Использование метода БОС в коррекционно-логопедической работе с детьми школы V вида

Использование метода Биологической обратной связи в коррекционно-логопедической работе с детьми школы V вида

Презентация: Использование метода Биологической обратной связи в коррекционно-логопедической работе с детьми школы V вида.

В последние годы как у нас в стране, так и за рубежом, получил распространение метод биологической обратной связи (БОС) по дыхательной аритмии сердца – ДАС‑БОС. На основании метода разработана методика коррекции речи и функционального состояния человека, автором которой является Александр Афанасьевич Сметанкин.

Под контролем биологической обратной связи у учащихся формируется диафрагмально-релаксационный тип дыхания с удлинённым равномерным плавным выдохом, который затем используется для формирования нового динамического стереотипа речевого дыхания, речи и поведения.

Метод БОС основывается на принципе передачи информации получаемой при помощи специальных датчиков от тела человека в картинку, звук – сигнал обратной связи.

С помощью метода ДАС – БОС у ребёнка постепенно уменьшается психологическое напряжение и нормализуется частота пульса. В результате тренировок происходит максимальная синхронизация работы дыхательной и сердечно – сосудистой системы.

Презентация

Биологическая обратная связь (БОС) – это уникальная технология XXI века, основанная на применении современной электронной аппаратуры.

В 80-ые годы Российским ученым-физиологом, кандидатом биологических наук, Президентом Ассоциации Биологической Обратной Связи Сметанкиным Александром Афанасьевичем с соавторами, была разработана система дыхательного тренинга по методу БОС

Цель методики: формирование, совершенствование и коррекция речи у детей дошкольного, школьного возраста и взрослых по методу биологической обратной связи с максимальной дыхательной аритмией сердца

  • формирование диафрагмально-релаксационного типа дыхания (ДРД) с максимальной дыхательной аритмией сердца как нового дыхательного стереотипа и нового функционального состояния организма;
  • профилактика нарушений голоса и речи;
  • налаживание речевого синергизма (координация работы речеобразующего аппарата: дыхания, артикуляции, голосоподачи на равномерном выдохе);
  • устранение избыточного психоэмоционального и мышечного напряжения вне речи и во время неё;
  • развитие высших психических функций;
  • оздоровление организма в целом.

Коррекция речи осуществляется в два этапа:

1 этап: Формирование диафрагмально-релаксационного типа дыхания по методу ДАС-БОС с максимальной ДАС

2 этап: Обучение новым навыкам голосообразования, артикуляции, речи в фазе равномерного выдоха под контролем максимальной ДАС и физиологической длительности выдоха ребёнка.

Существуют — показания и противопоказания к применению метода ДАС-БОС , которыми мы руководствуемся.

Показания к применению метода ДАС-БОС:

  • логоневрозы, заикание.
  • нарушения темпа речи.
  • профилактика нарушений голоса и речи.
  • дислалия.
  • дизартрия.
  • ринолалия.

Абсолютны противопоказания отсутствуют.

  • возраст ребёнка менее четырёх лет.
  • наличие диафрагмальной грыжи.
  • тяжёлые формы психических расстройств.
  • грубые нарушения интеллекта.
  • повышенная судорожная готовность головного мозга.

ДАС — это физиологическое явление, возникающее в результате взаимодействия двух отделов вегетативной нервной системы (ВНС).

На вдохе более активен симпатический отдел. Он повышает частоту сердечных сокращений (ЧСС) и расширяет просвет бронхов (ПБ).

На выдохе преобладает влияние парасимпатического отдела, что приводит к снижению ЧСС и сужению ПБ. Величина ДАС — это разница между величиной ЧСС на вдохе и на выдохе. Она выражается в «уд./мин.»

Величина ДАС зависит от возраста. Чем старше человек, тем ниже его ДАС. Величина ДАС постоянно колеблется в зависимости от физического и психического состояния человека.

  • Если человек спокоен, находится в комфортном состоянии, то показатель ДАС будет близок к возрастной норме.
  • Если человек пребывает в состоянии стресса, психоэмоционального перенапряжения или «предболезни» — величина ДАС резко падает.

Слайд 8. Дыхание животом

По методу Александра Афанасьевича у человека должно быть сформировано диафрагмальное дыхание, то есть дыхание животом.

При неглубоком вдохе наш живот надувается — как шарик, а при выдохе – спокойно, неторопливо сдувается.

На следующем слайде представлена

Техника освоения навыка диафрагмально-релаксационного дыхания

Навык дыхания по Сметанкину, полученный на сеансах ДАС-БОС оказывает:

  1. общеукрепляющее и оздоравливающее воздействие на организм ребенка;
  2. это профилактика и коррекция логопедических нарушений;
  3. повышение уровня концентрации внимания и успеваемости;
  4. устранение избыточного психоэмоционального напряжения во время речи;
  5. налаживание речевого синергизма;
  6. профилактика нарушений голоса и речи.

В состав кабинета БОС входит:

  1. компьютерный комплекс с программным обеспечением;
  2. комплект многоразовых датчиков ЧСС и ЧД;
  3. прибор биологической связи (ПБС).

Коррекционный курс разделён на 5 этапов.

На каждый из них отводится определённое количество часов и каждый из них имеет свои коррекционные задачи.

Выработке устойчивого навыка диафрагмально-релаксационного дыхания помогает компьютерная игра, успех в которой зависит от правильности выполнения выдоха

Читайте также:
Задержка психического развития у детей дошкольного возраста

Каким образом происходит занятие?

Каждое практическое занятие имеет два периода, которые сменяют друг друга: период работы и период отдыха.

В период отдыха ребёнок в музыкальном сопровождении смотрит подборку слайдов о животных, птиц, о разнообразии транспорта и цветов, слушает русские народные сказки.

В периоды работы (тренировки) предъявляются звуковые и зрительные сигналы обратной связи, с помощью которых можно научиться правильно управлять своим дыханием и величиной ДАС.

Зрительные сигналы обратной связи представлены в игровых сюжетах на мониторе в виде сюжетов — («столбик», «закрась забор», «раскрась картинку», «окно», «пчела»).

Успешность результата зависит от правильности вдоха и выдоха.

Все сюжеты имеют коррекционные задачи.

  • развитие оптико — пространственной ориентировки (понятия «вверх» — «вниз», «правый верхний угол», «нижний левый угол»).
  • развитие глазодвигательных мышц.
  • развитие просодических компонентов речи ( темп, ритм, мелодика).
  • развитие фонематического слуха, фонематического анализа и синтеза.
  • уточнение и обогащение словарного запаса детей: как активного, так и пассивного.
  • автоматизация и дифференциация поставленных звуков в слогах, словах, предложениях, текстах.
  • использование усвоенных типов предложений в связной речи на фоне усложнения словаря и структуры фразы.
  • развитие высших психических функций.
  • развитие спонтанной речи учащихся по методу БОС с максимальной ДАС на фоне адекватного психоэмоционального и мышечного напряжения.

Вся информация по сеансам проходит компьютерную обработку и на экране появляется пульсограмма.

Спасибо за внимание!

Брисюк Елена Алексеевна,
учитель начальных классов, логопед,
ГОУ ЯО Петровская специальная (коррекционная)
общеобразовательная школа-интернат,
Р. п. Петровское

Технология БОС в работе логопеда
материал

данный материал представляет теоретические аспекты данного вопроса.

Скачать:

Вложение Размер
tehnologiya_bos_shishkina_s.v.docx (21.59 КБ) 21.59 КБ

Предварительный просмотр:

Технология БОС в работе логопеда.

Современная Логопедия находится в постоянном активном поиске путей совершенствования и оптимизации процесса обучения и развития детей на разных возрастных этапах и в различных образовательных условиях, которые характерны для детей с особыми образовательными потребностями.
Современная логопедическая практика имеет в своём арсенале технологии, направленные на своевременную диагностику и максимально возможную коррекцию речевых нарушений. К ним относятся хорошо известные специалистам:

  • Технология логопедического обследования.
  • Технология коррекции звукопроизношения.
  • Технология формирования речевого дыхания при различных нарушениях произносительной стороны речи.
  • Технология коррекции голоса при различных нарушениях произносительной стороны речи.
  • Технология развития интонационной стороны речи.
  • Технология коррекции темпо-ритмической стороны речи.
  • Технология развития лексико-грамматической стороны речи.
  • Технология логопедического массажа.

Находясь на границе соприкосновения педагогики, психологии и медицины логопедия использует в своей практике, адаптируя к своим потребностям наиболее эффективные, не традиционные для неё методы и приёмы смежных наук, помогающие оптимизировать, работу учителя логопеда.

За прошедший 2019-2020 учебный год я познакомилась с совершенно новой технологией, которая успешно применяется в логопедии. Меня очень заинтересовал опыт по применению данной современной технологии в работе многих специалистов, и я решила познакомиться с ним поближе. Мной были пройдены курсы в Институте Биологически Обратной Связи, по программе: «Инновационные обучающие компьютерные программы на основе технологии БОС, для системы дошкольного и общего развития» по ФГОС. Конечно я только на начальном пути изучения и внедрения данной технологии в свою деятельность. В большей степени в течение года мной изучалась теория данного направления. Поэтому в своем выступлении могу больше раскрыть теоретический аспект и преимущества данной технологии.

На современном этапе реформирования системы коррекционной помощи детям с особыми возможностями здоровья актуальной является проблема разработки и использования инновационных форм и методов оказания своевременной помощи данной категории детей. Более того, наиболее активно в образовательном процессе стали применяться компьютерные технологии. Особое место среди них занимают специализированные программы для детей с различными нарушениями развития. Новые компьютерные технологии стали перспективным средством коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими нарушения речи. Особый подход к использованию компьютерных средств обучения в специальном образовании был применён при разработке метода биологической обратной связи (далее «БОС»). Данная технология сочетает в себе как лечебно-оздоровительное, так и коррекционное воздействие на ребёнка. Кроме того, если раньше интерес к технологии БОС был наиболее широк за рубежом, то в настоящее время сфера применения данного метода расширяется и в России. Метод внедрен во многие частные и государственные медицинские учреждения, и используется в рамках реабилитационного комплекса, успешно применяется для коррекции речевых недостатков, а также для развития произвольности высших психических функций. Но работа по сохранению здоровья не может вестись только в рамках медицинской деятельности. Она должна быть игровой, что вполне естественно в дошкольном детстве и непринужденной, что во многом зависит от личностных и профессиональных качеств педагога. Поэтому происходит постепенное внедрение метода в дошкольную образовательную систему. Тем самым возникает потребность во внедрении и использовании метода БОС в дошкольных образовательных учреждениях и организациях.

Метод биологической обратной связи (БОС) — это передача человеку дополнительной, не предусмотренной природой информации о состоянии его органов и систем в доступной и наглядной форме. На основе этой информации человек способен включать механизмы саморегуляции и целенаправленно использовать огромные функциональные возможности организма с целью совершенствования своих функций в норме (тем самым сохраняя и укрепляя свое здоровье) и коррекции деятельности нарушенных функций при патологии. Основой для создания метода БОС послужили фундаментальные исследования механизмов регуляции физиологических и развития патологических процессов, а также результаты прикладного изучения рациональных способов активации адаптивных систем мозга здорового и больного человека. В связи с этим нужно упомянуть великих русских физиологов И. М. Сеченова и И. П. Павлова – авторов теории условных рефлексов. В ХХ веке идейными продолжателями исследований И. М. Сеченова и И. П. Павлова стали К. М. Быков (теория кортико-висцеральных связей), Н. П. Бехтерева (теория устойчивых патологических состояний).

Применение технологии БОС в России и за рубежом за последние несколько лет принесло огромные положительные результаты. Накопленный специалистами в этой области практический опыт вывели технологию БОС на уровень национальной идеи сохранения и укрепления здоровья. Наиболее эффективно данный метод применяется в коррекционной работе с детьми с нарушениями речевого развития.

Метод биологической обратной связи (БОС) направлен на формирование нового типа дыхания, с хорошим длинным выдохом, с чётко выраженной максимальной величиной дыхательной аритмии сердца (ДАС). Так как для формирования свободной плавной интонированной речи «рабочим» становится только выдох, работа с учащимися начинается с обретения устойчивого навыка диафрагмально-релаксационного типа дыхания. Логотерапевтический комплекс БОС предназначен для профилактики и коррекции нарушений голоса и речи, совершенствования функции речи у взрослых и детей, обучения технике чтения, предупреждения последствий стрессовых реакций, предупреждения заболеваний, связанных с высокими речевыми и психо-эмоциональными нагрузками, оздоровления организма и повышения адаптационных возможностей. Данная технология может применяться при заикании, алалии, афазии, дисграфии и дислексии, дислалии, дизартрии, ринолалии, расстройстве фонации на почве парезов и параличей гортани, функциональных дисфониях, нарушениях темпа речи, так называемой речевой тревоге, расстройствах речи у детей с нарушением слуха и зрения.

Система включает в себя компьютерный комплекс с программным обеспечением, преобразователь биоэлектрических сигналов, тренажер дыхания, комплект многоразовых датчиков частоты сердечных сокращений, микрофон, лечебно-коррекционнооздоровительные методические рекомендации [8]. Работа с программой проводится при непрерывном контроле процесса дыхания и сердечной деятельности. Ребёнок осваивает основной компонент речи – диафрагмальнорелаксационный тип дыхания и удлинённый выдох. Речевой материал произносится на выдохе, на снижении частоты сердечных сокращений. Используя диафрагмально-релаксационный тип дыхания, ребёнок поэтапно отрабатывает произношение звуков, слогов, слов, и целых фраз постепенно переходя к свободной, плавной, интонированной речи.

Коррекция речи осуществляется в два этапа: 1) у пациента формируют диафрагмально-релаксационный тип дыхания по методу БОС с максимальной ДАС (новый дыхательный стереотип). 2) в фазу равномерного выдоха под контролем максимальной ДАС и физиологической длительности выдоха ребенка обучают новым навыкам голосообразования, артикуляции, речи и поведения, формируя новый речевой и поведенческий стереотип и новое функциональное состояние организма в целом. Метод позволяет, во-первых, отказаться от присущего патологического стереотипа дыхания, речи и поведения, что сделать традиционными методами крайне сложно, так как для исключения нежелательных проявлений необходим постоянный контроль над физиологическими показателями ребенка. Во-вторых, сформировать новый стереотип дыхания, речи и поведения, который соответствует индивидуальной норме или максимально приближен к ней. Таким образом, технология БОС в рамках ФГОС ДО позволяет решать ряд задач, описываемых в альтернативной программе Лопатиной Л.В. Так же, работать над коррекцией и профилактикой ряда заболеваний, и сформировывать новый стереотип дыхания, улучшая физиологические показатели детей.

Использование метода биологической обратной связи в работе с детьми с заиканием

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДА БИОЛОГИЧЕСКОЙ ОБРАТНОЙ СВЯЗИ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ С ЗАИКАНИЕМ.

БОС позволяет человеку видеть как работает его организм. Это визуализация работы к-л системы организма.

БОС превращает сигналы организма в увлекательную игру.

Игра – это сигнал обратной связи.

Играть возможно, если мышцы, дыхание, сердце, зрение, мозг…работают правильно.

Метод биологической обратной связи (БОС) по максимальной дыхательной аритмии сердца в коррекции речи был разработан Александром Афанасьевичем Сметанкиным.

Метод БОС позволяет регистрировать физиологические параметры организма – ритмы сердца и мозга, температуру, мышечные реакции и др. Полученная информация с помощью приборов преобразуется в видимую, слышимую, доступную и понятную для ребёнка форму: свет, музыку, видеофильм. Уникальность метода состоит в том, что дети, активно включаясь в процесс лечения и реабилитации, по сути, оздоравливают сами себя.

Существуют различные кабинеты БОС: «Здоровье», опорно-двигательный, коррекции психоэмоционального состояния, логотерапевтический, коррекции зрения, кардиопульманологический, психофизиологической подготовки беременных к родам, БОС-интим, профилактики и лечения сексологических, урологических и проктологических заболеваний.

Нас будет интересовать логотерапевтический кабинет.

В логотерапевтическом кабинете БОС происходит коррекция речи– не только совершенствование и профилактика заболеваний, связанных с речевыми нагрузками, но и эффективное исправление уже имеющихся недостатков устной и письменной речи.

Этапы коррекции речи с использованием метода БОС:

Диагностический – овладение техникой диафрагмально-релаксационного типа дыхания (дыхание животом), 2-3 занятия – вырабатывается новый дыхательный стереотип;

Всё начинается с обучения ребёнка диафрагмально-релаксационному типу дыхания (дыхание животом) с максимальной дыхательной аритмией сердца. Необходимо соблюдать 3 правила: вдох через нос, выдох через рот (губы «Трубочкой»), вдох короткий, выдох длинный, живот надуваем на вдохе, живот сдуваем на выдохе. По форме сеанс построен так, что одновременно с выработкой необходимого типа дыхания происходит развитие представлений об окружающем мире. На мониторе компьютера постепенно вертикальными полосками открывается тематическая картинка. Каждый правильно сделанный выдох (при снижении частоты пульса) заставляет часть картинки открыться. И так далее, пока не откроется вся картинка.

Формирование навыка диафрагмально-релаксационного типа дыхания с максимальной ДАС по БОС, 7-9 занятий;

Когда пациент начинает воспроизводить диафрагмальный навык дыхания с максимальной ДАС –дыхательная аритмия сердца, т.е. разница между пульсом на вдохе и между пульсом на выдохе, нужно переходить к следующему этапу. Компьютерные игровые картинки пациент открывает горизонтальными полосками. Картинка открывается, если на выдохе частота пульса уменьшается и становится меньше установленного нижнего порога. Это необходимо для подготовки зрения к последующему этапу – чтению речевого материала и формированию выдоха, на котором и будут прочитываться «про себя», шёпотом и вслух сначала отдельные звуки, затем слоги и наконец слова и фразы.

Работа над основными компонентами речи, 5-6 занятий;

Из речевого банка программы выбираются готовые речевые шаблоны и вносятся в специальное окошко на мониторе, которое может открыться только тогда, когда наступает фаза выдоха. Вдох – молчание, а на выдохе открывается речевой сюжет. Ребёнок, читая вслух, произносит звуки, которые ему нужно отработать, а затем слоги и слова.

Формирование навыков слитной плавной речи, 10-12 занятий;

Когда освоены речевые навыки, можно переходить к следующему, более сложному этапу. На одном выдохе надо научиться произносить отдельные фразы. В специальном окошечке открываются (на выдохе) словосочетание или короткая фраза, которые надо воспроизвести, равномерно распределяя звуки на весь выдох. Программа контролирует эту равномерность. Для будущей свободной речи это очень важный этап.

Закрепление полученных навыков и подведение итогов лечебной коррекции, 5-6 занятий.

На экране текст, разбитый на отдельные фрагменты. Каждый фрагмент должен произноситься на отдельном плавном выдохе для формирования навыков свободной плавной речи. Когда этот этап освоен и ребёнок свободно и надёжно владеет дыханием и произношением фраз и фрагментов текста на выдохе, следует переходить к формированию свободной, плавной и интонированной речи.

Во весь экран монитора развёрнута тематическая картинка, по которой ребёнок делает устное изложение. Фактически же он овладевает свободной речью, причём без сигналов обратной связи, опираясь только на собственные ощущения, ритмы дыхания и сердца.

Эту методику рекомендуется использовать в работе с детьми от 4.5 лет, школьниками, подростками и взрослыми.

Продолжительность основного курса коррекции речи составляет 35-40 занятий. В случае необходимости рекомендуется дополнительный поддерживающий курс: в течение года по 3-5 занятий с интервалами в 3-6 мес.

В коррекционно-оздоровительный процесс активно вовлекаются родители воспитанников. К основным формам работы с родителями относятся: проведение вводной беседы о методике БОС, раздача памяток с правилами диафрагмально-релаксационного типа дыхания, посильные задания на дом, приглашение их на занятия с ребёнком со специалистом БОС, совместное обсуждение результатов коррекции речи, заполнение ими «Дневника заикания» с ежедневной отметкой примерного количества заиканий ребёнка, а затем количества успешно снятых речевых судорог при помощи метода диафрагмально-релаксационного типа дыхания.

Результаты работы показали, что у детей с заиканием до проведения занятий отмечался смешанный тип дыхания: поверхностное, частое (20-24 дыхательных циклов в минуту). Частота пульса в покое составляла 100-120 уд./мин, при речевых нагрузках увеличивалась до 140 уд./мин. Дыхательная аритмия сердца составляла 10-12 уд./мин. По окончании курса лечебно-коррекционных мероприятий с использованием метода БОС формируются диафрагмально-релаксационный тип дыхания с максимальной ДАС и навык свободной плавной речи. Частота дыханий снижается до 8-10 дыхательных циклов в минуту. Средняя величина пульса не превышает 80 уд./мин. В каждом дыхательном цикле видны ярко выраженные изменения пульса: на вдохе пульс увеличивается, на выдохе – уменьшается. Возникает максимальная дыхательная аритмия сердца. В итоге восстанавливается состояние здоровья или прекращается развитие болезни, улучшается сон, сокращается время на выполнение заданий, повышается учебная успеваемость, концентрация внимания, работоспособность, усидчивость, нормализуется состояние нервной системы, снижается уровень утомляемости, улучшаются коммуникативная функция, соматическое состояние.

Практика работы учителя-логопеда по методу БОС показывает, что в 70-80% случаев у детей отмечаются выраженные положительные изменения, избавление от дефектов речи, повышение её качества.

Здесь будет файл: /data/edu/files/x1459868703.pptx (Использование метода БОС в работе с детьми с заиканием)

Использование метода ДАС-БОС в коррекционно-логопедической работе

Использование метода ДАС-БОС в коррекционно-логопедической работе

Биологическая обратная связь (БОС) – это уникальная технология XXI века, основанная на применении современной электронной аппаратуры.

В 80-ые годы Российским ученым-физиологом, кандидатом биологических наук, Президентом Ассоциации Биологической Обратной Связи Сметанкиным Александром Афанасьевичем с соавторами, была разработана система дыхательного тренинга по методу БОС.

Цель методики: формирование, совершенствование и коррекция речи у детей дошкольного, школьного возраста и взрослых по методу биологической обратной связи с максимальной дыхательной аритмией сердца.

-формирование диафрагмально-релаксационного типа дыхания (ДРД) с максимальной дыхательной аритмией сердца как нового дыхательного стереотипа и нового функционального состояния организма;

-профилактика нарушений голоса и речи;

-налаживание речевого синергизма (координация работы речеобразующего аппарата: дыхания, артикуляции, голосоподачи на равномерном выдохе);

-устранение избыточного психоэмоционального и мышечного напряжения вне речи и во время неё;

-развитие высших психических функций;

-оздоровление организма в целом.

Коррекция речи осуществляется в два этапа:

1 этап: Формирование диафрагмально-релаксационного типа дыхания по методу ДАС-БОС с максимальной ДАС.

2 этап: Обучение новым навыкам голосообразования, артикуляции, речи в фазе равномерного выдоха под контролем максимальной ДАС и физиологической длительности выдоха ребёнка.

Существуют – показания и противопоказания – к применению метода ДАС-БОС, которыми мы руководствуемся.

Показания к применению метода ДАС-БОС:

• нарушения темпа речи

• профилактика нарушений голоса и речи

Абсолютны противопоказания отсутствуют.

• возраст ребёнка менее четырёх лет

• наличие диафрагмальной грыжи

• тяжёлые формы психических расстройств

• грубые нарушения интеллекта

• повышенная судорожная готовность головного мозга

Определение ДАС

ДАС – это физиологическое явление, возникающее в результате взаимодействия двух отделов вегетативной нервной системы (ВНС).

На вдохе более активен симпатический отдел. Он повышает частоту сердечных сокращений (ЧСС) и расширяет просвет бронхов (ПБ).

На выдохе преобладает влияние парасимпатического отдела, что приводит к снижению ЧСС и сужению ПБ. Величина ДАС – это разница между величиной ЧСС на вдохе и на выдохе. Она выражается в «уд./мин.»

Свойства ДАС

Величина ДАС зависит от возраста. Чем старше человек, тем ниже его ДАС. Величина ДАС постоянно колеблется в зависимости от физического и психического состояния человека.

· Если он спокоен, находится в комфортном состоянии, то показатель ДАС будет близок к возрастной норме.

· Если человек пребывает в состоянии стресса, психоэмоционального перенапряжения или «предболезни» – величина ДАС резко падает.

Дыхание животом

По методу Александра Афанасьевича у человека должно быть сформировано диафрагмальное дыхание т.е дыхание животом.

При неглубоком вдохе наш живот надувается – как шарик, а при выдохе – спокойно, неторопливо сдувается.

Навык дыхания по Сметанкину, полученный на сеансах ДАС-БОС оказывает:

-общеукрепляющее и оздоравливающее воздействие на организм ребенка;

-это профилактика и коррекция логопедических нарушений;

-повышение уровня концентрации внимания и успеваемости;

-устранение избыточного психоэмоционального напряжения во время речи;

-налаживание речевого синергизма

-профилактика нарушений голоса и речи.

В состав кабинета БОС входит:

-компьютерный комплекс с программным обеспечением;

-комплект многоразовых датчиков ЧСС и ЧД;

-прибор биологической связи (ПБС).

Коррекционный курс разделён на 5 этапов.

На каждый из них отводиться определённое количество часов и каждый из них имеет свои коррекционные задачи. Выработке устойчивого навыка диафрагмально-релаксационного дыхания помогает компьютерная игра, успех в которой зависит от правильности выполнения выдоха

Каким образом происходит занятие?

Каждое практическое занятие имеет два периода: период работы и период отдыха.

В период отдыха ребёнок в музыкальном сопровождении смотрит подборку слайдов о животных, птиц, о разнообразии транспорта и цветов, слушает русские народные сказки.

В периоды работы (тренировки ) предъявляются звуковые и зрительные сигналы обратной связи, с помощью которых можно научиться правильно управлять своим дыханием и величиной ДАС. Зрительные сигналы обратной связи представлены в игровых сюжетах («столбик», «закрась забор», «раскрась картинку», «окно», «пчела»). Успешность результата зависит от правильности вдоха и выдоха.

Все сюжеты имеют коррекционные задачи.

Ø развитие оптико – пространственной ориентировки (понятия «вверх» – «вниз», «правый верхний угол», «нижний левый угол»)

Ø развитие глазодвигательных мышц

Ø развитие просодических компонентов речи

Ø развитие фонематического слуха, фонематического анализа и синтеза

Ø уточнение и обогащение словарного запаса детей

Ø автоматизация и дифференциация поставленных звуков в слогах, словах, предложениях, текстах

Ø использование усвоенных типов предложений в связной речи на фоне усложнения словаря и структуры фразы

Ø развитие высших психических функций

Ø развитие спонтанной речи учащихся по методу БОС с максимальной ДАС на фоне адекватного психоэмоционального и мышечного напряжения

Вся информация по сеансам проходит компьютерную обработку и отображается на экране в виде пульсограммы.

В результате использования метода ДАС – БОС в работе с детьми с речевой патологией наблюдается положительная динамика, а именно:

уменьшается напряжение мышц шеи, плеч, нижней челюсти, языка;

задействованы различные анализаторы: зрительный, слуховой.

значительно устраняются тревожные и невротические состояния, речевая неуверенность;

улучшаются показатели нарушенных речевых функций;

расширяется активный и пассивный словарь;

вырабатывается навык самоконтроля с использованием диафрагмального типа дыхания;

отмечается формирование и развитие неречевых процессов.

Метод биологически обратной связи в коррекционной работе логопеда с детьми с ОВЗ

Разделы: Логопедия

На современном этапе развития образования большое внимание уделяется вопросам обучения детей с ограниченными возможностями здоровья. Специфика речевых нарушений у детей в специальной (коррекционной) школе VIII вида очень разнообразна и определяется локализацией, глубиной органического поражения и причинами развития заболевания, а также осложняется интеллектуальными, характерологическими особенностями личности ребенка. Как правило, это дети с диагнозом системное нарушение речи. Также нужно учитывать климатогеографические условия Севера с низкими температурами воздуха, резкими перепадами атмосферного давления, сильными ветрами, дефицитом ультрафиолетового излучения, дети вынуждены больший период времени проводить в помещении, что также оказывает неблагоприятное воздействие на здоровье ребенка и его психо- соматическое состояние. Эти факторы отражаются как на развитии устной, так и письменной речи, а также на коммуникациях ребенка. Такие дети подвержены стрессу, у них повышен уровень речевой тревоги, они с трудом идут на контакт и отрицательно относятся к каким либо вмешательствам со стороны логопеда.

Процесс коррекции речи у детей с ОВЗ более длительный и может растянуться на года. Вследствие органического поражения коры головного мозга у многих детей нарушено восприятие, внимание, память, затруднена способность устанавливать причинно-следственные связи. Часто проявляются нарушения эмоционально-волевой сферы (психопатии), волевой контроль у таких детей неустойчив, мотивация к учебной деятельности отсутствует. У ребят наблюдается повышение утомляемости, снижение работоспособности. С такими детьми классические логопедические методы и приемы зачастую не срабатывают, а значит, в арсенале логопеда должны быть современные, инновационные методики способствующие заинтересовать ребенка, раскрыть его потенциал и добиться положительных результатов в коррекционной работе.

Именно поэтому поиск новых эффективных методов коррекции, использующих резервные возможности и формирующих новое здоровое состояние организма является актуальным.

Один из таких методов – метод биологической обратной связи А.А.Сметанкина, который позволяет использовать эти возможности и решить ряд коррекционных задач.

Особый интерес для меня как логопеда представляет метод биологической обратной связи (БОС) по выработке у детей диафрагмально-релаксационного типа дыхания с максимальной дыхательной аритмией сердца (ДАС). Данный метод не панацея, но действительно достаточно эффективный. Многие специалисты знают, что даже обычная палочка от мороженного или «Чупа-чупс» в руках опытного логопеда становится инструментом для постановки звуков, а когда речь идет о применении компьютерного комплекса, с его многочисленными функциями и возможностями, современным программным обеспечением и широким спектром действия, то результаты долго не заставят ждать. Применяемый мною метод ДАС-БОС в комплексе с традиционными логопедическими методиками и коррекционными мероприятиями дает значительные положительные, а часто и неожиданные результаты. Данный метод успешно применяется при работе с детьми с ОВЗ в казенном специальном /коррекционном/образовательном учреждении Ханты- Мансийского автономного округа – Югры для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Сургутская специальная /коррекционная/ общеобразовательная школа VIII вида «Школа с углубленной трудовой подготовкой» с 2010 года.

Обоснование применения метода БОС в практике логопеда с детьми с ОВЗ.

Речь – сложнейшая функция человеческого организма. Она состоит из тонкого взаимодействия дыхания, голосообразования, речевого слуха. У детей с ОВЗ речевой диагноз осложнен соматическими заболеваниями и органическим поражением ЦНС, поэтому зачастую это взаимодействие нарушено, у ребенка сформированы патологические стереотипы (поверхностное неравномерное дыхание, напряженность общей и артикуляторной мускулатуры, боязнь речи). Применение метода БОС позволяет разрушить патологические стереотипы речи и сформировать новые стереотипы соответствующие индивидуальной норме ребенка.

По мнению Л.С.Выготского [1],речь немыслима без речевого дыхания. В механизме голосообразования задействованы органы речевого аппарата: гортань, голосовые складки, язык, губы. Таким образом, здоровое дыхание, а на его основе речевое дыхание являются непременной основой экспрессивной речи. Правильное речевое дыхание у школьников, нуждающихся в логопедической помощи, обеспечивает правильное усвоение звуков, способно изменять силу их звучания, помогает верно, соблюдать паузы, сохранять плавность речи. Метод БОС способствует улучшению психоэмоционального состояния ребенка и направлен на нормализацию внутренней среды организма, помогает в реализации комплексного подхода в коррекционной работе над дыхательной, фонационной, речевой, двигательной функциями

Суть метода: метод биологической обратной связи (БОС) – современный высокоэффективный не медикаментозный метод, при котором пациенту с помощью специальной аппаратуры предоставляется информация о функционировании его органов и систем, в обычных условиях недоступная сознательному контролю. Опираясь на полученные данные, с помощью аппаратуры БОС и под руководством инструктора БОС, пациент обучается изменять работу собственного организма в требуемом направлении. Прибор принимает сигналы ЧСС (частоту сердечных сокращений) и ЧД (частоту дыхания) и передает их в компьютер, где идет преобразование сигналов. Прототипом приборов БОС можно считать полиграф (детектор лжи), этот прибор так же фиксирует ЧСС на малейшие незаметные эмоциональные перепады.

Метод БОС никакого вредного воздействия на организм не оказывает, а является только регистраторам происходящих физиологических процессов. Реализация предлагаемого нетрадиционного метода позволяет избежать стереотипности в коррекционно-развивающем процессе, а так же:

  • способствует формированию у ребенка с ОВЗ познавательной мотивации к обучению;
  • позволяет снизить учебную нагрузку на ребенка;
  • помогает детям преодолеть уровень речевой тревоги ;
  • стабилизирует у ребенка психофизиологические процессы;
  • улучшает процесс постановки и автоматизации речевого дыхания;

Показания к применению метода БОС у детей с ОВЗ:

  1. Заикание,логоневрозы.
  2. Нарушение темпа речи.
  3. Дисграфии и дислексии.
  4. Дислалии,дизартрии.
  5. Функцианальные нарушения голоса.
  1. Эпилепсия.
  2. Повышенная судорожная готовность.
  3. Вирусные заболевания.
  4. Грубые нарушения волевой сферы, интеллекта.
  • Комплекс “Кабинет биологической обратной связи логотерапевтический” (1998 г., “Биосвязь, Санкт-Петербург). Система включает в себя программно-аппаратный комплекс КАПфс-БОС-“Биосвязь”, компьютерный комплекс с программным обеспечением, , тренажер дыхания, комплект многоразовых датчиков частоты сердечных сокращений, микрофон, лечебно-коррекционно-оздоровительные методические рекомендации.
  • Кабинет БОС предназначен для профилактики и коррекции нарушений голоса и речи, совершенствования функции речи у взрослых и детей, обучения технике чтения учащихся и лиц речевых профессий, предупреждения последствий стрессовых реакций, предупреждения заболеваний, связанных с высокими речевыми и психо-эмоциональными нагрузками, оздоровления организма и повышения адаптационных возможностей.

Методика проведения занятий БОС в практике логопеда.

Цели методики: Формированиу, совершенствование, коррекция речи и функционального состояния организма у детей с ОВЗ.

  1. Обеспечение оптимального физиологического дыхания ,с наименьшей энергетической затратой.
  2. Коррекция дыхания, артикуляции и голосообразования.
  3. Формирование диафрагмально-релаксационного дыхания, способствующего понижению уровня речевой тревоги и, как следствие естественное включение в речевой акт.
  4. Включение резервных возможностей организма у детей с ОВЗ.
  5. Приобретение навыков самоконтороля и снятие психологического напряжения.

Коррекционная работа делится на пять этапов, которые предусмотрены в методике:[2]

  • 1 этап – Диагностический (Обследование, знакомство детей с программой)
  • 2 этап– Подготовительный (Обучение диафрагмально-релаксационному дыханию с максимальной ДАС под контролем тренажера БОС).
  • 3 этап – Ра бота над основными компонентами речи. (Коррекция дыхания, артикуляции и голосообразования)
  • 4 этап – Формирование навыков слитной, плавной, интонированной речи (Чтение слогов, предложений и текстов, автоматизация звуков).
  • 5 этап – Закрепление полученных навыков и подведение итогов коррекционной работы.(Итоговая диагностика)

Каждый из этих этапов решает свои коррекционные задачи. Обучив ребенка навыкам ДРД, можно приступать к формирование речевого дыхания, на речевом материале:

  1. Произношение 1,2,3… гласных, а затем всего ряда гласных на выдохе.
  2. Произношение всего гласного ряда на выдохе шепотом.
  3. На одном выдохе 1 согласный (шипящий, свистящий – если ребенок их произносит)
  4. На одном выдохе 1,2,3… слогов.
  5. Произношение 1,2,3… слов.
  6. Рассказывание чистоговорок, поговорок, стихотворных текстов, соблюдая логические паузы.

Обучение навыкам слитной плавной речи производится в процессе чтения и произнесения звуков, слогов, слов, словосочетаний, фраз и текстов, появляющихся на экране монитора. Соблюдение поэтапного процесса формирования речевого дыхания у детей с патологией речи, обеспечивает стабильность получаемых результатов.

Занятия с детьми проводятся по индивидуальному плану. Каждый сеанс БОС продолжается (от 5 мин. в начале курса – до 10 мин). Продолжительность цикла составляет 30-32 занятия. По завершении цикла, через 1-2 недели ребенок может быть приглашен на дополнительные занятия, для закрепления навыка.

Формирование речевого дыхания не является самоцелью работы логопеда, а обеспечивает – ритм, темп, дикцию, голосообразование, выразительность, правильность речи и звукопроизношения. Что в конечном итоге является показателем совершенной речи. Достижение совершенной детской речи в работе учителя-логопеда, обеспечивается применением нетрадиционного подхода, заключающегося в разумном сочетании метода БОС, традиционных и здоровьесберегающих технологий. Включив логотерапевтический метод БОС в работу, как часть логопедического занятия, я убедилась в том, что данный подход дает возможность сократить сроки в формировании правильного речевого дыхания, которое помогает в постановке и автоматизации звуков, а также достигнуть успехов на пути формирования нового, устойчивого стереотипа речи.

Используемая литература:

  1. Выготский Л.С. Собрание сочинений. Т,2.- М:Педагогика,1984.
  2. Вовк О.Н.,Павлова Л.Н.,Теречева М.Н., Черемных Н.И. Учебно- методическое пособие по применению логотерапевтического компьютерного комплекса для коррекции речи методом БОС. Издание НОУ «Институт биологической обратной связи»,2004.

Использование технологии БОС в работе учителя-логопеда как средство коррекции речи для обучающихся с нарушением интеллекта

Мировое сообщество вступило в новую фазу своего развития, когда обилие достижений техники и технологий, огромный объем информации проникли во все слои жизни.

Педагогу, как никому другому, следует идти в ногу со временем. Да и требования Профессионального стандарта педагога и ФГОС для обучающихся с умственной отсталостью подтверждают актуальность совершенствования профессиональной компетентности педагога, а неотъемлемым компонентом личности педагога сегодня становится умение использовать новейшие технические средства в процессе обучения ребенка.

Инновационные технологии в работе учителя – логопеда предполагают новые подходы в устранении речевых нарушений, помогающие педагогу в работе. Одной из таких инноваций является технология БОС (биологически обратная связь) А. А. Сметанкина, которая успешно применяется в коррекционно-развивающем процессе особенно для коррекции речи при работе с учащимися с ОВЗ.

Речь – сложнейшая функция человеческого организма. Она состоит из тонкого взаимодействия дыхания, голосообразования, речевого слуха. У детей с ОВЗ речевой диагноз осложнен соматическими заболеваниями и органическим поражением ЦНС, поэтому зачастую это взаимодействие нарушено, у ребенка сформированы патологические стереотипы: поверхностное неравномерное дыхание, напряженность общей и артикуляторной мускулатуры.

По мнению Л.С. Выготского, речь немыслима без речевого дыхания[1]. В механизме голосообразования задействованы органы речевого аппарата: гортань, голосовые складки, язык, губы. Речевое дыхание является непременной основой для экспрессивной речи. А для обучающихся, нуждающихся в логопедической помощи, правильное речевое дыхание обеспечивает четкое усвоение звуков, способно изменять силу их звучания, помогает верно соблюдать паузы, сохранять плавность речи.

Особый интерес для меня, как учителя – логопеда, представляет метод БОС, который предназначен для профилактики и коррекции нарушений голоса и речи, обучения технике чтения. Может применяться при речевых диагнозах – заикании, алалии, афазии, дисграфии, дислексии, дислалии, дизартрии, ринолалии, нарушениях темпа речи.

Занятия с обучающимися проводятся по индивидуальному плану с учетом сопутствующей патологии.

Каждый сеанс метода БОС включается как часть логопедического индивидуального занятия и продолжается от 5 мин. – до 10 мин. в зависимости от речевой патологии (алалии, заикании, дизартрии и т.д.). Работа строится над постановкой диафрагмального дыхания и дыхательной аритмией сердца (ДАС), над мягкой атакой голоса. Речевой материал произносится на выдохе, на снижении частоты сердечных сокращений. Используя диафрагмально-релаксационный тип дыхания, учащийся поэтапно отрабатывает произношение звуков, слогов, слов и целых фраз, постепенно переходя к свободной, плавной, интонированной речи.

В нашей коррекционной школе – интернате много обучающихся с речевыми нарушениями, вот например:

  • У обучающегося с речевым диагнозом заикание отмечается: значимая динамика самоконтроля над фиксацией процесса диафрагмального вдоха и удлиненного плавного выдоха, что позволяет формировать правильную артикуляцию и подачу голоса. Наглядность достигаемых результатов повышает у учащегося, с интеллектуальным нарушением, интерес к занятиям речью, улучшает настроение, снимает психоэмоциональное напряжение. (Срок работы с обучающимся: 20 сеансов).
  • У обучающегося с речевым диагнозом дизартрия, после нескольких сеансов работы по методике БОС наблюдалось: выработка удлиненного равномерного плавного дыхания, что улучшило произношение звуков, слогов, слов и целых фраз, постепенно переходя к свободной, плавной, интонированной речи. (Срок работы с обучающимся: 16 сеансов)

Вывод: технология БОС формирует правильное речевое дыхание, которое помогает в постановке и автоматизации звуков, переходя к свободной спонтанной речи. Повышает интерес к занятиям и снижает нагрузку психоэмоционального напряжения. При соблюдении поэтапного процесса формирования речевого дыхания учащихся с патологией речи, обеспечивает стабильность получаемых результатов.

  1. Выготский Л.С. Собрание сочинений. Т,2.- М: Педагогика,1984.
  2. Вовк О.Н., Павлова Л.Н., Теречева М.Н., Черемных Н.И. Учебно- методическое пособие по применению логотерапевтического компьютерного комплекса для коррекции речи методом БОС. Издание НОУ «Институт биологической обратной связи», 2004.
  3. Основы теории и практики логопедии.- Под ред. Р.Е. Левиной. – М.: Просвещение, 1968.

Использование технологии БОС в работе логопеда как средство коррекции речи

Юлия Маслакова
Использование технологии БОС в работе логопеда как средство коррекции речи

Практические врачи и логопеды при коррекции речи, особенно при сформировавшемся патологическом стереотипе речипреследуют следующие цели:

Разрушить старый стереотип речи.

Сформировать новый стереотип речи, который должен соответствовать норме.

Биологически обратная связь это новый немедикоментозный метод лечения и коррекции, который сегодня используется в логопедии. Принцип обратной связи помогает получить информацию о мышечном тонусе, температуре тела, пульсе.

Процедура представляет собой подключение электрических датчиков (на всех этапах, которые показывают информацию в виде аудио или видео сигналов на экране компьютера.

БОС-терапия может быть применена:

в работе с детьми, имеющие разные диагнозы на начальных этапах работы по выработке речевого дыхания.

при формировании речи у детей с нарушениями слуха (незаменим для снятия у них напряжения с мышц, которые участвуют в речеобразовании, постановки речевого дыхания, работе над слитностью произношения, над темпом речи).

для лечения пациентов с различными нарушениями речи (дизартрия, ринолалия, заикание).

Биологически обратная связь помогает улучшить память, способствует лучшей концентрации внимания.

Противопоказания к применению метода БОС.

грубые нарушения интеллекта;

наличие судорожной активности головного мозга;

выраженные органические поражения головного мозга;

тяжелые соматические заболевания.

В жизни мы постоянно сталкиваемся с принципом обратной связи, зачастую не задумываясь об этом. Можно привести простой пример, как принцип обратной связи влияет на реакцию организма. Представим молодого спортсмена, только начинающего учиться точному броску по баскетбольному кольцу. Если после броска мяч попадает в кольцо, то посредством обратной связи он получает информацию, какая именно двигательная активность приносит необходимый результат. Наоборот, при неточном броске баскетболист видит необходимость изменения движения рук для корректировки движения мяча. Если спортсмену завязать глаза, чтобы не видеть, где находится баскетбольное кольцо, он никогда не сможет научиться точному попаданию в него. Видение кольца и результат броска является визуальной обратной связью, необходимой для правильного исполнению движений.

Курс коррекции речи состоит из 5 этапов:

1-й этап – диагностический (2-3 занятия);

Цель: Обследование ребенка для установления диагноза и составления индивидуальной схемы проведения лечебно-коррекционного курса методом БОС.

оценка общего состояния в момент обследования;

оценка состояния речи;

планирование индивидуальных занятий.

Все результаты обследования заносятся в индивидуальную карту, имеющуюся в программе, откуда могут быть распечатаны.

Программное обеспечение позволяет производить запись речи ребенка во время контрольного обследования и предоставляет специалисту и ребенку возможность прослушивания и оценки записанной речи.

Диагностические программы могут использоваться в течение всего курса и дают возможность анализировать динамику в состоянии ребенка в результате занятий.

2-й этап — подготовительный (5-7 занятий).

Цель: Подготовить ребенка к усвоению навыков речи по методу БОС.

ознакомить ребенка с методом и сигналами БОС;

ограничить до минимума психоэмоциональную и речевую нагрузки;

понизить стресс, тревожное состояние, избыточное мышечное напряжение, невротические проявления.

сформировать навык диафрагмально-релаксационного дыхания по методу частоты сердечных сокращений — БОС;

выработать навык самоконтроля у ребенка за дыхательными движениями груди и диафрагмы;

закрепить навык плавного длительного выдоха;

обучить ребенка произвольному расслаблению мышц тела, том числе мышц,участвующих в речевом процессе.

Особенно важно снять избыточное напряжение с мышц участвующих в речеобразовании, так как это способствует лучшей координации, пластичности их при обучении навыкам правильной артикуляции, звукопроизношения и мягкой голосоподачи.

Применение диафрагмально-релаксационного типа дыхания для коррекции речи, основывается на техниках, используемых специалистами по речи и голосу при постановке дыхания.

Известно, что все традиционные методики в практической работе с голосом и речью, широко используют диафрагмальное дыхание при активизации мышц брюшного пресса, которое устраняет напряжение, прекрасно координирует работу дыхания с мышцами участвующими в процессе речи и голосоподаче.

Специалист БОС объясняет, что во время дыхания мышцы лица, шеи, плеч, рук должны быть расслаблены. Вдох нужно делать через нос, легкий, не очень глубокий, а выдох — плавный через рот, в несколько раз длиннее вдоха.

Во время сеанса обратной связи идет демонстрация картинок или видеофайлов. Если ребенок расслаблен и правильно дышит (диафрагмально, то картинка или видео видно четко. Если же ребенок несконцентрирован, отвлечен, напряжен, или дышит не правильно, то картинка показывается не четко, размыто.

В фазу выдоха снимается избыточное мышечное и психоэмоциональное напряжение. Расслабляются мышцы рук, верхнего плечевого пояса, туловища и особенно мышцы, участвующие в речеобразовании, улучшается их кровоснабжение.

Чем комфортнее чувствует себя ребенок, тем лучше получается у него упражнение.

Правильное выполнение упражнения вырабатывает навык диафрагмально-релаксационного дыхания и формирует у ребенка положительную мотивацию к дальнейшей работе.

Если у ребенка возникают затруднения с выполнением задания, всегда можно вернуться к предыдущим упражнениям, которые восстановят навык.

3-й этап — работа над основными компонентами речи (4-5 занятий)

Цель: Развитие основных компонентов речи по методу БОС.

Обучить основным правилам речевого диафрагмально-релаксационного типа дыхания (спокойный вдох перед началом произношения, речь только на выдохе);

освоить мягкую подачу голоса;

сформировать правильную артикуляцию;

подключить речевой слух.

На данном этапе важно выработать взаимосвязь правильной артикуляции с фазой выдоха (синхронизировать дыхание и работу мышц органов речи).

Обычно работу начинают с подготовительных упражнений (по образцу логопеда перед зеркалом). Затем тренируется артикуляция гласных сначала беззвучно перед зеркалом, а затем без него, только на основе мышечных ощущений. Для этого используется прибор, электроды от которого прикрепляются на наружные мышцы, участвующие в речеобразовании и артикуляции.

4-й этап — формирование навыков плавной слитной речи (10-12 занятий)

Цель: сформировать навык слитной плавной речи на выдохе

Ознакомить ребенка с просодическими компонентами речи: темп, ритм, интонационная окраска, выразительность, и развить их у него в ходе занятий;

освоить грамматическое ударение в слове и логическое ударение во фразе;

сформировать навык слитного произнесения речевого материала на выдохе под контролем БОС.

На этом этапе дается понятие о различиях между грамматическим ударением в слове и логическим ударением во фразе.

Сначала отрабатываются короткие фразы из 2-х, затем 3-х и более на одном выдохе. Тренируется плавность речи, темп, эмоциональная окраска.

От раздельных слов переходим к чтению текстов, песен, стихов с экрана компьютера, под контролем БОС.

5-й этап -закрепление полученных навыков и подведение итогов лечебно-коррекционной работы по методу БОС (5-6 занятий).

провести функциональные тренинги в виде игровых ситуаций;

подвести итоги по проведенному курсу;

дать рекомендации на дальнейший период.

На этом этапе идет работа по закреплению полученных навыков и применению их в окружающей среде. Подводятся итоги и даются рекомендации.

В итоге,путем неоднократного повторения, то есть путем тренировки, в центральной нервной системе формируется и закрепляется новая программа управления функциями, которая и обеспечивает устойчивое воспроизведение требуемого навыка. Таким образом, метод БОС позволяет добиться совершенствования и коррекции параметров функций организма в необходимом направлении.

Продолжительность основного курса лечения больных с нарушениями голоса и речи 25-30 занятий.

Методика может рекомендоваться детям дошкольного возраста начиная с 5 лет, школьного возраста, а также подросткам и взрослым.

1. Адаптивная саморегуляция функций// Под ред. Н. Н. Василевского — М., Медицина 1977 г. 327 с.

2.Биологическая обратная связь: Нейромоторное обучение в клинике и спорте. Сборник научных трудов, выпуск 1.Спб: Биосвязь, 1991 г., 190 с.

3. Бреслов И. С. Как управляется дыхание человека. Л., Наука, 1985 г., 160 с.

4. Исаев Г. Г. Физиология дыхания. Спб., Наука, 1994 г.

5. Петраш В. В., Сметанкин А. А, Ващило Е. Г., Бекшаев С. С. Метод биологической обратной связи в коррекции физиологических функций человека. Учебное пособие для врачей-слушателей — Л., Лен. ГИДУВ, 1988, 15 с.

6. Труфакина Л. В. Опыт применения метода биологической обратной связи в логопедической работе с заикающимися детьми дошкольного возраста. Биоуправление — 3. Теория и практика. Под редакцией проф. М. Б. Штарк и доктора Р. Колл. Новосибирск, 1998г.

Использование компьютерных технологий в работе учителя-логопеда Использование компьютерных технологий в работе учителя-логопеда. Универсальность компьютерных средств определяет их развивающий эффект в.

Игровые технологии — эффективное средство развития связной речи в работе с детьми с ОНР Дошкольники с общим недоразвитием речи испытывают большие затруднения в формировании связной речи: уровень информативности высказывания.

Использование дидактических игр с мячом в работе с детьми по коррекции речи Жизнь в XXI веке ставит перед нами много новых проблем, среди которых одной из актуальных на сегодняшний день является речевое воспитание.

Использование технологии «Лепим из бумаги» Н. Г. Мейстер в работе с детьми с общим недоразвитием речи В настоящее время отмечается рост числа детей с речевыми нарушениями, в частности с общим недоразвитием речи. Общее недоразвитие речи –.

Статья «К логопеду в песочницу! Песочная терапия в коррекционно-образовательной работе логопеда» К логопеду в песочницу! Песочная терапия в коррекционно-образовательной работе логопеда. История метода «Песочная терапия» Истоки песочной.

Обобщение опыта работы «Инновационные технологии в работе логопеда» Речь является одной из важнейших психических функций человека и сложной функциональной системой, в основе которой лежит использование знаковой.

Статья «Арт-терапевтические технологии в работе педагога-психолога ДОУ». В связи с появлением новых образовательных стандартов возникает необходимость пересмотра методов и технологий в работе с воспитанниками. Одной.

Взаимосвязь в работе музыкального руководителя и учителя-логопеда по коррекции речи и движений Автор: Ерохина Любовь Ивановна музыкальный руководитель МАДОУ «Центр развития ребёнка детский сад №12 Белгородской области г. Шебекино».

Здоровьесберегающие технологии в коррекционной работе учителя-логопеда ДОУ. Здоровьесберегающие технологии в коррекционной работе учителя-логопеда ДОУ. Коррекционно-развивающие и здоровьесберегающие образовательные.

Здоровьесберегающие технологии в работе учителя-логопеда Стремительное ухудшение состояния здоровья детей дошкольного возраста в России стало общепризнанным фактом. Необходимо признать, что ни.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: