Использование нетрадиционных коррекционно-развивающих игр в обучении старших дошкольников и младших школьников

Использование нетрадиционных коррекционно-развивающих игр в обучении старших дошкольников и младших школьников

Аннотация: Ценность нетрадиционных коррекционно-развивающих игр заключается в том, что они помогают овладеть наиболее сложным материалом, как дошкольникам, так и младшим школьникам. Нетрадиционные игры используются для разнообразия, эмоциональной разгрузки и увлечённости. Это не просто заполнение свободного времени, а спланированный, целенаправленный, коррекционно- педагогический приём для расширения и закрепления полученных ими знаний на занятии в детском саду или на уроке в школе. В нетрадиционных играх нет ничего сложного и непонятного для ребёнка. Игры имеют лёгкий занимательный характер и хорошо доступны восприятию детей.

На сегодняшний день методов и приёмов нетрадиционного воздействия на развитие ребёнка известно достаточно много. К ним относятся:

  • аромотерапия,
  • пескотерапия,
  • воскотерапия,
  • хромотерапия,
  • пуговичная терапия,
  • су-джок терапия.

Все эти приёмы направлены на нормализацию мышечного тонуса (который, как правило, нарушен при дизартрических расстройствах речи) способствуют улучшению психоэмоционального состояния детей, развивают речь, речевое дыхание и мелкую моторику; способствуют развитию логического мышления, памяти, восприятия, внимания.

Изучив литературу по данной теме, на своих занятиях я стала применять новые формы работы с детьми: пескотерапию, пуговичную терапию, а также использовать дидактические игры, изготовленные из бросового материала.

Эти игры я применяю на индивидуальных, подгрупповых и фронтальных занятиях на разных этапах: для проведения артикуляционной или пальчиковой гимнастики, для автоматизации и дифференциации звуков, для формирования связной диалогической и монологической речи, для обогащения словаря, для формирования лексико- грамматических категорий и развития фонетика- фонематических процессов.

Почему же я обратилась к бросовому материалу?

  1. Во-первых, в любое время года бросовый материал всегда под рукой.
  2. Во-вторых: все предметы до боли знакомы как взрослым так и детям.
  3. В-третьих, сам материал оказывает помощь в формировании восприятия и зрительно- моторной координации (большой — маленький, круглый — квадратный, мягкий — твёрдый и т.д.)
  4. И наконец, бросовый материал — это бездонная кладовая для развития творчества не только ребёнка, но и педагога.

Некоторые наши игры рассчитаны на обучение, как старших дошкольников, так и младших школьников. Таким образом, можно говорить и преемственной деятельности между дошкольным и школьным обучением.

Преемственность с точки зрения детского сада — это ориентация на требования школы, формирование тех знания, умений и навыков, которые необходимы для обучения в школе. А преемственность с позиции школы — это опора на те знания и умения, которые имеются у ребёнка. Организация работы в школе должна происходить с учётом дошкольного понятийного и операционного уровня развития детей.

То есть мы видим, что преемственность — это непрерывность в развитии и обучении детей. Основная её идея базируется на личностном аспекте. Мы знаем, что в основе периодизации детства лежит представление о том, что каждому возрасту соответствует тип ведущей деятельности, то есть изменения деятельности характеризует смену возраста.

От трёх до шести лет ребёнку свойственна игровая деятельность. Именно в игре у ребёнка развиваются воображение, ориентация на смысл человеческих отношений, формируются обобщённые переживания. От шести до десяти лет — учебная деятельность. У младшего школьника возникает теоретическое сознание и мышление, развивается рефлексия, анализ, потребности и мотивы учения. В шесть- семь лет ребёнок идёт в школу. Школа подхватывает достижения дошкольника и организует педагогическую практику. Педагоги продолжают использовать специальные методы и приёмы детского сада, то есть через игру обучают детей. Цель школы — сохранить, поддержать, и развить накопленный потенциал у каждого ребёнка.

Я познакомлю вас с дидактическими играми и пособиями, которые были изготовлены из бросового материала как совместно с детьми, так и лично мною.

«Весёлый Клёпа»

Цели : развитие артикуляционной и мелкой моторики.

Использую во время показа нового артикуляционного упражнения. В дальнейшем дети играют с Клёпой самостоятельно, отрабатывая артикуляцию.

«Волшебная поляна»

Цели : способствует развитию мелкой моторики, связной речи, словообразованию.

Отрабатываются предлоги, падежные формы личных местоимений, временные представления.

«Юные шифровщики» (принцип игры «Морской бой»)

Цели : развитие логического мышления и воображения; формирование звуко-буквенного восприятия, координации и зрительной ориентации.

Используются буквы, цифры, предметы-заменители, предметные картинки, пиктограммы. В начале обучения педагог помогает детям в пиктографировании, затем сами придумывают символы к предметам, их действиям. Зашифровать можно слово, фразу, предложение, пословицу, чистоговорку, загадку и т.д. Уровень сложности задания определяется возрастными и умственными способностями ребёнка.

«Теремок с секретом» (секрет в дополнительных балкончиках)

Цели: формирование звуко-буквенного анализа слова; формирование слогового анализа слова; обучение послоговому чтению; закрепление визуального образа букв.

Мария Валентиновна Тайницкая,
учитель-логопед,
ГБОУ СОШ № 587 ДО №1,
г. Москва

Дидактические игры в системе коррекционно-развивающего обучения дошкольников и младших школьников с ОВЗ.
статья по коррекционной педагогике (подготовительная группа) по теме

В статье представлен опыт развития и обогащения словаря с использованием игр, направленных на активизацию речи, формирование логического мышления, обучению грамоте.

Скачать:

Вложение Размер
didaktich._igry.docx 24.1 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие речи оказывает большое влияние на формирование личности, волевые качества, характер, взгляды, убеждения.

От уровня речевого развития зависит общее интеллектуальное развитие.

Поэтому, развитие речи – ее звуковой стороны, словарного запаса, грамматического строя -одна из важнейших задач воспитания в детском саду.

Поскольку игра является ведущей деятельностью ребенка в дошкольном возрасте, то наилучших результатов в формировании правильной речи легче всего добиться, используя игровые формы обучения и воспитания, в частности, дидактические игры.

Дидактические игры – это разновидность игр с правилами, специально создаваемых педагогикой в целях обучения и воспитания детей. Они направлены на решение конкретных задач обучения детей, но в то же время в них проявляется воспитательное и развивающее влияние игровой деятельности.

А.В.Запорожец, оценивая роль дидактической игры, подчеркивал: «Нам необходимо добиться того, чтобы дидактическая игра была не только формой усвоения отдельных знаний и умений, но и способствовала бы общему развитию ребенка».

С другой стороны, некоторые педагоги склонны, наоборот, неправомерно рассматривать дидактические игры лишь как средство интеллектуального развития, средство развития познавательных психических процессов. Однако дидактические игры – это еще и игровая форма обучения, которая, как известно, достаточно активно применяется на начальных этапах обучения, т.е. в старшем дошкольном и младшем школьном возрасте.

Итак, дидактическая игра – это сложное, многогранное явление. В дидактических играх происходит не только усвоение знаний, умений и навыков, но и развиваются все психические процессы детей, их эмоционально-волевая сфера, способности и умения.

Специально подобранные дидактические игры, которые я использую в своей работе, помогают решить следующие задачи:

1.Развивают познавательные процессы (внимание, память, мышление ).

2.Формируют у детей первоначальные навыки письма, чтения, счета.

3.Развивают фонематическое восприятие.

4.Закрепляют навыки правильного звукопроизношения.

5.Расширяют словарный запас.

6.Развивают способность к анализу слов.

7.Формируют связную речь.

8.Прививают любовь к родному языку.

9.Закрепляют умение ориентироваться во времени (прошлое-настоящее – будущее; раньше – позже; сначала – потом).

10.Расширяют знания детей об окружающем мире.

11.Помогают подготовить детей к школе, и другие задач

Цель: Закреплять произношение звуков,

развивать фонематический слух, внимание и память;

совершенствовать звукобуквенный анализ слов.

«Герои русских сказок»

Цель: Научиться описывать животных по внешним признакам.

Закрепить умение ориентироваться во времени (прошлое – настоящее – будущее; раньше –позже; сначала – потом).

Закрепить понятие величины (больше –меньше, длиннее – короче);

Повторить содержание сказок, научиться их пересказывать.

Цель : Развивать зрительное восприятие;

«Делим слова на слоги»

Цель : Закреплять навыки слогового анализа;

знакомить с ударением в словах;

развивать память,внимание, мышление.

«Прочитай слово по первым буквам»

Цель: Закреплять навыки чтения и звукобуквенного анализа слов;

развивать внимание, память, логическое мышление.

Игра «Чудесный мешочек»

Цель: закреплять умение выделять звук в словах.

Оборудование: мешочек из ткани, различные предметы, муляжи овощей.

Дети достают из мешочка предмет (муляж) и называют первый звук в названии предмета (тыква, помидор, кабачок и т.д.)

Затем придумывают предложение со словом-названием предмета: «Я купил в магазине тыкву» и т.д.

Игра «Рассели жильцов»

Цели: 1. Учить группировать, систематизировать буквы по обозначению ими различных звуков, давать последним характеристику;

2. развивать речь, логическое мышление.

Оборудование: гласные и согласные буквы, домики с красной и синей крышей.

Педагог: Ребята, поможем расселить новоселов в свои домики (домики с красной и синей крышей)

Команда девочек помогает расселить гласные буквы (красного цвета), а команда мальчиков – согласные буквы (синего цвета).

Игра «Птичий рынок»

Цели: 1. развивать звукобуквенный анализ;

2. учить правильно произносить звук.

Оборудование: игрушки животных.

Перед детьми – игрушки животных. Дети могут «купить» животное, если придумают ему кличку и назовут первый звук в этом слове, если придуманная кличка будет начинаться с определенного звука.

Например: «Придумай кличку собаки на звук «Т» (Тузик, Тарзан и др.),

на звук «ТЬ» (Тяпа, Тепа и др.).

Кроме дидактических игр на занятиях по формированию правильной речи используются и другие занимательные игры, задания и упражнения.

Игры для развития словарного запаса детей с ОНР

Играют несколько человек. Первый называет какой-нибудь предмет. Второй повторяет это слово и добавляет какое-либо свое, третий повторяет первые два по порядку и называет свое, и так – до тех пор, пока кто-нибудь не собьется. Игра способствует развитию произвольного внимания и памяти. Рекомендуется повторять ее неоднократно.

Ребенка просят определить, какое слово лишнее, не подходящее к другим словам, и объяснить почему.

Грустный, печальный, унылый, глубокий.

Храбрый, звонкий, смелый, отважный.

Слабый, ломкий, долгий, хрупкий.

Крепкий, далекий, прочный, надежный.

Если ребенку непонятно значение какого-либо слова, его следует ему объяснить.

Ребенку говорят, что есть слова, обозначающие живых людей, птиц, а есть слова, обозначающие неживые предметы. Его просят назвать слова, обозначающие живые предметы, затем – неживые.

«Слово за словом»

Играют несколько человек. Ведущий определяет тему, например, «Животные на звук «к». Первый игрок начинает, скажем, «Крокодил». Ребенок должен повторить это слово и прибавить свое: «Крокодил, куница». Следующий игрок добавляет свое слово к предыдущим: «Крокодил, куница, кот». Таким образом, играют до тех пор, пока кто-нибудь не собьется.

Игровыми темами могут быть растения, предметы быта, предметы мебели, посуда, названия блюд и т.д.

Ребенка спрашивают: «Как будет называться маленький предмет?»

Большой ключ – маленький ключик, большой дом – маленький домик, стул – стульчик, дерево – деревце, стол – столик, стул – стульчик и т.д.

Взрослый называет животное или птицу, а ребенок должен назвать детеныша. Игра проводится в быстром темпе, например: «Собака – щенок, лошадь – жеребенок, корова – теленок, курица – цыпленок и т.д.

Ребенку говорят: «Сейчас я буду называть слова, а ты должен рассказать мне, что этот предмет может делать. Например, метель метет, а гром (ветер, снег, дождь, солнце)?» При каждом ответе ребенка спрашивают: «А что еще делает солнце, ведь оно не только светит?» Тот должен подобрать как можно больше слов, обозначающих действие. Эту же игру можно проводить наоборот: «Кто летает? А кто плавает? Кто забивает гвозди? Кто ловит мышей?»

Ребенку говорят: «Назови другой предмет, такой же белый, как снег ( такой же узкий, как лента; такой же быстрый, как речка; такой же круглый, как мяч; такой же желтый как дыня и т.д.)» Он выполняет задание.

Ребенка просят сравнить по вкусу лимон и мед, лук и яблоко, грушу и сливу, по прочности – веревку и нитку, камень и глину, по ширине – дорогу и тропинку, речку и ручей, по высоте – куст и дерево, гору и холм.

Игры по обучению грамоте дошкольников и младших школьников.

Цель: развивать сложные формы фонематического анализа, звуко-буквенный анализ,расширять словарный запас, развивать мыслительную деятельность.

Ход игры . Детям предлагаются слова-анаграммы, т.е.такие, из которых путем перестановки букв (звуков) можно получить новое слово (слова).

1-й вариант. « Звуковая чехарда».

1.Роли я играл на сцене,

Выступал я на арене,

Буквы, видно, подшутили-

В утварь взяли превратили.

И теперь на кухне ловко

Натираю я морковку. (АКТЕР – ТЕРКА)

2.Лежу я на земле,

Прибитая к железу,

Но буквы переставь-

В кастрюлю я полезу. (ШПАЛА – ЛАПША )

3. Слова- невидимки

Слова-невидимки ужасно хитры,

Вот правила этой веселой игры:

Запомни, все буквы из первого слова

Находятся также в составе второго,

Но, только,конечно, в порядке ином.

Слова притаились, но мы их найдем!

В синем небе СОКОЛ вьется,

Полный зерен, ——–С гнется. (КОЛОС)

В САЛАТ положим помидор.

В дорогу ———-С взял шофер. (АТЛАС)

СОСНА с горы глядит в долину,

—-С-С накачивает шину. (НАСОС)

КАРЕТЫ были с кучерами.

Модель – – К – – – склейте сами. (РАКЕТЫ)

Опасен КОРШУН для цыплят.

  • – – – – К прочнее, чем шпагат. (ШНУРОК)

КАМЫШ у берега реки.

Забралась – – – К – в куль муки. (МЫШКА)

В синем небе СОКОЛ вьется.

Полный зерен, К- – – – гнется. (КОЛОС)

В котельной ТОПКА пышет жаром.

К – – – – такси помят ударом. (КАПОТ)

2-й вариант . «Звуковая арифметика».

Липа + нота = животное АНТИЛОПА

Том + вата = оружие АВТОМАТ

Кета + трон= мясное блюдо АНТРЕКОТ

Рыба + соки = фрукты АБРИКОСЫ

Кожа + ворон = полевая птичка ЖАВОРОНОК

Ров + поза = транспорт ПАРОВОЗ

Лик + пена = птица, у которой клюв с мешком ПЕЛИКАН

Уста + боб = день недели СУББОТА

Вода + ринг = ягоды ВИНОГРАД

Тоска + пар + шов = молочный продукт ПРОСТОКВАША

Цель: развивать фонематические представления, сложные формы фонематического анализа.

Ход игры : Стихи могут быть предложены детям для слухового или зрительного восприятия. Дети должны отгадать, какие слова в них задуманы.

1.Когда я – месяц, то, легко дыша,

Ты, как и снег, на солнце словно таешь.

Коль вместо Т в меня подставишь Ш , МАРТ-МАРШ

То под меня ты бодро зашагаешь!

2.С Д я к жидкости привык,

С З – огромный дикий бык. БИДОН-БИЗОН

3.С Л я слезы вызываю,

С Ж я по лесу летаю. ЛУК-ЖУК

4.С буквой Н , мои друзья,

Ничего не значу я.

Н на С перемените- НОЛЬ-СОЛЬ-МОЛЬ

Смело в суп меня кладите,

Не берите с буквой М :

Я пальто у вас проем.

5.С Б – мучительной бываю,

С М – одежду пожираю,

С Р – актеру я нужна,

С С – для повара важна. БОЛЬ-МОЛЬ-РОЛЬ-СОЛЬ

6.С буквой Д вперед шагаю

От зари и до зари.

С П – торчу, зачем – не знаю,

С Т я людям помогаю

Даже в самый сильный зной,

С Л – всегда и всем мешаю, ДЕНЬ-ПЕНЬ-ТЕНЬ-ЛЕНЬ

Не дружите вы со мной.

7.С Ч над морем я летаю,

С Г в машине нахожусь,

С М тебя я одеваю,

С Л собачкою зовусь,

С С можешь в булочной купить, ЧАЙКА-ГАЙКА-МАЙКА-

С Ш – в бане себя мыть. ЛАЙКА-САЙКА-ШАЙКА

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование загадок в системе коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими стойкие нарушения речи

Загадки для коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими стойкие нарушения речи.

Развитие речевой функциональной системы у дошкольников и младших школьников

Система работы по развитию языкового анализа и синтеза (звукового. слогового, отграничения речевых единиц) у детей дошкольного возраста с целью профилактики устной и письменной речи, коррекция голоса.

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО – КОМПЬЮТЕРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ – МУЛЬТИМЕДИЙНЫХ ПРЕЗЕНТАЦИЙ ПРИ ВЗАИМОДЕЙСТВИИ С РОДИТЕЛЯМИ ДЕТЕЙ – ЛОГОПАТОВ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В СИСТЕМЕ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕГО ПРОЦЕССА.

Муниципальное Бюджетное Дошкольное Образовательное Учреждение детский сад общеразвивающего вида № 20Муниципального образования Каневской район Краснодарского края.

Статья «Психолого-педагогические принципы организации системы коррекционно-развивающих занятий по формированию предметных представлений»

Чтобы узнавание предметов и объектов стал более адекватным, а сами предметные представления пополнялись все более новыми элементами, особое внимание следует уделить подбору наглядного материала .

Система коррекционно-развивающих занятий по преодолению агрессивного поведения у детей старшего дошкольного возраста.

Тематический план занятий.

Примерный вариант проектирования коррекционно-развивающей работы по теме: «Использование техники пластилинографии в системе коррекционно-развивающей работы с детьми с интеллектуальной недостаточностью.

Данный материал будет интересен педагогам коррекционно-образовательных дошкольных учреждений.

Нетрадиционные методы в коррекционной работе психолога с дошкольниками

Сообщение на тему: « Нетрадиционные методы

в коррекционной работе психолога с дошкольниками»

«Дети должны жить в мире красоты, игры,
сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества»

/ В.А. Сухомлинский /

Способности, психологические навыки, психические новообразования не появляются сами по себе. Они возникают, развиваются, формируются только в том случае, если создана особая среда, особая система отношений между людьми, и эта среда и система отношений формируют желание, потребность, интеллектуальную готовность. Исходя из этого, проблемы в обучении, общении, психологическом развитии возникают у ребенка тогда, когда ему не были созданы условия, в которых он мог бы развить определенные качества, либо если в дальнейшем эти качества оказались невостребованными.

Между тем, ни для кого не секрет, что лучший друг для современного ребенка, начиная с дошкольного возраста, – это телевизор или компьютер, а любимое занятие – просмотр мультиков или компьютерные игры. Дети стали мало общаться не только со взрослыми, но и друг с другом. А ведь живое человеческое общение существенно обогащает жизнь детей, раскрашивает яркими красками сферу их ощущений. Современные дети стали менее отзывчивыми к чувствам других. Они не всегда способны осознавать и контролировать свои эмоции, а это приводит к импульсивности поведения.

Современная психологическая наука предлагает дошкольному психологу разнообразные методические и содержательные подходы к проведению коррекционной и развивающей работы с детьми. Развития требуют: интеллектуальная сфера, внимание, память, воображение, поведенческие аспекты, личностные, эмоциональные проблемы и т.д.

В основе формирования и развития психики ребенка лежат разнообразная деятельность и взаимодействие с внешним миром. Ребенок нуждается в многообразии информации, но ее нужно вводить постепенно и гармонично, она должна соответствовать возрасту ребенка и его индивидуальности. Для дошкольников консультации бессмысленны, работа с ними ведется в игровой форме.

Поэтому, в дополнении к традиционным методам воздействия можно использовать нетрадиционные методы развивающей работы: элементы арт-терапии, кинезиологии, хромотерапии, пескотерапии и другие. Введение в практику нетрадиционных методов позволяет усовершенствовать коррекционный процесс.

Работа с ребенком при нетрадиционных методах коррекции становится динамичной, эмоциональной приятной, неутомительной и разнообразной, занятия становятся более интересными и эмоционально насыщенными, содействуют созданию условий для всестороннего гармоничного развития. Эффект их применения зависит от компетенции педагога, умения использовать новые возможности, включать действенные методы в систему коррекционно-развивающего процесса, создавать психофизиологический комфорт детям во время занятия, предусматривающий «ситуацию уверенности» их в своих силах.

На данный момент существует множество нетрадиционных методик, позволяющих решить комплекс задач и проблем, стоящих перед педагогом – психологом. Однако учитывая, что большинство методик носят терапевтический характер, надо помнить, что психолог дошкольного учреждения не является терапевтом и потому в своей коррекционно-развивающей работе с детьми может использовать только элементы предлагаемых нетрадиционных практик.

В последнее время все чаще психологами системы дошкольного образования стали использоваться такие методы, как Арт-терапия – метод коррекции и развития посредством художественного творчества. Ее привлекательность для психологов можно объяснить тем, что она позволяют прямо ставить перед детьми творческую задачу, давать ребенку задание придумать, сочинить, сделать что-то самостоятельно. При выполнении творческих заданий у ребенка возникает необходимость самостоятельно комбинировать свои впечатления, создавать новые произведения, широко использовать свой прошлый опыт. Дети в большинстве случаев затрудняются в словесном выражении своих проблем. Их переживания «выходят» через художественное изображение более непосредственно. Важна естественная склонность ребенка к игровой деятельности, богатство детской фантазии.

Современная Арт-терапия включает в себя следующие направления:

изотерапия — лечебное воздействие средствами изобразительного искусства: рисованием, лепкой, декоративно-прикладным искусством и т. д.;

имаготерапия — воздействие через образ, театрализацию, драматизацию. Включает в себя также: сказкотерапию — воздействие посредством сказки, притчи, легенды; куклотерапию – воздействие посредством использования кукол, в том числе и театральных;

музыкотерапия — воздействие через восприятие музыки;

кинезитерапия — воздействие через танцевально-двигательную, коррекционную ритмику (воздействие движениями), хореотерапию и т.д.

Изотерапия. Ребенок активно познает мир и наиболее яркие возможности для его самовыражения представляет изобразительное творчество. Выражая себя через рисунок, ребенок дает выход своим чувствам, желаниям, мечтам, перестраивает свои отношения в различных ситуациях и безболезненно соприкасается с некоторыми пугающими, неприятными, травмирующими образами. Это особенно важно в коррекционной работе с детьми, имеющими проблемы в эмоционально-волевой сфере (высокая тревожность, агрессия, низкая самооценка, робость, застенчивость). Ценность изотерапии заключается в том, что техники и приемы могут использоваться в индивидуальной, подгрупповой и групповой работе с дошкольниками почти всех возрастных групп.

Наиболее часто психологами дошкольных учреждений в коррекционной работе используется сказкотерапия, которая является самым древним психологическим и педагогическим методом. Знания о мире, о философии жизни испокон веков передавались из уст в уста и переписывались, каждое поколение перечитывало и впитывало их. Именно поэтому сказкотерапию называют воспитательной системой, сообразной духовной природе человека.

Преимущество сказок для развития личности ребенка заключается в:

¾ отсутствии в сказках дидактики, нравоучений;

¾ отсутствии четких персонификаций (собирательный образ главного героя);

¾ образность и метафоричность языка;

¾ психологическая защищенность (хороший конец);

¾ наличие тайны и волшебства;

¾ психологическая подготовка к напряженным эмоциональным ситуациям;

¾ символическое отреагирование физиологических и эмоциональных стрессов;

¾ принятие в символической форме своей физической активности.

Основными задачами куклотерапии является: совершенствование мелкой моторики руки и координации движений; развитие посредством куклы способов выражения эмоций, чувств, состояний, движений, которые в обычной жизни по каким-либо причинам ребёнок не может или не позволяет себе проявлять; обучение способам адекватного телесного выражения различных эмоций, чувств, состояний и др. Для многих детей куклы становятся настоящими помощниками: помогают снимать психическое напряжение, позволяют выполнять вместе что-то важное, им легче рассказать что-либо о себе, чем взрослому или другим детям. Кроме того, взрослые от имени куклы могут проводить различные развивающие занятия, игры.

Задачи, решаемые с помощью разных видов кукол:

¾ Перчаточные куклы развивают самоконтроль, коммуникативные навыки, эмоциональную сферу, речь.

¾ Куклы настольного театра способствуют профилактике и коррекции страхов, развитию семейных отношений (при совместной деятельности детей и родителей),

¾ развитию выразительности и четкости речи.

¾ Куклы – марионетки развивают креативность, грубую и мелкую моторику, снимают психо-эмоциональное напряжение, развивают коммуникативные навыки, развивают пространственную ориентацию и активизируют личностные ресурсы, а также способствуют повышению самооценки и способности преодолевать трудности.

¾ Варежковые куклы развивают фантазию и творческое воображение, импровизацию,
способствуют развитию эмоциональной сферы, выразительности и четкости речи.

Музыкотерапию называют лекарством, которое слушают. О том, что музыка способна изменить душевное и физическое состояние человека, знали еще в Древней Греции. Мирный и ласковый плеск волны, например, снимает психическое напряжение, успокаивает. Цель занятий с использованием музыкотерапии: создание положительного эмоционального фона реабилитации (снятие фактора тревожности, возникающего у детей вследствие резкого изменения социального и личностного статуса); стимуляция двигательных функций; развитие и коррекция сенсорных процессов (ощущений, восприятий, представлений) и сенсорных способностей; растормаживание речевой функции.

Кинезиологические упражнения – комплекс движений, позволяющий активизировать межполушарное взаимодействие, развивать комиссуры (нервные волокна, осуществляющие взаимодействие между полушариями) как межполушарные интеграторы, через которые полушария обмениваются информацией, происходит синхронизация работы полушарий. Когда деятельность обоих полушарий синхронизируется, заметно увеличится эффективность работы всего мозга, применение данного метода позволяет улучшить у ребенка память, внимание, речь, пространственные представления, мелкую и крупную моторику, снижает утомляемость, повышает способность к произвольному контролю. В связи с улучшением интегративной функции мозга у многих детей наблюдается значительный прогресс в способностях к обучению, а так же управлению своими эмоциями.

Под воздействием кинезиологических упражнений в организме ребенка происходят положительные комплексно-структурные изменения. И чем нагрузка интенсивней (в пределах разумного), тем существенней эти изменения. Более того, разработанные методики помогают выявлять скрытые способности детей и значительно расширяют границы деятельности и возможностей головного мозга.
Еще одним положительным моментом от проведения кинезиологических занятий является то, что они дают не только быстрый, но и накапливающийся эффект, развивая при этом логическое мышление и повышая умственную деятельность в целом. Развивающая кинезиологическая методика оказывает благоприятное влияние на развитие интеллекта, корректировку обучения, а также значительно улучшает состояние социальной адаптации и физического здоровья дошкольников.

Одной из разновидностей кинезиологии является американская гимнастика мозга Брейн Джим, движения которой дают возможность детям задействовать те части головного мозга, которые раньше были совершенно недоступны.

Одной из нетрадиционных коррекционно – развивающих методик является Су-Джок терапия (“Су” – кисть, “Джок” – стопа). В работе с детьми старшего дошкольного возраста применение элементов Су-Джок терапии наиболее эффективно в речевом развитии дошкольников, в коррекции агрессивного поведения и гиперактивности, а также способствует повышению физической и умственной работоспособности детей.

Наряду с изотерапией в работе с дошкольниками эффективно используется хромотерапия – наука, изучающая свойства цвета, их благотворное или отрицательное воздействие на ребенка, ведь для человека зрение является самым важным из всех видов чувств. Необходимо владеть элементарной информацией о цветотерапии и использовать эти знания не только в коррекционно-развивающей работе, но и в образовательно-воспитательном процессе.

Сегодня в практике работы с дошкольниками все чаще используются элементы песочной терапии.

Что нужно для игры в песок?

А нужно, в сущности, так мало:

Любовь, желанье, доброта,

Чтоб Вера в Детство не пропала.

Взаимодействие с песком позитивно влияет на эмоциональное самочувствие детей, стабилизирует психологическое состояние, и это делает песок прекрасным средством для развития и саморазвития ребенка.

Эффективным способом коррекции эмоциональных и поведенческих нарушений у детей является игротерапия, в основу которой положена игра. Игра является основной развивающей, творческой и познавательной по своей направленности деятельностью, интегрирующей многие достижения психического развития ребенка.

Таким образом, на сегодняшний день существует большое количество как традиционных, так и новых методов, элементы которых можно использовать в коррекционно-развивающей работе с дошкольниками. Выбор методов и их сочетание зависят от опыта и мастерства психолога, но они должны, прежде всего, опираться на результаты диагностики, обязательно учитывать задачи, которые решает выбранная технология, наличие необходимых материалов (их должно быть достаточное количество), время, необходимое для проведения занятия.

Кроме того, так как ведущими факторами развития детей в этом возрасте являются игра и общение со взрослыми и сверстниками, хорошо было бы использовать предложенные методы, «упаковывая» их в игровой контекст. И активно привлекая к корекционно-развивающей работе с использованием нетрадиционных методов как педагогов дошкольного учреждения, так и родителей воспитанников.

Система коррекционно-развивающих занятий для старших дошкольников и младших школьников

Данная система была разработана для подготовки к школьному обучению детей с задержкой психического развития 6—7 лет, однако она может быть использована и для занятий с детьми, имеющими другие отклонения в развитии. Это 15 заданий различного содержания, направленных на формирование у ребенка психологической готовности к школьному обучению через развитие основных психических процессов: внимания, памяти, восприятия, мышления, речи.

Количество проводимых занятий может варьироваться в зависимости от типа коррекционного учреждения и индивидуальных особенностей детей (обычно 2 раза в неделю по 30 мин). Занятия могут проводиться с февраля по май или в течение всего учебного года.

Особенностями данной системы являются:

подача учебного материала в игровой форме, так как игра является ведущей деятельностью на протяжении старшего дошкольного и младшего школьного возраста;

отличие данных заданий от системы школьных упражнений, что способствует их лучшему принятию;

наличие описания по проведению каждого задания;

наличие взаимосвязи данной системы с тематическим планированием (задания № 8, 9, 10, 11 можно использовать на занятиях по ФЭМП, задания № 12, 12-а, 13 — на уроках по развитию речи и ознакомлению с окружающим).

Остановимся поподробнее на содержании рекомендуемой системы.

Цели: 1) развитие зрительно-двигательной координации; 2) развитие мелкой моторики рук.

Данные умения и навыки зачастую не сформированы у детей с нарушениями развития, что создает трудности при овладении различными видами деятельности: изобразительной, конструированием, лепкой, аппликацией, а впоследствии и письмом. Данные задания адаптированы для леворуких дошкольников, а также для детей с невыраженной ведущей рукой. Варианты заданий, помеченные звездочкой, не рекомендуются для умственно отсталых дошкольников. Не следует давать этот материал на начальном этапе коррекционной работы детям, страдающим ДЦП, так как отсутствие положительных результатов при выполнении упражнений в силу вполне объективных причин (парезы, параличи, син-кинезии, гилеркинезы и т.д.) может привести к снижению мотивации деятельности и отказу в дальнейшем выполнять подобные задания.

Цели: 1) развитие внимания; 2) развитие зрительной памяти.

Умение внимательно слушать педагога, концентрироваться в процессе деятельности, запоминать полученный материал является одним из ведущих показателей готовности ребенка к школьному обучению. У детей с недостатками развития отмечаются нарушения данных психических функций. Особенно часто синдром дефицита внимания встречается у детей с ЗПР. Задания № 6, 7, 7-а направлены на повышение продуктивности запоминания и улучшение зрительной памяти. Целесообразно начинать психокоррекциейную работу с детьми, страдающими ДЦП, именно с этих заданий, так как они не требуют участия пальцев и кистей рук.

Цель: развитие восприятия.

Способность оперировать основными сенсорными эталонами (цвет, форма, величина) является наиболее важной при поступлении ребенка в школу. Дети с нарушениями развития без специального обучения не могут овладеть этой способностью. Особые трудности они испытывают при выделении признака величины и формы. В связи с этим были разработаны задания № 8, 9, 10, 11, направленные на формирование у ребенка умений оперировать сенсорными эталонами.

Цели: 1) развитие основных мыслительных операций — анализа, синтеза; 2) развитие умений сравнивать и обобщать.

К б —7 годам ребенок должен уметь сравнивать предметы между собой, находить общее и отличное. На этом возрастном этапе у него должны быть сформированы простейшие обобщения: «овощи», «фрукты», «дикие животные», «домашние животные», «транспорт», «мебель» и др. •У аномальных детей данные мыслительные операции не формируются полностью даже в процессе специального обучения (умственно отсталые, дети с тяжелыми нарушениями речи, дети с нарушениями зрения). Необходимо отметить тот факт, что педагогически запущенные дети, имеющие первично сохранный интеллект, также не владеют этими умениями. Поэтому нами были разработаны задания № 12, 12-а, 13, 14, 15, позволяющие развивать данные операции.

В заключение следует отметить, что упражнения первых двух блоков могут быть использованы психологами, дефектологами, воспитателями. Задания, представленные в двух последних, — только психологами и дефектологами.

Задание 1. Продолжи узор.

Цели: 1) развитие зрительно-двигательной координации; 2) развитие мелкой моторики рук.

Педагог предлагает детям продолжить узор (рис. 1). Он обращает их внимание на то, что между фигурами имеется расстояние: «Посмотрите, между фигурами пропущена клеточка». Если дети испытывают трудности при выполнении данного задания, то рекомендуется сначала поставить точки по контуру фигуры, а затем их соединять.

В свободных ячейках педагог показывает детям образец.

Задание 2а. Нарисуй точки, как показано на рисунке.

Задание 26. Нарисуй точки, как показано на рисунке. (Разработано для леворуких детей.)

Цели: 1) развитие зрительно-двигательной координации; 2) развитие внимания.

Данное задание состоит из пяти упражнений, которые постепенно усложняются; упражнение, помеченное звездочкой, не обязательно для выполнения. Инструкция педагога: «Посмотри внимательно на образец. Нарисуй точки точно в таком порядке, как на рисунке. Рисуй с правой стороны».

Задание 3. Помоги Незнайке найти шляпу.

Цель: развитие зрительно-двигательного восприятия.

Педагог предлагает детям помочь Незнайке, который заблудился в лабиринте (рис. 3). Лучше, если при выполнении этого задания дети будут использовать яркий фломастер.

Задание 4. Соедини точки.

Цель: развитие точных и плавных движений кисти руки

Педагог предлагает детям аккуратно соединить точки и раскрасить получившиеся картинки. При закрашивании карандаш или фломастер не должен заходить за линию контура.

Задание 5а. Соедини точки по образцу

Задание 5б. Соедини точки по образцу. (Разработано для лево-руких детей.)

Цель формирование точности и плавности движений руки при проведении прямых и зигзагообразных линий

При выполнении этих заданий (рис 5 д, б) дети не должны пользоваться линейкой и другими вспомогательными инструментами При желании педагог может познакомить детей с названиями линий.

Задание 6а. Зачеркни звездочки

Задание 6б. Зачеркни сердечки.

Цель развитие внимания

Педагог предлагает детям зачеркнуть все звездочки (рис 6д). Время выполнения 2 мин По истечении времени дети меняются тетрадями и проверяют друг друга Если они нашли незачеркнутую фигуру, то внутри нее они ставят точку Педагог должен обязательно похвалить тех детей, .которые зачеркнули все фигуры, а также тех, кто оставил незачеркнутыми только одну или две из них, и выразить надежду на то, что в следующий раз (рис 66) все выполнят это задание хорошо При выполнении этого задания дети могут зачеркивать любые фигуры по инструкции педагога.

Задание 7а. Найди отличия на картинках. Дорисуй вторую из них.

Задание 7б. Найди отличия на картинках.

Дорисуй вторую из них.

Цель: развитие внимания.

Педагог просит детей внимательно посмотреть на пары картинок (рис. Та и 76) и рассказать, чем они отличаются, затем дорисовать недостающие детали.

Ответ: Кактус, хвост, узор на горшочке (рис.7а).

Ответ: Цифра 8, часовая стрелка, маятник (рис. 7б).

Задание 8а. Заскрась только те фигуры (справа), которые ты видишь на елочк

Задание 8б. Сделать то же, что и в задании 8й. (Разработано для детей со сходящимся косоглазием.)

Задание 8в. Сделать то же, что и в задании 8а. (Разработано для детей с расходящимся косоглазием.)

Цели: I) закрепление умения узнавать геометрические фигуры (звезду, круг, треугольник, прямоугольник; 2) развитие внимания.

Вопросы и задания ребенку:

Что ты видишь на картинке слева? (Елку с игрушками, звезду и т.д.)

Назови геометрические фигуры, из которых состоит елка. (Треугольники, прямоугольник, круги, звездочка.)

Посмотри внимательно на геометрические фигуры справа. Раскрась только те, из которых состоит елка.

Ответ: Звезда, прямоугольник, круг, треугольник.

Задание 9а. Догадайся, кто в каком домике живет. Проведи стрелки.

Задание 96. Догадайся, кто в каком домике живет. Проведи стрелки. (Разработано для детей с интеллектуальной недостаточностью.)

Цель: формирование у ребенка умения находить сенсорные эталоны по образцу.

Дети работают самостоятельно. После выполнения этого задания педагог обязательно должен спросить у ребенка, почему он выбрал тот или иной домик для поросенка (руководствуется тем, что шапочки у поросят и крыши домиков должны быть одинаковы по форме).

Задание 10. Подбери снеговикам головные уборы. В пустых квадратиках в пустых квадратиках поставь номера (рис 10).

Цель: продолжать знакомить детей с понятием «величина».

Вопросы к ребенку:

Чем отличаются снеговики друг от друга? (Размером, величиной; один больше, другой меньше и т.д.)

Чем отличаются шапочки? (Ответ такой же.)

Как ты думаешь, можно ли надеть самую большую шапочку на самого маленького снеговика? (Нет, потому что она будет ему велика.)

Наденет ли самый большой снеговик самую маленькую шапочку? (Тоже нет, потому что она ему будет мала.)

Задание 11. Соедини похожие фигуры стрелками. Закрась самый большой квадрат и самый маленький треугольник (рис. 11).

Цели: 1) продолжать знакомить детей с понятиями «самый большой», «самый маленький»; 2) закрепить умение узнавать основные геометрические формы; 3) закрепить у детей умение ориентироваться на листе бумаги.

Перед выполнением задания можно еще раз повторить правила ориентировки на листе бумаги.

Вопросы и задания ребенку:

Назови геометрические фигуры, которые ты видишь на картинке. (Круги, квадраты, треугольники.)

Чем отличаются треугольники? (Размером: один большой — другой маленький.); Аналогично разбирается пара квадратов.

Где находится самый большой квадрат? (В правом верхнем углу.)

Где находится самый маленький треугольник? (В левом нижнем углу.)

После объяснения педагога дети раскрашивают фигуры Педагог может усложнить задание, указав цвет, которым дети будут закрашивать.

Задание 12а. Зачеркни лишнее (рис. 12а). Объясни свой выбор.

Цели: 1) продолжать формировать у детей обобщения; 2) учить детей дифференцировать такие понятия, как «овощи», «фрукты».

Педагог просит детей назвать то, что они видят на картинке, а затем зачеркнуть лишнее.

Ответ: Лишняя — морковь (так как все остальное — фрукты).

Задание 12б. Зачеркни лишнее (рис. 126). Объясни свой выбор.

Рис. 12б Ответ: лишние — бананы (так как все остальное — овоши).

Задание 13. Раскрась лишнее животное (рис. 13).

Цели: 1) продолжать формировать у детей обобщения; 2) учить детей дифференцировать понятия «дикие животные», «домашние животные».

Педагог просит детей назвать животных, которых они видят на картинке, определить среди них лишнее и объяснить, почему они так решили.

Ответ: Лишнее животное — лось (так как все остальные животные домашние).

Задание 14а. Дорисуй в пустых квадратах нужные фигуры (рис. 14а).

Задание 14б. Дорисуй нужную фигуру (рис. 14б).

Цели: 1) развитие мыслительных операций (анализ и синтез); 2) развитие внимания.

Вопросы и задания ребенку:

Назови геометрические фигуры, которые ты видишь в первом ряду. (Сердце, звезда, круг.)

Назови геометрические фигуры, которые ты видишь во втором ряду. (Аналогичный ответ.)

Внимательно посмотри на третий ряд и скажи, какой фигуры не хватает в этом ряду? (Круга.)

Задание 15. Вставь нужную картинку (рис. 15). В пустой клеточке напиши номер.

Цель: развитие умений сравнивать, находить общее и отличное, устанавливать связи между предметами.

Педагог предлагает детям сравнить яблоки, которые расположены по горизонтали (нижнее яблоко можно закрыть).

— Чем отличаются эти яблоки? (Ничем, они одинаковые).

Затем дети сравнивают яблоки, расположенные по вертикали (правое закрывается), выясняют, что они тоже абсолютно одинаковые.

— Какое яблоко из четырех, расположенных внизу и имеющих номе

ра, мы нарисуем в пустой клеточке (педагог просит назвать номер этого

Использование игровых технологий при обучении детей с интеллектуальными нарушениями в развитии

Содержимое публикации

Использование игровых технологий при обучении детей с интеллектуальными нарушениями

Категория глубоко умственно отсталых детей представляет собой разнородную группу, основными общими чертами которой являются тяжёлый психофизический дефект и в большинстве случаев выраженные органические нарушения, а также грубые нарушения всех сторон психики: моторики, сенсорики, внимания, памяти, речи, мышления.

Грубое недоразвитие двигательной сферы детей с тяжелой степенью умственной отсталости выражаются в нарушениях и слабости координации, точности и темпа произвольных движений. Движения детей замедленны, неуклюжи: они плохо бегают, прыгают.

Внимание у детей с тяжелой степенью умственной отсталости всегда в той или иной степени нарушено: его трудно привлечь, оно малоустойчиво, дети легко отвлекаются. Им свойственна крайняя слабость активного внимания, необходимого для достижения поставленной цели.

Развитие ощущений и восприятий ребёнка – необходимая предпосылка для формирования у него более сложных мыслительных процессов.

Для мышления детей с тяжелой степенью умственной отсталости характерны беспорядочность, бессистемность имеющихся представлений и понятий. Отсутствие или слабость смысловых связей, трудность их установления; инертность, узкая конкретность мышления и чрезвычайная затруднённость обобщений.

Память таких детей отличается малым объёмом и значительным количеством искажений при воспроизведении материала. Логическая и механическая память находится на одинаково низком уровне.

Главный же принцип в работе с такими детьми – её практическая направленность. И обучение, и воспитание должны всемерно содействовать выявлению возможностей, позволяющих подготовить детей к доступным для них видам труда, а также социальной адаптации среди людей.

Дети с тяжелой умственной отсталостью развиваются значительнее медленнее, чем их сверстники, и предлагаемый материал они усваивают после долгих кропотливых занятий.

Для того, чтобы дети смогли овладеть доступными для них знаниями, надо учитывать индивидуальные особенности каждого ученика

Целью образования обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), с тяжелыми и множественными нарушениями развития является развитие личности, формирование общей культуры, соответствующей общепринятым нравственным и социокультурным ценностям, формирование необходимых для самореализации и жизни в обществе практических представлений, умений и навыков, позволяющих достичь обучающемуся максимально возможной самостоятельности и независимости в повседневной жизни.

Игровые технологии.

Понятие «игровые педагогические технологии» включает достаточно обширную группу методов и приемов организации педагогического процесса.

Цель использования технологии: Расширение образовательного пространства, развитие мотивационных процессов, познавательной активности, усиление работоспособности учащихся.

Результат использования технологии: Преодоление трудностей в усвоении знаний. Повышение мотивации и познавательного интереса к предмету, активизация познавательных процессов, развитие коммуникационных процессов.

Особенности игровых технологий.

Игра представляет собой «цепочку» проблемных ситуаций познавательного, практического характера. Коммуникативного характера, она является психологическим эквивалентом творческой деятельности, а, следовательно, формирует индивидуальный опыт такой деятельности. Существенно также и то, что игра является средством развития умений и навыков коллективной мыслительной деятельности умений продуктивно сотрудничать.

В человеческой практике игровая деятельность выполняет такие функции:
развлекательную(это основная функция игры – развлечь, доставить удовольствие,
воодушевить, пробудить интерес);
коммуникативную:освоение диалектики общения;
самореализациив игре как полигоне человеческой практики;
игротерапевтическую:преодоление различных трудностей, возникающих в других видах жизнедеятельности;
диагностическую:выявление отклонений от нормативного поведения, самопознание в процессе игры;
– функциюкоррекции:внесение позитивных изменений в структуру личностных показателей;
межнациональной коммуникации: усвоение единых для всех людей социально-культурных ценностей;
социализации:включение в систему общественных отношений, усвоение норм человеческого общежития.

Виды игр:

Дидактические: расширение кругозора, познавательная деятельность; применение ЗУН в практической деятельности; формирование определенных умений и навыков, необходимых в практической деятельности; развитие общеучебных умений и навыков; развитие трудовых навыков.

Воспитывающие: воспитание самостоятельности, воли; формирование определенных подходов, позиций, нравственных, эстетических и мировоззренческих установок; воспитание сотрудничества, коллективизма, общительности, коммуникативности.

Развивающие: развитие внимания, памяти, речи, мышления, умений сравнивать, сопоставлять, находить аналогии, воображения, фантазии, творческих способностей, эмпатии, рефлексии, умения находить оптимальные решения; развитие мотивации учебной деятельности.

Социализирующие: приобщение к нормам и ценностям общества; адаптация к условиям среды; стрессовый контроль, саморегуляция; обучение общению; психотерапия.

Дидактические игры могут проводиться, как с игрушками, предметами и картинками та и без наглядного материала, в форме словесных игр.

Действуя с предметами и познавая через игру обучающиеся учатся сравнивать, устанавливать сходство и различия предметов. Школьники знакомятся со свойствами предметов, решают задачи на сравнение, классификацию, установление последовательности. По мере овладения учениками новыми знаниями о предметной среде задания в играх усложняются: они упражняются в определении предмета по какому – либо одному качеству, объединяют предметы по этому признаку, что очень важно для развития отвлеченного логического мышления.

Формирование эмоционального контакта со взрослым

Развитие внимания, подражания

Усвоение действий по образцу

Развитие ручной моторики

Игры и упражнения по сенсорному воспитанию

Восприятие пространства и ориентировка в нем

Развитие тактильно-двигательного восприятия

Развитие слухового восприятия

Игры и упражнения направленные на развитие мышления

Игры и упражнения по развитию речи

В процессе игр с природным материалом формируются мыслительные процессы и операции (анализ, синтез, классификация) и наряду с этим воспитывается любовь к природе бережное отношение к ней.

Настольно-печатные игры – способствуют упорядочению деятельности, стимулируют формирование мышления, внимания, работоспособности, развивают память.

Словесные игры учат играющих опираясь на имеющиеся представления о предметах, использовать приобретенных ранее знаний в новых связях, в новых обстоятельствах. Дети должны самостоятельно решать разнообразные мыслительные задачи: описывать предметы, выделяя характерные их признаки, отгадывать по описанию, находить сходства и различия, алогизмы и суждения. Эти игры развивают умение внимательно слушать педагога, быстро находить ответ на поставленный вопрос, применять знания в соответствии поставленной задачей. С помощью словесных игр у детей воспитывают желание заниматься умственным трудом. В игре сам процесс мышления протекает активнее, трудности умственной работы ребенок преодолевает легче.

У детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью игровые действия без специального обучения не возникают. Действуя с игрушкой, ребенок совершает простейшие однообразные манипуляции, которые не имеют игрового содержания.

У ребенка оказываются несформированными:

потребностно-мотивационный компонент игры, то есть он не обнаруживает потребности в игре. Даже будучи включенным в игру он не проявляет интереса ни к игрушкам, ни к самому игровому процессу. Ребенок действует пассивно, безразлично, не получая удовольствия от выполняемых действий, только подчиняясь требованиям взрослого. Неустойчив интерес к игрушкам, не наблюдается даже кратковременного поглощения игрой. Случайные раздражители быстро отвлекают его внимание, после чего игра прекращается.

целевой компонент, поэтому действия ребенка не имеют осмысленного и целенаправленного характера. Действия с игрушками производятся на уровне манипуляций, нередко неспецифических.

Сами по себе игрушки не стимулируют ребенка к началу игры. Он не знает, особенно в начале обучения, как можно с ними действовать.

Дети с умеренной и тяжелой умственной отсталостью не могут осуществлять перенос действий с одной игрушки на другую, сходную или аналогичную.

У детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью имеются разнообразные нарушения двигательной сферы, в частности, у них плохо развита координация движений и зрительно-двигательная координация. Это затрудняет овладение операционно-технической стороной игры. Поэтому, прежде чем осуществить какое-либо игровое действие, взрослый должен научить ребенка выполнять необходимые движения для последующего адекватного действия с игрушкой.

Для того чтобы игрушки стимулировали ребенка к действиям, он должен уметь их использовать, знать, что и как можно с их помощью делать или изображать. Взрослому необходимо демонстрировать всевозможные варианты выполнения действий с той или иной игрушкой. Каждая новая игрушка, которая предлагается ребенку для игр, должна быть обязательно обыграна.

Без соответствующего обучения дети просто кидают, кусают или рвут и ломают игрушки. При специальном обучении у детей формируются действия с игрушками по подражанию, по образцу, понимание детьми названий используемых игрушек и словесного обозначения выполняемых действий, наличие адекватных эмоциональных реакций на игрушки и выполняемые с ними действия.

При отборе игры для того или иного занятия необходимо опираться на следующие принципы.

Доступность содержания детям с нарушением интеллекта.

Познавательная значимость игры.

Возможность формирования на их основе коммуникативных навыков.

Для обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и тяжелыми множественными нарушениями развития очень важен эмоциональный отклик на игру. Предмет, с которым предлагается поиграть может вызвать страх или неприятные ощущения у ребенка. В таком случае, игрушку лучше заменить.

Для ребенка с нарушением интеллекта важно научиться фиксировать и концентрировать внимание на заданных целях. Для этого проводятся игры на поддержание устойчивости внимания. Много внимания уделяется играм на развитие и коррекцию нарушений памяти. Умственно отсталый ребенок лучше запоминает то, что для него представляет наибольший интерес, оставляет наибольшее впечатление.

На индивидуальных занятиях с детьми с умственной отсталостью эффективно использовать развивающие игры на песке, то есть песочную терапию. Песочная терапия – это сочетание невербальной формы психокоррекции, где основной акцент делается на творческом самовыражении ребенка (композиции из фигурок) и вербальной (рассказ о готовой работе).

Песок развивает мелкую моторику, заземляет негативную психическую энергию, снимает агрессию, напряжение, успокаивает, расслабляет. Человек получает новый заряд бодрости, становится строителем, имеющим свободу выбора. Песочница является контейнером, куда ребенок помещает свои эмоции и страхи. Прикосновения к песку наполняют воспоминаниями, мечтами, покоем, ощущением легкости, будоражат воображение, вызывая разнообразные ассоциации. Когда ребенок строит что-либо из песка, он символически структурирует свой внутренний мир, а если разрушает – то снимает напряжение и агрессию.

В отличие от игр вообще педагогическая игра обладает существенным признаком – четко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, которые могут быть обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются учебно-познавательной направленностью.

Игровая форма занятий создается на уроках при помощи игровых приемов и ситуаций, которые выступают как средство побуждения, стимулирования учащихся к учебной деятельности.

Список литературы:

Гальперин П.Я. Теория поэтапного формирования умственных действий формирования умственных действий –М.,1988.

Гуровец Г.В., Ленок Я.Я. Коррекционно – развивающие игры как метод обучения в специальной педагогике// Обучение и воспитание детей с нарушениями в развитии. – 2002. – №1. -24с.

Петрова О.В. Применение игровых технологий на уроках, как средство коррекции интеллектуальных нарушений у детей. – г. Уфа

Катаева А.А., Стребелева Е.А. Дидактические игры и упражнения в обучении умственно отсталых дошкольников: Кн. для учителя .––М.: «БУК-МАСТЕР», 1993.– 191 с.

Пидкасистый П.И. Технология игры в обучении и развитии [Текст] / П.И. Пидкасистый, Ж.С. Хайдаров. – М.: РПА, 1996.- С.80.

Элъконин, Д.Б. Психология игры [Текст] /Д.Б. Эльконин. — М.: Просвещение, 1979.- С.25.

Плешакова А.Б. Игровые технологии в учебном процессе:/ А. Б. Плешакова// Современные проблемы философского знания. Пенза, 2002. Т. вып. 3

О.А. Степанова Профилактика школьных трудностей у детей: Метод. Пособие. – М.: Сфера, 2003

Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. М., 1998.

Финогенов А.В. Игровые технологии в школе: Учеб.-метод. пособие/ А.В.Финогенов, В.Э. Филиппов. Красноярск: Краснояр. гос. ун-т, 2001.

Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

Использование развивающих игр в интеллектуальном развитии старших дошкольников

Одной из основных задач обучения в детском саду является интеллектуальное развитие детей, чему способствует формирование логического мышления и познавательных процессов: восприятия, памяти, внимания.

Мы на практике убедились, что одним из путей, ведущих к ускорению познания, а значит и интеллектуального развития, является использование развивающих игр.

“Развивающие игры – это игры, моделирующие сам творческий процесс и создающие свой микроклимат, где появляются возможности для развития творческой стороны интеллекта”.[5]

Почти каждая игра может быть развивающей, если не делать за ребенка то, что он сам может сделать, не думать за него, если он сам может додуматься.

Развивающие игры имеют широкий диапазон трудности: есть игры, доступные 2-3 летнему малышу, есть игры, непосильные взрослому. Значит, работу можно начинать с младшей группы и во всех видах деятельности.

Использование развивающих игр продолжается и при поступлении детей в 1 класс. Школа отходит от традиционных, присущих школьному обучению методов, применяя игровые как “мостик”, пока ребенок адаптируется к новой, более сложной для себя деятельности: учебной.

Систематическое проведение предлагаемых игр способствуют развитию разных интеллектуальных качеств: восприятия, внимания, памяти, пространственных представлениях и воображения; умения находить зависимости и закономерности, классифицировать и систематизировать материал, создавать новые комбинации из имеющихся элементов, букв, деталей, предметов, умение находить ошибки и недостатки; способность предвидеть результат своих действий.

На развитие восприятия применяем такие игры:

  • “Найди заплатку”;
  • “Найди такой же предмет”;
  • “Кто наблюдательнее” (с геометрическими фигурами);
  • “Сравни предметы”;
  • “Найди 5 предметов” (определенной формы или цвета)
  • “Чудо дерево, или геометрическое дерево” (загадки или отгадки о геометрических фигурах, опираясь на 3 свойства фигур: цвет, величина, признаки именно этой фигуры) – в этой игре развивается не только восприятие, но и память, и внимание;
  • “Радуга”.

В игре “Узнай предмет” (“Чудесный мешочек”, “Волшебный сундучок”, “Загадочная коробка”) дети определяют на ощупь, что за вещи: один описывает предмет, ощупывая его, а остальные угадывают, называют, зарисовывают.

В игре “Нарисуй такой же узор” (по образцу) кроме восприятия, развивается внимательность, мелкая моторика.

“Кубики Никитина” – прекрасный дидактический материал для развития логического мышления, восприятия, внимания.

На восприятие цвета, формы, величины используем блоки Дьенеша .

Сначала предлагаем самые простые игры:

“Найди все фигуры (блоки), как эта” (по цвету. по форме, размеру), “Найди не такую же фигуру, как эта”, “Найди все такие же, как эта”, “Второй ряд”, “Домино”, “Раздели фигуры”, “Помоги Незнайке” – от имени сказочного героя выбираются блоки: одному желтые и квадратные, другому – желтые, но не квадратные, следующему – квадратные, но не желтые.

Самый сложный вариант игр с блоками – это разбиение их по двум свойствам. Здесь используем обручи.

Еще одним из важнейших свойств личности является память. Человек, лишенный памяти, по сути, перестает быть человеком. Но хорошая память не всегда гарантирует ее обладателю хороший интеллект. И все-таки память – это одно из условий для развития интеллектуальных способностей.

Здесь применяем игры:

  • “Какой игрушки (или чего-то) не хватает?”;
  • “Нарисуй узор по памяти”;
  • “Расставь по памяти”;
  • “Кто внимательнее?” (читаем стихотворение, короткий рассказ или сказку, дети должны запомнить слова с заданным звуком);
  • “Продолжай” (“Дополнени предложение”) – один ребенок называет слово- прилагательное, второй ребенок – существительное, третий – слово, обозначающее действие, четвертый – как делать это?

(“Проворная белка прыгает ловко”);

Одной из форм познавательной деятельности является внимание. Для развития внимания уместны игры:

  • “Продолжи ряд”;
  • “Чудо дерево” (с геометрическими фигурами, буквами, слогами);
  • “Путаница” (“Кечелов”);
  • “Буквоед”;
  • “Буква потерялась”;
  • “С кочки на кочку” (со слогами);
  • “Составь слово из букв”;

игры Воскобовича В.В.: “Лабиринты” (с буквами);

  • “Сколько букв” (буквы написаны разным шрифтом);
  • серия игр с блоками Дьенеша;
  • “Кто где спрятался?”;
  • “Кого сколько?”
  • “Новоселье” и др.

Для успешного усвоения программы школьного обучения ребенку необходимо не только много знать, но и последовательно и доказательно мыслить, догадываться, проявлять умственное напряжение.

Значительную роль в развитии умственных способностей играют логические (занимательные) задачи или задачи-смекалки, решение которых воспитывает пытливость, находчивость, гибкость ума, наблюдательность, обеспечивает своевременное развитие мышления.

Занимательность материалу придают игровые элементы, содержащиеся в каждой задаче, логическом упражнении. Логических игр великое множество, можно порекомендовать такие, как :

  • “Найди ошибку”;
  • “Найди, чем отличается”;
  • “Какая фигура лишняя и почему?”;
  • “Лабиринты”;
  • “Найди недостающую (или недостающие) фигуру”.

Детям подготовительной к школе группе сообщаем лишь общий метод организации поисков решения путем зрительного и мыслительного анализа (т.е. воспитатель направляет ход анализа задач).

Есть еще группа игр, развивающих интеллект дошкольников, в ходе которых дети учатся планировать свои действия, обдумывать их, искать ответ, догадываться о результатах, т.е. активно мыслить, – это головоломки. Головоломки могут быть:

  • арифметическими (угадывание чисел);
  • геометрическими (с палочками, разрезание бумаги, сгибание проволоки);
  • буквенными (анаграммы, ребусы, кроссворды).

Они интересны по содержанию, занимательны по форме, отличаются необычностью решения, парадоксальностью результата. Например, с помощью 2 палочек сложить на столе квадрат, а одной палочки – треугольник.

Из всего многообразия головоломок применяем головоломки с палочками, где идет трансфигурация, т.е. преобразование фигур, различные лабиринты (с цифрами и буквами), кроссворды и ребусы, а также всем известные игры “Танграм”, “Пифагор”, “Колумбово яйцо”, “Монгольская игра”, в которых идет активная практическая деятельность по подбору способа расположения фигур с целью создания силуэта.

Очень интересны детям кроссворды, их отгадывание и запись слов; лабиринты числовые и буквенные (на прочтение слов), ребусы. Прежде чем дать детям ребусы для их расшифровки, нужно заинтересовать их новым делом (отослать “секретное письмо”, вспомнить фильм про разведчиков, секретных агентов), затем методически грамотно объяснить, как расшифровать слова.

Естественно, вначале наиболее легкие: 100Г, НИ., a затем 5 но,

Некоторые дети могут за 10 минут расшифровать и записать до 8 слов разной сложности.

Для развития сообразительности, смекалки огромное значение имеют загадки, т.к. в загадках присутствуют уподобления, метафорическое описание предмета:

“Красные двери в пещере моей,
Белые звери стоят у дверей.
И мясо, и хлеб – всю добычу мою –
Я с радостью белым зверям отдаю”
(губы, зубы)

“Вот гора, а у горы
Две глубокие норы,
В этих норах воздух бродит,
То заходит, то выходит”
(нос)

Есть арифметические загадки. Загадка указывает на особые признаки и свойства, которые присущи только загадываемому предмету. На сходстве и отрицании сходства между предметами она и основана. Эти свойства загадки вводят ребенка в размышления о связях между явлениями и предметами окружающего мира, а также об особенностях каждого предмета и явления (т.е. анализ и синтез).

Образы в загадках красочны, звучны, предметы очерчены резко, отчетливо:

“Бела как снег, черна как уголь, зелена как лук,
вертится как бес и дорога в лес”. (Сорока)

“Черненькая собачка, свернувшись лежит;
не лает, не кусает, а в дом не пускает”. (Замок)

“Черная овечка стоит,
Вся в огне горит,
Ясен сокол прилетел,
Весь мир просветлел”. (День и ночь)

“Что за птицы пролетели
По семерке в каждой стае.
Вереницею летят –
Не воротятся назад” (Дни недели)

Для детей нужно отбирать загадки наиболее простые и элементарные (в соответствии с возрастом).

Знакомим детей с пословицами и поговорками – широко распространенными образными выражениями, которые метко определяют какое-либо жизненное явление, дают ему выразительную эмоциональную оценку.

Одно дело сказать о ком-либо, что он причиняет неудобства своим постоянным присутствием, другое – что он “надоел как горькая редька”; одно дело сказать, что кто-либо пришел неожиданно, другое – что он “свалился как снег на голову”.

Конечно, точное освоение пословиц и поговорок представляет для детей большой труд, поэтому на данном этапе (ребенок – дошкольник) знакомим детей с более простыми, чтобы они легче понимали их смысл:

  • “Шиворот навыворот”;
  • “Мозолит глаза”;
  • “Язык проглотить”.

Знакомя детей с загадками, пословицами, поговорками, используем головоломки:

  • “Через одну”;
  • “Кто внимательный?”;
  • “Цифры – подсказки”;
  • “Круглая пословица”,

где обязательно дается “ключик” для разгадки прочитывания: собери пословицу по цифрам по порядку или пропуская по две буквы, или ориентируйся на цвет слогов или букв и т. д.

Загадки, пословицы, поговорки заставляют ребенка думать, развивают наблюдательность, стремление к размышлению и познанию окружающей действительности. Они позволяют развивать логическое мышление детей, формировать у них умение рассуждать, доказывать.

В группе обязательно оформляем “Уголок занимательных игр, где подбираем игровой материал в соответствии с возрастом детей и уровнем их развития:

В нем могут быть и настольно-печатные игры, и головоломки, и логические задачи, кубики, лабиринты, материалы из журналов, газет, книг (лабиринты, ребусы, кроссворды), геометрические орнаменты, сюжеты с любимыми героями сказок, шашки, шахматы.

Одновременно ведём работу и с родителями, в ходе которой используем беседы и консультации, совместные игры родителей с детьми, просмотр игр и занятий с детьми, вечера досуга; вместе оформляем игротеку.

Еще раз говоря о значении развивающих игр в интеллектуальном развитии дошкольников, хочется подчеркнуть, что “знания, усвоенные без интереса, не окрашенные собственным положительным отношением, эмоциями, не становятся полезными – это мертвый груз. Пассивное восприятие и усвоение не могут быть опорой прочных знаний. Играя, гораздо легче выучить, лучше узнать, проявить при этом творчество.” [2]

«Программа коррекционно-развивающих занятий со старшими дошкольниками и младшими школьниками с нарушениями системы саморегуляции деятельности (в том числе с СДВГ) “Золотой ключик”»

Актуальность, научная и практическая значимость

В настоящее время отмечается увеличение количества детей с проблемами саморегуляции произвольной деятельности, в том числе с синдромом дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ).

Данная группа детей, испытывая различные трудности в обучении, поведении и общении, входит в группу риска по формированию девиантного поведения в подростковом возрасте, поэтому старший дошкольный и младший школьный возраст являются сензитивными для предупреждения развития нарушений поведения и их эффективной коррекции.

В современной литературе можно найти много подходов к работе с такими детьми – от нейропсихологической коррекции и компенсации образовательных нарушений, возникающих в связи с дефицитом произвольного внимания, до тематических бесед с родителями. Однако эффективных программ сопровождения, направленных как на психолого-педагогическую коррекцию когнитивной сферы, так и на социальную сфер у детей, посредством становления у них базовой характеристики поведения – произвольной саморегуляции, не было.

Проблема СДВГ в данной программе впервые связывается с несформированностью системы саморегуляции деятельности и рассматривается как её частный случай. В связи с этим в программе прописан качественно иной основополагающий подход к коррекционно-развивающей и образовательной работе с детьми, заключающийся в поэтапном, грамотном и методичном формировании стратегий эффективной произвольной деятельности, которые и образуют, в конечном счёте, систему саморегуляции ребёнка.

В качестве теоретической модели саморегуляции деятельности используется концепция доктора психологических наук, академика РАО Конопкина О.А. и подход доктора психологических наук, профессора Моросановой В.И. Идеологическая и стратегическая составляющие программы принадлежат научному руководителю, кандидату медицинских наук Белехову Ю.Н.

Занятия с детьми по данной программе структурно и содержательно приближены к ведущим видам деятельности детей 6-10 лет. В них сочетаются элементы сюжетно-ролевой игры и учебной деятельности. На занятиях целенаправленно создаются условия, позволяющие ребёнку раскрыть свои потенциальные возможности, поверить в собственные силы и научиться достигать успеха в любой деятельности.

Коррекционно-развивающая программа «Золотой ключик» разработана для Центров психолого-медико-социального сопровождения и Центров психолого-педагогической реабилитации и коррекции, может быть использована педагогами-психологами и другими педагогическими работниками в практике общеобразовательной системы школьного и дошкольного образования, в системе дополнительного образования, программа соответствует требованиям, предъявляемым к формированию универсальных учебных действий (УУД) в ФГОС.

Программа имеет социально-педагогическую направленность, является авторской.

Цель и задачи

Целью данной программы является становление основ саморегуляции поведения детей 6-10 лет с нарушениями в произвольной деятельности, в том числе с СДВГ.

Программа предполагает реализацию следующих задач:

  • обучение стратегиям саморегуляции и формирование навыков их использования;
  • расширение знаний детей о собственных возможностях.
  • отработка эффективных форм взаимодействия со сверстниками;
  • освоение норм социального поведения;
  • формирование личностных качеств учащегося;
  • совершенствование свойств внимания;
  • развитие навыков саморегуляции деятельности в игре и обучении.
  • выявление особенностей познавательной и личностной сфер младших школьников и старших дошкольников.

Основное содержание работы

Работа по программе осуществляется в малых группах 3-5 человек, что обусловлено особенностями детей со сложной структурой дефекта, занятия проводятся дифференцированно, в соответствии с возрастом и проблемами в системе саморегуляции. Группы являются постоянными и закрытыми, что способствует получению наибольшей эффективности.

Программа рассчитана на 24 занятия.

Диагностический блок: 4 занятия, которые включают первичную и итоговую диагностику. Первичная диагностика проводится в начале обучения с целью выявления проблемных областей в системе саморегуляции у конкретного ребёнка. Итоговая диагностика проводится в конце курса для определения уровня достигнутых в процессе занятий положительных изменений.

Основной блок: 20 коррекционно-развивающих занятий, которые делятся на 5 этапов по числу основных стратегий системы саморегуляции.

Каждое занятие проводится в пяти различных классах (тематических зонах), которые ориентированы и оборудованы под различные, строго определенные виды деятельности: Спортивный класс; Класс с эффектом затемнения для работы в условиях сенсорной депривации; Класс продуктивных видов деятельности; Музыкальный класс; Сенсорный класс.

Результаты, выводы

Программа в своём первоначальном варианте проходила апробацию в рамках экспериментальной деятельности сетевой ГЭП 2-го уровня г. Москвы по теме «Психолого-педагогическое сопровождение детей 6-10 лет с СДВГ» 2009-2012 годы.

За время эксперимента в ЗелАО г. Москвы была выстроена эффективно действующая окружная модель сопровождения детей с нарушениями в системе саморегуляции деятельности, в том числе и с СДВГ.

Основным результатом успешного прохождения программы «Золотой ключик» является освоение детьми стратегий саморегуляции произвольной деятельности, активизация познавательных процессов, улучшение коммуникативных способностей, приобретение навыков конструктивного общения со сверстниками и взрослыми, формирование адекватной самооценки, гармонизация детско-взрослых отношений, что подтверждается итоговым диагностическим обследованием.

В 2014 году завершена корректировка (в соответствии с результатами апробации) планов-конспектов коррекционно-развивающих занятий к программе и полное внедрение программы «Золотой ключик» в систему сопровождения детей ЗелАО г. Москвы.

Читайте также:
Йотированные гласные - план-конспект занятия
Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: