Использование монофонов при восстановлении речи

Использование монофонов при восстановлении речи

Лечение афазии – восстановление речи у больных, потерявших речь, ее методики, первоначально заимствовались из опыта обучения глухонемых (сурдопедагогики) и приемов работы с детьми, страдающими периферическими нарушениями речи. Позже были разработаны специальные логопедические приемы для больных с афазией. Хотя сегодня родственники больных, перенесших инсульт, часто не знают, как восстановить речь, а логопеда в больнице нет. Откладывать восстановление речи в долгий ящик нельзя, через полгода уже будет поздно. Надо обязательно найти логопеда в ближайшем Центре коррекции речи, проконсультироваться с ним и сразу после выписки из больницы начать занятия, используя некоторые приемы дома самостоятельно.

Левша или правша?

После установления диагноза перед началом восстановительной работы очень важно знать, какое полушарие головного мозга у пациента доминантно. Иначе говоря, левша он или правша, поскольку доминантным по речи и другой психической деятельности у правшей является левое полушарие, у левшей – правое. По статистике, абсолютные правши – всего 40-42% населения, абсолютные левши – 5-8%. Остальные 50% – переученные с левой руки на правую или скрытые левши. Часто бывает, что у переученных левшей афазия проходит сама собой спонтанно в течение 2-7 дней. При повреждении правого полушария у левшей афазия менее выражена, поскольку функции пораженных зон компенсируются высокими возможностями левого полушария. Речевые расстройства у скрытых левшей при поражении левого полушария проявляются наиболее грубо, так как при переучивании с левой руки на правую, в левом полушарии формируются дополнительные речевые зоны в премоторной и височных долях. Итак, чтобы определить левша пациент или правша, нужно пройти следующий тест.

Тесты на определение левши или правши (правшество/левшество)
Определить ведущий глаз. Больному предлагается посмотреть в калейдоскоп или подзорную трубу (к какому глазу поднесет в первую очередь левую, правую).
Переплетение пальцев рук: верхнее положение большого пальца (левой, правой).
Скрестить руки на груди: «поза Наполеона», какая рука лежит сверху – левая, правая.
Определение величины лона ногтя большого пальца.
На какой руке (левой, правой) больше развита венозная система.
Определить, какая кисть руки длиннее на 1-2 мм.
Понаблюдать, какая нога ведущая в спорте.
Какой рукой держит ручку, вилку, ложку, чистит зубы, обувь.
Какой рукой причесывается, с какой стороны пробор на голове.
Какой рукой моет, копает, ввинчивает, режет бумагу, стрижет ногти, отпирает дверь, забивает гвозди, пилит и т.д.
Какой рукой удобнее играть на музыкальном инструменте.

На эти вопросы должны ответить врачу ближайшие родственники больного. По тесту можно определить не только ведущую руку (больше половины ответов), но и скрытое левшество, если на три и более вопроса обнаружен левый тип реакции.
Обычно у левшей-афазиков перспективы по восстановлению речи лучше, чем у правшей, так как функции правого полушария в основном остаются сохранными. При поражении теменной и височной доли левого полушария восстановление речи происходит с опорой на планирующую функцию лобной доли левого полушария, что позволяет больному получить мотивацию к обучению. Трудности восстановления речи у левшей возникают лишь при акустико-мнестической и семантической афазии. У левшей практически не проявляется динамическая афазия за счет высокой взаимозаменяемости функций заднелобных отделов головного мозга.

Методы коррекционной работы при афазии
Для левшей и правшей используются одни и те же методы обучения. Основной принцип восстановления речи – использовать компенсаторные возможности не поврежденной зоны мозга. Продолжительность логопедических занятий при всех формах афазии составляет два-три года (в стационаре, затем дома), но больному об этом говорить не следует. После обследования пациента невролог определяет форму афазии. Коррекционно-восстановительная работа с логопедом начинается по разрешению и под контролем лечащего врача с первых недель после инсульта или травмы. На ранних этапах длительность занятий не должна превышать 15 минут два раза в неделю. На поздних этапах длится 30-40 минут три раза в день. Первый этап для всех видов афазии одинаков: растормаживание речи. С больным говорят, наблюдают за его слуховым восприятием, ответами на вопросы, пониманием речи. Далее работа ведется в зависимости от формы заболевания над всеми сторонами речи.

Коррекция речи при сенсорной афазии
Основной задачей при акустико-гностической (сенсорной) афазии является восстановление фонематического восприятия и понимания простейших речевых инструкций (например, подними руку). Используя сохранные анализаторы (зрительный, моторный) применяют неречевые формы работы: списывание коротких слов с картинок, жесты.
Упражнения
Работа по восстановлению фонематического слуха (специальные упражнения) ведется по сюжетным картинкам, подписанным снизу. Сначала берутся два слова контрастные по длине, например, машина и дом. «Покажи, где машина, а где дом». Больной соотносит звуковой образ с буквенным.
Параллельно ведется работа по восприятию звучания слов в процессе списывания. Затем берутся картинки со словами одинаковой слоговой структуры, но разными по звучанию (на-сос, за-бор).
На третьем этапе берутся слова с одинаковой слоговой структурой и разными по звучанию первыми (мак-рак) или последними звуками (лес-лев), и предлагают больному выбрать картинку со словом, начинающимся или кончающимся на тот или иной звук. Затем его просят вставить пропущенные буквы в словах.

Работа по восстановлению звуков длится 2-3 месяца, затем навыки закрепляют в речи, восстанавливая предметную отнесенность слова. Например, выбрать на картинке все деревянные предметы, всю одежду или обувь. Кроме того, восстанавливают возможность аналитического и глобального чтения. Ведется работа над пониманием семантики слов при помощи подбора определений к словам, дифференциации омонимов, омографов, омофонов, подбор антонимов и синонимов к слову.

Эффективным приемом при сенсорной афазии является списывание текста, которое дает больному возможность подыскать в уме нужное слово, согласовывая его с другими. Параллельно ведется восстановление чтения.

Работа при акустико-мнестической афазии
В случае, когда у больного нарушена слухоречевая память, лечение (коррекционная работа) ведется с опорой на зрительные представления о признаках предмета.
Упражнения
На первом этапе работают по восстановлению предметной отнесенности слов. Показывают больному предметные картинки и просят разложить подписи к ним или выбрать из списка предметов нужный. Например, «приехала машина скорой …»; «пошел в продовольственный…» и т.д. Объясняют функциональное назначение предметов, просят выбрать из множества картинок те, которые наиболее соответствуют ситуации, например, семья за обедом или прогулка по лесу. Параллельно с этим проводятся слуховые диктанты из двух-трех слов с опорой на сюжетные картинки. Ведется работа над схемой тела: показать по инструкции части тела у себя и на картинке.
На втором этапе работают над восстановлением ситуативно-обусловленной речи. Пациент выполняет инструкции, указывает на названный предмет, заполняет анкету, ведет ситуативную беседу. Впоследствии больному предлагают повторить серию слов или автоматизированные ряды, например, посчитать до 10, определить и дорисовать недостающий элемент у предмета, например, носик у чайника и т.д.
Также ведется работа по пониманию многозначности слов, подбору синонимов, антонимов, омонимов, составление рассказа по сюжетным картинкам, пересказ прослушанного текста. Сохранность фонематического слуха и понимания звуко-буквенной наполненности слова позволяют с первых же дней коррекционной работы составлять развернутые письменные высказывания, предотвращая бедность словарного запаса и аграмматизмов.
Вверх
Коррекция речи (лечение) при семантической афазии
Основная задача логопедической работы – устранение трудности в подборе названий к предметам, обогащение лексики и синтаксических конструкций высказывания. Опора делается на сохранные анализаторы: зрение, слухоречевую память, планирующую функцию речи.
Упражнения
Прежде всего, ведется работа по преодолению пространственной агнозии: восстановление схемы тела, преодоление нарушений зрительно-пространственного восприятия, восстановление связи слова с предметным образом. Конструктивно-пространственная апраксия корректируется через обучение последовательности расчленения рисунка на определенные сегменты. Для понимания наименований предметов необходимо сопоставлять различные свойства и функции целой группы слов, разбивая по категориям: мебель, одежда посуда и т.д.
Также определяется общность слов по их корневой части (лес, лесник, лесоруб), по суффиксальным признакам (столик, ножик). Ведется работа над пониманием синонимов, многозначных слов, переносного значения слова, восстановление причинно-следственных связей события, дифференциация предложно-падежных конструкций («мать накормила сына, кто поел?»), составление сложносочиненных и сложноподчиненных предложений, объяснение стойких речевых выражений, интерпретация пословиц, улавливание логических и грамматических ошибок, допущенных в тексте.
Для преодоления акалькулии больному предлагают решить логические и математические задачи, уточнить разряд числа (десятки, сотни), закрепляют понятия «минус», «плюс», решают арифметические задачи. При зеркальном написании букв акцент делается на восстановление ориентированности больного в разном расположении предметов (левом, правом), откуда надо начинать писать букву, в какую сторону она «смотрит».

Читайте также:
Конспект занятия на развитие фонематического восприятия, фонематического слуха

Восстановление речи при афферентной моторной афазии
Преодоление речевых трудностей при афферентной моторной афазии опирается на сохранность зрительного и акустического восприятия.
Упражнения
При грубо-выраженной форме сначала ведется работа по растормаживанию речи, по преодолению эмболофразии, выделение первых артикулем в словах. Перед тем как вызывать звук, больной должен «считывать» его с губ, с языка. Эффективнее начинать работу с вызова контрастных звуков: а, к, у. Для лучшего усвоения логопед использует схемы для каждого звука: а – большой кружок, у – узкий кружок, р – волнистая линия и т.д.
После закрепления артикуляционных навыков переходят к произнесению серии звуков, к звуко-буквенному анализу слова, чтобы избежать перестановок и замен звуков в слове. Используются: сопряженная речь, логопед вместе с больным произносят слова, а затем и устойчивые выражения; чтение автоматизированных рядов; чтение и запись под диктовку отдельных звуков; складывание слов из разрезной азбуки.
Затем переходят к отраженному произнесению слов. С помощью диалога работают над ситуативным пониманием речи и вызывают на ответы.
– Ты хочешь есть?
– Есть, да.
– Ты есть будешь?
– Буду.
– Ты будешь суп?
– Буду суп.

Кроме того, ведется работа по восстановлению аналитического чтения и письма.

Работа при эфферентной моторной афазии
Основная задача – восстановление кинетической моторной программы, преодоление инертности в переключении с одного артикуляционного уклада на другой, восстановление четкости устного и письменного высказывания.
Упражнения
Для этого используются письменные задания, в которых надо выбрать правильную последовательность слогов в слове. Например, Ле (рство, ка), мо (тва, ли). При грубом нарушении чтения и письма начинают работать над складыванием слогов из разрезной азбуки, составляя сначала двух, а затем и трехсложные слова (во-да, со-ба-ка). Для удобства чтения фразы можно переводить из горизонтального положения в вертикальное. Практикуется сопряженное чтение слов с определенной ритмической структурой. Используя сохранную функцию планирования речи, рисуют схему или план слова, фразы, которые позволяют преодолеть трудности переключения с одного слога на другой, персеверации и эхолалию.
Преодоление аграмматизмов достигается путем дописывания окончаний, вставки предлогов, восстановления смысловой структуры слова. При восстановлении экспрессивной речи дается задание закончить фразу: «я поменял постельное …» или рассказать для чего, какой предмет нужен.
Для развития глагольной лексики используется составления какого-либо плана или режима дня: «Я встал, оделся, умылся….» и т.д. Если чтение полностью нарушено, то используются специальные азбуки с картинками: А – арбуз, В – волк и т.д. Восстановление чтение производится параллельно со звуко-буквенным анализом слов. На поздних этапах больному советуют разгадывать несложные кроссворды.

Коррекционная работа при динамической афазии
Главной задачей при этой форме афазии является восстановление программирующей функции речи.
Упражнения
Больному рекомендуют составлять план действий, программу высказывания с опорой на вопросы, схемы, по серии сюжетных картинок с нарастающим действием. Афазик должен уметь определять последовательность действия героя картин, уметь классифицировать предметы на примере группы изображений: мебель, транспорт и т.д. Логопед создает условия для речевой активности, проводит ролевые беседы, обыгрывая ту или иную ситуацию: «Магазин «Одежда» находится справа от аптеки и слева от гастронома, как мне попасть с противоположной стороны улицы сначала в аптеку, а потом в магазин, где нужно купить хлеб».
Также больного учат преодолевать трудности в понимании переносного смысла слов, просят передать просьбу врача, составить рассказ на заданную тему, пересказать текст по предварительному плану.
Активности речи также способствует обсуждение событий дня, быстрое переключение с одной темы на другую: что было накануне, что будет завтра.
Параллельно ведется письменная работа по восстановлению в тексте пропущенных частей речи, правильное использование приставочных глаголов. На заключительном этапе пишется сочинение по серии картинок, составляются заявления, доверенности, письма друзьям.

Читайте также:
Использование нетрадиционных методов в логопедической работе

Заказать обратный звонок

Запись на прием к специалисту Центра

  • Главная
  • /
  • 6.3. Методы восстановления речи при динамической афазии (продолжение)

Психотерапевт Мартынов Сергей Егорович

Психолог, семейный психолог, клинический психолог Теперик Римма Фёдоровна

Психолог Копьёв Андрей Феликсович

Конфликтолог, психолог, клинический психолог Цуранова Наталья Александровна

Ночевкина Алёна Игоревна

Психолог, клинический психолог Алиева Лейла. Телесная терапия и арт-терапия.

Психолог Михайлова Анна Дмитриевна

Психолог, семейный психолог, коуч Волкова Татьяна

Детский психолог Горина Екатерина

Психолог Светлана Ткачева

Клинический психолог, психолог, психотерапевт Прокофьева Анна Вячеславовна

Основатель беатотерапии, психолог, клинический психолог Спиваковская Алла Семеновна

Психиатр Фролов Алексей Михайлович

Подростковый психолог Каравашкина Елена

Ведущий логопед Кухтина Алла Юрьевна

Подростковый психолог Максимов Алексей Вячеславович

Детский психолог Таранова Ирина Юрьевна

Психолог, юнгианский аналитик Юзьвак Екатерина Григорьевна

Психолог, клинический психолог, психоаналитический психотерапевт Ермушева Анастасия Алексеевна

Психиатр Медведев Владимир Эрнстович

Клинический психолог, психотерапевт, нейропсихолог Баринская Янина Сергеевна

Врач-психотерапевт Сивков Евгений Евгеньевич

6.3. Методы восстановления речи при динамической афазии (продолжение)

Характер нарушения речи при динамической афазии определяет три основные задачи восстановительного обучения.

1. Преодоление дефектов внутренней речи, одной из функций которой является планирование и программирование внешней речи. В этом случае нужно прибегнуть, с одной стороны, к внешнему программированию высказывания, а с другой — заместить оперирование образом слова (Выготский, 1956), протекающим на уровне внутренней речи, нарушенном в данном случае оперированием самими словами, которые могут быть представлены в виде предметных картинок, сюжетных, графических, жестовых изображений и др.

2. Второй задачей является работа над восстановлением способности актуализировать слова-глаголы, способности к предикации речи, опираясь на сохранные формы предикации. А. Р. Лурия писал, что у этих больных предикативность может остаться сохранной в непосредственных поступках и жестах больного, хотя из речи она исчезает. Такие больные вместо того, чтобы попросить предмет, — тянутся к нему и т. д. (Лурия, 1947). Эта сохранная форма предикативности используется при обучении больных.

3. И наконец, третьей задачей является восстановление способности программирования и структурирования высказывания с помощью вынесения вовне, экстериоризации процесса, с опорой на внешние аналоги структуры фразы (фишки, ритмика и др.). Эти задачи решаются в процессе обучения больных, состоящем из нескольких стадий, с помощью методов, адекватных нарушению речи.

Первая стадия обучения. Ее задачей является растормаживание речи, и прежде всего растормаживание способности экфории слов-глаголов, растормаживание произнесения автоматизированных и хорошо упроченных в прошлом опыте больного фраз. В качестве методов, растормаживающих Речь, могут быть и вербальные и невербальные.

1. Заполнение словами пропусков в заданных предложениях.

2. Чтение стихов и выделение из них слов-глаголов, обработка этих слов (произнесение, запись, придумывание новых предложений с этими словами, придумывание к ним синонимов, антонимов и др.). Например:

Зима еще хохочет Й

И на весну ворчит.

а) слово «хохочет» записывается; б) затем вставляется во фразы с пропущенным звеном: (Маленькая девочка весело.. Какой-то человек бежит мне навстречу и громко…).

3. Метод диалога (процедура его применения описана», подразделе «Эфферентная моторная афазия»). ;

4. Работа над интонационной стороной речи. С этой целью больному предлагается воспроизводить заданные интонации, позже — самостоятельно интонировать заданные предложения. Еще позднее можно давать более сложное задание — одно и то же предложение произнести с разной интонацией и с акцентуацией на разных словах. Например; «Я хочу работать. Я хочу работать! Я хочу работать? Я работать? Я хочу работать?»

5. Метод вербальных ассоциаций (свободных и направленных). ,

6. Метод воспроизведения ритмической структуры фразы: ,

а) сначала больному дается картинка, написанная фраза, и педагог отстукивает ее ритмическую структуру, больной повторяет;

б) позже больной самостоятельно находит нужную ритмику заданных фраз;

в) после этого больному задается ритмический узор фразы, а он должен найти фразу, соответствующую заданной ритмической структуре.

7. Среди невербальных методов растормаживания речи особое место занимают следующие:

а) методы работы над движениями больного: упражнения под музыку, чтение стихов, сочетаемое с ходьбой и музыкой;

б) методы вербализации различных жестов, действий больного;

в) игры в шахматы, шашки и др., сопровождаемые вер- бальными комментариями, т. е. во время игр педагог создает условия для диалога.

Задачей второй стадии обучения является восстановление предикативности речи. Здесь проводится широкая и разносторонняя работа над восстановлением актуализации и употребления глаголов. Центральным методом в этом случае является метод многозначности слова, позволяющий работать над многозначными связями слов-глаголов.

а) работа ведется над тем или другим словом-глаголом; вместе с педагогом и с опорой на картинки к основному слову подбираются все его значения и связи, а также подбирается группа слов, близких по значению (метод синонимов). Например: отрабатывается слово «идет». Больной должен выбрать все картинки, отвечающие этому глаголу, а затем составить «сетку значений» этого слова:

Отрабатываются синонимы к заданному слову и записываются в тетрадь как группа слов, относящихся к заданному по значению:

барахтаться … ит. д.

б) эффективной является работа над разными предикативными связями одного и того же слова (объекта, предмета, явления):

-> идет -> шумит ¦> льет

Собственно, это одно действие, выполняемое дождем, но имеющее разные оттенки. Эти схемы записываются больными. Работа над различными значениями предмета или связями предмета с действиями позволяет перейти к построению предложений, она помогает создать способ их конструирования: «Дождь идет». «Он хлещет… как из ведра». «Дождь неприятно моросит» и т. д. Позже больной составляет «сетки значений» к заданному слову самостоятельно, но с опорой на картинки. Процедура: к заданному слову больной подбирает картинки, затем записывает их, создает «сетку значений» и заканчивает работу конструированием фраз;

Читайте также:
Квест-игра 'Путешествие в Сказочную страну'

в) следующей ступенью этого метода является «прием обогащения сетки значений». Сначала с опорой на картинки, а позже в вербальном плане. Процедура: создается начальная «сетка значений» к заданному слову:

Новые возможности в медикаментозной терапии постинсультной афазии

Рассмотрены подходы к реабилитации пациентов с постинсультной афазией разной степени выраженности. Проведено изучение динамики темпов восстановления речи и других когнитивных функций на фоне комплексной терапии с включением ингибитора холинэстеразы у паци

Approaches to rehabilitation of patients with post-stroke aphasia of different severity levels were studied. Dynamics of speech and other cognitive function restoration on the background of complex therapy including cholinesterase inhibitor was studied in patients who suffered from first ischemic stroke in the left cerebral hemisphere.

Показатели заболеваемости и смертности от инсульта в России среди больных трудоспособного возраста увеличились за последние 10 лет более чем на 30% [1]. В большинстве случаев после инсульта возникают двигательные расстройства (гемипарезы, монопарезы), которые определяют степень инвалидизации, утрату трудоспособности и нарушения бытовой активности [2]. Реабилитация больных после инсульта не исчерпывается мероприятиями по восстановлению только двигательных функций. Другие расстройства, обусловливающие необходимость проведения реабилитации, включают нарушения речи и других высших корковых функций, сенсорные расстройства, дисфагию, зрительные нарушения и др. [3].

Афазия наблюдается более чем у 30% больных, перенесших инсульт, локализующийся в левой гемисфере, в 70% случаев сочетается с парезом мышц языка, то есть речевые нарушения имеют сложное патогенетическое происхождение, что требует комплексного подхода к реабилитации. Выделяют следующие виды афазий: моторная (нарушение произвольной собственной речи), сенсорная (нарушение понимания речи окружающих), амнестическая (речевые нарушения проявляются только в забывании названия отдельных предметов и действий), сенсомоторная (нарушены и собственная речь, и понимание речи окружающих), крайним выражением которой является тотальная афазия (собственная речь полностью отсутствует, больной не понимает речь окружающих) [4]. В синдром афазии как системного нарушения речи входят нарушения письма (аграфия) и чтения (алексия). Другой частый вид речевых нарушений после инсульта — дизартрия, для которой характерно нарушение правильной артикуляции звуков при сохранности «внутренней» речи, понимания речи окружающих, чтения и письма. Прогностически наиболее неблагоприятной в отношении восстановления речи является тотальная или грубая сенсомоторная афазия в острой стадии инсульта, особенно если выраженные сенсомоторные нарушения сохраняются в течение 3–4 мес.

К основным принципам реабилитации больных, перенесших инсульт, следует отнести раннее начало восстановительных мероприятий с активизацией пациента, мультидисциплинарный подход, непрерывность, последовательность и преемственность на всех этапах ее проведения. Основным методом реабилитации больных с постинсультными речевыми нарушениями являются длительные и систематические психолого-педагогические коррекционные занятия (индивидуальные и групповые), которые проводят логопеды-афазиологи и нейропсихологи [5, 6].

В настоящее время постинсультный период принято подразделять на четыре периода: острый период (первые 3–4 нед); ранний восстановительный период (первые 6 мес); поздний восстановительный период (от 6 мес до 1 года) и резидуальный период (более 1 года). Речевую реабилитацию необходимо начинать уже в остром периоде инсульта, как только позволит общее состояние больного и состояние его сознания [5]. В раннем восстановительном периоде, в свою очередь, можно выделить два временных интервала: до 3 мес, когда в основном происходит восстановление объема движений и силы в паретичных конечностях и заканчивается формирование постинсультной кисты, и от 3 до 6 мес, когда продолжается восстановление утраченных двигательных навыков. Восстановление речи, социальная и психологическая адаптация занимают более длительное время [5, 6]. Занятия по восстановлению речи можно проводить на фоне приема ноотропных препаратов, оказывающих активирующее влияние на интегративные функции мозга: речь, память, внимание, способность к обучению. К медикаментозным средствам, доказавшим свою эффективность в нейрореабилитации, относят: церебролизин, нафтидидрофурил, мемантин и Ноотропил и др. [7–9]. Учитывая, что в основе реабилитации лежит нейропластичность — способность мозга изменять свою функциональную и структурную организацию, способность различных его структур вовлекаться в разные формы деятельности, под действием собственных нейротрасмиттерных и нейротрофических факторов, более предпочтительными могут считаться препараты с подобными доказанными эффектами [5, 6, 10, 11]. Представителем данной группы является препарат ипидакрин (Ипигрикс). В основе действия ипидакрина лежит комбинация двух молекулярных механизмов: блокады калиевой проницаемости мембраны и ингибирования холинэстеразы. Влияние на калиевую проницаемость мембраны и удлинение периода возбуждения в пресинаптическом волокне во время прохождения нервного импульса обеспечивает выход больших количеств ацетилхолина в синаптическую щель [4, 5, 10]. Холинергическая система играет определяющую роль в процессах внимания, памяти, обучения, таким образом, эффекты ипидакрина могут быть полезны при проведении восстановительной терапии после инсульта.

Целью настоящего открытого рандомизированного контролируемого исследования являлось изучение динамики темпов восстановления речи и других когнитивных функций у пациентов, перенесших первый ишемический инсульт (ИИ) в левом полушарии головного мозга на фоне применения препарата Ипигрикс в дозе 60 мг/сутки.

Материал и методы

В исследовании приняло участие 45 пациентов (15 мужчин и 30 женщин) в возрасте от 35 до 78 лет на момент развития первого ИИ, поступивших на реабилитацию в стационарное отделение с круглосуточным пребыванием Центра патологии речи и нейрореабилитации.

Критерии включения пациентов в исследование:

  • все пациенты перенесли первый ИИ в бассейне левой средней мозговой артерии;
  • диагноз ИИ, верифицированный данными МРТ/КТ головного мозга. Допускались наличия признаков хронической ишемии головного мозга, указания о возможном перенесении транзиторных ишемических атак;
  • госпитализация в период от 1 месяца до 1 года после развития ИИ.

Критерии исключения пациентов из исследования:

  • повторный ИИ;
  • локализация очага не в доминантном полушарии головного мозга;
  • паренхиматозное либо субарахноидальное кровоизлияние;
  • эпилептический синдром в анамнезе или в структуре настоящего заболевания;
  • приверженность к алкоголизации;
  • установленная гиперчувствительность к ипидакрину.
Читайте также:
Викторина 'Звездный час' (для детей средней группы)

В отделении все пациенты наблюдались на протяжении всего периода реабилитации врачами: неврологом, терапевтом, психиатром, эндокринологом. Всем пациентам, включенным в исследование, было выполнено обследование:

  • антропометрические измерения: вес, рост, расчет индекса массы тела (ИМТ), измерение объема бедер, объема талии;
  • ЭКГ в 12 стандартных отведениях;
  • ЭЭГ по стандартной методике, для исключения эпилептических паттернов;
  • МРТ головного мозга для верификации очагового поражения головного мозга, анализа топики и размеров постинсультных изменений, наличия признаков хронической ишемии;
  • проведено двукратное исследование биохимических показателей крови в начале курса лечения и по его завершении.

Всем пациентам, включенным в исследование, было выполнено двукратное нейропсихологическое обследование высших психических функций (ВПФ) с выделением форм афазий. Нейропсихологическое исследование состояния ВПФ проводилось в русле методологии А. Р. Лурия, в соответствии с представлениями о системной динамической локализации ВПФ, с использованием принципа синдромного анализа [11, 12]. Для исследования когнитивной симптоматики и динамики ее восстановления в работе использовались следующие методики:

1) Монреальская шкала оценки когнитивных функций (исследование зрительно-конструктивных/исполнительских навыков; называния, памяти, внимания, речи, абстрагирования, отсроченного воспроизведения и ориентировки);
2) шкала Л. И. Вассермана для оценки степени выраженности речевых нарушений у больных с локальными поражениями мозга;
3) шкалы батареи нейропсихологического исследования А. Р. Лурия (1969), в печатных работах иногда указывается как батарея Лурия–Небраска (исследование «неречевой» когнитивной симптоматики — динамического и кинестетического мануального праксисиса, зрительного и слухового гнозиса, произвольного контроля за деятельностью (регуляторного компонента когнитивных функций), нейродинамики (фонового компонента когнитивных функций)).

Двукратное нейропсихологическое обследование позволило оценить динамику восстановления высших психических функций (путем сопоставления количественных показателей, полученных при первичном и повторном нейропсихологических обследованиях) в результате курса фармакотерапии в системе комплексной реабилитации. Каждое нейропсихологическое обследование из-за повышенной утомляемости пациентов и речевых нарушений осуществлялось в ходе 2–3 встреч продолжительностью около 35–40 минут.

Таким образом, в результате анализа нарушений различных видов речевой деятельности и проведения количественной оценки степени выраженности речевых нарушений, мы имели возможность определить для каждого больного «речевой диагноз»: выявить преимущественную речевую симптоматику при смешанных речевых расстройствах, а также оценить степень выраженности речевого дефекта, а в конце исследования оценить динамику реабилитационного процесса.

Курс нейрореабилитационного лечения, включающий в себя комплексный, междисциплинарный подход, составлял 21 день для каждого пациента. Все пациенты ежедневно получали базовую медикаментозную терапию основных сердечно-сосудистых, эндокринных, неврологических заболеваний. Ежедневно проводились занятия лечебной физкультуры, массаж, физиопроцедуры, а также обязательные индивидуальные и групповые занятия с нейродефектологами и нейропсихологами. Помимо перечисленных методов реабилитации, пациентам и их родственникам также были предложены рекомендации по организации ежедневной активности, которые они смогли бы использовать за пределами стационара (рис. 1). Рекомендации просты и изложены доступным языком, однако их выполнение имеет важное значение, поскольку они помогают пациентам быстрее восстановиться и поддерживать необходимый уровень активности в дальнейшем.

Далее пациенты каждой группы были рандомизированы в группы. 1-я (n = 30) группа, в которой пациентам в комплекс нейрореабилитации был включен Ипигрикс по 20 мг три раза в день на протяжении 21 дня. 2-я группа (n = 15) — группа, в которой Ипигрикс не применялся.

Исследование выполнено в соответствии с Хельсинкской декларацией, принятой в июне 1964 г. и пересмотренной в октябре 2000 г. (Эдинбург, Шотландия). От каждого пациента получено информированное согласие.

Статистическая обработка полученных результатов осуществлялась при помощи программы SPSS Statistics Version 20. Данные представлены в виде медианы (Ме) и интерквартильного размаха в виде 25% и 75%. Достоверность различий оценивалась с использованием критериев Манна–Уитни для независимых выборок и критерия Уилкоксона для парных случаев непараметрических распределений. Различия считались достоверными при значениях p

В. Н. Шишкова 1 , кандидат медицинских наук
Л. И. Зотова
Н. Г. Малюкова,
кандидат психологических наук
Н. В. Кан
Е. М. Гасанова
В. С. Калачева
М. А. Кудряшова

ГБУЗ ЦПРиН ДЗМ, Москва

Новые возможности в медикаментозной терапии постинсультной афазии/ В. Н. Шишкова, Л. И. Зотова, Н. Г. Малюкова, Н. В. Кан, Е. М. Гасанова, В. С. Калачева, М. А Кудряшова
Для цитирования: Лечащий врач № 2/2019; Номера страниц в выпуске: 64-69
Теги: афазия, когнитивные функции, восстановление, ноотропная терапия

Техники развития речи: монофон, тавтограмма и липограмма

Всем привет!

Сегодня мы с вами будем развивать нашу и без того богатую речь. И развивать мы будем ее довольно интересным способом.

Зачем это нужно?

Затем, чтобы сделать наши с вами тексты еще более красивыми и яркими, чтобы пополнить свой словарный запас, чтобы уметь писать «разные» тексты, а не шаблонные.

Если вам все это не нужно, закройте страницу и больше ее не открывайте.

Вы все еще здесь? Значит, вас заинтересовала тема, и вы хотите развиваться. Правильный выбор! Начнем.

Совсем недавно я наткнулся в сети на довольно интересные техники развития речи:

  • Монофон
  • Тавтограмма
  • Липограмма

Возможно, некоторые из вас слышали о них. Ничего страшного. Как говорится – «повторение – мать учения».

Монофон – это небольшой рассказ, отличительной особенностью которого является тот факт, что все слова начинаются с одного и того же звука. Единственное исключение – местоимения.

Приведу пример небольшой кусочек монофона:

Прекрасной предвечерней порой, посмотрев популярную подростковую передачу, прослушав прогноз погоды, потанцевав под приемник, передававший песни прошлого, подпевая и попутно подкрепившись простоквашей с персиками, пять подруг — Павлина, Полина, Паола, Пелагея и Прасковья — пошли погулять.

Пошли по проселку и подивились: приземистый поселок, покрытый поздней порошей, подобной парчовому покрывалу. Под полусапожками и полуботиками подруг победно поскрипывали проталины, празднично похрустывало и призывно пело. Побелевшая площадь преобразилась. Пастельный пейзаж поражал подруг простотой. Подростки побродили по парку, припоминая полузабытые и полностью позабытые приключения прошлого, посмеялись»

Читайте также:
Конспект ООД по обучению грамоте с детьми c ЗПР в старшей подгруппе

Как видите, вполне приличный текст, но все слова начинаются с одного звука. Это и есть монофон.

Для чего нужны такие тексты?

В первую очередь, для улучшения произношения, приобретения собственного стиля, улучшения вашей речи. Есть два варианта использования монофонов:

  1. Чтение текстов-монофонов. Желательно читать вслух. Тогда достигается максимальный эффект
  2. Написание собственных монофонов! А почему бы и нет? Да, это не легко, но очень эффективно. Я вот сейчас прям, возьму и набросаю несколько строк, а вы оцените, Дорогие читатели.

Пример моего монофона с использованием буквы «О»:

Одинокий омар осматривал окружающие окрестности, отдалившись от океана. Ошарашенные окружающие осматривали омара.

Как-то так. Пусть немного бессмысленно, но все же связно и на одну букву. Скажу честно – эти два предложения я сочинял минут 15. Это говорит только об одном – пора хорошенько браться за развитие своей речи.

А мы переходим к тавтограммам.

Тавтограмма – это литературная форма текста, особенность которой в том, что все слова начинаются с одной и той же буквы.

Чаще всего можно увидеть такие приемы в стихах, но встречаются они и в друих литературных жанрах.

Тавтограммы так же, как и монофоны, способны серьезно улучшить вашу речь, расширить свой словарный запас, и стать более раскрепощенным автором.

Приведу пример тавтограммы, которые все вы точно знаете (но не догадываетесь, что это тавтограма):

«Четыре чёрненьких чумазеньких чертёнка чертили чёрными чернилами чертёж»

Это и есть тавтограмма , с которой мы знакомы с детства.

Здесь я ничего сочинять не буду, так как тут еще сложнее. Так могу и до ночи просидеть за составлением пары строк.

Липограмма – это вообще очень интересная техника развития речи. Вся ее суть заключается в том, что нужно составить текст (чем больше, тем лучше), слова которого не будут содержать какой-то одной (или даже нескольких) буквы.

Первые липограммы появились в Древней Индии и Греции. Первый известный автор, использовавший данную технику, был — Пиндара Лассос Гермионский (жил в VI веке до н.э.). Он не переносил греческую букву «сигма», в связи с чем создал «Оду о кентаврах» и «Гимн Деметре» без нее!

Из более «свежих» авторов наибольшую известность заслужил Жорж Перек, французский писатель, который смог написать роман «La Disparition» без использования самой часто употребляемой буквы французского алфавита – «e».

А на этом наш курс повышения актерского мастерства изучения техник развития речи подошел к концу. Надеюсь, вам было интересно.

А теперь я предлагаю каждому из вас, Дорогие читатели, выбрать приглянувшуюся технику, и на ее основе написать свои комментарии. Это будет интересно и полезно всем.

Олег, отличный опус. Обалденная оргработа. Осмелюсь, однако, обучиться и я.

Похоже, первым посетителем, преодолевшем препятствия, получился Пысьмэннык. Презабавно и прикольно. 😆

Похоже, Пысьмэнныка победили. Печально!

Хороший пост, Олег!

Смотрю, ты начал по-другому писать? 😉

Кстати, рассмотри ещё такой приём, как «аллитерация» — именно он часто используется в копирайтинге, особенно при нейминге и слоганинге. 😉

Елена, спасибо. Классно у Вас получилось)))

Пысьмэннык, прикольно, прикольно — поздравляю)

Денис Каплунов, спасибо. Ну наверное есть изменения. По крайней мере, они должны быть. Учимся ведь, растем))

Наверное, немногие напишут. Но, несомненно, находчивые. 😉

Спасибо. Есть над чем поработать в собственной речи.
P.S. Изображение за живое задело. :biggrin:

ladybloger, неплохо получилось. А у меня пока с этим сложновато)

Eviral, да, картинка действительно цепляющая и мотивирующая. Мне тоже очень понравилась)

Олег, спасибо!
У меня сейчас блог на другой хостинг переезжает, поэтому пока недоступен, а потом ссылку сброшу: я в эстафете блогеров участвовала, где мы стихи писали, в которых все слова начинаются с одной буквы.
Так что у меня уже есть некоторый опыт в таком деле. 😉

Полезные рецепты, я вам скажу :biggrin: Да, их можно выполнять как наскучит, или когда в очереди стоишь.

ladybloger, а на какой хостинг переезжаете?

Иван Николенко, рад что понравились)

Какая классная методика описана в статье вроде когда читаешь всё просто и складно, только когда попробовал, с ходу мало что получилось. Действительно надо больше заниматься речью. Буду больше читать

Познавательный пост. Спасибо.
Несмотря на то, что я много читаю, с ходу не смог составить ни монофону, ни тавтограмму, ни липограмма. Буду работать.

Иван, да, наша речь требует постоянно тренировки ,иначе она ухудшится.

Александр, я сам две строчки полчаса выдумывал))

помогите, пожалуйста, расшифровать липограмму. здесь отсутствуют все гласные буквы. «Тл трм пшл н хт с сбкй». заранее спасибо

Ирина
сам не ожидая разгадал довольно быстро 😎
«Толя утром пришёл на хату с собакой»

Правильный вариант: «Толя утром пошел на охоту с собакой.»))

Ирина
жаль что нельзя править посты, и слово «пришёл» заменить на «пошёл»

возможно вместо «хату» «Ухту»

[…] Источник: Техники развития речи: монофон, тавтограмма и липограм…. […]

Немного не понял, чем отличается монофон от тавтограммы?

Тл трм пшл н хт с сбкй — ТОЛЯ УТРОМ ПОШЕЛ НА ОХОТУ С СОБАКОЙ.

Здорово! такое развивающее упражнение всем будет полезно, и да нигде ничего подобного не встречала! Сразу пришли слова на ум про Обнаженную Ольгу, остров, и еще что-то не помню уже :).

смотрю сообщения и соображаю о самоусавершенствования своих слов.

Рискованные русские рэкетиры разграбили раннею Россию, различными разработанными разгромами .

Литературные герои получились весьма неприглядными.
Ну а какими они ещё могут быть, если все слова на букву «П»?

ПОСЛЕ ПРАЗДНИКА (50 +)

Приказ, поощрение, премия, перманентные поздравления. Прапорщик Петр Порфирьевич Пороненко праздновал пятидесятилетие. Патриарх продслужбы, престижно! Передал прохиндею-предпринимателю Петрову полтонны перловки. Пригласил почти половину пятьсот пятьдесят первого противотанкового полка, плюс полностью ПРТБ ПВО, прежних приятелей по ПТУ. Пропили получку. Прошло потрясающе! Пели попеременно патриотические песни, плясали польку под пианино, пили португальский портвейн, портер пражский. После полуночи — покер, преферанс — писали пулю, попыхивая папиросами. Припозднились. Перепились, подрались… Плохо помнил происходящее.

Читайте также:
Нетрадиционные средства логопедического просвещения родителей

Приоткрыл правый, покосился – половина пятого. Потряхивало… Поёжился, потрогал переносицу — побаливает. Подворье потихоньку просыпалось, прокукарекал петух, пиликала пустельга, поросенок повизгивал. Полежу, покемарю.

… Прислушался, присмотрелся повнимательней: полдень. П…..ц, проспал построение, получу п…..ей по полной программе. Прикажут писать пояснения по поводу прогула. Понедельник предвещал проблемы.

Поворочался, поскрипел пружинами, поправил перину, перевернул подушку. «- Прасковья, принеси попить!»

Переспросила. Поправила прическу. Поверх полурасстегнутого плиссированного персикового платья повязала по простому пестрый павлово-посадский платок. Продефилировала, покачивая полукружиями попы — пава! Пассия поселковская!

Папаша — покойничек, прознав про психические патологии правоверной, познакомил перед Пасхой, пока проходила переподготовку педагогического персонала. Приглянулась, пододвинул поклонников. Потрахались, пардон, по пьяни, позабавились — привычное приключение. Понравился. Почти полгода прошло… Почувствовала — полезен, пригоден, прицепилась, потаскуха. Пышная, полногрудая, приятная. Пусть поживет, полукровка пермяцкая, пока Полина по Польше путешествует, позже прогоню, поезд послезавтра приходит после пятнадцати.

Подтянула пояс, панталоны полупрозрачные, пристегнула платиновую подвеску. Подошла, постукивая плюшевыми полуботинками по полу, передвинула половик прикроватный перпендикулярно половицам. Присела, пригожая — пурпурная помада, пудра пахучая, педикюр перламутровый переливающийся, парфюм «Пасифик Парадиз» — Петькин презент.

Придвинулась поближе, понюхала: «- Перегаром пахнет, потом — противно! Пойди, помойся, попарься, поддай, похлещи пихтовым…» Пожалела, посочувствовала, похлопала по плечу. Погладила, пощекотала пальцами по пузу, пониже… Прервал: «- Прилично? Погоди, Павловна! Прекрати петтинг, потом поразвлекаемся!»
«- Приспичило!»

Поставила пиво «Патру»: «- Пей, полегчает!» Пришила полуоторванный парадный погон. Прибралась — протерла полотенцем паутину, прихлопнула паука, полила петуньи, потрясла палас — поддерживает порядок, приучил. Помыла посуду, почистила покрытый патиной подсвечник порошком «Пемолюкс». Печь погасила, плеснув помои, прикрыла поддувало. Положила «Приму», помытую пепельницу: «- Покури». Предложила полрюмки перцовки, пару пирожных, профитроли, покрытый плесенью пармезан, пюре, путассу, петрушку, перец, помидоры, пельмени поджаренные, пиццу, приправы, плотный прозрачный полиэтиленовый пакет перемешанных пирожков, печени, патиссонов — приличный перечень. «- Поешь, пожалуйста! Пережёвывай помедленней, протезы поломаешь!» Пижаму полотняную протянула — примеряй подарок, пригодится. Подрежу покороче, пуговицы перешью. Пискнула пугливо: «- Полёвка промелькнула, под плинтусом прячется!»

Поприкалывалась: пододвинула поближе портрет Путина: «– Погляди, Президент, пьянство подчиненных!» Повернула плазменную панель, подаренную позавчера полковыми поварами, полистала пультом программы: «– Посмотри передачи». Подключила плеер: «- Послушай попсу — Пугачеву, Преснякова. Полегчает, проверено! Почитай поэмы Пушкина, прозу Пелевина, Платона. Поймёшь, поди?» «- Попытаюсь. Подскажешь, переведешь».

Потрясла пустым портмоне, попрекнула: «- Проигрался, придурок!». «- Передёргивали, п….оры. Прохор, подлец, подглядывал!».

Приемник прохрипел: «…Передаём прогноз… — переключил — …по праву принадлежит Петербургскому …» Плюнул — пропаганда правительственная!

Приподнялся помаленьку, привстал. Прежде прыгал под потолок поутру… Переодел плавки. Прикрутил плоскогубцами проволоку под полкой. Проглотил парацетамол, помазал палочкой прополиса прыщик. Плохо — почти покойник, позеленел, покраснел, покрылся пигментными пятнами. Пора прекращать – посажу печень, почки, поджелудочную. Пополнел, погрузнел… Прошли пьянки полноценные, пятьдесят первый пошёл… Постарел… Пора попу православному панихиду предварительно, памятник… Прости, преподобный.

Произнёс полушепотом, путая падежи: «- Пойду, причиню пользу — пересчитаю поголовье, проведаю подчиненных перед приемом пищи, пусть посмотрят – появился. Пройдусь, прогуляюсь пешком, пока прохладно. «Пежо» постоит — прибор покажет превышение, позорно права потерять практически пенсионеру, пересдавать придется. Подгоню полсотни портянок пилорамщикам – похмелюсь». Подруга подала портупею, плащ: «- Погода плохая, противная, промозглая, пасмурно. Предзимний период. Простуду подхватишь, первые признаки появились». «- Перестань, перекрестись!» Постучал по притолоке…

Побрился, причесался. Поседел… Пора постричься покороче – полубокс. Пошарил — полтинник припас. Парикмахерская по пути. Покинул помещение.

Подумал: «- Пенсия приближается. Продам, променяю половину продсклада. Пока проверяющие приедут, поймут, пересчитают – перееду подальше, пусть попробуют поймать, псы правоохранительные! Преступление, приговор практически… Прописку придется проигнорировать. Продажная пятигорская полиция прикроет. Пашка, подполковник, поможет. Привезу побольше продуктов, пару пачек патронов ПМ – порадуется, постреляет пацан, похвастается попаданиями!»

Привычно пропустил протяжно посигналивший пассажирский, помахал привлекательной проводнице, поприветствовал перекуривающих путейцев, подняв правую перчатку, перешел платформу полустанка, переезд — перешагнул поднимающиеся препятствия. Преодолел потихоньку поле, пустошь, посвистывая, пиная поганки, подосиновики, подберезовики. Прикрываясь полынью, пописал, прицеливаясь по пыльной пивной пробке, потряс пенисом. По проселку прыгал промокший птенец. Поймаю птичку! Поздно, перелетела! Проходя перед полузаросшим прудом, повернулся, прищурился подслеповато, понял — полковник Прусаков приближается. Привередливый персонаж, представитель правящей партии, поборник порядка, пугало. Пора прятаться — поймает, принюхается, поймет, падла. Прицепится, примется попрекать, порежет премиальные… Пронесло, прошёл правее. Похмелье помаленьку прекращалось…

Припозднился, постараюсь поторопиться, племянника пятилетнего попросили педиатру показать, приболел, паразит — парагрипп, первичный пневмоцистоз. Передается погань, придётся поостеречься. Припомнил: получить почтовый перевод, предъявив паспорт…

Пропустил похабные перлы – получилось покороче. Понравилось? Похлопайте погромче! Поставьте плюсик! По поводу публикации — позвоните…

Использование монофонов при восстановлении речи

Качество фонации зависит от характера контакта голосовых связок, т.е. вида так называемой голосовой атаки. Принято различать твёрдую, мягкую и придыхательную атаку, или постановку голоса. Благодаря правильному использованию дыхательной опоры, можно противодействовать образованию как придыхательной, так и твердой постановки голоса. Опускание нижней челюсти способствует смыканию голосовых связок во время фонации и сжатию замыкающего глоточного кольца.

Упражнения, заключающиеся в сдавливании щитовидного хряща в области гортанной выпуклости (Адамова яблока) и прекращении сжатия этого хряща при одновременной фонации и использовании дыхательной опоры, оказывают большую помощь при функциональных заболеваниях голосового аппарата.

Читайте также:
Интегрированное занятие по теме Весна

Упражнения для голоса следует выполнять на гласной “а”, так как во время эмиссии этого звука на той же самой высоте экскурсии гортани бывают наименьшими. Такого рода упражнения следует назначать больным, у которых гортань совершенно бесполезно, слишком резко перемещается вверх, вниз, вперёд и назад.

Экскурсии гортани сопровождаются изменениями функции остальных резонаторных полостей, объём которых может увеличиваться или уменьшаться вследствие рефлекторного сокращения соответствующих мышц. Причём даже очень незначительное изменение состояния мышц, каждое отклонение от их нормального тонуса или же от нормальной длительности их сокращения может обусловить возникновение голосовых расстройств. Чем подвижнее голосовой аппарат и чем более точной является функция отдельных его элементов, тем большую ценность имеет голос. Поврежденный голосовой аппарат утрачивает способность функционировать точно и одновременно быстро.

Артикуляция основывается на голосовом звуке, который характеризуется определенной продолжительностью. При отдельных, не объединенных между собой звуках, создаётся впечатление, что речь состоит из несвязанных, обособленных слогов. Для достижения непрерывности артикуляции необходимо выработать двигательную непрерывность во время функции голосового аппарата, т. к. речь является двигательным актом, подчиняющимся тем же законам, которые руководят двигательными функциями всего организма. Темп упражнений сначала должен быть замедленный, позднее упражнения выполняются в нормальном ритме. В последнее время редко применяется способ растягивания звуков во время упражнений. Восстановление фонации и артикуляции заключается в обработке каждого звука и слова с точки зрения ритма, напряжения и высоты, базируясь на явлениях созвучья и резонанса.

Чтение с губ в зеркале

Ощущение созвучья и резонанса развивается на основании колебаний и чувствительных восприятий. Способ направления голоса в надсвязочные резонаторные полости следует вырабатывать с помощью следующих трёх методов:
1) mormorando, при этом необходимо ощущать вибрацию тонких костей лица и носа;
2) упражнения, заключающегося в постепенном затихании голоса (piano); во время piano голос переходит в головные резонаторы, а чередование forte и piano во время упражнений на гласных способствует тому, что эти звуки становятся громкими, четкими и полнозвучными; 3) упражнения с помощью носовых согласных; м, н; однако, этот метод не может рекомендоваться во всех случаях, так как в результате его применения у больного легко может возникнуть носовой тембр голоса. Это происходит прежде всего в тех случаях, когда мышцы замыкающего глоточного кольца бывают слишком слабы, чтобы отделить средний отдел глотки от верхнего и от носовой полости, вследствие чего воздух проникает в полость носа и артикулированные звуки приобретают носовую окраску (при небных расщелинах, параличах мышц мягкого неба центрального и периферического происхождения, у глухих и т.д.).

Условием образования полноценного и звучного голоса является соединение грудного резонатора с резонаторными полостями надсвязочного пространства. Голос, возникающий па голосовых связках, такой же слабый, как голос музыкального инструмента, лишенного резонаторного ящика.

Ощущение вибрации при помощи колеблющегося камертона, тон которого соответствует высоте артикулированного звука

Во время фониатрического лечения следует стремиться к расширению диапазона голоса до такой степени, чтобы он включал по крайней мере шесть тонов, необходимых для правильной артикуляции. Достигнуть этого можно лишь в результате длительной работы. При малом объеме голоса, который сохранился, например, у глухого от периода лепетания, невозможно выработать правильную артикуляцию.

В процессе восстановления артикуляции следует использовать тактильные ощущения. На слизистой оболочке ротовой полости, губ и глотки находятся участки, отличающиеся специальной чувствительностью, так называемые, чувствительные артикуляционные зоны. Каждому артикулированному звуку соответствует определенный чувствительный пункт в одной из артикуляционных зон. После предварительного изучения артикуляционных областей согласных можно приступить к упражнениям, заключающимся в возбуждении специальной чувствительности в артикуляционных пунктах с помощью навернутой на гортанный зонд ваты, смоченной дестиллированной водой или физиологическим раствором поваренной соли. Легкое касание губ вызывает их смыкание при произношении звука п, при более сильном касании — губы смыкаются для произношения звука б, при котором больной должен также ощущать вибрацию в области гортани, в наивысшем пункте головы и т.д., длительное касание сопровождается произношением звука м, при этом вибрацию можно ощутить в маске, в области тонких костей лица.

При произношении звуков ф и в нижняя губа приближается к верхним резцам; при произношении звуков д, т, н конец языка контактирует с деснами верхних резцов. При согласных с, з, ц возникает углубление вдоль средней линии языка, а конец его приближается к передним зубам. Звук с возникает без участия резонаторов точно так же, как ц, произношение звука с связано с колебанием голосовых связок. Выработку повышенной чувствительности в резонаторной полости следует связывать с ощущением колебаний в резонаторах. При звуках ш, ж, ч средняя часть языка приближается к твердому нёбу, а конец языка находится на некотором расстоянии от верхних передных зубов. Возбуждение специальной чувствительности в артикуляционной области звука не должно производиться одновременно с упражнениями, целью которых является выработка ощущения резонанса в резонаторных полостях.

Обучение произношению гласных при использовании слуха

При произношении щ язык совершенно плоский. Во время упражнений, связанных с произношением этого звука, хорошие результаты даёт возбуждение повышенной чувствительности на всей поверхности языка, вдоль которой проходит голосовая волна.

В третьей артикуляционной зоне при произношении звуков к и г корень языка контактирует с мягким нёбом, в то время как при произношении х корень языка лишь приближается к мягкому нёбу. Во время упражнений, связанных с восстановлением артикуляции звука х достаточно лишь легко касаться места сближения артикуляционных органов, при упражнениях для звуков к и г прикосновение должно быть более сильным. Произношение г, как звонкой согласной связано с участием резонаторов. При низких звуках следует использовать грудной резонатор, при высоких — резонаторы надставной трубы.

Введение в ротовую полость во время фониатрического лечения шпателей, пластмассовых протезов ит.д. удлиняет период лечения, выработка оке специальной чувствительности в артикуляционных зонах значительно его укорачивает.

Читайте также:
Алгоритм работы по коррекции речи у детей с ОНР

Во время фониатрического лечения используется компенсация со стороны органа зрения, слуха и жевательного аппарата. Восстановление артикуляции следует начинать от упражнений, связанных с произношением гласных, сначала учат произносить гласные а и о; затем — у и ы; и в конце высокие гласные: э и и. Руководя занятиями, во время которых больные учатся произносить гласные, стремятся расширить диапазон голоса больного вверх и вниз. При сдавливании щитовидного хряща голос понижается на один-два тона, после прекращения давления голос возвращается к исходной высоте. Для правильной артикуляции в польском языке диапазон голоса должен включать семь тонов в объёме первой и второй октавы.

– Вернуться в оглавление раздела “отоларингология”

Дидактические игры в работе учителя-логопеда

Дидактические игры в работе учителя-логопеда

Дидактическая игра – это вид деятельности, занимаясь которой, дети учатся. Игры направлены на решение конкретных задач обучения детей, но, в то же время, в них проявляется воспитательное и развивающее влияние игровой деятельности.

Необходимость использования дидактических игр как средства обучения детей в младшем школьном возрасте определяется рядом причин:

– игровая деятельность как ведущая не потеряла своего значения.

Л.С.Выготский писал, что «в школьном возрасте игра не умирает, а проникает в отношения к действительности. Она имеет свое внутреннее продолжение в школьном обучении и в труде». Отсюда следует, что опора на игровую деятельность, игровые формы и приемы – это важный и наиболее адекватный путь включения детей в учебную работу.

Освоение учебной деятельности, включение в нее детей идет медленно (многие дети вообще не знают, что такое «учиться»).

Существуют различные трудности адаптации при поступлении в школу ребенка с нарушением интеллекта (освоение им новой роли – роли ученика, установление взаимоотношений со сверстниками и учителями).

Дидактическая игра во многом способствует преодолению указанных трудностей.

Невозможно переоценить роль дидактических игр в развитии речи детей. Дидактические игры помогают выработать чувство родного языка и умение правильно произносить слова, легко усвоить грамматические нормы, пополняется и активизируется словарь, развивается связная речь.

Применение игр на логопедических занятиях позитивно отражается на качестве коррекции и обучения, так как способствует:

– постановке и автоматизации звуков в ходе игры;

– овладение звукобуквенным анализом и слоговым составом слов;

– развитию лексико – грамматических средств речи в рамках определенных тем;

– развитию сенсорных представлений;

– развитию и совершенствованию высших психических функций (памяти, внимания, мышления);

– тренировке тонких дифференцированных движений пальцев и кистей рук ( оказывает стимулирующее влияние на развитие речедвигательных зон коры головного мозга, что в свою очередь стимулирует развитие речи);

Так же игра способствует созданию эмоционального настроя, вызывает положительное отношение к выполняемой деятельности, улучшает общую работоспособность, дает возможность многократно повторить один и тот же материал без монотонности и скуки.

В своей работе я часто использую разнообразные дидактические игры, стараюсь включать их, по возможности, в каждое логопедическое занятие.

Дидактические игры:

Игры на развитие фонематического восприятия, фонематического , слогового, звукобуквенного анализа и синтеза

1. «Составь слово» (1 вариант)

Цель: развитие фонематического восприятия, развитие умения определять первый звук в названии картинок, по первым звукам различных слов составлять новое слово.

Оборудование: предметные картинки.

Ход игры: ребенок выделяет первый звук в названии картинок, из выделенных звуков составляется новой слово.

2. «Составь слово» (2 вариант)

Цель: развитие фонематического восприятия, фонематического анализа, умения определять последовательность звуков в слове.

Оборудование: карточки с картинками, внизу у каждой картинки написан номер выделяемого из слова звука.

Ход игры: ребенок дожжен из названия картинки выделить заданный звук и из них составить новое слово.

3. «Поезд»

Цель: развитие фонематического анализа и синтеза, формирование умения определять место звука в слове.

Оборудование: поезд с тремя вагонами, предметные картинки.

Ход игры: ребенок называет картинку, затем определяет место заданного звука в слове (начало, середина, конец) и ставит картинку соответственно к первому вагону ( начало слова), ко второму вагону (середина слова) и к третьему вагону, если заданный звук стоит в конце слова.

4. «Цветы и бабочки»

Цель: развитие фонематического восприятия, умения различать на слух твердые и мягкие согласные.

Оборудование: вырезанные из синего и зеленого картона цветы, картонные фигурки бабочек.

Ход игры: на полу разложены синие и зеленые цветы. У детей в руках картонные бабочки. Логопед называет слова с твердыми и мягкими звуками, изучаемыми на занятии: мяч, молоток, машина, мишка, мороженое, муха, мел.

Услышав слово с твердым звуком, дети подбегают к синему цветку и сажают на него бабочку. Услышав слово с мягким звуком, дети сажают бабочку на зеленый цветок.

5. « Рассели животных в домики»

Цель: закрепление умения определять количество слогов в слове, обогащение словарного запаса детей по теме «Животные».

Оборудование: домики из картона одно, двух и трехэтажные, предметные картинки с изображением животных.

Ход игры: логопед показывает ребенку картинку, просит назвать ее, затем разделить слово на слоги. В зависимости от количества слогов в слове, поселить животного в одноэтажный, двухэтажный или трехэтажный домик.

6. «Надуй шарик»

Цель: развитие слогового анализа и синтеза, умения определять пропущенный слог.

Оборудование: шарики из цветного картона, на которых напечатаны слова с пропущенным слогом.

Ход игры: ребенок берет шарик и определяет, какой слог пропущен, затем называет получившееся слово

7. «Третий лишний»

Цель: развитие фонематического восприятия, умения определять наличие заданного звука в слове.

Оборудование: предметные картинки

Ход игры: логопед выставляет на доску три картинки. Ребенок называет их и убирает картинку, в названии которой нет заданного звука.

8. «Семицветик»

Цель: развитие слогового анализа и синтеза.

Оборудование: вырезанные из картона цветы с написанными на них цифрами «2» и «3», лепестки с написанными на них названиями цветов, состоящими из двух и трех слогов.

Читайте также:
Конспект деловой игры для детей с родителями

Ход игры: ребенок раскладывает лепестки на цветок с цифрой «2», если в названии цветка два слога, и на семицветик с цифрой «3», если в названии цветка 3 слога.

Игры на развитие лексико-грамматического строя речи

1. «Чудесный мешочек»

Цель: развитие умения образовывать относительные прилагательные

Оборудование: мешочек с предметами: шерстяной носок, резиновый мячик, деревянный карандаш, бумажная кукла, пластмассовый шарик и т.д.)

Ход игры: дети достают из мешочка предмет, называют материал из которого он изготовлен, затем образовывают относительное прилагательное: носок из шерсти – шерстяной носок, мячик из резины – резиновый мячик и т.д.

2. «Какой сварим суп?»

Цель: развитие умения образовывать относительные прилагательные.

Оборудование: кастрюльки из картона с нарисованными на них продуктами.

Ход игры: ребенок берет кастрюльку с нарисованным продуктом, называет его и говорит, какой из этого продукта сварит суп. Например: суп из мяса – мясной суп, суп из грибов – грибной суп, суп из картофеля – картофельный суп и т.д.

3. «Какой будем пить сок»

Цель: развитие умения образовывать относительные прилагательные.

Оборудование: пластмассовые стаканчики с наклеенными на них картинками с фруктами.

Ход игры: ребенок берет стаканчик. Называет фрукт. Который на нем нарисован и говорит, какой он будет пить сок. Например: сок из яблок – яблочный сок, сок из винограда – виноградный сок, сок из персика – персиковый сок и т.д.

4. «Какой, какая, какое»

Цель: развитие навыков согласования прилагательных с существительными в роде.

Оборудование: карточки разделенные на четыре сектора. В первом секторе цвет, во – втором – картинка – существительное мужского рода, в третьем – существительное женского рода, в четвертом – существительное среднего рода.

Ход игры: ребенок по картинке должен правильно составить словосочетание существительное + прилагательное, согласовывая их в роде. Например: зеленая елка, зеленый арбуз, зеленое платье.

5. «Вставь предлог»

Цель: практическое употребление в речи простых предлогов, развитие пространственных представлений.

Оборудование: карточки, разделенные на четыре сектора. В первом – предметная картинка, во втором – глагол, третий – пустой, в четвертом – предметная картинка.

Ход игры: ребенок долен при помощи картинок составить предложение, вставив нужный предлог.

6. «Посмотри какой цветочек»

Цель: развитие умения согласовывать прилагательные с существительными.

Оборудование: картонные картинки с изображением предмета, маленькие карточки с написанными на них прилагательными.

Ход игры: ребенок выбирает понравившуюся картинку с изображением предмета. Маленькие карточки с прилагательными находятся у логопеда. Нужно прочитать слово и, если оно подходит к выбранной картинке, взять карточку и составить словосочетание.

Учитель-логопед:
Лебедева Марина Михайловна

“Дидактические игры в работе учителя-логопеда”
консультация по развитию речи (старшая, подготовительная группа)

Одной из главных задач учителя-логопеда это – заинтересовать ребенка так, чтобы ему самому захотелось участвовать в процессе коррекции речи. Игра – основной вид деятельности ребенка дошкольного возраста. Она, как форма деятельности ребенка, способствует развитию у него психических процессов, личностных черт, интеллекта. В последнее время увеличилось количество детей с речевой патологией. Кроме непосредственного нарушения звукопроизношения, у детей диагностируются нарушения остальных компонентов речевого процесса: бедность словаря, аграмматизм фраз, низкий уровень развития связной речи и т. д. Страдает также психическая база речи: внимание, память, мышление. Таким образом, большую помощь в работе с детьми с речевыми нарушениями могут обеспечить игровые технологии. Поэтому на логопедических занятиях широко используются дидактические игры .

Скачать:

Вложение Размер
moi_didakticheskie_igry._sekach.docx 23.13 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Центр развития ребенка детский сад №1 «Чайка»

“ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ В РАБОТЕ УЧИТЕЛЯ – ЛОГОПЕДА”

Секач Людмила Анатольевна

Одной из главных задач учителя-логопеда это – заинтересовать ребенка так, чтобы ему самому захотелось участвовать в процессе коррекции речи. Игра – основной вид деятельности ребенка дошкольного возраста. Она, как форма деятельности ребенка, способствует развитию у него психических процессов, личностных черт, интеллекта. В последнее время увеличилось количество детей с речевой патологией. Кроме непосредственного нарушения звукопроизношения, у детей диагностируются нарушения остальных компонентов речевого процесса: бедность словаря, аграмматизм фраз, низкий уровень развития связной речи и т. д. Страдает также психическая база речи: внимание, память, мышление. Таким образом, большую помощь в работе с детьми с речевыми нарушениями могут обеспечить игровые технологии. Поэтому на логопедических занятиях широко используются дидактические игры :

– игры с движениями,

Дидактическая игра – это игра, предназначенная для обучения. Это игры с правилами, специально создаваемые в целях обучения и воспитания детей. Дидактическая игра является ценным средством воспитания умственной активности, она активизирует психические процессы, вызывает у дошкольников живой интерес к процессу познания. Таким образом, использование дидактических игр в работе логопеда способствуют и развитию речевой активности детей, и повышению результативности коррекционной работы.

Разнообразные дидактические игры я стараюсь применять при коррекции всех компонентов речевого развития ребенка (звукопроизношение, фонематическое восприятие, лексико – грамматический строй речи, связная речь).

По нескольким направлениям логопедической работы я подобрала дидактические игры , которые использую на логопедических занятиях. О некоторых из них я расскажу.

Если у ребенка плохо развит фонематический слух, то он может путать близкие по звучанию фонемы (звуки). Большим подспорьем для развития фонематического слуха у детей дошкольного возраста являются дидактические словесные игры с предметами.

Игры, направленные на формирование правильного звукопроизношения и развитие фонематических процессов.

Игра “Шумящие мешочки (баночки)”.

Вместе с ребенком насыпьте в мешочки (баночки) крупу, пуговицы, камешки. Он должен угадать по звуку, что внутри.

Игра “Волшебная палочка”.

Взяв карандаш или любую палочку, постучите ею по столу, вазе, чашке. Палочка может оживить любой предмет. Пусть ребенок закроет глаза и отгадает, какой предмет звучал.

Ребенку завязывают глаза, и он двигается на звук колокольчика, бубна, свистка.

Игра “Похлопаем” (“Потопаем”).

Ребенок повторяет ритмический рисунок хлопков. В усложненном варианте ребенок повторяет ритм с закрытыми глазами.

Различение звуков речи по тембру, силе и высоте.

Игра “Узнай голос”.

Ребенка просят закрыть глаза и узнать, кто из ребят сказал слово.

Игра “Тихо – громко”.

Договоритесь, что дети будут выполнять определенные действия – когда вы будете говорить громко и тихо.

Игра “Кто что услышит?”

Взрослый за ширмой стучит молотком, звонит в колокольчик, шуршит бумагой и т.д., а дети должны отгадать, каким предметом произведен звук.

Различение сходных между собой по звучанию слов .

Взрослый показывает детям картинку и называет предмет, заменяя первый звук (форота, ворота, корота, борота. ). Дети должны хлопнуть в ладоши, когда услышат правильный вариант произношения.

Игра “Шутки – минутки”.

Вы читаете строчки из стихов, намеренно заменяя буквы в словах. Дети находят ошибку в стихотворении и исправляют её.

Хвост с узорами,

Сапоги со шторами.

Тили – бом! Тили -бом!

Загорелся кошкин том .

За окошком зимний сад,

Там листочки в бочках спят.

Кот плывет по океану,

Кит из блюдца ест сметану.

Игра “Найди ошибку и назови слово правильно”.

Цель: развитие фонематического и речевого слуха.

Описание игры. Незнайка в словах перепутал звуки. Какой надо поставить звук, чтобы было правильно?

Между гор издалека течет бурная щека.

Мишка плачет и ревёт, просит пчёл, чтоб дали лёд.

Любопытные мартышки собирают с ёлок фишки.

Сшил себе котёнок тапки, чтоб зимой не мёрзли шапки.

Игра “Какой звук пропал в слове?”

Цель: развитие фонематического и речевого слуха.

Описание игры. Незнайка написал письмо зайке в стихах, но в некоторых словах он пропустил звуки. Отгадайте, какие слова он хотел написать?

  • Своей младшей дочке Тосе заплетает мама . осы.
  • Подарили нам игрушки: целый день палили . ушки.
  • Мама кукле шар. вязала, ей Наташа помогала.
  • Серый вол. холодный, ходит злой, голодный.

Деление слов на слоги.

Игра “Встречу слово на дороге – разобью его на слоги”.

Взрослый бросает мяч детям, называя односложные , двусложные и трехсложные слова. Ребенок , поймавший мяч, произносит слово по слогам (можно одновременно отбивать слоги мячом).

Игра “Слог да слог – и будет слово, мы в игру сыграем снова”.

Взрослый бросает детям мяч, называя первый слог слова, а ребенок заканчивает слово.

ла – лапа, лак, лавка, ластик, лампа, .

Игры на звукопроизношение.

Игра “Мяч лови и бросай, пары слов называй”

Дети стоят полукругом. Взрослый поочередно бросает мяч детям и просит произнести пары слов.

Медаль-педаль; мальчик-пальчик; лёд-лён;

солянка-полянка; калина-малина; клёв-клён;

клюшка-плюшка; зеленый -беленый; лев-лес;

пеленка-зеленка; след-плед; блин-клин.

Игра “Назови слово”(Мяч лови и бросай, слово называй ).

Дети называют слово, в котором определенный звук (слог) стоит в начале слова или в середине слова, или в конце слова.

Игра “Звук [ . ] услышат ушки, мяч взлетает над макушкой”

Выделение заданного звука из ряда других. Дети должны подбросить мяч (или хлопнуть в ладоши), когда услышат определенный звук.

В своей коррекционной логопедической работе я использую также и настольные дидактические игры , которые способствуют формированию правильного звукопроизношения, развитию фонематических процессов, лексико-грамматического строя языка и связной речи. Это такие дидактические игры, как “Звуковые дорожки”, “Звуковая улитка”, “Логопедические пазлы”, “Звуковое лото”, “Звуковое домино”, “Слоговое лото”, “Слоговой паровозик”, “Скажи наоборот”, “Четвертый лишний”, “Из чего какой”, “Карлик – великан”, “Большой – маленький”, “Один-много”, “Чей хвост?”, “Назови ласково”, “Мой, моя, моё, мои”, “Один-одна-одно-одни”, “1-2-5-9”, “Посчитай”, “Кто что делает?”, ребусы и т.д.

В опрос речевого развития детей дошкольного возраста является актуальным. Это, прежде всего, связано с ростом у детей общего недоразвития речи. Дошкольное детство – это период, когда формируется личность ребёнка, раскрываются творческие, познавательные способности. И, конечно, развивается речь. Важно в этот период применить все имеющиеся методы и приёмы для развития речевых умений и навыков. Дидактические игры – оптимальный приём для работы с детьми. Использование дидактических игр положительно влияет на речевое развитие детей дошкольного возраста.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ВНЕДРЕНИЕ ТЕХНОЛОГИИ ДИДАКТИЧЕСКОГО СИНКВЕЙНА В РАБОТУ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ПУНКТА

В статье описываетя опыт применения инновационного метода развития речи ребенка – дидактический синквейн. .

Использование технологии дидактического синквейна в работе учителя-логопеда как метод развития речи старших дошкольников

Можно сделать процесс развития речи интересным и увлекательным? Да, можно! И поможет нам технология дидактического синквейна. Интересно и увлекательно.

Использование инновационной технологии«Дидактический синквейн» в работе учителя-логопеда с детьми с ТНР.

Использование синквейна в коррекции ОНР способствует успешной коррекции всей речевой системы в целом: развивается импрессивная речь детей, обогащается и активизируется лексическая сторона речи, закреп.

Дидактическая игра в работе учителя-логопеда.

Одной из основных задач примерной Программы коррекционно-развивающей работы в логопедической группе для детей с ОНР под редакцией Н.В. Нищевой, является «овладение детьми самостоятельной, связной, гра.

Современная технология «Дидактический синквейн» в работе учителя-логопеда с детьми

«Использование дидактического синквейна в работе учителя-логопеда»

Актуальность и целесообразность использования синквейна : – открываются новые творческие интеллектуальные возможности; – способствует обогащению и актуализации словаря; – является диагностическим.

Методические рекомендации к авторскому пособию “Карусель”: дидактические игры в работе учителя – логопеда

Предлагаем дидактические игры, которые можно организовать с помощью авторского пособия “Карусель”. Пособие “Карусель” участвовало в районном конкурсе логопедических пособий “М.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: