Использование компьютерных технологий в работе учителя-логопеда с дошкольниками, имеющими ЗПР

Опыт работы «Использование инновационных технологий в практической деятельности учителя-логопеда при работе с детьми с ЗПР»

Анна Ерёмина
Опыт работы «Использование инновационных технологий в практической деятельности учителя-логопеда при работе с детьми с ЗПР»

Опыт работы

«Использование инновационных технологий в практической деятельности учителя-логопеда при работе с детьми с ЗПР»

Инновационный опыт в моём понимании — это «держать руку на пульсе» современной педагогики, а у моих дошколят, посещающих коррекционную группу МБДОУ №13, особые образовательные потребности. Владение инновационными педагогическими технологиями — это требования профессиональной квалификации педагога ХХI века!

В деятельности учителя-логопеда современные технологии приобретают всё большее значение. Они способствуют достижению максимально возможных успехов в преодолении речевых нарушений у детей, служат для создания благоприятного эмоционального фона, способствуют включению в работу сохранных и активизации нарушенных психических функций.

В настоящее время в детском саду наблюдается увеличение количества детей с различными отклонениями в развитии, в том числе и с речевой патологией. Современная Логопедия находится в постоянном активном поиске путей совершенствования и оптимизации процесса обучения и развития детей на разных возрастных этапах и в различных образовательных условиях, которые характерны для детей с особыми образовательными потребностями.

В коррекционной группе нашего детского сада воспитываются дети с неустойчивой психикой, у них наблюдаются нестабильное психоэмоциональное состояние, пониженная работоспособность и быстрая утомляемость. Посещение логопедических занятий для таких дошколят — это тяжелый труд. Поэтому использование в моей логопедической практике инновационных технологий служит эффективным дополнением к общепринятым наиболее популярным классическим технологиям и методикам.

В своей работе я систематически и целенаправленно использую сочетание различных технологий, учитываю индивидуальные возможности каждого ребенка, что позволило сделать коррекционно-развивающий процесс более результативным и эффективным.

Приятно, когда дети с радостью и желанием идут к тебе на занятия, в предвкушении того, что же ждёт их сегодня. А что же может их ждать? Привлекательная окружающая обстановка рабочего пространства логопедического кабинета, который в нашем ДОУ оснащен необходимым оборудованием по федеральной программе «Доступная среда»: сенсорная комната, компьютеры для индивидуальной работы, сухой бассейн, световые модули для игр с песком, стеклянные мольберты, интерактивная доска и многое другое. Только так можно ребёнка заинтересовать, пригласить к диалогу. И, конечно, улыбка педагога! Улыбка располагает к желанию общаться, к доверию, создаёт доброжелательный эмоциональный фон.

Реализуя приоритетные направления Федерального Государственного образовательного стандарта дошкольного образования, мне приходится постоянно искать пути совершенствования и оптимизации процесса обучения детей.

Инновационные технологии, применяемые в моей логопедической практике:

1. Здоровьесберегающие технологии: Кроме традиционных методов и приемов (дыхательная и артикуляционная гимнастика, развитие мелкой и общей моторики) использую прием, направленный на профилактику нарушения зрения – пальминг;

2. Телесно-ориентированные технологии (кинезиотерапия, биоэнергопластика);

3. Арт – терапевтические технологии (мнемотехника, литотерапия, песочная терапия);

4. Информационные-коммуникативные технологии.

Вышеперечисленные виды технологий в логопедии не рассматриваются как самостоятельные, они становятся частью общепринятых проверенных временем технологий, и привносят в них дух времени, новые способы взаимодействия педагога и ребёнка, новые стимулы для учителя-логопеда.

Здоровьесберегающие технологии

Для поддержания работоспособности на протяжении всего логопедического занятия и снятия напряжения с глаз у детей использую упражнение по профилактике нарушений зрения — пальминг. Это искусственное затемнение глаз с помощью ладоней. Мало кто знает, что, соединяя центр ладоней с центром глазных яблок, мы можем воздействовать на свое зрение, исцеляя глаза. В настоящее время коррекционно-образовательный процесс в ДОУ оснащен различными техническими средствами: телевизор, компьютер, интерактивная доска. Поэтому использование данной технологии считаю наиболее целесообразным.

Телесно-ориентированные технологии

Обращая внимание на развитие двигательной сферы ребёнка, мы опосредованно влияем на развитие психических процессов. Способность ребёнка контролировать свои телесные проявления влияет на развитие его характера, способностей и конечно же речи.

В своей работе я использую приемы биоэнергопластики. Это соединение движений артикуляционного аппарата с движениями кисти руки. А также кинезиологические упражнения – этот комплекс движений, позволяет активизировать межполушарное взаимодействие у детей с речевыми нарушениями, повышать их стрессоустойчивость, улучшать мыслительную деятельность, способствовать улучшению памяти и внимания, настроения и самочувствия.

Упражнения типа «Кулак – ребро – ладонь», «Зайчик – колечко – цепочка», «Дом – ёжик – замок», «Зайчик – коза – вилка» и др.

Арт – терапевтические технологи

В процессе работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья передо мной стоят задачи по оптимизации усвоения слов, языковых закономерностей, ускорения введении в речь поставленного звука более интересным способом, что приводит к повышению качества коррекционной работы. Таким инструментом повышения качества коррекционного процесса служит мнемотехника. На каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение). В результате, весь текст зарисовывается в схемах. Смотря на них, ребенок с легкостью воспроизводит стихотворение, загадку или скороговорку.

На занятиях я применяю элементы литотерапии– лечение с помощью натуральных камней, нетрадиционная методика, ставшая популярной в последнее время. У детей коррекционной группы, наблюдаются изменения эмоционально – волевой сферы, нарушения координации движений, низкий уровень развития мелкой моторики рук.Справится с этими нарушениями помогают такие приемы как:

– перебирание камней, раскладывание по цвету, размеру, выкладывание дорожек

или узоров из камней по образцу и самостоятельно;

– в сочетании с песочной терапией (выкладывание дорожек, узоров на песке, закапывание камней в песок, выкапывание «секретиков», спрятанных в песке);

– массаж рук и пальцев (сжимание камней в кулачках, перекатывание по ладони, по руке, массирование пальцев камешками)

– пальчиковая гимнастика с элементами литотерапии

– логопедические игры с использованием камней.

Для более качественной коррекции речи и развития эмоционально-волевой сферы я использую песочную терапию.Она способствует:

– совершенствованию умений и навыков практического общения, используя вербальные и невербальные средства;

Читайте также:
Применение Су-Джок терапии при коррекции речевых нарушений

– обогащению словарного запаса и развитию связной речи;

– побуждению детей к активным действиям и концентрации внимания;

– развитию фантазии и образного мышления.

Информационные-коммуникативные технологии

Одной из центральных проблем в логопедической работе с детьми является мотивация. Очень часто ни желание логопеда, ни владение методикой коррекции речи недостаточно для положительной динамики речевого развития детей. Ребёнка утомляет ежедневное проговаривание слогов, слов, называние картинок для автоматизации и дифференциации звуков. Чтобы заинтересовать ребенка, привлечь его внимание в своей работе я использую интерактивные игры Мерсибо.

Они повышают мотивацию к логопедическим занятиям, обеспечивают незаметный для ребёнка переход от игровой деятельности к учебной.

Анализ результатов итогового обследования показал, значимость и необходимость использования нетрадиционных методов коррекционной работы, для преодоления речевых нарушений и укрепление психофизического здоровья детей. У дошкольников наблюдается положительная динамика развития речевых и творческих способностей, улучшается психоэмоциональное состояние детей, повышается уровень учебной мотивации.

Использование инновационных технологийна логопедических занятиях позволило достичь следующих результатов: из 5 детей, выпущенных из коррекционной группы в 2018г, 3 учатся в общеобразовательных школах.

В заключении хотелось отметить, что инновационные методы воздействия в деятельности логопеда становятся перспективным средством коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими нарушения речи. Эти методы принадлежат к числу эффективных средств коррекции и помогают достижению максимально возможных успехов в преодолении речевых трудностей у детей дошкольного возраста.

Использование инновационных технологий в работе с детьми старшего дошкольного возраста Актуальность: Физическое воспитание в дошкольных учреждениях осуществляется в основном по классической форме организации обучения. Использование.

Использование здоровьесберегающих технологий в работе учителя-логопеда с детьми дошкольного возраста С 1 января 2014 года вступил в силу Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, который предъявляет ряд.

Презентация «Использование информационно-компьютерных технологий в работе учителя-логопеда ДОУ» ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО – КОМПЬЮТЕРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В РАБОТЕ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА ДОУ Время не стоит на месте. Все течет, все изменяется.

Использование инновационных педагогических технологий в работе учителя-логопеда В любой педагогической системе «Педагогическая технология» — понятие, взаимодействующее с дидактической задачей. И если дидактическая задача.

Использование инновационных технологий в виде современной игрушки Банчемс в работе с детьми с ОВЗ Государственное казенное учреждение социального обслуживания Московской области Электростальский реабилитационный центр для детей и подростков.

Использование инновационных технологий в работе с детьми с ОНР Наш д-сад является коррекционным центром для детей с ОНР. В саду 9 групп, включая ясли, где тоже работает логопед. Дальше обучение этих.

Использование конструктора Тико в работе учителя-логопеда с детьми с ОВЗ Дети с ОВЗ – это дети с особыми образовательными потребностями, и в связи с этим актуальными становятся поиски новых подходов и методов.

Презентация «Использование здоровьесберегающих технологий в работе учителя-логопеда с детьми дошкольного возраста» С 1 января 2014 года вступил в силу Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, который предъявляет ряд.

Опыт работы «Использование инновационных методов в работе с родителями» Сегодня в обществе идет становление новой системы дошкольного образования. 1 сентября 2013 года вступил в силу новый закон «Об образовании.

Опыт работы «Использование краеведческого материала в работе учителя-логопеда» Муниципальный семинар педагогов ДОУ «История и современность Богородского края» Использование краеведческого материала на логопедических.

Использование компьютерных технологий в работе учителя-логопеда с дошкольниками, имеющими ЗПР

Использование элементов информационно-компьютерных технологий с дошкольниками, имеющими интеллектуальные нарушения, в работе учителя-логопеда в условиях детского сада компенсирующего вида для детей с нарушениями функции опорно-двигательного аппарата

Современная педагогическая идея – экологизация логопедического процесса с позиций принципа природосообразности.

Одним из путей решения этой проблемы является освоение биоадекватных педагогических технологий, основанных на принципе природосообразности, который, в свою очередь, составляет часть Государственного образовательного стандарта.

В нашем детском саду находятся дети с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата (нарушение осанки, дисплазия тазобедренных суставов, кривошея и т. д). Зачастую эти диагнозы отягощены неврологической (ДЦП, эпилепсия, гидроцефалия и т. п) и психиатрической симптоматикой (ЗПР, F-70).

Воспитанники, как правило, имеют отягощённые вторичные и третичные речевые нарушения. Общее недоразвитие речи (в основном в осложненном варианте по Е.М. Мастюковой, О.В. Правдиной) составляет основное речевое нарушение у детей в группах нашего сада. У части детей определена задержка психического развития.

Задержка психического развития рассматривается как полисимптоматичный тип изменения темпа и характера развития ребенка, включающий различные комбинации нарушений и их проявлений.

В психическом статусе ребенка с ЗПР можно выделить ряд существенных особенностей:

1) В речевом развитии — ограниченность словарного запаса, особенно активного (редко встречаются прилагательные, наречия, сужен глагольный словарь), дефекты произношения, отмечаются трудности в понимании лексических связей, развитии лексико-грамматического строя речи (ряд грамматических категорий дети практически не используют в речи), фонематического слуха и фонематического восприятия, в формировании связной речи (ребенку трудно воплотить мысль в развернутое речевое сообщение, хотя ему и понятно смысловое содержание изображенной на картинке ситуации или прочитанного рассказа, и на вопросы педагога он отвечает правильно).

Незрелость внутриречевых механизмов приводит не только к трудностям в грамматическом оформлении предложений. Основные проблемы касаются формирования связной речи. Дети не могут пересказать небольшой текст, составить рассказ по серии сюжетных картин, описать наглядную ситуацию, им недоступно творческое рассказывание.

Нарушения речи при ЗПР носят системный характер и входят в структуру дефекта.

2) В сенсорно-перцептивной сфере — незрелость различных систем анализаторов (особенно слуховой и зрительной), неполноценность зрительно-пространственной ориентированности;

3) В психомоторной сфере — разбалансированность двигательной активности (гипер- и гипоактивность), импульсивность, трудность в овладении двигательными навыками, нарушения координации движения;

4) в мыслительной сфере — преобладание более простых мыслительных операций (анализ и синтез), снижение уровня логичности и отвлеченности мышления, трудности перехода к абстрактно-аналитическим формам мышления;

5) в мнемической сфере — преобладание механической памяти над абстрактно-логической, непосредственного запоминания — над опосредованным, снижение объемов кратковременной и долговременной памяти, значительное снижение способности к непроизвольному запоминанию;

Читайте также:
Музыкотерапия в логопедическом детском саду

6) в мотивационной сфере — преобладание игровых мотивов, стремление к получению удовольствия, дезадаптивность побуждений и интересов;

Соответственно, возникает необходимость поиска наиболее эффективных средств воспитания и обучения данной категории детей.

Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) позволяют воспринимать информацию на качественно новом уровне, что значительно повышает познавательную активность ребенка.

Ребенок должен испытывать ощущение успеха от каждого выполненного им задания, видеть каждый раз оценку своего труда. Для этого как нельзя лучше подходят компьютерные средства обучения.

Отмечая, что новые компьютерные технологии применяются в специальном образовании, прежде всею, с целью коррекции нарушений и общего развития «особых» детей, многими авторами отмечается положительное влияние компьютерных программ на мотивацию детей к логопедическим занятиям (Кукушкина О.И., Королевская Т.К., Лизунова Л.Р., Садыкова Г.Г. и др.)

Компьютерные задания расширяют возможности коррекционных методов и технологий.

Применение компьютерных технологий в логопедической работе улучшает учебную мотивацию дошкольников с ЗПР, повышает их интерес на занятии, а сами занятия делает более интересными, современными, эмоциональными, путём моделирования коррекционно-развивающей компьютерной среды, позволяющей формировать просодическую, фонетическую и фонематическую стороны речи; лексико-грамматические средства языка.

Необходимо отметить, что использование компьютерных технологий при проведении работы с проблемными детьми носит полифункциональный характер.

Это значит, что происходит не только усвоение знаний и развитие основных качеств детей согласно целям проведения занятий, но еще и развитие внимания, зрительно-моторной координации, познавательной активности. Так же развивается произвольная регуляция деятельности дошкольников: умение подчинить свою деятельность заданным правилам и требованиям, сдерживать эмоциональные порывы, планировать действия и предвидеть результаты своих поступков. Использование компьютера даёт возможность ребёнку в некоторой степени самостоятельно оценивать правильность выполнения задания, на мониторе он видит результат своих действий.

В декабре 2009 года мы прошли обучение на краткосрочных курсах Санкт-Петербургского института биологической обратной связи и внедряем в практику работы технологию БОС – здоровье. Обучаем дошкольников диафрагмально-релаксационному типу дыхания.

Логопедическая игра «Игры для Тигры» построена на основе методик Ефименковой, Каше, Левиной, Лалаевой. Эта программа позволяет эффективно и в более короткие сроки корригировать речевые нарушения.

Предложены серии упражнений по 4 блокам. Всего более 50 упражнений. Это позволяет работать над:

– звукопроизношением;
– просодическими компонентами речи;
– фонематическим восприятием;
– лексико-грамматическим строем речи.

Развивающую программу «Домашний логопед» используем на развитие слухового внимания и фонематического восприятия (узнавание неречевых звуков, автоматизация простых звуков).

Компьютерная игра «Развитие речи. Учимся говорить правильно» (Г. О. Аствацатуров, Л. Е. Шевченко, 2008) предназначена для детей дошкольного и младшего школьного возраста в качестве пособия по речевому развитию и обучению чтению. В этой игре выделен раздел «Развитие связной речи».

Однако, компьютерные программы далеко не исчерпывают возможностей применения ИКТ в обучении детей с нарушениями речи.

В нашем дошкольном учреждении наряду с компьютерными программами применяются слайд-фильмы и презентации. Создание слайд-фильмов и презентаций по силам большинству педагогов, так как не требует слишком углубленных знаний компьютерных технологий. Педагог может создать фильм или презентацию, что называется «под себя», учитывая особенности своих воспитанников, цели и задачи, поставленные на конкретном занятии.

Подобные компьютерные продукты как правило вызывают больший интерес у детей за счет реалистичности, динамичности изображения, использования анимированных изображений. Просмотр созданных на компьютере слайд-фильмов и виртуальных путешествий («Прогулка в лес», «Идем в зоопарк» и т.п.), сопровождаемых музыкой, записями голосов птиц, зверей, закадровым текстом, намного интереснее для детей, чем рассматривание картинок на доске и вызывает у них эмоциональный отклик. Такая информация легче переводится в долговременную память.

Информационные технологии позволяют быстро создавать дидактический материал, необходимый для занятия, позволяющий реализовывать индивидуальный подход к ребёнку, учитывая зону его ближайшего развития.

Виды презентаций, используемых в работе логопеда

  • Презентации- картинки (для обследования звукопроизношения и автоматизации звуков, артикуляционная гимнастика.);
  • Презентации- загадки, сказки;
  • Презентации — игры (на расширение словаря, совершенствование лексико-грамматических категорий, развитие ВПФ);
  • Презентации – на расширение представлений об окружающем мире.

Преимущества ИКТ

  1. образный тип информации, понятный дошкольникам;
  2. моделирование жизненных ситуаций, которые нельзя или сложно увидеть в повседневной жизни;
  3. увеличение объёма предлагаемого для ознакомления материала и возможность мгновенной оценки деятельности;
  4. эффективность усвоения материала: тренируется память, активно пополняется словарный запас, развивается воображение и творческие способности;
  5. открывает новые возможности образования, постоянно поддерживает педагога в состоянии творческого поиска.

Общение с компьютером вызывает у дошкольников живой интерес, сначала как игровая, а затем и как учебная деятельность. Этот интерес и лежит в основе формирования таких важных структур, как познавательная мотивация, произвольные память и внимание, а именно эти качества обеспечивают психологическую готовность ребенка к обучению в школе.

Таким образом, внедрение компьютерных технологий в работу логопеда – назревшая потребность.

Нужны качественные и доступные обучающие программы, созданные для работы с учащимися, имеющими нарушения речи и задержку психического развития.

  • Эффективная коррекция возможна лишь при многоаспектном, комплексном подходе к ней.
  • Использование компьтера должно органично входить в комплекс речевой работы, построенной с учётом структуры дефекта и индивидуальных особенностей ребёнка с ЗПР.
  • Важно методически правильно проводить занятия, следить, чтобы ребёнок не просто смотрел и слушал, а и сопровождал речью демонстрируемые слайды, свои действия, контролировал правильное произношение и т.д.
  • Говоря об использовании компьютера детьми дошкольного возраста, встает вопрос о сохранении здоровья и зрения. Разумно сделать ограничения занятий с ПК по времени – 5-12 минут в зависимости от возраста детей.

Мы убедились в высокой результативности занятий с использованием специализированных компьютерных программ. Появились реальные возможности для качественной индивидуализации обучения детей, значительно возросла мотивация, эмоциональная заинтересованность детей в занятиях. Такое построение обучения не только намного облегчает труд логопеда, но и позволят добиться значительно лучших и более устойчивых результатов.

Читайте также:
Формирование фонематических функций

Итак, использование средств информационных технологий позволяет сделать процесс обучения и развития ребенка достаточно простым и эффективным, освобождает от рутинной ручной работы, открывает новые возможности специального образования.

Скачать презентацию ИКТ в работе логопеда

Димовидова Ольга Алексеевна,
учитель-логопед

«Современные педагогические технологии в работе учителя – логопеда с дошкольниками с задержкой психического развития».
консультация по логопедии на тему

Скачать:

Вложение Размер
«Современные педагогические технологии в работе учителя – логопеда с дошкольниками с задержкой психического развития». 269.34 КБ
sovremennye_tehnologii_s_detmi_zpr_-_kopiya.docx 269.34 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №2 «Радуга» (ДОУ №2)

ТЕМА: «Современные педагогические технологии в работе учителя – логопеда с дошкольниками с задержкой психического развития».

«Современные педагогические технологии в работе учителя – логопеда с дошкольниками с задержкой психического развития».

В нашем дошкольном учреждении существует три группы компенсирующего вида: две группы для детей с тяжёлыми нарушениями речи и одна группа для детей с задержкой психического развития. Важным моментом в реализации федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) является использование современных педагогических технологий в коррекционной работе учителя – логопеда с детьми.

Работа с детьми с ЗПР имеет некоторые особенности. Задержка психического развития (ЗПР) проявляется, прежде всего, в замедлении темпа психического развития. В одних случаях у детей преобладает задержка развития эмоционально – волевой сферы. В других ЗПР проявляется в замедлении развития познавательной деятельности. В третьем случае ЗПР проявляется в незрелости высших психических процессов: памяти, внимания, восприятия. Дети с ЗПР в нашей группе преимущественно с органической недостаточностью центральной нервной системы (ЦНС) резидуального или генетического характера. Отсюда следует, что нарушения речи носят системный характер. Нарушены все речевые функции: звукопроизношение, слоговая структура слова, фонематические процессы, лексика, грамматика, связная речь, затруднена коммуникативная функция речи. Коррекционная работа с этими детьми должна носить комплексный характер, проводиться в системе.

Учитель – логопед работает по следующим направлениям:

  • Понимание смысловой стороны речи, развитие мыслительных операций анализа, синтеза, обобщения;
  • Развитие слухового восприятия, внимания, памяти;
  • Коррекция нарушений моторного развития, особенно нарушений ручной и артикуляторной моторики;
  • Коррекция нарушений звукопроизношения, искажений слоговой структуры слова;
  • Обогащение и уточнение словаря;
  • Формирование грамматического строя речи;
  • Развитие фонематического анализа и синтеза;
  • Формирование связной речи;
  • Развитие коммуникативной, познавательной и регулирующей функции речи.

Очевидно, что только традиционные занятия детям данной категории не интересны и малоэффективны. Возникает необходимость поиска более эффективных современных педагогических технологий, способствующих более качественному усвоению необходимых знаний, обозначенных программой обучения.

Наиболее удачной и действенной педагогической технологией в работе с детьми с задержкой психического развития, как на индивидуальных, так и на подгрупповых коррекционно – развивающих занятиях, является дидактическая игра. Дидактическая игра определена самим названием – это игра обучающая. Она помогает ребенку приобрести знания в легкой, доступной и непринужденной форме. Именно через дидактическую игру, как основного метода коррекционной работы, происходит усвоение знаний, предусмотренных программой и необходимых при подготовке к школьному обучению детей данной категории. Дети учатся соблюдать последовательность и правила игры.

Для достижения лучших результатов в работе по постановке звуков, чтобы процесс был более занимательным и увлекал детей, применяем такой метод как биоэнергопластика – это содружественное взаимодействие руки и языка. Особенно эффективна биоэнергопластика для детей с органическим поражением ЦНС, с тяжелыми речевыми нарушениями, такими как дизартрия, алалия, заикание.

Логопедическая ритмика является одной из форм активной терапии, которая благотворно действует как на физическую, так и на психическую жизнь ребенка. Это система разнообразных игр и упражнений, в которых речь соединяется с движением и музыкой. Занятия по логоритмике способствуют развитию речи ребенка, его коммуникативных способностей, которые затруднены у детей с ЗПР.

Использование игр и игровых упражнений с песком в индивидуальной и подгрупповой логопедической работе с детьми старшего дошкольного возраста с ЗПР, очень эффективно. Погружение обеих рук в песок снимает психоэмоциональное напряжение ребенка, развивает моторику рук, располагает к общению. Ребенок с желанием занимается с логопедом, когда на занятии используется песок.

В логопедической работе с детьми с ЗПР эффективно применение и такого достижения восточной медицины, как Су Джок – терапия . С помощью шариков и колец дети массируют пальцы, ладони. Это оказывает благотворное влияние на весь организм ребенка и на речь в том числе. Применение Су Джок – массажеров в логопедической коррекции способствует созданию функциональной базы для перехода на более высокий уровень двигательной активности мышц, оптимальной речевой работе с ребенком, повышает физическую и умственную работоспособность детей.

Использование информационных компьютерных технологий (ИКТ) позволяет разнообразить формы работы с ребенком и его семьей. Ребенок с большим интересом играет в компьютерные игры и быстрее добивается положительного результата в развитии речи. Он радуется, когда компьютерный герой «дарит» ему подарки. Ребенок постоянно стремится к тому, чтобы исправить свои ошибки, чтобы «компьютерный друг» и логопед похвалили его. Это помогает активизировать и участие каждого родителя в коррекционном процессе.

Средства ИКТ используются при проведении презентаций, семинаров, мастер – классов. Родители могут посмотреть фрагменты логопедических занятий, получить по электронной почте задания и игры, в которые они могут поиграть с ребенком дома. Особенно это актуально для часто болеющих детей.

Опыт работы показывает, что использование современных педагогических технологий в работе учителя – логопеда с детьми с ЗПР делает коррекционный процесс более увлекательным, ребенок с желанием идет на занятие и быстрее добивается положительного результата в развитии речи.

«ПРИМЕНЕНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В РАБОТЕ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА С ДЕТЬМИ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ»

Сальникова Галина Владимировна

г. Новокуйбышевск, Самарская область

Задержка психического развития (ЗПР ) замедление темпа развития психики, которое чаще обнаруживается при поступлении в школу и выражается в нехватке общего запаса знаний, ограниченности представлений, незрелости мышления, преобладании игровых интересов и неспособности заниматься интеллектуальной деятельностью.

Понятие “задержка психического развития” употребляется по отношению к детям со слабо выраженной недостаточностью центральной нервной системы – органической или функциональной. У детей нет специфических нарушений слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата, тяжелых нарушений речи. В то же время у большинства из них наблюдается полиморфная клиническая симптоматика: недостатки целенаправленной деятельности, повышенная истощаемость, нарушение работоспособности.

Задержка психического развития характеризуется:

замедленным темпом психического развития;

негрубыми нарушениями познавательной деятельности, по структуре и количественным показателям отличающимися от олигофрении;

тенденцией к компенсации и обратному развитию;

незрелостью эмоционально-волевой сферы;

Особенности детей с ЗПР

1) в сенсорно-перцептивной сфере — незрелость различных систем анализаторов (особенно слуховой и зрительной), неполноценность зрительно-пространственной ориентированности;

2) в психомоторной сфере — разбалансированность двигательной активности (гипер- и гипоактивность), импульсивность, трудность в овладении двигательными навыками, нарушения координации движения;

3) в мыслительной сфере — преобладание более простых мыслительных операций (анализ и синтез), снижение уровня логичности и отвлеченности мышления, трудности перехода к абстрактно-аналитическим формам мышления;

4) в мнемической сфере — преобладание механической памяти над абстрактно-логической, непосредственного запоминания — над опосредованным, снижение объемов кратковременной и долговременной памяти, значительное снижение способности к непроизвольному запоминанию;

5) в речевом развитии — ограниченность словарного запаса, особенно активного, замедление овладения грамматическим строем речи, дефекты произношения, трудности овладения письменной речью;

6) в эмоционально-волевой сфере — незрелость эмоционально-волевой деятельности, инфантилизм, нескоординированность эмоциональных процессов;

7) в мотивационной сфере — преобладание игровых мотивов, стремление к получению удовольствия, дезадаптивность побуждений и интересов;

8) в характерологической сфере — усиление вероятности акцентуирования характерологических особенностей и повышение вероятности психопатоподобных проявлений.

Развитие информационно-коммуникационной компетентности учителей-логопедов является в настоящее время одной из наиболее важных задач системы образования в области логопедии. Учитель-логопед не просто знает и использует на занятии новые информационно – коммуникативные технологии, но и способен ориентироваться в современном информационном потоке, готов к отбору адекватных информационных педагогических средств, для осуществления коррекционно-педагогической деятельности.

Одним из важнейших направлений поиска в отечественной логопедии является поиск путей и способов активизации внимания ребенка с задержкой психического развития на логопедическом занятии и в связи с этим повышение его заинтересованности.

Приоритетная задача применения новых информационных технологий в логопедии – это преобразование среды жизни и развития детей, в соответствии с современным уровнем жизни, создание новых научно обоснованных средств развития активной творческой деятельности.

Хорошо известно, что человек воспринимает информацию с помощью органов чувств: слуха, зрения, вкуса, обоняния, осязания. Результаты исследований показывают, что эффективность слухового восприятия информации составляет 15%, зрительного — 25%, а их одновременное включение в процесс обучения повышает эффективность восприятия до 65%. Зрение и слух – самые мощные и самые эффективные каналы передачи и приёма информации. Чем ярче и разнообразнее будет представление информации, тем эффективней будет процесс ее усвоения. Использование мультимедийных презентаций, компьютерных игр в коррекционно-образовательном процессе способствует комплексному восприятию и лучшему запоминанию материала. Экономия времени, необходимого для изучения конкретного материала, в среднем составляет 30%, а приобретенные знания сохраняются в памяти детей значительно дольше.

Эффективность логопедических занятий повышается при использовании различных наглядных материалов, но современного ребенка дошкольного возраста, слишком рано включенного в аудио- и видеосреду, невозможно привлечь и удивить традиционными средствами наглядности – картинками, игрушками, разрезными картинками, складными кубиками. Ребенок, знакомый с компьютером, компьютерными играми, требует при организации логопедического занятия особого внимания и особых средств воздействия. Поэтому необходимо уделять значительно больше внимания возможностям информационно-коммуникативных технологий и шире внедрять их в традиционные формы коррекционно-логопедической работы.

Использование учителем-логопедом элементов компьютерных технологий позволяет решить ряд центральных проблем современной коррекционной педагогики: разработки технологий выявления соотношения между развитием и обучением; построения новых “обходных” путей обучения; разработки новых педагогических технологий решения традиционных коррекционных и образовательных задач; разработки нового содержания специального образования и адекватных ему методов обучения; разработки технологий качественной индивидуализации специального обучения в работе с детьми, имеющими проблемы в речи. В то же время полноценное использование обучающих компьютерных программ, в работе с детьми дошкольного возраста практически невозможно, т.к. пользование компьютером в этом возрасте ограничено гигиеническими требованиями: ребенок 5-7 лет может “работать” за компьютером не более 5-7 минут два раза в неделю. Поэтому логопед на индивидуальных занятиях может использовать только элементы компьютерных технологий, включая упражнения, предложенные в компьютерном варианте, в структуру традиционного индивидуального логопедического занятия.

На подготовительном этапе работы над звуком при проведении артикуляционной гимнастики логопед проводит занятия перед зеркалом, предлагая ребенку при реализации движения опираться на показ взрослого и на изображение артикуляционной позы на картинках или фотографиях. Этот вид работы требует многократного повторения одних и тех же движений в течение достаточно длительного времени. Постепенно интерес детей к этому виду работы ослабевает, и логопеду приходится преодолевать явное или скрытое сопротивление детей. Использование в качестве опоры картинок и символов, включенных в мультимедийную программу «Домашний логопед», позволяет длительное время поддерживать интерес ребенка. Ребенок может сам выбрать, опираясь на символы, те упражнения, которые предлагает взрослый. Здесь необходимо рассказать о работе с электронными ресурсами в виде подписки на сайт «Мерсибо», который позволяет работать над всеми разделами развития речи. В том числе и над артикуляционной гимнастикой. Игра так и называется «Артикуляционная гимнастика». А также использую мультимедийные презентации, как скачанные с просторов интернета, так и собственные. В это же время мы начинаем работу над фонематическим слухом. Здесь моими помощниками являются игры на развитие фонематического восприятия: «Игрозвуки» ( игра на подражание речевым звукам), «Кто сказал «МУ»( узнаем голоса животных) и другие с сайта «Мерсибо». И игры компьютерной программы «Учимся говорить правильно» от производителя «Новый диск». Интересные задания в разделах «Звуки города», «Транспорт», «Музыкальные инструменты» надолго увлекают детей.

При автоматизации и дифференциации поставленных звуков, вместо традиционных картинок можно использовать мультимедийные программы, позволяющие выводить на экран монитора изображения предметов, в названии которых имеется заданный звук. Ребенок дошкольного возрастам с задержкой психического развития может не только называть появившуюся на экране картинку, он может, постепенно осваивая действия с мышкой, находить нужную картинку в имеющейся программе.

Для повышения интереса детей к индивидуальным занятиям мною были подобраны материалы, сделаны презентации и подготовлены программы для автоматизации основных звуков. Подписи под картинками, включенными в каждый слайд, повышают значимость наглядной опоры, вызывают у ребенка интерес к графическому образу печатного слова и стимулируют мотивационную готовность к освоению начальных умений чтения. В своей работе по формированию связной речи я применяю слайд – презентации, созданные при помощи программы Microsoft Office PowerPoint. По теме «Осень» использую фото природы. По теме «Праздники» при создании презентаций использую фотографии с утренников. Также использую игры с диска «учимся говорить правильно» и игры с сайта «Мерсибо» такие как «Что сначала, что потом» «Рюкзак туриста» (предложения с предлогами).Использование компьютерных технологий позволяет привнести эффект наглядности в занятия и помогает ребенку, нуждающемуся в коррекционном обучении, усвоить материал быстрее и в полном объеме. В своей работе по формированию связной речи я использую презентации для развития навыков пересказа. Для формирования связной монологической речи большое значение отводится обучению пересказу, т.к. обучение пересказу способствует обогащению словарного запаса, развитию восприятия, памяти и внимания. Использование высокохудожественных текстов детской литературы позволяет эффективно проводить работу по развитию «чувства языка» — внимания к лексической, грамматической и синтаксической сторонам речи, способности оценивать правильность высказываний с точки зрения соответствия их языковой норме. Это особенно важно в коррекционной работе с детьми, имеющими общее недоразвитие речи.

Для работы над вниманием, памятью и развитием логического мышления применяются не только игры с сайта «Мерсибо», но и игры от студии «Баюн» серия «Поиграй – ка» и игры « Silkom » «Скоро в школу»

Кроме того, подготовленные в виде мультимедийной презентации материалы по проведению артикуляционной гимнастики или автоматизации звуков могут быть предложены родителям вместо традиционных рекомендаций на стенде. Такой способ выполнения рекомендаций логопеда вызывает интерес не только детей, но и родителей, которые более усердно начинают стимулировать детей к выполнению домашнего задания. Родителям рекомендую оформить подписку на сайт «Мерсибо». В «Контакте» у нас есть своя группа, где я даю домашние задания, консультирую родителей по развитию речи детей. Создана группа в системе Viber для обмена оперативной информацией. Компьютерная программа обладает двумя инструментальными функциями: педагогической диагностики и индивидуализации развивающего обучения. Это современный инструмент педагога для выявления, предупреждения или преодоление дисбаланса между обучением и развитием ребёнка, возникающего в практике, когда обучение сводится к механическому заучиванию.

При работе с мультимедийными программами реализуются следующие задачи:

1. Повышение мотивационной готовности ребенка.

2. Развитие навыков зрительно-моторной координации.

3. Изменение подходов к использованию средств наглядности (т.е. кроме плоскостного изображения используются цельные модели).

Представленные задания могут применяться в любой части индивидуального логопедического занятия: в начале – для включения ребенка в работу; в середине – для подачи основного материала; в конце – для закрепления полученных знаний. В структуру занятия могут включаться как одинаковые, так и различные по типу задания. Задания направлены на развитие у ребенка познавательных процессов, фонематического слуха, лексико-грамматического строя речи, артикуляционной моторики, формирование звукового анализа. Чтобы привлечь внимание детей к связи между образом и словом, упражнять их в умении представлять одно и то же предметное содержание средствами наглядности и с помощью словесной речи, могут быть использованы возможности программы «Развитие речи» при проведении логопедических занятий. Используя различные программы, логопед сможет не на словах, а на деле обеспечить качественную индивидуализацию учебного процесса, так как освоение новых речевых конструкций будет происходить в свойственном ребенку темпе. Выполняя упражнения, ребенок проходит путь от совместно-разделенной деятельности с компьютером к совместной работе с партнером-сверстником и, наконец, к полной самостоятельной индивидуальной учебной деятельности. При выборе программы были использованы средства аудиозаписи, что позволяет дошкольнику, не умеющему читать, получать устную инструкцию. Принципиально важно, что в этом случае, наблюдая за индивидуальной работой детей, логопед может получить данные о том, какая форма знакового опосредования представляет наибольшую трудность для каждого конкретного ребёнка, в каких именно упражнениях он нуждается на данном этапе обучения. Компьютерные технологии позволяют обеспечить возможность свободного самостоятельного обращения к наглядным опорам как средствам, помогающим осознать смысл ситуации, взаимосвязь существенных параметров. Игра требует от ребёнка не слова, а действия. Именно то, как ребёнок оперирует параметрами и устанавливает соответствие между ними, делает открытым для учителя личный жизненный опыт впечатлений, наблюдений и действий ребёнка, о котором он ещё часто не может, не умеет рассказать, но которые в том или ином виде есть у каждого. Этот опыт и является настоящей основой формирования новых представлений и понятий. Таким образом, компьютерные программы могут использоваться в логопедической практике как дополнение к традиционным методам. Они позволит разнообразить процесс работы, внести в него ранее не используемые задания. В ходе работы стало очевидно, что использование компьютерных средств может помочь ребенку более полно реализовать собственную активную позицию при взаимодействии с взрослым. Функции контролера правильности решения коррекционных задач выполняет компьютер, а логопед становится партнером, способным оказать необходимую помощь. Положительный эмоциональный фон способствует повышению эффективности занятий. Оказалось, что применение информационных технологий в логопедической работе значительно сокращает время формирования произносительных навыков, способствует развитию самоконтроля у детей. Последовательное включение специально компьютерно-опосредованной логопедической технологии в процессе работы позволяет максимально дифференцировать и индивидуализировать коррекционное воздействие по преодолению недостатков речи детей.

Использование компьютерных технологий в повседневных занятиях дало положительные результаты по работе над звукопроизношением, лексико-грамматическим строем речи, связной речью и при обучении элементам грамоты, т.е. по всем направлениям работы логопеда.

Плюс это дает возможность работать над процессами высшей психической деятельности: памятью, вниманием, мышлением.

Эффективно повысилось желание у детей заниматься.

Программы могут содержать:

• советы родителям как организовать дома занятия по профилактике речевых нарушений.

• артикуляционную гимнастику и мелкую моторику, развитие фонематического слуха, автоматизация звуков;

• пособия по речевому развитию и обучению чтению. Так же программа подходит для коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими нарушения речи

• . игровые задания на формирование слухового восприятия, развития навыков правильного произношения звуков, слогов, слов и умения связно говорить, самостоятельно выстраивать словосочетания, предложения;

• Задания, направленные на профилактику акустической дисграфии;

• игры, на расширение знаний об окружающей действительности, на увеличение словарного запаса, развитие логического мышления, зрительной, слуховой памяти.

Чем успешнее самоконтроль, чем лучше ребенок учится управлению собственным речевым аппаратом. На заключительном этапе продолжается процесс автоматизации звуков, детям предлагаются более сложные задания.

Компьютерные программы я адаптирую к условиям логопедических занятий. Компьютерная игра лишь один из этапов обучающего занятия. В играх дается характеристика звукам: гласные и согласные, звонкие и глухие, твердые и мягкие. Есть игры по обучению делению слов на слоги, игры на узнавание буквы, на составление слогов и слов с этой буквой. Слова включаются в предложения. Есть обучающие игры на выделение ударного слога.

Подводя итоги, можно сделать следующие выводы:

Целенаправленное использование компьютерных программ в процессе логопедического обследования детей с нарушениями речи позволяет более объективно и дифференцированно оценить возможности их устной речи.

Система приемов дифференцированного и индивидуального компьютерно-опосредованного коррекционного воздействия в сочетании с традиционными средствами составляет основу методической технологии логопедической работы с применением компьютерных программ.

Результаты обучения детей свидетельствуют о том, что специальные приемы компьютерно-опосредованного логопедического воздействия оптимизируют процесс коррекции звукопроизношения и связной речи и в целом содействуют гармонизации развития.

ИКТ как средство дефектологического сопровождения детей с ЗПР

Рубрика: 7. Дефектология

Опубликовано в

Дата публикации: 16.09.2015

Статья просмотрена: 1148 раз

Библиографическое описание:

Кудымова, И. Г. ИКТ как средство дефектологического сопровождения детей с ЗПР / И. Г. Кудымова. — Текст : непосредственный // Инновационные педагогические технологии : материалы III Междунар. науч. конф. (г. Казань, октябрь 2015 г.). — Казань : Бук, 2015. — С. 123-124. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/183/8756/ (дата обращения: 18.01.2022).

Актуальность представленной работы определяется следующим. Одной из важнейших задач совершенствования дошкольного образования является преобразование системы обучения и воспитания подрастающего поколения на гуманистических основах, обеспечивающих формирование активного, самостоятельного, всесторонне развитого члена общества. Решение этой важной задачи предполагает оказание действенной помощи детям, испытывающим разнообразные трудности в обучении.

Важным профилактическим инструментом коррекционно-образовательной деятельности, обеспечивающим полноценное развитие и комфортное проживание детьми периода дошкольного детства, безболезненный переход на следующую ступень образования, могут стать современные информационные и компьютерные технологии.

Проведённые психолого-педагогические и дидактические исследования в сфере общего образования (Я. А. Ваграменко, А. А. Кузнецов, Е. И. Машбиц, Е. С. Полат, И. В. Роберт) и специального образования (В. П. Беспалько, Л. Р. Лизунова, Гончарова Е. Л., Кукушкина О. И., Королевская Т. К.), показывают, что методики обучения на основе информационно-коммуникационных технологий обладают необходимым потенциалом. Позволяют значительно повысить эффективность коррекционно-образовательного процесса.

Т. к. дети с задержкой психического развития характеризуется неравномерным формированием процессов познавательной деятельности и эмоционально-волевой сферы.

Использование ИКТ в специальных коррекционных образовательных учреждениях в сопровождении дефектолога с детьми ЗПР

Коррекционная педагогика призвана обеспечить социализацию ребенка, т. е. способствовать достижению конечной цели обучения и воспитания ребенка с отклоняющимся развитием — преодолению его социальной недостаточности, максимально возможному введению его в социум, формированию у него способности жить самостоятельно.

В число детей с особыми образовательными потребностями входят и дети, имеющие задержку психического развития.

Поэтому, использование информационно-коммуникационных технологий в коррекционно-образовательный процесс ДОУ необходимо и важно.

Особенности применения ИКТ — это мультимедийные презентации в коррекционно-образовательной деятельности с дошкольниками, имеющими нарушения заключаются в следующем:

1. Соответствие способу информации, которым отличается новое поколение детей [1, стр.22].

2. Повышение мотивации к образовательной деятельности через использование большого спектра наглядных пособий.

3. Повышение концентрации внимания, улучшение понимания и запоминания материала, благодаря наглядности и интерактивности.

4. Возможности сделать занятие информативным, динамичным.

5. Максимальной реализации потенциальных возможностей каждого ребенка.

6. Вовлечение в активную работу всей группы детей.

7. Повышение уровня компьютерной компетенции специалиста.

8. Повышение методического мастерства и личностных качеств педагога.

Положительными моментами использования мультимедийных презентаций на коррекционных занятиях являются:

9. Возможность детьми выполнять упражнения более внимательно и в полном объеме.

10. Возможность сделать коррекционный процесс интересным и выразительным.

11. Возможность получить одобрение не только от логопеда, но и мультипликационного (анимационного) героя.

12. Возможность в полной мере реализовать принцип активности ребенка в деятельности, поскольку компьютер создает условия для практического использования полученных знаний и умений.

13. Возможность гармоничного сочетания традиционных средств с применением мультимедийной презентации позволяет существенно повысить мотивацию детей к занятию [1, стр.22].

А также, придание эффекта анимации необходимой части информации, дает более яркое и разнообразное представление об информации тем быстрее она будет усвоена.

То есть основными факторами, свидетельствующими об интенсификации коррекционно-образовательного процесса с помощью ИКТ, становятся [2,стр.47]:

– целенаправленность, информативность и эффективность образовательной деятельности,

– усвоение ребенком, с особыми образовательными потребностями, материала быстрее и в полном объеме помочь,

– раскрытие резервных возможностей ребенка, за счет предъявленной в игровой форме информации,

– высокий уровень мотивации и повышение интереса к предмету, за счет увеличения динамизма и выразительности предоставляемого материала,

– сокращение сроков реабилитационного периода.

Поэтому, можно говорить о том, что включение ИКТ в обучение в коррекционный процесс, способствует формированию новой развивающей среды обучения детей с особыми образовательными потребностями.

1. Гончарова Е. Л., Кукушкина О. И. Ребенок с особыми образовательными потребностями. [Электронный ресурс] // Альманах Института коррекционной педагогики РАО. — 2002. — Вып. № 5.// http://ise.edu.mhost.ru/almanah/

2. Кукушкина О. И. Применение информационных технологий в специальном образовании // Специальное образование: состояние, перспективы развития. Тематическое приложение к журналу “Вестник образования”. — 2003. — № 3. — С. 67–76.

Похожие статьи

Реализация процесса сопровождения детей с задержкой.

ребенок, образовательный процесс, ограниченная возможность здоровья, Образовательная программа, инклюзивная практика, психическое развитие, старший воспитатель, физическая культура, сопровождение детей.

К вопросу об актуальных проблемах коррекционно-развивающей.

Образовательный процесс в коррекционной школе носит ярко выраженную коррекционную направленность.

Коррекция и развитие психической деятельности детей с ОВР глубоко индивидуальный и специфический процесс, объем, качество и конечный результат которого.

Система коррекционной работы с детьми раннего возраста

Коррекционно-логопедическая работа с детьми: подгрупповая, индивидуальная. Взаимодействие специалистов в коррекционном процессе: ребенок, семья, учитель — логопед, учитель — дефектолог, воспитатели, психолог, музыкальный работник.

Создание обновлённой модели специального (коррекционного).

Мониторинг результатов образовательной, воспитательной, коррекционной деятельности С(К)ОУ применительно к конкретному ребенку (контроль и оценка эффективности педагогической деятельности).

Коррекционное обучение | Статья в журнале «Молодой ученый»

коррекционно-развивающее обучение, современное образовательное учреждение, учащийся, Российская Федерация, познавательная деятельность, психическое развитие, обучение, процесс обучения, развитие, учреждение.

Коррекционно-развивающая работа в учебно-воспитательном.

Коррекционнообразовательная система школы ориентирована на весь состав учащихся и обусловлена желанием педагогического коллектива обучать всех детей, поступивших в школу

Нетрадиционные технологии в коррекционнопедагогической.

Нетрадиционные технологии в коррекционнопедагогической работе с обучающимися, воспитанниками с задержкой психического развития.

Основные термины (генерируются автоматически): психическое развитие, ребенок, изобразительная деятельность, рисование.

Адаптированная образовательная программа для детей с ЗПР.

Необходима коррекция пространственных представлений. Создание алгоритмов продуктивной деятельности. Так же необходимо осуществлять работу со взаимодействием со взрослыми и детьми развитие игровой деятельности. Коррекционно-развивающие занятия направлены.

Актуальные проблемы и эффективные модели. | Молодой ученый

Коррекционно-развивающая среда в специальных образовательных учреждениях является важным социально-адаптивным средством воспитания и развития детей с ОВЗ и имеет существенное отличие от.

ИКТ в работе логопеда

Информационные технологии в последнее время стали перспективным средством коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими нарушения речи. Повсеместная компьютеризация открывает новые, еще не исследованные варианты обучения. Они связаны с уникальными возможностями современной электроники и телекоммуникаций.

В основу использования ИКТ в отечественной педагогике положены базовые психолого-педагогические и методологические положения, разработанные Л.С. Выготским, П.Я. Гальпериным, В.В. Давыдовым, А.В. Запорожцем, А.Н. Леонтьевым, А.Р. Лурия, Д.Б. Элькониным и др.

Компьютерные технологии принадлежат к числу эффективных средств обучения, все чаще применяемых в специальной педагогике. В последние годы ведется открытая дискуссия о содержании, форме, методах специального обучения и характере профессионального мышления специалистов. Каждая новая задача развивающего обучения трансформируется в проблемы метода, разработки обходных путей обучения, которые позволяли бы достичь максимально возможных успехов в развитии ребенка с особыми познавательными потребностями (И.К. Воробьев, М.Ю. Галанина, Н.Н. Кулишов, О.И. Кукушкина и др.).

Анализ литературы показывает, что компьютерные средства представляют для специалиста не часть содержания коррекционного обучения, а дополнительный набор возможностей коррекции отклонений в развитии ребенка.

Коррекционно-воспитательная работа с детьми, имеющими отклонения в развитии, предполагает использование специализированных или адаптированных компьютерных программ (главным образом обучающих, диагностических и развивающих). Эффект их применения зависит от профессиональной компетенции педагога, умения использовать новые возможности, включать ИКТ в систему обучения каждого ребенка, создавая большую мотивацию и психологический комфорт, а также предоставляя воспитаннику свободу выбора форм и средств деятельности.

Основными преимуществами использования мультимедиаресурсов на логопедических занятиях являются:

— повышение мотивации для исправления недостатков речи детей;
— обес­печение психологического комфорта на занятиях;
— развитие психологической базы речи: восприятия, внимания и мышления за счет повышения уровня наглядности;
— совершенствование навыков пространственной ориентировки, развитие точности движений руки;
— развитие всех сторон речи, сенсорных функций, артикуляционной и мелкой моторики;
— совершенствование познавательной деятельности, прежде всего мышления, памяти, внимания;
— формирование личности ребёнка в целом;
— повышение качества обучения и работоспособности детей.

Использование ИКТ в логопедии осуществляется на основе следующих принципов:

  • Принцип полисенсорного подхода к коррекции речевых нарушений. Коррекционная работа ведется с опорой на различные анализаторы.
  • Системный подход к коррекции речевых нарушений. ИКТ позволяют работать над системной коррекцией и развитием следующих характеристик:

– звукопроизношение;
– просодические компоненты речи;
– фонематический анализ и синтез, фонематические представления;
– лексико-грамматические средства языка;
– артикуляционная моторика;
– мелкая моторика;
– связная речь.

  • Принцип развивающего и дифференцированного обучения детей. Возможность объективного определения зон актуального и ближайшего развития детей.
  • Принцип системности и последовательности обучения. Использование полученные ранее знания в процессе овладения новыми, переходя от простого к сложному.
  • Принцип доступности обучения. Соответствие возрастным особенностям детей. Задания предъявляются детям в игровой форме.
  • Принцип индивидуального обучения. ИКТ предназначены для индивидуальных и подгрупповых занятий и позволяет построить коррекционную работу с учётом их индивидуальных образовательных потребностей и возможностей.
  • Принцип объективной оценки результатов деятельности ребёнка. В компьютерных программах результаты деятельности ребёнка представляются визуально на экране, что исключает субъективную оценку.
  • Принцип игровой стратегии и введение ребёнка в проблемную ситуацию. Игровой принцип обучения с предъявлением пользователю конкретного задания позволяет эффективно решать поставленные коррекционные задачи и реализовать на практике дидактические требования доступности компьютерных средств обучения.
  • Принцип воспитывающего обучения. Воспитание у детей – волевых и нравственных качеств.
  • Принцип интерактивности компьютерных средств обучения. Использование ИКТ происходит одновременно с осуществлением обратной связи в виде анимации образов и символов, а также с предоставлением объективной оценки результатов деятельности.
  • При использовании информационных технологий на логопедических занятиях ставятся следующие задачи:

    Задачи ознакомительно-адаптационного цикла:

    • ознакомление детей с компьютером и правилами поведения при работе с ним;
    • знакомство детей с компьютерными программами;
    • преодоление психологического барьера между ребёнком и компьютером с помощью создания ситуации успеха;
    • формирование у детей начальных навыков работы на компьютере с использованием манипулятора «мышь».

    Задачи коррекционно-образовательного цикла:

    • формирование и развитие у детей речевых и языковых средств: звукопроизношения, просодических компонентов речи, фонематического анализа и синтеза, лексико–грамматического строя речи, связной речи;
    • формирование и развитие навыков учебной деятельности: осознание цели, самостоятельное решение поставленных задач, достижение поставленной цели, оценка результатов деятельности;
    • развитие знаковой функции сознания;
    • развитие психических функций.

    Задачи творческого цикла:

    • развитие воображения;
    • развитие познавательной активности.

    На логопедических занятиях специалистами используются различные компьютерные ресурсы. Чаще всего это могут быть, как готовые продукты, так и самостоятельно-разработанные инструментарии.

    1. Готовый продукт.

    • компьютерные логопедические тренажёры;
    • компьютерные тесты;
    • приключенческие квесты и обучающие игры;
    • книги, учебники и энциклопедии;
    • электронные рассылки;
    • логопедические ресурсы;

    2. Самостоятельно-разработанный инструментарий.

    • составленные с помощью программы Microsoft Office игры и программы-презентации Power Point;
    • веб-страницы и веб-сайты;
    • подборки компьютерных тестов;
    • цифровые видеоролики, аудиозаписи и др.

    Среди развивающие и обучающие компьютерные программы используются:

    Программа «Игры для Тигры» предназначена для коррекции общего недоразвития речи у детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста, позволяет эффективно организовать индивидуальную и подгрупповую работу с детьми. Программа построена на основе методик обучения детей с отклонениями в развитии: Л.Н. Ефименковой, Г.А. Каше, Р.Е. Левиной, Л.В. Лопатиной, Н.В. Серебряковой, Р.И. Лалаевой, Н.С. Жуковой, Е.М. Мастюковой, Т.Б. Филичевой, Г.В. Чиркиной. Решение учебных и коррекционных задач с помощью программы “Игры для Тигры” встраивается в систему общей коррекционной работы в соответствии с индивидуальными возможностями и потребностями детей.

    Для работы над звукопроизношением можно использовать программу «Домашний логопед». Программа помогает в автоматизации поставленных звуков, предоставляя более 500 красочных слайдов-картинок. Ребёнок сам или с помощью взрослого находит слова-названия на определённый звук. Кроме того, в программе записаны образцы правильного звукопроизношения (изолированный звук, чистоговорки, скороговорки). А мини-игра «Угадай-ка» привлекает внимание к звукам окружающего мира, развивая тем самым фонематическое восприятие.

    Мультимедийный проект «Развитие речи. Учимся говорить правильно» («Новый Диск», 2008 г.) представляет собой набор заданий для развития звуковой стороны речи.

    Программа содержит четыре раздела:

    • Неречевые звуки (знакомство со звуками предметного мира: музыкальные инструменты, транспорт, бытовые приборы и др., знакомство со звуками мира природы: звуки в лесу в разные времена года и др.).
    • Звукоподражание (знакомство со звуками животного мира, разнообразием человеческих голосов).
    • Речевые звуки (развитие навыков распознавания и правильного произношения звуков русского языка).
    • Развитие связной речи (обучение построению связной речи от словосочетания до текста).

    Особенности программы:

    • Развитие и коррекция речи, навыки грамотного произношения.
    • Все этапы развития речи: узнавание звуков окружающего мира, обучение правильному произношению звуков русского языка, развитие связной речи.
    • Несколько уровней сложности в каждом задании.
    • Программа разработана совместно с учителями-логопедами.
    • Рекомендации по работе с программой для родителей и воспитателей.

    «Учимся читать. Страна Буквария» («Новый диск»,2010) Авторы поставили цель сформировать подходы использования методики одновременного и взаимообусловленного обучения грамоте и пропедевтики информатики. При работе с этой программой у детей формируются:

    • Понятие буквы как графического символа звука,
    • Понятие слова как упорядоченного множества букв,
    • Смыслообразующая роль буквы в слове,
    • Символ как обозначение объекта(пиктогрмма),
    • Конструирование и моделирование как способы выявления соотношения элементов и целого.

    В программе используются стихотворения, загадки, пословицы, поговорки, игры со словами, буквами, что способствует созданию развивающей среды для ребенка. Использование заданий параллельно с формированием навыка чтения способствует развитию речи, творческих способностей, логическому и алгоритмическому мышлению, расширению словарного запаса, умению работать по заданному условию. Набор заданий составлен так, чтобы родители и специалисты смогли выбрать из них наиболее соответствующие целям обучения и возрасту ребенка.

    «Уроки Кирилла и Мефодия. Руссий язык» из серии «Начальная школа» – это мультимедийные пособия для детей дошкольного и младшего школьного возраста. Занимательные интерактивные задания помогут детям в увлекательной игровой форме получить знания по русскому языку. Пособия содержат весь образовательный материал учебного предмета.

    Курс «Супердетки: тренировка быстрого чтения» («Новый диск», 2007), содержащий набор заданий на развитие навыков чтения. Упражнения представлены в виде мини-игр, что не требует больших затрат времени. Главный герой, веселый и комичный персонаж, будет верным спутником на протяжении всей игры. В игре представлены четыре вида заданий:

    • Быстрый поиск
    • Половинки слов
    • Поврежденный текст
    • Скорость и понимание

    Для каждой игры существует несколько уровней сложности, ребенок сам может подобрать наиболее подходящий для себя.

    Кроме этого в сети Интернет сейчас есть множество сайтов, на которых можно найти интересные, а главное полезные логопедические игры.

    Особое внимание хотелось бы уделить развивающему порталу «Мерсибо». Мерсибо – это развивающие игры для детей от 2-х до 10 лет. Сайт содержит восемьдесят развивающих игр для:

    • Развития фонематического слуха,
    • Постановки звуков,
    • Развития связной речи,
    • Обучения чтению,
    • Обучения счету,
    • Общей дошкольной подготовки,
    • Развития грамотности.

    А также профессиональные дополнения:

    • Материалы для подготовки занятий,
    • Конструктор картинок,
    • Рабочий стол специалиста.

    Внедрение современных компьютерных технологий в логопедическую практику позволяет сделать работу логопеда более продуктивной и эффективной. Компьютерные технологии являются еще одним эффективным способом формирования правильной речи и коррекции ее недостатков. Использование ИКТ органично дополняет традиционные формы работы логопеда, расширяя возможности организации взаимодействия логопеда с другими участниками образовательного процесса, что позволяет значительно повысить эффективность коррекционной работы.

    Список литературы:

    1. Беспалько В.П. Образование и обучение с участием компьютеров (педагогика третьего тысячелетия). // Москва – Воронеж, Изд-во Моск. псих.-пед. ин-та. Изд-во: НПО «Модэк», 2002.
    2. Вренева Е.П. Ресурсы информационно-компьютерных технологий в обучении дошкольников с нарушениями речи. // «Логопед» №5, 2010.
    3. Кадочникова Н.К. Использование интерактивной доски на логопедических занятиях.// «Логопед» №1, 2012.
    4. Королевская Т.К. Компьютерные интерактивные технологии и устная речь как средство коммуникации: достижения и поиски. //Дефектология. – 1998. – № 1.
    5. Кукушкина О.И. Компьютер в специальном обучении. Проблемы, поиски, подходы //Дефектология. 1994. – № 5.
    6. Машбиц Е.И. Психолого-педагогические проблемы компьютеризации обучения.//М.: Педагогика. 1988.
    7. Репина 3.А., Лизунова Л.Р. Компьютерные средства обучения: проблемы разработки и внедрения //Вопросы гуманитарных наук. 2004, № 5.
    8. Репина 3.А., Лизунова Л.Р. Новые информационные технологии: специализированная компьютерная логопедическая программа «Игры для Тигры» // Вопросы гуманитарных наук, 2004, № 5.
    9. Тимофеева Ж.А. О способности детей с нарушением в развитии извлекать информацию из общения с героем компьютерной программы //Дефектология. 1997. – № 2.
    10. Фадеева Ю.А., Жилина И.И. Образовательные проекты в группе для детей с ОНР. // М. – 2012.

    Использование информационно-коммуникационных технологий в коррекционной работе учителя-логопеда.

    Содержимое публикации

    Использование информационно-коммуникационных технологий в коррекционной работе учителя-логопеда.

    В настоящее время наблюдается все большее воздействие медиа-технологий на человека, особенно это сильно действует на ребенка, который с большим удовольствием смотрит телевизор или играет в планшет или компьютер, чем читает книгу, мощный поток информации, распространение игровых приставок, электронных игрушек и компьютеров оказывает большое влияние на его восприятие окружающего мира. Существенно изменяется характер его любимой практической деятельности – игры, меняются любимые герои и увлечения. Ранее любую информацию ребенок мог получить по разным каналам – учебник, справочная литература, урок и т. д., но сегодня, учитывая современную жизнь, педагог должен вносить в учебный процесс новые методы подачи информации.

    Информационные технологии в последнее время стали перспективным средством коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими нарушения речи. Повсеместная компьютеризация открывает новые варианты обучения. Они связаны с уникальными возможностями современной электроники и телекоммуникаций.

    Итак, что же такое информационно-коммуникационные технологии в образовании. Информационно-коммуникационные технологии в образовании (далее ИКТ) – это комплекс учебно-методических материалов, технических и инструментальных средств вычислительной техники в учебном процессе, формах и методах их применения для совершенствования деятельности специалистов учреждений.

    Информатизация образования – это большой простор для проявления творчества педагогов, побуждающий искать новые, нетрадиционные формы и методы взаимодействия с детьми; она способствует повышению интереса у детей к обучению, активизирует познавательную активность, развивает ребёнка всесторонне.

    Коррекция недостатков речи детей требует систематических занятий, отнимает много сил и времени как у педагога, так и у детей. Большинство детей, посещающих логопедические занятия, имеют проблемы в развитии восприятия, внимания, памяти, мыслительной деятельности, различную степень недоразвития сенсорных функций, пространственных представлений, особенности приема и переработки информации. Использование ИКТ на логопедических занятиях позволяет добиться устойчивого внимания и поддержания интереса на протяжении всего занятия. И это немаловажно, если учесть, что некоторые дети с задержкой психического развития, имеющих те или иные речевые нарушения, характеризуются нестабильным психоэмоциональным состоянием, пониженной работоспособностью и быстрой утомляемостью.

    Положительным моментом является и то, что применение ИКТ направлено на включение в работу всех анализаторных систем.

    Основными преимуществами использования мультимедиаресурсов на логопедических занятиях являются:

    повышение мотивации для исправления недостатков речи детей;

    обес­печение психологического комфорта на занятиях;

    развитие психологической базы речи: восприятия, внимания и мышления за счет повышения наглядности;

    совершенствование навыков пространственной ориентировки, развитие точности движений руки;

    развитие всех сторон речи, сенсорных функций, артикуляционной и мелкой моторики;

    совершенствование познавательной деятельности, прежде всего внимания, памяти, мышления;

    формирование личности ребёнка в целом;

    повышение качества обучения и работоспособности детей.

    Использование ИКТ в занятиях учителя-логопеда осуществляется на основе следующих принципов:

    Принцип полисенсорного подхода к коррекции речевых нарушений. Коррекционная работа ведется с опорой на различные анализаторы.

    Системный подход к коррекции речевых нарушений. ИКТ позволяют работать над системной коррекцией и развитием следующих характеристик:

    – просодические компоненты речи;

    – фонематический анализ и синтез, фонематические представления;

    – лексико-грамматические средства языка;

    Принцип развивающего и дифференцированного обучения детей. Возможность объективного определения зон актуального и ближайшего развития детей.

    Принцип системности и последовательности обучения. Использование полученные ранее знания в процессе овладения новыми, переходя от простого к сложному.

    Принцип доступности обучения. Соответствие возрастным особенностям детей. Задания предъявляются детям в игровой форме.

    Принцип индивидуального обучения. ИКТ предназначены для индивидуальных и подгрупповых занятий и позволяет построить коррекционную работу с учётом индивидуальных образовательных потребностей и возможностей детей.

    Принцип объективной оценки результатов деятельности ребёнка. В компьютерных программах результаты деятельности ребёнка представляются визуально на экране, что исключает субъективную оценку.

    Принцип игровой стратегии и введение ребёнка в проблемную ситуацию. Игровой принцип обучения с предъявлением конкретного задания позволяет эффективно решать поставленные коррекционные задачи и реализовать на практике дидактические требования доступности компьютерных средств обучения.

    Принцип воспитывающего обучения. Воспитание у детей – волевых и нравственных качеств.

    Принцип интерактивности компьютерных средств обучения. Использование ИКТ происходит одновременно с осуществлением обратной связи в виде анимации образов и символов, а также с предоставлением объективной оценки результатов деятельности.

    При использовании информационных технологий на логопедических занятиях ставятся следующие задачи:

    Задачи ознакомительно-адаптационного цикла:

    ознакомление детей с компьютером и правилами поведения при работе с ним;

    знакомство детей с компьютерными программами;

    преодоление психологического барьера между ребёнком и компьютером с помощью создания ситуации успеха;

    формирование у детей начальных навыков работы на компьютере с использованием манипулятора «мышь».

    Задачи коррекционно-образовательного цикла:

    формирование и развитие у детей речевых и языковых средств: звукопроизношения, просодических компонентов речи, фонематического анализа и синтеза, лексико–грамматического строя речи, связной речи;

    формирование и развитие навыков учебной деятельности: осознание цели, самостоятельное решение поставленных задач, достижение поставленной цели, оценка результатов деятельности;

    развитие психических функций.

    Задачи творческого цикла:

    развитие познавательной активности.

    На логопедических занятиях используются различные компьютерные ресурсы. Чаще всего это могут быть, как готовые продукты, так и самостоятельно-разработанные инструментарии.

    1. Готовый продукт.

    компьютерные логопедические тренажёры;

    приключенческие квесты и обучающие игры;

    книги, учебники и энциклопедии;

    2. Самостоятельно-разработанный инструментарий.

    составленные с помощью программы Microsoft Office игры и программы-презентации Power Point;

    веб-страницы и веб-сайты;

    подборки компьютерных тестов;

    цифровые видеоролики, аудиозаписи и др.

    Требования, предъявляемые к развивающим и обучающим программам, применяемым на логопедических занятиях:

    Программа должна иметь указание на возраст ребенка

    Программа должна быть яркой, красочной, со звуковым оформлением

    Объекты, отображенные на экране, не должны быть мелкими или непонятными детям

    Программа должна быть на русском языке

    Текст заданий, если он имеется, желательно должен быть озвучен диктором

    Задания – интересные, понятные ребёнку, простые для выполнения

    Периоды и эпизоды игры должны быть не более 3-5 минут

    Желательно, чтобы ребенок работал с клавиатурой, так как справиться с мышкой ему еще сложно

    Программа должна развивать детей, давать им знания, обучать навыкам в незатейливой игровой форме

    Чередование разных компьютерных игр.

    Любое логопедическое занятие начинается с организационного момента. Тут могут быть использованы загадки, и ребусы, и анаграммы. Посредством решения таких «задачек» у учащихся формируется алгоритм преодоления трудностей.

    В основной части логопедического занятия могут быть использованы различные (в зависимости от темы и целей занятия) материалы ИКТ.

    Очень удобно для учителя-логопеда создавать и затем использовать в работе занятия-презентации по конкретным темам. Эти презентации включают наглядный материал, схемы слов и предложений, тексты для прочтения, карточки с заданиями, анимированные кроссворды и ребусы, анаграммы и многое другое.

    Физкультминутку для учащихся тоже может провести компьютер. На экране монитора появляются схематичные изображения человечков в разных гимнастических позах. Существуют также компьютерные программы-тренажёры для глаз, позволяющие дать отдых глазам ребёнка.

    Заключительная часть занятия может в текстовом файле содержать проблемные вопросы по теме занятия (для подведения итогов) или стать поощрением за хорошую работу (любимые компьютерные игры детей).

    Благодаря последовательному появлению изображений на экране, дети имеют возможность выполнять упражнения более внимательно и в полном объеме. Использование анимации и сюрпризных моментов делает коррекционный процесс интересным и выразительным. Дети получают одобрение не только от логопеда, но и со стороны компьютера в виде картинок-призов, сопровождающихся звуковым оформлением.

    Внедрение современных компьютерных технологий в логопедическую практику позволяет сделать работу логопеда более продуктивной и эффективной. Компьютерные технологии являются еще одним эффективным способом формирования правильной речи и коррекции ее недостатков. Использование ИКТ органично дополняет традиционные формы работы учителя-логопеда, расширяя возможности организации взаимодействия с другими участниками образовательного процесса, что позволяет значительно повысить эффективность коррекционной работы.

    Основные преимущества использования ИКТ в работе логопеда:

    Развитие связной речи – пересказ (составление) текста с опорой на серию сюжетных картинок. Обучение грамоте – формирование навыков фонематического анализа. Формирование зрительно-пространственных отношений. Работа над звукопроизношением – артикуляционная гимнастика, автоматизация звуков, дифференциация звуков и букв. Формирование лексико-грамматических категорий – словообразование, словоизменение. Коррекционно-оздоровительное направление – игры на развитие общей, мелкой моторики рук.

    ИКТ для логопеда:

    Систематическое и целенаправленное внедрение в коррекционно-образовательный процесс специальных компьютерных программ позволяют:

    Развивать фонематические процессы

    Развивать мелкую моторику

    Расширяют словарный запас и кругозор детей, увеличивают речевую активность, формируют навыки правильной речи

    Способствуют активизации у детей концентрации внимания, памяти, мышления

    Использование современного компьютерного оборудования

    2. Интерактивные доски

    4. Логотренажер Комфорт Лого

    Основные преимущества использования ИКТ в работе логопеда

    Проведение коррекционно-развивающей образовательной деятельности

    Повышение мотивации для исправления недостатков речи детей

    Развитие восприятия, внимания и мышления за счет повышения уровня наглядности

    НАПРАВЛЕНИЯ КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИКТ

    Развитие связной речи – пересказ (составление) текста с опорой на серию сюжетных картинок.

    Обучение грамоте – формирование навыков фонематического анализа.

    Формирование зрительно-пространственных отношений.

    Работа над звукопроизношением – артикуляционная гимнастика, автоматизация звуков, дифференциация звуков и букв.

    Формирование лексико-грамматических категорий – словообразование, словоизменение.

    Коррекционно-оздоровительное направление – игры на развитие общей, мелкой моторики рук.

    Разделы деятельности учителя-логопеда

    Проведя анализ имеющихся на настоящее время информационно-коммуникационных технологий, использующихся в работе учителя-логопеда, можно выделить следующие направления:

    Рейтинг
    ( Пока оценок нет )
    Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
    Добавить комментарий

    ;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: