Использование мультисенсорной среды для коррекции речи

Использование мультисенсорного подхода в развитии речи детей с нарушением слуха.
статья по теме

В предложенном материале дается описание системы работы с детьми с нарушением слуха и речи младшего дошкольного возраста с использованием мультисенсорного подхода.

Скачать:

Вложение Размер
sistema_raboty_1.doc 104 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение для детей дошкольного и младшего школьного возраста начальная школа-детский сад компенсирующего вида «Верботон»

Использование мультисенсорного подхода в развитии речи детей младшего дошкольного возраста с нарушениями

Мир входит в сознание человека лишь

через дверь органов внешних чувств.

Если она закрыта, то он не может войти

в него, не может вступить с ним в связь.

Мир тогда не существует для сознания.

Проблема воспитания и обучения детей раннего возраста с проблемами слуха и речи всегда привлекала внимание исследователей. Еще передовыми отечественными сурдопедагогами конца XIX — начала XX века Н.М. Лаговским, Н.К. Паткановой, Ф.А. Pay, Н.А. Pay подчеркивалась необходимость раннего начала коррекционной помощи детям с нарушенным слухом. Многие исследователи отмечали, что значительное снижение слуха приводит к резкому недоразвитию или отсутствию речи и отрицательно сказывается на общем психофизическом развитии ребенка: развитии движений, формировании его познавательной деятельности, развитии специфических форм детской деятельности, нарушаются социальные контакты ребенка с миром, что негативно влияет на его личностное развитие (Pay Н.А., Pay Е.Ф., Корсунская Б.Д., Венгер А.А., Выгодская Г.Л., Леонгард Э.И., Исенина Е.И., Носкова Л.П., Пелымская Т.В., Шматко Н.Д., Brown М., Klein Lori J., Huerta Lynn E., и др.). Необходимость создания в нашей стране системы ранней комплексной помощи детям с отклонениями в развитии определяется социально-экономическими условиями современной жизни, политикой государства по отношению к проблемным детям. В документах государственной политики, «Программе 2020» и проекте «Наша новая школа», определяющих тенденцию развития современного образования, особое место занимает проблема раннего развития детей дошкольного возраста с особыми образовательными потребностями. Правительством, было отмечено следующее: «В результате усиления внимания к раннему развитию детей и эффективному прохождению начальной стадии реабилитации можно будет добиться снижения числа детей в программах коррекционного обучения. Это значительно повысит качество результатов образования и успешной социализации детей с ограниченными возможностями здоровья в общество».

Динамично, постоянно изменяющийся мир входит в жизнь ребенка огромным количеством самых разнообразных объектов, явлений, событий. Неустойчивое внимание сосредотачивается лишь на немногих из них: ярких, звонких, значимых для ребенка вещах. И наша задача сделать так, чтобы какой бы материал мы не давали ребенку, он всегда был бы эмоциональным, привлекательным, живым и заставлял бы ребенка включаться в деятельность. Психологическая наука и практика (В. Н. Аванесова, Э. Г. Пилюгина, Н. Н. Поддьяков и др.) убедительно доказали, что знания, получаемые словесным путем и неподкрепленные чувственным опытом, неясны, неотчетливы и непрочны, порой весьма фантастичны, а это означает, что нормальное умственное развитие невозможно без опоры на полноценное восприятие. Ребёнок с нарушенным слухом с первых дней жизни (если поражение является внутриутробным) или с первых месяцев жизни (если поражение является постнатальным) попадает в неблагоприятные условия развития. На основе первичных дефектов — снижения слуха и нарушений вестибулярного аппарата — очень рано возникают вторичные отклонения в развитии: задержка речевого, моторного и познавательного развития и дефицит эмоционального общения со взрослыми. Успех в преодолении дефектов развития зависит в значительной степени от раннего начала воспитательного и обучающего процесса, максимального использования мультисенсорного подхода в реабилитации ребенка. Однако существующие программы и созданные условия не решают всего спектра задач и не предусматривают комплексного решения проблемы. Именно поэтому в процессе моей педагогической деятельности постоянно возникали проблемы, которые требовали немедленного решения:

  • низкий уровень развития речи детей с нарушениями слуха и речи после первого года реабилитации;
  • отсутствие диагностического инструментария для объективной оценки развития детей с проблемами слуха и речи младшего дошкольного возраста;
  • недостаточный уровень задействования в ходе занятия всех сенсорных каналов (слух, зрение, тактильное восприятие, вестибулярное чувство, моторика);
  • малая заинтересованность и недостаточная активность родителей в развитии речи детей;
  • трудность в анализе и отборе необходимого материала для занятия.

Актуальность темы обусловлена также рядом противоречий между:

  • потенциалом ребенка и недостаточным использованием развивающих возможностей занятия;
  • потребностью ребенка в речи и недостаточным созданием условий в образовательном процессе для развития речевых возможностей детей младшего дошкольного возраста.

В связи с этим встала задача поиска путей развития речи и психофизических функций дошкольников в процессе специально организованного обучения с использованием мультисенсорного пути, то есть включения всех сохранных анализаторов в процесс обучения ребенка с проблемами в развитии, а также подбор оптимальных приемов, методов, средств способных максимально развить речевые способности детей.

По степени новизны опыт является поисково – изобретательским, так как при обработке аналитических данных, разработке занятий и рекомендаций применяются новые сочетания известных методов и приемов (синтез верботонального метода и мультисенсорного), по – новому рассматривается степень их воздействия на развитие речевой деятельности в процессе специально организованного обучения, на основе этого:

– разработана диагностика мультисенсорного развития;

– разработаны направления деятельности на занятии при активном использовании всех сенсорных каналов ребенка;

– произведен отбор дидактических игр и упражнений по теме.

Опыт работы может, применим для педагогов, работающих с детьми с различными проблемами в развитии:

– для воспитателей дошкольных учреждений компенсирующего вида;

– для логопедов дошкольных учреждений, работающих с детьми имеющих тяжелые нарушения речи;

– для учителей – дефектологов, занимающихся с детьми с ОНР 1 и 2 уровня, с нарушением слуха, ЗПР;

– для педагогов – психологов;

– для родителей, имеющих детей с проблемами развития.

ПРИМЕНЕНИЕ СЕНСОРНОЙ КОМНАТЫ И КАБИНЕТА ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ РАЗГРУЗКИ В КОМПЛЕКСНОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ ДЕТЕЙ

© Коллектив авторов, 2013

Поступила 11.03.2013 г.

Л.М.ФИЛИППОВА,

А.Г.КИРИЛЛОВ, Т.П.СМЕЛОВА,

А.А.ПАВЛОВ, В.Г.СТЕПАНОВ

ПРИМЕНЕНИЕ СЕНСОРНОЙ КОМНАТЫ И КАБИНЕТА ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ РАЗГРУЗКИ В КОМПЛЕКСНОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ ДЕТЕЙ

Центр восстановительного лечения детей,

Центр здоровья Республиканская детская клиническая больница, Чебоксары

Сенсорная комната – это окружение, где происходит воздействие на органы чувств человека. В таких условиях специалистами проводятся направленные коррекционные занятия или комната просто используется для релаксации. Сеансы в комнате можно рассматривать как самостоятельную реабилитационную процедуру, способ подготовки к другим медико-психологическим мероприятиям или средство оптимизации реабилитационного процесса. Исходя из опыта работы, сделан вывод о том, что пребывание в этих комнатах улучшает психическое здоровье, способствует ускорению реабилитационного процесса.

Ключевые слова: сенсорная комната, психологическая разгрузка, сеансы.

Сенсорная комната – это специально оборудованное пространство, организованное таким образом, что находящийся в ней, вне зависимости от возраста и состояния здоровья, ощущает полный покой, комфорт и безопасность. Как установлено английскими учеными, за короткий промежуток времени пребывания в такой комнате снимается стресс, наступает полное расслабление, значительно улучшается эмоциональное и физическое самочувствие, улучшается психофизическое состояние и повышается работоспособность [1].

Эффективность применения таких комнат в реабилитационной и терапевтической практике доказана опытом многих стран, в том числе России.

В Республиканском восстановительном центре детей занятия в сенсорной комнате и кабинете психологической разгрузки включены в комплексную систему реабилитации пациентов с нарушениями опорно-двигательного аппарата, слуха, речи, задержками психомоторного и эмоционального развития, невротическими и психосоматическими расстройствами. Сенсорная стимуляция очень важна для детей, страдающих детским церебральным параличом, ранним детским аутизмом, синдромом Дауна. Пребывание детей в этих комнатах также создает положительный эмоциональный фон и помогает преодолеть нарушения в эмоционально-волевой сфере, способствует повышению мотивации к проведению других лечебных процедур (рис. 1).

Рис. 1. Сеанс релаксации

Противопоказаниями к проведению сеансов в сенсорной комнате являются глубокая умственная отсталость, инфекционные заболевания. Частичными противопоказаниями является наличие у пациента частых эпилептических припадков, в данном случае используются только релаксационные приёмы. При работе с людьми, имеющими неврологические нарушения, необходимо учитывать специальные рекомендации невропатолога [2]. Так, например, при судорожной готовности и эписиндроме нельзя использовать мигающие световые приборы и ритмическую музыку, чтобы избежать ухудшения состояния. При работе с возбудимыми детьми время пребывания сокращается, минимизируется нагрузка на анализаторы. При работе с тревожными детьми следует исключить резкие переходы от одного стимула к другому [3, 4].

В сенсорной комнате мы условно выделяем две зоны: релаксационную и активационную. В релаксационную входят мягкие покрытия, пуфики с гранулами, маты, подушечки, сухой бассейн, приборы, создающие рассеянный свет, коллекция релаксационной музыки, в активационную – оборудование со светооптическими и звуковыми эффектами (пузырьковая колонна, сухой душ, мелодичный звон, оптиковолоконные нити, светильники, проекторы, зеркальная панель с цветными нитями, настенное интерактивное панно «Звездное небо», сенсорные панели для рук и ног, массажные мячики и т.д.)

Новое оборудование позволили поделить работу на два основных направления:

1. Консультативно-диагностическое обследование детей с целью определения структуры и степени выраженности имеющихся отклонений.

2. Проведение комплекса коррекционных и реабилитационных мероприятий с целью максимальной коррекции отклонений в развитии детей и подростков.

Работая в коррекционном направлении, мы условно выделили следующие функциональные цели:

1. Активация различных функций центральной нервной системы за счет создания обогащенной мультисенсорной среды, стимуляция ослабленных сенсорных функций (зрение, осязание, слух и т.д.), развитие общей и мелкой моторики и коррекция двигательных нарушений, повышение интереса к исследовательской деятельности.

2. Снятие мышечного и психоэмоционального напряжения, достижение состояния релаксации и душевного равновесия.

В сенсорной комнате и кабинете психологической разгрузки мы используем методы свето-, цвето-, звуко-, музыкотерапию для воздействия на состояние пациентов через соответствующие органы чувств, а также методы суггестивной, телесно-ориентированной, игровой терапии. Применение сюжетно-ролевых игр, сказкотерапии, психодрамы помогает преодолевать неадекватные эмоциональные и поведенческие реакции детей. Использование этих комнат способствует снятию мышечного и психоэмоционального напряжения без применения медикаментозных препаратов, а также снижению порога болевой чувствительности у послеоперационных пациентов и уменьшению страха боли и медицинских манипуляций [5].

Занятия в сенсорной комнате проводятся в индивидуальной и микрогрупповой формах. Группы комплектуются в соответствии с возрастом детей, нозологией, а также с уровнем их физического и психического развития. Продолжительность сеанса составляет 20-30 минут. Кратность посещения 7-10 раз за курс лечения. План занятий составляется индивидуально для каждого ребенка, с учетом задач его реабилитационного курса (рис. 2).

Рис. 2. Телесно-ориентированная терапия

К участию на занятиях привлекаются и родители. Семейная терапия в сенсорной комнате улучшает эмоциональный контакт между ребенком и родителями, уменьшает невротические реакции. В Школе для родителей, проводимых в условиях кабинета психологической разгрузки, мамы и папы получают психологические знания на актуальные темы, знакомятся с сеансами психоэмоциональной разгрузки.

Ниже приведены результаты положительного воздействия сенсорной комнаты на состояние детей и подростков нашего Центра на основании психодинамического наблюдения специалистами, клинического обследования личности, самонаблюдения и бесед с персоналом.

За 2012 год в сенсорную комнату и кабинет психологической разгрузки обратились 950 детей и подростков. После прохождения курса сеансов у пациентов отмечено положительная динамика по следующим показателям (в %):

1. Снижение агрессивности, конфликтности, негативизма в поведении – 32.

2. Стабилизация психоэмоционального фона – 56.

3. Улучшение сна – 64.

4. Снятие стрессового состояния – 46.

5. Снижение уровня тревоги – 29.

6. Развитие произвольного внимания – 58.

7. Повышение порога сенсорной чувствительности – 12.

8. Снижение болевых ощущений опорно-двигательного аппарата – 28.

9. Ослабление головных болей – 49.

10. Расширение круга общения – 45.

11. Создание ощущения безопасности и покоя – 66.

12. Улучшение общего состояния организма – 42.

13. Повышение мотивации к лечению – 12.

14. Повышение мышечного тонуса – 36.

15. Снижение утомляемости – 37.

16. Развитие мелкой моторики – 48.

17. Положительная динамика отсутствует – 3.

18. Отказ от занятий по субъективным причинам – 2.

Большинство детей, подростков и родителей после проведения курса сеансов фиксировали одновременно несколько показателей положительного изменения состояния.

Эти данные еще раз подтверждают исследования эффективности работы Сенсорной комнаты, которые проводились в Англии, Голландии, Дании, Германии, США, России и других странах с различными группами клиентов, начиная с 1995 г. и не показали негативных или нейтральных результатов.

Таким образом, с учетом опыта работы нашего отделения, использующего сенсорную комнату более 5 лет, можно утверждать, что применение этой технологии повышает как успешность психокоррекционной работы, так и эффективность реабилитации в целом.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Сенсорная комната – волшебный мир здоровья: уч.-метод. пособие / под общ. ред. В.Л. Жевнерова, Л.Б. Баряевой, Ю.С. Галлямовой. – СПб. : ХОКА, 2007 – ч. 1: Темная сенсорная комната.

2. Богданов О.В. Методические рекомендации по проведению комплекса лечебно-восстановительных и реабилитационных мероприятий в Сенсорной комнате SNOEZELEN фирмы REHAB AND MEDICAL / О.В. Богданов // Сенсорные комнаты СНУЗЛИН: сб. ст. и метод. рекомендаций. – М. – 2001. – С. 39-47.

3. Богданов О.В. Методические рекомендации по проведению комплекса лечебно-восстановительных и реабилитационных мероприятий в Сенсорной комнате (коррекция сенсорных нарушений) / О.В. Богданов // Сенсорные комнаты СНУЗЛИН: сб. ст. и метод. рекомендаций. – М., 2001. – С. 141-145.

4. Комната психологической разгрузки (из опыта работы детско-подросткового отделения психоневрологического интерната № 10) / Сост. Н.В. Горошенкова, – СПб., 2000.

5. Ромек В.Г., Конторович В.А., Крукович Е.И. Психологическая помощь в кризисных ситуациях / В.Г. Ромек, В.А. Конторович, Е.И. Крукович. – СПб.: Речь, 2004.

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ:

Филиппова Любовь Михайловна

медицинский психолог 2 категории Республиканского центра восстановительного лечения детей БУ «Республиканская детская клиническая больница» Минздравсоцразвития Чувашии

Кириллов Александр Григорьевич

доктор медицинских наук, врач педиатр высшей категории, заведующий Республиканским центром восстановительного лечения детей БУ «Республиканская детская клиническая больница» Минздравсоцразвития Чувашии

Смелова Татьяна Павловна

врач-педиатр 1 категории, врач ЛФК, заведующий клинико-диагностическим отделением, Центр здоровья для детей БУ «Республиканская детская клиническая больница» Минздравсоцразвития Чувашии

Павлов Анатолий Александрович

кандидат медицинских наук, главный врач БУ «Республиканская детская клиническая больница» Минздравсоцразвития Чувашии, главный детский хирург Чувашии, г. Чебоксары

Степанов Владимир Геннадьевич

врач-педиатр 1 категории, заместитель главного врача БУ «Республиканская детская клиническая больница» Минздравсоцразвития Чувашии

Адрес для переписки:

428000, Чувашская Республика, г. Чебоксары, ул. Гладкова, д. 27

Тел.: +7 (8352) 56-31-53

INFORMATION ABOUT THE AUTHORS:

Filippova Lyubov Mihaylovna

medical psychologist of the second category at the Republican rehabilitation centre for children of the BI “Republican Children’s Clinical Hospital” of HealthCare and Social Development Ministry of Chuvashia,

Kirillov Aleksander Grigoryevich

doctor of Medicine pediatrician of higher category, the head of the Republican rehabilitation centre for children of the BI “Republican Children’s Clinical Hospital” of HealthCare and Social Development Ministry of Chuvashia,

Smelova Tatyana Pavlovna

pediatrician of the first category, physician the head of the clinical diagnostic department at the health centre for children of the BI “Republican Children’s Clinical Hospital” of HealthCare and Social Development Ministry of Chuvashia,

Pavlov Anatoliy Aleksandrovich

PhD of Medicine, chief Doctor of the BI “Republican Children’s Clinical Hospital” of HealthCare and Social Development Ministry of Chuvashia, chief children’s surgeon of Chuvashia, the city of Cheboksary

Stepanov Vladimir Grigoryevich

pediatrician of the first category, chief doctor’s deputy of the BI “Republican Children’s Clinical Hospital” of HealthCare and Social Development Ministry of Chuvashia,

Address for correspondence:

Gladkov st., 27, Cheboksary, Chuvash Republic, 428000

Tel.:+7 (8352) 56-31-53

L.M. FILIPPOVA,

A.G. KIRILLOV, T.P. SMELOVA,

A.A. PAVLOV, V.G. STEPANOV

SENSORY ROOM AND ROOM FOR PSYCHOLOGICAL RELAXATION

IN COMPLEX REHABILITATION OF CHILDREN

Rehabilitation Centre for Children,

Health Centre for Children the Republican Children’s Clinical Hospital, Cheboksary

Sensory room provides surrounding favourable for influencing the human senses, so the specialists could organize correction training or just use the room for relaxing. Training in the room may be considered to be an independent rehabilitation procedure, preparing for other medical and psychological activity or means of optimizing the rehabilitation process. It has been concluded that training in these rooms improves psychological health, contributes to faster rehabilitation.

Key words: sensory room, psychological relaxing, training

Использование мультисенсорной среды в формировании лексико-грамматической стороны речи детей с ОНР.

Использование мультисенсорной среды в формировании лексико-грамматической стороны речи детей с ОНР.

Авторы многих трудов по психолингвистике утверждают, что лексический компонент является стержневым в структуре языковой способности обучаемых. Как активизировать процесс освоения лексико-грамматической стороны речи? Как добиться более глубокого усвоения представляемой логопедом лексической информации? Вот вопросы, над которыми, безусловно, задумался каждый практикующий логопед.

Исследователи считают, что процесс обучения лексике должен строится на основе таких принципов, как:

Опора на познавательную и коммуникативную функцию.

Адекватность упражнений формируемым действиям.

Поэтапность формирования лексических действий (от отдельных лексем до комплекса в виде словосочетаний и предложений).

Учет взаимодействия упражнений по формированию разных сторон речи.

Учет взаимосвязи видов речевой деятельности.

Академик Бим в результате исследований данной проблемы пришел к выводу о том, что очень важную роль в этом процессе играет образ слова, который складывается в сознании ребенка. Чем ярче впечатление, произведенное словом, чем значительнее ситуация, в которой слово было воспринято и чем больше потребность в этом слове, тем лучше оно усваивается ребенком. В связи с этим, утверждает исследователь, формирование лексико-грамматической стороны речи должно основываться на широком использовании потребностно-мотивационной сферы обучаемого.

Прекрасным инструментом для создания яркой, эмоционально-окрашенной учебной ситуации является мультисенсорная среда. Занятия в сенсорной комнате позволяют задействовать все органы чувств ребенка, все стороны эмоционально-волевой сферы. Образ слова, формируемый в ходе таких занятий, оказывается объемным, эмоционально-окрашенным и способствует развитию учебной мотивации ребенка с ОВЗ, которому в условиях мультисенсорной среды гораздо легче усвоить изучаемый материал, так как он получает возможность постичь слово не только с помощью зрительно-слуховых, но и других сенсорных анализаторов.

Как известно, в логопедической работе немаловажная роль отводится работе ребенка перед зеркалом.

В начале учебного года многие дети испытывают затруднения в ходе таких занятий, плохо понимают инструкции логопеда. Большинство из них затрудняются в ориентировке в схеме собственного тела, не знают понятий правая и левая сторона, и названия частей лица. Некоторые дети первоначально стесняются показать свой язычок, выполнить определенную артикуляционную позу. Поэтому познакомить детей с особенностями их собственного тела и сформировать у них умение ориентироваться в нем можно в сенсорной комнате перед “Волшебным” зеркалом. В этом зеркале дети видят себя во весь рост, убеждаются, что их тело – это две совершенно одинаковые половины, и через игровые упражнения перед “Волшебным” зеркалом учатся передавать передавать с помощью мимики эмоциональное состояние человека (радость, огорчение, удивление). Они с удовольствием “превращаются” в различных животных, изображают их повадки. Активная работа мышц тела и лица, мимические и пантомимические проявления чувств, обеспечивают разрядку эмоций детей, помогает им легко расслабиться и раскрепоститься. Таким образом, уже в ходе первых занятий в сенсорной комнате начинается работа по освоению лексико-грамматической стороны речи. Выполняя инструкции логопеда, дети пополняют словарный запас по таким лексическим темам, как «Домашние животные», «Дикие животные», «Части тела» и др. Знакомятся с использованием предложно-падежных конструкций

У детей со сложными речевыми нарушениями дыхание поверхностно, аритмично, объем выдыхаемого воздуха настолько уменьшается, что его не хватает на произнесение целой фразы. Некоторые упражнения, направленные на развитие речевого дыхания, целесообразно перенести в сенсорную комнату, в сухой бассейн. Для активизации нижнего диафрагмального дыхания, хороши мячи-фитболы. Вследствие большой вариативности и комбинантности мышечного тонуса и других двигательных расстройств у детей с дизартриями, необходимость специальных упражнений с использованием мячей-фитболов для них очевидна. Такие упражнения отлично расслабляют детей и снимают напряжение с мышц шеи и плечевого пояса, при функциональной нагрузке у них реже наблюдаются синкинезии. В ходе выполнения таких упражнений продолжается работа по формированию навыков осуществления лексических действий. Сначала дети составляют словосочетания с изучаемыми словами, затем составляют предложения и тренируются в правильном использовании дыхания при их произношении.

Важнейшее условие правильной артикуляции звуков – это сильная направленная воздушная струя. Обучать этому детей в сенсорной комнате можно с использованием подвесных модулей “Сухой дождь” и “Светящиеся нити”. Образ звука и слова, которые осваивают дети в этот момент, обретает особое, «световое звучание», что способствует лучшему усвоению лексических групп.

Дети со сложными речевыми дефектами имеют явные недостатки в развитии мыщц кисти рук, тонких дифференцированных движений, графомоторных навыков. Одним из эффективных направлений коррекционной работы в этой области является самомассаж. Некоторые упражнения для развития мелкой моторики кисти руки, можно выполнить с помощью рельефных мячиков и валиков, имеющихся в сенсорной комнате. В ходе этих упражнений можно одновременно вести работу по усвоению слов-действий и навыков их использования в речи.

Игровые модули “Сенсорная тропа”, коврик “Топ-топ”, набор тактильных шариков с поверхностью из различных материалов, панно “Ежик”, предназначенные для развития сенсорно-тактильной сферы ребенка, учитель-логопед может широко использовать для коррекции речевых нарушений, в частности для формирования лексического строя речи, наполнения и развития антонимического словаря детей (твердый-мягкий, пушистый-гладкий), уточнения значения и правильного использования в речи предлогов (за, около и др.) на основе сенсорно-перцептивного опыта детей.

Разноцветные секторы “Сенсорной тропы” позволяют закрепить у детей представления об основных цветах, развивают пространственные ориентировки. А если учесть, что коррекционно-логопедическая работа по преодолению нарушений слоговой структуры у детей с тяжелыми речевыми нарушениями начинается с формирования временных представлений и пространственной ориентации, то игровые упражнения, организованные в полифункциональной среде сенсорной комнаты, являются отличной пропедевтикой.

Наличие определенного количества секторов сенсорных дорожек и ковриков – своеобразная счетная линейка для тренировки прямого, обратного и порядкового счета. Поэтому это оборудование – еще и дидактический материал для закрепления математических представлений у детей с тяжелыми речевыми нарушениями на наглядном материале. И конечно прекрасная возможность для освоения лексическ5ой темы «Счет».

Подводя итоги сказанному, необходимо отметить, что мультисенсорная среда позволяет активизировать работу по всем направлениям логопедической деятельности, причем делать это комплексно, одновременно решая комплекс психолого-педагогических задач, начиная со снятия психо-эмоционального напряжения ребенка, совершенствования мелкой моторики и скоординированности действий до формирования лексико-грамматической стороны речи.

Метод Томатис и Томатис-терапия

Томатис — это метод нейросенсорной стимуляции с помощью специально обработанного звука. Современный аппарат Tomatis представляет собой маленький цифровой планшет Talks up.

  • История метода
  • Принципы работы, видео
  • Показания к курсу Томатис-терапии
  • Кто проводит терапию
  • Как проходит терапия
  • Противопоказания
  • Цена

История метода

Основоположником метода Томатис был врач-отоларинголог (ЛОР), хирург, фониатр Альфред Томатис. Будучи сыном оперного певца, в детстве он много времени проводил в оперном театре, что и породило его интерес к процессу слушания. Работая уже как врач с оперными певцами и артистами, он сделал различные исследования о связи уха и способностей человека, что и легло в основу метода.

Постепенно метод совершенствовался, область применения все больше расширялась от пения к ораторскому искусству, затем к изучению иностранных языков, помощи школьникам в улучшении успеваемости и далее к работе с особыми детьми, например, с аутизмом, сенсомоторными проблемами. Технический прогресс также не стоял на месте, и постепенно из огромной машины по преобразованию звука аппарат Томатиса превратился в маленький цифровой планшет Talks up®.

В 2000 году Альфред Томатис передал своему сыну Кристиану все активы своего Метода, и тот основал компанию TOMATIS DEVELOPPEMENT S.A. На данный момент она является эксклюзивным собственником Метода Tomatis®. Сейчас в компании работают внуки изобретателя Метода Томатис — Грегуар Томатис, директор и администратор, и Софи Томатис, клинический психолог и юрист.

Принципы работы

В основе метода лежит связь среднего и внутреннего уха с мозгом и нервной системой. Специалисты Томатис говорят, что «Ухо — это дверь для доступа ко всей нервной системе». Посылая звуковые волны с различными параметрами в ухо, а через него в мозг, специалист целенаправленно может влиять на те или иные функции психики человека, например, снять излишнюю тревожность, наладить сон, уменьшить возбудимость или, наоборот, усилить концентрацию, увеличить энергичность, повысить способности к коммуникации.

Со стороны может показаться, что человек «просто слушает музыку». Но на самом деле каждый музыкальный трек обработан особым образом с помощью специальных фильтров методики Томатис. В каждой музыкальной композиции содержатся свои уникальные настройки, которые специалист по Томатис-терапии подбирает индивидуально для каждого клиента в зависимости от задач, поставленных в начале работы. И в каждом случае эффект будет немного разным, в зависимости от человека, его особенностей, возраста и других обстоятельств.

При подборе программы Томатис специалист исходит из трех зон воздействия:

  • «Вестибулярная зона» — сюда относятся такие функции, как: равновесие, координация, чувство ритма, общая и мелкая моторика (в том числе речевая), чувство своего тела, ощущение баланса, эмоциональная регуляция, память и внимание, способность к социализации, прогнозирование, восприятие счета. Эта зона «включается» при низких частотах, что предусмотрено в соответствующих программах.
  • «Зона коммуникации и речи» — влияет на язык, речь, фонематический слух, распознавание речи, речевую память, способность формулировать мысли, навыки вербальной коммуникации, готовность вступать в контакт с окружающими, обучение, музыкальный анализ и музыкальную точность. Зона активна при частотах 500-4000 Гц.
  • «Зона энергии» — отвечает за «пробуждение мозга», активацию, внимание, креативность, операции речевого и музыкального анализа, качество голоса (тембр), энергию для первых двух зон. Работает на высоких частотах, 2000-16000 Гц.

Каждая программа слушания влияет на все три зоны, но на «целевых зонах» специалист делает отдельный акцент для более интенсивного воздействия. Помимо параметра частоты есть также ряд других параметров, которые в общей сложности и дают всемирно известный «эффект Томатис».

Показания к курсу Томатис-терапии

Метод обладает огромными возможностями. Однако он не является «волшебной таблеткой». Важно соблюдать рекомендации специалиста, а также усиливать эффект между занятиями и курсами: заниматься с профильными специалистами по вашей проблеме (логопед, дефектолог, психолог, педагог и так далее); больше общаться с ребенком дома, играть, читать, слушать музыку; улучшать качество внутрисемейной коммуникации. Курс Томатис можно проходить, начиная с возраста 2 лет.

Нарушения, при которых рекомендован метод:

  • Речевые проблемы у детей и взрослых (алалия, задержка речи, недоразвитие речи, низкий словарный запас, заикание/логоневроз, афазия/нарушение речи после инсульта, дизартрия, ринолалия, нарушения письменной речи, чтения — дислексия, диграфия и другие);
  • Плохая успеваемость к школьников;
  • Дискалькулия;
  • ДЦП (детский церебральный паралич);
  • Мутизм;
  • Расстройство аутистического спектра (РАС), аутизм (при данном нарушении особенно рекомендован Томатис, т. к. он специальным образом влияет на коммуникацию ребенка);
  • Гипердинамический синдром (синдром дефицита внимания с гиперактивностью);
  • Умственная отсталость;
  • Синдром Дауна;
  • Задержки развития, асинхронное развитие;
  • Сочетанные нарушения;
  • Вторичные нарушения развития при потере зрения;
  • Невротические расстройства;
  • Эмоциональные проблемы: истощаемость, постоянные капризы, истерики, страхи, агрессия;
  • Трудности поведения;
  • Вялость, апатичность, гипотония;
  • Проблемы сна;
  • Тревожность.

С сохранным здоровьем взрослые люди, подростки и дети могут проходить программу Томатис в следующих целях:

  • Беременные женщины с целью снижения тревожности, облегчения будущего процесса родов и уменьшения вероятности послеродовой депрессии (есть французские исследования, которые достоверно подтверждают данные эффекты), а также для положительного влияния на развитие малыша;
  • Спортсмены с целью улучшения координации, энергичности, уверенности в себе, умения концентрироваться на цели, не отвлекаться;
  • Музыканты и дети, желающие заниматься музыкой — для развития способностей к музыке, уменьшения «фальши» при исполнении композиций, улучшения музыкального анализа;
  • Для развития способностей к иностранным языкам;
  • Для улучшения качества коммуникации, уверенности в себе;
  • Для снижения тревожности и регуляции эмоционального фона;
  • Для улучшения памяти, внимания, энергичности;
  • Студенты и школьники — для улучшения усвоения информации, повышения успеваемости.

Кто проводит Томатис-терапию

Компания Tomatis® тщательно проверяет всех специалистов перед приемом на обучение. Поэтому практиковать метод могут только профессионалы: психологи, логопеды, педагоги и врачи с опытом работы не менее трех лет (перечень всех лицензированных специалистов в мире можно найти на их официальном сайте www.tomatis.com). После обучения все специалисты Томатис остаются в профессиональном сообществе, где регулярно получают свежую информацию по новым исследованиям в различных странах, а также участвуют в профессиональных вебинарах и конференциях, повышая свою квалификацию. Таким образом, компания Tomatis контролирует качество работы своих специалистов.

В нашем центре метод Томатиса применяет директор центра, клинический психолог Александрова Ольга Александровна, лицензированный практик Tomatis. Международная компания Томатис является единственным правообладателем на все торговые марки и знаки Tomatis® и Talks up®. В нашем центре используется только оригинальное оборудование Tomatis® (к сожалению, в России есть много подделок и так называемых «аналогов», которые по факту не являются аппаратом Томатис). Современный («настоящий») аппарат Томатис — это цифровой планшет (так называемое «электронное ухо») Talks up® и наушники Tomatis (они могут быть проводными и беспроводными). Наушники не простые, а со специальным костным вибратором на затылочной части. То есть с помощью костной проводимости в ухо также поступает отдельный сигнал (который обрабатывается особым образом и влияет на мозг клиента).
Сертификат о получении лицензии по практике применения Томатис-терапии для детей, подростков и взрослых (метод нейросенсорной стимуляции с помощью звука)

Как проходит Томатис-терапия

Перед первым курсом необходимо пройти первичную консультацию со специалистом. В процессе первой встречи клинический психолог Александрова Ольга знакомится с клиентами, собирает анамнез, проводит тест TED для родителей (если Томатис будет проходить ребенок), формулирует задачи на курс Томатис (это необходимо для выбора конкретной программы).

Далее проходит сам курс Томатис: он содержит 14 сеансов по 40-80 минут (в зависимости от возраста и особенностей клиента). В течение сеанса можно играть, собирать пазлы, заниматься рукоделием, отдыхать, конструировать, рисовать, читать и писать, решать задачки, делать уроки. Можно пить, но нельзя есть. Можно общаться (не снимая наушников). Лучше, если родитель во время сеанса сидит в другой комнате (если это невозможно, то разрешается присутствовать вместе). Если ребенок уснул во время сеанса, это значит, что мозг работает. Это хороший эффект. Во время сна ребенка Томатис продолжает работать.

Необходимо проводить 4-5 сеансов в неделю, чтобы нагрузка была интенсивной, но присутствовал и отдых. После первого курса — перерыв 1 месяц. В это время важно использовать образовавшийся потенциал мозга для усиления эффекта: заниматься с логопедом, дефектологом, психологом, педагогом или просто с родителями дома (в зависимости от конкретной ситуации и целей терапии). Особенно рекомендованы занятия с аппаратом Forbrain (от компании Томатис). Этот аппарат специально создан для усиления эффекта от основного курса Томатис. Данный аппарат также есть в нашем центре и используется специалистами на занятиях.

Далее — курс необходимо повторить (перед вторым курсом нужно проанализировать результаты первого; возможно, специалист снова предложит пройти тест TED, чтобы посмотреть разницу с началом терапии). Второй курс подразумевает новые задачи, с учетом результатов, достигнутых в первой программе Томатис.

Далее Томатис-терапия может быть окончена либо назначен третий, а, возможно, и четвертый курс (в некоторых случаях до 5 программ в год). Решение об окончании или продолжении принимают родители вместе со специалистом Томатис, основываясь на достигнутых результатах. В перерывах также особенно рекомендованы занятия с профильными специалистами, использование наушников Forbrain, чтение, прослушивание музыки дома.

Противопоказания к Томатис

Метод Томатис не является лечением, система Tomatis является педагогическим методом. Поэтому единственное противопоказание — это глухота или сильное нарушение слуха. При кохлеарной имплатнации — проводится с ограничениями. Эпилепсия также не является противопоказанием, однако об этом заболевании родители должны сообщить специалисту, чтобы был выбран соответствующий тип программы (Томатис не провоцирует приступ).

Важно помнить, что сеансы должны проводиться при хорошем самочувствии и отсутствии острых периодов любых заболеваний. На период болезни клиента сеансы прекращаются, затем возобновляются.

Первичная консультация со специалистом перед курсом стоит 1500 рублей, сам курс Томатис-терапии 14 сеансов по 40-80 минут стоит 16 000 рублей.

Запишитесь на консультацию. Логопед или психолог центра определит индивидуальные особенности вашей проблемы и даст рекомендации по коррекции, а также составит план для занятий в центре и дома. Такая система работы сделает коррекционный маршрут наиболее эффективным.

Консультируем онлайн. Принимаем очно в Петербурге и Ижевске.

Использование мультисенсорной среды для коррекции речи

В настоящее время актуальной является проблема обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья. Согласно новому федеральному государственному образовательному стандарту для детей с ограниченными возможностями здоровья одной из приоритетных задач в работе является формирование навыков коммуникации.

Стоит отметить, что дети с ограниченными возможностями здоровья имеют ряд специфических нарушений формирования и развития речевых навыков, а также особенности восприятия и воспроизведения вербальной информации.

Нарушения развития речи у данной категории детей проявляется с самого раннего возраста. Часто ограничено понимание речи, отмечается скудный словарный запас, нарушено грамматическое оформление высказывания. Дети затрудняются использовать монолог и диалог, нарушена коммуникативная функция речи. Также стоит отметить, что выделяют несколько групп по критерию степени способности к овладению импрессивной и экспрессивной речи: дети, не владеющие только звучащей речью; дети, имеющие трудности в освоении языка; дети, имеющие трудности как в использовании устной речи, так и трудности коммуникации [1].

Включение детей с ограниченными возможностями в инклюзивную образовательную модель способствует более продуктивному обучению и социализации, тем не менее необходимо проводить ряд дополнительных специальных коррекционных мероприятий с целью коррекции речевых нарушений [2].

В связи с этим возникает необходимость выбора форм и методов коррекции речевых нарушений у данной категории детей.

Рядом исследователей (В.К. Воробьевой, С.Л. Рубинштейн, Л.В. Эльконин, А.М. Леушина и др.) отмечено, что наглядный материал дети усваивают лучше вербального.

В литературе понятия «визуализация» и «наглядность» имеют синонимичное значение. Так, Э.Г. Азимов, А.Н. Щукин в словаре методических терминов и понятий дают следующее определение: «Визуализация (от лат. visualis – зрительный) – представление физического явления или процесса в форме, удобной для зрительного восприятия» [3].

Т.А. Сырина рассматривает в своей работе термин «наглядность» как опору в процессе обучения на дидактический принцип наглядности и как использование на занятиях специальных средств обучения (аудиовизуальные средства обучения, мультимедиа, технические средства обучения) [4].

В отечественной педагогике изучением применения наглядности занимались такие авторы, как П.П. Блонский, В.К. Воробьева, Л.В. Занков, Т.А. Ильина, П.Ф. Каптерев, А.М. Леушина, В.И. Маркин, Г.И. Щукина и др. Идеи наглядности в педагогике разрабатывались также в трудах И.Д. Песталоцци и К.Д. Ушинского.

С нашей точки зрения, визуализацию и наглядность можно считать синонимичными терминами, обозначающими способы более зримо представить учебный материал.

Визуализация в коррекционной педагогике не является инновацией, несмотря на это формы и методы работы с детьми при помощи визуальной поддержки развиваются: современные тенденции диктуют необходимость использования наглядных средств обучения, в том числе использование технических средств.

Исходя из анализа имеющихся в литературе визуальных средств в работе с детьми, можно выделить следующие формы: игры с предметами; моделирование ситуаций; работа с карточками, пиктограммами; использование видео роликов и гиф-анимации; тематические книги; календари событий ребенка; жетонная система; визуальное расписание; система «Да-нет»; система «Сначала – потом»; фиксация ребенка на занятии (фотография, рука, карточка с именем); видео-моделирование; моделирование естественных ситуаций; социальные истории; презентации; схемы.

Все средства визуальной поддержки могут быть использованы для решения задачи, поставленной для коррекции того или иного нарушения.

Одним из ярких примеров применения визуальных средств в педагогической практике при обучении связной речи у детей дошкольного возраста являются приемы мнемотехники.

Мнемотехника – это система методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации. [5]. Мнемотехника зачастую смешивается с моделированием, и её можно считать частью мнемотехники.

Мнемотаблицы помогают детям самостоятельно определить главные свойства и признаки рассматриваемого предмета, установить последовательность изложения выявленных признаков и схематично их зарисовать.

Опорные схемы – это попытка задействовать для решения познавательных задач зрительную, двигательную, ассоциативную память. Схемы, символы, модели – это итог того материала, который ребенок должен усвоить. Они должны «рождаться» на глазах детей в виде рисунков, схематических изображений, таблиц.

В качестве условных заместителей элементов модели используются символы разнообразного характера: геометрические фигуры (различного размера и цвета); символические изображения предметов (силуэты, контуры); планы и условные обозначения, используемые в них; предметные картинки; силуэтные изображения; опорные рисунки (для обучения заучиванию стихотворений); мнемотаблицы (образования дополнительных ассоциаций) [6].

Условные заместители элементов модели являются графической аналогией. Графический образ – это метафора, раскрывающая свойства объекта. Обучаясь графической аналогии, дети учатся умению обозначать символом реальный образ или несколько образов, выделив в них общие признаки (треугольник и круг над ним – это девочка и вообще персонаж женского рода; элементы – уши, хвост – это и мышка, и белка, и собака; волнистые линии – и река, и море, и тропинка).

Работа на занятиях по обучению рассказыванию с применением мнемотаблиц строится в три этапа:

  1. Рассматривание таблицы и анализ того, что на ней изображено.
  2. Осуществляется преобразование из абстрактных символов слов в образы.
  3. На третьем этапе осуществляется пересказ сказки, рассказа, рассказывание стихотворения по заданной теме [5].

Для закрепления полученных знаний можно изготовить альбомы по пройденной теме с рассказами и рисунками детей. Дети способны придумать свои собственные схемы-модели и мнемотаблицы, пользуясь известными им символами кодирования информации.

Применение графической системы записи смысловой программы позволяет наглядно показать детям, как приемы построения каждого отдельного предложения, так и приемы построения целого рассказа, способствует развитию операций синтеза и создает возможность наблюдения за правильной реализацией содержания предложения и в целом всего рассказа, развивая тем самым осознанный контроль за собственной речью [6].

В.К. Воробьева, используя методику моделирования, предлагала формировать навык фраз описательного характера с помощью опоры на графический план. Сенсорно-графическая программа наглядно показывает детям, что от перестановки порядка признаков последовательность предложения описательного характера не нарушается, в нем не возникает смысловых пробелов, какие возникают при перестановке частей повествовательного рассказа в целом. С этой целью логопед организует действия на перестановку элементов графического плана, убеждающие детей, что от изменения порядка слов при описании предмета фраза не «рассыпается». Хороший результат дает сравнение двух вариантов сообщения: фраза с неполным набором признаков и фраза с полным набором признаков, в результате чего дети подходят к выводу о том, что предмет можно узнать только тогда, когда в речи представлено большинство его характеристик [7].

Внедрение компьютерных технологий сегодня является новой ступенью в образовательном процессе. Учителя-логопеды образовательных учреждений активно включились в процесс широкого использования информационных компьютерных технологий в своей практике. Использование компьютера в логопедической работе позволяет заниматься с несколькими детьми одновременно, в то же время используя индивидуальный подход в виде вариативности заданий, способствует активизации непроизвольного внимания, повышению мотивации к обучению, расширению возможностей работы с наглядным материалом [8].

С целью оптимизации процесса развития познавательной деятельности и речи дошкольников логопед использует обучающие компьютерные программы, предоставляющие реальные возможности для качественного, индивидуального обучения детей с ОВЗ. Это позитивно сказывается на мотивации детей, результативность и ускоряет процесс коррекции речи.

Внедрение информационных технологий (программных и мультимедийных средств, кино, аудио и видео средств, компьютеров, телекоммуникационных сетей) позволяет перейти к деятельностному способу коррекционной работы. Положительный результат, от использования информационных компьютерный технологий, возможен только во взаимодействии ребёнка, педагога и компьютера.

Преимущества информационно-коммуникационных технологий заключаются в том, что предлагаемая информация даётся в наглядной и привлекательной форме, это способствует тому, что у детей растет мотивация и интерес занятиям. Процесс запоминания информации ускоряется и становится осмысленным и долговременным. Также значительно сокращается время на формирование речевых навыков [8].

Одним из удобных и эффектных способов представления информации являются мультимедийные презентации. Преимущества презентации: наглядность, удобство, простота, быстрота – способствуют комплексному восприятию и лучшему запоминанию материала. Презентации можно использовать на подгрупповых, индивидуальных занятиях, исходя из поставленных задач и индивидуальных возможностей детей.

Для того чтобы оценить эффективность использования визуальных средств поддержки для коррекции речевых нарушений, мы провели эксперимент с группой детей, имеющих ограниченные особенности здоровья, в количестве 20 человек, имеющих нарушения речи.

В работе с данной группой детей по критерию владения ребенком речью мы выделили условно две группы: дети, владеющие звучащей речью («вербальная группа»); дети, не владеющие звучащей речью и/или имеющие нарушения понимания речи («невербальная группа»).

Стоит отметить, что основной задачей по работе с невербальной группой детей является формирование навыков звучащей речи, обучение альтернативной коммуникации для успешного взаимодействия с окружающими, а также развитие навыков чтения и письма.

Основной задачей в работе с детьми, владеющими звучащей речью, является обучение социально-приемлемым формам взаимодействия со сверстниками в процессе игры по очереди, по правилам, в сюжетно-ролевой игре, развитие навыков письменной речи и коррекция языковых компонентов (лексика, грамматика, фонетика).

Общей задачей для каждой из групп является – развитие навыка коммуникации доступным для ребенка способом, но при этом выбор целей коммуникативной программы по формированию коммуникации зависит от владения ребенком речи. В свою очередь, каждое из направлений связано с другим и позволяет работать с ребенком комплексно, так как все аспекты коммуникативного поведения взаимосвязаны [9].

В ходе диагностики детей с ограниченными возможностями здоровья нами было выявлено, что вне зависимости от степени владения речью все дети показали высокие результаты владения навыками визуального восприятия. Самые низкие результаты были получены в результате тестирования таких навыков, как связная речь, коммуникация, диалог и монолог.

В ходе формирующего эксперимента нами была проведена коррекционная работа по коррекции нарушений речи с каждой группой детей по трем основным аспектам речевой деятельности, в каждой из которой свои цели и задачи, а также формы работы.

Мы выделили такие направления как: когнитивный аспект (понимание речи), сенсомоторный (работа над навыками звучащей речью) и коммуникативный (взаимодействие) (таблица).

Функции средств визуальной поддержки при работе с речевыми нарушениями с детьми с ограниченными возможностями здоровья

Использование мультисенсорной среды для коррекции речи

В РНПЦ психического здоровья разрабатываются новые технологии для лечения речевых расстройств у детей, в т. ч. при аутизме. Накоплен опыт по применению транскраниальной магнитной стимуляции (ТМС), микрополяризации, биоакустической коррекции при лечении психических расстройств.

Совместно с немецкой компанией осуществляется научный проект по сочетанному применению ТМС и чрескожной электронейростимуляции (ЧЭНС ) у детей от 3 до 16 лет со специфическими расстройствами развития речи и у пациентов с речевыми нарушениями при аутизме. Исследование одобрено этическим комитетом РНПЦ психического здоровья.

Причины и особенности речевых расстройств

Процедура передачи импульсов в ЦНС

Нормальное речевое развитие имеет широкие возрастные границы становления речи как высшей психической функции. Однако отсутствие отдельных слов или близких к ним речевых образований к двум годам либо простых выражений или фраз из двух слов к трем годам должно расцениваться как значительный признак задержки. Растет число детей с речевыми расстройствами, по данным ряда исследований — 25 % среди детей младшего школьного возраста.

Формирование речи у девочек и мальчиков отличается не только сроками появления различных речевых элементов, но и их качеством. Например, считается, что девочки больше склонны к конструированию слов, отсутствующих в общем употреблении. В то время как мальчики стремятся к большей точности через семантические дифференцировки и т. д.

Расстройства речевого развития находятся на стыке многих специальностей. Речь является ключевым фактором для развития мышления ребенка и интеллекта в целом, поэтому нарушение ее формирования неизбежно влечет за собой проблемы в общении, поведенческие нарушения, школьную неуспеваемость. Задержки речевого развития наблюдаются при широком спектре заболеваний.

Так, их причиной могут быть хронические отиты и другие состояния, приводящие к нарушениям слуха, аномалии в развитии артикуляционного аппарата, детский церебральный паралич и др. Кроме того, расстройства речи встречаются у детей с аутизмом. В ряде случаев на начальном этапе невозможно установить этиологию расстройства, поэтому для точной диагностики и оценки прогноза необходимо динамическое наблюдение. Нередко на развитие речи влияют наследственная предрасположенность, иммунные и нейрохимические нарушения или средовые факторы.

При ряде расстройств происходит нормальное развитие речи до определенного возраста, а затем процесс приостанавливается или даже регрессирует (такие состояния определяют не как задержку развития речи, а как отклонение в развитии). Для сравнения: при аутизме речевое развитие, как правило, изменено еще на доречевом этапе (не формируется комплекс оживления, гуление бедное, малоэмоциональное, «птичий» язык, в то же время ребенок произносит целые фразы, при этом не использует их для общения).

Диагностика нарушений развития речи предполагает участие не только врачей, но и логопедов, психологов, специалистов по коррекционной педагогике совместно с родителями ребенка.

В основе многих расстройств развития речи лежит нарушенный баланс процессов торможения и возбуждения в головном мозге, который определяется различными нейрофизиологическими механизмами: работой синапсов, уровнем активности глутаматергической (возбуждение) и ГАМКергической (торможение) систем, межполушарными и внутрикортикальными взаимодействиями, дефицитом или избытком определенных микро- и макроэлементов, витаминов и др. Поэтому восстановление дисбаланса этих процессов лежит в основе применяемых аппаратных методов лечения.

Методы терапии речевых расстройств

В настоящее время нет лекарственных средств, которые смогли бы привести ребенка с расстройством речевого развития к полному выздоровлению или к несомненному улучшению состояния, поэтому большое внимание уделяется логопедической и психотерапевтической коррекции, а также аппаратным нейростимуляционным методам.

Нейростимуляционные технологии, к которым относятся ТМС, транскраниальная электростимуляция, микрополяризация, ЧЭНС, являются альтернативными методами модулирующего воздействия на головной мозг при неврологических и психических расстройствах. Их преимущество по сравнению с фармакотерапией — отсутствие токсического воздействия на организм. При этом клинический эффект достигается за счет воздействия малыми токами на возбудимые структуры нервной системы, что позволяет непосредственно модулировать их работу и управлять процессами нейропластичности.

Наиболее эффективным аппаратным методом лечения заболеваний головного мозга считается ТМС, при которой высокоинтенсивное переменное магнитное поле фокусируется на определенных корковых областях, генерируя малые токи в аксонах, что передается как на прилежащие к месту стимуляции корковые нейроны, так и в глубокие отделы головного мозга и иные корковые зоны, функционально связанные с зоной стимуляции. Это позволяет неинвазивно воздействовать на целые нейронные сети.

Применяя определенные протоколы ТМС (высоко-, низкочастотные), можно вызывать активацию как возбуждения, так и торможения в ЦНС. При аутизме преобладают процессы чрезмерного возбуждения корковых нейронов, обусловленные гиперактивностью глутаматергических структур, множественным формированием избыточного количества нейронных связей, что препятствует обучению и нормальному развитию ребенка, формированию устойчивых форм поведения и речевых навыков. Воздействие низкочастотной ТМС на префронтальные структуры позволяет снизить гиперактивность и стабилизировать процессы нейропластичности.

РНПЦ психического здоровья накопил опыт по применению ТМС в лечении психических и поведенческих расстройств, а также по внедрению научно обоснованных методик в лечебную практику. Так, в 2019 году Минздрав утвердил инструкцию по применению «Метод лечения общих расстройств развития, специфических расстройств развития речи и языка транскраниальной магнитной стимуляцией», в которой детально описан алгоритм применения ТМС при данных расстройствах.

Выбор протокола транскраниальной магнитной стимуляции

Процедура сочетанной ТМС и ЧЭНС

У детей раннего возраста онтогенетически более развито правое полушарие головного мозга, преимущественно отвечающее за конкретно-образное мышление. Речевые центры находятся в левом полушарии. Воздействие низкочастотной ТМС на дорсолатеральную префронтальную кору (ДЛПК) субдоминантного полушария вызывает в ее нейронах долговременное торможение, снижает ее антагонистическое подавляющее влияние на гомологичные зоны левого полушария. Это способствует активации функциональных центров в левом полушарии, отвечающих преимущественно за логико-абстрактное аналитическое мышление.

Высокочастотный протокол ТМС (10 Гц и более) на проекцию правой ДЛПК хотя (как полагают в ряде исследований) и является более эффективным, но нежелателен для применения у детей.

Во-первых, у детей порог вызванного моторного ответа (минимальной интенсивности импульсного магнитного поля, подаваемой аппаратом для генерации потенциала действия 50 мкВ в определенных мышцах кисти) довольно высок — 70–100 % от мощности аппарата, поэтому труднопереносим при подаче лечебной серии импульсов высокой частоты.

Во-вторых, в раннем детском возрасте, особенно при аутизме, по данным электроэнцефалограммы регистрируется медленноволновая активность, поэтому существует риск провоцирования генерализованного судорожного приступа при выполнении высокочастотной ТМС.

После низкочастотной ТМС правой ДЛПК (в течение 20 минут) осуществляют воздействие низкочастотной ТМС на гомолог проекции центра речи в правом полушарии для активации аналогичного центра в доминантном полушарии. Одна процедура ТМС продолжается 20–30 минут. Курс лечения включает 15–20 процедур, проводимых ежедневно или через день с перерывом на выходные.

Техника чрескожной электронейро-стимуляции

Альтернативным методом активации корковых структур является возбуждение периферических нервов конечностей с помощью ЧЭНС. Накожные электроды прикрепляют к проекции срединного или локтевого нервов ведущей руки и подают низкоинтенсивный переменный электрический ток, который может распространяться как на периферию от места воздействия, так и центростремительно к нейронам головного мозга.

Метод известен с 1965 года, однако применялся в основном для лечения болевых синдромов. В последнее десятилетие функциональная ЧЭНС активно используется при восстановлении пациентов после черепно-мозговых травм и инсультов при афазии и парезах конечностей. Проекция руки и мышц, участвующих в акте речи, а также моторного центра речи (центра Брока) и структурно, и функционально связаны. Поэтому активация моторных и сенсорных центров руки при ЧЭНС способствует речевому развитию по аналогии с занятиями по развитию мелкой моторики (пальчиковые игры, рисование и др.). Кроме того, при электростимуляции периферических нервов активизируются процессы нейропластичности в головном мозге.

Применение корковой стимуляции магнитным полем и электростимуляции периферических нервов позволяет оказывать мультимодальное, многоуровневое воздействие на процессы нейропластичности и развития головного мозга у детей. Сочетанное применение ТМС и ЧЭНС оказывает не только синергичное, но и потенцирующее действие на функциональное состояние головного мозга.

При исследовании оценивается динамика клинической симптоматики, степень восстановления нарушенной речевой функции (исходно и после проведения курса воздействия): субъективные проявления (оценка пациентом и родителем ребенка) и объективная оценка врачом-исследователем согласно протоколу лечения.

Противопоказания к включению в исследование — внутричерепные ферромагнитные и кохлеарные имплантаты, очаговые изменения головного мозга (новообразования, воспалительные болезни ЦНС в остром периоде, крупные аневризмы головного мозга или подозрение на них), острые и хронические заболевания в стадии декомпенсации.

Клинический случай применения сочетанной ТМС и ЧЭНС

В РНПЦ психического здоровья обратились родители пятилетней девочки, которой в 3 года выставлен диагноз «детский аутизм». При беседе выяснилось, что отсутствие речи наблюдалось с двух лет. При первичном осмотре психолог отметил истерическое поведение. На просьбы мамы ребенок реагирует возбуждением, агрессией. Девочка трет лицо, руки, раскачивается, не отзывается на имя, на вопросы не отвечает. Речь спонтанная. Произносит отдельные звуки, слоги, редко слова, не соответствующие ситуации, не смотрит в глаза собеседнику и окружающим — отводит взгляд, не фиксирует его на объекте. Отсутствует указательный жест. Навыки самообслуживания развиты не в полном объеме. Игровая деятельность не соответствует возрасту. Девочка не справляется со складыванием пирамидки, простых пазлов, не участвует в ролевых играх.

Результаты ЭЭГ-исследования: выявлены выраженные диффузные нарушения корковой ритмики с преобладанием нерегулярной медленной активности тета- и дельта-диапазонов средней амплитуды без зональных различий, на фоне которых регистрируется низкоамплитудная бета-активность. Индекс альфа-ритма — 13 %.

Назначен курс сочетанной низкочастотной ТМС на проекцию правой ДЛПК (10 минут), затем на проекцию нижней лобной извилины правого полушария головного мозга (10 минут) и ЧЭНС периферических нервов правой руки (10 минут). Курс лечения — 16 ежедневных процедур (кроме выходных).

После завершения курса ТМС и ЧЭНС у пациентки отмечено улучшение коммуникации: повысилось понимание обращенной речи, появились слова (например, приветствие и прощание по завершении сеанса лечения), наметилась модуляция голоса. Значительно повысились внимание и усидчивость. После 8-й процедуры ТМС и ЧЭНС пациентка стала интересоваться игрушками, самостоятельно сложила многокомпонентный пазл. Выровнялся фон настроения: девочка стала спокойнее выполнять просьбы. Пациентка освоила и начала самостоятельно пользоваться мобильным телефоном для просмотра мультипликационных фильмов. Выявлено улучшение зрительно-пространственной ориентации.

После курса лечения ЭЭГ стала более организованной, медленноволновая активность не регистрировалась.

Рекомендованы занятия с психологом, логопедом, повторный курс аппаратного лечения через 3 месяца.

Резюме

Как правило, сочетанные ТМС и ЧЭНС хорошо переносятся детьми, не требуют специальной подготовки. Во время сеанса ребенок сидит в кресле, напротив располагается родитель (для снижения беспокойства пациента и проведения игр). Возможно незначительное подергивание мимических мышц при магнитной стимуляции и мышц руки под воздействием электрических импульсов от аппарата ЧЭНС, не требующее специального лечения. Можно заниматься с ребенком во время процедуры. По окончании сеанса ребенок может посещать логопеда или учебные занятия, причем даже с большей эффективностью выполнения образовательных программ, т. к. стимуляционные технологии улучшают внимание. В ряде случаев рекомендуется дневной отдых или сон для снятия эмоционального возбуждения после посещения первых процедур стимуляции и нормализации биоритмов.

Поведенческие и речевые изменения могут отмечаться к 4–7-й процедуре, однако доказано, что только при курсовом применении ТМС и ЧЭНС наступает стойкий клинический эффект. Повторные курсы аппаратного воздействия следует выполнять через 3–6 месяцев.

РНПЦ психического здоровья готов принять на лечение с помощью сочетанной ТМС и ЧЭНС пациентов со всей республики в возрасте 3–12 лет. Контакты для связи с авторами проекта — в редакции «МВ» .

«Словарный запас детей дошкольного возраста»
статья по развитию речи ( группа) на тему

Каждому ясно – чем богаче у человека словарный запас, тем полноценнее его устная речь. Однако не все понимают важность той роли, которую словарный запас играет при овладении грамотным письмом. Например, для усвоения и применения многих грамматических правил, нужно уметь быстро и правильно подбирать проверочные слова. А это возможно только при достаточно большом словарном запасе и правильном понимании лексического, смыслового значения каждого слова.

Скачать:

Вложение Размер
novaya_statya.odt 25.55 КБ

Предварительный просмотр:

Статья для педагогов на тему:

«Словарный запас детей дошкольного возраста»

Татаринова Алена Альбертовна.

За последние десятилетие резко возросла речевая патология детей дошкольного возраста. У 70% – 90% детей посещающих дошкольные учреждения имеются признаки задержки развития речи разной степени выраженности. То есть дети с недостаточно сформированной устной речью оказываются не готовыми к началу школьного обучения. 40% учащихся массовых школ переходят в пятые классы с дисграфией (нарушение письма), это значит, что ребята обречены на хроническую неуспеваемость по русскому языку. Отклонение от нормы в речевом развитии ребёнка может проявляться: бедностью его словарного запаса.

Каждому ясно – чем богаче у человека словарный запас, тем полноценнее его устная речь. Однако не все понимают важность той роли, которую словарный запас играет при овладении грамотным письмом. Например, для усвоения и применения многих грамматических правил, нужно уметь быстро и правильно подбирать проверочные слова. А это возможно только при достаточно большом словарном запасе и правильном понимании лексического, смыслового значения каждого слова.

Для предупреждения такой ситуации необходимо ещё в дошкольном возрасте уделить накоплению детьми словарного запаса самое серьёзное внимание. При этом заботиться нужно не только об усвоению ребёнком как можно большего количества слов, но также и о правильном понимании их значений и смыслового родства. Кроме того, очень важно, чтобы словарный запас ребёнок накапливал не хаотично, как это происходит в большинстве случаев, а в определённой системе.

Самые первые слова у ребёнка обычно появляются к году. Эти слова (чаще всего мама, папа, баба) представляют собой слова – предложения, выражающие целую мысль. При помощи одного и того же слова ребёнок может высказать и какую – то жалобу, и просьбу дать ему игрушку, «взять на ручки», и т.п. В дальнейшем у ребёнка появляются всё новые и новые слова, которые он постепенно начинает связывать между собой, пытаясь строить из них элементарные предложения. Накопление словарного запаса у ребёнка неразрывно связано с овладением речевыми звуками и грамматическим строением речи. А поскольку многие речевые звуки у него ещё отсутствуют, то и усвоенные слова он произносит неправильно, искажённо («афета» вместо конфета, «пать» вместо спать). До определённого возраста это вполне нормально и не должно вызывать у родителей тревоги, потому, что по мере постепенного овладения речевыми звуками структура произносимых ребёнком слов всё более и более уточняется и приближается к норме. Полностью правильным звукопроизношением ребёнок овладевает только к 5-6 годам. Словарный запас детей постоянно обогащается не только в количественном, но и в качественном отношении. Количественный рост словаря выражается в постепенном усвоении новых слов. В первую очередь ребёнок усваивает те слова, которые непосредственно связаны с его жизнью, – названия окружающих предметов, игрушек и основных повседневных действий. При этом количество имеющихся у ребёнка слов зависит от тех условий, в которых он живёт и воспитывается. Так, двухлетние дети в разных семьях могут иметь в своём запасе от 45 до 1000 и даже более слов. Качественный рост словаря выражается во все более глубоком понимании ребёнком значений слов, включая многозначность и переносные значения. Например, под словом ножка ребёнок понимает сначала только свою собственную маленькую ножку. Позднее он узнает, что этим же словом обозначается и ножка стола и стула, и ножка гриба. Или: глагол спать ребёнок сначала понимает только как такое «действие», которое относится непосредственно к нему самому или к другим людям, но постепенно к нему приходит и понимание переносного значения этого глагола, спать в зимнее время могут деревья и даже вся природа в целом. К 3 – 4 годам в речи ребёнка начинают появляться обобщающие слова (если он слышит их в речи взрослых), которые обозначают не какой – то один конкретный предмет. А целые группы однородных предметов: посуда, одежда, овощи, фрукты. Это очень важный этап, являющийся самым первым шагом к систематизации, упорядочению, имеющегося у ребёнка запаса слов. Детское словотворчество нужно всячески поощрять, включаясь в занимательную игру с ребёнком.

Итак, к началу школьного обучения ребёнок должен иметь достаточно большой (включая обобщающие слова) и правильно систематизированный словарный запас, иметь представление о многозначности слов, о наличии у некоторых слов не только основных, но и переносных значений.

Грамотную помощь в очень сложном для ребёнка процессе накопления и обогащения словаря обязаны оказать ему не только педагоги, но и родители – чтение художественной литературы, словесные игры, обучение рассказыванию и так далее.

Сейчас мы говорили о нормальном ходе накопления ребёнком словарного запаса. Однако это не всегда бывает так, есть основные признаки отклонения от нормы:

  1. Запаздывание появления первых слов. У некоторых детей самые первые слова вместо года появляются лишь после 2 – 4 лет. Это тревожный признак, свидетельствующий о явном отклонении от нормального хода речевого развития.
  2. Иногда первые слова у детей появляются в положенный срок, к году, но дальнейшее обогащение словарного запаса прекращается или происходит только за счёт лепетных слов, непонятных окружающим.
  3. Обогащение словарного запаса происходит только за счёт имён существительных при почти полном отсутствии в речи ребёнка глаголов, что не позволяет ему перейти к фразовой речи, поскольку в каждом предложении должно быть сказуемое, то есть глагол.
  4. Отсутствие попыток связать слова между собой. Некоторые дети, имея уже достаточно большой запас слов, образно говоря, «рассыпают их как горох», не пытаясь построить фразу.
  5. Иногда дети долго употребляют существительные только в именительном падеже, как бы ни замечая их окончаний, тогда как при нормальном ходе речевого развития ещё до перехода к фразовой речи

( на втором году жизни) ребёнок начинает использовать и косвенные формы слов.

  1. Частые и длительно сохраняющиеся замены близких по значению слов, то есть не точное их употребление (санки – лыжи; кровать – диван) – это свидетельствует о бедности словарного запаса и о недостаточно точном понимании им значений слов.
  2. Длительное припоминание слов при назывании изображённых на картинках предметов и действий или при ответах на вопросы взрослого.
  3. Частые перестановки слогов и звуков в словах – нарушение структуры слова (вместо дерево – «деверо», молоток – «мотолок»).

При появлении подобных особенностей в речи ребёнка нужно без промедления показать специалисту.

Читайте также:
Использование логопедических пособий на индивидуальных и подгрупповых занятиях
Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: