на образец, но с опорой на куклы: «Придумай рассказ о понравившемся тебе герои. Опиши его, а мы должны догадаться про кого ты говоришь.»

• Самостоятельное составление пересказа детьми по средствам пальчикового театра.

Дети обыгрывают сказку без помощи педагога. Так как на занятии присутствуют несколько детей, пересказ осуществляется по цепочке: «Теперь вы сами можете рассказать и показать сказку.» Один начинает – остальные внимательно слушают и продолжают.

3. Заключительный этап.

• Самостоятельное составление пересказа детьми без помощи пальчикового театра.

Дети пересказываю сказку самостоятельно, без помощи педагога и наглядности материала в виде кукол.

Вторым этапом работы над связной монологической речью является формирование у детей навыка составлять рассказ. Детям следует изменить сюжет в соответствии с поменявшимися условиями.

II. Формирование у детей навыка составлять рассказ.

1. Подготовительный этап.

• Актуализация знаний: повторение изученного на прошлом занятии.

• Подготовка пальцев рук к взаимодействиям с куклой: пальчиковая гимнастика, закрепление правил пользования куклой.

• Изменение сюжета осуществляется в связи с введением в сказку нового персонажа.

2. Основной этап.

• Составление детьми рассказа-описания нового героя сказки с применением пальчикового тетра, но без помощи педагога. Дети должны составить рассказ-описание не используя пример рассказа, но опираясь на внешний вид куклы: «Давайте расскажем про нового героя. Какой он? В каких сказках мы могли его встретить? Из какой сказки пришел он к нам в гости? Вы догадываетесь, зачем?»

Читайте также:
Развитие речи у детей с расстройством аутистического спектра

• Сочинение детьми нового сюжета. Детям необходимо подумать, как что может произойти с сюжетом сказки, если в нем появиться новый персонаж. Если есть необходимость, можно задавать наводящие вопросы. Куклы старых персонажей и нового служат опорой для составления сюжета.

• Самостоятельное составление детьми повествовательного рассказа с применением пальчикового тетра. Обыгрывание нового сюжета детьми.

3. Заключительный этап.

? Самостоятельное составление рассказа детьми без использования пальчикового театра.

Завершающий этап в составлении рассказа является составление детьми самостоятельного рассказа без опоры на наглядность в виде пальчикового театра.

С целью проверки эффективность коррекции мелкой моторики рук в работе по развитию связной речи детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня, в начале эксперимента и после него было проведено обследование уровня развития связной речи использовались задания, предложенные В.П. Глуховым, а для мелкой моторики было использовано 6 заданий из диагностических методик Г.А. Волковой. Данные обследования представлены в таблицах 1 и 2.

пальчиковый театр речь дошкольный

Таблица 1. Уровни сформированности мелкой моторики ЭГ до и после эксперимента

Использование пальчикового театра в формировании связной монологической речи у детей с ОНР III уровня

Автор: Низамутдинова Алия Ильдаровна

Организация: МБДОУ детский сад №4 с. Месягутово

Населенный пункт: Республика Башкортостан, с. Месягутово

В связи с увеличением количества детей с общим недоразвитием речи (ОНР) весьма актуальной является проблема разработки разнообразных средств, способствующих эффективному формированию речи у данной категории детей. Общее недоразвитие речи характеризуется недоразвитием всех компонентов речевой системы: фонетических, лексических, грамматических, освоение которых вбирает в себя связная речь. Традиционно связная речь делится на два основных вида: диалог и более сложный вид — монолог. Монологическая речь, как правило, является наиболее несформированной. Это определяется тем, что монолог – произвольный вид речи и самостоятельно не формируется, а между тем он является одним из условий успешного обучения ребенка в школе, что особенно актуально в старшем дошкольном возрасте. Из этого следует, что формирование связной монологической речи — одна из основных задач речевого развития дошкольников. Существует большое количество методик по формированию связной монологической речи у дошкольников с ОНР (.К.Воробьева, В.П. Глухов, Т.А. Ткаченко, Ф.А. Сохин и т.д. ). Большинство исследователей строят свою работу по степени усложнения речевой деятельности: от формирования более легкого вида связной монологической речи – пересказа готового образца к более сложной – составлению самостоятельного рассказа. В методиках используются различные вспомогательные средства – сюжетные и предметные картины, фотографии, иллюстративно – графические схемы, иллюстрации к произведению. При формировании связной монологической речи задания со временем усложняются путем постепенного сокращения количества наглядности. Исходя из принятой в психологии классификации мышления по генезису развития можно сделать вывод о том, что исследователи в своих методиках применят средства, опирающиеся на развитое наглядно – образное мышление ребенка, которое характеризуется опорой на представления и образы. При выполнении заданий ребенку необходимо оперировать наглядными изображениями объектов. простейшей форме наглядно-образное мышление возникает преимущественно у старших дошкольников, в возрасте пяти — семи лет. У детей с общим недоразвитием речи переход к наглядно – образному мышлению от его более ранней формы – наглядно – действенного, в силу дефекта, как правило замедлен. Я, как учитель-логопед заинтересовалась уникальным средством, позволяющим включать в занятия с одной стороны конкретные игровые действия, а с другой – затрагивать «мир образов» – театром. Он позволяет соблюсти более плавный переход от умения оперировать предметами к умению оперировать образами, при этом учитывая ведущий вид деятельности дошкольников – игру.

Преимущества пальчикового театра

Пальчиковый театр является одним из видов кукольного театра и обладает следующими преимуществами перед остальными его видами: – театр способствует развитию мелкой моторики. Благодаря действиям с куклами формируются тонкие дифференцированные движения пальцев рук; – Использование пальчикового театра не предполагает наличия у ребенка специальных технических умений, которые могут понадобится при использовании перчаточных кукол, марионеток и пр. – театр знаком детям с младшего дошкольного возраста, так как воспитатели широко используют его на различных занятиях в процессе обучения; – В инсценировках пальчиковый театр позволяет ребенку показать сразу несколько персонажей; – Куклы пальчикового театра занимают мало места и не требуют больших материальных затрат. Существуют разнообразные виды пальчикового театра, изготовленные по различным технологиям, которые учитывают физиологические возможности детей. В пальчиковом театре используется режиссерская игра, как вид театрализованных игр. В ней ребенок не сам исполняет роль какого-либо персонажа, а управляет артистами – куклами. В данном виде театрализованной игры ребенок «озвучивает» своих героев и комментирует сюжет, как автор, тем самым развивается его монологическая речь.

Основное содержание.

Работа по формированию связной монологической речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня с использованием пальчикового театра строится в следующей последовательности:

I. Формирование у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня умения составлять пересказ.

1. Подготовительный этап.

  • Ознакомление с содержанием сказки: эмоциональное прочтение сказки.
  • Уточнение понимания прочитанного: беседа. Обсуждение характера, внешнего вида героев. Обсуждение сюжета.
  • Подготовка пальцев рук к действиям с куклой: пальчиковая гимнастика, закрепление правил пользования куклой
  • Совместное составление пересказа с детьми с использованием пальчикового театра

2. Основной этап.

  • Самостоятельное составление детьми рассказа – описания героев сказки с использованием пальчикового театра
  • Самостоятельное составление пересказа детьми с использованием пальчикового театра

3. Заключительный этап.

  • Самостоятельное составление пересказа детьми без использования пальчикового театра

II. Формирование у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня умения составлять рассказ.

  1. Подготовительный этап.
  • Актуализация знаний: повторение пройденного на прошлом занятии
  • Подготовка пальцев рук к действиям с куклой: пальчиковая гимнастика, закрепление правил пользования куклой
  • Введение куклы нового персонажа
  1. Основной этап.
  • Самостоятельное оставление детьми рассказа – описания нового героя сказки с использованием пальчикового тетра
  • Придумывание детьми нового сюжета
  • Самостоятельное составление детьми рассказа – повествования с использованием пальчикового тетра
  1. Заключительный этап.
  • Самостоятельное составление рассказа детьми без использования пальчикового театра.

Итог работы по формированию связной монологической речи — самостоятельный рассказ ребенка без опоры на наглядность.

Для инсценировки мы использовали сказки, с наличием однотипных эпизодов, повторяющихся сюжетных моментов. Это облегчает запоминание детьми текстов сказок. В них соблюдается четкое деление на фрагменты – эпизоды, и ясно прослеживается логическая последовательность событий.

Читайте также:
Конспект индивидуального логопедического занятия по теме (Автоматизация звука Ш в словах)

Используются адаптированные тексты сказок, соответствующие возрасту детей и требованиям образовательной программы ДОУ: тексты сокращаются за счет исключения диалогов, что позволяет ребенку выступать в роли автора, используя только монологическую речь; На занятиях используются тексты сказок с выделением основных эпизодов. Сохранялся основной сюжет и главная мысль.

Таким образом, пальчиковый театр представляет собой основное вспомогательное средство, облегчающее процесс формирования связной монологической речи, также является средством, мотивирующим детей, так как он вызывает интерес, любознательность, стимулирует к активному участию на занятии.

Дети выражают инициативу участвовать в инсценировке сказок, высказывают предложения по организации, принимают активное участие в создании нового сюжета. В связи с тем, что на занятии присутствует группа детей, пересказ или рассказ строится коллективно: один ребенок начинает, другие продолжают, таким образом, все дети задействованы в работе. Это способствует формированию у детей умения слушать друг друга, не перебивать, а при необходимости помогать подсказками.

Низамутдинова А. И.

Список рекомендуемой литературы:

  1. Акулова, О. Театрализованные игры // Дошкольное воспитание, 2005.-№4.
  2. Крупенчук, О.И. Пальчиковые игры (для детей 4 – 7 лет)/ О.И. Крупенчук. – Спб.:Литера, 2008.- 33с. Пальчиковые игры как средство развития речи детей дошкольного возраста [Электронный ресурс].
  3. Парамонова, Л.Г. Воспитание связной речи у детей: . методическое пособие/ Л.Г. Парамонова.- Спб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2011.- 176с. +цв. вкл. Режиссерская игра в детском дошкольном учреждении. [Электронный ресурс].
  4. Рогожникова, М.В. Артикуляционные и пальчиковые игры – сказки. [//Научно – методический журнал «Логопед».- 2008. — №2.- с 66-73.
  5. Шевченко, И.Н. Пальчиковый театр в системе коррекции дефектов речи у дошкольников. // Журнал «Логопед». — 2011.- № 1.

Формирование связной монологической речи у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня

Рубрика: Педагогика

Дата публикации: 10.04.2019 2019-04-10

Статья просмотрена: 1070 раз

Библиографическое описание:

Мамедова, С. М. Формирование связной монологической речи у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня / С. М. Мамедова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 15 (253). — С. 276-278. — URL: https://moluch.ru/archive/253/57936/ (дата обращения: 18.01.2022).

Одной из главных задач воспитания и обучения детей дошкольного возраста является развитие речи, речевого общения. Владение родным языком — это не только умение правильно построить предложение. Ребенок должен научиться рассказывать: не просто называть предмет, но и описать его, рассказать о каком-то событии, явлении, о последовательности событий. Такой рассказ должен состоять из ряда предложений и характеризовать существенные стороны и свойства описываемого предмета, события должны быть последовательными и логически связанными друг с другом, то есть речь ребенка должна быть связной [1].

Связная речь представляет собой наиболее сложную форму речевой деятельности. Она носит характер последовательного систематического развернутого изложения.

В формировании связной речи детально выступает тесноватая ассоциация речевого и интеллектуального становления ребят, становления их мышления, восприятия, наблюдательности. Дабы связно поведать о чем-нибудь, надо понятно представлять для себя объект рассказа (предмет, событие), уметь разбирать, отнимать главные (для предоставленной истории общения) качества и свойства, ставить причинно-следственные, кратковременные и иные дела меж предметами и появлениями. Для заслуги связности речи нужно еще искусно применить интонацию, логическое (фразовое) акцент, выбирать благоприятные для выражения предоставленной думы текста, уметь возводить трудные предложения, применить языковые способы для связи услуг [2].

У ребят с нормой речевого становления в старшем дошкольном возрасте связная речь добивается достаточно высочайшего значения. Это довольно принципиально для последующего удачного изучения в школе, для всестороннего становления личности малыша [2].

В научно-методической литературе отмечается стойкая желание к наращиванию количества ребят с нарушениями речевого становления. Между их великовата категория ребят с ОНР — совокупным недоразвитием речи. При общем недоразвитии речи имеются всевозможные трудные речевые расстройства, когда у ребят нарушено составление всех компонент речевой системы, имеющих отношение к звуковой и смысловой стороне. По предоставленной задаче накоплен важный абстрактный и практический ткань, помогающий логопедам-практикам в будничной коррекционной работе. (Выготский Л. С.; Глухов В. Н.; Жинкин Н. И.; Лалаева Р. И.; Леонтьев А. А.; Филичева Т. Б. и др.)

Одним из весомых характеристик готовности ребят к школьному обучению считается степень сформированности связной речи, и, как её компонента — монологической речи. Становление связной монологической речи считается центральной задачей речевого воспитания ребят. Это обосновано, до этого всего, ее общественной значимостью и значением в формировании личности. Как раз в связной речи реализуется главная, коммуникативная, функция языка и речи. Связная речь — высочайшая конфигурация речи мыслительной работы, которая определяет степень речевого и интеллектуального становления малыша (Выготский Л. С.; Жинкин Н. И.; Леонтьев А. А.; Сохин Ф. А. и др.) [3].

В работах В. П. Глухова монологическая речь рассматривается как связная речь 1-го лица, коммуникативная задача которой — известие о каких-то прецедентах, явлениях действительности. Это конфигурация речи, обращенной к 1 или же группе слушателей (собеседников), временами — к самому себе; деятельный картина речевой работы, рассчитанный на восприятие. Отличаясь от диалогической речи, этот картина речи характеризуется развернутостью (что связано со влечением обширно обхватить направленное на определенную тематику оглавление высказывания), связностью, логичностью, обоснованностью, смысловой завершенностью, наличием популярных систем, грамматической оформленностью. В различие от диалога, монологическая речь, подразумевает обязанность за выполнение коммуникации лишь только на говорящем при недоступности очевидной опоры на восприятие речи слушающим (читающим). Между симптомов монологической речи отличаются еще непрерывность, степени самостоятельности (воспроизведение заученного, пересказ и самостоятельное высказывание), степени подготовленности (подготовленная, отчасти приготовленная и неподготовленная речь) [2].

Изучение связной монологической речи у ребят дошкольного возраста c совокупным недоразвитием речи III значения велось на основе МБДОУ «Детский сад № 10 МО «Ахтубинский район». Было обследовано 12 ребят старшего возраста, посещающих логопедические занятия и имеющих ОНР III значения (экспериментальная группа), и 12 дошкольников такого же возраста с обычным развитием речи (контрольная группа).

Для исследования состояния связной монологической речи у ребят дошкольного возраста c совокупным недоразвитием речи III значения применяются надлежащие способы:

Читайте также:
Конспект 'Дифференциация звуков (з)-(з’) - (c)-(c’) и букв з-с'

– обследование словарного припаса по особой схеме;

– изучение связной речи с поддержкой серии заданий;

– исследования за ребятами в процессе учебной, предметно-практической, игровой и обиходно-бытовой работы в критериях детского образовательного учреждения;

– исследование медико-педагогической документации (данные анамнеза, мед и психических изучений, педагогические свойства и решения и т. п.); внедрение данных разговоров с опекунами, педагогами и ребятами.

Для выявления значения становления применялась тестовая способ диагностики устной речи В. П. Глухова, в которой для оценки удачливости выполнение заданий способа была использована балльно-уровневая система. При данном применялся приятный ткань из надлежащих пособий Бессоновой Т. П. и Грибовой О. Е., Каше Г. А., Усановой О. Н. и Соболевой А. В., Филичевой Т. Б. и др [2], [5].

Всеохватывающее изучение включало 2 поочередных опытных поручения, составленных на материалах лексической темы «Животные». В любом из 2-ух заданий суммировались баллы по всем 3 аспектам: смысловая целостность; лексико-грамматическое оформление высказывания; самостоятельность выполнения поручения. Для получения совместной оценки за всю серию баллы за рассказ и пересказ складывались и выставляли себя в процентном выражении [5].

Тест приобретенных итогов зарекомендовал, собственно, что при составлении рассказа по сюжетным иллюстрациям 54 % ребят экспериментальной группы присутствуют на невысоком уровне удачливости (8 детей), на недостающем уровне — 33 % (5 детей), на неплохом уровне — 13 % (2 ребенка). При пересказе слова 60 % ребят экспериментальной группы присутствуют на невысоком уровне удачливости (9 детей), на недостающем уровне — 40 % (6 детей). С неплохим уровнем удачливости ребят найдено не было. Для ребят контрольной группы свойственен добрый степень (67 %) сформированности связной монологической речи c ОНР III значения речи, а еще неплохой степень (33 %). Ребят с невысоким или же недостающим уровнем в становления связной речи не найдено.

Приобретенные данные дозволили устроить надлежащие выводы:

У ребят дошкольного возраста с ОНР отмечается важное отставание в формировании способностей связной речи по сопоставлению с неплохо развивающимися ребятами. Это показывает на надобность целенаправленной коррекционной работы по развитию предоставленного облика речевой работы. Проведенные изучения с внедрением всевозможных обликов заданий выявили ряд индивидуальностей, характеризующих положение связной речи ребят с ОНР, которые нужно принимать во внимание при проведении коррекционной работы [4].

В формировании связной монологической речи у ребят дошкольного возраста с ОНР III значения отмечаются проблемы программирования содержания развернутых выражений и их языкового дизайна. Для их выражений (пересказ, всевозможные облики рассказов) свойственны: несоблюдение связности и очередности изложения, смысловые пропуски, очевидно воплощенная «немотивированная» ситуативность и фрагментарность, невысокий степень применяемой фразовой речи. В связи с данным составление связной монологической речи дошкольников с ОНР III значения покупает главное смысл в общем ансамбле коррекционных событий. На настоящее овладение ребятами монологической речью обязана быть ориентирована и работа по развитию у их лексических и грамматических языковых способностей [4].

1. Выготский, Л. С. Детская речь / Л. С. Выготский. — Москва: Просвещение, 2013,-420 с.

2. Глухов, В. П. Формирование связной речи детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. -2-е изд, испр. и доп. / В. П. Глухов. —Москва: АРКТИ, 2014.— 168 с. (Библиотека практикующего логопеда)

3. Леонтьев, А. А. Язык, речь, речевая деятельность / А. А. Леонтьев.—Москва: Просвещение, 2015,—214 с.

4. Сохин, Ф. А. Развитие речи детей дошкольного возраста / Ф. А. Сохин. —Москва: Просвещение, 2014,—296 с.

5. Филичева, Т. Б. Дети с ОНР. Воспитание и обучение / Т. Б. Филичева, Т. В. Туманова. —Москва: Издательство ГНОМ и Д. 2010, —128 с.

Консультация “Театрализованная игра, как средство развития связной речи у детей с ОНР”

Содержимое публикации

Театрализованная игра, как средство развития связной речи у детей с ОНР

Игра является основной деятельностью ребенка дошкольного возраста. Для детей с ОНР, посещающих специализированную группу игровая деятельность сохраняет свое значение как необходимое условие развития интеллекта, психических процессов, личности в целом. Однако, детям с нарушением речи свойственно: неустойчивость внимания, плохая слуховая и зрительная память, слабость мотивации и контроля, трудности при ориентировке в пространстве, недостаточность движений, недостаточное развитие познавательной деятельности, нечеткая дефференцированность словаря, нарушение устного строя речи, трудности усвоения логико – грамматических конструкций, недостаточность фонетико-фонематического восприятия, несформированность эмоционально-волевой сферы. Они склонны к тормозным процессам, проявляют в игре робость, скованность, быструю утомляемость. Детям с повышенной возбудимостью не хватает внимания, сосредоточенности. Все эти факторы должны учитываться при организации игр.

В систему коррекционной работы с детьми с ОНР необходимо включать игры и игровые упражнения, которые повышают умственную активность, совершенствуют речевые навыки, способствуют развитию психических процессов, повышают эмоциональную активность. И как показывает практическое наблюдение, особая роль принадлежит театрализованным играм.

Цель работы воспитателя с детьми с ОНР посредством театрализованной деятельности, прежде всего, заключается в том, чтобы сформировать качественную сторону речевой деятельности ребенка. Посредством театрализованной деятельности педагог может более эффективно совершенствовать диалогическую и монологическую формы речи воспитанников, воспитывать культуру речевого общения, автоматизировать поставленные звуки в спонтанной речи, сформировать просодическую сторону речи (интонационная выразительность, плавность, темп, ритм). Театрализованные игры дают возможность формировать у дошкольников представление о гуманных чувствах; создать творческую коммуникативную среду, в которой проявляется общественная сущность человека; сформировать его эмоциональную и волевую культуру; показать детям, что театральный спектакль является моделью творческого общения, а само общение выступает как творчество. Тематика театрализованных игр очень разнообразная, например, наш детский сад, семья, времена года, труд людей и т.д. При выборе игр необходимо руководствоваться рекомендациями программы коррекционно-развивающего обучения, предложенной учителем-логопедом, индивидуальными возможностями каждого ребенка, практической значимостью тематики для группы в целом.

Специальное обследование речи детей с ОНР, состояние общей и речевой моторики, дополненное данными психоневрологического осмотра, а также длительное динамическое наблюдение позволяют выбрать результативные формы работы с детьми с использованием театрализованных игр.

Наблюдение за детьми, имеющими нарушения речи, логопедической группы детского сада №130 в течение нескольких лет показало следующее:

-появление комплекса компонентов обще-познавательного развития: желание воспринимать новую информацию, умение сравнивать, обобщать, умение планировать простейшую деятельность, адекватное отношение к неудачам, стремление преодолевать трудности, расширение кругозора;

-развитие общей моторики проявляется в умении детей выполнять задания все более возрастающей трудности в процессе театрализованной деятельности (кукловождение, пальчиковый театр, изготовление атрибутов);

Читайте также:
Дидактические игры и упражнения по формированию морфологического строя речи

-повышение адекватности невербальных решений (в начале работы дети реагируют только на персональное обращение, а в последствие, они хорошо понимают обращение ко всей группе, даже если они невербального плана);

-развитие речевой активности: воспитанники высказываются по собственной инициативе, демонстрируя высокую речевую активность, умение отвечать на вопросы, умение строить предложения, стремление к правильному произношению звуков, более высокое развитие фонематического слуха;

-формирование монологических умений: в начале работы 30% детей дают односложные, несвязные ответы, 20% -содержательные, но грамматически неоформленные высказывания с частыми повторами, в ходе работы по программе 80,3% детей приобретают способность к связному, развитому повествованию;

-повышение устойчивости внимания: выражается в устойчивом росте увлеченности детей театрализацией, которую они демонстрируют в ходе индивидуальных и групповых занятий;

-наличие благоприятной эмоционально-психологической атмосферы в группе, что является одновременно и результатом работы и необходимым условием для позитивного развития ребенка; особенно показательным является здесь положительное, доверительное отношение детей к взрослым, которые находятся рядом, дружественные отношения детей друг к другу. В театрализованных играх есть сюжетный замысел и ролевые действия.

Дети сразу не могут в полном объеме овладеть творческим процессом, необходимым в творческих играх. Воспитатель должен показать детям действия персонажей, имитируя ролевые движения, дать детям почувствовать интонации. В игровой форме необходимо уточнять с детьми определенные движения и положение органов артикуляционного аппарата, необходимые для правильного произношения звука. В этом большую помощь оказывает музыкальный руководитель, где с помощью логоритмики подбираются звуковые образы (звукоподражание), развиваем слуховое восприятие, темп, речевое дыхание. С помощью потешек, скороговорок, стихотворений уточняется звук в словах, фразах. При различном интонировании слов (громко, радостно, грустно и т.д.) у детей развиваются мелодико-интонационная выразительность, плавность речи. Куклы-бибабо, теневой театр также способствуют развитию связной речи, зрительного восприятия, воображения, помогают снять у детей напряжение, зажатость.

-общее недоразвитие речи (ОНР) – системное нарушение речевой сферы у детей с нормальным слухом и первично сохранным интеллектом.

Выделяют три уровня речевого развития детей – III ОНР характеризуется развернутой разговорной фразовой речью, отсутствуют грубые отклонения в развитии различных сторон речи, отмечаются фонетико-грамматические недостатки, ограниченность словарного запаса, отставание в овладении грамматическим строем речи. Все это затрудняет процесс развития связной речи, переход от диалогической формы речи к контекстной. Главная задача коррекции речи у детей с ОНР – формирование связной речи.

Театрализованные творческие игры являются частью воспитательно-образовательного процесса. Они имеет большое значение для развития речи воспитанников, поднимают на более высокую ступень развития отдельные психические процессы благодаря тому, что в игре развивается вся личность ребенка, его сознание.

Рекомендации по практическому применению театрализованных игр к детям с ОНР:

-прежде чем приступить к проведению полноценных занятий по театрализованным играм, необходимо научить детей правильно сидеть, расслабляться, чувствовать, выполнять инструкции;

-длительность занятий зависит от возраста детей и их психических возможностей;

-в случае непредвиденного утомления детей занятие необходимо остановить;

-театрализованные игры нужно повторять через определенные промежутки времени.

Технологии обучения связной речи детей с общим недоразвитием речи III уровня речевого развития.

Главная задача при развитии связной речи детей с общим недоразвитием речи III уровня речевого развития – это совершенствование монологической речи. В современной педагогике для этого разработаны определенные технологии. Технологии развития речи условно можно разделить на традиционные и инновационные технологии.

К традиционным технологиям относят построчное заучивание стихотворения, образец рассказа педагога, поэтапное рассматривание и описание предметов и явлений.

К инновационным технологиям, развивающим новое мышление, нестандартное видение мира, формирующим творческие способности, а также монологическую речь, можно отнести: пальчиковые игры в воде или сухом бассейне, логоритмику, моделирование, ТРИЗ, игровые технологии, различные виды терапии, проектно-исследовательские технологии и КТ, синквейн и другие.

Анализ традиционных технологий.

Построчное заучивание стихотворения.

Ребенок повторяет отдельные строки вместе с педагогом (если имеются затруднения). Далее, повторение строк происходит по очереди: сначала педагог, затем ребенок, после него – педагог, потом снова ребенок, и т.д. Повторение строк может осуществляться с разной силой и высотой голоса. В работу можно включить игры с мячом, например, педагог бросает мяч и произносит строку, а ребенок повторяет слова и возвращает мяч. В начале занятия создается благоприятный эмоциональный настрой, проводится беседа по теме стихотворного материала, происходит выразительное чтение произведения педагогов, разбираются возможные трудные места. Лучшее запоминание стихотворений с детьми с общим недоразвитием речи происходит, если в процессе заучивания используется картинно-графический материал, так как зрительная память у этих детей развита значительно лучше слуховой.

Образец рассказа педагога.

Педагогом дается краткое, живое описание какого-либо события или предмета. Этот рассказ является примерным содержанием будущего рассказа ребенка. Далее педагогом предлагается план рассказа – два-три основных пункта (вопроса), которые определяют содержание и последовательность дальнейшего изложения. До начала выполнения ребенком задания пункты плана обсуждаются, при этом показывается, что содержание будущего рассказа может быть разнообразным, разбираются вопросы, которые могут оказаться трудными. В процессе рассказа ребенка педагогом может даваться оценка его работы. Что-то может осуждаться, а что-то может быть выделено в качестве достоинства.

Поэтапное рассматривание и описание предметов и явлений.

Для детей с общим недоразвитием речи описание – это наиболее сложный вид речевого высказывания. Целью высказывания описания – является создание словесного образа объекта, при этом свойства и признаки его раскрываются в определенной последовательности. Обучение проводится поэтапно:

1. Подготовительные упражнения к описанию предметов и явлений по основным признакам.

2. Работа по обучению развернутому описанию предмета или явления (включая различные признаки – микротемы).

3. Закрепление полученных в ходе обучения навыков составления, составления рассказа-описания, в том числе, в играх, и проведении предметно-практических занятий.

4. Овладение первоначальными навыками сравнительного описания предметов.

Анализ инновационные технологий.

Пальчиковые игры в воде, в сухом бассейне.

Пальчиковые игры способствуют развитию мелкой мускулатуры пальцев рук, снимают мышечные зажимы, стимулируют речевую активность, способствуют повышению эмоционального тонуса. Пальчиковые игры в воде проводятся со здоровыми детьми в теплом помещении в течение семи-десяти минут. В пальчиковые игры в воде входят: игра «водичка» (таз с теплой водой, дети хлопают руками по воде); игра «семья» (таз с холодной водой, пальчиковая гимнастика); игра «моем овощи и фрукты» (дети перебирают кусочки льда, сначала в холодной воде, потом – в теплой); а также, игры «медуза», «рыбка», «дельфин» и т.д.

Читайте также:
Состав слова, корень слова, однокоренные слова - конспект занятия

Сухие пальчиковые бассейны – это открытые резервуары, заполненные разнообразными наполнителями: горохом, фасолью, различными крупами, песком, солью, стеклянными шариками, мелкими камушками. В зависимости от размера частиц наполнителя происходит воздействие определенной площади и интенсивности на нервные окончания пальцев рук. Игры проводятся ежедневно по три-пять минут. Пальцы обеих рук нагружаются равномерно. К играм в пальчиковом бассейне относятся: «пальцы играют», «рисование солнышка», «отгадай что спрятано», «кто быстрее передаст игрушки» и т. д.

Логоритмические упражнения способствуют развитию функциональных систем ребенка с общим недоразвитием речи – артикуляционного аппарата, голосовой функции, слухового восприятия, зрительной и слуховой памяти, процессов запоминания и воспроизведения двигательного и речевого материала. В структуру занятия входят: маршировка в различных направлениях, упражнения для укрепления мышц органов артикуляционного аппарата, упражнение на развитие мелкой и общей моторики. Для развития дыхания используются вокально- артикуляционные упражнения. Стихи и песни в сопровождении движений рук, музыкальные игры, ритмикодикломация для координации слуха, речи, движений. Упражнения для развития и укрепления мимических мышц, эмоциональной сферы, упражнения на релаксации и др.

Различные виды терапий. К ним относятся такие виды терапий как: изотерапия (терапия изобразительным творчеством), денстерапия (динамическая электронейростимуляция с помощью аппарата «Диа Денс – ДТ»), физиотерапия, лечебная физкультура, лечение с помощью медикаментозных препаратов; массаж, сказкотерапия, Су-Джок терапия, музыкальная терапия, песочная терапия и другие.

Пальчиковые игры, логоритмические упражнения, различные виды терапий целесообразно использовать на начальных этапах логопедической работы по обучению связной речи дошкольников с общим недоразвитием речи.

Моделирование – это прием, в котором используется применение схем. Модель – это схема, в которой отражаются структурные элементы и связи явления, его наиболее существенные свойства и стороны. В моделях связных высказываний – это их содержание и структура. Модели и схемы помогают детям развивать логическое мышление, а также, способность логического построения связного высказывания, умение передавать свое отношение к объектам и явлениям выразительно и образно. К методикам моделирования относятся:

Методика А. Кондратьевой и О. Сомковой (моделирование на основе описательного рассказа). На первом этапе предметной моделью являются набор предметных и сюжетных картинок, отражающих содержания будущего рассказа (собака, собака с хозяином, собака ест, собака спит и т. д.). по мере развития модель усложняется, используются более схематические изображения.

Методика Л.А Венгера. и Н.Г. Смольниковой. Наиболее распространенная модель – это круг, разделенный на три неравные части. Каждая часть изображает начало, основную часть и конец рассказа. Сначала эта модель являет собой структуру воспринимаемого текста, а затем является основой для рассказа, составленного ребенком самостоятельно. Также, абстрактные символы, например, геометрические формы, могут использоваться для замещения словосочетаний или слов, которые имеют место в начале, основной части, и в конце рассказа или рассуждения. Сначала детей учат составлять такие модели с опорой на тексты, известные детям, а затем – с опорой на модель, дети учатся воспринимать, анализировать и воспроизводить новые тексты, а потом создают свои рассказы самостоятельно, опираясь на картинки – заместители. Также для обучения связной речи используются схемы-изображения действующих персонажей и действий, которые они выполняют.

Методика Т.А. Ткаченко «Использование схем в составлении описательных рассказов». Взяв за основу схему, представленную в книге Л. Н. Ефименковой «Формирование речи у дошкольников» Т.А. Ткаченко увеличила количество пунктов, несколько изменила символику, и разработала похожие схемы для составления описательных рассказов о животных, игрушках, посуде, одежде и т.д.. Принцип работы: лист картона 45х 30 см. делят на квадраты, количество которых зависит от количества признаков объекта или предмета. Например, картон разделен на шесть квадратов. Первый квадрат обознчает «цвет». В квадрате нарисованы цветовые пятна нечеткой формы (красное, синее, зеленое, желтое). Второй квадрат – «форма». В этом квадрате изображены геометрические нераскрашенные фигуры, соответствующие форме предмета, который описывают. Третий квадрат – «величина». В квадрате изображены предметы контрастной величины, например, большая и маленькая кастрюля. Это напоминает детям о понятиях «длинный – короткий», «большой – маленький», «широкий – узкий». Четвертый квадрат – «материал». В этом квадрате наклеены три прямоугольника из пластмассы, фольги, пленки «под дерево», изображающие, соответственно, пластмассу, металл и дерево. Пятый квадрат – «изображение частей предмета, который описывают». Шестой квадрат – «действие с предметом». На этой части изображается рука с разведенными пальцами, так как действия с предметами могут быть различными.

Методика В.К. Воробьевой «Обучение детей первоначальному навыку описательно-повествовательной речи с использованием моделирования». В методике В.К. Воробьевой выделены четыре этапа становления навыка связного высказывания, следующие друг за другом. Работа на одном этапе и прохождение его обеспечивает переход к следующему. Первый этап – формирование у ребенка представлений о связном сообщении – рассказе. Второй этап – развитие навыка связного говорения практическими методами. Третий этап – формирование действий, связанных с анализом смысловых и лингвистических правил строения текста. Четвертый этап – формирование связной речи на основе практического применения правил в коммуникативных ситуациях.

Методика Т.Б. Большева «Коллаж». Коллаж – это учебное пособие, представляющее собой лист бумаги с картинками, на которых изображены «ключевые» моменты действий. Вместо картинок могут быть также использованы изображения букв, цифр, геометрических фигур. После рассмотрения детьми коллажа и обсуждения с педагогом увиденного, ребенком составляется самостоятельный рассказ с использованием всех картинок.

Методика В.П. Глухова «Обучение рассказыванию детей с общим недоразвитием речи». Эта методика с использованием детского рисунка. После разбора текста с логопедом, ребенку предлагается выполнить рисунок, на котором будет изображен любой фрагмент рассказа. После этого ребенок самостоятельно составляет фрагмент рассказа, взяв за основу свой рисунок.

ТРИЗ. ТРИЗ – это теория решения изобретательных задач. Основателем этой технологии является Г.С. Альт-Шуллер. Адаптирование к дошкольному возрасту было выполнено А.М. Страунингом. В этой эффективной образовательной технологии сочетается работа над развитием речевой деятельности и над формированием воображения и мышления. В программу ТРИЗ для дошкольников входит цикл коллективных занятий и игр с методическими подробными рекомендациями для логопеда. Темы и материалы для игр и занятий выбираются ребенком самостоятельно. В процессе деятельности дети учатся выявлять и разрешать противоречия в свойствах явлений и предметов, получая «ключ» к творческому мышлению. Готовые знания не даются детям в готовом виде, педагог учит детей искать истину самим. Обучение решению творческих изобретательных задач проводится в несколько этапов, предлагая инструменты и методы творчества и детям, и логопедам.

Читайте также:
Лечебная физическая культура при инсульте и ее особенности

Игровые технологии. Игровые технологии широко используются в коррекционной работе с детьми, имеющими общее недоразвитие речи. Это обусловлено тем, что игра является основным видом деятельности дошкольников. В ходе работы создается определенная эмоционально насыщенная атмосфера и игровые ситуации, которые побуждают детей к речевому общению. При этом педагогом используются такие приемы как поощрение, беседы, рассказы, создание проблемной ситуации, встречи со сказочными героями, использование игрушек, чтение художественной литературы. Игры, проводимые специалистом, могут быть словесно-дидактическими и сюжетно-ролевыми, например: занятие-путешествие, занятие-диспут, занятие-игра, занятие-соревнование, театрализованное преступление.

Словесно-дидактические игры с помощью актуализации пассивного словаря, развития словообразования, объяснения новых понятий способствует обогащению лексического запаса. К ним можно отнести игры: «Большой – маленький», «Один – много», «Чей дом?», «Мой родной город» и т. д. Другая группа словесно-дидактических игр направлена на преодоление нарушений грамматического строя речи. Они способствуют развитию словоизменения и согласования. Это такие игры, как: «Кто чем питается?», «Что где растет?», «Подбери признак», и т. д.

Еще одна группа словесно-дидактических игр и игровых приемов направлена на формирование связных высказываний. Например, «Назови маму, папу и их детенышей», «Кто, где живет?», «Кто, как передвигается?» и т. д. Эти игры упражняют в составлении простых и сложных синтаксических конструкций с противительными и соединительными союзами.

К сюжетно-ролевым играм, которые активно используются, можно отнести игры «Давай познакомимся», «Угадай, кто я?», «Поговорим, друг!» и др., которые развивают творческое рассказывание: сочинение детьми сказок, составление минисочинений.

Конструкторы ЛЕГО. ЛЕГОпедагогика в настоящее время – одна из распространенных педагогических систем, в которой используются трехмерные модели реального мира и предметно-игровая среда обучения.

ЛЕГО-технология объединяет в себе элементы игры и эксперементирования. Опираясь на непроизвольное внимание, ЛЕГО- конструирование позволяет активизировать познавательную деятельность ребенка, коммуникативную функцию, двигательную и сенсорно-тактильную сферу, а также позволяет достигать значительных результатов в коррекции речи у детей с ОНР. Диапазон возможностей применения ЛЕГО на логопедических занятиях довольно широк. Его успешно применяют для развития фонематического слуха и восприятия, автоматизации поставленных звуков, коррекции лексико-грамматического строя речи, а также для развития связной речи, например, пересказ рассказа не по сюжетной картинке, а по объемному образу сюжета из конструктора, что позитивно отражается и на формировании пространственной ориентации.

Проектно-исследовательский метод. Проектно-исследовательский метод представляет собой способ развития речи ребенка с помощью привлечения его внимания к разнообразным сферам жизни, например, к профессиям (родителей и других людей), истории страны, истории семьи ребенка. Это может быть изучение русских народных сказок и многое другое. Участие дошкольников в проектной деятельности делает их активными участниками процесса. В него входят совместных сбор материалов, конкурсы, презентации, игры. Это позволяет создать условия для преодоления речевых барьеров в процессе общения, развития монологической речи, диалога, расширения словарного запаса, кругозора, развития умения самостоятельно добывать информацию с помощью доступных источников, высказывать свои мысли и суждения.

ИКТ. Информационно-коммуникативные технологии – это технология, в основе которой лежит внедрение в обучающий процесс интерактивных упражнений, игр, а также мультимедийных презентаций.

Мультимедийная презентация включает в себя видео, аудио, фотографический ряд, и позволяет воспринимать информацию более эффектно и интересно. Ключевым аргументом здесь является наглядность. Это технология позволяет показывать детям моменты из окружающего мира, наблюдение которых непосредственно вызывает затруднение, например, такие процессы неживой природы как круговорот воды, смена времен года и т. д. Занятия проводятся с дошкольниками пяти-семи лет, не чаще трех раз в неделю по 10-15 минут, не более одного раза в день. В ходе занятия рекомендуется проводить гимнастику для глаз. Специально подобранные компьютерные игры способствуют развитию связной речи, длительности и силы речевого выдоха, громкости голоса, темпо-ритмической организации речи, формированию обобщенного лексического значения слова, формированию навыков чтения.

Синквейн. В переводе с французского языка «синквейн» – это нерифмованное стихотворение в пять строк, составление «синквейна» происходит с помощью схемы:

1 строка (Кто? Что?) – существитеное – одно ключевое слово.

2 строка (Какой? Какая? Какое?) – два прилагательных, характеризующих первую строку.

З строка (Что делает?) – три глагола, которые обозначают действие по тема.

4 стока – предложение, в котором отражается отношение автора к теме.

5 строка – одно обобщающее слово или словосочетание – ассоциация, синоним к предмету. Например: «Кто?» – «Кукла». «Какая?» – «Красивая, любимая». Предложение: «Моя кукла – самая красивая!». Ассоциация: игрушка.

Работа начинается с подготовительных моментов, в которые входят работа по расширению и уточнению словарного запаса, ознакомление с понятиями «живой предмет» и «неживой предмет», «слова обозначающие действия и признаки предмета», различные дидактические игры и упражнения.

Таким образом, в работе по развитию связной речи детей с общим недоразвитием речи III уровня речевого развития применяются различные технологии. Условно они делятся на традиционные и инновационные технологии. К традиционным технологиям относятся такие технологии, как построчное заучивание стихотворения; образец рассказа педагога; поэтапное рассматривание и описание предметов и явлений. К инновационным технологиям: логоритмика, моделирование, ТРИЗ, игровые технологии, различные виды терапий, проектно-исследовательские технологии и КТ, синквейн.

В логопедической практике широко используются авторские методики обучения связной речи дошкольников с общим недоразвитием речи. Наиболее эффективными считаются методики В.К. Воробьевой, В.П. Глухова, Н.С. Жуковой, Т.А. Ткаченко, Т.Б. Филичевой, С.Н. Шаховской и другие.

Все описанные методики служат главной цели – обучению монологической речи дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня речевого развития.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: