Использование метода сказкотерапии в обучении детей рассказыванию

Конспект логопедического занятия: Использование метода сказкотерапии в обучении детей рассказыванию

Конспект логопедического занятия на тему:
«Использование метода сказкотерапии в обучении детей рассказыванию»
в подготовительной школе группе для детей с ОНР

1. Закрепить представления о правилах смысловой связи предложений в рассказе.

2. Формировать умение пересказа текста цепной структуры с опорой на графическую схему.

3. Закрепить умение детей пользоваться простыми предлогами в предложении.

4. Развитие словарного запаса по лексическим темам «Весна», «Насекомые».

5. Развивать зрительную и вербальную линейную память.

Оборудование: Картинно-графический план; предметные картинки; схемы предлогов — «солнечные зайчики»; раздаточный материал: предметные картинки, схема,обозначающее слово-действие; персонажи театра марионеток (муравей, пчела).

Логопед: Какой сегодня чудесный день! Я улыбаюсь вам, а вы улыбнитесь мне и друг другу. Как хорошо, что мы сегодня все вместе. Мы спокойны и добры, приветливы и ласковы. Мы здоровы.

Сделайте глубокий вдох носом и вдохните в себя свежесть, доброту и красоту этого дня. А выдохните через ротик все обиды и огорчения. (Дети делают вдох и выдох по три раза)

1. Упражнения фонетической ритмики.

Солнце ярче светит,
Дует теплый ветер,
Вот и кончилась зима,
К нам опять пришла… (Весна)

Тает снег: ыыы (логопед) ЫЫЫ (дети)
Бегут ручьи: ууу (логопед) УУУ (дети)
С юга птицы прилетели иии (логопед) ИИИ (дети)
Мать-и-мачехи цветок качает желтой головой: ооо (логопед) ООО (дети)
Его гладит лучик солнца золотой ааа (логопед) ААА (дети)

Звучит запись «Звуки весны».

2. Работа над схемой предложения с использованием предлогов.

Логопед: Ребята, посмотрите, здесь солнышко рассыпало своих солнечных зайчиков. Давайте соберем их.

Дети берут «солнечных зайчиков» и видят, что на них нарисованы схемы предлогов.

Логопед: Ой, да это необычные «солнечные зайчики», на каждом из них нарисовано какое-то маленькое словечко. (Дети называют их)

Ребята, давайте придумаем предложения, используя маленькие словечки.

Дети садятся за столы. На столах схематические изображения предметов и схема, обозначающее слово-действие. (Дети составляют предложения).

Логопед: О ком говорилось во всех этих предложениях? (Каждый ребенок называет) Как можно назвать одним словом бабочку, стрекозу, муравья, божью коровку, кузнечика? (Насекомые).

Послушаем об одном из них историю.

3. Знакомство с текстом цепной структуры.

Ветер сорвал с дерева листок. А на листке том сидел муравей. Муравей с листком покружился в воздухе и упал в пруд. В пруду жила огромная жаба. Жаба захотела съесть муравьишку. Муравей громко закричал. На крик прилетела пчела. Пчела отнесла муравья в муравейник.

Инсценировка текста с помощью театра марионеток.

4. Беседа по тексту.

Логопед: Вам понравился рассказ? (Да) О ком он? (О муравье) Где висел листок? (На дереве) Что с ним случилось? (Сорвал ветер) Кто сидел на листке? (муравей) Куда упал листок? (В пруд) Кто жил в пруду? (Жаба) Что она хотела сделать с муравьишкой? (Хотела съесть) Как муравьишка закричал? (Громко) Кто спас муравья? (Пчела) Как она его спасла? (Отнесла в муравейник)

5. Словарно-сенсорная работа.

Детям предлагается выбрать из банка представленных картинок нужные, те, которые относятся к данному тексту. На столе у логопеда набор предметных картинок.

Логопед: Ребята, помогите мне найти картинки, которые подходят к нашему рассказу. Каждый выберет одну картинку.

После выбора нужных картинок проводится словарная работа. Проговариваются слова (хором и 2-3-я детьми индивидуально) сложные по слоговой структуре (сорвал, муравей, пруд, пчела, муравейник). Уточняется семантика слов: сорвал – оторвал, сдернул, что еще можно сорвать; муравейник – жилище муравья.

Дети садятся на места.

6. Знакомство детей с предметно-графическим планом.

Логопед: Ребята, посмотрите, здесь записан наш рассказ. Но записан он не словами, а картинками. Это первое слово, какое? (ветер). Далее стрелка – это слово-действие (сорвал). Потом еще одно слово (листок). Все вместе они составляют предложение. Ветер сорвал с дерева листок. Это первое предложение нашего рассказа.

Но в нашем рассказе много предложений, давайте назовем их.

Далее «прочитывается» каждое предложение детьми с помощью логопеда.

Логопед: Ну вот, наш рассказ составлен. Сколько предложений в нашем рассказе? (Восемь)

Речедвигательная гимнастика: русская народная песня «Как на нашем на дворе».

8. Моделирование «поломки».

Под музыку появляется отрицательный персонаж – жаба и нарушает предметно-графический план (часть плана закрывается).

Логопед: Дети, посмотрите, что случилось? (Некоторые картинки исчезли) Каких картинок не хватает? Если мы не вернем картинки на место, наш рассказ не получится. Давайте вспомним, о чем говорилось в этом предложении. (Дети вспоминают)

Значит, какая картинка здесь должна быть? (Дети читают те предложения, в которых исчезли картинки) Дети постепенно восстанавливают текст.

Логопед: А теперь послушайте этот рассказ еще раз. Логопед прочитывает рассказ с опорой на предметно-графический план.

9. Пересказ рассказа с опорой на предметно-графический план.

Логопед: А сейчас вы расскажите мне этот рассказ.

2-3 ребенка пересказывают рассказ.

Подводится итог занятия.

Логопед: Молодцы, дети, вы сегодня хорошо поработали, рассказали историю про муравья, жабу и пчелу. За это добрая пчелка приготовила вам сюрприз: вот эти вкусные медовые пряники. Сюрпризный момент.

Ткачук Ольга Сергеевна, учитель-логопед;
Большакова Елена Сергеевна, учитель-логопед,
МДОУ д/с № 31 компенсирующего вида, г. Орехово-Зуево

Сказкотерапевтические методы
консультация на тему

Основные методы сказкотерапии

По мнению Чех Е.В. можно выделить несколько вариантов работы со сказкой.

Скачать:

Вложение Размер
skazkoterapevticheskie_metody.docx 18.63 КБ

Предварительный просмотр:

1.1. Основные методы сказкотерапии

По мнению Чех Е.В. можно выделить несколько вариантов работы со сказкой.

Ткач Р.М. описывает возможности психотерапевтического использования сказки по методу символдрамы.

1.1.1. Метод «Рассказывание и сочинение сказки»

Любое рассказывание сказки уже терапевтично само по себе. Лучше сказку именно рассказывать, а не читать, т.к. при этом терапевт может наблюдать, что происходит в процессе консультирования с клиентом.

Терапевт и ребенок могут сочинять сказку вместе, одновременно драматизируя ее всю либо отдельные элементы. Ребенок может сочинять сказку самостоятельно.

Самостоятельное придумывание продолжения сказки и ее рассказывание ребенком позволяет выявить его спонтанные эмоциональные проявления, которые обычно не отмечаются в поведении ребенка, но в то же время действуют в нем.

Согласно Л. Дюсс, если ребенок прерывает рассказ и предлагает неожиданное окончание, отвечает торопливо, понизив голос, с признаком волнения на лице (покраснение, бледность, потливость, небольшие тики); оказывается, отвечать на вопросы, у него появляется настойчивое желание опередить события или начать сказку сначала – все это следует рассматривать как признаки патологической реакции на тест и, соответственно невротического состояния.

1.1.2. Метод «Рисование сказки»

Желательно после этого сказку нарисовать, слепить или представить в виде аппликации. Рисуя или работая с цветным картоном, пластилином, клиент воплощает все, что его волнует, чувства и мысли. Тем самым освобождаясь от тревоги или другого чувства, которое беспокоило.

Качество изображения не имеет значения. При сильных чувствах возможно появление в рисунках ребенка или взрослого всяческих чудищ, огня или темных красок. Новый рисунок на тему той же сказки может быть уже спокойнее, краски будут уже более светлые.

Для рисования лучше взять карандаши (желательно гуашь, если рисуете что-то конкретное, акварель, если приходится рисовать свои ощущения, эмоции).

Как считает Чех Е.В. абсолютно все, что нас окружает, может быть описано языком сказки.

1.1.3. Метод «Изготовление кукол»

Стоит остановиться на одном из основных методов сказкотерапии: изготовление кукол. В сказкотерапии важен сам процесс изготовления куклы.

По мнению Гребенщиковой Л.Г., любое изготовление куклы – это своего рода медитация, т.к. в процессе шитья куклы происходит изменение личности. При этом у детей развивается мелкая моторика рук, воображение, способность к концентрации. В процессе изготовления куклы происходит включение у клиентов механизмов проекции, идентификации или замещения, что и позволяет добиться определенных результатов.

С позиции психоаналитической теории, куклы исполняют роль тех объектов, на которые смещается инстинктивная энергия человека.

С точки зрения З.Фрейда, все поведение людей направлено на уменьшение бессознательного напряжения.

Изготовление куклы приверженцы юнгианского подхода связывают с реализацией самоисцеляющих возможностей психики.

Изготовление куклы, манипулирование ею приводит к осознанию проблемы, размышлению над ней и поиску решения.

Манипулирование куклами позволяет снять нервное напряжение.

Как считают ряд психологов, при использовании кукол или игрушек все манипуляции с ними должны быть отработаны заранее:

звуки речи следует направлять непосредственно ребенку;

дикция должна быть четкой с достаточной силой голоса;

необходимо адаптировать голос и речь к внутренней характеристике персонажа;

все движения психолога должны соответствовать содержанию произносимых реплик, их интонации.

Проблемы, которые можно решить с помощью использования кукол

По мнению Гребенщиковой с помощью использования кукол можно решить следующие задачи:

1. Проведение психодиагностики.

2. Достижение эмоциональной устойчивости и саморегуляции.

3. Приобретение важных социальных навыков, опыта социального взаимодействия.

4. Развитие коммуникативных навыков.

5. Развитие самосознания.

6. Развитие грубой и мелкой моторики.

7. Разрешение внутренних конфликтов.

8. Профилактика и коррекция страхов.

9. Развитие речи.

10. Поиск внутренних механизмов сопротивления болезни.

11. Коррекция отношений в семье.

12. Становление психосоциальной идентичности мальчиков и девочек.

1.1.4. Метод использования карт “Мастер сказок”

В работе используются архетипические карты, разработанные на основании концепции Универсальных Архетипов. Автором архетипических карт “Мастера сказок” является Зинкевич-Евстегнеева Т.Д.

Всего используется 50 сюжетов сказок на основании 10 архетипов:

Доброе сердце – холодное сердце

В колоде используется 50 цветных карт, каждая из которых имеет свое название. В инструкции по применению этих карт дается общее значение карты, вопросы для размышления, задания для взрослых и детей.

1.1.5. Метод «Сказкотерапевтическая диагностика»

Использование кукол в процессе консультирования позволяет провести психодиагностику детей.

С помощью определенных сказок и кукол можно проводить диагностику тех или иных проблем ребенка.

Для первого знакомства В.С. Мухина рекомендует традиционную «прекрасную» куклу (с большими глазами, длинными ресницами, густыми блестящими волосами).

Х. Дж. Джинотт рекомендует для диагностики семейных отношений использование гибких резиновых кукол, поскольку статичное кукольное семейство фрустрирует малыша.

Для диагностики глубинных проблем у старших детей и подростков рекомендуется изготавливать куклу. Для этого можно использовать куклу из фольги, размером 30 на 30 см.

Диагностическая беседа с ребенком может проводиться как в присутствии, так и в отсутствии родителя.

Диагностический эффект в процессе рассказывания сказки достигается за счет того, что:

Образный мир сказок позволяет ребенку идентифицировать себя с персонажем сказки. Дети в большей степени склонны идентифицировать себя с животными, нежели с людьми. Это предположение впервые стало возможным благодаря истории маленького Ганса, описанной З.Фрейдом в «Анализе фобии пятилетнего мальчика»;

Ребенок объединяет свои мысли и переживания с мыслями и переживаниями персонажа рассказываемой сказки и рассказывает о них;

Предлагаемые ребенком ответы на вопросы взрослого позволяют сделать заключение об актуальном эмоциональном состоянии ребенка и его фантазиях по поводу дальнейшего развития ситуации.

Сказкотерапия являясь эклетическим направлением практической психологии, дает специалисту большую свободу для творчества, позволяет гармонично интегрировать и применять техники других направлений психологии: психодрамы, гештальт-терапии , арт-терапии. Одним из интереснейших синтезов сказкотерапии является сказочная песочная терапия. Метод сказочной песочной терапии как один из вариантов сказкотерапии позволяет эффективно решать, как психологического развития личности, так и коррекции отдельных поведенческих реакций, может использован не только психологами, но и педагогами и воспитателями в образовательных целях. Песочная терапия может быть использована в работе дефектологов, социальных работников. Сказочная песочная терапия является универсальным способом психологической работы с клиентами разных возрастных групп.

Как пишет Сакович Н.А., «в подносе с влажным или сухим песком клиент располагает миниатюрные объекты и создает картины. Через контакт с песком и миниатюрами он облекает в физическую форму свои самые глубинные сознательные и бессознательные мысли и чувства. Песочная терапия, опирающая на активное воображение и творческую символическую игру, является практическим, основанным на личном опыте клиента методом, который может выстроить мост между бессознательным и сознательным, между рациональным и эмоциональным, между духовным и физическим, между невербальным и вербальным».

Технологии песочной терапии многофункциональны. Они позволяют психологу одновременно решать задачи диагностики, коррекции, развития и терапии. Клиент решает задачи самоосознавания, самовыражения, самоактуализации, снятия напряжения и др.

1.1.7. Метод «Кататимный подход в сказку»

Я.Обухов разработал методику «Кататимного подхода в сказку», сочетающую в себе элементы сказкотерапии и символдрамы. Структура занятия состоит из четырех фаз:

Фаза предварительной беседы (15-20 минут). На этом этапе ребенку предлагается рассказать о своей любимой сказке. Психолог расспрашивает ребенка, когда он эту сказку впервые услышал. От кого он ее услышал, как и где это происходило. Какие моменты сказки особенно волновали. Как ребенок относился к персонажам сказки.

Фаза релаксации (1-5 минут). Ребенка просят закрыть глаза и расслабиться. Для чего проводится упражнение на релаксацию.

Фаза представления образа (в среднем около 20 минут). Ребенку предлагается представить себя в сказке, о которой он рассказывал во время предварительной беседы.

Фаза обсуждения (5-10 минут). Проводится обсуждение сказки и дается домашнее задание нарисовать представленное в образе. Рисунок обсуждается на следующей сессии.

Однако при использовании этой методики имеются следующие противопоказания:

1. Острые или хронические психозы, или близкие к психозу состояния;

2. Церебрально-органические синдромы в тяжелой форме;

3. Недостаточное интеллектуальное развитие с IQ ниже 85;

4. Недостаточная мотивация.

В заключении можно сказать, что специалист-сказкотерапевт должен быть хорошо подготовлен, чтобы уметь писать разные виды психологических и педагогических сказок, уметь писать метафоры под проблему клиента, владеть мастерством интерпретации сказочных песочных картин, работать с различных видов кукол, присоединяться к клиенту и следованию за ним.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сказкотерапевтическая программа

Этот материал может быть использован для развития эмоциональной сферы ребенка. Мной предложенны примерные мероприятия для детей.Одним из эффективных методов работы с детьми, испытывающими те или иные .

Сценарий занятия по развитию высших психических функций младших школьников с использованием сказкотерапевтической технологии

Сценарий занятия по развитию высших психических функций младших школьников с использованием сказкотерапевтической технологии: «Путешествие в Волшебный мир царевны Ярославы».

Сказкотерапевтическое занятие по теме «Почему исчезают животные?»в старшей группе

: дать детям представление о разнообразии природы, перечислить основные причины вымирания некоторых животных, назвать охраняемых, объяснить, почему нужно охранять животный и растительный мир, обогащат.

Использование сказкотерапевтических методов в работе с детьми

Методы сказкотерапии в работе с детьми.

“Сказкотерапевтическая песочная терапия”. детям с проблемами социальной адаптации по методу песочной и сказкотерапии.

Песочную терапию используют не только в детской психиатрии: эта методика помогает и вполне нормальным, здоровым детям преодолеть кризисы переходных периодов, небольшие затруднения с речью.

Сказкотерапевтический метод «Песочный остров». Конспект индивидуального занятия с детьми дошкольного возраста из семей, находящихся в социально опасном положении.

Жизнь любого человека берет начало в семье. Там он формируется под воздействием воспитания, учится взаимодействовать с окружающим миром, общаться с другими людьми, Ребенок во всем берет пример с родит.

Сказкотерапевтические методы дошкольникам.

laquo;Сказочная» мама – это философия воспитания детей, в основе которой лежит терапевтическая сказка. Сказка учит, сказка лечит, сказка помогает жить.

Сказкотерапия: теория и практическое применение

Как работает сказкотерапия?

Сказкотерапия призвана помочь ребенку сконцентрироваться на некой проблеме, показать пути ее решения, не давая при этом жестких рекомендаций. В каждой истории проигрывается определенная ситуация, которая возникла в жизни ребенка, персонажи рассказа обладают характеристиками реально существующих людей, а у возникшего конфликта всегда есть логичное разрешение. Сказкотерапия налаживает связи между сказочными событиями и поведением в реальной жизни, переносит книжные, волшебные смыслы в реальность. Основной принцип метода — духовное, целостное развитие личности ребенка, забота о его душе.

Сказка не только учит, но и лечит.

Cказкотерапия в садике и дома

Очень полезно коллективное сочинение сказок. Для маленьких детей это упражнение на взаимодействие, для подростков — способ понять себя и своих сверстников. Еще на примере совместно созданной сказки можно понять, кто какие роли исполняет в коллективе.

Родителям сочинять вместе с ребенком полезно, потому что в такие моменты вы начинаете говорить общим языком, можете узнать скрытые мысли и желания малыша. Пряча их за символами и метафорами, юный сказочник внутренне освобождается, а заботливый и внимательный родитель может разгадать желания и подсознательные стремления ребенка.

Сказка стимулирует творческое мышление и развивает чувство юмора у родителей и детей. А изображая волшебных героев на бумаге или из пластилина, ребенок отрабатывает навыки лепки, письма и рисования, развивает усидчивость и внимательность.

Какие бывают сказки?

Все сказочные истории можно условно разделить на четыре группы по проблемам, которые в них поднимаются:

Трудности в общении. В сказке проигрываются конфликты, обиды, разногласия, которые возникают у ребенка во дворе, в школе, в детском саду, в кругу семьи.

Внутренние переживания. Возникает эффект волшебного зеркала, которое позволяет внимательно рассмотреть свой пока еще непознанный внутренний мир, нивелировать возникающие противоречия, комплексы, ответить на вопрос «что во мне не так?»

Страхи. Родителям важно знать, чего боится их ребенок и главное, как он этого боится. Если страх тормозит развитие, забирает эмоциональные силы, становится непреодолимым препятствием для личного роста, значит, ребенку нужна помощь.

Возрастные трудности. В каждом возрасте есть свои критические моменты, связанные с осознанием ребенком своей новой роли. Например, принятие себя как самостоятельной личности в дошкольном возрасте, или проблемы, связанные с учебой, в младшем школьном возрасте. Все это можно проговорить при помощи сказки.

Виды сказок в сказкотерапии:

Художественные сказки. Сюжеты, наиболее приближенные к обычному фольклору, универсальны и редко адаптируются под конкретного ребёнка. В основном они используются в качестве поддерживающей терапии и не применяются для корректировки более серьезных проблем. Главным принципом художественных сказок является «не навреди».

Психокоррекционные сказки. Подразумевают мягкую коррекцию некоторых черт характера и поведения. Часто используются для детей с гиперактивностью и агрессивными проявлениями. Эти сказки обязательно должны быть проработаны психологом индивидуально.

Психотерапевтические сказки. Применяются при работе с детьми от 3-х до 8-ми лет после поверхностного изучения проблем ребёнка. Именно психотерапевтические сказки являются основным инструментом корректировки страхов и фобий.

Есть и универсальные психотерапевтические сказки, которые могут применяться без адаптации психологом под конкретного ребёнка. В этом случае фактором, повышающим эффективность сказки, является персонализация: главным героем сказки является сам ребёнок. Обычно используются готовые сборники терапевтических сказок по наиболее частым проблемам (боязнь темноты, жадность и др.).

Медитативные сказки. Отличаются отсутствием конфликтов и злых героев. Они разработаны для расслабления после психологической загруженности. Являются самым сложным типом в сказкотерапии, потому что не нацелены на решение конкретной проблемы. Медитативные сказки часто рассказываются в формате диалога с ребёнком, что помогает рассказчику-психологу менять сюжет, опираясь на явные или скрытые потребности малыша.

Дидактические сказки. Часто используются для дошкольников и детей младшего школьного возраста. Их назначение — научить ребёнка в интерактивной форме чему-то новому. Применяются в начальной школе как часть учебной программы. С помощью такой сказки можно проработать с ребенком ту или иную ситуацию, модель поведения, систему поиска решения.

Для детей и взрослых

Сказкотерапию применяют в детских садах, школах и реабилитационных центрах. На основе сказкотерапии создаются сборники терапевтических персонализированных сказок. Сказкой лечат у детей различные страхи, излишнюю агрессивность, лень, гиперактивность, нежелание ходить в детский сад, нервные тики, страхи, энурез и анорексию.

Сказкотерапия решает конфликты с родителями, нивелирует трудности контакта, сложности в учебе, агрессивность во взаимоотношениях, чувство неполноценности, одиночество, неуверенность в себе.

Но сказкотерапия полезна не только детям. Вспомните любимую волшебную историю из детства, расскажите ее самому себе, улыбнитесь, закройте глаза, расслабьтесь. Чувствуете? Вот как работает сказкотерапия. Недаром сказкотерапевты советуют носить с собой карманную книжечку с любимой сказкой. Ведь как хорошо после тяжелого рабочего дня почитать добрую, проверенную временем сказку. Пусть даже это будет «Колобок».

«О чем эта сказка?», — спросите вы. Она учит тому, что у каждого в этом мире свое предназначение, и показывает, что может случиться, когда мы отказываемся от своего пути.

Во всех сказках видна диалектика мира: без зла не может быть добра, и наоборот. Это учит очень важной вещи — воспринимать мир таким, каков он есть.

Язык сказок открывает путь наглядно-образного и наглядно-действенного постижения мира человеческих отношений, что вполне адекватно любым возрастным психическим особенностям.

Сказкотерапия в логопедии и дефектологии

Элементы сказкотерапии можно использовать в играх и упражнениях, направленных на:

формирование сенсорных представлений с опорой на различные модели восприятия (зрительные, тактильные);

развитие общих речевых навыков; развитие слухового внимания; развитие словообразования;

тренировку употребления родительного падежа;

формирование простых фраз (например, игры с установленной целью для детей; с повышением/понижением силы голоса).

Очень нелегко автоматизируются звуки даже у детей с крепкой нервной системой, мало чувствительных, не проявляющих особого интереса к тому, что их окружает. Им как бы безразлично, какое у них произношение. А отсутствие желания означает и отсутствие сознательного контроля. У таких детей может и не быть сложностей с постановкой звуков, их начальной автоматизацией, но введение звуков в спонтанную речь – порой сложная задача и для логопеда, и для самого ребенка.

Решить проблему можно с помощью «сказки для автоматизации звуков», которые относятся к разряду логопедических. В логопедической работе все новые технологии можно удачно сочетать с приемами сказкотерапии, где решаются коррекционные задачи по развитию всех компонентов речи.

Сказка — эффективное развивающее, коррекционное и психотерапевтическое средство в работе с детьми.

В этих и многих других случаях сказка вводится как ненавязчивое средство выявить «больное место» слушателя, продемонстрировать ему новые способы взаимодействия с реальностью, пути выхода из сложившейся сложной ситуации, показать другую сторону происходящего.

Сказкотерапия в психологии

Психологи применяют терапевтические сказки для работы в трех направлениях:

Диагностика, то есть определение главных жизненных сценариев человека, особенностей поведения и восприятия мира, способностей, талантов.

Собственно терапия — решение психологических проблем, закрепление новых моделей поведения, реакций.

Прогностика — помощь в осознании влияния поведения в настоящем на будущие события жизни.

Метод сказкотерапии способен спровоцировать мощную и эффективную работу подсознания.

Выбор жанровой направленности основывается на возрасте, интересах слушателя, характере его трудностей. Важно, чтобы в произведении была корректно подобрана метафора — именно от нее зависит эффективность терапевтических приемов.

Мы привыкли рассматривать сказку как некую развлекательную деятельность, способ расширить кругозор, вынести мораль. Но психология выделяет гораздо большее количество функций, которые выполняет вымышленная история, рассказанная определенным образом:

Решение задач, стоящих перед человеком. Рассказанная история показывает проблему, идентичную реальной, и способы ее преодоления. Слушатель подсознательно ассоциирует вымышленную ситуацию с собственной, анализирует возможность применения предложенных вариантов.

Развитие мыслительных процессов. Для детей 3-12 лет – слушание, анализ, последующее обсуждение произведения, определение положительных и отрицательных персонажей — это инструменты совершенствования памяти, внимания, логического мышления. Кроме того, сказка знакомит ребенка с ранее неизвестными ему понятиями, явлениями, словами, выступая также приемом речевого развития.

Передача истинных ценностей. Через сказку поколения людей передают своим потомкам понятия добра и зла, честности, ответственности, любви и справедливости. Придуманные герои учат порядочности, заботе о близких, достижению целей.

Выявлением забытых, далеких детских травм занимается сказкотерапия для взрослых — через анализ любимого произведения человека либо истории, придуманной им самим.

Эмоциональное насыщение. Искреннее сопереживание героям повествования позволяет снять имеющуюся блокировку на определенные эмоции («мальчики не плачут», «нельзя так злиться» и другие шаблонные установки, навязываемые обществом), полноценно прожить их, назвать и принять положительные и отрицательные чувства.

Изменение поведения — терапевтические сказки коррекционного направления мягко поворачивают поведенческие реакции детей в сторону более эффективных, безопасных, допустимых.

Работа с использованием выдуманных историй – действенный инструмент воздействия на внутренний мир взрослых и детей. Каждый возрастной период требует индивидуального подхода, как и каждый отдельный случай.

Можно выделить основные принципы построения терапевтической деятельности с детьми любого возраста:

Эмоциональная передача взрослым содержания рассказа. При прослушивании ребёнок должен видеть лицо рассказчика, жестикуляцию, выражение глаз.

Отсутствие слишком длинных пауз. Ситуация в иносказании должна быть «открытой», то есть предполагать вероятность нескольких решений.

Актуальная для ребенка проблема зашифровывается образами, метафорами. Правильные психологические сказки для детей содержат ситуативные вопросы, побуждающие слушателя самостоятельно проследить причины и последствия описанных действий.

Четкое разграничение между положительными и отрицательными героями.

Обычно сказкотерапия для дошкольников работает в нескольких направлениях:

Чтение (рассказывание) произведения.

Художественное изображение — рисование, лепка, изготовление аппликации.

Диагностика.

Придумывание собственной истории.

Создание кукольных персонажей.

Театрализованная постановка.

Все методы применяются отдельно или комплексно, в соответствии с возрастными особенностями слушателей. Благодаря сказке ребенок познает мир не только умом, но и сердцем. И не только познает, но откликается на события и явления окружающего мира, выражает свое отношение к добру и злу – так происходит коррекция личности, расширение эмоционально-поведенческих реакций.

Из сказочных образов черпаются первые представления о справедливости и несправедливости. Сказки позволяют малышу впервые испытать храбрость и стойкость. Процесс сказкотерапии даёт ребёнку альтернативную концепцию, которую он может либо принять, либо отвергнуть. Один ребенок более склонен сочинять и рассказывать, другой не может усидеть на месте, и с ним необходимо постоянно двигаться. Третий любит что-то мастерить своими руками, четвертый обожает рисовать.

Комбинируя различные приемы сказкотерапии, можно помочь каждому ребенку прожить многие ситуации, с аналогами которых он столкнется во взрослой жизни. И значительно расширить его мировосприятие и способы взаимодействия с окружающей действительностью и другими людьми.

Особенности использования метода сказкотерапии в работе с дошкольниками

Александра Смирнова
Особенности использования метода сказкотерапии в работе с дошкольниками

Особенности использования метода сказкотерапии в работе с дошкольниками.

Одним из актуальным методов работы с детьми, испытывающими тревожность, является сказкотерапия. Сам термин «сказкотерапия» появился сравнительно недавно. Основателем метода комплексной сказкотерапии является Т. Д. Зинкевич-Евстигнеева.

Сказкотерапия — метод, использующий сказочную форму для интеграции личности, развития творческих способностей, расширение сознания, совершенствования взаимодействия с окружающим миром. К сказкамобращались в своем творчестве известные зарубежные и отечественные психологи: Э. Фромм, Э. Берн, Э. Гарднер, А. Е. Петрова, Р. Азовцева, Т. Зинкевич-Евстигнеева и т. д. Этот метод позволяет решать ряд проблем, возникающих у детей. В частности, посредством сказкотерапии можно работать с агрессивными, неуверенными, застенчивыми детьми; с проблемами стыда, вины, лжи, принятием своих чувств, а также с различного рода психосоматическими заболеваниями. Кроме того, процесс сказкотерапии позволяет ребенку актуализировать и осознать свои проблемы, а также увидеть различные пути их решения.

Сказкотерапия является самым древним психологическим и педагогическим методом. Знания о мире, о философии жизни испокон веков передавались из уст в уста и переписывались, каждое поколение перечитывало и впитывало их. Сегодня под термином «сказкотерапия» понимается способ передачи знаний о духовном пути души и социальной реализации человека. Именно поэтому сказкотерапию называют воспитательной системой, сообразной духовной природе человека. Многие считают, что сказкотерапия адресована только детям, причем дошкольного возраста. Однако возрастной диапазон, охватываемый сказкотерапией, не имеет границ.

Т. Д. Зинкевич-Евстигнеева под сказкотерапией понимает «процесс образования связи между сказочными событиями и поведением в реальной жизни. Это процесс переноса сказочных смыслов в реальность» .

Сказктеорипия представляет собой метод психологического или педагогического воздействия на ребенка дошкольного возраста с целью обучения его адекватным моделям поведения, осуществления коррекции личностного развития, профилактики нарушений в эмоциональной, чувственной сферах.

Эффект сказкотерпии состоит в том, что слушатель постигает ее смыл, черпает мудрость, интерпретирует ее для себя, отождествляет себя с некоторыми героями, приписывает происходящие в сказке события себе.

В чем отличается простое рассказывание сказки от сказкотерапии?

Прежде всего, психотерапевт (педагог, родитель) наплавляет мысли ребенка на разрешение определенной проблемы, которую он выявил, помогает ему сделать определенные выводы на основе прослушанной сказки и изменить свое поведение или отношение к некоторым событиям, понятиям.

Значит, в сказкотерапииможно выделить несколько этапов:

– выявление и анализ проблем у ребенка;

– подбор для данной проблемы соответствующей сказки;

рассказывание сказки;

– помощь ребенку в самостоятельной интерпретации для разрешения личностной проблемы;

– наблюдение за изменением поведения и отношения ребенка после рассказывания сказки;

– оказание помощи в затруднительных ситуациях, напоминание о способах разрешения проблемы, открытых им посредством сказки.

Т. Д. Зинкевич-Евстигнеева для примера показывает возможности использования сказки «Колобок» для коррекции поведения ребенка. О чем эта сказка? В каком случае ее можно рассказать ребенку? Если эта сказка о непослушании, то ее можно использовать как пример того, к чему могут привести необдуманные поступки. На первый взгляд, сказка имеет грустный конец. Но вспомнив о том, что колобок – это хлеб, мы придем к выводу о том, что Колобок исполнил свое предназначение. Каждый человек должен выполнить определенную миссию. Так о чем же эта сказка? Может быть о судьбе человека? А может это сказка о стеретипности поведения, которое не всегда бывает успешным. Ведь используя определенную стратегию, Колобку всегда удавалось избежать неприятностей. Возможно, он обладал хитростью. Но нашелся человек, который перехитрил его. В жизни часто бывает, что нам приходится менять наше поведение. Это означает, что человек должен учиться гибкости. Сказкотерапия позволяет выявить глубинные смыслы сказки через личную интерпретацию. Сделать это ребенку поможет педагог, психотерапевт или родитель, который обладает способностью анализировать, прогнозировать и интерпретировать.

Т. Д. Зинкевич-Евстигнеева отмечает, что самое важное – «создать ситуацию, в которой ребенок может задуматься над смыслом и неоднозначностью ситуации.В этот момент ребенок познает философию жизни: нет однозначных событий, даже внешне неприятная ситуация может через некоторое время обернуться благом» .

Психотерапевт постепенно выходит «на объяснение тех действий родителей, которые непонятны или обижают ребенка. И он получит возможность непросто проговорить свою обиду или гнев, но и осмыслить ситуацию по-новому, используя сказочные уроки».

Сказкотерапия — это еще и процесс объективизации проблемных ситуаций». Если ребенок поймет, что испытания закаляют героя, делаю его сильным, он научится преодолевать жизненные трудности,

Рассказывая сказки ребенку, педагог подчеркивает идею о том, что испытания часто даются сильнейшему. В процессе борьбы герой становится сильнее мудрее и получает награду.

Сказкотерапия, как отмечает Т. Д. Зинкевич-Евстигнеева – это «процесс активизации ресурсов, потенциала личности». Мысл рассказывания сказки состоит в том, чтобы ребенок нашел свои скрытые силы и ресурсы, чтобы помочь себе сам.

Сказкотерапия представляет собой «созерцание и раскрытие внутреннего и внешнего мира, осмысление прожитого, моделирование будущего, процесс подбора каждому своей особенной сказки».

Большие возможности таит в себе сказка для обучения детей состраданию и эмпатии. Ведь если мы расскажем ребенку, что в каждом цветке, дереве, траве живет душа, он научится понимать природу, сочувствовать ей.

Часто в сказках на помощь главному герою приходит волшебство. Означает ли это, что ребенок должен пассивно ждать и верить, что чудо позволит преодолеть ему трудности? Нет. Задача педагога состоит в том, чтобы активизировать творческие возможности ребенка и направить их на решение его проблемы.Педагог может спросить: «Какие еще существуют выходы из твоей ситуации?», «Придумай новые варианты развития событий», «Сочини для себя сказку с хорошим концом».

Сочинение собственной сказки – представляет собой творческий процесс поиска выода из затруднительной ситуации. Сказочный герой ребенка вначале разрешает проблему в воображении, а затем и в жизни.

Классификация видов сказок разработана Т. Д. Зинкевич-Евстигнеевой. Автором выделяются следующие виды сказок:

– художественные (к ним автор относит авторские и народные сказки,

– дидактические, предназначенные для обучения дошкольников (например, сказки о буквах и цифрах, сказки о микробах, живущих во рту и т. д.)

– медитативные (служащие для релаксации, восполнения недостатка родительской заботы, снятия тревожности, успокоения,

К художественным сказкам относятся те, которые созданы многовековой мудростью народа, и авторские истории. В них сказках есть и дидактический, и психокоррекционный, и психотерапевтический, и даже медитативный аспекты.

Народные сказки. Наиболее древние в литературоведении называются мифами. Древнейшая основа мифов и сказок – единство человека и природы, а процессы «мифосложения» и «сказкотворчества» были связаны с принципом «оживотворения». Именно этот принцип используется сегодня в создании новых сказок.

Авторские художественные сказки более трепетны, образны, чем народные. Именно авторские истории расскажут о частных сторонах жизни, что является чрезвычайно важным для миропонимания.

Дидактические сказки создаются педагогами для подачи учебного материала. При этом абстрактные символы одушевляются, создается сказочный образ мира. Дидактические сказки могут раскрывать смысл и важность определенных знаний. В форме дидактических сказок «подаются» учебные задания.

Психокоррекционные сказки создаются для мягкого влияния на поведение ребенка. Под коррекцией понимается «замещение» неэффективного стиля поведения на продуктивный, а также объяснение ребенку смысла того, что происходит.

Например, ребенок не умеет забирать свои игрушки и обижается, когда другие дети у него отнимают их. При этом он не знает, как себя вести в такой ситуации и начинает плакать. С помощью психокорреионной сказки педагог показывает адекватную модель поведения. Или, ребенок может быть драчливым, обижать других, при этом считая, что обидели именно его. Задача педагога на примере героев сказки показать искаженное видение героем проблемы и необходимость конструктивного ее решения.

Психокоррекционные сказки используются для снятия детских страхов. Например, ребенку тревожно, он желает избежать неудачи. В этом случае герои сказки оказывают персонажу поддержку и предлагают способы преодоления страха.

Психотерапевтические сказки – сказки, раскрывающие глубинный смысл происходящих событий. Они лечат, не давая прямых ответов на вопросы, заставляют задуматься о смысле человеческих поступков.

К функциям психотерапевтической сказкиможно отнести следующие:

– восполнение пробелов в воспитании;

– несение общечеловеческой информации;

– формирование нового взгляда на ситуацию, позволяющего перейти на новый уровень ее осознания, моделируя более конструктивное отношение и поведение;

сказка показывает внутренний конфликт ребенка и дает возможность размышлять над ним;

– является символическим «буфером» между ребенком и педагогом или родителем. Благодаря этому сопротивление, негативизм часто сглаживается и энергия направляется на размышление.

Следует также отметить, что при соблюдении соответствующих условий, сказка формирует веру в позитивное разрешение проблемы, в собственные возможности.

Медитативные сказки используются для снятия психоэмоционального напряжения, создания в душе позитивного настроя. В ходе такой сказки осуществляется сообщение бессознательному позитивных моделей, создание установки на благоприятный исход событий. В этой сказке нет конфликтов. А положительные образы проникают в бессознательное и создают «энергетический фундамент личности», при этом осуществляется компенсируя эмоционального тепла.

Для того чтобы создать такую сказку, ребенка необходимо погрузить в радостную спокойную ситуацию, в которой он чувствует себя счастливым. Далее можно формировать положительные образы по всем пяти модальностям (создать положительные зрительные, слуховые, обонятельные, вкусовые и тактильно-кинестетические образы).

Можно выделить следующие принципы сказкотерапии.

Осознанность Осознание причинно-следственных связей в развитии понимание роли героев в развивающихся событиях.

Задача педагога – показать, что мир шире собственного восприятия. Если ребенок видит лишь свою обиду, ему трудно увидеть причинно-следственные связи и определить, что способствовало возникновению данного чувства. Ребенку также трудно увидеть себя со стороны. Поэтому педагог должен комментировать действия героя, проводить сравнения с жизненным опытом ребенка.

Множественность. Понимание того, что одно и тоже событие, ситуация могут иметь несколько значений и смыслов.

Связь с реальностью – осознание того, что каждая сказочная ситуация разворачивает перед нами некий жизненный урок

Выделяют следующие этапы коррекционного занятия по сказкорепапии:

1. Ритуал «входа» в сказку, который позволяет создать настрой на совместную работу.

3. Расширение опыта ребенка, путем рассказывания сказки.

4. Закрепление новых знаний.

5. Интеграция, которая позволяет связать новый опыт с реальной жизнью.

6. Резюмирование, позволяющее обобщить приобретенный опыт, связать его с уже имеющимся.

7. Ритуал «выхода» из сказки.

Для работы со сказкой автор предлагает следующие методы:

рассказывание,

– постановка сказок в песочнице и многое другое.

Для коррекции страхов и тревожности большое значение имеет правильных подбор сказок. Как известно, многие волшебные русские народные сказки, такие как «Гуси-лебеди», в которой гуси гонятся за девочкой и мальчиком, «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», в которой девушку бросают в реку с привязанным камнем, являются довольно страшными и не годятся для рассказывания детям с повышенной эмоциональностью. Даже если в сказке исход благоприятный, а Кощей, Баба Яга или Змей Горыныч побежден, сам сюжет погони, преследования или появления страшного злого персонажа может напугать ребенка, который и так испытывает повышенную тревожность. Поэтому для психотерапии данные сказки в большинстве случаев не годятся, они требуют интерпретации, переосмысления. Хотя, если ребенок начинает положительно реагировать на авторские психотерапевтические сказки, в которых герой испытывает страх, но преодолевает его, можно потом частично включать и русские народные сказки.

Очень важно правильно рассказывать сказки. Необходимо следить за реакцией ребенка. Если во время рассказывания сказки ребенок испытывает негативные эмоции, повышенную возбудимость или страх, следует прекратить рассказывание сказки, завершив ее максимально радостным или даже смешным событием.

Особенно показана сказкотерапия для детей с ограниченными возможностями здоровья. Важно обеспечить ребенку психологический комфорт, радость, веру в себя и в людей.

Сказкотерапия оказывается незаменимой, когда ребенок болен или только что вышел после болезни. В таких случаях детям можно рассказывать сказки о том, как «Девочка Оля заболела», «Как Саше делали уколы», «Как Витя ходил к зубному» и другие. Ребенок, слушая сказку, переносит свои негативные эмоции на сказочных персонажей и тем самым понимает, что он не один испытывал подобные чувства. Сказка помогает ему снизить напряженность и нервозность по поводу недавно пережитых событий.

Детей также можно привлекать к рассказыванию сказки. Например, использовать такой прием, как рассказывание сказки по цепочке. Начинает педагог, а ребенок продолжает историю.

Однако, при рассказывании сказки, не следует драматизировать события. Иногда дети хотят, чтобы врач в сказке был особенно жесток, делал «болючие уколы», «разрезал живот» и т. д. Можно прямо сказать ребенку, что «это слишком страшная сказка».

Таким образом, с помощью различных средств сказкотерапии (рассказывание сказки, сочинение сказок, драматизация, рисование) можно мягко осуществлять коррекцию тревожности у дошкольников.

Итак, в процессе теоретического исследования было изучено понятие тревожности и особенности ее проявления у детей дошкольного возраста.

Тревожность представляет собой состояние психики ребенка, которое характеризуется беспокойством, неуверенностью, страхом по отношению к определенным вещам, событиям, людям.

В ходе исследования были раскрыты особенности использования метода сказкотерапии в работе с дошкольниками.

В ходе исследования было выяснено, что сказкотерапия представляет собой метод коррекции детского поведения и профилактики различных проблем в личностной, эмоциональной сферах.

Полученные результаты позволяют перейти к экспериментальной части исследования по использованию метода сказкотерапии по преодолению тревожности у детей дошкольного возраста.

Сказкотерапия в работе с дошкольниками Одним из действенных методов психотерапевтического воздействия на ребенка является арт-терапия. Арт-терапия для дошкольников — это проверенное.

Дидактическое пособие «Аквариум» для использования в занятиях и игровой деятельности с дошкольниками Назначение. Дидактическое пособие «Аквариум» предназначено для образовательной и совместной деятельности в игровой форме с детьми младшего,.

Фотоотчет о районном методическом объединении «Использование метода интерактивной игры в работе с педагогами» Фотоотчет с на районного методического объединения «Использование метода интерактивной игры в работе с педагогами» Для повышения профессионального.

Использование метода проектов в работе по воспитанию гуманных качеств у детей Предлагаю однодневный проект по воспитанию чувства добра у детей дошкольного возраста. Мероприятие проводилось с детьми подготовительной.

МБДОУ детский сад комбинированного вида 112. Творческая работа по теме: «Использование метода сказкотерапии в процессе формирования связной речи у дошкольников. – презентация

Презентация была опубликована 9 лет назад пользователемwww.dou112.hut2.ru

Похожие презентации

Презентация по предмету “Дошкольные (подготовительная группа)” на тему: “МБДОУ детский сад комбинированного вида 112. Творческая работа по теме: «Использование метода сказкотерапии в процессе формирования связной речи у дошкольников.”. Скачать бесплатно и без регистрации. — Транскрипт:

1 МБДОУ детский сад комбинированного вида 112

2 Творческая работа по теме: «Использование метода сказкотерапии в процессе формирования связной речи у дошкольников с ОНР» Трунова Вера Александровна Учитель-логопед

3 Краткий объем исследования В работе изложен материал по обучению детей связной речи (пересказу) с общим недоразвитием речи. Представлен практический материал по обучению связной речи методом сказкотерапии, обозначены методы и приемы, использующиеся в данной работе. Отражены задачи, решаемые в 1-й и 2-й год обучения связной речи методом сказкотерапии. Разработана перспектива на 3-й год обучения. Одной из задач образовательной программы Учреждения является осуществление необходимой коррекции недостатков в речевом развитии детей. Достижению этой задачи способствует реализация: «Комплексной программы воспитания и обучения в детском саду» под ред. М.А.Васильевой. парциальная программа «Подготовка к школе детей с ОНР в условиях специализированного детского сада» под ред. Т.Б.Филичевой, Т.В.Чиркиной. программно-методических пособий «Коррекция нарушений речи у дошкольников», «Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с ОНР под ред. Л.С.Сековец. программы ДОУ компенсирующего вида для детей с нарушениями речи «Коррекция нарушений речи».

4 Актуальность проблемы Речь имеет принципиальное значение для развития мышления и деятельности ребенка в целом. Проблема речевого недоразвития у детей и разработка научно обоснованного содержания и методов коррекционной работы, направленных на его преодоление, имеет важное значение и является сложной логопедической проблемой. Важность проблемы состоит: в увеличении количества детей с проблемами речевого развития как в дошкольном, так и в школьном возрасте; в трудности умения вести монологическое высказывание как на занятиях, так и в свободной деятельности; в недостаточности словаря, в неумении использовать в речи образные выражения, сравнения, прямую речь; в трудности построения предложений и объединении их в целый текст, а также в произношении слов;

5 в неумении передавать характер героев сказок, мотивы их поступков, в неумении передавать эмоциональное состояние действующих лиц; в недостаточности развития мышления, воображения, восприятия, памяти; в готовности ребенка с общим недоразвитием речи к обучению в массовой школе.

6 Требования к речи детей К моменту выпуска из детского сада ребенок должен достигнуть определенного уровня развития речевой активности, готовности к переходу от диалогической речи к связному высказыванию. правильная, хорошо развитая речь является одним из показателей готовности ребенка к успешному обучению в школе. Поэтому начинать заботиться о правильности речи ребенка надо как можно раньше; русские народные сказки являются прекрасным материалом для обучения детей пересказу. Персонажи сказок хорошо знакомы детям, язык сказок очень выразителен, богат образными сравнениями, эпитетами, имеет несложные формы прямой речи; рассказывание сказок активизирует мышление, воображение, речевую деятельность детей. ВЫВОД: ВСЕ ЭТО ПОЗВОЛЯЕТ ВОВЛЕЧЬ РЕБЕНКА В АКТИВНУЮ ЛОГОПЕДИЧЕСКУЮ РАБОТУ.

7 Диагностика речевого развития детей В начале учебного года провела диагностику детей 1-го года обучения связной речи (пересказу сказок). Из 12 детей средней группы справились 3 ребенка, что составило 20%. Исходя из этого, поставила следующие задачи в работе над связной речью в средней группе: знакомство детей с русскими народными сказками и со сказками других народов; отработку лексики – грамматических средств языка; умение детей обращать внимание на образные выражения в этих сказках; умение понимать смысл этих образных выражений; умение детей выразительно интонировать голоса героев сказок; передачу в мимике и движениях эмоционального состояния героев сказок; отработку звуковой стороны речи в сфере произношения; формирование интереса к занятиям, развитие раскрепощенности, уверенности в себе.

8 3. Учились выполнять психогимнастику: передача в мимике и движениях эмоциональных состояний (радость, горе, удивление). Учились напрягать и расслаблять мышцы для снятия телесных барьеров (туча – дождик). К концу года с заданием справились 6 детей. В начале 2-го года обучения (старшая группа) я снова провела диагностику речевого развития детей. С пересказом справились из 15 детей – 6 человек, что составило 40%. Использовала следующие приемы: 1. Беседа по тексту. 2. Словесная режиссерская игра, включали в занятия музыку, работали над лексическими формами слов, учились имитировать голоса животных с разной интонацией (грустно, весело) и разной громкостью (громко, тихо, шепотом).

9 ИСПОЛНЕНИЕ ДЕТЬМИ РОЛИ ГЕРОЕВ СКАЗОК

10 Цели и задачи работы Сказкотерапия – это метод, позволяющий работать с детьми разного возраста через сказку. Основная ее идея состоит в том, что ребенок отождествляет себя с главным героем, живет вместе с ним, учится на его ошибках. Главными героями таких сказок являются люди и животные. На логопедических занятиях методы сказкотерапии используются с различными целями и на разных занятиях. Образовательные задачи Основными задачами, при обучении детей грамматически правильной связной речи являются: коррекционная: происходят изменения в состоянии и поведении ребенка, в развитии его речи – умении передавать смысл сказки. подбирать разные эпитеты и сравнения – характеризующие героев сказки; выбирать понравившийся эпизод и рассказывать его; драматизировать сказку полностью или отдельный эпизод; сочинять сказку (задача 3-го года обучения, подготовительная группа); придумывать начало или конец сказки;

11 выразительно передавать в мимике и движениях эмоциональное состояние героев сказки; лексико-грамматические средства языка; звуковую сторону речи в сфере произношения, восприятия и выразительности.

12 Нравственные задачи учить различать в сказках добро и зло, давать героям сказки характеристику, оценивать личностные качества героев, персонажей и уметь доказывать свою точку зрения; с помощью интонации передавать характеристики героев; воспитывать умение высказывать доброжелательное или негативное отношение к персонажам сказок; уметь из идеи сказки определять главную идею, потому что «сказка – ложь, да в ней намек, детям в садике урок».

13 Работа с родителями Детям дается домашнее задание по сказке: рассказать свою версию сказки маме; записать (маме) с обратной стороны картинки – иллюстрации по сказке печатными буквами текст сказки, имена героев сказки; совместная деятельность ребенка и родителя, позволяющая родителю узнать особенности мировоззрения ребенка; создавать эмоциональный контакт с ребенком; работа через родительский уголок; выставка сказок, рекомендации при знакомстве со сказками; семейные чтения сказок с последующим обсуждением и пересказом.

14 Речевая развивающая среда Создавая коррекционно-развивающую среду выделили микросреды и уголки по данной теме, пересмотрели и обновили учебно – игровой материал: подобрали игры с диалогами из сказок; подобрали иллюстрации из сказок; обновили наборы сюжетных картинок по сказкам; подобрали книги с русскими народными сказками и со сказками других народов; приобрели лего с изображениями разных сказок; подобрали иллюстрации из сказок; обновили наборы сюжетных картинок по сказкам; подготовили карточки – символы для пересказа сказок; систематизировали учебный материал по сказкотерапии подобрали настольные игры;

15 подобрали речевые логические задачи по сказкам; пересмотрели содержание речевого уголка; пополнили театральный уголок разными видами театров.

16 Этапы работы по сказкотерапии Сказкотерапия – это метод, который позволяет работать со сказкой, на уровне слова, художественного образа и системы знаний о мире и о себе. Позволяет формировать у дошкольника активный речевой запас, развивать вербальное (т.е. сочинение сказки) и невербальное воображение (иллюстрация сказки), которое является основой творческих способностей, умение выделять проблему, актуализированную в сказке.

17 Приемы сказкотерапии Словесная режиссерская игра. Этот метод преследует три основные задачи. 1. Воспитывать умение догадываться по настроению музыки о действиях и эмоциональных состояниях героев и природных явлений. 2. Подводить к умению выразительно интонировать голоса героев сказки с разной силой голоса. 3. Знакомить с образными выражениями и сказочными повторами, смысловыми оттенками слов.

18 Психогимнастика. Этот метод позволяет решать две основные задачи: 1. Побуждать к выразительной передаче в мимике и движениях эмоциональных состояний, произвольному снятию напряжения и расслаблению мышц тела. БРАНИТСЯ РАДУЕТСЯ

19 ГОРЮЕТ ГЛУПЫЙ ХИТРАЯ

20 2. Отображать эмоциональные образы в темпоритме. Дети выполняют упражнения на ритмизацию природных явлений, чувств и действий героев сказки. ВЕТЕР СИЛЬНЫЙ ВЕТЕР ТИХИЙ Словесное комментирование. Этот метод позволяет решать две задачи: 1. Довести до детей замысел сказки. 2. Подводить к совместному составлению словесных описаний по восприятию пантомимических этюдов, музыкальной композиции; активизировать в речи образные выражения, сказочные повторы.

21 Совместная словесная импровизация. Детям предлагается разыграть отдельные эпизоды сказки, при этом главными ее героями становятся сами дети. Словесное рисование. Этот метод рассчитан на старшую группу. Он позволяет обсудить с детьми, как можно воссоздать образ героя с помощью красок, как можно передать мысли, чувства и состояния героев сказки с их помощью.

22 Основные направления работы по развитию связной монологической речи методом сказкотерапии Основными направлениями работы по развитию связной речи методом сказкотерапии приняты следующие положения. 1. Развитие связной монологической речи старших дошкольников предполагает интеграцию в решении речевых задач, охватывающих разные стороны речевого развития: – связная речь – сочинение сказок, составление рассказов и описательных загадок; – словарь – осознанный и произвольный выбор средств лексической выразительности; – грамматика – конструирование разных типов предложений; – звуковая культура речи – выразительное интонирование, четкая артикуляция. 2. Систематизирующие связи между разными видами занятий. 3. Овладение речевыми умениями через разные виды творческой деятельности. Разнообразные формы организации занятий Развитие речи: пересказ, составление творческих рассказов, сочинение сказок, придумывание загадок и небылиц.

23 Ознакомление с художественной литературой На занятии по развитию речи (обучение пересказу) основное внимание уделяется решению речевых задач в их взаимосвязи (словарь, грамматика, звуковое оформление высказывания, связная речь). Ведущим приемом на занятии выступает пересказ от лица литературного героя.

24 Методы и приемы первого года обучения рассказыванию На втором году (старшая группа) обучения детей связной речи (пересказу) в 1 периоде перешли к пересказу сказки целиком, по частям, пересказу любимого эпизода, ведению роли героев сказки, ведению роли ведущего. Проводили игры: узнавание героев по описанию, по движениям, по мимике. Игры «Живые слова» Проводили словесное рисование (описывание героев сказки). В это время начала знакомить детей с незнакомыми сказками, со сказками, более приближенными к жизни, к природе.

25 Направления второго года обучения Обучение пересказу способствует обогащению словаря, развитию восприятия, памяти и внимания, совершенствованию структуры речи и произношения, усвоению норм построения предложения и целого текста. Поэтому в целях формирования связной речи я провожу следующие виды работы во 2 и 3 периодах: обучение пересказу сказок по ролям, взятие роли ведущего ребенком, сочинение сказок, придумывание загадок и небылиц. Все эти виды работ по обучению пересказыванию дают возможность детям развивать их речь, участвовать в мероприятиях детского сада: утренниках, трудовых процессах, экскурсиях, наблюдениях, а также в показе открытых мероприятий для родителей.

26 Направления третьего года обучения Логопедическая работа по обучению детей связной речи (пересказу) продолжится и в этом году с помощью метода сказкотерапии. Продолжится работа по решению взаимосвязанных речевых задач (связная речь, грамматика, словарь, звуковая культура речи). Продолжим обучение пересказу сказок по ролям, пересказу от лица героя, сочинение сказок, придумывание загадок и небылиц, а также фантазирование, постановка знакомых сказок с новым, современным направлением («Репка», «Колобок»). Для активизации и развития речемыслительной деятельности будем использовать прием словесного рисования, который обеспечивает целостное восприятие текста сказки. В работе над сказкой на третьем году обучения ставим перед собой следующие задачи: 1. Развитие словесной режиссерской игры. 2. Пересказ от лица сказочного героя. 3. Задача выполнения словесного рисования.

27 ЗадачиНачало годаКонец года 1.Пересказ сказки – целиком 6 чел. 9 чел. – по частям 5 чел.10 чел. 2.Пересказ-любимого эпизода 8 чел.11 чел. 3.Ведение роли героя сказки 4 чел. 7 чел. 4.Ведение роли ведущего 4 чел. 6 чел. 5.Узнавание героя сказки – по описанию 7 чел. 15 чел. – по движениям 6 чел. 8 чел. – по мимике 7 чел. 13чел. 1.Использование прямой речи человека4 чел. 8 чел. 2.Использование образных выражений4 чел. 9 чел. 3.Использование антонимов8 чел.12 чел. 4.Договаривание фразы5 чел.13 чел. Сравнительная диагностика результатов работы по обучению рассказывания с опорой на сказкотерапию В группе 15 детей. Результаты выполнения задач.

28 Эффективность работы по обучению связной речи с опорой на сказкотерапию Эффективность реализации программы возможна при условии развития активной позиции ребенка в творческой деятельности, поэтому логопеду следует организовать работу с учетом: – минимальной регламентации поведения детей; – предметной обогащённости среды (пространственно-временная модель к произведению, схемы описания внешнего вида героев, условные заместители, разные виды театров); – многовариантность применения разнообразных речевых средств (пословицы, метафорические загадки, фразеологические обороты, скороговорки, частушки); – наличия образцов пантомимических этюдов по содержанию литературного текста, игра – драматизация). Особенно важно отметить, что процесс овладения ребенком связным высказыванием во многом определяется уровнем его активности, заинтересованности и эмоциональной включенности в процесс занятия. Овладение детьми навыком пересказа методом сказкотерапии поможет успешно учиться в школе.

29 Перспектива дальнейшей работы Основными задачами, стоящими передо мной, как логопедом, при обучении детей грамматически правильной связной речи являются: коррекционное формирование и включение в речевой арсенал построения связных высказываний, основывающихся на методах сказкотерапии; усвоение норм смысловой и синтаксической связи между предложениями в составе текста; освоения языка как средства общения. В своей работе и в дальнейшем буду использовать игровые методы и приемы (словесную режиссерскую игру, словесное рисование, пересказ от лица литературного героя и т.д.), которые способствуют решению ведущих задач (литературной, воспитательной, речевой). Буду учить детей обращаться к содержанию сказки, воспроизводить фразы из сказки, объяснять состояние, чувства героев; учить пользоваться развернутыми высказываниями:

30 сложными предложениями с подчинительными и сочинительными союзами; а также употреблять разнообразную лексику: глаголы, определяющие действия, прилагательные, характеризующие персонаж, наречия. Буду обучать детей пересказу от лица литературного героя, использовать комплексные модели, которые также помогают детям устанавливать связь между изображением на картинке и композиционным строением сказки. С помощью словесного рисования буду учить детей вживаться в сказочный образ. Используя психогимнастику – учить детей передавать эмоциональные состояния героев. Особое внимание буду обращать на придумывание самими детьми сказок, фантазирование, словесное рисование. Учиться сочинять сказки на новый лад («Репка», «Колобок» и др.), где происходит встреча старых героев сказок с современной жизнью. Продолжу подключать родителей к совместной работе с детьми по обучению пересказу сказок.

Методы и формы сказкотерапии

Формы работы со сказкой разнообразны. Всё, что нас окружает, может быть описано в сказочной форме. Каждый человек, специалист может использовать сказку в том качестве и ракурсе, который соответствует его внутреннему строю.

По мнению Е.В. Чех можно выделить несколько методов сказкотерапии: рассказывание сказки, рисование сказки, сказкотерапевтическая диагностика, сочинение сказки, изготовление кукол, постановка сказки.

Сказкотерапия по своему многопланова. Поэтому ее делят на несколько направлений, в рамках которых решаются психодиагностические, коррекционные, развивающие и терапевтические задачи. И каждый специалист может выбрать себе по душе свою форму работы со сказками.

Аналитическое направление. Интерпретация сказок. Смысл работы заключается в том, чтобы понять и проинтерпретировать суть сказочных ситуаций, образов, конструкций сюжета. В основании этого направления лежит идея о том, что каждая сказочная ситуация несет в себе огромный скрытый смысл, опыт решения нашими предками сложных жизненных проблем. Информация об этом “зашифрована” в сказочных образах. Использование этого метода эффективно для развития дивергентного (творческого) мышления, аналитико-синтетических способностей и ценностных ориентации детей от 5 лет, подростков и взрослых [2].

На сегодняшнем этапе развития сказкотерапии аналитическое направление представлено в двух формах: исследовательской и терапевтической.

Исследовательская форма тесно связана с именами Карла Густава Юнга и его ученицы, последовательницы – Марии Луизы фон Франц. “Расшифровка” глубинной природы сказочных образов дает возможность понимания сложнейших человеческих мотиваций и жизненных законов. Например, К. Юнг считал, что архетип Духа проявляется в сказочных образах Волшебника, Старца, которые являются герою в самые ответственные моменты его пути. Зачастую героем, по мнению К. Юнга, движет мотивация, исходящая из архетипа Спасителя: он стремится спасти похищенную невесту, сказочную страну или более слабых.

Терапевтическая форма является прикладной и может быть использована в групповой и индивидуальной работе с детьми, подростками, взрослыми. В рамках этой формы решаются задачи формирования способностей к установлению причинно-следственных связей поступков и явлений, развития творческого мышления и воображения.

Терапевтическая форма применяется в двух видах:

решение сказочных задач [4].

сказкотерапия коррекционный процесс психотерапия

Библиотерапия предполагает формирование ценностной структуры личности, более глубокое понимания смысла жизненных явлений и развитие аналитико-синтетических способностей. Данная форма работы хороша для детей от 5-6 лет, подростков, студентов и взрослых. В качестве материала используются различные художественные сказки, а также психотерапевтические сказки А.В. Гнездилова.

Процедура библиотерапии довольно проста. Участники группы располагаются в удобных, расслабленных позах. Они даже могут закрыть глаза. Ведущий читает специально подобранную сказку. После того как сказка прослушана, ведущий организует групповую дискуссию. Для этого могут быть предложены вопросы, например: Как вам показалось, о чем эта сказка? Как вы думаете, чему она учит? От чего герой совершал те или иные поступки? Что было бы, если бы в сказке были одни плохие герои?

Важно, чтобы слушатели почувствовали и проговорили не сюжетную линию сказки, а ее скрытые смыслы. Подобные обсуждения сказок “учат нас думать”, разбираться в скрытых механизмах происходящего, абстрагироваться от поверхностных смыслов и событий. Кроме того, в ходе групповой дискуссии каждый ее участник имеет возможность высказаться и быть услышанным, научиться выстраивать свою линию поведения в группе, при этом аргументировано отстаивать свое мнение и прислушиваться к мнение других [3].

Решение сказочных задач “открытого” типа служит благородным целям сбора материала, развития творческого (дивергентного) мышления и воображения. Творческое мышление – это умение находить оригинальные, свободные от стереотипов решения различных задач, достигать результата с наименьшими затрачиванием сил и большей радостью, понимать множественность первопричин и последствий ситуаций, поступков и решений.

Сказочная задача формулируется таким образом, чтобы человек мог спроецировать, перенести на нее свой жизненный опыт. При этом способе самое важное, она не имеет единственно правильного решения.

Чех Е.В. выделяет несколько основных методов: рассказывание сказки, рисование сказки, сказкотерапевтическая диагностика, сочинение сказки, изготовление кукол, постановка сказки.

Ткач Р.М. описывает новые возможности использования сказки по методу символдрамы. Символдрама – это одно из направлений психотерапии. Ее основу составляет фантазирование в форме образов на свободную или заданную тему специалистом.

Методы сказкотерпаии помогают развить многие способности человека. Благодаря им, он становится более креативным, более творческим, его сознание становится шире, ему становится легче взаимодействовать с окружающим миром [4].

Метод “Рассказывание и сочинение сказки”

Любое рассказывание сказки уже лечение само по себе. Лучше сказку именно рассказывать, а не читать, т.к. при этом терапевт может наблюдать, что происходит в процессе консультирования с клиентом. Специалист и ребенок могут сочинять сказку вместе, одновременно драматизируя ее всю либо отдельные элементы. Ребенок может сочинять сказку самостоятельно.

Самостоятельное придумывание продолжения сказки и ее рассказывание ребенком позволяет выявить его спонтанные эмоциональные проявления, которые обычно не отмечаются в поведении ребенка, но в то же время действуют в нем.

Согласно Л. Дюсс, если ребенок прерывает рассказ и предлагает неожиданное окончание, отвечает торопливо, понизив голос, с признаком волнения на лице (покраснение, бледность, потливость,); оказывается отвечать на вопросы, у него появляется настойчивое желание опередить события или начать сказку сначала – все это следует рассматривать как признаки патологической реакции на тест и, соответственно невротического состояния [3].

Метод “Рисование сказки”

После прочтения сказки, ее нарисовать, слепить или представить в виде аппликации. Рисуя или работая с цветным картоном, пластилином, клиент воплощает все, что его волнует, чувства и мысли. Тем самым освобождаясь от тревоги или другого чувства, которое беспокоило.

Качество изображения не имеет значения. При сильных чувствах возможно появление в рисунках ребенка или взрослого всяческих чудищ, огня или темных красок. Новый рисунок на тему той же сказки может быть уже спокойнее, краски будут уже более светлые.

Как считает Чех Е.В. абсолютно все, что нас окружает, может быть описано языком сказки [1].

Метод “Изготовление кукол”

Это один из основных методов сказкотерапии: изготовление кукол. В ней важен сам процесс изготовления куклы.

По мнению Гребенщиковой, любое изготовление куклы – это своего рода медитация, так как в процессе шитья куклы происходит изменение личности. При этом у детей развивается мелкая моторика рук, воображение, способность к концентрации. В процессе изготовления куклы происходит включение у клиентов механизмов проекции, идентификации или замещения, что и позволяет добиться определенных результатов. Куклы исполняют роль тех объектов, на которые смещается инстинктивная энергия человека.

Изготовление куклы, манипулирование ею приводит к осознанию проблемы, размышлению над ней и поиску решения.

Манипулирование куклами позволяет снять нервное напряжение.

Как считают ряд специалистов, при использовании кукол или игрушек все манипуляции с ними должны быть отработаны заранее: звуки речи следует направлять непосредственно ребенку; дикция должна быть четкой с достаточной силой голоса; необходимо адаптировать голос и речь к внутренней характеристике персонажа; все движения должны соответствовать содержанию произносимых реплик, их интонации.

По мнению Гребенщиковой с помощью использования кукол можно решить следующие задачи: приобретение важных социальных навыков, опыта социального взаимодействия, развитие коммуникативных навыков, развитие грубой и мелкой моторики, профилактика и коррекция страхов, развитие речи, коррекция отношений в семье [6]

Сочиняя сказки о своей будущей, настоящей, прошлой жизни, мы как бы описываем нашу реальную жизнь с помощью метафор, сравнений, аллегорий. Сочиняя сказку, мы может почувствовать себя на месте героев, например, мы можем выбрать роль счастливого, удачливого героя, который преодолевает все трудности своей жизни. Методы сказкотерапии позволяют по-новому взглянуть на свою жизнь, написать новый счастливый сценарий своего жизненного пути [3].

Методы сказкотерпаии помогают развить многие способности человека: он становится более креативным, более творческим, его сознание становится шире, ему становится легче взаимодействовать с окружающим миром.

Сказкотерапия зародилась вместе с появлением слова. Однако психологи лишь недавно открыли для себя этот метод и стали его практиковать. В результате сказкотерапия для взрослых оказалась очень приятным занятием для современного человека, зажатого критериями техногенной цивилизации и логики. Мы гонимся за комфортом и практичностью, не подозревая, что существует более интересный мир фантазии и творчества.

Все люди обладают воображением, поэтому каждый из нас может стать сказочником. Фантазия помогает нам формировать наши цели, образ желаемого, образ той жизни, которой мы хотим жить. Однако в каждом из нас существует много лишних представлений, или программ, навязанных нам родителями, телевидением, всем обществом, очень часто мы не знаем, чего же на самом деле мы хотим. В нашем сознании пребывают тонны сказочных сюжетов, и все-таки, какой же из них наш собственный? С этим вопросом может разобраться сказкотерапевт, однако если вы захотите, вы сами можете стать для себя сказкотерапевтом [2].

Сказкотерапия для детей в детском саду: техника и упражнения в работе с детьми для развития речи

Чтение детям сказок – это одна из составляющих полноценного воспитания, чем активно пользуется большинство родителей. Ребенок учится представлять в уме образы героев, что положительным образом сказывается на его фантазии и воображении.

Ценность сказок для психологической коррекции и комплексного развития личности трудно переоценить. В детских сказках всегда культивируется победа добра над злом, что способствует правильной расстановке приоритетов ребенка.

Сказки активно используют в работе с детьми дошкольного возраста как родители, так и воспитатели. Сказкотерапия для детей крайне популярна и востребована, при этом она позволяет в легкой ненавязчивой форме решить достаточно серьезные психологические проблемы ребенка.

Что такое сказкотерапия

Сказкотерапия – это не только проведенный вместе с ребенком отдых путем совместного чтения. Это, в первую очередь, очень важный инструмент в детской психологии, который помогает развитию гармоничной личности и решению индивидуальных проблем. В частности, этот метод психологической коррекции позволяет исправить нежелательное поведение, устранить страхи и комплексы.

Сказка учит правильно относиться к таким явлениям, как «добро» и «зло», на примере действующих лиц понять, к каким последствиям ведут те или иные поступки. Читая или слушая сказку, ребенок буквально «вживается» в сюжет. Он может сопоставлять себя не только с главным героем, но и другими персонажами. В сказках ведется логичное повествование, т.е. все события логичным образом вытекают друг из друга. Ребенок таким образом знакомится с причинно-следственными связями, которые есть в этом мире.

Сказкотерапия, как отдельное направление психотерапии, была впервые выделена Татьяной Зинкевич-Евстигнеевой. Она достаточно быстро набрала свою популярность не только среди родителей, но и дипломированных психотерапевтов. При этом сама Татьяна Зинкевич-Евстигнеева полагает, что сказкотерапию нельзя воспринимать просто как метод, потому что она представляет собой совокупность достижений педагогики, психологии, психотерапии и философии разных культур.

Для чего используется сказкотерапия

Психологи давно заметили, что сказки в детском возрасте позволяют решить проблему, а также уменьшить внутреннюю боль. Основная задача сказкотерапии – это развитие всесторонней личности ребенка, а также решение его психологических проблем.

Суть такой терапии заключается в преодолении имеющихся страхов и тревожности, а также исправлении негативных черт характера ребенка. Плюс сказок в том, что они понятны для детей, поэтому такой метод психологической коррекции оказывается крайне эффективным.

Использование сказкотерапии позволяет:

  • сблизить родителей и ребенка, благодаря совместному времяпрепровождению за чтением сказок;
  • открыть для ребенка новые и интересные факты;
  • избавиться от многих детских страхов: боязнь темноты, замкнутого пространства и т.д.;
  • выбирать правильные решения в сложной жизненной ситуации;
  • активизировать защитные механизмы психики;
  • воспитать правильные черты характера;
  • избавить ребенка от имеющихся комплексов;
  • сформировать правильный план на дальнейшее будущее и т.д.

Применение данного метода актуально в детской психологии, педагогике и логопедии. Сказки позволяют развить фантазию, творческое мышление и воображение, повысить самооценку ребенка, сформировать у него правильные ценности и моральные установки.

Логопеды с помощью применения сказкотерапии могут:

  • развивать звуковую и смысловую стороны речи ребенка;
  • обогащать и активизировать словарь;
  • формировать лексико-грамматический строй речи;
  • развивать связную устную речь: умения участвовать в диалоге, слушать другого, рассказывать и пересказывать;
  • работать над пониманием значений многих пословиц, поговорок, фразеологических оборотов, присутствующих в сказках;
  • развивать образное мышление и воображение.
Читайте также:
Методические рекомендации по использованию метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей с ЗПР
Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: