Использование инновационных методов в работе с детьми, имеющими речевые нарушения

ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ, ИМЕЮЩИМИ РЕЧЕВЫЕ НАРУШЕНИЯ.
статья по логопедии

Статья, описывающая инновационные технологии, используемые педагогами ДОУ и их актуальность.

Скачать:

Вложение Размер
statya.docx 33.15 КБ

Предварительный просмотр:

ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ, ИМЕЮЩИМИ РЕЧЕВЫЕ НАРУШЕНИЯ.

В настоящее время в России идет становление новой системы образования. Этот процесс сопровождается существенными изменениями в педагогической теории и практике учебно-воспитательного процесса, в содержании технологий обучения, которые должны быть адекватны современным техническим возможностям, и способствовать гармоничному вхождению ребенка в информационное общество. Инновационные технологии – это внедрённые, новые, обладающие повышенной эффективностью методы и инструменты, приёмы, являющиеся конечным результатом интеллектуальной деятельности педагога.

Применительно к педагогическому процессу, инновация означает введение нового в цели, содержание, методы и формы образования, организацию совместной деятельности педагога и ребёнка.

Основным критерием «инновационности» технологии является повышение эффективности образовательного процесса за счёт её применения.

Компьютерные технологии призваны стать неотъемлемой частью целостного образовательного процесса, значительно повышающей его эффективность. Одним из главных преимуществ использования компьютерных средств обучения в образовании детей с нарушениями речи являются их большие возможности в разнообразии предоставляемого учебного материала.

Известно, что использование в коррекционной работе разнообразных нетрадиционных методов и приемов предотвращает утомление детей, поддерживает у детей с различной речевой патологией познавательную активность, повышает эффективность логопедической работы в целом. Внедрение компьютерных технологий сегодня является новой ступенью в образовательном процессе.

Актуальным направлением внедрения информационных технологий в работу учителя-логопеда является использование мультимедийных презентаций, интерактивных упражнений и игр, разработанных самостоятельно с помощью программ Power Point и mimio.

Целью разработок является оптимизация коррекционного процесса средствами ИКТ и в результате формирование и развитие у детей полноценной речевой деятельности. У детей с общим недоразвитием речи, поступающих в логопедическую группу, отмечается нарушение всех компонентов речевой системы: звукопроизношения, звуконаполняемости слов, недоразвитие фонематического слуха, выраженное отставание в формировании словарного запаса и грамматического строя речи. По состоянию звукопроизношения дети нередко имеют более 12 нарушенных звуков (отсутствие звука, его искажения и замены). У детей, имеющих недостатки речи, часто отмечаются различные сопутствующие отклонения в развитии нервно-психической сферы. У детей отмечаются негативные личностные проявления, нарушения эмоционально-волевой сферы (повышенная возбудимость, расторможенность, замкнутость, негативизм).

Нередко встречаются расстройства внимания и целенаправленного восприятия, а также снижение общей работоспособности.

Использование презентаций, компьютерных игр в совместной деятельности с дошкольниками, имеющими общее недоразвитие речи, способствует повышению эффективности коррекционно-образовательного процесса. У детей быстрее формируются нарушенные артикуляторные навыки, сокращаются сроки коррекционной работы по введению поставленных звуков в речь, вырабатывается самоконтроль за произношением, активизируется словарный запас, совершенствуется грамматический строй речи, связная речь, психические процессы.

Компьютерные средства позволяют привнести эффект наглядности в занятие, повысить мотивационную активность, способствуют более тесной взаимосвязи учителя-логопеда и детей. В использовании мультимедийных презентаций, игр учителем-логопедом можно выделить такие преимущества, как информационная емкость, компактность, доступность, наглядность, эмоциональная привлекательность, мобильность, многофункциональность.

Благодаря последовательному появлению изображений на экране, дети имеют возможность выполнять упражнения более внимательно и в полном объеме.Использование анимации и сюрпризных моментов делает коррекционный процесс интересным и выразительным. Дети получают одобрение не только от логопеда, но и со стороны компьютера в виде картинок-призов, сопровождающихся звуковым оформлением.

Гармоничное сочетание традиционных средств с применением презентаций, игр, интерактивных упражнений, разработанных в программах Power Point иmimio, позволяет существенно повысить мотивацию детей к занятию и, следовательно, существенно сократить время на преодоление речевых нарушений.

Так как санитарно-гигиенические нормы строго регламентируют время, проводимое детьми перед монитором, представляется целесообразным использовать компьютерные технологии порционно: возможен показ видео презентаций при ознакомлении с новой лексической темой, включение в индивидуальные занятия игр по формированию речевого дыхания, развитию слухового внимания. Очень эффективно применение программы создания презентаций MS Power Point при подготовке к подгрупповым и индивидуальным логопедическим занятиям по автоматизации звуков у детей с ОНР и ФФНР.

Автоматизация звуков – это последовательное, постепенное введение поставленного звука в слоги, слова, предложения и в связную речь. С точки зрения нейрофизиологии этот процесс представляет собой закрепление условно-рефлекторных речедвигательных связей, следовательно, требует большого числа повторений и активного использования процесса внутреннего торможения, способности к дифференциации правильного и неправильного артикуляционного уклада. Проблема, часто наблюдаемая у детей, имеющих самые разные речевые отклонения (ОНР, ФФН, ФН), заключается в длительном периоде автоматизации и дифференциации поставленных звуков.

В.В. Коноваленко выделяет несколько причин возникновения этой проблемы:

o недостаточное развитие артикуляционной моторики;

o недоразвитие фонематического восприятия;

o нарушение в развитии лексико-грамматического строя речи;

o грубое нарушение звукопроизношения, звуко-слоговой структуры слова;

o отклонения в нервно-психической сфере;

o снижение уровня познавательной активности;

o отклонения в поведении детей.

Включение в занятие презентаций позволяет добиться хороших результатов при автоматизации звуков у детей-визуалов. Анимация позволяет обыграть некоторые эпизоды. Красочные слайды, где могут быть размещены фотографии, схемы, рисунки, буквы, являются отличной наглядностью. Использование презентации повышает мотивацию и снижает такие недостатки работы, как возможный вербализм и формализм при отработке лексического материала, особенно если личный опыт детей ограничен. Звуковые сигналы активизируют внимание всех детей и дают хорошие результаты при работе с аудиалами. Так как в подгруппе, как правило, присутствуют дети-кинестетики, отличным стимулом является возможность самим действовать мышью. Схематичное изображение правильной артикуляции может быть помещено на каждый слайд.

Презентация является полифункциональным средством коррекции детской речи. В презентации решаются задачи по автоматизации звука, активизации и уточнению словаря, формированию различных грамматических категорий, развитию зрительного внимания, логического мышления. При использовании информационных технологий осуществляются принципы наглядности, разно – модальности, активности и полифункциональности обучения.

В своей практике мы также используем компьютерную технологию mimio. Эта программа позволяет нам создавать различные задания, игры и упражнения, направленные на решение проблем каждого ребенка в отдельности. Программа позволяет эффективно работать над преодолением нарушений речи при дизартрии, дислалии, а также при вторичных речевых нарушениях. Отличные рисунки, объемное изображение, звуковое сопровождение действий, познавательная направленность упражнений, игровая интерактивная форма подачи учебного материала делают программу привлекательной, способствуют повышению мотивационной готовности детей к логопедическим занятиям, индивидуализации и повышению эффективности коррекционно-образовательного процесса.

MIMIO – эффективное технологическое новшество, дает возможность реализовать функции проекционного экрана и большого графического планшета. Стоя у доски можно управлять экранным изображением, рисовать цветными маркерами, писать, чертить стилусом – мышью, перемещать графические изображения, выполняя задания мимио проекта.

Главным педагогическим инструментом МИМИО – технологии является интерактивность, которая дает возможность педагогу воздействовать на ребенка и получать ответные реакции, в то же время, помогает детям организовывать самостоятельную деятельность, где педагог является, в первую очередь, консультантом. МИМИО – технология позволяет создавать и хранить свои электронные дидактические материалы, проводить зрелищные и эффективные занятия.

Таким образом, с помощью разработанных компьютерных игр и упражнений у детей совершенствуется артикуляционная моторика, закрепляется правильное произношение автоматизируемого звука в словах, предложениях, обогащается словарь, закрепляются в речи слова-обобщения, совершенствуется грамматический строй речи, поддерживается положительная мотивация к посещению логопедических занятий. У детей значительно сокращаются сроки по овладению полноценной речевой деятельностью, являющейся залогом успешного взаимодействия ребенка со сверстниками и взрослыми. Новые технологии делают коррекционную работу более интересной для дошкольников и более радостной для педагогов. При этом эффективность работы высока в том случае, если ИКТ не воспринимается как «панацея», а является составной частью продуманной, заранее спланированной системы работы по коррекции и предупреждению речевых дефектов.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1.Гаркуша Ю. Ф., Черлина Н. А., Манина Е.В. Новые информационные технологии в логопедической работе. Логопед. 2004. № 2.

2. Королевская Т.К. Компьютерные интерактивные технологии и устная речь как средство коммуникации: достижения и поиски / Т.К. Королевская// Дефектология. – 1998. – №1.

3.Комарова Т.С., Комарова И.И., Туликов А.В. Информационно-коммуникационные технологии в дошкольном образовании. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2011.

4. Лизунова Л.Р. Компьютерная технология коррекции общего недоразвития речи у детей старшего дошкольного возраста. – Пермь, 2007.

5. Никитина М. Ребенок за компьютером.- М., Эксмо, 2006.

Инновационные методы работы с детьми, имеющими речевые нарушения

Светлана Суркова
Инновационные методы работы с детьми, имеющими речевые нарушения

«Слово – есть первый признак сознательной, разумной жизни.

Слово есть воссоздание внутри себя мира».

Актуальность. В последние годы в системе дошкольного воспитания и обучения особенно ясно стала прослеживаться тенденция к росту числа детей с речевыми нарушениями. Речь – существенный элемент человеческой деятельности, позволяющий человеку познавать окружающий мир, передавать свои знания и опыт другим людям, аккумулировать их для передачи последующим поколениям. Являясь средством выражения мыслей, речь, в ходе ее развития в онтогенезе, становится основным (но не единственным) механизмом мышления человека. Высшее, абстрактное мышление невозможно без речевой деятельности. В связи с этим актуальность использования инновационных методов и приемов в обучении детей дошкольного возраста правильной речи принимает глобальный характер.

Дошкольный возраст – это возраст образных форм сознания, и основанными средствами, которыми ребенок овладевает в этом возрасте,являются образные средства: наглядные модели, схемы, таблицы и т. п. использование обобщений позволяет ребенку обобщить свой непосредственный опыт. Как установлено исследованиями Л. Венгера, А. Запорожца, Ж. Пиаже и других, главное направление развития образного мышления, воображения, памяти состоит в овладении ребенком способности к замещению и пространственному моделированию.

Основная цель проекта:

• использование инновационных методов и приемов в обучении детей дошкольного возраста правильной речи.

В соответствии с целью,определила задачи:

• Изучить лингвистическую, психолингвистическую и логопедическую литературу по проблеме исследования.

• Расширить и обогатить словарный запас детей логопатов.

• Повысить познавательную активность и работоспособность детей.

• Активизировать процессы восприятия, внимания, памяти.

Принципы построения проекта:

1. Доступность предлагаемого материала.

2. Систематичность и постепенность его усвоения.

3. Наглядность и практическое применение.

4. Индивидуальный подход.

5. Учет возрастных особенностей.

6. Коллективное взаимодействие.

Новизна проекта: поиск вспомогательных средств, облегчающих и направляющих процесс становления у ребенка развернутого смыслового высказывания.

Обоснование инновационного проекта.

Не для кого не секрет,что у детей с общим недоразвитием речи существуют следующие проблемы: скудный словарный запас, неумение согласовывать слова в предложении, нарушение звукопроизношения. У большинства детей нарушено внимание, несовершенно логическое мышление. Поэтому логопедическое воздействие при устранении общего недоразвития речи – очень сложное дело. Необходимо научить детей связно, последовательно, грамматически правильно излагать свои мысли, рассказывать о различных событиях из окружающей жизни.

В дошкольном возрасте преобладает наглядно-образная память,и запоминание носит в основном непроизвольный характер: дети лучше запоминают события, предметы, факты, явления, близкие их жизненному опыту. Исследования показали, что объём зрительной памяти и возможности смыслового, логического запоминания у детей с ОНР, практически не отличается от нормы, но заметно снижена их слуховая память и продуктивность запоминания.

Учитывая тот факт, что полнота, точность и легкость воспроизведения во многом зависят от особой (мнемической) деятельности, специально направленной на запоминание словесного материала, я использую метод моделирования (модели, схемы, пиктограммы, который способствует формированию связной речи, позволяет развивать более сложную монологическую речь дошкольников. С детьми заранее разрабатываются схемы (карточки, символы слов. Затем им дается образец построения предложения. Далее предложения объединяются в рассказ. В результате дети логопедической группы составляют рассказы из восьми предложений, составляют и прочитывают по схемам стихотворения, пословицы, загадки.

Мнемотехника – система методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации.

Мнемотехника – это система методов и приемов, обеспечивающих успешное освоение детьми знаний об особенностях объектов природы, об окружающем мире, эффективное запоминание структуры рассказа, сохранение и воспроизведение информации, и конечно развитие речи.

Приёмы мнемотехники облегчают запоминание у детей и увеличивают объём памяти путём образования дополнительных ассоциаций.

К. Д.Ушинский писал: “Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам – он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он их усвоит на лету”.

Так как наглядный материал у дошкольников усваивается лучше, использование мнемотаблиц на занятиях по развитию связной речи, позволяет детям эффективнее воспринимать и перерабатывать зрительную информацию, сохранять и воспроизводить её. Особенность методики – применение не изображения предметов, а символов. Данная методика значительно облегчает детям поиск и запоминание слов. Символы максимально приближены к речевому материалу, например, для обозначения домашних птиц и животных используется дом, а для обозначения диких (лесных) животных и птиц – ёлка. Мнемотаблицы-схемы, служат дидактическим материалом в моей работе по развитию связной речи детей с ОНР. Я их использую для обогащения словарного запаса, при обучении составлению рассказов, пересказов, отгадывании загадок, заучивании стихов.

Таким образом можно сделать вывод: использование мнемотаблиц на занятиях способствует формированию связной речи, позволяет развивать более сложную монологическую речь дошкольников.

Опыт работы по данной методикепоказал следующие результаты:

Начало года Конец года

Высокий уровень 0 20-70 %

Средний уровень 20-70% 5-30%

Низкий уровень 5-30% 0

Заключительная цель моего проекта (ожидаемые результаты):

• Активизировать деятельность детей;

• Обогатить словарный запас и развить связную речь;

• Ввести в активный словарный запас обобщающие слова, развивать интерес, воспитывать любознательность.

Применение дидактических игр в коррекционно-развивающей работе с детьми, имеющими речевые нарушения. Игры с кубиками Игровое пособие представляет собой серию кубиков разной величин, на гранях которых различные символы для дидактических упражнений. Игровое.

Использование ИКТ в коррекционной работе с детьми дошкольного возраста, имеющими нарушения зрения ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИКТ В КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЕ С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА, ИМЕЮЩИМИ НАРУШЕНИЕ ЗРЕНИЯ Использование ИКТ позволяет сделать.

Коррекционная работа воспитателя с детьми имеющими нарушения речи Для того чтобы вести разговор о коррекционно-речевом направлении работы нам необходимо разобрать основные понятия этой темы. За последние.

Коррекционная работа воспитателя с детьми имеющими нарушения речи (продолжение) Основные направления коррекционной работы воспитателя • Артикуляционная гимнастика (с элементами дыхательной (воспитанию правильного речевого.

Организация работы с детьми в детском саду, имеющими нарушения речи Все дети дошкольного возраста в детском саду в большинстве своём одинаковы в развитии. Они аналогично проходят адаптацию, похоже плачут.

Особенности работы с детьми, имеющими тяжелые нарушения речи Проблема заикания в настоящее время стоит очень остро. В системе образования недостаточно групп, работа которых была бы полностью направлена.

Психологический аспект работы родителей с детьми дошкольного возраста имеющими нарушения речи Семья, как один из важнейших социальных институтов общества, оказывает огромное влияние на формирование и развитие процессов высшей психической.

Специфика работы логопеда с детьми дошкольного возраста, имеющими нарушения зрения Нарушение зрения отрицательно сказывается на: -нервно-психическом статусе детей; – двигательной активности и – ориентировке в пространстве;.

Специфика работы логопеда с детьми дошкольного возраста, имеющими нарушения зрения. Нарушение зрения отрицательно сказывается на: -нервно-психическом статусе детей; – двигательной активности и – ориентировке в пространстве;.

Тематический план психологических занятий с детьми 5–6 лет, имеющими нарушения речевого развития Тема: Огород. Сад. (овощи, фрукты). Задачи: Формирование положительного отношения к сверстникам, желания сотрудничать друг с другом; расширение.

Детский сад «Калинка», Волгодонск

ул. Ленина 118, тел. 22-32-82

Инновационные технологии и современные методы в коррекционно-развивающей работе учителя-логопеда ДОУ

Начиная с раннего возраста, любой ребёнок с умственными и физическими недостатками может посещать общеобразовательную дошкольную организацию. Ребёнок может получать квалифицированную помощь специалистов в различной форме и объёме, исходя из его индивидуальных особенностей. Инклюзивный подход в дошкольном образовании предусматривает изменение педагогических методов, чтобы образовательная организация могла полностью соответствовать разнообразным потребностям всех воспитанников, посещающих её.

Одно из правил инклюзивного образования — все педагоги и сотрудники образовательной организации, вовлечённые в процесс обучения, должны быть обучены разным стратегиям и новым педагогическим технологиям. В современных условиях развития общества перед педагогической наукой и практикой стоят задачи поиска наиболее оптимальных систем обучения и воспитания детей с нарушениями речи. Основной проблемой для ДОУ, становится увеличение количества детей, имеющих трудности освоения общеобразовательных программ и детей с тяжёлыми нарушениями речи. В рамках введения ФГОС ДО, приоритетной задачей становится решение этих проблем с помощью инновационных моделей.

Инновационные процессы – на современном этапе развития общества затрагивает в первую очередь систему дошкольного образования, как начальную ступень раскрытия потенциальных способностей ребенка. Инновации определяют новые методы, формы, средства, технологии, использующиеся в педагогической практике, ориентированные на личность ребенка, на развитие его способностей. Дети с речевыми нарушениями часто бывают с неустойчивой психикой, у них наблюдаются нестабильное психоэмоциональное состояние, пониженная работоспособность и быстрая утомляемость. Логопедические занятия для таких дошколят — это тяжелый труд. Поэтому нам приходится искать, находить и умело использовать на практике более инновационные методы и формы воздействия, так как именно они становятся наиболее перспективным средством коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими нарушения речи. На сегодняшний день в арсенале коррекционных педагогов имеется обширный практический материал, применение которого способствует эффективному речевому развитию ребенка. Но мы сталкиваемся с трудностями коррекционной работы из-за возросшего количества речевой патологии. Дети с речевыми нарушениями часто бывают с неустойчивой психикой, у них наблюдаются нестабильное психоэмоциональное состояние, пониженная работоспособностьи быстрая утомляемость. Логопедические занятия для таких дошколят — это тяжелый труд. Поэтому нам приходится искать, находить и умело использовать на практике более инновационные методы и формы воздействия, так как именно они становятся наиболее перспективным средством коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими нарушения речи.

Практические методы (упражнения игры и моделирование).

Наглядные методы — формы усвоения знаний, умений и навыков, которые находятся в существенной зависимости от применяемых при обучении наглядных пособий и технических средств обучения.

Словесные методы определяются возрастными особенностями детей, структурой и характером речевого дефекта, целями, задачами, этапом коррекционного воздействия.

В своей работе использую инновационные технологии при работе с детьми с ОВЗ.

Инновационный опыт в моём понимании — это «держать руку на пульсе»современной педагогики. Что мы подразумеваем под понятием «инновационные технологии»?

Инновационные технологии – это внедрённые, новые, обладающие повышенной эффективностью методы и инструменты, приёмы, являющиеся конечным результатом интеллектуальной деятельности педагога.

Основным критерием «инновационности» технологии является повышение эффективности образовательного процесса за счёт её применения.

Использование в логопедической практике инновационных служит эффективным дополнением к общепринятым наиболее популярным классическим технологиям и методикам, разработанным в конце XX века. И относится к так называемым «микроинновациям», поскольку её использование не меняет базисную организацию логопедической помощи, а лишь локально модифицирует её методическую составляющую и служит для создания благоприятного эмоционального фона.

Творчески варьируя сочетаемость разных технологий обучения, систематически и целенаправленно используя их на практике, в соответствии с индивидуальными возможностями каждого ребенка, коррекционно – развивающий процесс становится более результативным и эффективным.

В последние годы отмечается устойчивая тенденция ухудшения здоровья дошкольников, увеличения числа детей с нарушением психического и речевого развития, в связи с чем, применение инновационных здоровьесберегающих технологий в деятельности ДОУ становится очень актуальным.

Инновационные технологии, применяемые мной в логопедической практике, базируются на приоритетных направлениях ФГОС ДО. Подробно изучая новинки методической литературы, выбрала, на мой взгляд, наиболее актуальные и практичные инновационные методы, которые помогут сделать коррекционную работу с детьми, имеющими нарушения речи, эффективной и результативной.

Инновационные технологии в логопедической практике это всего лишь дополнение к общепринятым, проверенных временем технологиям (технология диагностики, технология звукопостановки, технология формирования речевого дыхания, развития мелкой моторики рук и т.д.)

Нестандартные подходы, новые инновационные технологии нужны чтобы:

  • сделать обучение осознанным;
  • интересным;
  • оптимизировать процесс обучения;

содействовать оздоровлению детей.

Виды инновационных технологий, используемых в логопедии:

  1. Информационно-коммуникационные технологии;
  2. Инновационные психокоррекционные технологии: , сказкотерапия, песок-терапия и т.д.;
  3. Образовательные технологии (ТРИЗ, синквейн,интеллектуальная карта, кластер);
  4. Здоровьесберегающие технологии:

5. Смешанные технологии — традиционные логопедические технологии использованием нововведений(сенсомоторное воспитание детей, использование навыка чтения при формировании речевой деятельности,

6. Организационные инновационные технологии: определение новых форм логопедической помощи детям с речевыми нарушениями( квест –технология-представляет собой современную форму работы с детьми с нарушениями речи )

Преимущество использования инновационных моделей в логопедической практике (см.слайд) Направления коррекционной работы с использованием инновационных моделей(см.слайд.

ИКТ технологии:

Электронные средства обучения постепенно становятся инструментом, способным существенно повысить качество образования, позволяющим сделать процесс обучения интересным, многогранным.

— Формирование и развитие у детей речевых и языковых средств: звукопроизношения, просодики, фонематического анализа и синтеза, лексико-грамматического строя речи, связной речи;

— Формирование и развитие навыков учебной деятельности: развитие познавательной активности, самоконтроля, развитие мелкой моторики рук, развитие и координация психических процессов;

— Задачи творческого цикла: развитие воображения, развитие познавательной активности, развитие потребности к познанию.

Инновационные психокоррекционные технологии: , сказкотерапия, песок-терапия

Сказкотерапия – метод, использующий сказочную форму для интеграции личности, развития творческих способностей, расширения сознания, совершенствования взаимодействий с окружающим миром.

Целью сказкотерапии является снижение агрессии у детей, устранение тревожности и страхов, развитие эмоциональной саморегуляции и позитивных взаимоотношений с другими детьми. Для этого я использую сказочные приемы и способы работы с детьми, доступные им из-за своей простоты и огромного интереса к самой сказке. Перевоплощаясь в сказочных героев, дети с гораздо большим энтузиазмом выполняют задания. Через сказки ребенок получает знания о мире, о взаимоотношениях людей, о проблемах и препятствиях, возникающих у человека в жизни, учится преодолевать барьеры, находить выход из трудных ситуаций, верить в силу добра, любви и справедливости.

Главная цель ТРИЗ — развивать системное мышление детей, воспитывать творческую личность, способную понимать единство и противоречие окружающего мира, и научить детей самостоятельно решать свои маленькие проблемы. Дети с ОНР отстают в развитии словесно-логического мышления и без специального обучения с трудом овладевают анализом и синтезом, сравнением и обобщением.

Поэтому, параллельно с задачей накопления, обогащения, уточнения словарного запаса должна решаться другая не менее важная: создание условий для его активизации и актуализации собственного высказывания. И здесь на помощь может прийти дидактический синквейн. Эта технология не требует особых условий для использования и органично вписывающаяся в работу по развитию лексико–грамматических категорий у дошкольников и младших школьников с ОНР.

Среди многообразия развивающих игр, знакомых нам по педагогической дидактике, появилась совершенно особенная, творческая и добрая Технология интенсивного развития интеллектуальных способностей у детей по средствам игр В.В. Воскобовича.

Принципы, заложенные в систему этих игр- интерес- познание – творчество, становятся максимально действенными, так как игра обращается непосредственно к ребёнку добрым, самобытным, весёлым языком сказки, интриги забавного персонажа или приглашения к приключениям.

Развивающие игры В.В. Воскобовича- это интеграция психологических, педагогических и логопедических технологий, осуществляющая стимуляцию развития познавательной сферы и выработку определённых навыков и умений. Особенности этих игр таковы, что не надо перестраивать работу учреждения или ломать реализуемые программы. Технология органично вплетается в уже сформированный процесс обучения и коррекции. В отношениях «взрослый- ребёнок» здесь не предполагается положение взрослого над ребёнком, только партнёрские отношения. Ребёнок окружается непринуждённой, весёлой, интеллектуально- творческой атмосферой. Она сплетается из чувства внешней безопасности, когда малыш знает, что его проявления не получат отрицательной оценки взрослых, и вырастет ощущение внутренней раскованности за счёт поддержки его творческих начинаний.

В условиях реализации ФГОС особые требования предъявляются к развивающей предметно-пространственной среде, а именно: оптимальность, целостность, многофункциональность, трасформируемость, вариативность (в непосредственно образовательной деятельности, в совместной деятельности и в самостоятельной деятельности ребёнка) , разнообразность игр. учителя-логопеды, проводя каждый год мониторинг и сталкиваемся ежедневно с трудностями усвоения речевого материала, бедного предметного, предикативного и атрибутивного словарного запаса, нарушениями в развитии лексико-грамматического строя речи, несформированностью фонетико-фонематических процессов, отставанием в развитии связной речи, нарушении смысловой и произносительной сторон речи, выраженным аграмматизмом, дефектами звукопроизношения, специфическими нарушениями слоговой структуры слов у детей-логопатов. Поэтому учитывая всё это, я воспитатели группы внедрили в свою работу маркеры игрового пространства.

Технология «Интеллектуальная карта»

уникальный и простой метод запоминания информации, с помощью которого развиваются как творческие, так и речевые способности детей и активизируется мышление;

помогает пробудить у ребенка способность к изображению окружающего мира.

Технология «Кластер» аппробирую в своей работе

Кластер – (скопление, гроздь, пучок), совокупность, объединение нескольких однородных элементов, предметов.

Технология «Кластер» позволяет сделать наглядными те мыслительные процессы, которые происходят при погружении в тот или иной текст.

Технология кластеров универсальна, так как помогает работать с большим объемом информации, которую необходимо освоить, выделить главное, систематизировать и определенным образом представить. Суть крастера заключается в выделении темы, смысловых единиц и графическом оформлении схемы в определённом порядке.

Кластер активизирует мыслительную деятельность дошкольников: умение ставить вопросы, выделить главное, делать сравнение, устанавливать причинно – следственные связи и делать умозаключения.

Так как не все дети умеют читать, то в своей работе можно использовать иллюстрированные или смешанные кластеры. Для легкости запоминания мы используют картинки, фотографии, рисунки, схемы. В процессе образовательной деятельности возможны варианты составления кластера по лексическим темам. В итоге получается структура, графически отображающая размышления детей, определяет информационное поле данной темы.

Разбивка на кластеры в условиях реализации ФГОС

  • является эффективным методом при формировании обобщающих понятий и обучении классификации
  • развивает вариативность мышления, способность устанавливать связи и отношения изучаемого понятия (явления, события)
  • помогает обучающемуся свободно и открыто думать по поводу какой-либо темы
  • вызывает свежие ассоциации, дает доступ к имеющимся знаниям, вовлекает в мыслительный процесс новые представления по определенной теме
  • развивает такое качество личности, как коммуникабельность
  • Известно, что уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук.
  • Если развитие движения пальцев соответствует возрасту, то и речевоеразвитие в пределах нормы, если развитие движений пальцев отстает — задерживается и развитие речи. Ученые, изучающие деятельность детского мозга, психику детей, отмечают большое стимулирующее значение функций руки.
  • Учеными-физиологами доказано, что тренировка пальцев через определенные зоны в коре головного мозга положительно влияет на подвижность органов артикуляции, от чего произношение ребенка становится более четким и правильным.
  • Как отмечает М. М. Кольцова, есть все основания рассматривать кисть руки как орган речи — такой же, как и артикуляционный аппарат. С этой точки зрения двигательную проекционную область кисти руки можно счи-тать еще одной речевой зоной мозга.

Одной из нетрадиционных логопедических технологий является Су –Джок терапия («Су » – кисть, «Джок» – стопа). В коррекционно — логопедической работе приемы Су — Джок терапии я активно использую в качестве массажа при дизартрических расстройствах, для развития мелкой моторики пальцев рук, а так же с целью общего укрепления организма. Ребристая игольчатая поверхность шарика воздействует на нервные окончания, улучшает приток крови и активизирует кровообращение. Массажный шарик ускоряет капиллярный кровоток, уменьшает венозный застой и повышает кожно-мышечный тонус. Массажные шипы на поверхности шарика воздействуют на биологически-активные зоны коры головного мозга, способствуют улучшению состояния всего организма. Массажный шарик положительно сказывается на развитии детей.

Таким образом, Су – Джок терапия является одним из эффективных приемов, обеспечивающих развитие познавательной, эмоционально-волевой сфер ребенка.

Одним из новых подходов, относящимся к здоровьесберегающим технологиям является кинезиология или «гимнастика мозга». Совершенствование интеллектуальных и мыслительных процессов необходимо начинать с развитиядвижений пальцев и тела. Развивающая работа должна быть направлена от движений к мышлению, а не наоборот. И вот тут на помощь к нам приходят кинезеологическиеупражнения или как еще называют «гимнастика мозга». Пальчиковые кинезиологические упражнения можно использовать для развития мышц руки и развития межполушарного взаимодействия коры головного мозга ребенка. Упражнения необходимо проводить ежедневно. С начало детям с раннего возраста учить выполнять пальчиковые игры от простого к сложному.

Практика подтверждает, что использование инновационных технологий в работе учителя-логопеда позволяет значительно повысить эффективность логопедической работы, активизировать динамику развития навыков правильной речи и всего коррекционнообразовательного процесса в целом.

Инновационные методы в работе с детьми, имеющими речевые нарушения

Инновационные методы в работе с детьми, имеющими речевые нарушения.

Инновационный проект.

Суркова Светлана Юрьевна

«Слово – есть первый признак сознательной, разумной жизни.

Слово есть воссоздание внутри себя мира».

Актуальность. В последние годы в системе дошкольного воспитания и обучения особенно ясно стала прослеживаться тенденция к росту числа детей с речевыми нарушениями. Речь – существенный элемент человеческой деятельности, позволяющий человеку познавать окружающий мир, передавать свои знания и опыт другим людям, аккумулировать их для передачи последующим поколениям. Являясь средством выражения мыслей, речь, в ходе ее развития в онтогенезе, становится основным (но не единственным) механизмом мышления человека. Высшее, абстрактное мышление невозможно без речевой деятельности. В связи с этим актуальность использования инновационных методов и приемов в обучении детей дошкольного возраста правильной речи принимает глобальный характер.

Дошкольный возраст – это возраст образных форм сознания, и основанными средствами, которыми ребенок овладевает в этом возрасте, являются образные средства: наглядные модели, схемы, таблицы и т.п. использование обобщений позволяет ребенку обобщить свой непосредственный опыт. Как установлено исследованиями Л.Венгера, А.Запорожца, Ж.Пиаже и других, главное направление развития образного мышления, воображения, памяти состоит в овладении ребенком способности к замещению и пространственному моделированию.

Основная цель проекта:

использование инновационных методов и приемов в обучении детей дошкольного возраста правильной речи.

В соответствии с целью, определила задачи:

Изучить лингвистическую, психолингвистическую и логопедическую литературу по проблеме исследования.

Расширить и обогатить словарный запас детей логопатов.

Повысить познавательную активность и работоспособность детей.

Активизировать процессы восприятия, внимания, памяти.

Принципы построения проекта:

Доступность предлагаемого материала.

Систематичность и постепенность его усвоения.

Наглядность и практическое применение.

Учет возрастных особенностей.

Новизна проекта: поиск вспомогательных средств, облегчающих и направляющих процесс становления у ребенка развернутого смыслового высказывания.

Обоснование инновационного проекта.

Не для кого не секрет, что у детей с общим недоразвитием речи существуют следующие проблемы: скудный словарный запас, неумение согласовывать слова в предложении, нарушение звукопроизношения. У большинства детей нарушено внимание, несовершенно логическое мышление. Поэтому логопедическое воздействие при устранении общего недоразвития речи – очень сложное дело. Необходимо научить детей связно, последовательно, грамматически правильно излагать свои мысли, рассказывать о различных событиях из окружающей жизни.

В дошкольном возрасте преобладает наглядно-образная память, и запоминание носит в основном непроизвольный характер: дети лучше запоминают события, предметы, факты, явления, близкие их жизненному опыту. Исследования показали, что объём зрительной памяти и возможности смыслового, логического запоминания у детей с ОНР, практически не отличается от нормы, но заметно снижена их слуховая память и продуктивность запоминания.

Учитывая тот факт, что полнота, точность и легкость воспроизведения во многом зависят от особой (мнемической) деятельности, специально направленной на запоминание словесного материала, я использую метод моделирования (модели, схемы, пиктограммы), который способствует формированию связной речи, позволяет развивать более сложную монологическую речь дошкольников. С детьми заранее разрабатываются схемы (карточки), символы слов. Затем им дается образец построения предложения. Далее предложения объединяются в рассказ. В результате дети логопедической группы составляют рассказы из восьми предложений, составляют и прочитывают по схемам стихотворения, пословицы, загадки.

Мнемотехника – система методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации.

Мнемотехника – это система методов и приемов, обеспечивающих успешное освоение детьми знаний об особенностях объектов природы, об окружающем мире, эффективное запоминание структуры рассказа, сохранение и воспроизведение информации, и конечно развитие речи.

Приёмы мнемотехники облегчают запоминание у детей и увеличивают объём памяти путём образования дополнительных ассоциаций.

К.Д.Ушинский писал: “Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам – он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он их усвоит на лету”.

Так как наглядный материал у дошкольников усваивается лучше, использование мнемотаблиц на занятиях по развитию связной речи, позволяет детям эффективнее воспринимать и перерабатывать зрительную информацию, сохранять и воспроизводить её. Особенность методики – применение не изображения предметов, а символов. Данная методика значительно облегчает детям поиск и запоминание слов. Символы максимально приближены к речевому материалу, например, для обозначения домашних птиц и животных используется дом, а для обозначения диких (лесных) животных и птиц – ёлка. Мнемотаблицы-схемы, служат дидактическим материалом в моей работе по развитию связной речи детей с ОНР. Я их использую для обогащения словарного запаса, при обучении составлению рассказов, пересказов, отгадывании загадок, заучивании стихов.

Таким образом можно сделать вывод: использование мнемотаблиц на занятиях способствует формированию связной речи, позволяет развивать более сложную монологическую речь дошкольников.

Опыт работы по данной методике показал следующие результаты:

Использование инновационных методов в работе с детьми, имеющими речевые нарушения

Речь является одной из важнейших психических функций человека и сложной функциональной системой, в основе которой лежит использование знаковой системы языка в процессе общения.

Бесплатные занятия с логопедом

Речь является одной из важнейших психических функций человека и сложной функциональной системой, в основе которой лежит использование знаковой системы языка в процессе общения. Речевое общение создает необходимые условия для развития различных форм деятельности. Овладение ребенком речью способствует осознанию, планированию и регуляцией его поведения.

Мы все прекрасно знаем, что хорошо развитая речь ребенка дошкольного возраста является важным условием успешного обучения в школе. Необходимо помочь ребенку преодолеть нарушения речи, так как они отрицательно влияют на все психические функции, отражаются на деятельности ребенка, поведении.

На сегодняшний день в арсенале всех, кто занят воспитанием и обучением детей дошкольного возраста имеется обширный практический материал, применение которого способствует эффективному речевому развитию ребенка.

Но мы сталкиваемся с трудностями коррекционной работы из-за возросшего количества речевой патологии.

Любой практический материал можно условно разделить на две группы: во-первых, помогающий непосредственному речевому развитию ребенка и, во-вторых, опосредованный, к которому относятся нетрадиционные логопедические технологии.

Инновационные методы воздействия в деятельности логопеда становятся перспективным средством коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими нарушения речи. Эти методы принадлежат к числу эффективных средств коррекции и помогают достижению максимально возможных успехов в преодолении речевых трудностей у детей дошкольного возраста. На фоне комплексной логопедической помощи инновационные методы, не требуя особых усилий, оптимизируют процесс коррекции речи детей и способствуют оздоровлению всего организма.

Современная Логопедия находится в постоянном активном поиске путей совершенствования и оптимизации процесса обучения и развития детей на разных возрастных этапах и в различных образовательных условиях, которые характерны для детей с особыми образовательными потребностями.

Инновационные технологии — это внедрённые, новые, обладающие повышенной эффективностью методы и инструменты, приёмы, являющиеся конечным результатом интеллектуальной деятельности педагога.

Применительно к педагогическому процессу, инновация означает введение нового в цели, содержание, методы и формы образования, организацию совместной деятельности педагога и ребёнка это внедрённые, новые, обладающие повышенной эффективностью методы и инструменты, приёмы, являющиеся конечным результатом интеллектуальной деятельности педагога.

Основным критерием «инновационности» технологии является повышение эффективности образовательного процесса за счёт её применения.

Любая инновация, используемая в логопедической практике, относится к так называемым «микроинновациям», поскольку её использование не меняет базисную организацию логопедической помощи, а лишь локально модифицирует её методическую составляющую.

Лексико-грамматическая сторона речи детей старшего с общим недоразвитием речи значительно отличается от речи нормально развивающихся сверстников, их словарного запаса, как в количественном, так и в качественном плане.

— Бедный словарь. Дети используют в активной речи общеизвестные, часто употребляемые в обиходе слова и словосочетания.

— Непонимание и искажение значений слов, как правило, проявляются в неумении отобрать из словарного запаса и правильно употребить в речи слова, наиболее точно выражающие смысл высказывания, в несовершенстве поиска номинативных единиц.

— Трудности согласования слов в словосочетаниях и предложениях, которые выражаются в неумении правильно подобрать окончания слов.

В связи с этим параллельно с задачей накопления, обогащения,уточнения словарного запаса должна решаться другая не менее важная: создание условии для его активизации и актуализации собственного высказывания. И здесь на помощь может прийти дидактический синквейн. Эта технология не требует особых условий для использования и органично вписывающаяся в работу по развитию лексико-грамматических категорий у дошкольников и младших школьников с ОНР.

Синквейн с французского языка переводится как «пять строк», пятистрочная строфа стихотворения. Дидактический синквейн основывается на содержательной стороне и синтаксической заданности каждой строки. Составление дидактического синквейна является формой свободного творчества, требующей от автора умения находить в информационном материале наиболее существенные элементы, делать выводы и кратко их формулировать. Эти способности очень востребованы в современной жизни.

ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ЛОГОПЕДИИ:

• арт-терапевтические технологии;

• современные технологии логопедического и пальцевого массажа;

• современные технологии сенсорного воспитания;

• телесноориентированные техники;

• информационные технологии.

Положительные результаты приносит включение в коррекционно-развивающий процесс арттерапии (арттерапия применительно к специальному образованию как синтез нескольких областей научного знания (искусства, медицины и психологии, а в лечебной и психокоррекционной практике как совокупность методик, построенных на применении разных видов искусства в своеобразной символической форме и позволяющих с помощью стимулирования художественно-творческих (креативных) проявлений ребенка с проблемами осуществить коррекцию нарушений психосоматических, психоэмоциональных процессов и отклонений в личностном развитии., основными функциями которой являются катарсистическая (очищающая, освобождающая от отрицательных состояний) и регулятивная (снятие нервно-психического напряжения, регуляция психосоматических процессов).

• музыкотерапия (вокалотерапия, игра на музыкальных инструментах);

• кинезитерапия (танцтерапия, телесно-ориентированная терапия, логоритмика, психогимнастика);

мнемотехника;

• креативная игротерапия (песочная терапия).

Музыкотерапия – это лекарство, которое слушают. Лёгкая спокойная музыка во время коррекционных занятий успокаивающе действует на нервную систему, приводит в равновесие процессы возбуждения и торможения.

На занятиях использую следующие приёмы музыкотерапии:

Прослушивание музыкальных произведений.

Ритмические движения под музыку.

Сочетание музыки с работой по развитию ручного праксиса.

Пропевание чистоговорок под музыкальное сопровождение.

Музыкотерапевтическое направление работы способствует:

Улучшению общего состояния детей;

Улучшению исполнения качества движений (развиваются выразительность, ритмичность, плавность);

Коррекции и развитию ощущений, восприятий, представлений;

Стимуляции речевой функции;

Нормализации просодической стороны речи (тембр, темп, ритм, выразительность интонации).

• нормализация нейродинамических процессов коры головного мозга, нормализация биоритма;

• стимуляция слухового восприятия (активизация правополушарных функций);

• улучшение общего состояния детей;

• улучшение исполнения качества движений (развиваются выразительность, ритмичность, плавность);

• коррекция и развитие ощущений, восприятий, представлений;

• стимуляции речевой функции;

• нормализация просодической стороны речи (тембр, темп, ритм, выразительность интонации);

• формирование навыков словообразования;

• формирование слоговой структуры слова.

Во время проведения расслабляющего логопедического массажа используются произведения, оказывающие седативное действие, а во время активного – произведения, оказывающие тонизирующее действие.

Также тонизирующие музыкальные произведения возможно использовать во время проведения динамических пауз и артикуляционной гимнастики.

ТЕЛЕСНООРИЕНТИРОВАННЫЕ ТЕХНИКИ:

• растяжки – чередование напряжения и расслабления в различных частях тела, нормализуют гипертонус и гипотонус мышц;

• упражнения для релаксации – способствуют расслаблению, самонаблюдению, воспоминаниям событий и ощущений и являются единым процессом;

• дыхательные упражнения – улучшают ритмику организма, развивают самоконтроль и произвольность.

– это комплекс движений,позволяющих активизировать межполушарное воздействие:

• развивают мозолистое тело,

• улучшают мыслительную деятельность,

• способствуют улучшению памяти и внимания.

Упражнения типа «Кулак – ребро – ладонь», «Зайчик – колечко – цепочка», «Зайчик – коза – вилка» и др.

Массаж мышц периферического речевого аппарата помогает нормализовать мышечный тонус и тем самым подготовить мышцы к выполнению сложных движений, необходимых при артикуляции звуков.

Выполнение приёмов логопедического массажа требует чёткой диагностики состояния мышечного тонуса не только собственно мышц, участвующих в артикуляции, но также мышц лица и шеи.

Однако приемы дифференцированного массажа, применяемого при разных формах речевой патологии, разработаны относительно недавно и еще недостаточно внедрены в широкую практику. Однако становится ясно, что логопедический массаж, как одна из технологий должна занимать свое строго определенное место в ряду других логопедических техник. С одной стороны, логопедический массаж является важной составляющей в комплексной логопедической работе, с другой стороны, массаж не является панацеей при формировании звуков.

Самомассаж — это массаж, выполняемый самим ребенком (подростком или взрослым, страдающим речевой патологией.

Самомассаж является средством, дополняющим воздействие основного массажа, который выполняется логопедом.

Целью логопедического самомассажа является в первую очередь стимуляция кинестетических ощущений мышц, участвующих в работе периферического речевого аппарата, а также в определенной степени и нормализация мышечного тонуса данных мышц.

В практике логопедической работы использование приемов самомассажа весьма полезно по нескольким причинам. В отличие от логопедического массажа, проводимого логопедом, самомассаж можно проводить не только индивидуально, но и фронтально с группой детей одновременно.

• массаж ладонных поверхностей каменными, металлическими или стеклянными разноцветными шариками;

• массаж орехами, каштанами;

• массаж шестигранными карандашами;

• массаж зондами, зондозаменителями;

• массаж приборами Су-Джок терапии.

• создание коммуникативной направленности каждого слова и высказывания ребёнка;

• совершенствование лексико-грамматических средств языка;

• совершенствование звуковой стороны речи;

• развитие диалогической и монологической речи;

• эффективность игровой мотивации детской речи;

• взаимосвязь зрительного, слухового и моторного анализаторов;

• сотрудничество логопеда с детьми и друг с другом;

• создание на занятии благоприятной психологической атмосферы, обогащение эмоционально-чувственной сферы ребёнка;

• приобщение детей к прошлому и настоящему русской культуры, народному фольклору.

МНЕМОТЕХНИКА

Мнемотехника в переводе с греческого — искусство запоминания, технология развития памяти. Это система методов и приёмов, обеспечивающая успешное и эффективное запоминание информации.Идея: на каждое слово или словосочетание придумывается картинка и весь текст зарисовывается схематично. Любой рассказ, сказку, пословицу, стихотворение можно «записать», используя картинки или символьные знаки. Глядя на эти схемы, ребенок воспроизводит полученную информацию.

Схемы служат зрительным планом, помогающим ребенку воссоздать услышанное. Такие карточки схемы-опоры очень эффективно использую в работе. Мнемотехникой и кинезиологией (наукой о развитии головного мозга через определенные движения рук) пользовались Аристотель и Гиппократ.

Такие приёмы особенно важны для дошкольников, так как мыслительные задачи у них решаются с преобладающей ролью внешних средств, наглядный материал усваивается лучше вербального. Использую мнемотаблицы на занятиях по развитию связной речи, что позволяет детям эффективнее воспринимать и перерабатывать зрительную информацию, перекодировать, сохранять и воспроизводить её в соответствии с поставленными учебными задачами. Особенность методики – применение не изображения предметов, а символов для опосредованного запоминания. Это значительно облегчает детям поиск и запоминание слов.

Мнемотехника помогает в развитии:

• зрительной и слуховой памяти;

• зрительного и слухового внимания;

• ускорения процесса автоматизации и дифференциации поставленных звуков.

Суть мнемосхем заключается в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение).

Таким образом, весь текст зарисовывается схематично. Глядя на эти схемы – рисунки, ребёнок легко воспроизводит текстовую информацию.

Многообразные возможности песочной терапии способствуют более качественной коррекции речи и развитию эмоционально-волевой сферы.

Задачи,которые решаю на занятиях:

• Совершенствование умений и навыков практического общения, используя вербальные и невербальные средства.

Игра с песком — это естественная и доступная для каждого ребенка форма деятельности.

• совершенствованию умений и навыков практического общения, используя вербальные и невербальные средства;

• обогащению словарного запаса;

• развитию связной речи;

• побуждению детей к активным действиям и концентрации внимания;

• развитию фантазии и образного мышления.

При играх с песком:

— Снижается уровень мышечной зажатости, психоэмоционального напряжения.

— Происходит обогащение игрового опыта и, как следствие, творческой активности и самостоятельности в игре.

— У детей развивается способность к симпатии; формируется умение оказывать поддержку, помощь, проявлять внимание, заботу, участие.

— Развиваются навыки конструктивного выхода из проблемных ситуаций.

Компьютерные технологии принадлежат к числу эффективных средств обучения, все чаще применяемых в специальной педагогике. Анализ литературы показывает, что компьютерные средства представляют для специалиста не часть содержания коррекционного обучения, а дополнительный набор возможностей коррекции отклонений в развитии ребенка. Дефектологу, применяющему в работе компьютерную технику,необходимо решить две основные задачи специального обучения: сформировать у детей умения пользоваться компьютером и применять компьютерные технологии для их развития и коррекции психофизиологических нарушений.

Приоритетная задача применения компьютера в работе состоит не в обучении детей адаптированным основам информатики и вычислительной техники, а в комплексном преобразовании их среды обитания, создании новых научно обоснованных средств развития активной творческой деятельности.

На занятиях компьютер помогает провести физминутку, зарядку для глаз, провести интерактивные игры для развития фонематических процессов.

ПРИЁМЫ И МЕТОДЫ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ КОРРЕКЦИИ У НЕГОВОРЯЩИХ ДЕТЕЙ СО СЛОЖНОЙ СТРУКТУРОЙ НАРУШЕНИЙ В ШКОЛЕ VIII ВИДА

Коренькова Виктория Александровна, учитель-логопед, ГБОУ РК «Школа-интернат № 24»

Аннотация:

Статья посвящена вопросам логопедической коррекции безречевых детей с умственной отсталостью. Рассматриваются формы, приемы и приоритетные направления коррекции для различных групп безречевых детей. Статья может быть полезна учителям-логопедам и учителям-дефектологам.

Ключевые слова:

Безречевые дети; умственная отсталость; РАС, ДЦП, синдром Дауна.

В 2008 году в нашу школу стали поступать дети со сложной структурой нарушений. Эту группу детей можно было охарактеризовать следующими общими чертами:

  1. Нарушение эмоционально- волевой сферы.
  2. Глубокая умственная отсталость.
  3. Тяжёлое нарушение речи (отсутствие или несформированность базовых компонентов речи).
  4. Нарушение общей и мелкой моторики.
  5. Аутизм или аутистические черты.

В логопедической работе я столкнулась с неговорящими, безречевыми, детьми, «речь» которых можно описать следующим образом:

  • активная речь состоит из отдельных лепетныхслов и/или слогов (ма или мама, па или папа, ав— собака, би-би — машина и т.п.).
  • у детей нет потребности подражать слову взрослого, а если и есть речевая подражательная деятельность, то она реализуется в слоговых комплексах, состоящих из двух-трех плохо артикулируемых звуков.
  • в активном словаре этих детей насчитывается до 25-27 слов или активная речь полностью отсутствует.

Умственное и речевое развитие ребенка тесно связаны между собой, но вместе с тем развитие речи и познавательной деятельности характеризуются определенными особенностями. Формирование речи основывается на развитии познавательной деятельности, но эти 2 процесса являются относительно автономными.

Известно, что уровни речевого развития детей с идиотией, имбецильностью и дебильностью существенно различаются. Интеллектуальная недостаточность отрицательно сказывается на речевом развитии ребенка. Среди детей с грубым нарушением интеллектуальной деятельности значительное количество неговорящих детей (по некоторым данным 40—50 %), у них оказываются несформированными предпосылки развития речи (ориентировочные действия, интерес к окружающему миру, предметная деятельность). Специфические особенности речевого развития препятствуют усвоению учебного материала ребенком, снижают и без того невысокую продуктивность обучения, препятствует общению ребенка, его адаптации в обществе.

При определении содержания обучения таких детей необходимо было учесть, что для них наиболее значимыми являются не академические знания, а овладение навыками общения, приспособление к ежедневной жизни людей в обществе. Это предъявило особые требования ко мне как к педагогу, к организации процесса коррекции и коммуникативной деятельности.

Были определены следующие цели логопедической работы:

  • Формирование элементарных коммуникативных умений.
  • Формирование элементарных знаний об окружающем природном и социальном мире.

На начальном этапе логопедической коррекциия решала следующие задачи:

  • Установление эмоционального контакта между взрослым и ребёнком, воспитание положительной мотивации к занятиям.
  • Обогащение и уточнение пассивного словаря, его актуализация.
  • Развитие слухового внимания (через использование звучания музыкальных инструментов, игрушек, или различных по материалу предметов).
  • Развитие моторики артикуляционного аппарата, мелкой моторики рук, общей моторики.
  • Формирование основных мыслительных операций: анализ, синтез, сравнение, обобщение.
  • Вызывание любых звуко-речевых проявлений.

На сегодняшний день есть дети, которые успешно вышли из категории «безречевых». Так, Илья пришел к нам в школу в феврале 2008 года неговорящим ребенком, с атипичным аутизмом.

Первые занятия строились ситуативно исходя из возможностей и желаний ребенка. Илья сам выбирал себе для занятия объект из ряда предложенных. Далее занятие строилось вокруг этого объекта. Сначала это были простые манипуляции с предметом, затем выполнялись простые инструкции с ним, далее предметно-практические действия усложнялись. Параллельно устанавливался эмоциональный контакт с ребенком. Для этого использовались привычные для ребенка ритуалы (например, сначала на занятиях мы здоровались с ним ресничками).

Постепенно мы отошли от привычных для него ритуалов и выработали новые, которые дали нам возможность выстроить примерную структуру занятия. Одним из таких ритуалов является – проговаривание алгоритма последующих действий, который каждый раз заканчивается поощрением в виде выполнения задания на компьютере. Инструкция: сейчас мы с тобой сделаем упражнения для губок и язычка, потом посмотрим картинки, поговорим о них, а затем ты позанимаешься на компьютере.

Если сначала этот алгоритм требовалось повторять на занятии многократно, то впоследствии достаточно было одного-двух повторений. Постепенно Илья стал проявлять интерес, получать удовольствие от занятий, что дало свои результаты.

Единственная проблема, которая длительное время оставалась на занятиях – ребенок долго не мог выполнить комплекс артикуляционных упражнений, что затрудняло коррекцию звукопроизношения. Пришлось прибегнуть к небольшой хитрости. Зная его любовь к занятиям на компьютере, я разработала комплекс упражнений и представила его в форме презентации, через некоторое время Илья стал выполнять его в полном объеме, без подкрепления компьютером.

На сегодняшний день можно отметить значительную динамику. Мы работаем над формированием не только предметного и глагольного словаря, но и составляем простые предложения, формируем связную речь. Появилась возможность работать с ребенком по классической структуре логопедического занятия.

К сожалению, не все дети благополучно вышли из категории «безречевых», поскольку уровень их интеллектуального развития недостаточен для формирования предпосылок речевого развития. Систематика и механизм речевых расстройств у этих детей определяются не только наличием общего, диффузного недоразвития мозга, что обуславливает системное нарушение речи, но и локальной патологией зон, имеющих непосредственное отношение к речи, что еще более усложняет картину нарушений речи при глубокой умственной отсталости.

Мной были выделены этапы логопедической работы в зависимости от степени нарушения речевого развития ребенка, определена последовательность формирования языковых обобщений в зависимости от последовательности формирования их в процессе онтогенеза. Зона актуального развития таких детей соответствовала развитию в онтогенезе ребенку до года.

Для дальнейшей успешной коррекции я определила зону ближайшего развития исходя из особенностей структуры нарушения. Обратив внимание на то, что дети с синдромом Дауна часто имеют одинаковые проблемы с речью, а также проанализировав некоторое количество неговорящих детей школы по нескольким параметрам, условно ­­­­определила несколько групп «безречевых» детей, нуждающихся в логопедической коррекции по определенным направлениям:

  1. Безречевые дети с аутизмом или аутистическими чертами поведения с нарушением интеллекта.
  2. Неговорящие дети с синдромом Дауна, нарушением интеллекта.
  3. Безречевые дети с ДЦП, нарушением интеллекта.
  4. Безречевые дети с выраженной или глубокой интеллектуальной недостаточностью.

Для формирования и логопедической коррекции всех групп необходимо:

  • проведение диагностики и оценка коммуникативных возможностей детей;
  • подбор средств альтернативной и дополнительной коммуникации для каждого ребенка (при подборе средств учитываются возможности и сильные стороны ребёнка);
  • использование простых средств (картинки, пиктограммы, фотографии) для создания доступной коммуникативной среды в группе детей и в домашних условиях;
  • использование средств альтернативной коммуникации в свободной деятельности детей в классах, группах, на индивидуальных и групповых занятиях;
  • выделение приоритетных направлений логопедической коррекции с каждой группой детей.

См. приложения № 1, № 2

Подробнее остановимся на четвертой группе безречевых детей с выраженной или глубокой интеллектуальной недостаточностью. Встает вопрос о соотношении вербальной и невербальной коммуникации, о возможности и целесообразности использования последней в обучении детей. Следует признать, что в работе с неговорящими детьми вербальные способы передачи фактической информации малоэффективны. Дети не всегда понимают обращенную речь. Вербальная коммуникация не может быть ведущей в социальной коммуникации.

Нами были определены основные требования к методам коррекции детей данной категории:

– Использование игровой формы как доминирующей. Игра рассматривается не как развлечение и отдых, а как средство обучения и коррекции (например, мы играем в «магазин», лото).

– Использование эмоций, наиболее сохранной стороны психической деятельности детей, в целях пробуждения познавательных потребностей и повышения мотивации обучения (подкрепление состояния успеха у ребенка яркой эмоциональной похвалой).

– Использование специальных игровых приемов для развития подражания.

– Предметно-действенное обучение. Организация постоянной активной практической деятельности детей с конкретными предметами.

– Детальное расчленение материала на простейшие элементы при сохранении его систематичности и логики построения. Обучение ведется по каждому элементу, и лишь затем части объединяются в целое, а дети подводятся к обобщению. (например, при изучении лексической темы «Зима»: знакомство со словом (снег, снежинка, снеговик…) через картинку, выбор картинки из ряда картинок из разных лексических групп, выбор картинки из ряда картинок в одной лексической группе и т.д.)

– Постепенное усложнение самостоятельных действий детей: переход от действий по подражанию к действиям по образцу, по речевой инструкции, которая должна быть четко сформулирована.

-Частая смена видов деятельности на занятии, привлечение внимания детей к новым пособиям, новым видам деятельности в целях удерживания его на необходимое время.

– Комбинированное (комплексное) построение занятия: на одном занятии проводятся различные виды работы по разным разделам, например: игра — логоритмические и / или физические упражнения – предметно-практическая деятельность — артикуляционные и дыхательные упражнения — развитие мелкой моторики (рисование, лепка) и т.д.

– Использование средств альтернативной коммуникации:

  • Взгляд, мимика, жесты
  • Звукопроизношение
  • Неэлектронная помощь (фото, рисунки, символы, пиктограммы)
  • Электронная помощь (компьютеры)

Таким образом, поддерживающая коммуникация является оптимальной основой для формирования полноценной жизнедеятельности детей с тяжелой формой интеллектуальной недостаточности. Специфическая логопедическая работа должна быть направлена на организацию взаимодействия, формирование возможности общения с другими людьми; развитие понимания речи и способности выразить с помощью доступных средств свои потребности, просьбы, мысли и чувства; на получение социального опыта.

Список литературы:

1. «Хрестоматия по логопедии»: учебное пособие для студентов высших и средних специальных педагогических учебных заведений: в 2 тт./под ред. Волковой и В.И. Селиверстова. М., 1997.

2. Логопедия. /под ред. Л.С. Волковой. М., 2002.

3. Поваляева М.А. Справочник логопеда. Ростов-на-Дону, 2002.

Использование инновационных методов в работе с детьми, имеющими речевые нарушения

Использование инновационных методов в процессе обучения детей с ограниченными возможностями, и их использование, положительно влияющее как на развитие детей, так и педагогическую деятельность в целом.

Актуальность и практический аспект связаны с тем, что применение современных информационных технологий в обучении – одна из наиболее важных и устойчивых тенденций развития образовательного процесса [5]. Учебным заведениям предоставляются широкие возможности для использования данных в учебном процессе. Вместе с тем, перед системой образования встала задача перестройки учебного процесса для того, чтобы эффективно использовать новые возможности [2]. При помощи нововведений у детей повышается уровень познавательного интереса, в ходе этого происходит коррекция недостатков в развитии, а так же ребенок проявляет себя активно в творчестве. Благодаря использованию инновационных технологий у детей увеличивается возможность приобретения знаний, умений и навыков, которые пригодятся им в жизни.

Под определением «инновация» подразумевается нововведение, изменение, обновление, а также имеет тесную связь с деятельностью по созданию, освоению, использованию нового. Особенности нововведений заключается в следующем:

– Присутствие новых решений актуальных проблем;

– Применение обновлений способствует качественному изменению уровня развития личности в целом;

– Включение в образовательный процесс инноваций, применение которых приводит к качественным изменениям.

На данный момент одним из главных источников развития общества является информация, но, несмотря на это она в короткое время может стать неактуальной, следовательно, для нее требуется периодическое обновление.

Главной целью педагогического процесса является приобретение знаний, умений и навыков, с помощью которых осуществляется переход к практической деятельности от теоретической. Это приводит к становлению индивида – активным субъектом учебного процесса.

Основным в использовании инновационных технологий является подготовка личности к социуму и жизни в нем.

Наиболее главным в инновационных технологиях является: развитие мотивации, самостоятельности в своей деятельности, формирование личностного мышления, а также учет зоны ближайшего и актуального развития. Для того чтобы достичь данных целей необходимо брать за основу принцип научности.

Педагогическая деятельность основана на рефлексии личного практического опыта, при помощи анализа и синтеза своей практической деятельности, для того, чтобы достигнуть более высоких результатов.

Для развития детей с психо-физическими недостатками требуется реализация образовательных, воспитательных, коррекционных задач, осуществление которых обеспечивает комплексный подход к процессу формирования всесторонне развитой личности [3].

Л.С. Выготским было предложено дифференцировать первичный дефект и вторичные нарушения в развитие [4].

Одним из главных критериев для формирования правильного воспитательного процесса педагогу необходимо знать структуру дефекта, а также важно определить, что является первичным, а что вторичным дефектом, так как первичный поддается исправлению и коррекции. Следовательно, является важным более обширно изучить особенности детей с ограниченными возможностями, что позволяет определить педагогические и коррекционные задачи.

Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод, что именно в этом и заключается главная особенность воспитания детей с ограниченными возможностями.

Если педагог в своей работе постоянно использует одни и те же методы, то его профессиональная деятельность будет неполноценна, и будет препятствовать развитию личности педагога в целом. В своей работе он должен учитывать индивидуальные особенности развития ребенка. Систематически расширять свой кругозор в области воспитания и образования детей с ограниченными возможностями здоровья, проводить плановую работу с родителями. В начале каждого учебного года необходимо проводить опрос детей, для того, чтобы определить интересы и способности ребенка, а вместе с тем применять эффективные педагогические технологии на практике. К ним относятся:

– Здоровьесберегающие технологии: развитие мелкой моторики рук, гимнастика для глаз, дыхательная гимнастика, прогулки на свежем воздухе, регулярные занятия спортом;

– Игровые технологии (коррекционно-развивающие игры и упражнения);

– Коллективный способ обучения и воспитания (КСО);

– Поэтапное формирование умственных действий;

– Технологию индивидуализированного обучения;

– Элементы информационно-коммуникационных технологий.

Инновационные технологии играют большую роль в учебно-педагогическом процессе с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья. Для занятий с такими детьми необходимо иметь наглядный, раздаточный материал, а также разрабатывать индивидуальные задания для каждого ребенка, эффективное использование данных методов способствуют получению более высокого результата, при минимальной затрате времени.

Под готовностью к инновационной деятельности мы понимаем совокупность качеств педагога, определяющих его направленность на совершенствование собственной педагогической деятельности и деятельности всего коллектива, а также его способность выявлять актуальные проблемы образования, находить и реализовать эффективные способы их решения.

Нововведению свойственен непостоянный характер, следовательно, оно со временем может, как устареть, так и стать актуальным. С помощью инноваций можно изменить динамику педагогической системы образования в положительную сторону. Главным в нововведении является то, что оно должно быть лучшим, но не обязательно новым.

Для разработки инновационных идей служат: как положительные, так и отрицательные спонтанные события; несоответствие деятельности детей в их поведении и желании; потребность педагогического процесса; возникновение новых образовательных моделей; конфигурация современных ценностей и установок детей.

Главными особенностями нововведения в деятельности педагога являются: новшество при выявлении задач и постановки целей; глубокая содержательность; своеобразие в применении новых методов, а также тех, которые использовались ранее; создание новых концепций; возможность саморазвития, карьерного роста.

Одной из главных целей применения новшеств является многостороннее развитие педагога, как личности в целом, которое дает возможность самостоятельно выявлять методические решения и применять их в образовательном процессе.

Каждые инновационные технологии имеют свои причины, к основным из них относятся:

– Необходим поиск различных путей преодоления проблем в образовании;

– Необходимо увеличить уровень образовательных услуг, которые предоставляются обществу;

– Внушение коллективу мысли о том, что внедрение инновационных технологий поспособствуют улучшению профессиональной деятельности;

– Достижение квалифицированными педагогами наиболее высоких результатов в применении инновационных технологий в своей профессиональной деятельности, не останавливаясь на достигнутых;

– Мотивация выпускников педагогических вузов, слушателей курсов повышения квалификации в применении полученных знаний;

– Повышенные требования родителей;

– Конкуренция между образовательными учреждениями.

Каждому ребенку в обучении требуется индивидуальный подход, а особенно детям с ограниченными возможностями. У Детей с особыми образовательными потребностями процесс развития личности протекает в соответствии с их возможностями. У данной категории детей наблюдается недоразвитие всех психических процессов, также затруднена социализация, формирование интересов.

Детям с интеллектуальными нарушениями свойственно недоразвитие психических процессов, которое заключается в том, что они мало заинтересованы в своем обучении или не заинтересованы вовсе.

В результате, эти дети получают неполные и, возможно, искаженные представления об окружающем. Поэтому основными задачами мы считаем не только развитие умственных способностей детей, но и их эмоциональное благополучие, и социальную адаптацию. Развитие и социальная адаптация ребенка с интеллектуальными нарушениями чаще всего зависят от воспитания и обучения [1].

Таким образом, использование инновационных технологий позволяет достичь того, чтобы каждый ученик мог овладеть определенными знаниями, умениями, навыками в соответствии с его индивидуальными особенностями развития. Так же нововведение положительно влияет на формирование коммуникативных качеств и вхождение в социальную среду, что является немаловажным для развития личности в образовательном процессе.

Учащиеся постоянно находятся в коллективе, что помогает им найти общие интересы, а также у них формируется доброжелательные отношения друг к другу. Полученные детьми знания применяются в жизни, становятся неотъемлемой частью их личности.

Всякий результат, достигнутый в ходе образовательного процесса, зависит от отношения педагога к детям, от их настроя на работу, и от активного сотрудничества педагогического коллектива.

Читайте также:
Дифференциация звуков Щ — Ш
Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: