Использование логопедических пособий на индивидуальных и подгрупповых занятиях

Использование авторских игровых дидактических пособий в логопедической работе.
методическая разработка на тему

Все пособия, представленные в презентации, созданы мной для эмоционального и эффективного взаимодействия с ребёнком, повышения мотивации на занятия.

Скачать:

Вложение Размер
Использование авторских дидактических пособий в логопедической работе. 1.69 МБ
Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

«Использование авторских нетрадиционных игровых пособий в логопедической работе» Учитель-логопед МБДОУ № 121 Гроцкая Елизавета Николаевна г.Красноярск 2017г.

Все пособия, представленные в презентации, созданы мной для эмоционального и эффективного взаимодействия с ребёнком, повышения мотивации на занятия. С помощью игровых средств создается игровая ситуация, актуализируются знания детей, объясняются правила, формируется дополнительная стимуляция игровой и речевой активности, создаются условия для возникновения и усиления познавательных мотивов, развития интересов, формируется положительное отношение к занятиям, что немаловажно в процессе коррекции и развития речи детей. Взаимодействие с ребёнком становится действенным, партнёрским, позволяющим в непринуждённой игровой ситуации провести коррекционную работу как по подготовке к постановке звука, так и на этапах автоматизации и дифференциации, а так же на подгрупповых и фронтальных занятиях. На сегодняшний день методов игрового воздействия известно достаточно много, необходимо лишь систематизировать опыт, изготовить пособие в соответствии с целями, задачами, содержанием и с требованиями безопасности.

Дидактическая игра/пособие для развития речевого дыхания «Сенсорный домик» Описание. Пособие выполнено из фанеры в виде домика с трубой, окошками и дверцами, закреплено на основании. Черепицу на крыше дома имитируют ярко-синие легкие перышки, дым из трубы, шторы на окнах, дверной проём так же декорированы подвижными функциональными элементами. Жители домика – разноцветные Шарики и соответствующие по цвету коктейльные трубочки входят в комплект. Цель : в зависимости от инструкций логопеда, пособие может быть применено для развития сильного непрерывного выдоха, сильного плавного выдоха, длительного непрерывного ротового выдоха, сильного плавного и продолжительного выдоха, сильного целенаправленного выдоха, развития губных мышц и т.д. Игровые задания. «Ветерок стучится в окна» «В печке пляшет огонек, из трубы идет дымок» «Задуй шарик в домик»

. Дидактическое игровое пособие «Пушка». Цель : развитие речевого дыхания и фонематического восприятия. Задачи: в зависимости от инструкций логопеда, пособие может быть применено: -для сильного плавного выдоха, сильного целенаправленного выдоха;. -для развития ловкости и координации движений рук; -для развития фонематического восприятия и звукового анализа и синтеза. Описание и способы использования. Пособие выполнено из пластикового стакана, закреплённого под определённым углом на деревянной основе. Функциональным элементом является ядро в виде шарика из пенопласта, который можно выдувать на разные расстояния из дула пушки в зависимости от силы выдыхаемой струи. Второй ребёнок может ловить вылетевший из дула пушки шарик-ядро. Еще один вариант игры- «Стрелять по сигналу»- сигналом выступает заданный звук или слово с заданным звуком и т.д.

Дидактическая игра/пособие по сенсорному и речевому развитию «Весёлые горошины» Описание. Развивающее пособие, представляет собой 2 вязанных стручка на молниях, внутри которых находятся разноцветные звучащие горошины. Горошины в стручках соотносятся по цвету и звучанию. Полифункциональное, безопасное, экологичное, занимательное пособие предназначено для совместных занятий с педагогом и для самостоятельной игры дошкольников. Цель: Развитие сенсорных качеств, мелкой моторики, грамматической стороны речи. Задачи : – развивать слуховое восприятие, память (учить сравнивать звуки, находить одинаково звучащие горошины); – развивать речь ребенка (актуализация словаря, развитие грамматического строя и фразовой речи) – развивать мелкую моторику (учить застегивать и расстегивать молнию; учить пристегивать и отстегивать липучки); -развивать тактильное восприятие (горошины твердые-мягкие, пушистые- гладкие, тяжёлые-лёгкие, мелкие-крупные ); – закреплять знания о цветах, учить соотносить предметы по цвету; – закреплять навыки счетных операций в пределах 10; Игровые задания. 1) «Горошины рассыпались». Помогите распределить горошины в 2 стручка так, чтобы в каждом из них оказалось по 1 горошине каждого цвета. (Этот вариант игры может проводиться с опорой на цвет или звучание горошин) 3) «Найди похожую горошину». (Этот вариант игры может проводиться с опорой на цвет или звучание горошин) 4) «Какой горошины не хватает в каждом стручке?». Педагог незаметно прячет по 1-2 горошины из каждого стручка. Дети должны проанализировать цветовые наборы в каждом стручке и определить недостающие горошины. 5) «Чудесный мешочек» Найти на ощупь пушистую или тяжёлую горошину.

. Дидактическая настольно-развивающая игра-лото « Звуко-символьное лото » Описание . Игра состоит из 5 больших(формата А4) карточек, на которых изображены предметные картинки односложных слов и по 10 маленьких карточек с символьным изображением гласных звуков, помещённых в индивидуальные ячейки, что помогает ребенку не отвлекаться от главной цели игры. В комплект так же входят 6 рожиц, для уточнения артикуляционного уклада при произнесении гласных звуков и ненавязчивого знакомства детей с их символьным изображением. Цель: Развитие фонетико-фонематической стороны речи. Задачи : – уточнять артикуляционный уклад при произнесении гласных звуков; развивать слуховое восприятие; формировать навык звукового анализа и синтеза(определение и дифференциация гласных звуков в середине односложных слов: БАК, БЫК, БИНТ); воспитывать умение отвечать полным предложением. Игровые задания : «Отыщи рожицу, которая поёт песенку «О-О-О» (или А, У, И, Э, Ы) «Спой песенки рожиц, которые я покажу» «Прятки» или «Лото» – Закрой карточкой-символом нужную предметную картинку. (Распредели карточки с символами гласных звуков в соответствии с теми предметными картинками, в которых слышится нужный гласный звук).

. Коррекционно-развивающее игровое дидактическое пособие «Язык Языкович». Описание и способы использования. Развивающее пособие, представляет собой модель « Язычка» выполненного вручную в технике вязание спицами. Оно предназначено для моделирования артикуляционного уклада того или иного звука. Применяется на подготовительном этапе коррекции звукопроизношения, при объяснении правильного положения органов артикуляционного аппарата в момент произнесения звука. А так же широко используется при проведении артикуляционной и дыхательной гимнастики. Варианты игры изменяются в зависимости от цели занятия.

. Описание. Пособие представляет собой 2 деревянные модели ёлочек разных размеров на которые с помощью мини-прищепок можно прикрепить новогодние шарики большего или меньшего размера с изображением предметных картинок. Цель. в зависимости от инструкций логопеда и поставленной задачи, пособие может быть применено для развития либо фонетико- фонематической, либо лексико-грамматической сторон речи, а так же для развития мелкой моторики. Задачи: формировать умение различать существительные и прилагательные, образованные с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов; -формировать навык словообразования существительных и прилагательных с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов; -согласование прилагательных с существительными м.,ж.,ср. рода; в Р. п. ед. числа.; – закреплять навык правильного употребления предлогов НА, С; -учить определять наличие заданного звука в слове в любой позиции; – учить определять позицию звука в слове(начало, середина, конец);-различать звуки по признакам: звонкости-глухости, твёрдости-мягкости; -воспитывать умение отвечать на вопросы полным ответом; – развивать мелкую моторику (манипулирование в процессе игры маленькими прищепками); Варианты игровых упражнений: Ребёнку предлагается выбрать из шариков нужный или украсить большую «Ёлку» и маленькую «Ёлочку» шариками, ориентируясь на инструкцию логопеда и поставленную перед ребёнком задачу. Многофункциональное дидактическое игровое пособие по сенсорному и речевому развитию «Ёлка-ёлочка ».

. Многофункциональное игровое дидактическое пособие «Змея-словоежка». Описание. Пособие представляет собой сшитую из ткани Змею, скрученную спиралью, на теле которой расположены прозрачные кармашки. В кармашки вставляются картинки соответствующие заданным критериям в зависимости от дидактической цели игры. Может применяться как на индивидуальных занятиях по коррекции звукопроизношения, так и на подгрупповых и на фронтальных занятиях по коррекции лексико-грамматической стороны речи. Цель . Развитие фонетико-фонематической и лексической стороны речи, синтаксиса. Задачи: -автоматизировать звук в словах, словосочетаниях, предложениях; -учить определять наличие заданного звука в слове в любой позиции; – учить определять позицию звука в слове(начало, середина, конец); -различать звуки по признакам: звонкости-глухости, твёрдости-мягкости; – формировать умение составлять простые и распространенные предложения, с опорой на картинки или на схему предложения и умение строить схемы предложений. – формировать умение подбирать картинки на заданную лексическую тему; – формировать умение подбирать обобщающие понятия к картинкам определённой группы; Варианты игровых упражнений: Покорми «Змейку» теми словами, в названии которых есть автоматизируемый звук; 2) Укрась «Змейку» картинками, которые относятся к понятию «Обувь». 3) Назови картинки, которыми украсила себя Змейка, одним словом. 4) Вставь в кармашки картинки, в той последовательности, в которой они прозвучат в предложении и др.

. Дидактическая настольно-развивающая игра «Звуковые дорожки» Описание. Игра представлена в виде деревянного каркаса, поперёк которого вставлены металлические прутья, а по ним перемещаются пластиковые шарики символических цветов- красный, синий, зелёный. Перпендикулярно прутьям располагается белая полоса, на которой ребенок по очереди выстраивает один за другим шарики, соответствующие звукам в слове, которое логопед произносит утрированно(на начальных этапах) или сам ребенок произносит, анализируя название картинки(на более поздних этапах). Цель . Развитие навыка звукового анализа и синтеза слов. Задачи: -закреплять умение обозначать звуки цветными фишками –символами; -закреплять умение определять количество и последовательность звуков в словах; -закреплять умение дифференцировать гласные и согласные звуки; дифференцировать согласные звуки по признакам твёрдости-мягкости; формировать умение подбирать картинки под заданную схему слова. Игровые задания. Составь на белой полоске пособия схему слова из цветных шариков. Подбери картинки, подходящие под данную схему слова;

Использование логопедических игровых пособий и дидактического материала на индивидуальных и подгрупповых занятиях

Использование эффективных логопедических игровых пособий и дидактического материала на индивидуальных и подгрупповых занятиях по автоматизации звуков в слогах и словах.

Интересные игры для нескучных занятий.

Эти игры разрабатывались, составлялись, апробировались автором на протяжении времени, поэтому могу сказать с уверенностью, что они «работают» и вызывают большой интерес у детей.

Цель: автоматизировать поставленный звук в слогах, развивать зрительное внимание, расширять словарный запас.

Ход: показывать одинаковые картинки и называть определенный слог (собаки – ОЛ, поросята – АЛ, птицы – УЛ, зайцы – ИЛ). Таким образом, автоматизируются все виды слогов: прямые, обратные, со стечением согласных. Картинки могут быть как цветными, так и силуэтными, штампованными.

Цель: автоматизировать слоги и рифмуемые слова с заданным звуком.

Ход игры: логопед проговаривает рифмовку по картинкам, а ребенок повторяет за ним. Например:

Очка – очка – очка – дочка, кочка, ночка.
Учка – учка – учка – Жучка, тучка, ручка.
Ичка – ичка – ичка – яичко, птичка, рукавичка
Эчка – эчка – эчка – колечко, печка, речка.

Цель: автоматизация и дифференциация звука в словах.

Важно. Для сонорных звуков пособие изготавливается для трех позиций данного звука: открытый, закрытый слог и со стечением согласных.

Ход игры: поднимаемся и спускаемся по горе, называя слова столько раз, сколько камешков под картинкой.

«Что под листочком?»

Цель: автоматизация звука в словах, закреплять цвета, ориентироваться на листе.

Важно. Для сонорных звуков пособие изготавливается для трех позиций данного звука: открытый, закрытый слог и со стечением согласных.

Ход игры: перед ребенком листочки разного цвета, нужно поднять листок и назвать картинку. Листочки можно поднимать произвольно, по цвету, по ориентировке на листе (верхняя строчка, нижняя, перед желтым листиком, после зеленого и т. д.).

Цель: автоматизация звука в словах, ориентировка в пространстве, расширение словаря («живое – неживое») .

Важно. Для сонорных звуков пособие изготавливается для трех позиций данного звука: открытый, закрытый слог и со стечением согласных.

Ход игры: картинки раскладываются в форме змейки, у игроков фишки (мелкие игрушки) и кубик от 1 до 3 точек. Считалкой выбирается тот, кто будет первым бросать кубик и ходить. По количеству точек на кубике передвигается фишка и называются картинки. кто первым перейдет последнюю картинку, тот победил.

Цель: автоматизация звука в словах, развивать силу дыхания, зрительную память память.

Ход игры: перед ребенком карточка с картинками, закрытыми «снежным сугробом», сделанным из белой салфетки. Нужно подуть на «сугроб», чтобы он разлетелся, и можно было увидеть и назвать картинки. Потом сугроб закрывается и ребенок называет увиденные картинки по памяти.

Цель: автоматизация звука в словах, развитие мелкой моторики.

Ход игры: в небольшой емкости с сухим горохом находятся мелкие игрушки (от киндер-сюрпризов) на заданный звук. Ребенок на ощупь находит игрушку, достает ее и называет.

Вариант I: ребенок ощупывает игрушку, называет, а потом достает.

Вариант II: поверх емкости надевается матерчатая «крышка» с одним отверстием; ребенок опускает туда одну руку и без зрительного контроля называет игрушку, а потом достает.

Цель: автоматизация звука в словах, развитие координации движений.

Ход игры: ребенок «ловит рыбку (со скрепкой)» на удочку с магнитом. Кто поймает больше, тот победил.

Цель: автоматизация звука в словах, развитие зрительного внимания, ориентировки на листе.

Ход игры: на листе картона нарисован лабиринт, ведущий от картинки с изображением героя к другим картинкам, куда должен прийти герой. Прослеживать путь можно с помощью указки или только зрительно. В зависимости от возможностей детей, лабиринт может быть разноцветным или одноцветным.

Маховик Татьяна Сергеевна,
учитель-логопед высшей кв. категории
ГБОУ специальный коррекционный Детский дом
г. Клинцы Брянской обл.

Логопедическое пособие «Речевичок»

Терёхина Елена Александровна,

МАДОУ детский сад № 133 города Тюмени

Логопедическое пособие «Речевичок»

Цель данного пособия: При помощи наглядных средств повысить эффективность логопедического воздействия, сформировать интерес к занятиям, создать положительную мотивацию у детей с речевыми нарушениями.

Задачи:

расширение и обогащение словарного запаса по лексическим темам;

– развитие и совершенствование грамматического строя речи;

– автоматизация звуков в речи;

– развитие зрительного гнозиса;

– учить устанавливать логические связи между предметами;

– развитие фонематического слуха, анализа, синтеза;

– развитие навыков связной речи;

– развитие пространственных представлений, математических понятий, восприятие цвета, формы, размера;

– развитие психических процессов (внимания, восприятия, памяти, логического мышления);

– развитие мелкой моторики.

Основная работа учителя – логопеда заключается в формировании у детей всех сторон речи. Часто логопеды остро нуждаются в дидактических и игровых пособиях, так как многократные повторения одного и того же материала утомляют не только ребенка, но и взрослого. И тогда логопеду приходиться придумывать, как и чем разнообразить занятия, чтобы отрабатываемый материал не наскучил ребёнку, был для него интересен. Ведь только положительная мотивация будет способствовать эффективной работе, что приведет в последствии к желаемому результату.

Именно этот факт ведёт к поиску новых приёмов работы, новых универсальных пособий, дающих возможность работать над формированием всех сторон речи ребёнка.

Пособие «Речевичок», соответствует системно-деятельному подходу, доступное и безопасное. Альбом на липучках помогает работать над развитием всех сторон речи, начиная от закрепления правильного звукопроизношения и заканчивая работой по формированию связной речи. Упражнения, предлагаемые детям, помогают не только устранять речевые нарушения, но и способствуют формированию внимания, памяти, повышают работоспособность, активизируют мыслительные операции, готовит детей к школе.

В работе используется наглядность в виде ярких и интересных ламинированных картинок – основ с силуэтами и контурами рисунками, и картинок на липучках, наклеек и игрушек, позволяющих благотворно влиять на эмоциональное состояние детей, поддерживать интерес к занятиям, формировать произвольное внимание при работе с предлагаемым материалом.

Данное пособие предназначено для разных возрастных категорий (от 3 лет и до 7 лет). Пособие может быть использовано как в индивидуальной работе с ребёнком, так и в работе с двумя детьми одновременно, поскольку имеет две и три рабочих поверхностей. Возможно и командное выполнение упражнений.

«Речевичок» может быть использован воспитателями на занятиях по развитию речи и обучению грамоте. Этот факт очень важен, потому что учитель – логопед имеет возможность рекомендовать закрепление определённых речевых умений и помочь в подборе наглядного материала (взаимодействие с воспитателями и специалистами детского сада).

Актуальность этого пособия заключается в том, что работая с детьми, имеющими нарушения речи, очень трудно бывает заинтересовать и удержать их внимание, пробудить интерес к содержанию занятия и процессу обучения в целом. Использование данного игрового пособия облегчает усвоение учебного материала детьми и повышает эффективность логопедической работы. Многофункциональность пособия выражается в разнообразии дидактического материала, которое можно использовать в соответствии с поставленной целью. Пособие многофункциональное, его использование зависит от задач логопеда на конкретном занятии. Картинки из одной игры можно отлеплять и использовать их в других играх.

Благодаря использования игр с липучками, процесс обучения проходит в доступной и привлекательной среде для детей дошкольного возраста. Пособие можно по необходимости пополнять другими играми и деталями. Детали, которые на определенном занятии оказались не нужны, удобно убирать в карманы, находящиеся в папке. Работа с данным пособием позволяет систематизировать весь наглядный материал, имеющийся у учителя – логопеда и продуктивно использовать его на занятиях.

Ниже приводятся примеры использования пособия «Речевичок».

Игра «Приклей сам цветы и бабочки»

Цель: обучение и закрепление цвета, развитие мышления, развитие концентрации зрительного внимания.

Ребенку нужно найти по цвету картинку и приклеить к домику или цветку.

Сразу ребёнку можно предложить игры – задания: «Один – много», «Какая картинка лишняя?», «Кто-что?», «Составь предложение».

Игра «Какие фрукты и ягоды ты знаешь?»


«Какие овощи ты знаешь?»

Цель: обогащение словаря по темам «Овощи, Фрукты и ягоды», соотнесение картинки с тенью. Сразу ребёнку можно предложить игры – задания: «Один – много», «Назови ласково». «Какой-какая?», «Какая картинка лишняя?», «Разложи по корзинкам».

Игра «Каких диких и домашних животных ты знаешь?»

Цель: обогащение словаря по лексическим темам «Дикие и домашние животные», «Животные тёплых стран». Закрепление навыков нахождения предметов по заданному силуэту, развитие зрительного восприятия. Сразу ребёнку можно предложить игры – задания: «Назови ласково», «Посчитай животных», «Накорми животных», «Большой – маленький», «Четвёртый лишний», «Составь предложение».

Игра «Сосчитай сам!»

Цель: обучение и закрепление счёта до 10. Закрепить порядковый счет в пределах 10. Упражнять в прямом и обратном счете. Развитие логического мышления.

Игра «Налево – направо»

Цель: развитие ориентировки в пространстве.

Разложить картинки. Составление предложения. Например: Танк едет направо. Самолёт летит налево. Ребёнок считает предметы (один самолёт – два самолёта). Можно поиграть «Кто лишний?»

Игра «Домики»

Цель: развитие фонематического слуха, автоматизация звука в словах, дифференциация звуков.

На дым выкладываются буквы. Ребёнок подбирает картинки с заданным (автоматизируемым) звуком из ряда картинок, в названии которых есть смешиваемые в произношении звуки (например: [С] и [З], Л-Р, С-Ш, ) называет картинки или подбирают игрушки. В задании можно оговорить определённое положение звука в слове. Можно подбирать мягкие и твёрдые согласные, звонкие и глухие.

Игра «Он, она, оно»

Цель: совершенствование грамматического строя речи. Определять существительные мужского, женского, среднего рода единственного и множественного числа.

Игра «Подбери орешки»

Цель : закрепить знания о геометрических фигурах, цвете. Развитие зрительного восприятия, наблюдательности. Логического мышления.

«Алфавит»

Цель: обучение алфавиту, определение положения звука в слове; закрепление понятий «звук», «гласный звук», «согласный твёрдый звук», «согласный мягкий звук».

В задании можно оговорить определённое положение звука в слове (начало, середина, конец).

Игра «Где звук С?», «Где звук Р?»

Цель: развитие фонематического слуха, развитие звуко-буквенного анализа и синтеза определение места звука в слове;

Игра: «Волшебное дерево»

Цель: обогащение словарного запаса детей по теме «Времена года».

Ребёнок выкладывает на изображение дерева разных цветов листья, сов, жёлуди, яблоки и т.д. Автоматизация звуков в словах, в словосочетаниях, в предложениях. Закрепление согласования числительных с существительными. Например: одна сова, две совы, ..5 сов. Одно жёлтое яблоко, два жёлтых яблок и т.д.

Игра «Помоги фее», «Какой? Какая? Какое?»

Цель: Развивать навык согласования прилагательного и существительного. Развивать фонематическое восприятие, обогащение словаря. Обучение звуко-буквенному анализу и синтезу.

Игра «Найди картинку со звуком Л и Р»

Цель: Дифференциация звуков в словах, в словосочетаниях, обогащение словаря, совершенствование грамматического строя речи.

Игра «Ромашка»

Цель: Расширение и обогащение словарного запаса, совершенствование грамматического строя речи. Соотнесение числа с предметами, закрепление навыков употребления числительных с существительными. Так же можно играть в игры на автоматизацию звуков (1 мяч-2 мяча-5 мячей), игра «Один-много» (мяч-мячи).

Игра: «Помоги белкам собрать грибы»

Цель: соотнесение цифры и числа, развитие мышления и восприятия. Развитие связной речи.

Игра: «Насекомые»

Цель: обогащение словаря по лексической теме «Насекомые», формирование грамматического строя речи (формирование фразы, словоизменения). Согласование числительного с существительными в разных падежах. Закрепление предлогов.

Игра «Дни недели -поровозик»

Цель: закрепление знаний о днях недели и их порядку. Закрепляем цвета.

Игра: «Помоги ослику»

Цель: автоматизация звука Г в словах, обогащение словаря. Развитие мелкой моторики.

Игра: «Самолёт»

Цель: автоматизация звука С в словах, обогащение словаря. Развитие связной речи.

Авторским является само пособие (и некоторые задания к пособию), позволяющее учителю – логопеду систематизировать весь наглядный материал и продуктивно использовать его на занятиях с детьми.

Вывод: При помощи данных пособий повысилась эффективность логопедического воздействия. Дети с интересом занимаются на занятиях.

Работа не прекращается, и я продолжаю совершенствовать свой «Речевичок»

Уважаемые коллеги! Желаю Вам удачи и творческих успехов в работе!

l«Свидетельство о публикации в СМИ» Серия А № 0004982

Приглашаем педагогов дошкольного образования Тюменской области, ЯНАО и ХМАО-Югры опубликовать свой методический материал:
– Педагогический опыт, авторские программы, методические пособия, презентации к занятиям, электронные игры;
– Лично разработанные конспекты и сценарии образовательной деятельности, проекты, мастер – классы (в т. ч. видео), формы работы с семьёй и педагогами.

Почему выгодно публиковаться у нас?

1. “Детские сады Тюменской области” официально зарегистрированное профильное СМИ федерального уровня. ЭЛ № ФС 77 – 43321
2. Деятельность редакции поддерживается Департаментом образования и науки Тюменской области
3. Мы оформляем “Свидетельство о публикации” в СМИ.
4. Документ имеет уникальный номер, вписан в реестр, имеет оригинальную печать редакции интернет-издания и подпись.
5. “Свидетельство о публикации” в СМИ отправляется автору как в бумажном, так и в электронном варианте.

Содержание индивидуальных и подгрупповых занятий

Основная цель подгрупповых занятий — первоначальное закрепление поставленных логопедом звуков в различных фонетических условиях. Организуются они для 3—4 детей, имеющих однотипные нарушения звуковой стороны речи.

На занятиях осуществляется:

• закрепление навыков произношения изученных звуков;

• отработка навыков восприятия и воспроизведения сложных слоговых структур, состоящих из правильно произносимых звуков;

• звуковой анализ и синтез слов, состоящих из пра­вильно произносимых звуков;

• расширение лексического запаса в процессе закрепле­ния поставленных ранее звуков;

• закрепление доступных возрасту грамматических ка­тегорий с учетом исправленных на индивидуальных занятиях звуков.

Для логопедической работы во время подгрупповых за­нятий дети объединяются по признаку однотипности нару­шения звукопроизношения. Состав детей в подгруппах в течение года периодически меняется. Это обусловлено ди­намическими изменениями в коррекции речи каждого ре­бенка. Индивидуальная логопедическая работа проводится с теми детьми, у которых имеются затруднения при произ­ношении слов сложного слогового состава, отдельные спе­цифические проявления патологии речи, выраженные от­клонения в строении артикуляционного аппарата и т. д.

Индивидуально-подгрупповая работа вклю­чает в себя:

• выработку дифференцированных движений органов артикуляционного аппарата. Важно, чтобы артикуля­ционные установки для ребенка были вполне осознан­ными. Поэтому необходимо не только показывать, но и описывать каждый артикуляционный уклад при воспроизведении звуков, привлекая слуховой, зри­тельный, кинестетический анализаторы;

• закрепление и автоматизацию навыков правильного произношения имеющихся в речи детей звуков. Это, как правило, гласные [а], [о], [у], [и], [э], [я], наиболее доступные согласные звуки [м] — [м’], [н] — [н’], [п] – [п’], [т] – [т’], [к] – [к’], [ф] – [ф’], [в] – [в’], [б] — [б’], [д] — [д’], [г] — [г’] и т. д. Нередко многие из них в речевом потоке звучат несколько смазанно, произносятся с вялой артикуляцией. Поэтому необхо­димо произношение каждого из этих звуков уточнить, закрепить более четкую артикуляцию. Это позволит активизировать артикуляционный аппарат, создать условия спонтанного появления в речи детей отсутст­вующих звуков;

• постановку отсутствующих у ребенка звуков общепри­нятыми в логопедии методами. Последовательность по­явления в речи этих звуков зависит от того, какие кон­кретно звуки дефектно произносятся ребенком. Так, в группе свистящих и шипящих звуки ставятся в сле­дующей последовательности [с] — [с’], [з] — [з’], [ц], [ш], [ж], [ч], [щ]. Озвончение начинается с [з] и [б], в дальнейшем от звука [з], ставится звук [ж], от [б] — [д], от [д] — [т]. Последовательность постановки сонор­ных [р] и [л] определяется тем, какой звук поддается коррекции быстрее. При условии одновременной по­становки нескольких звуков, относящихся к разным фонетическим группам, логопед имеет возможность подготовить детей к фронтальным занятиям.

В работе над произношением выделяется два этапа — собственно постановка звука при изолированном произно­шении и отработка его в сочетании с другими звуками на соответствующем речевом материале. Приемы постановки и коррекции звуков разнообразны и специфичны не только для каждого звука, но и для каждого ребенка с нарушен­ным произношением в зависимости от этиологии наруше­ния. При отработке звука в сочетании с другими звуками рекомендуется произносить звук в слоге и сразу же в слове, из которого выделяем заданный звук:

• в открытых слогах (звук в ударном слоге): са — сани, су — сук, со — совы, сы — сын;

• в обратных слогах: ос — нос;

• в закрытых слогах: сас — сосна;

• в стечении с согласными: ста — станок, сту — стук, ска — миска.

Мягкий звук отрабатывается после твердого в той же по­следовательности. Очень полезны слоговые упражнения с по­степенным наращиванием слогов, с попеременным ударением.

Дифференциация звуков осуществляется с постепен­ным усложнением. Например: са—ша, ша—са; саша—ша-са; саш—сош; са—ша—са—ша—са. Тренируется быстрое и четкое переключение звуков, различных по месту арти­куляции.

В период автоматизации большое значение придается неод­нократному повторению слов, включающих заданный звук.

Одновременно с постановкой звуков проводятся упраж­нения по их различению на слух. Восприятие звука сти­мулирует правильное произношение, а четкая, осознанная артикуляция, в свою очередь, способствует лучшему разли­чению звуков. Поэтому с самых первых занятий детей при­учают узнавать звук даже в том случае, если самостоятель­но ребенок этот звук произносить еще не может.

Содержание фронтальных занятий

К работе на фронтальных занятиях дети готовятся на индивидуальных и подгрупповых. На фронтальных заня­тиях изучаются только те звуки, которые правильно произ­носятся всеми детьми изолированно и в облегченных фоне­тических условиях.

Фронтальное занятие включает в себя услов­но два этапа. Они тесно связаны между собой и взаимо­обусловлены.

Первый этап — закрепление правильного произно­шения изучаемого звука. При подборе лексического мате­риала необходимо предусмотреть его разнообразие, насы­щенность изучаемым звуком, при этом исключить по возможности дефектные и смешиваемые звуки.

Рекомендуется включить упражнения на употребление усвоенных детьми лексико-грамматических категорий (единственное и множественное число существительных, согласование прилагательных и порядковых числительных с существительными, приставочные глаголы и т. д.), а так­же различные виды работ, направленные на развитие связ­ной речи (составление предложений, распространение их однородными членами, составление рассказов по картине, серии картин, пересказ). В процессе выработки правильно­го произношения звуков логопед учит детей сопоставлять изучаемые звуки, делать определенные выводы о сходстве и различии между ними в артикуляционном укладе, спосо­бе их артикулирования и звучания.

Второй этап — дифференциации звуков на слух и в произношении. Процесс овладения детьми произношением предусматривает активную мотивацию, концентрацию вни­мания к звукам речи, морфологическим элементам слов.

Работа по развитию фонетической стороны речи прово­дится одновременно с работой по различению фонем родно­го языка. От умения ребенка воспринимать и правильно произносить имеющиеся в его речи звуки во многом зави­сит точное воспроизведение звуко-слоговой структуры слов. Направленность внимания на звуковую сторону язы­ка, на отработку фонем из разных противопоставленных групп позволяет активизировать фонематическое воспри­ятие. Систематические, последовательные занятия по отра­ботке всех звуков, по дифференциации часто смешиваемых звуков обеспечивают основу для подготовки детей к овладе­нию элементарными навыками письма и чтения.

Альманах педагога

Автор: Чернышенко Ася Владимировна
Должность: учитель- логопед
Учебное заведение: МБДОУ “детский сад №59”
Населённый пункт: город Находка
Наименование материала: статья
Тема: “Индивидуальная и подгрупповая логопедическая работа с детьми с ФФНР”
Раздел: дошкольное образование

МБДОУ «ДЕТСКИЙ САД №59» Г. НАХОДКА

«ИНДИВИДУАЛЬНАЯ И ПОДГРУППОВАЯ ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ

РАБОТА С ДЕТЬМИ С ФФНР»

Реферат по курсу повышения квалификации

«Организация и содержание деятельности учителя – логопеда в условиях

реализации ФГОС ДО»

Чернышенко Ася Владимировна

МБДОУ «Детский сад № 59» г.Находка

1.Введение 3

2.Основнвя часть 7

2.1.Психолого – педагогическая характеристика детей с ФФНР

2.2.Организация методической работы 10

2.3Методы и приемы организации учебно –коррекционного

процесса 13

3.Заключение 15

4.Список литературы 16

5.Приложения 18

речевого развития дошкольников с

свистящих и аффрикат) при нормальном физическом слухе.

Профессор Р.Е. Левина в рамках психолого-педагогической

дети с нормальным физическим слухом и интеллектом, у которых нарушены

произносительная сторона речи и фонематический слух.

Исследования ряда психологов, педагогов, лингвистов (Д.Б.Эльконина,

развитие ребёнка – на усвоение грамматического строя, словаря, артикуляции

Развитие речи, которое включает умение четко произносить звуки и

учреждением. Правильная речь – один из показателей готовности ребенка к

обучению в школе, залог успешного освоения грамоты и чтения: письменная

речь формируется на основе устной, и дети, страдающие недоразвитием

дислеклексиками (детьми с нарушениями письма и чтения).

логопедической помощи. В нашем ДОУ функционирует логопункт.

логопедического пункта, то можно отметить следующее:

В течение года логопед работает с 25 детьми. Таким образом, ведется

достаточно интенсивная работа.

проблемами речевого развития,(есть дети с дизартрией, дислалией,

занятия в микрогруппах.

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного

образования по речевому развитию включает:

владение речью как средством общения и культуры;

обогащение активного словаря;

развитие речевого творчества;

развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического

предпосылки обучения грамоте

В отличие от работы в логопедической группе, коррекция речи на

слуха, подготовке к обучению грамоте. Весь объем знаний, умений и

навыков, помимо коррекции звукопроизношения, логопед должен дать в

рамках индивидуальной и подгрупповой работы, что, в свою очередь,

увеличивает количество времени на изложение учебного материала. Это

В рамках работы логопедической группы программой предусмотрена

логопедических занятиях знаний, умений и навыков во второй половине дня.

вклиниваться в процесс обучения в тот день, когда ребенок посещает его

помощь порционно, а не ежедневно, как дети логопедического сада.

Цели, задачи методической работы.

актуальную, теоретически и практически значимую проблему.

Цель данной работы – разработать систему организации учебно-

коррекционного процесса у детей старшего дошкольного возраста с ФФНР в

условиях логопункта ДОУ.

Данная цель требовала решения следующих задач:

изучить специальную литературу;

составить перспективный план работы по коррекции речи у детей с

ФФНР старшего дошкольного возраста

выявить основные методы и приемы

по коррекции речи;

оценить эффективность проведенной работы

Данная методическая работа раскрывает методику работы в условиях

логопункта ДОУ по коррекции речи у детей старшего дошкольного возраста с

перспективный план по коррекции звукопроизношения с включением тем по

закреплению лексико-грамматических категорий, первоначальных навыков

звукового анализа и синтеза; перечень использованной литературы; методы и

средства реализации программы.

2.Основная часть

2.1 Психолого-педагогическая характеристика дошкольников с ФФНР

На логопункт ДОУ ПМПК было направлено 25 дошкольников 5-6лет с

выявлено у 14 детей ФФНР (стертая дизартрия, дислалия, ринолалия)

особенности в протекании высших психических

функций у детей с ФФН:

— внимание у таких детей неустойчивое, нестабильное и иссякающее, а

также — слабо сформировано произвольное внимание,

сосредоточиться на одном предмете и по специальному заданию переклю-

читься на другой;

— отмечаются особенности в протекании мыслительных операций: наряду с

понимании абстрактных понятий и отношений.

Исходя из перечисленных особенностей высшей нервной деятельности,

дети с ФФН в педагогическом плане характеризуются следующим образом:

— поведение нестабильное, с частой сменой настроения;

— возникают трудности в овладении учебными видами деятельности, т.к. на

задания в течение длительного времени;

— имеются затруднения в запоминании инструкций педагога, особенно —

п о э т а п н о г о

— в ряде случаев появляются особенности дисциплинарного характера .

Состояние звукопроизношения

1 . Отсутствие в речи тех или иных звуков и замены звуков. Сложные по

артикуляции звуки заменяются простыми по артикуляции, например: вместо

[с], [ш]-[ф], вместо [р], [л]-[л’], []’], вместо звонких — глухие Отсутствие

звука или замена его другим по артикуляционному признаку создает условия

артикуляционно или акустически, у ребенка формируется артикулема, но сам

близких звуков, принадлежащих разным фонетическим группам, приводят к

несформированными свистящие , шипящие и соноры

2 . Замены группы звуков диффузной артикуляцией. Вместо двух или

неотчетливый звук, вместо [ш] и [с] — мягкий звук [ш], вместо [ч] и [т] —

нечто вроде смягченного [ч].

Причинами таких замен является недостаточная сформированность

фонема заменяется другой, что ведет к искажению смысла слова, называют

3 . Нестойкое употребление звуков в речи. Некоторые звуки по инструкции

изолированно ребенок произносит правильно, но в речи они отсутствуют или

заменяются другими. Иногда ребенок одно и то же слово в разном контексте

или при повторении произносит различно. Бывает, что у ребенка звуки одной

нарушения называются фонетико-фонематическими.

4 . Искаженное произношение одного или нескольких звуков. Ребенок

может искаженно произносить 2-4 звука или говорить без дефектов, а на слух

благополучие звукопроизношения может маскировать глубокое недоразвитие

Таким образом, мы выяснили, что причиной искаженного произношения

моторики и ее нарушения. Это фонетические нарушения, которые не влияют

Знание форм нарушения звукопроизношения помогает определить

внимание логопед уделяет развитию артикуляционного аппарата, мелкой и

У 6 дошкольников с ФФНР имеется большое количество дефектных

звуков, у них нарушена слоговая структура слова и произношение слов со

стечением согласных: вместо скатерть – они говорят «катиль» или «катеть»,

вместо велосипед – «сипед».

Характер нарушенного звукопроизношения у детей с ФФНР указывает

на низкий уровень развития фонематического восприятия. Они испытывают

слушая, хлопнуть в момент произнесения того или иного звука или слога.

парными звуками, при самостоятельном подборе слов, начинающихся на

определенный звук, при выделении начального звука в слове, при подборе

картинок на заданный звук.

Изучив контингент детей, мы пришли к выводу, что

фонематическое недоразвитие — это нарушение процессов формирования

произносительной системы родного языка у детей с различными речевыми

расстройствами вследствие дефектов восприятия и произношения фонем.

Дети с ФФНР — это дети с ринолалией, дизартрией, дислалией

2.2 Организация методической работы.

Руководствуясь программой под руководством Т.Б.Филичевой,

фонематического недоразвития у детей старшей группы» мною составлен

календарно – тематический план подгрупповых занятий по коррекции речи у

логопедического пункта в ДОУ. (Приложение 1)

В ходе занятий проводились игры на развитее физиологического и

пространственных представлений, математических представлений.

Форма организации обучения

микрогруппами и индивидуальная.

Распределение занятий соответствует требованиям к максимальной

Для подгрупповых занятий объединяются дети одной возрастной

группы, имеющие сходные по характеру и степени выраженности речевые

нарушения. Периодичность занятий – 2 раза в неделю не более 30 минут

для детей подготовительной группы.

Частота проведения индивидуальных занятий определяется

НОД с каждым ребенком: 2-3 раза в неделю (по 15 минут).

Индивидуальная работа по коррекции и развитию речи строилась по

следующим основным направлениям:

совершенствование мимической моторики.

движений (общая, мелкая и артикуляционная моторика).

развитие артикуляционного и голосового аппарата;

формирование звукопроизносительных навыков, фонематических

процессе нормализации звуковой стороны речи;

Я использовала разнообразные приемы постановки и коррекции звуков,

не только для каждого звука, но и для каждого ребенка с

нарушенным звукопроизношением в зависимости от этиологии нарушения.

постановки правильного произношения зависят от ряда факторов: степени

сложности недостатка, индивидуальных и возрастных особенностей ребенка,

автоматизация 3-4 или 5–7 занятий может потребоваться только для того,

упражнений создавались условия для повышения работоспособности детей.

На подгрупповых занятиях прививался навык коллективной работы.

На занятиях осуществлялось:

закрепление навыков произношения изученных звуков;

поставленных ранее звуков;

формирование грамматической и синтаксической сторон речи;

развитие диалогической и монологической речи.

Важной особенностью индивидуальных и подгрупповых занятий

усвоению более сложного материала.

2.3 Методы и приемы организации учебно-коррекционного процесса

В соответствии с ФГОС ДОУ основной формой работы с детьми-

среди которых выделяются: наглядные, словесные и практические. Выбор и

нарушения, содержанием, целями и задачами коррекционно-логопедического

воздействия, этапом работы, возрастными, индивидуально-психологическими

эффективность овладения правильными речевыми навыками обеспечивался

методов, при автоматизации, особенно в связной речи, широко используются

применения специальных упражнений и игр.

речи применялись здоровьесберегающие

статических и динамических поз, голосовые и дыхательные упражнения,

фотоматериалы, компьютерные игры, презентации)

Для обеспечения высокой результативности коррекционно-развивающей

Иванцовой Т. Н., Азовой Е. А., Черновой О.О.

обеспечить дифференцированный подход к коррекции речевых нарушений,

индивидуальное сопровождение каждого ребенка в зависимости от вида и

структуры речевого нарушения.

осуществлять сугубо индивидуальный подход к каждому ребенку с учетом

его возрастных и психических особенностей;

обеспечивать положительную мотивацию выполнения заданий, с тем

чтобы повысить эффективность коррекционного воздействия;

чередовать различные виды деятельности;

внимания, памяти, мыслительных операций.

3. Заключение

В результате спланированной целенаправленной работы показатели

превышают показатели начало года.

Дети могут вслушиваться

воспринимаемый т на слух материал;

– слышать звучание чужой и собственной речи и исправлять свои ошибки;

– различать акустически близкие фонемы на слух и в произношении;

– определять место заданного звука в словах (начало, середина, конец)

– делить слова на слоги;

– владеть основными способами словообразования;

– подбирать нужные грамматические формы слов;

– правильно согласовать слова в предложении;

– самостоятельно построить предложение из данных слов;

– владеют интонационными средствами выразительности речи в

пересказе, чтении стихов.

Вся выше описанная работа позволила создать оптимальные условия

Виды логопедических занятий

Логопедические занятия различаются по видам: фронтальные (групповые), подгрупповые и индивидуальные. Необходимость проведения занятий всех видов обусловливается едиными учебными программами, коррекционной направленностью логопедического воздействия и развитием индивидуальных способностей детей.

Под фронтальными подразумеваются такие занятия, когда все воспитанники группы выполняют одну и ту же работу.

Подгрупповые занятия предусматривают дифференцированные задания для подгруппы детей, имеющих сходство в структуре дефекта.

Индивидуальное занятие является одной из организационных форм логопедического воздействия, на котором осуществляется обучение произношению.

Индивидуальные занятия предусмотрены учебным планом, проводятся 2-3 раза в неделю по 15 – 20 минут, в зависимости от сложности структуры дефекта ребенка. При легких нарушениях фонетической системы (дислалии) индивидуальные логопедические занятия проводятся 2 раза в неделю, при тяжелых (дизартрии) – 3 раза в неделю.

В задачи индивидуальных занятий входит прежде всего работа над такими сторонами произношения, которые плохо усваиваются детьми без специального обучения.

На индивидуальных занятиях логопед добивается первичного умения воспроизвести тот или иной фонетический элемент, закрепляет полученное умение, а также проводит ряд упражнений, предупреждающих распад тех произносительных навыков, которые под влиянием неблагоприятных условий могут быть утрачены.

Индивидуальные занятия позволяют максимально обеспечить личностно-ориентированный подход к каждому ребенку в отдельности. Это касается и использования слухового восприятия, и приемов преодоления моторных затруднений, и темпа продвижения ребенка.

Для эффективного использования индивидуальных логопедических занятий необходимы четкая их организация и хорошее знание особенностей речи и личности каждого ребенка.

Важным является учет специфических проявлений дефекта, обусловленных формой речевой аномалии (дислалия, дизартрия, ринолалия и др.).

Те или иные проявления системного речевого нарушения имеют различную динамику преодоления и в связи с этим различную выраженность на разных этапах коррекционного обучения. Определить наиболее оптимальные сроки для их преодоления (а иногда и предупреждения), а также последовательность в их устранении — одно из необходимых условий эффективности индивидуальных занятий.

Основная задача индивидуальных занятий заключается в первоначальном формировании звуковой стороны речи, что включает в себя:

Pкомплекс подготовительных артикуляционных упражнений;

Pкоррекцию произношения дефектных звуков;

Pкоррекцию слоговой структуры слова;

Pразвитие фонематического восприятия.

Существенной особенностью индивидуальных занятий является предваряющая отработка артикуляции звуков и первоначальное их различение до изучения на фронтальных логопедических занятиях.

Подлежащий изучению и отработке фонетический материал распределяется по периодам обучения в соответствии с программой.

С точки зрения дидактической классификации все типы логопедических занятий делятся на:

занятие с целью овладения новыми знаниями: при этом дети накапливают фактический материал, изучают языковые явления и процессы, что в дальнейшем обеспечивает формирование понятий;

занятие с целью совершенствования, формирования практических умений и навыков: при этом предусматривается проведение упражнений, направленных на длительное и многократное повторение;

занятие с целью обобщения знаний, умений и навыков: при этом систематизируются и воспроизводятся наиболее существенные вопросы из ранее пройденного материала, восполняются имеющиеся пробелы в знаниях детей; такие занятия проводятся в конце изучения отдельных тем и разделов программы;

занятие с целью повторения, на котором, учитывая особенности психических процессов детей с речевой патологией, закрепляются приобретенные знания, умения и навыки;

занятие комбинированное, на котором одновременно решаются несколько дидактических и коррекционных задач. Данный тип занятия в логопедической практике применяется наиболее часто.

Традиционно в структуре логопедического занятия выделяются:

Pорганизационный момент;

Pповторение пройденного;

Pизложение логопедом нового материала;

Pзакрепление нового материала;

Pобобщение изученного материала;

Pзадание на вторую половину дня.

В зависимости от типа занятия, от коррекционных и воспитательных задач логопед, формируя структуру занятия, подбирают те или иные компоненты, как приведенные выше, традиционные, так и творчески переработанные, модифицированные с учетом структуры речевого дефекта, возрастных и индивидуальных особенностей детей.

Например, при планировании занятия по овладению новыми знаниями может быть намечена следующая его структура:

Pвоспроизведение и актуализация опорных знаний детей;

Pсообщение темы, цели и задач занятия,

Pмотивация деятельности;

Pвосприятие и первичное осознание нового материала;

Pобобщение и систематизация знаний;

Pподведение итогов занятия;

Pсообщение задания на вторую половину дня.

С целью повышения эффективности логопедических занятий необходимо обращать особое внимание на развитие коммуникативной функции речи, для чего при проведении занятий создаются специальные условия, стимулирующие общение детей (свободное размещение во время занятий – лицом друг к другу, полукругом).

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Тема 6: Организация логопедической работы в группе детей с ОНР

Эффективность логопедической работы в группе для детей с ОНР обеспечивается правильным распределением коррекционных и воспи­тательных мероприятий, проводимых логопедом, воспитателями, другими специалистами (психолог, музыкальный руководитель, специалист по ЛФК), а также активным участием родителей в коррекционно-педагогическом процессе.

Логопед проводит фронтальные, подгрупповые, индивидуальные занятия, консультации для родителей и педагогов, выступает на родительских собраниях, педагогических советах, планирует целостную комплексную работу логопедической группы, организует коррекционную деятельность воспитателей на каждую неделю, разрабатывает домашние задания родителям.

Воспитатель проводит занятия в соответствии с общеобразовательной программой, принятой в данной учреждении (к примеру, программа Васильевой), занятия с подгруппами детей по заданию логопеда, логопедические пятиминутки, насыщает все режимные моменты коррекционно-развивающими задачами, проводит родительские собрания.

1) Типология фронтальных занятий логопеда

Логопедические (фронтальные) занятия в зависимости от конкретных задач и этапов коррекции речи подразделяются на следующие типы.

1. Занятия по формированию лексико-грамматических средств языка:

Основными задачами этих занятий являются развитие понимания речи; уточнение и расширение словарного запаса; формирование обобщающих понятий; формирование практических навыков словообразования и словоизменения; умение употреблять простые распространённые предложения и некоторые виды сложных синтаксических структур.

2. Занятия по формированию звуковой стороны речи = фонетические

Основными задачами этих занятий являются: формирование правильного произношения звуков; развитие фонематического слуха и восприятия, навыков произнесения слов различной звуко-слоговой структуры; контроль за внятностью и выразительностью речи; подготовка к усвоению элементарных навыков звукового анализа и синтеза.

3. Занятия по развитию связной речи.

Основной задачей этих занятий является обучение детей самостоятельному высказыванию.

На основе сформированных навыков использования различных типов предложений у детей вырабатывается умение передавать впечатления об увиденном, о событиях окружающей действительности, в логической последовательности излагать содержание картин или их серий, составлять рассказ-описание.

Старшая группа – на занятиях по произношению проводится работа по подготовке к обучению грамоте (наи­более эффективной формой является проведение фронтально­го логопедических занятий с подгруппами по 6—7 человек).

1 период – по произношению – 0

– по формированию ЛГСР и развитию связной речи – 2

2 период – по произношению – 2

– по формированию ЛГСР и развитию связной речи – 3

3 период – по произношению – 2

– по формированию ЛГСР и развитию связной речи – 3

Подготовительная группа

1 период – по произношению – 2

– по формированию ЛГСР и развитию связной речи – 3

– по обучению грамоте – 0

2 период – по произношению – 2

– по формированию ЛГСР и развитию связной речи – 2

– по обучению грамоте – 1

3 период – по произношению – 1

– по формированию ЛГСР и развитию связной речи – 2

– по обучению грамоте – 2

2) Составление конспекта по развитию лексико-грамматического строя речи и связной речи

Весь процесс коррекционного обучения имеет четкую коммуникативную направленность. Усваиваемые элементы языковой системы должны включаться в непосредственное общение. Важно научить детей применять отработанные речевые операции в аналогичных или новых ситуациях, творчески использовать полученные навыки в различных видах деятельности.

1. четко определить тему и цель занятий;

2. выделить номинативный, предикативный, атрибутивный словарь, который дети должны усвоить в активной речи;

3. отобрать лексический и грамматический материал с учетом темы и цели занятий, этапа коррекционного обучения, индивидуального подхода к речевым и психическим возможностям детей (при этом допускается ненормативное фонетическое оформление части речевого материала);

4. обозначить основные этапы занятия, показав их взаимосвязь и взаимообусловленность, и сформулировать цель каждого этапа;

5. подчеркнуть наличие обучающего момента и последовательного закрепления нового материала;

6. обеспечить постепенную смену видов речевых и речемыслительных заданий возрастающей сложности;

7. включить в занятие разнообразные игровые и дидактические упражнения с элементами соревнования, контроля за своими действиями и действиями товарищей;

8. при отборе программного материала учитывать зону ближайшего развития дошкольника, потенциальные возможности для развития мыслительной деятельности, сложных форм восприятия, воображения;

9. предусмотреть приемы, обеспечивающие при индивидуальном подходе к детям вовлечение их в активную речевую и познавательную деятельность;

10. включить регулярное повторение усвоенного речевого материала.

3) Документация логопеда

Для успешной результативной работы логопеду помимо профессионализма и целого ряда личностных качеств необходимо владеть умением правильно и грамотно вести документацию. Это позволит эффективно и рационально планировать ход коррекционного обучения с учетом речевых нарушений детей, их физиологических и психологических особенностей, четко фиксировать этапы логопедического обследования. Ведение документации позволяет специалисту отражать содержание логопедических занятий, как индивидуальных, так и фронтальных, подгрупповых, планировать совместную работу логопеда, воспитателей и родителей, а также подводить итоги проведенной логопедической работы.

Умение правильно оформлять документацию поможет логопеду реально, с максимальной точностью оценивать результативность коррекционно-педагогического процесса обучения и, судя по итогам, намечать в дальнейшем наиболее эффективные приемы работы с детьми.

Документация логопеда должна включать медицинские заключения, с которыми ребенок поступает в группу: заключение МППК, логопедическую характеристику от логопеда поликлиники; заключения психо-невролога, оториноларинголога, офтальмолога, ортодонта.

На протяжении учебного года (с сентября по июнь включительно) логопед оформляет пять видов документации:

– речевую карту на каждого ребенка;

– перспективный и календарный план работы;

– индивидуальные тетради на каждого ребенка;

– тетрадь для вечерних занятий воспитателя по заданию логопеда;

– годовой отчет о результатах коррекционного обучения.

С целью повышения эффективности коррекционно-педагогического процесса, его организованности логопеду необходимо планировать свою деятельность. Различают два вида планирования: перспективное и календарное.

Перспективное планирование предполагает составление плана логокоррекционной работы на учебный год.

Планирование работы в логопедических группах различного профиля представлено в коррекционных программах, рекомендованных Министерством просвещения СССР, Министерством образования РФ, большинство из которых были составлены более 25 лет назад. За это время в организации и содержании образовательного процесса в дошкольных учреждениях произошли значительные изменения. В настоящее время принят ряд документов, в которых закрепляется право ДОУ самостоятельно выбирать программы, рекомендованные государственными органами управления образования, вносить в них различные коррективы, в частности изменять формы, содержание и количество фронтальных занятий.

В современной логопедической практике имеет место уменьшение общего числа фронтальных занятий, что предполагает увеличение количества и улучшение качества индивидуальных и подгрупповых занятий.

Планирование логокоррекционной работы осуществляется на основе определенной специальной программы обучения и воспитания детей с нарушениями речи, с учетом профиля логопедической группы, возраста детей, а также с учетом современных подходов к планированию коррекционно-педагогического процесса.

Разделы плана охватывают все стороны речевой деятельности: фонетико-фонематическую, лексико-грамматическую, связное высказывание. Содержание разделов плана распределяется по периодам обучения, месяцам, неделям. Это позволяет рационально распределять во времени многообразные коррекционные задачи, регулировать объем речевого материала на групповых и подгрупповых занятиях и обеспечивать эффективность и высокую результативность коррекционно-педагогического процесса.

Тематическое планирование лексического материала представлено с учетом требований общеобразовательных программ дошкольных учреждений и специальных (коррекционных) программ для логопедических групп. Обогащение словарного запаса по конкретной лексической теме осуществляется на занятиях и вне занятий логопедом, воспитателями, родителями и профильными специалистами, работающими в логопедической группе.

В соответствии с перспективным планом логопед обязан вести календарный план, в котором отражается ежедневная работа – фронтальная, подгрупповая, индивидуальная. К фронтальным занятиям при календарном планировании обязательно должен прилагаться конспект или развернутый план с указанием темы, цели, основных этапов занятия.

Индивидуальные занятия с детьми (не менее семи человек) также планируются каждый день. В календарном плане в разделе «Индивидуальная работа с детьми» должны указываться:

· фамилия и имя ребенка;

· тема индивидуального занятия;

· содержание занятия (вписывается в индивидуальную тетрадь ребенка).

Примерно один раз в две недели логопед должен планировать консультации для родителей, подготовить и провести четыре родительских собрания, приурочивая их к началу учебного года и к каждому периоду обучения.

5) Методические пособия (в том числе и программы)

В настоящее время существует ряд методических рекомендаций по организации логопедической работы в группах для детей с ОНР:

· Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи в условиях специального детского сада. – М., 1993.

· Нищева Н.В. Система коррекционной работы в логопедических группах для детей с ОНР. – СПб., 2001.

– Н.В. Серебрякова Перспективное планирование работы логопеда в старшей (подготовительной) группе ДОУ (ФФНР, ОНР) / Диагностика нарушений речи у детей и организация логопедической работы в условиях дошкольного образовательного учреждения: Сборник методических рекомендаций. – СПб., 2001.

· Ткаченко Т.А. Если дошкольник плохо говорит. – М., 1999.

· Шаховская С.Н., Худенко Е.Д. Логопедические занятия в детском саду для детей с нарушениями речи. – М., 1992.

· Миронова С.А Развитие речи дошкольников на логопедических занятиях. – М., 1991.

6) Оборудование логопедического кабинета

Оборудование логопедического кабинета

1. Настенное зеркало (70 на 100 см) со шторкой и подсветкой (для индивидуальной и групповой работы по постановке звуков)

2. Индивидуальные зеркала (9 на 12 см) для каждого ребенка.

3. Детские столы (не менее четырех) и стулья (6-10), мебель должна отвечать санитарно-гигиеническим нормам.

4. Рабочий стол для логопеда.

5. Шкафы для пособий и литературы.

6. Навесная доска (часть доски должна быть разлинована, другая – приспособлена для размещения на ней иллюстраций, картинок).

8. Магнитофон для записи речи детей.

9. Дидактические пособия:

· пособия для обследования: слуха, интеллекта;

· пособия для обследования и формирования: фонематических процессов, звукопроизношения, словарного запаса, грамматическогостроя, связной речи, дыхания и голоса, мелкой моторики, неречевых процессов (внимания, памяти, восприятия, мыслительных операций);

· пособия для обучения грамоте.

7) Взаимосвязь с другими специалистами

Вся коррекционно-воспитательная работа в дошкольном учреждении проводится как на специальных занятиях, так и в повседневной жизни.

Педагоги группы – логопед, психолог, воспитатели – должны работать в тесном содружестве, стремиться к созданию единого подхода в коррекционно-воспитательной работе.

· совместное изучение содержания программы обучения и воспитания в специальном дошкольном учреждении и составление совместного плана работы. Воспитателю необходимо знать содержание не только тех разделов программы, по которым он непосредственно проводит занятия, но и тех, которые проводит логопед, так как правильное планирование занятий воспитателя обеспечивает необходимое закрепление материала в разных видах деятельности детей;

· обсуждение результатов совместного изучения детей, которое велось на занятиях и в повседневной жизни;

· совместная подготовка ко всем детским праздникам (логопед отбирает речевой материал, а воспитатель закрепляет его);

· разработка общих рекомендаций для родителей.

Все специалисты работают под руководством логопеда, который является организатором и координатором всей коррекционно-развивающей работы, проводит медико-педагогические консилиумы, составляет совместно с коллегами блочный интегрированный календарно-тематический план, осуществляет постановку диафрагмально-речевого дыхания, коррекцию дефектных звуков, их автоматизацию, дифференциацию, введение их в самостоятельную речь, способствует логопедизации режимных моментов и занятий, практическому овладению детьми навыками словообразования и словоизменения, что помогает личностному росту ребенка, формированию уверенного поведения, чувства достоинства, адаптации в обществе сверстников, взрослых, а в дальнейшем – успешному обучению в школе.

Дата добавления: 2016-01-09 ; просмотров: 8563 ; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ

Читайте также:
Космос - конспект фронтального логопедического занятия
Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: