Использование малых фольклорных жанров в логопедической работе

Использование малых жанров фольклора в коррекционно-логопедической работе

Марина
Использование малых жанров фольклора в коррекционно-логопедической работе

Использование малых жанров фольклора в коррекционно – логопедической работе.

Одним из важнейших показателей уровня культуры человека, его мышления, интеллекта является его речь. Возникнув впервые в раннем детстве в виде отдельных слов, речь постепенно обогащается и усложняется. Речь имеет большое значение для целостного и всестороннего развития ребенка в раннем и дошкольном возрасте.

Проблема речевого развития детей дошкольного возраста на сегодняшний день очень актуальна, т. к. процент дошкольников с различными речевыми нарушениями остается стабильно высоким. Все чаще приходится встречаться с общим недоразвитием речевого развития у детей дошкольного возраста.

Проблема развития речи детей старшего дошкольного возраста средствами малых жанров фольклора на сегодняшний день имеет особую значимость. Анализ специальной литературы показал, что до настоящего времени существует недостаточно исследований, раскрывающих зависимость успешного преодоления ОНР от использования в коррекционно-логопедической работе произведений малых фольклорных жанров.

Общее недоразвитие речи (ОНР) — различные сложные речевые расстройства, при которых нарушается формирование всех компонентов речевой системы, то есть звуковой стороны (фонетики) и смысловой стороны (лексики, грамматики) при нормальном слухе и интеллекте.Для дошкольников с ОНР характерны: бедный словарный запас, несформированность грамматической системы, неразвитость связной речи.

Для преодоления имеющихся проблем считаю целесообразным использование в коррекционно-логопедической работе малых фольклорных жанров, как средства формирования речемыслительной деятельности детей, обогащения и уточнения словарного запаса, улучшения понимания речи окружающих за счёт знакомства с образностью и многозначностью родного языка. Использование произведений малых фольклорных жанров, заложенная в них познавательная и коммуникативная направленность способствуют развитию когнитивно-речевой деятельности ребенка с ОНР, оказывают влияние на развитие его личности и активизацию вербальных средств общения, способствуют развитию когнитивно-речевой деятельности дошкольников, освоению ими системы родного языка, расширению возможностей развертывать высказывание, логически обосновывать и доказывать собственную мысль, повышают эффективность коррекционно-логопедической работы. Поэтому считаю важным, знакомить детей с народным языком, детским фольклором и включать его во все направления коррекционной работы.

Ознакомление детей с устным народным творчеством и включение малых жанров фольклора (потешек, пословиц, поговорок, частушек, небылиц, загадок, народных подвижных игр, пальчиковых игр) во все направления коррекционной работыпо преодолению общего недоразвития речи предполагает комплексное воздействие на все стороны речевого дефекта: исправление неправильного звукопроизношения, развитие интонационной выразительности, преодоление нарушений слоговой структуры слов, лексико-грамматического строя, развитие связной речи, мелкой моторики рук. Использование фольклорного материала может помочь сформировать правильное четкое произношение, разработать мышцы речевого аппарата, сделать речь ярче и образнее

Увеличить запас слов помогут малые формы фольклора, в которых привлекается его внимание к предметам, животным, людям. Звучность, ритмичность, напевность, занимательность потешек привлекает детей, вызывают желание повторить, запомнить, что, в свою очередь, способствует развитию разговорной речи.

Используя в своей речи пословицы и поговорки, дети учатся ясно, лаконично, выразительно выражать свои мысли и чувства, интонационно окрашивая свою речь, развивается умение творчески использовать слово, умение образно описать предмет, дать ему яркую характеристику. Использование в работе с детьми пословиц, загадок помогает нам выстраивать базу для успешного формирования словообразования, для усвоения антонимов, синонимов; создавать основу для развития таких мыслительных операций, как сравнение и обобщение.

Загадка – одна из малых форм устного народного творчества, в которой в предельно сжатой, образной форме даются наиболее яркие, характерные признаки предметов или явлений.

Отгадывание загадок оказывает влияние на разностороннее развитие речи детей. Употребление в загадке метафорического образа различных средств выразительности (приема олицетворения, использование многозначности слова, определений, эпитетов, сравнений, особой ритмической организации) способствуют формированию образности речи детей дошкольного возраста.

Загадки обогащают словарь детей за счет многозначности слов, помогают увидеть вторичные значения слов, формируют представления о переносном значении слова. Они помогают усвоить звуковой и грамматический строй русской речи, заставляя сосредоточиться на языковой форме и анализировать ее.

Колыбельные песни, по мнению народа – спутник детства. Они, наряду с другими жанрами, заключают в себе могучую силу, позволяющую развивать речь детей дошкольного возраста. Колыбельные песни обогащают словарь детей за счет того, что содержат широкий круг сведений об окружающем мире, прежде всего о тех предметах, которые близки опыту людей и привлекают своим внешним видом.

Грамматическое разнообразие колыбельных способствует освоению грамматического строя речи. В колыбельной – не просто кот, а «котенька», «коток», «котик», «котя.

Колыбельная, как форма народного поэтического творчества, содержит в себе большие возможности в формировании фонематического восприятия, чему способствует особая интонационная организация (напевное выделение голосом гласных звуков, медленный темп и т. п., наличие повторяющихся фонем, звукосочетаний, звукоподражаний. Колыбельные песни позволяют запоминать слова и формы слов, словосочетания, осваивать лексическую сторону речи. Невзирая на небольшой объем, колыбельная песня таит в себе неисчерпаемый источник воспитательных и образовательных возможностей.

Народные песенки, потешки, пестушки также представляют собой прекрасный речевой материал, который можно использовать на занятиях по развитию речи детей дошкольного возраста.

Отбор коррекционно-развивающего фольклорного материала осуществляю в рамках изучаемых лексических тем с учетом активного и действенного познания детьми окружающего мира, уровня их речевого развития.

Основными формами организации коррекционного обучения детей, на которых использую фольклорный материал,являются индивидуальные и подгрупповые логопедические занятия разных видов:

-занятия по формированию правильного звукопроизношения (этап автоматизации и дифференциации звуков в связной речи);

– занятия по развитию речевого слуха и фонематического восприятия;

-занятия по развитию лексико-грамматических средств языка;

– занятия по формированию навыков связного рассказывания;

Читайте также:
Как помочь ребенку с задержкой речевого развития (ЗРР)

– занятия по развитию просодического компонента речи;

Фольклорные произведения используеюна разных этапах занятия: в организационном моменте (так, при введении детей в тему занятия загадываем, отгадываем, придумываем загадки, в основной части (при изучении темы используем потешки, заклички, пословицы, поговорки, считалки, небылицы, во время физкультурных минуток и пальчиковой гимнастики (народные игры, потешки).

Дошкольники с ОНР, помимо речевых нарушений,имеют ряд психофизиологических особенностей: они недостаточно ориентируются в средствах языковой выразительности, имеют низкий самоконтроль, несовершенную регулирующую функцию речи, обычно не умеют применять полученный языковой опыт в аналогичных речевых ситуациях. Все это побуждает использовать специальные приемы и упражнения, направленные на формирование когнитивно-речевой деятельности в процессе усвоения фольклорного материала.

Методическая разработка «Роль малых фольклорных жанров в жизни детей раннего возраста» Детский фольклор – это особенная часть народной культуры, которая играет важнейшую роль в жизни каждого народа. Произведения фольклора имеют.

Доклад к педсовету «Использование фольклора как средства повышения эффективности культуры речи в логопедической работе» Использование фольклора, как средства повышения эффективности культуры речи в логопедической работе Слово “фольклор” в буквальном переводе.

Использование фольклора в работе с детьми дошкольного возраста Консультация на тему: «Использование народного фольклора в работе с детьми дошкольного возраста». Воспитатели: Аксенова О. А. Гарбузова.

Использование скороговорок, как малых фольклорных жанров, в формировании звуковой культуры речи на логопедических занятия Нечаева Елена Викторовна логопед Использование скороговорок, как малых фольклорных жанров, в формировании звуковой культуры речи на логопедических.

Использование в работе с дошкольниками малых фольклорных форм Основной моделью общения с детьми принимаю личностно-ориентированную модель, т. к. предпочитаю общаться с детьми на равных, видеть в ребёнке.

Конспект интегрированного занятия «Использование малых фольклорных жанров в развитии речи детей» Цель: закрепить знание детей патешек ; Задачи: Образовательная: уметь правильно охарактеризовать героев патешек; упражнять в правильном.

Конспект родительского собрания в 2 младшей группе. Тема: «Использование фольклора в работе с детьми дошкольного возраста» Конспект родительского собрания в 2 младшей группе «В» МБДОУ-детский сад №93 г. Орла Воспитатель Мельникова Ирина Александровна Тема: «Использование.

Консультация для родителей «Роль малых фольклорных жанров в развитии речи дошкольников» Воспитание чистой речи у детей дошкольного возраста-задача общественной значимости. Существует много средств устранения недостатков речи.

Проект «Использование малых форм фольклора как средство развития речи детей младшего дошкольного возраста» Тема проекта: Использование малых форм фольклора как средство развития речи детей младшего дошкольного возраста Актуальность: Один из принципов.

Инновационный подход к использованию малых жанров народного фольклора в музыкальном воспитании дошкольников ФГАОУ ВО «Казанский (Приволжский) федеральный университет» Институт психологии и образования Приволжский межрегиональный центр повышения.

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ФОЛЬКЛОРА В КОРРЕКЦИИ РЕЧЕВЫХ НАРУШЕНИЙ У ДЕТЕЙ. М униципальное казённое дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного. – презентация

Презентация была опубликована 6 лет назад пользователемВиктор Тришечкин

Похожие презентации

Презентация по предмету “Дошкольные (подготовительная группа)” на тему: “ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ФОЛЬКЛОРА В КОРРЕКЦИИ РЕЧЕВЫХ НАРУШЕНИЙ У ДЕТЕЙ. М униципальное казённое дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного.”. Скачать бесплатно и без регистрации. — Транскрипт:

1 ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ФОЛЬКЛОРА В КОРРЕКЦИИ РЕЧЕВЫХ НАРУШЕНИЙ У ДЕТЕЙ. М униципальное казённое дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида 8 «Аленушка» г. Лахденпохья Воспитатель логопедической Группы Воробьева Л.Н.

2 ФОЛЬКЛОР – ОБРАЗЕЦ РЕЧИ, ПОДРАЖАНИЕ КОТОРОМУ ПОЗВОЛЯЕТ РЕБЕНКУ УСПЕШНО ОВЛАДЕВАТЬ РОДНЫМ ЯЗЫКОМ. Особенности восприятия, понимания и употребления произведений малых фольклорных форм детьми с ОНР: -трудности в установлении причинно – следственных связей, задержка в формировании семантических полей; -недостаточный уровень сформированности лексических средств языка. Результат: -приобщение к народной культуре, повышение познавательной и эмоциональной активности детей с ОНР; – обогащение речи детей; -понимание меткости и точности языка, прямого и -переносного смысла; -совершенствование внутреннего мира детей.

3 Устное народное творчество в коррекционной работе с детьми способствует: – развитию просодической стороны речи ( дыхание, отработанный ритм, характерный тембр, варьировать интонации; -автоматизации звуков речи, овладения всеми звуками речи; -развитию фонематического слуха; -развитию связной речи ( монологической и диалогической);

4 Задачи коррекционно – логопедической работы: 1. Формирование произношения, фонематического восприятия, интонации, лексико-грамматических категорий: -формирование готовности к восприятию МФФ на основе организации предметно-развивающей среды; -знакомство с жанрами МФФ, формирование смыслового и художественного восприятия; 2. Формирование коммуникативных умений и навыков, связной речи: – формирование навыков инсценировки, развитие мимики, пластики, выразительности движений – заучивание произведений малых фольклорных жанров, развитие выразительности речи – Развитие общей и мелкой моторики, произвольности и регуляции поведения

5 Малые фольклорные формы: Виды: – потешки, прибаутки, небылицы; – пословицы и поговорки; – заклички; – докучные сказки; – скороговорки; – загадки; – фразеологизмы. – частушки.

6 Предметно-развивающая среда 1. Книги с фольклорными произведениями; 2. Кассеты, диски; 3. Костюмы, атрибуты для театрализации; 4. Иллюстрации к потешкам, прибауткам, фразеологизмам, пословицам, 5. Предметы быта; 6. Костюмы в народном стиле; 7. Сотрудничество с ЦДТ (посещение фольклорной избы, участие в различных фольклорных мероприятиях); 8. Сотрудничество с домом-музеем п. Куркиеки 9. Сотрудничество с детской музыкальной школой; 10. Сотрудничество с художественной школой

7 Формы, методы и приёмы коррекционно-педагогической работы -словесные дидактические игры -словесные русские народные игры -пальчиковые игры -пение потешек, закличек, -народных песенок, -игры – имитации -народные подвижные игры -артикуляционная гимнастика и автоматизация поставленных звуков на фольклорном материале -придумывание рифмованных строчек, стихов, частушек, песенок -использование потешек, закличек, приговорок, считалок, прибауток, небылиц -придумывание считалок, небылиц и дразнилок -использование скороговорок, чистоговорок -знакомство с докучными сказками, поговорками и пословицами, фразеологизмами -отгадывание и составление загадок -игры – драматизации и инсценировки Решение головоломок и кроссвордов

Читайте также:
Презентация Сурдо-логопедический тренажер Дельфа-130

8 – Игровая деятельность; -Организованная образовательная деятельность; -Театрализованная деятельность; -Режимные моменты; -Самостоятельная деятельная деятельность; -Праздники развлечения; -Дополнительная образовательная -Деятельная (кружки, факультативы; Виды деятельности, через которые проходит знакомство с малыми фольклорными формами:

9 Организованная образовательная деятельность Использование малых фольклорных форм на занятиях: Упражнение: «Сравнилка» Цель: Обучение сравнению частей игрушки с предметными эталонами, образности речи. Этапы: 1. Предъявление игрушки, 2. Выразительное рассказывание малой фольклорной формы. 3. Первичное восприятие игрушки, рассматривание от целого к частному и наоборот. 4. Организация восприятия и управление диалогом с помощью вопросов и указаний взрослого. 5. Обобщающий описательный монолог педагога.

10 Упражнение : «Скороговорки» Цель: Автоматизация поставленных звуков Методика разучивания скороговорки На былинке пылинка, Пылинка на былинке. Прохлопать ритм скороговорки. Произнести скороговорку хором, индивидуально. Послушать, какие звуки выделил голосом логопед. Повторить эти звуки, четко артикулируя. Произнести звуки [п], [б] хором и по одному. В каких словах слышится звук [п], в каких звук [б]? Произнести скороговорку тихо, громко. Произнести скороговорку грустно, весело. Выделить голосом слова «пылинка» и «былинка» в следующей последовательности: На былинке пылинка, Пылинка на былинке. На былинке пылинка, Пылинка на былинке. Проговорить скороговорку высоким, затем низким голосом

11 Упражнение: «Пословицы и поговорки». Цель: Автоматизация звуков в речи, развитие грамматического и семантического компонентов языка Последовательность: 1. Знакомство с пословицей, объяснение смысла. 2. Обучение пониманию метафор, переносного смысла пословиц и поговорок. 3. Подбор пословиц к ситуации, картинке. 4. Составление предложений (пословиц) из набора слов. 5. Введение пословиц и поговорок в быт детей.

12 Упражнение: «Найди вторую половинку». Цель: Автоматизация звуков в речи, развитие грамматического и семантического компонентов языка Делу время – Что посеешь, Сделал дело – то и пожнешь. потехе час. гуляй смело.

13 Упражнение: «Фразеологизмы». Цель: Насыщение речи ребёнка выразительно- изобразительными средствами. Обобщение и усвоение абстрактных речевых понятий. Виды работы: 1. Ответы на вопросы путём выбора из двух вариантов. 2. Объяснение значений выражений с подбором картинок, выполнением рисунка, изображением действия. 3. Замена фразеологического оборота одним словом.

14 Фольклорные праздники Обрядовые праздники. Праздники народного календаря. Тематические праздники. Досуги. Развлечения. В гостях у карельской сказки (совместное детско-родительское развлечение)

15 Сотрудничество с музеем п. Куркиеки, ЦДТ, Детской библиотекой, художественной школой Знакомство с карельской национальной одеждой ( сотрудница музея В.Коваленко у нас в гостях). Мы на выставке художников Лахденпохского района В ЦДТ, в карельской избе

16 ТВОРЧЕСКИЕ ВЫСТАВКИ СОВМЕСТНЫХ РАБОТ

17 Работа с родителями по приобщению их к истокам народного творчества 1. родительские собрания; 2. практикумы, тематические вечера; 3. круглые столы; 4. консультации, беседы; 5. совместные творческих работ; 6. составление мини – библиотечки; 7. информация в уголках;

18 Результативность коррекционной работы. 1. Обогащение словаря старинными понятиями, словами с противоположным значением 2. Развитие словообразования: Усвоение имен существительных с уменьшительно – ласкательным значением, Усвоение относительных прилагательных, Усвоение притяжательных прилагательных, Усвоение глаголов прошедшего времени. 3. Формирование слоговой структуры слова. 4. Знание культурных традиций своей малой Родины Цель: Изучение словарного запаса и употребления грамматических форм у детей с ОНР

19 Мониторинг результативности коррекционной работы.

Статья «Использование малых форм русского фольклора в коррекционно-логопедической работе со старшими дошкольниками с общим недоразвитием речи»

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МАЛЫХ ФОРМ РУССКОГО ФОЛЬКЛОРА В КОРРЕКЦИОННО-ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЕ СО СТАРШИМИ ДОШКОЛЬНИКАМИ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ.

Оксана Евгеньевна Стрижевская учитель-логопед,

муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 7 «Золотая рыбка» города Тамбова

В настоящее время повсеместно наблюдается упрощение и оскудение русского языка. Исключительно мал и беден словарный запас многих взрослых, которые в свою очередь должны быть примером для подражания в самом положительном смысле для подрастающего поколения. А ведь в дошкольном возрасте происходит удивительный по своему значению для развития ребенка процесс приобщения его к языку своего народа, овладению этим языком. Нельзя сказать, что фольклор используется в обучении и воспитании дошкольников мало: практически каждый педагог в своей работе обращается к сказкам, пословицам, загадкам, песням, народным играм. Но в коррекционной работе, на наш взгляд, произведения устного народного творчества используются бессистемно, на интуитивном уровне, что не позволяет добиться ожидаемых результатов.

Для дошкольников с ОНР характерны изначально бедный словарный запас, несформированность грамматической системы, неразвитость связной речи. Для преодоления имеющихся проблем считаем целесообразным использование в коррекционно-логопедической работе малых фольклорных форм, как средства формирования речемыслительной деятельности детей, обогащения и уточнения словарного запаса, улучшения понимания речи окружающих за счёт знакомства с образностью и многозначностью родного языка. Поэтому мы считаем важным, познакомить детей с народным языком, детским фольклором и включить его во все направления коррекционной работы.

Отбор коррекционно-развивающего фольклорного материала осуществляем в рамках изучаемых лексических тем с учетом активного и действенного познания детьми окружающего мира, уровня их речевого развития, а также тематического принципа и взаимосвязи разделов программы.

Основными формами организации коррекционного обучения детей, на которых мы используем фольклорный материал, являются индивидуальные и подгрупповые логопедические занятия разных видов:

– занятия по формированию правильного звукопроизношения (этап автоматизации и дифференциации звуков в связной речи);

– занятия по развитию речевого слуха и фонематического восприятия;

– занятия по развитию лексико-грамматических средств языка при изучении тем, например, «Дикие животные», «Домашние животные», «Посуда», «Дом», «Инструменты» и т.д.;

Читайте также:
Профилактика речевых нарушений у детей дошкольного возраста

– занятия по формированию навыков связного рассказывания;

– занятия по развитию просодического компонента речи;

Фольклорные произведения мы используем на разных этапах занятия: в организационном моменте (так, при введении детей в тему занятия загадываем, отгадываем, придумываем загадки), в основной части (при изучении темы используем потешки, заклички, пословицы, поговорки, считалки, небылицы), во время физкультурных минуток и пальчиковой гимнастики (народные игры, потешки).

Дошкольники с ОНР, помимо речевых нарушений, имеют ряд психофизиологических особенностей: они недостаточно ориентируются в средствах языковой выразительности, имеют низкий самоконтроль, несовершенную регулирующую функцию речи, обычно не умеют применять полученный языковой опыт в аналогичных речевых ситуациях. Все это побуждает нас использовать специальные приемы и упражнения, направленные на формирование когнитивно-речевой деятельности в процессе поэтапного усвоения фольклорного материала:

1. Первичное понимание предъявляемого материала.

2. Выполнение аналитических и синтетических упражнений на ограниченном фольклорном материале.

3. Сопоставление частных явлений (вариантов) теста по теме.

4. Дифференциация сходных явлений в текстах по нескольким темам.

5. Самостоятельное применение усвоенного фольклорного материала.

В моделируемом таким образом корреционно-логопедическом процессе малые фольклорные формы служат основой развития когнитивно-речевой деятельности.

На начальных этапах работы развивается интерес к потешкам, прибауткам, пальчиковым играм, песенкам, считалкам, закличкам, приговоркам и загадкам; формируется интуитивное понимание и целостное художественное восприятие фольклорных текстов на основе их использования в различных видах деятельности. Считаем, что большинство потешек, скороговорок – это готовый дидактический материал для развития фонематического слуха и формирования правильного звукопроизношения. Игра, словом в скороговорках становится для ребенка источником познания. В одной фразе нарочно смешиваются звуки, трудные для выговаривания именно своим сочетанием. В процесс работы над автоматизацией и дифференциацией того или иного звука мы используем различные скороговорки, которые постепенно усложняем: «Кол около стола, стол около кола», «Свекла у Фёклы мокла и сохла. Сохла и мокла, пока не поблекла».

На логопедических занятиях учим детей анализировать средства лексической и интонационной выразительности – тавтологию (чудо-чудное, диво – дивное), синонимику (правда – истина, щука – рыба), уменьшительно-ласкательные суффиксы существительных: «Коровушка, буренушка, подай молочка, покорми пастушка». Их значение для передачи характеров и эмоционального состояния героев, а также для создания общего настроения (ласковость, шутливость, грусть) раскрывается в процессе бесед и прослушивания фольклорных текстов. Активность детей повышаем за счет проблемных вопросов и заданий, например: «Почему героя называют по-разному: сначала просто котом, затем котиком, а в конце котенькой?».

Использование в работе с детьми пословиц, загадок помогает нам выстраивать базу для успешного формирования словообразования, для усвоения антонимов, синонимов; создавать основу для развития таких мыслительных операций, как сравнение и обобщение.

В народной речи «загадать» означает задумывать, замышлять, предлагать что-либо неизвестное для решения. Загадки открывают во всем, что нас окружает, много чудесного и поэтического. «Не князь по породе, а ходит в короне» – князем оказывается петух: он важен, как князь, красив его яркий гребешок-корона. «Месяц-новец днем на поле блестел, к ночи на небо слетел» – серп уподоблен месяцу: новому, только что родившемуся, тонкому, действительно очень похожему на серп, Этот месяц блестел днем, в руках работающей жнеи, а ночью вернулся на небо. Перед нами целая сказка! Эта загадка вызывает у ребенка много вопросов: что такое серп, кто это жнея, Так мы знакомим ребенка и с новыми для него понятиями и предметами, и открываем для него страницы прошлого нашего народа, и стимулируем познавательную активность, любознательность, воспитываем интерес к слову, родному языку.

Чтобы вызвать потребность в доказательстве, при отгадывании загадок ставим перед детьми конкретную цель: не только отгадать загадку, но и доказать, что отгадка верна. Чтобы разнообразить содержание и способы доказательства, используем разные загадки об одном и том же предмете, явлении, например: «Белые хоромы, красные упоры», «В воде искупается, а сух останется» – гусь. Это активизирует словарь детей, учит их понимать переносный смысл слов, образных выражений, искать новые способы доказательства.

Работая над пословицами и поговорками, мы учим детей пониманию метафор, переносного смысла пословиц и поговорок, формируем навыки подбора и использования сравнений, развиваем интонационную выразительность речи. Поговорка в русской речи – это общепринятое образное выражение, которое существует в речи для эмоциональных оценок. Одно дело сказать о ком-либо, что он пришел внезапно, другое – сказать: «Свалился как снег на голову». Это не простое определение внезапности, оно и выражение досады, удивления, недоумения. Поговорка отличается от пословицы тем, что она всегда часть суждения: «Он (она, оно, они) свалился (свалилась, свалились) как снег на голову». В отличие от поговорки пословица подкрепляет речь говорящего отдельным самостоятельным суждением. «Волков бояться – в лес не ходить». В этой пословице содержится отдельная мысль о том, что в деле не следует страшиться трудностей, а если бояться, то и браться не следует. Знакомя детей с пословицами, поговорками, мы развиваем у детей познавательный интерес, мышление, память, внимание, восприятие, воображение.

В работе над устранением ОНР у детей большое внимание мы уделяем развитию просодической стороны речи, нормализации общей и мелкой моторики. Решению этих задач помогает народная считалка. Считалку отличает четкий ритм, и всюду он выразителен. «Шла торговка мимо рынка …» – ритм следует за шагами. Торговка спотыкается и падает: «И упала в яму – бух. Раздавила сорок мух». Смена ритма с ударением на слова «бух» и «мух» передает падение незадачливой торговки. А ребенок незаметно для себя в игровой форме учится передавать мимикой, интонацией, движениями настроение и характер героя, овладевает средствами выразительности родного языка.

Читайте также:
Игровые и занимательные задания по теме: Дифференциация Д-Т

С целью повышения мотивации на занятиях часто используем прием присутствия игрового персонажа (образных игрушек: зайца Егорки, козы рогатой, Пети-петушка, Мишки-топтышки, Петрушки и т.д.). Посредством сюжетов, моделируемых с учётом индивидуальных особенностей ребёнка, воспитываем в нём: ответственность, доброту; при необходимости данный прием помогает ребенку в преодолении робости или страха, раздражительности или пассивности, упрямства или замкнутости. В процессе игры у ребёнка возникает эмоциональный подъём и заметно повышаются его сосредоточенность, восприятие и мыслительная активность.

Большое значение уделяем организации предметно-развивающей среды: подбираем книги с фольклорными произведениями, в том числе книги-раскладушки и раскраски, кассеты, диски, а также костюмы, атрибуты для театрализации, наборы открыток, иллюстраций к потешкам, пословицам, небылицам, образные игрушки-персонажи, куклы, предметы русского быта, детали народной одежды.

Итогом коррекцинно-логопедической работы в данном направлении являются следующие положительные результаты:

– расширились детские представления об окружающем их мире;

– сформировались первоначальные знания о национальной культуре нашего народа, обогатился лексический запас новыми словами, оборотами и выражениями;

– речь детей стала более яркой, выразительной, эмоционально окрашенной;

– усилился самоконтроль за правильным звукопроизношением;

– улучшились разные виды связного высказывания, умение выразительно и образно излагать свои мысли.

Таким образом, мы считаем, что использование малых фольклорных форм в коррекционно-логопедической работе с детьми с ОНР способствует освоению родного языка, расширению возможностей развертывать высказывание, логически обосновывать и доказывать собственную мысль. Кроме того, эта работа позволяет детям приобрести навыки выразительной связной речи, что в свою очередь, побуждает их к поискам образных речевых средств и к словотворчеству. Следовательно, работа с малыми фольклорными формами позволяет нам уменьшить у детей количество речевых штампов, способствует активизации когнитивно-речевой деятельности и повышению эффективности коррекционно-логопедической работы.

Использование малых форм русского фольклора в коррекционно-логопедической работе со старшими дошкольниками с общим недоразвитием речи

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МАЛЫХ ФОРМ РУССКОГО ФОЛЬКЛОРА В КОРРЕКЦИОННО-ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЕ СО СТАРШИМИ ДОШКОЛЬНИКАМИ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ.

Оксана Евгеньевна Стрижевская учитель-логопед,

муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детский сад комбинированного вида № 7 «Золотая рыбка» города Тамбова.

В настоящее время повсеместно наблюдается упрощение и оскудение русского языка. Исключительно мал и беден словарный запас многих взрослых, которые в свою очередь должны быть примером для подражания в самом положительном смысле для подрастающего поколения. А ведь в дошкольном возрасте происходит удивительный по своему значению для развития ребенка процесс приобщения его к языку своего народа, овладению этим языком. Нельзя сказать, что фольклор используется в обучении и воспитании дошкольников мало: практически каждый педагог в своей работе обращается к сказкам, пословицам, загадкам, песням, народным играм. Но в коррекционной работе, на наш взгляд, произведения устного народного творчества используются бессистемно, на интуитивном уровне, что не позволяет добиться ожидаемых результатов.

Для дошкольников с ОНР характерны изначально бедный словарный запас, несформированность грамматической системы, неразвитость связной речи. Для преодоления имеющихся проблем считаем целесообразным использование в коррекционно-логопедической работе малых фольклорных форм, как средства формирования речемыслительной деятельности детей, обогащения и уточнения словарного запаса, улучшения понимания речи окружающих за счёт знакомства с образностью и многозначностью родного языка. Поэтому мы считаем важным, познакомить детей с народным языком, детским фольклором и включить его во все направления коррекционной работы.

Отбор коррекционно-развивающего фольклорного материала осуществляем в рамках изучаемых лексических тем с учетом активного и действенного познания детьми окружающего мира, уровня их речевого развития, а также тематического принципа и взаимосвязи разделов программы.

Основными формами организации коррекционного обучения детей, на которых мы используем фольклорный материал, являются индивидуальные и подгрупповые логопедические занятия разных видов:

– занятия по формированию правильного звукопроизношения (этап автоматизации и дифференциации звуков в связной речи);

– занятия по развитию речевого слуха и фонематического восприятия;

– занятия по развитию лексико-грамматических средств языка при изучении тем, например, «Дикие животные», «Домашние животные», «Посуда», «Дом», «Инструменты» и т. д.;

– занятия по формированию навыков связного рассказывания;

– занятия по развитию просодического компонента речи;

Фольклорные произведения мы используем на разных этапах занятия: в организационном моменте (так, при введении детей в тему занятия загадываем, отгадываем, придумываем загадки), в основной части (при изучении темы используем потешки, заклички, пословицы, поговорки, считалки, небылицы), во время физкультурных минуток и пальчиковой гимнастики (народные игры, потешки).

Дошкольники с ОНР, помимо речевых нарушений, имеют ряд психофизиологических особенностей: они недостаточно ориентируются в средствах языковой выразительности, имеют низкий самоконтроль, несовершенную регулирующую функцию речи, обычно не умеют применять полученный языковой опыт в аналогичных речевых ситуациях. Все это побуждает нас использовать специальные приемы и упражнения, направленные на формирование когнитивно-речевой деятельности в процессе поэтапного усвоения фольклорного материала:

1. Первичное понимание предъявляемого материала.

2. Выполнение аналитических и синтетических упражнений на ограниченном фольклорном материале.

3. Сопоставление частных явлений (вариантов) теста по теме.

4. Дифференциация сходных явлений в текстах по нескольким темам.

5. Самостоятельное применение усвоенного фольклорного материала.

В моделируемом таким образом корреционно-логопедическом процессе малые фольклорные формы служат основой развития когнитивно-речевой деятельности.

На начальных этапах работы развивается интерес к потешкам, прибауткам, пальчиковым играм, песенкам, считалкам, закличкам, приговоркам и загадкам; формируется интуитивное понимание и целостное художественное восприятие фольклорных текстов на основе их использования в различных видах деятельности. Считаем, что большинство потешек, скороговорок – это готовый дидактический материал для развития фонематического слуха и формирования правильного звукопроизношения. Игра, словом в скороговорках становится для ребенка источником познания. В одной фразе нарочно смешиваются звуки, трудные для выговаривания именно своим сочетанием. В процесс работы над автоматизацией и дифференциацией того или иного звука мы используем различные скороговорки, которые постепенно усложняем: «Кол около стола, стол около кола», «Свекла у Фёклы мокла и сохла. Сохла и мокла, пока не поблекла».

Читайте также:
Фронтальное итоговое логопедическое занятие в подготовительной группе (Путешествие в страну Грамотной и Красивой речи)

На логопедических занятиях учим детей анализировать средства лексической и интонационной выразительности – тавтологию (чудо-чудное, диво – дивное), синонимику (правда – истина, щука – рыба), уменьшительно-ласкательные суффиксы существительных: «Коровушка, буренушка, подай молочка, покорми пастушка». Их значение для передачи характеров и эмоционального состояния героев, а также для создания общего настроения (ласковость, шутливость, грусть) раскрывается в процессе бесед и прослушивания фольклорных текстов. Активность детей повышаем за счет проблемных вопросов и заданий, например: «Почему героя называют по-разному: сначала просто котом, затем котиком, а в конце котенькой?».

Использование в работе с детьми пословиц, загадок помогает нам выстраивать базу для успешного формирования словообразования, для усвоения антонимов, синонимов; создавать основу для развития таких мыслительных операций, как сравнение и обобщение.

В народной речи «загадать» означает задумывать, замышлять, предлагать что-либо неизвестное для решения. Загадки открывают во всем, что нас окружает, много чудесного и поэтического. «Не князь по породе, а ходит в короне» – князем оказывается петух: он важен, как князь, красив его яркий гребешок-корона. «Месяц-новец днем на поле блестел, к ночи на небо слетел» – серп уподоблен месяцу: новому, только что родившемуся, тонкому, действительно очень похожему на серп, Этот месяц блестел днем, в руках работающей жнеи, а ночью вернулся на небо. Перед нами целая сказка! Эта загадка вызывает у ребенка много вопросов: что такое серп, кто это жнея, Так мы знакомим ребенка и с новыми для него понятиями и предметами, и открываем для него страницы прошлого нашего народа, и стимулируем познавательную активность, любознательность, воспитываем интерес к слову, родному языку.

Чтобы вызвать потребность в доказательстве, при отгадывании загадок ставим перед детьми конкретную цель: не только отгадать загадку, но и доказать, что отгадка верна. Чтобы разнообразить содержание и способы доказательства, используем разные загадки об одном и том же предмете, явлении, например: «Белые хоромы, красные упоры», «В воде искупается, а сух останется» – гусь. Это активизирует словарь детей, учит их понимать переносный смысл слов, образных выражений, искать новые способы доказательства.

Работая над пословицами и поговорками, мы учим детей пониманию метафор, переносного смысла пословиц и поговорок, формируем навыки подбора и использования сравнений, развиваем интонационную выразительность речи. Поговорка в русской речи – это общепринятое образное выражение, которое существует в речи для эмоциональных оценок. Одно дело сказать о ком-либо, что он пришел внезапно, другое – сказать: «Свалился как снег на голову». Это не простое определение внезапности, оно и выражение досады, удивления, недоумения. Поговорка отличается от пословицы тем, что она всегда часть суждения: «Он (она, оно, они) свалился (свалилась, свалились) как снег на голову». В отличие от поговорки пословица подкрепляет речь говорящего отдельным самостоятельным суждением. «Волков бояться – в лес не ходить». В этой пословице содержится отдельная мысль о том, что в деле не следует страшиться трудностей, а если бояться, то и браться не следует. Знакомя детей с пословицами, поговорками, мы развиваем у детей познавательный интерес, мышление, память, внимание, восприятие, воображение.

В работе над устранением ОНР у детей большое внимание мы уделяем развитию просодической стороны речи, нормализации общей и мелкой моторики. Решению этих задач помогает народная считалка. Считалку отличает четкий ритм, и всюду он выразителен. «Шла торговка мимо рынка …» – ритм следует за шагами. Торговка спотыкается и падает: «И упала в яму – бух. Раздавила сорок мух». Смена ритма с ударением на слова «бух» и «мух» передает падение незадачливой торговки. А ребенок незаметно для себя в игровой форме учится передавать мимикой, интонацией, движениями настроение и характер героя, овладевает средствами выразительности родного языка.

С целью повышения мотивации на занятиях часто используем прием присутствия игрового персонажа (образных игрушек: зайца Егорки, козы рогатой, Пети-петушка, Мишки-топтышки, Петрушки и т. д.). Посредством сюжетов, моделируемых с учётом индивидуальных особенностей ребёнка, воспитываем в нём: ответственность, доброту; при необходимости данный прием помогает ребенку в преодолении робости или страха, раздражительности или пассивности, упрямства или замкнутости. В процессе игры у ребёнка возникает эмоциональный подъём и заметно повышаются его сосредоточенность, восприятие и мыслительная активность.

Большое значение уделяем организации предметно-развивающей среды: подбираем книги с фольклорными произведениями, в том числе книги-раскладушки и раскраски, кассеты, диски, а также костюмы, атрибуты для театрализации, наборы открыток, иллюстраций к потешкам, пословицам, небылицам, образные игрушки-персонажи, куклы, предметы русского быта, детали народной одежды.

Итогом коррекцинно-логопедической работы в данном направлении являются следующие положительные результаты:

– расширились детские представления об окружающем их мире;

– сформировались первоначальные знания о национальной культуре нашего народа, обогатился лексический запас новыми словами, оборотами и выражениями;

– речь детей стала более яркой, выразительной, эмоционально окрашенной;

– усилился самоконтроль за правильным звукопроизношением;

– улучшились разные виды связного высказывания, умение выразительно и образно излагать свои мысли.

Таким образом, мы считаем, что использование малых фольклорных форм в коррекционно-логопедической работе с детьми с ОНР способствует освоению родного языка, расширению возможностей развертывать высказывание, логически обосновывать и доказывать собственную мысль. Кроме того, эта работа позволяет детям приобрести навыки выразительной связной речи, что в свою очередь, побуждает их к поискам образных речевых средств и к словотворчеству. Следовательно, работа с малыми фольклорными формами позволяет нам уменьшить у детей количество речевых штампов, способствует активизации когнитивно-речевой деятельностии и повышению эффективности коррекционно-логопедической работы.

Читайте также:
Презентация (Слоговые таблицы для автоматизации звуков)

Малые фольклорные формы в коррекции речевых нарушений у детей с ОНР (III-й уровень). Из опыта работы

Разделы: Логопедия

Важнейшее условие всестороннего и полноценного развития детей – хорошая речь. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче ему высказывать свои мысли, шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, активнее осуществляется его психическое развитие.

Многозначность народного искусства для развития личности раскрыли еще такие видные педагоги как К. Д. Ушинский, В. Н. Сорока – Русинский. В защиту детского фольклора страстно выступали М. Горький, К. Чуковский, С. Маршак и другие писатели. Идею использования народной культуры в дошкольном образовании активно поддерживали известные педагоги: Усова Е.А., Тихеева Е.И., Водовозова Е.Н.. Аникин В.П. высоко оценивал роль колыбельных в музыкальном и речевом воспитании детей. Социально-бытовой аспект пословиц и поговорок раскрыли Адрианова–Перец В.И., Дмитриева Н.А., Лазутин С.Г., Чичепов В.И.. Илларионова Ю.Г. в своих исследованиях показывает нам богатые развивающие возможности загадки, рожденной в недрах народной смекалки, наблюдательности. Психологи Павлова Л.Н., Палагина Н.Н. столь высоко ценили активизированное воздействие малых фольклорных форм, что предлагали с их помощью решать проблемы социализации детей дошкольного возраста.

Ознакомление детей с устным народным творчеством и включение малых жанров фольклора (потешек, пословиц, поговорок, частушек, небылиц, загадок, народных подвижных игр, пальчиковых игр) во все направления коррекционной работы по преодолению общего недоразвития речи предполагает комплексное воздействие на все стороны речевого дефекта: исправление неправильного звукопроизношения, развитие интонационной выразительности, преодоление нарушений слоговой структуры слов, лексико-грамматического строя, развитие связной речи, мелкой моторики рук. Использование фольклорного материала может помочь сформировать правильное четкое произношение, разработать мышцы речевого аппарата, сделать речь ярче и образнее.

Нельзя сказать, что фольклор в обучении и воспитании дошкольников используется мало: практически каждый педагог в своей работе обращается к сказкам, пословицам, загадкам, песням, народным играм. Но отсутствие системы, неумение подчинить работу целям развития и коррекции речи не позволяют добиться ожидаемых результатов в этом направлении. Исследование и описание в данной работе развивающих и коррекционных возможностей малых фольклорных форм поможет вовлечь педагогов в поиск новых методов коррекционно-педагогической работы с дошкольниками, имеющими нарушениями речи.

Цель исследования: выявить динамику преодоления речевых нарушений у детей с ОНР с помощью малых фольклорных форм.

Объект исследования – речевое развитие детей с ОНР (III уровень).

Предмет исследования – коррекция развития лексико-грамматических средств языка, развития самостоятельной развернутой фразовой речи, формирования произносительной стороны речи у детей с ОНР (III уровень) средствами малых форм фольклора.

Была выдвинута гипотеза о том, что использование малых фольклорных форм в коррекции речевых нарушений у детей с ОНР(III уровня) способствует развитию лексико-грамматических средств языка, формированию произносительной стороны речи, развитию самостоятельной развернутой фразовой речи.

Цель, объект и предмет исследования определили необходимость постановки и решения следующих задач: проанализировать психолого-педагогические основы развития речи детей старшего дошкольного возраста и особенности развития речи детей с ОНР, определить основные методы и разработать методики использования малых форм фольклора в коррекции речевых нарушений у детей с ОНР, проследить динамику преодоления речевых нарушений у детей с ОНР с помощью малых фольклорных форм в процессе экспериментальной работы.

При рассмотрении состояния исследуемой проблемы на практике использовались такие методы, как: анализ психолого-педагогической литературы, комплексный метод диагностики речевого развития, наблюдение, эксперимент, анкетирование родителей. Были рассмотрены методики коррекционно-логопедической работы по преодолению нарушений речи у детей с ОНР с помощью малых форм фольклора, приемы и формы работы, предложенные Н.С.Жуковой, В.П.Глуховым, Ю.Г.Илларионовой, Е.И. Тихеевой, А.М. Бородич, С.С. Бухвостовой, , О.С. Ушаковой, А.П. Усовой, А.Я Мацкевич, В.В. Шевченко и др.

Своеобразие психофизиологических особенностей дошкольников с ОНР заключается в недостаточной ориентировке в средствах языковой выразительности, в частом несоответствии выполняемых действий цели, в отсутствии в большинстве случаев самоконтроля, в несовершенстве регулирующей функции речи, в неумении применять имеющийся языковой опыт в аналогичных речевых ситуациях. Все это побуждает педагога использовать специальные упражнения, направленные на формирование когнитивно-речевой деятельности в процессе поэтапного усвоения фольклорного материала.

Малые фольклорные формы, вызванные к жизни, по выражению Г.Е.Виноградова, “педагогическими потребностями народа”, представляют собой продуктивные структурно-лингвистические единицы языка, демонстрируют особую живучесть и востребованность по сравнению с другими фольклорными жанрами, безвозвратно ушедшими в прошлое (эпос, обрядовая лирика).

Подготовительная работа с текстами малых фольклорных форм начинается в предметно-практической деятельности детей с опорой на внешние действия, которые по мере развития переходят во внутренний план. На основе развития предметной деятельности расширяются знания о предметном мире, обогащается лексический арсенал, что способствует созданию конкретных коммуникативных и когнитивно-речевых ситуаций и приводит к самостоятельным открытиям языковых закономерностей. Обобщение и усвоение абстрактных речевых понятий в процессе работы с фольклорным материалом происходят естественным для ребенка путем.

Большое значение имеет специальная организация предметно-развивающей среды, создание языковой среды, активизация восприятия произведений малых фольклорных жанров.

Читайте также:
Речевые трудности у учащихся средней и старшей школы

Использование малых фольклорных форм не требует выделения отдельного времени и поиска особых форм работы, а органично сочетается с программой воспитания и обучения дошкольников 4-7 лет с OHР. Отбор коррекционно-развивающего фольклорного материала осуществляется в рамках изучаемых лексических тем с учетом активного и действенного познания детьми окружающего мира, уровня их речевого развития, а также тематического принципа и взаимосвязи разделов программы.

Для работы над развитием языковых средств у дошкольников с ОНР наиболее продуктивны тексты малых фольклорных форм, в синтаксических конструкциях которых заложен потенциал параллельных, кольцевых построений, основанных на тождестве, сравнении или противопоставлении двух частей.

Для проверки эффективности разработанного методического комплекса, был проведен педагогический эксперимент, включающий три этапа (констатирующий, формирующий, контрольный) на базе коррекционной логопедической группы (ОНР, III уровень) ДОУ №1 г. Липецка (сентябрь 2011 г.– май 2012 г.), результаты которого позволили обобщить опыт работы по данной проблеме.

Для изучения состояния речевого развития детей были использованы следующие методы: диагностика речевого развития с помощью серии заданий с использованием малых форм фольклора; наблюдение за детьми в процессе учебной, предметно-практической, игровой и бытовой деятельности в условиях ДОУ; изучение медико-педагогической документации; беседа с родителями, воспитателями и детьми.

В своем исследовании я опиралась на “Программу логопедической работы по преодолению общего недоразвития речи у детей III уровня речевого развития”, разработанную Т.Б.Филичевой, Г.В.Чиркиной, в которой раскрывается основное содержание логопедической работы с детьми: формирование и развитие лексико-грамматических средств языка, развитие самостоятельной развернутой фразовой речи, формирование произносительной стороны речи.

Прежде чем приступить к определению основных методов и форм использования малых фольклорных форм в развитии речевых умений у дошкольников с ОНР, я проанализировала ситуацию в группе. Меня интересовало, какой уровень развития речевых умений у детей и насколько они владеют малыми формами фольклора. Исходя из этого, мною была разработана диагностическая карта обследования речи с использованием фольклорного материала у детей с ОНР третьего уровня развития. Для этой цели были использованы приемы обследования речи детей с ОНР Р.Е.Левиной, Л,И,Ефименковой, Т.Б.Филичевой, Г.В.Чиркиной, Н.С.Жуковой.
В Таблице представлены основные виды речевой деятельности детей с ОНР третьего уровня речевого развития, подлежащие обследованию.

Схема обследования речи детей с ОНР с помощью малых фольклорных форм

Основное содержание работы

Основные виды речевой деятельности, подлежащие обследованию

Развитие самостоятельной развернутой фразовой речи

Работа “”Использование малых фольклорных жанров в логопедической работе как метода коррекции речевых нарушений””. Автор: Душина Елизавета Алексеевна

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МАЛЫХ ФОЛЬКЛОРНЫХ ЖАНРОВ В ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЕ КАК МЕТОДА КОРРЕКЦИИ РЕЧЕВЫХ НАРУШЕНИЙ

Фольклор в переводе с английского означает народоведение, народознание . Это путь познания народа через народное творчество. Познание народа, а значит самого себя. Фольклор является основой не только эстетического, но и нравственного воспитания, так как основан на нравоучении. Стержнем этой системы было и остается устное народное слово, передаваемое из века в век, из семьи в семью.

Знакомство детей с литературным наследием малых фольклорных форм включает все направления коррекционной работы по преодолению общего недоразвития речи и нарушений звукопроизношения.

С помощью малых форм фольклора можно решать практически все задачи развития речи и наряду с основными методами и приемами речевого развития, можно и нужно использовать этот богатейший материал словесного творчества народа.

Логопедическая коррекция при общем недоразвитии речи предполагает комплексное воздействие на все стороны речевого дефекта: исправление неправильного звукопроизношения, просодики, лексико-грамматического строя, связной речи, мелкой моторики рук.

Малые формы фольклора могут быть использованы для развития гибкости и подвижности речевого аппарата ребенка, для формирования правильного произношения звуков речи, для автоматизации звуков, для усвоения произношения трудно сочетаемых звуков и слов, для освоения ребенком интонационных богатств и различного темпа речи. Это также незаменимый помощник в процессе развития связной речи.

Актуальной задачей речевого развития школьников с ОНР (общее недоразвитие речи) является и выработка дикции. Известно, что у детей еще недостаточно координировано и четко работают органы речедв игательного аппарата. Некоторым детям присуща излишняя торопливость, нечеткое выговаривание слов, «проглатывание» окончаний. Наблюдается и другая крайность: излишне замедленная, растянутая манера произношения слов. Незаменимый материал для дикционных упражнений – пословицы, поговорки, песенки, загадки, скороговорки. Малые формы фольклора лаконичны и четки по форме, глубоки и ритмичны. С их помощью дети учатся четкому и звонкому произношению, проходят школу художественной фонетики.

В потешках , прибаутках, закличках , загадках, пословицах язык богат сравнениями, эпитетами, олицетворениями, гиперболами, метафорами, что позволяет обогатить пассивный словарь детей, а неоднократное повторение, заучивание, проведения инсценировок — перевести со временем эти яркие и выразительные средства в активный словарь.

Потешки – песенки-приговорки, сопровождающие игры ребёнка с пальцами, ручками и ножками. Небольшие стишки и песенки позволяют в игровой форме побудить ребёнка к действию, одновременно производя массаж, физические упражнения, стимулируя моторные рефлексы. Потешки удобно использовать при проведении пальчиковой гимнастики.

Зайка, зайка, попляши,

Серый, серый, попляши.

Чистоговорки — малый жанр фольклора; народнопоэтические шутки, заключаются в умышленном подборе слов, трудных для правильной артикуляции при быстром и многократном повторении. Они нам помогают вводить поставленные звуки в речь.

Ря-ря-ря : алая заря (накормим снегиря).

Рю-рю-рю : рисую я зарю (игрушки подарю).

Ри-ри-ри : чисто говори (на ветках снегири).

Ра- ра – ра : в школу мне пора (дети нашего двора).

Ре-ре-ре: игры во дворе (читаем детворе).

Перевертыши – их установка создать комические ситуации путем нарочитого смешения реальных предметов и свойств, их содержанием является заведомая чепуха, нелепость, ерунда. Если это вызывает у ребенка смех, значить, он правильно понимает соотношение вещей и явлений. Персонажи небылиц ведут себя несообразно действительности, на что может прямо указываться.

Читайте также:
Дифференциация звуков (З)-(С) - конспект логопедического занятия по обучению грамоте

Нелепицы, чепуха, небывальщина — прекрасное средство для воспитания и развития чувства юмора, здоровая пища для детской души, удовлетворяющая потребность ребенка в смехе, веселье, радости. Ребенку доставляет удовольствие сознавать, что он не глупец: он-то знает, как все бывает на самом деле, и никогда не допустит, чтобы ему заморочили голову и обманули на чепухе. Самоутверждение необходимо ребенку в его ежедневной сложной работе познания мира. Естественное возникновение этого чувства в игре-перевертыше является одним из ценных педагогических достоинств этого жанра устного народного творчества. Перевертыши открывают ребенку возможность через игру словами, звуками, звукосочетаниями уловить специфику звучания речи и характерные для нее выр азительность, образность, юмор.

Как петух в печи пироги печет,

Кошка на окошке рубаху шьет,

Поросенок в ступе горох толчет,

Конь у крыльца в три копыта бьет,

Уточка в сапожках избу метет.

Пословицы – изречения, суждения о жизненном явлении, причинах, условиях, следствиях. Используя в речи пословицы и поговорки, дети учатся ясно и лаконично, выразительно высказывать свои мысли и чувства, интонационно окрашивая свою речь. При этом развивается умение творчески использовать слово, умение образно описать предмет, дать ему яркую характеристику.

В логопедической работе пословицу лучше использовать при развитии связной речи у детей. Она будет уместна после работы с рассказом, сказкой. А Васька слушает да ест.

Нет друга, так ищи, а нашел, так береги.

Дело мастера боится.

Считалка — небольшой стишок, форма жеребьёвки, с помощью которой определяют, кто водит в игре. В организации считалки очень важен ритм.

Он, в свою очередь, развивает темпо – ритмическую сторону речи.

Аты -баты – шли солдаты,

Аты -баты – на базар,

Аты -баты – что купили?

Аты -баты – самовар,

Аты -баты – сколько стоит?

Аты -баты – три рубля,

Аты -баты – кто выходит?

Аты -баты – это я!

Загадка – одна из малых форм устного народного творчества, в которой в предельно сжатой, образной форме даются наиболее яркие, характерные признаки предметов или явлений. С помощью загадок развиваем не только речь, но и мышление.

1. Загадки с точно названными признаками.

Всю ночь летает,

А станет светло,

Спать ляжет в дупло.

2. Загадки с зашифрованными с помощью иносказаний признаками. Такие з агадки труднее для отгадывания.

В золотой тарелке стоят домики, а улицы нет.

3. Загадки с отрицательными сравнениями. Ребенок должен уметь выделить группу признаков, имеющихся у за гаданного предмета или явления.

Жидко, а не вода, бело, а не снег.

(Молоко) (Т. е. жидкое и белое, но не вода и не снег.)

4. Загадки с отрицательными сравнениями и зашифрованными признаками, т. е. содержа щие и отрицание, и иносказания.

Не украшения, а серебряный, не пастух, а стадо овец пасет.

5. Комбинированные загадки с точно названными и зашифрованными п ризнаками.

Посреди поля лежит зеркало: стекло голубое, рама зеленая.

Скороговорки — это несложный, ритмичный, часто шуточный текст, построенный на сочетании звуков, которые затрудняют быстрое произнесение слов. Используя скороговорки для развития речи, можно добиться больших успехов в исправлении неправильного произношения звуков.

1. На дворе – трава,

На траве – дрова,

2. Бублик, баранку, батон и буханку

Пекарь из теста испек спозаранку.

Народные сказки – вымысел, произведение народной фантазии — “складное”, яркое, интересное произведение, имеющее определённую целостность и особый смысл.

Использование в логопедической работе фольклорных произведений позволяет: расширять детские представления об окружающем их мире; сформировать первоначальные знания о национальной культуре своего народа; обогащать лексический запас новыми словами, оборотами, выражениями; речь детей становится более яркой, выразительной, эмоционально окрашенной; усиливается самоконтроль за правильным звукопроизношением; улучшаются разные виды связного высказывания: рассказывание, пересказ, диалогическая речь.

Таким образом, фольклор способствует познавательному, речевому, эмоциональному и социальному развитию детей младшего школьного возраста.

Преимущества нашего сервиса

1. По ФГОС

Все мероприятия на нашем портале проводятся строго в соответствии с действующим законодательством и ФГОС

2. Быстро

Результаты участия в творческом конкурсе будут оглашены в течение 2 часов с подачи заявки.

3. Честно

Участие в любом конкурсе – бесплатное. Вы оплачиваете изготовление документа только когда знаете результат..

Использование биоэнергопластики в коррекции звукопроизношения у детей дошкольного возраста

Рубрика: 7. Дефектология

Опубликовано в

Дата публикации: 25.12.2015

Статья просмотрена: 2983 раза

Библиографическое описание:

Свиридова, Н. И. Использование биоэнергопластики в коррекции звукопроизношения у детей дошкольного возраста / Н. И. Свиридова. — Текст : непосредственный // Педагогика: традиции и инновации : материалы VII Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, январь 2016 г.). — Челябинск : Два комсомольца, 2016. — С. 92-94. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/186/9398/ (дата обращения: 18.01.2022).

В дошкольный период происходит становление и формирование речи ребенка. Это является необходимым условием полноценного развития личности. В настоящее время наблюдается значительное увеличение количества детей с речевой патологией.

Поэтому одной из актуальных задач является повышение эффективности процесса коррекции речевых нарушений.

Наиболее распространенным для детей старшего дошкольного возраста является нарушение звукопроизношения. Недостатки звукопроизношения могут явиться причиной отклонений в развитии таких психических процессов, как память, мышление, привести к дислексии и дисграфии, а также сформировать комплекс неполноценности, выражающийся в трудности общения. Начальным этапом по коррекции звукопроизношения является выполнения артикуляционной гимнастики.

Читайте также:
Животные морей и океанов - конспект логоритмического занятия

Цель артикуляционной гимнастики:

 укрепление мышц артикуляционного аппарата;

 развитие силы, подвижности и точности движений органов артикуляции;

 объединение простых движений в сложные артикуляционные уклады;

Однако, ежедневные занятия гимнастикой, к сожалению, снижают интерес детей к этому процессу, что в свою очередь приводит к уменьшению эффективности выполнения артикуляционных упражнений. [2, с 4]

Учеными уже давно отмечена связь интеллектуального и речевого развития ребенка со степенью сформированности у него пальцевой моторики. В исследованиях ученых Института физиологии детей и подростков АПН М. М. Кольцовой отмечена связь интеллектуального и речевого развития ребенка со степенью сформированности у него пальцевой моторики. Речевая область формируется под влиянием импульсов, поступающих от пальцев рук. (М. М. Кольцова, А.Н Пфафендрот, Л. В. Лопатина, Н. В. Серебрякова, В. В. Цвынтарный, В.В Коноваленко).

Все авторы отмечают взаимозависимость речевой и моторной деятельности, стимулирующую роль тренировки тонких движений пальцев. Поэтому новым и интересным направлением этой работы является биоэнергопластика. В работе с детьми элементы биоэнергопластики предложили использовать А. В. Ястребова и О. И. Лазаренко [7]

Истоки биоэнергопластики исходят из древних традиций йоги, где используются хасты — «жесты кисти рук». Эти упражнения оказывают эффект и на физическое и психическое состояние человека.

Термин «биоэнергопластика» состоит из двух слов- биоэнергия и пластика. По мнению И. В. Курис, биоэнергия — это та энергия, которая находится внутри человека. [6]

«Биоэнергопластика» включает в себя 3 базовых понятия: био -человек, как биологический объект; энергия-сила, необходимая для выполнения определенных действий; пластика — связанное пластичностью движение, которое характеризуется непрерывностью, энергетической наполненностью, эмоциональной выразительностью. [5]

Биоэнергопластика — это соединение движений артикуляционного аппарата с движениями кисти руки. В момент выполнения артикуляционного упражнения рука показывает, где и в каком положении находится язык, нижняя челюсть или губы. [2, с 4]. Работающая ладонь многократно усиливает импульсы, идущие к коре головного мозга от языка. Выполнение артикуляционных упражнений и ритмичных движений кистью и пальцами индуктивно приведет к возбуждению в речевых центрах головного мозга и резкому усилению согласованной деятельности речевых зон, что, в конечном итоге, будет способствовать улучшению артикуляционной моторики, а значит и улучшению звукопроизношения.

Упражнения с биоэнергопластикой проводят только на индивидуальных занятиях. Качество и продолжительность освоения артикуляционной гимнастики с биоэнергопластикой зависит от индивидуальных особенностей ребенка.

Внедрение системы упражнений предусматривает несколько этапов.

1 этап — диагностический. Проводится обследование строения и подвижности органов артикуляции, подбор комплекса упражнений с учётом нарушенных звуков. Ребенок повторяет артикуляционные упражнения за логопедом, рука не включается.

2 этап — подготовительный. Артикуляционная гимнастика выполняется по традиционной методике. Педагог включает в упражнения свою ведущую руку. Рука ребенка не включается.

3 этап — основной. Выполнение артикуляционной гимнастики по традиционной методике, знакомство с перчаточными куклами. Включается ведущая рука ребенка, затем другая рука. Постепенно ребенок выполняет артикуляционные упражнения и одновременно движением обеих рук в перчатках- игрушках имитирует, повторяет движение артикуляционного аппарата. Педагог следит за ритмичным выполнением упражнений. С этой целью применяются счет, музыка, стихотворные строки.

4 этап — заключительный. Когда ребёнок полностью освоит упражнения, педагог рассказывает сказку, а ребёнок самостоятельно выполняет артикуляционные упражнения с движениями рук в перчатках.

Во время проведения упражнений на руки ребенка надеваются перчаточные куклы — девочка Буба и мальчик Боб. Для изготовления кукол нужно взять пару перчаток, прикрепить на внешней стороне глаза и, по желанию, шляпку, бантик и т. д.

Дети очень любят сказки. Обыграть артикуляционную гимнастику с помощью сказки — еще один из способов избежать монотонности и однообразия. Слушая сказку, дети становятся не только исполнителями упражнений, но и активными участниками сказочного путешествия язычка.

Цель сказок — объединить движения кисти рук и органов артикуляции в комплекс, необходимый для постановки определенной группы звуков. [2, с 231].

Перчаточная кукла выступает в роли символа язычка. Куклы несут познавательную, коммуникативную функцию. Сказочные события помогают преодолеть страх того, что не получится сделать то или иное упражнение. Ребенок отождествляет себя с куклой и не будет остро реагировать на свою неудачу.

С целью внедрения биоэнергопластики в практику работы детского сада был разработан проект. В ходе реализации проекта была изучена литература, проведены собрания, анкетирование и консультации для родителей и воспитателей. Создана развивающая среда — картотека рисунков ручных поз с описанием движений кисти и пальцев рук и органов артикуляции; картотека биосказок; изготовлены перчаточные куклы.

Родители и педагоги приняли активное участие в изготовлении кукол, каждый проявил фантазию и творчество.

Перчаточные куклы очень разнообразные внешне — это девочки и мальчики, животные-мишки, зайцы и т. д. Каждая имеет обязательный элемент — глаза. Некоторые имеют дополнительный атрибут — шляпы, банты, уши. Ребенку предоставляется право выбрать перчатки. Педагог подбирает сказку с необходимым комплексом упражнений.

Опыт показал, что одновременность работы рук и языка значительно облегчают детям освоение нового упражнения. При этом дети сами стараются придумать движения для рук, если взрослый не дает образца. К тому же такую гимнастику языка и пальцев можно проводить в любых условиях: в кроватках, на прогулке.

Синхронизация работы над речевой и мелкой моторикой позволяет быстро убрать зрительную опору — зеркало и перейти к выполнению упражнений по ощущениям. Поэтому и процесс введения звуков в речь проходит интереснее, быстрее.

Биоэнергопластика помогает повысить мотивационную готовность, длительно удерживать интерес, работоспособность ребёнка.

Ценность и преимущества применяемой технологии:

Читайте также:
Весна идёт — весне дорогу' - конспект

 доступность (финансовые затраты небольшие)

 простота использования (применение педагогами и родителями)

 вариативность, творческий подход (использование стихов, сказок, оформление перчаточных кукол)

Применение биоэнергопластики успешно апробировано на базе детского сада в течение 3 лет.

Результаты применения биоэнергопластики:

 положительная динамика в развитии артикуляционной, пальчиковой моторики, развитии памяти, внимания, мышления, чувства ритма, ориентировки в пространстве;

 значительное облегчение постановки и введения звуков в речь.

 обеспечение успешности ребенка;

 кисти рук и пальцы приобретают силу, хорошую подвижность и гибкость, а это в дальнейшем облегчает овладение навыком письма.

 выстраивание преемственности в работе всех заинтересованных участников образовательного пространства в коррекции речи детей-педагогов, родителей.

 благотворное воздействие на психику ребенка, на его состояние физического и психического здоровья.

Биоэнергопластика — новый, интересный, эффективный и перспективный метод коррекционной логопедической работы.

  1. Большакова С. Е. «Метод мануального сопровождения при моторной алалии»// Журнал «Логопед»№ 8, 2012г, с.12–23.
  2. Бушлякова Р. Г. Артикуляционная гимнастика с биоэнергопластикой. — М.: Детство-Пресс, 2011.
  3. Зайцева И. Ю. Влияние занятий биоэнергопластики на речевое развитие дошкольников. — Режим доступа: http://festival. 1september.ru/articles/103050
  4. Косинова Е. А. Уроки для развития речи.-М.: Эксмо,2007.
  5. Новотворцева Н. В. Развитие речи детей.- Ярославль: Академия развития, 1997.
  6. О йога-данс или биоэнергопластике.- Режим доступа http://www.bioenergoplastika.ru//
  7. Ястребова А. В. Хочу в школу: система упражнений, формирующих речемыслительную деятельность и культуру устной речи детей.-М.:Аркти,1999.

Похожие статьи

Особенности артикуляционной моторики у детей со стёртой.

артикуляционная гимнастика, упражнение, ребенок, описание, активизация мышц кончика языка, артикуляционный аппарат, кончик языка, выработок подвижности губ, бусина

— Какой главный орган артикуляции у человека? Особенности пальцевой моторики рук у детей.

Артикуляционная гимнастика нормализует речевую моторику.

артикуляционная гимнастика, ребенок, артикуляционный аппарат, упражнение, изготовление кукол, речевое развитие ребенка, традиционная методика, пальцевая моторика, детский сад, орган артикуляции.

Игровые приемы проведения артикуляционной гимнастики.

Артикуляционная гимнастика-это совокупность специальных упражнений, направленных на укрепление мышц речевого аппарата, развитие силы, подвижности и дифференцированных движений органов, принимающих участие в речи.

Использование инновационных приемов по развитию.

Артикуляционная гимнастика является основой формирования речевых звуков — фонем — и коррекции нарушений звукопроизношения; она включает упражнения для тренировки подвижности органов артикуляционного аппарата, отработки определенных положений губ.

Практика проведения артикуляционной гимнастики.

артикуляционная гимнастика, упражнение, ребенок, описание, активизация мышц кончика языка, артикуляционный аппарат, кончик языка, выработок подвижности губ, бусина, чайная ложка. Самомассаж – как средство коррекционно-логопедического.

Речедвигательная гимнастика как средство коррекции.

Особенности артикуляционной моторики у детей со стёртой.

ребенок, упражнение, развитие, мелкая моторика, палец рук, общая моторика, левая рука, коррекционная работа

— Мелкая моторика; — Артикуляционная база; — Речевое и слуховое внимание.

Использование нетрадиционных методов коррекции речевых.

головной мозг, упражнение, ребенок, развитие речи, мелкая моторика, координация движений, занятие, артикуляционный аппарат, речевой аппарат, артикуляционное упражнение.

Игры и упражнения для пальцевой моторики как средство.

Целенаправленно занимаясь развитием моторики, мы тем самым оказываем влияние на развитие речи ребенка.

Речь — это не только функция органов артикуляции, но результат согласованной деятельности различных областей головного мозга.

Комплексная работа с детьми со сложной структурой дефекта

артикуляционная гимнастика, ребенок, произвольная моторика, развитие, упражнение, артикуляционный аппарат, мышечный тонус, движение, дыхательная гимнастика, комплексная работа.

  • Как издать спецвыпуск?
  • Правила оформления статей
  • Оплата и скидки

Похожие статьи

Особенности артикуляционной моторики у детей со стёртой.

артикуляционная гимнастика, упражнение, ребенок, описание, активизация мышц кончика языка, артикуляционный аппарат, кончик языка, выработок подвижности губ, бусина

— Какой главный орган артикуляции у человека? Особенности пальцевой моторики рук у детей.

Артикуляционная гимнастика нормализует речевую моторику.

артикуляционная гимнастика, ребенок, артикуляционный аппарат, упражнение, изготовление кукол, речевое развитие ребенка, традиционная методика, пальцевая моторика, детский сад, орган артикуляции.

Игровые приемы проведения артикуляционной гимнастики.

Артикуляционная гимнастика-это совокупность специальных упражнений, направленных на укрепление мышц речевого аппарата, развитие силы, подвижности и дифференцированных движений органов, принимающих участие в речи.

Использование инновационных приемов по развитию.

Артикуляционная гимнастика является основой формирования речевых звуков — фонем — и коррекции нарушений звукопроизношения; она включает упражнения для тренировки подвижности органов артикуляционного аппарата, отработки определенных положений губ.

Практика проведения артикуляционной гимнастики.

артикуляционная гимнастика, упражнение, ребенок, описание, активизация мышц кончика языка, артикуляционный аппарат, кончик языка, выработок подвижности губ, бусина, чайная ложка. Самомассаж – как средство коррекционно-логопедического.

Речедвигательная гимнастика как средство коррекции.

Особенности артикуляционной моторики у детей со стёртой.

ребенок, упражнение, развитие, мелкая моторика, палец рук, общая моторика, левая рука, коррекционная работа

— Мелкая моторика; — Артикуляционная база; — Речевое и слуховое внимание.

Использование нетрадиционных методов коррекции речевых.

головной мозг, упражнение, ребенок, развитие речи, мелкая моторика, координация движений, занятие, артикуляционный аппарат, речевой аппарат, артикуляционное упражнение.

Игры и упражнения для пальцевой моторики как средство.

Целенаправленно занимаясь развитием моторики, мы тем самым оказываем влияние на развитие речи ребенка.

Речь — это не только функция органов артикуляции, но результат согласованной деятельности различных областей головного мозга.

Комплексная работа с детьми со сложной структурой дефекта

артикуляционная гимнастика, ребенок, произвольная моторика, развитие, упражнение, артикуляционный аппарат, мышечный тонус, движение, дыхательная гимнастика, комплексная работа.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: