Использование логопедических наглядно-игровых средств в системе логокоррекционной работы

Использование наглядного дидактического материала в логопедической работе с детьми с ОНР

Автор: Покоевец Ксения Николаевна, учитель-логопед МБДОУ “ЦРР-д/с “Чайка”.
Описание материала: материал будет полезен учителям – логопедам образовательных учреждений
Современное общество существенно повысило свой интерес к качественному и доступному образованию для детей со специфическими потребностями, включая детей с общим недоразвитием речи (ОНР). Все участники образовательного процесса объединены целью достижения условий, которые будут не только оптимальны для полноценного развития детей, но и будут удовлетворять потребности их самореализации. Основной целью всех дошкольных образовательных учреждений в соответствии с законом Российской Федерации является формирование и развитие личности, укрепление здоровья, обеспечение адаптации ребенка и социально-психологической реабилитации путем специально организованного образовательно-воспитательного процесса в комплексе с коррекционно-развивающей работой [1].

В современной логопедии актуален принцип раннего и комплексного коррекционного воздействия на детей с речевыми нарушениями, так как дошкольный период наиболее благоприятен для развития речи, интеллектуальных способностей, психических процессов [5].

В настоящее время нарушение речевого развития дошкольников становится все более актуальным вопросом. Наблюдается рост численности старших дошкольников, которые имеют ОНР, распознаваемое как системное недоразвитие речи, при котором оказывается несформированными все ее стороны, и это в дальнейшем оказывает отрицательное воздействие на изучение дошкольниками школьной программы.
В логопедии существует множество принципов, которые помогают в процессе коррекционно-развивающего обучения. Каждый из принципов важен по-своему, и отсутствие любого из них приводит к неполноценности логопедической работы. Одним из ведущих принципов обучения дошкольника является принцип наглядности, который в результате применения доступных для понимания и эстетически привлекательных образов позволяет добиться более качественного усвоения материала. Я.А. Коменский считал его «золотым правилом» дидактики [4]. Его осуществление в организованной образовательной деятельности в дошкольных образовательных учреждениях получает все большее распространение, и в логопедической практике его реализация связывается с появлением новых видов наглядных пособий и их возможностями в воспитании дошкольников.

Традиционно наглядно-дидактический материал делится на два вида: демонстрационный (предназначен для показа всей группе детей) и раздаточный (для работы одного ребенка, индивидуально).

Наглядно-дидактический материал помогает реализовать принципы обучения детей, указанные в ФГОС: «насыщенность (наличие игровых вспомогательных материалов для игровой активности детей); вариативность (наличие разнообразных материалов, игр, их периодическая сменяемость и появление новых предметов); трансформируемость (возможность изменения элементов, смены дидактического материала в зависимости от образовательной задачи); доступность (свободный доступ всех детей к играм, материалам)».

Наглядно-дидактический материал представляет собой, с одной стороны, наглядное пособие, со второй – дидактическую игру со своим содержанием, организацией и методикой проведения. С помощью данного материала создается игровая ситуация, актуализируются знания детей, объясняются правила, формируется дополнительная стимуляция игровой и речевой активности, создаются условия для возникновения и усиления познавательных мотивов, развития интересов, формируется положительное отношение к обучению. Сам процесс обучения становится эмоциональным, действенным, позволяющим ребенку усвоить свой собственный опыт, активизируя познавательную деятельность.

Основная деятельность учителя-логопеда дошкольного образовательного учреждения состоит в формировании у дошкольников всех сторон речи. Учителя-логопеды ДОУ остро нуждаются в дидактических и наглядно-игровых пособиях, так как многократные повторения одного и того же материала утомляют не только ребенка, но и взрослого. Следовательно, приходится придумывать, как и чем разнообразить организованную образовательную деятельность, чтобы отрабатываемый материал не наскучил дошкольнику, был для него занимателен. Поскольку только положительная мотивация будет содействовать эффективной работе, что приведет в результате к желаемому результату. Собственно, этот факт ведет к поиску новейших приемов работы, новых универсальных пособий, дающих возможность работать над формированием всех сторон речи дошкольника.

Поэтому в логопедической работе мной используются многофункциональные пособия своей разработки, основная цель которых коррекция речевых нарушений и познавательной сферы у дошкольников.

На базе логопедической группы МБДОУ «Центр развития ребенка – детский сад «Чайка» г. Абакана нами были изготовлены следующие пособия:
1. Логопедическое пособие «Волшебная книжка», которое соответствует системно-деятельному подходу, доступное и безопасное. «Волшебная книжка» в виде альбома на липучках помогает работать над развитием всех сторон речи, начиная от закрепления правильного звукопроизношения и завершая работой по формированию связной речи, а также способствует формированию внимания, памяти, повышает работоспособность, активизируют мыслительные операции, готовит дошкольников к школе. Наглядный материал демонстрируется в виде ярких и интересных ламинированных картинок с силуэтами и контурными рисунками, и картинок на липучках, наклеек и игрушек, позволяющих положительно влиять на эмоциональное состояние детей, поддерживать интерес к организованной образовательной деятельности, формировать произвольное внимание при работе с предлагаемым материалом. Пособие может быть использовано как в индивидуальной работе с дошкольником, так и в работе с двумя детьми одновременно, поскольку имеет две и три рабочих поверхности. Возможно и командное выполнение упражнений.

Читайте также:
Словарь по лексическим темам с упражнениями

2. Логопедическое пособие «Ромашка-солнышко» представляет сшитый из ткани круг в виде солнышка, внутри – синтепон. Лучики прикрепляются на липучки, на которых нашит прозрачный карман. Используется данное пособие как на итоговых ООД, так и в повседневной деятельности с детьми. Алгоритм применения: каждый дошкольник берет лучик с картинкой, в названии которой есть звук, который он научился правильно произносить, и прикрепляет его к общему солнышку.

3. Наглядно-игровое пособие «Логопедический чемоданчик» -трансформируемый комплекс пособий, позволяющий проводить организованную образовательную деятельность по различным направлениям. Пособие сделано из ковролина в форме чемоданчика-альбома на разъемных кольцах с наполнением в виде пластикового зеркала, карточек с изображением артикуляционных упражнений, картинок, соответствующих названию артикуляционных упражнений, букв, цифр, условных моделей звуков, слов, предлогов, персонажей сказок и других элементов, изготовленных из фетра на контактной ленте. Варианты игр, заданий и упражнений с использованием пособия «Логопедический чемоданчик» достаточно разнообразны: «Пианино», «Ладошки», «Составь предложение», «Слоговой паровозик», «Собери слово», «Чудо-дерево», «Чей хвост?», «Придумай несуществующее животное», «Расскажи сказку» и т.д.

4. Наглядно-игровое пособие «Логопедический дартс» представлен в виде круга, разделенного на сектора, выполненного из ковролина и теннисных шариков с контактной лентой. Данное пособие оценили мальчики нашей группы, так как оно развивает меткость, глазомер, поднимает настроение, развивает командный дух. НА основе данного пособия проводятся игры: «Подбери слово на выпавшую букву», «Угадай сказку по персонажам», «Когда это бывает?» «Кто как передвигается?», «Кто где живёт?», «Подбери слова – признаки к животным» и т.д.

Также мною используются игровые пособия с движением в нестандартном положении, так как у моих воспитанников отмечается неустойчивое внимание, они неусидчивы и с трудом запоминают материал. Работа по ярким пособиям значительно совершенствует усвоение материала, делает процесс обучения занимательным, эффективным и здоровьесберегающим. Плюсом предложенного пособия является то, что дошкольников не «привязывают» к классическим упражнениям за столом, а выполнение заданий предполагаю в сочетании сдвижением

5. Логопедическое пособие «Волшебные дорожки». Это одно из напольных пособий, полюбившееся дошкольникам. На пособии изображены разнообразные дорожки: ступни ребенка, следы невиданных зверей, дорожка из цветов с цифрами и полянки с необычными заданиями (полянка, где задания предлагает «Умная сова», полянка пальчиковой гимнастики, двигательной гимнастики и т.д.).

Итак, применение в логопедической работе наглядно-дидактического материала создает максимально благоприятные условия для развития детей дошкольного возраста. При помощи данных пособий повысилась эффективность логопедического воздействия, дошкольники с увлечением занимаются на занятиях.

Литература:
1.Об образовании в Российской Федерации: федер. закон Рос. Федерации от 29 декабря 2012 г. №273-ФЗ: принят Гос. Думой Рос. Федерации 21 декабря 2012 г.: одобр. Советом Федерации Федер. Собр. Рос. Федерации 26 декабря 2012 г. // Рос.газ. – 2012. – 31 декабря.
2. Акименко В.М. «Новые логопедические технологии»-Феникс.-2009.
3. Громова О. Е. Инновации в логопедическую практику. / Методическое пособие для дошкольных образовательных учреждений / Сост. О. Е. Громова. — М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 2008. – 232 С.
4. Коменский Я.А. Великая дидактика. – / Я.Л. Коменский. // Избранные педагогические сочинения в 2-х т. — М.: Педагогика,1982, т. 1., с. 384
5. Сиротюк А.Л. В инструментальную копилку логопеда //Логопед. №2.2006. С.4-14.

Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Главная
  • Публикации в журнале
  • Дошкольное образование. Разное
  • Система наглядно-игровых средств в логопедической работе с дошкольниками

Система наглядно-игровых средств в логопедической работе с дошкольниками

  • ” onclick=”window.open(this.href,’win2′,’status=no,toolbar=no,scrollbars=yes,titlebar=no,menubar=no,resizable=yes,width=640,height=480,directories=no,location=no’); return false;” rel=”nofollow”> Печать
  • E-mail

Система наглядно-игровых средств в логопедической работе
с дошкольниками

Калашникова Ольга Юрьевна,
ГБДОУ детский сад №53 компенсирующего вида
Калининского района Санкт-Петербурга

Несмотря на большое разнообразие, наглядно-игровых средств в коррекционно-логопедической работе по формированию грамматического строя речи, не исключается поиск новых более эффективных. Именно использование разнообразных наглядно игровых средств, приводит к эффективности формирования грамматического строя речи.

Логопедическое воздействие осуществляется различными методиками. Метод обучения в педагогике рассматривается как способ совместной деятельности педагога и детей, направленный на освоение детьми знаний, навыков и умений, на формирование умственных способностей. Выбор и использование того или иного метода определяется характером речевого нарушения, содержанием, целями и задачами коррекционно-логопедического воздействия, этапом работы, возрастными, индивидуально- психологическими особенностями ребенка. На каждом из этапов логопедической работы эффективность овладения правильными речевыми навыками обеспечивается соответствующей группой методов. Знание закономерностей усвоения речи необходимо при выборе методики обучения детей родному языку, то есть при выборе средств обучения.

Средства обучения языку – это:

1) дидактический (учебный) материал, то есть та речь, с которой взрослый обращается к детям;

2) методы и приемы обучения, которые применяют взрослые, чтобы ребенок активно усваивал обращенную к нему речь (дидактический речевой материал);

Читайте также:
Программа 'Коррекция фонетико-фонематического недоразвития речи' для учащихся 2 класса

3) организация обучения, то есть распределение речевой работы по времени, выбор ситуации, когда целесообразней всего поощрять ребенка на речевые действия ( специальные занятия, речевое общение во время игры и т.д.)

Наглядно-игровые средства – это, с одной стороны образно опосредованные или схематично опосредованные иллюстрации, которые несут на себе не основную, а дополнительную функцию. С их помощью создается игровая ситуация, актуализируются знания детей, объясняются правила, формируется дополнительная стимуляция игровой и речевой активности детей, создаются условия для возникновения и усиления познавательных мотивов, развития интересов, формируется положительное отношение к обучению, активизируется познавательная деятельность. Сам процесс обучения становится эмоциональным, действенным, позволяющим ребенку получить свой собственный опыт. Наглядно-игровые средства, с одой стороны, дают детям зрительную опору, а с другой – служат дополнительной мотивацией. Кроме того, возникающая при этом игровая ситуация позволяет создать на занятии более естественную для дошкольников атмосферу игровой деятельности, а следовательно, вызвать потребность в речевом общении. Наглядно-игровые средства представляют, с одной стороны, наглядное пособие, с другой – дидактическую игру со своим содержанием, организацией и методикой проведения. Игра в этом случае преследует учебные цели и является учебно- игровой ситуацией. По выражению А.М. Новиковой, « симбиоз игровой и учебной деятельности» [2].

Коррекция нарушений речи проводится с учетом ведущей деятельности. У детей дошкольного возраста она осуществляется в процессе игровой деятельности (Д.Б. Эльконин, Л.С. Выготский). Игровая деятельность точно и продуктивно отражает структуру реальной познавательной деятельности – необходимой предпосылки того, чтобы приобретенные детьми знания, умения и навыки на основе игровой формы применялись в реальном познавательном процессе. Конкретная дидактическая задача реализуется через игровую деятельность, а занимательность облегчает выполнение этой задачи. В практике коррекционно-логопедической работы игра часто оказывается обычным упражнением с использованием наглядных пособий. Смешение дидактической игры и упражнений возникает в связи с общностью цели и задач, которые решают и те, и другие методы обучения. Игровой метод предполагает использование различных компонентов игровой деятельности в сочетании с другими приемами: показом, пояснением, указаниями, вопросами. Одним из основных компонентов метода является воображаемая ситуация в развернутом виде (сюжет, роль, игровые действия). В игровом методе ведущая роль принадлежит педагогу, который подбирает игру в соответствии с намеченными целями и задачами коррекции, организует и активизирует деятельность детей. Использование различных игр определяется задачами и этапами коррекционно-логопедической работы, характером и структурой дефекта, возрастными и индивидуальными особенностями детей.

Связь речи с другими сторонами психического развития, раскрывает зависимость формирования отдельных компонентов речи от состояния других психических процессов, а выявление этой связи лежит в основе воздействия на те психологические особенности детей с ОНР, которые прямо или косвенно препятствуют эффективной коррекции речевой деятельности (И.Т. Власенко, Г.А. Каше, Р.Е. Левиной, Л.Ф. Спировой, А.В. Ястребовой и др.).

«Ребенок, относительно зрелый по своему физическому развитию, еще не владеет системой языка… следствием этого, является недоразвитие и всех видов психической деятельности, непосредственно зависящих от овладения полноценной речью… внимания, памяти, воображения, мышления, действия»[1].

Недостаточный уровень развития абстрактно- логического мышления у дошкольников ставит нас перед необходимостью широкого применения наглядности. Наглядные методы представляют собой те формы усвоения знаний, умений и навыков, которые находятся в существенной зависимости от применяемых при обучении наглядных пособий. Использование пособий облегчает усвоение материала, способствует формированию сенсорных предпосылок для развития речевых навыков и умений. Опора на чувственные образы делает усвоение речевых умений и навыков более конкретными, доступными, осознанными, повышает эффективность логопедической работы.

Наглядно-игровые средства дают возможность дошкольникам с ОНР, у которых не развито словесно-логическое мышление, наглядно представить конкретную ситуацию, необходимую для прохождения определенного речевого высказывания. Содержание каждого наглядно-игрового средства способствует решению максимального количества задач связанных с формированием грамматического строя речи. При разработке комплекса наглядно-игровых средств по формированию грамматического строя речи необходимо опираться на знания закономерностей развития речевой функции детей.

Наглядно – игровые средства в логопедической работе с дошкольниками.
консультация по логопедии на тему

Игра — основной вид деятельности дошкольника. Энцик­лопедический словарь относит её к виду непродуктивной деятельности, мотив которой не в результатах, а в самом про­цессе. Являясь соединительным звеном между конкретным опытом и наглядным мышлением, игровая деятельность свя­зана с условностями, выступая средством познания реальнос­ти. В процессе игры создаются и развертываются условные формы взаимосвязи между детьми и моделируемыми реалия­ми действительности.

Скачать:

Вложение Размер
naglyadno-igrovye_sredstva_v_logopedicheskoy_rabote_s_doshkolnikami1.docx 13.26 КБ

Предварительный просмотр:

Игра — основной вид деятельности дошкольника. Энциклопедический словарь относит её к виду непродуктивной деятельности, мотив которой не в результатах, а в самом процессе. Являясь соединительным звеном между конкретным опытом и наглядным мышлением, игровая деятельность связана с условностями, выступая средством познания реальности. В процессе игры создаются и развертываются условные формы взаимосвязи между детьми и моделируемыми реалиями действительности. Объекты, явления и процессы окружающего мира имитируются в игре, заменяясь условной наглядной моделью.

Здесь надо отметить определенное противоречие: с одной стороны, важность коррекции речевого дефекта требует организации специальных занятий, направленных на преодоление той или иной речевой патологии; с другой — ведущая роль в развитии ребенка дошкольного возраста принадлежит игре.

Проведение на групповых, подгрупповых и индивидуальных логопедических занятиях специально подобранных игр создает максимально благоприятные условия для развития детей и позволяет решать педагогические и коррекционные задачи в естественных для ребенка условиях игровой деятельности. Конечно, игра, проводимая на занятии, не является игрой в строгом смысле этого слова, так как в отличие от классического определения игры преследует учебные цели. Это скорее учебно-игровая ситуация, по выражению А.М. Новикова, «симбиоз игровой и учебной деятельности».

У дошкольников не развито абстрактно-логическое мышление: оно носит наглядно-образный, а в отдельных случаях (при сочетанных дефектах, отставании в развитии, ЗПР) и наглядно-действенный характер.

Специально организованные игры способствуют возрастанию у детей интереса к занятиям, повышению внимания, речевой активности.

Наглядно-игровые средства представляют, с одной стороны, наглядное пособие, с другой — дидактическую игру со своим содержанием, организацией и методикой проведения. С наглядными средствами их объединяет сходство с образно или схематично опосредованными иллюстрациями. Разница состоит в том, что в наглядно-игровых средствах такие иллюстрации несут не основную, а дополнительную функцию. С их помощью создается игровая ситуация, актуализируются знания детей, объясняются правила, формируется дополнительная стимуляция игровой и речевой активности, создаются условия для возникновения и усиления познавательных мотивов, развития интересов, формируется положительное отношение к обучению. Сам процесс обучения становится эмоциональным, действенным, позволяющим ребёнку усвоить свой собственный опыт, активизируя познавательную деятельность.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование наглядно-игровых средств при формировании восприятия у дошкольников с нарушениями речи.

В статье раскрывается логопедическая работа по развитию фонематических процессов. Более подробно описана работа по формированию навыков звукового анализа. представлена зрительная символика обозначения.

Наглядно-игровые средства в логопедической работе с дошкольниками.

формировать и развивать навык образования относительных прилагательных от существительных, учить изменению образованных прилагательных по родам.

Использование современных игровых технологий в логопедической работе с дошкольниками

Данный материал содержит рекомендации по использованию современных игровых технологий в логопедической работе с дошкольниками.

Мастер-класс: Наглядно – игровые средства в логопедической работе с дошкольниками

Игровая деятельность – необходимое условие развития личности. В процессе деятельности приобретается жизненный опыт, познается окружающая деятельность, усваиваются знания, вырабатываются умения и навык.

Игровые приемы в логопедической работе с дошкольниками на этапе обучения навыкам звукового анализа и синтеза

В данной консультации представлен игровой материал по работе сдошкольниками 5-7 лет на этапе обучения звукового анализа и синтеза.

«Наглядно-игровые средства в логопедической работе с дошкольниками»

Игровая деятельность – необходимое условие развития личности. В процессе деятельности приобретается жизненный опыт, познается окружающая деятельность, усваиваются знания, вырабатываются ум.

«Игровые технологии в логопедической работе с дошкольниками с тяжелыми нарушениями речи на этапе дифференциации звуков»

Данная статья содержит обобщение опыта коррекционной логопедической работы с детьми с тяжелыми нарушениями речи на этапе дифференциации звуков.

Статья “Использование игровых технологий как средства повышения эффективности коррекционной работы”

В настоящее время довольно много встречается дошкольников с отклонениями в речевом развитии. В ряду задач, стоящих перед дошкольным учреждением, важное место занимает задача подготовки детей к школе. Одним из основных показателей готовности ребенка к успешному обучению является правильная, хорошо развитая речь. Поэтому так важно заботиться о своевременном формировании речи детей, о ее чистоте и правильности.

Как научить ребенка успешно чему-то, чтобы у него не возникло трудностей в усвоении нового материала? Эту проблему вполне могут решить игровые технологии, так как для дошкольника ведущий и наиболее приятный вид деятельности – игра. В игре ребёнок естественным образом обучается, решая коррекционные, образовательные и воспитательные задачи. Этому способствует и положительный эмоциональный фон игры.

В литературе по логопедии отмечается специфика игровой деятельности у детей с нарушениями речи, разрабатываются научно-методические аспекты применения игры как коррекционного средства (Г.В. Косова, Р.Г. Лазарева, С.А. Миронова, В.И. Селиверстов, Л.Н. Усачева, Т.Е. Филичева и др.). Однако в публикациях остаются недостаточно раскрытыми возможности и целесообразность использования разных видов игр и элементов игры на разных этапах логопедической работы с детьми, имеющими те или иные речевые нарушения.

В связи с этим мной была определена тема работы “Использование игровых технологий как средства повышения эффективности коррекционной работы”.

Главная цель моей работы преодоление проблем, связанных с нарушением речи у детей, а также, предупреждение речевых расстройств с помощью игровых технологий.
Приоритетными задачами моей работы можно назвать следующие:

1. Способствовать формированию речевой готовности к обучению в школе
(исправление недостатков звукопроизношения, развитие фонематического слуха, совершенствование грамматического строя речи, закрепление словаря, развитие связной речи).
2. Способствовать формированию психологической готовности к школьному обучению:
– активизация психических процессов (внимания, зрительного и слухового восприятия, памяти и мышления);
– развитие позитивного отношения к процессу обучения и повышение эмоционального комфорта на занятиях.
Начиная работу с детьми, провела диагностику. Были получены следующие результаты:

сентябрь 2010г.- с чистой речью – 34% , с нарушениями – 66%
сентябрь 2011г.- с чистой речью – 37%, с нарушениями – 63%
Элемент игры я вводила буквально с первых занятий. Так, на этапе подготовки артикуляционного аппарата, на этапе вызывания звука для более четкого зрительного восприятия артикуляционных укладов наряду с показом артикуляционных профилей, показом положений языка с помощью кисти руки, я использовала куклу ” Клаву” и бегемотика “Боню”. Цель: показ точных движений органов артикуляционного аппарата; создание игровой мотивации.

При отработке артикуляционных укладов эффективен прием обыгрывания артикуляционных движений или поз. Я использовала небольшие стихотворения или сказки “о веселом язычке” с опорой на наглядность.
Как известно, произношение звуков тесно связано с дыханием. И поэтому я, уделяла пристальное внимание формированию речевого дыхания у детей как базы для правильного развития не только звукопроизношения, но и всей речи в целом.

Автоматизация звука – важный, но малоинтересный для ребёнка вид работы, заключающийся в многократном повторении слогов, слов, предложений, текстов.

Я предлагала задания, направленные не только на автоматизацию звука в речи, но и на развитие мелкой моторики, графических навыков, чувства ритма у детей.
Закреплению изолированного произношения звуков, а особенно таких как С, З, Ш, Ж, Л, Р, способствовали следующие игровые пособия: “Звуковые дорожки”, ” Лабиринты” – на одном вдохе ребенок должен был тянуть автоматизируемый звук и одновременно ведет пальчиком по дорожке (СССС….). Это может быть движение самолета, машины, и т. д.

Использование данных игровых пособий позволяло не только отрабатывать изолированное произношение звуков, но и развивать речевое дыхание, зрительное восприятие, мелкую моторику.

При автоматизации звука в слогах соединяется закрепляемый согласный с гласными А, О, У, Ы сначала в прямые слоги (РА, РО, РУ, РЫ), затем в обратные (АР, ОР, УР, ЫР).

Далее отрабатывался звук в позиции между гласными и со стечением согласных: АРА, ОРЫ, ДРА, КРА и т. д.
В большинстве случаев это было утомительное и не интересное задание для ребенка, я старалась превратить его в увлекательную игру благодаря игровым пособиям:

“Подружи звуки”, “Слоговая ромашка”, “Слоговые дорожки”, “Подружи звуки”, “Слоговые листочки”, “Догонялки”, “Ступеньки”, “Чудесная лесенка”, и другие. Детям предлагалось “шагать” пальчиками по дорожкам, следам, ступенькам, стрелочкам, лужам и одновременно проговаривать нужные слоги. Заинтересованный ребенок, в стремлении кому-то помочь или кого-то догнать старался выполнить задание правильно и быстро.

Автоматизация звука в словах требует более длительной систематической тренировки. Игровой материал был подобран так, чтобы автоматизируемый звук отрабатывался в начале, середине и конце слов. Параллельно с автоматизацией звуков в словах совершенствовала и лексико-граматический строй речи, развивала фонематическое восприятие, навыки слогового анализа и синтеза. На каждом занятии ребенку приходилось проговаривать большое количество слов, поэтому целесообразным и эффективным решением в данной ситуации, было использование следующих игровых наглядных пособий:
“Магазин”, “Логопедическое лото”, “Волшебный цветок”, ” Назови слова”, “Один – много” и другие. В описанных играх дети совершали покупки в магазине, собирали лепесточки в цветок, расселяли животных в домики, а также проговаривали слова с заданным звуком, активизируя словарь и развивая фонематический слух.

Автоматизация звука во фразах и предложениях, я проводила уже на знакомых, отработанных с ребенком словах. Желательно также, чтобы в каждом слове, входящем в предложение или стихотворение, был автоматизируемый звук.
На данном этапе использовала различные игровые пособия с усложнением речевого материала: “Логопедические лото”, “Скороговорки в картинках”, “Рррычащий рассказ”, “Связанные одной цепью”, “Найди ошибки”, “Зоопарк”, “Лабиринт”, “Загадочные картинки”, “Что есть у Иры?”, “Придумай предложение”, “Рифмушки” и другие.

В процессе игр дети овладевали умениями придумывать предложения с заданными словами, находили в них нужные звуки, работали над структурой слова, учились правильно употреблять и контролировать звуки в собственной речи.

Подтверждением эффективности работы по теме служат следующие показатели:

май 2011г. обследовано 39 детей: количество детей с чистой речью увеличилось с 34%до 69 % детей, с нарушением (автоматизация) уменьшилось с 66% до 31%.
май 2012г. обследовано 42 ребёнка: количество детей с чистой речью увеличилось с 37%до 86% детей, с нарушениями (автоматизация) уменьшилось с 63% (25) до 14%(6) детей.
Вывод: результаты игровой организации логопедических занятий убедили меня в том, что в ходе занятий с использованием игры создаются благоприятные условия для речевого общения детей, для активизации и развития их речи.

Использование логопедических наглядно-игровых средств в системе логокоррекционной работы

Игра – основной вид деятельности дошкольника. Проведение на групповых, подгрупповых и индивидуальных логопедических занятиях специально подобранных игр создаёт максимально благоприятные условия для развития детей и позволяет решать педагогические и коррекционные задачи в естественных для ребёнка условиях игровой деятельности. Специально организованные игры способствуют возрастанию у детей интереса к занятиям, повышению внимания, речевой активности.

Наглядно-игровые средства представляют, с одной стороны, наглядное пособие, с другой – дидактическую игру со своим содержанием, организацией и методикой проведения. С их помощью создаётся игровая ситуация, актуализируются знания детей, объясняются правила, формируется дополнительная стимуляция игровой и речевой активности, создаются условия для возникновения и усиления познавательных мотивов, развития интересов, формируется положительное отношение к обучению.

С использованием игровых моментов усвоение даже сложного материала происходит без особого нервного напряжения: ребёнок с усердием постарается овладеть тем, что способствует успеху игры, незаметно для себя решая ту или иную задачу.

Играть в логопедические игры весело и интересно. Дети соревнуются друг с другом. Учатся «работать» сообща. В результате возникшего интереса к играм поставленные логопедом задачи быстрее решаются, речь детей становится грамматически правильной. Использование игр в системе логопедической работы позволяет снизить утомляемость и повысить эмоциональную заинтересованность ребёнка.

Предлагаю наглядно-игровые средства, которые я сделала и использую в своей работе с детьми.

Игра «Слоговое лото»

Цель: Упражнять в соотнесении слоговых схем и слов.

Пособие: Несколько (4-6, по числу играющих детей) карт с изображением слоговых схем, предметные картинки.

Ход игры: Играют 4-6 детей. Им раздают карточки со слоговыми схемами. Логопед показывает поочерёдно предметные картинки и произносит слова, обозначающие предмет на данной картинке. Дети делят слово на слоги, берут картинку и накладывают её на соответствующую схему на своей карточке. Игра продолжается до тех пор, пока на карточках у каждого ребёнка будут закрыты все схемы.

Предлагаю вариант карточки со слоговыми схемами и соответствующих предметных картинок. Варианты могут быть различными. Важно называть слова, так как ребёнок может называть предмет, изображённый на картинке, по-разному: мышь – мышка – мышонок. Соответственно изменяется слоговой состав слова.

Игра «Расшифруй слово»

Цель: Закреплять умение проводить звуковой анализ слова, определять первый звук в слове. Упражнять в составлении слова из первых звуков, обозначающих предметы, изображённые на картинках.

Пособие: Карточки с приклеенными картинками.

Ход игры: Логопед раздаёт по одной карточке детям (можно играть индивидуально с каждым ребёнком или с подгруппой из 4-6 ребят), предлагает определить первый звук в каждом слове и составить слово. В случае затруднений в назывании предметов, изображённых на картинках, логопед называет их.

Можно устроить соревнование: кто быстрее составит слово. Детям очень нравится быть «расшифровщиками». На базе этой игры можно сделать другую – «Зашифруй слово», в которой детям можно назвать слово, а они из предметных картинок составят названное слово.

Предлагаю несколько карточек для примера.

«Расшифрованные» слова: куст (кит, улыбка, самолёт, торт), зонт (заяц, осы, нитки (картинка неудачная, так как звук мягкий, лучше подбирать твёрдые звуки, если гласный за ним не смягчает), торт), мост (мороженое, ослик, свеча, туфли), миска (мишка, игла, солнце, кошка, аист).

Игра «Хитрые слова»

Цель: Закреплять умение проводить звуковой анализ, учить дифференцировать звуки.

Пособие: Карточки с приклеенными картинками слов, названия которых различаются одним звуком.

Ход игры: Раздать детям по одной карточке и предложить проговорить слова и определить, каким звуком они отличаются (как вариант: какой звук в первом слове нужно заменить, чтобы получить второе слово).

Предлагаемые пары слов: роза — роса, юбочка — Любочка, газета – кассета, Марина – малина, щучка – тучка, пушка – сушка, кадушка – катушка, пашня – башня, точка – дочка, кит – кот, печка – Петька, ложки – рожки, уточка – удочка, корона – корова, жук – лук, грот – крот, крыса – крыша, дрова – трава, дом – дым, дом – том, мишка – мышка, щётка — тётка, йод – лёд, юла — Юра

Игра «Раздели слова на группы»

Цель: Закреплять умение проводить звуковой анализ, учить дифференцировать звуки по глухости-звонкости, твёрдости – мягкости.

Пособие: Карточки с приклеенными картинками.

Ход игры: Раздать детям по одной карточке и предложить проговорить слова и определить, какой первый звук в слове. Если звук твёрдый, значит помещаем его в синий дом, если мягкий – в зелёный; если звук звонкий относим его к колокольчику, если глухой – к перечёркнутому колокольчику.

Игра «Полетаем!»

Цель: Вырабатывать сильную воздушную струю.

Пособие: сюжетные карточки с картинками-предметами на ниточках.

Ход игры: Ребёнку предлагают положить перед собой карточку и подуть сильно, не надувая щёки.

Предлагаю следующие сюжеты:

Буду рада, если смогла помочь в вашей работе с детьми. Удачи!

Праведник Любовь Михайловна,
учитель-логопед

Использование логопедических игр как средства повышения мотивации детей в системе логокоррекционной работы

Татьяна Мартин
Использование логопедических игр как средства повышения мотивации детей в системе логокоррекционной работы

Использование логопедических игр как средства повышения мотивации детей в системе логокоррекционной работы.

Речь – самый простой и самый сложный способ самоутверждения. Пользоваться ею – серьёзная наука и немалое искусство. Хорошо развитая речь ребенка дошкольного возраста – важное условие успешного обучения в школе. Поэтому в настоящее время одной из актуальных задач коррекционной педагогики является повышение эффективности процесса коррекции нарушений языкового и речевого развития у детей старшего дошкольного возраста.

Необходимость её решения определяется, во-первых, тем, что речевые нарушения часто встречаются в дошкольном возрасте. Во-вторых, своевременное проведение коррекционной работы позволит устранить причины потенциальной неуспеваемости детей в школе и снизить риск их дезадаптации в новых социальных условиях.

В связи с этим, возникают противоречия в том, что ежедневная коррекционная работа, требующая усидчивости и подчинения требованиям взрослого зачастую не вызывает интерес у ребенка ввиду его индивидуальных и возрастных особенностей.

Для повышения мотивации ребенка в логопедии необходимы различные логокоррекционные игры. Как сказал К. Д.Ушинский: «Для дитяти игра – действительность, и действительность гораздо более интересная, чем та, которая его окружает», «Сделать серьёзное занятие для ребёнка занимательным – вот задача первоначального обучения».

Именно через игру естественно, тонко и ненавязчиво мы можем устранять речевые недостатки. Игра дает возможность многократно повторять трудные логопедические упражнения, в ней формируется, воспитывается, развивается речевая деятельность. Использование игры в коррекционной работе – это средство умственного, нравственного, эстетического, физического воспитания.

Выбрав тему самообразования «Использование логопедических игр как средства повышения мотивации детей в системе логокоррекционной работы»,поставила следующие цели и задачи:

Цель: разработка и использование логопедических игр и игровых приёмов в работе с детьми, имеющих нарушения речи.

1. Изготовить и систематизировать игровой, дидактический материал.

2. Создать доступную для детей предметно-пространственную среду в логопедическом кабинете.

3. Усилить положительную мотивацию к логопедическим занятиям и личную заинтересованность ребенка в происходящем.

4. Способствовать исправлению недостатков звукопроизношения.

5. Развивать фонематический слух, совершенствовать грамматический строй речи, обогащать словарный запас, развивать связную речь с помощью игр и игровых приёмов.

6. Активизировать психические процессы (внимание, зрительное и слуховое восприятие, память и мышление).

7. Развивать позитивное отношение к процессу обучения и повышать эмоциональный комфорт на занятиях.

8.Привлекать родителей к совместному воспитательно-образовательному процессу: к участию в игровых занятиях, родительских собраниях и других мероприятиях.

9. Вызвать желание у родителей к изготовлению игрового материала.

10. Повышать интерес у родителей, занимающихся с детьми с нарушениями речи, использовать в домашних условиях игровые приёмы и игровой материал, сделанный своими руками.

Передо мной возникла проблема – поиск эффективных средств в устранении нарушений речи у детей. Основываясь на традиционных научно-теоретических знаниях, полученных в процессе работы с методической литературой, стала искать эффективные игровые и инновационные формы работы с детьми.

Постепенно в своём кабинете создала предметно-пространственную среду, способствующую реализации поставленных задач.

Создала благоприятные условия:

– для речевого общения детей;

– для активизации и развития их речи;

– для сотрудничества, как способа взаимодействия с детьми и родителями.

Приобретённый и изготовленный разнообразный игровой материал позволяет детям заниматься одновременно разными видами деятельности. Систематически оформляю информативный блок для педагогов и родителей.

Планируя и составляя конспекты занятий, отвела особое место игровым приёмам. Продумала для каждого этапа коррекционного занятия соответствующие игровые приёмы, в зависимости от поставленных задач занятия. Заранее подбирала наглядный и дидактический материал.

На этапе подготовки артикуляционного аппарата и на этапе вызывания звука для более четкого зрительного восприятия артикуляционных укладов, наряду с показом артикуляционных профилей, показом положений языка с помощью кисти руки с язычками (сделанными родителями и детьми из носочков, я использовала куклу, названную детьми «Зубастиком» и пособие «рот». При отработке артикуляционных укладов эффективен прием обыгрывания артикуляционных движений или поз. Я использовала небольшие стихотворения, сказки «О веселом язычке» с опорой на наглядность.

Как известно, произношение звуков тесно связано с дыханием. И поэтому я, уделяла пристальное внимание формированию речевого дыхания у детей как базы для правильного развития не только звукопроизношения, но и всей речи в целом.

Автоматизация звука – важный, но малоинтересный для ребёнка вид работы, заключающийся в многократном повторении слогов, слов, предложений, текстов. Цель этого этапа – добиться правильного звучания изолированного звука.

Я предлагала задания, направленные не только на автоматизацию звука в речи, но и на развитие мелкой моторики.

Закреплению изолированного произношения звуков, а особенно таких как [С],[ З], [Ш], [Ж], [Л], [Р],способствовали следующие игровые пособия: «Звуковые дорожки», «Лабиринты» – на одном вдохе ребенок должен был тянуть автоматизируемый звук и одновременно ведет пальчиком по дорожке. Это может быть движение самолета, машины, змеи, снежинки, кораблика.

Использование данных игровых пособий позволяло не только отрабатывать изолированное произношение звуков, но и развивать речевое дыхание, зрительное восприятие, мелкую моторику.

При автоматизации звука в слогах соединяется закрепляемый согласный с гласными А, О, У, Ы сначала в прямые слоги (РА, РО, РУ, РЫ, затем в обратные (АР, ОР, УР, ЫР).

Далее отрабатывался звук в позиции между гласными и со стечением согласных: АРА, ОРЫ, ДРА, КРА и т. д.

В большинстве случаев это было утомительное и не интересное задание для ребенка,я старалась превратить его в увлекательную игру благодаря игровым пособиям:

«Подружи звуки», «Слоговая ромашка», «Слоговые дорожки», «Слоговые листочки», «Ступеньки», «Чудесная лесенка». Детям предлагалось «шагать» пальчиками по дорожкам, следам, ступенькам, стрелочкам, лужам и

одновременно проговаривать нужные слоги. Заинтересованный ребенок, в стремлении кому-то помочь или кого-то догнать старался выполнить задание правильно и быстро.

Автоматизация звука в словах требует более длительной систематической тренировки. Игровой материал был подобран так, чтобы автоматизируемый звук отрабатывался в начале, середине и конце слов. Параллельно с автоматизацией звуков в словах совершенствовала и лексико-граматический строй речи, развивала фонематическое восприятие, навыки слогового анализа и синтеза. На каждом занятии ребенку приходилось проговаривать большое количество слов, поэтому целесообразным и эффективным решением в данной ситуации, было использованиеследующих игровых наглядных пособий:

«Логопедическое лото», «Волшебный цветок», «Магазин», «Назови слова», «Один – много». В описанных играх дети совершали покупки в магазине, собирали лепесточки в цветок, расселяли животных в домики, а также проговаривали слова с заданным звуком, активизируя словарь и развивая фонематический слух.

Автоматизация звука во фразах и предложениях, я проводила уже на знакомых, отработанных с ребенком словах. Желательно также, чтобы в каждом слове, входящем в предложение или стихотворение, был автоматизируемый звук.

На данном этапе использоваларазличные игровые пособия с усложнением речевого материала: «Логопедические лото», «Скороговорки в картинках», «Рррычащий рассказ», «Найди ошибки», «Зоопарк», «Лабиринт», «Загадочные картинки», «Придумай предложение».

В процессе игр дети овладевали умениями придумывать предложения с заданными словами, находили в них нужные звуки, работали над структурой слова, учились правильно употреблять и контролировать звуки в собственной речи.

Дифференциации звука необходима для того, чтобы научить ребенка различать смешиваемые звуки и правильно употреблять их в собственной речи.

Задача этого этапа – постепенно, последовательно дифференцировать смешиваемые звуки по моторным (двигательным) и акустическим (слуховым) признакам, сначала изолированных, затем в слогах, в словах, в предложениях и в самостоятельной речи. Рабочий материал отрабатывала в игровых упражнениях, играх, что поддерживало интерес и познавательную активность детей предотвращало утомление, повышало эффективность логопедической работы в целом.

На каждом этапе работы я активно использую ИКТ, мультимедийные компьютерные игры. Их использование в коррекционной работе предотвращает утомление детей, поддерживает у них познавательную активность, повышает эффективность логопедической работы в целом.

(Компьютерные игры: «Домик язычка», «Бусы», «Сказка о язычке», «Собираем мёд», «Язычок-спортсмен», «Язычок-солдат»)

Исправление речевых недостатков – не самое весёлое и легкое занятие для дошколят. Оно требует целенаправленной деятельности в течение продолжительного времени, концентрации внимания, напряжения мыслительных процессов, высокого самоконтроля. Я считаю, что ребенок должен играть даже тогда, когда он преодолевает эти трудности, а исправление недостатков речи – это огромный труд для маленького человека. И поэтому задача взрослых – так окружить его игрой, чтобы он и не заметил, что на самом деле занят тяжелой работой.

В игровой форме сложные и порой малоинтересные логопедические упражнения становятся для ребёнка увлекательным занятием. Игра – это мощнейшая сфера самовыражения, самоопределения, самопроверки.

Вывод: в соответствии с намеченными задачами, результатами диагностики, а так же в ходе углублённой систематической, целенаправленной работы по использованию игровых приёмов на логопедических занятиях,достигла следующих результатов:

1. Повысилась положительная мотивация к логопедическим занятиям и личная заинтересованность ребенка в происходящем.

2. Активизировались психические процессы (внимание, зрительное и слуховое восприятие, память и мышление).

3. Улучшился эмоциональный комфорт на логопедических занятиях.

4. Повысился интерес у родителей, имеющих детей с нарушениями речи, к совместному участию в воспитательно-образовательном процессе.

Результаты игровой организации логопедических занятий убедили меня в том, что в ходе занятий с использованием игры создаются благоприятные условия для устранения нарушений речи у детей.

Использование метронома в системе работы музыкального руководителя Коррекционные образовательные учреждения для дошкольников решают комплекс социально значимых задач, в том числе, направленных на создание.

Использование модели как средства развития умственного и речевого творчества детей дошкольного возраста Программное содержание: 1. детализация представлений о предмете на основе его схемы. 2. Придумывание различных вариантов историй на основе.

Использование нетрадиционного спортивного оборудования как средства приобщения детей к здоровому образу жизни Цель: Повышение профессиональной компетентности родителей по использованию нетрадиционного спортивного оборудования в работе с детьми,.

Практикум «Формирование у детей дошкольного возраста здорового образа жизни и повышения мотивации к сохранению здоровья» Цель: создание условий для профессионального самосовершенствования педагогов, формирование элементарных представлений о здоровьесберегающих.

Проект «Разработка и использование игровых средств, методов для повышения мотивации детей в системе логокоррекционной работы» Логопедический проект «Мы, играя, изучаем, говорим и понимаем». «Разработка и использование игровых средств, методов для повышения мотивации.

Пути и средства повышения игровой деятельности детей Статья на тему: Пути и средства повышения уровня игровой деятельности детей Для развития игровой деятельности требуется, чтобы дети во.

Разработка и использование логопедических игр как средства повышения мотивации детей в системе логокоррекционной работы Играть в логопедические игры весело и занимательно. Дети соревнуются друг с другом. В результате возникшего интереса к играм поставленные.

План по самообразованию «Использование сюжетно-ролевых игр как средства речевого развития детей» Игра, несомненно, является ведущим видом деятельности дошкольника. Именно через игру ребёнок познаёт мир, готовится к взрослой жизни. Одновременно,.

Создание эмоционального комфорта у детей в целях повышения эффективности логопедических занятий Логопедические занятия – это особый, специфический учебный процесс, требующий от ребёнка усердия, напряжения и преодоления трудностей. Как.

Театрализованная деятельность в системе логопедических занятий Нарушение речевого развития, будь то ФФН, ОНР, заикание и др., рассматривается прежде всего как нарушение общения. И невозможно переоценить.

Использование наглядных и технических средств обучения в сопровождении речевого развития детей в условиях кабинета логопедической помощи Текст научной статьи по специальности « Компьютерные и информационные науки»

Аннотация научной статьи по компьютерным и информационным наукам, автор научной работы — Борисова Е. А.

В статье рассматривается вопрос использования наглядных и технических средств обучения в работе с детьми с нарушениями речи для повышения эффективности логопедических занятий.

Похожие темы научных работ по компьютерным и информационным наукам , автор научной работы — Борисова Е. А.

Текст научной работы на тему «Использование наглядных и технических средств обучения в сопровождении речевого развития детей в условиях кабинета логопедической помощи»

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НАГЛЯДНЫХ И ТЕХНИЧЕСКИХ СРЕДСТВ ОБУЧЕНИЯ В СОПРОВОЖДЕНИИ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ В УСЛОВИЯХ КАБИНЕТА ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ

Дальневосточная государственная социально-гуманитарная академия,

В статье рассматривается вопрос использования наглядных и технических средств обучения в работе с детьми с нарушениями речи для повышения эффективности логопедических занятий.

Эффективность обучения и воспитания, а также коррекционно-образовательного процесса зависит от степени привлечения к восприятию всех органов чувств человека.

Ребенок мыслит образами, красками, звуками. Учитывая эту его особенность, необходимо стремиться использовать все возможности, чтобы сделать преподавание и, в том числе, коррекционный процесс, наглядным, образным.

Еще К.Д. Ушинский писал, что наглядное обучение повышает внимание детей, способствует более глубокому усвоению знаний, которые будут тем прочнее и полнее, чем большим количеством органов чувств они воспринимаются [4].

Рассматривая термин «наглядность», отметим, что это, с одной стороны, свойство психических образов объектов познания, выражающее степень доступности и понятности этих образов для познающего субъекта, а с другой стороны, свойство психических образов объектов познания, выражающее степень доступности и понятности этих образов для познающего субъекта [2].

Применительно к детям дошкольного возраста наглядность обучения основана на особенностях детского мышления, которое развивается от конкретного к абстрактному.

В силу наглядно-действенного и наглядно-образного характера мышления ребенок овладевает, прежде всего, названиями наглядно представленных или доступных для его деятельности групп предметов, явлений, качеств, свойств и отношений [3].

Использование наглядности в логопедической работе повышает интерес детей к занятиям и делает процесс формирования и закрепления речевых навыков более легким. Новые слова, их лексические и грамматические формы, сложные по звуко-слоговой структуре слова при умелом использовании наглядности становятся доступными и понятными для детей. Отмечая эту особенность, К.Д. Ушинский писал: «Учите ребенка каким –

* Старший преподаватель кафедры Коррекционной педагогики, психологии и логопедии, кандидат педагогических наук.

нибудь пяти неизвестным ему словам, и он будет долго и напрасно мучиться над ними; но свяжите с картинками двадцать таких слов – и ребенок усвоит их на лету» [4].

Рассмотрим, как можно применять наглядные и технические средства обучения в работе с детьми с нарушениями речи в условиях кабинета логопедической помощи.

На логопедических занятиях с детьми соответственно их возрасту используются общепринятые в учебном процессе пособия и технические средства обучения и специфические, направленные непосредственно на коррекцию неправильной речи [1].

Поскольку ведущей деятельностью детей дошкольного возраста является игра, в кабинете имеется большое количество настольно-печатных игр и игрушек. Игрушки, с одной стороны, разнообразят содержание занятий, привлекают и заинтересовывают детей. С другой стороны, они являются заместителями реальных предметов и объектов, что помогает детям не только запомнить их названия и назначение, но и познакомиться с особенностями их строения, с названиями составных частей.

Тематика и содержание настольно-печатных игр позволяет использовать их для закрепления навыков правильного звукопроизношения, обогащения и активизации словаря, формирования грамматического строя, развития связной речи. Кроме этого, настольно-печатные игры активно используются и для развития неречевых психических процессов, которые у детей с нарушениями речи протекают своеобразно, и развитие которых является неотъемлемой задачей коррекционной работы.

Большое место среди наглядных пособий занимают сюжетные и предметные картинки. Сюжетные картинки используются для составления связных рассказов, для пересказов с использованием наглядной опоры. Предметные картинки используются на разных этапах работы над звуком: для развития фонематического восприятия, формирования и закрепления речевых навыков, развития лексико-грамматической стороны речи параллельно с развитием неречевых психических процессов. Чтобы работа с картинками для ребенка была привлекательной и занимательной, ее лучше проводить в сочетании с игровыми приемами: «Картинки из корзинки», «Веселый поезд», «Поле чудес», «Занимательное лото» и др. Подобное использование картинок позволяет логопеду разнообразить не только содержание работы с ними, но и форму их преподнесения ребенку. В результате одни и те же картинки каждый раз включаются в содержание занятий по-новому, что не утомляет ребенка, не снижает его мыслительной и речевой активности.

Из общепринятых технических средств в кабинете логопедической помощи имеются магнитофон, диктофон. Они используется для музыкального сопровождения динамических пауз, демонстрации звуков окружающего мира, записи и последующего прослушивания детских высказываний. Последнее особенно эффективно, когда ребенок слышит свою речь в записи, оценивает ее качество, отмечая недостатки или достижения.

Из специфических технических средств кабинет оснащен аппаратом АКР-01 «Монолог», логопедическим тренажером «Дельфа-142», компьютерной программой «Учимся говорить правильно».

Приведем примеры использования этих средств.

Правильное речевое дыхание является основой звучащей речи. Оно обеспечивает нормальное голосо- и звукообразование, сохраняет плавность и музыкальность речи, создает возможность в зависимости от содержания высказывания изменять силу и высоту голоса. Визуализировать процесс выдоха, проследить его силу и длительность позволяют упражнения «Погаси свечи», «Остуди чай» на логопедическом тренажере «Дельфа-142». Занимаясь на тренажере, дети контролируют процесс плавного и длительного голосоведения в упражнениях «Украсим елочку», «Вытянем репку», «Полетаем вместе с бабочкой», «Подводное путешествие» и др. В ходе выполнения этих упражнений движения анимационного персонажа на мониторе зависят от качества отрабатываемого навыка. Например, ребенок может «зажечь» на елочке все огоньки, если будет непрерывно произносить звук или слоговую цепочку, а бабочка летает тем дольше, чем длительнее произносится звук. Четкость произнесения отдельных согласных звуков, слогов дети отрабатывают в упражнениях «Веселый паровозик», «Фонтан», «Накроем на стол», «Меткий стрелок» и др.

Большое внимание на логопедических занятиях уделяется развитию фонематического слуха и фонематического восприятия. Традиционные упражнения чередуются с заданиями, которые дети охотно выполняют с помощью компьютерной программы «Учимся говорить правильно». Они с большим интересом слушают и узнают звуки, которые издают музыкальные инструменты, бытовые предметы, домашние животные и птицы, транспортные средства, различают голоса членов семьи. Процесс слушания, узнавания и различения сопровождается называнием объектов и производимых ими действий (например: мама говорит, телефон звонит, автомобиль едет, собака лает и т.п.), что обогащает и активизирует словарь детей.

Логопедический тренажер и программа «Учимся говорить правильно» активно используются для формирования лексико-грамматической стороны и развития связной речи. Так, в заданиях «Назови признак», «Подбери действие» дети подбирают необходимые слова, ориентируясь на картинку на экране компьютера. Выполняя задание «Подскажи слово», дети читают предложение и добавляют недостающее слово, а в упражнении «Составь предложение» составляют предложение из предъявленных слов, расставляя слова в правильной последовательности. Большое количество заданий направлено на развитие связной речи. Среди них «Составь рассказ-описание», когда дети последовательно описывают предмет по предъявленной на экране схеме, «Перескажи рассказ» (дети пересказывают прослушанный текст, опираясь на серию картинок, предварительно расположив их на экране в правильной последовательности) и др.

Указанные выше технические средства включаются в работу с заикающимися детьми в ходе закрепления навыка плавного голосоведения и правильной речи. Они используются с детьми с дизартрией для развития произносительных навыков, а при общем недоразвитии речи – с целью развития всех речевых компонентов.

Аппарат АКР-01 «Монолог» предназначен для коррекции речи и закрепления речевых навыков. Укомплектованный различными функциями (звукоусиление, звукозаглушение, метроном, «Эхо») аппарат эффективно используется в работе с детьми, имеющими нарушения темпо-ритмичес-кой организации речи. Так, при работе аппарата в режиме «Звукоусиление» эффект наступает благодаря изменению привычной для ребенка громкости собственной речи. В результате ребенок во время речи прилагает меньше усилий, что, с одной стороны, уменьшает фиксацию на процессе говорения, и, с другой стороны, снижает судорожный компонент заикания.

Режим «Эхо» уникален эффектом отставной речи, который связан с нарушением обратной слуховой связи. Воспринимая собственную речь с некоторым запаздыванием, ребенок начинает говорить медленнее, четче, в результате улучшается качество звучания, постепенно формируется навык речевого самоконтроля. Данный режим результативен в работе с заикающимися детьми (из-за замедления речи значительно снижается судорожная симптоматика, что облегчает ребенку процесс говорения) и с детьми с ускоренным темпом речи. При использовании функции «Метроном» происходит ритмическая стимуляция речевого высказывания, что также положительно сказывается на качестве речи.

Нужно отметить, что возможность варьировать в различных комбинациях и сочетаниях заложенные в аппарате функции позволяет осуществлять индивидуальный подход и дифференцированный режим для каждого ребенка, добиваясь тем самым высокой эффективности в преодолении различных речевых расстройств.

Следует отметить и такую форму предъявления наглядности, как компьютерная презентация, которая позволяет логопеду систематизировать и организовать иллюстративный материал с учетом автоматизируемого звука, отрабатываемого лексического и грамматического содержания, развиваемых неречевых психических процессов. Сопровождение заданий эффектами анимации дают детям возможность осуществлять контроль за правильностью выполнения заданий.

Замечено, что использование технических средств не только формирует и развивает различные навыки, но и организует детей, делает их более собранными, сосредоточенными, мотивирует на более качественное выполнение предлагаемых заданий. Возможность находиться в наушниках, держать микрофон, говорить в него, манипулировать компьютерной мышкой является мощным мотивационным стимулом для мальчиков, которые составляют большую часть всего контингента детей, посещающих занятия

на базе кабинета логопедической помощи. Использование наглядности, технических средств создает и поддерживает у детей устойчивый интерес к занятиям, активизирует мыслительную и речевую деятельность, что в целом способствует эффективности логопедической работы.

1. Белякова Л.И. Логопедия: Заикание. / Л.И. Белякова, Е.А. Дьякова -М.: Академия, 2003. – 208 с.

2. Дошкольное образование. Словарь терминов / сост. Н.А. Виноградова и др. – М.: Айрис-пресс, 2005. – 400 с.

3. Развитие речи детей дошкольного возраста : пособие для воспитателя детского сада / В.И. Логинова, А.И. Максаков, М.И. Попова и др.; под ред. Ф.А. Сохина. – 3-е изд., испр. и доп. – М.: Просвещение, 1984. – 223 с., ил.

4. Харламов И.Ф. Педагогика: учеб. / И.Ф. Харламов. – 7-е изд. – Мн.: Университетское, 2002. – 560 с.

ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ КРУПНОМАСШТАБНЫХ КАРТОГРАФИЧЕСКИХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ В РАМКАХ ШКОЛЬНОЙ ГЕОГРАФИИ

© Зиновьева М.С.*, Мухин А.С.*

Санкт-Петербургский государственный университет, Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена, г. Санкт-Петербург

В данной статье рассматривается возможность использования крупномасштабных картографических произведений в качестве средств обучения в рамках школьной географии. Анализируя взаимосвязи крупномасштабных карт с основными принципами восприятия, авторы выделяют преимущества применения подобных карт в школьном географическом образовании.

В современной школьной географии вопросу работы учащихся с картографическими произведениями крупного масштаба уделяется недостаточно внимания. Можно утверждать, что в школьной программе по географии по данной проблематике обнаруживается определённый пробел. Фактически, знакомство учеников с крупномасштабными планами и картами происходит в VI классе в рамках раздела «План и карта». Затем происходит гигантский скачок с крупного масштаба на мелкий – глобус, и в

* Кафедра Социальной психологии.

* Аспирант кафедры Методики обучения географии и краеведения.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: