Использование опорных схем при работе со скороговоркой на логопедических занятиях

Использование опорных схем при работе со скороговоркой на логопедических занятиях

Аннотация: Сущность опыта заключается в создании опорных схем при работе со скороговоркой. В ходе анализа скороговорки все слова заменяются определенными символами. Это символы, заменяющие слова, способны мгновенно восстанавливать в памяти известную детям ранее (информацию) скороговорку. А самое главное, дети сами могут придумывать символы и составлять схемы к скороговоркам. Такие задания активизируют мыслительную деятельность ученика, способствуют формированию правильного звукопроизношения, усиливают положительную мотивацию и открывают дорогу к творчеству.

Использование опорных схем при работе со скороговоркой на логопедических занятиях — одно из средств формирования коммуникативных норм общения младших школьников.

Требования к речи обучающихся закономерно возрастают в условиях развивающего обучения. Всем известно, что важнейшее условие полноценного и всестороннего развития детей – это хорошая речь. Если у ребенка правильная речь и богатый словарный запас, ему легко формулировать и высказывать свои мысли, его возможности в познании окружающего мира очень широки. Нельзя забывать и о том, что хорошая речь влияет на качество и содержание отношений ребенка со взрослыми и сверстниками.

В последние годы планомерно возрастает количество детей, поступивших в школу с нарушениями речи, в том числе и с нарушенным произношением звуков. А ведь младшие школьники пишут преимущественно так, как говорят. Вот почему существует прямая зависимость между качеством звукопроизношения ребенка и его орфографической грамотностью.

Кроме того, дети с недостатками речи имеют, как правило, заниженную самооценку. Они стесняются своих речевых недостатков, болезненно реагируют на замечания, замыкаются в себе, вполне возможно возникновение чувства негативизма к обучению в школе.

Вот почему формирование правильного, четкого произношения является одной из важных задач занятий с логопедом.

Четкое звукопроизношение дается многим детям не сразу. Занятия с логопедом – долгий процесс, в ходе которого ребенок учиться многим вещам: контролировать положение своих органов артикуляции, свое произношение, полноценно воспринимать обращенную к нему речь, анализировать и сравнивать свою речь и речь окружающих. К сожалению, дефекты произношения не исчезают сами собой, но в некоторых случаях возможна и самокоррекция речи при благоприятных условиях обучения.

Занятия с использованием скороговорок

Решить проблему чистоты произношения речи учащихся помогут занятия с использованием скороговорок.

Что такое скороговорка? Это специально подобранная фраза с трудно выговариваемым подбором звуков, быстро произносимая шуточная поговорка или прибаутка.

Скороговорки являются прекрасным материалом для улучшения дикции и тренировки произношения звуков, которые ребёнок уже умеет правильно говорить, но пока ещё затрудняется в проговаривании сложных слов и фраз с этими звуками.

Когда дети тренируются, проговаривая вслух скороговорки, то их речь становится более гибкой и совершенной, а также совершенствуется фонематическое восприятие, обогащается словарный запас, развиваются внимание и память.

Работа со скороговоркой способствует выработке правильного дыхания, которое имеет большое значение для правильного развития произносительной стороны речи: звукообразования и голосообразования.

Этапы работы над скороговорками

М.Г. Ферман выделяет семь этапов работы над скороговорками:

  1. Следует переписать скороговорку (например, «бык-тупогуб, тупогубенький бычок, у быка бела губа была тупа»), расставить в ней ударения и сделать ее орфоэпическую запись: бык – тупагýп, тупагýб’ьн’къй быч’óк, у быкá б’елá губá былá тупá.
  2. Медленно, отчетливо произнести каждое слово.
  3. Затем сгруппировать слова (Бык-тупогуб; тупогубенький бычок; у быка бела губа; была тупа) и произносить каждую группу слов очень медленно, ясно и отчетливо.
  4. После того как группы слов произносятся легко, постараться говорить всю фразу на одном дыхании.
  5. Теперь можно повторять скороговорку, варьируя ее части.
  6. После того как добились полной свободы, четкости, легкости произношения, нужно ускорить темп до максимально быстрого. При этом внимательно следить за произнесением всех звуков, не допуская их «смазанности» и нечеткости.
  7. Произносить скороговорки следует не механически, а ставя перед собой определенную задачу.

Система логопедической работы над скороговорками

Предлагаем вам свою систему работы над скороговоркой.

При работе со скороговоркой используем схемы. В создании опорных схем взяты за основу некоторые принципы, сформулированные В.Ф. Шаталовым.

Среди этих принципов выделим:

  • Лаконичность,
  • Разнообразие опорных сигналов,
  • Запоминаемость,
  • Вариативность речевых образований.

Работу с опорными схемами можно осуществлять разными способами.

Учитель может предложить уже готовый вариант опорного конспекта, проговаривание за учителем, запоминание, воспроизведение в письменной форме и устные ответы у доски. В этом случае каждый ученик многократно работает со схемой, причем каждый раз в другой форме. Таким образом, обеспечивается реализация шаталовского принципа многократного вариативного повторения.

Так же схемы могут составлять сами дети, вместе с учителем придумывая опорные сигналы для кодирования речевых образцов.

На дворе трава, на траве дрова.
Не руби дрова, на траве двора.

Каждое слово на схеме показано знаком:

  • предлоги, союзы, частицы – V;
  • глаголы — ;
  • существительные — рисунком. (Приложение 1, 2,3).

Схема логопедического занятия

1.​ Начинаем занятие с отработки правильного дыхания (прием «поднятой руки»: рука вверх – вдох, рука вниз — выдох).

2.​ Медленное прочитывание скороговорки с опорой на схему.

3.​ Выясняем смысл скороговорки.

4.​ Разбираем непонятные слова для детей. Находим объяснение слов в толковом словаре.

Читайте также:
Инновационный педагогический опыт учителя-логопеда дошкольного логопункта

5.​ Обращаем внимание на то, что в скороговорке два предложения.

6.​ Считаем, сколько слов в каждом предложении.

7.​ Четко произносим в каждом слове тот звук, который чаще других повторяется в скороговорке.

8.​ Читаем скороговорку шепотом, стараясь при этом активно работать губами и языком, а затем громко, с такой же активностью органов артикуляции. Можно произносить текст сначала с сомкнутыми зубами, активизируя работу губ, а потом повторять фразы с разомкнутыми зубами, тихо, затем увеличиваем высоту голоса.

9.​ Работа со скороговоркой направлена на отработку интонации, поэтому просим детей, прочитай скороговорку с целью удивить, порадовать, возмутить, сообщить, предостеречь.

10.​ Предлагаем детям записать скороговорку по памяти в тетрадь, с обязательной проверкой правильности записи, постановкой ударения в словах.

11.​ После этого начинаем, проговаривать скороговорку в быстром темпе, с опорой на схему, четко проговаривая звуки, а затем без опоры на схему.

12.​ Даем детям возможность потренироваться в произношении скороговорки дома.

13.​ Проверяем на следующем уроке произношение скороговорки оп памяти с использованием схемы или без нее. Скороговорка произносится на выдохе в быстром темпе 2-3 раза, без запинки.

На первых этапах берутся обязательно короткие скороговорки, а затем более сложные.

При работе со скороговоркой на последующих логопедических занятиях даем возможность детям самим придумать схему (Приложение 4). Самое главное, чтобы все слова скороговорки были изображены на схеме. Ребенок должен видеть, все ли слова он произносит правильно, и в том ли порядке.

Стараемся придать занятиям игровой характер. Соревнуемся, кто быстрее и чётче проговорит скороговорку, или кто угадает скороговорку по губам, при этом говорящий будет показывать только артикуляцию, как в немом кино. Предлагаем спеть скороговорку (колыбельная, частушка, реп, эстрадная песня), произнести голосом животного (лиса, медведь, мышка) и т.д.

Главное, чтобы наши совместные занятия приносили радость ребенку. Ученики любят эти занятия и с удовольствием соревнуются в произношении сложных слов и фраз, составлении схем.

При работе со скороговоркой у детей развивается интерес к малым фольклорным формам.

В результате такой работы на логопедических занятиях формируются коммуникативные нормы общения:

  • Правильное произношение,
  • Развивается фонематическое восприятие,
  • Обогащается словарный запас,
  • Совершенствуется речевое дыхание,
  • Улучшается дикция,
  • Развивается мышление, внимание и память учащихся.

Результаты проведенной диагностики в начале и конце первого класса:

Разработанная система заданий формирует творческие способности младших школьников и позволяет стать им активными участниками урока.

Приложения:

1.​ Аникин В.П. Русские народные пословицы, поговорки, загадки, детский фольклор. -М.: Учпедгиз, 1957. — 240с.
2.​ Аникин В.П. К мудрости ступенька.- М.: Детская литература, 1988.- С.175..
3.​ Бондаренко А.А. Работа над дикцией в начальных классах // Начальная школа. – 1987. – N 1
4.​ Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка. Т.1-4.- М., 1955.
5.​ Максаков А.И. , Тумакова Г.А. Учите, играя. – М. , 1983.
6.​ Ожегов С.И. Вопросы культуры речи.
7.​ Русское народное поэтическое творчество /Под ред. А.М. Новиковой. -М.: Высшая школа, 1986. -135с.
8.​ Савкова З.В. Как сделать голос сценическим. М., «Искусство», 1968.
9.​ Ферман М.Г. Дикция и орфоэпия. М.: 1964.
10.​ Фольклор как средство духовного самосохранения русского народа //Интеграция общего и дополнительного образования /Материалы научно-практической конференции /Сост.: Л.В. Волобуева. Барнаул: Графикс, 1998. -84с.
11.​ Шаталов В.Ф. Педагогическая проза. — М.: Педагогика,1980.

Пермякова Инна Владимировна,
учитель-логопед,
МБОУ «Лицей города Кирово-Чепецка Кировской области»,
город Кирово-Чепецк

Конспект логопедического занятия «Театр скороговорок»

Анна Саламатова
Конспект логопедического занятия «Театр скороговорок»

Традиционно в работе с детьми дошкольного возраста скороговорки используются как эффективное средство для развития четкой дикции, фонематического слуха (звуковую ткань многих скороговорок составляют акустические звуки, речевого дыхания, качеств речевого голоса (силы, высоты, звучности, выносливости). Возможности скороговорок значительно шире. В них, конечно, нет таких глубоких мыслей, как в пословицах и поговорках, но всегда есть материал для шутки и забавы. Поэтому скороговорки можно исполь-зовать как средство развития воображения ребенка, умения понять забавную ситуацию и передать ее выразительно и четко, превращая таким образом скороговорку в театрализованную миниатюру,при исполнении которой можно и нужно развивать выразительные средства голоса: силу, повышение и понижение, смену интонаций, темпа, логического ударения. В работу со скороговоркой можно вно-сить элементы психогимнастики, что позволяет учить ребенка использовать выразительные движения (мимику и пантомимику, различать и воспроизводить эмоциональные состояния, доступные возрасту (грусть, радость, удивление, страх и т. д., изображать модели поведения персонажей с разными чертами характера и в различных жизненных ситуациях.

Правила, которыми можно руководствоваться при работе со скороговорками:

• Использовать на первых порах название «чистоговорка» и «выговарива-лочка», поскольку по причине ограниченных произносительных возможностей дошкольники, особенно имеющие нарушения речи, часто затрудняются произносить скороговорки в быстром темпе, как того требует само название «скороговорка».

• В скороговорке не должно быть звуков, которые ребенок произносит дефектно. Это обязательное условие!

• Работу следует начинать с легких скороговорок, постепенно добавляя более трудные.

• Обязательно объяснять ребенку значение непонятных слов.

• Чтобы облегчить запоминание и выразительное произнесение скороговорки, следует определить ее смысл, придумать простые и конкретные жизненные обстоятельства, которые оправдывают много-кратное повторение текста.

Читайте также:
Дополнительная образовательная программа 'Звукомир'

Скороговорка особенно эффективна, если ее проговорить несколько раз. Короткую скороговорку можно повторять целиком,например: «Мам, мёду б нам» или «Купи кипу пик». Вот как можно обыграть эти скороговорки.

Представь, что я мама-медведица, а ты один из медвежат. Медвежата проголодались и просят есть.Можно ласково попросить: «Мам, мёду б нам». А можно ныть, сердито требовать и даже приказы-вать. (Взрослый изображает варианты интонаций.) Теперь ласково попроси у меня, ной, сердито требуй, приказывай. Ты сейчас говорил с разными интонациями. Как ты думаешь, какая интонация понравится маме-медведице? Изобрази ее еще раз.

Рано утром мастер-кузнец вынес на базар продавать целую кипу пик (объяснить значение, продемонстрировать рисунок).Бодро и весело зазывает он покупателей: «Купи кипу пик!». Представь, что ты этот веселый кузнец. День клонится к вечеру. Жарко. А пики никто не покупает. Устал кузнец,из последних сил жалобно уговаривает: «Купи кипу пик». Изобрази усталого кузнеца. Славный богатырь Добрыня достал кошелек. Обрадовался кузнец,радостно закричал: «Купи кипу пик». Изобрази радостного кузнеца.

В длинных скороговорках логичнее повторять только два-три слова. Речь можно сопровождать подходящими по смыслу движениями.

Уточка-вертихвостка (сложенными вместе ладонями делать колебательные движения вправо-влево)

Ныряла да выныривала,

Ныряла да выныривала,

Ныряла да выныривала (движения ладонями вверх-вниз,

Да и не вынырнула (удрученно развести руки в стороны).

Шалила, потому и не вынырнула.

Водолаз нырнул (присесть, соединив руки над головой)

Да с уточкой и вынырнул (радостно; встать, вытянув руки перед собой).

Иногда для уточнения мысли можно менять порядок слов в скороговорке:

Аня нынче нянина,

Нина няня Анина.

Нина няня Анина,

Аня нынче нянина.

Смысловая направленность некоторых скороговорок позволяет начинать произнесение медленно, постепенно убыстряя темп.

Маланья-болтунья молоко болтала-болтала (далее с нарастающим ускорением,

Болтала-болтала, болтала-болтала, болтала-болтала

Да не выболтала (разочарованно).

Наш Полкан из Байкала лакал,

Полкан лакал (с ускорением,

Лакал. да и не вылакал.

Дети, особенно имеющие речевые нарушения, часто испытывают трудности, осваивая скороговорки. Чтобы облегчить им эту деятельность,можно использовать следующие технические приемы:

1. Проговорить скороговорку очень медленно, беззвучно артикули-руя.

2. Проговаривать скороговорку и на каждое слово подбрасывать мяч и ловить его двумя руками;

перебрасывать мяч из руки в руку;

отбивать его от стены или от пола.

3. Научить ребенка воспринимать и воспроизводить слогоритмический рисунок скороговорки. Пример.

• Слоги в слове звучат неодинаково. Один слог всегда звучит сильнее, как будто по нему голосом ударили. Он называется ударным. Послушай, как я проговорю и прохлопаю скороговорку:У пенька опять пять опят: х хХ хХ X х хХ (х – слабый хлопок, X – сильный хлопок). Попробуй и ты прохлопать и проговорить эту скороговорку медленно, одними губами, без голоса. А теперь быстрее и с голосом.

4. Произносить скороговорку и сжимать обеими руками теннисный или массажный мяч на каждый ударный слог.

5. На каждый ударный слог в слове проводить рукой по массажной щетке (У елки иголки колки). Руки попеременноменять.

6. Можно устроить соревнование между детьми «Гонки скороговорок» – кто быстрее, не сбиваясь, проговорит скороговорку. Только надо помнить, что одновременное увеличение быстроты проговаривания и силы голоса вредит четкой дикции.

У иркутского поэта Ю. Черных есть замечательное стихотворение «Егоркины скороговорки».

Я сегодня был в восторге

От затейника Егорки.

За его скороговорки

Я поставил бы пятерки!

Посреди двора дрова.

Жук, над лужею жужжа,

Ждал до ужина ужа.

В перелеске перепел

Мышь шуршит у шалаша,

Векше шишку шелуша.

Лилии полили ли

Иль увяли лилии?

Аня нынче нянина,

Нина няня Анина.

Мамами любимы мы

То-то буду я в восторге,

Если вы, как я Егорке,

За его скороговорки

Мне поставите пятерки!

Скороговорки могут стать эффективным средством развития не только дикции, но и творческих способностей, если работать над ними весело и с фантазией.

Формирование нравственных качеств посредством Якутских скороговорок В наше непростое время особенно остро чувствуется дефицит общение детей с родной культурой, что влечет за собой не мало проблем связанных.

Конспект логопедического занятия «Звуки «[с]-[с’]» Конспект логопедического занятия по теме: «Звуки «С-СЬ» Задачи: 1. Закрепление произношения и различение звуков С-СЬ. 2. Знакомство с буквой.

Конспект логопедического занятия «Звуки [З] и [З’]» Конспект логопедического занятия по теме: «Звуки «З-ЗЬ» Задачи: 1. Закрепление произношения и различение звуков З-ЗЬ. 2. Знакомство с буквой.

Конспект логопедического занятия «Веснянка» Тема: “Весна”. Цель: Закрепление и применение полученных знаний, умений и навыков на логопедических занятиях по формированию слоговой структуры.

Конспект логопедического занятия «Весна» Тема: «Весна». Ход занятия. 1. Организационный момент. Звучит песня «Здравствуй, Весна». Слова и музыка Л. Б. Гусевой. Приходит Весна: Здравствуйте,.

Конспект логопедического занятия «Приставка» Цель: формирование представления о словообразующей роли приставки. Задачи: Образовательные: • Сформировать представление детей о приставке.

Подборка скороговорок для развития речи детей дошкольного возраста Елена Фролова Подборка скороговорок для развития речи детей дошкольного возраста 1. К Чебурашке в чашку Шлепнулась букашка, Добрый Чебурашка.

Читайте также:
Методическая разработка: Звуковой анализ слова – важная часть подготовки детей к обучению грамоте

Буклет для педагогов «Роль скороговорок в гендерном воспитании дошкольников» Скороговорки улучшают работу артикуляционного аппарата и способствуют выработке ясной четкой дикции, тренируют фонематический слух. Мальчики.

Сценарий итогового логопедического занятия для детей подготовительной группы логопедического пункта «Волшебное приключение» 1 сл. Не далеко и не близко, Не высоко и не низко, Жили-были звуки, В одной логонауке. По утру они вставали, Сразу дружно повторяли. Так.

Консультация для родителей «Всех скороговорок не переговоришь и не перевыговоришь» К сожалению, далеко не каждый из нас обладает способностью быстро облекать свои мысли в словесную форму и давать четкие и верные ответы.

Использование скороговорок на логопедических занятиях с детьми старшего дошкольного возраста.
учебно-методический материал по логопедии (старшая группа) на тему

Рассказать о значении скороговорок в развитии речи детей с речевыми нарушениями.

Скачать:

Вложение Размер
ispolzovanie_-_kopiya.doc 58.5 КБ

Предварительный просмотр:

на логопедических занятиях с детьми старшего дошкольного возраста.

Рассказать о значении скороговорок в развитии речи детей с речевыми нарушениями.

1) Рассказать о значении скороговорок в развитии речи детей с речевыми нарушениями;

2) Пополнить логопедическую копилку текстовым материалом скороговорок.

  1. Значение скороговорок в развитии речи детей.
  2. Скороговорки как вид артикуляционных упражнений.
  3. задачи развития речи детей с речевыми нарушениями, решаемые с помощью скороговорок.
  4. Приложения.
  1. Фомичёва М. В. Воспитание у детей правильного произношения. – М.: 1981
  2. Смирнова Л. Н. Логопедия для детей 5-7 лет. Пособие для логопедов, воспитателей и родителей.— М.: Мозаика-Синтез, 2006.

1. Фомичёва М. В. Воспитание у детей правильного произношения. – М.: 1981.

2. Бурлакова М. К. Советы логопеда/ К. М. Бурлакова.—М.: В. Секачёв, 2001.

В дошкольном возрасте происходит очень важный, уникальный для развития ребенка процесс овладения родным языком. Успехи в языковом развитии малыша в этот сравнительно короткий период жизни поразительны. ребенок усваивает родной язык, прежде всего подражая живой разговорной речи окружающих. Сокровищница богатейшего русского языка открывается перед ними и в блестящих произведениях устного народного творчества. Совершенные образы его – пословицы, загадки, сказки, потешки. скороговорки – он не только слышит, но повторяет и усваивает. Они входят в его язык и сознание в доступном для него содержании. разговорный язык и произведения устного народного творчества тесно переплетаются в своем влиянии на ребенка.

В русском фольклоре удивительным образом сочетаются слово, музыкальный ритм, напевность. С давних пор русская дошкольная педагогика признает его огромное воспитательное и развивающее значение. В работе с детьми надо широко использовать все виды фольклора ( сказки, песенки, потешки, скороговорки, пословицы…) Знакомя ребенка с ними, мы тем самым приобщаем его к обще человеческим нравственным и культурным ценностям.

Заучивание и произнесение скороговорок как одной из форм русского потешного фольклора является едва ли не самым интересным занятием для ребенка. Желание детей применять формы языка. хорошо звучащие, поддающиеся быстрому произношению, но в то же время такие, которыми непросто овладеть, особенно часто наблюдается в возрасте 2 до 6 лет. Эта потребность может быть удовлетворена использованием скороговорок.(Съел молодец тридцать три пирога, да все с творогом). По мнению Е.И.Тихеевой. «Упражнения в артикуляции нужны не всем детям. Они излишни для детей, владеющих гибким, хорошо функционирующим голосовым аппаратом; но эти дети с особой охотой изощряются в произношении трудных скороговорок. Детям же с неповоротливым языком они необходимы и полезны как прекрасная гимнастика речи, но к ним нужно и относиться как к гимнастике, не злоупотреблять ими и ни в коем случае не надоедать».

Таким образом использование скороговорок полезно как для совершенствования речи детей с нормальным речевым развитием, так и для коррекционной работы с детьми, имеющими речевую патологию.

Произнесение и заучивание скороговорок вызывает значительные трудности у детей – логопатов. Это в первую очередь связано с несовершенством функционирования их артикуляционного аппарата, бедностью словарного запаса, непониманием смысла слов в произносимых фразах (особенно в ускоренном темпе), с нарушением фонематических процессов (главным образом, анализа и синтеза).

Благодаря использованию скороговорок успешнее решаются важные коррекционно-образовательные и воспитательные задачи, а именно:

– формирование общеречевых умений и навыков путем совершенствования артикуляционной моторики.

– совершенствование фонетической стороны речи путем коррекции звукопроизношения на этапах автоматизации и дифференциации звуков, исправления дефектов звуконаполняемости и слоговой структуры слов, формирования просодической стороны речи;

– обогащение и актуализация словаря;

– развитие памяти, слухового внимания.

– развитие фонематических процессов;

– профилактика нарушений чтения и письма в дошкольном возрасте;

– приобщение ребенка к истокам русской народной культуры.

Следует отметить, что использование скороговорок эффективно в тех случаях, артикуляторные расстройства имеют первичную моторную природу. Это в основном варианты моторной дислалии ( механической и функциональной), «стертая» форма дизартрии, а так же возрастные нарушения звукопроизношения Проговаривание скороговорок полезно и детям, имеющим другие формы речевой патологии. Прием проговаривания скороговорок :

– оизнесение скороговорок должно быть на плавном длительном выдохе;

– исключается быстрое проговаривание речевого материала (ребенку дается инструкция: «Говори плавно, медленно, понятно»).

Затруднения в проговаривании скороговорок могут служить для специалистов диагностическим критерием в ходе логопедического обследования ребенка. С этой целью старшему дошкольнику предлагается повторить две группы скороговорок:

1. Содержащих наиболее трудные для произношения звуки (У Сени и Сани в сетях сом с усами. У елки иголки колки.)

2. Создающих повышенную нагрузку на переключательные способности артикуляционного аппарата (Купи кипу пик. Сыворотка из-под простокваши. Ткет ткач ткани на платки Тане).

Зная, какие скороговорки вызывают у ребенка наибольшие трудности, можно судить о том, какие церебральные системы страдают в большей степени: премоторные (больше нарушено переключение) или кинестетические (дефектное произношение сложных звуков).

В связи с тем, что скороговорки являются наиболее сложным для проговаривания в фонетико- фонматическом плане речевым материалом, перед их использованием целесообразно провести подготовительную работу.

Развитие слухового внимания, памяти.

в процессе работы над ритмом (сначала над простым, затем над сложным):

– узнавание и сравнение ритмов (Сколько раз ударили в барабан? Сравним ритмы на слух: одинаковые или разные?);

– узнавание ритмов и соотнесение их с определенным ритмическим рисунком записанным символами (!! . ; !! !! !!);

– по слуховой инструкции (Хлопни 3 раза),

– по образцу (хлопни так же, как я),

– по символической записи (!! !! !!).

Развитие динамического праксиса рук .

Выполнение движений (левой, правой рукой, двумя руками) по образцу и словесной инструкции, под счет (кулак – ребро; кулак – ребро – ладонь).

Развитие артикуляционной моторики и артикуляционного праксиса:

– выполнение упражнений, направленных на выработку точности движений органов артикуляции («Улыбка», «Трубочка» и т.д.);

– выполнение серии упражнений, направленных на выработку способности быстро переключать органы артикуляции с одного движения на другое сначала в медленном темпе, а затем в быстром «Улыбка» – «Трубочка» и т.д.

Формирование слоговой структуры слова и совершенствование звуконаполняемости слов.

На уровне слога:

– повторение и чтение рядов слогов, состоящих:

– из разных гласных и согласных звуков (па-ту-ка);

– из разных согласных и одинаковых гласных гласных (па-та-ка-иа);

– из разных гласных и одинаковых согласных (па-по-пу);

-из одинаковых гласных и согласных, но отличающихся местом ударения (па-па-па-па-па-па-па);

-проговаривание цепочки слогов со стечением согласных (ста-сто-сту, аст-ост-уст, мгна-мгно-мгну и т.д).

На уровне слова:

– определение количества и последовательности слогов в словах;

– звуко-буквенный анализ слов;

– отстукивание ритмического рисунка слова, запись символами;

– работа над словесным ударением;

– проговаривание слов сложного звуко-слогового состава изолированно и в контексте фразы, выделение голосом трудного слова (логическое ударение).

Игры и упражнения на развитие фонематического и слогового анализа и синтеза, представлений:

– деление предложений на слова, деление слов на слоги, деление слогов на звуки;

– составление слогов из звуков; составление слов из звуков, слогов; составление

предложений из слов?

– подбор слов с определенным количеством слогов, звуков; подбор слов на

определенный звук; придумывание предложений с определенным количеством

слов; выбор предметных картинок по заданию (количество слогов, определенный звук и т.д.)

(мак – рак, зайка – майка и т.д)

СКОРОГОВОРКИ, РЕКОМЕНДУЕМЫЕ ДЛЯ ПРОГОВАРИВАНИЯ И ЗАУЧИВАНИЯ В СТАРШЕМ ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ.

Бык тупогуб, тупогубенький бычок.

Все бобры добры для своих бобрят.

Рыбы в проруби – пруд пруди.

Баран –буян залез в бурьян.

Поля вышла полоть петрушку в поле.

Опять пять ребят нашли у пенька пять опят.

Павка на лавке плетет лапти Клавке.

Пошел Игнат лопаты покупать.

Купил Игнат пяток лопат. Шел через пруд – зацепился за прут.

Упал Игнат – пропали пять лопат.

На дворе трава, на траве дрова.

На дворе дрова, за двором дрова, под двором дрова, над двором дрова, дрова вдоль двора, дрова вширь двора, не вместит двор дров.

Дрова выдворить обратно на дровяной двор!

От топота копыт пыль по полю летит.

Ткет ткач ткани на платки Тане.

Три сороки тараторили, тараторили на горке.

Сидит тетерерв на дереве, а тетерка с тетеревятами.

Фараонов фаворит на сапфир сменял нефрит

Водовоз вез воду из водопровода.

Влас у нас, Афанас у вас.

У Феофана Митрофаныча три сына Феофаныча.

Карл у Клары украл кораллы. а Клара у Карла украла кларнет.

Два дровосека. два дроворуба рубили на дворе дрова.

Тридцать три корабля лавировали, лавировали, да не вылавировали.

Проворонила ворона вороненка .

Сыворотка из-под простокваши.

съел молодец тридцать три пирога с пирогом, да все с творогом.

Свинья тупорыла, носом рыла, рыла, рыла. Весь двор перерыла.

Маленькая болтунья молоко болтала, выбалтывала, да не выболтала.

Как на горке, на пригорке сидят тридцать три Егорки:

раз Егорка, два Егорка, три Егорка…

У Сени и Сани в сетях сом с усами.

По семеро в сани уселись сами. Везет Сенька Саньку с Сонькой на санках.

Из кузова в кузов шла перегрузка арбузов.

В грозу, в грязи, от груза арбузов развалился кузов.

Не хочет косой косить косой. Говорит: «Коса, коса!»

У осы не усы, не усищи, а усики.

Идет козел с козой.

Два щенка щека к щеке щиплют щетку в уголке.

Цапля мокла, цапля сохла, цапля чахла. цапля сдохла.

Течет речка, печет печка.

Везет цапля щучку с чушкой

Тщетно тщится щука ущемить леща.

СКОРОГОВОРКИ СО СЛОЖНЫМИ СЛОВАМИ

Вавилу ветрило про-мокро-сквозило.

Росла за горой, за пригорочком сосенка с под-при-сосеночком

Столы бело-дубовые, гладко-тесо-выструганные.

Вбили кол в частокол, под-при-колошматили.

Зимой поле белое – про-мерзло-за-леденелое.

Был баран белорыл, всех баранов пере-бело-рылил.

Не смейся надо мной, не пере – смехотствуй, я сам тебя пере-смехотствуй и вф-смехотствую.

У барана рога скручены-перекручены. вверчены – переверче ны и т. д.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование малых форм фольклора на логопедических занятиях с детьми старшего дошкольного возраста

Фольклор влияет на все стороны речи: лексическую, грамматическую, звуковую, связную. В работе представлено, как с помощью фольклора развивать речь детей, модель использования малых фольклорных форм (М.

Использование скороговорок на логопедических занятиях с детьми старшего дошкольного возраста

рРассказать о значении скороговорок в развитии речи детей с речевыми нарушениями и пополнить логопедическую копилку текстовым материалом скороговорок.

Использование здоровьесберегающих технологий на логопедических занятиях с детьми старшего дошкольного возраста

Описание используемых здоровьесберегающих технологий в воспитательно-образовательном процессе со старшими дошкольниками в логопедических группах детского сада.

Использование ИКТ на логопедических занятиях с детьми старшего дошкольного возраста.

Применение компьютерных игр, программ, презентаций на занятиях логопеда и их влияние на коррекцию нарушений речи.

Использование ритмодекламации на логопедических занятиях с детьми старшего дошкольного возраста

Если вам интересно использовать что-то новое и необычное на занятиях по развитию речи. Если вы готовы к экспериментам, то почему бы не попробовать такой вид работы как ритмодекламация?Что это? Как это.

Использование элементов логоритмики на логопедических занятиях с детьми старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

В данной статье можно найти материал по логоритмике для начинающих педагогов.

Использование элементов логоритмики на логопедических занятиях с детьми старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

В данной статье можно найти материал по логоритмике для начинающих педагогов.

Использование опорных схем при работе со скороговоркой на логопедических занятиях – одно из средств формирования коммуникативных норм общения младших школьников.

Сущность разработки заключается в создании опорных схем при работе со скороговоркой. В ходе анализа скороговорки все слова заменяются определенными символами. Это символы, заменяющие слова, способны мгновенно восстанавливать в памяти известную детям ранее (информацию) скороговорку. А самое главное дети сами могут придумывать символы и составлять схемы к скороговоркам.

Такие задания активизируют мыслительную деятельность ученика, способствуют формированию правильного звукопроизношения, усиливают положительную мотивацию и открывают дорогу к творчеству.

В создании опорных схем при работе со скороговоркой на логопедических занятиях взяты за основу некоторые принципы, сформулированные В.Ф. Шаталовым. Среди этих принципов выделим: лаконичность, разнообразие опорных сигналов, запоминаемость и вариативность речевых образований.

Содержимое разработки

МОУ «Лицей города Кирово-Чепецка
Кировской области»

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ОПОРНЫХ СХЕМ
при работе
со скороговоркой
на логопедических занятиях –
одно из средств формирования коммуникативных норм общения младших школьников.

Из опыта работы

В условиях развивающего обучения возрастают требования к речи обучающихся. Хорошая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче ему высказать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности. А так же содержательнее и полноценнее отношение со сверстниками и взрослыми.

В последнее время отмечается увеличение количества детей поступивших в первый класс с нарушениями речи. Особенно, увеличился рост детей с нарушениями звукопроизношения. Младшие школьники преимущественно пишут так, как говорят. Между чистотой звучания детской речи и орфографической грамотностью установлена тесная связь. Кроме этого, дети, имеющие недостатки речи, болезненно ощущают их, могут замыкаться в себе, стесняться, у детей может развиться чувство негативизма.

Поэтому одной из важных задач логопедических занятий является формирование правильного произношения у детей. Это сложный процесс, ребенок учится управлять своими органами речи, воспринимать обращенную к нему речь, осуществлять контроль за речью окружающих. Дефекты звукопроизношения сами собой не исчезают, но при благоприятных условиях обучения дети способны самокоррекции.

Решить проблему чистоты произношения речи учащихся помогут занятия, с использованием скороговорок.

Что такое скороговорка? Это специально подобранная фраза с трудно выговариваемым подбором звуков, быстро произносимая шуточная поговорка или прибаутка.

Скороговорки являются прекрасным материалом для улучшения дикции и тренировки произношения звуков, которые ребёнок уже умеет правильно говорить, но пока ещё затрудняется в проговаривании сложных слов и фраз с этими звуками. Когда дети тренируются, проговаривая вслух скороговорки, то их речь становится более гибкой и совершенной, а также совершенствуется фонематическое восприятие, обогащается словарный запас, развиваются внимание и память.

Работа со скороговоркой способствует выработке правильного дыхания, которое имеет большое значение для правильного развития произносительной стороны речи: звукообразования и голосообразование.

М.Г. Ферман выделяет семь этапов работы над скороговорками:

Следует переписать скороговорку (например, «бык-тупогуб, тупогубенький бычок, у быка бела губа была тупа»), расставить в ней ударения и сделать ее орфоэпическую запись: бык – тупагýп, тупагýб’ьн’къй быч’óк, у быкá б’елá губá былá тупá.

Медленно, отчетливо произнести каждое слово.

Затем сгруппировать слова (бык-тупогуб; тупогубенький бычок; у быка бела губа; была тупа) и произносить каждую группу слов очень медленно, ясно и отчетливо.

После того как группы слов произносятся легко, постараться говорить всю фразу на одном дыхании.

Теперь можно повторять скороговорку, варьируя ее части.

После того как добились полной свободы, четкости, легкости произношения, нужно ускорить темп до максимально быстрого. При этом внимательно следить за произнесением всех звуков, не допуская их «смазанности» и нечеткости.

Произносить скороговорки следует не механически, а ставя перед собой определенную задачу.

Предлагаем вам свою систему работы над скороговоркой.

При работе со скороговоркой используем схемы. В создании опорных схем взяты за основу некоторые принципы, сформулированные В.Ф. Шаталовым. Среди этих принципов выделим: лаконичность, разнообразие опорных сигналов, запоминаемость и вариативность речевых образований.

Работу с опорными схемами можно осуществлять разными способами. Учитель может предложить уже готовый вариант опорного конспекта, проговаривание за учителем, запоминание, воспроизведение в письменной форме и устные ответы у доски. В этом случае каждый ученик многократно работает со схемой, причем каждый раз в другой форме. Таким образом, обеспечивается реализация шаталовского принципа многократного вариативного повторения.

Так же схемы могут составлять сами дети, вместе с учителем придумывая опорные сигналы для кодирования речевых образцов.

Например: На дворе трава, на траве дрова. Не руби дрова, на траве двора.

К аждое слово на схеме показано знаком: предлоги, союзы, частицы – V ; глаголы – ; существительные – рисунком. (Приложение 1, 2).

Начинаем занятие с отработки правильного дыхания (прием «поднятой руки»: рука вверх – вдох, рука вниз – выдох).

Медленное прочитывание скороговорки с опорой на схему.

Выясняем смысл скороговорки.

Разбираем непонятные слова для детей. Находим объяснение слов в толковом словаре.

Обращаем внимание на то, что в скороговорке два предложения.

Считаем, сколько слов в каждом предложении.

Четко произносим в каждом слове тот звук, который чаще других повторяется в скороговорке.

Читаем скороговорку шепотом, стараясь при этом активно работать губами и языком, а затем громко, с такой же активностью органов артикуляции. Можно произносить текст сначала с сомкнутыми зубами, активизируя работу губ, а потом повторять фразы с разомкнутыми зубами, тихо, затем увеличиваем высоту голоса.

Работа со скороговоркой направлена на отработку интонации, поэтому просим детей, прочитай скороговорку с целью удивить, порадовать, возмутить, сообщить, предостеречь.

Предлагаем детям записать скороговорку по памяти в тетрадь, с обязательной проверкой правильности записи, постановкой ударения в словах.

После этого начинаем, проговаривать скороговорку в быстром темпе, с опорой на схему, четко проговаривая звуки, а затем без опоры на схему.

Даем детям возможность потренироваться в произношении скороговорки дома.

Проверяем на следующем уроке произношение скороговорки оп памяти с использованием схемы или без нее. Скороговорка произносится на выдохе в быстром темпе 2-3 раза, без запинки.

На первых этапах берутся обязательно короткие скороговорки, а затем более сложные.

При работе со скороговоркой на последующих логопедических занятиях даем возможность детям самим придумать схему (Приложение 3). Самое главное, чтобы все слова скороговорки были изображены на схеме. Ребенок должен видеть все ли слова он произносит правильно, и в том ли порядке.

Стараемся придать занятиям игровой характер. Соревнуемся, кто быстрее и чётче проговорит скороговорку, или кто угадает скороговорку по губам, при этом говорящий будет показывать только артикуляцию, как в немом кино. Предлагаем спеть скороговорку (колыбельная, частушка, реп, эстрадная песня), произнести голосом животного (лиса, медведь, мышка) и т.д.

Главное, чтобы наши совместные занятия приносили радость ребенку. Ученики любят эти занятия и с удовольствием соревнуются в произношении сложных слов и фраз, составлении схем.

При работе со скороговоркой у детей развивается интерес к малым фольклорным формам.

В результате такой работы на логопедических занятиях формируются коммуникативные нормы общения: правильное произношение, развивается фонематическое восприятие, обогащается словарный запас, совершенствуется речевое дыхание, улучшается дикция. А так же развивается мышление, внимание и память учащихся.

Результаты проведенной диагностики в начале и конце первого класса подтверждают, что:

– звукопроизношение у первоклассников в начале года (52%),

в конце года (92%):

– словарный запас первоклассников в начале года (61%), в конце года (90%). (Приложение 4)

Разработанная система заданий формирует творческие способности младших школьников и позволяет стать им активными участниками урока.

Библиографический список.

Аникин В.П. Русские народные пословицы, поговорки, загадки, детский фольклор. -М.: Учпедгиз, 1957. – 240с.

Аникин В.П. К мудрости ступенька.- М.: Детская литература, 1988.-

Бондаренко А.А. Работа над дикцией в начальных классах // Начальная

школа. – 1987. – N 1

Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка. Т.1-4.- М.,

Максаков А.И. , Тумакова Г.А. Учите, играя. – М. , 1983.

Ожегов С.И. Вопросы культуры речи.

Русское народное поэтическое творчество /Под ред. А.М. Новиковой. -М.: Высшая школа, 1986. -135с.

Савкова З.В. Как сделать голос сценическим. М., «Искусство», 1968.

Ферман М.Г. Дикция и орфоэпия. М.: 1964.

Фольклор как средство духовного самосохранения русского народа //Интеграция общего и дополнительного образования /Материалы научно-практической конференции /Сост.: Л.В. Волобуева. Барнаул: Графикс, 1998. -84с.

Шаталов В.Ф. Педагогическая проза. – М.: Педагогика,1980

Применение наглядного моделирования в логопедической работе с детьми с ОНР

Разделы: Логопедия

Пройдёт совсем немного времени, и наши дети пойдут в школу. От того, как развита речь ребёнка, зависят его успехи в усвоении всех предметов школьной программы.

Очень важно, чтобы к моменту поступления в школу он научился произносить все звуки родного языка, приобрёл достаточный словарный запас, мог правильно объединить слова в предложения, а предложения в связные высказывания.

Дошкольный возраст – это возраст образных форм сознания, и основными средствами, которыми овладевает ребёнок в этом возрасте, являются образные средства: сенсорные эталоны, различные символы, знаки, наглядные модели.

Перспективным направлением совершенствования процесса коррекционно-развивающего обучения в группе детей с О.Н.Р. является использование наглядного моделирования.

Научные исследования и практика подтверждает, что именно наглядные модели являются той формой выделения и обозначения отношений, которая доступна детям дошкольного возраста. Использование заместителей и наглядных моделей развивает умственные способности дошкольников.

Следовательно, актуальность использования наглядного моделирования в моей работе с дошкольниками состоит в том, что:

  • во-первых, ребёнок-дошкольник очень пластичен и легко обучаем, но для детей с ОНР характерна быстрая утомляемость и потеря интереса к занятию. Использование наглядного моделирования вызывает интерес и помогает решить эту проблему;
  • во-вторых, использование символической аналогии облегчает и ускоряет процесс запоминания и усвоения материала, формирует приёмы работы с памятью;
  • в-третьих, применяя графическую аналогию, мы учим детей видеть главное, систематизировать полученные знания.

Коррекционную работу по преодолению общего недоразвития речи у дошкольников я провожу комплексно, по следующим направлениям:

  • коррекция звукопроизношения;
  • – формирование навыков звукового анализа и синтеза слов и представлений о структурных единицах языковой системы (звук-слово-предложение-текст);
  • формирование лексико-грамматических категорий;
  • формирование связной речи;
  • профилактика дисграфии и дислексии.

У ребёнка, владеющего внешними формами замещения и наглядного моделирования (использование условных обозначений, символов; схематических рисунков; предметно-графических схем; мнемотаблиц; опорных таблиц и т.д.), появляется возможность применить заместители и наглядные модели в уме, представлять себе при их помощи то, о чём рассказывают взрослые, предвидеть возможные результаты собственных действий.

Наглядное моделирование используется для решения познавательных задач, формирования представлений о логических отношениях у детей, как и с нормой речи, так и с нарушением речи.

Введение наглядных моделей в процесс обучения позволяет логопеду более целенаправленно развивать импрессивную речь детей, обогащать их активный лексикон, закреплять навыки словообразования, формировать и совершенствовать умения использовать в речи различные конструкции предложений, описывать предметы, составлять рассказ.

Включение наглядных моделей в процессе обучения содействует закреплению понимания значений частей речи и грамматических категорий, развитию понимания логико-грамматических конструкций и целостного речевого высказывания. При этом используемые наглядные модели могут включать стилизованные изображения реальных предметов, символов для обозначения некоторых частей речи («стрелка» вместо глагола, «волнистая линия» вместо прилагательного в моделях предложений), схемы для обозначения основных признаков отдельных видов описываемых предметов, а также выполняемых действий по отношению к ним с целью обследования. Наглядные модели широко можно использовать в формирование у детей умений конструировать предложения.

На 1-х этапах это составление простых предложений. Например: это можно использовать в игре «Кто, какую пользу приносит?» (тема: Домашние животные или птицы»)

Логопед показывает предметные картинки:

Слева: Кто это?
Справа: изображения тех предметов, которые, связаны с пользой, приносимой животными или птицами.
Символ «стрелка», обозначает глагол-действия.

Затем можно включать другой символ «волнистая линия», обозначает слово-признак. Отвечает на вопрос (КАКОЙ?)

Т.о. получается наглядная схема, иллюстрирующая тип будущих высказываний детей.

Для практического усвоения падежных конструкций с предлогами можно использовать простые модели.

Берётся карточка, где схематически обозначена любая игрушка, т.о. составляем предложение («Заяц стоит НА столе». «Мяч лежит ПОД столом»).

Знакомя детей с приставками предлогами, я так же использую карточки-схемы.

Рассмотрев сюжетную картину на тему: «На улице», предлагаю детям предметно-графические схемы для составления предложений, подбирая нужный предлог. Дети учатся составлять предложения или рассказ.

Применяя наглядные модели, логопед добивается успеха в процессе формирования связной речи. Это могут схемы для описания «времён года», «овощей и фруктов», «животных и птиц», «одежда, посуды» и т.д.

С целью формирования навыков запоминания, развития памяти, связной речи можно наглядно использовала «мнемотаблицу» для описания «птиц». (материал из книги «Год до школы, развиваем память» Н.Гурьева )

Например: мнемотаблица «Дятел». Рассматривается схема, где всё отмечается (внешний вид, жильё, польза, какие буквы, звуки в этом слове и т. д.) – такой разбор помогает составить описательный рассказ о птице.

Дополнительно можно использовать для развития внимания, памяти, разлино-ванную на клетки пустую схему. Дети самостоятельно по памяти заполняют. Затем исправляют, сверяют и рассказывают о птице по своей схеме.

А также в дополнение можно использовать наглядные модели для заучивания скороговорок, пословиц, поговорок, которые помогают понять смысл и затем легче запомнить их. Например: «Красна птица пером, а человек умом».

Использование мнемотаблицы помогает легко заучить стихотворение на любую лексическую тему (например: «Хлеб»). Мнемотаблица используется и при пересказывание рассказа на тему «Откуда берётся хлеб?». Это наглядная схема выступает в качестве плана речевого высказывания, т.е. алгоритмизированная форма организации самостоятельного речевого высказывания. Она составляет опору и выступает системообразующим каркасом при составлении, пересказывание рассказов. Ребёнок знает, с чего он может начать, чем продолжить и уточнить свой рассказ, а также как его завершить. Это достигается использованием унифицированных символов, обозначающих различные признаки (например: «рука» – какие действия совершают с этим предметом, «знак вопроса» – название предмета или объекта и т.д.)

А также для формирования связной речи у дошкольников с О.Н.Р. используется моделирование для заучивания потешек. Например: «Гуси шеи длинные вытянули,

Лапы красные растопырили,
Крыльями машут,
Носы раскрывают «га-га-га»
Не хотят идти домой
«Нам и здесь хорошо»

Для расширения словаря и кругозора детей нужно знакомить их с «крылатыми» выражениями.

Понимание смысла «крылатых выражений», нужно обязательно воспитывать у ребёнка уже с дошкольного возраста. Для этого можно использовать модель с графическим изображением этих выражений.

Дети наблюдают разнообразные действия и слышат разное обозначение их словом. При этом у них развивается «чувство языка».

Применение наглядного моделирования можно использовать в процессе обучения грамоте. Символы используются для запоминания хактеристик к звукам. Использование наглядной модели (схемы) помогает ребёнку увидеть, сколько и какие звуки в слове, последовательность их расположения. Цветовое изображение помогает упражняться в дифференциации понятий «гласный-согласный», «согласный твёрдый-мягкий». Для определения места заданного звука в слове используется модель схемы «птичка».

Я использую «Зашифрованную линейку», решая задачи звукового анализа и синтеза. Отгадка по начальным звукам.

Ребёнок овладевает операциями анализа и синтеза на наглядно представленном материале. В подготовительной группе с целью профилактики дисграфии я использую ребусы, изографы ( слова, записанные буквами, расположение которых напоминает изображение того предмета, о котором идёт речь), полубуковки.

Особое внимание хочу обратить на наглядно-предметную схему для развития навыков словообразования, т.е. образование новых слов путём слияния двух других слов. Можно использовать игровые наглядные схемы («ПАР» + «ВОЗИТ» = «ПАРОВОЗ»). Самым положительным моментом этой схемы является, что речь педагога сводиться к минимуму – он показывает, а ребёнок образовывает нужное слово.

В работе с предложением, с помощью графической схемы учу детей самостоятельно составлять схему к предложению, анализировать, сколько слов в предложении, задавать вопросы к каждому слову. Можно использовать другой вариант составления предложения ввиде схематических рисунков. Он состоит из отдельных фрагментов, которые помогают, подсказывают ребёнку направление мысли. Это помогает установить связь между отдельными фрагментами, даёт возможность проявить творчество, выбирая самостоятельно нужные фрагменты.

На закрепление звуков в рассказах целесообразно использовать подобные тексты со схемами. Они помогают детям лучше и быстрее запоминать услышанный рассказ и пересказывать его. Дети с интересом рассматривают картинки к рассказу, называют, что на них нарисовано, закрепляя, т.о., звук, поставленный в словах. Затем слушают текст и по изображениям в одном ряду внутри рамочки повторяют отдельные предложения, соединяя их в связное повествование (рассказ). Одновременно ребёнок учится правильно произносить необходимый звук, закрепляет его не только в словах, но и в предложениях, связном тексте и учится пересказывать. Можно использовать тексты цепной организации. Цепной текст представляет собой такую смысловую организацию предложений, которая обеспечивает последовательную передачу мысли от предложения к предложению линейно, по цепочке.

Игры и упражнения с лексическим содержанием – необходимое условие развития смысловой стороны речи. В них важное значение имеет сравнение разных предметов и объектов, выделение в них различных общих свойств и функций.

Поэтому можно использовать опорную таблицу, (например: «Сравнить две птицы). Ребята сравнивают птиц, составляя предложения с союзом «а».

  • «Аист большая птица, а соловей маленькая»
  • «Хвост у аиста длинный, а у соловья он короткий»
  • «Оперенье аиста чёрно-белое, а у соловья серое».
  • «Ноги у аиста длинные, а у соловья короткие».

Используя опорные таблицы можно рассказать о каком- то объекте (например: «О человеке»). Каждый символ обозначает какое-либо качество предмета (цвет, форму, вкус и т.д. и даёт возможность детям лучше запомнить описание. Опорные таблицы используются для загадывания загадки. Ребёнок загадывает загадку, описывает любой предмет, с опорой на таблицу, не называя его.

Применение наглядных моделей, схем в работе над монологической речью у детей с О.Н.Р. , позволяет логопеду более успешно обучить их составлению связного речевого высказывания по заданной или самостоятельно выбранной теме, сочинению рассказа по замыслу, а также решать задачи по обучению грамоте.

Использование наглядного моделирования в коррекционно-образовательной работе с детьми, имеющих нарушения речи эффективно влияет на развитие у дошкольников памяти, внимания, воображения, логического мышления, обогащения словарного запаса и служат дополнительной основой для исправления звукопроизношения.

Использование скороговорок для тренировки и развития речевого аппарата на логопедических занятиях

Галкина С.С. ОКУ Новопоселеновская с(к) школа-интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с ограниченными возможностями здоровья

«ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СКОРОГОВОРОК ДЛЯ ТРЕНИРОВКИ И РАЗВИТИЯ РЕЧЕВОГО АППАРАТА НА ЛОГОПЕДИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЯХ»

Ежедневная работа учителя-логопеда над развитием речевого аппарата ребенка включает обязательные моменты:

подготовка речевого аппарата;

развитие фонематического слуха;

уточнение и постепенное коррегирование артикуляции звуков;

снятие страха перед произнесением трудных и громоздких слов;

включение в работу всех отделов речевого аппарата;

проведение специальной дыхательной гимнастики;

развитие речедвигательных мышц для произнесения трудных звуковых структур (дзур, сшиб, др, дв и др.);

обеспечение благоприятного эмоционального настроя.

Работая с группой, особенностью в подготовке речевого аппарата является одновременное включение в процесс говорения всех участников группы в течение двух-трех минут от начала на каждом занятие.

Логопед должен показать образец говорения, вычленить нужный звук в скороговорке, выделить его интонационно, заинтересовать красотой и скоростью говорения. Точные и выразительные жесты должны помочь почувствовать ритм и темп говорения (например, длительно произносимому звуку соответствует длительное движение руки).

Систематическая работа над развитием речевого аппарата способствует увеличению скорости говорения детей. Ребенок, приготовивший к работе речевой аппарат, говорит уверенно, не боится сложных для произношения звукосочетаний, слов, предложений.

Все занятия проводятся в игровой форме. На начальном этапе работы логопеда незаменимым материалом являютсяскороговорки,считалки, чистоговорки. Скороговорка – это и интеллектуальная и артикуляционная игра, правила которой требуют точного воспроизведения слов. Ребенок скороговорку повторяет со слуха, поэтому ее сначала заучивают (произнеси несколько раз вслух, затем про себя), а только потом быстро произносят вслух. У каждой скороговорки своя игра звуков, слов, причем она не повторяется, в этом секрет звучания множества скороговорок. Каждая из скороговорок решает задачи – языковую, артикуляционную, смысловую, – предлагает свой рисунок в перестановке звуков и созвучий, ритм, свою мелодию.

Скороговорка – это любимая игра детьми в словотворчество. Чтобы запомнить место слова в скороговорке и его правильное произношение, следует помнить об удивительном свойстве русского языка: одними и теми же звуками передавать разный смысл. Даже совсем простенькая скороговорка « Пошла Поля полоть поле» задает ребенку сложную умственную задачу.

Скороговорки строго соответствуют законам языка. Ритм скороговорки создается благодаря четкому чередованию ударных и безударных слогов. Подбор слов – односложных, двухсложных, многосложных – то убыстряет, то замедляет движение ритма.

На своих занятиях я использую определенные этапы работы со скороговорками.

Для начала следует проговорить текст скороговорки медленно по слогам несколько раз. Это позволит выучить текст и произносить его правильно, выговаривая все звуки.

Затемпрорабатываем артикуляцию беззвучно, но при этом необходимо четко артикулировать каждый слог.

Отработав движения губ, произносим текст шепотом. Не шипя, а шепотом! Звуки, которые мы произносим должны быть тихими, но четкими.

На следующем этапе проговариваем ее вслух, но не очень быстро.

После того, когда текст выучен и проработан, можно произносить его с разной интонацией, в разных стилях (как стихотворение – плавно и выразительно; потом продемонстрировать скорость речи; затем спеть фразу).

Каждая отдельная скороговорка – это не случайный набор звуков и слов. Она тренирует определенные навыки, отчеканивает произношение конкретного «проблемного» звука. Например:

Для звука [б]: Белые бараны били в барабаны. Для звука [в]: Водовоз вез воду из водопровода. Для звука [д]: Дед Додон в дуду дудел, Димку дед дудой задел. Для звука [ж]: Лежебока рыжий кот отлежал себе живот. Для звуков [з], [зь]: Зимним утром от мороза на заре звенят березы. Для звука [к]: Около кола колокола. Для звука [г]: Галка села на забор, Грач завел с ней разговор. Для звука [х]: Хохлатые хохлушки хохотом хохотали. Для звука [л]: Дятел сидел на ёлке и долбил щёлки. Для звука [п]: Стоит поп на копне, колпак на попе, копна под попом, поп под колпаком. Для звука [р]: Рама рано розовеет, рама рада – солнце греет. Для звуков [с], [сь]: Носит Сеня сено в сени. Спать на сене будет Сеня. Для звука [т]: Толком толковать, да без толку распереталковывать. Для звука [ц]: Цыплята и курица пьют чай на улице. Для звука [ч]: Черепаха не скучая, час сидит за чашкой чая. Для звука [ш]: Шесть мышат в шалаше шуршат. Для звука [щ]: Щёткой чищу я щенка, щекочу ему бока.

В процессе систематической работы по развитию речевого аппарата ребенок научается слушать и слышать слово, интонационно выделять нужный звук в слове, уверенно говорить, кроме того происходит интеллектуальное развитие, ребенок приобщается к искусству говорения, соблюдая законы языка.

Дунаева Н.Ю., Зяблова С.В. Учимся произносить звуки. Веселая школа. – СПб. : ООО «Детство-Пресс», 2014г.

Репина З.А., Буйло В. И. Уроки логопедии. – Екатеринбург: Литур, 2002.

Смирнова Л.Н. Логопедия. Играем со звуками. – М.: Мозайка-Синтез, 2006.

Скороговорки — логопедические чистоговорки

В этом обзоре вашему вниманию представлены логопедические чистоговорки (скороговорки) и упражнения на автоматизацию звуков в словах и предложениях.

Один из советов логопеда – отрабатывать стихотворные чистоговорки (скороговорки) на произношение проблемных звуков.

Хотелось бы заметить, что к этим упражнениям можно переходить только тогда, когда у малыша свободно выходит правильное произношение отдельного звука, представленного в упражнении.

Кроме использования данного материала вы можете также импровизировать.

Как жужжит пчелка (ж-ж-ж-ж-ж),

Как гудит поезд (у-у-у-у-у-у),

Как мама убаюкивает ребенка (а-а-а-а-а-а),

Как пищит комар (з-з-з-з-з-з) и т. п.

Также можно разнообразить упражнения изменением громкости или тембра голоса, то есть одни и те же строки говорить по-разному: громко, тихо, быстро или медленно.

Чтобы занятие с ребенком по автоматизации звуков было более эффективным, предлагаем такую ​​его последовательность:

1. Гимнастика для пальчиков;

2. Упражнения для дыхания и артикуляционная гимнастика (губы, язык);

3. Голосовые упражнения;

4. Упражнения с языковым материалом.

Но имейте в виду: ребенку должно быть интересно, тогда он будет более внимательным и не так быстро устанет, чаще хвалите ребенка и он будет более старателен. Желаем успехов.

Логопедические чистоговорки

Дифференциация звуков [р] — [л]

Ла-ла-ла: Алла девочка мала.

Ли-ли-ли: В гости к ней мы пришли.

Ло-ло-ло: У Аллы тесто подошло.

Ла-ла-ла: Пирогов она испекла.

Ле-ле-ле: Вот лимоны на столе.

Лю-лю-лю: Очень кислое не люблю.

Ло-ло-ло: Снегом землю замело.

Ля-ля-ля: Стала белой земля.

Ли-ли-ли: Вот сугробы намели.

Ра-ра-ра: Очень рада детвора.

Ар-ар-ар: Мы поедем в зоопарк.

Ро-ро-ро: Доберемся на метро.

Ру-ру-ру: В зоопарке кенгуру.

Ру-ру-ру: Роет крот себе нору.

Ру-ру-ру: Заяц ободрал кору.

Ра-ра-ра: Закончилась у нас игра.

Гном в роще гулял час,

Собрал грибов корзину.

Шла Анечка в гастроном,

Ей шагал навстречу гном.

Нес с грибами он корзину

Дал Аннушке половину.

Спелую гроздь винограда

Анна принесла из сада.

Сколько весят пироги?

Положу их на весы.

Их не надо считать,

Лучше гостей угощать.

Гусеница в лесочке

Грела спину на грибочке,

На солнце очень горячо,

Ей головку напекло.

По дороге иду домой,

Все с детства здесь знакомо:

У дома дуб стоит,

В небо седой дым летит.

На болоте журавль жевал клюкву,

А в лесу ежик — вкусную ежевику.

Взяли журнал из шкафа.

Его жмакали и мяли

Все равно не прочитали.

В луже ужик жил,

С жирной жабой не дружил.

Лягушка его оскорбляла:

«У тебя, уж, нет и жала!»

Жук с бабочкой сдружился,

С ней над цветками он кружился.

Я с тобою не дружу!»

Видела Зина, как звезда упала,

Сразу желание она загадала:

«Зимой на землю пусть выпадет снег,

Зина будь упорнее всех.

Едет Зоя в зоопарк,

Вот ее остановка.

Вышла Зоя из такси,

«Зебра, заяц, зубр, змея —

Здесь их всех увижу я!»

Под березою в грозу

Спрятал Захар козу.

На огороде у нас картофель,

Тыквы и кабачки.

Есть калина, есть капуста,

Есть красная свекла.

В луже купалась казарка,

Ей летом в перьях так жарко!

Мухомор и белую мышь

Рисовал маленький Миша.

Миллион микробов на руках,

Под микроскопом — просто ах!

Возьму мыло, кран открою,

Руки я быстро помою!

Морковь, перец и тыква

Посадил старый дедушка.

Рыхлил их и поливал —

Хороший урожай собрал.

Я сейчас с буквой «Р» один

Перечислю всех животных:

Рыба, тигр, верблюд, барсук,

Рак с клешнями вместо рук,

Рысь, русак и кенгуру,

Крот к себе полез в нору,

Нерпа и жираф хорошие,

Зебра, морж, корова, серна,

Еще черепаха, носорог,

Больше вспомнить я не смог!

Рома и Рита поют вместе в хоре,

Вечером вместе гуляют во дворе,

Вместе домой идут, когда пора.

Рома и Рита — это брат и сестра!

Варит борщ Борис-повар:

Морковь, свекла, помидор.

«Получится борщ вкусный у нас,

Угощу я, друзья вас!»

Мой дедушка живет в деревне, у него седые усы.

Я топором рубить дрова у дедушки научусь.

Я научусь траву косить и в сарай ее носить.

Дедушке не хватает рук — поможет ему внук.

Мать просит у Саши: «Сын!

Ты сходи в магазин!

Купишь сыр, сок, сырок,

И яиц один лоток,

Мяса, сухарей, редиса,

Синие сливы и ириса,

Еще семян, соль, сырок,

И смородину, сынок,

Немного мяса и колбасу!»

«Мама, я же не донесу!»

Фазан — футболист очень любит футбол

Как форвард фазан забивает свой гол.

В кухне шептала муха:

«Хотя с тобой и не дружу,

Хлеб испечь помогу».

Повар в кружку квас нальет,

Пусть хороший мальчик пьет.

Ведро цесарка в магазине взяла,

В ведре цесарка яиц нанесла.

Жил царь во дворце,

Любил сидеть на крыльце,

Однажды царь всю ночь не спал —

Ему кузнечик мешал.

Ну, а утром в окошко

Уже заглядывало солнце.

Мы в школу быстро шли,

Куст шиповника нашли.

На машине в гараж

Заезжает папа наш.

Для машины это как дом,

Тепло и уютно в нем.

Автор: Виктория Самойлова

Дарить ребёнку радость встречи с прекрасным звуком чистой речи!

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: