Использование оригами в речевом развитии детей дошкольного возраста

Использование конструктивной техники оригами в речевом развитии детей дошкольного возраста

Аннотация: Актуальность выбора такой конструктивной техники как оригами для развития речи ребенка обусловлена потребностями и интересами детей дошкольного возраста. В процессе коррекционно-развивающей деятельности возникала необходимость ответить на вопросы: как реализовать поставленные задачи в игровой форме, какие инструменты для этого использовать, как правильно мотивировать детей и достойно поощрять в конце занятий. Используя такой доступный вид техники как оригами, на одном занятии осуществляется смена видов деятельности и решаются различные коррекционные задачи.

Использование конструктивной техники оригами в речевом развитии детей дошкольного возраста

Актуальность выбора такой конструктивной техники как оригами для развития речи ребенка обусловлена потребностями и интересами детей дошкольного возраста. Как известно, ведущим видом деятельности в этом возрасте является игра (Д.Б. Эльконин). Что может быть увлекательнее, чем создание своими руками из простого листа бумаги объемной игрушки.

Отечественные и зарубежные педагоги отмечают, что оригами имеет множество достоинств для развития определенных навыков и качеств у детей. В исследованиях целого ряда выдающихся отечественных педагогов (Д.В. Куцакова, 3.В. Лиштван, Л.В. Пантелеевой и других) посвященных детскому конструктивному творчеству складыванию из бумаги отводится большая роль. По мнению этих исследователей, складывание из бумаги активно способствует развитию мелкой моторики рук детей дошкольного возраста, а так же совершенствованию глазомера и сенсомоторики в целом. [2]

В настоящее время доказано (Ю.В. Шумаков, Е.Р. Шумакова), что занятия оригами способствуют повышению активности работы мозга и уравновешиванию работы обоих полушарий у детей дошкольного возраста, что способствует повышению уровня интеллекта, развитию таких психических процессов, как внимательность, восприятие, воображение, смышленость, логичность. Активизируется творческое мышление, растет его скорость, гибкость, оригинальность. [1]

В процессе коррекционно-развивающей деятельности возникала необходимость ответить на вопросы:

  1. как реализовать поставленные задачи в игровой форме,
  2. какие инструменты для этого использовать,
  3. как правильно мотивировать детей и достойно поощрять в конце занятий.

Используя такой доступный вид техники как оригами, на одном занятии осуществляется смена видов деятельности и решаются следующие задачи: в процессе создания поделки – развиваются мелкая моторика рук, психические процессы, сенсорные способности, пространственные представления, формируются обобщённые представления, усваивают правильные геометрические названия деталей, дети узнают об особенностях геометрических тел.

В процессе работы дошкольники делятся своими замыслами, учатся мотивировать их, общаясь друг с другом, обогащается активный словарь. Работа с готовым образцом предполагает составление описательных и сравнительных рассказов, формирование навыков выделения части в целом. Дети с удовольствием рассказывают дома родителям о своих поделках.

Эффективно использование оригами в процессе коррекции звукопроизношения, а в частности, для выработки правильного речевого выдоха. Под воздействием воздушной струи наши поделки оживают и развивают воображение детей. Оригами помогает на этапе постановки звуков связать индивидуальные занятия с лексической темой. [4]

Оригами — прекрасное средства оформления наглядных пособий. Правильное изменение наглядности повышает эффективность усвоения детьми нового материала, создает условия для поиска новых приемов и методов работы.

В процессе обучения, у дошкольников наряду с техническими навыками развивается умение анализировать предметы окружающей действительности, формируются обобщенные представления о создаваемых объектах, развиваются самостоятельность мышления, творчество, художественный вкус, формируются ценные качества личности (актуальность, целеустремленность, настойчивость в достижении цели и тому подобное). Все это позволяет рассматривать конструирование (оригами), как эффективное средство подготовки детей к обучению в школе. [3]

Конструирование и ручной труд являются практической деятельностью, направленной на получение определённого результата, заранее продуманного продукта. Детское конструирование тесно связано с игрой и является деятельностью, отвечающей интересам детей. Конструирование — важное средство умственного воспитания детей.

Для развития детского конструирования существует множество материалов, одним из которых является бумага. Бумага — благородный материал, легко поддающийся преобразованию. Поделки из бумаги одного и того же содержания можно создать разными способами. Например: путём сгибания прямоугольника или квадрата пополам, создавая полый куб или брусок по выкройке, чертежу. И любым из этих способов можно изобразить дома, машины, животных, людей, разные игрушки.

Г.Г. Григорьева отмечает, что конструирование из бумаги на протяжении дошкольного возраста развивается:

  • Разнообразнее становится содержание поделок.
  • Сложнее становится способ создания поделки.
  • Поделки становятся более выразительными за счёт комбинирования разных способов создания деталей и разнообразия украшения, комбинирования разных сортов бумаги.
  • Осуществляется переход о создания отдельных поделок к созданию общих сюжетных композиций для инсценирования сказок, к играм с мелкими игрушками.

Содержание работы с детьми по развитию у них навыков работы с бумагой в разных возрастных группах имеет свои особенности.

В средней группе , начиная со II квартала, детей знакомят с бумагой, её особенностями, учат складывать прямоугольные листы бумаги пополам, совмещая стороны и углы, проглаживая линию сгиба, приклеивать к основной части детали (к домику — окна, двери; к автобусу — колёса). У детей формируют и более общие умения и навыки: умения обследовать предмет, планомерно и последовательно работать, доводить начатое дело до конца. Также развивают глазомер, чёткость движения рук.

В старшей группе продолжается совершенствование умений детей сгибать лист бумаги пополам, вчетверо, в разных направлениях, сглаживая сгибы. Учить складывать плотную квадратную бумагу на шестнадцать маленьких квадратов (треугольников). Детей учат складывать бумагу по диагонали, чётко совмещая стороны и углы. Также детей учат работать по готовой выкройке, по несложному чертежу, использовать ножницы для надрезов и вырезывания по контуру. Детей учат создавать несложные композиции.

Читайте также:
Речедвигательные упражнения и самомассаж в работе с детьми с нарушениями речи

В подготовительной группе на занятиях по изготовлению поделок у детей закрепляются умения и навыки работы с бумагой, полученные в старшей группе: складывать бумагу в разных направлениях, делить её по диагонали, складывать готовые выкройки и вырезать по шаблону. Дети учатся делать различные поделки — игрушки, украшения, используя бумагу в сочетании с другими материалами. Детей учат создавать сложные сюжетные коллективные работы. [1]

В процессе конструктивной деятельности решаются и воспитательные задачи. У детей формируются моральные качества личности, навыки общения и трудовой деятельности в коллективе, воспитываются нравственные чувства.

Достоинствами оригами следует считать:

  • Доступность бумаги как материала, простота ее обработки
  • Оригами не требует больших материальных затрат;
  • Абсолютная безопасность занятий оригами, даже для самых маленьких детей;
  • Оригами — коллективное творчество.

Анализ литературы доказывает, что техника «оригами» всесторонне развивает личность ребенка дошкольного возраста. Является очень актуальной на современном этапе развития отечественной педагогики.

Использование разнообразных приемов и методов работы (ИКТ, подвижные, дидактические игры, использование нетрадиционных техник, создание авторских дидактических пособий, оригами) позволяет системно устранить речевые недостатки детей и подготовить их к успешному обучению в школе.

Оригами – ступенька в речевом и личностном развитии ребенка.

1. Григорьева, Г.Г. Изобразительная деятельность дошкольников: учеб.пособие для студ. сред. пед. учеб. завед./ Г.Г. Григорьева — М.: Издательский центр «Академия», 1998. — 272 с.

2. Лиштван, З.В. Конструирование: Пособие для воспитателя детского сада / З.В. Лиштван — М.: просвещение, 1981. — 159 с.

3. Парамонова, Л.А. Детское творческое конструирование/Л.А. Парамонова — М.: Про-свещение, 1999. — 148 с.

4. Аксенова, М. Развитие тонких движений пальцев рук у детей с нарушением речи. — //Дошкольное воспитание № 8, 1990.

Липендина Оксана Владимировна,
учитель-логопед

Использование элементов техники оригами в процессе развития мелкой моторики и коррекции речевой недостаточности у детей-логопатов

Т.Н. Моргунова, воспитатель, МБДОУ № 66

Речь ребенка формируется под влиянием речи взрослого и в огромной степени зависит от достаточной речевой практики, нормального речевого окружения, от воспитания и обучения, которые начинаются с первых дней его жизни. При нормальном речевом развитии к пяти годам дети свободно пользуются развернутой фразовой речью, разными конструкциями сложных предложений. Однако, не все дошкольники могут освоить самостоятельно правильное произношение отдельных звуков родного языка. Для этих детей характерны затруднения при выполнении различных упражнений, нарушения мелкой моторики рук.

В.В. Сухомлинский говорил: ” Чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок”. Ведущие специалисты считают, что маленький ребенок думает пальчиками, и поэтому для него очень важно развитие мелкой моторики рук.
В начале 20 века, когда возникла идея организации детских садов, знаменитый психолог и педагог Ф. Фребель вспомнил об оригами, развивающем мелкую моторику пальцев, а значит способствующему активному развитию центров речи, расширяющим возможности формирования умственных способностей детей дошкольного возраста. Он впервые ввел оригами для работы с детьми с двух лет. Почему именно оригами? Что оно может дать ребенку?

Проанализировав методическую литературу и практический опыт по данной теме я пришла к выводу, что богатейшие возможности оригами в работе с детьми реализуются далеко не в полной мере. Оригами помогает овладеть различными приемами и способами действий, такими как сгибание, многократное складывание, надрезание, склеивание. Оригами развивает способность работать руками под контролем сознания, у детей совершенствуется мелкая моторика рук, точные движения пальцев, а значит способствует активному развитию центров речи: расширяется словарь детей, развивается грамматический строй речи, происходит развитие связной речи.
Я заметила возможность применения складывания поделок из бумаги для коррекции речевых нарушений у детей. «Разработка точных, тонких движений пальцев рук развивает мозг, его способность контролировать, анализировать, повелевать. Это область, как бы специально созданная для тренировки пальцев рук. Никаких скучных заданий, никаких нудных тренировок. Напротив! Игра – фокус, чудо! Именно такое впечатление производит на детей занятие оригами»,- так считает руководитель С.Петербургского центра «Оригами», кандидат педагогических наук С. Ю. Афонькин.
Детям не всегда нравятся специальные логопедические занятия.

Поэтому считаю целесообразным использовать оригамские игрушки, которые позволяют решать следующие задачи:

  1. Координировать воздушную струю – это помогают простые, легкие фигурки (рыбки, бабочки, птички, снежинки и т.д.). Дети слегка на них дуют растягивая рот, сжимая губы.
  2. Управлять силой выдоха, для этого изготавливаем надувные игрушки (тюльпан, рыбка, зайчик, куб, лягушка).
  3. Развивать лексико — грамматический строй речи детей при проговаривание действий. Например, мебель для гномов: свернули квадрат пополам, каждую половину разделили еще раз пополам, как дверцы у шкафа; сверху отогнули уголки, как крыша дома, раскрыли треугольнички – получится вход в дом.
  4. Пополнять словарь сравнениями, эпитетами, многозначными словами, совершенствовать интонационную сторону речи позволяет озвучивание получившихся персонажей кукол, птиц, животных (ворона, корова, свинья, кошка и тд.).
  5. Развивать связную речь при составлении оригамских сказок.
Читайте также:
Фольклор как средство развития речи детей (для воспитателей логопедических групп)

В целом применение оригами на логопедических занятиях помогло мне сделать их более веселыми, жизнерадостными.
Мною был разработан план введения лексико грамматического материала, в соответствии с которым я предлагаю использовать оригами для развития речи и тонкой моторики пальцев рук. Поэтому, на первых занятиях предлагаю знакомить детей со свойствами бумаги, цветом, формой листа. Вместе с детьми из большого листа ватмана делала большие корабли, самолеты, складывали в них игрушки и играли. Постепенно отрабатывала точность движений, многократно показывая каждый прием складывания, объясняя его словами. Чтобы каждому ребенку уделить внимание, составляла группы из 4-5 человек. Постепенно с умением у детей появилась уверенность в своих силах. Лишь только после этого приступила к изготовлению простейших игрушек с детьми.

В обучении детей важное место занимали игровые приемы, советы, вопросы. Сделанные работы всегда хвалила и к приходу родителей оформлялась выставка детских работ. Свои поделки дети забирали домой.

Большую помощь в обучении детей оригами оказали такие находки — как «оригамские сказки». Объединив поделки по циклам их изготовления, я заметила, что многие как бы постепенно «выплывают» одна из другой. Каждая линия сгибания дает все новые поделки. Так возникла идея придумывания «оригамских сказок» с детьми. Сказки, истории, помогли мне оживить лист бумаги. Скучную схему действий заменила сюжетной сказкой. Это позволило развивать не только мелкую моторику рук, но и активизировать словарь детей, развивать последовательность изложения мысли.
При использовании оригами в работе всего педагогического коллектива, дети стали использовать сказочные обороты, выражения. Старшие дошкольники, уловив принцип составления оригамских сказок, стали придумывать свои. Они их охотно показывали и рассказывали о них своим сверстникам, младшим братьям, сестрам! Дети охотно играют с изготовленными фигурками, дают персонажам имена, прозвища, охотно украшают их, раскрашивают.

С удовольствием дети включились в работу по изготовлению бумажных масок, фигурок для кукольного театра. Они одевали их на руку, палец, изображали движения фигурок «озвучивали» их. Маленькие спектакли доставляли детям большую радость.
Когда дети стали старше (второй год работы), и приобрели опыт в изготовлении поделок, я старалась развивать у них пространственное воображение, умение читать чертежи, следовать устным инструкциям, удерживать внимание на предмете работы в течении длительного времени. Еще больше внимания уделяла развитию устной речи детей, учила свободному общению.

Дети – логопаты на занятиях оригами, обнаруживают самую высокую заинтересованность и малую утомляемость. Это положительно влияет на общее психическое и умственное развитие детей. Практика оригами демонстрирует широкие возможности продуктивной деятельности, которая увлекает детей, заполняет их свободное время интересным и содержательным делом, развивает стремление к прекрасному.
Благодаря целенаправленной организации обучения у детей сформировались самостоятельность мышления, стало более развитым воображение, художественный вкус, творчество, мелкая моторика рук, речь.

Мои наблюдения убедили в том, что детей интересуют такие занятия. Они с нетерпением ждут их, готовятся к ним, с желанием и увлечением выполняют задания. Игрушки оригами делают не только в детском саду, но и дома, вовлекая своих родителей. Использование оригами с детьми, имеющими нарушения в развитии речи, влияет на развитие звукопроизношения, грамматического строя речи, связной речи; улучшение навыков мелких и точных движений пальцев рук как правой, так и левой; повышение активности правого левого полушария мозга; повышение интеллектуальных способностей; активизацию всех психических процессов; развитие пространственного воображения.
Таким образом, использование оригами, позволяет реализовать способности и задатки, заложенные в каждом ребенке.

Влияние оригами на развитие речи дошкольников
консультация по развитию речи на тему

Скачать:

Вложение Размер
Влияние оригами на развитие речи дошкольников 43 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей

«Влияние оригами на развитие речи дошкольников»

Оригами («ори» – сгибать, «гами» – бумага) японское искусство складывания из бумаги, пользуется большой популярностью, благодаря своим занимательным и развивающим возможностям. Оригами – волшебство, чудо и конечно, игра.

Стоит вспомнить Фридриха Фребеля, известного немецкого педагога, создателя первых детских садов. Именно он впервые начал пропагандировать оригами, как дидактический материал для объяснения детям некоторых простых правил геометрии. Он говорил: «Оригами это когда из одной детали складывается тысяча и тысяча разнообразных фигурок. Несложные приемы складывания и безграничная фантазия людей способна сотворить с помощью оригами целый мир особый, радостный, весёлый, добрый и не на что непохожий» 9

В.М. Бехтерев писал: «что движение рук тесно связано с речью и её развитием» 2 . В.А Гиляровский отмечал, что «запоздалое развитие речи в свою очередь в большинстве случаев представляет частичное проявление общего недоразвития моторики» 3 .

Правильная, хорошо развитая речь является одним из основных показателей готовности ребенка к успешному обучению в школе.

Сначала развиваются тонкие движения пальцев рук, затем появляется артикуляция слогов. Развитие и улучшение речи стоит в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Если же развитие движений пальцев отстает, то задерживается и речевое развитие.

Тренировка ручной ловкости способствует также развитию таких необходимых умений и качеств, как подготовка руки к письму (в дошкольном возрасте важна именно подготовка к письму, а не обучение ему, т. к. раннее обучение часто приводит к формированию неправильной техники письма).

Дошкольный возраст – яркая, неповторимая страница в жизни каждого человека. Именно в этот период устанавливается связь ребёнка с ведущими сферами бытия: миром людей, природы, предметным миром. Происходит приобщение к культуре, к общечеловеческим ценностям. Развивается любознательность, формируется интерес к творчеству.

Постоянное движение ребенка вперед, появление нового, переход о простейших реакций к более сложным и осмысленным действиям, овладение речью, возникновение первых проявлений самостоятельности все это факты, характеризующие развитие ребенка. Проходит шесть-семь лет, и ребенок оказывается у порога школы. К этому времени он должен овладеть значительным кругом знаний, умений и навыков. Его восприятие, память, речь, мышление должны приобрести произвольность, управляемость.

Ребенок должен овладеть, способностью поступать сознательно, подчиняя одни побуждения другим, у него должны сформироваться начальные формы волевого управления поведением.

Выше сказанное позволяет выделить ряд достоинств оригами как средства интеллектуального и эстетического воспитания детей дошкольного возраста. К ним можно отнести.

Доступность бумаги как материала, простота ее обработки привлекают детей. Они овладевают различными приемами и способами действий с бумагой, такими, как сгибание, многократное складывание, надрезание, склеивание.

Оригами развивает у детей способность работать руками под контролем сознания, у них совершенствуется мелкая моторика рук, точные движения пальцев, происходит развитие глазомера.

Оригами способствует концентрации внимания, так как заставляет сосредоточиться на процессе изготовления, чтобы получить желаемый результат.

Оригами имеет огромное значение в развитии конструктивного мышления детей, их творческого воображения, художественного вкуса.

Оригами стимулирует и развитие памяти, так как ребенок, чтобы сделать поделку, должен запомнить последовательность ее изготовления, приемы и способы складывания.

Оригами активизирует мыслительные процессы. В процессе конструирования у ребенка возникает необходимость соотнесения наглядных символов (показ приемов складывания) со словесными (объяснение приемов складывания) и перевод их значения в практическую деятельность (самостоятельное выполнение действий).

Оригами совершенствует трудовые умения ребенка, формирует культуру труда.

Оригами способствует созданию игровых ситуаций. Сложив из бумаги маски животных, дети включаются в игру-драматизацию по знакомой сказке, становятся сказочными героями, совершают путешествие в мир цветов и т. д.

В процессе складывания фигур оригами дети познакомятся с основными геометрическими понятиями (угол, сторона, квадрат, треугольник и т. д.), одновременно происходит обогащение словаря специальными терминами. Дети смогут легко ориентироваться в пространстве и на листе бумаги, делить целое на части, что необходимо детям дошкольного возраста. Кроме этого дети узнают много нового, что относится к геометрии и математике.

Занятия оригами в условиях дошкольного образовательного учреждения расширяют круг интересов и общения детей. Такие занятия не только сближают детей, но и воспитывают у них коммуникативные качества, позволяют детям удовлетворять познавательные интересы.

Систематические занятия с детьми оригами влияют на всестороннее развитие ребёнка и способствуют успешной подготовке к школьному обучению.

Список использованной литературы:

1. Афонькин С. Ю. Уроки оригами в школе и дома / С. Ю. Афонькин, Е. Ю. Афонькина. – М.: Аким, 1996. – 207 с.

2. Бехтерев В.М. Умом и сердцем / В.М. Бехтерев. – М.: Издательство политической литературы, 1982. – 284с

3. Программа воспитания и обучения в детском саду/ под ред. М.А.Васильевой, В.В.Гербовой, Т.С.Комаровой. – М.: Мозаика – Синтез, 2005. – 205с.

4. Тарабарина Т.И. Оригами и развитие ребенка / Т.И. Тарабарина. – Ярославль: Академия развития, 1997. – 222 с.

Влияние оригами на развитие детей дошкольного возраста

Автор: Бокарева Елена Николаевна

Влияние оригами на развитие детей дошкольного возраста

Оригами – этот искусство бумажной пластики, родившееся в Японии. Несмотря на то, что сама бумага появилась в Китае, именно в Японии научились складывать из нее удивительные по своей красоте фигурки. Много должен знать и уметь ребенок, вступая в незнакомую, но такую притягательную жизнь. Подготовить ребенка к этому важному моменту жизни поможет оригами – искусство близкое ему и доступное.

Доступность бумаги как материала, простота ее обработки привлекают детей. Они легко овладевают различными приемами и способами действия с бумагой, таким как сгибание, многократное складывание, надрезание, склеивание. Оригами развивают у детей способность работать руками под контролем сознания. Прежде всего, он учится общаться с бумагой, угадывать ее качества, развивается мелкая моторика пальцев. Психологи считают, что это очень важно для нормального формирования речи. Оригами имеет огромное значение в развитие конструктивного мышления детей, их творческого воображения, художественного вкуса. Оригами знакомит детей с основными геометрическими понятиями (угол, сторона, квадрат, треугольник и. т. д), происходит развитие глазомера, одновременно происходит обогащение словаря специальными терминами. Оригами активизирует мыслительные процессы. В процессе конструирования у ребенка возникает необходимость соединения наглядных символов (показ приемов складывания) со словесными (объяснение приемов складывания) и перевод их значений в практическую деятельность, т. е. самостоятельное выполнение действий. И, конечно, развивает привычку сосредоточенно, кропотливо работать. Оригами способствует концентрации внимания, так как заставляет сосредоточиться на процессе изготовления, чтобы получить желаемый результат. Изготовление различных поделок из цветной бумаги – увлекательное занятие для детей дошкольного возраста, имеющее большое значение в развитии их художественного вкуса, творческого воображения, конструктивного мышления и т.д. Можно соединить занятия оригами с игрой. Сложив из бумаги поделки животных, дети могут рассказывать с их помощью знакомые сказки, сами становятся сказочными героями, совершают путешествия в мир цветов и т. д. И это еще далеко не все достоинства, которые заключает в себе волшебное искусство оригами. Не перечислить всех достоинств оригами в развитии ребенка. Оригами помогает:

– сделать рывок в развитии речи;

– улучшить произношение и обогатить лексику;

– подготовить руку к письму, что особенно важно для ребят, которые скоро пойдут в школу, ведь там им придется много писать;

– предотвратить появление так называемого писчего спазма – частой беды начинающих школьников;

– развить внимание, терпение, так называемый внутренний тормоз – умение сдерживаться именно тогда, когда это необходимо;

– стимулировать фантазию, проявить творческие способности;

– играя, освоить начало геометрии, как на плоскости, так и в пространстве;

– научиться управлять своим телом, чувствовать себя уверенно в системе “телесных координат”, что предотвратит возможность возникновения неврозов;

– ощутить радость взаимопонимания без слов, понять возможности несловесного общения.

Оригами совершенствует трудовые умения ребенка. Систематические занятия с ребенком оригами – гарантирует его всестороннее развитие и успешную подготовку к обучению. В исследованиях целого ряда выдающихся отечественных педагогов (Д.В. Куцакова, 3.В. Лиштван, Л.В. Пантелеевой и других), посвященных детскому конструктивному творчеству, складыванию из бумаги отводится большая роль. По мнению этих исследователей, складывание из бумаги активно способствует развитию мелкой моторики рук детей дошкольного возраста, а так же совершенствованию глазомера и сенсорной моторики в целом.

В настоящее время доказано (Ю.В. Шумаков, Е.Р. Шумакова), что занятия оригами способствуют повышению активности работы мозга и уравновешиванию работы обоих полушарий у детей дошкольного возраста, что способствует повышению уровня интеллекта, развитию таких психических процессов, как внимательность, восприятие, воображение, смышленость, логичность. Активизируется творческое мышление, растет его скорость, гибкость, оригинальность.

Конструирование из бумаги и других материалов является сложным видом конструирования в детском саду. Впервые дети знакомятся с ним в средней группе. Эта работа позволяет детям проявлять свои творческие способности, приобрести новые изобретательные навыки. Для конструктивных работ, как правило, используются готовые формы, соединяя которые дети получают нужное изображение.

Работа с бумагой способствует дифференцированному восприятию простейших трудовых процессов по созданию и преобразованию предметов, развитию логического мышления, эмоциональной отзывчивости, мелкой моторики и пространственного воображения.

Оригами – это вид творчества, который успокаивает нервную систему, улучшает работу мозга и синхронизирует работу обоих полушарий головного мозга. Помимо этого оригами воспитывает любовь к природе, эстетический вкус, доброту и чуткость, удовлетворяет потребности человека в самооценке, самоуважении и саморазвитии. Занятия оригами помогают человеку в самовыражении. В частности, создание оригамического спектакля приводит к тому, что даже самые замкнутые и стеснительные ребята полностью раскрепощаются.

Оригами – это одно из уникальных занятий для всех и каждого, независимо от физического и психического состояния, на любом этапе жизни, с раннего детства до старости.

Оригами – это освобождение от тревожного состояния и гнева, проявление творческого потенциала личности. Оригами привносит радость в жизнь человека и его окружения, увеличивает жизненные силы, помогает найти новое призвание в жизни. Оригами в качестве уникального средства воздействия на эмоциональную сферу ребенка начали применять еще в начале 19 века.

Существует специальное направление арт-терапия, которое использует оригами. Оригами в состоянии воздействовать на эмоциональную сферу человека. Это особенно важно для тех, у кого есть различные проблемы общения, кто застенчив или, напротив, излишне агрессивен. При помощи оригами можно отрабатывать различные поведенческие модели. Например, выполнение традиционных японских бумажных шаров – кусудам- требует участия нескольких человек, коллектива. Каждый из участников складывания должен выполнить один или несколько элементов будущего шара. При этом его изделия должны абсолютно точно повторять те элементы, которые выполнены другими членами группы. Если один из участников группы не смог найти общего языка с другими, договориться с партнерами, шар выполнен быть не может. Маленькая проблема поиска общего языка в группе сказывается на следующих уровнях общения в группе. Таким образом, складывание красивого бумажного шара становится обычной психологической задачей, для решения которой следует выбрать лидера, распределить роли, договориться об условиях участия в работе, взаимодействия или правилах. Ведь кому-то в этой группе придется выступить в роли художника, подбирая цвета для выполнения модели, кто-то станет руководить сборкой элементов. А кому-то придется выполнять роль статистов.

Помимо решения вопросов коммуникабельности, такая деятельность способствует развитию эстетического чувства, что не менее важно в работе с самыми различными группами. Любовь детей к складыванию фигурок разных животных можно использовать для борьбы с различными фобиями. Например, малыш боится волка. Можно предложить ему сложить фигурку волка методом оригами. Ребенок видит, что волк, по сравнению с ним, совсем маленький, не страшный. К тому же этого волка в любой момент можно просто смять и выбросить. Или поступить еще проще. Развернуть фигурку. И вместо волка перед ребенком появится слегка помятый квадратик бумаги. И окажется, что волк может появиться и исчезнуть по желанию ребенка. Страх постепенно исчезает.
Одной из интереснейших форм работы может стать и новогодний маскарад. Работа с бумажными масками позволяет решать некоторые психологические проблемы. Оценка состояния ребенка начинается с наблюдением за тем, как он выбирает цвет и размер листа для работы. Или он выберет белый лист, чтобы раскрасить его по своему выбору. Основным моментом является выбор ребенком персонажа для изготовления маски. И его собственная оценка характера героя его выбора. Веселый, грустный, злой, робкий, трусливый. Можно предложить ребенку сделать маску того, кем бы он хотел себя видеть, или, каким, как ему кажется, его видят окружающие, или, каким он не хочет быть. Необходимо дать ребенку возможность “отыграть” свою роль, почувствовать себя в том или ином качестве. Выбрал малыш маску агрессии, значит необходимо поставить его в соответствующие внешние условия. Пусть он в полной мере ощутит на себе все грани такого поведения, поймет, в чем его проблема. Здесь очень важно и роль группы, которая подыгрывает ребенку. Пусть он чувствует тот страх или презрение, которые вызывает у окружающих его маска (читай – “роль”). Маска выступает в роль концентрата эмоций, характера, личности. Эмоциональная разрядка, происходящая в результате игры с масками, способствует некоторой психологической коррекции поведения ребенка. Таким способом можно нейтрализовать страхи и агрессию, зло и зависть.

Не перечислить всех достоинств оригами. Вы поймете это, когда откроете для себя и своих детей волшебное искусство – оригами.

Таким образом, ведущими педагогами и психологами доказано, что оригами имеет большое значение в развитии пространственного воображения у детей старшего дошкольного возраста, их подготовки к обучению в школе, а также для решения психологических проблем личности дошкольника.

Влияние оригами на развитие речи дошкольника

Светлана Красильникова
Влияние оригами на развитие речи дошкольника

Оригами («ори» – сгибать, «гами» – бумага) японское искусство складывания из бумаги, пользуется большой популярностью, благодаря своим занимательным и развивающим возможностям. Оригами – волшебство, чудо и конечно, игра.

Стоит вспомнить Фридриха Фребеля, известного немецкого педагога, создателя первых детских садов. Именно он впервые начал пропагандировать оригами, как дидактический материал для объяснения детям некоторых простых правил геометрии.Он говорил: «Оригами это когда из одной детали складывается тысяча и тысяча разнообразных фигурок. Несложные приемы складывания и безграничная фантазия людей способна сотворить с помощью оригами целый мир особый, радостный, весёлый, добрый и не на что непохожий»

В. М.Бехтерев писал: «что движение рук тесно связано с речью и её развитием»2. В. А Гиляровский отмечал, что «запоздалое развитие речи в свою очередь в большинстве случаев представляет частичное проявление общего недоразвития моторики».

Правильная, хорошо развитая речь является одним из основных показателей готовности ребенка к успешному обучению в школе.

Сначала развиваются тонкие движения пальцев рук, затем появляется артикуляция слогов. Развитие и улучшение речи стоит в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Если же развитие движений пальцев отстает, то задерживается и речевое развитие.

Тренировка ручной ловкости способствует также развитию таких необходимых умений и качеств, как подготовка руки к письму (в дошкольном возрасте важна именно подготовка к письму, а не обучение ему, т. к. раннее обучение часто приводит к формированию неправильной техники письма).

Дошкольный возраст – яркая, неповторимая страница в жизни каждого человека. Именно в этот период устанавливается связь ребёнка с ведущими сферами бытия: миром людей, природы, предметным миром. Происходит приобщение к культуре, к общечеловеческим ценностям.

азвивается любознательность, формируется интерес к творчеству.

Постоянное движение ребенка вперед, появление нового, переход о простейших реакций к более сложным и осмысленным действиям, овладение речью, возникновение первых проявлений самостоятельности все это факты, характеризующие развитие ребенка. Проходит шесть-семь лет, и ребенок оказывается у порога школы. К этому времени он должен овладеть значительным кругом знаний, умений и навыков. Его восприятие, память, речь, мышление должны приобрести произвольность, управляемость. Ребенок должен овладеть, способностью поступать сознательно, подчиняя одни побуждения другим, у него должны сформироваться начальные формы волевого управления поведением.

Выше сказанное позволяет выделить ряд достоинств оригами как средства интеллектуального и эстетического воспитания детей дошкольного возраста.К ним можно отнести:

Доступность бумаги как материала, простота ее обработки привлекают детей. Они овладевают различными приемами и способами действий с бумагой, такими, как сгибание, многократное складывание, надрезание, склеивание.

Оригами развивает у детей способность работать руками под контролем сознания, у них совершенствуется мелкая моторика рук, точные движения пальцев, происходит развитие глазомера.

Оригами способствует концентрации внимания, так как заставляет сосредоточиться на процессе изготовления, чтобы получить желаемый результат.

Оригами имеет огромное значение в развитии конструктивного мышления детей, их творческого воображения, художественного вкуса.

Оригами стимулирует и развитие памяти, так как ребенок, чтобы сделать поделку, должен запомнить последовательность ее изготовления, приемы и способы складывания.

Оригами активизирует мыслительные процессы. В процессе конструирования у ребенка возникает необходимость соотнесения наглядных символов (показ приемов складывания) со словесными (объяснение приемов складывания) и перевод их значения в практическую деятельность (самостоятельное выполнение действий).

Оригами совершенствует трудовые умения ребенка, формирует культуру труда.

Оригами способствует созданию игровых ситуаций. Сложив из бумаги маски животных, дети включаются в игру-драматизацию по знакомой сказке, становятся сказочными героями, совершают путешествие в мир цветов и т. д.

В процессе складывания фигур оригами дети познакомятся с основными геометрическими понятиями (угол, сторона, квадрат, треугольник и т. д., одновременно происходит обогащение словаря специальными терминами. Дети смогут легко ориентироваться в пространстве и на листе бумаги, делить целое на части, что необходимо детям дошкольного возраста. Кроме этого дети узнают много нового, что относится к геометрии и математике.

Занятия оригами в условиях дошкольного образовательного учреждения расширяют круг интересов и общения детей. Такие занятия не только сближают детей, но и воспитывают у них коммуникативные качества, позволяют детям удовлетворять познавательные интересы.

Систематические занятия с детьми оригами влияют на всестороннее развитие ребёнка и способствуют успешной подготовке к школьному обучению.

Список использованной литературы:

1. Афонькин С. Ю. Уроки оригами в школе и дома / С. Ю. Афонькин, Е. Ю. Афонькина. – М. : Аким, 1996. – 207 с.

2. Бехтерев В. М. Умом и сердцем / В. М. Бехтерев. – М. : Издательство политической литературы, 1982. – 284с

3. Программа воспитания и обучения в детском саду/ под ред. М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой. – М. : Мозаика – Синтез, 2005. – 205с.

4. Тарабарина Т. И. Оригами и развитие ребенка / Т. И. Тарабарина. –Ярославль: Академия развития, 1997. – 222 с.

Влияние фольклора на всестороннее развитие младшего дошкольника Практическая часть Чтобы сформулировать у детей определенную систему знаний по данной теме я использовала следующие принципы и приемы: Принцип.

Влияние художественной литературы на развитие речевой и театрализованной деятельности дошкольника Описание опыта работы по проблеме «ВЛИЯНИЕ художественной литературы на развитие речевой и театрализованной деятельности дошкольников с.

Влияние конструирования на развитие творчества ребенка-дошкольника Контрольная работа «Влияние конструирования на развитие творчества ребенка-дошкольника». Выполнила: Галимон Татьяна Юрьевна МДОУ.

Консультация для родителей «Влияние оригами на развитие речи дошкольников» Оригами («ори» – сгибать, «гами» – бумага) японское искусство складывания из бумаги, пользуется большой популярностью, благодаря своим занимательным.

Консультация для родителей «Влияние оригами на развитие речи дошкольников» Оригами («ори» – сгибать, «гами» – бумага) японское искусство складывания из бумаги, пользуется большой популярностью, благодаря своим занимательным.

Речевая среда и ее влияние на развитие речи дошкольника. Памятка для воспитателей и родителей по развитию грамотной речи Оглавление: 1. Особенности развития речи у дошкольников….с. 3 2. Речевая среда и ее влияние на развитие речи дошкольника….с. 5.

Влияние природы на нравственное развитие дошкольника Формирование у детей научных знаний о различных явлениях окружающей природы должно сочетаться с пониманием ценности природы для общества.

Влияние природы на нравственное развитие дошкольника. Влияние природы на нравственное развитие дошкольника. Дошкольное детство – важнейший период в нравственном становлении личности. Нравственное.

Влияние речи педагога на развитие речи детей Влияние речи педагога на развитие речи детей Одной из самых важных составляющих речевой развивающей среды является грамотная речь педагога.

Влияние театральной среды на развитие дошкольника Влияние театрализованной игры на развитие дошкольника Переоценить благоприятное воздействие театрализованных игр на развитие детей дошкольного.

Оригами в развитии ребенка дошкольного возраста

Оригами в развитии ребенка дошкольного возраста.

Оригами – старинное искусство складывания из бумажных квадратов различных фигурок: животных, птиц, цветов, машин и др. предметов. В последние годы интерес к оригами сильно вырос. Это не удивительно, ведь складывание не только занимательный и интересный, но и чрезвычайно полезный процесс, особенно для детей дошкольников: занятия оригами помогают улучшить двигательные возможности руки и тем самым подготовить ее к овладению техникой письма.

Несколько слов об истории оригами.

Понятие оригами пришло из японского языка. Японцы и были основателями этого вида искусства. В буквальном смысле оно означает «сложенная бумага». Японцы понимают оригами как «искусство целого листа», т. е. изначальное его условие – неразрывность листа бумаги, его целостность без всякого рода вмешательств, прибавлений и других действий по отношению к нему. Только сгибание и складывание листа.

Искусством оригами японцы начали заниматься очень давно. Оно появилось практически вслед за изобретением бумаги. Первоначально оригами имело храмовое обрядовое значение. Древние японцы придавали бумаге магическое значение. Они считали, что рвать лист – это большой грех. Поэтому любые поделки выполнялись только из целого листа бумаги. Бумагу запрещалось надрезать, а тем более рвать.

Храмовым, обрядовым мастерством оригами оставалось очень длительное время. Это продолжалось до тех пор, пока производство бумаги оставалось засекреченным, и она была очень дорогим и редким материалом.

Истинно народным искусством оригами стало лишь в начале XII века. Производство бумаги значительно расширилось, и она стала более доступна широкому кругу людей.

Но первоначально бумажные фигурки и поделки оставались предметами ритуалов и обрядов народов азиатских стран. Их изготавливали к свадебным торжествам, ими украшали дом во время пиршеств или традиционных обрядов.

Позднее искусством оригами стали пользоваться самураи. Они изобрели способ сворачивания листа бумаги таким образом, что лишь только посвященный в тайны оригами человек , мог развернуть его, не испортив. На внутренней стороне такого листа писались секретные сообщения.

К началу XIV века мода на оригами захватила жителей стран востока настолько, что почти каждая зажиточная семья имела своего учителя-оригамиста, который обучал детей этому мастерству. Неумение выполнять поделки из бумаги считалось верхом невоспитанности.

В XIX веке, когда бумагу научились производить многие европейские страны, оригами стало очень модным среди европейских аристократов. Чуть ли не каждая семья имела свои секреты бумажного искусства, которые передавались из поколения в поколение.

Япония же, создавшая целую оригамную азбуку, основу бумажного мастерства, официально считалась родиной этого искусства. Именно здесь были изобретены все классические модели, которые используются по всему миру и по сей день.

На Русь оригами пришло гораздо позже. В XIX веке одними их первых, кто научился сгибать из листа бумаги различные фигурки, стали дети царя Николая II. Еще долгое время оригами в России оставалось «детским искусством».

Историки утверждают, что многие известные миру люди занимались оригами всерьез. К их числу относят русского писателя Льва Толстого.

В прошлом веке оригами стало настолько популярным, что повсюду стали создаваться клубы и общества оригамистов. Новая волна увлечения древним японским искусством охватила мир после окончания Второй мировой войны. Восстановлению и возвращению оригами мир обязан известному мастеру-оригамисту Акире Йошизаве. Именно он посвятил себя восстановлению утраченного в ходе войны и изобретению нового в искусстве оригами. Он зафиксировал и отразил в точных чертежах все свои знания и опыт, разработал условные знаки и обозначения оригами, которыми и в настоящее время пользуются оригамисты во всем мире.

Значение оригами для развития ребенка-дошкольника.

Воздействие занятий оригами на формирование ценных качеств личности огромно. Большинство педагогов уверены, что оригами необходимо для полноценного развития ребенка, так как оригами:

– учит детей различным приемам работы с бумагой, таким, как сгибание, многократное складывание.

– развивает у детей у детей способность работать руками, приучает к точным движениям пальцев, совершенствует мелкую моторику рук.

– стимулирует развитие памяти, так как ребенок, чтобы сделать поделку, должен запомнить последовательность ее изготовления, приемы и способы складывания.

– знакомит детей с основными геометрическими понятиями: круг, квадрат, треугольник, угол, сторона, вершина.

– формирует предметные представления: при складывании фигурок животных или растений дети учатся находить характерные особенности и детали того или иного цветка, птицы, животного.

– развивает глазомер, зрительно-моторную координацию.

– развивает восприятие цвета, формы, размера.

– развивает абстрактное и образное мышление, пространственное воображение.

– развивает аналитико-конструктивное мышление.

– учит ориентироваться на плоскости листа бумаги.

– развивает художественный вкус и творческие способности детей, активизирует их воображение и фантазию.

– способствует концентрации внимания и усидчивости, так как заставляет сосредоточиться на процессе изготовления, чтобы получить желаемый результат.

– способствует созданию игровых ситуаций, расширяет коммуникативные способности детей

– совершенствует трудовые навыки, формирует культуру труда, учит аккуратности.

– способствует формированию добрых чувств к близким и дает возможность выразить эти чувства, ведь оригами позволяет сделать подарок своими руками.

– влияет на формирование самостоятельности, уверенности в себе, самооценки.

– позволяет детям испытать свои возможности и проявить конструктивные, изобразительные, творческие, оформительские, театральные способности.

Особое внимание надо обратить на то, что занятия оригами в первую очередь направлены на развитие тонкой моторики, а тесная связь работы пальцев рук и развития умственных способностей и речи хорошо известна и описана в педагогической и медицинской литературе.

Оригами это такой вид деятельности, в котором задействованы обе руки, без доминирования какой либо одной. Именно поэтому складывание способствует повышению активности как левого, так и правого полушарий головного мозга. Это является благоприятной почвой для развития обеих половин мозга и для выработки стратегий взаимодействия полушарий. Медики утверждают, что занятия оригами влияют на психическое состояние ребенка, приводя его в здоровое равновесие; у детей снижается тревожность, что позволяет им легче адаптироваться к различным сложным ситуациям.

Занятия оригами позволяют детям удовлетворить свои познавательные интересы, расширить информированность, обогатить навыки общения и приобрести умение осуществлять совместную деятельность в процессе обучения искусству оригами.

Оригами – очень полезный процесс для растущего детского организма, для гармоничного формирования личности, и вместе с этим, увлекательное занятие.

Систематические занятия с ребёнком оригами – гарантия его всестороннего развития и успешной подготовки к школьному обучению.

Общие рекомендации.

Несомненно, что самым сложным в исполнении и требующим немало терпения и времени является оригами традиционное, когда фигуры выполняются древним способом – сгибанием квадрата без помощи ножниц и клея.

Многие народы стран Запада все чаще используют аналитический способ оригами. Он состоит в том, что поделку выполняют из двух или нескольких одинаковых частей.

Сейчас все чаще можно встретить выражение «кирикоми оригами» – это ни что иное, как оригами с применением ножниц.

Складывание фигурок можно сопровождать познавательными рассказами различной направленности.

Создавая бумажные модели, ребенок постоянно работает с геометрическими фигурами, преобразует одну форму в другую. У детей формируются понятия «сторона», «угол», « вершина» и др.

При складывании педагог может сообщать детям информацию экологического характера, если это фигурки животных, птиц или цветов.

Занятия по складыванию фигурок оригами лучше проводить в соответствии с запланированной деятельностью по развитию речи, формированию целостной картины мира.

Прежде чем приступить к занятиям оригами с детьми, педагог должен освоить основы техники складывания бумаги, познакомиться с условными обозначениями, основными приемами складывания (См. Приложение ) и базовыми формами (См. Приложение ), которыми пользуются оригамисты всего мира, овладеть складыванием классических моделей. Умение складывать базовые формы позволит быстрее ориентироваться в изготовлении любой фигурки и усвоить приёмы её конструирования.

Чтобы заинтересовать детей, начать нужно с самого простого, чтобы пониманию ребенка было доступно то, что он делает и технически выполнимо (См. «Конспект совместной деятельности на тему «Волшебный квадратик»)

Перед очередным занятием необходимо приготовить образцы фигурок в 2-х экземплярах (один – в собранном виде, с дорисовкой и аппликацией, другой – в развернутом).

Начинать обучение складыванию нужно с рассматривания образца, дальнейшего показа приемов складывания по пунктам, затем складывание выполняется поэтапно: показ одного приема – выполнение детьми, показ второго приема – выполнение детьми и т. д. Складывание следует сопровождать пояснениями, точно определяющими действия, или проводить в форме игры, опираясь на ассоциативное мышление.

Когда дети освоят некоторые приемы и терминологию, складывать можно по поэтапному словесному указанию педагога. В дальнейшем дети могут выполнять складывание по пооперационным картам-схемам самостоятельно.

Складыванию каждой фигурки нужно посвятить отдельное занятие. При проведении занятий целесообразно использовать стихи, пословицы, поговорки, потешки. При проявлении детьми усталости необходимо сделать пальчиковую гимнастику, сопровождая ее стихами.

С готовыми поделками можно поиграть, подарить их или разыграть сценки из любимых сказок. А также можно использовать их для создания коллективных сюжетно-тематических композиций.

Оригинальность композиций достигается тем, что фон, на который наклеиваются фигуры, выполненные в технике оригами, оформляют дополнительными деталями, выполненными в технике аппликации. Так, в зависимости от темы композиции, создается нужная обстановка, среда обитания: зоопарк, озеро, грачи на дереве, море и др. Для выразительности композиции большое значение имеет цветовое оформление. При помощи цвета передается определенное настроение или состояние человека или природы. В процессе создания композиций у детей формируется чувство центра, симметрии, представление о глубине пространства листа бумаги. Они учатся правильно располагать предметы на плоскости листа, устанавливать связь между предметами, расположенными в разных частях композиции (ближе, выше, ниже, рядом).

Материалы и инструменты, необходимые для занятий оригами.

Главный и основной материал для оригами – это бумага. Для оригами лучше брать такую бумагу, которая после сгибания не образует трещин. Бумага должна быть упругой, чистой, не мятой. Следует обращать внимание на цвет бумаги, из которой будет складываться та или иная поделка. Цвет должен конкретизировать образ предмета, с одной стороны (зелёный – ёлка, лягушка; оранжевый – лиса, белка), и представлять возможность использовать всю палитру цветов (цветы, бабочки, рыбы, птицы) с другой стороны.

Ножницы желательно иметь с закруглёнными концами. При пользовании ножницами нельзя забывать о технике безопасности.

Для склеивания модулей или приклеивания поделок для создания сюжетной композиции следует приготовить кисточки разных размеров и клей ПВА.

Некоторые поделки необходимо дорисовать: глаза, нос, чешуйки у рыбок и т. д., для этого нужны карандаши или фломастеры.

Общие правила при обучении технике оригами.

1. Заготовка должна иметь точно квадратную форму.

2. Бумага для поделок должна быть тонкой, упругой, хорошо сгибаться, цветной.

3. Показ изготовления производиться на столе или на доске. Заготовка для показа должна быть в два раза больше, чем у детей.

4. При показе не должно быть лишних поворотов и переворотов изделия.

5. Обучение складыванию каждой поделки должно быть поэтапным: показ одного приёма – выполнение детьми, показ второго – выполнение детьми.

6. Линии сгиба изделия должны тщательно проглаживаться.

7. Совмещение сторон и углов в процессе складывания должно быть точным.

8. После того, как игрушка будет полностью готова, необходимо повторить приёмы складывания. В итоге ребёнок должен уметь самостоятельно изготовить поделку от начала до конца.

1. С. Афонькин, Е. Афонькина «Оригами. Бумажный зоопарк» СПб, Литера, 2005

2. И. Богатова «Оригами», Москва, 2008

3. Н. Острун, А. Лев «Оригами. Динамические модели» Москва, Айрис-пресс, 2006

4. С. Соколова «Школа оригами», Москва, Эксмо, 2007

5. С. Соколова «Сказка оригами», Москва, Эксмо, 2007

6. С. Соколова «Оригами для дошкольников», СПб, ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2009

7. Т. Сержантова «366 моделей оригами», М, Айрис-пресс», 2007

8. Т. Сержантова «Оригами для всей семьи», М, Айрис-пресс, 2007

9. О. Щеглова «Новая книга оригами», М, ИД РИПОЛ КЛАССИК, 2007.

Приложение

Сгиб на себя – складка «долина». Сгиб от себя – складка «гора».

«Карманная» складка. Раскрыть.

Увеличенный рисунок. Перевернуть на другую сторону.

Перевернуть лист. Складка «зигзаг».

Надрез. Сложить гармошкой.

Двойной треугольник Простой треугольник

Двойной квадрат Воздушный змей

Конспект совместной деятельности на тему «Волшебный квадратик».

Цель: заинтересовать детей, пробудить желание к работе с бумагой в стиле оригами.

– учить складывать квадрат по диагонали.

– учить четко следовать инструкциям педагога.

– воспитывать аккуратность в работе;

Материал к занятию: «волшебный» квадратик-образец (Приложение ), различные поделки выполненный в стиле оригами, пооперационная карта (Приложение ), на каждого ребёнка 3 квадрата разной величины зелёного цвета, ножницы, клей ПВА.

Ход занятия:

Педагог показывает «волшебный» квадратик (Приложение ), и говорит от его имени:

– Здравствуйте, дорогие ребята! Меня зовут Квадратик. Я квадратик не простой. Все меня называют чудесным и даже волшебным. А знаете почему? Потому что я умею творить чудеса, могу совершать разные превращения. Вот красивая бабочка – это я. А вот смешной лягушонок – это тоже я. Я могу стать самолётиком, рыбкой, сумочкой, корабликом, шапочкой, мотыльком (рассказ сопровождается показом фигурок, выполненных в стиле оригами). Всего не перечислить.

И ещё я хочу вам сказать, что очень люблю ходить в гости и показывать фокусы девочкам и мальчикам. Знаете, ребята, любая девочка и мальчик может стать волшебником и научиться превращать на вид простой бумажный квадрат в любую фигурку. Но для этого нужно стараться и быть очень внимательным.

Мне всегда хочется узнать как можно больше о том, в кого или во что я превращаюсь. Я очень люблю сказки, стихи, загадки и обязательно расскажу вам. И так, в добрый путь.

Ребята, вы захотели стать волшебниками вместе с нашим квадратиком? Назовите, пожалуйста, самый весёлый зимний праздник (ответы детей.) Правильно, Новый год. Но какой новогодний праздник без ёлки? Давайте попробуем превратить «волшебные» квадраты вот в такие симпатичные ёлочки, как эта (показ готовой поделки.)

Педагог объясняет последовательность изготовления, используя пооперационную карту. Дети повторяют его действия. После того, как детьми сделаны ёлочки, можно предложить украсить их, используя обрезки.

Оригами как средство развития речи детей старшего дошкольного возраста

…источники способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев.
Чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребёнок.
В.А. Сухомлинский

Исследования последних лет показывают, что из года в год растёт количество детей, имеющих отклонения в речевом развитии. Всем известно, что уровень развития речи находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук.

Уже с первых дней жизни малыша начинается его речевое развитие. Постоянное обращение взрослого к ребенку способствует развитию у него слуха и артикуляционного аппарата. А так же не надо забывать о развитии двигательных способностей пальцев малыша. Начинать можно и нужно с самого рождения, массируя пальчики младенца, его ладони. Такой массаж воздействует на активные точки, которые имеют прямую взаимосвязь с головным мозгом. По мере взросления ребёнка можно использовать пальчиковые игры, которые сопровождаются стихотворным текстом. Далее необходимо приучать ребёнка самостоятельно застёгивать пуговицы, зашнуровывать ботинки. Конечно, это поначалу будет даваться с большим трудом, но с вашей помощью ребёнок быстро этому научится. Даже такие, на первый взгляд элементарные игры с малышами, как «Сорока-белобока», «Коза рогатая» и «Ладушки» имеют далеко не только развлекательный характер, но ещё и способствуют развитию пальчиков малыша. Очень полезны для мелкой моторики лепка, аппликация, нанизывание бусин, рисование, вырезание и другие виды деятельности, в которых задействованы ручки ребёнка.

Руке посвящали стихи, писали оды. А народная мудрость о значимости руки отразилась в пословицах: «Всё дело в его руках», «Глаза боятся, а руки делают». Во всём этом отражаются психология, внутренний мир, состояние человека.

Уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени форсированности тонких движений пальцев рук. У кого ловкие, чуткие пальчики – у того и хорошо развитая речь. Двигательные и речевые центры в коре головного мозга расположены рядом, поэтому их стимулирование путём совершенствования тонких движений руки и пальцев оказывает положительное действие на развитие речи.

Так же доказано, что и мысль, и глаз ребёнка двигаются с той же скоростью, что и рука. Поэтому систематические упражнения по тренировке движений пальцев являются мощным средством повышения работоспособности головного мозга, стимулирующего развитие внимания, мышления, памяти, зрительного и слухового восприятия, воображения, фантазии, зрительно-моторной интеграции, речевой деятельности.

Почему так происходит? Потому что двигательные способности пальцев и головной мозг находятся в прямой зависимости друг от друга.

Кора головного мозга состоит из нескольких частей, каждая из которых за что-то отвечает. Есть в коре головного мозга такая часть, которая определяет двигательные характеристики. Третья доля этой части коры головного мозга занимает двигательные способности кистей рук и расположена совсем рядом с речевой зоной мозга. Именно поэтому можно говорить о том, что если у ребёнка плохо развиты пальчики, то от этого у него будет страдать речь и наоборот. В связи с этим ряд учёных называют кисти рук «органом речи», как и артикуляционный аппарат. Поэтому если вы хотите, чтобы у вашего ребёнка была хорошо развита речь, то следует тренировать не только органы речи, как таковые, но и пальчики.

Чем старше ребенок, тем необходимее найти ему интересное увлекательное занятие для дальнейшего развития. Для этой цели хорошим средством послужит оригами.

Оригами – японское искусство складывания бумаги. Оно привлекло внимание многих жителей России, в том числе и педагогов, так как является не только увлекательным способом проведения досуга, но и средством решения многих педагогических задач. В частности развития мелкой моторики. Совершенствуя и координируя движения пальцев и кистей рук, оригами влияет на общее интеллектуальное развитие ребёнка, в том числе и на развитие речи.

Этот вид искусства благоприятно воздействует на развитие внимания и формирование памяти: дети запоминают термины, приёмы и способы складывания, по мере надобности воспроизводят сохранённые в памяти знания и умения.Необходимо создать условия, при которых в доступном для детей месте находилось бы всё необходимое для изготовления поделок: бумага разного цвета и размера, ножницы, клей, пооперационные карты, книги со схемами по изготовлению бумажных фигурок. Создание таких условий побуждает детей к активной продуктивной деятельности. Они не с малым удовольствием мастерят фигурки (причём с одинаковым интересом делают их из больших и маленьких квадратов, создают разнообразные композиции и т.п.)

Дети открывают удивительный мир творчества, проявляют фантазию, развивают вкус. Бумажные поделки помогают установить добрые отношения с детьми, создать атмосферу открытости и доверия. Большую радость доставляет детям оживление игрушки: бабочка проснулась, она прилетела сообщить, что наступает весна; заяц прижал ушки, спрятал лапки- ему холодно; цветы просыпаются, значит наступило утро. В такой обстановке дети раскрепощаются, охотно сочиняют сказки и с удовольствием делают игрушки. Взрослый и воспитатель лишь помогает в работе по изготовлению игрушек. Каждая последующая игрушка дополняет предыдущую, подсказывает новые игровые действия; активизирует творческую деятельность и игровой опыт детей, открывает перед ним перспективу дальнейшего развития игры. Дети свободно ориентируются в геометрических формах, понимают их отличительные особенности.

Путь от плоскостной формы к объёмному художественному образу долог и труден. При обучении ребёнка в школе неразвитая мелкая моторика пальцев рук может привести к неуспеваемости, породить неуверенность в своих силах.

Постоянное движение ребенка вперед, появление нового, переход от простейших реакций к более сложным и осмысленным действиям, овладение речью, возникновение первых проявлений самостоятельности — все это факты, характеризующие развитие ребенка.

Почему именно оригами? Что оно может дать ребенку? Много должен знать и уметь ребенок, вступая в незнакомую, но такую притягательную жизнь. Подготовить ребенка к этому важному моменту жизни поможет оригами – искусство близкое ему и доступное. Искусство оригами интригующая загадка и она манит каждого ребенка невероятными превращениями обыкновенного квадратика бумаги. Это даже не фокус – это чудо! В одном листике скрыты невероятное множество различных образов: и традиционные кораблики и самолетики, и причудливые драконы и птицы, животные и другие интересные птицы. Такая игрушка мила сердцу, с ней разговаривают, играют, ее бережно хранят. Как и в любой игре, главное здесь удовольствие здесь – процесс, а не конечный результат.

Оригами этои обучение, и игра.

Хочется надеяться, что овладение детьми оригами поможет им в преодолении трудностей развития речи и приведёт в комплексе с другими приёмами воздействия к качественным изменениям, т.е. развитию ребёнка.

В ряде исследований зарубежных и отечественных педагогов и психологов (В.М. Бехтерев,В.А.Гиляровский, И.Г. Песталлоци) раскрыта роль развития мелкой моторики. Оригами же это искусство, которое развивает также мелкую моторику и еще:

  • помогает развивать художественный вкус и логику;
  • эффективно способствует формированию пространственного воображения;
  • развивает память (так как последовательность действий чаще всего держится в уме), способствует концентрации внимания и самодисциплине (чтобы получить желаемый результат, нужно сосредоточиться на процессе изготовления);
  • активизирует мыслительные процессы;
  • совершенствуется мелкая моторика, точные движения пальцев;
  • развивается глазомер;
  • дисциплинирует;
  • воспитывает усидчивость, ответственность, аккуратность, бережное отношение к предметам и материалу;
  • способствует формированию добрых чувств к близким, и дает возможность выразить эти чувства через сделанные своими руками подарки;
  • влияет на формирование самостоятельности, уверенности в себе, самооценки;

Нельзя не перечислить всех достоинств оригами в развитии ребенка:

  • доступность бумаги как материала, простота ее обработки делают процесс изготовления фигурок захватывающе интересным;
  • абсолютная безопасность занятий оригами, даже для самых маленьких детей;
  • оригами не требует больших материальных затрат;
  • оригами – коллективное творчество.

Систематические занятия с ребенком оригами — один из компонентов всестороннего, творческого развития и успешной подготовки к школьному обучению.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: